Советы женщинам!
ЛедиВека.ру » Без рубрики »

Агрессивный ребенок: советы американских ученых

Агрессивный ребенок: советы американских ученых
logo

Царь Соломон был третьим еврейским царем и считался образцом мудрости среди своих подданных. Люди преодолевали огромные расстояния, чтобы получить его совет и посмотреть, как изящно сын Давида вертит свое легендарное кольцо с мудрыми гравировками. Но когда дело касалось самого царя, то мудрость покидала его. О том, что кольцо не работало, говорит череда недальновидных решений, которые привели к распаду царства: сотни наложниц, хвастовство своим богатством, пренебрежение воспитанием сына (который в дальнейшем стал тираном), расточительство государственной казны.

Термин «парадокс Соломона» появился в исследовании ученых Итана Кросса, профессора психологии из Мичиганского университета, и Игоря Гроссмана, доктора философии из университета Ватерлоу. Он обозначает ситуацию, когда человек может давать мудрые и эффективные советы другим людям — но сам в критические моменты не может абстрагироваться, дать себе самому совет и последовать ему.

Почему мы хотим помогать друг другу

За желание помогать другим людям мы обязаны развитию неокортекса. Виды, у которых он не развит, лишены материнского инстинкта: например, детеныши рептилий после рождения вынуждены давать деру от своих сородичей, которые видят в своих отпрысках только пищу.

Наблюдать за развитием эмпатии мы можем на примере детей. Годовалый ребенок уже способен ощущать беспокойство, когда рядом с ним падает другой малыш: он может сразу же сунуть большой палец себе в рот, как если бы ушибся сам. Дети постарше начинают осознавать свою личность и тот факт, что они отделены от других людей. Они стараются решить проблему более хитрыми способами, например, предлагают мягкую игрушку пострадавшему ребенку. К двум годам к детям приходит понимание, что чувства других людей отличаются от их собственных ощущений. Пик развития эмпатии наступает к концу детства: в этот период дети осознают, что страдания существуют и за рамками конкретного момента. В этом возрасте они могут сопереживать положению целой группы людей, например бедным.

Дарвин считал, что природа эмпатии — эгоистичная мотивация.

Когда вы видите страдающего человека, это вызывает у вас воспоминания о ваших собственных пережитых страданиях, и вы начинаете испытывать сильный дискомфорт (его еще называют эмоциональным резонансом). И для того, чтобы его снизить, вы помогаете другому человеку.

Почему трудно дать совет самому себе

Представим ситуацию: вы пошли в бассейн, чтобы отработать технику плавания «кролем». Горизонт чист, дорожка принадлежит только вам. Вы изящно прыгаете в воду, старушки, сидящие на шезлонгах, по очереди выставляют вам оценки. У вас три десятки. Но затем — «БАМ», искры в глазах. Вы ударились головой обо что-то неизвестное. Вы поднимаете голову и оцениваете угрозу: это подросток лет четырнадцати. Если он вам еще и нагрубил и брызнул водой в лицо, вы почувствуете праведный гнев и направите его на молниеносное агрессивное решение проблемы.

Это активировалось миндалевидное тело: в ответ на раздражитель оно выдает эмоциональную реакцию гораздо быстрее, чем префронтальная кора успевает провести «холодный» анализ. Миндалина в том числе отвечает за формирование агрессии, это она заставила ваши кулаки сжаться, а пульс — участиться и настроила вас «бить или бежать».

При определенном уровне стресса ответственность за ваши поступки берете уже не вы, а архаичный центр мозга, который перехватывает управление в самых безнадежных обстоятельствах, требующих быстрых реакций, когда рефлексия может стоить вам жизни.

Благодаря выбросу адреналина вы получаете невероятный прилив энергии. А в СМИ об этом расскажут только как «халк с нечеловеческой силой избил ребенка в бассейне». Находясь в плену эмоций, вы не сумели дать объективную оценку случаю, поэтому не только сами не смогли принять правильное решение, но и чужих полезных советов не вспомнили.

Как «остудить» эмоции

Людям, которые испытывают сильные эмоции, трудно сконцентрироваться на своих проблемах. Чтобы помочь себе, необходимо дать «остыть» миндалевидному телу. Чем меньше мы лично вовлечены в ситуацию, тем легче нам абстрагироваться от эмоций и страхов и рассуждать разумно.

