Может ли негативно сказаться на психике чрезмерное увлечение времяпровождением в социальных сетях, таких как Одноклассники, Вконтакте, Фейсбук или Твиттер? В статье мы рассмотрим этот болезненный для современного общества вопрос, и Вы можете ниже найти полезные советы и рекомендации, как же это увлечение обернуть на пользу, а не во вред.
Возможности социальных сетей
В социальных сетях пользователям открывается море возможностей – это и переписка с друзьями, родственниками или коллегами, и просмотр мультимедиа и полезной и не очень информации, и объединяться в группы по интересам, а так же делиться с окружающими последними новостями из своей жизни, главное – это все возможно делать в рамках одного сайта. Именно многофункциональностью и объясняется популярность таких ресурсов.
Но, несмотря на все вышеописанные неоспоримые преимущества, бед натворить сети могут немало. Утверждать, что социальные сети – только вред, невозможно с полной уверенностью. Если подойти к пользованию такими сайтами с определенной позиции, то можно извлекать из них пользу, с минимальным вредом. Но, риск навредить психике во время работы с ресурсами социального значения присутствует всегда.
Опасность, вред и риски мы рассмотрим далее.
Вызывают ли социальные сети зависимость?
Аддикция (пагубная привычка, привыкание, зависимость) социальной сети, к сожалению, велика, поэтому зависимость возникнуть может. Возникновение такой привязанности обусловлено несколькими факторами:
• Центры удовольствия, расположенные в нашем головном мозге, стимулируются во время работы в сетях. Приятные ощущения возникают во всякий момент, когда мы замечаем под своим фото или новостью позитивный отзыв, комментарий или «лайк». Позитивные эмоции – тоже стойкий «наркотик» и мало кто от них откажется, поэтому мы тянемся к их получению все чаще и чаще, поэтому и проводим больше времени за усовершенствованием своего профиля в сети.
• Платформы, рассчитанные на большое количество пользователей, устроены таким образом, что информация поступает небольшими порциями, к примеру, как в контакте. Пользователь может одновременно слушать музыку, общаться с друзьями, комментировать события, читать интересные посты, смеяться над анекдотами – дела несложные и осуществимые в комплексе. К такой доступности наш организм, точнее мозг привыкает точно так же, как к щелканью орешков или семечек. То есть, скорость и доступность – основные механизмы, удерживающие пользователей на подобных сайтах.
Читайте также: Человек и общество
• Сделали новое фото? Совсем не нужно бегать по всем друзьям и показывать все это – достаточно выложить фото в интернет и наслаждаться десятками, а то и сотнями комментариев друзей и знакомых. Согласитесь – все так удобно, что менять ничего не хочется.
• Плохое настроение, ни книжек, ни фильмов не хочется, а вот почитать в сети интересную статью очень даже то, которую даже искать не нужно – социальный интернет ресурс сам ее Вам предложит. Причины депрессии как ветром сдуло – мы отвлеклись на более «важные» события и новости.
Каков прямой вред от социальных сетей
Это же сплошной позитив – скажут многие, ведь удовольствия море, негатива минимум. Но, товарищи, на самом деле все шито белыми нитками и негативных последствий от таких приятных ощущений может возникнуть масса!
1. Понижение когнитивных способностей, а именно – снижение возможности длительной концентрации внимания на одном объекте. Мышление не может справляться с обдумыванием конкретной задачи – мы все время распыляемся на более мелкие вопросы. Детское мышление особенно подвержено такой деформации, благодаря пластичности психики юного поколения.
2. Зависимость от информации. Это проблема давняя, ранее касающаяся сети интернет в целом, а сегодня она надежно прописалась в многопользовательских ресурсах. Мы не можем нормально расслабиться без информации, мозг постоянно требует пищу, привыкнув получать ее ежедневно, в небольших количествах, подобно жвачке.
3. Стресси повышенная утомляемость. Впечатления сменяются, подобно цветам радуги – одно краше другого, а утомление вызывается даже от самой по себе работы за компьютером, даже, если Вы просто читаете шутки или смотрите картинки.
