Советы женщинам!
ЛедиВека.ру » Дети » Детское здоровье »

Музыка – для детской души и здоровья!

Музыка – для детской души и здоровья!
logo

Музыкотерапия – методика, которую давно и эффективно используют в психотерапии, в ее основе лежит эмоциональное восприятие музыки. Смотря, какая мелодия используется, терапия музыкой оказывает различное действие – от нормализации внутреннего состояния и духовного очищения, до устранения проявляемой агрессии больших скоплений людей. Кроме того, доподлинно известно о том, что терапия музыкой может влиять на самочувствие взрослых и детей.

Воздействие музыкотерапии из глубины веков

На самом деле, методы музыкотерапии применяли еще в древние времена, причем делали это тогдашние знахари и целители. У каждого племени существовал набор собственных инструментов, и извлекаемые звуки дополнялись вокальными и танцевальными компонентами. Это и входило в лечебные ритуалы, которые наделяли магическими свойствами.

Практически во всех древних государствах – Египте, Греции, Риме, целебному эффекту музыкотерапии уделяли особое внимание, например, Аполлона – бога света, считали покровителем музыкального искусства и медицины, что подтверждает тесную связь между этими двумя понятиями.

Но кто же в современном мире уделил должное внимание этому аспекту и решил использовать музыкотерапию для работы с детьми и взрослыми?

Рушель Блаво – музыка лечит!

Автор понятия музыкотерапия – Рушель Блаво разработал удивительные методики, в которых использовал исцеляющие музыкальные композиции. И надо сказать, терапия музыкой помогла людям по всему миру, и этот опыт переняли многие клиники, что, собственно, неудивительно. Ведь благодаря музыкотерапии пациенты избавлялись от телесных болезней и душевных травм, причем, без использования медикаментозных средств.

музыкотерапия для детейБудучи профессором медицины, Блаво смог создать собственные музыкальные произведения, способствующие лечению самых разных недугов. Плотно изучая этот вопрос, он смог выяснить, что для разных болезней требуются различные мелодии, причем особую важность играет инструмент, на котором они исполняются.

Рушель Блаво, музыкотерапия которого определенно заслуживает внимания, разделил заболевания, которые лечатся данным методом, на несколько условных категорий:

  • расстройства психосоматического происхождения (сюда же входит аллергия, сбои в иммунной, сердечно-сосудистой системе и др.);
  • нарушения гормональной сферы;
  • нервно-психические расстройства;
  • нарушения сексуальной сферы;
  • синдром хронической утомляемости.

Кроме того, полезна музыкотерапия для детей, которые еще не покинули материнскую утробу, собственно, как и самой будущей мамочке. Исследования показали, что беременная женщина, которая находила время для прослушивания исцеляющей музыки, рожала быстро и без осложнений, да и с малышом никаких сложностей не возникало.

Положительные моменты музыкотерапии

Лечение музыкой, несомненно, обладает рядом преимуществ:

  • музыка абсолютно безвредна;
  • методики музыкотерапии просты в применении и не требуют особых навыков;
  • процесс музыкотерапии поддается контролю на любом этапе;
  • при использовании музыкотерапии, нередко отпадает необходимость в применении более традиционных способов лечения – более длительных и трудозатратных.

Правильно организованная музыкотерапия, занятия которой проводятся регулярно, с учетом особенностей звукосочетания, способна на многое:

  • передает различное настроение – человек может грустить, радоваться, тревожиться или веселиться;
  • влияет на интеллект и волю – может вселять уверенность, решительность, делать человека более сдержанным или легкомысленным, устранять такие качества, как безволие, инертность;
  • музыка способна придавать силы, легкости, расширять пространственные рамки;
  • благодаря музыкотерапии у ребенка появляется понимание таких понятий, как быстрота, умеренность, медленность, упругость, порывистость и др.

Терапия музыкой и детское здоровье

Как музыкотерапия влияет на здоровьеМногие дошкольные и школьные учреждения в разных странах восприняли музыкотерапию в качестве лечебно-воспитательного метода. Чешские ученые З. Матейова и С. Машура создали целый методический комплекс и даже издали книгу «Музыкотерапия при заикании».

В России лечением музыкой еще в начале 20 века заинтересовался психоневролог с мировой известностью – В.М. Бехтерев. Уже тогда он убедился в полезности классических композиций и колыбельных в развитии, и даже оздоровлении детей.

В начале этого века музыкотерапии было оказано внимание со стороны ученых Института педиатрии РАМН, тогда специалисты попытались отыскать научное обоснование эффективности данной методики. И тогда первыми детьми, участвовавшими в исследовании, стали новорожденные недоношенные младенцы.

Что же удалось выяснить в процессе изучения? Прежде всего, обращалось внимание на состояние малышей, которые пострадали от внутриутробного кислородного голодания. Подобное патологическое явление приводило к снижению активности клеточных ферментов. Так вот, после прослушивания классической музыки, цитохимический анализ показывал, что ферменты становились более активными. Улучшения от музыкотерапии были выявлены и по остальным показателям:

  • артериальному давлению;
  • пульсу;
  • ритму дыхания.

Все говорило о том, что организм новорожденных успешно адаптируется к условиям окружающей среды, и самочувствие крох под действием музыкотерапии улучшается. Конечно, у ученых оставались некоторые сомнения, ведь подобная реакция могла возникать на любой звук – тиканье часов, человеческую речь, вой собаки, а не только на музыку. И, возможно, гармония музыкального звучания не имеет к этому отношению?

Новорожденным младенцам предложили слушать ритмичные звуки метронома, и малыши вели себя спокойнее и укладывались спать. Но вот результаты цитохимического анализа показывали, что в клетке все же происходит ферментное угнетение. К слову, это можно назвать доказательством того, что тяжелые, как бы пульсирующие, рок композиции противопоказаны младенцам.

Когда мамочек с малышами отправляли домой, то одной из рекомендаций было прослушивание музыки известных классиков. Естественно, что не все родители прислушивались к советам, но проведенное исследование спустя год выяснило – у деток, чьи родители включали музыку, гораздо реже выявлялись неврологические нарушения. Тогда же и появились первые статистические данные об эффективности музыкотерапии.

Занятия музыкотерапией в дошкольных учреждениях

Музыкотерапия в детском саду – одно из методических направлений, используемое наряду с другими обучающими формами. Детям дошкольного возраста рекомендуется следующее:

  • прослушивание разной музыки;
  • пение хором;
  • свободные танцы;
  • написание собственных музыкальных композиций, которые затем записываются на аудионоситель;
  • игры на простейших инструментах.
В большинстве случаев, отдается предпочтение групповым занятиям, но, в некоторых случаях, используются индивидуальные формы. Консультирование психолога или педагога с использованием целебной музыки назначается при нарушениях психики или отклонении в развитии.

Терапия музыкой действительно может творить чудеса, но и в повседневной жизни недооценивать ее эффективность нельзя. Слушая музыку, ребенок мечтает, строит позитивные планы, настраивается на нужную волну, а при излишней возбудимости – успокаивается и настраивается на рабочий лад. Специалисты отмечают, что спокойная классическая музыка Чайковского, Моцарта, Вивальди, Шопена, Шуберта и прочих метров оказывает исключительно положительное действие на психику ребенка.

Комментариев нет

Оставить комментарий

Вверх