Советы женщинам!
ЛедиВека.ру » Без рубрики »

12 признаков детского стресса

12 признаков детского стресса
logo

Стресс считается самой недооцененной эпидемией мирового масштаба. Все сводится к тому, что современный мир по сути — арена жесткой конкуренции.

В новостях японских газет недавно мелькали заголовки о том, что офисные работники падали и умирали прямо по дороге домой. Слишком печальный мир для того, чтобы жить в нем, не так ли?

Переутомление — это всегда плохо. Да, упорный труд ценится повсеместно, однако, вы должны знать свой предел и понимать, когда вам стоит остановиться, чтобы сберечь свое физическое и психическое здоровье.

Но иногда вы даже не осознаете, насколько вы перегружены. Мы решили познакомить вас с основными признаками того, что вам необходим перерыв.

Вы не хотите секса

Начнем с самого важного: стресс убивает либидо в самой жестокой из форм. Вам больше не волнует мысль о том, чтобы заняться сексом с любимым человеком. В результате этого ваша романтическая привязанность может сойти на нет.

Что еще хуже, сегодня стресс является одной из самых больших причин эректильной дисфункции. Конечно, все может нормализоваться и вернуться на круги своя, но, согласитесь, временный выход из строя — это тоже неприятно.

Постоянная усталость

Вы зеваете на работе и не можете сосредоточиться на самых интересных вещах. Стресс перегружает все жизненно важные системы вашего тела.

Это заставляет вас ненавидеть все, кроме сна. Проще говоря, он истощает всю вашу энергию.

Вы не можете заснуть

Это одна из самых больших проблем. Несмотря на то, что вы очень устали и абсолютно истощены, вы никак не можете заснуть. Это результат того, что ваша нервная система находится в режиме перегрузки.

Вы начинаете мысленно перебирать все приходящее на память, или,что еще хуже, в голове начинает крутиться навязчивая песенка. А время, предназначенное для сна, уходит.

Вы постоянно чувствуете себя больным

Это может быть что угодно: от чихания до резей в желудке. Это объясняется тем, что ваша иммунная система все время работает, пытаясь защитить вас от стресса и напряжения, которые вы испытываете.

Вас подводит память

Вы забываете, куда положили ключи,книгу… Эта память связана с нашей мышечной деятельностью (мышечная память). И обычно вспомнить эти простые вещи несложно. Но если ваши нервные окончания работают на износ семь дней в неделю, такие воспоминания становятся проблемой.

Если этот процесс не контролировать, возможна полная или кратковременная потеря памяти. С последней, кстати, справиться гораздо сложнее.

Ваш желудок постоянно урчит

Вы либо постоянно хотите есть или, наоборот, практически не испытываете чувства голода. Это сигнал того, что у вас нарушен обмен веществ. Это очень плохо.

Нарушение обмена веществ трудно поддается лечению. Возможна значительная потеря или набор веса. В общем, перспектива не очень веселая.

Вы болезненно реагируете на все

Вещи, которые в принципе не должны вас волновать, вызывают у вас бурю эмоций и доводят до слез. Вам хочется плакать. Или убить кого-нибудь. Или и то, и другое. Но вы ничего не делаете, так как охвачены апатией.

Ваше бездействие вызывает у вас чувство вины. Вас обуревает смесь странных чувств, и вы не в состоянии справиться ни с одним из них.

Ваша голова «в тисках»

Ощущение такое, что ваша голова может взорваться в любой момент. Суицидальные мысли не редкость в такой ситуации, так как вы действительно чувствуете себя обезумевшим.

Вы можете испытывать клаустрофобию и удушье, которые добавятся к вашей бессоннице.

Вы «забываете» дышать

В течение небольшого промежутка времени вы можете не дышать, а потом задыхаться от недостатка воздуха. Это опять же связано с истощением ваших нервных окончаний.

Это один из первых признаков апоплексического удара. Если это не контролировать, последствия могут быть очень серьезными.

Ульяна Добровольская, Фаза Роста

По материалам: dailypositiveinfo.com

Откуда это?

Детство принято считать счастливой и беззаботной порой, а детские проблемы кажутся взрослым пустяковыми, легко преодолимыми. Но дети, так же, как и взрослые, переживают стрессы и горе, – но, в отличие от взрослых, у них еще нет ни жизненного опыта, ни умения с ними справляться.

Детская депрессия, так же, как и взрослая, не имеет единой причины. Ученые выделяют несколько разных предпосылок.

Во-первых, это биологически факторы (в том числе врожденные нарушения нейробиохимического баланса в синапсах мозга, изменения в некоторых структурах мозга, нарушения биологических ритмов и т.д.)

Во-вторых, это генетические факторы (наследственная предрасположенность – у родственников детей с диагностированной депрессией часто есть депрессия, биполярное расстройство или другие психические заболевания).

В-третьих, психосоциальные предпосылки: в первую очередь – психические травмы. У младенцев – отделение от матери (больница, санаторий, приют, детский дом); у детей старше 4 лет – скандалы в семье, развод родителей, смерть близких и рождение братьев или сестер; у школьников – школа; у всех – катастрофы, войны, тяжелые социально-экономические перемены. Причиной депрессии может стать тяжелая болезнь или возрастной кризис.

Некоторые ученые указывают, что одна из предпосылок к появлению депрессии – это личностные особенности и способы реагирования на стресс: одни дети легко адаптируются к трудной ситуации, другим она кажется невыносимой.

Как это выглядит

Клинические критерии большой депрессии (или монополярной, в отличие от биполярного расстройства с чередующимися маниакальной и депрессивной стадиями), согласно диагностико-статистическому руководству включают в себя подавленное настроение (чувство пустоты, слезливость, у детей и подростков – повышенную эмоциональную возбудимость); уменьшение интереса и удовольствия во всех сферах жизни; изменения веса и аппетита; бессонницу, сонливость; возбуждение или заторможенность; слабость и утрату энергии; чувство несостоятельности и необоснованной вины; неспособность мыслить и сосредоточиться; мысли о смерти, суицидальные мысли.

Американские психиатры предупреждают: дети в депрессии, особенно если они старше 12 лет, могут начать употреблять алкоголь и наркотики.

