Советы женщинам!
ЛедиВека.ру » Без рубрики »

Как приучить ребенка доводить начатое до конца

Как приучить ребенка доводить начатое до конца
logo

Способность доводить дело до конца — это суперсила. Сегодня она поможет вашему ребенку дописать домашнюю работу, не отвлекаясь на компьютер, или пойти на тренировку, несмотря на усталость, а через двадцать лет приведет его к настоящему успеху во всех сферах жизни.

Из книги «Привычки на всю жизнь» вы узнаете, как приобрести этот необходимый навык. Опираясь на научные данные, ее автор, профессор медицинской школы Калифорнийского университета Шон Янг объясняет, как сохранять мотивацию на пути к цели и не сбиваться с верного курса ни при каких обстоятельствах. Вот что он рассказывает.

Шаг за шагом

Многие полагают, что самое главное — нарисовать в воображении цель и сосредоточиться на своей мечте. Но этого недостаточно, чтобы добиться успеха, особенно если до него еще далеко.

На самом деле нужно фокусироваться на действиях, ведущих к цели.

Нет смысла беспокоиться о годовых оценках или тратить драгоценные часы на мечты о поступлении в престижный вуз. Вместо этого надо сконцентрироваться на каждом маленьком шаге вперед. Достать учебник. Прочитать пять страниц книги. Набросать конспект. Решить первый пример из длинного домашнего задания.

Вот самый ценный совет, который вы можете дать своему ребенку: «Не пытайся заглядывать далеко вперед. Просто сосредоточься на следующей ступеньке. Вложи всю энергию в то, чтобы сделать первый шаг».

Вот самый ценный совет, который вы можете дать своему ребенку: «Не пытайся заглядывать далеко вперед. Просто сосредоточься на следующей ступеньке. Вложи всю энергию в то, чтобы сделать первый шаг».Любой длинный путь состоит из множества маленьких шагов. Источник

Конечно, мечты и долгосрочные цели мотивируют, но, если сосредоточиться исключительно на них, эффект может оказаться противоположным. Не видя быстрого результата, ребенок разочаруется, потеряет энтузиазм и бросит дело. Чтобы избежать этого, Шон Янг советует:

1) поставить краткосрочную цель, достижение которой займет примерно неделю (например, подготовиться к следующей контрольной по английскому);

2) сконцентрироваться на крошечных шагах, на которые уйдет меньше двух дней (выучить пять новых слов, повторить правило, выполнить упражнение из учебника и так далее).

Сила сообщества

Потерпев неудачу (даже не очень серьезную), ребенок может почувствовать себя одиноким и бессильным, потерять мотивацию и перестать стараться. Чтобы этого не случилось, порекомендуйте ему вступить в сообщество единомышленников.

Дети, которые стремятся к тем же целям и преодолевают те же препятствия, будут вдохновлять его, поддерживать, делиться советами и подталкивать в верном направлении.

Дети, которые стремятся к тем же целям и преодолевают те же препятствия, будут вдохновлять его, поддерживать, делиться советами и подталкивать в верном направлении.Сообщества оказывают устойчивое влияние как на взрослых, так и на детей. Источник

Разумеется, участникам группы должно быть самим интересно то, чем они занимаются. Ищите сообщество, где ребята активны, доброжелательны и с удовольствием общаются друг с другом в свободное время.

Это может быть языковая школа, туристический клуб, спортивная секция, творческий, технический или естественно-научный кружок. В качестве мотиватора подойдет и виртуальное сообщество (например, группа в социальной сети).

Легкость

Чем проще ребенку что-то сделать, тем выше вероятность, что он продолжит этим заниматься. Есть много научных способов облегчить действия. Вот два из них:

1. Управление средой. Исследования показали, что изменение обстановки помогает серьезно скорректировать поведение. Например, если убрать со стола все, что может отвлечь ребенка от уроков (компьютер, планшет, телефон и другие посторонние предметы), ему будет намного проще сосредоточиться на домашней работе.

Чем меньше вокруг соблазнов и чем больше стимулов, настраивающих на продуктивный труд (это могут быть учебные принадлежности; расписание на день; мотивирующие картинки и цитаты; развешанные по стенам графики, таблицы и списки иностранных слов), тем легче следовать плану.

