Советы женщинам!
ЛедиВека.ру » Без рубрики »

Как научить ребенка управлять своими эмоциями: рекомендации для родителей

Как научить ребенка управлять своими эмоциями: рекомендации для родителей
logo

Многие современные родители хотят для своих детей только лучшего, поэтому заранее выбирают детский сад, школу, университет и другие учебные заведения, которые помогут развить способности ребенка и открыть все грани его потенциала. Наряду с беспокойством о будущем своих детей родители часто пытаются оградить их и от любых негативных эмоций, однако забывают, что не смогут всегда находиться рядом с детьми и обеспечивать их защиту от негатива в более старшем возрасте. Именно поэтому нужно обучать детей не только языкам и математике, но и эмоциональной гибкости, которая поможет им решать трудные задачи по мере взросления.

На эффективность обучения детей управлению собственными эмоциями влияют следующие факторы:1. Личный пример.2. Выражение чувств.3. Поддержка.4. Автономность ребенка.5. Чуткость родителей.

Личный пример Дети мгновенно воспринимают окружающую информацию, но не умеют анализировать ее, поэтому стремятся повторять все, что видят. Это касается не только хороших или плохих поступков, но и проявления эмоций. Родителям следует контролировать собственные эмоции и спокойно реагировать на действия ребенка, чтобы определить причину его поведения и найти оптимальный способ решения проблемы. Не стоит отрицать плохие или болезненные эмоции — нужно объяснять ребенку причины их проявления.

Выражение чувств Мальчики не плачут — это убеждение прочно зафиксировано в памяти родителей и не хочет отпускать их понятия о мужественности и силе, однако оно приводит лишь к страху детей проявлять слабость в виде неприятных для них эмоции. Также не стоит занижать значимость детской печали и разочарования. Взрослому человеку возникшая ситуация может показаться слишком незначительной, чтобы всерьез расстраиваться из-за нее, но у детей нет богатого жизненного опыта, потому им важны даже несущественные детали. Необходимо давать детям свободу в выражении эмоций и возможность встретиться с ними лицом к лицу. Такой подход поможет ребенку обрести свой жизненный опыт, который в дальнейшем защитит его от стрессов.

Поддержка Чувства любви, заботы и защиты нужны детям не только в младенчестве, но и в более старшем возрасте. Взрослые люди стремятся именно к этим чувствам при создании семьи. Ребенку крайне необходима поддержка со стороны родных людей. Он должен знать и чувствовать, что его любят и ценят несмотря на его трудности с контролем эмоций. В процессе взросления ребенок познает всю гамму чувств, включая печаль и гнев. Он учится распознавать и понимать свои эмоции, поэтому родители должны поддерживать своего ребенка, объяснять ему причины и значение испытываемых им чувств.

Автономность ребенка Самостоятельность ребенка крайне важна для его дальнейшего развития не только в учебе, но и в нравственном ключе. Чтобы развить автономность, нужно ценить личные качества ребенка — страсть к лепке или рисованию, а не желаемые — успехи в математике, языках, спорте. Следует предоставить ребенку свободу действий в разумных пределах. Возможность самостоятельно выбрать себе одежду или игрушку поможет ему почувствовать себя уверенно и самоутвердиться в рамках семьи. Если в определенный момент родители ограничивают ребенку свободу выбора, то стоит аргументировать свое решение и объяснить ситуацию понятным языком без ультиматумов или приказов.

Чуткость родителей С высоты жизненного опыта взрослых людей не всегда видно, что эмоции или проблемы ребенка в определенный момент имеют особое значение. Память человека не может сохранить все, поэтому родители не помнят как чувствовали себя в возрасте своего чада или в такой же ситуации. Но понимание переживаний ребенка просто необходимо. Чуткость на примере родителей помогает детям вырасти добрыми и отзывчивыми людьми, способными замечать несправедливость со стороны окружающих. Благодаря эмоциям дети нарабатывают собственный жизненный опыт и учатся строить социальные связи. Родителям нужно лишь направлять своих детей и объяснять, что не стоит бояться эмоций, ведь они быстро проходят и преподают свои уроки, которые помогают преодолевать жизненные трудности.

Загрузка…

Как обучать ребёнка эмоциональному интеллекту?

1. Регулируйте свои собственные эмоции. Показывайте хороший пример.

Когда ребёнок находится во власти чувств и эмоций, даже самые разумные родители часто начинают выходить из себя, вместо того, чтобы помочь ребёнку лучше разобраться в том, что с ним сейчас происходит. Пожалуйста, запомните: когда ребёнок охвачен сильными эмоциями, ему нужна ваша поддержка и помощь, чтобы он научился лучше себя понимать и управлять своими состояниями. Им нужно чувствовать рядом сильного, спокойного, уверенного родителя.

Дети не всегда будут делать то, что вы им говорите. Но они всегда будут делать то, что вы сами делаете. Дети учатся управлять своими эмоциями у нас, взрослых. Когда мы остаёмся спокойными в сложных эмоциональных ситуациях с ребёнком, то он получает от нас сингал, что ничего страшного не происходит, всё под контролем. Вы можете в этот момент представить себя большим глубоким глиняным сосудом, который сейчас способен в себя вместить любые детские эмоции.

Наше спокойствие во время эмоциональной детской бури учит детей тому, как можно управлять своими чувствами и успокоить себя.

Многие из нас довольно хорошо справляются со своими чувствами и эмоциями, когда дело касается разных ситуаций вне дома (публичные места, работа, отношения с друзьми). Но как только дело касается ребёнка, то мы очень быстро выходим из себя и теряем контроль над своими эмоциями: кричим, ругаемся, обвиняем, хлопаем дверями, угрожаем, иногда применяем физическую силу… Важно понимать, что всё это н и ч е м у хорошему ребёнка не учит. Наоборот, мы падём ему таким образом плохой пример.

Очень важно в отношениях с ребёнком оставаться спокойным и уравновешенным, потому что вы постоянно показываете вашему ребёнку пример того, что можно и что нельзя делать в отношениях с другим человеком.

Как обучать ребёнка эмоциональному интеллекту Обвинения, крики, угрозы и наказания не принесут вам нужных результатов. Возможно, вам будет легче, потому что вы «выпустили пар», но ребёнок в такой ситуации ничему не научится. Ему нужны понятные (а маленьким детям – многократные) объяснения и правила, четкие границы дозволенного, которые поддерживают все взрослые, проживающие с ребёнком, последовательное поведение с вашей стороны, спокойствие, уважение и обязательно эмпатия (сопереживание).

