Советы женщинам!
ЛедиВека.ру » Без рубрики »

Что должен уметь ребенок в 5 месяцев. Все о нормальном физическом и эмоциональном развитии ребенка в 5 месяцев.

Что должен уметь ребенок в 5 месяцев. Все о нормальном физическом и эмоциональном развитии ребенка в 5 месяцев.
logo

Содержание статьи:

  • Физиология
  • Двигательная активность и навыки
  • Психологическое развитие
  • Питание
  • Упражнения для физического развития

Пятимесячный малыш продолжает интенсивно развиваться, успешно совершенствуя полученные ранее навыки и приобретая новые. Он все больше увлечен изучением окружающего мира. Задача родителей в этом возрасте – активно помогать физическому и психологическому развитию ребенка.

Смотрите, подробный календарь развития ребенка с рождения до 3 лет по месяцам

Физиология ребенка в 5 месяцев – рост и вес малыша

К концу 5 месяца ребенок должен набрать до 700 грамм и вырасти на пару сантиметров.Средние показатели малыша:

МАЛЬЧИКИ

Рост, см

60,0-66,0

Окружность головы, см

41,0-44,5

40,2-43,2

Физиологические показатели малыша совершенствуются с каждым днем, задача родителей внимательно наблюдать за ребенком и в случае отклонений обращаться к врачу.

Малыш на длительное время фокусирует взгляд на заинтересовавшем его предмете. Если водить им в разные стороны, кроха уверенно следит за ним взглядом.

Как развивать: Для развития глазных мышц полезно, держа яркую игрушку на расстоянии 35-40 см от глаз ребенка, несколько раз медленно провести ей из стороны в сторону и вверх – вниз, чтобы малыш провожал ее взглядом.

Слух ребенка

Малыш без проблем определяет источник звука и реагирует на него. Он выражает недовольство, если звук ему не понравился и радостно улыбается, когда слышит приятные интонации.

Проверка: Для проверки слуха нужно встать на расстоянии 5 метров от малыша, негромко позвать его или хлопнуть в ладоши. Ребенок с нормальным слухом повернет голову в вашу сторону и поприветствует радостной улыбкой.

Помните, что самым любимым звуком для малыша является голос мамы.

Новые звуки

Кроха быстро пополняет свой звуковой запас и постоянно что-то лепечет. У него формируется способность использования речи как средства коммуникации.

Вывод: То есть звуки, которые он издает, имеют эмоциональную окраску. Малыш посредством звуков показывает, что ему хорошо или плохо, весело или грустно.

Потребность во сне

Суточная продолжительность сна пятимесячного ребенка составляет от 14 до 16 часов, на ночное время приходится его большая часть – до 10 часов.

В 5 месяцев ребенок спит днем по 2-3 раза, в зависимости от физиологических потребностей.

Режутся зубки

У многих детей уже к концу 4 месяца начинают резаться зубки. Дети достаточно тяжело переносят этот процесс. Малыш плохо спит, капризничает, теряет аппетит. Прорезывание зубов сопровождается высокой температурой.

Рекомендации: Родителям нужно быть внимательными, чтобы не принять простуду или другое заболевание за начало роста зубов и не пропустить своевременное лечение.

Двигательная активность и навыки малыша в пять месяцев

В 5 месяцев двигательная активность ребенка заметно возрастает, так как исчезают последние проявления гипертонуса мышц. Малыш уже не лежит в кроватке, спокойно разглядывая игрушки. Он успешно поворачивается на живот, поднимает и держит головку, опираясь на ручки. Лежа на спине, пытается сесть, усердно отрывая спину от кровати.

Подвижность ребенка способствует укреплению всех мышц малыша. Движения крохи становятся целенаправленными, заметно улучшается координация, руки, ноги и шея движутся согласованно, подчиняясь одной цели. Если разложить вокруг крохи игрушки, он, пытаясь их достать, учится ползать.

Ребенок становится достаточно гибким. Упираясь головкой и ножками в поверхность кроватки, он, выгибается дугой, практически делая «мостик». Кроха легко может засунуть палец ноги себе в ротик.

В этот период любимым увлечением ребенка является бросание предметов. Кроха старательно собирает игрушки и выбрасывает их из кроватки. Через такие занятия проходят все детки, так что не стоит ругать их.

Нормально развивающийся ребенок, приближаясь к полугоду, должен уметь:

  • Самостоятельно переворачиваться

    на животик и обратно.

  • Лежа на животе вытягивать ножки и ручки, делая «ласточку», прогибаться и хорошо держать голову.
  • Поддерживать мамину грудь во время кормления, а детки на искусственном вскармливании – держать бутылочку самостоятельно.
  • Без проблем запихивать в рот и сосать пальчики ног

    .

Психическое и эмоциональное развитие ребенка в 5 месяцев

Ребенок активно познает мир и очень доволен, когда это происходит вместе с мамой или другими близкими ему людьми. Для полноценного развития нужно уделять достаточно времени для удовлетворения познавательных потребностей малыша.

 

Тактильные ощущения и мелкая моторика

Малыш должен получать различные ощущения путем прикосновения к разным предметам. Все свои игрушки он уже знает, пора расширять круг знакомств.

Что нужно:

  • Походите с ребенком по комнатам, давая ему потрогать

    мебель, шторы, холодильник и другие предметы (мягкие и твердые, шершавые и гладкие, холодные и теплые). Попутно называйте их и объясняйте их свойства.

  • Для развития мелкой моторики

    сшейте несколько мешочков, насыпьте в них разную крупу, фасоль и горох. Малыш будет перебирать их ручками с не меньшим удовольствием, чем игрушки.

  • Обратите внимание, как ваш малыш захватывает предметы

    . В 5 месяцев мячик или шарик ребенок должен брать растопыренными пальчиками, палочку или карандаш – всей ладошкой, а веревочку – кончиками пальцев.

