Советы женщинам!
ЛедиВека.ру » Без рубрики »

Гиперактивный ребенок — признаки гиперактивности у детей и что делать родителям

Гиперактивный ребенок — признаки гиперактивности у детей и что делать родителям
logo

Со стороны кажется, что маленькие дети переполнены энергией и силами. За один день они успевают побегать, попрыгать, почитать, поиграть в видеоигры, сделать несколько важных наблюдений. Для дошкольного возраста такое поведение вполне естественно и в большинстве случаев не должно вызывать беспокойств у родителей. Однако иногда чрезмерная активность детей заметно влияет на их восприятие окружающей среды. Тогда родителям следует узнать, что такое детская гиперактивность, и обратиться к специалисту, который подтвердит или опровергнет подозрения.

Как проявляется гиперактивность

О гиперактивности сегодня очень много пишут и говорят, и особо беспокойные родители в любопытстве и неусидчивости своих детей находят проявление этого синдрома. На деле поставить точный диагноз могут только специалисты, которые с высоты своего опыта практически безошибочно определяют симптомы. Гиперактивность — это не просто чрезмерная активность, а целый ряд поведенческих особенностей. О возможном наличии этого состояния у малыша говорят три основных симптома:

  • Неусидчивость и расторможенность. Часто родители бьют тревогу, если ребенок медлительный и стеснительный. Однако расторможенность также должна привлечь внимание взрослых. Если ребенок с трудом сидит на одном месте, постоянно ерзает, стучит пальчиками, болтает ножками, значит, есть вероятность диагностики гиперактивности.
  • Импульсивность. Неожиданная смена настроения, острая реакция на раздражители, стремление перебить говорящего, отсутствие страха и контроля — все это говорит о возможном наличии гиперактивности.
  • Недостаточность активного внимания. Ребенок не может сосредоточиться на решении одной задачи, постоянно отвлекается, что-то забывает и даже теряет.

Гиперактивность детей сопровождается дефицитом внимания, поэтому специалисты называют синдром СДВГ — синдром дефицита внимания с гиперактивностью.

СДВГ

Первое, что должны понимать родители, — игнорировать СДВГ нельзя. К сожалению, в нашей стране до недавнего времени гиперактивность не рассматривалась как заслуживающий внимания синдром, и дети из-за этого часто испытывали дискомфорт. В школе и детском саду они сталкивались со стеной непонимания со стороны сверстников и недовольства — со стороны преподавателей. Обнаружить признаки гиперактивности у малыша можно даже в первый год жизни, однако проще всего это сделать в возрасте 3−6 лет. В этом возрастном периоде дети с симптомами СДВГ по своему поведению заметно отличаются от сверстников. Кроме того, корректировка поведения 3−6-летних малышей наиболее эффективна, т.к. при отсутствии школьной нагрузки ребенок меньше подвержен стрессу. А своевременное лечение позволяет детям с СДВГ уже к моменту поступления в первый класс избавиться полностью или частично от проявлений гиперактивности.

Если родители отметили за ребенком симптомы, характерные для СДВГ, следует как можно скорее обратиться к детскому неврологу и психологу. Только профессионал сможет подтвердить или опровергнуть предполагаемый диагноз. В случае подтверждения синдрома специалист предложит подходящую схему устранения симптомов. Как правило, используются следующие средства и методы:

  • Медикаменты. Обычно это легкие успокоительные, которые несколько притормаживают активность нервной системы без какой-либо опасности для ребенка.
  • Поведенческие нормы. Воспитывать гиперактивного ребенка достаточно сложно, т.к. он часто игнорирует взрослых и установленные ими правила. Тем не менее, воспитание полностью исключать нельзя, нужно лишь его скорректировать.
  • Физическая нагрузка. Задача взрослых — помочь ребенку направить энергию в нужное русло. Регулярные занятия спортом — будь то бег или силовые упражнения — будут дисциплинировать ребенка, а также «выматывать» его.
  • Психотерапия. Конкретные методики по снижению влияния синдрома на ребенка может предложить детский психотерапевт. При этом к каждому малышу специалисты практикуют индивидуальный подход, позволяющий эффективно решить проблемы и устранить симптомы.

Как помочь малышу?

Важную роль в развитии гиперактивных детей играет семья. Простые советы родителям и близким родственникам помогут быстрее устранить СДВГ у малыша.

