Советы женщинам!
ЛедиВека.ру » Без рубрики »

Как научить ребенка времени? Лайфхаки, помогающие научить ребенка ориентироваться по часам

Как научить ребенка времени? Лайфхаки, помогающие научить ребенка ориентироваться по часам
logo

На вопрос отвечает Монтессори-педагог Анна Федосова:

− АМИ не предлагает такого варианта организации класса, как детско-родительское тоддлер-сообщество, разве что такие группы образовываются естественным образом, когда несколько мам-единомышленниц объединяются на дому. Тем не менее в американской и русской традиции Монтессори-школ формат «Вместе с мамой» встречается довольно часто. Надо понимать, что такие группы гораздо больше нужны родителям, чем ребёнку. Родитель спокоен, контролирует опыт ребёнка и, может быть, учится каким-то Монтессори-приёмам: например, подача материала в презентации, установление правил, учится удерживаться от неуместного вмешательства. В этой ситуации педагог фактически работает с родителем, а не с ребёнком.

Понимание ключевых идей Монтессори-метода помогает родителю сделать для счастливого развития своих детей больше, но квалификация уровня ассистента или Монтессори-гида родителю не нужна: его задача – любить своего ребёнка и со знанием дела помогать его саморазвитию. Педагог и ассистенты постоянно прорабатывают презентации так, чтобы показывать их совершенно одинаково, иначе детям будет сложнее повторять за взрослым. Они непрерывно совершенствуют своё умение вмешиваться в работу ребёнка только вовремя, учатся останавливать себя от опеки. Но вопрос не в том, можете ли вы так же хорошо исполнять роль Монтессори-гида, как сам Монтессори-гид. Дело в том, что ребёнку очень сложно ориентироваться на педагога как на образец для подражания в присутствии родителя, и это правильно: родитель – главный человек в жизни маленького ребёнка. Главный, но не единственный. Когда ребёнок уходит в класс один, он развивает не только речь или моторику, но и другие важные качества. Это как раз то, что легко получить в классе и почти невозможно дома: умение быть уверенным в вашей любви и заботе, даже когда вас нет рядом; осознание, что есть время приходить заниматься и есть время возвращения родителя, который поведёт домой; понимание, что в классе образцом поведения и источником знаний о назначении предметов и способах обращения с ними является педагог, что и Монтессори-гид, и дети подчиняются единым правилам, и правила эти защищают право каждого действовать в интересах своего саморазвития, не мешая другим, разумеется.

В вашей ситуации трудность в том, что фактически произошла смена правила: раньше с мамой в класс было можно, а теперь стало нельзя. Девочке нужно понять, что это именно изменение правила, а не наказание, бедствие или недоразумение. Главная трудность для неё, скорее всего, в этом, а не в том, что она без вас в Монтессори-среде. Вам нужно объяснить ситуацию предельно просто, чтобы это было доступно для понимания ребёнка её возраста. И показывать, что новое правило будет соблюдаться без исключений до тех пор, пока ребёнок не убедится в этом.

Чтобы детям было проще ориентироваться во времени, в Монтессори-классах обычно есть какие-то маркеры временных промежутков, какие-то традиции. Например, в моём классе сигналом к тому, что нужно заканчивать занятие, служит будильник с петушиным криком. Дети знают – он непременно прозвучит, и после этого родители придут их забирать, потому что у них тоже есть часы и они знают, когда будет «кукареку». Наверняка какие-то ритуалы распорядка, помогающие детям понять ритмичность времени, есть и в вашем классе, и слова «мама скоро придёт» подкреплены этими традициями.

Мы называем работой любую полезную деятельность. В классе действия с материалами и презентациями есть работа ребёнка, в которой он создаёт самого себя. Для взрослых же работа состоит в выполнении их дел, будь то чтение книги в коридоре, поход по магазинам, выход на работу на время занятия или полное сомнений и тревоги ожидание дочери, оставшейся без вас в классе. Не только ей, но и вам нужно адаптироваться к новой ситуации, а это большая работа. Дети взрослеют, в их жизни появляется всё больше периодов и событий, которые они проживают не на ваших глазах и не в вашем присутствии. Это не означает, что ваша близость будет уменьшаться, – она будет меняться и развиваться, и вы нужны друг другу, чтобы научиться этим более глубоким отношениям.

На вопрос отвечает Анна Федосова, Монтессори-педагог (АМИ 0–3):

— Отчасти ориентировке во времени помогает зонирование пространства. Для разного возраста мы по-разному оформляем зону сна, активности, питания и ухода за собой. Так или иначе, мы стремимся сделать узнаваемое, удобное ребёнку место для каждого аспекта жизни, и обустраиваем его так, чтобы можно было учиться самостоятельно позаботиться о себе и развивать независимость.

Как только малыш уяснил предназначение каждой зоны, сам их вид говорит: «Займёмся-ка тем, для чего это место предназначено».

У большинства младенцев неплохое чувство времени, и оно улучшается, если родители придерживаются постоянного режима дня. Чем больше ребёнок делает одно и то же примерно в одно и то же время, тем точнее он начинает чувствовать временные интервалы.

Пока малыш не может позаботиться о себе сам, взрослые могут привлекать кроху к сотрудничеству: он тянет ручку навстречу рукаву, подаёт-выбирает одежду. Всё это сопровождается речью по теме текущих действий и используемых предметов.

Как только необходимый вокабуляр усвоен, слова постепенно начинают выступать в роли ориентира сами по себе, а входя с вами в новую зону, по одному виду комнаты, кухни, ребёнок понимает, какой род занятий наступает. Так можно потихоньку осваивать категорию будущего: вы говорите «пойдём, поедим», идёте вместе, а там и правда кухня или столовая, значит, дело пахнет приёмом пищи.

От ориентировки в пространстве дети переходят к ориентировке в пространстве времени: после того, как мы проснулись, мы чистим зубы, после чистки зубов — завтракаем, после завтрака… и так далее. Время пока ещё относительно событий, плана действий.

На этапе, когда такое понимание уже в некоторой степени развито, начинают работать различные визуализации порядка действий. Даже в полтора года несколько простых пиктограмм/табличек/картинок помогают предсказывать, чего ждать в ближайшем будущем текущего дня. Если заведёте что-либо подобное, наблюдайте внимательно за тем, правильно ли ребёнок понимает придуманные вами обозначения.

Работают с тоддлерами и будильники. Желательно, чтобы сигналов было немного, они были интересны детям и не повторялись для разных ситуаций. Использование часов актуализирует вопрос узнавания текущего времени. Дети начинают понимать, что часы дают информацию о том, чему пришла пора. Это ценно и позднее станет основой понимания по часам.