2. Дорожные карты. Какой бы ни была задача — поступить в вуз, успешно сдать экзамены, добиться успехов в спорте, — четкий план значительно облегчит процесс. Если сразу составить «дорожную карту», то не придется на каждом этапе думать, как попасть из точки A в точку B.

Заранее обсудите последовательность шагов, чтобы ребенок понимал, что и как нужно будет делать дальше. Тогда он, скорее всего, не отступит от выбранной стратегии.

Еще несколько примеров, как можно упростить задачу:

Награда

Обычно мы продолжаем делать то, за что получаем вознаграждение. Но оно должно быть по-настоящему важным и пленительным. Существуют разнообразные теории, как мотивировать людей с помощью накопления баллов, значков, денег и прочих приятных вещей. Однако простое вручение награды имеет лишь временный эффект.

В идеале наградой должно быть само дело.

Допустим, ваш ребенок хочет освоить музыкальный инструмент, но вы знаете, что он склонен быстро бросать свои увлечения, когда эффект новизны испаряется. Как помочь ему придерживаться желательного поведения? На первом этапе выберите и разучите самую простую мелодию.

Когда ребенок сможет самостоятельно сыграть целое произведение (пусть и очень легкое), у него возникнет ощущение, что он получил награду, и появится желание продолжать занятия.

Когда ребенок сможет самостоятельно сыграть целое произведение (пусть и очень легкое), у него возникнет ощущение, что он получил награду, и появится желание продолжать занятия.В качестве поощрения подойдет и участие в школьном концерте, если юному музыканту нравится выступать перед зрителями. Источник

Другой пример. Скажем, ваш ребенок изучает английский. Тогда в качестве награды можно каждую неделю читать по несколько абзацев любимой книги на этом языке. Или организовать общение по Skype со сверстниками из других стран. Это принесет намного больше удовольствия, чем простая зубрежка учебника.

Подумайте о награде после каждого шага к цели. Позаботьтесь, чтобы это было основано на чем-то по-настоящему интересном и важном.

Формирование привычки

Если каждый день ходить на работу по одной и той же дороге, мозг закодирует эту информацию, чтобы облегчить путь. Чем дальше, тем лучше усваивается маршрут и тем меньше приходится думать о том, как добраться до места назначения.

Усвоение — мощная сила, и ее можно использовать в своих интересах.

Вся хитрость в том, что наш мозг превращает повторяющееся поведение в привычки, которым следует без раздумий. Если человек начнет выполнять какие-то действия ежедневно, в одном месте и в одно время, то в дальнейшем он будет делать это автоматически — так же, как чистить зубы по утрам.

Помогите ребенку превратить дело в рутину. Запланируйте время и дни, когда он сможет этим заниматься. Например, ежедневно в 7 вечера или каждую субботу и воскресенье, как только проснется. Постепенно это поведение въестся в мозг и станет привычкой, а значит, продолжать будет гораздо легче.

Больше полезных идей — в книге «Привычки на всю жизнь»Обложка поста отсюда

Что надо делать

Каждый ребенок с первых дней жизни начинает сам познавать мир. И родители просто обязаны не мешать этому процессу.

Малыш должен получать результат от своих действий. Не важно, каким он будет. Можно давать советы, но не мешайте ему довести дело до конца. Подбадривайте, обязательно хвалите, когда ребенок сделал что-то самостоятельно. Конечно, родители должны устанавливать границы самостоятельных действий малыша, чтобы оградить его от травм и опасных ситуаций.

Если ребенок сделает что-то не так, не торопитесь при нем сразу переделывать. Вы можете отбить у него желание проявлять инициативу в действиях. Наберитесь терпения, в следующий раз вовремя подскажите сыну или дочке, как правильно что-то сделать. Постепенно дети всему научатся.

Дети очень любят заниматься взрослыми делами, подражая родителям. Подставьте стул к раковине и дайте помыть ребенку какую-нибудь небьющуюся посуду, если он рвется помочь маме, несмотря на его слишком юный возраст. Если вы пришли домой, а вас встретила радостная дочь с известием, что она только что чисто помыла пол в комнате своим платьем, не ругайтесь. Дайте ей небольшую тряпочку и попросите помыть еще пол на кухне, например. У вас вырастет

отличная помощница.

