Советы женщинам!
ЛедиВека.ру » Без рубрики »

Агрессивный ребенок — что делать родителям? Как корректировать агрессивное поведение детей.

logo

Навигация по статье «Агрессия у ребенка. Роль семьи в воспитании агрессивного ребенка»:

  • Что понимать под агрессией. Как она проявляется у детей
  • Причины агрессивного поведения ребенка, роль семьи
  • Агрессия у ребенка — что делать?

Агрессивный ребенок: возраст, темперамент или сигнал родителям

Необходимо учитывать, что формирование психики малыша сопровождается постепенным развитием коры головного мозга, которая отвечает за волевой контроль эмоций и поведения. Нормально развивающийся ребенок с возрастом учится контролировать себя и свои реакции на происходящее.

В последнее время неврологи часто оперируют диагнозом гиперактивность, которая сопровождается агрессией и раздражительностью. Патологическое состояние мешает установлению контактов и взаимодействию, блокируется нормальное обучение. Такое изменение часто развивается под влиянием неблагоприятных факторов на плод во время беременности:

  • медикаменты;

  • психоактивные вещества (алкоголь, наркотики, кофеин);

  • никотин;

  • стрессы, которые испытывает мать;

  • физические и психические травмы;

  • загрязнение окружающей среды;

  • инфекционные заболевания беременной.

Установление диагноза неконтролированной агрессии с гиперактивностью требует наблюдения детского психоневролога, так как самостоятельно родители не смогут справиться с проявлением патологического развития психики. Только профилактические меры для предупреждения данной ситуации и адекватное лечение окажут наиболее эффективное действие.

В ряде случаев агрессивными дети могут быть из-за особенностей соотношения процессов возбуждения и торможения. Холерический темперамент со значительным преобладанием возбуждения сопровождается чрезвычайной энергичностью, активностью, желанием самоутвердиться. Ошибки родителей в воспитании таких детей неминуемо приводят к агрессии.

6 типов агрессивных детей

Условно можно выделить 6 разновидностей поведения, когда ребенок ведет себя возбужденно и агрессивно:

  1. Критический период развития, который обусловлен изменением мироощущениями и внутренними конфликтами на фоне роста.

  2. Выраженное преобладанием нервного процесса возбуждения над торможением (дети-холерики).

  3. Проявление нарушенного настроения или физического недомогания.

  4. Индуцирование агрессии из-за взаимодействия с агрессивными детьми или после просмотра фильмов и мультиков.

  5. Немотивированная беспричинная агрессия как способ самоутвердиться и доминировать в семье и коллективе.

  6. Недостаток проявления любви и нежности со стороны родителей.

Для того, чтобы выяснить, какой тип агрессии у ребенка, потребуется консультация психолога и определение тактики во взаимоотношениях со своим чадом.

Социальные предпосылки агрессивности

Семейная среда и воспитание играют главную роль в становлении поведения малыша. Если родители, воспитатели, другие взрослые ведут себя грубо, пытаются подавить волю, ребенок будет вынужден защищаться.

Среди основных причин социального характера можно выделить следующие:

  • агрессия со стороны родителей, старших родственников;
  • авторитарный стиль воспитания;
  • дефицит внимания, гиперопека;
  • запреты, ограничения;
  • развод, конфликты в семье;
  • телевизор, компьютерные игры.

Агрессия, насилие со стороны родителей выражаются в регулярных наказаниях за мельчайшие проступки. Резкие слова, оскорбления, рукоприкладство складываются у малыша в определенную модель поведения, которую он усваивает с раннего возраста.

Дефицит внимания способствует тому, что малыш старается всеми известными способами вернуть его к себе. И, наоборот, если ребенку внушили, что он «пуп вселенной», то любое противоречие он тоже встречает вспышкой агрессии.

Запреты на самовыражение, окрики при попытках ребенка выплеснуть лишнюю энергию, заговорить громко или попрыгать, не всегда уместны. Энергия малыша обязательно должна находить выход, иначе он станет нервным и раздражительным.

Немаловажным фактором является и содержимое компьютерных игр, телевизионных передач. Особенно, если родители пренебрегают классикой в погоне за модой и «шедеврами» западного кинематографа.