Хорошо, когда малыш может закончить то, что начал, прежде, чем последует за вами к следующему режимному моменту. Чтобы предупредить о том, что скоро нужно свернуть одно занятие и приступить к следующему, годятся и устные предупреждения.

Для этого нужно, чтобы в сфере знакомых ситуаций уже была понятна обращённая речь — к полутора годам, как правило, это происходит. Старайтесь либо ссылаться на будильник (скоро будет звонок к обеду, заканчивай и уберём на место игру), либо на понятные опорные точки (после того, как мы надуем ещё десять мыльных пузырей, мы пойдём есть).

Читать по теме:

Как научить ребёнка ждать

4 идеи, как научить ребёнка планировать своё время

Объясняем понятие «время» по Монтессори

10 лучших игр для планшетов, которые помогут ребенку в развитии

Как бы мы ни охали и ахали по поводу проникновения компьютера (в широком смысле слова) в жизнь наших детей, это неизбежный эволюционный процесс, от которого никуда не деться.

Более того, если пытаться противостоять ему запретительными драконовскими методами, то ребенок может оказаться изгоем и бедным родственником среди более «продвинутых» сверстников, что будет воспитывать в нем неполноценность. В будущем это может вылиться и в еще более неприятные формы социального несоответствия, поскольку очевидно: там, в будущем, отношения между человеком и компьютером будут другими.

Я не знаю, какими именно «другими» они будут. Вероятно, они напомнят какие-нибудь страшные антиутопии, от которых у нашего поколения шевелятся волосы, а наши бабушки-дедушки требуют валерьянки и, не дождавшись ее, падают в обморок.

Обратите внимание

Не в наших силах изменить факт усиления синергии «человек — компьютер», но в наших силах показать детям, зачем компьютеры существуют. Показать, кто кому служит — кто хозяин, а кто слуга. Не дать компьютерам поработить себя, но брать у них лучшее для повышения качества жизни, при этом не утрачивая душу и способность к живому общению.

В общем, то, что нельзя контролировать, нужно возглавить и повернуть в нужную сторону. В дуализме «отцы и дети» у нас больше силы, опыта и мудрости для достижения цели при помощи разумного компромисса. А значит, все в наших руках.

Вернемся к теме компьютеров в широком смысле слова.

Сегодня в редкой семье нет планшета. Дети без ума от них и с радостью потребляют любой развлекательный контент, до которого только дотянутся их шаловливые ручки.

Ясно, что контент контенту рознь, — многие родители наблюдали, что некоторые игры могут быстро ввести ребенка в истерику, транс, апатию, агрессивность, жестокость, вызвать приступы страха и бессонные ночи и другие нежелательные виды моментального психического расстройства (которые при регулярном потреблении могут приобрести хроническую форму).

Отправлять детей в столь опасное плавание без опытного капитана никак нельзя. Мы способны и должны дозировать и фильтровать контент, чтобы он служил всестороннему развитию ребенка и помогал ему найти себя в этом мире.

Предлагаю вниманию читателя десять планшетных игр, которые я выбрал для своих детей (на момент написания этого поста).

Разумеется, это не есть квалифицированный совет профессионального детского психолога (а они рекомендуют вообще не давать им электронных игр — мое ИМХО см. выше). Однако мой опыт показал, что дозированное потребление этих игр (30 минут в день при соблюдении правил поведения и распорядка дня) способствует развитию ребенка и его общению со сверстниками.

1. В поисках сокровищ

Скачать в App Store

Источник:

Развивающие игры для детей: ТОП-10 полезных развлечений

Игры для детей – это не просто развлечения, но и возможность приобретения нового опыта, знаний и навыков.

Специально для тебя мы подобрали 10 интересных и нескучных развивающих игр для детей, благодаря которым можно здорово провести время вместе с ребенком, подурачиться, занять его, когда занята сама, а также легко освоить буквы, счет и другие премудрые науки.

  1. Развивающие игры для детей: фантазер

Возьми какую-нибудь детскую книжку с картинками. Внимательно рассмотрите картинки вместе с малышом и придумайте историю, не связанную с той, о которой написана книга. Несколько раз проделайте это вместе, а потом ребенок и сам приобщится к сочинительству.

  1. Развивающие игры для детей: сыщик

Другой вариант этой игры, когда мама, не показывая малышу картинку, рассказывает, что на ней изображено и зарывает книгу. А ребенок должен найти этот рисунок, ориентируясь по маминому описанию. Затем поменяйтесь ролями: описывает ребенок, ищешь ты.

  1. Развивающие игры для детей: озвучка

Очень веселая игра для детей и взрослых получается, когда в телевизоре отключается звук, а на мультики, кино или новостные сюжеты придумывается собственная озвучка. Ребенок вслед за взрослыми перевоплощается в настоящего артиста!

  1. Развивающие игры для детей: циферки

Подготовь 10 карточек с яркими цифрами от 1 до 10. Расскажи ребенку, как называются цифры, а затем разложи карточки по полу в комнате или по всей квартире. Задача малыша приносить родителям карточку с цифрой, которую они назвали. И бег, и поиски, и обучение!

  1. Развивающие игры для детей: алфавит

Подготовь небольшие картонные карточки с красочными буквами. Сложи их в мешочек. Пусть малыш поочередно достает карточки, а ты называй выбранную букву. Задача малыша придумать слово, которое начинается на эту букву. А еще попробуйте это слово изобразить.

  1. Развивающие игры для детей: снежки

На широкое блюдо или поднос насыпь горку манной крупы. Объяви это сооружение снежным заносом и выдай ребенку грабельки и лопатку для игры в песочницу. Машины застряли в снегу, и вы должны прийти к ним на помощь. Также можно протоптать кукольными ножками тропинки в снегу, распутать звериные следы и т.д. Зато потом вооружайся, мама, пылесосом и готовься к большой уборке.

  1. Развивающие игры для детей: угадай

Завяжи малышу глаза шарфиком и давай в руки поочередно различные предметы: мягкую игрушку, мяч, тарелку, зернышки, книгу и т.п. Задача ребенка – угадать на ощупь, что у него в руках. Усложнить игру можно, если угадывать вещи по запаху или, например, по вкусу.

  1. Развивающие игры для детей: шаги

Дай малышу задание посчитать, сколько шагов от дома до калитки, от калитки до забора, от забора и до ближайшего дерева, столба, магазина и т.п. Предложи прикинуть на глаз, какое расстояние дальше или ближе, а затем проверить это шагами. Это занятие поможет ребенку лучше осознавать и рассчитывать расстояния.

  1. Развивающие игры для детей: пластилин

Вообще пластилин – просто универсальный инструмент для развития как моторики пальчиков, так и фантазии ребенка.