4. Снижение уровня IQ, замкнутость в себе. Если Вы сидите в соц. Сети и даже читаете на первый взгляд «умную» статью, это еще не значит, что мозг занимается полноценной интеллектуальной деятельностью. Вы просто что-то делаете, не обращая внимания на качество информации, подпитывающей Ваш мозг. Весь этот процесс напоминает набитый конфетами рот, причем, лакомства разных видов и сортов, как Вы думаете, легко ли почувствовать вкус каждой конфеты, если они превратились в единое месиво? Такое пичканье мозга превращает даже умного человека в замкнутого зомби. За постом про несчастную собаку, которую бросили хозяева на произвол судьбы следует веселящий рассказ о товарищах-неудачниках, а после лирического стихотворения Вы наталкиваетесь на пошлый анекдот – разве можно в таком калейдоскопе эмоций прочувствовать их все одновременно? Разве можно сразу испытывать сочувствие, разочарование, радость и грусть? Самое пагубное, что такое неполноценное получение эмоций может перенестись в реальную жизнь – мы не сможем оказать сочувствие тому, кто просит милостыню или порадоваться за свадьбы подруги.
Читайте также: Свободные отношения
Как минимизировать вред от социальных сетей?
Чтобы не навредить себе во время поглощения информации, общения и просмотра прочих интересных вещей, стоит действовать по такому алгоритму:
• Регулируйте время, отведенное на посещение социальных ресурсов. Совсем не обязательно заходить туда ежечасно, чтобы посмотреть, что там без Вас произошло. Лучше прогуляйтесь, сделайте уборку или нарисуйте картинку – пусть мозг немного отдохнет.
• Подумайте о том, сколько бы всего полезного Вы сделали, если бы не комментировали фотографии и не обсуждали события. Посчитайте, чего Вы себя лишаете из-за обыкновенного сайта! Чем читать о лечении фобии пауков или, грубо говоря, зачем же все-таки Карл украл кораллы у своей возлюбленной (шок!), займитесь самообразованием и совершенствованием – станьте немного лучше, освободитесь от ненужной привычки, осознайте, что это просто необходимо.
Рекомендации
В заключение, следует сказать, что не стоит вычеркивать социальные платформы из своей жизни – ведь такой разрыв может быть весьма болезненным, просто используйте те, возможности, которые считаете наиболее полезными – отыскать одноклассника, узнать о новинке кинематографии или прослушать любимую музыкальную композицию. Каждый может найти для себя что-то хорошее, а от плохого влияния отказаться навсегда.
Похожие записи
« Предыдущая запись
1) Почему эти статьи вообще появляются?
Видеоигры повсюду, но по-прежнему считаются в новинку и диковинку. Такие анахронизмы вводят людей в заблуждение, а причиной тому то, что у руля большинства ведущих СМИ стоит настоящая Старая Гвардия. Первый канал возглавляет Константин Эрнст, которому 52. Александру Любимову, генеральному директору РБК-ТВ 51 год. Алану Расбриджеру (Alan Rusbridger) из Guardian уже 60. Газету Times временно возглавляет Джон Уитроу (John Witherow), которому 53. В капитанской рубке Daily Mail сидит любитель крепкого словца 64-летний Пол Дакре (Paul Dacre) и будет там сидеть хоть до 90 лет. Тони Галахеру (Tony Gallagher), редактору Telegraph, всего 50. И как не упомянуть медиакорпорацию NewsCorp, управляемую 82-летним Рупертом Мердоком (Rupert Murdoch) и владеющую Times, Sun и Fox News. Примечательно, кстати, что единственной газетой, которая (почти) не пишет этой чепухи, является Independent, главным редактором которой является маленький крошка Амол Раджан (Amol Rajan), родившийся в 1983 году. Конечно, возраст – это не помеха видеоиграм, особенно учитывая, что первому поколению геймеров уже 60-70 лет. Однако, зачастую это значит, что СМИ управляет тот, чье детство не пришлось на эпоху компьютерных игр, а это касается и всего общества в целом.
