Советы женщинам!
ЛедиВека.ру » Без рубрики »

Как помочь ребенку с низкой самооценкой

Как помочь ребенку с низкой самооценкой
logo

Хотя большинство родителей имеет желание укреплять чувство собственного достоинства своих детей, особенно подросткового возраста, но не у всех, получается делать это правильно. В этой статье вы найдете несколько простых способов, как повысить самооценку у ребенка и что поможет ее поднять подростку, неважно девочки или мальчика?

Самооценку следует воспитывать в детях с самого начала их детства. Наличие хорошего уровня самооценки имеет решающее значение, особенно в подростковом возрасте. Так как позволяет ребенку, несмотря на трудности строить позитивный образ самого себя, не бояться экспериментировать и правильно относиться к сверстникам. А когда они достигнут юношеского возраста у них уже будут прочные основы, позволяющие им строить собственную личность. И развивать чувство доверия к собственным способностям, а также к окружающему миру.

Содержание

Показать

  • 1 Как узнать самооценку ребенка, по каким признакам, можно понять какая она
    • 1.1 Как повлиять на развитие адекватной самооценки у ребёнка
    • 1.2 Как повысить самооценку подростку
    • 1.3 Спрашивайте мнение своего подростка
    • 1.4 Поощряйте развивать свои таланты и интересы
    • 1.5 Поощряйте участвовать в школьных мероприятиях и презентациях
    • 1.6 Научите детей позитивно относиться к самим себе
    • 1.7 Будьте щедры на похвалу
    • 1.8 Стимулируйте принятие собственных решений
    • 1.9 Будьте реалистичны в своих ожиданиях
    • 1.10 Заключение

Как поднять самооценку

Поднять самооценку не поздно в любом возрасте, чтобы изменить жизнь к лучшему.

Билл Гейтс в правилах жизни утверждает, что миру наплевать на вашу самооценку. Жизнь будет требовать закончить дело до того, как вы почувствуете себя уверенно. Словам самого богатого в мире человека можно доверять, а ведь в школе он не преуспевал в грамматике и в предметах, которые считал тривиальными. За плохое поведение его даже отправляли к психиатру. Что бы было, если бы он потерял веру в свои способности? Мир бы получил очередного человека с заниженной самооценкой.

Поднять свою самооценку ему помогла истинная любовь к делу, которым он занимался.

У каждого человека есть достоинства и недостатки. Развитие первых и работа над вторыми поможет эффективно поднять самооценку: оценивание собственных качеств – личностных или деловых.

Десять причин поднять самооценку

  1. Человек с заниженной самооценкой априори не может быть счастливым
  2. Высокая конкретно-ситуативная самооценка эффективно поднимаетнастроение
  3. Если поднять самооценку, можно победить различные внутренние страхи и лень
  4. Адекватная самооценка своих способностей помогает избежать неприятных ситуаций, проблем или даже трагедий
  5. Самооценка – это толчок к развитию личности. От самооценки человека зависят его взаимоотношения с окружающими, его требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Низкая самооценка – повод начать работать над собой
  6. Позитивная самооценка, существование в гармонии с собой помогут привлечь в жизнь людей и обстоятельства с таким же мировоззрением, удачно выйти замуж, распрощаться с одиночеством. И все это только благодаря мозгу и правильному ходу мыслей
  7. Формирование высокой и адекватной самооценки у подростка поможет ему избежать душевного дискомфорта, трудностей в карьере и личной жизни
  8. Самооценка – важный регулятор поведения. От самооценки зависит относительная стабильность и независимость личности
  9. Люди с низкой самооценкой склонны к алкоголизму, депрессиям, различным психосоматическим заболеваниям. Когда человек не находит способ удовлетворить свои потребности, он уходит в болезнь. И ни один доктор не сможет помочь такому больному, пока он не найдет в себе силы поднять самооценку
  10. Десятая и последующие причины поднять самооценку могут быть индивидуальными

Как понять, что пора поднять самооценку?

Ниже перечислены признаки заниженной самооценки:

  • Постоянная неудовлетворенность собой и самокритика
  • Неадекватная сверхчувствительность к критике со стороны других людей
  • Нерешительность в действиях, боязнь ошибиться
  • Желание угодить всем и каждому
  • Болезненный идеализм
  • Чувство вины за прошлые ошибки вплоть до развития невротических состояний
  • Враждебность по отношению к людям, беспричинная раздражительность
  • Вселенский пессимизм
  • Зависть к людям
  • Непереносимость временных неудач
  • Женщине важно знать, что низкая самооценка, депрессивные состояния, бывают при дефиците в организме белка и витаминов (особенно группы В), при гипотиреозе, снижении уровня половых гормонов