Внимательно рассмотри с малышом буквы: сколько палочек, колечек, загогулинок и крючочков в каждой из них. А затем попробуй вылепить с малышом пластилиновые буквы, глядя на настоящие.

Самые удачные оставь на виду и не забывай хвалить ребенка за правильные буковки. Затем лепите и изучайте новые буквы.

  1. Развивающие игры для детей: тени

Загадочно и заманчиво показывать театр теней на стенке при зажженной свече. Тут включается фантазия и творчество. Но не стоит ограничиваться только летающими птичками или лающими собаками из рук. Вырежи вместе с ребенком из бумаги силуэты героев известных сказок, и разыграйте их по ролям.

Источник

Источник:

Поглотители времени. Найти и обезвредить

Драгоценное мамино время занимает не только бесконечная уборка. У каждой из нас есть свои поглотители времени. Кто-то бесконечно гладит белье, кто-то намывает полы, а кто-то часами сидит в соцсетях или перед телевизором.

Для того, чтобы найти наконец время, которого вам так не хватает, предлагаю провести сплошной хронометраж в течение минимум трех дней. За это время вы уже отчетливо сможете увидеть, на что на самом деле расходуется ваше время. Гарантирую вам много сюрпризов.

Мой самый большой поглотитель времени – это телефон и социальные сети, пытаюсь побороть дурную привычку по сей день.

  • Открою небольшой лайфхак для владельцев айфонов: в телефоне можно посмотреть сколько вы сидели в интернете и в каких социальных сетях. Это легко сделать в настройках, во вкладке «батарея» собирается статистика о количестве часов, проведенных в приложениях за последние семь дней.

Выделяем главное

Следующее, что надо сделать для эффективной организации времени —  выписать все-все свои дела на отдельный листочек и разделить их по степени важности и срочности. Проще всего воспользоваться популярной матрицей Эйзенхауэра. Распределите дела по квадратам:

  • Срочное/важное.
  • Несрочное/важное.
  • Срочное/неважное.
  • Несрочное/неважное.

Что может быть срочным и важным? Да все что угодно, без чего дома или на работе случится маленькая катастрофа. Покупка еды, недостающей одежды, коммунальные платежи…

Но и все дела моих маленьких карапузов, игры с ними, общение я тоже отношу в графу «срочное и важное», ведь жизнь так быстротечна, надо ловить моменты жизни своих детей, ведь потом будет поздно!

А вот в графу «Несрочное/важное» мы часто записываем вещи, которые действительно важны, но которые мы часто откладываем в долгий ящик. Когда-то в этой графе у меня находились такие вещи, как массаж, поход в тренажерный зал, бассейн, чтение книг по профессии. Помните, что игнорирование дел из этого квадрата очень снижает качество нашей жизни.

А вот несрочными и неважными делами из списка можно смело пренебречь. Зачем добровольно усложнять себе жизнь? Сокращение списка на одну четверть сразу даст вам больше свободы и сил на выполнение дел в остальных квадратах.

  • Мой собственный лайфхак по выделению главного. В конце дня перед сном я записываю в телефон все дела, переделанные в течение дня. Помня об этом списке в течение дня, я думаю, что именно я запишу вечером в список. То, как я сидела в социальной сети или что-то более важное?

Режим дня – наше всё

Домашние дела относятся к такой категории дел, которые никогда не заканчиваются. Если сознательно не ограничивать время, отводимое на уборку, приготовление пищи, и другие хозяйственные дела, вы будете заниматься этим целыми днями.

Но в наших руках есть два тайных оружия идеальной домохозяйки: хорошо отлаженный домашний тайм-менеджмент и режим дня. Ориентироваться на режим дня очень легко, особенно, если у вас маленькие дети. Как известно, жизнь с детьми в чем-то напоминает расписание железнодорожного вокзала. Так почему бы не приурочить основные дела к режиму ребенка?

Мои малыши обычно играют сами после завтрака, именно в это время у меня появляется возможность сделать что-то по работе или приготовить обед. Когда вы досконально знаете привычки и возможности своих детей, можно практиковать, так называемое, блочное планирование.

Тут все очень просто. Разбиваете день на три больших блока «утро», «день», «вечер» и распределяете основные дела по блокам. Например, «домашнее хозяйство» относите на утро, а «Чтение книг по профессии» на вечер. Блоками могут также служить определенные ситуации, например, когда с ребенком занимается папа или бабушка.

Успеть всё: системы тайм-менеджмента

Женщины всего мира постоянно стремятся минимизировать затраты времени на ведение домашнего хозяйства и высвободить побольше времени на общение с семьей и саморазвитие. Поэтому в мире были придуманы целые системы домашнего тайм-менеджмента, такие как философия Кайдзен, или магическая уборка Мари Кондо.

Но самой популярной из которых стала система FlyLady (Флайледи), основанная американкой Марлой Силли в конце 20 века.

Что я использую из системы ФлайЛеди ежедневно:

  • Мою раковину и плиту на кухне по вечерам, когда все уже ложатся спать.
  • Убираюсь в какой-то одной комнате по 15 минут, для этого у меня есть план уборки на неделю.
  • Сразу же «гашу хот-споты», то есть разбираю залежи вещей в неположенных местах.
  • Что касается ухода за собой, я веду в ежедневнике расписание процедур, например, в пятницу я делаю маски для лица и скраб, в воскресенье маникюр.
  • Такой же план я составила для больших хозяйственных дел. По понедельникам я меняю полотенца, по вторникам постельное белье на всех постелях, по средам хожу в магазин и делаю большую закупку по предварительному списку.
  • Перед праздниками или большими событиями (отъезд на дачу, в отпуск) я веду контрольный журнал, где записываю все, что надо взять, купить, оформить. Для этих целей у меня нет какого-то отдельного блокнота, я записываю все в своем ежедневнике.

Я познакомилась с системой ФлайЛеди еще до появления детей и уже тогда она меня очень выручала. Когда ты целый день на работе, много времени проводишь в пробках, а короткие выходные не хочется тратить на уборку, уже тогда я успешно применяла систему уборки Марлы Силли. Убиралась по 15 минут каждый вечер в какой-то одной зоне, затем мыла раковину и плиту. А поскольку тогда мы жили в небольшой квартирке, то моим главным развлечением было расхламление, что, впрочем, идеально вписывается в систему.

Ну а теперь, с детьми, я уже не могу жить без этой системы. Каждый вечер, когда все уже легли спать, протираю раковину на кухне и керамическую варочную панель. Утром я стараюсь встать раньше детей и выполнить свои утренние рутины, чтобы к их подъему быть готовой, красиво одетой, накрашенной и в отличном настроении.

