Советы женщинам!
ЛедиВека.ру » Без рубрики »

Как помочь своему ребенку адаптироваться к школе

Как помочь своему ребенку адаптироваться к школе
logo

Дети, ребенок, подросток, школьник, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, лет, года, проблемы, трудности, психология, развитие, воспитание, как, найти, общий язык, ребенком, изгой, дереться, врет, ворует, обижает, плачет, кричит, не, слушает, капризничает, деньги, взрослый, зависимость, игрушки, какие, выбрать, способности, личность, формирование, интересы, творческие, понимает, хочет, быстро, вырастить, опасность, питание, объяснить, донести, рассказать, половое, нельзя, плохо, телевизор, кушает, спит, влияние, восприятие, обманывает, наказывать, ругать, кричать, детский, сад, школа, ясли, одноклассники, друзей, занятие, воображение, эмоции, травмы, здоровье, прикорм, молоко, грудное, психика, агрессивный, подход, неполноценная, семья, родитель, один, дурные, привычки, спорт, какойСегодня мы с вами разберемся, как помочь ребенку благополучно пройти период адаптации к школе. Вот и приближается школьная пора. Родители и дети в предвкушении столь торжественного дня. Кто – то ждет этот день с нетерпением, считая дни, а кто-то старается гнать от себя мысли связанные со школой. Как бы то ни было, а в школу идти придется. Конечно, может так случится, что детки, которые рвались идти в школу, через несколько дней ее посещения изменят свои представления о школе. А ребята, для которых школа была сравнима с чем-то ужасным – полюбят ее с первых дней. Да, случается всякое. Давайте разберемся, в чем же причины отталкивающего отношения к школе.Школа не оправдала надежды ребенкаУчитель не смог найти контакта с ученикомУ ребенка в классе появился недругРебенок сильно утомляетсяРодители не правильно выстраивают диалог с ребенком о школеВсе вышеперечисленные причины, так или иначе, связанны с адаптацией ребенка к школе.Наверняка, вы не раз слышали данное слово, но его суть понимаете не до конца. Если так, то не будем терять времени, ведь именно адаптация непосредственно сказывается на физическом и психологическом состоянии школьника.Что такое адаптация к школе? Итак, что же такое адаптация? Адаптация — это привыкание к непривычной обстановке. До школы у ребенка была основная деятельность –  игра. Да, конечно, малыш готовился к школе: учил буквы, читал слоги, учил состав числа и т.д. Но той обстановки, которая существует в школе, у него не было. Ведь в школе все совсем другое, отличающееся, например, от детского сада. В детском саду малыш занимался уроками, но занятия, как правило, проходили в непринужденной обстановке, больше было игры. А в школе, приходится с первых дней подчиняться принятым  нормам: тихо сидеть 40 минут, поднимать руку, если что-то хочешь спросить, выполнять добросовестно задания, да и еще на время и т. д. Согласитесь, это достаточно сложно для ребенка, которому только исполнилось 6 или 7 лет.  Малыш попадает в совсем для него неведомый мир, со своими правилами и устоями.Чаще общайтесь с ребенком, это поможет сгладить адаптацию к школеИменно в период адаптации (как правило, он длится   месяц), в то время когда ребенок только присматривается к своему классу, вы особо должны уделить внимание своему ребенку. Да, придется пожертвовать своими интересами ради общения с малышом. Общение должно носить дружественный, располагающий характер. Ни в коем случае нельзя упрекать ребенка. Во время общения постарайтесь понять, нравится ли ребенку в школе. Если он не доволен посещением, при помощи наводящих вопросов выясните, в чем дело. Но выяснять следует очень осторожно и не в прямой форме: «Объясни, в чем дело, почему тебе не нравится ходить в школу» Если вы зададите такой вопрос, то скорее всего взамен не получите ничего.

Ошибки родителей, влияющие на отношение ребенка к школе На настроении ученика может сказаться неправильные действия родителей. Родители при ребенке недоброжелательно отзываются об учителе. Вы думает, что ребенок ничего не понимает, но вы в этом ошибаетесь. Ваше мнение скажется на отношении ребенка к учителю. Не высказывайте при ребенке свой негативный опыт о школе. Старайтесь приукрасить школьные будни, расскажите, обо всех плюсах посещения школы.Соблюдайте режим дняТеперь, обратим внимание, на режим. Соблюдение режима – поможет сгладить непростой период адаптации. Только представьте, сколько меняется в жизни ребенка. Он и так устает, а тут еще и спать ложится в 11 часов ночи, встает чуть свет. Невысыпание скажется на его здоровье и на успеваемости. Поэтому, в 9 часов ребенок должен лежать в пастели. Ничего страшного, если сразу он не заснет, постепенно привыкнет. Старайтесь не перегружать ребенка. Будет лучше, если на период привыкания к новой обстановке вы минимизируете время умственной работы ребенка.Старайтесь так спланировать его день, чтобы оставалось время для отдыха на воздухе. Воздух – отличный помощник при нервной перегрузке. Нервная перегрузка сказывается и на сосредоточенности внимания ученика, и на его памяти, на его самочувствии и настроении. Если ребенок слишком напряжен, постарайтесь больше с ним играть в совместные игры, организуйте ему вечерние ванны с хвоей, следите за режимом дня, обратите внимание на питание ребенка (питаться необходимо сбалансировано, только полезные микроэлементы способны поддержать здоровье ребенка).

шаблоны для dle 11.2

Многие из нас, у кого есть дети, задавали себе вопрос, Как помочь ребёнку адаптироваться в школе? Я сталкивалась с этой ситуацией несколько раз. И хорошо знаю, Дети не вырастают мгновенно и потому, несколько лет подряд ребёнок может нуждаться в нашей помощи на этой непростой школьной дороге.

Конечно же помочь ребёнку адаптироваться к новым, иногда совсем незнакомым для него условиям, святая обязанность каждого любящего родителя. И в нашей помощи может нуждаться и учащийся, который идет и в 4, и в 5 класс. Не только первоклашка.  И это важно осознавать.

Вот несколько не сложных правил, которые способны помочь вашему малышу адаптироваться в школе:

Начну с того, что готовить к школе нужно не только материальную базу ученика, но и эмоциональную и физическую сторону этого вопроса.