    Способы как поднять свою самооценку

    • Определите для себя реальный уровень притязаний, ту степень трудностей целей, которые желаете достичь. Расхождение между реальными возможностями и притязаниями может привести к эмоциональным срывам, повышенной тревожности, и, как следствие, к снижению самооценки.
    • Чтобы поднять самооценку, ставьте для достижения цели реальные сроки.
    • Идите к своей цели планомерно и целенаправленно. Обязательно помечая в своем дневнике успеха все успешные шаги по ее достижению.
    • Разберитесь в приоритетах, жизненных ценностях, наиболее нуждающихся во внимании на данном этапе жизни: семья, дети, здоровье, карьера, деньги.
    • Не оглядывайтесь на других людей и не сравнивайте себя с ними. Все люди разные, кто-то преуспел в одном, кто-то удачен в другом. Мы не выбираем своих родителей, генетику, но вполне способны управлять собственной жизнью и самостоятельно поднять самооценку.
    • Перестаньте волноваться о том, что кто о вас сказал или подумал, забудьте все промахи в жизни, относитесь к ним как к опыту, позволившему не допускать подобных ошибок впредь. Занятия самоедством, бесплотным угрызением себя самооценку не поднимут.
    • Прекратите общаться с манипуляторами, людьми, которые делают вам больно как морально, так и физически, крадут у вас время. Не реагируйте на нападки агрессивных людей в школе, на работе, троллей в интернете. У них у самих снижена самооценка, и они пытаются ее поднять за счет других.
    • Не выполняйте чужие обязанности на работе, умейте тактично, но твердо отказать тем, кто любит жить за чужой счет.
    • Замените просиживание в социальных сетях, на форумах, за компьютерными играми, перед телевизором на физические упражнения. Улучшить фигуру, поднять самооценку помогут йога, тай-бо или любимый вид спорта.
    • Если бросить курить, научиться красивой походке, то тоже можно поднять самооценку.
    • Изыскивайте возможность дополнительного заработка, если не устраивает зарплата на работе, или меняйте работу.
    • Хотите поднять самооценку, начните работать над собой: повышайте интеллект, развивайте свои реальные умения: например, учите в день по одной иностранной песне или стихотворению (заучивание отдельных слов не так эффективно).
    • Если что-то изменить в жизни не в ваших силах, поможет греческая философия
    • Повышайте самооценку других людей, тем самым повысится собственная самооценка.
    • Посылайте импульсы благодарности своему внутреннему миру, и он вам ответит тем же. Не забывайте мысленно хвалить себя за каждый успех, но только не вслух. Иначе можно превратиться в пренеприятного человека, рядом с которым другие люди начнут чувствовать себя ущербными.
    • Объективная самооценка невозможна без цифр. Перечитайте статью «Как поднять самооценку» снова, срочно найдите и пропишите в дневнике успеха как можно больше пунктов, за которые можно себя похвалить, и уверенно идите дальше по жизни, чаще напоминая себе о своих успехах и не успокаиваясь на достигнутом. Тогда поднять самооценку получится без особого труда, и она будет адекватно высокая.

      happylady.su

Как поднять самооценку?

Очень долгое время на проблемы самооценки не обращали никакого внимания. Считалось, что психическое состояние человека менее важно, чем физиологическое. Но с развитием психологии, как науки, ученые установили, что самооценка – очень важный компонент нормального состояния человека. А ее заниженные нормы значительно влияют на поступки человека, его характер и поведение в целом. Поэтому психологи изучили этот вопрос и разработали целый комплекс методик, способов и схем по повышению самооценки.

Как важный элемент человеческого самосознания, самооценка зависит от различных факторов влияния. Это очень опасное явление, ведь человек с низкой самооценкой очень часто недоволен жизнью, не может стать успешным и перестает верить в себя и людей. Как результат, наступает депрессия, апатия и другие психические расстройства. Чтобы повысить самооценку, необходимо пройти широкий комплекс работы над собой, и только в этом случае можно добиться положительного результата.

Причины низкой самооценки

Существует несколько ключевых причин, которые способны спровоцировать падение самооценки у человека:

  • Окружение. Если человека окружают негативно апатично настроенные люди, со временем он сам начинает подобно мыслить. Это очень распространенный фактор, так как успешных и довольных собой людей намного меньше, чем недовольных.
  • Неудача. Особенно, если они имеют регулярный характер. Очень сильно провоцируют низкую самооценку неудачи в очень важных делах. В таких случаях со временем у человека пропадает вера в себя и он просто не хочет ничего делать.
  • Критика. Критические замечания со стороны родителей и учителей в детстве, друзей, коллег, партнеров, во взрослой жизни могут сбивать и даже унижать, поэтому падает самооценка.
  • Так как психика человека имеет индивидуальную систему сознания, то и провоцирующий фактор для каждого человека свой. Выше приведены примеры только ключевых причин, на самом деле их достаточное количество. Это может быть как систематический процесс влияния факторов, так и одиночное психологическое потрясение.

    Как повысить самооценку?

    Ученые разработали множество методик, чтобы повысить самооценку. Наиболее простыми и эффективными считаются следующие рекомендации:

  • Никогда не сравнивать себя с другими людьми. Всегда найдутся люди, которые выше, ниже, красивее, умнее, стройнее и т. д. Важно понимать, что каждый человек – индивидуален и имеет свои особенности, это и есть главное достоинство.
  • Адекватно реагировать на критику. Такие замечания лучше воспринимать как подсказку для дальнейших действий. Возможно со стороны лучше видно и посторонние подскажут своей критикой, что исправить, чтобы было лучше. Но не надо полностью полагаться на мнение других, и отходить от своих идеалов.
  • Не использовать в свою сторону обидных слов и высказываний, не ругать себя. Достаточно и посторонней критики. Ругая сами себя, вы налаживаете на свое сознание негативный оттенок, который со временем там и остается.
  • Правильно принимайте комплименты. Не надо краснеть или смущаться, достаточно ответить просто «спасибо». Если человек считает нужным сделать вам комплимент, значит, действительно он заметил у вас что-то особенное, это предмет гордости, а не смущения.
  • Читайте позитивные книги, смотрите хорошее кино со счастливым концом, существует множество литературы о самоутверждении и успешных людях. Это как художественные издания, так и научные. Такие книги, статьи, кино, семинары дают множество знаний и пониманий того, как нужно себя вести, чтобы стать успешным и довольным собой.
  • Окружите себя позитивными, успешными людьми, пусть они станут для вас примером для подражания. Если они сумели стать счастливыми и успешными, значит, и вы сможете.
  • Можно составить список. Он должен состоять из двух колонок: в одной – то, что вы уже сделали, а в другой – что хотите сделать. Причем не нужно уменьшать свои достижения, даже прочитанная книга – для многих уже большое достижение.
  • Не отступайте от своих принципов. Это очень важно, сущность человека познается в его принципах и твердых жизненных понятиях. Если человек часто меняет вектор своих мыслей и действий, он нестойкий и его легко вывести из равновесия. Неважно сколько у вас единомышленников, главное – оставаться верным себе.
  • Занимаетесь любимым делом. Очень часто слышно утверждения, что работа не приносит удовольствия. Это неправильно и даже опасно. Как показывает практика, люди, занимающиеся нелюбимым делом, не становятся успешными, а со временем встречаются с депрессией и психическими расстройствами. Поэтому у человека должно быть любимое дело. Это может быть как основной вид деятельности, так и хобби. Главное, чтобы во время таких занятий человек чувствовал себя довольным собой и счастливым.
  • Помогайте другим людям. Когда человек слышит благодарность от других людей, он чувствует себя нужным и ценным. Это повышает самооценку, ведь в человеке нуждаются. Помощь заключается не в материальных подачках, а, наоборот, во взаимопомощи, позитивном разговоре и настрое.
  • Следите за своим здоровьем. Больной человек не может чувствовать себя счастливым и довольным собой. Поэтому необходимо следить за собой, заниматься спортом, вести здоровый образ жизни. Как известно, в здоровом теле – здоровый дух.
  • Никогда не падайте духом. Если идет череда неудач, нужно через них переступить и действовать. Только движение вперед приведет к успеху. Каждое поражение – это вызов, чтобы стать лучше и побороть его. Активные действия над собой – шаг к повышению самооценки и восстановлению нормального самосознания.
  • Это рекомендации, которые человек может проделать самостоятельно. В особо запущенных случаях можно обратиться за помощью к специалисту. Важно понимать, что человек – это личность, и каждый имеет свои особенности и ценность в этом мире.