Дети в депрессии часто жалуются на то, что у них все болит – голова, живот, сердце, руки, ноги. У кого-то все сразу, у кого-то что-то одно, но зато всегда. Некоторые говорят, что трудно дышать, невозможно вздохнуть. Начинают много болеть, и очень часто до обращения к психологу или психиатру по несколько месяцев обследуются у разных врачей.

Многие «впадают в детство» – фактически возвращаются на предыдущие стадии развития: теряют освоенные навыки, начинают играть в давно брошенные игрушки, возвращаются к когда-то любимым книжкам для маленьких. Может появиться энурез и энкопрез. Некоторые начинают прикидываться малышами: сюсюкать, проситься на ручки, предлагать сыграть в детские игры.

Слезливость, страхи, нытье, липучесть и назойливость – с одной стороны, дети раздражаются и грубят взрослым, с другой – хотят от них подтверждений любви, – тоже приметы депрессии. «У детей, как и у взрослых, может быть выражен суточный ритм эндогенной депрессии: утром они вялые, скучные, а вечером повышается уровень тревоги, раздражительности, нарастает моторное наблюдение», – говорит клинический психолог Наталья Науменко.

Дети часто размышляют о бессмысленности жизни, о смерти. Кто-то боится за себя и ищет у себя все возможные болячки, кто-то за маму: не попадет ли она под машину, не умрет ли? Кто-то террористов, воров, грабителей. Кто-то тревожится о судьбах мира: не будет ли войны, не станут ли нас бомбить, не умрет ли человечество от перенаселения или космической катастрофы.

Самый ничтожный повод может стать причиной дикой истерики. Отечественный психиатры Н.Иовчук и А.Северный описывают приступы возбуждения с плачем, безудержным движением, криком, слезами: «При этом жалобы детей ограничиваются лаконичным: «не могу так больше», «в груди вода и пожар», сопровождающимися однотипными причитаниями или криком», – пишут эти авторы.

«В момент безудержного движения дети бьют посуду, ломают игрушки, рвут одежду, выскакивали на балкон, во двор и там демонстративно пронзительно кричат, валяются по полу, даже грызут ножки стула. При этом выкрикивают, что больше не могут, не будут жить, что лучше умереть, а нередко и предпринимают попытки покончить с собой. Такие состояния продолжаются от 10-15 минут до 2 часов и сменяются двигательной заторможенностью с молчаливостью и малой доступностью.

Столь же непродолжительны и состояния с мучительными телесными ощущениями и страхом смерти, протекающие с двигательным беспокойством, реже – с обездвиженностью».

К любым обещаниям покончить с собой специалисты всегда призывают относиться с максимальной серьезностью.

Почему-то существует миф, что человек, который говорит, что покончит с собой, только пугает и никогда этого не сделает. С детьми беда еще в том, что у них часто нет ощущения грани между реальной попыткой суицида и попыткой понарошку, нет четкого понимания непоправимости своих поступков – оно появляется только к подростковому возрасту.

Ребенку кажется, что он сможет откуда-то со стороны пронаблюдать, как его оплакивают, как все раскаиваются, что были с ним несправедливы… Это как раз тот случай, когда лучше перестраховаться.

Признаки суицидального поведения у детей:

(Из статьи Depression in Children)

  • Многочисленные симптомы депрессии (изменения аппетита, сна, активности).
  • Социальная изоляция, включая изоляцию в семье.
  • Разговоры о самоубийстве, безнадежности и беспомощности.
  • Агрессивность или нежелательное поведение (в том числе сексуальное).
  • Повышенная склонность к риску.
  • Частые несчастные случаи.
  • Употребление алкоголя и наркотиков.
  • Фиксация на смерти и негативных темах.
  • Разговоры о смерти и умирании.
  • Неспособность плакать или сниженная эмоциональность.
  • Раздача своих вещей.

Что потом?

Депрессивный эпизод у ребенка без лечения в среднем длится 9 месяцев. Это продолжительность целого учебного года. Дети обычно резко отстают от сверстников в учебе и выпадают из социальной жизни. Фактически – они теряют целый год жизни.

Депрессия часто возвращается. Исследование, опубликованное в The Journal of the American Medical Association, показывает, что взрослые, пережившие депрессию в подростковом возрасте, меньше зарабатывают по сравнению со здоровыми сверстниками, реже получают высшее образование, чаще оказываются безработными, испытывают больше проблем на работе, в социальной и семейной жизни. Депрессией они страдают вдвое чаще, чем взрослые, у которых раньше не было таких проблем. 7% из них совершают самоубийство, 34% пытаются это сделать (0% – среди тех, кто в юности не страдал депрессией).

Рассказывают мамы

Вот несколько историй из жизни (имена мам и детей изменены). Во всех случаях диагноз «депрессия» был поставлен врачом.

Елизавета, мама Егора: «Все началось в пятом классе. Похоже, ему было трудно справляться с новыми требованиями в школе. Он говорил, что не хочет в школу, не пойдет, что у него болит живот. Несколько раз его рвало перед школой. Потом он стал говорить, что у него не ходят ноги. Мне вообще стало казаться, что это чужой, незнакомый ребенок: мой никогда не хлопал дверями, не орал истерично. Разговоры с ним превратились в хождение по минному полю: никогда не знаешь, на что среагирует и где взорвется. Он стал плохо засыпать по ночам, плакал, кричал, что не выспится, что утром не сможет пойти в школу, от этого совсем перестал спать. У него все время болела голова, начались тяжелые мигрени.

Учиться почти перестал – посыпались двойки и тройки по всем предметам, одна тетрадь для всех уроков, домашнюю работу не делал, после школы болтался с друзьями по чужим дворам. Подруги говорили – может, у него подростковый возраст начался? Но какой подростковый возраст у маленького десятилетки?

Потом стало совсем страшно: он начал говорить про бессмысленность жизни, про то, что не хочет жить, что все кругом – только сон…

Ничего не делал, сидел дома и катал свои машинки, в которые любил играть, когда ему было года два. Отказывался мыться, стричься, чистить зубы, причесываться, менять одежду. Жаловался, что не может читать – буквы не складываются в слова, не понимает смысла прочитанного, не может решить задачу, потому что не понимает, о чем она. Вот только тут я поняла, что с ним – и побежала с ним к врачу».

