Советы женщинам!
ЛедиВека.ру » Без рубрики »

Алексей Серебряков равнодушен к победе «Левиафана»

logo

serdce-mira2serdce-mira2

Программа седьмого дня фестиваля явила безоговорочно главный фильм конкурсной программы — он и стал победителем — фильм Натальи Мещаниновой о молчаливом герое, врачующем собак, но не в силах справиться со своей душевной раной.

КИНОТАВР. ДЕБЮТ. ВАШ РЕПЕТИТОР

Россия, 2018, 12+

Производство: ООО «Мармот-фильм» при поддержке Министерства культуры РФРежиссер: Антон КоломеецПродюсер: Валерий ТодоровскийВ ролях: Наталия Вдовина, Алексей Сергеев, Анастасия Куимова

Семнадцатилетний Савва готовится к поступлению в университет.Родители уезжают в отпуск, возлагая на сына ответственность за подготовку к вступительным экзаменам. Савва находит в интернете на сайте «Ваш репетитор» преподавателя по зарубежной литературе.

Впечатления от просмотра:

Классический сюжет «романа воспитания чувств», когда юноша влюбляется в женщину бальзаковского возраста. Всё начинается с французской литературы, эссе и портретов Эммы Бовари. В фильме вообще достаточно визуальных деталей из Флобера, а иногда и прямых цитат.

Роман между преподавательницей и абитуриентом выписан нежно, завораживающе и деликатно. Оба понимают, что эти отношения с самого начала обречены, но оба не в силах противиться чувствам. Молодой режиссер, четыре года назад выступивший на Кинотавре в коротком метре с фильмом ТОНЯ ПЛАЧЕТ НА МОСТУ ВЛЮБЛЕННЫХ явно повзрослел, но не перестал задаваться вопросами о смыслах. Отпустив для счастья героев максимум неделю, он показывает развязку, когда цепочка взаимных обид и ошибок приводит к разрыву отношений, но не исчезновению чувств.

Флобер, кстати, незримо присутствующий в коллизиях фильма, если верить биографам, через всю жизнь пронес в своем сердце любовь к женщине старше себя, встретив её в юности. За «Эмму Бовари» критики обвиняли его в оскорблении морали, поэтому не удивляйтесь, услышав что-то подобное полтора века спустя и в адрес этого фильма — это случилось буквально на следующий день, на пресс-конференции (посмотрите, это любопытно, запись ниже).

Антон Коломеец для «Кинотавр Daily»:

Я начал писать эту историю на пятом курсе ВГИКа, чтобы иметь после выпуска сценарий: не секрет, что режиссеры никому не нужны без текста. Мне и как зрителю нравится такая эстетика вуайеризма, когда можно вместе с героем зайти в чужую квартиру и посмотреть, что там происходит. С этого образа все и началось, он меня вдохновлял. Мне хотелось сделать камерную историю, буквально на двоих героев, в ограниченных пространствах. Никакой автобиографичности в этом сюжете нет.

 Почему вы так сдержанно сняли эту историю? Ни капли радикального, будто рядом сидели родители и присматривали за вами. Почему это, допустим, не «Пианистка» Михаэля Ханеке?

Потому что «Пианистка» уже снята. Зачем делать еще одну? У меня не было сдерживающих факторов, но хотелось рассказать историю именно так. Наверное, это мне свойственно, так формируется мой собственный киноязык. Такое кино я люблю смотреть, такое хочу и снимать. В этой картине, надеюсь, видны мои творческие намерения.

Вы как-то говорили: хочу снимать про себя.

Верно, но не в плане биографии. При этом, если у меня нет никакой связи с материалом, то и нет смысла делать фильм. Спустя два года после написания сценария, когда я уже входил в подготовительный период, вдруг осознал, что в каждом из героев заложены мои собственные страхи. Даже репетитор по зарубежной литературе Анна Германовна — тоже отчасти я. Для нее происходящее — разрушение хрупкого мира иллюзий, в котором она живет. Она от всего отгородилась и думала, что так будет и дальше, а пришел человек и весь этот ее мир взрыхлил. И для нее это была необходимость — она испытала то, что должна была испытать. Мы же знаем, что часто за сильными чувствами следует сильная же боль. Испытав это однажды, человек может не захотеть прочувствовать подобное вновь. Это связано не только с любовью — это и вопрос очарования, доверия. Сложно довериться снова, обманувшись однажды. Так и у меня. Есть мир представлений, и есть мир реальности, и они не очень-то синхронизируются между собой