    medportal.su

    Мы те, кем нас воспитали родители

    Источник: iStock

    Низкая или высокая самооценка формируется у человека еще в первые 5 лет его жизни.

    За это время ребенок осознает понятия «Я хороший» или «Я плохой» в основном из слов родителей и лишь немного ориентируется на внешние факторы.

    После 5 лет и до подросткового периода восприятие детей все больше обостряется в сторону общения с друзьями, личных достижений в учебе или спорте и прочих, не зависящих от родителей, факторам.

    С 12-13 лет ребенок особо восприимчив ко всем факторам, влияющим на его характер и особенно самооценку.

    Девушки и юноши максимально открыты для всего нового, но также ранимы и чувствительны к необдуманным словам и поступкам своих родителей.

    У нас не всегда есть возможность узнать, где и чем именно занимаются наши дети, но опекунство рано или поздно должно смениться умеренной заботой и поддержкой растущей личности.

    Маленькие мальчики становятся мужчинами, а маленькие девочки женщинами.

    Самооценка играет одну из самых важный ролей в формировании личности. Именно поэтому вам необходимо избавиться от всех заблуждений и научиться правильно ободрять и мотивировать своих детей.

    Самооценка ребенка – не только результат вашего воспитания

    Источник: iStock

    Помните, что ребенок формирует самооценку, впитывая родительскую критику, комплименты от противоположного пола, оскорбления ровесников и многие другие проявления человеческого общения.

    Самостоятельно навязать подростку его самооценку можно лишь при условии домашнего образования и полной изоляции от внешнего мира.

    Такой подход чреват множеством ужасных последствий, а потому с неотъемлемой ролью окружения придется смириться.

    Лучше сосредоточьте свое внимание на подготовке ребенка к внешним контактам.Будь им 7 лет или 15 – научите своих детей правильно реагировать на замечания учителей, оскорбления хулиганов и насмешки со стороны неприятелей.

    Объясните, что реагировать на оценку окружающих нужно лишь в случае, если они желают ему добра. Замечание учителя: «Впредь будь внимательнее при написании диктанта» – это посыл, который поможет ребенку стать лучше и в следующий раз написать работу качественнее. 

    Но уж точно замечание соседского мальчишки: «У тебя огромный нос» сделано лишь с целью обидеть, а потому обращать внимание на подобное высказывание не стоит.

    Таким образом вы научите ребенка различать объективную критику от пустых незначащих слов и выработать адекватную самооценку.

    Андрей Волк, Фаза Роста

    В чем опасность низкой самооценки у ребенка?

    Если у ребенка занижена самооценка, скорее всего, ему будет сложно реализоваться как личности, поскольку у него нет самого главного для полноценного бытия – ощущения себя ценным и важным, нет веры в свои силы. Если ребенок не уверен в себе, то он часто чувствует себя хуже других, вследствие чего может попадать в неприятные для себя ситуации.

    Чтобы понять, что именно нужно менять в поведении, давайте разберемся, из чего складывается самооценка.

    Из чего состоит самооценка

    Формула ее проста:

    Самооценка = уровень способностей : уровень притязаний.

    Вспоминаем школьную математику и понимаем, что если в числителе (это у нас уровень способностей) число меньше, чем в знаменателе (там у нас с вами уровень притязаний), то результат будет всегда меньше единицы, т. е., самооценка будет низкой.

    Если у человека низкая самооценка, то, скорее всего, у него заоблачные притязания. Когда мы говорим о детской самооценке, то притязания – это те требования, которые ему предъявляются в семье.

    Причина завышенных ожиданий от ребенка одна – ребенка не принимают таким, какой он есть, а ориентируют на то, что, чтобы заслужить любовь и одобрение, ему нужно быть кем-то другим.

    Выражаться это может в разном родительском поведении:

    • это может быть сравнение с другими детьми
    • сравнение с какими-то недостижимыми образцами для подражания
    • критика
    • игнорирование чувств ребенка и особенностей его характера
    • недостаточное внимание к мнению ребенка
    • неуважительная или конфликтная атмосфера в семье
    • регулярные наказания без достаточного количества похвалы и эмоциональной поддержки.

    Бывает, конечно, и другой вариант низкой самооценки – когда страдают способности, вернее, никто не озабочен, чтобы их у ребенка развивать. В этом случае ребенок, подрастая, начинает понимать, что способности сверстников гораздо выше его, он везде и во всем проигрывает (происходит некая проверка реальности), и тогда у него, естественно, снижается самооценка.

    Если родитель, прочитав несколько книг и статей, начинает замечать, что у его сына или дочери заниженное восприятие себя, то первое, что он делает — принимается хвалить своего ребенка вдоль и поперек. Как правило, толк из этого небольшой.

    Что же делать и с чего начать?

    Как повысить самооценку у ребенка

    Вывод напрашивается сам собой. Вариантов два:

    1. Увеличить уровень способностей ребенка
    2. Уменьшить уровень притязаний к нему.

    11 шагов для поднятия детской самооценки

    1. Терпение

      Первым шагом будет запастись терпением – дело это непростое, лучше идти маленькими шагами, понимая, что мы делаем и зачем. Важный показатель здесь – возраст ребенка: чем он меньше, тем быстрее можно все исправить. Чем старше человек, тем больше запасаемся терпением и валерьянкой.

