Советы женщинам!
ЛедиВека.ру » Без рубрики »

Артикуляционная гимнастика для детей: описание, эффективные упражнения. Как делать артикуляционную гимнастику?

logo

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика – это необходимое средство в работе над правильным произношением. Иногда родителям кажется, что ребенок сам, без всякой помощи, научится произносить звуки правильно. Однако, это мнение ошибочно. Недостатки произношения по мере роста малыша лишь закрепляются в его речи. Самое доступное и эффективное средство – ежедневное выполнение артикуляционной гимнастики.

Содержание

Что такое артикуляционная гимнастика

Типы артикуляционных упражнений

Описание упражнений

Комплексы артикуляционных гимнастик

 

Что такое артикуляционная гимнастика?

Это гимнастика для органов артикуляции (губ, языка, челюстей). Если у ребенка нарушено произношение звуков, то это говорит о том, что у него недостаточно развиты мышцы речевого аппарата. Цель артикуляционной гимнастики – выработать четкие движения, необходимые для произношения различных групп звуков. Систематическое выполнение артикуляционной гимнастики способствует правильному развитию мышц и подготовит ребенка к постановке звуков, но не сможет заменить собой работу логопеда.

Артикуляционная гимнастика нужна не только малышам с нарушенным звукопроизношением, но и всем остальным. Правильная артикуляция сделает речь любого ребенка четкой, ясной и правильной.

Выполнять упражнения можно в любое свободное время, но лучше, если ребенок не будет сильно возбужден, так как ему предстоит провести время спокойно, сидя перед зеркалом, в течение 10-15 минут.

Артикуляционную гимнастику на начальном этапе рекомендуется делать перед большим зеркалом, в котором ребенок сможет видеть и себя, и взрослого. Если такого зеркала у Вас нет, то для малыша подойдет небольшое настольное зеркало. В нем ребенок будет видеть свои органы артикуляционного аппарата, а взрослый сядет напротив ребенка и сможет показать ему образец выполнения упражнений. Роль родителей в выполнении упражнений заключается в правильном показе, а также в контроле за четким и правильным выполнением упражнений ребенком. Внимание нужно уделять тому, насколько качественно ребенок выполняет упражнение, следить за качеством и объемом движений органов артикуляции, их силе, точности движений. Необходимо совершенствовать умение удерживать органы в нужном положении.

Каждое упражнение повторяется от 3 до 5-6 раз. В комплекс не надо включать больше 10 упражнений.

Типы артикуляционных упражнений

Все упражнения артикуляционной гимнастики делятся на 2 типа: статические и динамические. 

В статических упражнениях нужно удерживать определённую позу неподвижно. К таким упражнениями относятся «Лопатка»(«Блинчик»), «Иголка», «Чашечка», «Грибок», «Труба» («Дудка»), «Забор», «Хобот» и другие. 

В динамических же упражнениях надо не просто удержать какую-либо позу, а выполнить определённые движения. В них важно следить за чётким выполнением движений и положением артикуляционных органов. Например: в упражнении «Чистим зубы» губы должны быть растянуты в стороны так, чтобы обнажались зубные ряды. А двигаться в упражнении должен только кончик языка. Челюсть, губы должны оставаться неподвижными.

Но перед тем как начать выполнять артикуляционную гимнастику родителям будет далеко не лишним закрепить с ребенком знания об ориентировке в пространстве: верх — низ, право — лево, вперед – назад. Все эти понятия постоянно будут звучать в качестве указаний по правильному выполнению упражнений.

Начав, заниматься с ребенком артикуляционной гимнастикой Вы увидите, как тяжело дается ему выполнение отдельных упражнений. У малыша может быть повышенное слюноотделение, дрожание кончика языка, трудности в удержании органа в определенной позе и многое другое. В этот период лучше не концентрировать внимание малыша на его недочетах. Нужно постоянно хвалить ребенка за усердие, желание сделать упражнение правильно.

Со временем, напряжение органов начнет исчезать, его движения приобретут точность и координированность. Тогда самое время начать чередование статичных упражнений (т.е. таких, когда положение какого-либо органа фиксируется на определенное время). Хорошо чередовать упражнения «Заборчик» и «Трубочка», «Хоботок» и «Улыбка», «Лопатка» и «Иголка».

Занимаясь с ребенком, всегда необходимо помнить о том, что, проявив фантазию, Вы можете сделать любое занятия для малыша увлекательной игрой и превратить его в сказку, к которой малыш будет возвращаться вновь и вновь. Презентации, представленные нами на этой страничке, призваны создать положительный эмоциональный настрой у ребенка во время выполнения артикуляционной гимнастики.

 Комплексы артикуляционных гимнастик

Комплекс упражнений № 1 для постановки свистящих звуков: жми ссылку.Комплекс упражнений № 2 для постановки свистящих звуков: жми ссылку.Комплекс упражнений № 1 для постановки шипящих звуков: жми ссылку.

Комплекс упражнений № 2 для постановки шипящих звуков: жми ссылку.

Комплекс упражнений № 1 для постановки сонорных звуков: жми ссылку.

Комплекс упражнений № 2 для постановки сонорных звуков: жми ссылку.