Малыш и музыка

Музыка с раннего возраста воздействует на духовный мир и интеллект ребенка. Она помогает расслабиться, может развеселить ребенка и разрядить эмоциональную напряженность.

Кроме музыки, малышу полезно слушать песенки, которые напевает мама. Это могут быть не только колыбельные, а песни на все случаи жизни, к примеру, когда кроха гулит и что-то лопочет, подпойте ему:

Поет, поет соловушка

Поет, поет молоденький

Молоденький, хорошенький

Хорошенький, пригоженький!

Для любой мамы не составит труда найти и заучить несколько потешек, стишков или песен.

Знакомство с книжками

Хорошая книжка с яркими иллюстрациями прекрасно удовлетворяет потребности ребенка в познании нового

. Просматривание книжек вместе с мамой и ее пояснениями к картинкам способствует речевому развитию, расширяет мировоззрение и образное мышление, благотворно влияет на интеллект малыша.

Познавательные экскурсии

Во время прогулок ребенка уже не устраивает простое лежание в коляске.

Ему интересно рассмотреть все, что находится вокруг него, определить откуда исходят те или иные звуки

. Дайте возможность прикоснуться к заинтересовавшим кроху предметам. Во время прогулок больше разговаривайте с малышом, рассказывая ему обо всем, что он видит вокруг.

 

Дальнейшее развитие речевых навыков

В 5-ти месячном возрасте происходит становление речи ребенка. Он не только произносит отдельные звуки, но и пытается имитировать вашу интонацию.

Самое важное в формировании речевых навыков заключается в том, что ребенок должен научиться понимать речь взрослых, а не воспринимать ее как простой набор звуков. Разговаривать с малышом нужно неторопливо и четко, сопровождая слова действиями.

К примеру, покачивая малыша на руках или качелях, комментируйте движение ребенка: «Вверх – вниз, вверх – вниз». Пока еще кроха не способен понять смысл сказанного, но усвоить, что движения в противоположные стороны обозначаются разными словами, он может.

Используйте в своей речи больше простых для восприятия крохи слов. К примеру, кукла – Ляля, кошечка – мяу, бабушка – баба. Такие звуки малышу легче повторить.

Питание ребенка в 5 месяцев

Рацион детей в пятимесячном возрасте мало чем отличается от питания ребенка в 4 месяца. Оптимальным продуктом для малыша все так же остается грудное молоко. Так как желудочек малыша подрастает вместе с ним, за 1 раз он съедает больший объем пищи. В связи с этим сокращается количество кормлений.

На 6-м месяце жизни малышу достаточно принимать пищу 5 раз в день.

  • Независимо от того, на каком вскармливании – грудном или искусственном находится малыш, ему необходимо введение прикорма.
  • Если вы не начали делать этого раньше, в 5 месяцев обязательно нужно добавлять в рацион ребенка новые продукты.
  • За одно кормление малышу нужно давать попробовать только один какой-нибудь продукт.
  • К полугодовалому возрасту в рационе малыша должны присутствовать овощные и фруктовые смеси, кисломолочные продукты, каши, соки и компоты.
  • Начинать прикорм нужно с половины чайной ложки, постепенно увеличивая объем.

При этом нужно обязательно отслеживать аллергические реакции ребенка на тот или иной продукт.

Упражнения в помощь физическому развитию ребенка в 5 месяцев

Физические упражнения и массаж играют важную роль в развитии ребенка, помогаю крохе расти здоровым и сильным. Утром и вечером перед купанием нужно уделять несколько минут массажу и гимнастике. Кроме этого, ежедневно нужно выполнять ряд физических упражнений, которые укрепляют мышцы и помогают освоить новые навыки.

Укрепляем пресс

Малыша прижимают к с своему телу

, одной рукой держа его за ножки выше колен, а второй – чуть ниже животика.

В таком положении малыш может сгибать и разгибать свое тельце, «качая» пресс и укрепляя мышцы.

Учимся ползать

Чаще опускайте малыша на пол

, раскладывая в небольшом отдалении игрушки. В 5 месяцев дети должны освоить ползание.

Вначале ножки малыша будут проскальзывать, но постепенно малыш справится с заданием.

Учимся стоять на четвереньках

По-настоящему малыш начнет ползать

, когда встанет на четвереньки. Если он приподнимает попу, пытаясь ползти, нужно приподнять его за животик, так чтобы ручки выпрямились, и он мог опереться на ладошки.

Первое время малыш будет падать через несколько секунд, но после тренировок у него все получится.

 

Подтягиваемся

Берите малыша за ручки

, когда он лежит на спине. Потягивайте малыша на себя вначале до положения сидя, а в дальнейшем и полностью поднимайте ребенка. Такие упражнения должны входить в состав утренней и вечерней гимнастики.

В дальнейшем ребенку дают в руки гладкую палочку или кольца, за которые и подтягивают его.

Развиваем вестибулярный аппарат

Поднимайте малыша в воздух

, совершая «полеты» по комнате, раскачивайте его, положив его на свои ноги. Хорошо развивают вестибулярный аппарат упражнения на фитболе  (качание из стороны в сторону, круговые повороты, наклоны).

Уделяйте своему малышу как можно больше времени, ведь только забота и любовь близких людей помогает разностороннему развитию ребенка.

Календарь 3-го месяца — 1 год

Развитие малыша с трех месяцев до года по месяцам

  • 3 месяца
  • 4 месяца
  • 5 месяцев
  • 6 месяцев
  • 7 месяцев
  • 8 месяцев
  • 9 месяцев
  • 10 месяцев
  • 11 месяцев
  • 12 месяцев — 1 год

Читайте так же:

  • Как научить ребенка переворачиваться?
  • Как научить малыша держать голову: комплекс упражнений
  • Ребенок в 6 месяцев не переворачивается: как определить причину?
  • Правила выкладывания новорожденного на живот – 8 игр с малышом на животике
  • Переход к взрослой еде: как приучить малыша к твердой пище?