Так как времени на уборку нет и мне всегда «помогают» два маленьких разбойника, то я стараюсь делать все очень быстро и по делу. Например, пол я мою только в какой-то одной комнате, иначе ведро с водой, оставленное в коридоре, моментально будет разлито по квартире. Посудомоечную машину я разгружаю только тогда, когда детей нет на кухне, иначе помощники лишат меня пары тарелок или положат ложки в отделение для ведра.

Дома я стараюсь красиво выглядеть, для этих целей были закуплены несколько платьев удобного покроя. Это, конечно, не ботинки со шнуровкой, как в системе Марлы Силли, но в тонусе держит хорошо!

Конечно, вам это может показаться скучным и предсказуемым. Где же тут место импровизации, если по понедельникам она моет холодильник? Но такое четкое планирование позволяет мне перевести хозяйство на так называемый задний план жизни, а на первый план вывести семью и работу.

Итак, мы с вами выяснили, реально ли научиться домашнему тайм-менеджменту и успешно внедрить его в жизнь. Сегодня существует огромное количество книг, сайтов, приложений для телефонов, групп в социальных сетях, посвященных тайм-менеджменту, что не освоит эти приемы только ленивый. Прислушайтесь к себе и у вас все получится!

Вера Скворцова, маркетолог, копирайтер и мама двойняшек, https://www.facebook.com/verushka.skvortsova

Еще несколько полезных статей

  • Почему мамы ничего не успевают?Почему мамы ничего не успевают?
  • Малыши-погодки: как наладить быт?Малыши-погодки: как наладить быт?
  • Ничего не успеваю: что делать?! или Мамин тайм-менеджментНичего не успеваю: что делать?! или Мамин тайм-менеджмент
  • Как научиться рано вставать?Как научиться рано вставать?
  • Денежный блоггинг для мам, или Как заработать на блоге?Денежный блоггинг для мам, или Как заработать на блоге?

Готов ли ребенок обучаться чтению?

Перед тем как перейти к обучению, необходимо выяснить, готов ли ребенок освоить эту задачу. Надо помнить, что мозг маленького ученика должен быть подготовлен к освоению новой, сложной информации. Здесь не работает принцип «чем раньше, тем лучше».

Для детей, которых заставляют читать в 2-3 года, вреда от этого процесса больше, чем пользы.

Впоследствии они могут рано потерять интерес к обучению, у них могут развиться речевые нарушения. Нередко у таких малышей в начальных классах часто наблюдается плохое усвоение материала.

Кроме того, в возрасте от 1 года до 5 лет ребенок должен много времени проводить в подвижных играх и исследовании окружающего мира. Такая деятельность способствует развитию мелкой моторики, которая станет основой для обучения письму. Читать ребенок в норме должен учиться с 5-6 лет. Хотя, конечно, есть и более ранние «пташки».

В общем принято говорить о том, что до школьного возраста (7 лет в России) у ребенка окончательно формируются способности, позволяющие ему овладеть процессом чтения.НО это совсем не значит, что с этого момента ребенок как по волшебству сядет за книгу и уже не расстанется с ней до одиннадцатого класса.

Ученые считают…

С другой стороны, есть исследования, показывающие, что дети, умеющие различать буквы алфавита до пяти лет (не путайте с читать), лучше читают в дальнейшем в начальной школе.

Существуют критерии, которые подскажут, готов ли дошкольник к тому, чтобы начать учиться читать:

  • ребенок умеет составлять полные предложения и говорить ими;
  • понимает звучащую речь;
  • обладает развитыми фонематическими способностями, например, умеет различать на слух слова типа БОЧКА-ПОЧКА;
  • умеет определять, где находятся вверх и низ, левая сторона и правая (хотя, с этим пунктом можно поспорить);
  • не имеет дефектов речи;
  • не имеет проблем со слухом.

Вопросы-подсказки

Иногда определить, готов ли дошкольник учиться читать, можно с помощью ответов на такие вопросы:

  1. Любит ли он сказки и рассказы?
  2. Сможет ли он их пересказать хотя бы частично?
  3. Имеется ли желание рассматривать книги и иллюстрации к ним?
  4. На что он больше обращает внимание: на содержание произведения или картинки?
  5. Знает ли он буквы, хочет ли научиться их различать?
  6. Интересуется ли книжками познавательного характера, например, о динозаврах или кораблях?
  7. Проявляет ли он внимательность в процессе слушания текста?
  8. Насколько богат словарный запас ребенка и как хорошо он умеет им пользоваться?
  9. Применяет ли он сложные конструкции для передачи мыслей?
  10. Пытается ли он научиться читать самостоятельно?
  11. Знает ли он наизусть детские песенки и стихи?
  12. Нет ли у него логопедических проблем?
  13. Умеет ли он различать на слух звуки и слова с похожими звуками?
  14. Нравится ли ребенку, когда ему читают вслух?
  15. Пытается ли он голосом подражать героям сказок или взрослому читающему человеку?

За каждый положительный ответ надо поставить 1 балл, отрицательный — 0 баллов. Если в сумме набралось от 12 до 15 баллов, значит, можно начинать учить ребенка чтению, поскольку способности у дошкольника высоки. Если получилось число от 9 до 12, это свидетельствует о средних способностях и неустойчивом интересе к книгам. Меньше 9 баллов — необходимо принимать меры по эмоциональному и интеллектуальному развитию ребенка, поскольку у него слабая тяга к обучению.

Существует ли самый быстрый способ обучения чтению?

Задаваясь вопросом, как научить читать ребенка, некоторые родители ищут такую методику, которая поможет достигнуть результата максимально быстро. Однако такого способа не существует. Любой процесс обучения является индивидуальным. Он зависит от:

  • способностей обучающегося;
  • его желания и сил;
  • организованности самих родителей.

Причем, по моему мнению, третий пункт по значению перевешивает два предыдущих. Некоторые родители ХОТЯТ заниматься с ребенком, но на практике делают это недостаточно регулярно, безынициативно. А потом, видя (свой собственный) никудышный результат вздыхают: «Ах! Как Вовочке тяжело дается чтение».

Ставя цель научить ребенка читать в домашних условиях, следует ориентироваться не только на достижение результата, но и на эмоции, которые возникают в процессе работы. Пятилетнему или шестилетнему дошкольнику занятия должны приносить радость.

Кстати, вот небольшой лайфхак #тяжеловучении для тех мамочек, которые склонны к перфекционизму.

Посмотрите на своих знакомых взрослых. ВСЕ они (за редким исключением) умеют читать. Но среди них есть красивые и не очень, умные и глупые, успешные и законченные неудачники.

