Советы женщинам!
ЛедиВека.ру » Без рубрики »

Как приучить ребенка к порядку? Действенные методы воспитания в ребенке любви к порядку

Как приучить ребенка к порядку? Действенные методы воспитания в ребенке любви к порядку
logo

Любая мама мечтает, чтобы в детской комнате ее малыша всегда были чистота и уют. Но далеко не все дети послушно убираются на своей территории, зная место всем своим вещам. Как можно научить своего ребенка порядку?

Когда нужно приучать?

Человек не наделен врожденным навыком поддержки чистоты, его нужно развивать, как и любой другой. С какого возраста можно начинать это делать? Современные ученые сходятся во мнении, что структуры человеческого мозга, отвечающие за способность распределять и упорядочивать действия, организовывать важные процессы формируются вплоть до 18 лет. Однако наиболее благоприятное время для приучения ребенка к чистоте в доме, так называемый сенситивный период, это возраст до 3 лет (подробнее о сенситивных периодах развития детей можно прочитать здесь). Именно в это время малышу наиболее важно получить представление о том, почему у каждой вещи должно быть свое место.

Кроме того, привычка жить в чистоте важна для полного гармоничного развития малыша. Ведь хаос, творящийся в его вещах, скорее всего, царит и в его голове, мешая сосредотачиваться, мыслить, принимать решения. Дети, приученные к порядку и аккуратности, более собранны и внимательны в обучении.

Чтобы у ребенка к 3 годам появилось ощущение, что порядок – это правильно, организовывать процесс нужно уже с рождения малыша. Его должны постоянно окружать чистота и упорядоченность вещей. Поэтому задача родителей – во-первых, постоянно поддерживать чистоту в детской, пока малыш сам не может этого делать, а во-вторых – показывать ему в этом пример, содержа в чистоте остальное жилище. Пока вокруг крохи бардак, он не получит понимания того, что это – плохо. И наоборот. Малыши всегда учатся на примере родителей.

Прививаем понятие

Понятно, что в год – полтора от ребенка глупо требовать идеальной чистоты: у него еще плохая координация, низкая произвольность, практически отсутствует понятие чистоты – он может неаккуратно кушать, пачкаться во время игр. Все это просто не позволит ему наводить в комнате идеальный лоск. В это время он может лишь помогать маме собирать свои игрушки перед сном.

Примерно к 2 годам детки начинают активно подражать взрослым во всем, в том числе и в уборке квартиры. Ни в коем случае нельзя отталкивать малыша в его желании. Понятно, что он еще неловок и неуклюж, за ним придется все переделывать. Но получая постоянные отказы, малыш быстро утратит интерес не только к уборке, но и вообще к любой помощи взрослым.Ребенок моет посудуИтак, важно всегда принимать помощь крохи, разделяя с ним домашние хлопоты. Так у малыша постепенно сложится представление о необходимости выполнения домашних дел и о том, что это – важная часть уклада жизни в семье.

При этом необходимо всегда показывать малышу, что все действия в доме заканчиваются уборкой:

  • приготовление пищи;
  • прием пищи;
  • игры;
  • купание;
  • папина работа с инструментами (починка игрушек, например);
  • мамино рукоделие и т. д.

Пусть малыш помогает маме мыть или чистить овощи, расставлять тарелки к обеду или делать еще что-то вместе с ней. При этом он постепенно будет осознавать, что очистки, крошки на столе, грязная посуда, обрезки, огрызки, стружки и прочий мусор – это именно мусор и грязь, которые всегда нужно убирать. Это не только поможет привить навык уборки, но приучит малыша к дисциплине.

Никогда не убирайтесь сами в детской, не дождавшись нужной реакции крохи. Увидев хоть раз, что можно «не напрягаться», что за него все сделают взрослые, он в дальнейшем будет игнорировать ваши просьбы. Зачем наводить порядок, если мама поворчит, а потом все равно сделает это сама? Можно лишь в игровой форме помогать крохе, говоря, например, что игрушкам уже пора спать. Поддерживайте желание карапуза быть взрослым и самостоятельным: купите ему детские утюги, пылесосы, другие инструменты.

В этом возрасте важно хвалить малышей за помощь маме, говоря, какие они молодцы. Тогда они привыкнут, что убираться – это приятно. Полезно придумывать и рассказывать сказки о чистоте и аккуратности, в которой главный герой – сам ребенок, который побеждает ужасную грязь и помогает маме.

Организуем пространство

Для того чтобы малыш мог сам наводить чистоту, перво-наперво он должен знать, что куда класть. А потому обязательно нужно организовать пространство вокруг него таким образом, чтобы для всего было предназначенное место. То есть игрушки, конструкторы, принадлежности для рисования и творчества, книжки, спортивные снаряды, одежду и обувь нужно раскладывать и развешивать в предназначенные для этого места. А значит, в детской должны быть:

  • одежный шкаф;
  • стеллажи;
  • письменный стол;
  • контейнеры, органайзеры, корзины, коробки;
  • полки.

И перед тем как приучить ребенка к порядку, для начала вместе с ним нужно установить, где для чего место. Можно наклеить иллюстрирующие стикеры на контейнеры или полки (машинки, кубики, игрушки, карандаши), чтобы ему было легче ориентироваться. Важно, чтобы малыш сам пытался определить, где что ему хранить удобно.

Ну а если он решит, что в одежный шкаф будет складывать коллекцию резиновых игрушек, маме придется тактично объяснить ему, что у этого шкафа другая роль, и предложить другой вариант. Главное на этом этапе – обойтись без конфликтов. Это только отвернет малыша от любого желания убирать за собой (зачем ему лишний стресс?).

Постоянно прививайте своему чаду ощущение, что чистота – это приятно, а грязь – плохо, что в чистой комнате находиться комфортно и уютно, чистая одежда – это красиво и аккуратно. Так он со временем возрасту привыкнет, что порядок – это дело обязательное.