«Моя хорошая. Я знаю, что тебе тяжело сейчас закончить эту игру, но ты сможешь поиграть в неё завтра. Сейчас нужно попрощаться с игрушками, вот так «До свидания игрушечки, до завтра». Я понимаю, что ты расстроена и что хочется ещё, но сейчас время укладываться спать. Нужно, чтобы у нас ещё осталось время почитать, верно? Что мы будем с тобой читать сегодня? Пойдём, выберем».

«Сынок, ты знаешь, что у нас дома есть правило: Не прыгать на диване. Прыжки ломают диван. Если он сломается, нам придётся его выкинуть, а мы его очень любим. Я вижу, что тебе сильно хочется попрыгать. Давай мы положим подушки от дивана на пол и ты можешь попрыгать на них. Давай это сделаем вместе, помоги мне. На диване больше не прыгай, пожалуйста. Можешь сам в следующий раз положить диванные подушки на пол».

2. Разрешайте ребёнку проявлять любые эмоции. Ограничивайте только его нежелательные действия

 Конечно, необходимо ограничивать ребёнка в определённых действиях, которые могут нанести вред ему, окружающим людям или каким-то вещам. Например, ребёнку нельзя переходить дорогу, не держа вас за руку, нельзя бросать еду на пол, толкать сестру, играть стеклянными или острыми предметами и т.д. В любой ситуации, в которой поведение вашего ребёнка недопустимо, сформулируйте правило, дайте объяснение, установите ограничение, предложите альтернативу, если это возможно.

Ограничивайте ребёнка в действиях, но при этом позволяйте ему проявлять свои чувства и эмоций в связи с наложенным запретом (разочарование, досада обида, злость, недовольство).

Детям необходимо показать нам, как они себя чувствуют и им важно, чтобы мы это увидели и услышали. Вместо того чтобы отправлять ребёнка «в свою комнату успокоиться» (таким образом, вы оставляете ребёнка один на один с этими сильными и пугающими эмоциями), прижмите его к себе, оставайтесь рядом, покажите, что понимаете его, скажите ему мягким и уверенным голосом: «Понимаю, ты сейчас очень разозлилась и расстроилась, это нормально, я тебя понимаю. Всё будет хорошо, вот увидишь, ты справишься».

Когда ураган эмоций пройдёт и ребёнок успокоится, он почувствует более глубокий эмоциональный контакт с вами, потому что вы поддержали его и помогли ему в сложный момент пережить это внутреннее «торнадо».

Ваша задача – помочь ему успокоиться. А вот когда ребёнок уже успокоился с вашей помощью, вот тогда наступает время объяснить ему, что, например, грубые слова говорить не нужно, потому что это очень обидно. Вместо этого можно сказать «Я ужасно злюсь на тебя» и, например, потопать ногами (подробно о том, как помогать ребёнку справляться с гневом я рассказываю на курсе «Детская агрессия и грубость. Помогаем ребёнку справляться».)

Объясняйте ребёнку правила и обучайте его на будущее после того, как он успокоится, а не во время его эмоциональной бури.

С вашей помощью он научится быстрее справляться со своими сильными чувствами и не будет ощущать себя отверженным и одиноким. Принятие чувств ребёнка и поддержка его в трудную минуту — первый шаг на пути к тому, чтобы он научился сам управлять своими чувствами.

3. Постарайтесь разобраться, какие чувства и потребности являются причиной нежелательного поведения ребёнка

Все дети хотят теплых и хороших отношений со своими родителями. Без исключения. Они хотят быть хорошими в наших глазах и чувствовать наше одобрение. То, что мы называем «плохим поведением» происходит из-за сильных чувств и эмоций, с которыми ребёнок не в состоянии справиться, а также потому, что некоторые важные потребности ребёнка не удовлетворяются.

Если вы не обращаете внимание на то, что на самом деле стоит за нежелательным поведением ребёнка, то его поведение может со временем становиться просто невыносимым.

 Пример 1:

Ребёнок «плохо себя ведёт»- капризничает утром перед садиком.

Настоящая причина такого поведения – ребёнок не хочет расставаться с мамой.

Вместо того чтобы ругать ребёнка за капризы, угрожать или повышать голос, покажите, что понимаете настоящую причину его поведения:

«Я понимаю, что тебе сегодня с утра совсем не хочется расставаться с мамой. В садике много всего хорошего, но ты по мне всё равно скучаешь. Давай я тебя заберу сегодня пораньше из садика, и заобнимаю тебя вот так вот… а потом защекочу ещё вот так вот… а потом ещё зацелую вот так вот … А потом мы придём домой и во что-нибудь вместе поиграем. Договорились?» Пример 2:

2) Ребёнок «плохо себя ведёт» – упрямится, не хочет слушать ваши объяснения, хочет всё сделать сам, хотя пока у него это не очень получается.

Истинная причина такого поведения – желание почувствовать свою значимость и важность.

Вместо того чтобы внушать ребёнку, что у него «всё равно ничего не получится» без вашей помощи и ругать за то, что он хочет все сделать сам, скажите:

«Понимаю, что тебе всё это хочется сделать самому. Замечательно. Очень хорошо, что ты хочешь всё попробовать сделать сам. Если тебе нужна будет моя помощь, просто позови меня, я тебе с радостью помогу.» Пример 3:

Ребёнок утром «плохо себя ведёт», не в настроении, плачет и капризничает.

Настоящая причина такого поведения – очень поздно лёг вечером спать, не выспался.

Вместо того чтобы ругать ребёнка, что он «ноет с утра пораньше», скажите:

«У тебя такое настроение, моя хорошая, потому что ты вчера поздно легла спать и не выспалась сегодня как следует. Думаю, нам нужно стараться раньше ложиться спать по вечерам. А пока давай мы с тобой просто поваляемся вместе и я тебе почитаю интересную книжку.»

Продолжение следует…

Если вам понравилась эта статья, пожалуйста, поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей слева.

И, как всегда, буду рада вашим комментариям к этой статье. 

