Советы женщинам!
ЛедиВека.ру » Без рубрики »

Когда лучше отдавать ребенка в детский сад? Мнение психологов

Когда лучше отдавать ребенка в детский сад? Мнение психологов
logo

Посоветовавшись со знакомыми, молодые мама и папа запутываются вконец. Опытные подруги советуют передоверить ребенка воспитателям как можно раньше. Дедушки и бабушки жалеют дитятко, предлагают помощь и отговаривают от садика вообще. Якобы там и с ребятами не церемонятся, и инфекции полно, и дурного легко нахвататься от детей из неблагополучных семей.

Приведем мнения специалистов.

Ясли в раннем возрасте: за и против

Некоторые крохи до полутора лет даже легче переносят расставание с родителями, без капризов остаются в яслях. Однако психологи предупреждают: не стоит разрушать привязанность годовалого создания к дому, родителям. В нежном возрасте она только формируется. Потеря ощущения семьи, раннее перемещение в незнакомую среду может впоследствии сказаться негативно.

Тесный, эмоциональный контакт с матерью – основная потребность ребенка вплоть до 3 лет. От этого общения зависит, сформируется ли у малыша доверие к миру и окружающим людям. Большинство детей полутора лет разлуку с матерью переносят болезненно. С этого возраста лишь начинает ослабевать «сепарационная тревога». Малыш еще привязан к родителям, неохотно идет на контакт с чужими людьми. Если карапузу в детском саду некомфортно, лучше доверить его бабушке или няне.

Педиатры заявляют: к встрече с агрессивной средой иммунная система ребенка в 1 год не готова. Если защита от попавших в дом микробов уже выработана, то в садик каждый карапуз приносит свой «микробный набор», в результате неизбежны частые болезни.

Посещение детсада может стать серьезным стрессом для юного человечка. Приходится менять режим дня, рано вставать, привыкать к незнакомым детям и взрослым, к чужому месту, непривычной пище. Драматичные расставания, нехватка внимания и любви, шум и многолюдие в садике приводят к тревоге, подавленности, слезам. Ослабленный стрессом ребенок становится добычей для микробов, вирусов.

Пассивное сопротивление детскому саду, по мнению психологов, отражается на развитии малыша: интеллектуальном, эмоциональном, физическом. Исследования показали: воспитанники яслей с возрастом отличаются меньшей инициативностью, решительностью, реже берут на себя ответственность.

До полутора лет юный человечек недостаточно знаком со свойствами предметов, плохо чувствует опасность. Индивидуальный присмотр убережет его от травм.

Мнение единодушное: отдавать полуторагодовалого карапуза в ясли стоит лишь при крайней необходимости.

Отдавать ли малыша в детсад в 2–2,5 года?

После 2 лет с ребенком происходят разительные перемены. Он самостоятельно ест, научается выражать желания простейшими звуками, словами; просится на горшок. Стремительно развивается физически: быстрее и увереннее ходит, ползает, осваивает лестницы, вырабатывает чувство осторожности.

Если родители водят чадо на праздники, в гости, в игровые комнаты и развивающие центры, ребенок привыкает к незнакомой среде, спокойно реагирует на чужих людей. Общепризнанный вывод: в этом возрасте кроха быстрее и легче привыкает к новым условиям.

Если садик в этом возрасте – необходимость, нужно укреплять иммунитет малыша. Важно, чтобы родители учили его простейшим навыкам самообслуживания: натягивать колготки, застегивать пуговки, надевать обувь. Тогда дочурка или сыночек лучше подготовятся к детсадовской жизни.

Психологи рекомендуют пристально понаблюдать за ребенком в первые недели после встречи с новым коллективом. Испытывает ли малыш страх перед уходом в группу, как он переживает расставание с близкими, меняется ли его настроение? Реакция не всегда явная. Нередко ребенок внешне послушен, но капризничает по вечерам, хуже засыпает, плачет по ночам, чаще болеет.

Если за несколько недель ситуация не улучшится, налицо проблемы привыкания. В этом случае психологи советуют не настаивать на переменах, оставить ребенка дома.

Некоторые мамочки всерьез считают: в садике малыш лучше развивается. Но в коллективе из 15–20 детей воспитатель не может уделять каждой крохе столько внимания, сколько в семье. Активно познавать мир, учиться самостоятельности можно и под руководством мамы или бабушки.

Все же до 2,5 лет ребенок еще сильно привязан к домашним, весь мир для него сосредоточен в родных. Он мало интересуется другими детьми, не стремится к общим играм, не умеет взаимодействовать. В этом возрасте отрывать дитя от семьи, мамы – вопреки его психологическим потребностям.

Если матери не требуется срочно выходить на работу, лучше не спешить с садиком, отпрыск еще успеет привыкнуть к коллективной жизни.

Старше 2,5 лет

Если малыш достаточно общался с мамой в предыдущие годы, к 3 годам у него сформируется психологическая готовность к набору некоторой дистанции с домашними. В это время ребенок легче остается без родителей, самостоятельно одевается, прибирает вещи. Просыпается интерес к другим детям. Пора раздвигать границы знакомого мира.