Комплекс упражнений для заднеязычных звуков К, Кь; Г, Гь; Х, Хь; Й

1. «Месим тесто»• Улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык.2. «Наказать непослушный язык»• Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и «пошлепать» его губами, произнося «пя-пя-пя». (Чередовать упражнения №1 и №2)3. «Лопаточка»• Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10.4. «Мостик»• Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упирается в нижние зубы. Выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы.5. «Мостик построим — мостик разрушим»• Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упирается в нижние зубы. Выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы, затем расслабить его. Попеременно выполнять эти движения.6. «Ветерок дует с моста»• Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык «мостиком», а затем спокойно и плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным.

В каких случаях детям 2-3 лет нужна артикуляционная гимнастика

Формирование правильного произношения осуществляется вплоть по достижения 5-ти лет. В некоторых случаях данный процесс затягивается. Неправильное произношение звуков возникает из-за несовершенства артикуляционного аппарата.

На первый взгляд произносить звуки очень легко, но все не так просто. Это сложная и тяжелая работа, которая вовлекает язык, губы, челюсти и небо. Дефекты речи могут стать причиной психоэмоционального расстройства ребенка. Они могут быть поводом для насмешек и шуток среди сверстников.

Главное условие – слаженная работа всех перечисленных органов, подвижность которых развивается медленно и постепенно.

Большинство родителей не могут самостоятельно выявить проблему с артикуляцией. Считают, что все решится само по себе через определенное время, но это не всегда так.

Малышу поможет только артикуляционная гимнастика для детей 2-3 лет. Она способствует правильному произношению звуков. Это не комплекс физических упражнений, а методы, помогающие сделать подвижным речевой аппарат. Для выполнения упражнений не надо обладать определенными навыками и умениями.

В зависимости от возрастных особенностей подбирают определенную методику. Так ли она необходима в младшем возрасте? Да. Она поможет укрепить мышечный аппарат у детей двух-трех лет. В школьном возрасте бороться с дефектами речи в разы тяжелее.

Разновидности

Артикуляционная гимнастика в 2-3 года состоит из упражнений статического и динамического характера. При выполнении первых действий необходимо язык зафиксировать в одном положении и удерживать его на протяжении определенного периода времени.

Изначально необходимо показать, как следует сложить язык, постараться удержать его на протяжении 10 секунд.

Для его выполнения необходимо максимально открыть рот и уложить расслабленный язык на нижнюю губу.

Динамические упражнения выполняются под счет, в процессе которого меняется положение органов речи и совершаются повторения одного и того же задания.

Для выполнения необходимо немного приоткрыть рот и изобразить улыбку. Сделав узким язычок, дотянуться до правого уголка и левого.

Рот открыть, и язычком попытаться дотянуться то к носу, то к подбородку.

Конфетка

Губы сомкнуть. Упирать язычок во внутреннюю поверхность щеки, в левую и правую сторону.

Плотно прижать язык к небу и совершать цоканья, имитируя бег лошади.

Упражнения достаточно простые, и их можно выполнять, не прибегая к помощи специалистов, в домашних условиях.

Описание комплексов артикуляционных упражнений для детей 2-3 лет

Артикуляционная гимнастика для детей 2 лет направлена на отработку различных звуков. В зависимости от того, какие звуки не получается выговаривать, комплексы упражнений несколько отличаются.

Звуки (С, З, Ц), необходимые упражнения:

  • Забор. Максимально показать зубы, изобразив улыбку. Зафиксировать данное положение на протяжении 10 секунд.
  • Хоботок. Сомкнуть губы и вытянуть в трубочку, имитируя хобот слоника. Задержаться в положении.
  • Гора. Широко раскрыть рот в улыбке. Выпятить язык вверх, это будет напоминать горку. Язык должен быть напряжен. Зафиксироваться и удерживать положение на протяжении 10 секунд.
  • Чистка зубов. Изначально показать всем свои зубки путем широкой улыбки. Представить, что кончик языка – это ваша щетка для чистки зубов. Начать очищение с внутренней стороны. Движения направляются в стороны. При этом нижняя челюсть зафиксирована. Минимальное количество – 5 движений в разные стороны.

Звуки (Ш, Щ, Ч, Ж):

  1. Блинчик. Высунуть язык и расположить его на нижней губе. Произнести звук «пя» несколько раз. Язык при этом должен быть неподвижным. Рот всего лишь немного приоткрыт. После этого зафиксировать язык на губе и подождать несколько секунд.
  2. Варенье. Рот открыть, облизывать губы сверху вниз. Обязательное условие – видимость нижней челюсти.
  3. Индюк. Немного приоткрыв рот, необходимо совершать постукивание языком по верхней губе. При этом выговаривать звук, похожий на индюшиный. Бл-Бл-Бл.
  4. Стакан. Широко раскрыть рот и высунуть язык. Сформировать из языка чашу. Мысленно в нее налить воду и удерживать в таком положении, стараясь не разлить ее.

Звуки Л и Р (Данные звуки даются многим детям очень тяжело):

  • Грибочек. Присосать к верхнему нёбу язычок и как можно шире открыть рот. Задержаться в таком положении на протяжении 10 секунд.
  • Маляр. Для выполнения необходимо широко разинуть рот. Кончиком языка водить по небу, имитируя его покраску. Важно не выходить за пределы нижней челюсти. Отрываться от неба и высовывать язык.