Биологические предпосылки агрессивности

В отечественной психологии ведущее место занимает теория Б. Теплова о типах темперамента, в которой он утверждает, что эмоциональное реагирование зависит от природного темперамента малыша. Хотя «чистых» типов и не существует, всегда один проявляется более ярко. Именно он и определяет форму поведения ребенка.

Зарубежные психоаналитики выдвигают две теории, успешно объясняющие детскую агрессию. Одна сводится к тому, что виновата во всем генетика. Вторая утверждает, что человек имеет два противоположных инстинкта — созидательный и разрушительный. Его поведение зависит от того, какой из них начинает при определенных условиях преобладать. Причем, ученые утверждают, что агрессию у таких детей нельзя преодолеть, ее можно только временно сдерживать.

Психокоррекционная работа

В задачу психологов, социальных педагогов входит работа не только с агрессивными школьниками, дошкольниками, но и со всем ближайшем окружением: родителями, другими родственниками, друзьями. Независимо от выявленных причин агрессивного поведения, следует придерживаться определенной стратегии:

  1. Важным условием эффективной работы является развитие позитивной самооценки ребенка. Отсутствие со стороны всех, без исключения, взрослых «навешивания ярлыков».
  2. Следует полностью убрать приказной тон. Не стыдить, не унижать, не обвинять и не наказывать. Если малыш будет бояться, его страх может спровоцировать новые конфликты.
  3. По максимуму стараться хвалить ребенка. При этом важно находить и видеть именно реальные заслуги и достижения.
  4. Во время приступов необходимо успевать переключить внимание малыша или подростка на другое занятие, которое не будет его раздражать и провоцировать.
  5. Желательно обсуждать каждый негативный поступок наедине, после того, как агрессия спадет и ребенок успокоится. Объяснить, что гнев могут испытывать все, важно научиться его контролировать.
  6. Прививать навыки общения с окружающими людьми, со сверстниками, найти дело, которое ребенку понравится, превратить его в хобби. Увлечения — лучший способ снятия блоков и страхов, способных вызвать агрессию.
  7. Обучать методам снятия напряжения: использовать «мешочек для крика», стол с надувным молотком, занять спортом. Нельзя подавлять состояние и загонять агрессию вглубь.
  8. Демонстрировать только правильное отношение к людям, животным, неодушевленным предметам.
  9. Искусственно создавать ситуации, где ребенок будет успешным, уверенным, сможет помочь друзьям, перестанет бояться и защищаться. Для этого существуют методы изотерапии, сказкотерапии, игровые моменты.

Работать с ребенком нужно начинать при первых признаках агрессивного поведения, чтобы вредные привычки не укоренились. Впоследствии скорректировать их будет намного сложнее.

Портрет агрессивного ребенка

Для начала стоит прояснить, что агрессия и агрессивность далеко не одно и то же. Агрессия – это разовый поступок, который идет вразрез с общепринятыми морально-этическими нормами, а его результатом является психологический или физический вред. Агрессивность – это способ выражения себя в обществе, поведение, ставшее привычным. Кроме того, стоит отличать агрессию и гнев у ребенка. Негативные эмоции и несогласие могут и должны находить иной выход и не должны выливаться в причинение вреда окружающим людям.

На самом деле детская агрессивность имеет вполне определенные критерии. Таковым является ребенок, который часто:

  • не может контролировать себя;
  • конфликтует со взрослыми, ругается или спорит;
  • завидует и мстит;
  • намеренно раздражает окружающих, выводит их из себя, обижает;
  • отказывается следовать правилам;
  • винит в своих ошибках других;
  • злится и отказывается делать что-либо;
  • избыточно чувствителен к словам и действиям как взрослых, так и детей.

При этом говорить об агрессивности как о патологическом поведении можно, если хотя бы 4 вышеперечисленных признака проявляются в течение полугода. В таком случае важно не медлить, а помочь малышу с адаптацией в социуме. Для этого нужно установить причины агрессии, понять, что на самом деле за ней стоит.