— За неделю  — полторы до учебных занятий незаметно приучаем ребёнка к новому режиму. Банально укладываем спать на час- полтора раньше.  И соответственно, обеспечиваем более ранний подъём. Если делать это постепенно, малыш и не почувствует изменений.

— Утренняя зарядка будет способствовать плавному вхождению в новый ритм жизни. А физические упражнения укрепят нервную систему.

— В питание ребёнка стоит так же внести коррективы. Полноценный, сытный завтрак и обед по расписанию! Это поможет ученику легче привыкать к гастрономическим особенностям школьной жизни.

Я не раз замечала, что в первые месяцы учёбы дети резко худеют. Отказ от не привычной для них пищи и нервная нагрузка делают своё дело. В связи с этим, можно давать ребёнку фрукты, воду с собой. Любой небольшой перекус сделает маленького школьника чуточку счастливее. А ещё я всегда дополнительно напоминаю про воду, т.к. обезвоживание лишь усугубит ситуацию.

— В первые недели, особенно если ночного сна недостаточно, ребенок может недолго поспать и днём.

— После уроков, обеда, не стоит приступать к урокам. Прогулка на свежем воздухе, игра в тишине помогут школьнику отдохнуть и с новыми силами приступить к выполнению домашнего задания.

Доказано, что оптимальное время для выполнения д/з с 16 до 17 часов.

— Первое время невозможно переоценить помощь родителей или старших сестёр, братьев в подготовке домашних заданий маленького школьника.

Важно только, чтобы ваше общение не сводилось только к урокам. Всё же отношения важнее учёбы!  А ваше участие лишь поможет школьнику скорее стать самостоятельным.

— Физическая нагрузка в разумных пределах на свежем воздухе поможет переключиться, отдохнуть, улучшит аппетит и поспособствует более глубокому сну ребёнка. Идеальным будет возможность похода в бассейн.

— Перед сном важно ограничить активность хотя бы за 1,5-2 часа до сна. И, конечно, никаких компьютерных, экранных «штучек». Потому как усиленную нагрузку на глаза в этот период никто не отменял, да и дополнительное возбуждение вашему школьнику сейчас не нужно.

— Ночной сон не менее 10 часов, сон подростка может быть чуть меньше — 8-9 часов. Помните! Хроническое недосыпание приводит к снижению работоспособности, а иногда и к неврозу.

— Для более плавной и спокойной адаптации ребёнка к школе, Не меняйте резко уклад жизни семьи в этот период! Не переезжайте, не разводитесь! 🙂 Не нагружайте большим количеством различных кружков и секций. 

В эти дни график маленького школьника похож на рабочий день взрослого человека. А долгое эмоциональное и физическое напряжение способны вызывать по началу капризы, а потом и нервный срыв. А иногда и перерастать в депрессию, что автоматически скажется на здоровье и учёбе ребёнка.

Поддержите его в этом нелёгком деле. Примите совместное участие в общешкольных мероприятиях. Выслушайте, меньше критикуйте, а больше способствуйте его уверенности в собственных силах.

И тогда ваше чадо станет чуточку счастливее!! 🙂

P.S. Может быть у вас есть секреты, как ещё можно помочь своему ребёнку адаптироваться в школе? Поделитесь, пожалуйста, опытом в комментариях под данной статьёй.

Признаки успешной адаптации первоклассников

Говорить о благополучном окончании периода привыкания можно лишь в том случае, если в поведении детей наблюдаются следующие отчетливые признаки.

  1. Ребенок удовлетворен процессом обучения. Он уверен в своих силах, с удовольствием посещает школу, охотно делится впечатлениями с родителями.
  2. У первоклашки нет проблем с учебной программой. Кстати, для физически ослабленных или гиперактивных детей больше подходят традиционные программы с оптимальными нагрузками.
  3. Дети пытаются сами выполнить домашние задания. За помощью к взрослым прибегают только после нескольких самостоятельных попыток.
  4. Однако самым главным, по нашему мнению, признаком того, что школьник смог полностью адаптироваться к изменившимся условиям, становится его психологическая удовлетворенность взаимоотношениями с классным руководителем и сверстниками.

Переход из дошкольного в школьное звено справедливо считается важнейшим этапом жизни каждого ребенка. Помните, что продолжительность и степень адаптации индивидуальны и зависят от личностных особенностей вашего чада. Прислушайтесь к рекомендациям психологов, которые помогут вам поддержать малыша, обеспечить комфортные условия обучения. Именно в этом случае вы сможете полностью раскрыть его способности.

В дополнение к сказанному  рекомендуем посмотреть это видео

источник

No related posts.

От несделанных уроков к конфликтам в семье

Приготовление домашних заданий

Базовая практика во времена нашего взросления была одна: «Ты сам сделаешь уроки, а если у тебя будут сложности — ты меня попросишь, и я тебе помогу». Сейчас вся система обучения в начальной школе рассчитана на то, что родители должны делать уроки вместе с ребенком.

И тут существует определенная дилемма: как сделать так, чтобы ребенок успешно осваивал школьную программу, при том, что:

  • Очень сильно изменились программы — даже по русскому, математике и чтению.
  • Очень сильно изменился исходный уровень знаний детей-первоклассников — многие школы ждут детей, уже умеющих читать.
  • Преподавание иностранного языка начинается с 1–2 класса, программы рассчитаны на то, что осваивать их ребенку будет помогать взрослый, но большинство из нас начинали изучение языка с 4–5 класса.
  • В России резко увеличилось количество неработающих мам, которые готовы все свое время посвятить ребенку, который стал школьником, в результате чего снизился уровень самостоятельности детей. Никто не ходит с ключом на шее и не разогревает сам себе обед.

На мой взгляд, эти изменения:

  • Неудобны для родителей, так как делают их напрямую ответственными за успешность детей в обучении.
  • В долгосрочной перспективе очень неблагоприятно влияют на отношения между детьми и родителями.
  • Уменьшение самостоятельности в учебе в начальной школе замедляет волевое созревание детей, снижает мотивацию к обучению вплоть до полного нежелания учиться и невозможности это делать самостоятельно — без родительских понуканий и сидения мамы рядом.

Сейчас на первых родительских собраниях в первом классе учителя напрямую предупреждают родителей, что теперь им придется учиться вместе с детьми.

Учителя, по умолчанию, предполагают, что вы всю начальную школу будете отвечать за качество и количество приготовления домашних заданий. Если раньше задача учителя была — научить, то сейчас задача учителя — дать задание, а задача родителей (предположительно) — эти задания выполнить.