Ученые Итан Кросс и Игорь Гроссман провели несколько экспериментов, чтобы доказать свою теорию о том, что если мы смотрим на проблему в третьем лице и становимся для себя «лучшими друзьями», которые дают эффективные советы, то нам легче принять и решить проблему. В исследовании участники становились жертвами воображаемой измены их партнера, а затем им необходимо было ответить на несколько вопросов (чтобы посмотреть, как испытуемые могут отстраниться от проблемы и рассуждать рационально). В первом случае они отвечали на вопросы от первого лица, во втором — испытуемые освобождались от своего «эго» и отвечали от третьего лица, как будто дают совет другу. Результаты показали, что когда участники смотрели на ситуацию со стороны, они давали более рациональные советы.

В ходе этого эксперимента ученые также доказали, что по отношению к себе «мудрость не приходит с годами»: группа испытуемых в возрасте 60–80 лет была менее склонна рассуждать рационально о своей проблеме.

Когда человек думает о себе в тяжелом положении, то у него включается «туннельное видение»: сужается широта мышления и мысли рассеиваются. Но если человек представляет такой же случай в отношении другого, то он абстрагируется от проблемы и смотрит на нее от третьего лица, не пропуская случившееся сквозь себя. Эта дистанция «выключает» драматический эффект, приглушает работу миндалины и позволяет мыслить здраво и мудро.

Другие способы абстрагироваться от эмоций

Помимо техники «от третьего лица» есть еще ряд способов, которые помогут успокоиться, посмотреть на положение дел под разными углами и обрести успокоение.

Дзен-буддизм советует включить режим противоречий и отвлечения. В этой философии распространена практика размышления над парадоксами, например: «Как звучит хлопок одной рукой?». Размышление над парадоксами помогает переключить и освежить ум в экстренном случае. Противоречия помогают развивать в себе способность мириться с неопределенностью. С европейским взглядом на дзен-буддизм можно познакомиться по книгам Ойгена Херригеля «Искусство стрельбы из лука» или погрузиться во вьетнамский буддизм через небольшую книгу «Как есть осознанно» Тит Нат Хана.

Юмор позволяет дистанцироваться, потому дает необходимую в стрессовых условиях эмоциональную разрядку. Найдите что-то смешное в себе или во всей проблеме, которая вас тревожит, нарисуйте карикатуру на врага и сочините «пирожок» о превратностях своей судьбы. Так вы сможете посмотреть на всё под другим углом и освободиться от гнетущей роли жертвы.

Примеряйте разные точки зрения. Попробуйте рассмотреть конфликт с точки зрения другой стороны. Сочините рассказ от лица работодателя, который четыре месяца не платил вам гонорар, чтобы прокормить любовницу, или представьте себе диалог изменившей вам возлюбленной с ее психотерапевтом.

Дыхательные и физические упражнения. Справиться с гневом помогает физическая нагрузка: она улучшает способности к концентрации и повышает настроение. Глубокое дыхание снижает эмоциональное возбуждение.

Почему нам трудно следовать советам

За умение заставлять себя что-то делать или, наоборот, воздерживаться от чего-то вредного мы обязаны силе воли. Самоконтроль и самосознание (способность отслеживать самих себя) — прекрасная пара, благодаря которой мы можем предсказать свои поступки, проанализировать последствия и заранее передумать.

Сила воли как продукт работы префронтальной коры появилась не только благодаря эволюции, но и социальному фактору. Сто тысяч лет назад, чтобы выжить, людям необходимо было объединиться с другими. Общинность подразумевает сотрудничество и распределение ресурсов: человек много раз подумает, прежде чем брать чужой бутерброд с мамонтятиной, ведь за этим может последовать изгнание из племени. А скитание в одиночестве среди огромных хищников, болезней, да еще и по негостеприимной окружающей среде, скорее всего, привело бы асоциального индивида к смерти.

Чем более сложным становился наш социальным мир, тем сложнее должно было становиться наше поведение. Необходимость сотрудничать и поддерживать длительные отношения повлияли на наш мозг. Мы стали вырабатывать стратегии самоконтроля, который помогает нам сдерживать свои порывы и быть людьми в полноценном смысле этого слова.