Причины детской агрессии

Агрессивность не является природной чертой характера. Ребенок изначально настроен к миру положительно. Не зря первое эмоциональное проявление – это улыбка. Предпосылки к агрессии создает среда, в которой он воспитывается и растет.

  • Пример первый. Малышу запрещают играться в песке, поднимать камушки, быстро бегать, рвать листья. Его постоянно одергивают и ругают. Сломал игрушку – значит, ты плохой, негодник. Он чувствует давление и несправедливость, думает, что его отвергают. Более того, под запретом оказываются вполне естественные эмоции гнева и обиды. Ребенок бунтует – проявляет агрессию к взрослым, срывается на детях.
  • Пример второй. В семье потакают капризам ребенка, он не знает слова «нет». Но рано или поздно ему приходиться столкнуться с ситуацией неудовлетворенности. Воспитатель в саду запретил бегать за обедом, или сверстник не поделился игрушкой, или что-либо еще. В любом из случаев малыш негодует – он так не привык.

Таким образом, агрессивность есть не что иное, как недостаток самоконтроля, неумение выразить гнев мирным способом. Нужно учитывать, что ребенок учится на примере. Видя насилие в семье, он усваивает урок: «Если я с чем-то не согласен, я могу ударить или наказать другого». «Если я зол и ругаюсь, меня боятся». Другой пример подают фильмы, сказки. Практически все современные герои проявляют силу, с кем-то борются, побеждают. Время диктует: если хочешь быть лидером, побеждай. Иными словами, найди антигероя и побей его.

Что стоит за агрессивным поведением?

В результате опросов школьников психологи выявили, что агрессивные дети не считают себя таковыми. Скорее наоборот, они чувствуют себя жертвами, обиженными, отвергнутыми. Агрессивное поведение формируется, сродни страху, от недоверия к окружающему миру.

Что же на самом деле движет ребенком, когда он проявляет насилие по отношению к другим?

  • Желание стать лидером, завоевать симпатии.
  • Низкая самооценка, стремление скрыть ее, защита.
  • Нехватка внимания со стороны родителей, агрессия как способ обратить на себя внимание.
  • Подражание сверстникам, нежелание быть белой вороной.

Агрессивный ребенок не видит иного выхода, кроме как напасть, чтобы получить то или иное благо или реакцию со стороны других людей. И чем больше подкреплено подобное поведение положительными результатами, тем сложнее его изменить.

Проявления агрессии в разном возрасте

Однажды мама на приеме у психолога пожаловалась: «Сын с детства был таким – кусался, толкал меня, бил». На что тот ответил: «Ребенок, который растет в атмосфере любви и понимания, среди дружелюбных и любящих людей, не имеет предпосылок к агрессивности». В действительности это так. Чем меньше причин к недовольству, чем ярче пример, как положительно реагировать на неприятные обстоятельства, тем меньше повода к агрессии.

С самого раннего детства ребенок учится взаимодействовать с окружающими. Он воспринимает себя центром мироздания и искренне не понимает, почему не могут удовлетворяться все его желания и потребности. Задача родителей – мягко объяснить, показать, что иногда нужно соблюдать определенные правила.

Почему ребенок может проявлять агрессию в разных возрастах?