Обычно комплексы упражнений проводятся по очереди. Изначально необходимо поставить один звук, а потом уже переходить ко второму. Помощь в разработке определенного комплекса должен оказать логопед.

Упражнения для развития дыхания

Очень важный этап при постановке правильного произношения звуков – дыхательный процесс. Дыхание малыша в обычной жизни и при разговоре имеет определенные отличия. При выговаривании звуков увеличивается длительность дыхания. Детей необходимо учить выдыхать плавно и долго.

Хорошую тренировку дыхания можно осуществить, применяя вертушки, воздушные шары, губную гармонь, пушинку. Создать ворота и пытаться задуть туда маленькое перышко, при этом вести счет. Важное условие – заинтересовать кроху, чтобы он сам захотел делать то, что от него требуют.

Хорошие методы – имитирование различных звуков. Показать, как воет волк – ууууууу, показать, как плачет малыш – аааааа, как гудит мотоцикл – рррррррр.

Развить дыхание можно путем вдыхания и выдыхания разными органами. Вдох через нос, выдох через рот. Либо вдохнуть в одну ноздрю, а выдохнуть из другой.

Отличное упражнение, можно проделать с ватным шариком. Для этого ватку свернуть в небольшой шар и положить его на кончик носа. Подуть так, чтобы шарик подлетел вверх.

Кораблик

Сделать обыкновенный бумажный кораблик. Набрать в емкость воды и пустить его. Кораблик будет двигаться плавно, если дуть на него спокойно. Резкие порывы ветра можно устроить, если выдувать воздух, произнося звук П. Щеки при этом не надувать.

Для проведения упражнения понадобятся стакан с водой и соломинка. Ритмично дуть в соломинку, при этом будет выдуваться каскад пузырей. Щеки надувать нельзя.

Артикуляционная гимнастика для детей 1-2 лет может выполняться во время прогулки и игры.

Правила организации и проведения занятий с детьми 2-3 лет

Артикуляционная гимнастика в 2 года должна включать набор упражнений, которые направлены на тренировку органов речевого аппарата и правильного произношения звуков.

Причины, по которым прибегать к гимнастике необходимо:

  1. Тренировки позволяют крохе правильно говорить, не прибегая к помощи специалистов.
  2. Малыш, имеющий серьезные нарушения, сможет справиться с проблемой быстрее, когда с ним будет работать логопед.
  3. Артикуляционная гимнастика для детей 2-4 лет позволяет справиться даже с такой проблемой, когда малыш правильно выговаривает слова, но создается ощущение, будто он говорит с набитым ртом.
  4. Если малыш четко произносит слова, то в дальнейшем проблем с письмом у него практически не будет.

Артикуляционная гимнастика для малышей 1-2 лет, правила проведения:

  • Первые упражнения необходимо выполнять в медленном темпе, ребенок должен понять принцип действий. Малыш должен находиться перед зеркалом. Ему будет очень интересно воспроизводить звуки и смотреть на себя. Также подойдет небольшое зеркальце, которое кроха будет удерживать в руке.
  • Родители во время тренировки должны спрашивать: что делает язычок, как расположены губки, и так далее.
  • Когда упражнения будут четко и правильно выполняться, можно немного увеличить темп.
  • Веселая артикуляционная гимнастика для 2 лет должна проводиться ежедневно. Идеальный вариант – утро и вечер. Длительность зависит от заинтересованности и усидчивости.
  • Чем старше малыш, тем выше к нему предъявляются требования. В 2-3 года не стоит ждать высоких результатов. Главное – правильное и четкое выполнение упражнений.

Применение вспомогательных средств (музыка, стихи, игры и подобное)

Для правильной тренировки речевого аппарата можно применять занятия в виде игр. Гимнастика состоит из следующих упражнений:

  1. Надуть щеки, потом поочередно прижать рукой и выдавить воздух.
  2. Сложить губы в трубочку, а потом резко расплыться в улыбке.
  3. Сказать фразу, с помощью которой останавливают на скаку лошадей. Тпруууу.
  4. Продемонстрировать движения, которые проделывает кошка, чтобы напиться молока.
  5. Касания кончиком языка внутренней поверхности щек.
  6. Максимальное открытие и закрытие рта.

В наше время все больше детей в возрасте 2-3 лет совершенно не разговаривают, и это не говорит об отклонениях с речью. Быть тревогу необходимо тогда, когда ребенок практически не говорит в возрасте старше трех лет.

Тренировки должны базироваться на подражании, так как дети в этом возрасте повторяют за взрослыми.

Существует большое количество артикуляционных стихов, музыки, под которую удобно проводить гимнастику.

Выводы

Чтоб гимнастика приносила не только пользу, а и нравилась ребенку, необходимо проводить занятия в игровой форме. Для получения положительного результата занятия стоит проводить ежедневно. Ребенок в момент тренировки должен быть бодр и весел. Длительная работа в скором времени приведет к положительному результату.

