Советы женщинам!
ЛедиВека.ру » Без рубрики »

Достучаться до сознания: как сны предупреждают о болезнях. Если снится много воды – готовься к сахарному диабету?

logo

ВидениеПавел Григорьевич, забыла совсем….Помогите пожалуйста понять смысл , увиденного мною недавно сна. Действие происходит в деревне, где я росла. Время суток было светлое, но без солнца и было лето, трава зеленая.. Я стою недалеко от нашего дома , почему то  рядом с автобусом.

Мысленно я понимаю, что провожаю в этом автобусе мужа( но его не вижу) на работу   ( он в реальной жизни ездит в Москву)… Так вот, спустя несколько секунд я вижу , что к автобусу подходит девушка и я в ней узнаю….Не поверите! Девушку, с которой муж начинал изначально встречаться!

Я все вижуНо я не поздоровалась, просто посмотрела на нее и она на меня. Она была так улыбчива……И я в этот момент подумала, причем без особого удивления и беспокойства» надо же и она едет, они  сейчас встретятся….и все снова………И здесь мои мысли оборвало появление какой то бабушки, в которой я узнаю нашу соседку, жившую с нами в этом доме через стенку…

Но дело в том, что она умерла лет так эээээээээээээээээ может 13  лет назад! И она тоже улыбается…А я у нее спрашиваю» Баб Жень ( ее Евгения звали) , вы что, тоже уезжаете???????? Она говорит » Да , поеду тоже» И я вдруг чувствую что мне так плохо, я по-моему даже горько заплакала и думала……. ведь я совсем одна осталась…….Ну вот и все.

О Аллах!

«Его просят те, кто на небесах и на земле. Каждый день Он занят делом» (55:29).

Когда море заволновалось, поднялся шквальный ветер, начался шторм и волна захлестнула за борт, люди на корабле завопили: «О Аллах!»

И когда караван или одинокий путник в пустыне сбиваются с пути, они начинают взывать: «О Аллах!»

И когда приходит беда, горе постигает людей или случается катастрофа всё равно какого масштаба, люди неизменно восклицают: «О Аллах!»

И когда перед человеком закрываются все двери и занавеси опускаются перед носом просящего, он также начинает говорить: «О Аллах!»

Когда положение кажется безвыходным, надежды тают, как снег весной, а мечты рассыпаются, подобно карточному домику, человек опять стонет: «О Аллах!»

К Нему обращают взоры, к Нему протягивают руки, к Нему взывают о помощи в трудный час.

Его имя повторяют миллионы уст во всём мире, и поминание Его успокаивает сердца и души, приносит умиротворение и охлаждает разгорячённую грудь.

«О Аллах!» — и всё встаёт на свои места. Сердце начинает биться ровно, отчаяние потихоньку исчезает, из-за туч выглядывает солнце, и появляется свет в конце туннеля.

Аллах… Лучшее из имён, вобравшее в себя лучшие значения. «Господь небес, земли и того, что между ними! Поклоняйся Ему и будь стоек в поклонении Ему. Знаешь ли ты другого с таким именем?» (19:65).

Аллах… Самодостаточность и вечность, сила и могущество, величие и мудрость: «Кому же принадлежит власть сегодня? Аллаху, Единственному, Всемогущему» (40:16).

Аллах… Забота и доброта, помощь и поддержка, любовь и благодеяние: «Любое благо, которое приходит к тебе, — от Аллаха» (4:79).

Аллах… Обладатель величия, могущества и власти.

О Аллах! Замени беду благополучием, печаль — радостью, а страх — спокойствием и безопасностью! О Аллах, избавь сердца наши от тревог и сомнений и потуши пламя беспокойства и страхов водой веры.

О Аллах! Даруй нам, не знающим покоя, спокойный сон, ниспошли безмятежность и умиротворение в не знающие покоя души. Укрепи нас и утверди стопы наши на Твоём пути. Господи, дай нам увидеть в непроглядном мраке Твой свет и помоги пробиться сквозь терние заблуждений к пути истинному и вернуться на этот путь, если вдруг сойдём с него.

О Аллах! Избавь нас от наущений Шайтана, и пусть входит в сердца наши только истина.

О Аллах! Прогони от нас печаль, тревогу и беспокойство!

Просим Тебя уберечь нас от того, чтобы мы боялись кого-нибудь кроме Тебя, полагались и уповали на кого-то, кроме Тебя, просили кого-то, кроме Тебя. Ты — наш Покровитель и Помощник.

Стань счастливым

Вера и благие дела — ключ к счастью, стремись же обрести его.

Приобретай полезное знание и больше читай, и твои печали покинут тебя.

Обновляй покаяние, ослушания же Аллаха избегай, потому что оно отравляет нашу жизнь.

Чаще читай Коран, размышляя над его аятами, и постоянно поминай Всевышнего Аллаха.

Делай людям добро, и почувствуешь себя счастливым.

Будь смелым, ибо смелость приносит радость и уверенность в себе и помогает человеку стать счастливым.

Очисти своё сердце от злобы, зависти, ненависти, скупости и других пороков.

Избегай лишнего во всём — в еде и питье, в общении с людьми, в словах и делах. Лишний груз отягощает путника.

Живи сегодняшним днём, не трать много времени на размышления о прошлом и будущем.

Усердный труд и полезная деятельность заставят тебя забыть печали и заботы.

Чаще смотри на тех, кто менее красив, богат, благополучен и здоров, чем ты.

Будь готов к наихудшему варианту развития событий, и, если он осуществится, это уже не будет для тебя потрясением.

Избегай дурных мыслей и скверных предположений.

Не гневайся. Учись прощать, проявлять снисходительность и великодушие, помни о том, что жизнь коротка.

Не бойся ухода радости, которая пришла к тебе, и не бойся прихода беды, которая не пришла, а уповай на Аллаха.

Не делай из мухи слона и не преувеличивай трудности.

Не жди ежеминутно, что небо упадёт на землю или начнётся всемирный потоп. Знай: всему своё время, и что должно постигнуть тебя, то не обойдёт тебя стороной, а что не должно обрушиться на тебя, то и не обрушится, и нет причин тревожиться заранее.

Веди простую жизнь и избегай роскоши, ибо излишки мирских благ занимают тебя, а изнеженность тела — наказание для духа.

Сравни милости, которыми наделил тебя Всевышний Аллах, и испытания, которые постигли тебя, и ты поймёшь, что приобрёл больше, чем потерял.

Если тебе грустно, подумай, что полезного ты можешь сделать для себя и окружающих, и уйди в работу с головой.

Если кто-то сказал о тебе дурное, знай, что его слова повредят не тебе, а ему, и потому перестань думать о них.

Думай о благом, а не о скверном, ибо благие мысли и положительный настрой — залог счастья.