  • Избегайте отрицаний. «Нельзя» и «нет» гиперактивный ребенок практически не воспринимает. Отрицательные конструкции в предложениях только запутают его.
  • Будьте терпеливы и сохраняйте спокойствие. «Достучаться» до ребенка с СДВГ иногда очень сложно, но нужно относиться к ситуации с пониманием. Четко формулируйте просьбы и правила поведения. Используйте короткие предложения. При необходимости повторяйте то, что уже было вами сказано.
  • Ограничьте просмотр телевизора и видеоигры. Гиперактивный ребенок в 3−4 года и так быстровозбудим, поэтому лишние раздражающие факторы лучше избегать.
  • Создайте приятный микроклимат в семье. Очень важно предотвращать стрессовые для ребенка ситуации, открытые конфликты. Спокойный и дружелюбный микроклимат — залог быстрого восстановления малыша.

Вовремя обратившись к специалисту и следуя вышеизложенным правилам, вы сможете достаточно быстро добиться удивительных результатов. В большинстве случаев у детей при поддержке родителей и соблюдении схемы лечения гиперактивность в 5−6 лет заметно корректируется. А с возрастом СДВГ и вовсе исчезает, возвращая ребенка к совершенно нормальной и спокойной жизни.

Был ли у вас опыт воспитания или общения с гиперактивными детьми? Делитесь своими советами и наблюдениями в комментариях. Возможно, они будут для кого-нибудь очень полезными.

Что может вызвать гиперактивность?

Прежде чем определить, что делать с гиперактивным ребенком, важно понять — это не «плохой характер», а неврологическое нарушение.

Часто оно вызвано СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Его причины до конца не выявлены наукой.

СДВГ – нарушение функционирования нервной системы, которое заставляет детей двигаться и разговаривать практически безостановочно. Если говорить простым языком — это результат того, что система «проводки» мозга работает медленнее, чем обычно.

Выбирая общую стратегию того, что делать с гиперактивным ребенком, важно раз и навсегда принять две вещи:

  1. Ребенок не просто физически много двигается — его мозг не может «затормозить», когда нужно переключиться с одного дела на другое или успокоиться. Например: уснуть, подождать своей очереди, сосредоточиться на чтении.
  2. Гиперактивность не вылечивается окончательно, это особенность развития. Можно лишь скорректировать поведение: помочь в социальной адаптации и научить, как концентрировать внимание.

Как самостоятельно определить гиперактивность?

Признаки гиперактивности трудно пропустить — они часто вызывают негативные реакции со стороны других людей. Пока вы не знаете причину поведения, вы можете чувствовать раздражение и думать, что ребенок просто не хочет вас слушаться.

Диагноз может поставить только врач, но понаблюдав за ребенком, вы можете заподозрить синдром, записаться на консультацию и вовремя предпринять меры.

Гиперактивность может выглядеть по-разному в зависимости от возраста. К примеру, дошкольник подвержнен к несчастным случаям, а школьник не может долго сидеть, чтобы закончить домашнюю работу.

гиперактивный ребенок что делать

Признаки гиперактивности

  • Перемещается с места на место быстро и часто неуклюже;
  • Продолжает двигаться, даже когда садится;
  • Часто разбивает и ломает вещи;
  • Не может усидеть за едой и другими спокойными занятиями;
  • Часто нервничает, совершает непроизвольные движения, когда завязывает шнурки, пишет, играет на музыкальном инструменте.

Лечение

В России не существует медикаментозного лечения гиперактивности, которое применяют в Европе и США. Невропатологи прописывают легкие успокоительные, ноотропы и физиотерапию. Основной упор делается на коррекцию поведения психологическими методами.

Но есть специальные программы, которые облегчают эти состояния и влияют на развитие умственных способностей.В блоге мы уже рассказывали о центре когнитивных технологий, таких в России всего несколько. Уже после одного курса можно увидеть положительные изменения.

Что делать с гиперактивным ребенком? Специалисты, которые помогут

Проконсультируйтесь с педиатром. Принесите свои заметки, расскажите о своих подозрениях. Врач может помочь исключить гипертиреоз и другие медицинские причины гиперактивности. Он также может направить к специалистам по СДВГ, которые проведут точную оценку.

