Советы женщинам!
ЛедиВека.ру » Без рубрики »

Как правильно называть грехи на исповеди. Значение исповеди для православного человека и как правильно называть свои грехи

Как правильно называть грехи на исповеди. Значение исповеди для православного человека и как правильно называть свои грехи
logo

Как вести себя на исповеди и чего лучше не делать? Как правильно называть свои грехи священнику? Узнайте советы батюшки, а также прочитайте примеры того, как правильно исповедоваться и называть свои грехи батюшке.

Содержание статьи

  • 1. Сердце сокрушенное Бог увидит
  • 2. Списки грехов в помощь кающемуся
  • 3. Об этом надо знать, а не злиться
  • 4. Что такое воля Божия?
  • 5. По какому плану готовиться к исповеди
  • 6. Стыдно назвать грех священнику
  • 7. Чего на исповеди делать не надо
  • 8. Пример, сокрушения о грехах

Исповедь: как правильно называть свои грехи на исповеди - советы батюшкиИсповедь – это Таинство, в котором Господь незримо прощает грехи при видимом волеизъявлении священника. Событию предшествует подготовка – покаяние происходит до похода в церковь. Впервые, многие страшатся и не знают, какие поступки называть, как правильно себя вести, что для этого надо сделать. Скажу более, даже бывалые христиане, не всегда понимают в чем и как исповедоваться.

Сердце сокрушенное Бог увидит

Значение покаяния так велико, что претворяет грешника в праведника. Непросто решиться вести христианскую жизнь, измениться, но сделать это необходимо, чтобы не погибнуть окончательно. Пусть первый раз (второй, третий) исповедь будет несовершенной, не это страшно. Куда опаснее носить в себе тяжкий груз, не каяться вообще. Господь видит наши намерения, стремления, попытки отстать от страстей, раскаяние. Это обязательно зачтется.

Иной исповедуется, словно отчет о проделанных грехах сдает на 5 страницах, а в душе нет никакого сокрушения. Другой скажет три слова, и уйдет оправданным, как мытарь, не смеющий поднять глаза к небу, произнесший: «Боже, милостив буди мне грешному».Важно увидеть мерзость своих дел и поступков. Ужаснуться и возненавидеть их. Испытывать искреннее отвращение, с решимостью больше такого не повторять.

Списки грехов в помощь кающемуся

Прибегая к пособиям, которых в интернете много, скорее запутаетесь, чем получите помощь. Составить длинный список грехов по образцу не трудно, но часто в них указаны вовсе не понятные вещи, относящиеся к монашествующим. Они – «бездельники», на них возлагается только две обязанности: труд и молитва, все остальное – грех. Сравнивать поступки в миру, с такими подручными средствами священники не советуют. Иногда это выглядит вовсе глупо.

Исповедь: как правильно называть свои грехи на исповеди - советы батюшкиНапример:

  • собирал марки;
  • мылся душистым мылом;
  • делал прически;
  • стирал в воскресенье и т. п.

Можно позаимствовать краткость, с какой называют грех. Это поможет составить личный перечень, чтобы не впасть в многословие, не рассказывать историю (роман) своей жизни. Сделайте так: Запишите поступки, о которых понимаете – они плохие. Об этом сожалеете, готовы не повторять (кстати, не так часто они случаются, но постоянно напоминают о себе, всплывая в памяти).

Например:

  • Нагрубил родителям.
  • Ударил жену.
  • Украл велосипед (кассету, книгу, любую вещь) и пр.
  • Не посетил больного родственника, который в этом нуждался.

Продолжайте далее: взгляните на свой характер. Видеть себя таким, каков ты есть, непросто. Некоторые вовсе считают себя нормальными, хорошими, добрыми, всегда правыми. Бери и пиши с него икону. Но как раз в таком человеке уже виден грех гордыни, свергнувший дьявола с Неба. Такое происходит от незнания законов веры.

Чем чаще будете исповедоваться, постигать православное учение, приближаться к Богу, тем больше увидите в себе грязи, от которой нужно избавиться. Знайте, если не обнаружили в себе грехов, значит находитесь далеко от исполнения заповедей. Нет ни одного святого, о котором можно сказать, что он безгрешен.

Исповедь: как правильно называть свои грехи на исповеди - советы батюшкиЕсли уж совсем туго, ничего в голову не приходит, спросите близких людей: Какие плохие качества они назовут. Со стороны всегда виднее. Эти черты, скорее всего, окажутся тем, что вы ищите. Подумайте, возможно список пополнится такими грехами:

  • гневался, раздражался, плохо о ком-то думал;
  • ругался матами, грубо отвечал, осуждал, ненавидел;
  • не знал меры в еде (чревоугодие);
  • приходил домой пьяным, буянил;
  • изменял супруге (мужу), обманывал, клеветал, распространял слухи;
  • не помогал другим, отказывал в просьбе, насмехался над тружениками;
  • дал (уговаривал) согласие на аборт;
  • ленился исполнять свои обязанности как на работе, так и дома и т. д.

Совет: Прежде чем обратитесь к какому-либо источнику со списком грехов, постарайтесь сначала записать, что хорошо помните, что тяготит душу, о чем вы, действительно, сожалеете. Такие грехи точно простятся. Выискивая недостатки в себе, прибегая к пособию, стремитесь не к количеству (охватить все сразу), а к качеству. Прочли, вспомнили, осознали, сокрушились, дали себе слово: так больше не поступать. Попросили Господа помочь в этом. Теперь вносите в листок для исповеди.

Об этом надо знать, а не злиться

Исповедь: как правильно называть свои грехи на исповеди - советы батюшкиКогда человек начинает готовиться к Таинству, может претерпеть искушения. Постоянно кто-то мешает, перебивает, отвлекает. В храме злые старушки делают замечания: «почему не в юбке», «зачем так накрасилась», «не там встала». Батюшке некогда, отмахнулся, грубо ответил и т. п. Иногда это необходимо для смирения.