Пресс-конференция фильма ВАШ РЕПЕТИТОР

***

ОСНОВНОЙ КОНКУРС. ЗАПОВЕДНИК (ПУШКИН. ВИСКИ. РОК-Н-РОЛЛ)

Россия, 2018, 16+

Производство: Кинокомпания Сергея БезруковаТрейлер

Режиссер: Анна МатисонПродюсер: Сергей БезруковВ ролях: Сергей Безруков, Евгения Крегжде, Анна Михалкова, Гоша Куценко, Александр Семчев, Мария Богданович, Дмитрий Хрусталев, Виктор Бычков, Соня Евстигнеева, Ярослава Дегтярева, Александр Тютин, Полина Гагарина, Леонид Агутин

Фильм по мотивам повести Сергея Довлатова «Заповедник», действие которой перенесено в наши дни. Константин — автор песен и виртуозный гитарист, сбегает от накопившихся проблем в заповедник «Михайловское». Костя давно лишился всех способов заработка, почти отчаялся быть услышанным и живет по инерции, часто налегая на алкоголь. Жена и дочь собираются уезжать в Канаду, а в голове бесконечно крутятся вопросы: что именно пошло не так? Как это исправить? Нужно ли вообще кому-то моё творчество, или я сам убедил себя в этом? Возможно, у Константина и достаточно сил, чтобы попытаться всё изменить, но он сильно сомневается, что есть, ради чего и ради кого стараться. Тем не менее, Заповедник — на то и Заповедник, чтобы собраться с мыслями, разбить минное поле собственной жизни на участки и приняться за работу.

Впечатления от просмотра:

Еще одна роль талантливого Сергея Безрукова в неталантливом фильме. Казалось бы — тут и литературная основа Довлатова, и съемки в Михайловском (впервые разрешили), и возможность всё реализовать, как ты сам того хочешь и как видишь. А не получилось. Есть отдельные сцены, моменты, которые, если отделить от фильма — будут хороши. Но и только.

Анна Матисон для «Кинотавр Daily»:

Мы начинали с чистой экранизации, но постепенно пришли к сценарию по мотивам. Мне хотелось реализовать именно этот сюжет, конфликт, показать довлатовские характеры, выстроить его легкую атмосферу. И как ни странно, пока мы следовали буквально за каждой страницей, никакой легкости не было и в помине. Невероятно некинематографичная профессия, тяжеловесный закадровый текст — все это дискредитировало саму затею, так как повествование становилось все более грузным и многозначительным, юмор тонул в хождении по полям. Пришлось признаться, что в кино надо именно визуализировать отдельные строчки, а не читать их за кадром, чтобы интонация вернулась. В результате было принято решение писать сценарий по мотивам — с сохранением максимального количества диалогов, сцен, но все же не так буквально.

Скажу про образ. Я категорически не согласна с уравниванием в вопросе Алиханова и Довлатова. И самое первое решение, которое было принято, — это уход от образа Сергея Донатовича. Те, кто увлекается творчеством Довлатова, знают, что он однажды сам про себя написал в третьем лице под видом доцента из Минска то, что безуспешно пытался увидеть в оценках других: он не пишет биографическую прозу, вся документалистика — она мнимая, создается художественными методами и сознательно.

В повести Довлатов не раз говорит о восприятии заповедника как мавзолея, где люди хоть и увлечены, но довольно равнодушны к тому, чем занимаются. И эта тема даже в какой-то степени важнее, чем история самого героя. Заметили ли вы подобное отношение?

Мы же говорим не о том, что мы приехали документальный фильм снимать, чтобы запечатлеть истинное отношение. Мы создавали художественное кино. Мне всегда нравилось сравнение Гениса «Заповедника» с Диснейлендом. Мы именно так и простраивали это равнодушие, доведенное до предела. Когда образ тиражируется на яркие сувениры, цитаты, когда теряешь за этим что-то живое. В то же время в фильме довольно тщательно параллельно выстроен образ истинного Заповедника, обладающего сумасшедшим притяжением. Вдохновение в нем почти осязаемое, именно поэтому герой повести и наш начинают там писать. Вообще мы предпринимаем попытку ясно донести задумку Довлатова о персонаже, чьи проблемы лежат в тех же аспектах, что и у Пушкина.

Пресс-конференция фильма ЗАПОВЕДНИК

Вверх