Советы женщинам!
ЛедиВека.ру » Без рубрики »

Какие бывают рефлексы у новорожденных? Как самостоятельно проверить наличие рефлексов у новорожденного ребёнка

logo

Желтуха новорожденныхЧто такое желтуха у новорожденных?Примерно на третий день после рождения у новорожденных появляется желтая окраска глазных белков, щечек, иногда и всего тельца (желтуха). Это явление не является болезнью, а имеет специальное наименование «желтуха новорожденных». Это нормальная, обычная картина, встречающаяся почти у каждого новорожденного.

Желтуха – это окрашивание кожи и слизистых оболочек в желтый цвет.  Причина желтухи новорожденных такова: во время внутриутробной жизни в крови плода бывает большое количество красных кровяных телец (эритроцитов). Часть из них после рождения распадается. Как только родившийся ребенок начинает дышать, для окисления его тканей достаточно уже меньшего количества эритроцитов. Краситель, освободившийся из распавшихся красных кровяных телец, подвергается в печени определенному процессу, становясь причиной появления желтой окраски тканей новорожденного (желтухи).

Виды желтух у новорожденныхВыделяют два вида желтух у новорожденных. Это физиологические и патологические желтухи. Физиологическая желтуха бесследно исчезает в течение короткого промежутка времени. Паталогическая желтуха новорожденных вызывается заболеваниями и часто требует пристального медицинского контроля. Рассмотрим каждую подробнее.

Рефлекс ходьбы (шаговый)

Двигательные функции ребенка закладываются задолго до его рождения, уже в утробе матери. Внутриутробное движение рук и ног приводит к тому, что в момент рождения ребенок начинает двигаться. Мышечное и структурное развитие, достигнутое в утробе, вкупе с нервным контролем позволяют младенцу осуществлять движения сразу при появлении на свет. В первые часы после рождения у ребенка наблюдаются: шагательный, хватательный, плавательный рефлексы, рефлекс ползания и др.

Шаговый рефлекс у новорожденного

Задатки пренатального внутриутробного движения плавно переходят в постнатальное (после появления ребенка на свет).

У новорожденного отсутствуют движения, направленные на сохранение определенной позы. У него преобладает тонус мышц-сгибателей. В состоянии покоя пальцы его обычно сжаты в кулачки, а ноги подтянуты к животу. Отдельные движения конечностей отрывисты и резки.

При соприкосновении стопы с твердой поверхностью ребенок начинает выполнять медленные примитивные движения, напоминающие ходьбу. Безусловные физиологические рефлексы новорожденного редуцируются в течение нескольких месяцев, что необходимо для правильного развития. Например, развитие моторных навыков кисти невозможно без угасания хватательного рефлекса. Прогностическая ценность отклонений, обнаруживаемых при оценке безусловных рефлексов, весьма невелика.

При опоре на стопы во время легкого наклона тела кпереди ребенок делает шаговые движения. Шаговый рефлекс в норме хорошо вызывается у всех новорожденных и исчезает к 2 месяцам жизни. Оценка рефлекса автоматической ходьбы очень важна для врача, так как помогает выявить место поражения нервной системы и ее степень.

Тревожными признаками являются отсутствие рефлекса автоматической ходьбы или ходьба на «цыпочках» с перекрестом ног.

У новорожденного нет готовности к стоянию, но он способен к опорной реакции. Если держать ребенка вертикально на весу, то он сгибает ноги во всех суставах. Поставленный на опору ребенок выпрямляет туловище и стоит на полусогнутых ногах на полной стопе. Положительная опорная реакция нижних конечностей является подготовкой к шаговым движениям. Если новорожденного слегка наклонить вперед, то он делает шаговые движения (автоматическая походка новорожденных — прим. biofile.ru). Иногда при ходьбе новорожденные перекрещивают ноги на уровне нижней трети голени и стоп. Это вызвано более сильным сокращением аддукторов, что является физиологичным для этого возраста и внешне напоминает походку при детском церебральном параличе.

Реакция опоры и автоматическая походка физиологичны до 1-1,5 месяцев, затем они угнетаются и развивается физиологическая астезия-абазия. Только к концу 1-го года жизни появляется способность самостоятельно стоять и ходить, которая рассматривается как условный рефлекс и для своего осуществления требует нормальной функции коры больших полушарий.

У новорожденных с внутричерепной травмой, родившихся в асфиксии, в первые недели жизни реакция опоры и автоматическая походка часто угнетены или отсутствуют. При наследственных нервно-мышечных заболеваниях реакция опоры и автоматическая походка отсутствуют из-за резкой мышечной гипотонии. У детей с поражением ЦНС автоматическая походка задерживается надолго.

Формирование ходьбы начинается с попыток переступать (примерно в 5 месяцев). К 8 месяцам дети уже хорошо переступают, Делая большое количество шагов, если их поддерживать под мышки. Затем они начинают ходить, держась двумя руками за перила, Подвижный стул или поддерживаемые взрослыми. От 9 до 11 месяцев ходьба становится возможной и при поддержании ребенка только за одну ручку. К году, а иногда и позже они научаются ходить совершенно самостоятельно, делая сначала несколько шагов и, наконец, преодолевая большие расстояния.

Сидение, стояние, вставание, ходьба представляют собой сложные двигательные акты, построенные по типу цепных рефлексов. Овладение ими и произвольное выполнение их ребенком свидетельствуют о больших успехах в развитии у него моторики.

Основные безусловные рефлексы грудного ребенка с позиции их семиотической значимости разделяют на две группы:

  • Сегментарные двигательные автоматизмы, обпечивающиеся сегментами ствола (оральные автоматизмы) и спинного мозга (спиналные автоматизмы).
  • Надсегментарные позотонические автоматизмы, обеспечивающие регуляцию мышечного тонуса в зависимости от положения тела и головы (они регулируются центрами продолговатого и среднего мозга.).

К оральным сегментарныем автоматизмам относятся:

Cосательный рефлекс:При введении указательного пальца в рот на 3-4 см ребеного делает ритмичные сосательные движения. Рефлекс отмечается в течение 1ого годажизни.

Поисковый рефлекс (рефлекс Куссмауля): При поглаживании в области укла рта присходит опукани губы, отклонение языка и поворот головы в сторону раздражителя.

Шаговый рефлекс

Надавливание на серединуверхней губы вызывает открытие рта и разгибание головы. При надавливании на сеередину нижней губы опускается нижняя челюсть и сгибается голова.Этот рефлекс особенно хорошо выражен за 30 мин до кормления. Оращают внимание на симметричность рефлекса с двух сторон. Поисковый рефлекснаблюдается до 3—4 мес., затем угасает.

