Советы женщинам!
ЛедиВека.ру » Без рубрики »

Как вырастить ребенка без комплексов. Почему некоторые фразы нельзя говорить детям? Какие именно

Как вырастить ребенка без комплексов. Почему некоторые фразы нельзя говорить детям? Какие именно
logo

Не секрет, что травмы, полученные нами в юном возрасте, самые сильные. Детская обидчивость имеет сильные корни и врастает в наше подсознание на всю оставшуюся жизнь. И сейчас речь не о побитых коленках и ссадинах, а о душевных ранах. Как часто человек может ранить словом. Даже взрослому иногда трудно пережить обиду, что уж говорить о маленьком человечке. Иногда неосторожная фраза родителей может сильно отразиться на будущем малыша.

Психологические комплексы у детей самые страшные. С ними бороться сложнее всего. Иногда даже опытным специалистам трудно расшевелить закомплексованного человека. Поэтому родители должны учиться терпению и постараться узнать, как реагировать на обиды ребенка.

4. Выберите правильный тон

Некоторые родители, боясь показаться «плохим» папой или «злой» мамой, говорят «нельзя» заискивающим, извиняющимся тоном. Другие же наоборот кричат на ребенка истошным голосом. Конечно, оба эти варианта крайне неправильны. Слова запрета нужно произносить четко, твердо и однозначно. Голос должен быть спокойный и, если того требуют обстоятельства, строгий. Желательно при этом смотреть ребенку в глаза. Чтобы ребенок поверил вам и прислушался, вы должны сами себе поверить, не должно быть ни сомнения, ни истерики в ваших словах.

5. Не приучайте ребенка ориентироваться на мнение чужих людей

Чем старше становится ребенок, тем больше появляется запретов, связанных с общественным мнением «Не плачь, а то дядя подумает, какая ты капризная девочка», «Не кричи громко, а то нас отсюда выгонят!» Мы часто не придаем значения этим фразам, но на самом деле, благодаря ним, ребенок очень быстро привыкает ориентироваться на внешний мир, на внешние оценки людей, начинает придавать большую важность этим оценкам.

Конечно, прислушиваться к мнению окружающего мира важно, без этого невозможно жить в социуме. Но постоянно ссылаясь на мнение чужих людей, вы рискуете преувеличить в глазах ребенка важность этого самого мнения и привить ребенку ненужные комплексы, от которых потом так трудно будет избавиться.

Объясните лучше как-то по-другому причину «Не кричи, а то ты мешаешь доктору лечить других деток» (в очереди в поликлинике) или «Не делай так, это меня расстраивает (утомляет)». Это не сделает ребенка столь зависимым от того, что подумают люди. А это очень важно для счастливой жизни маленького человека.

Что запрещать?

Вам, как родителям, нужно сесть и подумать, что вашему ребенку будет категорически запрещено, что иногда можно разрешить, и что позволено всегда. У нас, например, под строгим запретом в основном находятся ситуации, которые представляют опасность (никогда нельзя выходить на дорогу без родителей, нельзя играть с дверной ручкой в автомобиле во время езды), но и не только (нельзя драться). Среди ограничений, которые могут иногда отменяться, у нас в основном режимные моменты (иногда можно лечь спать попозже или посмотреть мультики чуть больше отведенного времени). Всегда же разрешено дочке выбирать, во что мы будем играть, куда пойдем гулять и т.д.

Зачем же все-таки нужны запреты и правила?

Итак, не должно быть много «нельзя», но и совсем без них тоже никак! И не только потому, что при отсутствии ограничений ребенок вырастет эгоистом, а в первую очередь потому что дети, сами того не подозревая, сильно нуждаются в четкой структуре во всем. Вводя в жизнь ребенка определенные правила и запреты, родители тем самым делают мир более понятным и предсказуемым, а значит – безопасным.

Для спокойного и гармоничного развития ребенку необходима уверенность во внешнем мире. А чтобы быть уверенным во внешнем мире, ребенку нужно знать, что окружающий мир стабилен, что в нем есть четкие правила, которые действуют одинаково и сегодня и завтра. Так, например, ребенок должен знать, что конфеты можно есть только после того, как пообедаешь, а после соблюдения вечернего ритуала (чтение книжек, чистка зубов и т.д.) уже больше ничего не последует, только сон. Конкретные правила, которые в первую очередь будут соблюдать и сами родители, ребенку просто необходимы, только их количество должно быть разумным! По той же причине ребенок нуждается в своей собственной комнате и кроватке, в режиме дня, т.к. это тоже дает ему ощущение стабильности.

Как справляться с негативной реакцией ребенка на запреты

Важно помнить, что в ответ на ваш запрет ребенок, скорее всего, заплачет или даже обидится. Отказывая малышу в чем-то, вы должны быть готовы к этим чувствам. Старайтесь не оставлять ребенка один на один со своей обидой. Если малыш еще совсем маленький (до 1-1,5 лет), то его, скорее всего, будет довольно легко отвлечь чем-то.

К году дети становятся более упрямыми и непослушными, отвлечь их уже не так просто. И здесь уже нужно учиться договариваться с ребенком. Во-первых, всегда нужно обосновывать, почему вы вводите то или иное ограничение. «Не нужно драться! Это больно!», «Я не могу сейчас с тобой поиграть, я должна приготовить ужин, скоро придет папа». Обоснование должно быть таким, чтобы вы сами чувствовали его значимость. В таком случае жизненные наблюдения обязательно подтвердят ребенку правдивость ваших слов. А абстрактные призывы типа «Хорошие девочки так не делают!» останутся для ребенка пустым звуком.

Во-вторых, обязательно постарайтесь предложить ребенку такую же интересную альтернативу. С ребенком можно и нужно договариваться. Это поможет ему в дальнейшем. Став постарше, он всегда будет стремиться договариваться с окружающими. К тому же он будет понимать: в этом мире нет безвыходных ситуаций, всегда есть достойная альтернатива, стоит только немного подумать.