    2. Анализ

      Проанализировать свое отношение к ребенку. Какие требования и ожидания по отношению к нему уже существуют. Задайте себе вопрос — как они сформировались, и не транслируете ли вы требования родителей к вам в детстве (может, вы просто воспроизводите родительскую модель?). Если вы не можете обнаружить изъянов в своем воспитании, а ребенок уязвим в зоне оценки себя – бегом на консультацию к психологу, специалист побудет вашим зеркалом и поможет разобраться в проблеме.

    3. Экологичность

      Оздоровить, насколько это возможно, атмосферу в семье, чтобы она стала спокойной. Уважение взрослых друг к другу в семье – залог самоуважения детей.

    4. Акцент на хорошем

      Учиться замечать в своем ребенке хорошее. Проговаривать вслух это можно время от времени, а вот замечать самому – самое главное. Перестать критиковать и вообще следить за своими словами при общении с ребенком. Вызубрить наизусть фразу Януша Корчака «Детей нет, есть люди», и не позволять себе ничего такого, что вы бы себе не позволили в отношении других взрослых людей.

      Кроме того, полезно учить ребенка самого замечать хорошие моменты в жизни – позитивный взгляд на жизнь сильно влияет и на самочувствие и на настроение. На этот счет есть масса игр и упражнений:

      • можно гулять по улице и замечать красивые моменты и детали по очереди;
      • в конце дня «собирать» хорошие моменты, которые были;
      • организовать большую банку, куда складывать маленькие записки, когда происходит что-то хорошее (поход в кино, успех в школе, отличная игра), перечитывать их время от времени, особенно в периоды эмоционального упадка и т.п.
    5. Развитие сильных сторон личности

      Помочь ребенку повысить свои реальные способности. Не ориентировать его на то, чтобы он был лучше всех, а позаботиться о том, чтобы он что-то умел делать хорошо, и самому ценить то, что он умеет. Это не обязательно успехи по математике и русскому. Это вполне может быть хорошее умение вышивать крестиком или плавание.

    6. Давать ребенку свободу выбора

      Не навязывать свои решения ни в выборе одежды,ни в выборе еды и всего остального. Даже если ребенок не привык это делать и ждет вашей помощи, просто дайте ему больше времени, он сможет определиться. Это не про вседозволенность, а о праве голоса.

    7. Социализация

      Отнеситесь внимательно к тому, чтобы ваш ребенок умел хорошо общаться. Способность общаться — это навык. Значит, его можно формировать и тренировать. В помощь вам будут различные книги, игры и упражнения, сказкотерапия.

    8. Работа с границами

      Научите ребенка говорить «нет» и отстаивать свои границы. Не получается это самостоятельно – есть хорошие специалисты, которые умеют это делать профессионально.

    9. Самостоятельность

      Давайте возможность ребенку справляться с разными заданиями самостоятельно. Не бросайтесь на помощь по «первому требованию». Вообще, аккуратней с этой самой помощью – если ее много, ребенок вырастает с ощущением собственной беспомощности. Отмечайте его достижения и старания – это поддерживает.

    10. Научитесь смиряться

      Если ребенок с характером и способностями не такими, как вы нарисовали еще до его рождения, задайте себе вопрос – вы хотите вырастить его успешным или счастливым и здоровым?

      Научитесь смиряться вообще с последствиями наличия ребенка в вашей жизни – скорее всего, у вас будет больше хаоса и уборки по дому, меньше времени и эмоциональных сил. Успокаивайте себя тем, что такое настроение посещает не каждый день, а дети вырастают))

    11. Внимание на себя

      Внимательно посмотрите на себя – а что у вас с самооценкой? Здесь, как и во всех остальных случаях, работает правило: хочешь помочь другому- начни с себя.

    Если возникают трудности с прививанием самостоятельности самостоятельно, приходите на консультацию психолога в Туле, разберем этот вопрос вместе.

    Что такое самооценка?

    Самооценка – это ценность, которой человек наделяет сам себя. На сколько он считает себя умным, красивым, успешным, и так далее. От того, как девушка себяоценивает, зависит очень много поступков, и даже желаний.

    • «Я не красивая, куда мне это прекрасное платье!»
    • «Я плохо выгляжу, я не смогу ничего рассказать у доски! Все будут смеяться надо мной»
    • «У меня плохая память, я ни за что не подготовлюсь к этому экзамену»
    • «Как же мне найти хорошего парня, они все давно заняты и вообще никогда не обратят внимания на такую как я!»

    В подобных вещах легко может убедить себя любая девочка с детства. А самое плохое в то, что если убеждать себя долго в подобных вещах они легко станут реальностью!

    Поэтому для того, чтобы в будущем иметь любимого и любящего мужа, привлекательную внешность, хорошую работу и вообще чувствовать себя счастливой, нужно с детства научиться верить в свои силы.

    Как формируется самооценка ребёнка?

    Подробно этот вопрос мы недавно рассматривали в статье как повысить самооценку и уверенность в себе у детей и подростков .Здесь остановлюсь на базовых моментах и на особенностях формирования самооценки девушки подростка.

    • Самооценка девочки зависит от её успешности, то есть на сколько хорошо у неё получаются дела, за которые она берётся;
    • От оценки её действий, внешности, одежды и т.д. окружающими, причём, в детстве самым важным является мнение родителей, потом – педагогов, а дальше –сверстников, особенно «авторитетных» подруг и мальчиков;
    • От сравнения себя с другими – как она выглядит на фоне друзей и подруг.

    Не на всё мы, родители, можем влиять. Однако, в наших силах во время заметить признаки заниженной самооценки и предпринять меры, пока девочка не убедила себя в своей собственной не успешности.