Бесы будут стараться вывести вас из себя, но пройдите испытание достойно: в душе, на каждое противление благому делу, скажите: «лучшего не заслуживаю». Так обезоружите нечисть: их отгоните, а к Богу приблизитесь. Это свидетельствует о том, что поступаете правильно. Вот если будет все гладко и спокойно – стоит задуматься, возможно, отсутствует дух покаяния.

Что такое воля Божия?

В процессе подготовки, встретите фразу, что грех – это нарушение воли Божией. В момент крещения человек (сам или его крестные) произносит обет: творить Его волю, и соблюдать заповеди. Обещание дали, и тут же начали его нарушать. В первую очередь из-за того, что не знаем ни одного, ни другого:

  1. Воля Божия – освящение человека.
  2. Через Моисея, для различения греха, даны 10 заповедей.

Закон Божий (Моисеев) – это первое руководство к познанию себя, что практически все заповеди мы нарушили. Ни одной не исполнили как надо. Многие помнят два слова из закона: не убил, не украл. Считают себя порядочными людьми. Это примитивный подход к исповеди невежественного грешника. Например, убить можно:

  • словом;
  • убивая животных ради развлечения, а не для пищи;
  • дав неверный совет;
  • нарушив технику безопасности;
  • послав на смерть вместо себя другого;
  • сделав аборт, уговаривая на него;
  • издеваясь над слабым;
  • распространяя клевету;
  • не оказав помощь вовремя и т. п.

Если человек не видит в себе грехов, не исповедуется, не сокрушается о неблаговидных поступках, не причащается, не имеет связи с Богом (молитвы) – он нарушает Его волю. Ибо она заключается в том, чтобы мы освящались, просвещались, творили добрые дела, то есть, стремились к праведности и святости. Все, что не способствует этому, кроме необходимых обязанностей и дел (включая отдых, праздники и пр.), нарушает Его волю.

По какому плану готовиться к исповеди

Чтобы ничего не упустить, принято готовиться по определенному плану на выбор. Можно, если некогда, но очень хочется получить прощение, исповедаться за особо мучимый грех: один или несколько. Тут особой подготовки не требуется. Пришли, излили душу, объяснив священнику: в следующий раз подготовитесь должным образом. Что взять за основу:

  1. Десять заповедей.
  2. Девять заповедей блаженства, данные Господом.
  3. Выстроить исповедь можно по 20 пунктам мытарств (блаженной Феодоры), которые проходит душа по смерти.
  4. По типу греха (образец старца Георгия Затворника) и др.

Чаще используют 10 заповедей, т. н., Моисеевых. Учтите, каждая из них включает множество грехов, поэтому список будет большим. Чтобы с этим разобраться, используйте «Опыт построения исповеди» Иоанна Крестьянкина. Он наш современник, его план лучший помощник. Хорошее руководство «В помощь кающемуся» составил И.Брянчанинов.

Важное условие: Прежде чем приступите к покаянию (дома), к исповеди (в храме) простите всех, на кого имели обиду. Это необходимо сделать от всей души, без лукавства. Как прощаете других, так и вам отпустит Господь прегрешения ваши и наоборот.

Стыдно назвать грех священнику

Бывает, что исповедник стесняется назвать какой-либо грех. Во-первых, запомните, в котором стыдно признаться, требует срочной исповеди. Это голос совести, практически указание Бога, Его призыв: в этом покайся. Господь ждет, а священник, поверьте, забудет и вас, и названый проступок тут же, особенно, если много народу.

Исповедь: как правильно называть свои грехи на исповеди - советы батюшкиОбычно скрывают вещи, связанные:

  • с изменами;
  • половыми извращениями;
  • похотливыми помыслами и мечтанием;
  • рукоблудием;
  • участием в оргиях, ведением развратного образа жизни.

Во-вторых, такие грехи имеют многие люди, но не называют на исповеди, чем губят душу. Батюшка, за период службы, наслушался всякого, его не поразите, не смутите, не оттолкнете своим признанием. Скорее всего, священник обрадуется за вас, что набрались смелости, озвучили тяжкий грех. Господь тут же простит, освободит душу. Ангелы на небе возвеселятся. Домой будете лететь как на крыльях.

К сведению: Господь создал условия, чтобы мы могли принять искупительные дары Его подвига, т. е. преобразиться. Все Таинства, в том числе, Исповедь – это инструмент, соединяющий людей и Бога.

Чего на исповеди делать не надо

Исповедь можно обернуть против себя, если отнестись к ней поверхностно с лукавством. Все грехи, даже те, которые точно повторятся, например, курение, надо называть в прошедшем времени, с намерением избавиться. Рано или поздно, названая страсть будет терять власть над человеком. Не нужно:

  • Рассказывать о других, и жаловаться на жизнь.
  • Называть грехи общими фразами: Во всем грешна.
  • Перечислять мелкие прегрешения, в которых приносится покаяние в домашней вечерней молитве ежедневно.
  • Умалчивать о тяжких грехах по причине стыда, нерешительности, из-за нежелания всерьез разбираться в себе.
  • Не надо бояться называть вещи своими именами: блуд, прелюбодеяние, воровство, убийство и пр.

Откровенная исповедь врачует не только душу, но и физические болезни, искореняет страсти, возвращает мир и спокойствие. Не стыдитесь открывать свои мерзости. И блудницы становятся праведницами, если не возвращаются к прежнему. Не обличим себя здесь – на Страшном суде грехи обличат нас.

