Советы женщинам!
ЛедиВека.ру » Без рубрики »

Истерика: диагноз или стратегия

Истерика: диагноз или стратегия
logo

«Ерунда, обычный ребёнок!» — уверенно заявляют представители старшего поколения. «Все дети активные!» — фыркают другие мамы. А тем временем жизнь с гиперактивным ребёнком превращается в сущий ад. О реальном диагнозе СДВГ и ненадуманных проблемах нам рассказали мамы таких детей, а Има Захарова, педагог-психолог, дефектолог, эксперт Центра лечебной педагогики, объяснила, как можно их преодолеть.

«Я показываю картинки — он бегает кругами. Извините, но мне кажется, у вас СДВГ»

Ольга, 29 лет, мама пятитилетнего Егора, г. Красногорск

С самого рождения моего сына я видела, что он очень активный. Он начал рано развиваться: в полгода встал на ножки, в 8 месяцев пошёл. С девяти месяцев мой живчик уже вовсю бегал по квартире и не раз подвергался опасности, дотягиваясь до острых и режущих предметов, залезая на столы и подоконники. На улице, когда другие дети спокойно сидели в песочнице, Егорка наматывал круги по площадке и вокруг дома.

С полутора лет появились истерики и агрессия: ребёнка невозможно было увести с площадки без слёз. Всякий раз он устраивал трагедию с валянием на полу и громким ором. Если же кто-то его задевал, брал игрушки или ломал то, что он построил, Егор становился неуправляемым и лез драться до исступления, пока не разнимут.

Я видела, что-то не так, но все вокруг мне уверенно заявляли, что он такой же, как и все, что это обычный ребёнок.

В садик пошли ближе к трём годам, после пары месяцев меня вызвала на разговор психолог. Она и подтвердила мои мысли, заявив: «С мальчиком не всё в порядке, поведение неадекватно, вам надо обратиться к неврологу».

Впрочем, к неврологу я и так собиралась, потому что у Егора к тому же была сильная задержка в развитии речи. Слов десять, не больше, и посещение детского сада ситуацию не исправляло.

Я пришла на прием, описала все наши проблемы, но врач сказала, что всё в порядке, нужно немного скорректировать поведение и назначила ноотроп (лекарственное средство, предназначенное для оказания специфического воздействия на высшие психические функции — прим. Ред). Впрочем, на всякий случай посоветовала сходить к психиатру. 

Психиатр сказала, что по ее части она проблем не заметила, и отправила обратно к неврологу. Мы пропили нооотроп, но особого эффекта не было. Тогда невролог отправила нас к логопеду.

Логопед попробовала позаниматься с Егором, но после развела руками. «Его невозможно организовать. Вместо занятий он носится. Я рассказываю о цветах — он таскает стулья. Я показываю картинки — он бегает кругами. Извините, но мне кажется, у вас СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности — Прим. Ред.)», — сказала она.

Так я впервые задумалась об этом диагнозе. Я принялась читать о нём, и половину описанных признаков сразу же нашла у нас: он не боится незнакомых людей, он лезет всюду, у него нет страха, он сосет палец и грызет ногти. Невролог мои опасения подтвердила: да, возможно, СДВГ. Но это не лечится. Надо корректировать занятиями.

Уже год мы живем с этим диагнозом. Речь поправили благодаря терпению логопеда и его индивидуальным занятиям. Занимается с дефектологом, в саду — с психологом. Отдала на секцию волейбола — хоть там он может выплеснуть свою энергию. Пока справляемся без лекарств. Но тяжело — не то слово. Что дальше — какая школа, какие занятия? Пока боюсь даже думать.

«Это очень сложно — растить такого ребёнка. Скажу честно, это даже невыносимо»

Юлия, 38 лет, приёмная мама десятилетнего Саши, Москва

Саша — не мой ребёнок. Мы взяли его полугодовалым из Дома малютки. С первых дней я увидела, что ребенок беспокойный: толком ни сна, ни спокойного бодрствования. Но я была к этому готова, я понимала, что ребёнок из детдома — это всегда сложно. Диагноз «СДВГ» ему поставили в пятилетнем возрасте, раньше такой диагноз не ставится.

Интеллект — как у всех, а вот с поведением проблемы: гиперактивность, раздражительность, невнимательность, рассредоточенность. Врачи периодически прописывают курсы лекарств: в основном, это ноотропы. Психиатры ставят расстройство личности и поведения, дисфункцию головного мозга.

В детский сад Саша не ходил, а вот в школу пошёл с семи лет, в обычную. Учится плохо, два раза оставался на второй год, затем его перевели в коррекционный класс. Сейчас перешёл с горем пополам в третий класс.