 Из личного опыта

В воспитании своей дочери я с самого начала решила минимизировать употребление слов «нет» и «нельзя». И, я считаю, именно благодаря этому примерно до 1 года 2 месяцев мы с Таисией практически не знали проблем в общении. В тех редких случаях, когда я что-то ей запрещала, она ко мне прислушивалась. Крайне редко случалось, чтобы она возмущалась или устраивала небольшой скандал. Иногда даже было так: Тая протягивала руку к чему-то запретному и смотрела на меня вопросительным взглядом, на что я говорила ей «Нельзя, ты же знаешь», и она, убедившись в том, что ничего не изменилось, спокойно отступала.

Но в 1 год 2 месяца все поменялось. В этом возрасте дочь начала нам закатывать настоящие истерики с требованиями получить желаемое. Ее возмущение стало гораздо более ощутимо и долговременно, отвлечь ее стало практически невозможно. Например, дочь почему-то стала наотрез отказываться сидеть в автокресле. Ничего не поделаешь, приходилось стоять на своем, объяснять, договариваться. Зачастую приходилось какое-то время переждать море слез, и только потом объяснять и успокаивать, ибо в самые первые минуты после озвучивания ограничения, дочь просто не хотела ничего слышать.

Вообще о том, как эффективно справляться с детскими истериками я напишу подробнее в отдельной статье. Чтобы не пропустить статью, не забудьте подписаться на обновления блога. Читайте также:

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ЕСТЬ ЛОЖКОЙ?

ЛЕПКА ДЛЯ ДЕТЕЙ 1-2 ЛЕТ ИЛИ РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ С ТЕСТОМ

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ОТ 1 ГОДА. ЧАСТЬ 1 , ЧАСТЬ 2

С уважением, Яна Разначенко

Причины детской обидчивости

Ребенок испытывает обиду – казалось бы, обычная ситуация. Но нужно разобраться, почему она происходит и что можно сделать, чтобы предотвратить неприятные моменты.

  1. Врожденная ранимость. Иногда бывает так, что ребенок по характеру очень чувствительный. Каждая неприятная мелочь приводит его в расстройство. Такому малышу особенно важно видеть, что родители любят его.
  2. Непринятие особенностей малыша. Некоторые родители не принимают ребенка таким, какой он есть. И здесь идет речь не о физических характеристиках, а о психологических. Такие родители ставят малыша в определённые рамки, в которых ему некомфортно. Отсюда и обиды.
  3. Ощущение враждебности окружающего мира. Иногда случается такое, что ребенок постоянно попадает под запреты и ограничения. Поэтому он делает вывод, что весь мир против него.
  4. Гиперопека. Не все родители могут признать, что их ребенок – это самостоятельный человек, у которого есть своя точка зрения и желания. Они подавляют решимость малыша, его попытки действовать. Они не верят в него, а отсюда возникает и неверие самого ребенка в себя. Он начинает бояться стрессовых ситуаций и трудностей. И когда у него не получается с ними справляться, он обижается.

Почему возникают комплексы у детей

  1. Чувство зависти. Подросший ребенок уже умеет сравнивать себя с другими. И иногда сравнение идёт не в его пользу. Он хочет такую же игрушку, как у друга, или хочет быть таким же смелым, как одноклассник. Из-за этого появляется комплекс неполноценности.
  2. Недостаток похвалы. Любому человеку важно, чтобы его действия положительно оценивали, а ребенку в особенности. И когда возникает обратная ситуация, малыш обижается. Он чувствует себя забытым и непонятым.
  3. Физический недостаток. Дети часто бывают более злыми, чем взрослые. И когда у ребенка есть какая-то характерная особенность, ему труднее ужиться в социуме.

Как помочь ребенку преодолеть обиду

Обида детей на родителей – обычное дело. Мама с папой должны в этой ситуации правильно повести себя и сделать всё возможное, чтобы обида не засела в голове у ребенка. Вот несколько советов:

  1. Помогите ребенку успокоиться. Часто обиженный малыш начинает плакать или устраивать настоящую истерику. Поэтому будьте с ним добры, обнимите, поцелуйте, дайте попить воды.
  2. Посочувствуйте ему. Ребенок должен осознать, что вы понимаете его обиду и поддерживайте его. Объясните, что вы на его стороне.
  3. «Нельзя» перерастает в «можно». Маленький секрет, который станет залогом душевного спокойствия в семье. Если ребенок хочет мороженое, но ему нельзя, то предложите другую сладость. Если хочет смотреть мультфильм, то скажите, что будет интереснее почитать сказку.

Как бороться с детскими комплексами

Фраза «Сначала думай, потом говори» важна при любых обстоятельствах. Но в разговоре с ребёнком стоит акцентировать своё внимание на словах. Даже случайно вырвавшееся оскорбление может задеть его. Потом, конечно, вы будете извиняться и говорить слова любви, но семена обиды уже попали в сердце крошки.

Криком тоже делу не поможешь. Если ребёнок будет жить в постоянном стрессе, он не сможет сформироваться как сильная успешная личность. Малютка, который всё детство слышал от родителей только ор и нецензурную брань, вряд ли вырастет уравновешенным и адекватным человеком.

И уж тем более нельзя применять к своему отпрыску телесные наказания. Родителям важно научиться владеть собой и адекватно объяснять ребёнку суть разногласия.

Также есть категория мам и пап, которые ведут себя как «удавы» спокойно и размеренно. В чём подвох, спросите вы? Как удавы душат бедного мышонка, такие родители «душат» детей своей критикой. Они не кричат, не топают ногами, но постоянно делают замечания и высказывают своё недовольство. «Сиди прямо, не чавкай, не болтай ногами, не мешай». Постоянные «не» мешают малышу жить полной жизнью. Постоянно что-то запрещая, вы рискуете воспитать человека, который и шага не может сделать без очередного пинка.

Необходимо помнить, что вы – пример для подражания для своего ребёнка. Оскорбительные слова, неприличные жесты, вредные привычки – всё это ребёнок черпает из своего окружения. Поэтому нужно следить не только за словами, но и за действиями. Ребёнок, увидевший, как отец поднял руку на мать, запомнит это на всю жизнь. Ему потом будет сложно создать свою семью. Он будет думать, что раз у родителей были постоянные ссоры и драки, значит и у меня будет неудачный брак. Дети нередко перекладывают опыт мамы с папой на себя. Их судьбу они также проецируют на себя. Поэтому очень важно знать и понимать: в какой атмосфере пройдёт детство ребёнка, такой будет и его последующая жизнь.