Современный человек понимает, что «племя» ему жизненно необходимо: оно заботится о нем, лечит и кормит. Поэтому он лучше возьмет себя в ежовые рукавицы, испытает дискомфорт от пересиливания себя и подведет под это какую-то религиозную философию — чем повторит участь индивида без силы воли.

Американский нейроэндокринолог, профессор биологии, неврологии и нейрохирургии в Стэнфордском университете Роберт Сапольски считает, что основная задача коры больших полушарий современного человека (относительно новой части мозга) — склонять мозг к более сложным решениям. Когда захочется закурить, именно префронтальная кора «выдаст желтую карточку» мозгу, напоминая, почему вы отказались от курения.

Взаимодействие разных частей коры во многом и определяет, устоит ли человек от соблазна и сможет ли сдержаться.

Передняя поясная кора помогает отсекать противоречия между текущими действиями и глобальными целями (посмотреть еще одну серию или лечь спать и встать вовремя на следующее утро).

Дорсальная часть фронтомедиальной коры играет роль копа, который мешает принять неправильное решение (например, сесть играть в компьютерные игры вместо того, чтобы писать диплом).

Сенсомоторная кора должна выполнять приказы дорсальной части. Если исполнительный орган не слушается, то мы можем наблюдать синдром «руки анархиста»: если человек с таким синдромом решит отказаться от пончика в последний момент, то неконтролируемая рука уже автоматически будет тащить его в рот.

Как язык, на котором мы говорим, влияет на силу воли

Кейт Чен (американский экономист китайского происхождения) выдвинул предположение, что грамматические конструкции будущего времени в языке могут влиять на то, насколько далекими мы видим события, которые еще не произошли. Ученый подумал, что в странах, где в языке есть отдельная глагольная форма для будущего, и в странах, где будущее и настоящее время в языке конструируется одинаково — по-разному воспринимают время. В китайском, эстонском и немецком языках вы можете говорить о будущем времени, используя те же грамматические конструкции, что и для настоящего. Для китайца вполне естественно могут говорить что-то в духе: «Через год я выучил два языка», а для русского такой синтаксис звучит непривычно. Кейт Чен выяснил, что жители Китая и Эстонии, например, воспринимают события, которые только должны случиться — так, как если бы они происходили прямо сейчас.

Проверив свою гипотезу, ученый выяснил, что в странах, где говорят на языках без выраженного будущего времени, на 31 % чаще откладывают деньги на старость, на 24 % меньше курят и на 29 % чаще держат себя в хорошей физической форме. Конечно, на эти показатели влияют еще экономические факторы и многие другие, но теория занимательная. Учите китайский.

Как выдерживать волевые испытания

Управление эмоциями неразрывно связано с тренировкой самообладания, которое можно тренировать особыми упражнениями.

Осознайте две системы мозга. Каждое испытание силы воли — это «спор» между двумя частями вашего мозга (импульсивной «горячей» и разумной «холодной») — и двумя аспектами вашей личности. Как они ведут себя в момент эмоционального или чувственного «искушения»? Чего хочет импульсивная сторона, а чего — мудрая? Можно даже дать им имена, чтобы было легче персонифицировать их.

Представьте себе, кем вы будете, если станете следовать только импульсам, а затем — какой будет ваша жизнь, если в ней будет только разум. Найдите баланс, который был бы вам по душе и представьте как сотрудничество двух сторон.

Это позволит сравнивать ваше состояние в определенный момент с желаемым образом.

Принимайте волевые решения заранее. Формируйте волевое решение задолго до ситуации искушения, когда вам будет трудно сфокусироваться. Например, заранее оплатите абонемент в тренажерный зал, соберите сумку с формой и поставьте ее поближе к двери, чтобы не обнаружить с утра, что вы уже опоздали.

Отслеживайте себя. Поверяйте последовательность своих решений от самых прозрачных (выбрали вы уже дни для регулярных пробежек?) до завуалированных (взяли вы с собой в назначенные дни на работу обувь для бега, чтобы не пришлось потом тратить драгоценное время на то, чтобы зайти домой, или чтобы не появилось отмазки). Это упражнение поможет вам не отвлекаться.