Татьяна, мама Антона: «Двое одноклассников Антона издевались над ним прямо на переменах в коридоре, под носом у учительницы, унижали его. А у него в это время было еще обострение бронхиальной астмы. В результате – полная потеря работоспособности, утрата всех школьных навыков, сильная утомляемость, сонливость и вместе с тем, очень плохой сон; заметное снижение самооценки, страхи, несколько раз писался ночью.

Обострение астмы долго не могла купировать, присоединилась инфекция, в результате пневмония. Я предположила депрессию, пошла с ним к клиническому психологу и неврологу. Первая взяла его на занятия, вторая назначила лечение. Оно помогло, его отпустило, но восстанавливался потом еще два года с лишним, да и до сих пор аукается это все неуверенностью в себе».

Галина, мама Сережи: «Все началось в четвертом классе, осенью. Дети со сложностями в общении к этому, наверное, в принципе склонны.

В разговорах перед сном он стал высказывать страхи за свою жизнь и особенно за мою. Был глобальный страх смерти. Он плакал. Учительница в школе обратила внимание на резкий спад успеваемости и ухудшение поведения.

Нужно было что-то делать, чтобы помочь ребенку. У врача все и выяснилось. Лечение помогло быстро, и на этом все кончилось. Возможно, потому, как сказала врач, что мы поймали депрессию на самой начальной стадии».

Марина, мама Германа: «Сыну исполнилось 13, он пошел в седьмой класс. Почти одновременно из семьи ушел отец и умерла бабушка, которую сын очень любил. Сын лежал на диване в обнимку с кошкой и ничего не делал. Строил домики из подушек и одеял. Пропал аппетит. Появились головокружения, предобморочные состояния.

Сын стал уходить из школы после двух-трех уроков. Уроки не учил вовсе, причем объяснял это ленью, отсутствием силы воли: «Хочу, буду, собираюсь – но завтра, сегодня не могу». Потом тяжело заболела я. Пока я лежала в больнице, сын жил у родственников, отказывался мыться, чистить зубы, прогуливал школу, лежал в постели, оборвал все социальные контакты. Лечение назначили, но оно не очень помогло, хотя восстановили сон и аппетит. Целый учебный год пропал. Сейчас он учится на дому, приходят учителя, но больше 40 минут нелюбимыми предметами заниматься не может, сразу головные боли и дурнота».

Школа как причина

После семи лет главной причиной детских депрессий становится школа. Самые типичные проблемы – это тяжелое привыкание к первому и пятому классу, проблемы в отношениях с одноклассниками, школьная травля и непрофессиональное поведение учителя.

Иовчук и Северный в статье «К проблеме дидактогенных расстройств у школьников», вышедшей в 2007 году, пишут: «В последние 10 лет среди наблюдаемых нами детей отмечается неуклонный рост тяжелых и затяжных депрессивных состояний, определенно связанных со школьным обучением, а именно с неадекватностью воспитательных мер, несправедливым отношением учителя, в том числе занижением оценок, применением «невротизирующих» тестов (прежде всего теста на скорость чтения), психологическим и физическим насилием».

Учитель может и не унижать ученика лично: ребенок наблюдает за тем, как учитель общается с классом и боится публичного унижения. Ребенок начинает болеть, жаловаться на живот, на тошноту, его рвет перед школой, он отказывается туда идти под всеми возможными предлогами… Обостряются страхи, появляются когнитивные нарушения (дети с трудом концентрируются, им тяжело думать, они жалуются на собственную тупость), учеба становится невозможной…

Тяжелее всего – реакция родителей на детские проблемы. Родители требуют от ребенка хорошей учебы. Родители занимаются с ним дополнительно, усиливают контроль, лишают ребенка удовольствий – и все это усиливает депрессию.

На одном родительском интернет-ресурсе одна мама жаловалась: «Я уже лишила его компьютера, телевизора и прогулок, Новый год отменили, подарка на день рожденья тоже не заслужил. Стал сидеть “ВКонтакте” с телефона, телефон тоже забрала. Теперь целыми днями лежит на диване и все равно ничего не делает. Как мне еще его наказать?»

Иногда родители прибегают к физическим наказаниям; последствия для депрессивного ребенка могут быть самыми отчаянными.

Иовчук и Северный пишут: «В коррекционной работе чрезвычайно важно участие родителей, которые, как правило, не понимают характера и глубины психических нарушений ребенка, поначалу отказываются принять психиатрическую, особенно психофармакологическую терапию, склонны обвинять ребенка в “симуляции”, лени, хулиганстве и т.п.

При неправильном поведении родителей депрессия принимает еще более затяжной характер и приводит к глубокой школьной дизадаптации (незаконченная школа, необходимость перевода в экстернат, школу индивидуального обучения для детей с ослабленным здоровьем и детей-инвалидов). Тем не менее, при настойчивой психотерапевтической работе с родителями чаще всего удается вовлечь их в психокоррекционный процесс в интересах больного ребенка. Чего, к сожалению, почти никогда нельзя сказать о педагогах».

Лучше взрослых лечите!

Когда я поделилась цитированной выше статьей в соцсетях, она вызвала бурю возмущения у читателей: это не ребенка, это взрослых надо лечить!

В самом деле, учительская жесткость, часто переходящая в жестокость, и родительский перфекционизм в сочетании с тревожностью, высокие требования, предъявляемые к ребенку, напряженная обстановка дома – те самые факторы, которые вызывают депрессию. Кажется, действительно: нормализуйте обстановку в школе и семье – и не надо никаких таблеток.

Почти у всех детей и подростков наблюдаются те или иные симптомы депрессии, а до 5% детей и 10-20% подростков могут испытывать серьезные депрессивные состояния», – пишут американские психиатры Мэш и Вольф. Это что же – всех лечить?

Нет: в части случаев действительно достаточно нормализации обстановки. Но некоторым детям может потребоваться и работа с психотерапевтом, и лечение. Как же понять, когда нужен врач, а когда можно обойтись помощью психолога?