Не жди ни от кого благодарности — совершай благие дела ради Всевышнего, стремясь к Его довольству и Его награде.

Старайся выбрать себе занятие по душе, чтобы твоя работа была частью твоего земного счастья и при этом приносила пользу тебе самому и окружающим.

Берись за любое дело решительно и не оставляй на завтра то, что можно сделать сегодня.

Думай о милостях Всевышнего, которыми Он наделил тебя, рассказывай о них и благодари за них.

Аллах даровал тебе здоровье, имущество, семью и работу. Довольствуйся же этим и благодари Его.

Старайся замечать в людях их достоинства и закрывать глаза на их недостатки, помни о том, что совершенных людей не бывает и к тебе самому это относится в первую очередь.

Не обращай внимания на сплетни и слухи, не выискивай в людях недостатки и не следи за каждым их шагом, дожидаясь, что они допустят ошибку или совершат нечто порицаемое, ибо это не принесёт счастья ни тебе, ни им.

Заботься о своём здоровье, потому что в здоровом теле — здоровый дух.

Постоянно обращайся к Аллаху с мольбами о прощении и благополучии.

Думай и благодари

Подумай о благах, которые даровал тебе Всевышний Аллах, и ты поймёшь, что ты купаешься в них и они окружают тебя.

«Если ты попробуешь сосчитать милости Аллаха, ты не сочтёшь их» (14:34).

Здоровье и безопасность, воздух и вода, пища и одежда, жилище и средство передвижения, имущество и дети, семья и друзья… Тебе даровано столько всего, а ты и не чувствуешь, а ты и не замечаешь. У тебя есть руки и ноги, глаза, уши и язык. Ты можешь ходить, двигаться, слышать, видеть и говорить. Разве это не блага?

Рассказывают, что один бедняк пожаловался учёному на свою бедность и на то, что Аллах не наделил его ничем из Своих милостей. Учёный спросил бедняка: «Продашь ли ты своё зрение за сто тысяч?» Тот ответил: «Нет». Учёный спросил: «Продашь ли ты свой слух за сто тысяч? Продашь ли ты свои руки за сто тысяч? Продашь ли ты свои ноги за сто тысяч? Продашь ли ты свой разум за сто тысяч?» Бедняк ответил: «Нет». Тогда учёный сказал ему: «Ты жалуешься на бедность, владея сотнями тысяч?!» И человек этот понял, что нематериальные блага значат больше, чем деньги, и что милости Аллаха неисчислимы.

Живи сегодняшним днём

Дожив до вечера, не будь столь уверен, что доживёшь до утра, а дожив до утра, не рассчитывай непременно дожить до вечера. Ты живёшь сегодня, сейчас. Прошлое не вернуть, а будущего ещё нет. А потому уделяй внимание дню сегодняшнему.

Живи так, будто ты родился сегодня и сегодня умрёшь. Делай всё как в последний раз. Если бы человек, приступая к совершению молитвы, знал, что она последняя в его жизни, как бы он совершал её? Разумеется, со смирением. И с такой сосредоточенностью и богобоязненностью, которые просто не поддаются воображению. Попробуй сделать такой каждую свою молитву, ведь ты действительно не знаешь, доживёшь ли до следующей. Не нужно ожидать, что у тебя всегда будет это получаться, но ты должен стремиться к этому.

И совершая благое дело, представь, что оно последнее в твоей жизни. Совершай его так, будто ты знаешь, что вот-вот умрёшь.

Все твои дела и твоё поклонение должны быть такими.

Не отягощай себя скорбью о прошлом, которое ушло и не вернётся, и не омрачай свою жизнь страхами, связанными с будущим, которое ещё не наступило. Живи сегодняшним днём. Делай сегодня всё, что можешь и должен сделать. Не откладывай на завтра, ибо ты не знаешь, наступит ли это «завтра» для тебя.

Используй каждую минуту дня сегодняшнего, ибо это бесценная возможность сделать добро, принести пользу себе и другим и заслужить прощение и награду Господа миров.

Будь доволен тем, что есть у тебя сегодня, ибо ты не знаешь, что случится с тобой и со всем, что ты имеешь, завтра.

Замечательно сказал поэт:

Что ушло, то ушло навсегда,А что будет, нам всем неизвестно.Значит, есть у тебя только час, —Час, с которым сейчас ты вместе…

Если ты счастлив сегодня, значит, ты счастлив. Счастье, которое было у тебя в прошлом, — это счастье прошлого, там оно и осталось. А счастье, которое суждено обрести тебе в будущем, — это счастье будущего, и оно ещё там. Старайся же стать счастливым сегодня.

Трудись сегодня, желая обрести счастье в обоих мирах, и ты обретёшь его с позволения Всевышнего!

Мираж

Многие люди чувствуют себя несчастными потому, что неправильно смотрят на жизнь и неправильно воспринимают её. Причина их несчастья не во внешних обстоятельствах и не в других людях, а в них самих, в их неправильном отношении к жизни.

Такие люди часто говорят: «Когда у меня будет то-то и то-то, я буду счастлив». Эти люди уверены в том, что они обретут счастье только тогда, когда у них будет то, чего нет сейчас — дом, машина, богатство, семья, хорошее образование, учёная степень, высокооплачиваемая работа, признание, известность и так далее. Этот список можно продолжать бесконечно.

Эти люди подобны путнику в пустыне, у которого нет воды и который, увидев мираж вдалеке, идёт к нему. Он идёт и идёт, а мираж только отдаляется и отдаляется, и человек умирает от жажды, так и не дойдя до цели.

Эти люди не понимают, что желания человеческие безграничны: если кто-то мечтает о хорошем доме, то, когда эта мечта осуществится, у этого человека появится другая, и он снова будет чувствовать себя несчастным, пока не сбудется новая мечта, — и так будет продолжаться до конца жизни.

Беда в том, что эти люди никогда не задумывались о том, что у них есть. Они всё время думают о том, чего у них нет. Они не умеют радоваться тому, что Всевышний Аллах уже даровал им, и не ценят этого.

Мудрый и дальновидный человек никогда не говорит: «Я стану счастливым, когда у меня будет то-то или когда произойдёт то-то». Он говорит: «Я счастлив, потому что у меня есть то-то, то-то и то-то». И он действительно счастлив. А если Всевышний Аллах дарует ему что-то из того, чего у него ещё нет, но что он желал бы обрести, он станет ещё счастливее. Отсутствие какого-либо блага не мешает такому человеку быть счастливым. Он благодарит Всевышнего за всё, что уже даровано ему, и Всевышний дарует ему новые блага и помогает ему достичь большего, и этот человек становится ещё счастливее. Это секрет счастья мудрых, и остальным следовало бы брать с них пример.