Поделитесь с друзьями:

Физическое развитие в 5 лет

К 5 годам у ребенка уже достаточно хорошо развита координация движений и умение держать равновесие. Кроме того пятилетних детей можно эффективно обучать сложным двигательным навыкам, требующих хорошей физической подготовки, ловкости и скорости движения. В этом возрасте малыш сможет достичь успехов в таких видах спорта, как плавание, гимнастика, фигурное катание, танцы.

Вот что обычно умеют дети в возрасте 5 лет:

  • Высоко подпрыгивать на двух ногах;
  • Прыгать и стоять на одной ноге;
  • Бросать и ловить мяч;
  • Прыгать на скакалке;
  • Лазить по веревочной лестнице;
  • Кататься на велосипеде и самокате.

Помимо крупной моторики, в пятилетнем возрасте активно развивается мелкая моторика рук, в результате чего движения становятся более четкими и скоординированными.

Навыки самообслуживания

Пятилетки могут практически полностью себя обслуживать и обладают следующими навыками:

  • Чистят зубы;
  • Моют руки;
  • Одеваются и раздеваются;
  • Застегивают пуговицы, молнии;
  • Завязывают шнурки.

Развитие речи в 5 лет

В этом возрасте речь ребенка все больше приближается к речи взрослого человека. Малыш в 5 лет должен уметь грамотно строить предложения, склонять части речи, употреблять подходящие предлоги и правильное время. Пятилетки вполне способны составлять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, используя союзы «а», «и», «но», «чтобы», «потому что», «если».

Для развития речи ребенка важно его окружение: общайтесь с малышом, читайте сказки, слушайте песни. Только эмоциональный опыт, связанный с родным языком, поможет ребенку раскрыть его полноту и богатство.

Словарный запас ребенка 5 лет насчитывает около 2 тысяч слов, в которые также входят и абстрактные понятия. Обычно пятилетние дети могут без труда составить рассказ, описать свойства предмета, дать оценку каким-либо действиям. Улучшается и качество звукопроизношения. Бывает, что в этом возрасте дети не выговаривают некоторые звуки (обычно «р», «л»), в этом случае рекомендуется обратиться за помощью к логопеду.

Пятилетние дети чаще всего готовы к тому, чтоб учиться писать и читать. Уровень готовности определяется сформированностью следующих навыков:

  • Умение внимательно слушать;
  • Распознавать звуки;
  • Строить фразы;
  • Умение держать карандаш.

Очень важна познавательная мотивация. Ребенку должно быть интересно узнать, что же написано на той вывеске, как пишется это слово. Без этого обучение грамоте может превратиться для малыша в пытку.

Выводы

Итак, к 5 годам здоровый ребенок обладает развитой крупной моторикой, что дает ему возможность заниматься различными видами спорта. Он обладает прекрасным воображением, развитым мышлением, речью, эмоциональной памятью, умением концентрировать внимание на достаточно длительное время. В пятилетнем возрасте ребенок воспринимает себя как личность и учится взаимодействовать со сверстниками.

Заключение

На занятиях в детском Монтессори-центре «Созвездие» Ваш малыш сможет не только развить свои умственные способности, но и получить неоценимый опыт общения со сверстниками. Он научится помогать, работать в команде, договариваться. Наша цель – помочь каждому ребенку гармонично развиваться и в полной мере раскрыть свой внутренний потенциал. Ждем Вас и Вашего малыша в нашем клубе!

Двигательные навыки карапуза 

Малыш становится все активнее, уверенно идет его физическое развитие. Вот небольшой перечень того, что умеет ребенок, когда ему исполняется восемь месяцев:

  1. свободно переворачивается со спины на живот, с живота на спину в любую сторону;
  2. встает на четвереньки;
  3. ползает по-пластунски;
  4. умеет садиться и сидеть;
  5. из положения «стоя» падает на попу;
  6. большинство детей в этом возрасте ползают на четвереньках.

Также к этому возрасту ребенок приобретает следующие навыки:

  • В восемь месяцев малыш ползает по всему дому, причем делает это довольно быстро.

Если карапуз не умеет этого делать и пытается сразу встать и ходить, этот путь развития не считается патологией. Не переживайте, если кроха еще не встал на четвереньки и передвигается по-пластунски: скоро он научится ползать «по-настоящему». Подробнее о том, когда ребенок начинает  ползать>>>

  • В восемь месяцев малыши встают у опоры, некоторые умеют передвигаться вдоль дивана или манежика приставным шагом. Подробнее о том, когда ребенок начинает ходить>>>

В этом возрасте проявите особую бдительность: так как в это время кроха цепляется за все, что попадается ему под руку. В этом возрасте детки часто хватаются за края скатерти и опрокидывают на себя все, что стоит на столе.

Проследите за тем, чтобы в зоне досягаемости малыша были только безопасные и хорошо закрепленные предметы, которые он может использовать в качестве опоры.

  • В восемь месяцев идет развитие опорно-двигательной системы крохи. Позвоночник уже достаточно окреп, и малыш может самостоятельно сидеть с прямой спиной в течение примерно десяти минут. Если кроха еще не садится сам, присаживать его не рекомендуется; значит, его мышцы и косточки еще не готовы к этой позе. Читайте, чтобы узнать, когда ребенок начинает сидеть>>>
  • Продолжается развитие мелкой моторики. В восемь месяцев малыш уже использует большой и указательный палец, чтобы захватывать мелкие предметы. Брать игрушки и перекладывать их из одной ёмкости в другую – это то, что должен делать ребенок, с седьмого по восьмой месяц очень важно уделить внимание развитию этого умения.

Важно! Следите, чтобы малыш не брал в рот небольшие детали, пусть во время занятий он постоянно будет под вашим присмотром.

Физическое развитие ребенка в восемь месяцев может доставить вам  немало хлопот. Нужно постоянно следить за малышом, обеспечить безопасность места, где он проводит основную часть времени.