Самые свежие новости в нашей группе: Школа ораторского искусства Владимира Подопригора

Похожие публикации:

Артикуляционные упражненияАртикуляционные упражнения для детей

Упражнения при дизартрииУпражнения при дизартрии у детей

Артикуляционная гимнастикаЧто входит в артикуляционную гимнастику для детей

Логопедические упражненияЛогопедические упражнения на звук С

Зачем нужна гимнастика

Дефекты речи могут серьёзно отравить жизнь ребёнка, ведь часто они становятся поводом для шуток и насмешек среди детей.

Неправильное произношение звуков происходит из-за несовершенства артикуляционного аппарата. Так называют совокупность органов, участвующих в порождении звука: гортань, губы, язык, челюсть и др. И так же, как родители развивают физические данные ребёнка физкультурой, этим органам необходима гимнастика.

Целью артикуляционной гимнастики является развитие речевого аппарата, совершенствование и выработка его движений.

Всем ли она нужна, и зачем выполнять упражнения, если о дефектах речи говорить пока ещё рано? Всем. Детям 2 – 4 лет она поможет укрепить мышцы артикуляционного аппарата, обрести подвижность языка. К 5 – 7 годам можно исправить уже сложившиеся нарушения. Здесь важно понять, что чем раньше вы начнете занятия, тем более вероятен положительный результат. Ближе к школьному возрасту и в начальных классах дефекты речи очень сложно и порой невозможно исправить даже с логопедом.

Иногда дети правильно произносят звуки, но из-за вялости звукопроизношения получается «каша во рту». Данное явление считается невыраженным отклонением развития речи и называется стёртой формой дизартрии.

Основные правила гимнастики

Занятия должны стать системой для вас и ребёнка, только регулярные тренировки могут дать результат. О чём ещё нужно знать:

  • продолжительность проведения «зарядки для язычка» зависит от утомляемости крохи, но не более 10 минут;
  • во время занятий малыш сидит перед зеркалом, чтобы видеть свой язык;
  • никогда не принуждайте кроху, лучше превратите тренировки в игру;
  • занятия проводятся в размеренном темпе, по 4 – 5 упражнений за сеанс;
  • если малышу сложно повторить за вами артикуляционное движение, помогите ему ручкой чайной ложки;
  • задача родителей следить за правильностью и плавностью выполнения действий, иначе гимнастика не имеет смысла.

Если гимнастика дается дошколёнку с большим трудом, его язык дрожит и не слушается, лучше обратиться к логопеду. Возможно, крохе необходим специальный массаж.

Похожий материал:

  • Как научить ребенка говорить букву Л
  • Как научить ребенка говорить букву Р
  • Дыхательная гимнастика для детей

Виды упражнений

Артикуляционные упражнения бывают статические (язык неподвижно фиксируется в определённом положении) и динамические (участвуют все органы речевого аппарата).

Статические упражнения

При их выполнении важно не только показать положение языка, но и удержать позу около 7 – 10 секунд.

«Лопатка». Широко открываем рот, «укладываем» расслабленный язычок на нижнюю губу.

«Грибочек». Присасываем к нёбу язык и насколько возможно открываем рот.

«Хоботок». Сомкнутые губы максимально вытягиваем вперед «трубочкой» и удерживаем в течение 5 – 10 секунд.

Динамические упражнения

Выполнение упражнений происходит под счет, где ритмично меняется положение органов речи.

«Часики». Приоткрываем рот и улыбаемся. Делаем язычок узким, его кончиком тянемся к уголкам рта.

«Качели». Открываем рот и тянемся язычком то к подбородку, то к носу.

«Где конфетка». Губы сомкнуты, поочередно упираемся языком в каждую щеку.

«Лошадка». Фиксируем язычок, как в упражнении «грибочек», и сильно цокаем.

Как видно, движения очень просты, и выполнять их можно даже без логопеда.

Рекомендуем ознакомиться:

  • Развитие речи ребенка в 1,5 года

Возрастные особенности детей и гимнастика

Заниматься артикуляционной гимнастикой с грудничками пока ещё рановато, а вот восьмимесячный малыш вполне способен повторить некоторые действия за взрослым: надуть щёчки, высунуть язык, произнести простые сочетания звуков. Например, можно пофыркать с малышом во время переодевания или умывания.

Для детей 2 – 3 лет

Полноценные занятия на развитие артикуляционного аппарата следует начинать с двух лет. О постановке самых проблемных звуков — шипящих, сонорных и свистящих, говорить пока рано. Поэтому главной целью работы на данном этапе является развитие слухового внимания, знакомство с силой и высотой голоса, контролирование длительности ротового вдоха, уточнение произношения звукоподражательных сочетаний (мяу-мяу, ко-ко, бум-бум).

«Шарик». Попросите малыша надуть щёчки и сдуть их. Если у него сразу не получится, легонько надавите на них. Впоследствии можно надувать щёчки поочередно.

«Угадай-ка». Приготовьте горячую и холодную воду, чайную ложку. Когда ребёнок закроет глаза, дотроньтесь прибором до губ языка и предложите угадать, в какой воде побывала ложка.

«Домик». Открывая рот (домик) малыш показывает язычок, затем снова его прячет.

«Ворота». Открыв широко рот, необходимо закрепить положение (5 – 7 секунд).

Материал по теме:

  • Пальчиковая гимнастика для детей 2 3 лет

Для детей 3 – 4 лет

Цель занятий – познакомить с органами речи и их функциями (губы улыбаются, вытягиваются трубочкой; нижняя челюсть помогает открывать и закрывать рот; язык двигается вверх, вниз, по кругу, вправо и влево).