Заключение: Как понять, что грех прощен? Если при воспоминании о нем совесть молчит, на душе сохраняется мир и спокойствие, значит, прощен. Конечно при условии, что у вас не каменное и бесчувственное сердце, находящееся в полной власти врага человека и Бога, т. е., дьявола.

Пример, сокрушения о грехах

Господи! Иногда хожу в Дом Твой, желая очистить душу от тяжести греховной. Пытаюсь размотать змеиный клубок, который лежит на сердце, но страшно открыть перед священником нечистоты свои. Пытаюсь замаскировать общими словами сущность грехов, облекаю их в безобидные одежды: как все грешат, так и я, ничем не хуже. Желаю прощения и отпущения, а ложью усугубляю свое падшее положение пытаясь Тебя обмануть.

  • Лень и безразличие связали душу: не молюсь Тебе ни утром, ни вечером. В храме стою, как бездушный манекен: покаяния нет во мне, жду только, чтобы служба закончилась быстрее. Молитв, произносимых в Храме не понимаю. Не стремлюсь узнать значение дней, которым посвящается служение. Редко хожу в церковь, а если постоял там, рассеянно крестясь, повторяя движения за истинными христианами, считаю, что совершил подвиг, сделал одолжение Тебе, Господи. Прости это каменное нечувствие к своему спасению.
  • Нет у меня любви ни к живым, ни к умершим. Поминая их, не пророню ни слезинки, молитва за них холодная, словно райская участь их мне известна. Считаю, что молитвы батюшки достаточно. Нет во мне ни сочувствия к близким (в том числе и родителям), ни желания ради них взять на себя хотя бы малюсенький обет. Считаю, что Господь добрый, спасет всех и так, без усилий и жертвы с моей стороны. Господи, прости.
  • Отвратительный грех Прелюбодеяние. Я уже стар и болен, поэтому развратное прошлое удалилось от меня, но это мытарство мне не пройти. Вся грязь этого греха прилипла ко мне, но сил признаться во всем нет. Думаю, Мария Египетская до ухода в пустыню, была чище, чем я. Каюсь и ненавижу себя за эти гнусные дела. Господи, прости, не погуби меня мерзкого.
  • Гордость и тщеславие мои постоянные спутники. Господь наставлял меня постоянно. Вразумлял, дал возможность познать унижения и оскорбления, чтобы уменьшить спесь моей натуры. Но я так медлителен на исправление, что не могу смириться даже под рукой Господа. Вижу свое падение, но гордость не покидает меня. Господи, помилуй и дай сил стать смиренным христианином, прости за упрямство ослиное.
  • Ложь. Она сопровождает меня повсюду. Ранее даже не замечал, что вру по-поводу и без повода. Я врал из-за страха открытия правды; для получения какой-либо выгоды; просто-так по-привычке; ради тщеславия, чтобы приукрасить личину, которая является моей настоящей сущностью. Ложь – семя дьявольское, разрослось во мне, как огромное дерево, пустило корни. Пагубные слова слетают с языка раньше, чем успеваю их осмыслить. Господи, прости, вразуми, избавь от этой привычки. Научи говорить правду всегда и везде.
  • Осуждение. Господи, с детства помню фразу: Не судите, да не судимы будете. Но никогда не придерживался этого наставления. Осуждаю всех: знакомых, родных, соседей, коллег, власти. С высоты своей гордыни всегда найду изъян в других, но не в себе. Прости, Господи. Помоги избавиться от этого, чтобы видеть только свои грехи, а не судить других. Научи смиренному покаянию и молитве и т. д, и т. п. 

Чтобы не трудиться попусту, примерно так размышляйте о своих грехах. Это покаяние, приносимое Господу, настраивает душу, ведет к очищению, чтобы возненавидеть дела свои, не повторять их то и дело. Имея сокрушение, заметите, как после исповеди не только стало легче, но от многих «забав» плоти сердце начинает отвращаться, дела и отношения налаживаются, болезни уходят.

Откровение помыслов и исповедь мирянина

— Владыка, сегодня можно услышать разные точки зрения относительно исповеди: частой она должна быть или редкой, регулярной или только в случае впадения в тяжкие грехи… Какой подход, на Ваш взгляд, является наиболее верным?

— Я думаю, что сейчас наступил такой период в жизни нашей Церкви, когда эти вопросы проходят испытание жизнью. Практика полувековой давности или Синодальной эпохи уже мало приемлема — сегодня, как правило, люди причащаются чаще. Да и сама жизнь сильно изменилась. Прежние подходы и решения уже не могут устраивать людей, поэтому вырабатываются новые — в том числе и в таких дискуссиях. Очень хорошо, что идут обсуждения, что люди осознают, думают, рассуждают.

Нельзя формализовать духовную жизнь Нельзя формализовать духовную жизнь

Монашеский путь – это путь царский, средний путь, который Святые Отцы определили давно и которым нам всем надо идти. Путь послушания, отсечения своей воли, терпения, смирения, кротости.

Я полагаю, эти вопросы, в конце концов, найдут свое разрешение и надеюсь, что они не будут закреплены в каких-то обязательных правилах. Сейчас не то время, чтобы существовал один шаблон: причащаться или исповедоваться столько-то раз во столько-то дней. Тем более что строгих канонов на этот счет и не существует — есть разные практики, разные обычаи. Должна быть определенная степень свободы в этом важнейшем вопросе. Каждый человек с помощью духовника решает его по-своему. А уж дело прихожанина — находить того духовника, который ему нужен, который сможет ему помочь.

— Должно ли каждое причащение сопровождаться предварительной исповедью? Можно ли причащаться без исповеди или если исповедь была за несколько дней до Причастия?