Поговорите с детским психологом. Важно найти специалиста, который специализируется на СДВГ и гиперактивных детях. Гиперактивность сильно влияет на обучение. Психолог может увидеть, какие именно сложности актуальны для вашего ребенка, спрогнозировать будущие проблемы и дать рекомендации по взаимодействию.

Важно видеть не только недостатки и отрицательные стороны. К примеру, часто дети с гиперактивностью хорошо себя показывают в некоторых видах спорта.

Расскажите учителю о гиперактивности. Вместе вы можете скорректировать план обучения, рассказать, как лучше взаимодействовать с вашим ребенком.

гиперактивный ребенок что делать

Что делать с гиперактивным ребенком сейчас? Стратегия для родителей

Эти несколько советов помогут вам быстрее достичь поставленных целей.

Узнайте как можно больше. Понимание гиперактивности — первый шаг. Чем больше вы знаете, тем больше шансов, что сможете помочь ребенку овладеть навыками самоконтроля.

Делайте заметки. Наблюдая за поведением ребенка, вы можете определить закономерности и триггеры, которые провоцируют всплески гиперактивности. Возможно, уровень активности повышается вечером и ребенку тяжело уснуть. Или, напротив, пик бывает после пробуждения. Определение триггера позволяет вам скорректировать режим и поведение.

Дайте ребенку вещи, через которые он может выплескивать негативную энергию. Стресс-мяч или какой-то другой предмет, с которым можно играть, мять, кидать о стену. Это может помочь направить избыточную энергию и снизить деструктивное поведение.

Спорт, боевые искусства или занятия йогой. Физическая активность также дает ребенку выход для энергии. Спорт поможет научить осознавать свои движения и контролировать тело.

Поговорите с другими родителями. Осознание, что вы далеко не единственная семья с гиперактивным ребенком, облегчает психологическое состояние. Скооперируйтесь с родителями, которые столкнулись с гиперактивностью детей и обменивайтесь информацией и советами. Это может стать отличным источником поддержки.

Понимание того, что делать с гиперактивным ребенком, поможет вам расширить видение проблемы, откроет пути коррекции, вы перестанете негативно реагировать. Глядя на его сильные стороны, найдя поддержку себе, вы почувствуете уверенность и сможете помогать ребенку в трудных ситуациях.

Подписывайтесь на наш блог. Даем советы по лечению — распознанию болезней и по профилактике. А также рассказываем про санаторные процедуры и отдых на Кавказских Минеральных Водах.

Причины появления синдрома гиперактивности

СДВГ – это одна из форм проявления минимально-мозговой дисфункции, то есть очень легкой недостаточности мозга, которая проявляется в дефиците определенных структур и нарушении созревания более высших этажей мозговой деятельности.

Мозговая дисфункция – это  функциональное нарушение, то есть оно обратимо и может исчезнуть по мере роста и созревания мозга. Созревание идет от зачатия до 2-3 лет.

Основные причины появления СДВГ – это дефицит энергообеспечения мозга и органические поражения мозга

  1. Дефицит энергообеспечения мозга

Еще одна, не менее важная, причина мозговой дисфункции – это дефицит энергетического снабжения мозга во время его  созревания, дефицит энергетического снабжения мозга для выполнения работы.

Характерной чертой умственной деятельности гиперактивных детей является цикличность: мозг продуктивно работает 5-15 минут, а затем 3-7 минут накапливает энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок «выпадает» и не слышит учителя, может совершить какие-либо действия и не помнить об этом. Чтобы оставаться в сознании, таким детям нужно постоянно держать свой вестибулярный аппарат в активности – вертеть головой, двигаться, крутиться. Если голова и тело будут неподвижны, то у такого ребенка снижается уровень активности мозга.

Когда человек мыслит, он затрачивает столько энергии, сколько ни одна физическая работа не требует.

Дефицит энергетического снабжения мозга  можно наблюдать при энцефалографическом обследовании. Ребенок сидит с открытыми глазами, выполняет в соответствии с инструкцией определенную деятельность. А в электрической активности его мозга абсолютно доминирует альфа-ритм, то есть мозг «спит». Альфа-ритм в норме возникает в состоянии покоя, когда глаза закрыты, внешняя стимуляция и какое-то реагирование отсутствуют. Естественно, что в таком состоянии качество выполняемой деятельности оказывается исключительно низким. Таким механизмом ребенок компенсирует недостаточность энергоснабжения.