  • До года. Недовольство у младенца могут вызвать ограничение движения, а также гигиенические процедуры: промывание носа, подстригание ногтей. Некоторым детям не нравится одеваться на улицу. Агрессия проявляется в отталкивании, демонстративном разбрасывании игрушек, вещей. А вот страсть к кусанию обычно вызвана желанием установить контакт с матерью. При положительном подкреплении (например, реакцией смехом) действие повторяется.
  • 1-2 года. В этом возрасте ребенка начинают интересовать другие люди, он активно исследует мир и пробует устанавливать контакты. Агрессию могут вызывать частые запреты, особенно непоследовательные. Например, сегодня это можно, а завтра нельзя. Или когда мать сначала ругает и наказывает, а затем тут же целует и награждает игрушкой или сладостью.
  • 2-3 года. Малыш не чувствует боли, причиняемой другому, не способен поставить себя на чужое место. Кроме того, он эгоцентричен. Жестокость и агрессия могут проявляться при желании обладать какой-то игрушкой, когда возникает конфликт интересов с другими детьми. Также злость вызывают родительские запреты на то, чего очень хочется. Подкрепляют агрессивное поведение ругань, физическое наказание, оскорбления, изоляция.
  • 3-4 года. Ребенок уже не решается излить гнев на родителей и переносит его на предметы или других детей. Злость может возникнуть из-за строгих правил, несправедливого наказания. Реакция взрослых на поведение играет решающую роль. Вседозволенность, равно как излишняя строгость, ведет к агрессивности.
  • 4-5 лет и старше. К этому возрасту устанавливаются основные поведенческие реакции. Ребенок находит свой способ разрешения конфликтов, снятия стресса, злости, и в большинстве ситуаций действует одинаково. Кроме того, он начинает вникать в социальные связи, учится строить разные отношения с разными людьми. Важную роль играет понимание добра, воспитание сопереживания, милосердия. Агрессия может проявляться более изощренно, через словесные оскорбления, спланированную месть, отказ от общения. Зачастую ребенок перенимает манеру поведения родителей.

Как реагировать на агрессивное поведение?

Правильная реакция взрослых на агрессию решает половину проблемы. Нельзя отвечать ребенку тем же, то есть ругать и наказывать за агрессивное поведение. Нужно донести и подкрепить собственным примером, что любой конфликт можно решить мирным путем.

  • В момент вспышки ярости правильно будет крепко обнять ребенка сзади, чтобы он не мог ударить, и прошептать на ушко, что его эмоции понятны и нормальны. Когда малыш успокоится, нужно вместе найти мирный способ решения проблемы.
  • Если между детьми назревает ссора или заметно, что ребенок злится, нужно переключить его внимание. Важно учитывать, что тело к этому времени напряжено и готово к активным действиям. Поэтому лучше быстро затеять подвижную игру: бег наперегонки, прятки и т. д.
  • Объяснять ребенку, что он был не прав, нужно через «Я-сообщения». Неправильно говорить, что он плохой, драчливый, с ним не будут дружить. Лучше сказать: «Я расстроена, что произошла драка». «Я хочу, чтобы ты показал другим, какой ты добрый и воспитанный». «Мне приятно смотреть, когда ты весело и мирно играешь, а когда дерешься, мне грустно».

Способы коррекции

Лучше всего, если с агрессивным ребенком будет работать квалифицированный психолог. Знаний родителей зачастую недостаточно для эффективной коррекции поведения. Работа с агрессией проводится в нескольких направлениях:

  • обучение приемлемым способам выражения злости, недовольства, гнева;
  • обучение самоконтролю, умению распознать негативные эмоции по ощущениям в теле и вовремя успокоиться;
  • формирование способности сопереживать, доверять, сочувствовать, проявлять милосердие.

Если дома накаленная обстановка или ребенок переживает развод родителей, рекомендуется психологическая консультация всем членам семьи. Чтобы справиться с агрессией, важно поместить ребенка в спокойную, доброжелательную, любящую среду. При неврологических заболеваниях требуется лечение.

Также родителям стоит оказывать посильную поддержку ребенку. Важно помнить, что он проявляет агрессию только потому, что не умеет иначе. О том, какие способы помогут справиться с эмоциями, читайте ниже.

Что ты чувствуешь?

Когда ребенок злится, нужно попросить его описать, что он чувствует, где располагается чувство гнева в его теле. Обычно дети очень детально расписывают, как горят щечки, начинает покалывать в ладошках, колотится сердечко, в горле кричать хочется. Важно чтобы малыш научился прислушиваться к своим ощущениям. Нужно попросить его словесно сообщать о своем состоянии. Например: «Я очень злюсь», «Тебе лучше меня не трогать, я могу сорваться».

Обзывалки

Гнев нужно выражать приемлемым способом. Например, вместо обидных оскорблений лучше использовать шуточные обзывалки. Участники конфликта должны договориться, какие слова они будут говорить друг другу. Например: «Ты картошка». «А ты укроп». В конце, когда на смену злости придет смех, нужно закончить перепалку приятным словом: «А ты солнышко (котенок, сахарок)».