По иностранному языку программы вообще составлены так, что ребенок их в принципе не может сделать без взрослого. Грубо: «Не понял — сам дурак. Я объясняю материал, а если ребенок не понял — то либо идите на дополнительные занятия, либо объяснят родители». К такой ситуации нужно быть готовыми.

Значит, родители должны сесть и делать уроки с первоклассником, второклассником, третьеклассником, четвероклассником. Но сейчас созревание наступает довольно рано, и уже в 9–10 лет можно наблюдать всю симптоматику подросткового возраста. К 5–6 классу эта возможность — сидеть и делать уроки вместе с ребенком — у вас пропадет. Эта ситуация станет невозможной, а за четыре года ребенок привыкнет, что за уроки отвечает мама, и сам он эту ответственность взять не может и не умеет.

Вы можете ценой потери отношений продолжать его заставлять лет до 14–15, пока сил хватит. Конфликт будет отложен на несколько лет, а ребенок будет по-прежнему не в состоянии отвечать за свои задания. В 14–15 лет протест будет уже очень яркий — и с разрывом отношений.

Есть такие показатели, что дети, которые были чуть ли не отличниками в начальной школе, потому что за них все делали мама и папа, в средней школе резко снижают учебу, потому что помощь принимать уже не готовы, а умения и навыков учиться — нет.

Эта система, навязываемая многими педагогами начальной школы, — чтобы ребенок все делал дома идеально, то есть с помощью родителей.

Если ребенок отстает, то педагог может предъявить родителям претензию: недосматриваете! Только старые опытные педагоги придерживаются классической системы — чтобы ребенок все делал сам, пусть и с ошибками, и сами готовы научить и исправить.

«Как у нас дела?»

Формирование правильного учебного стереотипа

Екатерина Бурмистрова • Pravmir.ru

Нужно понять, с каким педагогом вам предстоит иметь дело, какая у него позиция. И, в зависимости от жесткости этой позиции, гнуть линию самостоятельности.

Самое важное, чему можно научить ребенка в начальной школе, — это ответственности, умению работать и возможности воспринимать задание, как свое.

Сначала, если вы движетесь в русле формирования самостоятельности учебной, у вас показатели успеваемости будут ниже. Особенно остро формируется несамостоятельность у единственных в семье детей, и здесь нужно быть особенно внимательными.

Ребенок пишет свои первые крючки — и сразу подвергается давлению родителей: «Не туда повел ручку! Ты над нами издеваешься! Ты будешь дворником!». Уровень мотивации у ребенка низкий — уровень мотивации у родителей зашкаливает.

А в школе педагог говорит: «Почему у ребенка не выходит соединение букв?». Не вы приходите к учителю, а он вас заставляет учиться вместе с ребенком. Объяснив материал в школе, он предполагает, что вы регулярно будете заниматься и советоваться, что и как делать. И формируется устойчивая лексическая связка «Как у нас дела?», говорящая о продолжающемся симбиозе матери и ребенка. Потом, классе в 9, ребенок говорит: «А я не знаю, кем я хочу быть», — у него не сложилось ощущение себя в учебе.

Если ребенка все время страховать, он вообще не научится делать что-либо самостоятельно, он знает, что «мама что-нибудь придумает», что в любой ситуации родители найдут выход.

Но у родителей часто существует страх: «Не выльется ли приучение к самостоятельности в конфронтацию ребенка с учителем, с системой?»

Сначала могут быть отставания, но потом ребенок достигает успехов. Идет первоначальная потеря, но нет этой потери в 4–5 классе. Если в этом периоде успеваемость искусственных отличников резко падает, то успеваемость таких детей резко возрастает.

Есть дети, которым все-таки нужно помогать. Это дети хронически рассеянные, ребенок «не здесь», в своих мыслях (хотя и в рамках нормы).

Таким детям нужно помогать чуть больше. Если у ребенка в принципе есть способности к самоорганизации, их нужно включить. Вопрос с уроками очень простой: либо он возьмет за них ответственность, либо не возьмет.

Картина складывается довольно рано, еще с «подготовки». Лучше создать условия для возникновения самостоятельности, и нужно формировать правильный учебный стереотип, связанный с уроками.

Школьные персонажи

Если педагогов много

Ребенку проще привыкнуть к одному педагогу, который ведет несколько предметов. Если преподаватели разные, нужно помочь ребенку сориентироваться, «как зовут какую тетю». Тети разные, у них есть отчества, а первоклашки с отчеством разбираются с трудом — его сложно запомнить, нелегко произнести.

Тут может быть нужен своего рода домашний тренинг: вырезаем фигурку тети такой-то — она ведет математику, зовут ее так-то.

Стоит также помочь ребенку выучить имена и фамилии одноклассников. Пока ребенок не знает, как зовут одноклассников и педагогов, он чувствует себя некомфортно.

Ориентируясь на способности ребенка, помочь запомнить «школьных персонажей» — детей и взрослых, — это важная родительская задача.

Ежедневные заботы

Школьнику нужно помочь организовать процесс обучения

Если у вас в семье существуют детские домашние обязанности, если у вас есть хотя бы какое-то подобие режима или ритма жизни, есть какая-то ежедневная цепочка событий, которая повторяется (примерно в одно время встаем, в одно время ложимся) — ребенку будет проще привыкнуть к школьному ритму.

Домашние обязанности приучают брать на себя ежедневную ответственность. И тут очень хороши цветы и домашние животные, вынос мусора — то, что необходимо делать регулярно. Цветы видимым образом засыхают, коты мяукают и просят пить, а мусорным ведром нельзя пользоваться. Взрослым надо не «спасать» ребенка и не выполнять обязанности вместо него.

К моменту попадания в школу у ребенка должны быть регулярные обязанности, то, что он делает ежедневно: чистит зубы, заправляет кровать, складывает одежду. На этом фоне к домашним обязанностям прибавляются другие ежедневные обязанности — школьные.