 Факторы, влекущие за собой дефицит энергообеспечения мозга:

  • Любые анемии у мамы во время беременности и у ребенка после рождения, при которых нарушается перенос кислорода к мозгу.
  • Дефицит у мамы во время беременности и у ребенка после родов витаминов и микроэлементов, участвующих в образовании энергии.
  • Гипотиреоз у мамы во время беременности и у ребенка после родов, при котором нарушается обеспечение организма кислородом, а, следовательно, энергией (заболевания щитовидной железы, дефицит в рационе йода, железа, селена, другие нарушения).
  • Дефицит кофакторов энергообмена.
  • Астма, пневмонии, аденоиды, нарушающие поступление кислорода.
  • Сердечная недостаточность у ребенка, нарушающая поступление крови в мозг.

Возникновение СДВГ из-за раннего повреждения ЦНС в период беременности и родов встречается в 84%.

Только обеспечив мозг энергией можно надеяться на эффективное лечение СДВГ.

Понятие гиперактивности

Гиперактивность – это состояние человека, при котором он чрезмерно подвижен и энергичен, но при этом невнимателен. Чаще всего она свойственна детям. Гиперактивному ребёнку сложно концентрироваться на чём-то одном и удерживать внимание. Он быстро переходит от одного действия к другому, часто бывает импульсивным и неусидчивым. У него могут возникнуть проблемы с коммуникацией как со взрослыми, так и с другими детьми. Он хочет быть везде и всюду. Гиперактивного ребёнка сложно успокоить и заставить заняться одним делом.

Причины гиперактивности

Гиперактивность ребёнка связана не с физиологическими отклонениями, а с поведенческим расстройством развития. В медицине такое состояние называют синдромом дефицита внимания и гиперактивности. В настоящее время учёные считают, что причины гиперактивности ребёнка связаны с неправильным развитием в утробе матери и/или сложными родами. Если у матери был долгий токсикоз или у плода выявили внутриутробную асфиксию, то шансы появления гиперактивного малыша увеличиваются втрое. Также любая операция во время беременности и нахождение младенца в больнице способствуют появлению гиперактивности.

Кроме этого, гиперактивность может возникнуть из-за:

  • Гипоксии (кислородное голодание органов и тканей).
  • Курения матери во время беременности.
  • Неправильного питания во время беременности.
  • Частых стрессовых ситуаций.
  • Родов до 38 недель.
  • Затяжного периода схваток.

Симптомы гиперактивности

Чтобы отличить обычного активного и энергичного малыша от ребёнка с дефицитом внимания и гиперактивностью, нужно учитывать несколько факторов. Признаки гиперактивности у детей могут появиться уже в 2-3 года. Поэтому диагноз можно определить в детском саду, когда ребёнок начинает общаться со сверстниками, с воспитателями. Чтобы понять, страдает ли этим недугом ваш малыш или нет, нужно познакомиться с особенностями гиперактивных детей:

  • Волнение и тревога без видимых причин.
  • Смена настроения, постоянные слезы, чувствительность, чрезмерная восприимчивость.
  • Проблемы со сном.
  • Осложнение речи.
  • Коммуникационные проблемы.
  • Абсолютное непослушание.
  • Агрессивное поведение.

В семьях часто возникает вопрос, что делать родителям с гиперактивными детьми. Если вашему малышу свойственны некоторые эти симптомы, вам следует обратиться к врачу. Он проинструктирует вас, что следует делать, какие лекарства принять, как успокоить ребёнка.

Как воспитывать гиперактивного ребёнка?

Большинство родителей не представляют, как воспитывать гиперактивного ребёнка. Большие проблемы начинаются, когда малыш сталкивается с новым коллективом – идет в детский сад или школу. Такие дети всегда имеют особое отношение у преподавателей и психологов. Самое главное, что должны запомнить родители, что только они могут помочь ребёнку. Поэтому важно запастись терпением, мудростью, силой воли. Нельзя устраивать скандалы, ругаться и применять физическое насилие. Это только ухудшит ситуацию. Ребёнок станет более замкнутым и неуправляемым. Только при условии, что ребёнок совершил проступок, который сильно навредил другим людям, можно применять данные методы.

