Советы женщинам!
ЛедиВека.ру » Без рубрики »

Эксперты назвали точную причину смерти Эми Уайнхаус

Эксперты назвали точную причину смерти Эми Уайнхаус
logo

В 2019 году состоится, как минимум, три турне умерших знаменитостей: Эми Уайнхаус, Рой Орбисон и Фрэнк Заппа. Публику будут будоражить их голограммы.

Готово ли общество к таким шоу? Как технологии “воскрешают” кумиров? Кто зарабатывает на памяти звезд? Насколько легко “утрясти” все юридические моменты?

Попробуем понять, что это за тренд — новаторская tech-новинка, которая вскоре выйдет из моды, или будущее индустрии развлечений.

Турне голограммы Эми Уайнхаус

Голограмма Эми Уайнхаус, которая умерла в 2011 году, отправится в турне по Северной Америке в 2019 году. Оно продлится три года. Длительность шоу — около 2 часов.

Создавать цифрового двойника будет зарождающаяся голограмм-студия BASE Hologram из Лас-Вегаса.

Отец певицы Митч Уайнхаус — главный “хранитель” ее наследия. Он сообщил, что вплотную работает со студией, чтобы удостовериться, что цифровая Уайнхаус — точная копия покойной дочери.

Ожидается, что все деньги, собранные с концертов, пойдут в благотворительный фонд, созданный после смерти певицы. Его цель — реабилитации молодежи, страдающей от алкогольной и наркотической зависимости.

Как реагируют фаны

Реакция фанов певицы на анонс оказалась неоднозначной. Одни утверждали, что их кумира уже “достаточно использовали, и нужно дать ей покой”. Другие напротив поддерживают необычный тур, оправдывая его благими намерениями.

Приблизительно такое же отношение к турам других покойных “звезд”.

Как появилась первая знаковая голограмма знаменитостей 

В 2012 году покойный рэпер Тупак Шакур “появился” на сцене Coachella, чтобы выступить вместе со Snoop Dogg и Dr.Dre.

На самом деле, это была не голограмма, а “трюк света”. Его создала компания Digital Domain. В основе — 150-летний театральный прием под названием “Призрак Пеппера”. Все, что нужно для “вызова” потусторонней фигуры — это стекло и некоторые знания о преломлении света. Поэтому тогда критики назвали шоу “низкотехнологичным”.

С момента изобретения методы, которые позволяют детализировать 3D-форму (оцифровка индивидуальной мимики) и подражать манере речи, —  значительно усовершенствовались. Однако технологии проецирования изображений для создания иллюзии трехмерного тела развились слабо.

Самый большой прорыв случился в 1995 году: немецкий изобретатель Уве Маасс запатентовал технологию, которая заменила стекло на полиэтиленовую пленку и использовала HD-видео.

Приблизительно так Digital Domain и создавала образ Тупака Шакура. На тот момент компания была известна тем, что “сделала” лицо Брэда Питта для фильма «Загадочная история Бенджамина Баттона». Также ей добавлял популярности владелец — кинорежиссер Джеймс Кэмерон.

Несмотря на критику, Digital Domain выиграла специальную награду фестиваля “Каннские львы” за голограмму Тупака Шакура. Однако, уже спустя три месяца компания заявила о банкротстве.

Кто сейчас “воскрешает” умерших артистов

В 2015 году Эндрю Леонард из Rolling Stone рассказал о “войне” между двумя крупнейшими компаниями, создающими голограммы: Hologram USA и Pulse Evolution.

Hologram USA принадлежит греческому миллиардеру Алки Давиду. Она отвечала за тур голограммы Уитни Хьюстон. Однако родственники покойной певицы отменили все в последний момент. После этого компания подала на них в суд.

Компания владеет эксклюзивными правами на “возрождение” Пэтси Клайн, Бадди Холли, Билли Холидей и Джеки Уилсон. Она также управляет туром рэпера Чиф Кифа — он жив, однако из-за юридических вопросов не может выступать в Лондоне. А вот к его голограмме запрет не относится.

Pulse Evolution состоит из “остатков” Digital Domain. Обладает правами на “цифровых призраков” Элвиса Пресли, Мэрилин Монро и Селены.

Hologram USA судилась с Pulse Evolution за нарушение патентных прав на голограммы Майкла Джексона. Однако суд позволил “творению” Pulse Evolution выступить с неизданной песней на Billboard Music Awards в 2014 году. В марте 2016 года компании урегулировали спор, сумма осталась нераскрытой.

BASE Hologram, которая работает над турне Уайнхаус, — относительно новый и второстепенный игрок в мире голограмм умерших знаменитостей. Она больше известна производством развлекательных шоу для Лас-Вегаса.  

Над голограммами компания работает с января 2018 года, когда начала сотрудничать с лазерной проекционной компанией Epson.

Сейчас на сайте компании промотируются три тура: Эми Уайнхаус, Мария Каллас и Рой Орбисон. В продаже есть билеты на Каллас и Орбисона. В США их цена стартует от 45 долларов.

Какой будет голограмма Эми Уайнхаус

В пресс-релизе о туре Эми Уайнхаус BASE Hologram сообщила, что будет использовать “один из самых агрессивных и уникальных подходов” в отрасли.

Исполнительный продюсер Марти Тюдор рассказал изданию Vox, что компания применит “передовые технологии» для объединения звука с «цифровой и лазерной визуализацией, техникой CGI и впечатляющим шоу».