«Сжигайте мосты». Пусть вам трудно будет изменить своему решению. Кортес, чтобы не отступать, потопил свои корабли — также и вы отрежьте легкий путь к бегству, оставьте кредитку дома и возьмите только ту сумму наличными, которую вам можно потратить на покупки.

Пишите письма себе в будущем. Для этого можно воспользоваться разными сервисами. Подумайте, о своем будущем «я» как об уже существующем человеке: чем оно будет заниматься и как оценит те решения, которые вы принимаете сейчас? Поделитесь с будущим «я», что вы собираетесь сделать, чтобы достичь долгосрочных целей: когда прочтете письмо через год, сможете оценить прогресс и проанализировать ошибки.

Посмотрите на себя сегодняшнего глазами из будущего: о чем вы можете пожалеть, а за какие поступки будущее «я» скажет вам спасибо?

Психолог Хад Эрснер-Хершфилд утверждает, что даже краткий план письма может приблизить вас к тому человеку из будущего, которым вы хотите стать.

Эразм Роттердамский однажды сказал:

«Юпитер даровал намного больше страсти, чем разума […]. Единоличной власти разума он противопоставил двух свирепых тиранов: гнев и похоть. В какой мере разум способен возобладать над объединенными силами этих двоих, со всей очевидностью раскрывает обычная человеческая жизнь. Разум делает единственное на что способен, — он кричит до хрипоты, повторяя формулы основных добродетелей, пока те двое не велят ему убираться ко всем чертям и вообще ведут себя все более шумно и оскорбительно, пока их Правитель не выдохнется, махнет рукой и уступит».

Прислушиваться к эмоциям стоит как к своего рода интуитивному компасу. Но если научиться контролировать их вспышки и оставлять время для рациональной обработки ситуации, то можно не только давать мудрые советы, но и следовать им, а значит — приближать себя к своему идеалу.

Глава 3. Классификация признаков вредного мультфильма.

detstvo pod ugrozoj 44 Детство под угрозой: Вредные мультфильмыНа основе этой классификации родители самостоятельно могут определить, вреден мультфильм для ребёнка или нет. Наличие одного или нескольких признаков вредного мультфильма служит основанием для того, чтобы не показывать этот продукт своим детям:

  1. Главные герои мультика ведут себя агрессивно, жестоко, калечат, убивают, причиняют вред. Причем все подробности этого «смакуются», даже если всё это подано под маской юмора.
  2. Плохое поведение персонажей по сюжету либо остается безнаказанным, либо даже ведет к улучшению их жизни: получению признания, популярности, богатства и т.д.
  3. В сюжете демонстрируется опасное, в случае попытки его повторения в реальной жизни, для здоровья или жизни поведение.
  4. В мультфильме персонажам присуще поведение, нестандартное для их пола: мужские персонажи ведут себя по-женски, женские — по-мужски.
  5. В сюжете присутствуют сцены неуважительного поведения по отношению к людям, животным, растениям. Это может быть глумление над старостью, немощностью, слабостью, физическими недостатками, социальным и материальным неравенством.
  6. Герои фильма несимпатичны и даже уродливы. Для детского восприятия, для более легкой ориентации в том, кто «плохой», а кто «хороший», необходимо, чтобы положительный герой был симпатичным и внешне приятным. Тогда ребенку будет проще понять, кому из героев следует подражать, а кому напротив.
  7. В мультике культивируется праздный образ жизни, пропагандируется идеал «жизнь — вечный праздник», политика избегания трудностей и достижения целей легким путем, без труда или даже обманом.
  8. В сюжете высмеиваются и показываются с подчеркнуто неприглядной стороны ценности семейных отношений. Главные герои-дети конфликтуют со своими родителями, которые показаны глупыми и нелепыми. Герои-супруги ведут себя по отношению друг другу подло, неуважительно, беспринципно. Пропагандируется идеал индивидуализма и отказа от почитания семейных и супружеских традиций.

В фильме присутствуют сюжетные линии, порочащие и презрительно, брезгливо описывающие всё, что связано с материнством и рождением, воспитанием детей. Материнские образы выглядят отталкивающе, их образ жизни показан как ущербный и неполноценный.