«Улыбка». Улыбнуться и удерживать это положение под счёт.

«Вкусное варенье». Попросите малыша понарошку слизать варенье с губ. Сначала с верхней, потом с нижней.

Из вышеописанных упражнений дети учатся выполнять «Лопатку», «Часики», «Качели», «Лошадку».

Игровой характер добавит артикуляционной гимнастике использование картинок, которые наглядно показывают, как выполнять упражнение, и что необходимо изобразить. Также помогут развлечь кроху веселые стихи.

Для детей 4 – 5 лет

ПарусЦель работы: закрепление старых и введение новых понятий: верхние и нижние губы, зубы; широкий и узкий язык; бугорки за зубами. К выполняемым упражнениям повышаются требования, увеличивается темп работы.

«Иголка». Открываем рот, максимально выдвигаем язычок вперед, делая его узким.

«Парус». Улыбаясь, широко открываем рот. Кончик языка упирается в бугорок за нижними зубами. Положение удерживается.

«Почистим зубки». Рот снова широко открыт, на губах улыбка. Кончиком языка совершаем движения, напоминающие чистку зубов изнутри (вправо-влево). Работает только язык, остальные органы неподвижны.

Для детей  5 – 7 лет

Улыбается ребенок....Цель работы: дать представление о спинке языка. Выполнение изученных упражнений безупречно и доведено до автоматизма. Ребёнок без труда выполняет комплексы, в которых легко и быстро меняет положение органов. Например, услышав такой стих, малыш выполнит «хоботок», «улыбку» и домик».

К этому возрасту уже заметно, какие дефекты речи необходимо исправлять. Поэтому и упражнения подбираются индивидуально для каждого ребёнка. Немаловажно уделять внимание и развитию фонематического слуха, ведь не за горами школа, а как дитя будет писать буквы, если не умеет их различать на слух.

«Хлопни в ладоши». Взрослый называет звуки, а дошкольник хлопает в ладоши (приседает, поднимает руку), когда слышит заранее оговоренный звук. Задачу можно усложнить, произнося не звуки, а слова, в которых  встречается искомый звук.

«Замени звук». Взрослый называет слово, чадо заменяет один из звуков. Например, «Замени первый звук на [р] и произнеси, что получилось: писк — ..иск».

Как это было:

  • Во сколько дети начинают говорить

«Вкусные» игры с пользой для речи

Дети любят играть, а еще они обожают сладости. Утомительные занятия по развитию органов речи можно разнообразить при помощи кондитерских изделий, например, палочками и леденцами.

  1. Втянуть мармеладку-спагетти, вытянув губы в трубочку.
  2. Зафиксировать палочку под носом при помощи верхней губы, как будто это усы.
  3. Задание то же, только теперь участвует язык и верхняя губа.
  4. Рот открыт, на язык кладется палочка. Цель малыша – удержать ее в равновесии.
  5. Леденец лежит на языке, как в чашке. Рот открыт.
  6. Облизывание чупа-чупса с разных сторон, по кругу.

Лучше один раз посмотреть…

Если у вас все ещё остались вопросы по организации проведения речевой гимнастики, посмотрите бесплатные видеоуроки сайта «Дар детям».

Профессиональный логопед-дефектолог покажет и объяснит все тонкости работы с детьми каждой возрастной группы.

Там же можно получить бесплатную консультацию специалиста. Речь – чудесный дар, которым природа наградила только человека. Но, чтобы ребёнок заговорил, нужно время и поддержка родителей, которые помогут не только преодолеть, но и предотвратить возможные проблемы.

Мама и девочка делают артикуляционную гимнастику

Малыш подрастает, меняется и его речь  – появляются новые речевые умения. И вот уже ребенок правильно произносит не только «простые» звуки, но и осваивает «сложные» – свистящие, шипящие, соноры. Помогает ему в этом слаженная работа органов артикуляции.

Артикуляционная гимнастика  – наиболее эффективное средство подготовки правильного произношения для детей.  Артикуляционные упражнения формируют движения и позы, которые необходимы для освоения  звука и последующего закрепления его в речи.

Артикуляционная гимнастика: когда применять?

Современная педагогика предлагает  использовать артикуляционную гимнастику не только для коррекции речевых нарушении, но и для их своевременного предупреждения. Заботясь о гармоничном развитии речи ребенка, желая ускорить процесс формирования правильного произношения, предложите малышу несколько несложных упражнений для губ, щек, язычка.  Комплексы артикуляционной гимнастики разработаны для детей с 2 лет.

В артикуляционной гимнастике используются статические и динамические упражнения.  Статические предлагают  удержать артикуляционную позу в течение нескольких секунд. Динамические – ритмичную смену поз.

Зачастую встречаются разные названия одних и тех же артикуляционных упражнений. Возможно, вместе с ребенком Вы придумаете другие, особенные названия для упражнений. Это поможет превратить выполнение артикуляционной гимнастики в игру, веселую и полезную, которая вызывает только положительные эмоции.

Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики:

  • Выполняйте артикуляционные упражнения с опорой на зрительный контроль, перед зеркалом.
  • Используйте комплекс артикуляционной гимнастики, соответствующий возрасту ребенка и его возможностям.
  • Соблюдайте рекомендованное время занятий.

Если   правильное произношение у Вашего ребенка не формируется по возрасту или у него диагностированы другие речевые нарушения комплекс артикуляционной гимнастики, предназначенный именно для Вашего  ребенка, подберет логопед.

Артикуляционная гимнастика в таком случае включает только те упражнения, которые помогут  в отработке отсутствующих или нарушенных звуков. Нет необходимости выполнять все описанные в различных пособиях упражнения.  Не стоит перегружать  ребенка.

Продолжительность артикуляционной гимнастики для детей с речевыми нарушениями зависит от возраста ребенка, его артикуляционных возможностей, этапа логопедической работы и так же определяется индивидуально.

Мама с ребенком выполняют артикуляционную гимнастикуДля преодоления неправильного произношения у детей с особенностями артикуляционного аппарата (ращелины губ, неба в дооперационный и послеоперационный период; «вялость» губ, щек, языка, мягкого неба (небной занавески); обильное слюнотечение; нарушение жевания и глотания и пр.) логопед рекомендует дополнительно специфические артикуляционные упражнения.

ПОМНИТЕ!

Артикуляционная гимнастика не может способствовать развитию речи, увеличению словарного запаса, совершенствованию грамматического строя речи. Выполнение артикуляционных упражнений с неговорящими детьми с целью «растормаживания» речи  неэффективно.

Непосредственное участие в артикуляции принимают мимические, жевательные и глотательные мышцы.  Простые бытовые навыки дают возможность укреплять эти мышцы (употребление твердой пищи, своевременный отказ от протертой еды и пр.) и развивать их подвижность. Малыш легко научается выражать свои эмоции мимикой. Ему с легкостью даются такие полезные для развития артикуляционного аппарата движения как дуть, слизать мороженое с губ, плюнуть. Придет время, и мозг сам применит эти умения для  правильной артикуляции.

Когда обратиться к врачу?

Если Вы наблюдаете у ребенка затруднения в формировании жевания и/или глотания, пожалуйста, обратитесь к вашему педиатру. Требуется дополнительная консультация педиатра или невролога, если у ребенка наблюдается:

  • Излишнее слюноотделение; обильное слюнотечение;
  • Невозможность выражать эмоции мимикой (амимичное лицо);
  • Ассиметричная улыбка.

Ваше внимание и забота, а так же выполнение артикуляционных упражнений, помогут малышу приобрести навыки правильной и красивой речи. Обратитесь за консультацией к логопеду, если предполагаете, что ребенок испытывает трудности в освоении речи.

Артикуляционная гимнастика как средство развития звуковой культуры речи

В своей статье я попыталась донести необходимость выполнения артикуляционной гимнастики, ее значимость в развитии речи ребенка. На протяжении своего небольшого опыта я многократно убедилась в том, что артикуляционная гимнастика является неотъемлемой частью развития речи. С помощью артикуляционной гимнастики ребенок наиболее быстро овладевает правильным произношением какого-либо звука.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. У ребенка точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются постепенно, в процессе речевой деятельности.

Что такое артикуляционная гимнастика?

Гимнастика для рук, ног – дело привычное и незнакомое для всех.

А вот зачем тренировать язык, ведь он и так «без костей»?

Оказывается, язык – главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками.

Чтобы эта проблема не возникала у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

Артикуляционную гимнастику можно разделить на два вида упражнений:

  1. Статистические – связанные с удержанием определенной артикуляционной позы.
  2. Динамические – требующие многократно повторения одного и того же вида движений.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

Проводить артикуляционную гимнастику необходимо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше всего выполнять упражнения несколько раз в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнения за раз.

Упражнение не должно доводит орган до переутомления. Первым признаком утомления является снижение качества движения и отказ ребенка выполнять гимнастику.

Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше в игровой форме.

Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Работа организуется следующим образом:

  1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
  2. Показывает его выполнение.
  3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых движений: точность движения, плавность, темп, устойчивость, переход от одного движения к другому.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неправильно, — это может привести к отказу выполнять данное упражнение. Лучше покажите ребенку его достижения, подбодрите его, похвалите.

Помните, что для ребенка АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА – это трудная работа: давайте язычку отдохнуть и не забывайте хвалить ребенка.

Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).

Занимаясь с ребенком, поддерживайте хорошее, позитивное настроение, наберитесь терпения и не раздражайтесь, далеко не все будет получаться сразу. Почаще хвалите ребенка и радуйтесь вместе с ним каждой, даже самой незначительной удаче!

Мальцева К.П.,учитель-логопед

(1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5) Loading …

Источник:

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

  1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
  2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые нарушения, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
  3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

  1. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем – и детям и взрослым – научиться говорить правильно, чётко и красиво!

Мы советуем в начале, перед выполнением самих артикуляционных упражнений, познакомить ребенка с органами артикуляции.