Также новые навыки могут сильно испортить сон ребенка. в 8 месяцев ребенок может начать долго укладываться на сон, засыпать со слезами, а ночью переворачиваться и ползти с закрытыми глазами. Будьте внимательны, чтобы ребенок не упал с кровати, если спите совместно с ребенком.

Могут появиться длительные зависания на груди, либо частые ночные пробуждения. Мамы пишут мне это такими словами, что «ребенок висит всю ночь на груди» или «он просыпается каждый час и чтобы заснуть ему вновь нужна грудь». Это утомляет и вы можете чувствовать себя не выспавшейся.

Самое время скорректировать сон ребенка по методикам интернет-курса Как научить ребенка засыпать и спать без груди, ночных пробуждений и укачиваний>>>

Уберите мелкие, острые предметы, поставьте заглушки на розетки, мягкие уголки на мебель, и ваша жизнь станет спокойнее и приятнее.

Физическое развитие недоношенного ребенка в восемь месяцев немного отстает от деток, произведенных на свет вовремя. Такие малыши встают на четвереньки, пробуют сидеть. В психическом плане торопыжки в этом возрасте почти не отличатся от детей, родившихся в срок.

Психика восьмимесячного малыша 

Психическое развитие ребенка в восемь месяцев проходит через важный рубеж; иногда его даже называют кризисом. Своего пика достигает страх «отделения» от мамы. Малыш очень болезненно воспринимает даже недолгое расставание с вами.

подробнее о страхе расставания и почему ребенок не хочет слезать с ваших рук, смотрите в интернет-курсе «Мама, не уходи!» — как правильно расставаться с ребенком?

Ситуация усугубляется тем, что детки проявляют повышенную осторожность в общении с другими людьми: боятся незнакомцев; могут не согласиться идти на руки к папе.Малыш на руках у мамы

Не стремитесь перебороть ребенка, или игнорировать его страх разделения. Это очень нужный возрастной этап.

Особенности развития и воспитания ребенка до года вы узнает из интернет-курса Мой Любимый Малыш>>>

Вы научитесь различать каприз от потребности, поймете, почему ребенок просится к вам на ручки, а также  сможете высыпаться и успевать все по хозяйству.  Этот курс — энциклопедия молодой мамы.

Особенности развития ребенка этого возраста состоят в том, что в восемь месяцев кроха стремится повторить все то, что делают родители. Используйте это время с пользой!

Вот список того, чему можно научить малыша, только лишь подавая ему пример:

  1. надевать и снимать шапочку (естественно, что это будут подражательные движения. О самостоятельном качественном одевании мы здесь не говорим);
  2. доносить ложку с едой до рта;
  3. пить из чашки. Если вам п.2 и 3 кажутся нереальными, значит вы еще не посмотрели интернет-курс Азбука прикорма: безопасное введение прикорма грудничку. Дети успешно обходятся без поильников и бутылочек, а начинают пить сразу из чашки;
  4. хлопать в ладоши;
  5. махать ручкой (приветствие и прощание);
  6. включать музыкальную игрушку.
  • В восемь месяцев малыш хорошо понимает многие слова и реагирует на просьбы. При нормальном развитии психики ребенок может показать игрушку, о которой его спросили. «Где мяч?», «Где пирамидка?».
  • Психомоторное развитие ребенка в восемь месяцев идет в тесной связке с физическим развитием руки, кистей и пальцев. Если малыш возьмет в каждую ручку по игрушке, а вы протянете ему третью, то он положит одну из тех, что держит в руках, и возьмет вашу.
  • Малыш уверенно бросает различные предметы. В восемь месяцев одна из самых любимых игр – находясь в кроватке, выбрасывать оттуда игрушки. Карапуз внимательно следит, как летит игрушка и куда она упала. Причем взрослый обязательно должен вернуть игрушку обратно в кроватку.

Интересно! Эта игра – один из путей развития доверия крохи к окружающему миру. Малыш понимает, что куда бы ни упала игрушка, она вернется обратно. Через это занятие преодолевается страх расставаний и закладывается умение попросить помощи.

В восемь месяцев ребенку интересны самые разнообразные игры; если вам трудно сориентироваться, что кроха должен уметь, видео с подсказками для молодых родителей, которое мы для вас подготовили, исправит эти пробелы.

Смотрите в моем видеоуроке подробнее о развитии малыша в 8 месяцев:

Речевое развитие малыша: первые слова

В восемь месяцев ребенку уже легче дается анализ; соотносить свои действия и происходящие события – это то, что должны уметь и мальчики, и девочки. Возможно, именно сейчас дети порадуют родителей первым «словом».

  1. Малыш знает, как позвать своих родителей, и тянет «ма-ма-ма», когда голоден или устал, и «па-па-па», когда хочет пообщаться с папой. Если эти буквосочетания всегда обозначают у карапуза одно и то же, то примите поздравления!
  2. Малыш уже хорошо понимает многое из того, что говорят взрослые. Расширяйте его словарный запас: рассказывайте обо всем, что окружает кроху, комментируйте свои действия.

Хорошим подспорьем для родителей являются книжки с картинками. Опишите все, что малыш видит, можно даже придумывать по каждой из иллюстраций небольшую историю в несколько предложений.

  1. В этом возрасте для маленького человечка очень важна стабильность, поэтому он любит слушать одно и то же много раз подряд и каждый день. Не удивляйтесь, если карапуз будет постоянно указывать вам пальчиком на одну и ту же книжку, просто прочитайте ее еще раз, это действительно необходимо для него.
  2. Маленьким детям очень нравятся стихи. Они любят их за мелодичное звучание и ритм. Удобно выучить некоторые из них наизусть и читать малышу в машине или в очереди в поликлинику. Услышав привычные строчки, детки обычно успокаиваются.

Когда исполняется восемь месяцев ребенку, наступает непростое время: очень сильно расширяется список того, что должны уметь девочки и мальчики. Занимайтесь с малышом, дарите ему больше своего внимания, и вы получите огромное удовольствие от его успехов!