— На мой взгляд, если человек не чувствует каких-то тяжелых грехов, которые бы его вынуждали искать полноценной исповеди, ему не обязательно перед каждым причастием исповедоваться. Таинство Покаяния — это ведь важное самостоятельное таинство, «второе крещение» и недопустимо его сводить к некоему обязательному придатку к Евхаристии. Ведь исповедь часто становится формальной из-за того, что человек привыкает к мысли: исповедь — это то, что я назову перед батюшкой, покаяние-то, что я ему расскажу. Но это в лучшем случае можно назвать откровением помыслов. А часто это просто беседа. Горячего же, глубокого покаяния перед Богом нет, и человек, быть может, даже не обращает на него внимания.

Надо понимать, что покаяние происходит не только в момент исповеди. Покаяние — это состояние души, это решимость порвать с грехом и изменить свою жизнь. Оно может произойти в любой момент жизни. Часто спрашивают: что делать, если дома я каялся, плакал, а пришел на исповедь, и у меня в сердце ничего нет — я просто сухо поисповедовался? Ничего страшного. Слава Богу, что ты покаялся дома — Господь и это примет.

Если так понимать покаяние, то становится понятно, что не обязательно перед каждым Причастием идти на исповедь к батюшке. Ничего страшного, если вы, причащаясь три или четыре раза в месяц, исповедуетесь всего два раза.

«Кто найдет эти деньги, должен выстроить на них монастырь и три скита».

Предыдущий

Следующий

По святым местам. Афон

— Полезна ли наша традиционная практика исповеди как откровение помыслов?

— Я вообще не думаю, что откровение помыслов всегда полезно для мирян. Исповедь мирянина и монашеское откровение помыслов — это совсем разные вещи. Монах в идеале должен своему духовному отцу открывать все движения его души и на все брать благословения. Для мирянина это невозможно и даже вредно. Странно, когда жены спрашивают у священников то, что должны спрашивать у своих мужей: куда ехать в отпуск, покупать ли ту или иную вещь, заводить ли еще детей…

Какие-то важные события можно освящать благословением священника, но оно не должно быть определяющим и решающим. Миряне сами должны решать вопросы, связанные со своей жизнью.

Я против того, чтобы монастырское старчество распространялось на мирян — оно создает почву для такого опасного явления, как младостарчество или, точнее, лжестарчество. Мирянину нужно знать основы веры, читать Евангелие, жить по нему и в своей духовной жизни пользоваться советом духовника.

О выборе духовного отца

— Как сегодня искать духовника?

Афон и Валаам: духовная связь Афон и Валаам: духовная связь

Из афонских монастырей приходили посмотреть на Валаамскую обитель, и по ее правильной организации в духе православного аскетизма предпочитали ее даже монастырям Афонской горы.

— Так же, как и всегда. Если духовника нет — не огорчаться, молиться, чтобы Господь послал встречу с таким священником, который действительно помогал бы идти к Богу.

Здесь нельзя спешить, и надо быть очень осторожным. Случаев лжестарчества, когда духовник вмешивается во всю жизнь человека, сейчас действительно очень много, и это не зависит от возраста и положения священника. Духовник вообще ничего не должен решать в жизни своего чада, он должен только предостерегать его от ошибок и греха.

— Полезно ли мирянам искать духовника в монастыре?

— Если это опытный духовник — отчего же нет. Можно иметь духовника в обители, приезжать к нему нечасто, когда есть необходимость решить какие-то личные серьезные проблемы в духовной жизни, а обычные грехи исповедовать приходскому священнику. Многие также находят возможность побеседовать с духовным отцом письменно или посредством телефона.

— А вообще исповедь по телефону допустима? Митрополит Вениамин (Федченков) описывал, как тверской губернатор, видя из окна своего дома, что за ним идут мятежники, позвонил архиерею и исповедался ему по телефону…

— Если покаяние понимать не только как те слова, которые мы произносим на исповеди, а как готовность измениться, оставить грех и идти ко Христу, жить по Его святым заповедям, то вопрос о том, каким образом оно технически осуществляется, второстепенен. Человек может покаяться дома перед иконами, в метро, разговаривая по телефону или отправляя сообщения. Главное — что происходит в его душе.

Но нельзя считать, что Покаяние как церковное таинство можно совершить по телефону. Таинство имеет определенное чинопоследование, совершаемое священником, оно является завершением этого покаянного делания.

Великие учители покаяния. Покаяние есть возобновление Крещения

Каракал.

Филофей.

Эсфигмен.

Костница.

Пантократор (Вседержитель).

Ватопед.

Вид на Новый Скит.

О. Венедикт у пещеры св. Григория Паламы.

На пароме.

Старый монах.

Ватопед.

Эклисиарх в Хиландаре.

Дары волхвов из монастыря св. Павла.

Келиот.

Троеручица.

Купола Руссика.

Рассвет на Фиваиде.

Вид с вершины Святой Горы на Афонский полуостров.

Русский монастырь.

Монастырский дворик (Григориат).

Святыни Афона.

Улочка в Карее.

Вид от монастыря Григориат.

Место пустынных подвигов старца Иосифа Исихаста.

Костница лавры свв. Афанасия.

Лавра св. Афанасия.

Вид от келии, где подвизался прп. Антоний Киево-Печерский.

Старец Дионисий 93 года, на Афоне с 20-х годов.

Монастырь Ивирон.

В Ватопеде.

Предыдущий

Следующий

Афон глазами иноков Валаама

О проблеме исповеди у молодых священников

— В нашей Церкви есть проблема, что ставят исповедовать, а вместе с тем и духовно окормлять — совсем молодых и еще не опытных священников.

— Закончил человек семинарию в 20 с небольшим лет, только женился или принял постриг, получил сан — и начинает окормлять. А как он будет окормлять, когда сам еще ни духовной жизни, ни житейских трудностей не знает?

