Преодолев первые три года своего развития, ваш ребенок наконец-то переступил невидимую черту и попал в «волшебный возраст». Почему его так называют? Потому что в этот период, как по волшебству, ваш малыш преображается, из неопытного крохи становясь самостоятельной личностью. Кроме психологического кризиса 3-х лет, его ожидает новая социальная роль в детском саду. Как он с ней справится и будет ли ему посещение этого заведения в радость или станет горем, зависит во многом от взрослых: воспитателей, родителей. Проще всего бывает детям, которые «идут в ногу» с требованиями к своему возрасту, а их мамы и папы точно знают, что должен уметь ребенок в 3 года.
Особенности физического развития
В сравнении с первыми годами жизни, данный период не предполагает таких кардинальных изменений. И все же развитие в физическом плане не стоит на месте. Рост и вес мальчиков и девочек имеет незначительные отличия.
Если ваш ребенок немного недотягивает до озвученных цифр или же, наоборот, их превышает, беспокоиться не стоит. При сильных же отклонениях и резких скачках вам нужно будет проконсультироваться у специалиста. Возможно, это связано с нарушениями в гормональном фоне или же отклонениями в деятельности внутренних органов, болезнями.
Здоровье и нормальное развитие малышу обеспечит правильный распорядок дня и здоровый сон. Ночью для отдыха ребенку требуется не менее 11 часов, а вот днем – час-полтора. Ложиться спать вечером малышу следует не позднее 21-00. Если вы планируете отдавать ребенка в сад, тогда приучайте его к принятому там порядку. Даже в выходные старайтесь вставать рано и не затягивать со временем отхода ко сну. Дети с правильным режимом дня порадуют вас здоровым телом и хорошим настроением.
Правильное физическое развитие у детей 3-х лет можно определить по двигательной активности, которая подразумевает следующие умения:
- способность самостоятельно преодолевать лестничные пролеты, двигаясь наверх или же вниз (при этом ноги переставляются попеременно);
- игра с мячом, которая предполагает бросок, умение поймать, бить;
- прыжки на двух ножках или же на каждой по отдельности;
- способность уверенно прокручивать педали трехколесного велосипеда и катание на нем;
- стояние на одной ножке более 5 секунд;
- легкость движения вперед и в обратном направлении;
- наклоны так, чтобы не потерять равновесие и не упасть.
Помимо этого, должно наблюдаться улучшение мелкой моторики. Ваш ребенок должен делать все быстрее и проворнее. Кроме того, ему следует овладеть новыми навыками и умениями. Что же умеет малыш делать ручками в три года?
- рассматривает книжки с яркими и крупными картинками, листая страницы пальчиками;
- использует специальные «детские» ножницы для того, чтобы резать бумагу;
- способен нарисовать круг и квадрат;
- может на листе изобразить «человечка» с несколькими частями тела (голова, руки, ноги);
- сможет написать несколько букв;
- овладел умением строить башню из большого количества кубиков (10 и больше);
- умеет себя одеть и раздеть, не прибегая к посторонней помощи;
- использует руки для того, чтобы закручивать или же откручивать банки;
- для рисования использует более чем один цвет.
Речь и мыслительные процессы
Если до 3-х лет у вашего малыша были сложности с речью, то в этот период вы можете ожидать того, что «плотину прорвало». На детских площадках часто встречают рассказы мамочек о том, как ребенок до этого времени молчал, а потом начал разговаривать полными предложениями и выговаривать правильно все звуки. А в случае, если взрослые сильно настаивают на том, что малыш «должен» разговаривать, он может проявлять нежелание развивать речь и даже агрессию. Поэтому не следует «давить» на него, опережая его возможности. Все должно произойти в «правильное» время, то есть тогда, когда ребенок к этому будет готов.
В случае, когда развитие вашего малыша соответствует общим нормам или же опережает его, вы можете переходить к завоеванию следующих «высот» — новых навыков и умений. К ним можно отнести следующие:
- способность назвать свое имя и фамилию;
- умение произносить от 250 до 500 слов;
- способность озвучивать ответ на простейший вопрос;
- составление предложений из 5-6 слов, построение полных предложений;
- умение четко выговаривать звуки;
- пересказывать короткие сказки и небольшие стихи.
Кроме речи, также активно развиваются мыслительные процессы. Ведь главной отличительной чертой детей в три года является начало периода «Почему?». На родителей постоянно сыплется гора вопросов о самых разнообразных вещах. Будьте готовы к простым, и не очень, ответам. Если на вопрос «Почему колесо крутится?» ответить просто, то «Зачем люди живут?» может вызвать у вас трудности.