Самостоятельность тесно связана с ответственностью. Предлагаем способ добиться этих качеств у ребенка: родители могут приобрести для него какого-нибудь домашнего питомца и поручить за ним уход.

Что не надо делать

Очень часто папа и мама, а также дедушка и бабушка стараются почти все делать за детей. Ведь это так легко и приятно, когда ребенок еще совсем мал. Но незаметно любимый малыш вырастает в неприспособленного подростка, от которого родители требуют самостоятельности. Они удивляются, почему большой мальчик или девочка ничего не хотят делать без их указки.

Пока ребенок был мал, мама привыкла ограждать его от воздействия всех невзгод, которые могли бы свалиться на ее малыша. Контролю подвергалась психологическая, социальная и физическая составляющая развития ребенка. Присутствовала перестраховка во всем. В некоторых семьях детей контролируют в каждой мелочи, ограничивают круг общения, руководят любыми действиями, выбирают друзей. Жесткие рамки не дают ребенку оценивать свои действия. Став взрослым он никогда не сможет делать что-то самостоятельно, не получив команду от кого-то. Такие дети легко попадают в дальнейшем под влияние плохих людей.

Иногда родители охотно заботятся только о пропитании ребенка и его одежде. Они уверены, что их отпрыск должен все делать самостоятельно. Они не проявляют к этому никакого интереса. Не хвалят и не ругают, не интересуются его друзьями и успеваемостью в школе. Трудно предположить, как такая самостоятельность ребенка повлияет на его дальнейшую жизнь. В правильном ли направлении она будет развиваться.

Только от самых близких людей зависит, насколько самостоятельным юношей или девушкой вырастет младенец.

Трудовые поручения

трудовые поручения для детейЖизнь ребенка должна быть насыщена разнообразной деятельностью, доступной возрасту. Чувство ответственности старшего дошкольника может быть сформировано в процессе выполнения трудовых поручений. В каждой семье ребенок должен убирать свою постель, вытирать пыль с мебели, помогать накрывать стол к завтраку, поливать цветы, стирать свои мелкие вещи, убирать уголок, содержать игрушки в порядке, чистить свою одежду и обувь. Кроме того, дети старшего дошкольного возраста выполняют разовые поручения: сшить мешок для тапочек, кукле – платье, пойти в магазин, аптеку.

Ежедневно шестилетний ребенок, готовясь ко сну, умывается, раздевается и складывает одежду, сам готовит себе постель. Уставшему и разбаловавшемуся к вечеру малышу не очень хочется все это делать, да еще в определенной последовательности. Но родителям следует помнить, что так начинается эмоционально-волевая подготовка к учебе. Еще до поступления в школу ребенок должен научиться доводить порученное ему дело до конца. Иначе уже в раннем возрасте у него появится уверенность, что за него все могут сделать другие, а это ведет к безответственности. Родители следят, как ребенок выполняет поручение, и поощряют его за своевременное и хорошее выполнение.

Навыки самообслуживания

навыки самообслуживанияСамостоятельность и инициатива потребуются будущему школьнику. Без этого ему будет трудно учиться и тяжело жить в школьном коллективе. Самообслуживание, уборка игрушек после игры, поддержание чистоты и порядка в своем уголке или комнате, содержание в аккуратном состоянии книг и вещей воспитывают у дошкольника трудолюбие и организованность. К сожалению, многие дети, поступая в школу, не обладают этими качествами, так как родители недооценивали воспитательную роль самообслуживания. Потом в школе эти недостатки воспитания сказываются отрицательно. Первоклассник проявляет беспомощность, он не умеет самостоятельно быстро переодеться, завязать шнурки, опаздывает на урок физкультуры, на подготовку к нему тратит много времени. На уроке он не умеет своевременно подготовить учебники, тетради, потом спешит и в письменной работе делает ошибки и т. д. Ребенок нервничает, и это отражается на его успеваемости. Поэтому очень важно приучать ребенка самостоятельно выполнять поручение.

Можно использовать в семье элементы соревнования: кто быстрее оденется, уберет игрушки, приведет в порядок свой детский уголок и т. д.