Я не работаю, так как ребенка нужно постоянно контролировать, ведь поведение у него ужасное.

Например, он может специально толкнуть маленького ребёнка на улице, подставить подножку, а потом смеяться так зловеще, что все вокруг будут оборачиваться.

Он постоянно носится и делает что-то отвратительное. Грубит, хамит. Если я беру его за руку, выворачивается. Если я что-то объясняю ему, то он смотрит на меня стеклянным взглядом, как бы сквозь меня, и я понимаю, что он «в отключке». С первого раза он никогда ничего не делает, мне надо говорить ему по сто раз, превращаясь в попугая. Если же я начинаю на него давить, он устраивает истерики.

Врачи постоянно подбирают лекарства. И от всего разная побочка: то он становится заторможенным, то у него галлюцинации, то странные мысли, то истерический смех. Это очень сложно — растить такого ребёнка. И скажу честно, это даже невыносимо. Иногда я очень жалею, что взяла его из Дома малютки.

«С каждым месяцем становится всё сложнее. Иногда срываюсь, кричу…»

Мария, 32 года, сыну Матвею 4,5 года, г. Владимир

О том, что у ребёнка СДВГ, я поняла полгода назад. Он ломает все игрушки, постоянно носится, кричит и заявляет о себе. Когда он оказывается в толпе, то начинает истерить и привлекать к себе внимание. А когда мы поехали на море, то от новых впечатлений он истерил буквально везде. У Матвейки есть и навязчивые движения: даже если он сидит вроде как смирно, его ноги и руки ходят ходуном, а в детском саду на праздниках он устраивает такие шоу, что я сижу и краснею.

Я пыталась с ним разговаривать, объяснять, укорять. Вроде бы такие разговоры полезны. Он слушает, кивает, а потом снова всё делает по-своему.

Я обращалась к неврологу: та сделала какие-то тесты, пообщалась с ним и подтвердила диагноз СДВГ. Сказала, что это пока только в слабой форме и с возрастом всё может усилиться.

Нам пока прописали просто витамины и посоветовали походить к психологу. Помимо этого Матвей посещает логопеда и танцы. Но с каждым месяцем становится всё сложнее: от воспитателей в саду постоянно сыплются жалобы, дома за плохое поведение стараюсь наказывать запретами: он уже лишен и телефона, и планшета, и мультфильмов, но ничего не помогает. Иногда срываюсь, кричу.

А ещё очень стыдно за его поведение. Я пока только начала ходить по врачам. В планах отвести ребёнка к психиатру и найти врача, который пропишет не витаминки, а нормальное лечение.

«СДВГ не лечится, но с ним можно жить»

Захарова Има Юрьевна, педагог-психолог, дефектолог, эксперт Центра лечебной педагогики, г. Москва:

«Очень часто СДВГ диагностируется ошибочно, и часто медиками прописываются психостимуляторы и антидепрессанты детям, которым это не нужно. Такое лечение отрицательно воздействует на физическое и психическое благополучие ребёнка.

Поэтому важно в первую очередь найти специалиста, который умеет отличать СДВГ от других проблем.

Как отличить именно синдром дефицита внимания и гиперактивности? Для этого диагноза характерны очень противоречивые формы поведения: «псевдоотсутствие», когда ребенок находится с вами и в то же время он мысленно не здесь, он выключен; импульсивные смены направления активности, отвлекаемость, неуправляемость. Это и описывают родители в наших историях.

Такое же поведение демонстрируют дети с дезорганизованной привязанностью, с трудностями сенсорной интеграции, например, с вестибулярной недостаточностью или с трудностями восприятия кинестетической информации от собственного тела (мышечно-суставное чувство). 

При выборе стратегии важно понимать, что лежит в основе трудностей поведения ребёнка. Дети с СДВГ, которые в своём исследовательском поведении могут так же выглядеть загнанными и импульсивными, отличаются от детей с нарушением привязанности тем, что, как правило, не склонны к частым несчастным случаям. Дети с нарушением привязанности, несмотря на болезненный опыт несчастных случаев, продолжают своё рискованное поведение, как будто так ничему и не научились.

Такое поведение часто бывает у детдомовских детей и у детей, за которыми присматривают посторонние, если значимые взрослые часто меняются, а также у детей, которым не оказывают должного внимания.

В этих случаях показана психотерапия и работа с травмой. 