«Обращаться к врачу обязательно надо в тех случаях, когда у ребенка наблюдаются не только изменения в настроении, переживания, случайные жалобы на самочувствие, но и реальные соматические проблемы: нарушения сна, аппетита, колебания веса, когда он жалуется на боли в руках, ногах, животе, – говорит клинический психолог Наталья Науменко. – Энурез и энкопрез тоже свидетельствуют о невротизации на органическом фоне, и с этим тоже надо идти к врачу.

Должны настораживать внезапные изменения в поведении: когда ребенок становится раздражительным, агрессивным, когда у него появляются страхи.

К сожалению, детские депрессии диагностируются плохо, и даже если родители заподозрили проблему, врач может не подтвердить их подозрения. Иногда достаточно только нормализации обстановки.

Вот случай из моей практики: привели чудесного, одаренного мальчика четырех с половиной лет с жалобами на истерики и раздражительность. Пока тестировала ребенка, в его ответах все время присутствовал мотив “мама будет ругать”, “мальчик боится, что мама будет его ругать”… Оказалось, что у мальчика недавно родилась сестренка, а отец бросил маму с новорожденной на руках. Все мамино раздражение досталось мальчику – мама читала ему морали, как взрослому. Кроме того, за последний год у него умерла любимая и любящая бабушка, а в детском саду появилась воспитательница, которая его била, о чем он маме не говорил.

Когда мама поняла, что происходит, она очень испугалась. У нее очень тяжелый период в жизни, но она любит ребенка – и я уверена, что в этом случае нормализации обстановки вполне достаточно, и через два-три месяца ребенок войдет в норму. А вот если этого не происходит – это повод для обращения к врачу».

«Мне все говорили – с ума сошла, ребенку таблетки! Таблетки – вредно! – рассказывает Елизавета, мама Егора. –Но я обращалась к психологу, который сказал: с отношениями у вас все в порядке, вам к неврологу и психиатру. Я полгода пыталась решить проблему любовью и заботой, но сыну становилось все хуже. Ребенок разучился читать, перестал спать, начал рассуждать о том, что не жить – лучше, чем жить…

Таблетки вредно, да. Но не жить – вреднее.

Через четыре месяца лечения прежний веселый мальчик вернулся. Но помогать ему с учебой пришлось еще два года – до такой степени все было запущено».

«Я дома создала Антону лечебно-охранительный режим, – рассказывает Татьяна. – Спокойная обстановка, совсем убрала телевизор и компьютер, ванны, прогулки (когда стало легче с астмой и пневмонией). Учебу не запускала, чтобы не выбиться из ритма жизни, но учились на коленях, писали рука в руке, читала ему сама, много разговаривали вообще на разные темы.

Самое трудное для него было выйти в школу после больничного, он отчаянно боялся. А для меня самое трудное было не выходить из себя, общаясь со школой, и не придушить учительницу: ярость меня просто выжигала. Вот эта ярость помогла добиться от администрации, чтобы учительница помогала ребенку, а не топила его.

Очень сильно помогли родители в классе, настраивали детей на помощь сыну. Так же очень сильно помогла психолог школы, она занималась с классом, отдельно с зачинщиками травли. Виновники принесли ему прилюдные извинения в итоге. Учительница по окончании года уволилась. Но отголоски проблем есть и сейчас, хотя прошло уже три года – в основном снижение самооценки».

Жизнь важнее школы. Наверное, это главное, что стоит помнить замученным ответственностью, виной и школой родителям.

Чем могут помочь родители

Американская академия педиатрии советует:

Что делать, если у ребенка депрессия

  • Разговаривайте с ребенком о его чувствах, о происходящем в доме и школе, о том, что его волнует.
  • Обратитесь к врачу. Депрессия может быть вызвана медицинскими проблемами. Врач может посоветовать психотерапию или назначить лечение.
  • Любые мысли о суициде расценивайте как экстренный случай, требующий немедленной помощи.

Налаживайте здоровый образ жизни

  • Обеспечьте ребенку здоровое питание, достаточное количество сна, физических упражнений, положительных контактов с людьми в школе и дома.
  • Ограничьте время за компьютером и поощряйте физическую активность, особенно вместе с другими.
  • Проводите время наедине с ребенком, хвалите, показывайте ребенку, в чем его сильные места, – все это укрепляет связь с ребенком.

Обеспечьте ребенку физическую и психическую безопасность

  • Разговаривайте с ребенком о травле в школе. Травля – одна из главных причин психических проблем у детей.
  • Не забывайте о том, что ребенок может переживать горе или утрату. Искать помощи, если горе не проходит. Если вы сами переживаете горе, ищите помощь для себя и дополнительную поддержку для ребенка.
  • Уменьшите стресс. Внесите краткосрочные изменения в количество домашней работы, помощи по дому, дополнительных занятий.
  • Все оружие, лекарства (в том числе безрецептурные) и алкоголь должны быть надежно заперты.

Просвещайте других

  • Ваш ребенок не выдумывает симптомы.
  • То, что выглядит ленью и наглостью, может быть симптомами депрессии.
  • Обсудите семейные случаи депрессии: это помогает лучше понять, что происходит.
  • Учите ребенка размышлять и справляться с задачами.
  • Помогите ребенку расслабляться при помощи физических упражнений и творчества. Опирайтесь на его сильные стороны.
  • Говорите с ребенком и слушайте его с любовью и поддержкой. Учите ребенка описывать свои чувства.
  • Учите ребенка смотреть на проблемы более позитивно.
  • Делите проблемы и задачи на более мелкие части, чтобы ребенок успешно с ними справлялся.

Создайте план безопасности

  • Следуйте плану лечения. Следите за тем, чтобы ребенок посещал терапию и принимал назначенные лекарства.
  • Лечение помогает, но не сразу – иногда через несколько недель. Депрессивный ребенок может не увидеть изменений в настроении сразу.
  • Продумайте, кому вы можете позвонить, когда вам плохо.
  • Не упускайте из вида факторов риска суицида (разговоры о суициде по телефону или интернету, раздача своих вещей, мысли о смерти, употребление наркотиков и алкоголя).
  • Держите под рукой телефоны врача ребенка, его психотерапевта, местного центра неотложной психологической помощи, скорой психиатрической.