“Технология растет почти ежедневно. Сейчас компьютерная визуализация лица стала настолько “умелой”, что передает даже, как свет отражается от кожи, частично поглощается и рассеивается”, — объяснил “специалист по цифровизации лиц” Майк Сеймур.

Есть также частные исследовательские лаборатории, которые могут создавать 3D-модели человеческого лица, используя только один (!) качественный образец. И это только вопрос времени, когда технология станет коммерчески доступной.

BASE Hologram наймет похожую на Уайнхаус актрису

Тюдор считает, чтобы создать голограмму, компания наймет актрису, физически похожую на покойную певицу. С ее помощью наполнят так называемый “банк движений”.

Тюдор не сказал, было ли когда-либо сканировано лицо Эми Уайнхаус. Но это кажется маловероятным. Поэтому его придется “создавать” по многочисленным фото певицы.

Создание цифровых двойников умерших знаменитостей, которые способны говорить во время шоу, теперь намного проще благодаря чатботам, смоделированным благодаря ИИ. Но для этого нужно собрать и обработать много материала, на котором человек говорит.

Получить права на “мертвых людей” все еще сложно и дорого

Кроме технической сложности “воссоздания” мертвого человека, есть еще и юридическая. Дело в том, что для голограммы умершего человека нужно использовать его фото- и видеоматериалы. А юридические вопросы, связанные с правами на них и со сбором архивов — все еще достаточно серые.

К примеру, один из наиболее заметных юридических споров в этой сфере случился в 2012 году. Тогда компания, являющаяся владельцем прав на наследие Мэрилин Монро, судилась с малоизвестным стартапом Digicon Media. Он запатентовал VM2 — виртуальную Мэрилин. Это первая визуальная актриса, которая живет и работает в киберпространстве.

Digicon утверждал, что Virtual Marilyn — ролики которой все еще есть в интернете — никоим образом не ущемляла предполагаемые права ИС. В итоге стартап отказался от планов в дальнейшем работать с “Мэрилин” в киберпространстве.  

Умершие знаменитости и право на гласность

В случае с голограммами действуют те же правила, что и в “традиционных” шоу. Сначала компании нужно получить лицензию на музыку и видео исполнителя.

После этого — на фото, похожие на изображение знаменитостей. Они нужны для создания визуального образа. А все это означает — общение с семьей или распорядителями знаменитости.

Между всеми заинтересованными лицами должен быть составлен договор о том, как распределится прибыль после “мероприятия”.

Любой “продукт”, похожий на изображение известного человека, — это субъект авторского права. Но это не все. Еще сложнее — получить “право на гласность”, то есть, на «трансляцию» в той или иной форме этого продукта. Это похоже на неприкосновенность частной жизни.

Из-за большого количества желающих (от семьи — до государства) заработать на достоянии звезд, зарождающаяся индустрия с каждым годом будет становиться все дороже.

Самые знаковые дуэты и соло умерших знаменитостей

Джастин Тимберлейк спел с проекцией Prince во время футбольного кубка Супербоул в 2018 году. Однако получил волну критики от поклонников покойного музыканта. Среди их аргументов — личная неприязнь Принца к Тимберлейку, а также — отношение покойного к голограммам. Когда-то у Принса спросили, готов ли он выступить на одной сцене с выдающимся музыканта Дюком Эллингтоном. И вот что ответил Prince:

«Это самая демоническая вещь, которую только можно вообразить. Все происходит так, как есть. Если бы мне нужно было поработать с Эллингтоном, мы бы жили в одной эпохе. Вся эта вещь виртуальной реальности … она действительно демоническая. А я не демон”.

Вот другие известные выступления голограмм.

  • Голограмма Кейт Мосс ходила во время шоу Alexander McQueen в 2006 году.

  • Will.i.am из Black Eyed Peas в 2008 году отвечал на вопросы ведущего на телеканале CNN. И это была первая голограмма на TV.

  • Голограмма Фрэнка Синатры выступала с Алишей Кис на Грэмми 2008.

  • Элвис Пресли выступил с Селин Дион на  American Idol в 2009.

  • Мэрайя Кэри представила мероприятие T-Mobile в Польше в 2011 году.

  • В 2012 году в Санкт-Петербурге состоялось шоу Виктора Цоя. Голограмму певца создала компания Yota.

Конечно, не все люди на голограммах были мертвы.

Однако с каждым разом выступление голограмм вызывает все меньше восхищения. Причина — эффект “WOW” уходит на второй план и люди привыкают к такому формату.

Канадская инди-рок-группа Broken Social Scene в 2013 году выступила в трех городах одновременно. И это показала миру возможность голографических концертных туров живых звезд. Это легко, странно и возможно прибыльно. Однако ни одна поп-звезда пока не использовала прием.

Виртуальные звезды и их гонорары

В 2016 году японская виртуальная поп-звезда Hatsune Miku отправилась отправилась первый тур по Северной Америке. И он стал “дико успешным”. Причем кассовые сборы такие же, как у американской певицы Тейлор Свифт. Эксперты уверены, что люди приходят не из-за формата шоу. Они просто любят эту музыку и форму, в которой она сейчас существует. Причем последняя им не кажется странной.