Если смотреть с этой точки зрения, видеоигры остаются причудой, странной летающей сферой, прилетевшей из космоса. Нагнетающей страх и подозрение. Может, эта сфера в любой момент откроется и выпустит газ, который подчистую выкосит все человечество?! Мы должны сохранять бдительность и следить за всеми движениями этой непонятной штуковины.
Все это смахивает на псевдонаучную медицину, когда за эффективное средство принимают плацебо, а корреляцию – за причинно-следственную связь. Происходит какая-то трагедия, и СМИ тут же начинают валить всю вину на компьютерные игры, а в ситуации, когда в них играют подавляющее большинство молодых людей, газеты – безусловно – находят и ту, которая «всему виной». Они пропускают мимо глаз и ушей всю полноту вопроса и акцентируют свое внимание на ЖЕСТОКИХ ВИДЕОИГРАХ, затем ретроспективно ставят свой диагноз.
Эти статьи строятся в первую очередь на поверхностном убеждении, что игры буквально только что вторглись на территорию ранее чистого и непорочного общества, а следовательно, именно они и есть причина всех наших бед.
2) Про кого эти материалы?
Не про нас.
Давайте представим две разные ситуации. Допустим, некие ученые совершили прорыв в нанобиологии. Они обнаружили новый, более эффективный способ управляться с отдельными белками при помощи имплантации магнитных шариков. Это исследование привлекло немалый интерес и открыло массу возможностей для дальнейших экспериментов в этой области. Предполагается, что в конце концов все это приведет к серьезному прогрессу в иммунопреципитации. Затем пиарщики, работающие с этой исследовательской группой, начинают рассылать пресс-релизы в надежде, что эта история выйдет за пределы строго научного сообщества – чтобы повысить шансы на дальнейшее финансирование этих экспериментов. Хорошо, и что же мы видим в этом пресс-релизе? Готов поклясться, что в этом тексте не будет слова «иммунопреципитация», которое заменят на что-то вроде «лечение рака». Там будет написано, скорее, о вероятности успеха, чем о прямых результатах. Они скажут, что эти исследования, возможно, помогут покончить с болезнью Альцгеймера. А затем кто-то может намеренно извратить смысл пресс-релиза, написав «КРОШЕЧНЫЕ МАГНИТЫ БУДУТ УПРАВЛЯТЬ НАШИМИ ОРГАНАМИ!» или вроде того, вызывая панику по всему миру. И научно-технический прогресс замораживается еще лет на десять…
Если вы не работаете в научной области, то прочитав эту историю, возможно, задумаетесь. Заинтересуетесь. Вас начнут беспокоить эти коварные магниты, вы устремитесь проверять ингредиенты вашего лосьона для загара, потому что в прочитанной вами статье их перепутали с ноначастицами из серебра. Нет, это не делает вас глупым. И злодеем тоже не делает. Это значит, что вас дезинформировал кто-то заинтересованный в том, чтобы вы продолжали его читать. Эта статья написана не членом научного сообщества, она создана не для того, чтобы продвинуть науку вперед.
А теперь другая ситуация – со статьями о компьютерных играх. Они создаются для «ленивой» аудитории, которой не интересны видеоигры. Для аудитории, которая не заинтересована в том, чтобы о видеоиграх писали хотя бы с примерной точностью.
3) Это важно?
Да. Важно. Кстати, раз уж речь зашла о науке, то это важно и для нее тоже – вспомнить хотя бы идиотизм вокруг ГМО, который до сих пор преследует ученых, толкая прогресс на годы назад и меняя то, как они стали общаться с прессой и массовой аудиторией. Искажение истины может повлечь серьезные последствия.
Когда история об ужасной трагедии ловким движением пера превращается в малограмотную атаку на видеоигры и людей, которые в них играют, очень просто выйти из себя и начать рвать и метать. Как правило, их аргументы настолько глупы, что иной раз не понимаешь, как с ними спорить – заявления о том, что человек может превратиться в массового убийцу из-за игры (хотя этого не произошло с десятью миллионами других игроков), настолько нелогичны и иррациональны, что даже удары головой об стол возымеют лучший эффект, чем попытки спорить с этой бессмыслицей. И да, весьма печально, что они, пользуясь ложью, а то и полнейшей чушью, сеют страх среди плохо информированной прослойки населения, пытаясь убедить родителей, что их маленькие чада, поиграв в Rayman’а или Sonic’а, тут же отправятся убивать своих одноклассников, а затем свалятся от болезни сердца. Это глупо, вредно и… важно.