Греческие Церкви следуют другой практике — духовника поставляют. Над священником совершается определенный молитвенный чин, и только тогда священник может принимать исповедь и духовно окормлять других людей. Это иногда приводит и к другой крайности: исповедь становится редкой, что тоже плохо.

Если бы у нас было достаточно много священников, имеющих и духовный, и житейский опыт, таких проблем бы не было. Я бы, по-хорошему, раньше 40 лет и не ставил бы человека исповедовать. Но мы не можем этого себе позволить. Духовенства вообще не хватает — что уж говорить о духовниках…

— Как священник должен учить своих духовных чад каяться?

Беседа с игуменом Ватопедского монастыря архимандритом Ефремом Беседа с игуменом Ватопедского монастыря архимандритом Ефремом

Старец Иосиф говорил: «В нашем духовном преуспеянии особую роль играет духовный отец. И то что не чувствуем себя в безопасности в монастыре, и у нас много помыслов – часто причина в том что у нас нет доверия к своему духовному отцу».

— Нельзя научить тому, чего сам не умеешь. Чтобы научить каяться других, священник сам должен научиться приносить покаяние. К сожалению, многие священники, особенно служащие на сельских приходах, каются и исповедуются очень редко. Так уж устроено: духовники в епархиях заняты, батюшки сами заняты…

Хорошо в большом городском приходе — служат несколько священников, они могут друг другу покаяться. Но и это тоже не всегда. Бывает, что они не очень доверяют друг другу.

— Недоверие между собратьями — это плохо и нуждается в искоренении или все-таки нормально?

— Это жизнь. Конечно, лучше, если бы было доверие, но оно не всегда есть. Собственно говоря, потому и нужен духовник — священник, которому доверяешь.

Молитва — это труд

Покаянию учит молитва. Если у человека нет опыта реальной духовной жизни, нет опыта молитвы и личного предстояния пред Богом, то у него не будет настоящего, глубокого и искреннего покаяния. Молитва, особенно покаянная, как бы прокладывает для души путь к Богу. Одна из самых главных, во всяком случае для монашествующих, молитв — Иисусова молитва — покаянного духа. Само предстояние Богу практически не может быть иным, как покаянным, на том уровне духовного развития, на котором находится большинство из нас.

— С другой стороны, молитва — это дар свыше…

— Молитва — это труд. «Царство Божие силой нудится, и нуждницы восхищают е» (Мф.11:12). Это значит, что Царствие Небесное получат те, кто прилагал усилия для его обретения. Вот почему мы должны понуждать себя, даже если сначала молитва идет с трудом. Конечно, Господь по Своей милости дает благодать и молитву молящемуся, но для этого человек должен сам работать над своей душой.

Только так человек и учится покаянию.

Если же он будет жить рассеянной жизнью, без молитвы, то, может быть однажды — если «гром грянет» — у него получится прийти в покаянное и молитвенное чувство, но это не будет тот дар, о котором вы говорите.

На фото стоят (слева направо): иеромон. Феофан (игумен и духовник Горненской обители в Иерусалиме), иеромон. Фотий (игумен и начальник Приозерского Валаамского подворья), иеродиак. Виссарион (схиигумен Варахиил, Коневский монастырь), игумен Андроник (Трубачев, первый Валаамский игумен (1990-1993), преподаватель МДАиС), игумен Косма (ТСЛ), иеромон. Геронтий (ТСЛ), иеромон. Варсонофий, азъ многогрешный и еще худой, иеродиак. Парфений (мой сокелейник по послушничеству в Данилове, потом оптинец, а ныне игумен Анастасова монастыря в Тульской епархии). Сидят трое чад о. Космы — имен не помню.

Наместник о. Андроник и о. Назарий с местным хулиганом.

Надвратная церковь первоверховных апостолов Петра и Павла и проход в монастырь. 1990 г. Справа виднеется «красный магазин», бывшая иконно-книжная лавка, а до недавнего времени злачное место, снабжающее дешевым пойлом, папиросами и кое-какими продуктами местных жителей и не только (приходилось в бытность благочинным вылавливать там и монастырских).

Вид на Спасо-Преображенский собор и схимнические келлии во внешнем каре с северной стороны. Белое здание в каре — полуразбомбленная советской авиацией больничная церковь Живоначальной Троицы.

У Келарной.

1995 год. Чтец на скиту Всех Святых (сейчас иеромонах Григорий).

Игумен Феофан (Краснов), духовник Горненской обители в Иерусалиме.

На кладбище в скиту Всех Святых, у восточной стены алтаря, похоронен иеросхимонах Клеопа (Антонов). Фото примерно 1994 года.

Предыдущий

Следующий

Первопроходцы. «Аще монах смирится…»

Тщательно следить, что происходит в своей душе

— А что делать с нашей постоянной «раздвоенностью»? В храме я церковный человек, а в жизни светской, обыденной — быт заедает, суета… Часто оказывается так, что в нас как два разных человека сосуществуют — легкая «духовная шизофрения». Какое там постоянное покаянное состояние!

— Легко. Произошла какая-то неприятность, недоброе слово слетело с уст, помыслы какие-то — так ты тут же и покайся. Для этого именно и нужна внимательная жизнь. Нужно тщательно следить, что происходит в твоей душе. Тогда не будет никакой раздвоенности.

Как мы в советские годы жили? У нас был еще больший контраст между Церковью и обычной жизнью. Но даже в этих условиях мы старались определять свою жизнь верой.

Мы должны строить свою жизнь по вере, по Евангелию, по заповедям — независимо от условий, в которых она протекает.