Школьнику полезно:

  1. Самому уметь собрать вещи для занятий в секциях и сложить портфель. Это нужно начинать делать за год до школы — минимум. У мальчиков это в целом получается хуже, чем у девочек. Сначала ребенок будет делать это с вашей помощью, с подсказкой последовательности. Пока ребенок не читает, можно повесить на стенку нарисованный список того, что должно быть в портфеле. Если ребенок забыл что-то, не нужно обязательно его поправлять: пусть он один раз окажется с недостающим предметом, зато сможет это запомнить.
  2. Если вы знаете, что ребенок будет все равно забывать что-то дома, можно с ним проверять портфель. «Давай проверим, все ли ты собрал. Покажи мне, все ли есть в портфеле».
  3. Знать, где лежит одежда и обувь для школы. Он должен оценить, чистая это одежда или грязная, грязную убрать в грязное белье. Тут тоже формируется ответственность: нет ничего сложного, посмотреть свою одежду на предмет пятен.
  4. «Детский тайм-менеджмент»: не только собрать портфель, но еще собраться вовремя на занятия. Это базовый навык, без которого начало обучения в школе очень сложно. Формировать этот навык, который станет ступенечкой к следующему, также нужно не в 1 классе, а за год перед ним, когда занятия довольно расслабленные и не с самого утра.
  5. Знать, в какие дни происходит какая подготовка. Для этого хорошо пользоваться календарями. Можно под днями написать, какие именно в этот день занятия, раскрасив их разными цветами, чтобы ребенок знал, что именно нужно собрать.

Если вы не успели дать своему ребенку все эти навыки до школы, делайте то же самое в 1 классе.

Как делать уроки

Школьный тайм-менеджмент

Для того чтобы делать уроки, должно быть определенное время. Нужно дневное расписание: встаем, умываемся, одеваемся — канва дня, и выделенное время — делаем домашнее задание.

Ребенку проще, когда все ритмично. Возникает динамический стереотип (по Павлову) — система реакции на время: ребенок заранее готовится перейти к следующему действию.

Такая система проще примерно для 85% детей, которые относятся к категории «ритмичных». Есть 15% безритмовых, с хаотическим временным устроением. Их видно с младенчества, они такими остаются и к школе.

После школы должен быть час покоя (это правило следует соблюдать), а дальше может наступать время уроков.

Ребенку можно показать расписание папы, мамы в еженедельнике, ежедневнике, и потом написать его расписание, объясняя, что такое у людей бывает, и это — атрибут взрослости. Все, что атрибут взрослости, — все предпочтительно.

Одна из болезней современности — уроки, растянутые на непомерное количество времени. Это значит, что люди не сделали простых действий, помогающих и ребенку и себе.

  1. Надо знать, что ребенок не чувствует времени. 6–7 летний ребенок время так, как взрослые, не чувствует, он не знает, сколько прошло.
  2. Чем дольше ребенок сидит за уроками, тем ниже у него КПД.

Норма делания уроков для первоклассника: 40 минут — 1 час;2 класс — 1 час — 1,5 часа;3–4 класс — 1,5 — 2 часа (не 5 часов);к 5–6 классу эта норма переходит к 2–3 часам.

но больше 3,5 часов не должно быть потрачено на уроки.

Если ребенок делает уроки дольше, то его не научили работать, либо он — хронический «тормоз», а их особенно хорошо нужно учить работать. Ребенок не чувствует время, и родители должны помочь ему время почувствовать.

Адекватный период делания уроков для первоклассника — 20–25 минут, для подготовишки еще меньше — минут 15, для детей истощаемых — может быть еще меньше.

Но если вы ребенка усаживаете на время большее, чем нужно, вы просто теряете время — и свое, и его. С уроками можно не помогать, но вот с «тайм-менеджментом» все-таки стоит.

Для того чтобы почувствовать время, есть разные способы помощи ребенку. Например, разного рода таймеры:

  • могут быть песочные часы (не подходят для мечтателей — мечтатели будут смотреть, как сыпется песок);
  • могут быть электронные устройства, которые будут пищать через определенное время;
  • спортивные часы, в которых имеется секундомер, таймер, запрограммированные сигналы;
  • кухонные таймеры;
  • записанный на телефон звук школьного звонка.

При подготовке домашнего задания нужно составить план его выполнения. Обычно начинают с того урока, который дается довольно легко. Сначала делаются письменные задания, а потом устные. Начинаете с того, что полегче; ребенок вырабатывается — перерыв.

Чтобы ребенок активно работал, нужна смена видов деятельности, переменка: прибежал на кухню, выжал с вами сок и его выпил; намазал себе бутерброд; пять раз обежал вокруг стола; сделал несколько упражнений, — переключился.

Но рабочее место ребенка — не на кухне. У него должно быть определенное место, а на кухню можно прийти на «переменке». Нужно учить школьника содержать рабочее место в порядке. Хорошая экология учебного места — очень важное дело. Должно оставаться место для игрушек, место для сна, а для занятий место можно организовать даже с 4 лет.

Вы заранее договариваетесь, что если ребенок сделает уроки за отведенный час, то вы потом успеете много всего: почитаете книжку, поиграете в настольную игру, порисуете, что-то смастерите, посмотрите любимый фильм, погуляете, — все, что вам нравится. Ребенку должно быть интересно и выгодно сделать уроки за это время.

Время делания уроков — предпочтительнее, пока не стемнело. После школы, отдыха. Не оставлять уроки на после кружков, пока вы не сформируете навык. Чтобы успевать на дополнительные занятия (бассейн, танцы), нужно научиться делать уроки быстро и качественно. Если вы так сделаете, то не будет растягивания на весь остаток дня.

Если вечер безграничен, и уроки можно делать до отбоя, то возникает ситуация «ослика»: он встал, уперся, ничего хорошего не ждет, не ругают сильно — можно и не делать. Обычно дети соображают, что можно не весь день потратить на эту скучную миссию, а есть еще что-то в жизни. Важно, чтобы жизнь не кончалась походом в школу: первая часть дня — занятия, а вторая — уроки до ночи, и ребенок привык, что это все размазано, как манная каша по тарелке, и ничего другого придумать не может. Обычно временные границы и хорошие последствия работают великолепно.

Финальные последствия необходимо менять периодически: настольные игры заменить слушанием сказки или еще чем-то приятным. В графике дня идут сначала уроки, а потом — свободное время, т. е. начинается своя жизнь, и ее с уроками смешивать не надо.

Уроки с энтузиазмом?

Что же такое — домашнее задание? Продолжение того, что было в школе или отдельное дело дома?