Поистине, «Рай мой — в груди моей». Счастье человека — в нём самом, но на свете есть тысячи людей, которые не замечают счастья, которое так близко.

Не торопи события

Всему своё время, и то, чему суждено случиться завтра, не может случиться сегодня, а чему суждено случиться сегодня, то непременно случится сегодня.

Мы часто думаем о том, что должно или может случиться завтра, мы торопим время, мы беспокоимся о том, что ещё не случилось и, возможно, не случится. Мы боимся того, что, как мы думаем, ожидает нас в будущем, а ведь этого будущего ещё нет и мы не можем знать точно, что ожидает нас завтра или через неделю.

А эти переживания и ожидания приносят с собой беспокойство и тревоги, мешая нам стать счастливыми. Зачем же мы сами придумываем себе поводы для беспокойства? Зачем боимся того, что, может быть, и не произойдёт?

Это один из излюбленных методов Шайтана, который желает нам лишь зла. Всевышний Аллах сказал в Коране: «Шайтан обещает вам бедность…» (2:268). То есть он пугает нас бедностью и другими гипотетически возможными бедами и напастями, чтобы принести в наши души беспокойство и смятение, отвлечь нас от поклонения Всевышнему и покорности Ему, поколебать нашу веру и склонить нас к грехам. Да не достигнет он того, к чему стремится!

Если сегодня у нас всё благополучно по воле Всевышнего, то у нас есть все основания надеяться на то, что и завтра это благополучие не покинет нас. Всевышний Аллах обещал: «Если вы будете благодарными, Я добавлю вам» (14:7).

Это означает, что мы должны благодарить за дарованное нам, уповать на Всевышнего, просить у Него помощи, защиты, прощения, благополучия, здоровья и так далее и надеяться, что наши мольбы не останутся без ответа.

Мы занимаем свои мысли тем, что того не стоит, а ведь мы могли бы в это время думать о том, что действительно важно, о том, что может принести пользу нам самим и окружающим, что может помочь нам стать счастливыми и сделать счастливыми других.

Мы тратим впустую душевные силы, которые могли бы быть потрачены на нечто действительно заслуживающее внимания, на нечто прекрасное и правильное, доброе и светлое, полезное и значимое.

Не тревожься!

Наше беспокойство по пустякам отнимает у нас силы, заставляет нас чувствовать себя несчастными и смотреть на мир сквозь чёрные очки, не замечая то светлое и хорошее, что есть в нём.

Есть люди, которые переживают буквально из-за всего — из-за плохой погоды, потерянной копейки, подхваченной простуды, пятна на одежде, разбитого стакана и прочих мелочей, которые не стоят того, чтобы из-за них страдать и портить себе нервы.

Человек, который живёт в постоянном беспокойстве и привык преувеличивать трудности, не только омрачает свою жизнь состоянием вечной подавленности и удручённости, в котором он живёт, но и мешает себе видеть красоту окружающего мира. Человек, не знающий покоя, не замечает многочисленные чудеса Всевышнего во Вселенной, свидетельствующие о Его существовании и безграничном могуществе.

Нескончаемые тревоги отвлекают человека от мыслей о великом и важном, не дают ему сосредоточиться во время чтения Корана, совершения молитвы и других видов поклонения. А размышления и созерцание крайне важны для души человека и его веры.

Есть люди, которым не даёт покоя мысль о том, что однажды они умрут. Но, как мы знаем, «каждая душа вкусит смерть». Смерть неизбежна, и нам никуда от неё не деться. А если человек всю жизнь рыдает из-за того, что однажды умрёт, какой тогда смысл ему вообще жить?!

Если ты из тех, кто часто беспокоится и переживает по мелочам, напомни себе о том, что предопределённое Всевышним непременно свершается, а если что-то случилось, это означает, что так оно и должно было быть — именно так, а не иначе, ибо всё в этом мире происходит только так, как должно произойти.

Напомни себе и о том, что человек в силу ограниченности своего разума и собственного несовершенства далеко не всегда может правильно оценить происходящее с ним и порой то, что кажется ему очевидным злом, в действительности может оказаться великим благом для него.

Смотри на жизнь позитивно и полагайся на Всевышнего, Который оберегает нас, защищает, прощает, ведёт прямым путём, дарует нам бесчисленное множество благ, заботится о нас, помогает нам, любит нас и желает нам блага.

Злые языки

Мы часто переживаем из-за того, что кто-то ругает нас или даже просто критикует. А стоит ли?

Если критика конструктивная и за ней стоит желание помочь нам стать лучше, то мы должны быть благодарны за неё.

А если нас ругают, притом что мы покорны Господу, боимся Его, стремимся к праведности, избегаем грехов, стараемся творить добро, созидаем и совершаем благие дела с искренним намерением, то это, вероятнее всего, критика завистников, и она ничем не повредит нам.

Часто случается, что человек ругает нас просто из зависти, то есть потому, что мы в чём-то превзошли его и ему трудно стерпеть это. Они ругают нас за блага, которыми наделил нас Всевышний. В глазах таких завистливых и злобных людей сам факт наличия у нас этих благ и способностей — непростительный грех и великое преступление.

Подобные злобные и язвительные высказывания должны оказывать на нас не больше воздействия, чем капли дождя на несокрушимую скалу.

Не слушай эти слова, не приносящие пользы ни говорящему, ни внимающему, промолчи, прояви снисходительность и отвернись от невежд. Не позволяй им отравлять твою жизнь и омрачать твоё счастье. Не унижайся до ответа им и не уподобляйся им. Будь выше отвратительного сквернословия.

Если тебя ругают люди, которым привычно ругать хороших, праведных и достойных людей, это повод для радости, а не для печали.

Вера — это жизнь

Несчастнейшие из людей те, которые не обрели сокровище под названием вера. Всевышний Аллах сказал: «А кто отворачивается от поминания Меня, того ждёт тяжкая жизнь» (20:124).

Сделать жизнь человека по-настоящему счастливой, светлой и радостной способна только вера в Господа миров.

Неверующие люди часто кончают жизнь самоубийством, устав от житейских забот и нескончаемых тягот нашего бренного мира. Когда человек отклоняется от прямого пути — пути Всевышнего — или изначально отказывается вступать на этот путь, он добровольно обрекает себя на несчастье и скитания во мраке: «Мы отворачиваем их сердца и взоры, поскольку они не уверовали в него в первый раз, и оставляем их скитаться вслепую в собственном беззаконии» (6:110).

Пора бы уже человечеству после стольких веков горького опыта осознать, что если что-то и спасёт этот мир, то это вера, поскольку именно её отсутствие было причиной большинства бед человечества на протяжении всей его истории. Атеизм не принёс людям счастья. Так, может, пора уверовать в Божьих посланников, которые приходили к человечеству, чтобы указать им прямой путь? Может, пора признать, что Всевышний — Творец, Владыка и Распорядитель всего сущего, покориться Ему и воздать Ему хвалу должным образом?