Голограммы и будущее

В 2017 году издание Verge сообщило о стартапе 8i. Эта новозеландско-американская компания хочет принести голограммы «в массы». С помощью камеры и сенсора смартфон сканирует объект. Голографическую фигуру можно переместить с помощью приложения. Люди используют смартфоны, как проектор. Правда для этих целей подходят пока не все гаджеты.

По словам представителей стартапа, многие хотят иметь “под рукой” голограммы своих детей. И причин тому много.

“Это станет чем-то, что вы сможете купить на Amazon и установить в гостинной. И цель совершенствования технологии не в том, чтобы заставить людей думать, что голограмма реальна. А для того, чтобы они чувствовали неопределимую и автоматическую эмоциональную связь. Люди никогда не полюбят дорогой компьютерный рисунок так, как любят своего малыша”, — сказал исполнительный директор 8i Стив Реймонд.

А вот менеджер по работе со “звездами” Джефф Джамполь считает, что технологию бесполезной в индустрии музыки.

“Вы не можете двигаться вокруг голограммы. Она не может с вами взаимодействовать иначе, чем на расстоянии. Это эквивалентно использовании VHS-ленты”.  

Новизна голограмм будет “изнашиваться”. И только наши эмоциональные связи с умершими знаменитостями  могут стать стимулом к этой технологии. Если интенсивность ощущений, которая приходит с неожиданной близостью от этих трюков света, уменьшится, то это тенденция не более чем двух десятилетий.

Как бы там ни было, но конкретные компании уже будоражат публику и вызывают «мурашки» у фанов умерших звезд. И при этом — собирают неплохие гонорары. Поэтому неважно: тренд на 10 лет или полноценный вектор в будущее, — голограмма обогатит и создателей, и «держателей наследия».

Голограммы — не только для музыкантов

«Воскрешение» умерших «звезд» актуально и для кинематографа. Ранее мы подробно рассмотрели, кто и как оживляет погибших актеров.

Технология голограмм имеет большие шансы на жизнь в других сферах жизни человека: от обучения — до презентации новых продуктов. Следите за обновлениями рубрики Тренды, чтобы быть в курсе самых интересных и полезных технологий, которые уже сейчас меняют мир.

P.S. После публикации материала, 365-invest сделала несколько опросов в Facebook среди меломанов. Вопроса было три: отношение к голограммам умерших знаменитостей; посещали ли когда-либо выступление голограммы; хотели бы посетить.

Согласно нашим исследованиям, 70% людей не видит ничего «жуткого» в таких концертах. Они сравнивают это с просмотром видео умерших звезд. Посещали подобное мероприятие около 2% опрошенных. Ничего захватывающего не увидели. Видно, что на сцене голограмма, а не человек. 85% людей указали, что посетят подобное шоу, если представится возможность.

Таким образом, голограммы — совсем не жуткий тренд для ценителей музыки. А вот реалистичность технологий очень далека от желаемого.

Источник: vox.com, courier-tribune.com, ultimateclassicrock.com, basehologram.com. Подготовила Наталья Найдюк

Пассивный доход с инвестиций в облигации

Получайте 18-30% годовых с минимальным риском.

Пассивный доход с инвестиций в облигации

УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ

Правда ли, что у Анджелины Джоли анорексия?

Анорексия – это медицинская проблема, которой подвержены многие знаменитости. Но история болезни Энджи началась не с этого. Актриса мужественно перенесла гибель матери и нескольких своих родственниц от онкологии. После этого врачи провели исследование и её генов. Выяснилось, что вероятность заболеть раком у актрисы доходит до 85%. Анджелина решилась на сильный поступок. Голливудская секс-бомба перенесла несколько тяжёлых операций, в результате которых удалила обе груди и яичники. Этот отчаянный шаг помог уменьшить вероятность развития рака.

Поклонники Анджелины с трепетом следили, как актриса реабилитировалась после операций, как решилась на реконструкцию груди, и как потом почему-то стремительно начала терять вес.

От публичных заявлений актриса отказывается. Поэтому до сих пор неизвестно, страдает ли актриса анорексией, или её болезненная худоба – следствие изнурительной борьбы с онкологией. Но у этого серьёзного заболевания могут быть следующие причины:

  • часто анорексия развивается одновременно с онкологическими заболеваниями, и даже может быть вызвана приёмом медикаментов
  • анорексия может быть спровоцирована депрессией, связанной с утратой облика секс-бомбы и имиджа полноценной женщины. Из-за ампутации яичников у Анджелины раньше времени началась менопауза, ей приходится принимать гормоны, которые её собственный организм больше не может синтезировать
  • постоянные стрессы и нервные потрясения могут стать причиной анорексии. Энджи выполняет миссию посла доброй воли ООН. Ей приходится ездить по самым неблагополучным странам, встречаться с голодающими детьми и нищим населением африканских стран. Зрелище человеческих страданий тоже может спровоцировать отказ от еды
  • некоторые папарацции утверждают, что актриса отказалась есть в знак солидарности с актёрами, которые играли в её фильме узников японских концлагерей. Этим людям пришлось изрядно похудеть, и Анджелина отказалась от еды вместе с ними

Уже на съёмках фильма «Несломленный» Анджелина приобрела нездоровую худобу

Анорексия: что за болезнь, как ее лечить?

Анорексия – сложное заболевание. Это не просто катастрофическое похудание. Оно затрагивает не только тело, но и нервную систему, и психику. Поэтому, чтобы вылечить его, недостаточно просто «отъесться». Нужна помощь специалиста.