Идеальный вариант – после 3 лет потихоньку знакомиться с группой, играть на площадке детского сада, затем приходить на пару часов, на полдня. Такое привыкание без жестких требований пройдет легче. Если при переходе на полный день возникают проблемы, стоит вернуться к щадящему режиму.

Психологи, педагоги единодушны: лучше всего определять ребенка в садик ближе к 3 годам. Педиатры солидарны с этим мнением.

Оптимальным они называют возраст в 3–4 года.

Более зрелая иммунная система лучше противостоит вирусным атакам. Ребенок становится устойчивее психологически, не чувствует себя оставленным родными, спокойнее вливается в новый коллектив.

Аргументы, которые стоит учесть

При поступлении в садик знайте: четверть детей, впервые переступающих его порог, называют «поздно стартующими». Их иммунная система развивается медленнее. Дома они здоровы, а в коллективе немедленно подхватывают вирусы. Такого ребенка стоит дольше воспитывать дома.

Важно и время года, когда легче приобщаться к детскому коллективу. Слякотной весной юный организм и без того подвержен простудам, дополнительный стресс ему ни к чему. Рассудительные родители летом укрепляют здоровье малыша водными процедурами и витаминами, чтобы осенний старт в детсад получился благополучным.

Многое зависит от того, насколько взрослые понимают серьезность перемен в жизни ребенка, как настраивают и поддерживают его. Повезет, если в группу назначат спокойную, доброжелательную и обаятельную воспитательницу.

Учитывайте темперамент малыша.

Дети-меланхолики более замкнутые, требуют внимания, не любят нововведений. С такими особенностями требуется больше времени для привыкания к изменившимся условиям жизни. Ребенка-меланхолика рекомендуется определять в детсад позже, лет с 5.

Спокойный и послушный флегматик непросто адаптируется в садике, но открыто не протестует. Его можно вводить в детский коллектив в 2–3 года.

Холерик легко идет на контакт, но конфликтует. В 3–4 года такой живчик стремится к коллективу, но уже знает, за какое поведение его накажут. Этот возраст для него подходящий, чтобы принять правила детского сада.

Любознательный и контактный сангвиник радуется новым впечатлениям, но устает от однообразия. Говорят, что он легко переносит перемены и вливается в коллектив в любом возрасте.

Все дети индивидуальны, каждый привыкает к садику по-своему.

Взрослые могут постараться, чтобы привыкание прошло безболезненно, чтобы детсад был не наказанием, а вторым домом.

Важно сказать малышу, что родители гордятся им, потому что он вырос и пошел в детский сад!

Нужен ли вообще детсад?

Психологи считают садики не очень естественным местом для пребывания детей. Лет сто назад лучшей воспитательной средой были большие семьи. Детей воспитывали мама с папой, дедушка с бабушкой, гувернантки. Странно находиться целый день в коллективе сверстников, не связанных родственными узами, а также подчиняться чужим взрослым людям.

Но если на этом этапе развития общества без детсадов не обойтись, в чем их преимущества? Здесь ребенок учится общаться со сверстниками, делиться игрушками, уступать. Без этого чадо вырастет индивидуалистом, замкнутым человеком. В детском саду формируются привязанности, появляются первые друзья. Следовать распорядку, соблюдать правила поведения, жить в коллективе – немаловажно для подготовки к школьной поре.

Занятия способствуют эмоциональному, физическому, интеллектуальному развитию детей. В детском саду с малышами работают логопеды, специалисты по физической культуре, педагоги по музыке. Ребенок учится общаться со взрослыми, слушаться педагогов. На праздниках, конкурсах, концертах дети приобщаются к искусству, получают положительные эмоции.

Детские сады, в которых создана благоприятная и творческая среда, помогают гармоничному развитию детей!

Очень часто родители задают мне примерно такие вопросы:

– В каком возрасте ребенку будет легче начать ходить в садик – в 2 или 3 года? В каком возрасте отдавать ребенка? Я склоняюсь к 3 годам, но часто слышу что в детском саду дети быстрее развиваются и отдавать надо раньше.

Но больше всего хочу определиться сама, нужен ли нам детский сад, потому что все больше склоняюсь к тому, что не хотела бы отдавать туда ребенка. Муж за садик. Каково ваше мнение по этому поводу?

– Нашему ребенку еще 1.6 годика, но уже начали водить в садик. Я против детского сада, муж за, его мать – воспитатель в детском саду. На мой взгляд, сейчас можно обойтись без сада, ведь открыто много детских клубов, где дети в том же детском коллективе, общаются и работают вместе. Нужно только желание родителей заниматься со своим ребенком, обучать его. Хотелось бы узнать ваше мнение на этот счет, как психолога!

Итак, во сколько лет лучше отдавать ребёнка в садик?

Отдавать ребёнка в детский сад до 3 лет?

С точки зрения детской психологии, основная потребность ребёнка до 3 лет – это тесное, эмоционально насыщенное общение с мамой. С самым первым и главным для ребёнка человеком в его жизни. Человеком, который всегда понимает, поддерживает и, безусловно, любит. Это – в идеале.