Глава 5. Основные механизмы отрицательного влияния мультфильмов

detstvo pod ugrozoj 50 Детство под угрозой: Вредные мультфильмыВ дошкольном детстве, частично и в младшем школьном возрасте, работа зрительного восприятия во многом зависит от кинестетического (движение) и осязательного (прикосновение) канала восприятия информации. При просмотре любых мультфильмов, передач, презентаций, фильмов эти оба канала совершенно бездействуют. Значит – восприятие не может полноценно развиваться.

В будущем ребенок будет основываться на прошлом опыте восприятия, создавая зрительные образы (представления) и графические (рисунки) в мозгу. Поскольку «благодаря» просмотру телевизора основные параметры предмета отсутствуют, накопленный опыт не может служить опорой для создания собственных образов, ребенок копирует увиденные.

Основное развитие мозговых структур завершается к 6-7 годам. У 6-летнего ребенка мозг достигает 2/3 размеров мозга взрослого человека, но в нем в 5-7 раз больше нервных связей между нейронами. При просмотре любых, самых «развивающих» фильмов или передач, дошкольник не может устанавливать новые связи потому что:

  • не работают основные виды восприятия;
  • зрительное восприятие пассивно;
  • информация не требует переработки, а сразу же усваивается (хотя бы за счет агрессивной атаки быстрой смены кадров);
  • мозг не успевает установить связи между объектами, «выхватывает» их обрывочно;
  • при повторном просмотре одного и того же изображения не поступает новой информации, только подкрепляется полученный шаблон.

Следует учесть, что рассматривая повторно реальный объект, ребенок находит все новые и новые его свойства, мозг каждый раз устанавливает новую необходимую связь, раз от раза уровень понимания повышается, процесс восприятия активен и влияет на мыслительную деятельность.

При просмотре мультфильмов ребенок дошкольного возраста не может осмысленно воспринимать увиденное по-другому, на качественно новом уровне. Нейроны «простаивают», мыслительные операции не развиваются. Кроме того, за короткий промежуток времени мозг принимает нереальное для обычного рассматривания количество зрительной информации. Он посылает сигналы о перегрузке в нервную систему, а та пытается «образумить» организм, вызывая различные импульсы и нервные реакции. Крайние проявления «заботы» нервной системы о бедном перегруженном мозге: нервные тики, энурез, гиперактивность, аффективные реакции.

Дети привыкают к пассивным видам деятельности, что может в отдаленном будущем вызвать тягу к более опасным развлечениям.

При просмотре мультфильмов срабатывают следующие механизмы формирования поведения:

  • заражение – процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому на уровне психического контакта;
  • внушение – воздействие на сознание человека, при котором происходит не­критическое восприятие им убеждений и установок;
  • подражание – следование примеру, образцу.

У дошкольника больше всего развито подражание, поскольку в его возрасте detstvo pod ugrozoj 51 Детство под угрозой: Вредные мультфильмыименно так развиваются механизмы поведения. В связи с этим дети копируют героев мультфильмов и используют способы разрешения ситуаций, которые в них демонстрируются, причем поведение персонажей воспринимается как правильное и естественное.

Какая же опасность кроется за этим?

В сознании большинства людей мультфильм – это что-то милое и безопасное, то, что предназначено для детей. Но всё больше родителей испытывают сомнения и гнетущую тревогу по поводу безопасности и полезности новых мультфильмов. Ведь сказка – это то, что формирует в детском сознании модель окружающего мира, образы женщины и мужчины, матери и отца, друга и врага, добра и зла – всего того, на что он будет ориентироваться в своей жизни.

Прочитав это издание, вы не только поймете опасность просмотра некоторых мультфильмов, но и получите ценные советы, которые помогут Вам защитить вашего ребенка, семью и целую страну от мультипликационной угрозы, исходящей с экранов.

Симптомы детской депрессии

Основными проявлениями депрессии у ребенка принято считать:

  • страхи, возникающие без видимой причины;
  • ощущение беспомощности;
  • резкие смены настроения;
  • проблемы со сном, такие как бессонница, постоянная сонливость, или же постоянные ночные кошмары;
  • чувство усталости;
  • проблемы с концентрацией внимания;
  • тяжелые тревожные мысли.