    Несколько причин для того, чтобы задуматься о заниженной самооценке девочки :

    • Ваша дочь стала выбирать тёмную, серую, невзрачную одежду;
    • Проводит много времени за просмотром в социальных сетях фото других девушек;
    • Не хочет отвечать у доски (часто встречается даже такое, что зная предмет, девочка предпочитает получить плохую отметку тому, чтобы выйти и перед всем классом ответить)
    • Не хочет ходить в школу, мало рассказывает об одноклассниках.
    • Если вы заметили один или несколько этих признаков, присмотритесь повнимательнее и поговорите со своим ребёнком. Причина конечно может быть не только в заниженной самооценке, но присмотреться стоит.

    Как повысить самооценку подростку девочке ?

    Во-первых, поддерживать, хвалить.

    Помогать ухаживать за собой – парикмахерские, салоны красоты вам в помощь. Девочка должна с детства чувствовать себя важной, ценной, красивой, ухоженной.  Только не ведите туда дочь силой! Предложите пойти заодно с вами, скажите, что вам без неё скучно будет. Найдите повод.

    Во-вторых, давайте ей задания, в которых она будет успешна.

    Чувство успеха сильно повышает самооценку.

    Проследите за тем, чтобы не было негативного отношения учителей к вашему ребёнку.

    К сожалению, нередки случаи, когда учитель унижает, высмеивает перед классом «неугодных» ему учеников.

    В школе к вашей дочери не очень хорошо относятся одноклассники?

    Их мнение очень важно, если нет другого контингента общения, где её ценят. Если увидели что у дочери низкая самооценка , постарайтесь этот новый контингент создать. Она хорошо шьёт – вперёд, в кружок шитья. Ей удаётся хорошо фотографировать – фотокурсывам в помощь.

    Курсы по созданию собственного стиля, и фотосессия в новом образе – отличный ответ на вопрос как поднять самооценку подростку девочке.

    Очень часто мы слышим от родителей вопросы типа как помочь подростку повысить самооценку. Я постаралась в этой статье дать практические советы по повышению самооценки ребенка. Однако помните – самооценка должна быть адекватной. В завышенной самооценке тоже ничего хорошего нет.

    Занятия по повышению самооценки подростка в тренинговом центре К.О.Т.

    В центре развития детей и молодёжи К.О.Т. есть тренинги, которые помогают формировать именно адекватную оценку себя. И ответить на вопрос как поднять самооценку подростку.

    • Курс «Я сам» помогает ребятам почувствовать свои силы, то, что они на много способны. Но в тоже время учит адекватно оценивать свои силы. А если нужно вдохновение, мотивация, то отлично подойдёт тренинг для подростков
    • «Я могу». Это лёгкая программа, на которой ребята получают огромный заряд энергии и положительных эмоций. Многие участники в своих отзывах говорили, что у них как будто крылья за спиной выросли.
    • А для тех девушек, кто решил серьёзно подойти в вопросу стили – наш курс по стилю для подростков « Красивые перемены».

    Главное помните, нет вопросов или проблем, которые нельзя решить! Один из важных ответов на вопрос как повысить самооценку подростку – верить в себя.

    Вы – это самый важный пример для детей. Видеть рядом уверенных в себе родителей дорогого стоит.

    Наталья Визер, руководитель центра развития детей и молодёжи К.О.Т.

    У подростка занижена самооценка

    Самооценка подростка является компонентом самосознания, включающим в себя оценку человеческих физических характеристик, нравственных качеств, способностей, поступков. Самооценка подростка представляет собой центральное образование личности, а также показывает социальную адаптацию личности, выступая регулятором ее деятельности и поведения. Однако следует отметить, что самооценка формируется в процессе деятельности, а также межличностного взаимодействия. В значительной степени от социума зависит формирование самооценки личности. Самооценка личности подростка отмечается ситуативностью, неустойчивостью и подвержена внешним воздействиям.

    Адекватная самооценка подростка

    Многие исследователи отмечают, что увеличение адекватности самооценки ребенка происходит в подростковом возрасте. Объясняется это тем, что подростки оценивают себя гораздо ниже по тем критериям, которые предстают для них наиболее важными, и это снижение говорит о большом реализме. Количество качеств, которые старший подросток осознает в себе превышает в два раза качества, присущие младшему школьнику. Старшеклассники, оценивая себя, охватывают все стороны собственной личности, и их самооценка превращается в более обобщенную. Помимо этого совершенствуются суждения относительно своих недостатков.

    Подростки способны передать свое настроение, ощущение радости бытия, они раскрываются в учебной деятельности, в любимых занятиях, интересах, увлечениях. Подростки имеют ориентацию на идеальную самооценку, однако разрыв между их идеальной и реальной самооценкой для большинства из них выступает травмирующим фактором. Психологи подметили, что в содержании самооценки подростков зачастую превалируют следующие моральные черты: честность, доброта, справедливость. Высокий уровень подростковой самокритичности позволяет признать свои отрицательные качества и осознать необходимость избавления от них.

    В подростковый период взрослый человек занимает в жизни ребенка совершенно особое место. Это связано со спецификой восприятия подростками облика других людей. И уже из-за восприятия, а также понимания другого человека подросток понимает себя. Психологи утверждают, что для подростков в образе воспринимаемого человека главными образом являются элементы облика, физические особенности, а затем прическа, выразительное поведение. С возрастом у детей увеличивается адекватность и объем оцениваемых признаков; расширяется круг используемых понятий и категорий; снижается категоричность суждений, а также возникает большая разносторонность и гибкость.

    В подростковом возрасте общая самооценка у девочек значительно ниже, чем у мальчиков. Эта тенденция связана напрямую с самооценкой внешности.

    Самооценка личности подростка

    Известно, что нормальная самооценка способна сформироваться в коллективе, где в равной степени есть и одобрение, и конструктивная критика. Очень важно осознать, что пытливый разум ребенка на основании личностных взаимоотношений с окружающими познает мир, а также осознает свою исключительную индивидуальность. Попадая в сложную социальную группу, у подростка возникает желание иметь определенную позицию в системе личностных взаимоотношений. Если подростку не удается влиться в структуру коллектива, то дети тяжело зачастую переживают свою неудачу, однако в отличие от взрослых, они пытаются все исправить. Подобные трудности у подростков проявляются наиболее остро.