Что такое акклиматизация

Большой толковый словарь русского языка дает такое определение: акклиматизация – это приспособление организма к новым климатическим и другим природным условиям.

Медики предпочитают говорить не об акклиматизации, а об акклиматизационном синдроме – общем ухудшении самочувствия и повышенной склонности к заболеваниям в связи со сменой климата».

Как раз с недомоганием, расстройством пищеварения, повышением температуры у ребенка можно столкнуться на отдыхе. Другой климатический пояс – это другая высота над уровнем моря, атмосферное давление, температура воздуха, влажность. Другая страна – это другая кухня, другие продукты, другая вода.

Соответственно, к нервной, дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной системе предъявляются новые требования. Организму ребенка, да и взрослого тоже, требуется время, чтобы привыкнуть к новым условиям.

В акклиматизации маленьких детей играет роль и психологический фактор: вместо привычной квартиры ребенок видит номер в отеле, вместо плотно застроенной улицы – пляж и море до самого горизонта.

Малыш начинает беспокоиться и капризничать, и понадобится несколько дней, чтобы он обжился на новом месте.

Если вы уже встревожились, самое время успокоиться, потому что акклиматизация – полезна. Умеренная нагрузка на организм действует как закаливание, тренируя способность приспосабливаться к разным условиям.

Главные признаки и симптомы

Возможно, во время путешествий вы замечали признаки акклиматизации у себя. Дети испытывают нечто подобное. Но список симптомов у них шире, чем у взрослых:

  • головокружение;
  • озноб;
  • повышенное или пониженное давление;
  • повышенная температура тела;
  • насморк, кашель;
  • рвота, диарея.

Симптомы могут быть выражены ярко или слабо, а могут и отсутствовать вовсе. Но есть несколько признаков, по которым можно понять, что ребенок находится в процессе адаптации. Почему об этом нужно помнить, мы расскажем чуть позже.

Первый признак акклиматизации – изменение обычного поведения ребенка.

Чадо становится вялым, апатичным или наоборот тревожным, капризным, плаксивым без повода. Еще один признак – потеря аппетита. Ребенок отказывается от еды, или ест меньше обычного, или выбирает какое-то одно блюдо.

Коварство акклиматизации заключается в том, что она может привести к обострению хронических болезней. Поэтому в дорожную аптечку положите лекарства от недугов, которые перешли в хроническую форму.

Сколько длится акклиматизация и основные ее этапы

Сколько времени продлится недомогание у ребенка, зависит от нескольких факторов: от возраста, от общего состояния здоровья, от того, насколько сильно изменились климатические условия.

У старших дошкольников и школьников длительность акклиматизации составляет от 2 до 7 дней. У малышей адаптация на новом месте может растянуться и на две недели.

Иногда предлагают такое правило для расчета, сколько длится акклиматизация: один климатический пояс – плюс один день на привыкание организма.

Это значит, что если вы летите из Москвы или Киева в Турцию, то к среднему времени адаптации (7 дней) нужно прибавить 1 день. Если вы собираетесь на отдых в Египет, прибавляйте 2 дня.

Также акклиматизация затягивается при пересечении нескольких часовых поясов. На протяжении этого времени рекомендуем наблюдать за состоянием ребенка. Акклиматизация проходит в четыре этапа, поэтому состояние будет меняться.

На протяжении этого времени рекомендуем наблюдать за состоянием ребенка.  Акклиматизация проходит в четыре этапа, поэтому состояние будет меняться.

  • Этап 1. Начало. В течение суток после приезда дитя чувствует и ведет себя обычно.
  • Этап 2. Ухудшение самочувствия. Возникают первые симптомы акклиматизации: изменение поведения, общее недомогание, тошнота, рвота, диарея, повышение температуры. Такое состояние может наступить на второй день отдыха и продлиться 2-4 дня.
  • Этап 3. Завершение акклиматизации. На 4-5 день состояние ребенка улучшается, появляется хорошее настроение и аппетит.
  • Этап 4. Полная адаптация. Организм перестроился, чтобы нормально работать в новых условиях.

О том, почему важно отслеживать состояние ребенка, мы расскажем в разделе «Лечение и профилактика».

Груднички, дошкольники, школьники: как влияет возраст

Мы уже говорили о том, что скорость адаптации к новым условиям зависит от возраста. Общее правило таково:

  1. груднички хуже всего переносят акклиматизацию, период приспособления организма может занимать 2 недели;
  2. адаптация дошкольников зависит от крепости организма и от правильной подготовки к поездке, период привыкания – до 7 дней;
  3. школьники переносят легче всего, зачастую акклиматизация у них проходит незаметно, если только в качестве места отдыха не выбран курорт с экстремальным климатом.

И вместе с тем организм каждого ребенка реагирует на акклиматизацию индивидуально. Если не подвергать чадо излишним нагрузкам, правильно готовиться к путешествию, соблюдать питьевой режим, отдых не омрачится плохим самочувствием.

Особенности акклиматизации грудных детей

Трудности адаптации у грудничков связаны с тем, их организм только приспосабливается к жизни вне маминого животика. Любое изменение состояния, будь то высокая температура или рвота, для такого малыша опасны, поскольку в считанные часы приводят к тяжелым последствиям.

При этом невозможно предсказать, как крошечный путешественник отреагирует на смену температуры и влажности воздуха.

Однако детки до года могут путешествовать с родителями. Помогите им успешно адаптироваться:

  • для отдыха с крохой выбирайте место, климат которого мало отличается от привычного;
  • жарким летним месяцам предпочтите умеренное тепло конца весны или начала осени;
  • соблюдайте режим дня;
  • кормите ребенка теми продуктами, с которыми он уже знаком;
  • чтобы не осложнить акклиматизацию болезнями, выбирайте малолюдные курорты.

Дошкольники

Чем старше ребенок, тем интереснее ему путешествовать и получать новые впечатления. Психологическая готовность к переменам сыграет вам на руку: ребенок легче приспособится к новым условиям.

Как правило, акклиматизация у дошколят проявляется в виде снижения аппетита и смены настроения. Скачки температуры или расстройство пищеварения случаются реже.