И последний совет: не нужно давить на ребёнка, решать его судьбу, делать за него выбор. Малыш должен расти самостоятельным, уметь предугадывать последствия своих поступков. Иначе он вырастет закомплексованным неудачником. Не стоит и давить на чувство вины. «Мы отдали тебе всю жизнь, мы потратили на твоё обучение все деньги» — не те фразы, которые хочет услышать любящий маленький человечек. Произнося их, вы навсегда посеете в сердце малыша сожаление, что он появился на этот свет и испортил вам жизнь. А уж от этих упрёков нормальную семью не построишь.

Пусть ваш ребёнок растёт в любви и ласке, заботе и понимании. Тогда и его дальнейшая жизнь пройдёт счастливо и безмятежно.

Сознание ребёнка, как формирование личности

Сознание — это психический процесс в существовании человека, обусловленный субъективными переживаниями внешних факторов воздействий на индивидуума.

То есть, сознание ребёнка — это, спрятанная глубоко, информация, отталкиваясь от которой, он субъективно оценивает жизненные ситуации.

Говоря проще,человек, который всю жизнь постоянно слышит от родителей намёки о несамостоятельности, откладывает в ячейку своего сознания информацию о том, что он ничего не может добиться самостоятельно и будет всегда искать поддержку в любых ситуациях.

Важно! Человек, на протяжении всей своей жизни, будет воспринимать ценности и нормы жизни таким образом, как заложили их в него его родители.

Это касается всего, отношения к материальным благам, зависимости от мнения общества, восприимчивости к привычкам и многого другого.

Важные аспекты формирования личности ребёнка

Как мы воспитываем своих детей, как их воспитывают на дальнем востоке и как относятся к воспитанию своего чада в западных странах?

Отношение к воспитанию разное. В каждом из этих подходов есть своя мудрость и свои недостатки.

    Воспитание детей в России и странах СНГ. Сегодня, в эпоху доступных коммуникаций и информации, многие молодые родители, воспитывая детей ориентируются на восточные мудрости и западные ценности. Поэтому, стоит рассмотреть воспитание детей, родившихся до начала двухтысячных. Определённых техник в воспитании тогда не использовали. Потому все процессы происходили по принципу «кнута и пряника». Сделал плохо — наказан, сделал хорошо — поощрён. , при таком воспитании, воспринимает качество поступков инстинктивно, а не на духовном уровне. С одной стороны, такое воспитание чётко разграничивает хорошие поступки от плохих, с другой стороны — оно порождает в человеке страхи. А страх — это эмоция, которая мешает оценивать ситуацию с «холодной головой».

    Восточное воспитание. Такой метод воспитания происходит на основании самостоятельной осознанности ребёнка поступков. Родители редко наказывают своих детей за проступки и не упрекают их в деяниях. Смысл заключается в диалоге, при котором самостоятельно понимает «что такое хорошо, а что такое плохо» путём ответа на поставленные родителями вопросы. Например: «Ты бы хотел, чтобы с тобой поступили также, как ты поступил с этим мальчиком?». , воспитанный таким методом субъективно оценивает качества поступков путём осознанности. Это хороший вид воспитания, но его качество будет зависеть от уровня восприятия ребёнка.

    Воспитание детей запада. В странах Европы, основное качество, которое закладывают в сознание детей — это порядок во всём. Отношения в обществе практичные нежели духовные. Потому воспитание детей ориентируется в первую очередь на жизнь и поведении в обществе. Именно поэтому, принято считать, что европейцы умеют правильно держаться в общении с людьми. Конечно же, все эти методы обобщённые, у всех родителей свой подход к воспитанию своего чада. Но есть одна истина, которая послужит советом для всех родителей, вне зависимости от страны проживания и происхождения.

Как упрёки влияют на отношения и сознание?

Упрёк порождает ответный упрёк. Это безоговорочное правило в отношении с детьми, которое должен помнить каждый родитель.

Упрекая или обвиняя ребёнка в проступке, родители получают в ответ в лучшем случае обиженное выражение лица.

Важно!Чем чаще родители негативно реагируют на небольшие проступки своих детей, тем сложнее складываются их отношения в подростковом возрасте.

В принципе, именно эту философию практикуют в восточном воспитании. Они исключают прямых упрёков в адрес своих детей. Дети чувствуют без слов недовольства своих родителей.

Иногда достаточно просто строгого взгляда, чтобы понял, что он где-то провинился, после чего он может сам понять свою ошибку путём рассуждения.

Принципы восприятия слов ребёнком

Взрослые люди воспринимают слова в свой адрес, отталкиваясь от опыта, полученного в детстве.

Накопленные в нашем сознании основы — это залог нашего восприятия всего мира. Например реакция на критику у всех людей отличается. Кто-то, услышав критику в свой адрес, впадает в бешенство, а кто-то благодарит за жизненный совет.

Такое различие в реакции обусловлено разным воспитанием.

Интересно!Дети, которых всегда упрекали в ошибках и ставили им в пример других сверстников, вырастают восприимчивыми к критике людьми на всю жизнь.

Ребёнку, в основе воспитания которого была критика и сравнение с другими детьми, сложнее учиться на своих ошибках и принимать информацию от окружающих.

Им тяжело осознать себя неправыми даже в очевидных ситуациях. А всё потому, что в них заложен страх быть непонятым и неправым.

Какие фразы нельзя говорить детям?

Слова обладают страшной силой, которые иногда помогают жить, а порой ломают восприятие человека ко всяческим нормам бытия.

Каких то определённых фраз, которые нужно исключить из лексикона не существует, но есть принципы, по которым строится правильный диалог с ребёнком. И все они связанны с упрёками и критикой.

    Никогда нельзя обвинять ребёнка в своих проблемах и жаловаться на жизнь.Запомните, виновник основной части ваших проблем — это вы сами. Дитя, из-за которого родитель не закончил институт или не сделал карьеру, не имеет отношения к выбору или возможностям родителя. Подобные обвинения сделаю ребёнка человеком, который всегда ищет проблему везде, кроме себя. Все неудачи, которые он будет переносить, он будет связывать с внешними факторами и постоянно жаловаться на жизнь, вместо того, чтобы набираться опыта на своих ошибках.

