Советы женщинам!
ЛедиВека.ру » Без рубрики »

Что должен уметь ребенок в 2 года. Подробное описание физического и эмоционального развития ребенка в 2 года.

Что должен уметь ребенок в 2 года. Подробное описание физического и эмоционального развития ребенка в 2 года.
logo

Система Марии Монтессори является одной из самых востребованных и эффективных методик развития ребенка. Уникальность этого метода обусловлена идеей самовоспитания малыша и отношением к нему как к свободной, неповторимой личности со своим темпом развития и познания мира. На первый взгляд может показаться, что метод Монтессори может быть с легкостью реализован в домашних условиях, однако в полной мере это невозможно, так как для этого необходима правильно организованная развивающая среда и Монтессори-педагог. Тем не менее, придерживаясь основных принципов Монтессори-педагогики дома, Вы сможете помочь ребенку наиболее полно развить все те качества, умения и навыки, которые он приобретет, посещая Монтессори-сад или занятия в Монтессори-клубе. Именно об этих принципах мы и хотим поговорить сегодня.

Суть Монтессори-метода

Основу метода Монтессори составляют три компонента:

  1. Ребенок и сензитивные периоды его развития. В зависимости от того, на каком из возрастных этапов находится малыш, меняется его восприимчивость к определенному типу обучающего материала. Исходя из этого, М. Монтессори выделила следующие сенситивные этапы развития ребенка:

Задачи развития

0-3 года – «духовный эмбрион»

1,5 — 3 года

Познание окружающего мира через движение

1,5 – 3 года

Развитие устной речи

1,5 – 4 года

Развитие мускульной координации

2 — 4 года

Забота о порядке в окружении и обязанности

3-6 лет – начинающий «строитель самого себя»

2 — 6 лет

Музыкальное развитие

2,5 — 6 лет

Развитие социальных манер

3,5 – 4,5 года

Развитие письма

4 – 4,5 года

Развитие тактильного чувства

4,5 – 5 лет

Активация чтения

Очень важно, чтобы необходимые навыки усваивались малышом вовремя, так как в дальнейшем их формирование будет происходить сложнее. Зная, какая основная задача развития стоит перед ребенком в данный момент, Вы можете направить свои силы именно на ее решение, организовав для него соответствующую развивающую среду.

  1. Развивающая среда – это не просто набор разнообразных пособий, а педагогический прием. Монтессори-классы поделены на зоны в соответствии с познавательными и психологическими потребностями детей. В Монтессори-классе детского центра «Созвездие» для малышей от 8 месяцев до 3 лет предусмотрены следующие зоны: зона упражнений с сыпучими материалами, упражнений с водой, причинно-следственная зона, зона сенсорного развития, продуктивной изо-деятельности, развития речи, зона развития крупной моторики. Монтессори-среда для детей от 3 до 6 лет включает в себя зоны упражнений в практической жизни, сенсорного воспитания, математическую зону, зоны русского языка, космоса, продуктивной изо-деятельности и зону развития крупной моторики.

Материал в Монтессори-классе всегда доступен для ребенка. Малыш сам выбирает, с чем ему заниматься. При этом существуют правила, которые регламентируют работу в группе, что позволяем детям учиться уважать друг друга.

  1. Педагог. Обучающий взрослый выступает в роли посредника между ребенком и Монтессори-средой. Он наблюдает за малышом и, если это действительно необходимо, оказывает ему помощь. Задача педагога — организовать пространство и действия ребенка так, чтобы кроха мог заниматься интересующими его вещами самостоятельно.

Организация пространства для развития ребенка дома

Чтобы малышу дома было комфортно и интересно, в Ваших силах создать для него дружественную окружающую среду. Представьте себя на месте ребенка, опуститесь на уровень его глаз: что он видит? Для того чтобы малыш не чувствовал себя Гулливером в стране великанов, убедитесь в том, что вещи, вызывающие интерес малыша и отвечающие его возрасту и потребностям, ему доступны. Игрушки, книги, развивающие пособия, личные вещи ребенка должны быть в открытом доступе. Ведь одна из основных идей Марии Монтессори заключается в том, что малыш должен иметь возможность выполнять различные действия без посторонней помощи.

Основные правила при создании развивающей среды для ребенка — это:

  1. Безопасность;
  2. Простота и естественность;
  3. Качество и красота;
  4. Отражение культуры;
  5. Минимум вещей;
  6. Обеспечение свободы выбора и передвижения.

В детской (или другой комнате, где ребенок проводит большую часть времени) должны располагаться низкие полки с материалами для игр и творчества. Все пособия желательно хранить в контейнерах или корзинках – так малыш будет приучаться к порядку. Также ребенку необходимо иметь свой столик и стульчик, мольберт или доску для рисования, собственную полочку с книгами по возрасту, шкафчик с одеждой. В детской необходимо повесить зеркало, чтобы малыш имел возможность наблюдать за собой и следить за своим внешним видом. Детская кроватка должна быть достаточно низкой, чтобы ребенок мог сам лечь в нее в любой момент.

Монтессори-среда дома не должна ограничиваться только детской комнатой.

В прихожей можно повесить низкие крючки для одежды, а также выделить отдельную полку для обуви малыша. В ванной комнате должна быть скамейка, вставая на которую ребенок мог бы доставать до раковины. На кухне у ребенка должен быть свой высокий стул, подставка, чтобы доставать до рабочих поверхностей и полок, личные столовые приборы, приспособления для мытья посуды и уборки (губки, тряпки, детская швабра). Также обязательно оставляйте в доступе малыша воду и перекус.

Выводы

Итак, несмотря на то, что проведение полноценных развивающих занятий по методике Марии Монтессори в домашних условиях невозможно, основные принципы этой уникальной системы воспитания доступны каждому родителю. Отношение к ребенку как к личности, внимание к его потребностям, ненавязчивая помощь и создание дружественной окружающей среды дома — вот залог благополучного и гармоничного развития малыша.

Заключение

Дети, посещающие Монтессори-клубы «Созвездие», приобретают огромную внутреннюю мотивацию к обучению, способность концентрироваться на работе, самостоятельность, они обладают хорошими навыками общения в социуме и внутренней дисциплиной. Монтессори-среда, созданная в наших центрах, дает малышам возможность активно развиваться без опеки взрослого и становиться независимым. А придерживаясь принципов Монтессори-педагогики дома, Вы способствуете разностороннему развитию ребенка и помогаете ему в полной мере раскрыть своей внутренний потенциал.

Вверх