Важно, по той причине, что эта ложь скрывает важную правду. Наблюдая страшные злодеяния или недостойное поведение, мы виним в них видеоигры и закрываем глаза на истинные причины этих трагедий. Когда мы заявляем, что подростки совершают серьезные преступления из-за видеоигр, мы не в состоянии признать ту неблагоприятную обстановку, в которой они растут. Когда мы связываем игру в FPS со стрельбой в школах, насилие и жестокость, царившие в жизни убийцы, остаются вне нашего поля зрения. Когда мы сообщаем, что видеоигры стали причиной депрессии и психических заболеваний, а не наоборот, что чрезмерное увлечение игрой, например, в Call of Duty стало реакцией на депрессию и психические заболевания, мы отвергаем истинное положение вещей. Блокируем понимание и эмпатию. Это оправдывает нас, наши семьи, нашу культуру и обвиняет во всем нечто совсем неуместное – игры. Из-за этого мы по-прежнему игнорируем те неблагоприятные и опасные условия, в которых живут некоторые люди. Мы перестаем задавать сложные и трудные вопросы о том, что действительно приводит к таким последствиям.
И это работает в обе стороны. Говоря об играх в положительном ключе, мы преувеличиваем, а то и додумываем их пользу, снова уводя людей в сторону от действительно полезных занятий. Да, говорить неприятную правду – себе дороже. Но последствия сокрытия истины могут быть очень серьезными.
Наряду с этим есть и еще одна проблема – негативные эффекты от видеоигр действительно существуют, но их трудно разглядеть посреди всей этой околесицы. Ведущие СМИ бьют ложную тревогу, а истинную проблему никто не воспринимает всерьез. Ложь, льющаяся из мониторов и газетных страниц, может быть и в самом деле опасной для геймеров.
Есть мнение, что они делают это умышленно, тем самым, маскируя ошибки системы… Поэтому да, это очень важно.
4) Как нам реагировать на это?
Самое важное – читая эти спекулятивные и сомнительные истории, мы должны быть хорошо информированы. Допустим, вам встречается статья о том, что огурцы могут вызывать болезнь Паркинсона. Ознакомившись с материалом, на котором основана эта статья, вы неизбежно замечаете, что ничего такого там и рядом не лежало. Со статьями о компьютерных играх та же самая история. Когда вы слышите подобные заявления, начинайте искать правду. Оно того стоит. И не себя ради, а для того, чтобы эту правду знали другие.
На днях у меня состоялся разговор об убийстве мальчика по имени Джеймс Балджер, которого, по словам собеседников, убили именно из-за видеоигр, и я (спокойно) рассказал о том, в каких ужасных условиях воспитывались два ребенка, убившие его, и всю сложную подоплеку этой ужасной ситуации. (И это уже игнорируя тот факт, что в начале 90-ых – т.е. в то время, когда произошел этот страшный случай – видеоигры еще не успели попасть под прицел крикливых СМИ, и все тумаки сыпались на так называемые «видеомерзости»). Уже сама осведомленность в том, что эти истории выставляются в ложном свете, делает вас защитником правды.
А вот слепую оборону занимать не стоит – это крайне важно. Позитивные статьи о компьютерных играх тоже, бывает, строятся по схеме «корреляция становится причинно-следственной связью». Мы говорили об этом много раз и скажем еще – если игры влияют на нас плохо, мы хотим знать, почему это происходит, и рассказываем об этом. Правду говорить важно, какой бы она ни была.