Другие интересные статьи:

Другие интересные статьи:

  • Ты права, мама! »
  • Как правильно хвалить ребёнка? »
  • А Вы умеете говорить с вашим ребёнком, как с другом? »
  • Как наказать ребенка? »
  • Простые способы помочь ребенку справиться со злостью »
  • Как помочь ребёнку быть самостоятельным? »
  • Как правильно делать замечания ребенку? »
  • 8 важных подсказок, как ребенку стать более организованным »
  • К полному списку статей »

А нужно ли контролировать эмоции?

Вы наверняка знаете, что все люди делятся на психотипы.

И, если, к примеру, экстроверты моментально обрушивают свои эмоции на другого человека, действуя абсолютно необдуманно и часто во вред себе, то интроверты остаются закрытой книгой, пряча все чувства внутри.

Часто люди даже не желают учиться управлять гневом или усмирять зависть, или контролировать злость, или гасить тревожность, списывая все на: «Смиритесь! Такой уж у меня характер!».

Естественно, обвинить в своих проблемах и трудностях врожденные данные гораздо проще, чем пройти курс: «Как управлять эмоциями» и приложить небольшие усилия.

Не стоит недооценивать разрушающую силу негативных чувств.

Психологи уже давно описали, в чем их опасность для человека:

  1. От простого возбуждения до состояния аффекта не такой уж большой путь, как вам может показаться на первый взгляд.

    Подумаешь, разозлились вы на мужа, который в очередной раз зашвырнул свои носки не в корзину для грязного белья, а под кровать. Накрутили себя и побежали выяснять отношения.

    А муж вместо стандартного: «Извини!» буркнул что-то типа: «Возьми и сама убери, мне они не мешают».

    Хорошо если все выльется в банальную ссору, а не закончится криминалом.

    Большинство бытовых преступлений происходит из-за мелочей.

  2. Неумение контролировать эмоции приведет к проблемам с окружающими.

    Даже если вас очень любят ваши родители, друзья, муж/жена, коллеги, то рано или поздно они устанут от вашей неуравновешенности, а значит, вы рискуете остаться в одиночестве.

  3. Если вы не смогли сразу совладать с негативной эмоцией и носили ее некоторое время в себе, то она оставила свой след.

    С каждым новым негативом след начнет увеличиваться, и вскоре вы будете окружены отрицательной энергией, а эта гадость, как известно, еще никому ничего доброго не принесла.

  4. Неумение контролировать эмоции – один из признаков психических нарушений человека.

    Да-да, как бы страшно это не звучало.

    Одно дело, если вы раз вспылили, а совсем другое – если любая мелочь провоцирует вас на всплеск.

    В этом случае лучше показаться специалисту.

  5. Начальники опасаются людей, которые слишком бурно выражают свои чувства, причем не только негативные, но и позитивные.

    Никто не доверит управление компанией или ведение важного контракта неуравновешенному типу, а значит – о хорошей карьере можно забыть.

Как научиться управлять эмоциями: 5 советов

Когда тебе плохо, забываешь обо всём… А когда тебе хорошо — тем более… Мы вообще стали какими-то удивительно нечуткими. И безэмоциональными. Пробудить в нас чувства может только трагедия, катастрофа — и то не всегда. А когда всё хорошо, мы просто не замечаем этого, не радуемся тому, что имеем… Нам просто некогда это заметить.Олег Рой. Дочки-матери, или каникулы в Атяшево.

  1. Если вам наступили на ногу в общественном транспорте, нахамили в магазине, грубо ответила коллега и т.д., не давайте волю своему первому побуждению: ринуться в бой.

    Медленно сосчитайте в уме до 10, после «десять» вам уже не захочется грубить или скандалить.

  2. Старайтесь держаться подальше от негатива.

    Каждый раз, отправляясь за покупками на рынок, вы приходите оттуда раздраженная, потому что опять поскандалили с кем-нибудь из продавцов?

    Покупайте продукты в супермаркете, через интернет-магазин, попросите мужа или маму взять на себя эту неприятную для вас обязанность.

  3. Визуализируйте возникшую эмоцию.

    Представьте зарождающийся в вас гнев в виде огня, а затем вообразите, как мощная волна обрушивается на него, не оставляя даже уголька.

    Делайте такое упражнение регулярно и «тушить» негативные эмоции будет с каждым разом все проще.

  4. Научитесь жалеть того, кто вызвал у вас негативные эмоции.

    Ну, только посмотрите на свою начальницу, что регулярно выводит вас из себя.

    Больная старая женщина, без мужа, без семьи, цепляется за эту работу, потому что дома ее никто, кроме котов, не ждет.

    Да ее единственная радость – спровоцировать вас на гнев. Так почему бы не лишить ее последней отрады?

  5. Правильно выходите с конфликтов.

    В маршрутке вас толкнула женщина и вместо того, чтобы извиниться, сказала что-то грубое.

    Наплюйте!

    Через две остановки вы выйдете и больше никогда не увидите эту хамку, а она так и останется толстой необразованной бабой с кучей г…..

Правильное управление эмоциями – выплескивайте эту гадость!

Даже если вы научитесь великолепно управлять своими чувствами, то жизнь все равно будет подбрасывать вам ситуации, совладать с которыми достаточно трудно.

Особенно глубоко ранит незаслуженная обида.

Иногда никак не получается простить и выбросить ее из сердца.

Избавиться от особенно настырных эмоций можно при помощи:

  1. Битья тарелок.

    Купите дешевый сервиз и разбейте один предмет за другим во дворе частного дома кого-то из своих друзей.

    P.S. только убрать за собой не забудьте! 

  2. Игры в боулинг или дартс.

  3. Возьмите подружек и отправьтесь с ними в ночной клуб или на дискотеку, танцуйте, пока ноги не начнут болеть.

  4. Используя такой тип терапии, лучше предупредить соседей, чтобы они не вызвали милицию!

  5. Занятий спортом.

    Тренировки дома или в спортзале должны вообще войти для вас в привычку – польза от них для борьбы со стрессом, здоровья и фигуры огромная.

  6. Длительной прогулки на свежем воздухе.

  7. Сжиганием своей обиды.

    Да-да, старый добрый трюк с написанием своей кривды на листике бумаге и ритуальным сжиганием его по-прежнему работает.

  8. Смены обстановки.

    Поезжайте в другой город, либо в компании друзей, либо побудьте в одиночестве хотя бы на выходных.

    Домой вы вернетесь совсем в другом настроении.