Нет СОВЕРШЕННО ни одного исследования, которое бы выявляло взаимосвязь между тем, как рано человек научился читать и тем, насколько он счастлив…)))

Опыт поколений

О личном…

…Когда-то я спросила свою бабушку, помнит ли она, как училась читать. Бабушка ответила, что конечно помнит. Было это в первом и во втором классе. То есть, в семь — восемь лет.

Она долго и упорно учила буквы. Потом учила (именно зубрила, а не логически соединяла буквы) слоги, и только после этого переходила к чтению слов.

Я училась читать примерно в пять – шесть лет. Тоже медленно и вдумчиво. Помню свои первые прочитанные стишки: уронили мишку на пол…

Моя дочь, начала читать в четыре, и несмотря ни на что, на обучение у нее ушло менее шести месяцев. Догадываетесь, к чему я веду? К тому, что современная жизнь несется куда-то с бешенной скоростью.

И дети, эти маленькие хрупкие создания тоже пытаются поспеть за ее ритмом. Но, ведь ничего страшного не произойдет, если ребенок будет учить буквы год, два или даже три. Помните, у каждого из нас свой внутренний маятник, который конечно можно настроить на нужный лад. Вот только кому от этого будет лучше? Вашим детям? А может вам?

Журнал «Лучшее детям», 24/12/2015

Известные методики обучения

Любая методика, направленная на выработку навыка чтения, имеет достоинства и недостатки. Выбирать ее следует исходя из индивидуальных особенностей маленького ученика. Каждый метод требует временных затрат, предполагает обеспечение некоторыми ресурсами.

Методика Зайцева

кубики ЗайцеваМетод Зайцева (подробнее здесь) основывается на использовании 52 кубиков, на которых написаны склады (пара из согласной и гласной), что дает возможность составлять слова.

С помощью кубиков Зайцева, сделанных из разных материалов, дошкольник сможет отличать звонкие, глухие и твердые, мягкие склады. Кроме того, в комплекте имеются обучающие таблицы с написанными на них складами, что облегчает процесс работы.

Плюсы данной методики состоят в том, что использовать кубики с буквами ребенок может с рождения, он будет быстро учиться в ходе игры с ними.

Минусы данного способа обучения в высокой стоимости набора. Существует также и другая проблема: в начальной школе дети начинают изучение букв, затем слогов, а уже после этого слов. При обучении по складам у школьника, наученного читать не по слогам, возникнут проблемы с фонематическим анализом слова.

Глена Домана

метод ДоманаМетод Глена Домана можно применять с 6-8 месяцев. Ребенку показывают карточки со словами и одновременно произносят написанное на них.

Дети быстро усваивают материал.

При помощи карточек ребенка можно обучить чему угодно: китайским иероглифам, флагам государств, видам растений и т.д.

Неудобство данного способа состоит в том, что необходимо будет готовить много карточек и следить за последовательностью их использования. При этом в русском языке слово часто звучит не так, как пишется. Это тоже может стать причиной некоторых затруднений, поскольку дошкольнику сложно будет улавливать связь между 2 словами.

Марии Монтессори

Монтессори буквыЕсли выбор пал на методику Монтессори, следует проверить, имеет ли ребенок постоянный интерес к чтению или же его внимание к этому занятию ситуативно.

Материал, который предлагает использовать метод Монтессори, состоит из изображения букв с разной текстурой, вкладышей, подносов с сыпучим материалом для рисования букв и т. д.

Неоспоримое достоинство данного способа состоит в том, что дети быстро усваивают материал благодаря занимательности его подачи.

Недостатки сводятся к следующему: научить малыша читать может только педагог, работающий по системе Монтессори, но никак не родитель.

Надежды Жуковой

Жукова букварьБукварь Надежды Жуковой позволит родителям самим работать с детьми, поскольку каждое занятие в учебнике сопровождается рекомендациями для взрослых. При этом в пособии большое внимание уделяется процессу складывания в слоги.

Метод целиком состоит из достоинств. За исключением одного нюанса: некоторые  дети тяжело воспринимают такую «академическую» подачу материала.

Используя любую из предложенных методик, обращайте внимание на то, нравится ли она ребенку. Если малышу он скучает или наотрез отказывается учиться, возможно, стоит попробовать другой способ.

Что делать нельзя

Работа должна проходить в дружеской и приятной атмосфере. Предварительно необходимо настроить ребенка на работу. Однако он не должен воспринимать ее как повинность. Следует отменить все занятия, если маленький ученик устал, плохо себя чувствует или категорически отказывается от того, чтобы приступить к выполнению заданий. В последнем случае не следует настаивать, надо перенести урок, выяснив, что же вызвало у дошкольника отторжение. Иногда причиной могут стать предшествующие неудачи или ошибки. Эту психологическую проблему надо проработать.

Если ребенок не хочет учиться?

Часто дети противятся учебе, если они не готовы к этому процессу. Например, научить ребенка 4 лет читать нельзя, поскольку его мозг еще не сформировался в такой степени, чтобы быть готовым воспринимать сложный вид информации. В 5- и 6-летнем возрасте дошкольника читать учить не только можно, но и необходимо.

Однако если ребенку уже 5-6 лет, интерес к учебе у него слабый и родители никак не могут найти, каким образом его можно мотивировать, следует обратиться к детскому психологу. Специалист выявит проблему и разработает коррекционную программу для ее решения.

Первые шаги к чтению: знакомство с буквами

Интерес к буквам у детей следует развивать с раннего возраста. Уже в 2-3 года они готовы изучать алфавит. Для того чтобы поддержать их внимание, родителям следует правильно организовать развивающее пространство. Задаваясь вопросом, как начинать, с чего начать, родителю следует подобрать 1 или даже несколько видов алфавита.

алфавитТак, можно повесить яркую азбуку на стену или же распечатать на отдельном листе каждую букву. Следует показывать на такие карточки с буквами и называть их, подбирая слова. При этом возвращаться к каждому изображению придется несколько раз, до тех пор, пока маленький ученик твердо их не запомнит.

При изучении алфавита можно прибегнуть к тактильным ощущениям.

  • Для этого можно предложить малышу слепить буквы из пластилина, теста или глины.
  • Их можно вырезать из картона, сделать аппликацию и т.д.
  • Можно использовать метод ассоциации, указывая на схожесть букв с некоторыми предметами. Например, буква «п» похожа на турник, а «о» — на бублик.
  • Повысить интерес поможет съедобная азбука в виде печенья или специальных макарон.

В продаже имеются буквы на магните. Их можно прикрепить к холодильнику или же другой металлической поверхности и при любом удобном случае повторять с ребенком буквы или подбирать к ним слова.