Хоботковый рефлекс:Быстрый удар пальцем по губам вызывает вытягивание губ вперед. Этот рефлекс сохраняется до 2—3 мес.

Ладонно-ротовой рефлекс (рефлекс Бабкина):При надавливании большим пальцем на область ладони новорожденного, ближе к тенару, происходит открывание рта и огибание головы. Рефлекс ярко выражен у новорожденных в норме. Вялость рефлекса, быстрая истощаемость или отсутствие свидетельствуют о пораженни ЦНС. Рефлекс может отсутствовать на стороне поражения при перферическом парезе руки. После 2 мес он угасает и к 3 мес исчезает.

К спинальным двигательным автоматизмам относятся:

Хватательный рефлекс: Если поместить на ладони новорожденног указательные пальцы врача, происходит сгибагние всех пальцев ребенка и охватывание пальцы врача. В некоторых случаях новорожденный очень сильно обхватывает пальцы врача, и ребенка при этом можно приподнять (рефлекс Робинсона). При парезах кистей рук рефлекс может быть ослаблен или отсутствовать. Такой же хватательный тонический рефлекс можно вызывать и с нижних конечностей. При надавливании болбшим пальцем на подушечку стопы происходит подошвенное сгибание пальцев. Хватательный рефлекс отмечается до 3-4 мес.

Рефлекс Моро:Этот рефлекс вызывается различными приемами: внезапным пассивным разгибанием нижних конечностей, приподниманием разогнутых ног и таза над постелью и ударом по поверхности, на который лежит ребенок, на расстоянии 15 см от головы. При вызывании этого рефлекса происходит отведениерук в стороны и разгибание пальцев (первая фаза), затем руки возвращаются в исходное положение (вторая фаза). Этот рефлекс вызывается сразу после рождения при манипуляции акушера. В единичных случаях он может отсутствовать в первые несколько дней. Более длительное отсутствие указывает на поражение ЦНС. При перферическом парезе руки он может отсутствовать на стороне поражения. Ассимитрия рефлекса бывает пригемипарезе. Этот рефлекс выражен до 4-5 мес.

Защитный рефлекс:В положении на животе ребенок поварачивает голову в сторону. При поражении нервной системы и высоком тонусе он запрокидывает голову назад, чтоиногда неправильно оценивается как умение держать голову.

Рефлекс опоры:Если поднять ребенка, взяв его подмышки обеими руками и удерживая указательными пальцами голову со стороны спины, он сгибает ноги втазобедренных и коленных суставах, а стопы — в тыльную сторону. Поставленный на опору, ребенок выпрямляет туловище. Рефлекс выражен до 1-1,5мес.

Рефлекс автоматической походки:Ребенка ставят на опору в положении, при котором вызывается рефлекс опоры. Если его слегка наклонить вперед, то ребенок делает шаговыедвижения. Это особенно хорошо выражено, когда новорожденного ставят на наклонную плоскость. Рефлекс физиологичен до 1-1,5 мес.

Рефлекс ползания (рефлекс Бауера):Ребенка укладывают на живот; голова и туловище должны быть расположены по средней линии. В таком положении ребенок приподнимает голову на несколько секунд и поворачивает ее вправо и влево, производя при этом ползающие движения (спонтанное ползание). При надавливании ладонью наподошву отталкивание усиливается и в движение включается руки. В первые 3 дня этот рефлекс в норме у новорожденных вызывается с трудом. Рефлексналюдается до 4 мес и затем угасает.

Рефлекс Галанта:Проведение указательным пальцем вдоль паравертебральной линии от плеча к ягодицам вызывает сгибание туловища новорожденного вогнутостью всторону раздражителя. В первые несколько дней в норме у новорожденного этот рефлекс может быть ослаблен или отсутствовать. Рефлекс выражен до3-4 мин.

Рефлекс Переса:Проведение указательным пальцем по позвоночнику от копчика к шее вызывает у ребенка крик, лордозирование туловища, сгибание верхних и нижнихконечностей, приподнимание головы. Рефлекс наблюдается до 3-4 мес. Оценка рефлексов производится по шкале: Удовлетворительный, повышенный, сниженный, отсутствует.

P.S.: Если у Вас возникли какие-либо вопросы по данному материалу — задавайте их нашим детским врачам в разделе КОНСУЛЬТАЦИИ.

Безусловные рефлексы новорожденных детей

А я своего вчера ставлю, мол шагай! А он нивкакакую! Намучила детку 🙂 Слава Богу, разьяснили! Стал пружинить вроде и опирается хорошо, вот только пальчушки немного поджимает еще…

Шаговый рефлекс нужно развивать, а не ждать, когда он пропадет, чтобы из врожденного перешел в приобретенный. Мы пост занимались и он у нас был всегда, все плавно перешло в хождение самостоятельно. Мы постоянно занимались, но рефлекс все равно пропал около 4 месяцев. Опора на ножки была, но ребенок пританцовывал, а не ходил, так что я считаю, что это уже не рефлекс. Пошел приставным шагом до 7 мес, в 7,5 ходил с ходилкой, в 8,5 уже сам.

Псевдомонодиминута

29.07.2009, 11:57

У нас к 5 мес. еще был. Совсем чуть-чуть, но был. Проблемы по неврологии имелись и имеются, но не сказала бы, что серьезные (в рамках обычной родовой травмы). Впрочем, время покажет.

интересно, а у нас не прошел… самая любимая развлекуха — беру его под мышки и он пытается топать..

нам 3 с половиной.ходим)))

интересно, а у нас не прошел… самая любимая развлекуха — беру его под мышки и он пытается топать.. это просто про нас написано! :love:

Шаговый рефлекс в 6 месяцев..

Существует около ста способов проверить здоровье малыша, воспользуйся основными.

Шкала Апгар — первая оценка в жизни ребенка. Сразу после появления в мир и тщательного обзора врачами ребенок получает первую в своей жизни оценку — по шкале Апгар. Частота сердцебиения, ритмичность дыхания, мышечный тонус, наличие первых рефлексов, цвет кожных покровов — все это оценивается на первых минутах жизни малыша. Лучшие из лучших получают 10 баллов, большинство — 7-8.

Твой малыш  при рождении не попал  в чемпионы и получил  далеко не 10 баллов? Не сокрушайся: почти все малыши, которые немного отстали на старте, вскоре догоняют своих одногодков. Чтобы успокоить себя окончательно, самостоятельно проверь безусловные рефлексы ребенка.

Сосательный рефлекс. В первые два-три дня после рождения сосательный рефлекс в большинстве малышей развит не так активно, как хотелось бы.