Как воспитывать гиперактивного ребёнка:

  • Запреты должны быть сформулированы правильно. В ваших фразах должны отсутствовать слова «нет» и «нельзя». Лучше сказать: «Пойдём вместе попьем чай с конфетами», чем «Нельзя бегать под дождём». Ваши запреты должны быть мотивированы и обоснованы. Например, если ребёнок вечером хочет ещё гулять, но уже поздно, скажите ему, что хотели перед сном прочитать ему интересную сказку. А если вы ещё задержитесь, то не успеете это сделать.
  • Постановка задач должна быть четкой и ясной. Гиперактивные дети хуже усваивают информацию, поэтому говорите коротко и односложно.
  • Гиперактивный ребёнок плохо работает в режиме многозадачности. Не стоит говорить: «Принеси из гостиной тарелки, положи их в раковину, помой руки, а затем иди обедать». Лучше соблюдать последовательность и давать задания по порядку.
  • Соблюдайте контроль над временем. Гиперактивные дети легко увлекаются и забывают про остальные дела. Поэтому необходимо контролировать их.
  • Необходимо составить распорядок дня. Если в комнате у ребёнка будет висеть график действий, он научится аккуратности и пунктуальности. А ещё это успокоит его и приучит к порядку.
  • Несите позитив в жизнь ребёнка. Хвалите его за хорошие оценки, помощь по дому. Научите его замечать прекрасное в деталях. Общайтесь с ним на положительной ноте. Формируйте его отличное настроение. Сглаживайте ссоры и одобряйте хорошее поведение.
  • Помогите ребёнку найти хобби. Это могут быть спортивные секции, езда на велосипеде, чтение книг, игра в театральной студии или на музыкальном инструменте, лепка из глины, плетение из бересты. Ребёнок должен знать, куда выплеснуть свою энергию. И будет лучше, если он выплеснет её в позитивное увлекательное дело, чем в компьютерные игры.
  • Если это необходимо, дайте малышу гомеопатическое средство. Но не стоит перебарщивать с успокоительными. И в любом случае сначала следует посоветоваться с невропатологом и психологом.

Спорт для гиперактивного ребёнка

Как помочь ребёнку справиться с гиперактивностью? Многие родители стараются записать малыша во всевозможные секции и кружки, чтобы к концу дня он все-таки утомился и спокойно заснул. Однако гиперактивный ребёнок не становится спокойней. Что делать? Записать в бассейн!

Пространство в бассейне организовано таким образом, что ребёнок, плавая на дорожке, практически не контактирует с другими детьми. Это помогает сконцентрироваться на себе и собственных достижениях. Секции по самообороне, по умолчанию воспитывающие защитную реакцию, и групповые виды спорта только усугубляют гиперактивность. Плавание же способствует расслаблению, успокоению нервной системы, пребывание в воде настраивает на внутреннюю гармонию.

По данным педиатров, пик гиперактивности приходится на 4-5 лет и на 7-9. Этот возраст самый подходящий для начала занятий в бассейне. Отдавать ребёнка в секцию раньше 5 лет врачи не рекомендуют. Спорт поможет малышу научиться концентрироваться, выработает уверенность в себе.

Ученые провели исследование и сделали вывод, что у детей, занимающихся плаванием, больше развиты находчивость и изобретательность по сравнению со сверстниками, увлеченными другими видами спорта.

Плавание в спортивных секциях воспитывает самодисциплину. Работая на время и на результат, ребёнок приучается к правильному режиму, умению ставить цели и достигать желаемого с юного возраста.

У гиперактивных детей специалисты наблюдают повышенную эмоциональность и тревожность. Вода имеет успокаивающее свойство, в бассейне ребёнок эмоционально разгружается. Физические нагрузки в воде вымещают лишнюю энергию. После тренировки ребёнок ощущает приятное чувство усталости.

Если у родителей есть возможность, лучше организовать индивидуальные занятия. Соревновательный дух, присущий таким видам спорта как баскетбол, танцы и даже шахматы, гиперактивному ребёнку ни к чему. Это еще больше расстроит нестабильный эмоциональный фон.

Тренировки в бассейне закаляют иммунитет. Только плавание, как вид спорта, держит в тонусе всю мышечную систему: укрепляется осанка, становятся сильными руки и плечи. Нагрузки в воде нормализуют кровообращение, улучшается общее состояние организма. Бассейн предупреждает такие заболевания, как ОРВИ, сколиоз, проблемы с костной системой.