Западные СМИ сообщали, что при росте в 169 см Энджи стала весить 37 (а по некоторым источникам и 35) кг. Поклонники заметили, что у актрисы заметно иссушилась кожа, появился нездоровый румянец, впали щёки и глаза. Это типичные внешние проявления анорексии. Хотя, возможно, изменения во внешности Анджелины Джоли связаны с тем, что после многочисленных операций она отказалась от декоративной косметики.

Сухая кожа, ломкие волосы и тусклые глаза — типичные признаки анорексии

Кроме того, актриса изменила свои предпочтения в одежде. Вместо женственных силуэтов, подчёркивающих фигуру, она стала носить платья свободного кроя, многослойные наряды с драпировками и деловую одежду в стиле унисекс. В её гардеробе стали преобладать тёмные и чёрные тона. Всё это было призвано скрыть болезненную худобу. Но стремительное похудание было столь очевидным, что спрятать её под одеждой было невозможно.

Первые признаки и последствия анорексии у Анджелины Джоли

По сообщениям зарубежных папарацци, первые признаки нездорового похудания у Анджелины Джоли заметил её муж, Брэд Питт. Он пытался убедить актрису прибегнуть к помощи специалистов, но она не собиралась отправляться на больничный. Вместо этого Энджи колесила по неблагополучным регионам с миссией ООН, снимала собственный фильм в качестве режиссера, вступала с речами на собраниях благотворительных организаций. В результате муж выдвинул ей ультиматум: либо она ложится в клинику для больных анорексией, либо он расторгает брак. Неизвестно, на чём сошлись супруги. Но брак пока до сих пор цел.

Брэд Питт сумел повлиять на супругу, страдающую анорексией

По слухам, на первые признаки анорексии у Анджелины обратил внимание и режиссёр Роберт Стромберг, работавший с ней над фильмом «Малефисента». Перед съёмками сиквела он выдвинул перед ней требование: похудеть не меньше, чем на 10 кг. Возможно, это тоже сыграло свою роль в том, что актриса взяла себя в руки.

Для съёмок во второй части «Малефисенты» Энджи пришлось набрать 10 кг

В конце августа актриса после долгого перерыва вернулась на публику. Она выступила с речью в Лондоне на саммите по миротворческим делам. Поклонники с восторгом заметили: хотя до былых пышных форм Энджи ещё далеко, но это уже и не страшные 35 кг. Платье с баской, обтягивающим лифом и прозрачными рукавами подчеркнуло: ни костлявых плеч, ни измождённых рук.

Поклонники Анджелины сразу обратили внимание на то, что актриса начала прибавлять в весе

Незадолго до этого папарацции засекли актрису во время семейного шопинга. Он выглядела посвежевшей и отдохнувшей. Энджи даже позволила себе наряд светлых тонов. Свободное платье с облегающим верхом подчёркивало, что актриса медленно, но верно набирает вес.

Папарацци засняли Джоли в непривычном наряде светлых тонов

Вот несколько опасных фактов об анорексии.

  1. Только половине пациентов, перенесших анорексию, удаётся восстановить свой привычный вес. Остальные либо остаются худыми (но хотя бы не истощёнными), либо впадают в булимию (неконтролируемое переедание, часто сопровождающееся ожирением)
  2. У 20% больных, перенесших это заболевание, случаются рецидивы. Поэтому трубить о победе Энджи над анорексией ещё рано
  3. В своей худобе актриса подошла к опасному рубежу. Врачи считают, что если больной потерял 50% веса или более, то вылечить его нельзя. В теле происходят необратимые изменения

Анорексия – это тяжёлое заболевание, которое вылечить самостоятельно почти невозможно. Оно может развиться как нервное расстройство или как следствие лечения других тяжёлых заболеваний, например, онкологических. Видимо, Анджелина Джоли вовремя обратилась за медицинской помощью. Сейчас поклонники звезды, затаив дыхание, наблюдают, как к измождённой актрисе возвращаются былые «килограммы здоровья». Остаётся надеяться, что ей удастся избежать подводных камней, связанных с рецидивами анорексии.

«Резиновые сапоги взяли?»

В поезде «Москва-Северодвинск» моей соседкой по купе оказалась разговорчивая жительница Плесецка. Когда немолодая уже женщина узнала, что я еду в командировку и выходить собираюсь в Шалакуше (ударение на второе «а»), она страшно удивилась: «Господи! Что может быть интересного в этой забытой Богом деревне?!»

Я не стала добавлять, что от Шалакуши мне придется ехать еще 80 километров по разбитой лесовозами грунтовой дороге, но добрая женщина все равно задала вопрос, заставший меня врасплох: «Резиновые сапоги взяли?»

Конечный пункт моего путешествия – деревня Ступинская Няндомского района. Кстати, можно было выйти и в Няндоме (ударение на «я»), но тогда до нужной мне деревни пришлось бы ехать не 80, а 130 километров.

Правда, от Няндомы (в отличие от Шалакуши) до Ступинской ходит рейсовый автобус. Но только один раз в неделю.

К слову, появился он лишь нынешним летом. До этого никаких автобусов здесь не было. Как нет и связи.

– Вон, вон – смотрите, еще столб упал, – не выпуская из рук руль старенькой иномарки, Василий Астахов подбородком показывает на покосившийся телеграфный столб. – Сейчас увидите – вся линия просто лежит на деревьях.