Чем сильнее вера человека, тем сильнее и счастливее он сам.

«Верующих мужчин и женщин, которые поступали праведно, Мы непременно одарим прекрасной жизнью и вознаградим за лучшее из того, что они совершали» (16:97).

Прекрасная жизнь подразумевает душевный покой. Человек, верующий в Создателя, благую весть от Него, любящий Его, страшащийся Его гнева и соблюдающий Его законы, живёт в мире с самим собой. Лишь такому человеку ведомо, что такое внутренняя гармония. Он знает, что всё предопределено Всевышним и если чему-то суждено произойти, то оно неминуемо. Поэтому обладателю искренней веры не о чем тревожиться, не о чем печалиться, нечего бояться, ведь он доволен Всевышним как Господом, исламом как религией и Мухаммадом как Пророком и Посланником Всевышнего.

Всё предопределено

Всевышний Аллах сказал: «Любое несчастье, которое происходит на земле и с вами самими, было в Писании ещё до того, как Мы сотворили его. Воистину, это для Аллаха легко» (57:22).

«Мы уже записали в Текстах, а до этого в Напоминании [Хранимой Скрижали], что землю унаследуют Мои праведные рабы» (21:105).

Аллах знает о всякой вещи. Он знает обо всём, что было в прошлом, и обо всём, что произойдёт в будущем. Он знает обо всём в общем и в мельчайших подробностях, и не укрывается от Него ничто ни в небесах, ни на земле. Всевышний сказал: «Мы сотворили человека и знаем, что нашёптывает ему душа» (50:16).

Всевышний Аллах записал на Хранимой Скрижали ещё до сотворения небес и земли всё, что произойдёт до самого Судного дня. Первым, что сотворил Аллах, стала Письменная Трость, которой Он сказал: «Пиши!» Она сказала: «Господи, а что мне писать?» Он сказал: «Пиши всё, что будет», и она записала всё, что должно произойти до Судного дня.

Всё подвластно Ему и подчинено Его воле. В Его руках власть, и в Его руках ключи небес и земли. Всё в мире происходит только по воле Всевышнего: и благополучие, и беды, и страх, и безопасность, и здоровье, и болезни — всё большое и малое, важное и незначительное.

Вера в предопределение приносит сердцу человека спокойствие. Он живёт, не зная тревог, и беспокойство не овладевает им даже тогда, когда он сталкивается с трудностями на своём жизненном пути. Он знает: всё, что постигло его, не могло обойти его стороной, а что обошло его стороной, то не могло постигнуть его, поэтому он спокоен — в отличие от того, кто не верит в предопределение.

Человек, который верит в предопределение, проявляет стойкость и терпение, когда его постигает горе, и надеется на награду Всевышнего, и беда оборачивается для него благом.

Всевышний сказал: «Любое несчастье случается только по воле Аллаха. Сердце того, кто уверовал в Аллаха, Он наставляет на прямой путь. Аллах знает о всякой вещи» (64:11).

Если, несмотря на то что человека постигла беда, он, зная, что она от Аллаха и это Аллах предопределил ему её, проявил терпение, надеясь на награду Аллаха, Всевышний Аллах наставит сердце человека на истинный путь и возместит то, чего он лишился в этом мире, Своим верным руководством и твёрдой убеждённостью в правильности выбранного пути. А в некоторых случаях Всевышний возвращает человеку потерянное или дарует ему взамен нечто лучшее.

Чему быть, того не миновать. И лучшее, что мы можем сделать, — смириться с предопределением Всевышнего, удовольствоваться им и гнать прочь столь любимые многими людьми «если бы». Всё могло быть только так, как оно и случилось. А потому нет пользы от «если бы», поскольку то, что не произошло, не должно было произойти. Никогда не говори: «Если бы я сделал то-то, было бы то-то и то-то» — или: «Если бы я не сделал этого, было бы то-то и то-то», но говори: «Предопределение Аллаха, и Он сделал, что пожелал».

Мягкость — украшение

Мягкость украшает человека, тогда как её отсутствие, напротив, вызывает отторжение и отвращение.

Мягкость, учтивость, приветливость, добрая улыбка и благие слова — это приметы счастливых. Таков истинно верующий. Он подобен пчеле, которая питается благим и производит благое, а садясь на цветок, не ломает его и не причиняет ему вреда.

Аллах дарует в обмен на мягкость то, чего не дарует в обмен на жестокость и грубость.

Есть на свете благонравные и благовоспитанные люди. Они любимы, их везде ждут и встречают с распростёртыми объятиями, им всегда рады. Их обществом, их речами, их добротой, вежливостью, участием и деликатностью наслаждаются окружающие. Все любят иметь с ними дело, все стремятся к знакомству и общению с ними. И мягкость — их отличительная черта.

Эти люди следуют правилу: «Оттолкни зло тем, что лучше, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет для тебя словно любящий близкий родственник» (41:34).

Они отвечают на зло добром, проявляют снисходительность и великодушие, прощают обиды, отворачиваются от невежд, сдерживают гнев, помнят добро и забывают зло. Их отличает душевное равновесие, спокойствие и умиротворение, а окружающие никогда не страдают от них.

В земной жизни они живут в мире с окружающими, а в жизни вечной их ждёт великая награда.

Поминание Аллаха

Есть лёгкий путь к получению награды и обретению счастья в мире вечном. К сожалению, многие забыли о нём. Это очень лёгкий вид поклонения. Награда за него огромна, но многие люди почти не обращаются к нему. Это поклонение — поминание Аллаха. Поминание Всевышнего — рай на земле. Поминание Аллаха — лучшее из дел пред Владыкой, Чьё знание безгранично, и величайшее из средств возвышения по степеням в мире вечном.

Всевышний Аллах сказал: «Ищите милость Аллаха и часто поминайте Его, — быть может, вы преуспеете» (62:10).

«Поминайте Меня, и Я буду помнить о вас» (2:152).

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) был лучшим из поминающих Аллаха: язык его постоянно был влажным от поминания Аллаха, до тех пор пока Всевышний не взял Его к Себе.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Тот, кто сто раз в день скажет: “Нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища, Ему принадлежит власть, Ему хвала, и Он всё может”, получит такую же награду, какая полагается за освобождение десяти рабов, и запишется ему совершение ста добрых дел, и будут стёрты записи о ста его дурных делах, и послужат они ему защитой от Шайтана на этот день до самого вечера, и никто не сможет сделать ничего лучше этого, кроме такого человека, который скажет ещё больше».

Ля иляха илля Ллаху вахда-ху ля шарика ля-ху ля-ху ль-мульку, ва ля-ху ль-хамд, ва хува ‘аля кулли шай’ин кадир.