Полезные рекомендации

Как же приучить детей к порядку? Можно использовать разные приемы, которые помогут на этом сложном пути.

  • Создайте позитивный настрой. Скажите, как здорово и уютно будет в детской после уборки, как легко будет найти нужную игрушку и приятно играть в чистой комнате. Менторский тон не способствует правильному настрою ребенка на такое сложное для него дело.
  • Мотивируйте свое чадо тем, что в чистой комнате больше места для игр, меньше микробов, что сюда гораздо приятнее приглашать в гости друзей, что в комнате, где постоянно поддерживают чистоту, убираться намного быстрее.
  • Играйте. Например, кто быстрее уберется в своей комнате. Или кто аккуратнее сложит книжки, кубики. Придумайте сказку, в которой каждая игрушка на ночь отправляется спать в свой домик, потому что уже устала. Можно читать малышу книжку, пока он убирает вещи, и останавливаться, если он остановился. Можете петь веселые песенки вместе с ним, подсказывать, что куда положить, если он растеряется, комментировать, что за чем убирать. Это значительно облегчит ему задачу.
  • Если ребенок уже читает, можно составить квест, развесив по комнате стикеры с подсказками, что, куда и в какой последовательности убрать. Или развесить записки с просьбами от самих предметов в комнате, которые хотят, чтобы им помогли: помыли, сложили, почистили, убрали на место. Ребенку гораздо интереснее подметать ковер, который сам его об этом попросил, чем делать это по просьбе (или тем более приказу) мамы.
  • Разбивайте задачу на части. Просто «наведи порядок» — это фраза-катастрофа, способная вызвать у ребенка панику. Разложите ее на составляющие: сложи игрушки, поставь книжки на полку, протри пыль. При этом показывайте, что находится на своем месте, а что нужно убрать.
  • Нарисуйте картину порядка. Часто малыши просто не представляют, как должна выглядеть их комната, что такое чистота в ней. Расскажите, что порядок – это когда на полу нет игрушек или мусора, на столе все предметы сложены аккуратно, нет фантиков или огрызков, книжки стоят на полках, кроватка застелена, пыль вытерта.
  • Приучайте малыша к тому, что чисто должно быть не только в его комнате, и следить за этим должны все члены семьи. Привлекайте его к совместной уборке –пусть он помогает маме убраться в гостиной, папа помогает им навести порядок в спальне родителей. Пусть у ребенка будет ответственное поручение в совместной уборке: полить цветы, вытереть пыль в доме, почистить кошачий лоток или вынести мусор. Либо альтернатива – что из этого он хочет сделать сегодня.
  • Приучая к совместным действиям, постепенно давайте ребенку все более ответственные задания, даже если они не связаны с уборкой. Купить хлеба, заплатить за связь, привести домой младшего брата из садика. Это укрепит понимание того, что в семье все действуют сообща в любом деле.
  • Будьте готовы к тому, что чистота не самый главный приоритет в жизни ребенка. И даже имея представление о чистоте и навыки ее наведения, дети склонны не замечать, что творится вокруг них. Так что даже если ребенок умеет наводить порядок, вам еще долго придется напоминать ему о необходимости приведения комнаты в надлежащий вид. При этом общайтесь с ребенком на равных, укрепляя его чувство собственной значимости.

Родители должны прочно запомнить одну фразу: меня очень огорчает твоя неубранная комната, но я все равно тебя люблю! Важно всегда воспринимать малыша таким, каков он есть, и давать ему понимание этого. Плох поступок, а не он сам!

Чего делать не стоит

В таком важном деле, как приучение к аккуратности и чистоте, задача родителей не только в том, чтобы делать все правильно, но и в том, чтобы не делать ничего неправильно. Ведь многие наши действия способны вызвать обратную реакцию, сводя на нет все усилия.

Итак, чего делать не нужно?

  • Уступать нежеланию малыша убираться, делая все за него. Повторим, что так он очень быстро поймет, что это «правило» работает: не сделаю – мама сделает все за меня сама. Это сделает ребенка не только неряхой, но еще и лентяем, эгоистом.
  • Во время кризиса 3 лет дети часто делают все наоборот. Поэтому важно проявлять всю родительскую мудрость, чтобы не разозлиться и не поднять крик, когда на просьбы убраться он начинает демонстративно все расшвыривать по комнате, следя за реакцией родителей, испытывая их терпение. У него сейчас не стоит задача сделать им назло и ослушаться. Он проходит процесс становления собственной личности, а это дело весьма сложное для такого возраста. Ему нужны помощь и поддержка, а не крики и упреки.
  • Не нужно сравнивать детей внутри одной семьи между собой, постоянно укоряя младшего тем, что старший более аккуратный, с него нужно брать пример, а младший – в кого он только такой неряха? Это может не только стать причиной обид и развития комплекса неполноценности, но и привести к постоянным конфронтациям между самими детьми, когда младший будет стараться самоутвердиться и завоевать больше родительского внимания доступными методами (ябедничая, сваливая вину за проступки на старшего, давя на жалость родителей, портя вещи старшего ребенка и т. д.).
  • Наказывать уборкой за проступки или плохие оценки. Такой подход уж точно не будет способствовать правильной мотивации. Любое наказание расценивается именно как наказание, лишение права голоса, ущемление желаний. Если ребенка обязали «вылизать» весь дом за провинность, это не привьет ему аккуратности (а как раз наоборот), да и от проступков не оградит.
  • Грозить наказанием за беспорядок (не подойдешь к компьютеру, пока не наведешь идеальной чистоты в своем свинарнике!). Итог будет тем же: ребенок начнет делать назло, тянуть время, вредничать. А затем он просто возненавидит уборку. По такому же принципу дети начинают ненавидеть сон, если их укладывали спать в качестве наказания.
  • Читать длинные нотации о бардаке, о том, почему это так плохо. Для ребенка гораздо понятнее, когда ему точно указывают на недостаток и ставят конкретную цель: фантики не должны валяться на полу, их место – мусорное ведро.
  • Укорять ребенка «свинством». Если он постоянно будет слышать, какой он поросенок, рано или поздно он примет этот ярлык и будет со спокойной совестью вести себя соответственно ему: раз я свинья, значит, мне можно разводить бардак, все свиньи так делают.
  • Требовать идеального результата. Это лишь усложняет дело. При этом ребенок либо вовсе станет равнодушным к тому, какая обстановка его окружает, либо превратится в нетерпимого грязененавистника, помешанного на стерильной чистоте.