Например, при пониженной чувствительности вестибулярной системы дети отличаются гиперактивностью, они постоянно говорят, всем действуют на нервы. Речь — это их инструмент компенсации. В таком случае лучше проконсультироваться со специалистом по сенсорной интеграции. Так же и в случае с пониженной мышечно-суставной чувствительностью, которая отвечает за восприятие собственной позы и движения.

«Гиперактивный ребёнок обманывает свою неспособность остановиться и задержаться на промежуточной ступени, постоянно используя скорость и центробежную силу», — пишет Улла Киплинг в своей книге «Сенсорная интеграция в диалоге». Он может затормозить своё движение, только врезавшись во что-нибудь или в кого-нибудь. Бьется посуда, ломаются вещи. С такими проблемами в поведении тоже хорошо обратиться к специалисту по сенсорной интеграции.

Следующее — что делать, если диагноз СДВГ поставлен и в нем нет никакого сомнения? Эффективен комплексный подход, который сочетает в себе: психотерапию/игротерапию, нейропсихологический подход, педагогический — возможно, разные поведенческие методики. Медикаментозная терапия назначается только по индивидуальным показаниям, когда нарушения когнитивные и поведенческие не могут быть преодолены немедикаментозными методами.

Что необходимо: рассказать родителям об особенностях импульсивного ребёнка, о важности устойчивых границ, которые определяет, конечно же, взрослый, о необходимости игры, ведь только в игровой форме можно добиться управления вниманием ребёнка, после чего уже будут возможны занятия с дефектологом.

Родителям, у которых ребёнку поставили диагноз СДВГ, я бы порекомендовала книгу Росс В.Грин «Взрывной ребёнок» — она учит тому, как надо общаться с импульсивным ребёнком и преодолевать конфликты.

И не стоит паниковать: диагноз СДВГ — не приговор. Если правильно его диагностировать, правильно составить психолого-педагогическую программу коррекции и поддержки родителей, то все можно преодолеть!

Эксперты:

Захарова Има Юрьевна

Подпишитесь на нас в фейсбуке:

Чем опасна интернет-зависимость

Психологи бьют тревогу и сравнивают феномен интернет-зависимости не иначе как с пристрастием к алкоголю и наркотикам. Поводы для беспокойства действительно имеются. Проводимые исследования на тему интернет-зависимости показывают, что при длительном и неконтролируемом нахождении в сети происходят изменения в состоянии сознания и в функционировании головного мозга. Постепенно это приводит к потере способности обучаться и глубоко мыслить.

Николас Карр, известный американский ученый-публицист, эксперт в области процессов управления и передачи информации, совместно с созданной им группой исследователей-психологов пришел к неутешительным выводам — быстрое и регулярное просматривание сайтов ведет к тому, что мозг человека утрачивает способность к углубленному аналитическому мышлению, превращая постоянных пользователей сети в импульсивных и не способных к интеллектуальной работе людей.

Однако нарушение мыслительных процессов и ухудшение памяти — не единственные негативные влияние интернета на человека. Окунаясь с головой в сети всемирной паутины, человек постепенно утрачивает навыки реального общения, что приводит к некой асоциальности. Зачем встречаться с друзьями, когда можно поболтать с ними по Skype, зачем с кем-то договариваться в живую или созваниваться, если можно просто отправить письмо по e-mail, зачем искать и покупать товар в обычных магазинах, когда можно приобрести что угодно, не выходя из дома… То есть описанные ранее как преимущества, все эти удобства при длительном и безальтернативном их использовании превращаются в проблему. Так начинают появляться сложности в общении с новыми людьми, а попадание в незнакомую компанию для интернет-зависимого человека и вовсе становится стрессовой ситуацией. Дальше человек замыкается в себе, что сказывается на работе или учебе, у него появляются проблемы со сном (избавиться от бессонницы без помощи специалиста для него уже не представляется возможным) и приемом пищи. Некоторых нездоровая привязанность к информационным технологиям доводит даже до самоубийства.

Кроме психических и мыслительных расстройств интеренет-зависимость опасна и возникновением физических заболеваний. Проводя чудовищно много времени у экранов мониторов, мы портим свое зрение (более подробно об этом можете узнать из статьи – «Ухудшение зрения при работе за компьютером»), у многих появляется тунельный синдром запястья. Интернет зависимость, которая сопровождается сидячим образом жизни, приводит к различным заболеваниям позвоночника и суставов (сколиозу, остеохондрозу, артрозу и т.д.), сердечно-сосудистым патологиям (тахикардии, аритмии, артериальной гипертонии, варикозу нижних конечностей и т.д.) и многим другим заболеваниям.