Психологически — это тренировка навыка: в классе объяснили, а дома сами отработали. Если нет сильной неуспешности, то лучше отнестись к этому как к чему-то, после чего начинается жизнь. Ждать энтузиазма от ребенка не нужно (хотя есть отдельные дети — потенциальные отличники). Надо научить относиться к урокам, как к промежуточному этапу, даже весело — потрудился, а потом будет радость. Если не сформировался другой стереотип (уроки до самого поздна со слезами и руганью), то этого бывает достаточно.

Задания дублировать нельзя (добавлять сверх заданного) — они должны быть маленькие, чтобы сохранялось желание учиться, чтобы ребенок не перетрудился. Все «пере-» гораздо более опасные, чем «недо-».

Обычно ребенок в состоянии удержать себя за столом 15–20 минут, и возникает навык делать уроки в темпе. Если ребенок не успевает за отведенное время, а мама сидит над ним, ловит и заставляет продолжать, то школьник получает негативный опыт. Наша задача не помучить ребенка, а дать ему понять, что он что-то упустил.

Если ребенок до школы сталкивался с ограничениями времени — на каких-то занятиях, сам собирался или занимался какой-то конкретной деятельностью в четко отведенных временных рамках, то у него уже сформирован некоторый навык.

Впервые сталкиваться в 1 классе с этими сложными временными навыками может быть большой проблемой. Начинать лучше с «подготовки», а еще лучше лет с 5 — 5,5.

Если задания в школе не задают, то нужно все равно предложить ребенку сделать какой-то объем заданий за определенное время самостоятельно.

Самим родителям тоже не нужно проявлять излишнего энтузиазма и сидеть над душой. Мы все очень переживаем за успехи нашего ребенка, и реакция на ошибки может быть неспокойной — а отношения портятся.

Нужно настроиться, что не все будет идеально, что будут ошибки, но постепенно их будет меньше.

Обнадеживает отсутствие оценок в 1 классе. Пока формируются навыки делания домашнего задания, ребенок сам подтягивается, во 2 классе включается, а система оценок сразу расставляет все по местам. Надо давать ошибаться. Перфектные ожидания, что сразу все будет на «отлично», нужно сдерживать.

При этом нужно очень хвалить, когда ребенок взял на себя самостоятельность, хвалить за то, что он делал сам, старался. Хвалите не результат, а старание. От любого родителя строгость к школьным успехам воспринимается как удар по самолюбию. В средней школе ребенок понимает уже, что если родитель ругает, то он хочет добра. Младший школьник воспринимает критику, как удар: «Я стараюсь, а ты тут что-то говоришь против…». Ориентируйте на старание.

Хорошо, если учитель тоже склонен оценивать старание, а не успех. Но, к сожалению, многие учителя считают, что порицание — это лучший способ продвинуть человека к большим успехам.

Особые ситуации

1. Особая сложность, если у ребенка в 1 классе сразу начинается английский.

Если вы выбрали такую школу, то лучше начинать английский за год до школы. Это очень большая нагрузка — осваивается сразу две письменности и две грамматики одновременно. С приготовлением домашнего задания по английскому языку помогать нужно обязательно. Желательно, чтобы был репетитор, педагог. Если родителю хочется самому обучать ребенка, то надо стараться сохранять благодушное настроение, не сердиться, и если это не в ущерб семье в целом. Но лучше учителя собой не подменять.

2. Если в школе задают много, и ребенку непонятно, что делать? Помогать ли ему?

Желательно избегать такой ситуации. С ребенком уроки лучше не делать, но все-таки за происходящим следить: «Расскажи, что было в школе, что вы учили? Как ты решаешь задачи?». Такая ситуация возможна, если вы пошли в школу более сильную, чем вам показано. Обычно нормальный ребенок без особенностей в школе своего уровня все понимает, хотя может прослушать, заболтаться. Пользуйтесь помощью учительницы, прибегайте к дополнительным занятиям в школе. Настраивайте ребенка на то, что знания дает учитель, и, что не понял, нужно спросить у него. В ситуации непонимания нужно разбираться конкретно: говорить с ребенком, с учителем. Обычно, после дошкольной подготовки ребенок уже сформировал умение слышать и воспринимать в коллективе.

3. В 1 классе ребенок еще плохо умеет прочитать задание.

Определитесь, что сначала задание все равно читает он, потом читаете вы. Во 2 классе так не будет. В 1 классе объясните, что пока задание записываете вы, потому что он плохо умеет писать, а позже этого делать не будете. Ставьте временные ограничения, сколько будет длиться эта ситуация.

4. Ребенок много ошибается, делая уроки, а учителя требуют отличных чистовиков.

Проверка домашнего задания пока необходима, но если сдавать идеально выполненные вами задания, учителя не поймут, что ребенок в чем-то недотягивает.

Ваша позиция зависит от вменяемости учителя. Если учитель вменяем, то вы можете объяснить ему, что вы за самостоятельность, за возможность ошибаться. Этот вопрос можно поставить прямо на родительском собрании.

Если при проверке вы видите, что все сделано не так, то в следующий раз делайте карандашом, находите самую красивую букву и на нее ориентируйтесь. Задачи пусть ребенок делает сам на черновике и приносит вам проверить, если хочет. Если отказывается, тогда это будет его ошибка. Насколько может делать сам, пусть делает, пускай ошибается.

Если можно и учителю принести с ошибкой — радуйтесь. Но против системы образования не попрешь. Если наблюдается по всем предметам неуспешность, то лучше нанимать педагога, чем портить с учителем отношения.

Роль мамы — поддержка, забота, принятие. Роль учителя — контроль, строгость, взыскание. От мамы все учительские качества ребенок воспринимает, как оскорбительные, особенно в первых двух классах, пока позиция школьника формируется. Он не воспринимает исправление как исправление, а думает, что вы его ругаете.

Начальная школа — учимся учиться

Три фактора успешности в начальной школе

Главная задача ребенка в начальной школе — научиться учиться. Ему необходимо понять, что это его работа, за которую он отвечает.

Хороший первый педагог — выигрышный лотерейный билет. Авторитет первого учителя — очень важный момент. На каком-то этапе учительский авторитет его может быть выше родительского. Он (авторитет) очень сильно помогает ребенку в учебе. Если учитель делает что-то негативное: заводит любимчиков, груб, несправедлив, родителям надо поговорить с ребенком, объяснить так, чтобы школьник не потерял уважения к учителю.