Вы можете заранее обезопасить себя, подготовив небольшую «шпаргалку» по основным сложным вопросам. Помните, что ответ должен быть простой, понятный ребенку 3-х лет, но при этом правдивый.
Также вашему ребенку следует знать и уметь следующие вещи:
- правильно произносить названия цветов;
- игры его должны быть наполнены богатой фантазией и творчеством;
- выполнение трех несложных команд не должно вызывать у него трудностей;
- умение запоминать небольшие сказки и песни при их воспроизведении;
- внимательно слушать песни и сказки перед отходом ко сну;
- знать простые числа и владеть умением счета до пяти;
- справляться с сортировкой по цвету и форме;
- угадывать загадки, которые должны подбираться под его возраст;
- может узнать людей, с которыми хорошо знаком, на фотографиях.
Социально-эмоциональное развитие
Изменяется поведение и реакция малыша в социально-эмоциональном плане. Большую роль в этом играет кризис 3-х лет, который помогает ребенку себя осознать и выделить среди прочих людей. Стремление все делать самостоятельно порой принимает формы непонятного для взрослых упрямства. Однако не стоит детям перечить и тем более на них ругаться, кричать. Ведь это важный этап в развитии маленькой личности. Если правильно себя вести, то в дальнейшем вы получите взрослеющего ребенка со здоровой психикой и самооценкой. Что же ощущает ребенок в 3 года и чем еще характерно его поведение?
Прежде всего, стоит обратить внимание на желание получать похвалу за свои действия. Малыш хочет знать, что его любят и ценят. Притом, что в его поведении проявляется инициативность и независимость, все же одобрение со стороны взрослых для него очень важно. Вы заметите, как он начал гордиться собой, хвалиться собственными достижениями. Также важная роль в развитии отводится любопытству: он хочет все знать! Эмоциональная память опирается на более ранний опыт, но малыш может помнить и то, что происходило в этом году.
В таком возрасте уже можно приучать ребенка сдерживать свои эмоции в общественном месте, вести себя спокойно на улице, не бегать и не прыгать в недозволенных местах, со спокойствием выслушивать просьбы, озвученные взрослыми.
Непослушание, в основном, связано с ограничениями в передвижении, нежеланием взрослых исполнить его просьбу или запретами на что-либо. В этом случае его настойчивость может быть очень сильной.
Переживания за наказание или обиду могут длиться очень долго. В этом возрасте у детей можно развивать чувство стыда, поскольку отрицательная реакция взрослых у них очень болезненно воспринимается. Однако помните, что дети могут испытывать и огорчение по поводу своей ошибки, поэтому не стоит уж слишком усердствовать в осуждении.
Также вы можете заметить, что ребенку доступны такие реакции, как ревность, обида, огорчение, заступничество, умение сердиться, лукавство, озорство. При этом чувства могут проявляться больше невербальными способами: взгляд, мимика, жест, поза.
В этом возрасте дети очень чувствительны к страху. Именно в данный период у них может появиться боязнь чего-либо (например, монстра под кроватью). Поэтому постарайтесь не упустить этот момент и вовремя ребенка успокоить, обеспечить ему чувство безопасности.
Дети и телевизор
А все дело в том, что шум, который создает телевизор, мешает детям слышать и усваивать человеческую речь. А ведь только так они могут развивать свое умение использовать слова. Кроме того, телевизор, компьютер и прочие устройства отвлекают родителей и детей от совместного общения. А ведь малыши, особенно в этом возрасте, очень нуждаются во внимании.
Также ученые отмечают, что дети, которые много смотрят телевизор, имеют плохо развитое воображение. Ведь сценарии уже написаны, а герои кем-то придуманы. И места для творчества малышей здесь просто не остается. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок нормально развивался, меньше времени сами уделяйте телевизору, планшету, телефону и ограничьте их взаимодействие с ребенком.
Ребенок и детский сад
Обычно в возрасте 3-х лет дети отправляются в детский сад. И это событие может принести как много радости, так и много горя. Ведь для ребенка это большой стресс, поскольку он остается на долгое время без родителей. Его мир изменяется, и он узнает, что помимо привычных взрослых, существуют и прочие, с которыми ему также придется общаться.
При грамотном подходе воспитателей период привыкания в детском саду пройдет без особых трудностей, и уже через несколько дней ребенок спокойно будет отпускать вас от себя. Поэтому, отдавая малыша в такое заведение, обязательно предварительно проконсультируйтесь с педагогами и психологом (при возможности) о том, как облегчить этот период для себя и ребенка. Здесь не нужно проходить тесты, как в школу, но предварительную подготовку вы провести все же сможете.
Помните, что развитие навыков самообслуживания станет для вашего ребенка большим плюсом.