А некоторым малышам придется долго и терпеливо «объяснять», что мамина грудь — это очень вкусно. Не огорчайся и не делай поспешных выводов о здоровье  малыша — у подавляющего большинства деток сосательный рефлекс «расцветает» на третий день.

Рефлекс Куссмауля. Иначе говоря — поисковый эффект. Малыш, почувствовав на своей щечке прикосновение маминого соска (или пальца), возвращает головку в ту сторону, пытаясь поймать «источник счастья». Этот рефлекс работает до 3-4 месяцев.

Потом ему на смену приходит зрение: малыш видит грудь или бутылочку и руководствуется уже зрительными ассоциациями, а не тактильными.

Рефлекс кляпа. Звучит ужасающе. А значит следующее: если что-то твердое упирается в заднюю часть горла малыша, его нижняя челюсть и язык делают выталкивающие движения.

Этот рефлекс хранится у человека вся жизнь, но язык участвует в нем лишь первые 6 месяцев. Вот почему так трудно научить малыша есть из ложечки в первом полугодии его жизни.

Особенная группа: спинальные рефлексы.

Эта группа рефлексов свидетельствует о нормальной работе центральной нервной системы.

Рефлекс Бабкина. Нажми на ладошку малыша. Он тутиже открыл рот, правда? А иногда — и глазоньки. Этот рефлекс ярко выражен на первом месяце жизни. До конца второго он исчезает.

Рефлекс Робинзона. Вложи в ладошку малыша пальчик и немного нажми. Малыш обхватил палец, и так крепенько, что его можно даже поднять, так? Этот рефлекс можно использовать для развивающих игр. Давай малышу в ручки какой-либо предмет (или свои пальцы), пусть пытается подняться.

Эта нехитрое упражнение развивает мышцы ребенка и расширяет пределы мира малыша, предоставляя благоприятное действие на общее развитие малыша.

Хватательный рефлекс на ногах. Если нажать большим пальцем на подушечку под пальчиками малыша, он подгибает пальцы. А если пробежаться от пальчиков к пятке, он расставляет пальчики веером. Этот рефлекс хранится до 3-4 месяцев.

Рефлекс опоры и автоматического хождения. Если поднять малыша под подмышки, он согнет ножки, а если поставить на опору, он выпрямит хребет и будет стоять на полной стопе. Теперь наклони малыша вперед — он автоматически предпримет шаг вперед. Этот рефлекс хранится до 2 месяцев. Его можно использовать во время «физзарядки».

Защитный рефлекс. Если ребенка в возрасте до одного месяца положить на животик, он  повернет головку в сторону. Так малыш обеспечивает себе свободу дыхания. На втором месяце он научится держать головку и этот рефлекс забудется, отпадет по ненадобности.

Рефлекс активной защиты. Если уколоть малыша (например, во время забора крови для анализа), он примет ручку или ножку, а во второй раз будет делать отталкивающие движения, пытаясь защититься от обидчика.

Отличная статья!!! Читать до/после общения с неврологом. Рефлексы новорожденных

Рефлекс ползания. Появляется на 3-4 день жизни, начиная с 4 месяца постепенно угасает. Положи малыша на животик и оснований руки под ножки. Малыш будет пытаться оттолкнуться и поползти. Это очень интересно и очень полезное упражнение.

Рефлекс Переза. Этот рефлекс почему-то неприятен малышам : во время его проверки детки кричат, выгибают спинку, поднимают головку, ручку и ножки. Поэтому не напрягай малыша частыми проверками этого рефлекса.

Методика проверки : положи малыша на животик и проведи пальцами по хребту от копчика к шее. Простое движение, но столько эмоций! К сожалению, негативных… Но такая реакция — свидетельство правильного развития центральной нервной системы, так что иногда придется доставлять малышу и неприятные секунды… Рефлекс Переза хранится до 3-4 месяцев.

Рефлекс Галанта. Сделай противоположное движение: проведи пальцами по хребту малыша от шеи к копчику. Реакция здорового малыша такая: малыш выгнет спинку в твою сторону, туда же вернется и его головка. Иногда разгибается и отводится ножка. Этот рефлекс проявляется на 5-6 день жизни и хранится до 3-4 месяцев.

Рефлекс Боро. Этот рефлекс можно проверить разными способами. Вот один из них : дайте малышу, когда он лежит на спине, ухватиться за свои пальчики, пусть попробует подняться.

Но до того, как его головка оторвется от стола, заберите у него пальцы. В ответ на такую не очень честную провокацию малыш резко раскинет ручки в стороны, пальчики будут растопыренными. Потом малыш опустит ручки и согнет их в локтях.

Выйдет эффект объятия : таким образом малыш пытается прицепиться к маме, внезапно потеряв ее. Это рефлекс, судя по всему, достался нам от далеких предков — обезьян. Очень ярко он проявляется на первом месяце жизни, до 4-5 месяцев исчезает.

Как меняется новорождённый: особенности развития по неделям

От рождения до четырёх недель грудничок считается новорождённым. За это время ребёнку предстоит восстановиться после родов, адаптироваться к новому миру и запустить работу всех систем организма. И, несмотря на то, что природа заранее позаботилась о крохе, наделив его огромными возможностями, мамам необходимо знать, как происходит развитие новорождённого по неделям, чтобы не упустить возможные отклонения и грамотно организовать уход.

Первая неделя

Хоть ваш малыш и кажется вам самым прекрасным созданием на свете, его внешний вид может немного отличаться от ожиданий. Привыкая к воздушной среде, кожные покровы новорождённого обретают красный цвет, который сменится на бледно-розовый уже к концу недели. На пятые сутки иногда начинается шелушение. Оно также скоро пройдёт, нужно лишь смазывать кожу детским маслом.

В стерильном кишечнике младенца поселяются полезные микроорганизмы. В течение нескольких суток меконий, первородный кал, сменится на обычный стул жёлтого цвета.

За первые 7 дней жизни малыши теряют в весе, по календарю развития этот показатель не должен превышать 10%. Снижение массы тела малютки происходит из-за первоначальных сбоев в лактации и значительных энергозатрат организма. Чтобы поскорее наладить грудное вскармливание, маме нужно чаще давать ему грудь.

Заметив желтушный цвет кожи, сообщите об этом своей патронажной сестре. Не стоит пугаться, обычно он проходит после семи дней без специального лечения.

Основную часть времени малютка спит. В редкие периоды бодрствования он скован в движениях и принимает позу, к которой привык во внутриутробной жизни.

Первое время у новорождённых может наблюдаться небольшое косоглазие, обусловленное слабостью мышц, которые осуществляют движение глазного яблока. Но и это явление соответствует нормам по календарю развития грудничков.