Чтобы ребенок был в добром здравии и хорошем расположении духа, соблюдайте простые правила:

  1. даже если аппетит у ребенка не нарушен, в первые дни отдыха предлагайте ему только привычную пищу;
  2. не налегайте на фрукты и овощи, если дома не ели их в большом количестве;
  3. дегустацию экзотических блюд и любых новых продуктов отложите на потом.

Школьники

Путешествовать со школьниками проще всего. Во-первых, их организм достаточно крепок, чтобы без серьезных последствий пережить смену климата.

Во-вторых, если у них ухудшается самочувствие, они могут внятно объяснить, что именно их беспокоит. Но обычно акклиматизация школьников проходит незаметно.

Дети в этом возрасте уже самостоятельно отдыхают в детских лагерях, и за их состоянием наблюдают вожатые и врачи. Но все же перед поездкой в лагерь проинструктируйте ребенка:

  • расскажите об акклиматизации и ее признаках;
  • объясните, как действовать, чтобы быстро адаптироваться.

Акклиматизация у детей на море

Излюбленное место отдыха с детьми – морские курорты. О пользе влияния морской воды и воздуха известно всем родителям, но многих пугают трудности акклиматизации.

Акклиматизация у детей на море не имеет никаких особенностей. Здесь на самочувствие ребенка влияет температура и влажность воздуха. Чем больше температура отличается от той, которая была в вашем родном городе, тем сложнее привыкнуть к новым условиям.

Адаптацию усложняет сочетание жары и высокой влажности: в сухом воздухе теплообмен в организме происходит за счет потоотделения, а при повышенной влажности испарение пота замедляется.

Из-за этого возникает опасность теплового удара, и тут уже может понадобиться госпитализация.

Все эти сведения нужны для того, чтобы рассчитать длительность отдыха. Если в среднем ребенок приспосабливается к новым условиям за 7 дней, то настоящий отдых на море начнется для него только со второй недели. Длительность отдыха с грудничком, у которого может уйти на адаптацию до 14 дней, должна быть хотя бы 21 день.

По возможности старайтесь смягчить акклиматизацию, выбирая для отдыха на море месяцы без сильной жары. Например, в Греции груднички хорошо себя чувствуют в мае и сентябре.

Как правило, в умеренных широтах май и сентябрь тоже выдаются довольно теплыми, поэтому организм ребенка не подвергнется стрессу от резкого изменения температуры воздуха.

  • Будет полезно: 6 фактов о пользе купания ребенка в морской воде

Есть одна хитрость, которая упрощает акклиматизацию: если вы уже однажды отдыхали с ребенком на морском курорте, то вторая поездка на этот же курорт пройдет без осложнений.

Адаптация к холоду

Туристы берут с собой детей не только на жаркие курорты. Родители, которые любят кататься на горных лыжах, стараются привить это полезное увлечение детям. Чтобы не свести на нет пользу от катания на лыжах, нужно знать о том, как проходит акклиматизация в холодных широтах.

При адаптации на зимних курортах обычно возникают симптомы, не схожие с симптомами акклиматизации ребенка на море. Главный признак того, что организм ребенка воспринял климат курорта как непривычный, – сонливость в течение дня, не связанная с физическими нагрузками усталость, а иногда и бессонница.

На горнолыжных курортах Австрии, Германии, Болгарии зимы мягкие, без сильных холодов, и дети адаптируются сравнительно легко. Тяжелее переносится климат Финляндии.

Главные причины сложностей с адаптацией – сильные морозы (иногда до −30°C) и короткий световой день. Когда утренние сумерки рассеиваются только к полудню, а в обед уже начинает темнеть, может ощущаться световое голодание.

  • Лучшие горнолыжные курорты Австрии для отдыха с детьми
  • Лучшие горнолыжные курорты Германии для семейного отдыха

Если вы собираетесь отдыхать в северных широтах неделю-другую, то навряд ли нехватка света серьезно скажется на ребенке. Но заметить грусть, упадок сил или апатию вы можете. От такой хандры есть действенные средства – о них вы прочтете дальше.

В горной местности

Горные курорты – это не только лыжи. Летом в горах отдыхают любители спокойного, созерцательного отдыха и те, кто хочет поправить здоровье. Но прежде чем горный климат станет целебным, к нему тоже нужно приспособиться.

Как правило, пребывание в горах на высоте до 2000 метров переносится легко. Курортные поселки зачастую расположены на гораздо меньших высотах: к примеру, Боржоми (Грузия) – на высоте 850 метров над уровнем моря, Гаштайн (Австрия) – на высоте 830-1000 метров.

Высоко в горах находятся только трассы для катания: в регионе Шладминг-Дахштайн (Австрия) для спуска нужно подняться на высоту 2700 метров.

  • Читайте также: Горнолыжный отдых с детьми: полезная информация для родителей

На высоте более 2500 метров может ощущаться кислородное голодание. Вот как проявляется нехватка кислорода в горах: сердце бьется учащенно, появляется тошнота, одышка и шум в ушах, головная боль или головокружение, чувствуется слабость и усталость.

Температура при акклиматизации в высокогорной местности обычно не поднимается.

Самый серьезный случай акклиматизации в горах – горная болезнь. Она возникает, если человек поднимается на большую высоту, не адаптировавшись к нехватке кислорода.

Вы навряд ли столкнетесь с таким состоянием, если не запланируете восхождение без подготовки на высоты более 2500-3000 метров над уровнем моря (и долгое пребывание на таких высотах).

Акклиматизация после моря, или реакклиматизация

После отдыха ребенок возвращается в привычную среду, радуется родному дому – и вдруг теряет аппетит, жалуется на тошноту или сваливается с высокой температурой. Не спешите списать это на подхваченную в дороге инфекцию: так выглядит реакклиматизация.

Реакклиматизация – это привыкание к уже знакомым условиям существования, от которых ребенок отвык за время отдыха.

Нетрудно распознать акклиматизацию у детей после моря: симптомы те же, что и при акклиматизации.

  • Высокая температура.
  • Насморк и кашель.
  • Расстройство пищеварения.
  • Отсутствие аппетита.
  • Необычная вялость или, наоборот, повышенная возбудимость.

Реакклиматизация у ребенка тоже зависит от того, как сильно отличается температура в месте отдыха и дома. Если вы съездите в начале лета в Болгарию, скорее всего, адаптация произойдет незаметно.