    Никогда нельзя употреблять слова, которые будут указывать на несостоятельность и некомпетентность ребёнка. Например: «Да что ты можешь знать об этом» или «Тебя никто не спрашивает». Подобные фразы порождают в сознании ребёнка информацию о том, что его мнение не так уж и важно, тем более, что он мало что знает и понимает.

    Сравнение со сверстниками. Не надо говорить своему детям слова на подобии: «Видишь, как Алёша радует свою маму». Запомните, в чужом огороде ягоды всегда слаще. А подобные фразы делают из ребёнка клинического неудачника. Вместо того, чтобы радоваться жизни, он будет всегда ориентироваться на Алёшу. Если рассматривать вопрос в материальном плане, в будущем такие дети всегда будут в чём то нуждаться, даже если станут миллиардерами и их жизнь со стороны будет завидной.

    Фразы, вызывающие страх к неполноценности. Как мы привыкли заставлять ребёнка принимать пищу? Мы говорим ему, например, так: «Будешь плохо есть, будет болеть живот». Мы приучаем ребёнка воспринимать мир как борьбу за выживания. Такой, в будущем, будет всегда делать всё из под палки. Его задачи будут расставлены для решения проблем, а не для получения выгоды. Иначе будут рассуждать дети, которым в детстве говорили: «Будешь хорошо есть, вырастишь сильным» (утрированно).

    Не пытайтесь подкупить детей материально. Можно поощрять их по факту хорошего поступка, но желательно это делать эмоционально. Похвала для них будет такой же хорошей наградой, как и конфетка. Просто позитивное обращение должно быть искреннем и своевременным.

Некоторые из вышеперечисленных примеров относятся к методам манипуляции человеком по средством использования такой эмоции, как страх.

Манипулировать таким образом не только неэтично, но и опасно для психики ребёнка.

Важно! Если возникает такая ситуация, когда вы уверенны, что манипуляция ребёнком будет ему во благо, то существует один козырь, который нужно доставать из рукава в особых случаях — это стремление человека к признанию.

Все мы проживаем жизнь и каждое своё достижение, оцениваем со стороны. Даже покупая одежду, главным критерием выбора становится вид в зеркале, а уже потом комфорт. Для каждого человека, со здоровой психикой, важно то, что о нём скажет или подумает общество. Этим можно пользоваться, но пользоваться правильно.

Не надо говорить своему чаду что-то вроде — «Что соседи о тебе подумают?». Эта фраза не имеет отношения к признанию общества.

А вот хвалить ребёнка в присутствии гостей, заставит его стараться получать такую похвалу почаще. Конечно многие считают, что такое отношение может привести ребёнка к звёздной болезни.

Но, так как звёздная болезнь — это переоценка своих возможностей, надо просто делать приятные замечания только тогда, когда дети этого заслуживает.

Важно! Почему нельзя говорить ребёнку, что он хуже других? Такие слова показывают вашему ребёнку, что вам важны только его достижения. Ему сложно будет искренним перед вами, потому что он будет всегда пытаться казаться успешнее, чем есть на самом деле.

Возможно многие думают, что их детям редко приходится слышать вредные слова. Но, если взять среднестатистическую семью, мы можем заметить, что ошибки при общении с детьми совершает основная масса из них.

Зачастую ошибки допускаются не по незнанию, а импульсно, под воздействием эмоций. Чтобы дети могли реже слышать вредные и плохие слова, которые ломают психику и дезориентируют их мировоззрение, мы должны, для начала, поработать над своими эмоциональными порывами.

Почему произносить плохие слова легко?

Некоторые считают, что, ругаясь и упрекая кого-нибудь, человек сбрасывает свой негативный эмоциональный всплеск и ему становится легче. Это ошибочное мнение, не имеет даже доли истинны.

Начиная высказывать свои недовольства, мы начинаем заводиться только сильнее и сильнее. А получая в ответ упрёка отпор, наши плохие эмоции взрываются и переходят на стадию гнева со страшной силой.

Так какие нам нужно слышать слова, чтобы мы успокоились во время подобного эмоционального всплеска? Обратите внимание, даже если мы слышим в ответ на гневные упрёки раскаяние и оправдание, то это редко сразу успокаивает нас.

Гнев и постоянная критика в отношении детей — это не маленькие промашки, а ошибки, которые ломают развивающуюся психику, а в последствии и жизнь индивидуума.

Как заставить ребёнка делать то, чего он делать не хочет?

Чтобы заставить любого человека совершить какие-либо действия, надо сделать так, чтобы он захотел их совершить.

Интересно! Мотивацией могут послужить беседы, из которых он сможет самостоятельно сделать выводы, о необходимости совершить тот или иной поступок. Диалог надо провести отталкиваясь от вышеизложенных советов. Такая манипуляция будет безвредна и не отразится негативно на психику.

Каждый родитель занимается воспитанием своего чада так, как он считает правильным. Вмешиваться в данный процесс, если он не противоречит букве закона и нормам морали, не имеет права ни один посторонний человек.

Каждый должен понимать одну истину. Зёрнышко, которое закладывается нами в сознание наших отпрысков, рано или поздно предстанет в виде отражения в их отношении к нам.

Страшно нам будет смотреть в это отражение или приятно — зависит только от нас. Плохие отношения с детьми надо воспринимать как личную ошибку.

Ведь взрослый человек имеет больше жизненного опыта и он должен адекватно воспринимать капризы и маленькие шалости своего чада. Когда люди начинают жить взрослой жизнью, они многое забывают из своего детства.

Важно! Но память, как высшая психическая функция, способна использовать накопленный нами опыт, доставая его из ячеек сознания. То есть, человек может и не помнит ситуацию, но обязательно воспользуется полученным опытом в аналогичном моменте жизни.

Многие люди, в таких ситуациях, даже не могут ответить на вопрос: «Почему ты так поступил?». Ведь информация в сознании образует рефлекторное восприятие.

Дети словно пластилин в руках своих родителей. Их характер подчиняется любым изменениям на стадии формирования личности.

В этот момент важно не только правильно вести себя по отношению к ребёнку, но и учитывать социально воздействие. Стоит общаться с детьми и понимать мнение, которое закладывает в него общество.

Если же появляются признаки неправильного восприятия информации от социума, то стоит правильно подойти к вопросу объяснения того или иного вопроса.