Терморегуляция малыша находится на этапе становления. Одевая ребенка, помните, что перегрев может оказаться не менее опасным, чем замерзание.

Что может недельный грудничок

Новорождённый отлично различает запахи. Уже после 5 дней жизни младенец повернёт голову к смоченному в грудном молоке тампону из ваты.

Вторая неделя

Двухнедельный младенец значительно продвинулся на пути к адаптации. С 8 по 14 день многие не только восстанавливают потерянный вес, но и прибавляют до 150 гр. Заживает пупочек ребёнка, что позволяет мамам ненадолго выкладывать его на животик.

А вот с пищеварительной системой все не так хорошо. По календарю развития наступает время кишечных колик. Неприятными ощущениями, связанными с повышенным газообразованием, страдает всего 20% новорождённых. О том, что капризы и плач ребёнка связаны именно с коликами, можно понять по его подгибающимся к животу ножкам. Это непростое испытание для всей семьи будет длиться на протяжении трёх месяцев. А «скрасить» время и немного облегчить жизнь поможет уйма народных методов и аптечных микстур.

Малыш по-прежнему много спит (15–18 часов). После хорошего кормления вы можете заметить на его лице милую мимолётную улыбку.

Что может двухнедельный ребёнок

Дети на второй неделе жизни способны ненадолго зафиксировать взглядом неподвижные предметы. На расстоянии 20 см новорождённый может разглядеть даже лицо мамы.

Третья неделя

С 14 по 21 день по календарю развития ребёнок набирает ещё 200 гр, чем особенно радует родителей. Двигательная активность крошки возрастает, а мышцы укрепляются, некоторые малыши могут ненадолго приподнять головку.

К этому возрасту вы скорее всего уже нашли способ успокоить плачущего грудничка: одни качают, другие пеленают или дают сразу грудь.

К коликам могут прибавиться ещё и срыгивания. Если их объем не более одной столовой ложки, поводов для беспокойства нет, просто постарайтесь после каждой трапезы какое-то время держать малыша столбиком.

Иногда на его голове появляются корочки. Чаще всего это является реакцией на съеденные мамой продукты или связано с деятельностью сальных желез. Корочки быстро проходят, если их размягчать и вычёсывать мягкой щёточкой.

Что может грудничок трёх недель жизни:

  • разглядывает предметы на расстоянии 0,5 м;
  • проявляет активность на знакомые голоса;
  • затихает при виде чего-то нового;
  • хватает родителей за пальцы и волосы.

Четвёртая неделя

К четвёртой неделе жизни младенец заметно меняется: уходит послеродовой отёк, проявляются черты лица, взгляд становится более сфокусированным.

Голова младенца все ещё не до конца округлилась, на ней можно заметить «живые» роднички, которые поначалу пугают многих родителей. Во время родов они помогли крошке появиться на свет, а сейчас эти уязвимые места детской головки лучше прикрыть тоненькой шапочкой даже в отсутствие сквозняков.

Окрепшие мышцы позволяют ребёнку все дольше удерживать головку лёжа на животе.

В первый месяц гипертонус мышц у детей не считается отклонением, т. к. созревающий мозг новорождённого не в состоянии регулировать работу мышечной системы.

За этот нелёгкий период ребёнок заметно набрал в весе – от 600 до 1000 гр и подрос на 4 см. Это усреднённые нормы по календарю развития, многие малыши их с лихвой обгоняют.

Но особым достижением является проявление «комплекса оживления». Теперь он узнаёт родные лица и осмысленно улыбается в ответ.

Что может грудничок 1 месяца:

  • активно двигать ножками и ручками;
  • выражать эмоции радостным или недовольным криком;
  • узнавать маму по запаху и голосу;
  • в положении лёжа приподнимать голову.

Сколько должен есть новорождённый

Определить объем выпитого молока малыша, который питается на грудном вскармливании, очень сложно. Для остальных деток норму можно рассчитать: умножаем число дней жизни на 10, или свериться с нашей таблицей.

С 10-го дня и до окончания первого месяца дети в среднем потребляют 100 мл молока или смеси. После 4-х недель объем еды увеличится до 120 мл.

Рефлексы новорождённых

Появляясь на свет, ребёнок владеет некоторыми врождёнными рефлексами. С возрастом одни угасают, а другие появляются или усложняются. Отсутствие основных рефлексов, как и их раннее угасание, свидетельствует о наличии патологии.

Лёжа на животе, кроха инстинктивно поворачивает голову, проявляется с первых минут жизни.

Сосательный

Если вложить в рот младенцу пустышку или палец, он начнёт активно иго сосать. Этот рефлекс многие мамы могут наблюдать даже на последних УЗИ малютки во время беременности.

Хватательный

Если легонько надавить пальцем на ладонь крошки, он схватится. Иногда сила малыша настолько велика, что можно приподнять его из лежачего положения.

При соприкосновении с твёрдой поверхность ножки малыша приподнимаются и опираются на ступни. Если наклонить корпус малютки немого вперёд, он будет забавно имитировать ходьбу. Оба рефлекса исчезнут после 1,5 месяцев.

Рефлекс ползания

Если подпереть стопы лежащего на животе младенца рукой, он оттолкнётся. Его также называют рефлексом Бауэра.

Подошвенный

Если надавить на подушечку стопы малютки, его пальчики будут рефлекторно сгибаться.

Оценку рефлексов проводит врач-невропатолог. Во время диагностики грудничок должен быть покормлен и спокоен, иначе выраженность рефлексов может отличаться.

О нормах их появления и угасания можно узнать из таблицы:

Какими бы темпами ни происходило развитие вашего грудничка, старайтесь меньше нервничать и переживать, ведь ваш настрой быстро передаётся маленькому человечку. И пусть в вашем календаре развития будет побольше праздничных дат!

Развитие новорожденного по неделям

Первые дни и недели жизни ребенка являются сложными и для родителей, и для младенца. Мамы и папы в период новорожденности, который длится 4 недели после родов (28 дней), учатся ухаживать и заботиться о малютке, а ребенок адаптируется к новым условиям жизни. Насколько успешно пройдут эти процессы, зависит от многих факторов. И одним из них является понимание, как именно развиваются новорожденные, чтобы вовремя отреагировать на какие-либо проблемы и обратиться к педиатру для их устранения.