Разберите с ребенком, как устроен его речевой аппарат. Пусть он рассматривает в зеркале органы речи, которые хорошо видны, остальные можно ощупывать пальцем. Пусть ребенок покажет, где у него верхние и нижние зубы, губы, язык. Во рту, за верхними зубами, есть шероховатые бугорки (альвеолы), к которым прислоняется язык при произнесении звуков , . Пусть ребенок ощупает их пальцем , а затем поводит по ним языком. Попросите ребенка показать пальцем, где у него верхняя губа, нижняя; кончик языка и его середина. Помочь в этом может пособие Е.М. Косиновой «Уроки логопеда». Приобрести данное пособие можно в книжном магазине, например в этом: https://www.chitai-gorod.ru/catalog/book/352421/

Рекомендации к проведению артикуляционных упражнений

  • Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: Что делают губы? Что делает язычок? Где он находится (вверху или внизу)?
  • Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
  • Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5–7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.
  • Занимаясь с детьми 3–4летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения.
  • К детям 4–5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний.

Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону и ребенок не может удержать нужное положение языка даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду. Возможно, понадобятся помощь учителя-логопеда и специальный логопедический массаж.

Необходимо помнить, что ведущая роль в работе по коррекции нарушений звукопроизношения принадлежит логопеду. Но одних занятий с логопедом крайне недостаточно! Для эффективной работы необходимы ежедневные дополнительные занятия с близкими ребенку людьми: родителями, бабушками и дедушками, которые помогут сократить подготовительный период работы, сделать его наиболее эффективным, а результаты стабильными.

БЕГЕМОТИКИ

Описание упражнения: открыть рот как можно шире, удерживать его в таком положении до счёта «пять», потом закрыть рот. Повторить 3–4 раза.

Рот пошире открываем,

В бегемотиков играем:

Широко раскроем ротик,

Как голодный бегемотик.

Закрывать его нельзя,

До пяти считаю я.

А потом закроем рот –

Отдыхает бегемот.

О. Перова

Описание упражнения: улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счёта «пять» (до счёта «десять»), затем вернуть губы в исходное положение. Повторить 3–4 раза.

Подражаем мы лягушкам:

Тянем губы прямо к ушкам.

Вы сейчас тяните губки –

Я увижу ваши зубки.

Мы потянем – перестанем

И нисколько не устанем.

М. Синицына

Описание упражнения: сомкнутые губы вытянуть вперёд и удерживать в таком положении до счёта «пять» (потом до счёта «десять»), вернуться в исходное положение.

Описание упражнения: вытянуть вперёд губы трубочкой и «набирать» водичку, слегка причмокивая при этом.

Я водичку набираю

И ребяток поливаю!

Буду подражать слону!

Губы «хоботом» тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

М. Синицына

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот.

Тянуться языком попеременно то к левому углу рта, то

к правому. Повторить 5–10 раз.

Тик-так, тик-так.

Язычок качался так,

Словно маятник часов.

Ты в часы играть готов?

М. Синицына

Описание упражнения: улыбнуться, открыть широко рот, на счёт «раз» – опустить кончик языка за нижние зубы, на счёт «два» – поднять язык за верхние зубы. Повторить 4–5 раз.

Сели дети на качели

И взлетели выше ели.

Даже солнышка коснулись,

А потом назад вернулись.

Н. Тегипко

БЛИНЧИКИ

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать его неподвижно под счёт взрослого до пяти; потом до десяти.

Испекли блинов немножко,

Остудили на окошке.

Есть их будем со сметаной,

Пригласим к обеду маму.

О. Перова

ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, облизать языком верхнюю, а затем нижнюю губу по кругу. Выполнять в одну, а затем в другую сторону. Повторить 4–5 раз.

Блин мы ели с наслажденьем –

Перепачкались вареньем.

Чтоб варенье с губ убрать,

Ротик нужно облизать.

Артикуляционная гимнастика для детей 5-6 лет в детском саду. Картотека

Синицына

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и тянуть его к носу. Стараться, чтобы бока язычка были загнуты в виде чашечки (чтобы чай не пролился). Стараться не поддерживать язык нижней губой.

Удерживать язык в таком положении под счёт до пяти, потом до десяти. Повторить 3–4 раза.

ЧИСТИМ ЗУБКИ

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, кончиком языка сильно «почистить» за нижними зубами (влево–вправо) под счёт взрослого (7–8 раз). Затем поднять язычок вверх и почистить за верхними зубами (рот при

этом широко открыт). Повторить 8–10 раз.

Зубки нужно чистить дважды:

Каждое утро и вечер каждый.

Описание упражнения: улыбнуться, широко открыть рот, кончик языка поднять и поставить на бугорки (альвеолы) за верхними зубами. Удерживать язык в таком положении под счёт до восьми; потом до десяти. Опустить язык и повторить упражнение 2–3 раза.

Лодочка под парусом по реке плывёт,

На прогулку лодочка малышей везёт.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, «приклеить» (присосать) язык к нёбу. Следить, чтобы при этом рот был широко открыт. Если не получается сразу

«приклеить» язычок к нёбу, предложите ребёнку медленно пощёлкать языком. Пусть малыш почувствует, как язычок «присасывается» к нёбу.

Под берёзой, у дорожки

Гриб растёт на толстой ножке.

Мимо мы пройти не сможем,

Гриб в лукошко мы положим.

Описание упражнения: улыбнуться, широко открыть рот, щёлкать языком громко и энергично. Стараться, чтобы нижняя челюсть была неподвижна и «прыгал» только язык.