Здесь приведены самые действенные советы и рекомендации по приучению детей к порядку. Однако если все усилия родителей не дают вообще никаких результатов, стоит задуматься: возможно, кроха нарочито разводит бардак, чтобы обратить на себя родительское внимание, которым так обделен? Тогда помогут только терпение, забота и любовь.

Учите детей трудиться

Все народы во все времена хотят воспитывать своих детей честными, сильными, трудолюбивыми. Вопрос заключается в том, какой конкретный смысл вкладывается в содержание этих общечеловеческих ценностей и какими средствами и насколько эффективно общество добивается их осуществления.И.Кон

Нам, взрослым, родителям и педагогам, конечно, хочется, чтобы наши дети стали настоящими людьми, любили труд, были счастливы. Известный педагог нашего времени В. А. Сухомлинский глубоко верил в облагораживающую силу труда: «Если ребенок вложил частицу своей души в труд для людей и нашел в этом труде личную радость, он уже не может стать злым, недобрым человеком». Отношение к труду во многом зависит от того, какое значение придаем этому мы, взрослые. Овладение трудовыми навыками оказывает непосредственное влияние на формирование личностных качеств, например самостоятельности. Ребенок становится способным не только сам умыться, раздеться, протереть пыль, убрать игрушки на место и др., но и помочь другим детям. Это позволяет ему не только утвердиться в коллективе в качестве умелого и отзывчивого товарища, но и приобрести уверенность в себе, в своих возможностях. Большую роль играют трудовые навыки при формировании у детей правильного отношения к собственному труду: готовности участвовать в любой работе независимо от ее привлекательности, доводить дело до конца, прилагать трудовые усилия. Все это создает благоприятную основу воспитания таких качеств, как ответственность, инициативность, целеустремленность, настойчивость, решительность. Овладение трудовыми навыками дает возможность участвовать в общем труде. В этих условиях у детей формируется активная позиция в коллективе, умение работать согласованно, общими усилиями доводить дело до конца, помогать товарищам, трудиться с максимальной отдачей сил. Родители часто произносят: “Мой ребёнок лентяй, ничего не хочет делать.” А может в этом есть и ваша вина? Стремитесь ли вы к тому, чтобы ваш ребёнок не был лентяем? А может ваш ребёнок все делает один? Другое дело, когда в семье все жизненные проблемы решаются сообща, все члены семьи помогают друг другу. А то, что для этого необходимы пример родителей, доброжелательные взаимоотношения, культура семейных отношений, вы и так знаете. Вы задумывались когда – нибудь, что ребёнку неинтересно выполнять работу на основе ваших указаний – приказаний. Интересы ребёнка можно выявить, создав специальные условия. Для этого в один из вечеров можно предложить ему заняться чем — либо по собственному выбору: полить цветы, подмести пол, пришить пуговицу, подклеить книгу. Следует понаблюдать, чему отдает предпочтение ребёнок, задуматься над тем, считались ли вы раньше с этим его увлечением, что делали для того, чтобы развить, углубить интерес? С помощью взрослого интерес у ребёнка становится более устойчивым, он замечает участие мамы и папы в его делах, тянется к общению с ними, чтобы ещё и ещё обогатиться новыми умениями и навыками. Хорошо, если совместный труд займёт не один вечер. Ребёнок начинает понимать, что с помощью взрослого он может реализовать свои устремления. Дети обычно проявляют большой интерес к труду в природе. Если такого интереса нет, его легко пробудить. Можно предложить ребёнку посадить семена каких-либо растений, рассказать, как ухаживать за ними. Ребёнок сам их вырастит, нужно только своевременно давать ему советы по уходу за посаженными растениями. Для того, чтобы поддержать интерес ребёнка к этой деятельности, необходимо нарисовать перед ним перспективу: выращенные цветы он сможет подарить людям, сделать им приятное. Когда будет получен результат, можно посоветовать ему часть цветов срезать и поставить дома в вазу, часть принести в группу. Часть семян можно принести в детский сад и предложить воспитательнице посадить их на следующий год на участке. Желательно, чтобы в такой посадке приняли участие все желающие. Трудно будет после этого не заметить изменений в поведении ребёнка. Он почувствует свою значимость для всей группы, будет давать советы по уходу за растениями, к нему потянутся дети. Взрослым, выполняющим с детьми совместную работу, следует подавать пример трудового поведения. Необходимо чаще рассказывать о пользе, которую они приносят взрослым. Участвуйте с ними в общем труде. Постепенно ребёнок будет осознавать, как важна его помощь для окружающих. Таким образом, совместный труд взрослых и детей является одной из весьма деятельных форм организации трудовой деятельности детей, позволяющей формировать у них любовь и уважение к труду, людям труда. И ваши дети перестанут лениться!подготовила воспитатель Скворцова Я.А.январь 2019

Чтобы приучить ребенка к ответственности заключите договор

Самым действенным способом приучить ребенка к ответственности мне представляется метод договорного наказания. Договор — это соглашение, которое вы заключаете со своим ребенком, по которому каждый из вас имеет свои права и обязанности.

Есть только один недостаток у этого метода —вам, точно так же, как и ребенку, придется соблюдать условия соглашения: нельзя будет сослаться на болезнь или усталость на работе, нельзя настаивать на послушании ребенка только потому, что вы старше, а значит, «право имеете».