Прежде чем записать ребёнка на плавание, ознакомьтесь с отзывами о спортивном учреждении, заинтересуйте малыша, перечислите все плюсы, которые он приобретет в результате занятий в бассейне.

Игры для гиперактивных детей

  • «Волшебный клубок». Когда ребёнок наиболее энергичен, заведён и никак не может успокоиться, дайте ему нить пряжи и попросите смотать в клубок. При этом скажите ему, что это клубок не простой, а волшебный. Чем дольше его сматываешь, тем быстрее успокаиваешься. Ваш малыш постепенно привыкнет к этому процессу и, когда он почувствует, что стал слишком заведённый, сам попросит волшебный клубок.
  • «Находим новое». На бумаги фломастером или на доске мелом рисуется любая геометрическая фигура. Члены семьи или друзья ребёнка закрывают глаза, а один из них пририсовывает к фигуре что-то своё. Затем все открывают глаза и находят изменения, и так по очереди. Эта игра развивает концентрацию внимания.
  • «Рыбалка». Участники игры встают в круг, плотно прижавшись друг к другу ногами и руками. Водящий, «рыбка», встает в центр круга и пытается выйти из него. Задача тех, кто стоит в кольце – не выпустить рыбку из сетей. Эта игра улучшает быстроту реакции и развивает координацию движений.
  • «Археологические раскопки». Взрослый засовывает кисти рук в песок или крупу. Задача ребёнка – откопать кисти взрослого, при этом не касаясь их своими пальцами. Данная игра развивает мышечный контроль.
  • «Слушаем тишину». По первым хлопкам в ладоши ребёнок начинает бегать по квартире, шуметь, петь. При звуке вторых хлопков он быстро садится на стул и прислушивается к тому, что происходит в квартире или на улице. А затем рассказывает, что услышал. Это может быть стук сердца, шум машин за окном, посвистывание чайника на кухне. Игра развивает внимание детей и умение владеть собой.
  • «Колокольчик». Дети садятся в круг. Водящему завязывают глаза, а остальным детям дают колокольчик, который они передают по кругу. Задача водящего – поймать человека с колокольчиком. Игра способствует развитию слуха.

Сон грудничка

Важный диагностический признак – особенности сна ребенка и частота кормлений на первом году жизни. Если Ваш ребенок с самого рождения наедается и засыпает за 15-20 минут, ест раз в 2-4 часа, считайте, что Вам очень повезло. Это идеальный режим, от которого стоит отталкиваться. Вариантов нормы достаточно много, но важно для себя понимать, если ребенок находится на границе нормы или отклоняется от нее.

Раньше учили соблюдать строгий режим кормления с перерывами в 3 часа и ночным интервалом 6 часов. В наши дни специалисты по грудному вскармливанию рекомендуют кормить ребенка по требованию, утверждая, что ребенок сам выбирает правильный режим. Действительно, многие дети первые месяцы едят с интервалом 1,5-2,5 часа днем, и 2-3,5 часа ночью. Это замечательный режим питания малыша. К трем-четырем месяцам некоторые дети сами начинают спать по 4-6 часов ночью, не просыпаясь на кормление. В возрасте около 6 месяцев и старше дети выходят на режим питания: один раз в 3-4 часа. Ночью начинают спать спокойнее, просыпаясь 2-3 раза в течение ночи. Если при этом ребенка не надо качать, он достаточно крепко спит рядом с мамой или в своей кроватке, то можно сказать, что у такого ребенка достаточно сбалансированы процессы возбуждения и торможения в ЦНС, симптомов гиперактивности не наблюдается. 

Если же маме приходится прикладывать ребенка к груди каждый час-полтора по ночам и примерно так же днем, это может быть признаком гиперактивности у детей до года, повышенной возбудимости. Другой причиной проблем со сном могут быть недостаток молока или проблемы с животиком. Эти факторы нужно учитывать, когда мы анализируем режим сна и кормлений ребенка. Если молока достаточно и проблемы пищеварения не беспокоят ребенка, то такие частые прикладывания к груди могут быть симптомом гиперактивности.

Сосательный рефлекс

Весь первый год жизни ребенок нуждается в сосании, чтобы заснуть. Это является нормой. Реализация сосательного рефлекса способствует развитию нервной системы, а именно процессов торможения, которые пока недостаточно развиты для самостоятельного засыпания.