Ключ к воспитанию ребенка — ваши личные воспоминания. Когда ваш ребенок приблизился к школе, надо оживить ваши воспоминания. Они, наверняка, у всех есть, с 5,5–6 лет они у всех хранятся. Полезно поспрашивать своих родителей, отыскать свои тетрадки.

Отправляя ребенка в школу, нужно обязательно сказать ему: «Если в школе с тобой или с кем-то произойдет что-то яркое, интересное необычное, расскажи мне обязательно — мне это очень интересно». Как пример, можно рассказать ему истории из семейного архива — истории бабушек, дедушек, родителей.

Негативные опыты и воспоминания можно и попридержать, не проецировать их на ребенка. Но идеализировать школу тоже не надо, если не запугивать, а объяснять, то можно с пользой делиться своим негативным опытом.

Крайне важны отношения с одноклассниками. Сейчас дети часто учатся далеко от школы, и их после уроков сразу разбирают и увозят. Контакты не заводятся. Родителям нужно завязывать контакты с детьми из класса, гулять вместе, приглашать домой.

Фактрум желает успехов вам и вашим детям!

Читайте также: 20 фактов о воспитании от семейного психолога Михаила Лабковского

Рассказать друзьям:

Напишите для Фактрума и получите 1000 рублей!

Организационный уровень

Для того, чтобы сразу сориентироваться в новой обстановке, ребёнок должен в ней побывать. Для этого нужно показать школьнику здание, обязательно посетить его, позволить ему самому изучить пространство. Это поможет ему быстро привыкнуть к новой школе, так как он будет знать, что и где находится. Это позволит ему не чувствовать себя чужим в новом пространстве.

Кроме исследования здания школьнику важно знать, как устроено управление всеми процессами. В случае возникновения затруднительной ситуации, он сможет обратиться к нужному человеку с просьбой. Это позволяет первокласснику почувствовать себя защищённым.

Физиологический уровень

Самое главное для первоклассника — привыкнуть к новому распорядку дня. Вставать приходится раньше, и перед выходом из дома важно успеть сделать много дел: позавтракать, собрать портфель, одеться в соответствии с требованиями школы. Без помощи родителей здесь не обойтись. Они могут рассказать, что необходимо делать в первую очередь, помочь составить правильный порядок дел и школьник не будет опаздывать на уроки.

Дневной режим тоже нуждается в изменении. После прихода домой, школьнику необходимо отдохнуть в течение часа и только потом приступать к выполнению уроков. Оптимальное время для этого занятия — с 4 часов до 6 часов вечера.

Как утверждают психологи, привыкнуть к школе после каникул, сложнее: ребёнок приспособился к другому режиму дня. Для того, чтобы процесс адаптации прошёл быстро, за два-три дня до прихода на учёбу нужно придерживаться рабочего расписания: вовремя ложиться спать и просыпаться.

Психологический уровень

Человек всегда чувствует напряжение, волнение и нервозность, если сталкивается с чем-то новым, неизвестным. Дети очень восприимчивы, поэтому у них быстро появляются страхи и тревога. Они, как губки, впитывают отрицательную информацию о школе, что вызывает у них отвращение или нежелание её посещать. В этом случае помогут разговоры. Если родители знают, как легко привыкнуть к новой школе, им обязательно нужно передать этот опыт как можно быстрее. Необходимо рассказать школьнику о новых возможностях и перспективах, которые ждут ребёнка: друзья, дополнительные кружки и секции, хорошее оснащение и оборудование. Важно объяснить, что прежние знакомства никуда не денутся.

Вам может быть интересно:  С какого возраста ребенок может гулять один

Социальный уровень

Как только родители не пытаются помочь своему ребёнку привыкнуть к новому классу: рассказывают только положительное, несколько раз проводят совместные экскурсии по зданию, меняют режим дня. Но они забывают о важной детали — социальной составляющей. Окружающие дети всегда будут играть одну из главных ролей в адаптации. От того, какой коллектив в новой школе или классе, зависит, будет ли у первоклассника много приятелей и подруг или нет.

Негативную ситуацию можно предотвратить, вовремя научив малыша знакомиться, заводить друзей. Но и этого бывает недостаточно. Терпение, спокойное отношение к недостаткам других, умение поддерживать приятельские отношения, отстаивать свою точку зрения, уступать, достойно вести себя в конфликтной ситуации — всё это поможет школьнику сохранить дружеские взаимоотношения с окружающими и избежать враждебного отношения к себе. Весь этот опыт может передать только взрослый. Такой душевный разговор должен состояться как можно раньше.

  • Психологическая подготовка первоклассника к школе

    Психологическая подготовка первоклассника к школе

  • Как делать уроки с первоклассником

    Как делать уроки с первоклассником

  • Нужно ли помогать ребёнку делать уроки

    Нужно ли помогать ребёнку делать уроки

  • Как успокоить плачущего ребенка

    Как успокоить плачущего ребенка

  • С какого возраста ребенок может гулять один

    С какого возраста ребенок может гулять один

  • Как убедить ребенка делать уроки

    Как убедить ребенка делать уроки

3 компонента школьной адаптации:

  1. Физиологический (подстройка организма к изменившимся условиям). Характеристика успешной адаптации: отсутствие заболеваемости в период «акклиматизации» в школе и способность к энергозатратам. Обратите внимание на последний пункт: повышенная утомляемость может быть сигналом не того, что детям задают много уроков, а в том, что организм испытывает повышенные нагрузки.
  2. Поведенческий. Освоение новой деятельности (наибольшее отношение этот компонент, конечно, имеет к первоклассникам). Характеристика: успешное усвоение школьной программы, хорошие отзывы учителей и оценки.
  3. Эмоциональный. Принятие новой ситуации. Характеристика: позитивное отношение к учебе и ситуации в целом (если ребенок все время повторяет, что он хочет обратно в сад или в свою прежнюю школу – это тревожный симптом).

(по Г.М. Чуткиной):

  1. Высокий. Ребенок положительно воспринимает новые требования и условия, хорошо понимает учебный материла, способен решить задачи повышенной сложности. Внимателен на уроках, охотно и добросовестно выполняет различные поручения. Популярен в классе.
  2. school-choice-2Средний. Положительное отношение к обучению и школе. Усваивает учебный материал, изложенный наглядно и подробно. Внимателен и старателен в выполнении поручений взрослых, но при этом требует контроля. Сосредоточен над теми заданиями, которые ему интересны. Поддерживает дружеские отношения с несколькими одноклассниками.
  3. Низкий. Безразличное или отрицательное отношение к школе. Жалобы на головные и желудочные боли, усталость и сонливость. Подавленное настроение, нарушения дисциплины. Отсутствие интереса к учебным предметам, нерегулярно готовится к урокам. При выполнении заданий и поручений такому ребенку необходим контроль со стороны. Не имеет близких друзей в классе.