Еще одна группа симптомов депрессии — это ее соматические проявления: жалобы на головные боли или резь в животе, которые не проходят при приеме соответствующих лекарств. Опасны и панические проявления с головокружением, ознобом, сердцебиением, часто сопровождающиеся сильным страхом.

Чаще всего такие проявления сопровождаются апатичностью или постоянной повышенной тревожностью.

Родители и взрослые отмечают и нестандартное поведение, не свойственное ранее ребенку: отказ от любимых игр, раздражительность, агрессивность, проявления тревожности, усиливающиеся вечером и ночью.

У детей младшего возраста более выражены нарушения двигательной активности, жалобы на плохое самочувствие, частый плач. В более старшем возрасте к слезливости и грусти добавляется раздражительность, рассеянность и вялость.

Пример из практики

К психологу обратилась мама 10-летней школьницы Ани. Она рассказала, что Ане ничего не интересно, она перестала делать уроки, дома часто плачет, на вопросы не отвечает. Психолог попросил Аню слепить то, о чем она мечтает. Она стала лепить фигурки гаджетов: планшет, смартфон, компьютер. Оказывается, девочка очень завидовала своим одноклассницам: у них были «крутые» гаджеты, которых она была лишена. Однако мама не хотела с девочкой говорить на эту тему и не могла объяснить ей все так, чтобы девочка успокоилась. А вот одноклассницы с удовольствием дразнили Аню, называя ее «нищей», что очень обижало девочку.

Душа болит и у взрослых, и у детей

Детская депрессияУ ребенка признаки депрессии выявить достаточно сложно, во-первых, потому, что проявляются они менее четко, а, во-вторых, ребенку трудно развернуто рассказать о своих переживаниях. Поэтому детская депрессия практически всегда замаскирована.

О чем должны всегда помнить ответственные за ребенка взрослые — так это о том, что депрессия в детском возрасте всегда сопровождается жалобами на плохое самочувствие: боли, вялость, изменение внешнего облика. Это приводит к тому, что ребенка показывают педиатру или хирургу, те пытаются выявить причину, и только после того, как выясняется, что физической природы недомоганий нет, ребенка отправляют на консультацию к психологу.

Часто депрессия выражается в виде так называемых «ипохондрических расстройств»: когда ребенок жалуется, что у него тяжелое смертельное заболевание, и пользуется при описании своего состояния пугающими медицинскими терминами, где-то случайно услышанными, например, СПИД, рак. Часто у детей выражены проявления тревоги, при этом, если вначале тревожность беспредметна, позже ребенок начинает переживать и бояться определенных и конкретных вещей: потеряться, потерять маму, того, что мама не придет за ним в сад, что начнется наводнение или война.

Наиболее отчетливо выражены симптомы депрессии у подростков, чаще всего проявляющиеся в мыслях о собственной неинтересности и ущербности. Заметна апатия и утрата воли, когда подросток не способен на активную деятельность и «убивает» время несвойственными его возрасту занятиями, например, бессмысленным катанием игрушечной машинки. Ребенок никак не может приступить к выполнению домашнего задания, при этом ругая себя за проявление лени и отсутствие силы воли. Подросток начинает пропускать некоторые неприятные уроки, а позже может и совсем забросить школу.

Ответственные за ребенка взрослые такие изменения в его характере и поведении чаще всего интерпретируют как лень или влияние плохой компании и применяют дисциплинарные меры, на которые подросток чаще всего реагирует агрессией.

Пример из практики

Отец 13-летнего Данилы обратился к психологу по поводу того, что его мальчик дома часто скучал. Мужчина воспитывал сына один, мать уехала с новым мужем за границу. Отцу казалось, что если он купит много суперсовременных гаджетов, то для мальчика этого будет достаточно. Однако в беседе с психологом выяснилось, что мальчик страдал от отсутствия эмоциональных связей с родственниками: им никто не интересовался…

Лечение детской депрессии

К душевному состоянию ребенка нужно относиться с повышенной чуткостью, откровенно, но спокойно разговаривая с ним о том, что его беспокоит. Если беспокоящие симптомы длятся более 2-3 недель, нужно обратиться к врачу. Для постановки диагноза очень полезны такие методы, как персональные интервью — как с самим ребенком, так и с его родителями.