Любое отклонение или отказ от исполнения будет тут же замечен. Прежде чем заключить подобное соглашение, хорошо подумайте что вы хотите изменить в поведении ребенка, каковы будут методы поощрения или наказания, обязательно определитесь со сроками.

При этом необходима конкретная цель, не гипотетическая, не такие требование как: знание нескольких иностранных языков или занятия спортом на уровне юношеской сборной по футболу, идеальный порядок в детской или постоянную вежливость со стороны малыша, а чётко сформулированную проблему, время решения которой настало.

Выполнение задачи, которую вы ставите перед собой и ребёнком, должно постоянно контролироваться.

Как приучить ребенка к ответственности: советы бабушки

Катя, 5 лет. На все требования мамы убрать комнату, девочка всегда отвечала согласием, но порядка не наводила. Уборку она саботировала тихо, без особых возмущений, говорила: «Я сейчас…», но на этом всё и заканчивалось.

Никакие угрозы и наказания (шлепки, запрет на просмотр мультфильмов) не помогали. Иногда Катя после очередного выговора мамы принималась за уборку, но тут же на что-то отвлекалась и откладывала ликвидацию беспорядка «на потом».

Мама же, накричавшись, успокаивалась, и так же откладывала контроль за исполнением своего требования «на потом». И всё, наверное, так бы и продолжалось, но тут приехала погостить бабушка, жившая в другом городе.

Бабушка никогда не повышала голоса, не наказывала физически, но предъявляла обоснованные требования и контролировала их выполнение. В результате в комнате девочки установился порядок. Бабушка не придумала ничего особенного для того чтобы приучить ребенка к ответственности.

Воспитывая внучку, она воспользовалась знаниями, полученными когда-то на работе. Повесив на стене план-график выполнения «работ по уборке помещения», она чётко (по минутам) проверяла ход его выполнения, отмечая зелёным маркером достижения, а красным — отклонения от графика.

Недели через две Катя настолько привыкла к этому, что уже сама контролировала себя и порядок в своей комнате. Но не всем же так повезло, не к каждому из нас приезжает погостить бывший начальник производства швейной фабрики.

Чаще всего с проблемами воспитания нам приходится определяться самим, поэтому давайте обозначим некоторые основные правила.

Правила поведения родителей

Выбирайте достижимые цели — уборка комнаты, дополнительные занятия, соблюдение режима дня.

Ставьте задачу конкретно, не отвлекайтесь на подробности и будущие проблемы.

Следите за ежедневными достижениями, проявляющимися в каких-то действиях, пусть это будут сложенные вечером в коробку игрушки или новые прочитанные слоги из букваря, а не мифические превращения в «хорошего человека».

Чтобы приучить ребенка к ответственности откажитесь от скрытых угроз. Не говорите ребёнку: «Если ты это не сделаешь, то я тебе не разрешу…» Измените формулировку, ребенок должен точно знать, что любой успех будет иметь положительные последствия, пусть ваша фраза станет, например, такой: «Когда ты уберёшь игрушки, мы сможем пойти погулять.

Чем быстрее ты это сделаешь, тем больше у нас останется времени на прогулку». Сделайте контроль увлекательным для ребёнка.

Пусть он вместе с вами составляет план на день, придумайте, каким образом вы будете проверять его реализацию (графики, диаграммы, дневник достижений).

В возрасте четырёх лет моему сыну, например, очень нравилось, когда мы вместе с ним сочиняли сказку про бегущего человечка. На большом листе бумаги мы схематично рисовали фиолетовым маркером человечка, красным маркером чертили маршрут его будущих передвижений (от пункта к пункту), а потом в течение дня отмечали зелёным маркером совпадения с графиком, а чёрным — опоздания. В зависимости от результатов в конце дня ребенка ожидало либо поощрение за выполненную работу, либо наказание.

Как приучить ребенка к ответственности в более старшем возрасте? Уже можно заключать настоящие договоры с детьми, подписывая их, как взрослые, в присутствии свидетелей и скрепляя печатью.

Для дошкольников же достаточно придумать график (диаграмму, «лестницу», таблицу), главное, чтобы на нём были обозначены не только планируемые действия, но и время их исполнения.

Взрослый со своей стороны обязательно должен выполнять договор, иначе ребёнок потеряет интерес к этому и перестанет уважать родителей.

Сущность методики: воспитание самостоятельности

Основной принцип работы метода Монтессори заключается в идее самовоспитания ребенка. Родители и воспитатели должны лишь угадать интересы малыша, создать необходимые условия для развивающих игр и занятий и помочь ему проявить самостоятельность.

Воспитание детей по методу Монтессори осуществляется с соблюдения следующих условий:  

  • Для занятий создаются специальные отдельные зоны с соответствующими пособиями;
  • Занятия проходят в разновозрастных группах, где старшие дети проявляют заботу о младших, а те, в свою очередь, учатся у старших;
  • На занятиях обеспечена самостоятельная деятельность детей, то есть они сами решают, в какие играть игры, с какой продолжительностью.

Самостоятельная игра детей регулируется некоторыми общими правилами:

  • Взрослые следят за детской деятельностью. Все, что ребенок может сделать самостоятельно, он выполняет без участия педагога и родителей;
  • Игры детей должны проходить в тихой обстановке, в которой они занимаются, не мешая друг другу. Ребенок может «выпустить пар» в специальной комнате для расслабления;
  • После занятия малыши непременно убирают игрушки и атрибуты игры или занятия. Это развивает в них уважительное отношение к остальным;
  • Если ребенок первым взял пособие, то он с ним и занимается. Так формируется осознание своих и чужих границ.

Организация детской деятельности по системе Монтессори способствует развитию уверенности, воспитанию у детей терпеливости и уважения.