Читайте также:

  • Ребенок боится ходить самостоятельно
  • Почему дети плохо спят?
  • Как объяснить ребенку что нельзя

Физическое развитие

Физическое развитие ребенка — это совокупность морфофункциональных особенностей организма, отражающих процессы биологического созревания малыша. Это позволяет определить выносливость и работоспособность крохи.

На протяжении первых месяцев жизни происходит существенная прибавка в росте и в весе. Параметры у мальчиков и девочек имеют сходные значения.

Малыши должны проходить ежемесячный профосмотр у педиатра, на котором врач измеряет антропометрические показатели. К третьему месяцу вес увеличивается в среднем на 850г, рост на 4см.

Эти данные имеют непосредственное отношение к нормальному физическому развитию ребенка в три месяца. Если значения идут на убыль, то врач—педиатр назначает комплекс лечебно-диагностических мероприятий.

ВАЖНО! Если у ребенка маленькая прибавка в весе, не спешите переводить его на смесь. Нужно проанализировать качество кормления грудью, и устранить ошибки!

Психомоторное развитие

Психомоторное развитие — это собирательное понятие, отражающее уровень интеллекта и двигательной активности младенца. Показатели подбираются в зависимости от врожденных и приобретенных навыков малыша и его возраста. То, что должен делать ребенок в три месяца, разбивается на соответствующие категории:

  1. Грубая моторика — это движения, затрагивающие работу крупных мышц тела:
  • если младенца положить на живот, то он вытянет ручки вперед, образовав прямой угол в локтевом суставе;
  • симметрично опираясь на предплечья, голова и грудь фиксируется на весу;
  • ноги распрямляются, таз опускается до уровня поверхности, смещая за собой центр тяжести;
  • переворачивается со спины на бок, читайте как научить ребенка переворачиваться>>>;
  • малыш устойчиво лежит на спине;
  • не заваливаясь на бок, он может оторвать ноги от опоры или свести кисти к средней линии;
  • если младенца подтянуть за руки, ноги, согнутые в коленных суставах, подтянутся к животу;
  • в положении лежа, ненадолго приподнимает и удерживает голову,узнайте, когда ребенок начинает держать голову>>>;
  • пропадают рефлексы опоры и автоматической ходьбы;
  • при попытке поставить младенца, ничего не получится, ноги останутся согнутыми.
  1. Тонкая моторика:
  • в состоянии покоя кисть находится в раскрытом положении;
  • большой палец приведен к ладони;
  • если поднести к руке малыша игрушку, он ее захватит и будет некоторое время удерживать.
  1. Перцепция:
  • следит за перемещением погремушки, поворотом головы или только фиксируя взглядом;
  • изучает собственные пальчики, следит за их действиями;
  • движения рук в сторону игрушки или к маме выполняются под зрительным контролем;
  • издает гласные звуки, после звуковой стимуляции родителем, читайте также: когда ребенок начинает агукать>>>
  1. Речевое развитие:
  • фиксация взгляда в ответ на голос взрослого, с радостным эмоциональным окрасом;
  • интонационная выразительность издаваемых звуков;
  • первые нечеткие слоговые комбинации, отражающее настроение;
  • «гуление».
  1. Социальное поведение, эмоциональное и коммуникативное развитие:
  • на появление человеческого лица, ребенок реагирует улыбкой, подробнее о том когда ребенок начинает улыбаться>>>
  • не различает своих и чужих;
  • при общении со взрослым может смеяться в голос (активно выраженный «комплекс оживления»). Читайте статью, чтобы узнать, когда ребенок начинает смеяться?
  1. Развитие мышления:
  • придерживая грудь рукой, младенец активно кушает;
  • при насыщении, язычком выталкивает сосок из своего рта;
  • появление простых ассоциаций и формирование причинно-следственной связи.

Родителям важно знать особенности психомоторного развития ребенка в три месяца. Отслеживая умения младенца, при обнаружении отклонений следует проконсультироваться по этому поводу с педиатром. Врач может посоветовать необходимый комплекс упражнений, для полноценного формирования навыков.

Психическое развитие

Психическое развитие ребенка в три месяца постоянно корректируется в зависимости от окружающей его обстановки. Если малыш находится в состоянии, которое доставляет ему дискомфорт, он будет плакать. При испуге, недовольстве или при проявлении черт своего характера, гневный рев младенца будет обращен в сторону родителей.

ВАЖНО! Капризы ребенка стоит отличать от признаков беспокойства. В 3 месяца рано говорить об избалованности.

В трехмесячном возрасте ребенок радостно общается с использованием продолжительных звуковых цепочек. Он нуждается в общении, поэтому старается любой ценой привлечь внимание взрослых. Меняя интонацию и жестикулируя руками, младенец принимает полноценное участие в беседе. Что делает ребенок в три месяца, смотрите в этом видео:

Формирование навыков

Малыш изучает окружающий мир с помощью рук, поэтому желание все потрогать способствует развитию у ребенка третьего месяца жизни следующих навыков:

  1. укрепляются мышцы фаланг пальцев;
  2. развиваются хватательные рефлексы, подробнее о них и других рефлексах новорожденного>>>;
  3. закладываются умственные способности;
  4. формируется тактильное восприятие действительности.

ВАЖНО! Не стоит беспокоиться, если отклонения от стандартной схемы незначительны, ведь ребенок — это живой организм, развивающийся по своей собственной программе.

Но, несмотря на собственную индивидуальность малыша, родители не должны пропустить отклонение в развитии. Стоит насторожиться, если не приобретены следующие навыки у ребенка в три месяца:

  • Отсутствует зрительная реакция на какие-либо громкие звуки. Не поворачивает голову в сторону источника шума. Узнайте как и когда новорожденный начинает слышать>>>;
  • Ни в каком положении ребенок не может даже кратковременно удержать голову навесу;
  • Не интересуется предметами, которые его окружают. Не разглядывает и не тянет в рот свои ручки;
  • При общении со взрослым не происходит ответной реакции. Малыш не улыбается и не издает гласных звуков при контакте с родителями;
  • Взглядом не следит за перемещением вокруг него предметов.