Провода и в самом деле раскинулись на ветвях как гирлянда на елке.

– Раньше был специальный человек – кусты вырубал, – объясняет мой новый знакомый. – Ходил, смотрел, где пора убирать мешающий кустарник. Так ведь все, нет больше этого человека – сократили должность. Зато у министров зарплаты… Вот если бы зарплата министра от людских жалоб зависела…

Про жалобы (не только министрам) Астахов знает не понаслышке.

– Когда я президенту писал письмо (а я ему и звонил, и писал), такое ощущение сложилось, что он не владеет ситуацией. Ему министры врут, а он их слушает. Типа все хорошо… Когда на местах была власть – администрация и т.п. – люди беспокоились обо всем об этом, потому что мы на своей земле. А сейчас у нас и администрации нет – все в Шалакуше. Председатель в Няндоме живет. И сколько я ни пишу за связь за эту, ничего не меняется.

Просто дядя Вася

У Василия Анатольевича Астахова много разных должностей. Во-первых, он депутат Шалакушского муниципального Совета. Во-вторых, председатель ТОС «Деревенька». Еще – староста православной общины Храма святого Пророка Илии. Все эти должности, понятно, никак не оплачиваются.

Поэтому есть еще одна работа, которая, собственно, и дает Астахову возможность кормить семью. С 2001 года Василий Анатольевич работает в деревенской школе. Он там и сторож, и рабочий по ремонту оборудования, починяет все, что сломалось: развалившийся стул, заклинивший замок, разбитое окно…

Сам Василий представляется просто: «дядя Вася».

– Меня тут все так зовут – и дети, и взрослые, – говорит он, по-северному окая. – Зовите и вы.

В Ступино (местные так называют свою деревню) Астаховы приехали в 1992 году. Планов было громадье. И не только планов. В городе продали квартиру, дачу и создали свое крестьянско-фермерское хозяйство (КФХ). Казалось бы, хозяйство было крепким: коровы (15 голов), телята…

– Свиней держали еще, – вспоминает дядя Вася. – Поросят маленьких продавали… Еще овцы были, романовские. Козы были пуховые. Куры… А в 1998-м году мы все это уничтожили.

Потому что сбыт далеко, время было как раз такое, что денег у людей не было, а продукция такая, сами понимаете, скоропортящаяся… Короче, коров мы продали, телят, поросят – забили. Все.

Супруга Василия, Любовь, устроилась бухгалтером в сельсовет, в администрацию. Она и сейчас там работает, а больше, говорит, в правлении и нет никого – «одна там сижу». Но Любовь родом из этих мест, «своя».

А Василий – «чужак», родился и вырос в Чернигове. Там же, на Украине, закончил мореходку. Говорит, потому и сидел три года без работы, не любят тут чужих.

– Мы раньше на другой стороне озера жили, в доме, который я сам построил, – продолжает свой рассказ Василий. – Хороший был дом, большой. Но потом мы и его продали, переехали в маленький, на этом берегу. А много ли нам с Любушкой надо, дети выросли, разлетелись кто куда. Дочь живет в Архангельске, сын – в Няндоме. Ну а мы тут, в Ступино поживаем.

Дорога в никуда

Мы едем медленно, но все равно на ухабах автомобиль трясется и подпрыгивает (а мы – в нем).

– Только вчера забрал машину из ремонта, – сетует дядя Вася. – Надолго ли его хватит? Завтра вот призывника надо в Няндому везти. Сказали, к 10-ти парню нужно быть в военкомате. А как ему туда добираться – не сказали. Автобус-то я выбил, теперь ходит до райцентра, но только по вторникам. А завтра – воскресенье.

И без перехода:

– Сейчас вот начнется самая красота! Я люблю осенний лес. Осенний и – начала зимы. Когда едешь, эти деревья ложатся на дорогу, и ты как в туннель попадаешь…

За окном – мокрые после дождя кусты и деревья. Белый березовый хоровод разбавляют ярко-желтые осинки и полыхающие огнем рябины. Временами встречаются и мачтовые сосны – высоченные, до облаков.

– О! А вот и горки начались, – радуется дядя Вася. – Видите, как красиво!

Мы спускаемся с одного высокого холма и тут же карабкаемся на другой.

– Такое ощущение, что мы к небу едем, правда? – Василий улыбается во весь рот. – Все выше, выше, выше… Все ближе к Богу. Какая красота!

И снова – без всякого перехода:

– У нас в Ступино дорогу назвали «дорогой в никуда». Нашелся один умник – написал такое, представляете? Как это «в никуда»?! Люди тут живут-поживают… Если бы дорога была действительно «в никуда», другая сторона озера сейчас вообще бы не использовалась. А так, и там есть жизнь.

Как я потом увижу, Ступинская стоит на высоком берегу огромного озера. Напротив – еще несколько деревень. Когда на озере встает лед, можно туда добираться напрямую. Все остальное время – 8 километров в обход.

Чем ближе мы подъезжаем к Ступино, тем больше я понимаю, что дядя Вася очень болезненно воспринимает пренебрежительное отношение к глубинке (хорошо, что он не слышал мою соседку по купе). А еще – он большой романтик. И неисправимый мечтатель.

Мечта первая: построить храм

Все началось в том же 2001 году. В Ступино приехали православные миссионеры из Москвы и окрестили полдеревни. Больше сотни человек (дети и взрослые) крестились в том самом Ильинском озере, на берегу которого стоит Ступинская. Была среди них и Любовь Астахова – супруга дяди Васи (сам-то он крещеный еще в детстве).