С учеником в возрасте 2 лет можно поиграть в игру «Дай буковку». Для этого родитель называет одну из букв и просит снять ее с холодильника.

Не следует акцентировать внимание на ошибках, ребенка надо мягко поправлять, сопровождая слова улыбкой. Если этого не сделать, негативный опыт может подорвать уверенность в себе и стать причиной отторжения от учебы.

SMART- технологии

комп!В ходе работы с детьми можно использовать компьютер, планшет, телефон. Приложения для ipad и развлекательные видеоролики могут значительно разнообразить ваш подход к обучению.

Притом, сейчас есть столько действительно классных развивающих приложений и видео-уроков. Конечно, они НИКОГДА не заменят ваше внимание и участие, но по крайней мере, ребенку будет чуточку веселее.

Вот три онлайн-приложения, которые показались нам с дочерью наиболее простыми и в то же время удобными:

— «По Слогам»

— «Лунтик. Учимся читать»

— «Мышкины читалки»

Кстати, преимущество приложений как раз и заключается в том, что ребенок параллельно начинает изучать чтение методикой заучивания разом целых слогов и даже коротких слов.

Из личного опыта

Я сама долгое время была яростной противницей инноваций. «Чего зрение портить?».

Пока в один прекрасный день не встретила себе подобную. Старший сын моей подруги был как раз из таких правильных детей. Он не смотрел телевизор, не играл в компьютерные игры и т.д.

Так вот, в возрасте примерно восьми лет Остапа, что называется, понесло. В тайне от родителей, он начал использовать любую возможность, чтобы приобщиться к научно-техническому прогрессу, да притом в ущерб учебе. И так я поняла, что даже ограничивать нужно в меру.

Освоение принципа чтения по слогам

Часто дети сначала запоминают каждый звук по отдельности. Требуется немало времени для того, чтобы соединить несколько звуков в слоги. Задача родителя помочь преодолеть подобные затруднения.

Для этого можно подобрать специальные упражнения для чтения слогов. Например, использовать междометия, которые состоят только из гласных. Для этого можно применять картинки, которые подскажут ученику, какие слова ему надо назвать. Для восклицания «АУ!» — девочку, заблудившуюся в лесу, для «ИА!» — ослика, жующего траву, и т.д. На обратной стороне можно написать слова, но ребенок должен их не только прочитывать, но и петь. Это даст возможность отработать навык произношения звуков слитно.

В ходе обучения чтению необходимо, чтобы ребенок умел сразу определять интонацию, выявляя вопросительную или восклицательную окраску.

Слоги, которые начинаются с согласного звука, читаются труднее, поэтому сначала следует произнести согласный звук, а затем попеременно приставлять к нему гласные. Например, сказать «Н», а затем «НА», «НО», «НЫ», «НИ» и т.д. Если сопровождать сочетания действиями, материал будет усваиваться быстрее. Например, произнося слог «НО», ребенок может показывать езду на лошади.

Если маленький ученик задумался, не следует ему подсказывать или торопить его. Он должен освоить навык построения слогов, после чего работа пойдет быстрее.

В случаях, когда слоги или слова прочитать ребенку не удается, сначала их должен произнести родитель, а затем повторить вместе с дошкольником. В ходе работы следует использовать как можно больше воодушевляющих и одобрительных слов.

Учебные пособия по чтению для детей 6-7 лет снабжены слоговыми таблицами. Слоги в них не имеют смыслового значения, например, «МА-ЛА», «ПА-ЛО».

Такой материал способствует зрительному запоминанию. Несмотря на их однообразие, они помогают быстро запомнить множество слогов, что впоследствии поможет облегчить процесс чтения.

Время чтения должно быть регламентированным. Чтение для детей должно быть в радость. В течение первых двух недель следует заниматься 2 раза в неделю, в последующие 2 — увеличить количество уроков до 3-4. Затем уже можно уделять время учебе ежедневно.

Упражнения со словами: закрепляем навык

Задаваясь вопросом, как научить ребенка читать быстро и правильно, родитель должен учитывать необходимость отработки изученного. В этом помогут игры:

  1. Упражнение «Кто что ест?». Необходимо подготовить карточку с названиями животных, которые будут разбиты по слогам: БЕЛ-КА, КОШ-КА, СО-БА-КА, КРО-ЛИК, МЫШ-КА. Список следует поместить посередине листа, а с боков нарисовать траву, рыбу, сыр, зерно. Маленькому ученику нужно сначала прочитать все слова, а затем провести стрелочки к картинкам, «накормив» каждое животное. Можно использовать список профессий, тогда сбоку надо будет расположить предметы, которыми пользуются люди разных специальностей.
  2. Игра «Кто лишний?». Правила таковы: необходимо написать в столбик несколько слов, объединенных одной темой, и среди них одно лишнее. Ученику предстоит вычеркнуть неподходящее. Среди перечня ПО-МИ-ДОР, О-ГУ-РЕЦ, КА-ПУС-ТА, ГРУ-ША, КАР-ТОШ-КА груша будет лишней, т.к. это фрукт. Если ребенок легко справляется с таким заданием, его можно постепенно усложнять, подбирая слова с большим количеством слогов.
  3. Задание «Большой и маленький». Оно предполагает запись текста слов: ДЕ-РЕ-ВО, БАШ-НЯ, КАП-ЛЯ, ГО-РО-ШИ-НА, МА-ШИ-НА и других. Под словами следует нарисовать большой домик, а чуть дальше — маленького цыпленка. Ученику надо распределить каждое слово, указав, большой или маленький размер имеют предметы или животные, которые они называют. К цыпленку надо отнести горошину и каплю, а к дому — все остальные.

Учим прочитывать слова целиком

Научить ребенка читать бегло можно только при регулярных занятиях.

  • Игр на развитие речи и отработку навыка использования слогов существует множество. Например, подбирать слова, первая буква которых одинакова (рыба, рука, работа, рысь и т. д.). Можно составлять слова, которые имеют одинаковые слоги (топор — мотор; лужа — луна).

Для некоторых игр, например, «Составь слово», понадобится дидактический материал. Он включает картинки с изображением слогов и предметов. Ребенку показывают картинку, а он должен подобрать к нему слово, используя карточки со слогами. Например, если нарисована каша, ученик выбирает карточки со слогами «КА» и «ША».

  • Можно предложить «Дорожку слов». Для этого выкладывают карточки с разными словами, которые ребенок должен прочесть. Затем ему необходимо выбрать одно, используя подсказку родителя. Например, среди слов «собака, гриб, стол, капуста» найти предмет мебели, животное, овощ и т. д.