Кроме того, читая новости или научные статьи, которые затрагивают тему видеоигр, имеет смысл развивать своего рода рефлекс. Столкнувшись с очередной заметкой, начинайте задавать правильные вопросы, крутите и переворачивайте предположения так и сяк, дабы проверить, как быстро они развалятся и развалятся ли вообще. Взять, к примеру, недавнюю статью Independent, в которой утверждается, что согласно одному исследованию, причиной депрессии у детей может стать «чрезмерное просиживание у экрана», будь то просмотр телевизионных программ или компьютерные игры. Переверните это предположение вверх тормашками и, скорее всего, получите более вероятный сценарий. Согласитесь, имеет смысл задать вопрос в духе: «Может, именно депрессия заставляет детей подолгу сидеть у экрана?». Порядок может быть любым, но тот факт, что исследователи проигнорировали – в том числе, и в результатах эксперимента – заданный мною вопрос, кажется чертовски важным. (Не то чтобы я такая важная персона, мнение которой нужно спрашивать по любому поводу, но они же ученые и обязаны рассмотреть изучаемый вопрос с разных сторон). Есть ли другие обстоятельства, из-за которых ребенок тратит аж четыре часа в день, сидя перед экраном монитора? Есть ли между ними что-то общее? В каких условиях живет ребенок, если он может преспокойно проводить столько времени перед монитором? И могут ли эти факторы привести к депрессии и чувству тревоги? По факту, может ли быть так, что в домах, где детям представлена какая-то альтернатива (или альтернативы), которая исключает саму возможность того, что ребенок может провести четыре часа перед экраном, появление депрессии и чувства тревоги гораздо менее вероятно – хотя бы за счет более активного общения с семьей, более активного интереса со стороны родителей и поощрения большего количества социальных навыков?
На самом деле, это очень простые вопросы, благодаря которым можно проверить плохо продуманное исходное суждение. Потому что в нем подразумевается, или даже утверждается, что депрессия вызвана именно пребыванием у экрана монитора. И ни слова ни о чем другом.
Опять же, в этом случае обвиняется явление, совершенно не относящееся к делу, а вещи, которые могут повлиять на воспитание ребенка, игнорируются. Но если бы исследование затронуло более активных детей с широким кругом интересов и показало, что эти чада проявляют меньше признаков депрессии и чувства тревоги, это могло бы стать полезной информацией для родителей. Оно бы могло предложить полезные и позитивные действия. Но вместо этого оно слепо обвиняет и не делает сколько-нибудь разумной попытки найти адекватную причинно-следственную связь. Оно не в состоянии признать, что видеоигры, возможно, могут принести пользу в самых разнообразных ситуациях. А могут и не принести. Мы же не знаем, потому что никто не задал правильных вопросов. Мы сами должны их задать.
Итак…
В конце концов станет лучше. И не в последнюю очередь по той причине, что в будущем появится другое явление, на которое будут вешать всех собак. Не удивляйтесь, если в один прекрасный день вы включите телевизор и увидите знакомое медийное лицо, которое будет защищать компьютерные игры в свете какого-то нового зла.
Вскоре подрастут журналисты, которые росли в окружении видеоигр и сами играли в них. Они будут писать для читателей, которые росли в окружении видеоигр и сами играли в них. Да, мы часто слышим заявления о том, что компьютерные игры разрушают умы своих игроков, но это лишь по той причине, что компьютерные игры везде и всюду, и тот факт, что подавляющее большинство геймерских умов так и остались неразрушенными, вскоре будет очень сложно отрицать.
Самое разумное сейчас – это вооружиться фактами. Задавать вопросы и требовать ответы.
-
Минкульт может запретить PacMan
-
Открытая бета MOBA-игры Prime World
-
Социальные игры Oculus VR и Samsung
Роль компьютера в современной жизни
Персональные компьютеры, или ПК – это современные электронно-вычислительные машины, ведущие свою историю с 1946 года, когда учёными Пенсильванского университета для задач армии США был создан компьютер ENIAC — Electronic Numerical Integrator and Computer, который в качестве числового интегратора и вычислителя был предназначен для программирования на решение сложных вычислительных задач.
Интересно!
Строительство первой ЭВМ потребовало полумиллиона долларов, а вес агрегата составлял 28 т.