Домашнее воспитание по методу Монтессори

Методика Монтессори актуальна и широко применяется во многих детских образовательных учреждениях, помогает эффективно развивать психические процессы малышей, учить и воспитывать. Образованию родителей, желающих применять эту методику дома, способствуют методические пособия и информационные материалы по данной технологии.

Многочисленные рекомендации родителям по методу Монтессори содержат советы о том, как правильно развивать уникальные природные способности детей, каким образом организовывать воспитание культуры общения, как дополнять знания и формировать новые умения  и навыки.

10 правил Монтессори-среды дома помогут родителям в организации развивающего пространства для детей в домашних условиях:

  • Создайте для ребенка комфортное пространство, в котором ему будет интересно, расположив игрушки и пособия в пределах досягаемости малыша;
  • Выбирайте размер мебели, учитывая рост ребенка;
  • Предусмотрите стульчик на кухне и в ванной комнате, чтобы, воспользовавшись им, малыш мог умыться;
  • Для одежды малыша повесьте крючок в прихожей на высоте, соответствующей его росту;
  • Игрушки постарайтесь отсортировать по назначению, чтобы понять, какое направление развития важно для малыша в данный момент;
  • Для ребенка приобретайте удобную одежду, чтобы он мог бы надеть самостоятельно;
  • Приобретайте игрушки или постарайтесь изготовить сами;
  • С приобретенными игрушками малыш должен знакомиться постепенно, чтобы лучше изучать их предназначение;
  • Придерживайтесь графика занятий, продолжительность которых ежедневно должна составлять не менее часа;
  • Поощряйте желание малыша об участии в домашних делах, давайте ему посильные трудовые задания, обеспечивая нужными для труда атрибутами.

Роль воспитателя в системе Монтессори

Технология определила новую роль для воспитателя в качестве помощника образовательного процесса. Не навязывая плановые занятия, воспитатель лишь направляет процесс развития детей и наблюдает, делая заметки о том, в какой игровой зоне наиболее комфортно ребенку и работа с какими материалами приносит эффективные результаты.

Система поощрения детской деятельности в Монтессори-педагогике предоставляет воспитателю возможность выбора таких приемов оценки детской деятельности, при которых ребенок понимает, что его деятельность нацелена не на похвалу, а на результат: вместо «умница» или «молодец» применяется, например, формулировка «Ты быстро собрал башню».

Сохранение и развитие детской индивидуальности, свобода как жизненное условие воспитания, без навязывания и принуждения, поощрение и развитие врожденной любознательности и познавательной активности — вот основная педагогическая ценность методики Марии Монтессори.

Как проходит курс

Курс состоит из 4 модулей и рассчитан на восемь недель. Уроки курса доступны на учебной платформе, их можно смотреть с любого устройства и в любое время.

Видео записаны в формате ТВ-передач, чтобы вам было интереснее и легче усваивать материал. К каждому уроку прилагаются конспекты и аудиозаписи, чтобы вы могли обучаться во время прогулки. К урокам прилагаются дополнительные материалы: мастер-классы и списки.

После оплаты доступ открывается в ближайшую дату нового потока и сохраняется на год.

Старт третьего потока — 29 апреля.

Содержание курса

Модуль 1. О природе развития ребёнка с 1 до 3 лет

Какие биологические периоды развития проходит ребёнок в этом возрасте. Какие у него потребности, чем они обусловлены, как их понять и помочь реализовать. В чём важность раннего поддержания самостоятельности.

Мы разберём на примерах как проявляются потребности возраста и расскажем, в чём состоит роль взрослого на каждом этапе развития. Почему плохо работает прямая передача знаний, для чего устанавливать границы и как это правильно делать. Почему малыши охотнее всего учатся, когда им ещё трудно что-то сделать и о важности собственного опыта и свободы.

Модуль 2. Обустраиваем развивающее пространство

В этом модуле вы получите практические инструменты и работающие рекомендации. Зоны, связанные с одеждой: что важно учесть, чтобы малыш начал одеваться сам. Зона творчества, игр и движения: чем занять ребёнка с пользой и как сохранить порядок и чистоту. Зона ухода за собой: о гигиене в ванной и туалете, что поможет быстрее приучить к горшку. Зона сна и отдыха: в чём особенность детского сна после года; о совместном и раздельном сне; что делать, если в семье несколько детей.

Дополнительно: мастер-класс по творческим занятиям, мастер-класс о выборе одежды и способах самостоятельного одевания, список полезных игрушек, список полезных творческих занятий с ребёнком.

Модуль 3. Участие в жизни семьи

Вы узнаете, чем полезная деятельность ребёнка на кухне, как организовать безопасность и как научиться взаимодействовать без запретов. Мы расскажем, какие домашние обязанности может взять на себя ребёнок и получить от этого пользу для развития. Что поможет сохранить его интерес к порядку и чистоте. Почему важно формировать ответственность и как это сделать с помощью ухода за животными и растениями.

Дополнительно: мастер-класс «Готовим с ребёнком 2 лет», список рецептов для совместного приготовления блюд, список подходящих кухонных приборов по возрастам.

Модуль 4. Про отношения с семьёй и внешним миром

Как общаться, чтобы малыш понимал и слушал и как вводить правила и границы. Общение с другими детьми: как и что объяснять ребёнку. Мы расскажем о техниках построения гармоничных отношений между родителями и о роли папы в жизни ребёнка. О том, что такое внешние границы семьи и как их выстраивать.

Ведущие курса

Наши эксперты — практикующие Монтессори-педагоги с дипломами Ассистента раннего детства (Международная Ассоциация Монтессори, Санкт-Петербург, тренер Патрисия Волнер).

Анна Федосова

Психолог и Монтессори-педагог 0—3, консультант по вопросам воспитания. Высшее психологическое образование. Работает с детьми дошкольного возраста более 10 лет. Автор 70 статей статей нашего сайта.