Основные этапы развития

Еще во время пребывания в роддоме у ребенка начинается этап адаптации к изменившимся условиям жизни. На этом этапе все системы органов крохи приспосабливаются к новым условиям:

  • Начинают работать легкие. а кровообращение перестраивается на функционирование с включением малого круга.
  • Голова крохи в первые дни жизни довольно часто вытянутая, что связано с податливостью костей черепа и прохождением малютки через родовые пути. Ее форма становится правильной к 2-недельному возрасту. Кроме того, у многих младенцев на голове возникает родовая опухоль, бесследно исчезающая через 1-2 дня.
  • Кожа сразу после родов отличается красноватым оттенком. У многих деток с третьего дня она приобретает желтый оттенок – так проявляется физиологическая (неопасная) желтуха, которая в норме исчезает к 2-недельному возрасту.
  • Нервная система весьма чувствительная и работает активно. Проявляются разные безусловные рефлексы, среди которых основными выступают поисковый и сосательный.
  • Терморегуляция пока несовершенна, поэтому у крохи нередки резкие перепады температуры тела. Младенец легко перегревается и быстро замерзает.
  • У новорожденного отлично развиты слух, обоняние, вкус и осязание. В то же время зрение ребенка слабое, он видит все нечетким и расплывчатым.
  • У многих малышей после родов наблюдается небольшое косоглазие, вызванное слабостью глазных мышц. Такое состояние со временем проходит самостоятельно.
  • Мочеиспускание в первые сутки происходит 4-6 раз, а затем число мочеиспусканий в сутки достигает 15-20 раз. У многих детей в первый день моча приобретает красноватый оттенок, что является нормой и связано с малым содержанием воды в молозиве.
  • В кишечник крохи, который ранее был полностью стерильным, попадают разные микроорганизмы. Из кишечника начинает выделяться меконий (так называют темный кал, который скопился в пищеварительном тракте младенца к моменту родов), а затем кал светлеет и становится более жидким.

Выпуск программы знаменитого детского врача Е. Комаровского, посвященный новорожденным деткам, смотрите ниже:

На следующем этапе развития, который начинается после выписки, родителям приходится сталкиваться с разными трудностями, например, с коликами, часто беспокоящими младенца со 2-3 недели жизни.

Также новоиспеченную маму могут ожидать сложности налаживания лактации, с которыми лучше всего бороться частыми прикладываниями.

К концу этапа новорожденности младенцы заметно меняются – их черты лица становятся более четкими, послеродовая отечность исчезает, взгляд фокусируется на лицах и предметах.

Мышцы крохи укрепляются, что позволяет ему ненадолго приподнимать голову и двигать конечностями. Кроме того, малыш радует близких «комплексом оживления» — узнаванием их лиц, активными движениями и проявлением положительных эмоций.

Сколько грамм набирают новорожденные в неделю?

Прибавка веса новорожденного младенца зависит от разных факторов (пола, питания мамы, наследственности, состояния здоровья и других), но существуют усредненные показатели, показывающие, сколько в среднем прибавляет малютка на каждой неделе жизни.

Вес и сколько малыш должен прибавить:

Мальчики рождаются с весом 2500-4400 г, девочки – с весом 2400-4200 г.

В первые дни нормальной является потеря до 10% веса (в среднем теряют 5-7%), с которым кроха родился, но к концу первой недели малыш зачастую набирает этот вес обратно, а некоторые младенцы еще и прибавляют до 100 г.

В начале этой недели вес ребенка примерно тот же, с которым он родился, но некоторые младенцы на второй неделе все еще возвращают вес, потерянный после родов. Большинство малышей начинают активно прибавлять в весе и набирают в среднем 150-250 г (минимум 20 г в день).

На этой неделе детки прибавляют примерно 200-250 г.

К концу недели ребенок прибавляет в среднем 170-200 г, поэтому вес мальчиков в 4 недели составляет 3400-5800 г, а девочек – 3200-5500 г.

Помните, что данные в таблице являются примерными, а каждый карапуз развивается индивидуально, поэтому допустимы небольшие отклонения. Если же отличия от данных показателей значительные, проконсультируйтесь с педиатром.

Свежее в разделе «По возрасту»

Развитие ребенка по месяцам до года

Первый месяц жизни ребенка

Развитие ребенка в 1 месяц

Развитие ребенка в 2 месяца

Развитие ребенка в 2 года

Развитие ребенка в 2,5 года

Развитие ребенка в 3 года

Развитие ребенка в 4 года

Графики роста, веса и других важных показателей развития детей по данным ВОЗ

Когда ребенок начинает сидеть самостоятельно?

Как развивать ребенка в 1 месяц?

Как развить внимательность у ребенка 8 лет?

Все права защищены, 14+

Копирование материалов сайта возможно только в случае установки активной ссылки на наш сайт.

Первые минуты, часы, дни.

Какой он, ваш долгожданный, любимый и неповторимый малыш? Многие родители, особенно те, кто сталкивается с новорожденным впервые, удивлены внешним видом их крохи. Где тот пухлощекий карапуз из рекламы подгузников? Новорожденный выглядит хрупким и беззащитным. У него большая по сравнению с телом и конечностями головка, причем в первые пару недель ее форма может быть немного вытянутой за счет того, что она проходила по достаточно узким родовым путям. Ручки, ножки, шейка болтаются, а сам он может быть от яркого розового до синюшного цвета! Но уже через несколько минут вы поймете, что красивее и роднее нет для вас существа на целой планете! И вот вы уже вглядываетесь, пытаясь разглядеть на кого же похож ваш кроха, какого цвета его волосики и глазки.

На момент рождения вес новорожденного обычно колеблется в пределах от 2800 г до 4500 г. Длина его тела — от 48 до 56 см.

Сразу же, после того как произошло рождение ребенка, если он здоров, и мама в нормальном состоянии, выкладывают ей на живот, чтобы состоялся первый кожный контакт и заселение тела и рта малыша микрофлорой мамы. Врачи подождут, пока пуповина перестанет пульсировать, и пересекут ее. А врач-неонатолог оценит ребенка по шкале Апгар дважды — на первой минуте, а потом еще на пятой минуте его жизни. Эти оценки — не прогноз для жизни и здоровья. И не нужно расстраиваться, если ребенок не набрал все 10 баллов. Шкала Апгар и оценка по ней ребенка важны врачу, они дают ему информацию — требует ли ребенок оказания помощи или можно оставить его на животе мамы лежать до перевода в палату. Хорошими баллами считают от 7–8, если ребенку поставили ниже этого, скорее всего, его возьмут в детское отделение под наблюдение.

Очень ответственными являются первые два часа жизни ребенка. Ведь ему нужно приспособиться к совершенно новым условиям жизни. На него обрушивается огромный поток информации. Яркий свет буквально ослепляет, заставляя жмуриться. Появляется большое количество самых разных звуков. За счет испарения влаги с поверхности кожи температура тела понижается, что может вызвать холодовой шок. Поэтому малыша сразу согревают, укутывая в теплые пеленки.