Помните, что низкий уровень школьной адаптации – это еще не дезадаптация! В таких тонкостях поможет разобраться школьный психолог. Он же сумеет верно оценить ситуацию (в его распоряжении масса диагностических методов!) и справиться с ней. Родители же, в свою очередь, могут помочь своему ребенку лишь в том аспекте школьной адаптации, к которому они имеют непосредственное отношение – оценка родителями школьной жизни ребенка.

Рекомендации родителям по упрощению для ребенка процесса адаптации к школе:

  1. Не ожидайте от ребенка лишь высокой успеваемости и отличных оценок. Не демонстрируйте недовольство, если ваш школьник с чем-то не справляется или чего-то не умеет. Иначе вы будете попусту тревожиться и передавать свое состояние ребенку. Помогайте ему стать более самостоятельным, а значит, и уверенным в себе. Помогая, к примеру, в подготовке уроков, помогите ребенку пройти 3 этапа: вы вместе; вы рядом; ребенок делает уроки сам.
  2. Не сравнивайте результаты вашего ребенка с достижениями каких-то других детей, тем более – сестер и братьев. Лучше найти ту сферу, в которой ребенок добивается определенных успехов – спорт, рисование, домашние дела – и убедите, что, если он умеет что-то делать хорошо, то сумеет научиться и остальному.
  3. Хвалите за труды. Заслуженная оценка «хорошо» честнее завышенной оценки «отлично», поэтому хвалите не за высокие оценки, а за старание и труд. Это способствует не только облегчению адаптации к школе, но и формированию у ребенка адекватной самооценки. Пусть ваша похвала будет как можно конкретнее: не «ты у меня молодец», а «ты быстро решил эту задачу», «ты сегодня хорошо прибралась в своей комнате». Чем конкретнее похвала, тем ощутимее ребенок понимает, что вы его цените.
  4. Не отзывайтесь негативно об учителях или своем школьном опыте.
  5. Интересуйтесь школьной жизнью ребенка, акцентируя внимание на общении с одноклассниками, общественной жизни, кружках и секциях и т.д.
  6. Помогите своему ребенку найти сферу, где он достигает наибольших успехов.
  7. Устанавливайте доверительное общение, показывайте ребенку, что он может быть искренним с вами – не осуждайте и не высмеивайте, будьте терпеливы и внимательны.

Помогите ребенку в адаптации к школе, насколько сможете, а в случае необходимости попросите поддержки у учителя или школьного психолога. Тогда дела с учебой наладятся, и процесс обучение будет проходить намного легче.copyattachment8364

Рассказать друзьям:

Похожие посты:

  • Симптомы и признаки школьной дезадаптации

    Симптомы и признаки школьной дезадаптации

  • Что делать с послеродовой депрессией?

    Что делать с послеродовой депрессией?

  • «Лишь бы кушал хорошо»: немного о детском ожирении

    «Лишь бы кушал хорошо»: немного о детском ожирении

Поймите причину

— Можно ли заранее предположить, какие дети в коллективе окажутся «трудными», можно это скорректировать или предотвратить?

— Пока ребенок не пошел в детский сад или школу, нельзя предвидеть на сто процентов, как он поведет себя в новом коллективе. Но очень часто и одна, и другая крайность при адаптации в коллективе связана с недостаточной уверенностью в себе, недостаточной реализованностью, учитываемостью, замечаемостью своих запросов, желаний, чувств, действий. И это для родителей повод, пока не поздно, прислушаться к своему ребенку.

По сути, это сигнал, что мы что-то важное в ребенке пропускаем, не видим, хотя можем задаривать игрушками или бегать по развивающим кружкам.

Работая с такой неуверенностью в себе у взрослых, я выясняю, какие у них бывали травмирующие ситуации. У многих было такое: придя в школу или садик, они решили как бы «спрятаться под стол», эмоционально отгородиться от внешнего мира. Такой вариант казался им самым комфортным, так они «под столом» и остались.

Но если ребенок ведет себя демонстративно, не слушает педагогов, проявляет агрессию к одноклассникам, это зачастую противоположное проявление той же неуверенности. Так ребенок удовлетворяет свою потребность в самоутверждении, в самопроявлении, которое по какой причине  не реализовано.

Ведь неуверенность – не означает робость. Это на самом деле очень глубинное сомнение в ценности самого себя, значимости себя, своей жизни, нужности для другого. «Я есть? Я хороший? Я нужен? Я любим?», — вот про что эта неуверенность.

Если родители – сами с такой глубинной неуверенностью, то начинать заботиться о ребенке нужно с себя. Адекватную самооценку, основанную на априорном самоуважении, дает только любовь, признание, чуткое внимание, поддержка. Но это отдельная большая тема.

Кстати, если ребенок с удовольствием учится, но часто болеет – это может быть еще одним проявлением той же проблемы. Такому ребенку по какой-то причине некомфортно в коллективе, но механизм защиты у него другой. Он не прячется и не нападает, но зато часто болеет, что дает ему возможность реже сталкиваться с травмирующей ситуацией.

— Как понять, что у ребенка не просто «такой адаптационный период», а требуется помощь психолога?

— К психологу нужно обращаться, если у ребенка есть проблемы, которые семья не может решить самостоятельно. И, конечно, если поведение ребенка резко отличается от обычного. Никто не может вести себя идеально постоянно. Но если весь класс учится и живет обычной жизнью, а кто-то один постоянно конфликтует или ко всему безразличен – это повод задуматься.

Освежите взгляд

— Если ребенок агрессивный или просто непослушный, это часто приводит к конфликтам между взрослыми: претензии появляются у педагогов, родителей других детей. Как вести себя родителям трудного ребенка? Когда извиняться, а когда  его защищать?

— Родители всегда должны быть на стороне своего ребенка, но это не отменяет объективного взгляда на его поступки.

Необходимо прислушаться, если учителя или родители одноклассников указывают на его недопустимое поведение. Нередко в семье формируется миф: «мы хорошие и наш сын тоже, кто не согласен – те плохие». И ребенок может дома быть вполне «хорошим», а вот в классе давать волю своим эмоциям.