Если родитель считает перечень, что умеет ребенок в 3 месяца, уже пройденным этапом в его развитии, значит необходимо ориентироваться на более старшие показатели. Ни в коем случае не прекращать занятия с малышом, продолжать расширять его возможности и уровень познания.

Особенности развития недоношенного ребенка

К категории недоношенных относятся дети, рожденные раньше срока, функционально незрелые, имеющие вес меньше 2,5кг и длинной тела не более 45см. С анатомо-физиологической точки зрения, такие новорожденные отличаются непропорциональным телосложением, не сомкнутыми швами черепа, гиперемией кожных покровов и другим. Малыши требуют более тщательного ухода и оптимально повышенных условий окружающей среды.

Вес при рождении (г) <1000 1001—1500 1501—2000 >2500
Прибавка

в три месяца

рост (см) 600—700 600—700 700—800 700—800
вес (г) 2,5 4,2 3,6 3,6

ВАЖНО! Разница в освоении навыков по отношению к зрелым детям составляет около двух месяцев, в зависимости от степени недоношенности младенца.

Характерными особенностями развития недоношенного ребенка в три месяца являются:

  1. Преобладающими действиями являются сон и еда. Очень важно равномерно распределять нагрузки на кости черепа. Для этого необходимо укладывать голову малыша на разную сторону, постоянно чередуя;
  2. Изменение настроения проявляется сменой выражения лица;
  3. Малыш уже умеет фиксировать взгляд на родителях, поднимать и удерживать голову;
  4. Улыбка отсутствует, но мимически реагирует на тактильный контакт;
  5. Формируется хватательный рефлекс;
  6. Выраженное визуальное и акустическое сосредоточение.

Для правильного развития недоношенного ребенка в три месяца необходимы ежедневные занятия с младенцем. Гимнастика, массаж, купание, ласковое общение, все это пойдет только на пользу малышу, и он сможет догнать своих сверстников по всем показателям.

Читайте также:

  • Когда ребенок начинает сидеть.
  • Когда ребенок начинает ползать.
  • Ребенок в 3 месяца сосет кулак.

Физическое развитие ребенка в 2 года 3 месяца

Рост и вес ребенка в 2 года 3 месяца согласно нормативам отечественных педиатров:

Параметр

Мальчики

Нижняя граница

Верхняя граница

Нижняя граница

Верхняя граница

Рост, см

Окружность головы, см

Рост и вес ребенка в 2 года 3 месяца по данным ВОЗ:

Параметр

Мальчики

Нижняя граница

Верхняя граница

Нижняя граница

Верхняя граница

Рост, см

Окружность головы, см

Отвечая на вопрос, сколько зубов должно быть у ребенка в 2 года и 3 месяца, врачи могут озадачить некоторых родителей ответом: «Все 20!». Отечественные педиатры обычно пользуются следующей формулой расчета количества молочных зубов у малыша до 2 лет: оно должно быть равно возрасту в месяцах минус 4. Таким образом, при данном расчете уже к 2 годам ребенок «должен» иметь полный комплект зубов. Однако если у вашего малыша прорезались еще не все зубки, не огорчайтесь. ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения) считает нормальным прорезывание молочных зубов как к 2, так и к 3 годам.

Режим дня, сна и питания ребенка в 2 года 3 месяца

Режим дня ребенка в 2 года 3 месяца остается примерно таким же, как и в 2 года. Малыш спит в течение суток 12-12,5 часов, из них на один дневной сон приходится 2-2,5 часа. Дневной сон – важная часть суточного режима, поэтому следует стараться сохранять его (или хотя бы дневной отдых) как можно дольше. Постоянство времени укладывания является залогом спокойного и комфортного дневного сна ребенка. Продолжительность беспрерывного бодрствования составляет максимум 5-6 часов.

Дети в 2 года 3 месяца кушают 4 раза в день, промежутки между приемами пищи составляют около 4 часов. Питание остается легким, «общий стол» не подразумевает наличие очень жирных, жареных, копченых, чрезмерно соленых блюд и сладостей в рационе ребенка.

Психология и психическое развитие ребенка в 2 года 3 месяца

Третий год жизни ребенка – достаточно сложный для его родителей, и в первую очередь, для мамы. Это связано с осознанием малышом себя как отдельной личности, началом активного взаимодействия с другими людьми и протестом против существующих ограничений.

Психика ребенка в 2 года 3 месяца очень пластична: он быстро приспосабливается к любым внешним условиям, а также всё время впитывает в себя новые знания и берет пример с близких ему взрослых. Малыш любит стабильность, привычную обстановку, однако легко привыкает к переменам. Единственное исключение – разлука с мамой, например, при отправлении ребенка в детский сад. В возрасте 2,3 года он еще слишком мал для расставания с самым близким для себя человеком, и результатом обязательно будет стресс, в той или иной форме.

Родителям очень важно заботиться о психологическом комфорте малыша. Дети в 2 года 3 месяца отличаются эмоциональным непостоянством, они легко переключаются со слез на интерес к игре или радостный смех. Реакции и мышление ребенка пока непроизвольны: он обращает внимание на то, что само «бросается в глаза», не может контролировать внезапные всплески эмоций. Не оставляйте малыша наедине с его огорчением, поддержите и постарайтесь успокоить – пока что это можно сделать довольно легко. Если ребенок испытывает негативные эмоции, резко снижается его способность к обучению и исследовательской деятельности. В хорошем настроении дети постоянно учатся чему-либо, играя и подражая взрослым. Примером для малыша обычно становится близкий и приятный ему человек.