К тому же, добавляются новые для ребенка тактильные ощущения. Все это вызывает у малыша определенные реакции. Обычно он сначала громко и долго кричит, а потом засыпает на несколько часов. Ребенок переживает так называемый «родовой катарсис».

Логическим завершением родов является выкладывание малыша на мамин живот и первое прикладывание к груди. В момент перерезания пуповины происходит разрыв драгоценной ниточки, связующей мать и дитя не только в физическом понимании этого слова, но и в их душевном, мысленном единении. Поэтому с первыми каплями молозива, а затем с первой струйкой драгоценного маминого молочка происходит восстановление этой незримой нити, которая будет сохранятся на протяжении первого года жизни и до тех пор, пока потребности малыша будут поддерживать её.

Полезно знать Ребенок в первые четыре недели жизни (двадцать восемь дней) считается новорожденным.

Психологические аспекты этого периода

Перинатальная психология (наука, изучающая обстоятельства и закономерности развития человека на ранних этапах: пренатальной (до рождения), перинатальной (в родах) и неонатальной (сразу после рождения, в период новорождености) фазах развития, и их влияние на всю последующую жизнь).

Эта область психологии сейчас развивается очень активно, поэтому то что происходило с вами во время беременности, то что вы переживали в момент рождения вашего малыша(здесь уместно упомянуть «матрицы» Станислава Грофа), то что происходит с ним в первые дни и недели его жизни — может оказать существенное влияние на всю его последующую жизнь.

С точки зрения психологов ребенок сразу после рождения переживает кризис новорожденности. Это своеобразный промежуточный этап между внутриутробным образом его жизни и внеутробным. Ребенок до такой степени беспомощен, что, если бы рядом не было взрослого человека, он бы погиб в первые часы после рождения.

Полезно знать Кризис новорожденности — относительно короткий период в жизни ребенка (1–2 месяца), который характеризуется психологическими изменениями, выраженные в лишении ребенка основных средств общения со взрослыми, беспомощности, переходе от пренатального до постнатального развития и т.п..

Поэтому сейчас самое главное, что может сделать мама — это создать для своего чада спокойную доброжелательную обстановку. Ведь ему необходимо восстановить потраченные силы, приспособиться к новым условиям жизни. А для этого нужен покой, внимание, нежность и любовь.

Что нужно знать о первых днях ребенка

В последующие дни после рождения с ребенком будут происходить некоторые изменения, которые не должны вас пугать. Прежде всего — в первые несколько дней малыш может потерять немного в весе. Нормальной считается потеря до 10% от веса при родах. Это возникает из-за испарения жидкости с кожи, опорожнения мочевого пузыря и кишечника, а также из-за небольших пока еще объемов молозива, получаемых ребенком. Это не опасно, на 3–4 сутки происходит прибытие молока, и ребенок начнет активно прибавлять в весе, восстанавливая первоначальную массу, а потом и полнея.

На 2–4 день (если вы в роддоме) вам предложат сдать анализы крови на наследственные и врожденные болезни, особенно опасными из которых считают гипотиреоз и фенилкетонурию. Именно взятая в роддоме кровь позволяет их выявить рано и начать лечить без последствий для здоровья.

Стул. Что нужно знать.

  • Первые порции первородного кала появляются через 8–10 часов после родов или прямо во время них.
  • Обычно меконий полностью выходит у младенцев, в 80% случаев, в течение двух-трех суток после рождения. Затем такой кал меняется на переходный стул, который содержит комочки молока и имеет зеленовато-коричневый цвет.
  • Испражнения грудного ребенка на 5–6 день приходят в норму.
  • У остальных 20% малышей первородный кал начинает выделяться до рождения, когда он ещё пребывает в животике у мамы.
  • Цвет первородного кала — мекония — у грудничка обычно темно–зеленый, при этом он не имеет запаха, а по виду напоминает смолу: такой же вязкий.

Полезно знатьЕсли малыш после рождения не испражняется на протяжении двух суток, то, возможно, произошла закупорка кишечника калом (мекониевый илеус). Такая ситуация возникает из-за повышенной вязкости первородного кала. Об этом нужно сообщить врачам, которые сделают ребенку клизму, или освободят кишечник с помощью ректального зонда.

На 2–3 день после рождения малыша может появиться физиологическая эритема. Проявляется эта форма эритемы у новорожденных покраснением кожи, связанным с расширением капилляров кожи. Чаще всего, покраснение можно заметить на коже кистей и стоп. Держатся покраснения около трех суток, после чего проходят.Вторичный симптом физиологической эритемы — шелушение кожи, появляется он на 3–5 день после рождения.

На крыльях носа, подбородке, переносице новорожденного появляются иногда маленькие желтовато-белые узелки, подобие угрей. Это так называемые милии — тоже явление естественное. Ничуть не беспокоя ребенка, они исчезают сами по себе через одну-две недели.

На третьи сутки жизни или чуть позже малыш может начать желтеть и становится похожим на лимончика — окрашиваются не только кожа и слизистые, но даже белки глаз. Мамы часто пугаются этого, хотя данное явление вполне физиологичное — это процесс разрушения фетального (или плодного) гемоглобина, который уже не нужен. Печень ребенок еще незрелая и не успевает справиться с большим количеством разрушающихся пигментов (в основном — билирубина), образующихся из гемоглобина, поэтому часть из них попадает в кровь и разносится по телу, прокрашивая кожу и слизистые оболочки. Эта желтушка проходит в среднем 2–3 недели и не опасна для здоровья крохи.

В первые дни можете заметить, что у вашего маленького слегка припухли обе грудные железы. У девочки к тому же могли появиться слизистые, серовато-белые, иногда даже кровянистые выделения из влагалища. Все это — проявления так назвываемого полового криза, связанного с действием материнских гормонов. Припухлость обычно достигает максимума к 7–8 дню жизни, и потом постепенно проходит сама собой, не требуя лечения. Ребенка можно купать, как обычно, а девочку, пока есть выделения (они держатся всего несколько дней), еще и подмывать слабым раствором калия перманганата (марганцовки).

Кормление

Приоритет — грудное вскармливание. Надо ли доказывать, что грудное вскармливание — самое лучшее? Оно было вне конкуренции, когда заменить его можно было только коровьим молоком, оно остается вне конкуренции и сейчас, когда появилось множество сухих молочных смесей, изготовленных по передовым технологиям. В этих смесях с большой точностью воспроизведен химический состав женского молока, они обогащены витаминами и другими полезными добавками. Это достаточно полноценное питание для ребенка.

Но — только питание. А материнское молоко — больше, чем питание. В нем есть то, чего нет и не может быть в искусственных смесях: биологически активные вещества, гормоны, антитела, защищающие от болезней. В последнее время проведены исследования, показавшие, что в материнском молоке появляются антитела против того возбудителя, который вызвал заболевание малыша. Но мало того — вскармливание грудью имеет огромное психологическое значение для обоих: мать и дитя здесь едины.