Интернет-зависимость может стать причиной нарушения отношений в семье (между родителями и детьми, а также между супругами). Кому понравится, что ребенок или вторая половинка днюет и ночует возле компьютера? Так ухудшаются отношения между родными и близкими людьми, и даже разрушаются семьи. Интернет-зависимость — проблема современного общества!

Надеюсь, я привел достаточно причин для того, чтобы вы хотя бы задумались о своем пристрастии к интернету? Если вы и без того уже давно заметили за собой непреодолимую тягу постоянно находиться в онлайне, вам безусловно пригодятся советы о том, как избавиться от интернет-зависимости. Однако о лечении и профилактике интернет-зависимости следует говорить после ее диагностирования. Поэтому для тех, кто еще пока сомневается, болен он или нет, наш «рассказ» о формах и симптомах этой чумы XXI века.

Стадии развития интернет-зависимости

  1. На первой стадии пользователь знакомится с интернетом, узнает о его возможностях и выбирает подходящий для себя вариант виртуальной реальности. Постепенно у человека формирует

    в сети, восполняющий ему тот недостаток общения или информации, которого ему не хватает в реальной жизни.

  2. Далее происходит отдаление от настоящей жизни, пользователь все больше времени начинает проводить в той реальности, которую он выбрал на предыдущей стадии. Время нахождения в онлайне увеличивается… Также на второй стадии формирования интернет зависимости, когда человек перестает использовать интернет для достижения жизненных целей, происходит перенос этих самых целей в виртуальную реальность. Например, одни люди знания, полученные в Сети, применяют в жизни, другие этими знаниями делятся тут же в интернете, используя корыстные цели (в хорошем смысле), хотят прославиться или

    , третьи же поднимают себе рейтинги в соцсетях (репутацию на сайтах и форумах и т.п.) или попросту самовыражаются. Так и развивается зависимость, когда само общение становится единственным, ну или предпочтительным способом достижения цели.

  3. Третья стадия стабилизирующая. Проблема очевидна, признаки и симптомы интернет зависимости на лицо, она плавно переходит в хроническую форму. Через некоторое время страсть к выбранному взаимодействию становится не такой выраженной, активность в сети гаснет. Человек возвращается в реальность, однако делает он это без всякого желания. Зависимость от интернета сохраняется, но уже в неактивной форме, и усиливается при стрессе или при появлении новых интересных тем.

Симптомы интернет-зависимости

Основными признаками, определяющими интернет-зависимость, можно считать следующие:

  • Вы ощущаете огромную радость перед каждым новым сеансом, а без доступа в интернет испытываете грусть и уныние.
  • Вас за уши не оттащить от монитора, и ни под каким предлогом не выманить на улицу.
  • Вы не ходите в гости, реже встречаетесь с друзьями, т.е. потихоньку теряете контакты с людьми в оффлайне.
  • Вы постоянно обновляете страничку в соцсетях, часто проверяете e-mail почту, аккаунт на сайте знакомств и т.д.
  • Обсуждаете компьютерную тематику даже с людьми, едва сведущими в данной области.
  • Вы теряете

    . Заглянув вроде бы по делу на несколько минут, вы зависаете в сети на несколько часов и не замечаете, как стремительно пролетает время.

  • Во время интернет-серфинга забываете о служебных обязанностях, учебе, домашних делах, встречах и договоренностях.
  • Сайты вы посещаете не с целью найти нужную информацию, а заходите на них бесцельно и механически.
  • Тратите немалые деньги на интернет, а также на обеспечение постоянного обновления, как различных компьютерных устройств, так и программного обеспечения. Еще и пытаетесь скрыть это от близких.
  • На физиологическом уровне вы чувствуете последствия длительного сидения за компьютером: боль в глазах, ломота в суставах, нарушение сна и режима питания.
  • Испытываете влияние информации из сети на ваше психологическое самочувствие — негативные новости или сообщения вызывают в вас бурю отрицательных эмоций, таких как ярость, печаль или тревогу.
  • Замечаете, как близкие люди все чаще начинают выражать свое возмущение по поводу того, что вы слишком много времени проводите в Интернете. И это является явным признаком интернет зависимости. Самому чрезмерную увлеченность интернетом заметить бывает сложно.

Профилактика интернет-зависимости и способы избавления от нее

Чтобы начать бороться с интернет зависимостью, прежде всего необходимо признать, что проблема существует и понять, что избавиться от нее вам никто не поможет (уж если вы решили, что к помощи психолога прибегать не будете, рассчитывайте только на себя).