Упражнение «Что в тарелке?» можно проводить ежедневно. Для этого необходимо попросить ребенка по слогам произнести то, что ему предлагают съесть на обед. Например, КА-ША, КОМ-ПОТ, ПЮ-РЕ, КАР-ТОШ-КА. Сложные слова следует разбивать на части вместе, несколько раз их повторять.

  • Можно предложить игру «Кто быстрее?». Для этого показывают карточки со словами (моль, моль, мел, моль; река, рука, рука, река, река): пусть ребенок прочитает их максимально быстро.

Для чтения эффективно применять различные методы, которые способствуют расширению угла зрения.Так, помощь окажут небольшие таблица Шульте. Ребенок должен смотреть в центр таблицы и стараться увидеть цифры или буквы, находящиеся слева, справа, снизу и сверху. При этом взгляд перемещать не следует.

Заключение

Ну, уважаемые родители, пожалуй, будем закругляться. Мы с вами разобрали множество методик, игр и других вариаций отработки навыков чтения, узнали мнения ученых и простых обывателей. Теперь, используя все полученные знания, вы как настоящие профессионалы, возьметесь за просвещение своих чад. Желаю вам успехов в этом нелегком труде!

Читать также:

Найди загаданное слово

Возьмите любой текст, желательно незнакомый читателю. Пусть напарник, друг или родитель, найдет в нем какое-нибудь слово и назовет. Читателю необходимо как можно быстрее вычленить это  слово из текста, найдя его. Это упражнение можно превратить в игру с детьми: сначала вы им даете задание, а потом они вам.

Книга наоборот

Прочитать любую понравившуюся книгу. Дойдя до последней страницы, прочитать книгу в обратном порядке. Получается немного непонятно, немного сбивчиво, немного весело, но делая это периодически, развивается память и улучшается техника чтения.

Игра на чтение с детьми.

Необходимо сделать не более 10 карточек со словами. Затем разрезать их в хаотичном порядке и работать с ними: а) по принципу пазла — на скорость собрать как можно бОльшее количество слов; б) по предложенному началу или окончанию слова, попросить ребенка придумать или вспомнить слово.

Чтение-игра на ориентирование по тексту.

Ребенок начинает читать по стартовому слову взрослого «Вперед». Затем взрослый говорит «Стоп» и ребенок прекращает читать, при этом закрыв глаза. Через некоторое время снова звучит «Вперед» и малышу следует продолжить чтение с того места, на котором он остановился.

Игра «Путаница».

На карточках записаны слова из предложения. Карточки следует перемешать и предложить ребенку собрать целостное значимое предложение.

Игра «Сбежавшие буквы».

Необходимо напечатать текст, пропустив в нем буквы (впоследствии усложняя это упражнение, пропуская слоги, предлоги и некоторые слова). Ребенок должен прочитать текст, интуитивно вставляя пропущенные слова. Эта игра непосредственно учит беглому просмотровому и при этом вдумчивому чтению.

Игра «Буквы поссорились»

Игра строится по принципу составления предложения из слов, только на этот раз ребенку предлагается слово, в котором буквы переставлены местами. Задача: найти нужное слово и разместить буквы в правильном порядке.

Упражнение «Поиск»

На карточке из картона проведите четкую линию тоненьким карандашом, а потом под нее впишите печатные буквы. Лучше всего писать сразу слово. Небольшое и самое простое. Задача малыша  — быстро посмотреть на буквы и скорее назвать слово, которое за ними спряталось.

Большую пользу несут любые игры с буквами. Это и кроссворды, и филворды, и игры в «Города» и слова.

Также для освоения навыка скорочтения, прекрасными помощниками станут любые игры на развитие памяти и внимания.

Для концентрации внимания и развития мышления невероятно полезно разгадывать загадки. И польза их очевидна не только для детей, но и для взрослых тоже.

Какой бы вы не выбрали метод, какое бы упражнения вам бы ни понравилось – главное в занятиях, это регулярность. Самой желаемой целью и мотивацией для вас должен быть тот факт, что вы и ваш ребенок сможете обрабатывать информацию любого характера за более короткий срок.

И не забывайте хвалить ребенка при любых успехах!

Видео ниже подытожит сказанное выше. Предложенные здесь лайфхаки доступны каждому желающему:

Еще про чтение смотрите и читайте:

Эффективные и простые методики обучения чтению

Игры в обучении чтению. Как научить ребенка читать

Игры развивающие память и навыки чтения

Игры на развитие внимания у ребенка

Поделитесь в комментариях своими личным опытом в освоении чтения вами и вашими детьми. Так хочется, чтобы поколения объединяла любовь к чтению и знаниям.

С теплом,

Людмила Поцепун.

Как живем

Изначально, я начал писать этот пост для Инстаграма, но формат этой соц сети не предполагает длинных лонгридов, поэтому тут у меня будет полная версия.

Вы спросите, почему я не часто пишу про Израиль? Все просто, каждый день похож на предыдущий и ничего такого особенного не происходит. Хотя в обычном дне вполне можно находить себе приятные занятия, например, занятия спортом или ту же работу. Но это не путешествия, когда каждый день новые места и новые впечатления, чтобы прям рука тянулась что-то написать и рассказать. Хорошо, что меня уже давно отпустило и таки я наездился, теперь мне не хочется круглосуточных путешествий (кругосветок), как когда-то. Хотя, по-прежнему, я был бы не готов ездить куда-то только в отпуск на пару недель в году. Надо месяца 3-4 в году, минимум :)

Каждый день одно и тоже, все тот же закат

Очень важный момент, какой у репатриантов бекграунд в стране исхода. Одно дело переезжать из вполне благоприятных условий с ресурсами, другое — уезжать «голышом». Все-таки, когда переезжаешь в другую страну с какими-никакими деньгами (накоплениями), а страна при этом еще и помогает (про пособие-корзину я уже писал), то это не так уж и сложно. Да, понятно, на одну только корзину абсорбции сложно прожить, при любых раскладах нужно адаптироваться к новым реалиям и преодолевать различные преграды, но если растягиваешь эти сложности во времени, то становится намного легче.

В моем случае еще и работу срочняк искать не надо, так как она у меня есть, и, надеюсь, еще будет пару лет, как минимум. Можете считать это очередной одой удаленной работе, она дает довольно большие возможности по переездам и эмиграциям. То есть в перспективе надо что-то придумать, все-таки завязка на рубль не айс, когда ты живешь в дорогой валютной стране, но время еще есть. Просто читаю другие истории переезда в сети, когда люди переезжают вообще без средств к существованию, без удаленной работы, рассчитывая по сути только на корзину, вот тогда да, надо бороться за жизнь каждый день.