«Только сам ребёнок может построить свою личность, и только взрослый может дать ребёнку всё, что нужно для этого волшебного строительства.»

Анастасия Кузнецова

Монтессори-педагог в группах 0—3. Высшее педагогическое и психологическое образование. Мама троих детей.

«Для меня Монтессори-метод — это возможность развития ребёнка в гармонии с миром и человеческой природой. Я вижу свою задачу в том, чтобы давать простые и действенные инструменты, которые помогут получать радость от родительства.»

Анастасия Комиссаренко

Монтессори-педагог 0—3. Высшее психологическое образование. Проводит индивидуальные консультации для родителей. Мама двоих детей.

«Когда видишь, что человек приоткрывается и снимает запрет на понимание себя — это всегда невероятно интересно.»

Форматы участия

ЛАЙТ: доступ к записям курса и в закрытую учебную группу для общения с другими родителями.

РАСШИРЕННЫЙ: ЛАЙТ + проверка домашних заданий, индивидуальная поддержка эксперта в чате, участие в итоговом вебинаре.

13 600 ₽

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ: РАСШИРЕННЫЙ + 2 индивидуальных часовых созвона по скайпу c Монтессори-педагогом и психологом.

19 990 ₽

Покупка курса в рассрочку

При покупке курса в рассрочку первый платёж составит всего 990 рублей. Индивидуальную схему дальнейших платежей вы можете сформировать с вашим менеджером.Внести предоплату

Если к началу ближайшего потока вы решите приобрести курс целиком, внесите доплату и мы откроем вам доступ в день старта. Введите в это поле сумму платежа по рассрочке и переходите к оплате.

Отзывы участниц первого потока

Все вопросы можно задать на почту: natalia@mchildren.ru

Методика Марии Монтессори

В начале XX века первая в Италии женщина-доктор разработала инновационную систему для обучения умственно неполноценных детей. После получения хороших результатов Монтессори перенесла метод на здоровых ребятишек.

Методика Монтессори состоит из трех важнейших компонентов:

  • ребенок (главный составляющая педагогики);
  • учитель;
  • окружающая среда.

«Помоги мне это сделать самому» – пожалуй, основной тезис всей педагогической концепции. Отсюда и три ведущих принципа: самообучение, саморазвитие и самовоспитание. Важно не принуждать малыша, а увлечь его, не растить гения, а выявить его возможности.

Плюсы методики неоспоримы: идет развитие логического и аналитического мышления, дети в непринужденной форме приучаются к порядку, учатся счету, письму и чтению.

Нельзя не затронуть и спорные положения методики. Ее минусы таковы:

  • мало внимания уделяется детскому творчеству;
  • автор отрицает позитивное влияние сказок, подвижных и сюжетно-ролевых игр;
  • метод не подходит непоседливым и замкнутым детям.

Вальдорфская школа

Педагогика равных возможностей, а именно так называют эту методику, возникла как часть антропософии – науки, разработанной Рудольфом Штайнером в начале XX века. В местечке Вальдорф при табачной фабрике ученый открыл первую школу для детей сотрудников.

Вальдорфская методика огромное внимание уделяет народной культуре и всем видам художественной деятельности. Дети в детском саду поют, танцуют, слушают сказки, участвуют в театрализованных представлениях, изготавливают куклы.

Кроме того, вальдорфская педагогика не одобряет раннее развитие. Вот несколько любопытных ограничений:

  • запрет на преждевременное (до 7 лет) обучение и интеллектуальные нагрузки. Малыши должны играть, как можно дольше оставаясь в своем сказочном мире;
  • отказ от телевидения, компьютеров – дети быстро впадают в зависимость от техники, которая разрушает их духовность и душевность;
  • нельзя оценивать детские поступки, иначе ребенок будет действовать под внешним давлением педагогов и родителей, ожидая похвалы или осуждения.

Вальдорфская система имеет и существенные недостатки: во-первых, воспитатели упускают время, когда малыш может с легкостью научиться грамоте, во-вторых, дети с трудом адаптируются к обычным садикам и школам.

Методика Глена Домана

Американский нейрохирург Доман разработал свою уникальную систему, занимаясь с малышами с травмами головного мозга. Он не просто вылечил детей, но и довел их интеллектуальное развитие до возрастных показателей. Способ решения проблемы оказался прост и необычен: если «включить» один из анализаторов, то работать начинают и другие органы чувств.

Читайте также:  Адаптация детей в детском саду. Часть вторая

Методика Домана базируется на двух тезисах:

  • клетки мозга растут и развиваются только в работе;
  • детский мозг – идеальный инструмент для учебы, до шестилетнего возраста дети учатся легко и с удовольствием, не требуя дополнительной мотивации.

Занятия представляют собой показ малышу карточек с красными точками (математика) и со словами (чтение). Также доктор рекомендовал родителям сделать энциклопедическую картотеку с изображениями растений, животных и других объектов.

В России представлена и методика Домана-Маниченко – адаптированная версия авторского метода Глена Домана. Андрей Маниченко не просто перевел слова, а подобрал оптимальный словарь с учетом русской грамматики. Для того чтобы заинтересовать малыша, применяется игровой подход, используются книги-вертушки и книги-прятки.

Критики системы Домана главным недостатком считают пассивность малыша при получении знаний. Дети не «работают», активно действует лишь их зрение. Именно поэтому метод не подходит непоседливым детям и маленьким кинестетикам. Они будут тянуть карточки в рот, мять и щупать.

Методика Сесиль Лупан

Автор метода – не учитель, не врач, а любящая мама, которая обобщила собственный педагогический опыт для других родителей. Сесиль Лупан – бельгийская актриса, посвятившая себя воспитанию двух дочерей. Она переработала, дополнила и расширила методику Глена Домана, включив упражнения по плаванию, программы по обучению малышей географии, истории, рисованию, музыке и прочим областям знаний.