Агрессию у детей постарше можно унимать обзывалками в стихотворной форме. Например:

«Ленка — пенка — колбаса,На веревочке оса.Ленка — пенка — колбаса,Тухлая капуста.Съела кошку без хвоста,И сказала: «Вкусно».

Расслаблялки

По мере того, как ребенок будет учиться распознавать свой гнев, нужно учить его самоконтролю. Одним из способов является расслабление. Нужно попросить малыша изобразить злость, а затем попробовать прилечь и расслабиться. Необходимо закрыть глаза и представить, как он качается на волнах на надувном матрасе. Можно сделать легкий массаж с потешками. Главное, чтобы ребенок почувствовал, что гнев – это временная эмоция, которую он способен контролировать.

Злая кукла

Малышу можно подарить игрушку, которая обладает не слишком покладистым характером. Нужно придумать и рассказать ее историю, попросить сына или дочку ее перевоспитать. Чтобы игра не наскучила, взрослый должен активно участвовать в ней, управлять второй куклой, спрашивать, как чувствует себя воспитанник, научился ли он бороться со злостью.

Мешочек для крика

Еще один действенный способ избавиться от гнева и предотвратить агрессию – покричать в мешочек. Ребенку нужно разрешить выкрикивать любые, даже самые плохие слова. Лучше он сделает это сейчас, чем потом, на улице. После того, как малыш почувствует облегчение, мешочек вытряхивают за окошко.

Арт-терапия

Разгневанному ребенку можно предложить лист бумаги и карандаши и попросить нарисовать свои чувства. Поначалу он будет выбирать темные тона, надавливать на карандаш с силой. По мере того, как нажим будет слабеть, нужно предложить новую идею – изобразить счастье или мечту. Также для арт-терапии хорошо подходят пальчиковые краски, которыми можно рисовать на холсте всей рукой. Дети 5 лет и старше могут рисовать карикатуры на своего обидчика. На заключительном этапе плохой рисунок уничтожают – рвут или сжигают.

Действие

Если ребенок сильно разозлен и расслабление невозможно, нужно показать, как правильно выплеснуть негатив. Например, устроить бой подушками, покидать мяч в баскетбольное кольцо, побить грушу, поиграть в боулинг. Также полезно будет отвести агрессивного ребенка в какую-нибудь спортивную секцию, где он будет расходовать свою энергию (плавание, боевые искусства, акробатика).

Итак, на формирование агрессии у детей существенно влияют внутрисемейные отношения и способы воспитания. Слишком строгие правила, равно как и вседозволенность, могут подтолкнуть ребенка к агрессивному общению. Важно не окружать ребенка запретами, а объяснять и показывать на примере, как приемлемо себя вести, а как нет. Психологи рекомендуют использовать слово «нельзя» не более 5 раз в день – только в случаях, когда малыш собирается сделать что-то действительно опасное. В остальном нужно переключать его внимание. Например, если он пытается разбить кружку, нужно дать пластиковый стаканчик со словами «попробуй бросить это». Или при попытке порвать книгу дать старую газету, которую рвать можно.

Конечно, чтобы обуздать агрессию ребенка, взрослому самому нужно умерить эмоции. Для этого при очередной вспышке гнева стоит задаться вопросом: «А что в этот момент происходит в детской голове?».

Причина агрессии у детей

К основным причинам, способствующим появлению агрессии относят:

— соматические заболевания, нарушения работы головного мозга;

— проблемы в отношении внутри семьи: ссоры, конфликты между отцом и матерью, выражающиеся в равнодушии, отсутствии совместных интересов;

— непосредственно агрессивное поведение родителей не только дома, а и в социуме;

— равнодушие родителей к делам, а также интересам малыша, его статусу, успешности;

— сильная эмоциональная привязанность к одному из родителей, при этом второй родитель выступает объектом агрессии;

— отсутствие единства в воспитании, а также его непоследовательность;

— неспособность малыша контролировать свои поступки, низкая самооценка;

— недостаточное развитие интеллекта;

— высокая степень возбудимости;

— отсутствие способности строить отношения в социуме;

— жестокие компьютерные игры, насилие с экранов телевидения.