    Манеры воспитания, жизненные условия, социальное происхождение — по-своему оказывает влияние на реализацию стремления к коммуникации. Из этого следует, что удовлетворение потребности в общении разными детьми реализуется неодинаково. По ряду признаков, чувствуя свое несоответствие, самооценка подростка испытывает негативную трансформацию.

    У каждого подростка в коллективе происходят свои неповторимые ситуации, формирующие психоэмоциональный образ, содержащие представление о его личности. Развитие самооценки личности подростка может помочь избежать внутренних конфликтов. На путь асоциального поведения подросток встает в период поиска места в жизни и обществе. Этот период характеризуется не вполне сформировавшимися нравственными позициями. К этому периоду относится подростковый возраст, когда отмечается внутренний бунт, переходящий во внешний вызов. Если в свое время не обнаружить этот протест, а также не направить в необходимое русло подростковую энергию с бушующими гормонами, то можно получить массу неприятностей. Большое значение в определении жизненного пути оказывает поддержка близких, а также уверенность в себе.

    Если ребенок чувствует свою бесполезность, а также ненужность обществу и родителям, то все морально-этические нормы и общественные институты не завлекут его «на сторону света». Таким образом, общество получает деструктивно настроенного подростка.

    В этой ситуации доверительный разговор, а также вовремя сформировавшаяся нормальная самооценка помогут избежать проблем в переходном периоде.

    psihomed.com

    Самооценка подростка

    Фотогалерея: Самооценка подростка

    Подростковый возраст — это период становления самооценки. Разумеется, формироваться она начинает в раннем детстве, но именно в подростковом возрасте ребенок начинает в полной мере осознавать себя частью социума. В идеале самооценка подростка проходит через несколько стадий, от полного неведения по отношению к себе и своим способностям и до формирования адекватной самооценки — объективного отношения к своим качествам, способностям и возможностям.

    На практике же самооценка подростка в большинстве случаев занижена. На развитие заниженной самооценки влияют разные факторы: это и физические изменения в организме, которые нередко приводят к подростковым комплексам, связанным с внешностью; и поиски одобрения со стороны сверстников, которые далеко не всегда увенчиваются успехом; и «подвешенное состояние» между миром взрослых и миром детей.

    Несмотря на то, что в подростковом возрасте для ребенка ровесники являются большим авторитетом, чем родители, именно родители могут и должны помочь подростку повысить самооценку. Подросток изо всех сил стремится стать частью социума, который часто оказывается враждебным. Поэтому ему нужна «тихая гавань», где его будут любить и принимать, несмотря ни на что. Такой «тихой гаванью» должен стать дом и семья: подростку необходимо место, где он должен чувствовать себя защищенным.

    Проблемы с самооценкой у подростка могут возникнуть потому, что он постоянно сравнивает себя с другими людьми. Родители должны объяснить ему, что все люди разные: кто-то успешнее в одном, кто-то — в другом. То, что он отличается от кого-то, не означает, что он хуже. Он просто другой.

    При этом свои слова важно подкреплять действиями: никогда не сравнивайте ребенка с его друзьями или просто сверстниками, в особенности если это сравнение не в его пользу. Подростки очень чувствительны к критике, они болезненно воспринимают замечания в свой адрес, поэтому высказывать критику в адрес подростка нужно очень мягко, желательно — сочетая ее с похвалой, чтобы «подсластить пилюлю».

    Также самооценка подростка тесно связана с его успехами в учебе. Часто в старших классах успеваемость детей падает не только потому, что общение со сверстниками их интересует гораздо больше решения уравнений или заучивания неправильных глаголов, но и из-за неуверенности в собственных силах.

    Близится поступление в вуз, учителя становится все более требовательными, учиться становится тяжелее. В этот нелегкий период подросткам важны не только оценки, но и одобрение учителей. Отсутствие похвалы и стимулирования со стороны учителей часто приводит к тому, что подросток теряет уверенность в своих силах и, как следствие, — интерес к учебе. Мол, зачем стараться, если все равно ничего не выходит?

    Если заниженная самооценка подростка связана с тем, что он не может реализовать себя в школьном коллективе, можно предложить ему записаться в какой-нибудь кружок, клуб или секцию, где он сможет найти новых знакомых, разделяющих его интересы. Возможно, в компании единомышленников ему будет легче раскрыться и почувствовать себя «своим». К тому же, успех в любимом хобби тоже играет важную роль для поднятия самооценки. Именно поэтому кружок подросток должен выбирать сам, на основании своих интересах: не нужно настаивать на бальных танцах, если ваш ребенок мечтает рисовать или играть на гитаре.

    Важно помнить: несмотря на то, что подростки часто скрывают свои истинные чувства за маской самоуверенности, они очень ранимы. Не позволяйте подростку обмануть вас своей бравадой: в этом возрасте он как никогда нуждается в вашей поддержке и одобрении. Именно ваша похвала поможет ему вернуть уверенность в своих силах. Но только не перехвалите: завышенная самооценка подростка может стать не меньшим источником проблем, чем заниженная.

    strana-sovetov.com

    Как повысить самооценку подростку?

    Переходный возраст – важный период формирования личности ребёнка, в который он учится объективно оценивать свои силы. Родители и другие взрослые, окружающие его в это время, могут оказать немалое влияние на ребёнка: повысить самооценку подростку или же поспособствовать формированию у него ряда комплексов.

    Сайт «Красивая и Успешная» сегодня познакомит своих читательниц с рекомендациями педагогов и психологов, касающимися помощи подросткам в формировании правильной оценки своих сил.

    Влияние родителей на формирование самооценки подростка

    В переходном возрасте дети начинают больше переживать за то, что о них думают ровесники и друзья, мнение родителей становится для них не столь важным. Тем не менее, именно на основании родительского отношения к себе дети-подростки получают основы представлений о собственных достоинствах и недостатках.

    Поэтому маме и папе, а также другим взрослым родственникам, которые общаются с ребёнком практически каждый день и принимают активное участие в его воспитании, необходимо придерживаться ряда правил.