Я – весёлая лошадка,

Тёмная, как шоколадка.

Язычком пощёлкай громко –

Стук копыт услышишь звонкий.

М. Синицына

Методический материал «Артикуляционные упражнения»

Составитель: Кухмистрова Галина Михайловна учитель – логопед КОУ ОО «Петропавловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида» E-mail для связи с автором: gala301155@mail.ru

Артикуляционная гимнастика – это поле для полета фантазии и развития творчества педагога. Ведь она предназначена не только для подготовки органов артикуляции к постановке и произнесению звука, но и для развития у учащихся воображения, внимания, произвольности, усидчивости.

С целью информирования родителей о формах и методах подготовки органов артикуляции детей к правильному произношению, организую мастер-класс на тему: «Трудности трудных звуков», заседание семейного клуба «Уроки Звукознайкина», а также ежемесячную «Игротеку для заботливых родителей», открытые занятия с учащимися, оформляю папки-передвижки, фото-презентации.

Вариативность форм проведения артикуляционной гимнастики на индивидуально-подгрупповых занятиях, в совместной деятельности педагога с детьми, на логопедических разминках помогает: • формировать кинетико — кинестетическую основу движений, • развивать артикуляционную моторику до уровня минимальной достаточности для постановки звуков, • воспитывать уверенность ребёнка в себе и своих возможностях, побуждать активность, самостоятельность, инициативность • поддерживать интерес ребёнка к трудоёмкому процессу освоения правильного произношения, потребность в логопедических занятиях.

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет: — улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводи¬мость); — улучшить подвижность артикуляционных органов; — укрепить мышечную систему языка, губ, щёк; — научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу; — увеличить амплитуду движений; — уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов; — подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.

Полноценное развитие личности ребёнка невозможно без воспитания у него правильной речи. Часто это очень сложная и трудоёмкая для ребёнка работа. Многолетний опыт показывает, что чем раньше родители обращают внимание на пра¬вильное звукопроизношение у ребёнка, тем быстрее оно формируется. Ошибочно надеяться на самопроизвольное исчезновение недостатков произношения по мере роста ребёнка, так как они могут прочно закрепиться и превратиться в стойкое нарушение. Любые недостатки речи ограничивают общение ребёнка со сверстниками и взрослыми, от¬рицательно влияют на формирование эмоциональной сферы.

Упражнение «Лошадка»

Рот широко открываю, К нёбу язык прижимаю. Прыгает вниз язычок, И раздаётся щелчок.

Цель: Отрабатывать подъём языка, подготавливать его к выработке вибрации, растяги¬вать подъязычную связку (уздечку).

Артикуляционная гимнастика для детей 3 – 5 лет

Укреплять мышцы языка. Описание: Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает копы¬тами»). Обратите внимание! 1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, а затем темп убыстряется («лошадка поскакала быстрее»). 2. Нижняя челюсть не двигается, рабо¬тает только язык.

Упражнение «Грибок»

Широко открою рот, Будто щёлкну я вот-вот. Присосу язык на нёбо, Челюсть вниз — и вся учёба.

Цель: Отрабатывать умение удерживать язык наверху в положении, необходимом для звука . Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку). Описание: Улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба»). Удерживать в таком положении 5-10 секунд. Обратите внимание! 1. Если имеются затруднения выполнить это упражнение, то необ¬ходимо вернуться к упражнению «Лошадка». Щёлкать языком, постепенно замедляя темп («лошадка идёт медленно») и присасывать язык к нёбу.

Упражнение «Чашечка»

Улыбаюсь, рот открыт: Там язык уже стоит. К зубкам подняты края — Вот и «чашечка» моя.

Цель: Научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка. Описание: Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки. Обратите внимание! 1. Если «чашечка» не получается, то необходимо вернуться к упражнению «Шлёпаем губами по языку», распластать язык на нижней губе и слег¬ка надавить на середину языка. При этом края языка поднимаются вверх, и язык принима¬ет нужную форму. 2. Можно также распластать язык похлопыванием по нему губами, за¬вернуть его на верхнюю губу, придерживая края пальчиками. 3. При выполнении упражне¬ния края языка находятся у верхних зубов.

Упражнение «Вкусное варенье»

Как будто варенье лежит на губе — Слижу его «чашечкой» в ротик себе.

Цель: Отрабатывать движение широкой передней части языка в форме чашечки вверх. Укреплять мышцы языка. Описание: Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движения сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечки». Обратите внимание! 1. Нужно следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не «подсаживала» язык вверх — она должна быть неподвижной (можно придержать её пальцем). 2. Язык широкий, в форме чашечки. 3. Если упражнение не получается, то нужно вернуться к упражнению «Шлёпаем губами по языку». Распластать язык, а потом завернуть его на верхнюю губу, придерживая края пальцами (с бинтом).

Упражнение «Часики»

Влево — вправо кончик ходит, Будто места не находит.

Цель: Укреплять мышцы языка, отрабатывать его подвижность. Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому. Проделать упражнение 10-15 раз. Обратите внимание! 1. Двигается только язык — нижняя челюсть неподвижна. 2. Язык не облизывает нижнюю губу, а передвигается, не задевая её, от одного уголка рта к другому.

Вверх