Тем более что сейчас ничуть не больше суетности, чем было тогда. Все — то же самое. И, по-моему, так было всегда и в любом обществе. Можно подумать, в древности не было суеты, быта и внецерковной жизни! Конечно, была. И точно так людей отвлекала. Но мы должны искать, прежде всего, Царства Божия, а остальное приложится нам. Это должно быть для христианина главным.

Жизнь в вере. Возрастание в смирении через послушание Жизнь в вере. Возрастание в смирении через послушание

Сегодня Валаамский монастырь, его игумен, вызывают интерес со стороны прессы, каждую неделю в обитель приходят запросы об организации интервью и бесед, съемках новых фильмов или сюжетов

— Но в те же Средние века быт был иначе устроен, а ритм жизни подчинялся Церкви, хотя бы на уровне постов и молитв: в определенный момент все шли на службу, в определенный день у всех менялся режим питания… К тому же человек не был настолько публичен — пользователи интернета находятся постоянно на виду. Лично у меня, например, когда я пишу в блоге или социальной сети, возникает проблема — я стараюсь быть искренней, но все равно есть ощущение картинности: я такой показываюсь людям, я хочу так выглядеть. Мне кажется, у современного человека есть искушение лицемерием — не прямой ложью, а чем-то тонким…

— Не думаю, что главное сильно изменилось с прошлых времен. Конечно, мы претерпеваем огромные информационные нагрузки — мы значительно больше, чем наши предки, вовлечены в жизнь мира, мы меньше времени, чем они, можем провести в тишине и уединении. Но фундаментальные основы жизни человека в мире остались неизменными. Мы просто должны следовать тому, что нам сказал Господь: открыть Евангелие и действовать в соответствии с Его заповедями.

Как создать церковную общину?

— Другая проблема — распались общинные связи. Даже совместная молитва, Литургия превратилась в частное дело. Как сделать так, чтобы люди ощущали себя общиной, единым целым?

— Это зависит от приходского священника. Будет хороший священник — будет и активная приходская жизнь, будет и христианское общение.

Чтобы этого достичь, священник должен стараться жить, как жил св. прав. Иоанн Кронштадский — чтобы его служение, его слово соединяло людей.

Подходят все формы внебогослужебной приходской деятельности. Трапеза, чаепитие после службы — все это приближает священника к прихожанам, возникают более теплые, человечные, доверительные отношения. Если приходской священник является для своих прихожан также и духовником, то во время таких трапез можно беседовать о духовной жизни (разумеется, речь не идет о личных духовных вопросах — тут нужно найти время для беседы с глазу на глаз). Очень плохо, когда священник — фигура недоступная. Он же пастырь.

Проблема в том, что у нас очень большие храмы — в том числе и новые. В нем служат несколько священников, туда ходит очень много народу — как тут найти единство?! Старинные же приходские храмы были очень маленькими. Духовный отец — это был священник, которого знал весь приход и который знал весь приход. Это и есть основа для жизни общины.

Беседовала Мария Сеньчукова.

Интернет-СМИ «Православие и мир» 10 сентября 2013 г.

Как правильно исповедаться

– На исповеди я произношу не все грехи, потому что мне очень стыдно. Но держу их в мыслях своих, мысленно прошу Господа Бога о прощении. Будут ли они мне прощены?  Аноним

Священник Николай Каров:

– Нет! До тех пор пока вы не исповедаете их, не будете прощены. Был один забавный случай. К одному мудрому старенькому батюшке пришел юноша и с плачем говорит: «Батюшка, я согрешил блудом… что мне делать?» Старец принял вид неразумного: «Сынок, что-то я тебя не пойму. Каким таким блудом? Приведи того, с кем согрешил». На следующий день юноша приводит девушку. Они вместе падают на коленки и слезно каются. Старец опять принял вид непонимающего: «Дети, что-то я не пойму, о чем вы говорите. Что это такой за грех блуд? Покажите». Молодые люди смутились такому ответу. «Батюшка, так стыдно». «Вот видите мои милые, меня дряхлого старика стыдитесь, а когда грешили, почему пред Богом не было так стыдно. Он то все видит и знает».

Сами понимаете, стыд перед батюшкой – это ложный стыд. Нагрешил, умей ответить за свой грех и не просто ответить, но и обличить себя перед людьми. Самому себе, как бы перед Богом, удобно каяться. А в чем подвиг? Бог и так все знает. Но вот открыть свое беззаконие перед людьми — это великая добродетель.

– О прошлых грехах, которые были давно, нужно исповедоваться на каждой исповеди?  Аноним

Иеромонах Макарий (Маркиш):

– Если Вы принесли покаяние в каком-либо грехе и более его не повторяете, то священническая разрешительная молитва указывает Вам: вопрос закрыт. Пытаясь снова “покаяться” в этом же грехе, вы тем самым заявляете недоверие к совершенному Таинству.

– Я хочу исповедаться в паломнической поездке в монастыре. Если священник на меня за все совершенное наложит епитимью, то и снять ее должен он. Как поступить, ведь я больше туда не вернусь? Аноним

Иеромонах Макарий (Маркиш):

– Правильно поступить — исповедоваться в своем приходском храме. Первый раз, потом второй, потом десятый, сотый и тысячный…

– Перед исповедью я записал свои грехи на листочке. Когда подошла моя очередь, то батюшка просто разорвал лист, накинул епитрахиль со словами, отпущаются грехи… Вопрос: а Бог-то их отпущает?  Владимир

Диакон Олег Рыжков:

– Богу нужен не список грехов, написанных на бумаге, а Ваше искреннее сердечное покаяние и твердое желание не грешить. Вот это и есть Исповедь. Если она у вас в сердце есть, то Бог отпущает. А если нет, то и не отпущает. Я вообще противник написания всяких текстов на бумаге. Каяться нужно, а не перечислять грехи. А что – то забыли неумышленно, так Бог все знает, о чем хотели рассказать.