Но поездка зимой в жаркий Таиланд, а потом возвращение из жары в морозы – это сильная встряска для организма.

Как бы то ни было, после моря рекомендуем устроить ребенку несколько выходных. Даже если он хорошо себя чувствует или симптомы акклиматизации выражены очень слабо, позвольте чаду не ходить в детский сад, есть только тогда, когда захочется, и спать больше, чем обычно (особенно если в поездке вы пересекали несколько часовых поясов).

Если ребенку нужно сделать плановые прививки, отложите процедуру на несколько дней.

Лечение и профилактика

Акклиматизация – процесс естественный: все системы организма перестраиваются для работы в новых условиях. Дайте организму время, и он сам справится с поставленной задачей.

Ваша главная задача заключается в том, чтобы помочь ребенку перестроиться. Для этого нужно соблюсти всего три правила: обеспечить достаточное питье, не кормить в отсутствие аппетита, не подвергать испытанию жарой.

Но даже при соблюдении этих условий дитя может приболеть. В этом случае понадобится симптоматическое лечение.

Температура не всегда поднимается сильно и часто спадает без таблеток в течение 24 часов. С высокой температурой нужно бороться при помощи жаропонижающих.

При этом сбивать температуру нужно в тех же случаях, что и при ОРВИ: если на термометре 39° и больше, если ребенок плохо себя чувствует при незначительном повышении температуры и если у ребенка есть болезни нервной системы.

Расстройство пищеварения чаще всего связано с тем, что на курорте другая вода и другая еда. С болями в животе и диареей борются при помощи сорбентов и препаратов, восполняющих потерю жидкости.

Противовирусные, антибактериальные или противорвотные препараты можно применять только по назначению врача.

Заложенность носа, боли в горле, кашель также лечат привычными препаратами. Нередко все эти проявления удается снять одним действием – промыванием носа солевым раствором (можно использовать солевые капли или спрей).

Обязательно возьмите в поездку дорожную аптечку. Да, на курортах обычно есть аптеки, но если ребенку станет плохо ночью, искать лекарства будет негде. Кроме жаропонижающих, сорбентов, средств для пероральной регидратации, пусть под рукой будут лекарства от хронических болезней и противоаллергические средства.

Иногда в качестве препаратов для акклиматизации советуют настойку женьшеня, экстракт элеутерококка, поливитамины. О том, стоит ли давать ребенку эти средства, нужно посоветоваться с врачом.

Заметим, что настойка женьшеня и экстракт элеутерококка противопоказаны детям до 12 лет.

  • Будет полезно: Собираем детскую аптечку в дорогу

Не всегда легко отличить акклиматизацию от ОРВИ или отравления. Как правило, если самочувствие ребенка ухудшилось на второй день отдыха, это признак начавшейся адаптации.

Поводом для срочного обращения к врачу служит очень высокая температура у ребенка, обезвоживание и невозможность напоить ребенка из-за рвоты, появление крови в рвоте и каловых массах, отсутствие улучшения на 4-5 день. Это опасно для жизни и может говорить о заболеваниях.

Рекомендуем для любой поездки оформлять медицинскую страховку. Заранее выясните, куда вы сможете обратиться в стране отдыха, если ребенок заболеет.

  • Все самое важное о медицинской страховке

Чтобы не решать, как бороться с акклиматизацией, лучше научиться смягчать симптомы или предотвращать их появление. Вот что можно сделать для этого:

  1. Соблюдайте на отдыхе привычный режим дня.
  2. Если предстоит сдвиг режима из-за переезда в другой часовой пояс, за неделю-две до поездки постепенно приучайте ребенка к новому режиму.
  3. Не меняйте питание грудничку, а детям постарше осторожно добавляйте новые блюда и экзотические продукты.
  4. По возможности привезите с собой из дома воду для малыша.
  5. Не кормите ребенка, если он не хочет есть, но поите в течение всего дня чистой водой, столовой минералкой, компотом из сухофруктов.
  6. Постепенно наращивайте темп отдыха. В первые дни не сидите на пляже часами, купайтесь в море умеренно, не увлекайтесь экскурсиями.
  7. Выбирайте для отдыха на пляже и для активных занятий только утренние и вечерние часы.
  8. Обеспечьте комфорт в месте отдыха: умеренную температуру в комнатах, свежий воздух, доступ к чистой питьевой воде.
  9. Не допускайте, чтобы ребенок перегревался на прогулке.
  10. Пользуйтесь солнцезащитным кремом, не забывайте о панамке и одевайте ребенка в легкую светлую одежду из натуральных материалов.

Как приспособиться к холодному и горному климату

Если вы планируете отдых с ребенком в холодных широтах, профилактика будет выглядеть иначе. Вот что вам нужно сделать, чтобы облегчить акклиматизацию:

  • Позаботиться о теплой, непродуваемой и непромокаемой одежде и обуви.
  • Увеличить количество горячей и сытной пищи.
  • Не забывать о теплом питье.
  • Бывать на воздухе в светлое время суток.
  • По совету врача принимать витамин С или поливитамины.
  • Радовать ребенка – например, подарить ему поездку в резиденцию Санта Клауса.

Главный способ помочь ребенку, у которого ухудшилось самочувствие в горах, – спуститься с больших высот и обеспечить полный покой. Если ребенок подвергся горной болезни, может понадобиться специальное лечение.

Как избежать акклиматизации: советы заботливым родителям

  1. Так выбирайте время и место отдыха, чтобы перепад температур был сравнительно небольшим.
  2. Рассчитывайте длительность отдыха так, чтобы ребенок успел полностью адаптироваться.
  3. Не дайте ребенку заболеть в дороге. Одевайте его по погоде, подберите одежду так, чтобы ребенка можно было одеть и раздеть, если в транспорте будет холодно или жарко.
  4. В самолете закапайте ребенку в нос солевые капли и давайте часто пить, чтобы не пересыхала слизистая.
  5. Если у ребенка есть склонность к отиту, перед приземлением самолета закапайте в нос сосудосуживающие капли.
  6. Для отдыха с ребенком младше 3 лет выбирайте курорты, климат которых не отличается от привычного.
  7. Планируйте поездку не раньше чем через 1,5-2 месяца после плановых прививок.
  8. Тренируйте организм ребенка, круглый год гуляя с чадом на свежем воздухе. Единственное время, когда не стоит гулять, – летом в самые жаркие часы.