Самый эффективный способ борьбы с интернет-зависимостью — вернуться в реальную жизнь и забыть о существовании интернета на несколько дней. Где вход, там и выход! Чаще выезжайте на природу, встречайтесь с друзьями, посещайте различные мероприятия, вспомните о давно забытом хобби, начните заниматься спортом, прочтите интересную книгу и т.д. Вы хотите перестать проводить в онлайн режиме так много времени? Тогда перестаньте! Вы же точно этого хотите, правда?

Если сейчас вы вообще не представляете своей жизни без социальных сетей, вам будет трудно сразу от этого отказаться. Для начала можно сократить время пребывания в них, а дальше, постепенно сворачивая активность, вы сможете свести до минимума свое там присутствие. Что касается людей то и дело проверяющих почту, здесь можно посоветовать установить для ее проверки определенные часы и строго следовать этому расписанию.

Бороться с интернет зависимостью, как и со всякой другой зависимостью, некоторые психологи считают бессмысленным занятием. По их мнению, работа с навязчивыми пристрастиями заключается не в борьбе как таковой, а в решении проблем существования — формировании новых связей, новых интересов, в конце концов, в поиске смысла жизни.

Говоря о причинах интернет-зависимости, мы выяснили, что часто люди «сбегают» в сеть от какой-то неудовлетворенности и проблем. Поэтому просто ограничить время в интернете будет мало, одновременно бороться надо и с причинами возникновения этих проблем. Взять, к примеру, сексуальную интернет-зависимость. Если человек погружается в сексуальное онлайн-рабство (женщины в основном выбирают виртуальный секс, а просмотр порно это уже прерогатива мужчин) по причине отсутствия партнера, следовательно, ему надо найти вторую половинку. Если вам не хватает общения, хватит седеть на форумах, ищите его в реальной жизни. Если вы человек застенчивый, начните бороться со своей застенчивостью, запишитесь на курсы ораторского мастерства.

Вы используете интернет для работы, но замечаете, что постепенно забываете о делах и переключаетесь на бестолковое времяпровождение? Начните засекать и анализировать время, проведенное в интернете. Подсчитайте сколько приблизительно минут или часов вы тратите на что-то важное и необходимое. Пусть это время будет вашим дневным минимумом. Каждый день, заходя в интернет, старайтесь уложиться в этот временной отрезок. Это даст вам возможность распределить рабочее время наиболее эффективно. Также в целях продуктивности деятельности и профилактики интернет зависимости рекомендую составлять список сайтов (можно в уме) которые надо посетить и тем нуждающихся в рассмотрении.

На многих сайтах советы, повествующие о том, как избавиться от интернет-зависимости содержат, на мой взгляд, довольно-таки странные рекомендации: «Попросите своего близкого или знакомого «запаролить» вашу страничку в соцсети или мессенджере и пусть он разрешает вам заходить туда лишь раз в неделю», «Попросите провайдера запретить вам доступ на сайты, где вы теряете попросту время». Если вам эти советы подходят и не кажутся странными, то используйте и их.

В нелегком процессе избавления от интернет зависимости важна поддержка близких людей. Чем больше семейного общения, которое будет заменять вам избыточное интернет употребление, тем лучше. И не стоит оправдывать свою немощность и неудачные попытки бороться с интернет-зависимостью тем, что все большее количество людей попадают в эти в «сети» и в этом нет ничего страшного. Старайтесь выплыть, даже если все вокруг тонут.

Дополнительные советы:

  • Составьте список с перечнем оснований, из-за которых вам стоит отказаться от чрезмерного использования интернета.
  • Если у вас нет в настоящий момент необходимости выйти в сеть, выключайте компьютер.
  • Не употребляйте пищу, сидя за компьютером, так вы сможете отвлечься от онлайн режима.
  • Отключите автоматические оповещения о поступлении на почту новых писем, если особой необходимости в них нет.
  • Скопируйте в отдельный фай или распечатайте страницы, которые содержат информацию, часто вами используемую, например, это может быть статья о том,

    . Так вы сократите визиты в Интернет, и у вас будет меньше соблазн рыскать по сети.

  • Если вы решили избавиться от интернет-зависимости, вам следует отрегулировать режим вашего сна.

На самом деле интернет несет огромную пользу, а эта статья является лишь предостережением, так что не следует делать выводы, будто Сеть безоговорочно опасна и вредна. Воспитайте в себе культуру интернет пользования, сделайте это царство безграничных возможностей средством для достижения целей и решения, реальных, а не виртуальных задач. Используйте Всемирную сеть для приобретения необходимых и важных навыков (например, для изучения английского языка или для обучения быстрой печати и т.п.) и получения информации имеющей практическое значение.

скорочтение

Пройти тест

Вверх