Поэтому родителям важно отслеживать обратную связь: а какую реакцию у других людей вызывает наше поведение, поведение наших детей?

И здесь важно пронаблюдать свои эмоции, потому что часто первая естественная реакция на критику – гнев, страх, скрытый стыд: про нас говорят плохо! И возможен срыв: и (или) на ребенка, и на источник критики (учителя, родителей других детей).

Надо постараться успокоиться, выждать и разобраться: что тут может быть правдой?

И разбираться во всем нужно обязательно вместе с ребенком, транслируя ему мысль: вы всегда поддержите его самого, но не его неверное поведение, которое ему же самому приносит вред.

Все это непросто, конечно. Пример из моей практики: на одиннадцатилетнего мальчика, который за два года так и не смог адаптироваться в новом классе, ополчилась учительница. В конфликт вступила и мама.

И здесь, к сожалению, проблема перешла на личный уровень, когда учительнице уже не так не так важно было поведение мальчика, как реакция мамы. В этом случае мы решили, что ситуацию лучше не усугублять, так как скоро у их класса и так будут меняться педагоги.

Ищите общий язык

— Что же делать, если и педагог относится к ребенку неправильно? Например, если в классе конфликтуют дети, он несправедливо занимает одну из сторон…

— Мамы нередко жалуются на несправедливость учителей к своим детям. Правда, оценить это объективно трудно. Иногда родители сами «накручивают» ситуацию. Но бывает, что их мнение обосновано. Учитель тоже не всегда справляется с эмоциями. Если у педагога есть разногласия с родителями, или в классе возникли проблемы, он может переносить свое раздражение на ученика. Что делать маме в таком случае?

Нужно определить, что будет лучше для самого ребенка. Часто лучшее, что можно сделать – погасить конфликт.

В недавней ситуации, которую я привела в пример, мы и выбрали такую стратегию. Ребенок должен был перейти в следующий класс, там учителя менялись. В этом случае, конечно, проще был переждать.

В других ситуациях надо искать общий язык с педагогом. Если не получается – привлекать «третьи» стороны: других родителей, учителей, руководство учреждения. При этом нужно оценивать и опыт учителя, мнение о нем. С одной стороны, это – еще один шанс посмотреть на ситуацию свежим взглядом.

Если опытный и уважаемый педагог стоит на своем, возможно, он прав. С другой стороны – если у учителя много «регалий», то даже если он ошибается, доказать это будет сложно. И родителям лучше защищать интересы своих детей как-то иначе.

Разговаривайте с ребенком

— Говоря о хулиганах и агрессорах в детских коллективах, мы как-то подразумеваем, что речь идет о мальчиках. А если дерутся и не слушаются девочки?

— Все-таки у девочек такое бывает значительно реже. Мальчики от природы стремятся утвердиться, «распространить» свое лидерство как можно шире. Часто их конфликты – это форма соревнования за лидерство. У девочек все по-другому, от них больше можно ожидать сплетен или каких-то дел исподтишка, чем открытого нападения.

Но если это случается – то причины и способы решения таких проблем здесь такие же, как и у мальчиков. Так же стоит обратить внимание на то, чего добивается такая девочка. Защищается ли она? Или, напротив, ищет способ самоутверждения?

У родителей с ребенком всегда должна быть обратная связь. Нужно всегда поддерживать ребенка, а там, где это невозможно – объяснять, почему.

Ведь многие сложности в отношениях между детьми и родителями возникают именно из-за невыясненности, непроговоренности и как следствие — обид.

Нередко считается: он маленький, что с ним разговаривать, просто должен слушаться. Но дети на своем уровне «все понимают» и за несправедливость – «наказывают» родителей.

Например, школьник-второгодник игнорировал призывы матери учиться, потому что считал, что она недостаточно боролась за него, когда учителя решили оставить его на второй год. Или вообще не боролась, хотя он этого ждал.

Невысказанные обиды часто бывают причиной игнорирования просьб, непослушания. В свою очередь, агрессия может возникнуть из-за навязанного чувства вины. Взрослые говорят: «Ты виноват, неправильно делаешь». Ребенок не хочет с этим соглашаться, и хулиганское поведение – его форма протеста.

Ну, и конечно, нужно помнить, что ребенок – это зеркало родителей. Даже если ему 30 или 40 лет. А уж когда речь идет  о совсем маленьких детях, то родители должны четко понимать, что ребенок – это их зеркало, которое так или иначе отражает их собственные комплексы, проблемы в их взаимоотношениях. Нужно решить эти вопросы – и это уже будет существенной помощью ребенку.

Почему ребенку трудно адаптироваться к школе?

В первые дни ребенок идет в школу с нетерпением, переполняемый радостным ожиданием чего-то нового и неизведанного. Но постепенно огонек познания в глазах первоклашки гаснет. Появляются первые трудности и первые неудачи, вместе с которыми приходит разочарование.

Специалисты отмечают, что начало обучения в школе, как правило, приходится на кризис 7 лет. В этот период у ребенка меняется мировоззрение, и он начинает смотреть на жизнь более «трезво» и осмысленно. Кроме того, у первоклассника появляются новые обязанности: ему приходится учиться и подчиняться новым правилам дисциплины, а это очень непросто. После дошкольных игр, где не было нацеленности на результат, а самым интересным был именно сам процесс игры, ребенку сложно переключится на новый вид деятельности – учебу, в которой главным является именно результат, оценка обучения.

Основные признаки сложной адаптации к школе

Поскольку все дети разные, то и адаптация к школе у каждого из них проходит по-своему. В том случае, если адаптационный период прошел без осложнений, то и интерес к учебному процессу останется стабильно высоким, и уставать ребенок будет меньше, и программу усваивать в полном объеме.

Но если с адаптацией возникают проблемы, то ребенку необходима помощь. О трудностях привыкания к школьной жизни внимательному родителю могут подсказать изменения в поведении сына или дочки. Стоит насторожиться, если:

  • ребенок часто жалуется на головные боли и усталость
  • стал раздражительным и плаксивым
  • у него ухудшился аппетит
  • сон стал беспокойным
  • высказывания ребенка о школе, учителе, одноклассниках носят негативный характер
  • ребенок стал легковозбудимым, даже агрессивным или наоборот, заторможенным, вялым
Вверх