Трудовое воспитание в игре

Игра для детей – творчество, причем интересное, занимательное, отражающее интересы и наклонности ребенка.

Для приобщения ребенка к  труду и развития его умственных способностей следует учить его конструированию из бумаги и строительного материала. Начинать надо со строительства по образцу, а потом можно перейти по заданным условиям.

Задание может быть и таким: построить дом для двух кукол, чтобы в нем было две половины и разные выходы; или построить мост такой длины и ширины, чтобы на нем могли разъехаться две игрушечные машины. По окончании конструирования расспросить детей или понаблюдать, как они готовили и вели стройку, какова последовательность операций. Важно помогать ребенку находить наиболее рациональные приемы в работе, отмечать его удачи, обратить внимание на то, что все это пригодится ему в школе.

Трудом детей необходимо систематически руководить, так как зачастую они пасуют перед небольшими трудностями, и у них теряется интерес к выполнению задания.

девочка шьет иголкойРодители должны научить дошкольника выполнять поручения рациональными способами и  в определенной последовательности. Например, для того, чтобы сшить кукле платье, сначала следует подобрать ткань, сделать выкройку, наложить на материал, а потом кроить и шить.

Всякое трудовое поручение дети должны выполнять с первого раза и доводить начатое до конца. Добиваясь этого, надо проявлять настойчивость и терпение. Иначе нужной привычки не сформируется, а в дальнейшем у детей не будет умения слушать и выполнять поручения взрослого. Потом в классе трудно будет воспринимать и сохранять в памяти учебное задание, которое учитель, как правило, объясняет один раз.

Нередко отдельные первоклассники не могут вместе с другими выполнять самостоятельные работы, плохо слушают объяснение учителя, теряются при первых трудностях в учении. Как правило, эти дети не приученные в семье к труду и привыкшие к тому, что за них все сделают взрослые.

Вот почему так важно до поступления в школу приучить ребенка к труду, привить умение самостоятельно анализировать выполнение трудовых поручений, учить, как рациональнее их выполнять.

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Ребёнок-холерик: какой он?

Холерики очень активны, общительны, неугомонны. Им сложно усидеть долго на одном месте, необходима смена деятельности. Такие дети любят шумные, подвижные игры. Настроение их часто неустойчиво: они могут резко заплакать, а уже через минуту-две – неожиданно засмеяться. Холерики склонны к обидчивости и вспыльчивости, могут проявлять агрессию. И вместе с тем большинству из них присущи лидерские качества, решительность и способность быстро адаптироваться в новой обстановке. Одна из самых слабых сторон холериков – неумение доводить начатое до конца.

Воспитание холерика

Рассмотрим, как правильно воспитывать ребёнка-холерика.

  1.  Важно стать для холерика настоящим авторитетом, иначе крайне сложно будет заставлять его вас слушаться. Родителям следует проявлять умеренную требовательность и твёрдость в общении с ребёнком. Но завоёвывать авторитет нужно не наказаниями и жёсткими командами, а умением заинтересовать «бунтаря», демонстрацией своей силы воли и деловых качеств, чутким пониманием его потребностей и настроения.
  2. Не пытайтесь подавить бьющую ключом энергию холерика, направляйте её в нужное русло. Всегда занимайте его подвижными играми (особенно на свежем воздухе), ставьте перед ним разноплановые задачи. Лучше всего будет отдать такого ребёнка в спортивную школу, чтобы его энергия выплёскивалась мирным путём.
  3. С раннего возраста важно формировать у холерика усидчивость и развивать желание доводить начатые дела до конца. Проводите сами занятия по подготовке к школе, читайте ребёнку книги (длинные книги растягивайте на 2-3 дня, чтобы у малыша сохранялся интерес и ожидание продолжения). Давайте ему задания, в которых важен результат. Контролируйте не процесс их выполнения ребёнком, а именно доведение дела до конца. Стимулируйте также к тому, чтобы дети сами ставили цели и достигали их.
  4. Учите своё чадо правилам вежливости и этикета, с ранних лет обращайте его внимание на то, как нужно вести себя в общественных местах.
  5. Говорите с ребёнком негромким, спокойным голосом, но уверенно и решительно, не позволяя ему чувствовать себя хозяином положения.
  6. Больше общайтесь с маленьким холериком, позволяйте выражать ему свои чувства, помогайте переживать трудности, чтобы избегать вспышек гнева.
  7. Чётко соблюдайте режим дня. Пусть ребёнок просыпается, кушает и ложится спать в одно и то же время. Призывайте его к порядку и аккуратности: всегда собирать игрушки, беречь свои вещи и т. д.