Причина агрессивности кроется и в физических наказаниях со стороны родителей, а также когда детям уделяют мало внимания и они стараются отвоевать его с помощью агрессивных реакций.

Признаки агрессии у детей

Проявление агрессии выражается в таких поступках: обзывание сверстников, отбирание игрушек, желание ударить другого сверстника. Агрессивные дети зачастую провоцируют других сверстников на драки, тем самым выводят взрослых из состояния душевного равновесия. Агрессивные дети обычно «ершистые», что вызывает сложность в общении и правильного подхода к ним.

Признаки агрессии у детей: мстительность, отказ соблюдать правила, непризнание своих ошибок, вспышки гнева на действия окружающих, драчливость, замахивание на близких, плевки, щипание, употребление бранных слов.

Агрессия у детей способна быть скрытой, если родители подавляют ее, выбирая для этого неверные методы.

Откуда агрессия у ребенка?

Агрессия у детей почти всегда появляется по внешним причинам: отсутствие желаемого, семейное неблагополучие, лишение чего-то, экспериментирование своего поведения на взрослых.

Агрессия у детей 2 лет проявляется в укусах взрослого или сверстника. Эти укусы являются способом познания всего окружающего мира. Двухлетки прибегают к укусам при невозможности быстро добиться своей цели.

Укус — это попытка утверждения своих прав, а также выражение своих переживаний, неудач. Некоторые двухлетние дети кусают при любой угрозе для самозащиты. Отдельные малыши кусаются для того, чтобы демонстрировать свою силу. Именно так делают малыши, стремящиеся к власти над другими. Иногда укусы вызываются и неврологическими причинами.

Когда вы осознаете, чем было спровоцировано негативное поведение малыша, вам сразу станет понятно, как научить его справляться с собой в критической ситуации. Важно помнить, что малыши всему учатся на примерах своих родителей.

Агрессия мамы очень сильно отражается на ребенке. Малыш очень быстро усваивает такое поведение мамы, а жестокое поведение может послужить предпосылкой к неврозам. Важно усвоить, что поведение малыша — это полное зеркальное отражением того, что он видит в семье.

Агрессия у детей 3 лет возникает из-за игрушек. Дети кусаются, плюются, толкаются, бросают различные предметы, бьют других, истерят.

Родительская попытка снять напряжение силой, приводит к неудачам, и следующий раз малыш будет действовать еще более агрессивно. В этом случае родителям необходимо просто переключить внимание малыша на другое занятие или убрать провоцирующий фактор.

Агрессия у детей 4 лет несколько снижается, малыши начинают вербально выражать свои желания, однако эгоцентризм не позволяет принимать чужую точку зрения. Для малышей идет восприятие так: или все плохое или хорошее. Детям не свойственно планировать, обдумывать, они нуждаются в четких руководствах, инструкциях: что и как именно делать. Малыши 4 лет не понимают после просмотра телевизора, где реальность, а где фантазия, они не могут правильно понять желания других, присоединившихся к их играм. Их восприятие такое: на мою территорию вторглись. Поэтому им сложно объяснить, что другие детки миролюбивы.

Агрессия у ребенка 5 лет проявляется через физическую агрессивность у мальчиков, а у девочек чаще через вербальное нападение (прозвища, молчание, игнорирование), однако могут прибегать и к агрессивной форме защиты своих интересов.

Агрессия у ребенка 6-7 лет проявляется во всех вышеперечисленных, проявлениях, а также стрессовом напряжении, мести. Причиной служит асоциальная среда, недостаток любви, заброшенность малыша, но, несмотря на это, дети начинают уже проявлять самоконтроль, чтобы не выражать свою обиду, страх, неудовольствие и это происходит через агрессивное поведение.

Лечение агрессии у детей

Бывает, что немотивированные приступы агрессивности спровоцированы атмосферой потворства, когда малыши никогда не знают отказа, всего добиваются истериками, криками. В этом случае следует быть терпеливыми, поскольку, чем запущеннее проблема, тем тяжелее проводить коррекцию по устранению немотивированных агрессивных приступов. Не следует ждать, что вот чадо подрастет и изменится. Обязательное правило в общении с малышом — это постоянство требований взрослых в любых ситуациях, особенно при появлении агрессии.