Основное же, что у нас сейчас происходит — это движуха с врачами и оформление инвалидности для сына Егора. Бюрократии очень много, запись на прием к врачу можно ждать спокойно 3-4 месяца, и при этом некоторые специалисты имеют очень узкую специализацию, и казалось бы по одному вопросу, нужно посетить сразу аж трех. Но в целом все успешно, одна комиссия уже пройдена, скоро надо будет проходить еще одну. Как говорят местные, тут всего можно добиться, главное иметь настойчивость.

По врачам приятно ездить, совмещаем с кафеРаз в месяц ездим на пикник с мангалом, 10 минут от дома

Полезно для новых репатриантов

Выделил в отдельный абзац, так как это может быть важно тем, кто собирается в скором времени репатриироваться.

Этот 2017 год — отличный для репатриантов! Во-первых, начали выдавать полноценный загранпаспорт (даркон) вместо временного (лессе-пассе). Раньше ведь как было, пока год не проживешь, даркона не видать, а лессе-пассе не очень удобен, да и менять его часто надо. А теперь даркон будут выдавать через 3 месяца проживания, срок действия 5 лет. Я уже заказал себе.

А также вот прям месяц назад сделали возможность обменять свои российские водительские права на местные израильские без сдачи экзамена. Напомню, ранее надо было сдавать экзамен по вождению в городе, а это лишние затраты на уроки инструктора, очереди на сдачу. Ура! Главное, чтобы российским правам было от 5 лет. Моим где-то уже лет 17, так что я без проблем прошел по этому критерию.

Простые способы, как научить ребёнка считать примеры в пределах 20

Добрый день, дорогие читатели! Как много усилий приходится прикладывать взрослым, чтобы научить ребенка считать в пределах 10 и 20. И не только считать, но и решать примеры, вычитать и складывать! В то же время сделать это не так сложно, как кажется на первый взгляд. Предлагаем вам нестандартные игровые методики, как научить ребенка считать примеры в пределах 20.

С чего начать?

Совсем недавно я опубликовала статью о том, как просто приобщить малыша к математике в игровой форме.  Ну а теперь пора двигаться дальше. Многие детки в 3-4 года уже умеют пересчитывать предметы в пределах 10. Если ваш ребенок еще не освоил счет в этом нет ничего страшного, предлагаю вам следующий алгоритм:

На первом этапе достаточно научить малыша просто считать от 1 до 10. В качестве пособий используйте все, что видите вокруг. Это могут быть деревья, кусты, дома, машины, пальцы, конфеты и т.д. Вот как тут.

Если научились пересчитывать, знакомимся с графическим изображением цифр. С этой целью используем кубики с числовыми изображениями, карточки.

Следующий этап очень важный: он готовит основу для быстрого счета в уме. Это изучение состава числа. Если кроха будет твердо знать, как раскладываются числа, он легко будет решать примеры на сложение и вычитание.

Изучение состава числа традиционно проводят с помощью так называемых «домиков». На бумаге в клеточку рисуете домик. На одном «этаже» всегда по 2 комнаты-клетки. Этажность дома определяется в зависимости от количества числовых пар, на которые можно разложить цифру.

Например, 4 можно разложить на 3 и 1, 2 и 2. Значит, цифра 4 живет в двухэтажном дома и т.д. Ее мы и напишем на крыше. На примере хорошо видно, как правильно составить домики для чисел 3, 4 и 5.

Расселение «квартирантов» по этажам ребенку придется запоминать наизусть. Начинайте с небольших чисел. Просите кроху внимательно посмотреть, кто с каким соседом живет, а потом «заселить» числа самостоятельно.

Когда усвоены двойка и тройка, переходите к более сложным числам. Такая методика дает наиболее твердые результаты. Проверенно на собственном опыте.

Вот тут вы можете скачать вот такую таблицу и использовать ее для освоения методики состава числа:

Когда домики пройдены, настала очередь примеров в пределах 10. В первом классе эти примеры придется решать в первом полугодии, так что лучше подготовиться заранее. Теперь останется только ставить между «поселенцами» знаки + или — , предварительно объяснив малышу их предназначение.

Сначала преподнесите сложение или вычитание в форме игры. Например, от четверки с этажа ушла единичка. Кто из соседей останется на этаже? Ответ: тройка. Такие упражнения помогут крохе быстро освоиться в математических примерах. Постепенно слова «ушел», «пришел» меняем на «плюс» и «минус».

Так мы освоили с ребенком счет в пределах 10. Как видите, методика очень проста, но для ее действия требуется время и терпение. Старайтесь заставлять кроху сначала считать в уме: письменные упражнения затормаживают мышление.

Попутно тренируйте понятия «больше-меньше» (используйте сначала предметы, разложив их по разные стороны, затем сравнивайте цифры), соседи числа (пишите ряд чисел с пропущенными цифрами и просите кроху дополнить ряд, правильно разместив соседей).

Идем дальше…

Настала пора знакомить малыша со вторым десятком. Чтобы преодолеть арифметические трудности, предлагаем следующий алгоритм занятий:

Вводим понятие десятка. Для этого раскладываем перед ребенком 10 кубиков и прибавляем еще один. Объясняем, что это одиннадцать. Говорим о том, что Окончание слова «дцать» обозначает «десять». Чтобы образовать цифру от 11 до 19, нужно всего лишь прибавлять число к окончанию «дцать» и ставить между ними предлог «на».

Поскольку малыш уже знаком с понятием десятка, вводим разряд единиц и при сложении оперируем этими понятиями. Например, 13+5. Складываем сначала единицы: 3+5=8. Теперь прибавляем оставшийся десяток и получаем 18.

Теперь переходим к примерам на минус: действуем точно так же. Вычитаем единицы, затем прибавляем десяток.

Самый сложный этап – вычитание, при котором первая единица меньше второй: 13-6. В таком примере мы не можем вычесть из 3 шесть. Приходится иметь дело с десятком. Один из путей – из шести вычесть три, оставшееся число вычесть из десятка, т.е. 6-3=3, 10-3=7. После нескольких тренировок малыш сможет производить вычитание в уме.

Ребенок должен четко усвоить описанные навыки: во 2 классе это понадобится ему для решения примеров с двузначными числами.

Чтобы скрасить процесс обучения, можно привлечь различные пособия:

  • кубики;
  • магниты;
  • картинки (обучение с картинками особенно разнообразно: их можно просто пересчитывать, использовать раскраски с примерами для закрепления навыков счета);
  • любые предметы, находящиеся под рукой;
  • счетные палочки;
  • счеты и т.д.

Чем больше вы проявите фантазии, тем скорее заинтересуете ребенка математикой.

Источник: https://chesnachki.ru/ot-6-ti-i-starshe/kak-nauchit-rebyonka-schitat-primery-v-predelah-20.html

Вверх