Детей можно научить фильтровать информацию, полученную от внешнего круга людей, для этого ребёнок должен максимально доверять своим родителям.

Как правильно общаться с ребенком? (видео)

Если вы из тех взрослых, кто ни разу не сказал своим детям что-либо нелицеприятное о втором родителе, вы молодец. Но, к сожалению, большинство пап и мам не всегда сдерживают эмоции и промахи ребёнка списывают на плохой характер своей второй половинки.

«Такой же безрукий, как твой отец», — злится мать на сына.

«На уме только тряпки, как у матери», — негодует на дочь отец.

«Все мужики — сво…» — предупреждает свою дочь мать.

«С девками лучше не связываться», — напутствует сына отец.

Ни к воспитанию, ни к попытке предостеречь от ошибок эти фразы не имеют никакого отношения. Если без конца повторять сыну, что он безрукий, он ничего делать не научится, а уважение к отцу потеряет.

Между тем, чтобы ребёнок в будущем мог построить счастливую семейную жизнь, его родительская семья должна быть благополучной. Это означает в том числе, что все члены этой семьи уважают друг друга.

Кстати, это касается не только детей и родителей, но и старшего поколения. Нынешние бабушки и дедушки часто не тихие старички, для которых внуки — единственная отрада и свет в окошке, а вполне бодрые люди, порой ещё работающие. У них есть и свои интересы в жизни, и свои взгляды на воспитание. Но, как бы бабушки и дедушки ни были недовольны родителями своих внуков, не стоит этих родителей критиковать в присутствии детей. Этим вы будете лишь культивировать пренебрежительное отношение внуков к их собственным родителям.

О мальчиках и девочках

Ещё одна ошибка — говорить дочери: «Внешность — это не главное».

Разумеется, это не самое главное в жизни, но довольно важный аспект, тем более для девочки. Девочки должны смотреться в зеркало, выбирать платья и думать о причёске. Заставляя дочь делать выбор между тем, быть ли ей красивой или умной, вы порождаете у неё комплексы.

Кстати, для девочки-подростка фраза «Внеш-ность — не главное» означает, что она уродина и ей даже не стоит пытаться прихорашиваться. Именно на этом этапе что-то ломается во взрослеющей девочке, и возникшая низкая самооценка впоследствии мешает её личному счастью.

Мальчишкам собственная внешность тоже небезразлична, но поскольку взрослые их по этому поводу тюкают реже, чем девочек, то и комплексов у ребят меньше. Зато чуть не с годовалого возраста мальчику говорят:

«Мужчины не плачут!» — ругая за малейшее проявление «неправильных» эмоций.

Уметь их сдерживать, конечно, хорошо. Но почему-то взрослым хочется, чтобы рядом с ними был чуткий и умею-щий тонко чувствовать мужчина. Но где ж таким взяться, если с детства им внушали: надо терпеть — и боль разбитой коленки, и обиду, — и нечего лить слёзы, жалеть никто не будет. Хотя если слёзы — значит, действительно больно, и стоит проявить участие, чтобы мальчик, став взрослым, умел и сочувствовать, и своё сочувствие выражать.

Право на ошибку

Большинство и родителей, и тем более бабушек-дедушек уверены, что их ребёнок самый-самый лучший. Но это не мешает им буквально подрезать ему крылья, если у того что-нибудь не получается.

«Ты никогда не сможешь», — припечатывают они, пресекая таким образом даже попытку ребёнка научиться играть на гитаре, например.

Возможно, у ребёнка и правда не хватит способностей, но зато он будет знать, что попробовал добиться своей цели. И кому, как не близким людям, поддержать его в этом стремлении.

«Я знаю жизнь лучше. Хочу предостеречь ребёнка от разочарований», — сказала мне знакомая, не пустив свою дочь на престижный танцевальный конкурс.

Хотя лучшей помощью в данной ситуации была бы поддержка дочери.

Ребёнок же, который растёт с убеждением, что он бесталанный, неумелый, именно таким и вырастет. Вряд ли вы именно этого хотите для своего чада.

Никогда не говорите…

…дочери

1. «Твой папа сломал мне жизнь»

2. «Всем мужчинам нужно только одно» (секс).

3. «Внешность — не самое главное».

4. «Кому ты будешь нужна (с такой внешностью, с такими отметками, такая нехозяйственная…)?».

5. «Я в твоём возрасте думала лишь об учёбе (уже вышла замуж, уже родила ребёнка, уже получала второе высшее…)».

1. «Твоя мама испортила мне жизнь».

2. «Всем женщинам нужно только одно» (деньги).

3. «Мужчины не должны плакать и даже расстраиваться».

4. «Ты такой же бестолковый (безрукий, ленивый…), как твой отец».

5. «У тебя ещё будет сто таких Маш (Насть, Ирин…)».

Первый читатель

Дарья Костюк, дрессировщица:

—  Ни в коем случае нельзя критиковать ребёнка и говорить, что он ничего не может, что он плохой или у него что-то плохо получается. Даже в порыве не используйте выражения: «Я тебя больше не люблю», «Ты меня разочаровал», «Ты хуже, чем другие дети»… Можно отругать, объяснить, в чём его ошибка и какие последствия она повлечёт, но ни в коем случае не говорить эти фразы. С детьми нужно общаться и разъяснять им сложные моменты.

Текст — психолог, Марина Кожевникова

Если обратить чуть больше внимания на процесс общения с ребенком, то многие из нас с удивлением обнаружат, что чаще всего используют, так называемый, «командный» стиль общения. Мы словно «натаскиваем» малыша при помощи сухих инструкций на нормы поведения, не уделяя времени разговорам «по душам».

Еще более глубоким и неприятным будет удивление, если окажется, что в общении с ребенком вы выбрали стратегию молчания. Как это ни печально, но есть и такие родители, которые вообще почти не разговаривают со своими детьми…

А между тем переоценить значимость полноценного общения взрослого и ребенка практически невозможно!

Родителям нужно понимать значение общения с ребенком

Общение — это не просто слова, которые уходят в пустоту. Это развитие детей, получение новой информации, обучение… Взросление крохи происходит в окружении многих тысяч слов, и (только представьте!) каждое из них оставляет прочный след в детской психике!