Рекомендую дополнительно посмотреть еще 5 эффективных приемов,

как можно контролировать свои эмоции.

Конечно, контролировать эмоции гораздо труднее, чем выплескивать их на окружающих.

Вы вполне можете не заморачиваться и на любой безобидный комментарий устраивать грандиозный скандал.

Вот только, если через пяток лет вы очнетесь в каком-нибудь прелестном заведении с решетками на окнах без друзей и семьи, не говорите, что я вас не предупреждала.

  • Твиттер
  • Facebook
  • Google+
  • Вконтакте

Полезная статья? Не пропустите новые!

Введите e-mail и получайте новые статьи на почту

Что такое эмоция?

Нельзя чем-то хорошо управлять своими эмоциями, не понимая, как они устроены. Давайте поближе разберемся, чем же являются эмоции и от чего они зависят.

Если проявить любопытство и обратиться к википедии, то даже там будет написано «Эмоции, как и многие другие психические явления, изучены слабо и понимаются разными авторами по-разному, поэтому определение нельзя считать ни точным, ни общепринятым».

Несмотря на такую неопределенность, эмоции и контроль эмоций были изучены до такой степени, что их можно было отделить от чувств и настроений.

Эмоции полностью сосредоточены внутри нас и основаны на нашем внутреннем состоянии относительно нас самих. Мне страшно – это эмоция. Чувства основаны на реакции, вызванной внешним фактором. Я боюсь эту собаку – это чувство.

Сравнивая эмоции и настроения, можно выделить их главное отличие – быстротечность. Настроение может держаться днями, в то время как эмоции могут менять друг друга хоть каждую секунду.

Эмоциональный человек

Источник: iStock

Любопытно, что у человека с течением времени притупляются природные инстинкты, но интенсивно развивается и становится все более разнообразной эмоциональная составляющая. Изначально у нас были лишь те эмоции, что необходимы для выживания – страх, боль, влечение.

Но теперь человек умеет различать тонкий юмор и получает эстетическое наслаждение от предметов искусства. Такие качества никак не повышают шансы на победу в эволюционной борьбе, они стали частью нашей социальной жизни. Как минимум, без этого вы бы никогда не задумались бы о том, как научиться контролировать свои эмоции.

Безэмоциональный человек для нас становится странным изгоем общества. Его сложно понять, ему сложно сочувствовать. Эмоции – признак члена человеческого общества, признак «своего». Именно потому контроль над эмоциями может принести плодотворный результат.

Проблемы контроля

Необходимость понимания того, как контролировать свои эмоции, приходит лишь в двух случаях: когда необходимо скрыть настоящие эмоции и когда необходимо продемонстрировать ту эмоцию, которой у вас нет.

И в первой и во второй ситуации главной целью является взаимодействие с обществом. Сами с собой мы всегда можем быть искренни в эмоциональном плане, но с внешним миром нам приходится притворяться и изворачиваться, управлять своими эмоциями.

Если вы читаете эту статью, то вряд ли вас интересует как владеть актерской игрой или навыками игры в покер. Ваша проблема – контроль эмоций, которые мешают нормальному существованию, мышлению, работе и отдыху. Именно на этом мы и сосредоточимся.

Техники управления эмоциями

Для решения вашей проблемы мы можем порекомендовать пару действенных способов влияния на эмоции, их подчинения. Конечно, с самыми сильными эмоциями вы вряд ли сможете совладать самостоятельно, но страх, волнение и возмущение вам будут вполне по силам.

Техника 1. Баланс

Баланс и гармония важны в любой сфере жизни. Эмоции, даже самые приятные, также должны быть сбалансированы. Не позволяйте волнению перейти в панику или, наоборот, в слепую беспечность. Не позволяйте влюбленности переходить в одержимость или хладнокровие.

Крайности очень опасны, учитесь балансировать посередине, тогда вы сможете прочувствовать рычаги управления своими эмоциями и понять, как научиться контролировать свои эмоции.

Техника 2. Дыхание

Кислород не только питает наши клетки, но и расслабляет тело. Когда мы испытываем сильные эмоции, управлять самим собой становится сложно. Знакомо чувство, когда сложно сказать хотя бы слово? Избавиться от такого состояния может помочь техника глубокого дыхания.

Источник: iStock

Оставьте все свои дела, медленно втяните воздух носом на полные легкие, задержите его внутри и так же медленно выпустите его через рот. Рекомендуется делать эту технику в соотношении 5-2-5 секунд. Повторив такой цикл 10 раз, вы сразу же почувствуете облегчение, которое поможет сдерживать эмоции.

Техника 3. Отстранение

Эмоции накатываются как снежный ком. Сойдите с его пути и дайте себе передохнуть. Спрячьтесь в каком-то другом месте и постарайтесь отвлечься на что-то другое.

Просто не думайте о том, что вызывает у вас бурю эмоций. В идеале постарайтесь заснуть. Это поможет управлять своими эмоциями.После передышки, ваш мозг будет обрабатывать информацию немного иначе, что позволит взять себя под контроль и более эффективно сдерживать эмоции.

Техника 4. Окружение

Люди, что нас окружают, влияют и на наши эмоции. Окружив себя интровертами-меланхоликами, вы начнете подстраиваться под них и их поведение.Окружив себя активными экстравертами, ожидайте настоящего безумия, в котором вы забудете, что такое управление эмоциями.

Подстраивайте своё окружение под тот эмоциональный фон, которого вы желаете. Не идите на вечеринку, если чувствуете, что можете разрыдаться перед огромной толпой, и вы не знаете, как владеть собой в таком состоянии. То же касается и общения с друзьями, которые могут разговорить и вывести на эмоции.

Техника 5. Вектор мысли

О чём вы думаете на эмоциях? Конечно о том, что вызывает эти эмоции. Это именно тот образ мышления, который приводит к еще большим проблемам, стрессу и волнению. Думать нужно совершенно о другом, о том, что поможет сдерживать эмоции.

Имея проблему, старайтесь сосредоточиться только на её решении. Так вы обезопасите от ощущения безысходности, ведь вы хотя бы пытаетесь. Также, вы действительно можете найти выход их своей ситуации, что наконец спасет вас от эмоционального плена.

Зачем вам нужен контроль?

Полный контроль эмоций – миф. Мы можем себя сдерживать, обманывать или переводить внимание на что-то другое, но вечно это продолжаться не может. Сдерживание может привести к психологическим проблемам и дальнейшим трудностям в общении.