– Говорят, если человек на исповеди что-то утаивает, то священник это чувствует — так ли это? Как нам исповедоваться так, чтобы вам, священникам, было удобно? Аноним

Священник Василий Краев:

– В задачу священника не входит чувствовать утаивает человек что-то или нет. Священник только свидетель Вашей исповеди перед Богом. А от Бога невозможно ничего утаить. Исповедуйтесь кратко и по существу.

Грехи на исповеди

– Во время исповеди я сказала что грешна от отрочества до сегодняшнего дня, в этот момент я зарыдала и не смогла вслух произнести того, в чем каялась. Можно ли считать это исповедью? Аноним

Священник Александр Ермолин:

– Исповедь совершилась.

–  Нужно ли подробно описывать свой грех? Расскажешь о грехах кратко – плохо подготовился, начнешь рассказывать много – очередь задерживаешь. А если ты последний, священник уже еле на ногах стоит? Аноним

Священник Антон Русакевич:

– Исповедуйтесь кратко. Главное увидеть свои грехи и покаяться, а не рассказать о них красочно. Поэтому лучше пару дней до исповеди молиться и думать о своих грехах. Советую записывать на листочек, чтобы не забыть.

Суть исповеди

– Если я на исповеди не успел сказать всех грехов, но держал их в уме, то отпустятся ли они мне? И нужно ли для отпущения грехов обязательно причащаться? Дмитрий

Священник Василий Краев:

–  Грехи не отпускаются, грехи прощаются при условии покаяния. Покаяние включает в себя:

  • богослужения в храме по воскресным и праздничным дням,
  • молитву,
  • чтение Священного Писания,
  • исповедь,
  • причастие,
  • исправление своей жизни,
  • воздержание от греха,
  • дела любви и милосердия.

Если грех не повторяется, значит он прощен. Если грех повторяется, значит покаяние было недостаточным. Исповедь — это лишь свидетельство о намерении покаяться, но не само покаяние.

Исповедь — это диагноз, покаяние — это лечение.

Как часто причащаться и степень строгости при подготовке ко Причащению определяет духовник или священник, у которого Вы исповедуетесь, согласно документу, одобренному на Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви, прошедшем 2-3 февраля 2015 года в Храме Христа Спасителя в Москве «Об участии верных в Евхаристии».

Как называть грехи на исповеди

– Я хочу исповедать все свои грехи с 7-ми летнего возраста, но не делаю этого, потому что мне очень стыдно произносить их. И говорят что надо рассказывать подробно о своих грехах, а не просто: я блудница, к примеру. Неужели нужно поименно перечислять всех с кем согрешила и в подробностях? Могу ли я написать все подробности на листочке и передать батюшке, чтоб он сам все прочел?  Нина

Священник Василий Краев:

– Вас останавливают мысли от лукавого. Для того и нужен священник, чтобы чувство стыда было свидетельством искренности исповеди. Преодолевайте все препятствия на пути к Богу. Преодоление — необходимое условие духовного роста.

Или Вы не знаете, что “от дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его” (Мф. 11, 12)?

“Да не смущается сердце ваше” (Ин. 14, 1).

Подробности совершения того или иного греха рассказывать нет необходимости.

Общая исповедь

– Как исповедоваться на общей исповеди и поступать, если какой-то мой грех не будет назван? Анастасия

Диакон Олег Рыжков:

– Общей исповеди Церковь не благословляет. Иногда, когда народу бывает слишком много, священник может напомнить вслух о грехах, которые бывают, чтобы слышали все, но потом каждого священник исповедует отдельно. Ни на каких общих исповедях бывать не рекомендую. Приходите к священнику и исповедуйтесь как положено.

Генеральная исповедь

– Что Вы можете сказать о генеральной исповеди? Её желательно пройти каждому христианину или только в особенных случаях? Я хочу ее пройти, но ведь до этого я уже исповедовался и грехи простились… Максим

Священник Василий Краев:

– В вечерних молитвах есть ежедневное исповедание грехов. Генерально исповедоваться дома перед иконой можно хоть каждый день. О генеральной исповеди в храме спрашивайте у духовника или у священника, которому исповедуетесь. Я бы посоветовал больше уделять внимания не генеральной исповеди, а генеральному покаянию.

Исповедь ближних

– Моя сестра сожительствует с молодым человеком, живет в блуде. Сейчас она хочет пойти на исповедь, но этот грех решила утаить. Стоит ли ей раскаиваться, если она все равно будет продолжать грешить? Аноним.

Иеромонах Макарий (Маркиш):

– Скажите Вашей сестре от моего имени, что она добавляет к своей внебрачной половой связи поругание святого Христова Таинства (поскольку сознательное утаивание смертного греха на исповеди – это её плевок в Лицо Спасителя), и что за последствия она будет отвечать.

– Супруг недавно крестился чином “Аще не крещён” и на следующий день причастился впервые. Мы собираемся после поста повенчаться, а перед этим нам нужно будет исповедоваться. Но муж сомневается в необходимости исповеди за всю жизнь. Он считает, что после крещения он чист “аки младенец” и у него грехи только с момента крещения. Как повлиять на супруга?  Ольга

Иеромонах Макарий (Маркиш):

– Правильно — не пытаться быть администратором в деле чужой исповеди, и особенно правильно — ничего не диктовать мужу. Вопрос этот он решит с тем священником, который будет его исповедовать — и больше никто – ни Вы, ни я, не должны в это дело вмешиваться.

Как выбрать священника

– Я хожу на исповедь в один монастырь и каждый раз у меня стоит выбор между двумя священниками — они разные по отношению, общению, но к каждому меня по-своему тянет. Могу ли я исповедаться сначала у одного, а потом подойти к другому и ещё раз покаяться? София

Иеромонах Матфей:

– НЕЛЬЗЯ!