Поминание Аллаха — лёгкое поклонение, обладающее многочисленными достоинствами. Верующий может поминать Аллаха постоянно, при любых обстоятельствах, даже лёжа в постели. Как прекрасно, когда человек засыпает, поминая Аллаха, и, едва проснувшись, снова начинает поминать Его!

Поминание Аллаха — величайшее лечение для сердец, о чём засвидетельствовал Тот, Кто сотворил всё сущее: «Разве не поминанием Аллаха утешаются сердца?» (13:28).

Больному поминание Аллаха помогает отвлечься и облегчает его боль, а живущего на чужбине поминание Аллаха согревает и избавляет от тоски и одиночества, а человек, которого постигло несчастье, находит в поминании Аллаха избавление и утешение.

  • Если тебе грустно и сердце сжимается в груди — поминай Аллаха.
  • Если ты из тех, кто страдает бессонницей и плохо спит по ночам, — поминай Аллаха.
  • Если ты чего-то боишься и на душе у тебя тревожно — поминай Аллаха.
  • Если ты столкнулся с трудностями и на твоём пути к достижению желаемого возникли препятствия — поминай Аллаха.
  • Если ты беден или обременён долгами — поминай Аллаха.
  • Если беда постучалась в твой дом — поминай Аллаха.
  • Если ты получил печальные известия — поминай Аллаха.
  • Если твои мечты не сбываются — поминай Аллаха.
  • Если ты чувствуешь себя обессиленным и несчастным — поминай Аллаха.
  • Если испытания обрушиваются на тебя одно за другим — поминай Аллаха.

Тот, кто поминает Аллаха, и тот, кто не делает этого, подобны живому и мёртвому: «Они мертвы, не живы, и не знают они, когда будут воскрешены» (16:21).

Поминание Аллаха — лучший способ обрести награду Всевышнего. Оно приносит спокойствие и отраду сердцу в этом мире и счастье в мире вечном.

Не завидуй

Зависть подобна червю, который точит плод. Это хроническая болезнь, которая истощает завистника и, в отличие от остальных недугов, не приносит человеку ни награды, ни прощения грехов. Верно замечено: «Завистник — притеснитель в образе притесняемого и враг в образе друга» и «Как справедлива зависть: она начинает со своего обладателя и губит его».

Завистник подобен человеку, который затапливает печь, а потом сам бросается в пламя.

Зависть — причина многих бед. Она делает нрав человека скверным, отвращает его от благих дел и подталкивает к несправедливости.

Зависть лишает человека покоя и не приносит ничего, кроме зла. Кроме того, завистник выступает против предопределения Всевышнего, потому что желает, чтобы другой лишился благ, которые даровал ему Всевышний Аллах.

В некоторых случаях зависть становится причиной злословия. Человек завидует тому, кого люди любят и хвалят, и начинает очернять этого человека, чтобы уронить его в глазах людей.

Зависть делает сердце человека чёрным, а его самого — несчастным, потому что он обретает покой лишь тогда, когда тот, кому он завидует, лишается дарованного ему блага. Завистник обретает счастье за счёт несчастья других. Разве это можно считать счастьем?

Да убережёт нас Аллах от зависти, которая пожирает благие дела подобно тому, как огонь пожирает дрова!

Твори добро

Когда человек делает добро, он приносит пользу не только людям, но и себе. Благодеяние — благо в обоих мирах.

«Воистину, Аллах — с теми, кто богобоязнен и кто творит добро» (16:128).

В этом мире добрые дела доставляют человеку радость и удовольствие, вселяют в его душу покой, заставляют его забыть тревоги и печали и делают его жизнь светлой и счастливой. Делая добро, человек сам становится добрее, а помогая другим стать счастливыми, он становится счастливым сам. А в мире вечном его добрые дела принесут ему награду Всевышнего и помогут ему войти в Рай.

Всевышний Аллах сказал: «Тем, кто творил в этом мире добро, будет воздано добром. А Последняя обитель будет ещё лучше. Как же прекрасна Обитель богобоязненных! ∗ Они войдут в сады Эдема, в которых текут реки. Они получат там всё, чего пожелают. Так Аллах воздаёт богобоязненным, ∗ которых ангелы упокоивают праведниками. Они говорят: “Мир вам! Войдите в Рай благодаря тому, что вы совершали”» (16:30–32).

«Какое бы добро вы ни приготовили для себя заранее, вы найдете его у Аллаха в виде лучшего и большего вознаграждения» (73:20).

Если тебе грустно, попробуй избавить от грусти и печали других и помоги нуждающимся в помощи. Навести больного, подай нищему, накорми голодного, помоги попавшему в беду. Сделай для других то, что в твоих силах, и ты почувствуешь, как счастье и радость наполняют твоё сердце.

Оказывай гостеприимство, дари улыбку, говори добрые слова, поддерживай, утешай, вселяй надежду, облегчай людям жизнь, протягивай руку помощи… Помни о том, что грешница вошла в Рай за то, что напоила готовую погибнуть от жажды собаку.

Кто творит добро с искренним намерением, ради Всевышнего Аллаха, стремясь к Его довольству и Его награде, тот непременно увидит плоды своих усилий: «И творите добро, поскольку Аллах любит творящих добро» (2:195).

Всевышний Аллах видит наши дела, и Он воздаст нам за всё, что мы делали, даже если сделанное нами добро нам самим представляется незначительным: «Что бы вы ни сделали доброго, Аллах знает об этом» (2:215).

«Тем из них, которые вершили добро и были богобоязненными, уготована великая награда» (3:172).

«Воистину, милость Аллаха близка к творящим добро» (7:56).

«Поистине, с тяготой — лёгкость»

  • Как бы ни было человеку плохо, облегчение обязательно наступит.
  • Какая бы беда ни постигла его, избавление непременно придёт.
  • Какой бы длинной ни была ночь, утро обязательно наступает. Несчастья, тяготы и испытания подобны ночи, которая когда-нибудь кончится.
  • Если горная гряда высока и длинна, знай, что за ней — зелёная долина.
  • Если верёвка натягивается всё сильнее, знай: она рано или поздно порвётся.
  • Слёзы сменяются улыбкой, страх — безопасностью, печаль — радостью.

Ибрахима (мир ему) бросили в огонь, но по воле Всевышнего огонь не причинил ему вреда.

Муса (мир ему) прошёл по морскому дну, после того как море расступилось перед ним по воле Всевышнего, и не утонул, хотя в том же море погиб фараон со своим войском.

Всё изменится, всё наладится, всё будет хорошо. Нужно только немного терпения, выдержки и упования на Господа миров.