Желаем вам удачных путешествий! Если вы пока перед выбором, куда отправиться с ребенком, загляните в коллекцию семейных курортов Кидпассаж: мы сделали за вас всю работу по сбору нужной информации.

Виды расстройств, встречаемые у детей

Замкнутость у детейЧаще всего у детей в раннем возрасте диагностируется задержка психо-речевого развития. Такие расстройства могут иметь различные формы, очень часто они развиваются на фоне отсутствия значительных моторных дисфункций. Ребенок впервые переворачивается на спину, садится и ходит в положенный ему срок.

Диагностировать задержку в речевом развитии можно в возрасте около 2.5 – 3 лет. Данное расстройство в редких случаях является самостоятельным диагнозом, чаще всего его наличие является лишь симптомом более серьезных психических нарушений.

Сейчас наблюдается резкое увеличение выявляемости у детей аутизма. Классическими признаками данного расстройства являются:

  • чрезмерная замкнутость;

  • постоянное желание быть в одиночестве;

  • нежелание строить общение с окружающими людьми;

  • нарушения в речевом развитии, при этом наблюдается склонность к повтору фраз, ошибочном использовании местоимений, монотонное и многократное повторение одних и тех же слов;

  • манерность и стереотипия;

  • умышленное причинение себе боли. Дети кусают себя, щипают, вырывают волосы и т.д.

При этом у больных детей наблюдается прекрасная память и стремление к порядку. Но, в последнее время, аутизм в чистом виде встречается редко. Это расстройство сопровождается выраженным отставанием в развитии, умственной отсталостью и нарушениями поведения со склонностью к гетероагрессии.

К наиболее распространенным психическим расстройствам у детей также относятся гиперактивность, синдром дефицита внимания и другие нарушения поведения. В некоторых случаях подобные нарушения компенсируются со зрелостью, но, чаще всего, игнорирование проблемы в раннем детском возрасте приводит к более тяжелым формам заболевания в подростковом периоде.

При своевременном обращении к психотерапевту данные виды психических расстройств поддаются успешной коррекции. Например, популярный певец и актер Джастин Тимберлейк в детстве страдал дефицитом внимания. Родители привели мальчика к специалисту, и он помог решить проблему. Сейчас, хоть Джастину до сих пор не всегда удается сосредоточиться на выполнении монотонных операций, тем не менее, он стал успешным, популярным человеком, отличным семьянином.

Умственная отсталость чаще всего диагностируется в детстве. Как правило, этот диагноз можно выявить лишь после достижения ребенком 3-х летнего возраста. Отсталость может иметь разные формы, при легкой или умеренной степени данного расстройства удается осуществить социальную адаптацию пациентов. При тяжелых формах умственной отсталости пациенты всю свою жизнь нуждаются в постоянной опеке и контроле со стороны близких.

В некоторых случаях дети могут иметь проблемы с формированием одного навыка. Например, чтения, счета, письма или функций движения. Данный вид расстройства не стоит путать с умственной отсталостью, для которой характерно равномерное отставание по всем показателям. Для устранения этих нарушений применяются педагогические методики, позволяющие сгладить имеющее отставание. При своевременной коррекции подобных расстройств удается существенно улучшить состояние пациента по мере взросления.

Некоторые психические расстройства в детском\подростковом возрасте диагностируются сложно, их очень часто путают с подростковым кризисом. Таковым является шизофрения, а также другие расстройства, схожие с ней. При подобных состояниях отмечается нарушение мыслительных процессов и грубое изменение особенностей личности. Если подобные расстройства не выявить на ранней стадии и не начать своевременного лечения, то их течение усугубляется в зрелом возрасте.

Психические расстройства, характерные для подросткового периода

Тревожность у подростковВ подростковом возрасте наблюдаются состояния, которые являются либо продолжением детских расстройств, либо начальной стадией взрослых заболеваний. В это время организм претерпевает многочисленные изменения, в том числе, и гормональные, которые приводят к появлению специфических поведенческих проблем. Наиболее характерными психическими расстройствами в подростковом периоде являются:

1. Нервная анорексия. Данная форма расстройства пищевого поведения чаще всего возникает в период полового созревания. Этому заболеванию больше всего подвержены девочки. Соотношения полов составляет 10:1, в пользу женского. Причинной данного расстройства является интенсивный страх перед появлением лишнего веса, и желание соответствовать принятым в обществе стереотипам красоты. Наследственность мало влияет на появление данного вида расстройств. Ярким примером этого является одна из сестер Олсен. Мери-Кейт, в отличие от своей сестры, страдала анорексией.

2. Нервная булимия. Этот вид расстройства также чаще встречается у девушек. Данное расстройство характеризуется приступами обжорства, за которыми следует принудительное удаление съеденного. В отличие от анорексии, причиной подобного расстройства является психологическая зависимость от поедания пищи в неограниченных количествах.

3. Депрессии. Наиболее часто встречающаяся форма психических расстройств у подростков. Привести к появлению депрессивного состояния могут привести любые стрессы. Многие известные актеры, спортсмены и политики признавались в откровенных интервью, что страдали от депрессий в подростковом возрасте. Жан-Клод Ван Дамму удалось выйти из затяжных тинейджерских депрессий благодаря помощи специалистов и интенсивных спортивных тренировок. Родителям не стоит недооценивать опасность подобных расстройств. Затяжные депрессии могут привести к тяжелым последствиям, вплоть до попыток самоубийства.

4. Тревожные расстройства могут быть вызваны стрессами, пережитыми в раннем детстве. Атаки панического страха могут быть вызваны самыми разными причинами. При осознании проблемы и обращении к специалистам, удается решить эту проблему. Пациент учится бороться со своими страхами, а не прятаться от них.

Не всегда поведение подростка можно объяснить психическими нарушениями. В некоторых случаях поведенческие расстройства связаны с педагогической запущенностью и социальными условиями, в которых жил ребенок.

Вверх