Таковы особенности воспитания ребёнка с холерическим темпераментом.

Характеристика ребёнка-сангвиника

Сангвиника по праву можно назвать душой компании и «энерджайзером». С раннего возраста дети, принадлежащие к этому типу темперамента, жизнерадостны, очень подвижны, эмоциональны, общительны. У них много друзей, окружающие к ним тянутся. И сангвиники охотно знакомятся с новыми людьми. Они уверены в себе, легко справляются со стрессом и привыкают к новым условиям. Слабые стороны: могут быстро охладевать к выполняемой деятельности (если теряют к ней интерес), чувства их часто поверхностны.

Рекомендации для родителей по воспитанию детей-сангвиников

  1.  Общайтесь с ребёнком эмоционально, чтобы быть с ним на одной волне, суметь заинтересовать и привлечь его внимание.
  2. Постоянно занимайте свою кроху разными видами деятельности. Пусть это будут развивающие и творческие занятия, подвижные игры и задания, требующие усидчивости. Главное – обеспечить регулярную смену одного дела другим.
  3. Улыбайтесь, смейтесь вместе с ним, способствуйте тому, чтобы дома сангвиник чувствовал себя комфортно.
  4. Поручайте ребёнку задания, которые ему нужно сделать, акцентируйте внимание на ценности результата. Важно привить ему способность доделывать начатое. Хвалите его за качественно выполненные задачи. Сангвиника важно приучить делать всё не «абы как», а основательно и аккуратно, чтобы ему самому это нравилось.
  5. Ещё раз о похвале. Она не должна быть излишней, чтобы не вызвать «звёздную болезнь» у сангвиника, к которой они вполне склонны.
  6. Разговаривайте с ребёнком о чувствах, поощряйте его к выражению своих переживаний. Читая книги, просматривая мультфильмы, телепередачи, обращайте его внимание на то, какие эмоции испытывают люди. То есть важно научить сангвиника осознавать глубину своих переживаний и чувств окружающих.
  7. Стимулируйте малыша к отзывчивости, внимательному отношению к близким и друзьям. Будьте для него в этом примером, вместе помогайте окружающим. Способствуйте тому, чтобы у него складывались устойчивые отношения с товарищами.
  8. Поскольку маленький сангвиник легко устанавливает контакты с окружающими и нередко подвергается чужому влиянию, настоятельно объясняйте ему, что нельзя вступать в разговор с незнакомцами и куда-либо с ними идти.
  9. Следите за тем, чтобы у ребёнка были устойчивые интересы. С их помощью можно развить у него настоящий талант.

Особенности детей-флегматиков

Флегматики спокойны, уравновешены, усидчивы и зачастую медлительны. Они стремятся доводить начатые дела до конца, последовательны и рассудительны. Чаще всего дети с таким типом темперамента послушны, соблюдают порядок и дисциплину. Обычно они малообщительны и неэмоциональны, могут играть в одиночестве. Интересы флегматиков устойчивы. Они с трудом переключаются с одного дела на другое, им нелегко привыкнуть к новым людям и новой обстановке. Обычно дети-флегматики хорошо спят и практически не доставляют проблем своим родителям.

Как воспитывать флегматиков?Особенности развития и воспитания детей-флегматиков в том, чтобы последовательно и терпеливо учить их необходимым жизненным навыкам и слегка стимулировать к проявлению активности и инициативы.