Хотя сосательный рефлекс является доминирующим и формируется еще внутриутробно, не все дети сразу хорошо берут грудь. Трудности могут возникнуть, если соски у матери плоские, недостаточно выпуклые. Такие соски полагается готовить к кормлению еще во время беременности, по нескольку раз в день осторожно вытягивая их пальцами. Это же надо проделывать перед каждым кормлением, а начиная кормить, средним и указательными пальцами слегка сжать грудь у края ареолы (околососкового кружка) — сосок выдвинется вперед и его легче будет вложить ребенку в ротик. Вкладывать надо не только сосок, но и ареолу — так младенец будет меньше заглатывать воздух, а это — профилактика срыгиваний.

Материнская грудь может оказаться и слишком тугой для вашей крохи. Помочь можно, сцедив первые капли молока. Иногда ребенку становится неудобно сосать просто потому, что мама не догадывается приподымать рукой грудь, и она закрывает ему нос, мешая дышать. Бывает — мама слишком прижимает малыша к себе, и это заставляет его рефлекторно откидывать голову.

Педиатры давно уже отметили, что среди младенцев четко выделяются активно сосущие и ленивые. Активный, сделав несколько поисковых движений головой, сам находит сосок, сосет ритмично, не прерываясь, а «добыв» положенное, сам выпускает сосок и засыпает. Ленивый же (а это чаще ослабленный, чем просто флегматичный), пососав несколько минут, начинает дремать у груди, изредка делая во сне вялые и непродуктивные сосательные движения. Такого приходится побуждать к еде, тормошить, будить, похлопывая по щечке, иногда даже на минутку распеленать, чтобы он окончательно проснулся и стал есть.

Если у вас возникли проблемы с грудным вскармливанием, не стоит складывать руки, и сразу же переводить ребенка на смесь. Возможно стоит ещё побороться за грудное молочко, лучше всего будет получить совет от опытных консультантов по грудному вскармливанию. Скорее всего вашу проблему можно будет довольно легко решить и вы сможете продолжать давать своему малышу лучшее.

Роль импринтинга и воспитания в нервно-психическом развитии детей

У детей с периода новорожденное формируется механизм мгновенного контакта — импринтинга. Этот механизм в свою очередь связан с формированием нервно-психического развития ребенка.

Материнское воспитание очень быстро формирует у ребенка чувство защищенности, а кормление грудью создает ощущение безопасности, комфорта, теплоты. Мать является незаменимым человеком для ребенка: формирует его представления об окружающем мире, о взаимоотношении между людьми. В свою очередь, общение со сверстниками (когда ребенок начинает ходить) формирует понятие социальных отношений, товарищества, тормозит или усиливает чувство агрессивности. Большая роль в воспитании ребенка отводится и отцу. Его участие необходимо для нормального построения отношений со сверстниками и взрослыми, формирования самостоятельности и ответственности за то или иное дело, образа действий.

Физическое развитие в первый месяц

Примерно к середине первого месяца одним из важнейших показателей двигательного развития ребенка является положение на животе. Руки в локтевых суставах согнуты не так сильно, как у новорожденного, а локти уже несколько отодвинуты в стороны от тела. От типичной позы новорожденного остается умеренное сгибание в тазобедренных суставах — ягодицы хотя еще и приподняты, но совсем немного. Ребенок способен не только поворачивать голову в сторону, он может даже поднять ее на несколько секунд, иногда достаточно высоко.

В положении на животе ребенку полезно проводить не менее 40–60 минут в сутки. Выкладывать его на живот следует перед каждым кормлением и сном. Спать на животе детям первого года жизни не рекомендуется из?за повышенного риска задохнуться. В бодрствующем состоянии даже новорожденный ребенок способен рефлекторно повернуть голову в сторону, когда его нос и рот соприкасаются с поверхностью, препятствующей вдоху. Однако не стоит даже здорового ребенка класть на живот таким образом, чтобы его лицо располагалось на подушке, скомканном белье, пушистом ковре.

Помните, что для грудного ребенка существует опасность задохнуться и во время сна на спине. Известны случаи, когда спящая мать придавливала ребенка своим телом. Именно поэтому маленький ребенок должен всегда спать отдельно от родителей, в своей кроватке. Кроме того, опасность представляют и домашние животные, привычка которых спать возле человека и особенно на его груди представляет для маленького ребенка большую угрозу. Если у вас дома есть кот, кошка или котенок, необходимо исключить вероятность их нахождения в колыбели ребенка.

Упражнение Если ребенок к концу первого месяца жизни не начинает приподнимать голову из положения лежа на животе, то можно потренировать эту функцию. Для стимуляции подъема головы заинтересуйте ребенка яркой пищащей игрушкой или зеркалом. Расположите предмет перед его опущенным носом, постарайтесь привлечь его зрительное и слуховое внимание. Поднимайте предмет вверх так, чтобы ребенок вместе с отведением взора вслед за предметом поднимал и голову. Ребенку будет легче поднимать голову, если вы при этом подложите ладонь своей руки под грудь ребенка. В дальнейшем иногда можно подкладывать под грудь ребенку свернутую в виде небольшого валика пеленку или маленькое полотенце.

В этот период у ребенка может наблюдаться дрожание подбородка, головы или рук. Это характерно для 40 % здоровых младенцев на 1?2?й неделе жизни во время плача ребенка, при возбуждении, перед кормлением. Обычно к месячному возрасту тремор исчезает.

Предречевое развитие ребенка в первый месяц

На протяжении первого месяца жизни крик ребенка начинает отличаться. Он зависит от особенностей его физических ощущений и всегда разный.

  • При чувстве голода крик громкий, требовательный, прерывающийся сосательными движениями.
  • Ребенок хочет спать — продолжительное жалобное скуление.
  • Ребенок мокрый — крик?хныканье низких тонов.
  • У ребенка болит живот — громкий, пронзительный крик, прерывающийся вскрикиванием и хныканьем.

Вначале различия крика выражены слабо, и их понимание зависит от глубины эмоционального контакта между матерью и ребенком. Сытый и сухой ребенок в состоянии удовлетворенного бодрствования может издавать неясные гортанные гласные звуки, короткие и тихие, что?то среднее межу «а» и «э». К месяцу жизни ребенок почти перестает самостоятельно произносить эти гортанные звуки.