Что такое слова? Одежда наших мыслей… И, подобно ткани, слова могут быть чистыми, светлыми, приятными, а могут колоть, сдавливать и ранить. Потому несложно вывести прямую зависимость между психологическим состоянием ребенка и миром слов, в котором он находится большую часть времени. Чем этот мир добрее и радостнее, тем более счастливой становится жизнь малыша. Так стоит ли пренебрегать словами или жалеть их для своего ребенка, если уже от пары фраз, произносимых каждый день, он может становится сильнее, умнее, увереннее и добрее?

Родителям нужно помнить об этом

Ученые установили, что именно ежедневное повторение некоторых фраз родителями способно влиять на характер ребенка самым лучшим образом. И «трусишка» превратится в уверенного человека, а «плакса» — в интеллектуально одаренного и остроумного болтуна… Добавьте в свой «родительский» словарик хотя бы несколько из этих волшебных фраз и применяйте их, только честно, хотя бы пару раз в день. Ну, а дальше вам остается только наблюдать за происходящим чудесами в ваших детско — родительских отношениях.

Заключение

Ну что же дорогие друзья, нам родителям многому нужно научить своих детей. И верится мне, что если мы научим их находить повод для благодарности, то они вырастут позитивными людьми. Сыграйте со своими детками вот в такую игру, мы в нее играем порой, когда едем в машине. Суть заключается в том, что родитель и ребенок подбирают слова по буквам алфавита за что они могут быть благодарны. Поверьте мне, бывают неожиданные повороты речи и игра становится настоящим развлечением. Ну, а если дети говорят спасибо не от души, а автоматически, стоит проанализировать свое поведение и требования.

Почему мальчику нужен отец?

Многие женщины живут с убеждением, что отец у ребенка обязательно должен быть. Пусть даже его присутствие чисто номинальное, а о выполнении отцовских функций и речи не идет.

Дорогие мамы, не нужно приводить в семью невесть кого, лишь бы создать иллюзию полноценной ячейки общества!

Если ситуация складывается так, то  лучше воспитывать мальчика без отца – сделайте этот непростой, но правильный выбор.

Источник: IStock

Ни в коем случае не считайте свою семью неполноценной! Вы не одиноки, ведь вы – мама, а рядом с вами – настоящий мужчина. Даже если ему три или пять лет.

Как утверждает психология, отец для мальчика является прототипом истинно мужского поведения. Именно он должен научить сына быть сильным, ответственным, заботливым.

Да и отношение мальчика к женскому полу тоже формируется под отцовским влиянием.

Но давайте смотреть правде в глаза: далеко не каждый мужчина, у которого есть ребенок, может носить гордое звание отца.

Если папа и за свои поступки не хочет нести ответственность, как можно доверить ему судьбу сына?

Источник: IStock

Есть три возможных сценария.

1. Отец умер. Не надо придумывать красочные образы героя-полярника или летчика-испытателя.

Мальчику нужно рассказать, что его папа был хорошим человеком и прекрасным семьянином. На какое-то время образ покойного отца станет идеалом для подражания.

2. Общение прервано. Даже если вам очень больно и обидно, не переносите эти эмоции на ребенка.

В глазах сына отец должен оставаться обычным человеком, просто жизненные обстоятельства помешали вам стать семьей.

Ребенок не должен расти с мыслью, что его папа свинья и негодяй.

И уж тем более не обязан выслушивать, что «Ты как отец! Такой же безответственный!» или «Это все отцовские гены!».

3. Отец периодически видится с сыном. Если он не асоциальный, а вполне адекватный человек, встречам препятствовать не нужно.

Просто обсудите условия воспитания заранее, чтобы потом не столкнуться с тем, что ребенок придет и заявит: «А папа сказал, что ты неправа».

Специалисты дают отличный совет: найти замену. Не обязательно это отчим. Дедушка, старший брат, дядя, даже тренер спортивной секции вполне подойдет на эту роль!

Источник: IStock

Известно, что характер ребенка формируется до пяти лет. Уже с этого возраста в жизни мальчика должен присутствовать мужчина, который и станет примером для подражания.

Следующие критические периоды – 10 и 13 лет. Дети задают вопросы, на которые у мамы может не найтись ответов, самостоятельно тестировать границы дозволенного.

Поумерить их пыл может только авторитетный мужчина.

Как не воспитать маменькиного сынка?

На этот вопрос ответить сложно. Ведь женщина, как правило, не планирует воспитать «недоросля», который не может оторваться от маминой юбки.

Она искренне верит, что ее сын растет настоящим мужчиной. И закрывает глаза на то, что ребенок безынициативный, неуверенный в себе и абсолютно несамостоятельный.

Дальнейшая жизнь таких женщин проходит под девизом: «Мама все решит!».

Источник: GIPHY

По статистике, если воспитание сына без отца возложено на женщину, которая любит доминировать,  либо склонна к гиперопеке, в девяти из десяти случаев у нее вырастает инфантильная и эмоционально незрелая личность.

Для таких женщин  вырастить сильного мужчину – это не самоцель.

Зато исполняющий все прихоти зависимый «большой мальчик» в их понимании прекрасный сын.

Как воспитать сына без отца и превратить его в слабака

Зависимость. Да, до определенного возраста дети зависят от мамы. Только когда сорокалетнее дите никак не может оторваться от маминой юбки – это клиника, товарищи!

С малых лет мамины сынки получают психологическую установку: «Без мамы ты ни на что не способен» – и следуют ей.

Это рабство в самой отвратительной форме. Не культивируйте тотальную зависимость в своем ребенке. Пусть учится, набивает шишки, проявляет самостоятельность!

Шантаж. Многие мамины сынки руководствуются чувством вины, ведь с детства слушают одну и ту же пластинку: «Я ради тебя всем пожертвовала, последний кусок отдавала!» и все в таком духе.

Ребенок вырастает с чувством, что он всем обязан маме. В итоге он не живет полноценной жизнью, поскольку разрывается между попытками построить отношения и эгоистичной матерью.

Источник: IStock

Отношение к женскому полу. Будем честны, матери с таким сыном хорошо и удобно.

Поэтому она будет препятствовать его знакомствам с девушками и настраивать против них: «Не доверяй девчонкам, они все одинаковые».

Жену сын тоже будет выбирать с ведома матери. Если женится, конечно.