  1. Разбавляйте спокойные занятия и игры подвижными упражнениями, «паузами активности», песнями, танцами. Занимайтесь гимнастикой.
  2. Хвалите ребёнка, если у него получается быстро выполнить какое-либо дело.
  3. Способствуйте тому, чтобы маленький флегматик больше взаимодействовал с другими детьми, особенно подвижными и весёлыми. Бывайте чаще на детских площадках, в парках, в людных местах. Запишите малыша в кружок с учётом его интересов и его согласия. Там необходимо будет общаться с ребятами и выполнять задания разной сложности.
  4. При чтении сказок, просмотре мультфильмов, фильмов, спрашивайте ребёнка о том, что он чувствует и думает: «Интересно ли тебе?», «Нравится ли этот герой? Почему?», «Как ты думаешь, почему он так поступил?» и т. д. Стимулируйте флегматика к высказыванию своего мнения, учите излагать свои мысли.
  5. Тренируйте разные варианты поведения в играх. Например, у дочери или сына не получается начать с кем-то общение, выйти на уроке к доске или ответить достойно обидчику. Создайте игровую ситуацию и помогите ребёнку выбрать успешный способ действия, чтобы он перестал бояться в реальной ситуации.
  6. Общайтесь с ребёнком эмоционально, старайтесь заразить его своим позитивом, рассказывайте интересные и смешные истории, чтобы расшевелить малыша.
  7. Делитесь примерами из собственного детства о том, как вам удавалось справляться с трудностями, как приходилось проявлять активность, браться за новые незнакомые дела. Ставьте акцент на том, что в итоге вам это понравилось и вы много чему научились.

Ребёнок-меланхолик: особенности темперамента

Меланхолики очень ранимы, тревожны и эмоционально чувствительны. Внешне они обычно выглядят спокойными, но в душе могут о чём-то сильно переживать, бояться, обижаться. С детства меланхолики вежливы и тактичны, но тяжело сходятся с новыми людьми. Друзей у них немного, но среди них обычно есть один-два близких. Сильные стороны этого типа темперамента – это развитая интуиция, эстетический вкус и творческие способности. Меланхолики могут продуктивно работать, но быстро утомляются. К себе и окружающим они предъявляют высокие требования.

Особенности воспитания меланхолика

Воспитывать ребёнка-меланхолика следует с помощью чуткого отношения к его внутреннему миру, поддержки и признания достоинств.

  1. Старайтесь лишний раз не критиковать маленького меланхолика, не сравнивать с другими детьми, не оскорблять его. Это очень ранит его сердце.
  2. Поддерживайте старания ребёнка с помощью похвалы, подчёркивайте его сильные стороны, почаще напоминайте ему о них.
  3. Разговаривайте с малышом тепло и эмоционально. Способствуйте тому, чтобы он делился с вами внутренними переживаниями, помогайте выражать свои мысли. Внимательно его слушайте и поддерживайте зрительный контакт. Учите малыша не прятать взгляд, чтобы он чувствовал себя увереннее.
  4. С пониманием относитесь к страхам ребёнка меланхолического темперамента. Не заставляйте насильно их преодолевать, не высмеивайте его и не называйте «трусом». Вместо этого, помогайте своему чаду словами выражать отношение к страху, изображайте его рисунками, придумывайте сказки о том, как какой-то герой тоже боялся, но ему удалось справиться с этим. Делитесь примерами из собственного опыта о том, как вам успешно удалось преодолеть определённые трудности и страхи. Всегда показывайте малышу, что вы на его стороне и понимаете его переживания.
  5. Развивайте навыки общения меланхолика, знакомьте с детьми, почаще бывайте в гостях, в людных местах.
  6. Следите за его творческим потенциалом, присмотритесь к тому, что у него хорошо получается и к чему лежит душа. Вероятно, эти навыки нужно развивать дальше, записавшись в кружок или студию. Возможно, это окажется делом жизни меланхолика и будет заряжать его положительной энергией.
  7. В семье дети с таким типом темперамента должны чувствовать себя комфортно. Создайте для них такие условия, чтобы они вам доверяли и не замыкались в себе. Проявляйте к ним интерес, поддерживайте и подбадривайте в трудных ситуациях.
  8. Поддерживайте любые проявления меланхоликом инициативы, хвалите за самостоятельно выполненные дела.
  9. Помогайте ребёнку с помощью смоделированных дома ситуаций тренировать уверенность в себе, настойчивость, смелость и умение высказывать своё мнение. Будьте наставником и другом для него.

Индивидуальные особенности вашего крохи должны стоять на первом месте при построении системы воспитания. Если вы будете замечать и учитывать их, то сможете направить его развитие в нужное русло.

Вверх