    • Никогда не сравнивать ребёнка с другими. Даже если эти сравнения будут из серии «…ты рисуешь гораздо лучше Пети и бегаешь быстрее Вани», никакой пользы ребёнку они не принесут и никак не помогут подростку повысить свою самооценку. С самого раннего детства нужно объяснять ребёнку, что каждый человек уникален. Сравнивать его можно только с ним самим в прошлом, помогая ему заметить даже очень маленькие достижения.
    • В критике следует избегать общей оценки личности ребёнка, говоря, что он «лапоть», «раззява», «грубиян», «неуч» и т. д. А уж такие слова, как «дурак», «идиот» родителям нужно вообще вычеркнуть из своих реплик в диалогах с ребёнком-подростком. Критиковать нужно лишь поступок или допущенную ошибку, но никак не самого подростка. Например, если мальчик получил в школе плохую отметку из-за того, что плохо подготовился к уроку, нужно объяснить ему, что во всём виновата лень, с которой ему нужно обязательно бороться. А пока он не переборет лень, доступ к компьютеру или планшету для него будет закрыт.
    • В вопросе, как повысить самооценку подростку, немалую роль играет отношение родителей к его личности. Гиперопека – одна из главных виновниц развития у детей старшего школьного возраста различных комплексов. Ребёнок должен учиться сам принимать решения и нести за них ответственность. В семье ребёнка-подростка следует воспринимать как взрослого, разрешая ему высказывать собственное мнение.
    • Важно научить ребёнка понимать, что совершенных людей нет. Поэтому не стоит бояться рассказывать детям о своих неудачах. Пусть они знают, что успехов в жизни добивались не те, у кого всё получалось с первого раза, а те, кто проявлял упорство и после первой неудачи не боялся пробовать ещё раз.
    • Похвала – лучшее из средств, чтобы поднять самооценку подростку, страдающему от комплексов. Мама всегда сумеет найти в сыне или дочери положительные качества, за которые он себя полюбит.
    • Ребёнку этого возраста, особенно мальчику, нельзя резко отказывать в просьбе купить хороший современный телефон. К сожалению, разбитая мечта о собственном гаджете не раз была причиной подростковых суицидов. Если на момент просьбы ребёнка семья испытывает материальные трудности, нужно попросить его о терпении, пообещав приобрести заветный телефон через определённый срок.
    • Сайт sympaty.net выяснил у психологов, что также нельзя экономить на одежде подростка. Это младшего школьника можно одевать в вещи, которые ему достались от старших детей в семье, а мальчика или девочку в возрасте от 12 до 17 лет нужно стараться наряжать по моде: подростки, особенно девочки, придают ей очень большое значение. Для девочки переходного возраста вообще важно всё, что имеет отношение к её внешности.

    Как повысить самооценку подростку девочке

    Даже очень симпатичные девочки после 11 лет начинают сомневаться в своей привлекательности, а уж если период гормонального всплеска сопровождается проблемами с кожей и волосами, самооценка у юных представительниц прекрасной половины падает очень низко. Они тяжело страдают из-за любого дефекта внешности.

    Чтобы повысить самооценку подростку-девочке, мама и папа должны приложить некоторые усилия.

  • Если у девочки действительно есть дефекты внешности, нужно помочь ей их скорректировать или устранить. Например, в наше время вполне реально вылечить неправильный прикус или устранить проблемы с кожей.
  • Маме не стоит запрещать девочке пользоваться декоративной косметикой. Наоборот, она должна помочь дочери купить подходящую помаду, тушь, косметические карандаши и т. д.
  • Как повысить самооценку дочери-подростку, должен знать любой отец. Ведь именно от искренности его комплиментов будет зависеть отношение девочки к своей внешности. Папа, который называет дочь красавицей и принцессой, вкладывает настоящую жемчужину уверенности в себе прямо в её доверчивое сердце.
  • Существует также ряд общих психологических рекомендаций о том, как обрести уверенность в своих возможностях, с которыми не лишним будет познакомить подростков, страдающих от комплекса неполноценности.

    Как помочь подростку повысить самооценку

    Жизненный опыт показывает, что стать уверенным в себе может любой, даже очень застенчивый человек. Главное, чтобы он действительно этого захотел.

    Поднять самооценку помогут следующие психологические приёмы:

  • Аффирмации, или утверждения, вроде «я люблю себя таким, какой я есть» или «я заслуживаю уважения других людей». Такую аффирмацию можно распечатать крупным шрифтом и поместить на стене в своей комнате или же написать на небольшом листке бумаги и положить в кошелёк. Каждый раз перед сном и сразу после пробуждения аффирмацию нужно несколько раз повторить вслух.
  • Общение с позитивными людьми. Чтобы повысить свою самооценку, подростку нужно чаще встречаться с друзьями, которые действительно его ценят и умеют оптимистично воспринимать окружающую действительность. А вот высокомерных, эгоистичных людей лучше по возможности держать на дистанции от себя.
  • Занятие по душе. Психологи давно доказали: любимое дело спасает практически от любых жизненных невзгод. Интересное хобби также считается одним из самых лучших способов обретения уверенности в себе.
  • Повысить самооценку застенчивым подросткам поможет также участие в благотворительных акциях, помощь другим людям.
  • Умение правильно принимать похвалу и комплименты – тоже важный момент для формирования самооценки. В ответ на добрые слова следует кратко отвечать вежливым «спасибо». Не нужно умалять своих достоинств.
  • Вызов своим страхам. Психологи утверждают, что любые страхи нужно преодолевать. Подростки испытывают множество страхов, но больше всего они боятся выглядеть смешными, нелепыми, непривлекательными. Чтобы помочь подростку повысить самооценку, нужно показать ему, что быть смешным – не так уж и страшно. Для этого можно предложить мальчику или девочке поучаствовать в весёлом спектакле в каком-нибудь смешном костюме. Игровая модель ситуации, вызывающей страх, поможет подготовиться к похожим обстоятельствам в жизни.
  • Родители должны понимать, что застенчивость многих подростков – вовсе не особенность их возраста. Она присуща лишь детям с заниженной самооценкой, которые очень нуждаются в помощи и поддержке взрослых. Если не помочь такому подростку повысить самооценку, детские комплексы могут перейти в его взрослую жизнь и стать серьёзным препятствием на пути к успехам.

    www.sympaty.net

    Психологическая готовность ребёнка

    Психологическая готовность состоит из двух компонентов: собственной активности ребёнка в стремлении получить знания (по сути, желания учиться) и объективных показателей его развития, которые указывают на то, что переход в новый статус – статус школьника – для него возможен.