Советы автора:

  1. Сочетайте слуховые, зрительные и тактильные сигналы. Для этого разговаривайте с ребенком, давайте ему трогать различные на ощупь предметы.
  2. Завершайте каждое занятие тем, что крохе больше всего нравится и что у него лучше всего получается.
  3. Прекращайте игру раньше, чем малыш устанет.
  4. Занимайтесь с самого рождения.

Явных минусов у этого метода нет. Единственный недостаток – маме придется тратить очень много времени на занятия и упражнения, без помощников реализовать задуманное не получится.

Методика семьи Никитиных

Борис и Елена Никитины, воспитав семерых детей, с середины прошлого века активно делились с другими родителями собственными секретами воспитания. Основа образовательной системы – естественное физическое развитие и различные упражнения для совершенствования интеллектуальной сферы.

Читайте также:  Увлекательные творческие игры для детей-погодок

Методика Никитиных включает в себя:

  • интерес к раннему развитию задатков и способностей;
  • подготовка среды для опережающего развития;
  • искренняя заинтересованность мамы и папы.

Особое внимание авторы метода уделяли закаливанию ребенка. Некоторые специалисты считают подобную систему оздоровления излишне экстремальной. Прежде чем применять ее, удостоверьтесь, что ваш малыш готов стать «моржом» и не навредят ли ваши усилия детскому здоровью и психике.

Методика Зайцева

Петербургский педагог-новатор Николай Зайцев разработал новую систему обучения чтению с раннего детства. В основе его системы лежит не звуковое, не буквенное, не слоговое, а складовое правило.

Попросту говоря, элементарная частица речи – это склад или пара, которая состоит из согласного и гласного или согласного и мягкого (твердого) знака. Еще складом может быть один звук, обозначаемый на письме буквой.

Склады в табличках и на кубиках отличаются по многим параметрам: цвет, размер, объем, звучание. Подобное разнообразие помогает малышам различать гласные и согласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие звуки.

Знаменитые кубики являются всего лишь частью комплекса материалов по обучению грамматике. Николай Зайцев разработал пособия для занятий по математике, английскому языку. Автор предлагает использовать методику с двухлетнего возраста, однако скептики считают, что раннее чтение (тем более по складам) в дальнейшем приводит к ошибкам на письме.

Методика Масару Ибука

Японский предприниматель, инженер, сооснователь корпорации Sony и не думал становиться педагогом. Но у внезапно заболевшего сына обнаружилась задержка в развитии, и отцу пришла идея разработать собственную концепцию воспитания, которая показала удивительные результаты.

По мнению Ибука, главная задача родителей – реализовать безграничные детские возможности, развить у малыша склонности и задатки, сделать его жизнь радостной и полной впечатлений. Именно для этого нужно раннее обучение музыке и иностранным языкам. Однако совершенно необязательно воспитывать из ребенка великого скрипача или лингвиста.

Обязательно прочтите удивительно добрую книгу «После трех уже поздно». В ней вы найдете главный совет от Масару Ибука: важно не упустить первые три года детского развития, поскольку именно в эти 36 месяцев активно развивается головной мозг и совершенствуются нейронные связи.

Гуманная педагогика Шалвы Амонашвили

Отечественный педагог и психолог Шалва Амонашвили создал по-настоящему революционный подход к воспитанию школьников, получивший название «педагогики сотрудничества». Автор считает, что детей необходимо уважать. А для этого взрослому нужно встать на место ребенка.

Читайте также:  Спортивные и подвижные игры для детей-погодок

Профессор Амонашвили предъявляет особые требования к педагогу. Каким же он должен быть?

  1. Учителю нужно любить всех детей: и послушных, и шаловливых, и сообразительных, и тугодумов.
  2. Взрослый должен понимать душевные и сердечные переживания ребенка, уважать детские забавы и желания.
  3. Учитель не должен ждать, когда дети поумнеют. Ему необходимо глубоко вникнуть во внутренний мир школьников и найти лучший метод обучения.

Таким образом, это скорее не методика, а психологическая концепция или даже философия воспитания. Благодаря своему гуманизму, работы Шалвы Амонашвили находят все больше и больше последователей среди педагогов и родителей у нас и за рубежом.

«Музыкальная» методика Железновых

«Музыка с мамой» – именно так называется цикл занятий для раннего музыкального воспитания, разработанный отцом и дочерью Железновыми. В программу входят упражнения по развитию моторики, речи, тактильных ощущений и музыкального слуха.

По мнению авторов, музыка должна сопровождать все виды деятельности ребенка:

  • подвижные игры;
  • пальчиковую гимнастику;
  • сюжетно-ролевые игры;
  • зарядку и массаж.

Приступать к упражнениям можно уже с первых недель жизни младенца. Мамы занимаются по этой методике дома (приобретя аудио- и видеоуроки) или с педагогом в небольших группах.

Минусов у метода Железновых нет, ведь всем известно о позитивной роли музыки и пения в развитии ребенка.

Макаренко о воспитании детей

Труды советского педагога Антона Макаренко, перевоспитавшего немало беспризорников, стали основой для создания коммунистической педагогики. Ее целью было воспитание настоящих патриотов, образованных граждан, людей с чувством долга и достоинства.

Несмотря на спорность этой педагогической системы, некоторые полезные уроки мы можем извлечь и для развития собственных детей.

К примеру, Макаренко считал, что:

  • отношения детей и родителей должны быть дружными, основанными на любви и уважении;
  • необходимо разработать четкий режим дня для ребенка и приучать его к труду;
  • если дети помогают по дому, то они вырастут честными, заботливыми, бережливыми и ответственными;
  • важно уделять внимание и эстетической стороне воспитания, если родители хотят воспитать всесторонне развитого человека.

И напоследок: мы не агитируем за определенную систему воспитания. Каждый малыш – уникальная личность, развивающаяся в своем темпе и обладающая природными задатками и способностями. Воспитывайте детей с любовью, выбирайте лучший метод раннего развития, глядя на ребенка, и помните, что занятия должны доставлять ему удовольствие.