Самостоятельность – одна из основных характеристик ребенка в 2 года 3 месяца. Малыш старается сделать всё сам, вплоть до выбора одежды на прогулку. Порой это может даже утомлять, но постарайтесь не раздражаться, ведь стремление к самостоятельности – важный этап взросления ребенка. Сейчас он пытается разбираться в причинно-следственных связях между явлениями, делать выводы и при этом отстаивать свое «Я». И пусть пока кое-что не получается, поддержите чадо в его начинаниях! Не смейтесь над ним и ни в коем случае не ругайте. Многие вещи придется объяснять по многу раз, но скоро вы увидите результаты своих стараний. 

Эмоциональный мир ребенка в возрасте 2 года и 3 месяца очень богат. Дети стремятся помогать родителям и радовать их правильно выполненными действиями (например, игровыми). Малыши очень ждут похвалы и огорчаются, когда ее не получают. Кроме того, помимо радости, раздражения, удовлетворения и гнева они начинают испытывать такое сложное чувство, как гордость собственными достижениями.

Большинство родителей примерно в этом возрасте сталкиваются с так называемым «кризисом третьего года жизни». Он может проявляться в истериках и капризах по самым, казалось бы, пустяковым поводам. Психологи связывают эту проблему не только с неминуемым этапом взросления, но и с ошибками в воспитании ребенка. Старайтесь быть постоянными в требованиях к малышу и понаблюдайте за собственным поведением. Если вы сами часто обижаетесь, кричите или уходите, хлопая дверью – это то же самое проявление истерики, только во «взрослом» варианте. А если вы реагируете подобным образом на капризы ребенка, получается настоящий замкнутый круг. Победить истерики у малыша вы сможете, только изменив себя. И конечно, не забывайте о любви и терпении к крохе!

Умения и навыки ребенка в 2 года 3 месяца

В начале третьего года жизни дети уже довольно ловкие и подвижные. Они хорошо ходят даже по неровным поверхностям, обходят препятствия, умеют бегать и прыгать на двух ногах. Мелкая моторика и координация движений также совершенствуются, что позволяет  ребенку выполнять всё более тонкие манипуляции с предметами. Вы уже можете заметить преобладание в действиях малыша правой или левой руки и указательного пальца.

Интеллектуальное развитие ребенка 2 лет и 3 месяцев характеризуется разнообразными умениями. Малыш в этом возрасте:

  • понимает, какой предмет для чего предназначен, и согласно этому их использует: рисует карандашами, ложкой ест, совком копает, тряпочкой вытирает;
  • может долго играть самостоятельно (40 минут, а порой и по часу);
  • любит рисовать, черкая карандашом по бумаге;
  • различает по крайней мере пять цветов;
  • опасается незнакомцев, но проявляет интерес к другим детям.

Игровая деятельность ребенка в этом возрасте усложняется. Малыш любит играть с взрослыми в догонялки, прятки, начинает осваивать ролевые игры. Он может ловко пинать, бросать обеими руками мяч и даже ловить его (если он брошен с небольшого расстояния). Высокоразвитая моторика позволяет ребенку аккуратно надевать кольца на пирамидку, собирать матрешку, вкладывать предметы один в другой.

Основные бытовые навыки в возрасте 2 года 3 месяца – это умение:

  • самостоятельно и аккуратно есть ложкой и вилкой,
  • пить из чашки,
  • чистить зубки,
  • мыть руки,
  • ходить на горшок,
  • надевать на себя отдельные предметы одежды,
  • с легкостью переворачивать страницы в книге,
  • открывать и закрывать дверь.

Речь ребенка в 2 года 3 месяца

Согласно нормам речевого развития, малыш в 2 года и 3 месяца знает до 200 слов. Некоторые из них остаются в пассивном словаре, но активная речь совершенствуется и пополняется новыми словами день ото дня. Следите за собой – все ваши фразы, в том числе и случайно оброненное грубое слово, легко впечатываются в сознание ребенка.

Дети в этом возрасте хорошо понимают отличие единственного и множественного числа. Частыми становятся вопросы, связанные с причиной (почему, зачем) и местом действия (где, откуда, куда).

Ребенок в 2 года 3 месяца умеет строить предложения, знает наизусть и легко повторяет части любимых детских стишков. Вполне вероятно, что он уже произносит фразы из трех и более слов. Предложения построены не всегда грамматически правильно, но они уже включают в себя предлоги и союзы. Речь в 2,3 года направлена не только к родителям, но и к другим детям – в гостях, на игровой площадке, в детском саду.

К сожалению, довольно частой является ситуация, когда двухлетка упорно не хочет разговаривать, ограничиваясь несколькими короткими словами, а то и вовсе звуками. Все дети разные, и всё же не стоит уповать на то, что ваш малыш молчит в силу своей исключительности. Не откладывайте на потом занятия, направленные на развитие речи. Умение соединять три слова в предложение в 2 с половиной года – это важный показатель, свойственный здоровым, нормально развивающимся детям. Если ребенок в 2 года 3 месяца не пытается строить фразы, ждать, что через 3 месяца он неожиданно резко начнет разговаривать, обычно не имеет смысла. Рекомендуется обратиться к логопеду. Даже для таких маленьких детей у хорошего специалиста найдутся комплексы специальных упражнений. Помимо этого, родителям следует уделять особое внимание занятиям с ребенком дома: рисованию, лепке, артикуляционной гимнастике, пальчиковым играм. И конечно же, если вы еще этого не сделали – выключите работающий фоном телевизор, уберите другие гаджеты. Проблема задержки речевого развития современных детей во многом связана именно с заменой нормального общения на постоянный фоновый шум. Телевизор радует взрослых, а малышам он приносит только вред. 

<< 2 года       2 года 6 месяцев >>

Специально для lovingmama.ru

Читайте также:

Нужна ли ребенку подушка: до года, в год и в два? Какую подушку и когда купить ребенку?

Стоит ли отдавать ребенка в ясли?