В качестве персонального устройства ЭВМ «пошла в массы» с 1973 года с разработки компанией Xerox первого компьютера, который имел графический интерфейс и метафору рабочего стола. К этому периоду относится и открытие мировой сети, без которой пользу современного компьютера трудно представить. А с 1976 году с легкой руки Стива Джобса более удобный пользовательский вариант персонального компьютера Apple I получил распространение уже по всему миру.
С каждым годом ускоряется научно-технический прогресс, электроника становится более совершенной. С этих пор компьютер стал неотъемлемой частью как работы, так и быта человека.
В век информационных скоростей бесценная польза компьютеров в том, что они разгружают человека от работы рутинного характера: современные программы оптимизируют не только рабочие процессы и производительность труда, но также помогают оперировать большими объемами информации, обеспечивая человеку доступ к ней, обработку и хранение в виде документов, иллюстративного и видеоматериала.
Польза компьютера для человека
Компьютеры стали неотъемлемой частью жизни людей:
- Подобно телевидению и мобильной связи, нет ни одной сферы жизни, которая бы с пользой не применяла компьютерные разработки: при помощи компьютера возможности человека невероятно расширяются. Например, в медицине ПК применяют в качестве инструментов диагностики и лечения различных патологий. В архитектуре без пользы применения компьютеров сложно представить проектные работы.
- С помощью свойств глобальной сети компьютер позволяет, прежде всего, ускорять поиск полезной информации: достаточно ввести запрос в поисковую строку браузеров А использование специальных сервисов автоматического перевода позволяет получать быстрый доступ к большим объемам информации на всех языках мира.
- Неоценима польза компьютера и как инструмента передачи информации. К примеру, в СМИ публикация или подача в эфир новости с момента ее появления осуществляется за считаные минуты.
- Вместе с увеличением скорости распространения информации увеличивается и скорость жизни и необходимость организации работы, в связи с чем существует много полезных сервисов управления проектами, позволяющими выполнять текущие задачи как на предприятии, так и в быту.
- Компьютер также служит инструментом коммуникации и развлечения, позволяя людям:
- связываться и общаться на больших расстояниях в режиме реального времени;
- с пользой проводить досуг через доступ к любимой музыке, фильмам и играм;
- совершать покупки без посещения магазинов, заказывать туры и покупать билеты – прямо из дома;
- расширять социальные связи с помощью соцсетей, мессенджеров и других сервисов, что является особенно полезным для людей с ограниченными возможностями.
Чем вреден компьютер
Человечество научилось решать проблемы вреда воздействия электротока или электромагнитного излучения. Однако работа с компьютерной техникой бросает новые вызовы безопасности людей, которые связаны не только с физическим, но и с психическим здоровьем.
Вред злоупотребления временем за монитором компьютера вне зависимости от того, подготовка ли это отчета по работе или отдых с помощью увлекательной игры, отрицательно влияет на качество жизни.
Проблемы экологичности стоят на первом месте при обсуждении вопроса вреда работы за компьютером.
Основные факторы рисков:
-
Перенапряжение
: кроме влияния мерцания мониторов на мышцы хрусталика, провоцирующего их чрезмерное напряжение и вред «сухих глаз», катаракты, воздействие излучений компьютера также сказывается на организме в целом и может проявляться в головных болях, бессоннице, перевозбуждении мозга.
-
Проблемы с позвоночником
. Длительное сидение в одной позе с неравномерным распределением нагрузок на мышцы и диски позвоночника несет вред заболевания сколиоза и остеохондроза, невралгий, а также нарушений работы органов всего организма.
-
Тоннельный синдром
. Однообразие работы мышц руки и кисти за клавиатурой или мышью компьютера приводит к возникновению болевых ощущений, онемения, отечности и покалывания кисти и пальцев.
-
Гиподинамия
. Отсутствие полезной двигательной активности провоцирует вялость, рассеянность, бессонницу, несет вред ослабления иммунитета.
-
Зависимость
. Замещение реальной жизни виртуальной из-за чрезмерного использования интернета для развлечения и общения грозит смещением ценностей и психологическими проблемами утраты смысла.
-
Вред воздействия на детскую психику
. Свободный доступ к материалам порнографического, агрессивного содержания, ненормативной лексики и прочее может серьезно сказаться на нормальном психическом развитии ребенка.