– Лето было, тепло, потому и крестили нас в озере, – вспоминает Любовь Парментьевна. –  Миссионеры у нас где-то неделю пробыли. Привезли походный храм. Пока они тут стояли, вели службы, венчание даже провели – обвенчали одну молодую пару. Ну, потом они уехали, а у нас, значит, создался костяк – где-то человек, наверное, десять.

Поначалу мы проводили службы в библиотеке, а потом Вася задумал сделать что-то типа молельного дома. Выделили нам старое здание под него, бывший медпункт. Сделали ремонт – ну там крышу подлатали, фундамент подправили, внутри все переоборудовали. В общем, под церковь.

Тогда Василий и начал мечтать о настоящем храме. Тем более, что раньше, до большевиков, в деревне было даже несколько церквей. Последнюю разрушили в 30-е годы прошлого столетия.

Забегая вперед, скажу: все мечты у Василия Астахова сбываются. Точнее, он сам делает все, чтобы воплотить их в жизнь. Сбылась и эта мечта: в 2007 году в Ступино приступили к возведению Храма святого Пророка Илии, а 2 августа 2009 года, на престольный праздник, Ильин день, состоялось его торжественное открытие.

Кто-то подсчитал: обошелся храм в 3 миллиона рублей. Деньги собирали по всей России.

– Сколько писем я разослала – не счесть, – продолжает рассказ Любовь Астахова. – Писала и в газеты, и в журналы. Люди тогда охотно жертвовали, просто удивительно! Кто тысячу присылал, а кто и 50 тысяч.

Я всем отвечала, отправляла отчеты о том, что уже сделано, а люди в ответ присылали новые суммы. Вася в это время занимался строительством храма. Не один, вместе с другим мужчиной, которому, конечно же, платили деньги.

Весной 2008 года привезли лес (100 кубов), сделали сруб. Работник стелил полы, рубил окна и двери, делал потолки, а Вася все это шлифовал. Один, без всякой зарплаты, естественно. И так весь 2008 год. А в августе 2009-го в новом храме уже стали проводить службы.

Сейчас храму снова нужна помощь!

Храм, в котором очень холодно

Мечта вторая: возвести колокольню-маяк

…Церковь с колокольней показались из-за поворота неожиданно. Невесть откуда взявшееся солнце (всю дорогу было пасмурно) заиграло на их золотых маковках. У храма главный купол побольше (всего их три), у колокольни поменьше, да и ростом она пониже. Тем не менее, дядя Вася показывает в первую очередь на колокольню:

– А вот и мой маячок!.. Вон, видите? Наша колокольня. Она необычная – на самом верху мощные прожекторы. Это такой маяк для заблудившихся в лесу. Все четыре луча направлены в одну точку – на купол колокольни. Вот такая колокольня-маяк.

Василий говорит, что эта идея у него возникла после того, как он заблудился в лесу.

– Раньше ведь как? У нас была узкоколейка, по ней курсировали мотовозы, их и использовали для поиска потерявшихся людей. Мотовозы ездили по УЖД, гудели, человек их слышал и шел на звук.

Но узкоколейку давно разобрали на металлолом, с ней исчезли и мотовозы, как теперь искать людей? Вот я и подумал: нужен маяк. На его роль вполне подходит колокольня. И в колокол можно бить, чтоб было далеко и видно, и слышно.

Когда Василий привел меня на эту колокольню, мы поднялись на самый верх.

– О! – невольно вырвалось у меня, когда дядя Вася открыл окно.

– Красиво, правда? – хозяйским жестом он широко повел рукой.

И впрямь красиво. Прямо перед нами светятся золотые купола храма, большой и два поменьше, а за ними – голубое до синевы озеро, по обоим берегам которого рассыпаны дома и избушки. На нашем берегу, на переднем плане, главная сельская площадь с обелиском в центре, а за ней – длинное одноэтажное здание деревенской школы.

По очереди Василий открывает остальные окна, делая обзор на все 360 градусов. И показывает на колокола над нашими головами.

– У нас без одного колокола звонница. Всего шесть. А надо семь. Нету набатного колокола. Так-то все колокола купили, кроме этого. Потому что по тем временам он стоил 80 тысяч – для нас эта сумма неподъемная.

Дядя Вася любуется колоколами вместе со мной.

– Вот этот вот еще царских времен, – он легонько трогает веревку, и колокол отзывается тихим протяжным звоном. – Вон, видите, царская печать на нем? А этот вот наш, валдайский, – тянется он рукой к колоколу побольше. Но уже не бьет в него.

Рядом с колоколами лампы для внутреннего освещения колокольни. А прожекторы установлены снаружи, отсюда их не видно. Но Василий все равно предлагает их включить.

– А вот видите, сюда свет выходит. Прожекторы большие. Если человек теряется, то включаем прожекторы, они на купол наставляются. И они далеко, естественно, видны.

– Приходилось уже пользоваться этим маяком?

– Нет, слава Богу, еще не приходилось.

Мечта третья: создать музей

Музей расположен в здании той же колокольни. Основная экспозиция находится на первом этаже. А начинается он еще с крыльца. Под входной дверью – настоящие каменные жернова. Видно, что они очень тяжелые, можно даже не пробовать их поднять.