Твори своё счастье

Разумный человек превращает потери в прибыль. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) был изгнан из Мекки. Но, переселившись в Медину, он создал великое исламское государство. Он сумел превратить зло в благо по воле Всевышнего.

Многие люди подарили миру нечто великое и важное как раз после того, как их постигли беды и испытания. С таких испытаний начались великие труды многих учёных. Испытания стали источником вдохновения для многих поэтов, оставивших миру прекрасные поэмы.

Прислушайся же к благому совету: если тебе подарили лимон, добавь сахара и воды, и получится прекрасный напиток. Какое бы испытание ни постигло тебя, попробуй превратить его в благо. Используй для этого свой разум, терпение и оптимизм. Стебель розы покрыт колючками, но когда твой взгляд поднимается по нему, ты видишь прекрасный благоухающий цветок, чарующий взор.

Всевышний Аллах сказал: «Может оказаться, что вы питаете отвращение к чему-то, а оно для вас благо» (2:216).

Верующий может превратить любое несчастье во благо. Это реальность, не подлежащая сомнению. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Сколь удивительно положение верующего! Поистине, всё в положении его является для него благом, и никому не дано этого, кроме верующего. Если что-нибудь радует его, он благодарит Аллаха, и это становится для него благом. Если же его постигает горе, он проявляет терпение, и это тоже становится для него благом».

Счастье, которого мы не замечаем

Нам даровано счастье, которого многие из нас не замечают, — это счастье быть верующим. Мы жалуемся на постигающие нас испытания — на бедность, болезни, на то, что не сбываются наши мечты, не осуществляются наши желания, не приходят к нам мирские блага, которых мы жаждем… И при этом отказываемся замечать величайшее благо, которое даровано нам, — благо веры.

Посмотри вокруг: сколько ты видишь людей, которые не веруют в Господа, не верят в существование Рая и Ада, отказываются признавать награду и наказание Всевышнего и не замечают Его бесчисленных чудес во Вселенной. Они не надеются на милость Всевышнего, им неведома радость, которую приносит человеку вера, упование на Всевышнего, обращение к Нему с мольбами, поклонение Ему, ощущение Его близости, заботы, поддержки и защиты.

А мы забываем о величайшем из благ ради благ преходящих и ничтожных!

Человек. Человек? Человек!

Человек — это его нрав и дела, и напрасно некоторые судят о других по их внешности и состоятельности.

Какая польза от красивого человека, который при этом высокомерен, обладает скверным характером, обижает людей, отказывается помогать им, относится к ним с презрением и не желает делать добро кому бы то ни было?

И чем может повредить заурядная внешность и отсутствие красоты тому, кто делает добро людям и старается принести им пользу, у кого благой нрав и много достоинств, кто благороден и честен, обладает острым умом, искренностью и добротой?

Какой толк от богатого и влиятельного человека, если он использует своё богатство для того, чтобы творить зло, совершать запретное и удовлетворять собственные животные инстинкты, и люди не видят от него ничего, кроме зла, обид, гордыни, неблагодарности, заносчивости и презрения?

И так ли уж страшна бедность, если человек делает добро по мере возможности, стремится поделиться с другими тем, что имеет, несмотря на скромный достаток, старается дать людям добрый совет и проявляет чистосердечие по отношению к ним?

Наверное, пришло время изменить критерии оценки.

Три составляющие счастья

Три вещи составляют счастье человека: сердце, благодарящее Всевышнего, язык, поминающий Всевышнего, и тело, проявляющее терпение.

Сколько бы ты ни читал о счастье, оно не придёт к тебе, пока ты не сделаешь шаг в его сторону и пока ты не начнёшь прикладывать усилия для того, чтобы обрести его.

Что же помогает человеку стать счастливым?

  1. Благие дела:

    «А те мужчины и женщины, которые поступали праведно, будучи верующими, войдут в Рай, где они будут получать удел безо всякого счёта»

    .

  2. Хорошая, праведная жена:

    «Господь наш! Даруй нам отраду глаз в наших супругах и потомках»

    .

  3. Просторный дом:

    «О Аллах, сделай дом мой просторным!»

  4. Благой (то есть дозволенный) источник дохода:

    «Поистине, Аллах — Благой, и Он не принимает ничего, кроме благого»

    .

  5. Благой нрав, пробуждающий симпатию и любовь к его обладателю:

    «Он сделал меня благословенным, где бы я ни был»

    .

    «Лучшие из верующих — наиболее благонравные из них»

    .

  6. Отсутствие долгов и отказ от расточительства:

    «Не расточительствуйте, ведь Он не любит расточительных»

    .

    «Не позволяй своей руке быть прикованной к шее

    [не будь скуп]

    и не раскрывай её во всю длину

    [не расточительствуй]

    , а не то останешься порицаемым и опечаленным»

    .

Смерть не приходит раньше срока

Всевышний Аллах сказал: «А когда приходит срок их, не отдалить его и не приблизить» (7:34).

Этот аят — успокоение для боязливых людей, которые по причине своих страхов умирают много раз, прежде чем умереть по-настоящему. Им следовало бы знать, что у каждого свой срок и смерть не приходит ни раньше, ни позже назначенного срока, а когда смерть приходит к человеку в назначенный срок, никто не способен отвратить её. Эта неоспоримая истина должна успокоить таких людей.

«Смерть, от которой вы убегаете, настигнет вас, после чего вы вернётесь к Ведающему сокровенное и явное, и Он сообщит вам о том, что вы совершали» (62:8).

«Смерть настигнет вас, где бы вы ни находились, даже если вы будете в возведённых башнях» (4:78).

Знай, что привязываться к материальному вместо того, чтобы полагаться на Аллаха и устремляться к Нему всей душой, — один из способов сделать себя несчастным: «Не было у него людей, которые бы помогли ему вместо Аллаха, и он не мог помочь самому себе» (18:43).

Знаменитое собрание жизнеописаний великих людей «Сияр алям ан-нубаля (Жизнеописания благородных людей)» состоит из двадцати трёх томов. При изучении этого труда можно сделать для себя два вывода.

  1. Кто был привязан к имуществу, детям, высокому посту и другим мирским благам, вместо того чтобы предаться на волю Аллаха и уповать на Него, того Аллах оставил вместе с тем, к чему он был привязан, и это стало причиной его несчастий и страданий:

    «Они будут отвращать их от пути Аллаха, а те будут считать, что следуют прямым путём»

    .

  2. И таких людей, увы, не счесть.

  3. Кто полагался на Всевышнего, трудился ради Него и искал приближения к Нему, того Он возвышал и без благородного происхождения, высоких постов и богатства.

Фараон и Карун обладали богатством и властью, а Биляль и Сальман аль-Фариси были бедными и не отличались благородством происхождения. Но как же велика разница между одними и другими!