Самое страшное – это гиперопека. Мать по пять раз на дню будет приходить в детский садик и проведывать в школе на переменах.

Сделает все, чтобы сынок во время учебы в институте жил дома, да и после женитьбы вряд ли отпустит молодую семью на неизведанную территорию.

Ребенок-тиран: как так получается?

Ответьте себе на один вопрос: вы являетесь авторитетом для своего чада?

Не нужно списывать все на дурной характер и плохие гены. То, что ребенок растет с тираническими замашками – серьезное упущение родителей.

Источник: IStock

Личный пример. Себя со стороны мы не видим, а ведь чаще всего малыш перенимает привычки окружающих. Если у матери манеры барыни, то и ребенок будет ее копировать.

Нет четкой иерархии. Японские психологи недаром говорят: до трех лет ребенок – бог, с трех до пятнадцати – раб, после 15 лет – друг, равный.

Раб – это не значит, что его нужно заковать в цепи и заставить делать всю домашнюю работу.

Однако необходимо сформировать четкое понимание, что старшие имеют больший опыт и знания, а значит, их нужно слушаться.

Потакание. Чадо попросило десятый киндер за день? Очередную игрушку? Разве можно ему отказать?

Неумение говорить «нет» только раззадорит маленького манипулятора.

Он будет давить на вашу жалость,  закатывать истерики и проверять на прочность.

Источник: GIPHY

Попытка подкупа. Если мама одна, часов в сутках катастрофически не хватает. Проще откупиться игрушкой или сладостями – и взамен получить полчаса тишины.

В будущем в отношениях с ребенком тоже ничего не изменится, только размер «взятки» увеличится.

Доверие и уважение будет потеряно, а человек будет компенсировать чувство ненужности и одиночества шантажом и вымогательством.

Должна ли мама заменять отца?

Будет правильно, если вы останетесь женщиной – красивой, нежной, любящей.

Не нужно превращаться в «бой-бабу», наращивать себе мускулатуру и гонять в футбол, только бы сын не чувствовал себя ущербным.

Психологи утверждают, что в определенный период мальчики начинают искать в девочках черты мамы, а девочки – черты папы.

Так что будьте для ребенка в каком-то смысле прообразом идеальной женщины.

Давайте маленькому мужчине полезные советы: «Ты заметил, что когда мы выходили из маршрутки, дядя подал мне руку? Каждый воспитанный мужчина подаст руку женщине при выходе из транспорта. Даже незнакомой».

Пусть мужскую модель поведения сын у вас не почерпнет (о важности наставника мы уже упоминали), но в других отношениях вы можете стать примером.

Умение держать слово, нести ответственность за свои поступки, принимать решения, заботиться о семье – этому сын может научиться и от мамы.

Как правильно воспитывать?

Психологи, педагоги, исследователи семейных ценностей не всегда сходятся во мнениях по поводу того, как именно отец должен воспитывать своих детей и в частности сыновей. У разных народов есть разные предписания по этому поводу. Часто они основаны на религиозных догмах. Многие из таких догм уже морально устарели, некоторые на поверку оказались неправильными. Но кое-что из традиционного опыта всё же можно почерпнуть.

Соединяя традиции с результатами новейших исследований, можно сделать несколько выводов о том, какое воспитание считается в целом правильным:

  • Сын не должен бояться отца, не должен стыдиться его, не должен презирать. Он должен гордиться им и стремиться быть похожим на него.
  • Отец должен быть для сына образцом мужественности, твёрдости, стойкости и решительности.
  • Именно отец должен быть рядом со своим сыном в те моменты, когда ему тяжело, особенно в детстве. Он — первый наставник и главный защитник.
  • Заботясь о сыне и оберегая его, отец не должен допустить, чтобы сын вырос робким, нерешительным. Нужно подталкивать его к обретению самостоятельности.

Воспитание — процесс непрерывный. Его правильность определяется не какими-то общими предписаниями, а конкретным результатом. Если возмужавший сын благодарен отцу, а отец гордится им — значит, воспитание было правильным.

Роль отца в воспитании

Вряд ли можно пренебрегать тысячелетним опытом многих народов, которые издревле разделяли роль мужчина и женщины в семье, в том числе при воспитании детей. Сегодня в умах царит смута, многие семейные ценности рушатся, в некоторых странах институт семьи находится в плачевном состоянии, а отношения между отцами и сыновьями далеки от прежних.

Но забывать о роли отца нельзя ни в коем случае. Мать всегда будет для сына ласковой, заботливой, нежной, любящей, готовой пригреть и успокоить. Отец также должен быть заботливым, но иначе. Он не должен быть слишком мягким. Его строгость и справедливость становятся для сына мерилом ответственности. Мальчик учится отвечать за свои слова и поступки, нести ответственности и заслуженное наказание именно благодаря отцу. Отец хвалит заслуженно, и его похвала никогда не является утешением — она всегда по делу, равно как и осуждение.

В семье, где роли мужчины и женщины не слиты воедино, где есть строгое разделение в соответствии с традиционными ценностями, у взрослеющего мальчика никогда на разовьётся психологических комплексов. Он не станет ни маменькиным сынком, ни робким или застенчивым, ни жестоким или бессердечным человеком. Он вырастет похожим на отца и превзойдёт его — из него получится настоящий мужчина, на радость родителям.

Как воспитать настоящего мужчину?

Настоящий мужчина — какой он? У разных людей свои представления об этом. Обобщая традиционный опыт и психологические представления, можно сделать вывод о том, в каком случае возмужавший мальчик соответствует этому представлению:

  • Мужчина относится к женщине как к равной, любит и оберегает её, но никогда не притесняет и уж тем более не совершает над ней насилия.
  • К своим родителям мужчина относится с благодарностью и почтением, к детям — с заботой и вниманием.
  • В любое время мужчина готов встать на защиту от внешней угрозы. Он защищает своих детей, свою семью, своих близких, а если нужно — то и свою страну.
  • Мужественность, решительность и твёрдость настоящего мужчины подкреплены его сдержанностью. Он никогда не становится развязным, жестоким или грубым.
  • У мужчины есть моральные принципы, он неболтлив, ответственен, держит обещания и отвечает за всё, что делает или говорит.
  • Ни при каких обстоятельствах настоящий мужчина не станет использовать физическую силу для решения споров и конфликтов, но, если на него нападут, он всегда будет готов дать отпор.