Если вы действительно хотите ограничивать себя в этом смысле, делайте небольшие передышки. Выделяйте время, когда вы будете абсолютно искренни в своих эмоциях, или сами с собой, или с окружающими.

Не хотите больше никогда думать о том, как контролировать свои эмоции ? Окружайте себя теми, с кем вы можете быть сами собой. Такие люди примут вас и ваши эмоции, ведь скрывать их равно скрывать саму себя.

Андрей Волк, Фаза Роста

Рекомендации для родителей по профилактике детских конфликтов «Как научить детей дружить»

Ольга Вячеславовна Цензор

Рекомендации для родителей по профилактике детских конфликтов «Как научить детей дружить»

Общение со сверстниками играет очень важную роль в жизни ребенка дошкольного возраст, умение общаться – одно из условий развития личности, оно необходимо для дальнейшей социализации ребенка.

Отдавая ребенка в детский сад, родители часто уверены, что там-то он и научится общаться, приобретет друзей. Но нередко именно с этим возникают проблемы. Неудачно сложившиеся взаимоотношения в группе детского сада могут привести к стойким нарушениям в сфере общения.

Дети достаточно часто конфликтуют, им тяжело согласовывать свои действия, уступать другим, сопереживать. В конфликтных ситуациях ребенок видит только, что сверстник ему мешает в достижении его целей (ломает постройку, хочет забрать игрушку). Это связано с тем, что ребенок дошкольного возраста еще не понимает, что другой ребенок – это личность, со своими чувствами, интересами.

Особенности общения детей со сверстниками меняются с возрастом. Обычно в раннем возрасте малыши с удовольствием начинают играть со сверстниками, но хватает их ненадолго, и игра часто заканчивается слезами. К концу дошкольного детства возникают конфликты по поводу распределения ролей в игре, соблюдение правил игры.

Тут родители часто впадают в крайности: или проявляют чрезмерное участие в ссорах малыша, пытаясь защитить его, или же совсем не принимают участие, и не помогают ребенку, даже когда в этом есть необходимость. Если у родителей в детстве были проблемы в общении со сверстниками, то она могут чересчур остро воспринимать несправедливое отношение к ребенку. Поэтому прежде чем подсказать ребенку, как действовать в той или иной ситуации, необходимо абстрагироваться от собственных воспоминаний детства.

Нужно учить детей дружить! А следовательно, нужно учить детей справляться с проявлениями собственного эгоизма, уважать мнение других, сопереживать и помогать другим людям.

1. Научите детей знакомиться!

Знакомство – важный этап детской дружбы, поэтому необходимо учить детей знакомиться! Можно поиграть с детьми в игру «Давай познакомимся!» Пусть знакомятся игрушки, подскажите, как можно подойти к другому ребенку, улыбнуться, предложить познакомиться, представиться, узнать его имя, предложить поиграть. Также проиграйте ситуацию, в которой ребенок получил отказ, объясните, что нужно реагировать спокойно, так как другой ребенок может быть просто стесняется. Меняйтесь ролями.

Такие ролевые игры объяснят ребенку все гораздо доступнее, чем обычные нравоучения и воспитательные беседы.

Кроме того, рассказывайте ребенку о друзьях своего детства, как познакомились, во что играли, из-за чего могли поссориться и как мирились. То поможет ребенку не только научиться дружить, но и улучшит ваши с ним отношения.

3. Способствуйте расширению круга общения ребенка.

Помогите своему ребенку найти друзей. Ходите на детские площадки, различные детские мероприятия, приглашайте в гости знакомых с детьми. Не обсуждайте и не осуждайте при ребенке поступки других детей, не вешайте «ярлыки» — «Вася — плохой мальчик», дайте ребенку самому разобраться и выбрать себе друзей. Ребенку необходим опыт первой дружбы, ему нужно усвоить навыки общения до того как он пойдет в школу.

4. Читайте сказки и смотрите мультфильмы о дружбе!

Тема дружбы прекрасно раскрыта в детских книгах и мультфильмах, а может быть они будут поучительны и для вас. После просмотра или чтения у ребенка постепенно будет складываться свое видение дружбы, понимание как хорошо уметь дружить и иметь друзей. Возможно, ему захочется тоже быть настоящим другом, быть добрым, щедрым, защищать слабых. После просмотра или чтения можно обсудить с ребенком, какой персонаж ему понравился, почему, поступал ли он хорошо, и как можно еще поступить в данной ситуации.

Дружите сами и учите дружить своих детей!

Презентация «Развитие творческих способностей детей 2–3 лет посредством театральной деятельности» Важную роль в становлении личности ребенка и в развитии его творческих способностей играет общение с взрослым. Поэтому не нужно -3жалеть.

Программа оптимизации общения детей среднего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Для успешного формирования культуры общения детей среднего дошкольного возраста необходимо учитывать ряд факторов:.

www.maam.ru

Консультация для родителей «Учите детей общаться»

Консультация для родителей «Учите детей общаться»

Вы — первые и самые важные учителя вашего ребенка. Первая его школа — Ваш дом — окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Две вещи Вы можете подарить своему ребенку на всю жизнь:

а другая — крылья.

Сколько бы мы ни прожили, мы все равно постоянно возвращаемся к опыту детства — к жизни в семье: даже убеленный сединами ветеран продолжает ссылаться на «то, чему учила меня моя мать», «то, что мне показал отец», «то, чему меня учили дома». Интересно, что и люди, добившиеся успеха в жизни, отмечают значимость того, что дается ребенку родителями.

«Годы чудес» — так называют исследователи первые пять лет жизни ребенка. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни и людям и наличие или отсутствие стимулов к интеллектуальному развитию оставляют неизгладимый след на всем дальнейшем поведении и образе мыслей человека. Умение говорить, слушать, пользоваться языком также относится к числу вещей, которые ребенок, живущий среди людей, постигает очень рано. И прежде чем начать читать, он должен достаточно овладеть языковыми навыками, умением слушать и говорить.

В течение этих первых лет выдаются очень суматошные дни, и родители будут недоумевать: «Где тут взять время, чтобы еще чему-то учить!» Но не следует забывать, что даже ровный, успокаивающий тон в ситуациях разбитых коленок, набитых шишек, раздражения взрослых может послужить основой формирования личности, укрепить связи между детьми и родителями и способствовать выработке позитивного отношения, способности воспринимать то, чему учат отец и мать.