Тест?упражнение?игра «Отвечать» на ласковую речь и звуки, произносимые взрослым, ребенок начинает с 5–6 недель. Для проверки этой реакции нужно наклониться над ребенком, удовлетворенным после еды, но еще не сонливым. Смотрите ему прямо в глаза, пока не добьетесь ответного зрительного сосредоточения на вашем лице. Начинайте обращаться к нему громко, дополнительно привлекая его внимание к себе. Произносите певучие звуки «ту?у?у», «ля?я?я», «бу?у?у» в течение 1–2 минут. Ребенок отвечает 2–3 раза отдельными звуками. Говорите громко, если вы хотите привлечь внимание малыша, и тихо, когда нужно его успокоить. Изменяя тембр голоса от низкого до высокого и наоборот, можно поддерживать интерес ребенка достаточно долго.

Визит из поликлиники

Такие визиты являются плановыми и обязательными. Называется эта процедура — патронаж новорожденных.

Патронаж — это наблюдение врачом и медсестрой на дому в первые дни жизни ребенка. Он абсолютно бесплатный и не требует предоставления полиса и прописки. Для того, чтобы врач пришел к вам домой, скорее всего потребуется позвонить в детскую поликлинику по месту фактического проживания.

Первый месяц

Родители обязаны иметь хоть малейшее представление о том, как происходит развитие ребенка до года. Так будет гораздо легче понимать свое чадо, ориентироваться в его достижениях. Однако следует учитывать, что все дети разные, что каждый из них — яркая индивидуальность. Поэтому кроха может на один-два месяца отставать или опережать общепринятый календарь развития, и это не считается отклонением от нормы. Итак, давайте вместе проследим за тем, как меняется малыш, постепенно превращаясь из маленького беспомощного существа в самостоятельного человека.

Новорожденные довольно сложно адаптируются к окружающей действительности, ведь их организм работает с огромным напряжением. Поэтому 70% времени они проводят во сне, а редкие минуты бодрствования быстро сменяются усталостью, и кроха погружается в дрему.

Находясь в спокойном состоянии, ножки и ручки малыш обычно сгибает в суставах и прижимает к телу, а когда ребенок бодрствует, его конечности беспорядочно двигаются.

В первый месяц жизни дети плохо фокусируют взгляд, но это совсем не означает, что они не реагируют на окружающий мир — они все слышат, моргают и вздрагивают при резких звуках. С течением времени зрение становится лучше, и примерно к третьей неделе жизни малыш начинает задерживать свой взгляд на неподвижных ярких предметах, на лицах взрослых. Мышцы становятся крепче — вскоре вы заметите, как ваше чадо пытается приподнять головку, лежа на животе. Конечно, ребенок не сможет ее удерживать долго — всего несколько секунд, — но уже будет потихоньку поворачивать голову в разные стороны.

Все дети обладают определенными рефлексами, помогающими им адаптироваться в неизвестной и новой среде. В течение первых месяцев после появления малыша на свет многие из них исчезают (хватательный, поисковый, плавательный, сосательный и другие), однако некоторые — чихание, зевота, моргание, вздрагивание — сохраняются на всю жизнь. За рефлекторной деятельностью новорожденного необходимо следить очень тщательно, и регулярно посещать педиатра, который сможет определить, насколько правильно происходит развитие ребёнка и его нервной системы.

В этот период дети нуждаются в особой заботе, ласке и любви. Именно в первый месяц жизни закладывается базовое отношение и доверие к внешнему миру и строится оно, в первую очередь, на психологической и эмоциональной связи с матерью. Слыша стук ее сердца, чувствуя родной запах, получая от мамы еду, тепло и безопасность, кроха постепенно адаптируется к незнакомой среде и учится адекватно на нее реагировать.

Второй месяц

Примерно ко второму месяцу жизни у детей формируется суточный жизненный ритм — днем они спят, а ночью бодрствуют. Ребенок начинает распознавать ваши прикосновения, голос, эмоционально реагирует, когда с ним разговаривают. К этому времени уже и мама понимает, почему ее чадо капризничает или что хочет сказать, выполняя те или иные действия. Поэтому родителям становится немного легче.

Если первые несколько недель новорожденный преимущественно спит, то потом он практически все время бодрствует, размахивая в разные стороны ногами и руками, так как еще не умеет ими управлять. Однако, попробовав уложить его на бок, вы увидите, что малыш способен самостоятельно перевернуться. Кроме того, ближе к третьему месяцу он уже довольно хорошо держит голову, лежа на животе и опираясь на предплечья.

Постепенно дети учатся контролировать свои руки: к концу восьмой недели они сосут палец, тянут ладошки ко рту, чуть позже смогут потирать глаза и удерживать игрушки. С течением времени ребенок сосредотачивает взор на предметах, появляется заинтересованность: он провожает взглядом людей, отходящих от его кроватки и приближающихся к ней. Если первые дни и недели кроха постоянно плачет, то ко второму месяцу начинает улыбаться не только во сне, но и наблюдая за родителями. Появляется положительная эмоциональная реакция на папу и маму, возникает потребность в общении (комплекс оживления). Это самое приятное время для родителей, ведь малыш, завидев вас издалека, начинает издавать радостные звуки, тянуть ручки и лучезарно улыбаться.

Для того чтобы ваш ребенок вырос самостоятельной и уверенной личностью, в первые месяцы его жизни помогите крохе адаптироваться к новым для него условиям жизни. Для этого постоянно находитесь рядом с малышом, ведь ваше присутствие весьма позитивно отражается на его психоэмоциональном состоянии. Как ни странно это прозвучит, но лучший способ приучить кроху к самоорганизации — это постоянно быть с ним рядом. Постоянное присутствие родителей неизбежно приводит к тому, что ребенок начнет соотносить все свои действия с тем, что делают они. И таким образом ребенок начинает ощущать, что он также является полноправным участником всех происходящих вокруг него событий. Детские психологи утверждают, что это ощущение зарождается у ребенка очень рано — примерно в два-три месяца.

Малыш с соской во рту — вполне привычная картина. Многие родители, готовя вещи для своего крохи, не задумываясь приобретают красивые пустышки. И как только ребенок появляется на свет, ему сразу же дают соску. Конечно, сосание успокаивает малыша. Но ни в коем случае не забывайте о том, что многие ситуации, вызывающие недовольство крохи, на самом деле являются мощным стимулирующим средством для его развития.

Простой пример: кроха недоволен из-за того, что его погремушка лежит слишком далеко. Он начинает кряхтеть и проявлять недовольство, а мама быстренько дает ему соску, особо не разбираясь, в чем именно проблема. Однако это далеко не лучший вариант, ведь при таком подходе желание добиться своего у ребенка очень быстро исчезает. Старайтесь угадывать потребности и желания ребенка и стимулировать его самостоятельность.

Вверх