Основным методом лечения детской депрессии являются психологические сеансы; если депрессия длится долго, возможно назначение антидепрессантов. В этом методы лечения депрессии у взрослых и у детей не отличаются. Однако детский психиатр для лечения депрессии в первую очередь назначит психотерапевтические сеансы, или, например, игровую терапию для малышей. И только убедившись, что она не приносит достаточного эффекта, назначает антидепрессанты. Риск детских депрессий ощутимо ниже в семьях со спокойной обстановкой, тех, где уважают ребенка, его настроения и желания. Воздействие на депрессивного ребенка требует настойчивости, и, в то же время, предельной корректности, а также сопереживания в эмоциональном плане.

Советы психолога, как же помочь ребенку справиться с депрессией?

Взрослые не всегда в состоянии ясно понять, насколько серьезно состояние ребенка, поскольку на детские проблемы склонны смотреть со своей «взрослой» точки зрения. Тем не менее, не так мал процент детей, которым трудно справиться с самыми обычными нагрузками. Даже если взрослому кажется, что проблемы ребенка незначительны, самому ребенку они могут казаться непреодолимыми. Не думайте, что вы точно понимаете то, что чувствует ребенок в данный момент, серьезно отнеситесь к его страхам:

  1. Важно уметь

    и поведением. Так как причины не всегда понятны родителям, они могут чувствовать свою вину в состоянии ребенка, страдающего депрессией, и, сами не желая этого, передавать — «транслировать» такое состояние ребенку. В результате он будет чувствовать, что его не понимают. Действительно, общаться с ребенком в таком состоянии очень непросто, поэтому рекомендуется пройти курс семейной терапии.

  2. Проводите с ребенком каждый день какое-то время наедине, ребенок должен понять, что вы всегда готовы его выслушать без осуждения.
  3. Занятия спортом укрепят здоровье, причем, не только физическое, но и психическое. Если ребенок слабый, можно начать с прогулок в парке или бассейна. Как показывают современные исследования, лучшим средством от детской депрессии является аэробика. Это одновременно — бодрая музыка, разнообразные движения и быстрый ритм. Все это поможет ребенку преодолеть депрессию.
  4. Важную роль играет рацион питания. Яркие овощи и фрукты, например, апельсины и морковь — хорошее подспорье в борьбе с депрессией. «Антидепрессивная» диета должна включать в себя бананы и шоколад, в которых есть эндорфины, а также продукты, содержащие тиамин: гречку, орехи и бобовые. Зимой необходимы солнечные ванны и прием поливитаминов.
  5. В семье должно быть радостно. Можно дарить друг другу подарки, устраивать совместные игры или шутливые конкурсы, приглашать гостей, дурачиться под веселую музыку. Знаете, как сказал один из знаменитых врачей прошлого? Когда в город приезжает цирк, для здоровья его жителей это не менее важно, чем открытие нескольких аптек: дарите ребенку веселье.
  6. Следует внимательно следить, что именно читает ребенок, и ограничивать просмотр агрессивных телепередач. Рекомендуется внести изменения и в интерьер комнаты ребенка, сделав его более ярким и радостным.
  7. Действенным способом борьбы с депрессией является песочная терапия.
  8. Японцы постоянно улыбаются — такую привычку вырабатывают у японских малышей с раннего детства. Ученые доказали, что не только радость и веселье вызывает улыбки, но и улыбка сама по себе приводит к улучшению настроения — рефлекторно. Научите улыбаться своих детей.

Пример из практики

Маленького Женю привели к психологу, потому что мальчик был очень раздражен. Родители сказали, что собираются разводиться — и мальчик об этом узнал. Психолог попросил 11-летнего Женю нарисовать свою семью. Выяснилось, что папа для мальчика на рисунке — однозначно «черного» цвета. Ребенок перенял негативный взгляд мамы на мужчину в семье и был очень расстроен. Психолог помог провести процедуру развода в семье так, чтобы у Жени осталось положительное отношение к обоим родителям.

Автор: Родион Чепалов (практикующий психолог, коуч)

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

скорочтение

Пройти тест

Вверх