Фундамент формирования речи

Речевая активность ребенка начинается с гуления. Произносимые гласные звуки развивают речевой аппарат, закладывают фундамент правильной и красивой речи.

Поэтому родителям в этот период следует как можно чаще разговаривать с ребенком, стараясь добавлять больше «слов», состоящих из гласных звуков, чередуя их в разном порядке. Ваши труды не пропадут даром: очень быстро малыш начнет издавать самостоятельно заученные «гласные слова». Кроме того, каждый предмет получит схематическое название на его особом языке — это первый шаг к правильному произношению более сложных слов.

Важность грамотной речи родителя

До 3 лет каждый малыш (за редким исключением) начинает разговаривать предложениями. У некоторых детей они односложные и простые, требующие немедленного ответа. Другие могут самостоятельно строить сложные речевые конструкции, непонятные взрослым.

В этот период родителям важно не упускать возможности и больше разговаривать с детьми. Причем речь взрослого должна быть совершенно правильной, чистой и грамотной. Не нужно «сюсюкать и шепелявить», стараясь приблизиться к возрасту малыша, показывая так свою любовь и нежность.

Похожий материал:

  • Как научить ребенка говорить букву «Л»
  • Артикуляционная гимнастика для детей 2 лет

Разговаривая с ребенком, как с равным, вы решаете несколько задач:

  1. Воспитываете чувство собственного достоинства, ведь такое обращение поднимает детей в своих глазах и в среде ровесников. Не думайте, что в силу возраста дети не идентифицируют себя в этом мире. Такой простой прием помогает проще входить во взрослую окружающую среду.
  2. Показываете его значимость и важность, как члена семьи, хоть и маленького. Рекомендуется спрашивать мнение ребенка по пустяковым поводам, провоцируя выговаривать как можно больше слов с буквами, которые даются хуже остальных.
  3. Важен постоянный личный пример. Ведь в таком возрасте дети наследуют речь взрослого, причем даже до самых мелочей. Ни в коем случае не употребляйте слов-паразитов: они лучше запоминаются в силу синтаксической легкости и наибольшей распространенности. Помогайте в изучении новых слов. Если вместе с ребенком произносить их по нескольку раз в игровой форме, вы добьетесь значительных результатов.

Это общие рекомендации по развитию речевой активности детей до 5 лет.

Буква Р – сам себе логопед

Для начала разберемся в причинах проблемы. Возможно, в какой-то из них вы узнаете себя:

  • родители или другие члены семьи картавят (наследственная причина, которая трудно, а порой и вообще не поддается коррекции);
  • нечеткая речь взрослых, произношение слов с дефектами;
  • проблемы со слухом у малыша: он попросту не слышит, как правильно произносить буквы. В таком случае сложности могут возникнуть не только с «Р»;
  • физиологические причины – врожденные дефекты речевого аппарата.

Прежде чем приступать к самостоятельному решению проблемы, посетите логопеда и выясните, все ли в порядке в соматическом плане. Если да – советы специалиста помогут справиться с ситуацией, и малыш перестанет картавить. Но если вы обратились к логопеду ближе к 12 годам – быстрых результатов не ждите.

Анализ речи ребенка и упражнения по её развитию

Нужно иметь хорошо сформированный речевой аппарат, чтобы правильно и красиво говорить. Это дело наживное, и чем раньше начнете занятия по его развитию, тем лучше получите результат.

Хорошего показателя произношения буквы «Р» можно добиться, выполняя упражнения с ребенком в возрасте 5-6 лет. В 12 уже сложнее: понадобится профессиональная помощь логопеда, но занятия дома всегда приветствуются.

Чтобы отучить ребенка грассировать или картавить, прежде всего обратите внимание на произношение более легких звуков, особенно согласных шипящих: «Ж», «Ш», «Ч», «Ц». Они должны произноситься чисто, не переходя одна в другую. Заставляйте выговаривать слова правильно, не заменяя звук более удобным для произношения.

Затем переходите к «Л». Ее нужно выговаривать твердо. От твердой «Л» легче всего перейти к «Р», так как язык в нёбе размещается практически одинаково. Только буква «Р» требует вибрации кончика языка.

Отучить картавить поможет упражнение по растяжке подъязычной «уздечки».

Учитывайте то, что если ребенок картавит в 12 лет, возможно, потребуется помощь специалиста по искусственному увеличению её длины – делается небольшой надрез под языком, что дает возможность более свободного хода. Оперативное вмешательство проводят только в условиях стационара. Делать эту процедуру самостоятельно крайне небезопасно.

Занятия дома – учимся вместе

Придумайте увлекательную игру для детей, которая станет не только тренировкой речи, но и возможностью близкого и приятного общения с мамой или папой. Отлично, если такие упражнения вы будете делать всей семьей, что создаст благоприятный психологический посыл и ускорит результат.

Картотека картинок

Учим букву Р

Общие советы родителям:

  • подготовьте тематические картинки с изображением животных, птиц, овощей, фруктов, предметов обихода, знакомых ребенку, и используйте их во время занятий;
  • постепенно подключайте картинки с более сложными словами, а затем и с незнакомыми – так вы будете учить правильно говорить и поможете познавать окружающий мир в форме увлекательной игры;
  • произносите слова спокойным и ровным голосом, не раздражайтесь из-за неудачи. Недовольством вы спровоцируете у ребенка страх и нежелание продолжать упражнения;
  • место для занятий должно быть светлым, уютным и комфортным для всех занимающихся;
  • запаситесь необходимым количеством зеркал или разместитесь возле одного большого так, чтобы не мешать друг другу;
  • и главное – четко произносите все звуки, чтобы также поставить их детям.

Психологическая подготовка к занятиям и место проведения играют очень важную роль для достижения конечного результата.

Вверх