Основной способ привить мальчику такие принципы поведения — демонстрировать их собственным примером. Никогда не получится делать сына настоящим мужчиной, если самому не соответствовать данному образу.

Особенности воспитания по годам

В разные периоды жизни воспитания сына имеет свои особенности. Так, в дошкольный период, преимущественно от двух до пяти лет, отец является для сына всемогущим — добрым великаном, сказочным силачом, великим героем, победителем живущих в темноте монстров. Заботясь о своём сыне и находясь рядом, отец напоминает, что всегда есть защита, всегда есть кто-то сильный и готовый прийти на помощь. В то же время именно благодаря отцу мальчик уже в раннем возрасте учится быть ответственным и честным.

Начало школьного периода — это начало социализации. Примерно с семилетнего возраста и до начала подросткового периода, то есть в среднем до тринадцати лет, мальчик переживает разные этапы становления. Он учится иметь собственное мнение и защищать его, сталкивается с различными проявлениями общественной жизни, даёт отпор обидчикам. Задача отца — помочь сыну пережить этот стресс, но в то же время не допустить того, чтобы он стал мягкотелым или нерешительным.

Наконец, примерно с тринадцати лет начинается один из самых непростых периодов — переходный возраст. Физиологические и психологические изменения, которые происходят с мальчиком в это время, в корне меняют его представление о мире и о себе. Далеко не всё, что его волнует, он может обсуждать с матерью. Именно с отцом у него происходят теперь по-настоящему мужские разговоры.

Задача взрослого мужчины — передать своему взрослеющему сыну максимум опыта, связанного с социальным, психологическим, сексуальным аспектами. В современном мире, полном сомнительных и деструктивных течений, для отца особенно важно уберечь сына от развития нездоровых склонностей, поведенческих (в том числе сексуальных) девиаций, жестокости, аморальности, асоциальности.

Роль отца состоит в том, чтобы не потерять контакт с сыном и не стать «стариком», с которым нет смысла говорить. Идеально, когда отец и для уже взрослого сына остаётся старшим товарищем, верным другом и надёжным советчиком.

Воспитание без матери, после развода

Особенно тяжело приходится мужчинам, которые воспитывают детей в одиночку. Вне зависимости от того, что стало причиной такого положения дел, задача перед отцом стоит двойной сложности: ему нужно проявить заботу о сыне и притом не допустить того, чтобы он вырос чёрствым без материнской любви. Этого можно достичь разными способами.

Кто-то из мужчин предпочитает воспитывать сына в одиночку, стараясь одновременно быть с ним и в меру строгим, и в меру ласковым. Кто-то же предпочитает повторно жениться. Практика показывает, что мачеха далеко не всегда находит общий язык с мальчиком. Но именно мужчина должен наладить отношения между своей новой женой и сыном.

Отдельная ситуация — общение отца и сына после развода. Если ребёнок остался с матерью, то мужчине нужно ребёнку максимум внимания, поддерживать связь, не отдаляться вне зависимости от расстояния. Это бывает непросто, особенно если с бывшей женой отношения напряжённые, но мужчине следует быть сильным и непременно находить возможность общаться с сыном.

Что можно и что нельзя делать

Определённые ограничения и правила в поведении мужчины позволят ему воспитать сына, не допуская неблагоприятных изменений в его восприятии:

  • Отец может быть строгим, чтобы внушать уважение. Однако он никогда не должен быть жестоким, ни в коем случае не должен внушать сыну страх.
  • Мужчина может сохранять твёрдость духа и учить тому же сына. Но он ни в коем случае не должен быть чёрствым и равнодушным.
  • Слово отца должно иметь вес, причём такой, чтобы ему никогда не приходилось подкреплять его физической силой. Это достигается благодаря ответственному поведению.
  • Отец может поощрять и наказывать сына по справедливости, всегда объясняя причину. Он не должен ни баловать его, ни наказывать просто так, ни за что.
  • Поддерживая сына в ходе становления его как мужчины, отец может использовать разные методы. Но он ни в коем случае не должен иронизировать над мальчиком, издеваться над ним, унижать за проступки, осуждать прилюдно.

Разумно ограничивать себя не просто допустимо, а необходимо. Ведь отец — один из ключевых образцов для мальчика, а потому любое неконтролируемое поведение способно стать негативным примером.

Советы

Основной список рекомендаций, которых следует придерживаться отцу, сводится, таким образом, вот к чему:

  • Мужчине нужно сделать так, чтобы сын уважал и слушался его, но ни в коем случае не боялся.
  • Качества настоящего мужчины можно воспитать лишь при условии, что отец сам является их примером.
  • В разные годы воспитывать сына нужно по-разному, от защиты и опеки переходя к тому, чтобы помогать ему становиться самостоятельным человеком.
  • Даже если приходится воспитывать сына в одиночку или после развода, следует поддерживать с ним доверительные отношения.

Как уже упоминалось, правильное воспитание обеспечивает достойный результат: сын будет благодарен отцу, а отец будет гордиться сыном.

Задачи отца грудника: роль папы в первый год жизни ребенка

Не важно, по какой причине мужчина не принимает участие в уходе за малышом. Он занят на работе, мама его не допускает, или он просто ленивый тюлень, который хочет лежать на диване и смотреть футбол вечерами. Прекратите это немедленно!

Психологи утверждают, что участие папы в бытовых вопросах положительно сказывается на всех членах семьи. Так, отец, который помогает маме в будничном уходе за ребенком, значительно снижает риск послеродовой депрессии у женщины.

Конечно, в нашей стране нет культуры отцовства. Особенно это касается первых лет жизни детей. Мужчина считает, что это не его задача, и просто оставляет свою спутницу один на один с ребенком, ее новыми проблемами, сомнениями, страхами, усталостью.

Попробуйте донести до своего супруга важность его участия. Роль отца в жизни ребенка до года состоит в следующем:

  • помогать маме во всем, включая домашние дела, смену подгузников, кормление, купание, прогулки;
  • присутствовать не номинально, а физически – играть, разговаривать, укладывать спать;
  • поддерживать и укреплять эмоциональный контакт с малышом, постоянно уделяя ему время.
Вверх