Заходим в сени. У входа еще одни жернова, но уже деревянные. На стене висит огромный ковш с длинной ручкой.

–  Такими ковшами зерно перелопачивали, – объясняет дядя Вася. – А это – цепи, зерно молотить. Вот ступа, – показывает он на «транспортное средство Бабы Яги», – тут раньше тоже зерно, горох толкли… А это ягоды собирали – «побирушечка» называется, – показывает он на предмет, очень похожий на большой гребень. – Чернику, землянику…

Василий заглядывает под лестницу:

– Вон, видите? Вот когда раньше было разводиться? Надо же из леса принести дерево и вырубить такой тазик, он показывает на большущий деревянный таз с невысокими бортами.

Эта фраза – в продолжение нашего разговора о том, зачем в деревне нужен музей. А началось все с моего вопроса о названии.

– Как называется? Никак. Просто музей. Это музей истории Руси. Я хочу показать современникам, как предки наши жили. Какие крепкие были семьи… Посмотрите, какие дома раньше строили – двух-, трехэтажные. На большую семью. И на века.

В светлой гостиной, куда мы входим, чего только нет: утюги, в которые когда-то насыпали горячие угли, самовары, которые нужно было топить шишками, деревянная и глиняная посуда, берестяные туески и короба, другая самодельная утварь.

Первые экспонаты своего музея Василий складывал в школе, в специальной комнате. Вскоре набралось их столько, что места уже не хватало. Был и еще один недостаток: в школу не пускают посторонних, а хотелось, чтобы предметы старины видели и взрослые – как местные, так и гости. Вот почему колокольня строилась уже с учетом того, что сюда переедет школьный музей.

Среди экспонатов XVIII–XIX веков встречаются и предметы быта из пока недалекого XX. На полке рядком стоят сифон для газированной воды, эмалированный кофейник, старенькая спидола ВЭФ и другие атрибуты советского прошлого.

На втором этаже колокольни оборудован исторический уголок, посвященный Великой Отечественной войне. Замечаю, что к этой теме Астахов относится с особым трепетом.

– Все экспонаты здесь реально привезены с поля боя, – говорит Василий. – Вот каска, видите, пробита осколком. Кто-то был в ней убит.

Дядя Вася берет в руки неразорвавшуюся гранату, показывает, где была чека. Потом кладет ее на место, туда, где лежат патроны и гильзы. На стене висит полевая сумка командира, рядом прислонено бархатное красное знамя с гербом СССР и надписью: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь».

Здесь же, на втором этаже – небольшая спальня с двумя самодельными кроватями из дерева. На полу постелены домотканые половички в полоску. Между кроватями стоит детская качалка, напоминающая лошадку. В углу выстроились в ряд старинные прялки, украшенные разноцветными узорами.

С такими девушки ходили на вечерку – «себя показать и на других посмотреть». В старом, тоже самодельном шкафчике, изделия из бересты разного назначения и размера.

Такая же спальня, только побольше, есть и на первом этаже. Кровати там, правда, железные, с красивыми блестящими набалдашниками. А в углу вместо прялок стоит большой кованый сундук. Здесь же, на резном столике – старинный телевизор, который когда-то смотрели еще с помощью большой круглой линзы, два патефона разных марок.

Еще когда мы были в гостиной, немножко удивили два неуместных, как мне показалось, «экспоната»: современная микроволновка и газовая плита. Их присутствие стало понятно после вот этого высказывания дяди Васи:

– Все экспонаты здесь можно трогать руками и даже жить среди них. Чтобы почувствовать, как жили раньше наши дедушки и бабушки.

Мечта четвертая: дом для гостей

Как уже было сказано, все мечты у Василия Астахова сбываются. И эта, четвертая, не исключение. Правда, дядя Вася только начал воплощать ее в жизнь.

– Гостевые дома я увидел на юге, в Краснодарском крае. И загорелся: почему бы у нас так не сделать? Если человек любит природу, хочет побыть в тишине, отдохнуть от городской суеты – пусть приезжает. Лучше всей семьей, с детьми. Или – сразу после свадьбы, например.

Но больше всего я бы хотел, чтобы приезжали люди, которые собрались разводиться. Чтобы не в ЗАГС они бежали, а приехали ко мне, просто побыли в этой тишине, поговорили друг с другом, посмотрели, как жили старики, что и как они делали, как трудились.

Обе спальни в колокольне пригодны для жизни. Но дядя Вася понимает, что этого мало, он уже построил двухэтажный «домик гигиены», как он его называет. Зашли мы и сюда.

– Вот у нас душевая кабина, – показывает Василий на не распакованный пока огромный сверток. – Унитаз здесь поставим. Наверху белье будет сушиться. Стиральную машинку мы уже купили. В общем, пытаемся создать для гостей максимально комфортные условия.

Василий уверен, что польза будет обоюдная как для приезжающих, так и для местных жителей.

– Здесь будет происходить самое главное на сегодня – общение людей. Ребятишки будут с детства видеть, что кто-то приезжает в их деревню, какая-то жизнь происходит. И у детей будет меняться отношение к происходящему.

Здесь ведь давно все идет к упадку. Работы нет. Раньше хоть коров держали, сдавали молоко заготовителям, сдавали картошку. А теперь что? Хороший урожай картошки в этом году, да только кому она нужна?