Консультация для родителей «Как научить ребенка умению общаться» Чтобы ребенок уверенно чувствовал себя во время общения с другими детьми, вел себя спокойно и с достоинством, помогите ребенку усвоить следующие.

Консультация для родителей «Как научить ребенка общаться с детьми» Для успешного общения необходимо желание знакомиться и дружить, то есть установить контакт и развивать его дальше. Не у всех детей это желание.

Консультация для родителей «Учим ребенка общаться» Родителям хочется видеть своего ребенка счастливым, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но не всегда ребенку самому удается.

www.maam.ru

Рекомендации для воспитателей как учить детей общаться

Для успешного развития детей, их воспитания и обучения родителям и педагогам следует общаться и работать с детьми по особым принципам, которые помогают развивать в детях их лучшие качества личности, поднимают уровень коммуникации, повышают познавательную активность и осуществляют всестороннее гармоничное развитие ребенка.

Общение необходимо ребенку, так же, как и пища. Ребенок, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишен постоянных контактов со взрослыми, плохо развивается не только психически, но и физически: он не растет, худеет, теряет интерес к жизни. (26, с. 2)

Педагоги и психологи рекомендуют строить общение с детьми по следующим принципам:

1. Принцип равенства. Мир детей и мир взрослых — совершенно равноправные части мира человека

2. Принцип диалогичности. Т.е. действовать сообща.

3. Принцип сосуществования. Он помогает ненавязчиво передать принципы одного поколения другому.

4. Принцип свободы — взрослому следует предоставлять детям полную свободу в выборе собственного пути.

5. Принцип соразвития. Ребенок учится у взрослых, взрослый у ребенка.

6. Принцип единства.

7. Принцип принятия.

Профессор Юлия Борисовна Гиппенрейтер рекомендует общаться с детьми по следующим принципам:

1. Безусловно принимать ребенка. Это значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, за то, что он есть.

2. Не вмешиваться в дело, которым занят ребенок. Своим невмешательством, мы сообщаем ему: «С тобой все в порядке. Ты справишься!»

3. Позволять ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться сознательным.

4. Активно слушать ребенка — т.е. «возвращать» ему в беседе, то, что он поведал, при этом обозначив его чувство.

Дети нуждаются в том, чтобы их сильные качества поддерживали и развивали, а слабые игнорировали или направляли в другую сторону. (27, с.161)

Существует прямая связь между тем, как дети чувствуют и как они себя ведут. Когда ребенок чувствует себя хорошо, он и ведет себя хорошо.

Адель Фабер и Элейн Мазлиш в книге «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили» предлагают пять принципов общения с детьми, которые помогают ребенку разобраться в своих чувствах.

Эти принципы построены на признании взрослым любых чувств ребенка как положительных, так и отрицательных.

1 принцип. Выслушивать ребенка внимательно.

2 принцип. Разделять его чувства (с помощью слов «да…», «хм. », «понятно»).

3 принцип. Называть его чувства. Если ребенок слышит название того, что он ощущает, он успокаивается. Поэтому в ситуациях, когда ребенок расстроен и переживает рекомендуется не отрицать его чувства, а признавать.

4 принцип. Дарить ребенку желаемое в фантазии. Руководствуясь этому принципу в общении с детьми, мы помогаем им справиться с чем-то на данный момент недостижимым.

Американская писательница и консультант по семейным вопросам Дороти Нолт изложила принципы эффективного общения с детьми в следующим стихотворение:

«Если дети живут в обстановке критики, они учатся критиковать и осуждать других людей.Если дети живут в обстановке вражды и злобы, они учатся быть злыми, учатся драться.Если дети живут среди насмешек, они становятся нерешительными и излишне скромными.Если дети живут в обстановке стыда и смущения, чувство собственного достоинства уступает место чувству вины»

В основе эффективного общения между ребенком, родителями, и воспитателями лежит доброе, любящее, понимающее отношение к детям. Очень важно, чтобы взрослые, которые окружают детей, показывали и правильный пример общения. Общение между ребенком и взрослым будет действенным и эффективным, в том случае если родители и воспитатели будут искренне стараться понять и принять ребенка таким, какой он есть.

Общаясь с ребенком, взрослый может направить коммуникативную сферу детей на развитие, но также и на снижения уровня общения. Важно, чтобы ребенок, общаясь со взрослым развивался гармонично и всесторонне.

studbooks.net

Как научить детей 6-10 лет договариваться друг с другом? Советы и рекомендации учителю

В начальной школе между детьми часто возникают конфликты. Младшие школьники не умеют уступать друг другу, делиться своими вещами, находить правильные пути решения ссор. Поэтому учителю начальных классов необходимо уделять много внимания обучению школьников приемам детской дипломатии, предложив им разнообразные занятия на тему «Учимся договариваться».

Умеют ли дети договариваться?

Дети не имеют врожденных навыков социального общения, они учатся этому в ходе взаимодействия друг с другом. Это сложный процесс, который начинается еще в дошкольном возрасте, но особую значимость он приобретает именно в школьный период. К моменту поступления в школу у каждого ребенка есть четкое ощущение своего личного «Я», которое он готов отстаивать.

Вопрос заключается не в том, что малыш хочет заполучить чужую игрушку или начинает капризничать, чтобы добиться внимания и уступок от взрослых. Это все, как говорится, мы «проходили в детском садике». Младший школьник ориентирован на самоутверждение.

Такая ситуация часто приводит к столкновению интересов, что в свою очередь выражается в появлении ссор и конфликтов. И вот здесь обнаруживается очень серьезная проблема — дети не умеют договариваться друг с другом, идти на какие-то уступки и мириться.

В этот период самым распространенным способом решения конфликтов является фраза: «Ах, так, тогда я с тобой не играю!». Часто возникает агрессивная реакция на действия других детей, которые ребенок расценивает как посягательство на его личное пространство. Школьники обзываются, препираются, жалуются учителю друг на друга, могут толкнуть, плюнуть, испортить какую-нибудь чужую вещь. Бывают случаи, что ребенок действует исподтишка, устраивая пакости своим товарищам. Все это приводит к появлению обид, устранить которые самостоятельно дети не могут.