«Аллах сделал слово неверующих нижайшим, тогда как Слово Аллаха превыше всего. Аллах — Могущественный, Мудрый» (9:40).

Напоминание

Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) как-то спросили: «Кого из людей постигают самые тяжкие испытания?» Он ответил: «Пророков, а затем лучших из людей. Человек подвергается испытаниям в соответствии со своей верой. Если вера его крепка, ему добавляются испытания, а если вера его слаба, испытания его будут соответствовать его вере. И испытания не перестанут сыпаться на раба Аллаха до тех пор, пока не станет он ходить по земле без единого греха».

«Сколь удивительно положение верующего! Всё в его положении является для него благом, и не дано это никому, кроме верующего. Если с ним случается что-то хорошее, он благодарит Аллаха, и это становится для него благом. А если его постигает беда, он проявляет терпение, и это также становится для него благом».

«Поистине, если Аллах любит каких-то людей, Он подвергает их испытаниям, и кто проявляет довольство, тому достанется довольство Аллаха, а кто недоволен, тот получит недовольство Аллаха».

«Если все люди соберутся вместе, чтобы сделать для тебя что-нибудь полезное, они принесут тебе пользу лишь в том, что было предопределено тебе Аллахом. И если они соберутся вместе, чтобы нанести тебе вред, они повредят тебе лишь в том, что было предопределено тебе Аллахом, ибо перья уже подняты, а страницы высохли».

Три праздника

В жизни верующего есть дни, которые мы можем, имея все основания, назвать праздниками.

  1. День, в который человек исполнял свои религиозные обязанности наилучшим образом и в то же время не ослушивался Аллаха:

    «Ответьте Аллаху и Посланнику, когда он призывает вас к тому, в чём жизнь для вас»

    .

  2. День, в который человек приносит Господу покаяние, просит прощения, отказывается от грехов и возвращается на путь истинный, раскаявшись в совершённых грехах:

    «Неужели они не знают, что Аллах принимает покаяния от Своих рабов»

    .

  3. День, в который человек встретится со своим Господом, имея запас благих дел, и узнает о том, что преуспел:

    «Господь желает встречи с тем, кто желает встречи с Ним»

    .

Возмещение от Аллаха

Что бы ни отнял Всевышний Аллах у человека, Он непременно возмещает ему чем-то лучшим. Таково обыкновение Всевышнего.

«Вознаграждение Аллаха будет лучше для тех, которые уверовали и поступали праведно. Но не обретёт этого никто, кроме терпеливых» (28:80).

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Всевышний Аллах сказал: “Не будет у Меня иного воздаяния, кроме Рая, для Моего верующего раба, если заберу Я того из людей, которого он очень сильно любил, а он станет безропотно переносить утрату в надежде на награду Аллаха”».

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) также сказал: «Поистине, Аллах сказал: “Если Я подвергну Моего раба испытанию, лишив его двух его любимых, а он проявит терпение, то возмещением ему от Меня послужит Рай”».

Имеются в виду глаза.

Поэтому, лишившись чего-то, не отчаивайтесь и не горюйте. Проявите терпение, думайте о награде, которую приготовил Всевышний Аллах для терпеливых, и надейтесь на благую замену. Помните: на самом деле вы ничего не потеряли, а, напротив, обрели великое благо.

  • «Сегодня Я вознаградил их за то, что они проявили терпение. Воистину, они являются преуспевшими»

    (23:111)

    .

  • «Они получат Наивысшее место в воздаяние за то, что были терпеливы, и их встретят там приветствием и миром.

     ∗

    Они пребудут там вечно. Как прекрасна эта обитель и местопребывание!»

    (25:75–76)

    .

  • «Воистину, терпеливым их награда будет дана полностью безо всякого счёта»

    .

Проводи время с пользой

Люди, у которых много свободного времени и которые не пытаются найти себе полезное занятие, начинают «убивать» время посредством дел, которые приносят и им самим, и окружающим только вред, например, сплетничать и злословить.

Излишек свободного времени и безделье очень опасны, потому что праздного человека можно сравнить с несущимся на полной скорости автомобилем, в котором нет водителя и который заносит то в одну, то в другую сторону.

Если настанет тот день, когда у тебя появится ничем не занятое время, знай: тебе грозит серьёзная опасность. Вместо того чтобы ворошить прошлое и предаваться праздности и безделью, займись чем-нибудь полезным. Плодотворная деятельность поддерживает человека и придаёт ему бодрости и сил, тогда как лень и привычка много отдыхать, напротив, убивает его.

То время, которое человек предаётся лени, подобно медленной пытке, которую применяют к заключённым в китайских тюрьмах. Заключённого помещают под трубу, из которой каждую минуту падает капля, и в ожидании падения очередной капли заключённый постепенно сходит с ума.

Свободное время, проводимое без пользы, обкрадывает нас, отнимая у нас недели, месяцы и годы жизни, которая и так коротка. Разум становится первой жертвой лени, ибо предаваясь безделью, человек отвыкает не только трудиться, но и думать.

Это означает, что свободного времени ни у кого из нас быть не должно. Вставай сейчас, совершай молитву, читай Коран, поминай Аллаха, читай или пиши что-нибудь полезное, займись починкой того, что давно следовало бы починить. Не откладывай в долгий ящик то, что тебе всё равно придётся рано или поздно сделать. Не оставляй на завтра то, что можно сделать сегодня, ведь никто не гарантирует, что завтра для нас наступит. Наведи порядок на своём рабочем месте, чтобы не тратить время на поиски нужных вещей, организуй свою деятельность, составь план, который поможет тебе проводить с пользой каждый миг твоей жизни.

Заполни свой досуг полезной деятельностью и считай, что половина счастья уже у тебя в кармане, — в этом убеждены врачи всего мира. Лиши себя свободного времени, и у тебя не будет времени для грусти и удручающих мыслей. Посмотри на тех, кто трудится от зари до зари, — крестьян, пекарей, строителей. Они напевают песни, улыбаются и смотрят на жизнь с оптимизмом, а кто-то до позднего утра ворочается в своей постели и льёт слёзы из-за пустяков.

Мир этот не заслуживает того, чтобы печалиться о нём

Как стать счастливее? Обращать меньше внимания на ничтожные вещи и не тратить время на пустяки. Взгляд обладателя высокой цели постоянно устремлён дальше этого мира — в мир вечный.

Один из наших праведных предков сказал, наставляя своего товарища: «Пусть единственной твоей заботой будет встреча с Аллахом. Думай о том Дне, когда ты предстанешь перед Ним: “В тот День вы будете на виду и ничего не сможете скрыть”. Любая забота меньше этой. Что такое земная жизнь с её чинами, золотом и серебром, сыновьями и имуществом, властью и славой, дворцами и просторными домами? Ничто!»