Как не стало работы, люди начали пить. А чем еще заняться? Деревня деградирует. Вот я и думаю: приедут люди в Ступино: кто-то им принесет молока, продаст, кто-то яблок. Какая-нибудь бабушка испечет пирог – продаст желающим, понимаете? Может, кто-то кого-то на рыбалку сводит, по ягоды-грибы. Потому что ко мне уже люди приезжали за этим. И если я хоть чуть-чуть деградацию уменьшу – буду очень рад.

Но гостевой дом – это, как говорится, полмечты.

– Вообще-то, мне хотелось бы сделать в Ступино… Не знаю, как это назвать – базу отдыха? Понимаю, что пора разделять (котлеты отдельно, мухи отдельно): чтоб охотники жили в охотничьем домике, рыбаки – в рыбацком. А для людей, которые приедут с какими-то семейными проблемами, должен быть другой домик, отдельный.

Потому что, конечно, это не дело, что люди живут на церковной территории. Которые приехали помолиться (если у кого-то погиб кто или что-то стряслось) – да, тут все нормально. Люди, ищущие поддержки, должны оставаться около храма. Остальные – ближе к озеру, к природе. Хотя она у нас тут везде, конечно.

Еще одна мечта. Точнее – необходимость

Когда мы с Василием вышли из музея, увидели около храма автомобиль с прицепом. Оказалось, это отец Роман, батюшка Ступинского и Шалакушского приходов, привез бетон (аж полтонны). Зачем?

Василий объясняет: совсем недавно, уже осенью, выяснилось, что местная артель (бывший колхоз) больше не сможет отапливать храм и колокольню. Все прошлые годы руководство артели занималось этим в порядке благотворительности, но в нынешнем году из-за финансовых трудностей помогать больше не сможет. Эта новость для дяди Васи была «как обухом по голове».

Если бы сказали в начале лета, говорит, я бы что-нибудь придумал. А тут – зима на Севере начинается рано. Вот и решил Астахов приступить к новому строительству: возвести котельную, «кочегарку», как он говорит. Ведь храму без отопления никак, да и колокольне с музейными экспонатами морозы могут сильно навредить.

Отец Роман не только поддержал эту идею, но и сам активно включился в процесс строительства. В качестве разнорабочего. Когда я его увидела, ни за что бы не догадалась, что это священник: камуфляжная куртка, надетая поверх красной футболки, такие же штаны, черная вязаная шапочка на голове.

– Посмотрите, какой красивый у нас храм, – не скрывает гордости батюшка. – Для такой деревни, где и 200 человек нет. Таких храмов нет даже в деревнях, где по 2 тысячи жителей. И все благодаря Василию Анатольевичу – все на нем держится пока что. И ведь не только храм, не только колокольня. Вон новая крыша у школы тоже его рук дело.

– Ну, это не я, это дорожники нам помогли, Плесецкое дорожное управление, – будто оправдывается дядя Вася. – Тоже, кстати, отдыхали тут у нас. Я им показал, в каком плачевном состоянии школьная крыша, они и прониклись. А к крыше еще и 12 пластиковых окон закупили. Спасибо им!

Отец Роман торопится, нужно в Шалакушу еще успеть, садится в машину и уезжает. Глядя ему вслед, Василий произносит:

– У меня с этим батюшкой полное взаимопонимание. У нас нет, например, таксы на крещение, на венчание. Я против этого! Считаю, в храме не должно быть рыночных отношений! Ну представьте: шел мужик по улице, посмотрел на небо – решил пойти в церковь покреститься. Хлопнул по карману – рубля не хватает! И что?.. Нет-нет, я против этого. Считаю, в храме мы все должны быть одинаковы: что тысяча у тебя в кармане, что рубль.

То же самое и с гостевым домом. У Василия нет расценок – сколько может человек, столько и заплатит, говорит. Такой альтруизм, скорее всего, только мешает делу. Ведь все эти строения надо как-то содержать. А при непредвиденных обстоятельствах (как сейчас с отоплением) еще и новые строить. Но дядя Вася в этом вопросе непреклонен. Считает, лучше снова пустить шапку по кругу.

Достояние Севера

В музее, на одной из стен, висят дипломы Астахова и товарищества, которое он возглавляет.

– Вот этот самый любимый, – показывает Василий на один из дипломов. – «Лучший ТОС Архангельской области». Я им горжусь: все-таки из такой глубинки получить такое признание – дорогого стоит… А тут – «Лучший активист ТОСа». Это уже персонально мне. И вот это тоже.

Дядя Вася снимает со стены еще одну награду в рамочке. Читаю: «Свидетельство. Астахову Василию Анатольевичу (Няндомский район), руководителю ТОС “Деревенька” присуждено звание дипломанта региональной общественной награды “Достояние Севера” 2017 года».

– Вы посмотрите, какие подписи тут крутые на дипломе, – дядя Вася указывает пальцем на фамилии. – Это во-первых. А во-вторых, знали бы вы, кто участвовал в этом проекте: профессора, разные знаменитости… Один я из простых людей. Простолюдин, короче говоря… Как-то в Москву меня еще приглашали – как самого активного жителя Архангельской области. Землячество проводило это мероприятие.

– И много вас было?

– Да нет, я один.

Помочь дяде Васе можно здесь: Храм, в котором очень холодно 

Фото: Ольга Резюкова, личный архив семьи Астаховых

Коллажи: Оксана Романова

Запись Дядя Вася понял, что людей надо спасать впервые появилась Милосердие.ru.

Вверх