Задача учителя научить школьников договариваться между собой. Договариваться — значит приспосабливаться к интересам других при одновременном отстаивании своих интересов, т.е. уметь искать компромиссы. Это умение подразумевает наличие таких качеств:

  • уважать мнение других;
  • доброжелательно общаться;
  • правильно формулировать свои требования;
  • управлять своими эмоциями.
  • Помимо этого детей надо ознакомить с тактикой достижения согласия между собой, приемами воздействия на других участников ссоры, правилами реагирования на их возражения. У них должен появиться социальный опыт правильного решения межличностных конфликтных ситуаций.

    Причины детской недоговороспособности

    Для определения эффективных способов преодоления детской недоговороспособности важно понимать причины неправильного поведения ребенка в отношении других детей. Большинство из них кроется в психологических особенностях младших школьников.

    Прежде всего, сказывается их эмоциональная неустойчивость, которая заключается в следующем.

    • Привычная модель поведения основывается на формуле «Хочу — не хочу, нравится — не нравится».
    • Большинство детских поступков зависит от настроения, которым они еще не умеют управлять.
    • В конфликтной ситуации школьник чаще всего совершает поступки под воздействием гневных импульсов.
    • У ребенка отсутствует установка «Надо», поэтому сказывается разлад между его внутренним состоянием и общепринятыми нормами поведения.
    • К началу школьного периода ребенок психологически готов к управлению своими эмоциями, но не знает, как это нужно делать. Поэтому еще одной причиной возникновения конфликтов у детей является не их неумение налаживать контакты, а отсутствие опыта социального общения. Особенно ярко это проявляется у «домашнего ребенка», который не посещал ранее детский сад.

      Именно этим объясняется то, что дети не стремятся сами договариваться, а спешат обратиться за помощью взрослых. Иногда ребенок даже не догадывается, что может сам решить возникшую проблему и найти способ взаимодействия.

      Также надо учитывать, что в таком возрасте дети зациклены только на своих ощущениях и у них почти отсутствует чувство сопереживания. Они не хотят уступать другому просто потому, что не понимают его желаний и того, что он тоже имеет свои интересы.

      Есть и другие причины неумения детей договариваться. Это может быть следствием неправильного семейного воспитания, при котором родители никогда не пытались искать компромиссы с ребенком, а лишь выставляли ему чреду требований. В некоторых случаях сказывается негативный социальный опыт, полученный в дошкольный период. Если ребенок какое-то время испытывал агрессивное давление со стороны своих сверстников, то это может отразиться на его характере и модели поведения.

      Выявить причины недоговороспособности можно путем проведения диагностических тестов, анкетирования родителей, опроса воспитателей. В редких случаях для решения проблемы повышенной конфликтности ребенка понадобится помощь психолога. Чаще всего достаточно проведения системы коллективных или групповых занятий по теме «Учимся договариваться».

    Как развить умение договариваться

    Работа учителя над развитием у детей умения договариваться должна быть систематической и постоянной.

    Основные направления работы

    Такую деятельность необходимо направить на обучение школьников:

  • этически ценным нормам и способам поведения в отношениях с другими людьми;
  • умениям устанавливать и поддерживать контакты;
  • принципам построения дружеских отношений;
  • правилам сотрудничества;
  • пониманию, как легко может возникнуть ссора или драка;
  • умению оценивать свое поведение;
  • умению определять причину ссоры;
  • умению избегать конфликтных ситуаций;
  • способам и приемам самостоятельного решения конфликта.
  • Одних советов и объяснений взрослых, как следует правильно себя вести, недостаточно, необходима практика. Поэтому нельзя пытаться ограждать детей от конфликтов, а нужно ознакомить школьников с моделью поведения в проблемных ситуациях. Для этого можно проводить:

  • групповую дискуссию;
  • создание проблемных ситуаций, их анализ в микрогруппах с последующей рефлексией;
  • драматизацию;
  • ролевые игры;
  • элементы социально-психологического тренинга;
  • элементы исследования, наблюдения, самонаблюдения, эксперимента, опыты;
  • анализ конкретных жизненных ситуаций, текстов;
  • слушание и анализ драматических произведений.
  • Лучшим способом приобретения социального опыта младшими школьниками является игра.

    Игровая деятельность для развития умения договариваться

    На первой стадии формирования умения договариваться игры должны иметь конкретную направленность, т.е. учить детей разным моделям поведения:

  • что сказать;
  • как поступить;
  • как защитить себя;
  • как воспрепятствовать неправильному поведению;
  • как заступиться за другого.
  • Такие игры носят, в основном, тренинговый характер. Вот примеры нескольких из них.

    Игры для детей «Учимся договариваться»

    • Игра «Мне не нравится» поможет детям лучше разбираться в своих ощущениях и правильно формулировать причину своего недовольства. Детям предлагается продолжить предложение «Мне не нравится, когда …».
    • Игра «Скажи конкретней» способствует развитию умения конкретизировать свои требования. Учитель просит школьников дать развернутый ответ «Я говорю «Отстань!», если …».
    • Игра «Я поступлю как …» поможет выбрать правильную модель поведения. Эту игру нужно проводить после просмотра мультфильма или прочтения литературного поведения.
    • Игра «Сделай по-другому» заключается в моделировании детьми правильного поведения в конфликтной ситуации. Для этого им нужно показать фрагмент какого-либо мультфильма, где продемонстрирована ссора, и попросить предложить вариант ее решения или предотвращения.

    Главный результат, который должен быть достигнут в ходе таких занятий, состоит в том, что дети овладеют навыками решения конфликтов, которыми смогут пользоваться при отсутствии взрослых.

    Однако уже с средины первого года обучения в школе следует отказаться от проведения четко структурированных занятий, поскольку это будет приучать детей к тому, что любые конфликтные ситуации должны решать взрослые. При этом сам ребенок будет ощущать себя объектом конфликта, и не будет стремиться самостоятельно его решать.

    На второй стадии развития умений школьников договариваться между собой рекомендуется предлагать им свободные игры. Именно такие занятия часто служат источником появления различных проблем, которые ребята должны будут решить самостоятельно. Поскольку задание игры не будет напрямую связано с поиском путей решения конфликта, а направлено на достижение другой игровой цели, то ученики будут принимать спонтанные решения, что послужит бесценным опытом для развития умений договариваться между собой.