– Как поступать, если испытываешь сильную неприязнь к священнику, который в данный день принимает исповедь (при отсутствии альтернативы). Лучше исповедаться в другой день, когда будет другой священник, или идти на исповедь к тому, кто исповедует, помня про то, что рассказываешь свои грехи Христу, а не священнику?  Анастасия

Священник Андрей Крашенинников:

– Не грешить против Бога, и идти на исповедь к тому священнику, который есть.

Подготовка к таинствам:

  • Крещения
  • Венчания
  • Исповеди
  • Святого Причащения

родолжается обучение основам веры желающих принять Таинство Святого Крещения и Венчания в общегородской Школе начальной катехизации при духовно-просветительском центре «Вера. Надежда. Любовь». Занятия проходят каждое воскресение, начало очередного курса – первое воскреснье каждого месяца.

 В связи с тем, что не все желающие принять Таинства Крещения или Венчания имеют возможность посещать беседы в воскресные дни вводится система индивидуальной подготовки. По согласованию со священником любой желающий подготовиться к Таинствам может посетить беседы в удобное время. Обращаться по телефону (48439)6-48-99.

 1. Памятка для готовящихся принять таинство святого крещения и христиан, готовящихся стать крестными родителями

 Если Вы решили принять Таинство Крещения или стать крестными, необходимо достойно к этому подготовиться. В нашем Храме мы рекомендуем:

 1. В дни подготовки к крещению начать читать:

  • МОЛИТВЫ УТРЕННИЕ
  • МОЛИТВЫ НА СОН ГРЯДУЩИМ
  • Ознакомиться с толкованием на «Символ Веры» для того, чтобы знать и понимать во что верит православный христианин.
  • Научиться хорошо читать «СИМВОЛ ВЕРЫ».
  • Выучить и понимать молитву «ОТЧЕ НАШ».
  •  2. В процессе подготовки к Крещению прочесть Евангелие от Марка, после чего желательно прочитать оставшиеся три Евангелия и Деяния Апостолов.

     3. Неотъемлемой частью подготовки к Таинству Крещения является осмысление своей жизни и покаяние в содеянных грехах.

    Поэтому, перед Крещением надо подготовится к Исповеди. Для этого:  

  • по книге «Опыт построения исповеди» составить исповедь (делая пометки на бумаге),
  • читать КАНОН ПОКАЯННЫЙ КО ГОСПОДУ НАШЕМУ ИИСУСУ ХРИСТУ.
  • 4. В период подготовки к Крещению начать посещать церковные богослужения (вечерние службы) хотя бы один раз в неделю.

    5. Три дня перед Крещением желательно соблюдать пост (исключение пищи животного происхождения, воздержание от развлечений).

    6. Весьма желательно (для младенцев обязательно), чтобы у вас был крестный родитель, но им может быть только христианин, живущий полноценной церковной жизнью.

    7. Перед Таинством Крещения священник проведет еще одну духовную беседу, состоится исповедь.

    В случае неготовности или канонических препятствий в совершении Таинства Крещения может быть отказано.

     Рекомендуемая литература: Молитвослов, Новый Завет, «Закон Божий», «Толкование на Символ Веры», И. Крестьянкин «Опыт построения исповеди».

  •  В сам день крещения желательно воздержаться от курения, или свести его к возможному минимуму.
  • Женщинам необходимо приступать к Таинству без косметики и украшений.
  • Женщинам, находящимся в месячной нечистоте, необходимо отложить Крещение до окончания дней очищения.
  •  В нашем храме крещение взрослых обычно совершается раз в месяц по субботам в 9.00 (для подробной информации обращайтесь в раздел “Расписание”).  После подготовки, если Вы решили принять крещение в нашем храме, необходимо обязательно заранее (за 3 дня до крещения) сообщить об этом по телефону (953)319-93-10 (Вероника) или записаться в храме за свечным ящиком! Если никто не будет записан, то крещение взрослых будет исключено из расписания и к нему не будет ничего подготовлено.  Таинство Крещения младенцев совершается по воскресеньям после Божественной литургии в 12.00. Приезжать желательно раньше (11.40).

    Для крестин младенцев необходимо:

  • купить освященный крестик (если крестик куплен в ювелирном магазине, то его необходимо освятить);
  • купить или принести икону святого, имя которого носит крещаемый;
  • детям рекомендуется также икона ангела хранителя;
  • принести пеленку и два полотенца (одно — для ребенка, другое — пожертвовать храму);
  • крестильная рубашка.
  •  Помните, что мамам крещаемых младенцев в храм заходить нельзя до прочтения очистительной молитвы. Она читается только по истечении 40-ка дней после рождения ребенка.

     При выборе восприемников необходимо помнить о следующем:

  • при крещении взрослых, старше 18-ти лет, крестные родители необязательны;
  • при крещении детей, мальчику необходим крестный отец, девочке – крестная мать, можно пригласить того и другого;
  • Крещение младенцев совершается по вере родителей и восприемников, поэтому важно выбирать крестными родителями воцерковленных людей (т.е. людей регулярно приступающих к Таинствам исповеди и Святого причастия), которые могли бы научить ваших детей Православной вере;
  • крестные родители берут на себя обязанность воспитывать ребенка в Православной вере, и ответ за это воспитание будут давать на Суде перед Богом;
  • крестные родители должны позаботиться о том, чтобы у крестника дома были иконы Спасителя и Богородицы;
  • родители не могут быть крестными своих детей;
  • крестные родители не могут в дальнейшем вступать в брак;
  • бабушки, дедушки, братья и сестры могут быть крестными родителями, если они воцерковлены.
  • Вверх