До трех месяцев перед ночным сном ребенок может сосать до 40-60 минут. Это вариант нормы. С возрастом эта продолжительность обычно уменьшается. Достаточно спокойный ребенок в 6 месяцев перед сном находится у груди порядка 20-30 минут, днем и ночью наедается как правило за 15 минут. Карапуз в возрасте 9-12 месяцев в норме сосет грудь порядка 15 минут. Перед вечерним засыпанием чуть дольше. На прогулке засыпает сам, может уснуть при легком укачивании на ручках. Замечательно, если сонный ребенок ближе к году может уснуть сам на руках или рядом с мамой без укачивания и сосания.

Бывают случаи, что ребенок весь первый год спит по ночам, не выпуская груди или соски изо рта. Длительное нахождение ребенка у груди стимулирует лактацию, но оно также сигнализирует об имеющемся беспокойстве у малыша.

Если же весь первый год ребенок сосет грудь более 30 минут, просыпается ночью чаще, чем раз в 2 часа, то можно говорить о беспокойном сне. Аналогичная картина наблюдается и при искусственном вскармливании. После кормления ребенку нужно дополнительно сосать пустышку по 15-20 минут или дольше, чтобы заснуть. Днем ребенок не обязательно постоянно нуждается в соске, но ночью без нее практически не может спать.

Часто таким детям недостаточно просто сосания для засыпания. Родители жалуются, что ребенок спит только на руках или в коляске на улице. Ночи превращаются в посменные дежурства. В первые три месяца жизни это может быть вариантом нормы, особенно при проблемах с животиком. Если такие особенности сохраняются дольше полугода, то это уже знак, что есть явные сложности с засыпанием.

Если после полугода родители, при всем старании, могут успокоить малыша только соской, можно говорить о повышенной возбудимости, такое поведение — признак гиперактивного ребенка до года. Это не значит, что надо отказываться от соски. Важно понимать причину происходящего и работать именно с ней.

Гипертонус мышц

Для детей с повышенной возбудимостью характерен гипертонус мышц на первом году жизни. Первые два — три месяца жизни гипертонус наблюдается у многих новорожденных. Если эта особенность сохраняется после шести месяцев, если массажи не дают заметного результата, то можно говорить о выраженном гипертонусе.

Детей с повышенным тонусом трудно запеленать, хотя именно так они быстрее успокаиваются и дольше спят. Если ребенок нуждается в пеленании для сна после 6-8 месяцев, можно предполагать, что такой ребенок будет более возбудимым, чем другие дети.

Отвлекающие факторы

Возбудимые дети могут легко просыпаться от различных звуков, света. Знакомые и родственники могут обвинять родителей, что они сами приучили ребенка к тишине. Потому что их собственные дети спокойно спят, не реагируя на обычные звуки в квартире. Однако это не относится к детям с повышенной возбудимостью. И соблюдение тишины – вынужденная мера, к которой прибегают родители таких детей.

Плач при взаимодействии с ребенком

Еще одна характерная особенность – плач как реакция на разные события: процесс переодевания, новые упражнения гимнастики, попытки поднять ребенка за руки или ноги, всё новое и непривычное. Такие дети как правило плохо спят при нарушении режима дня – например, после посещения торгового центра, поликлиники и т.д.

Итак, основные признаки гиперактивного ребенка (недостаточности процессов торможения в ЦНС) на первом году жизни:

  • трудности со сном;
  • повышенный сосательный рефлекс;
  • гипертонус;
  • повышенная реакция на раздражители.

Как вести себя с легко возбудимым младенцем?

Такие дети требуют к себе повышенного внимания. Уход за ними на первом году жизни требует огромных энергетических ресурсов от женщины и помогающих взрослых. У матери, как правило, накапливается усталость, может появляться апатия, раздражительность. Если первый год жизни ребенка дается родителям слишком большими усилиями, не пренебрегайте помощью родственников, помощников по хозяйству и даже нянь, ищите возможности для дополнительного отдыха и восстановления сил.

В то же время, не стоит закрывать глаза на эти сложности, ссылаясь на то, что все дети плохо спят. (Конечно, если свекровь рассказывает, как качала Вашего мужа в детстве по ночам, это утешит и поддержит Вас). Современным родителям следует знать, что можно делать в таких ситуациях. Не совсем правильно считать, что с возрастом все проходит. Действительно, у одних детей симптомы гиперактивности могут практически исчезнуть к двум годам. А у других сохраняются до 9-10 лет! К сожалению, это несет с собой большие проблемы как для самих детей, так и для всей семьи.