    Собственная активность ребёнка в стремлении получить знания включает в себя:

    1. Мотивационную готовность – отношение к учёбе:

    • наличие желания учиться;
    • хорошее отношение к дошкольному обучению и умение использовать этот опыт;
    • развитые познавательные потребности, интерес к систематической учебной деятельности.

    2. Личностную готовность – направленность личности ребёнка на учёбу:

    • способность действовать в соответствии с сознательно поставленной целью;
    • высокая адекватная самооценка;
    • активность и самостоятельность в учебно-игровой деятельности;
    • стремление к самостоятельному познавательному поиску;
    • мотивы поведения, основанные на желании совершать нравственные поступки.

    Объективные показатели развития ребёнка, его реальные возможности для перехода в статус школьника, предполагают:

    1. Волевую готовность – осознанное решение учебных задач:

    • умение ставить цель и понимать её смысл;
    • умение принимать решения;
    • умение строить внутренний план и выполнять его;
    • способность преодолевать трудности;
    • умение произвольно контролировать своё поведение;
    • умение оценивать результат своего действия.

     2. Интеллектуальную зрелость – преобладание словесно-логического мышления над образным:

    • интерес к обобщённым научным знаниям об окружающем мире в соответствии с возрастом;
    • способность логически выстраивать свою речь и проговаривать учебные задачи и действия;
    • способность устанавливать основные связи между явлениями;
    • способность концентрировать внимание;
    • способность запоминать большой объём информации;
    • умение ориентироваться в пространстве листа, числовом ряде;
    • умение различать фигуру и фон, данное и искомое в задаче, выделять смысловые части и персонажей в литературном произведении;
    • умение воспроизводить образец;
    • наличие развитой зрительно-моторной координации.

     3. Социальную зрелость – уровень коммуникативных навыков, соответствующий роли ученика, новые потребности и ценности:

    • умение общаться со взрослыми в контексте учебной деятельности;
    • умение понимать и выполнять распоряжения и задания взрослых;
    • умение сотрудничать со сверстниками;
    • умение считаться с другими, уступать и при необходимости подчиняться;
    • умение приспосабливаться и адаптироваться, выполнять школьный режим и правила;
    • способность самостоятельно решать свои простейшие проблемы, обслуживать себя;
    • желание выполнять роль ученика.

     4. Эмоциональную зрелость – сравнительно хорошую эмоциональную устойчивость:

    • отсутствие импульсивных реакций;
    • способность длительное время выполнять не очень привлекательные задания.

    Узнайте уровень подготовки ребёнка к школе

    Методика определения и критерии готовности детей к школе

    Для определения уровня всех составляющих элементов психологической готовности используются различные комплексные методики. Надо отметить, что подобная диагностика может проводиться (в соответствии с ФГОС ДОО) только с согласия родителей или законных представителей ребёнка. При этом исследовать психологическую готовность ребёнка к школе, давать заключение и рекомендовать программу коррекции, основываясь на критериях готовности, доверено только специалисту – квалифицированному детскому психологу.

    Какие методики входят в программу диагностики психологической готовности ребёнка к школе?

    Методика «Пиктограмма» помогает определить уровни развития произвольной опосредованной памяти, распределения внимания и словесно-логического мышления. В ходе тестирования ребёнок рисует картинки к 12 словам и выражениям (1–2 мин.), предложенным для запоминания, и объясняет, как рисунок поможет вспоминать слова. Объяснения показывают уровень развития ассоциаций. 

    Методика «Десять слов» позволяет определить уровень произвольной непосредственной памяти. Ребёнок повторяет в произвольном порядке зачитанные психологом 10 слов, не имеющих смысловой связи. Процедура повторяется пять раз с чтением списка заново.

    Методика «Шифровка» помогает определить уровни переключения, устойчивости, распределения и объёма внимания. Ребёнок после усвоения задания за 2 минуты на изображённых 45 фигурах рисует в быстром темпе «ключ», фигуры с дополнительными элементами. За правильно заполненную фигуру ставится 1 балл. Концентрация внимания оценивается по количеству пропусков и ошибок.

    Методика «Дорисовывание фигур» ставит своей целью определить уровень развития воображения и его оригинальность. Ребёнок дорисовывает 10 предложенных фигур, чтобы получилась картинка. Оценивается наличие композиции и превращение предложенных элементов в образы. 

    Методика «Перцептивное моделирование» помогает определить уровень восприятия через умение моделировать. Ребёнок выбирает из набора деталей подходящие для конструирования фигуры определённой формы. Задание выполнено, если все детали выбраны правильно. 

    Методика «Прогрессивные матрицы Равена» определяет уровень словесно-логического мышления. Ребёнок выбирает подходящие к «дырочкам» на картине «заплатки». 

    Методика «Три желания» помогает оценить развитие мотивационно-потребностной сферы. Ребёнок распределяет 3 заветных желания на нарисованном цветке с тремя лепестками. Оценивается ориентированность на себя или других, анализируется значимость жизненных сфер – материальной, сферы общения, учебной, семейной – и наличие агрессивности и тревожности по отношению к ним.

    Тест Теммл – Дорки – Амен призван определить уровень тревожности. Ребёнок предлагает весёлые или грустные лица для картинок с сюжетом, где люди нарисованы без лиц. Уровень тревожности определяется в процентах по количеству предложенных «отрицательных» лиц. 

    Цветовой тест Люшера помогает выяснить уровень комфорта дома и в дошкольном учебном учреждении, выявить эмоциональные установки по отношению к школьной учёбе и самооценку. Ребёнок выполняет задания, раскладывая цветовые карточки Люшера и отвечая на вопросы психолога: какой цвет ему больше нравится, какой соответствует его настроению, какой – значимым людям и самому себе. Психолог определяет эмоциональное состояние и самооценку в соответствии с цветовыми предпочтениями. Самооценка определяется по наличию или отсутствию ассоциации самого себя с предпочитаемым цветом.

    Вверх