Что делать, если ребенок проявляет агрессию? Зачастую агрессивное поведение — это реакция на отсутствие внимания, и таким образом малыш стремится заинтересовать окружающих личной персоной. Малыш быстро извлекает урок, что плохим поведением он быстро получает долгожданное внимание. Поэтому родители должны это учитывать и по максимуму общаться с малышом, поддерживая его позитивное общение.

Как реагировать на агрессию ребенка? К агрессивному поведению относиться спокойно нельзя. Если имеет место тенденция к повторению агрессии, то родителям следует разобраться, что провоцирует подобные вспышки гнева. Очень важно проанализировать, при каких обстоятельствах появляются приступы агрессии, обязательно поставить себя на место малыша, подумать, чего ему не хватает.

Коррекция приступов агрессии у детей включает подключение игровых ситуаций, разыгрывание игрушечными персонажами, приближенными к реалиям. Как только приучите вести себя спокойно, ваш малыш сразу поменяет манеру общения с другими детками.

Как справиться с агрессией ребенка? Воспитание малыша должно включать единство требований обоих родителей и личный пример. Только в этом случае будет наблюдаться правильное и гармоничное развитие. Личным примером родители могут выработать поведенческие навыки у малыша. Поступки и действия родителей, прежде всего, должны соответствовать требованиям, предъявляемым к своему малышу. В семье, где малыш видит проявление агрессивных выпадов в отношении других членов, идет восприятие ее как нормы.

Лечение агрессии у детей включает различные способы:

— предложите малышу нарисовать свою агрессию или ее причину, а затем порвать рисунок;

— битье подушки, счет до десяти;

— переключение внимания на игру или другое занятие;

— в период агрессивных реакций взрослым следует использовать минимум слов и тем самым не провоцировать далее негативную реакцию у малышей;

— исключить запугивание и шантажирование;

— стать личным образцом спокойствия и примером для подражания;

— занятие спортом поможет трансформировать агрессию у детей;

— специальная гимнастика, направленная на релакс для снятия напряжения;

— соблюдение витаминизированной диеты.

Ещё статьи по этой теме:

  • ИнтеллектИнтеллект

    Интеллект

  • АгрессияАгрессия

    Агрессия

  • Приступы агрессииПриступы агрессии

    Приступы агрессии

  • АгрессивностьАгрессивность

    Агрессивность

  • АутизмАутизм
  • Самооценка ребенкаСамооценка ребенка

    Самооценка ребенка

Агрессивный ребенок

Часто неожиданно для себя родители сталкиваются с детской агрессией.

Для дошкольников характерны порча игрушек, швыряние предметов, эпизодическое грубое обращение с животными, пассивно-агрессивные реакции протеста, неуступчивость и повышенное упрямство. Резко негативная реакция родителей на агрессивное поведение зачастую не только не уменьшает агрессивность детей, но напротив усиливает ее, поскольку служит косвенным доказательством силы и независимости последних. Тем не менее именно отношение родителей в этом возрасте является регулирующим фактором.

Систематическое агрессивное поведение детей 3-6 лет больше обусловлено биологическими факторами (мужской пол, темперамент ребенка, перенатальная энцифалопатия) и преимущественными нарушениями в эмоционально-волевой сфере, а также ранней эмоциональной депривацией (т.е. эмоциональным отвержением ребенка родителями, которого они сами иногда не замечают).Систематическая физическая агрессия детей 7-11 лет сильнее связана с неблагоприятным социальным окружением (негативная роль отца, родительская агрессия).

В подростковом возрасте агрессивное поведение имеет ряд важных функций: освобождает от страха, помогает отстаивать свои интересы, защищает от внешней угрозы, способствует адаптации. «Обида на весь мир» и ценности только личностной выгоды – характерны для агрессивных подростков с плохой адаптацией.

Если ваш ребенок агрессивен, то посмотрите, нет ли в вашей семье причин формирующих такое поведение.

Вверх