Самое главное — при правильно организованной помощи ребенку, можно эффективно помогать таким детям, а не ждать, когда все наладится само собой. Большая проблема современного общества в том, что не все изменения, в нем происходящие, благотворно влияют на развитие детей. Двадцать, тридцать лет назад было больше естественных условий для компенсации слабостей I блока мозга. Сейчас это все чаще будет зависеть от родителей, их информированности и заинтересованности.

Чтобы узнать, как помочь, читайте советы психолога, что делать с гиперактивным ребенком.

Гиперактивный ребёнок в детском саду. Советы воспитателям

Подробности Опубликовано: 09.10.2014 00:40 Просмотров: 2857

Непеина Анастасия Николаевна, педагог-психолог

Одной из самых распространенных проблем в развитии эмоционально-волевой сферы у детей является синдром дефицита внимания с гиперактивностью.

Первые признаки гиперактивности у ребенка наблюдаются уже в раннем возрасте. С младенчества такие дети чрезмерно активны и подвижны, иногда они становятся взрывными, часто проявляют признаки агрессивного поведения по отношению к взрослым и сверстникам. Такая высокая, почти неудержимая активность ребенка может быть симптомом расстройства, при котором детям трудно сосредоточиться, подолгу удерживать свое внимание на чем-либо.

Причины возникновения детской гиперактивности полностью не выяснены, однако считается, что факторами ее возникновения могут являться особенности темперамента ребенка, генетические влияния, различного рода поражения центральной нервной системы, возникающие как до, так и после рождения ребенка. Но, как часто бывает, наличие этих факторов не обязательно связано с развитием детской гиперактивности. По все видимости, в ее возникновении играет роль целая совокупность взаимодействующих факторов, порождающих такое поведение.

Особой проблемой для воспитателей становится взаимодействие с такими детьми в условиях детского дошкольного учреждения.

Справиться с повышенной активностью ребенка с помощью внешних способов воздействия достаточно сложно. Чаще всего это явление проходит само собой по мере взросления ребенка. Тем не менее, некоторые способы снижения активности все-таки существуют.

Как справиться с гиперактивным ребенком?

  1. Гиперподвижному ребенку необходим постоянный, но тактичный (!) контроль со стороны воспитателей и родителей.

  2. Для этой цели хорошо подходят различные подвижные игры, способствующие реализации высокой двигательной активности воспитанника.

  3. Во время непосредственно-образовательной деятельности, гиперподвижные «непоседы» утомляются быстрее своих сверстников. Поэтому, можно предложить им выполнить какое-либо несложное задание, например: помочь разложить листочки для рисования, раздать карандаши остальным детям и др.

  4. Поощряйте ребенка за все виды его деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание и др.).

«Скорая помощь» при работе с гиперактивным ребенком (если гиперактивный ребенок капризничает, не слушается).

1. Постарайтесь отвлечь ребенка от его капризов.

2. Предложите выбор (другую возможную в данный момент деятельность).

3. Задайте неожиданный вопрос.

4. Отреагируйте на истерику неожиданным для ребенка способом (пошутите, повторите действие ребенка).

5. Избегайте запрещать действие ребенка в категоричной форме.

6. Попробуйте договориться с ребенком, а не приказывать что-то сделать.

7. Постарайтесь выслушать то, что хочет сказать ребенок (в противном случае он не услышит вас).

8. Автоматически, одними и теми же словами многократно повторите свою просьбу (нейтральным тоном).

9. Можно даже сфотографировать ребенка или подвести его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает.

10. Оставить в комнате одного (если это безопасно для его здоровья в данный момент).

11. Не настаивать на том, чтобы ребенок, во что бы то ни стало, принес извинения.

12. Старайтесь не читать нотаций (ребенок все равно их не слышит).

А главное, все возникающие вопросы и проблемы, касающиеся взаимодействия с ребенком, старайтесь решать совместно с родителями.

Если все же у вас остались сомнения, как взаимодействовать с вашим непоседливым воспитанником, за консультацией можно обратиться к педагогу-психологу.

Вложения:
Гиперактивные дети в дошкольном образовательном учреждении.docx [ ] 17 Кб

Вверх