Читайте также: Инфракрасные лучи: польза и вред, действие на организм человека
Польза и вред компьютера для детей
Высокие технологии увеличивают пользу применения компьютера для развития у детей дошкольного возраста:
- абстрактного и образного мышления;
- концентрации внимания и памяти;
- координации глаз и рук;
- творческих способностей – например, при сочинении собственных мелодий или рисовании с помощью мыши компьютера;
- познавательных способностей, помогая знакомству с окружающим миром.
Грамотный выбор развивающих игр для компьютера приносит детям пользу в развитии.
Компьютер все больше входит в учебный процесс, заменяя традиционные учебники, что очень удобно благодаря свойству электронных средств сжимать информацию, в отличие от привычных бумажных носителей, а польза интерактивных и мультимедийных возможностей позволяет школьникам, с одной стороны, увеличивать интерес к информации, а с другой, расслабляться и снимать вред воздействия факторов стресса.
В то же время неграмотное использование компьютера может привести ребенка к неспособности ориентироваться в информации и правильно организовывать время у монитора.
При постоянном сидении за компьютером польза этого уникального устройства оборачивается вредом здоровью:
- монитор может вызвать головную боль, ухудшить зрение и спровоцировать остеохондроз;
- компьютерные игры способны негативно повлиять на психическое равновесие детей, вызывая раздражительность и капризность – особенно если сюжет игры содержит элементы насилия и жестокости;
- чрезмерное увлечение социальными сетями и другими сервисами развлечения может грозить вредом компьютерной зависимости, ведущей к потере интереса к реальному миру.
Современным детям не нужны объяснения, какую пользу им несет компьютер: интуитивно они с компьютером на «ты», поскольку информационные технологии – это естественная среда их развития. Недаром они, в отличие от родителей, зачастую намного быстрее осваивают электронные средства.
И поэтому любые искусственные запреты на пользование компьютером принесут больше вреда, чем пользы. Однако польза влияния родителя незаменима в воспитании интересов ребенка, правильного отношения к предметам, в развитии навыков грамотной организации своего времени и структурирования ценностей, в которых значимость электронной машины не будет занимать ведущее место.
С какого возраста ребенка можно допускать к компьютеру
В первые годы жизни ребенок познает мир с помощью тактильных ощущений: ощупывая различные предметы, он пребывает в постоянном процессе познания их свойств. Компьютер для него является таким же предметом познания, к которому начинает проявляться интерес уже примерно с 2,5 лет. Поэтому серьезное «знакомство» с компьютером нужно начинать по завершении этого этапа развития, примерно с 4 – 5 лет.
Важным моментом будет подбор качественных развивающих игр: маркировка рекомендованного возраста обычно указывается на диске.
Сколько детям разрешается сидеть за компьютером
Рекомендации психологов и исследователей в области эргономики говорят о целесообразности регулировать времяпровождение ребенка у компьютера: до 5 лет общение с ПК нужно ограничить до 10 минут в день; к 6 – 7 годам — постепенно довести до 20 – 25 минут. А в период от 7 до 10 лет можно увеличить полезное время за компьютером до полутора часов, с перерывами каждые 15 – 20 минут.
Для этого может пригодиться полезная функция «родительского контроля».
Пользование Интернетом должно проходить под присмотром взрослого: не в роли контролера и ограничителя, а в качестве помощника по организации работы с информацией различных видов.
Правильная организация компьютерного места
Обсуждение пользы и вреда компьютера в первую очередь связано с вопросом правильной организации рабочего пространства. Создание условий для удобного положения тела за компьютером будет полезным для здоровья в целом:
- Монитор устанавливают в угол комнаты или так, чтобы задняя панель была развернута к стене.
- Для того чтобы избежать бликов, полезным будет повернуть монитор компьютера под прямым углом по отношению к источнику света. Освещение при этом нужно сделать комфортным. Лучи не должны попадать прямо в глаза, чтобы избегать вреда дополнительного напряжения зрения.