Ребенок говорит о себе в третьем лице или путает пол

4 месяца ребенку: развитие и чему учатся дети к этому возрасту

Развитие малыша в 4 месяца скорее всего порадует родных тем, что ребенок совершит свой первый переворот с животика на спину или наоборот.

Большинство тех забавных рефлексов, которые имелись у вашего ребенка в новорожденном возрасте, уже исчезают.

Скорее всего вы уже заметили первые слезы, когда малыш плачет: так начинают работать слезные железы.

Важно: Хоть малыш в 4 месяца и проявляет активное желание побыстрее сесть, лучше не создавать искусственных условий для этого (подушки, специальные кресла для раннего сидения и прочее). Максимальная нагрузка на позвоночник появляется не во время ходьбы, как многие думают, а во время того, когда мы сидим. Не стоит ставить эксперименты над позвоночником, которому еще только 4 месяца.

Полезные для здоровья навыки ребенка в 4 месяца:

  • ЖКТ работает достаточно хорошо,
  • колики прошли,
  • активное слюноотделение может не быть симптомом зубов, ведь слюна – это естественная защита организма от микробов, а малыш как раз начинает пробовать мир на зубок,
  • Если после родов малыш немного косил глаза, скорее всего это пройдет к 4 месяцам так как мышцы хорошо укрепляются,
  • Ребенок уже достаточно хорошо видит вокруг себя, но внимание концентрирует только на важном: родных, ярких игрушках,
  • Играть становится интереснее: ребенок хорошо держит игрушки, интересуется окружающим, увлечь его уже просто,
  • Слух малыша в этот период развит достаточно, чтобы воспринимать различную громкость. Шепот, высокий и низкий тембр голоса, звуки, шелест – проверить слуховые возможности ребенка достаточно просто,
  • Волосы и ногти растут очень быстро. Скорее всего уже в годик малыш должен будет впервые посетить парикмахера.

Важно: Чем старше малыш, тем сильнее он нуждается в благоприятном эмоциональном фоне. Младенцы ничуть не меньше зависят от общения, хоть и не могут ничего сказать вслух.

Физическое развитие малыша в 4 месяца

Двигаться активно ребеночек пока не может, поэтому вес и рост ребенка в 4 месяца все еще активно прибавляется. Даже если ваш карапуз сейчас является пухлощеким, и врачи на осмотре грозят вам пальцем, это не повод беспокоиться. Как только ребенок научится ходить, лишние килограммы исчезнут моментально.

Скорее всего, малыш в этом возрасте наберет около 750 грамм и прибавит в длину 2-3 сантиметра. Каждый из людей уникален, это относится и к младенцам. Средние нормы по ВОЗ созданы для того, чтобы родители и врачи могли отметить нет ли значительных превышений норм. Узнать сколько должен весить ребенок в 4 месяца и каков должен быть по нормативам его рост можно из таблицы.

Рост и вес ребенка в 4 месяца норма:

Новые навыки вашего крохи в 4 месяца

  • Лежа на животе, малютка твёрдо держит голову и с интересом рассматривает все вокруг. Обычно дети этого возраста уже хорошо упираются руками и приподнимают верхнюю часть корпуса, как бы намереваясь вот-вот уползти от чуткого контроля мамы и папы.
  • Многие дети уже умеют переворачиваться в разные стороны. Иногда к тому, что должен уметь ребенок в 4 месяца, присоединяется еще и специфическое ползание: ребенок активно двигает ручками и ножками, слегка отталкиваясь от поверхности в положении лежа. Таким образом, ребеночек может преодолевать пару метров, поэтому не стоит оставлять его одного на кровати, а шаткие предметы интерьера лучше убрать уже сейчас.
  • Можно наблюдать и первые попытки садиться: малыш изо всех сил приподнимает торс, лежа на спине. Если подать ему руку, он уцепится за нее и попробует подтянуться. Это нормальное развитие ребенка в 4 месяца, мальчик скорее всего совершит такие попытки раньше, чем девочка.
  • Мелкая моторика совершенствуется ежедневно. Пора прочитать о том, как развивать ребенка в 4 месяца, сейчас самое время, чтобы начать активно заниматься тренировками пальцев. Многие дети подолгу играют с подвешенными в кроватке игрушками, отбирают бутылочку или играют с грудью во время приема пищи.
  • Во время совместных игр малыш улыбается и смеется. Многие уже хорошо выражают грусть, радость, обиду и разочарование. Эмоциональное развитие – очень важный этап в жизни.
  • Ребенок должен активно гулить. Зачастую у малышей в этом возрасте можно услышать приятное, хоть и неосознанное «ма». Но чаще пока что только отдельные гласные, или согласные.

Все, что умеет ребенок в 4 месяца, описанное выше – это общие характерные показатели. Многие малыши этого периода жизни здорово обгоняют сверстников, кто-то, наоборот, не спешит и наслаждается блаженными денёчками. Например, если незначительно уступает развитие ребенка в 4 месяца: девочка в физических возможностях чаще отстает от мальчика сверстника, зато в эмоциональном и умственном плане у них обычно первенство.

В любом случае, стоит насторожиться, при следующих проблемах.

  1. Ребенок не берет ничего руками, не удерживает поданную игрушку или предмет.
  2. Плохо или не долго держит голову.
  3. Не опирается на руки из положения на животике.
  4. Не спешит переворачиваться, даже с помощью взрослых.
  5. Не упирается ногами, если поднять его под руки.
  6. Если головка ребенка откидывается назад при подъеме за руки из положения на спине.
  7. Не улыбается и скуп на эмоции при общении.
  8. Не идет на контакт со взрослыми.
  9. Если не поворачивает голову на звук.

Если отсутствует один или несколько пунктов того, что должен делать ребенок в 4 месяца, стоит сообщить об этом педиатру. Тревогу пока что поднимать не нужно, но желательно уделять чуть больше внимания занятиям по возрасту.

Вверх