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) был примером для всех верующих. Он побуждал быть равнодушными к мирским благам и умеренными в пользовании ими. Он учил думать о том, что важнее, — о спасении души и её участи в мире вечном.

‘Абдаллах ибн Мас‘уд (да будет доволен им Аллах) сказал: «Однажды Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) заснул на циновке, а когда он встал, на боку его остались следы от неё. Мы сказали: “О Посланник Аллаха, нам нужно было подстелить тебе что-нибудь!” Он ответил: “Что мне до мира этого? В мире этом я подобен всаднику, который отдыхает немного в тени дерева, а потом отправляется дальше, покидая его!”»

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Будь в этом мире словно чужестранец или человек, проходящий мимо».

Это был его завет всем нам.

Путник берёт с собой в дорогу лишь необходимое. Так же и верующий — он должен брать от этого мира то, что поможет ему преуспеть в мире вечном, и оставлять всё, что мешает ему возвышаться в мире вечном и достигнуть высших ступеней в Садах вечности.

Передают, что однажды ‘Умар (да будет доволен им Аллах) остановился недалеко от помойки. Заметив, что сопровождавшим его неприятно стоять там, он сказал: «Это и есть мир ваш, к которому вы стремитесь и по которому плачете…»

Когда ‘Умар (да будет доволен им Аллах) направлялся в хадж, во время остановок ему не ставили ни шатёр, ни палатку. Он стелил на землю кожаную подстилку и спасался от зноя в тени дерева.

Всевышний Аллах сказал о лицемерах: «Другие же были озабочены размышлениями о себе. Они несправедливо думали об Аллахе…» (3:154). Эти люди думали только о себе и удовлетворении своих физических потребностей. У них не было высоких целей и благородных стремлений. Когда сподвижники приносили Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) присягу под деревом, названную присягой довольства, один лицемер, сопровождавший их, как раз разыскивал своего пропавшего верблюда. Видя, что они клянутся сражаться насмерть, он сказал им: «Найти своего верблюда для меня важнее, чем эта ваша присяга!» Известно, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Всем вам прощены грехи, за исключением хозяина красного верблюда».

Один лицемер, не желающий смотреть дальше материальных ценностей и земной жизни и испугавшийся за себя, сказал своим верующим товарищам, которые приготовились отправиться в военный поход: «Не выступайте в такую жару!» Всевышний Аллах сказал: «Скажи: “Пламя Ада ещё жарче”» (9:81).

Других же богатство и сыновья отвлекли от мыслей о мире вечном: «Нас отвлекло наше имущество и наши семьи, попроси же у Аллаха прощения для нас…»

Это ничтожные заботы ничтожных людей. А благородные сподвижники стремились к милости Аллаха и Его довольству.

Беспечность

Наша беспечность — великая беда, и очень часто именно она становится причиной нашего несчастья в обоих мирах. Мы не желаем думать о смерти и забываем о том, что она приходит внезапно. Мы живём так, будто наша земная жизнь никогда не закончится и мы успеем всё, что хотим сделать, словно нам некуда спешить. Это поведение неразумных и легкомысленных. А если бы мы старались проводить с пользой каждый день, каждый час, вместо того чтобы напрасно тратить время, это помогло бы нам стать счастливыми в обоих мирах.

Аль-Куртуби (да помилует его Аллах) как-то сказал:

О ты! Где богатство, которое ты накопил и которое приготовил для дней тяжёлых? Пришла смерть, и в руках твоих не осталось ничего, а вместо богатства и величия — бедность и унижение. Как чувствуешь ты себя теперь, о заложник грехов своих, о тот, кто вырван из круга семьи, из привычного места?.. Что скрыло от тебя правильный путь и заставило отказаться от заботы о запасах для далёкого путешествия и нелёгкого времени? Разве не знал ты, что впереди у тебя День, который будет тяжким и страшным, когда не помогут тебе разговоры и будут сочтены и обращены против тебя пред Властелином и Судиёй деяния рук твоих и ног твоих, и то, что говорил язык твой, и то, что совершали органы тела твоего? И если помилует тебя Аллах, то в Рай будет лежать путь твой, а если нет, тогда в Адское пламя. О беспечный, ты, который об ужасах этих не задумывался, сколько ещё будешь пребывать ты в этой беспечности и легкомыслии? Неужели ты считаешь, что это дело незначительное и опасность эта невелика? И неужели ты думаешь, что принесёт тебе пользу твоё положение, когда придёт время покинуть тебе этот мир, или спасёт тебя твоё богатство, когда будут губить тебя дела твои, или избавит тебя сожаление твоё, когда ты оступишься, или посочувствуют тебе окружающие, когда окажешься ты на месте сбора? Нет, клянусь Аллахом, плохи твои предположения, и ты непременно всё узнаешь! Ты не довольствуешься тем, чего достаточно тебе, и не можешь насытиться запретным, и не внимаешь наставлениям и увещеваниям, и неотвратимое наказание не заставляет тебя одуматься и остановиться. Ты привык потакать своим желаниям, ты идёшь вслепую, наугад, тебе нравится приумножать своё богатство, и ты не вспоминаешь о том, что ждёт тебя впереди. О дремлющий в беспечности, идущий наугад, до каких пор будет продолжаться эта беспечность и пренебрежение? Неужели ты думаешь, что будешь оставлен просто так и не будешь рассчитан завтра? Или ты думаешь, что смерть принимает взятки? Или полагаешь, что она делает различие между львом и детёнышем газели? Нет, клянусь Аллахом, ни богатство, ни сыновья не защитят тебя от смерти, и не принесёт человеку пользы ничего, кроме благих дел. И блажен тот, кто услышал, усвоил и осознал, кто исполнил то, о чём заявлял, и запретил душе своей следовать страстям, и понял, что преуспевший — тот, кто раскаялся, исправился и образумился, и что есть у человека лишь то, что он приобрёл, и что все дела его и все усилия видит Всевышний. Пробудись же от этого сна, и запасайся благими делами, и не желай положения благочестивых, когда сам ты погряз в грехах и совершаешь неблаговидные поступки, помни о том, что Аллах видит тебя, когда остаёшься один, и пусть не обольстят тебя мечты и надежды и не заставят тебя отказаться от дел…

Пусть мирские блага достаются тебе легко…Но разве ты этот мир не покинешь однажды?Жизнь твоя в этом мире, как тень, что от солнца, —Прикрыла тебя ненадолго и вскоре исчезла.

Ад-Даххак сказал: «Кто часто вспоминает о смерти, тому дарованы будут три вещи: он будет спешить с покаянием, сердце его будет довольным и он будет усерден в поклонении. А кто забывает о смерти, того постигнут три вещи: он будет откладывать покаяние, перестанет довольствоваться тем, чего ему вполне достаточно, и он будет нерадивым в поклонении».

Вверх