- Экран компьютера нужно разместить на линии глаз или ниже: длительное положение с приподнятой головой создает вред напряжения шейно-грудного отдела позвоночника. Оптимальным будет расстояние от монитора до глаз в 60 — 70 см: это дальше, чем в случае обычного чтения.
- Ждущий режим монитора следует использовать в оправданных случаях – но не постоянно.
- В офисе, рассчитанном на несколько рабочих мест, компьютеры располагают так, чтобы расстояние между ними составляло примерно 1,5 – 2 м. При этом запрещено располагать компьютеры экранами напротив.
- Компьютер должен быть заземлен.
- Пространство под столом должно обеспечивать вытягивание ног, чтобы устранять вред усталости от длительного сидения.
- Кресло для компьютера должно обеспечивать естественное положение ног и поддержание спины прямой: ступни при этом располагаются на полу, а бедра находятся параллельно линии пола.
- Офисное кресло должно иметь спинку, свойства которой обеспечивают опору поясничному и грудному отделу позвоночника. При этом небольшая выпуклость спинки на уровне средних поясничных позвонков обеспечивает пользу их фиксации в правильном физиологическом изгибе. При отсутствии выпуклости для профилактики остеохондроза будет полезным использовать небольшую диванную подушку под спину.
- А плавающий наклон спинки кресла обеспечит такое изменение положения спины, которое принесет пользу в устранении напряжения от однообразной позы тела во время работы.
Читайте также: Польза и вред катания на самокате
Правила работы за компьютером
Рисков для психического и физического здоровья действительно много, поэтому при работе с компьютером во избежание возможного вреда важно придерживаться техники безопасности.
- Первым делом следует обезопасить глаза от вреда воздействия монитора из-за того, что наше зрение имеет свойство улавливать самую мелкую пульсацию, мерцание, реагировать на синее излучение. Поэтому лучше использовать мониторы высокого разрешения, свободные от мерцания, а перед началом работы пользу принесет правильная настройка цветовой палитры, с тщательным подбором синего и красного спектра.
- При работе с текстами на бумаге нужно подвигать листы максимально близко к экрану: так снизится амплитуда частых движений головы и напряжение глаз от постоянного перевода взгляда.
- Важно соблюдать осанку: спину и шею нужно выпрямить, плечи расслабить, ноги удобно расположить на полу, а кисти с предплечьями держать на одной линии. Такое положение позволяет минимизировать вред для здоровья позвоночника от напряжения шеи и предплечий.
- Режим активности. Длительная работа на компьютере требует 10-минутных перерывов, делать которые будет полезным каждый час. Отдых лучше проводить активно: выполнить приседания, наклоны, разминку для рук и глаз. Примеры упражнений для глаз на снятие напряжения — движения вверх и вниз, справа налево, по кругу. Пользу принесет и смена фокуса: по 15 секунд смотреть то на дальний предмет, то на вытянутый указательный палец. Полезные свойства контрастных компрессов (холодный сменяется горячим) и примочек из чая и трав, в том числе и в виде кубиков льда, помогут также расслабить глаза после работы с монитором.
Пользу принесет и питание, богатое витамином А (бета-каротином).
- Для снижения вреда воздействия электромагнитного излучения помощь окажут специальные очки для компьютера с нанесенным на линзы защитным напылением; кроме тогво время работы следует находиться подальше от системного блока.
- В качестве профилактики от вреда «информационного мусора» пользу принесут, «компьютерные выходные», во время которых следует исключить или максимально минимизировать работу с гаджетами.
- При использовании периферийных устройств компьютера также полезным будет соблюдать правила гигиены:
- вентиляторы имеют свойство раздувать пыль, которая затем оседает на мониторе и поверхности;
- мышка и клавиатура служат источниками бактерий и требуют поэтому регулярной протирки специальными очищающими салфетками и антистатиками;
- после работы также нужно мыть руки.
Внимание!
Работа сидячего характера требует уделять минимум 1 час в день прогулкам и физическим тренировкам.
Заключение
Польза и вред компьютера определяются разумным к нему отношением. Чтобы минимизировать риски для здоровья необходимо следовать правилам безопасности и регулировать частоту и время использования устройства.
Была ли Вам данная статья полезной?