    Важно давать детям максимальную свободу, допустимую в ходе игры. Не нужно организовывать детей, указывать им последовательность выполнения, условия для достижения результата. Наоборот, смысл таких занятий заключается именно в том, чтобы при появлении проблемных ситуаций у детей подтолкнуть к их решению. Учитель в таком случае должен занимать исключительно посредническую позицию и вмешиваться только в том случае, если ссора переходит в острую стадию.

    Можно предложить такие игры.

  • Игра «Рисуем вдвоем» — на одном листе и одним набором фломастеров нарисовать общий рисунок и придумать ему название. Есть и другие виды такой игры, в которую нужно играть вдвоем или небольшими группами — «Собери паззл», «Построй замок» и т.д. Для усложнения задания можно запретить разговаривать между собой при его выполнении. Таким образом включается и невербальное общение
  • Игра «Остров Конфликтов» — дети попали на остров, где люди постоянно ссорятся друг с другом. Нужно предложить варианты решения их проблем.
  • Игра «Ковер мира» — ребята, которые не могут договориться между собой, садятся на ковер, где должны выразить негативные эмоции (без перехода на личности) и помириться.
  • Игра «Рассказ от первого лица» — каждой конфликтующей стороне предлагается рассказать о сложившейся ситуации от лица его обидчика.
  • Игра «Трагикомедия без слов» — школьники должны рассказать о ссоре не используя слова, а только жесты.
  • Игра «Растительные обзывалки» — можно выразить негативные эмоции путем озвучивания ассоциаций с растениями.
  • И другие.
  • Хорошим способом развивать у детей умение договариваться является предложение придумать сказки о дружбе, о способах поиска друзей, о конфликтах внеземных цивилизаций.

    Советы по формированию детской договороспособности

    Работа над формированием умения детей договариваться и решать конфликты должна быть всесторонней и проводиться постоянно. Не нужно ограничиваться только организацией специальных занятий. Это можно делать каждый день, используя для таких целей любой удачный случай. Вот несколько рекомендаций для учителя.

    Рекомендации учителю при конфликтной ситуации между детьми

  • Не вмешиваться в ситуацию сразу, дав возможность детям самим разобраться.
  • В случае решения любого конфликта в классе не выдвигать ребенку конкретное требование, а предоставить ему несколько вариантов на выбор. Например, не «Отдай игрушки», а «Какую из своих игрушек ты можешь дать своему другу поиграть?».
  • Менять привычные правила, обстановку в классе. Например, если дети ссорятся из-за очередности дежурства, можно не назначить кого-то, а предложить кинуть жребий или использовать считалку.
  • Создавать иллюзию принятия самостоятельного решения. Например, если дети поссорились и один из них отказывается дружить со своим товарищем, можно сказать: «Хорошо, раз вы поссорились, ты можешь не разговаривать со своим другом. Но вы должны сейчас вместе оформить заметку для стенгазеты».
  • Не принимать сторону только одной конфликтующей стороны.
  • Приучать детей к мысли, что ответственность за конфликт всегда несут двое.
  • В план воспитательной работы нужно включить мероприятия на такие темы:

    Очень хорошие результаты можно достигнуть, привлекая детей к совместной деятельности в ходе реализации коллективно-творческой работы «Давай договоримся» или проекта «Я умею договариваться».

    Можно воспользоваться разработанной программой курса «Учимся договариваться», которая условно поделена на блоки «Я» — «Ты» — «Мы».

    Также учителю необходимо постоянно работать над повышением психолого-педагогической компетентности родителей. Необходимо учить их отказываться от авторитарного способа общения с ребенком и служить примером того, как можно принять решение, которое устроит всех.

    Получив опыт улаживания конфликтов, дети становятся более независимыми. Ребенок, который научится договариваться с другими, вырастет общительным, добрым и терпимым к людям. И это очень важно, поскольку жизненный успех человека в жизни во многом зависит от того, как он сумеет построить отношения с окружающими.

    Об авторе: Гладко Марина Павловна, учитель начальных классов, стаж работы 23 года.

    Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя

    стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

    и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

    pedsovet.su

    Методические рекомендации для родителей «Как научить ребенка дружить и общаться»

    Рекомендации для родителей «Как научить детей дружить и общаться со сверстниками».

    Стремление дружить появляется у детей только к трем годам – как раз к тому возрасту, когда малыш идет в детский сад. И именно к этому времени необходимо научить ребенка общаться со сверстниками – чтобы он не почувствовал себя «белой вороной» и не возненавидел детский сад, воспитателей и сверстников вместе взятых!

    Важную роль в профилактике детских конфликтов играют именно родители. Избежать конфликтов в детском саду невозможно, да и необходимости в этом нет, так как решение конфликтных ситуаций сейчас помогает социализации ребенка в будущем. А вот научить ребенка правильно себя вести во время споров родителям необходимо.

    Тут родители часто впадают в крайности: или проявляют чрезмерное участие в ссорах малыша, пытаясь защитить его, или же совсем не принимают участие, и не помогают ребенку, даже когда в этом есть необходимость.

    Нужно учить детей дружить! А, следовательно, нужно учить детей справляться с проявлениями собственного эгоизма, уважать мнение других, сопереживать и помогать другим людям.

    Как же это сделать?

    1. Научите детей знакомиться!

    Знакомство – важный этап детской дружбы, поэтому необходимо учить детей знакомиться! Можно поиграть с детьми в игру «Давай познакомимся!» Пусть знакомятся игрушки, подскажите, как можно подойти к другому ребенку, улыбнуться, предложить познакомиться, представиться, узнать его имя, предложить поиграть.

    2. Покажите собственный пример.

    Если родители сами не очень общительны, и видят в людях только их отрицательные черты, обсуждая это дома, то такую же модель поведения может позаимствовать и ребенок. Приглашайте гостей, ходите в гости, радуйтесь встрече с друзьями, хвалите их, помогайте им – это лучший урок общения для ребенка.

    3. Способствуйте расширению круга общения ребенка.

    Помогите своему ребенку найти друзей. Ходите на детские площадки, различные детские мероприятия, приглашайте в гости знакомых с детьми. Не обсуждайте и не осуждайте при ребенке поступки других детей, не вешайте «ярлыки» — «Вася — плохой мальчик», дайте ребенку самому разобраться и выбрать себе друзей.

    infourok.ru

    Вверх