От того, как складывается общение у ребёнка с мамой, насколько его потребность в этом тесном и глубоком контакте удовлетворена, будет зависеть, сформируется ли у него базовое доверие или недоверие к миру и другим людям.

В возрасте до 2,5-3-х лет у ребёнка ещё нет ярко выраженного стремления играть с другими детьми, он ещё не умеет и не знает, как это делать, да и потребности такой в этом возрасте, как правило, не возникает.

Весь мир для него – это мама. Источник радости – мама, источник общения и любви – мама.

Поэтому, если ребёнка отдают в садик в возрасте до 2,5 лет – это всегда будет, так или иначе, вопреки природе ребёнка и вопреки его основным психологическим потребностям – ну нет у него пока потребности часами играть с другими детьми и долго находится без мамы.

Развивающие занятия, кружки – это другое. Сюда приходишь вместе с мамой на 1–2 часа, мама рядом, она всегда готова прийти на помощь, поддержать, показать, что и как делать. Она всегда доступна. И такие занятия – это хорошо, если ребёнку нравится и он ходит с удовольствием.

Желание потихоньку психологически отделяться от мамы наступает у ребёнка примерно в возрасте 3 лет при условии, что до этого ребёнок получил «достаточно» мамы и не был напуган долгой разлукой с мамой, не испытывал страха внезапно маму потерять.

Что такое детский сад для ребенка?

Вообще, честно говоря, детские садики – это не очень естественное место пребывания ребёнка. Природа такое не придумывала. Не придумывала природа, чтобы ребёнок находился по 7-8 часов в коллективе детей, которые не являются ему братьями и сёстрами. И не придумывала так, чтобы он слушался и подчинялся чужим людям, которые не являются его мамой или папой.

Это сравнительно недавнее, так скажем, изобретение.

Раньше не было никаких садиков, дети росли постоянно рядом с родителями, воспитывались родными, старшими братьями и сёстрами, нянями, гувернантками.

Но без садика в современном мире многим родителям сложно обойтись. И если ребёнок идёт туда уже достаточно подготовленным для разлуки на долгое время с мамой и у него уже есть опыт самообслуживания, потребность общения с другими детьми, потребность активно познавать окружающий мир, интерес к занятиям – то, конечно, это для ребёнка может быть даже полезно.

Конечно, если повезёт с воспитателями. А отношение воспитателей к ребёнку очень во многом зависит от их отношения к вам. Об этом я напишу в следующей статье.

Отдавать ли ребенка в садик?

Если у вас есть возможность, лучше отдавать ребёнка в садик уже ближе к 3 годам. Это будет менее травматично для ребёнка и более-менее соответствовать его потребностям.

А если такой возможности у вас нет и нужно отдавать ребёнка в садик раньше, то нужно сделать всё возможное, чтобы максимально подготовить его к садику и минимизировать эмоциональную нагрузку на его психику.

P.S. Если вам понравилась эта статья, пожалуйста, поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей слева.

И, как всегда, буду рада вашим комментариям и вопросам.

Другие интересные статьи:

  • 4 ошибки родителей при адаптации ребенка в детском саду »
  • Скоро первый раз в садик? Это статья для Вас! »
  • Лёгкая адаптация к детскому саду »
  • Не могу не кричать на ребенка »
  • Что делать, когда ребёнок капризничает? »
  • Фильм «Мел». Этот короткий фильм трогает до слёз! »
  • К полному списку статей »

Положительные и отрицательные стороны детского сада

  • Общение со сверстниками, развитие умения взаимодействовать с ними;
  • Развитие речи;
  • Усвоение правил и норм поведения;
  • Умственное и физическое развитие. В садике проводятся специальные занятия и, в дальнейшем, это обеспечивает плавную подготовку к школе;
  • Малыш становится более самостоятельным, совершенствуются его навыки самообслуживания (читайте полезную статью: Как развить самостоятельность у ребенка?>>>).
  1. Сильная нагрузка на психику, вследствие трудностей адаптации к садику;
  2. Высокая вероятность вирусных и инфекционных заболеваний;
  3. Часто происходит ухудшение питания ребёнка, так как «еда в садике не нравится»;
  4. Можно столкнуться с непрофессионализмом воспитателей, их авторитарным поведением и недостатком внимания к ребёнку (вследствие большого количества детей в группе);
  5. Изменения в поведении малыша не в лучшую сторону. Иногда родители замечают у него повышение капризности и агрессивности.

Так или иначе, «официальная традиция» ходить в садик плотно вошла в нашу жизнь и подавляющее большинство малышей начинают своё знакомство с обществом именно с этого учреждения. Вот только спорным остаётся вопрос: в каком возрасте лучше отдать в садик ребёнка?

Здесь мое мнение однозначное:  до 3-х лет  лучше быть рядом с ребенком, а после 3-х можно плавно начинать водить в группу садика.

В каком возрасте отдают ребёнка в садик?

Стремление рано отдать ребенка  в садик обычно обусловлено:

  • финансовыми трудностями в семье и необходимостью выхода мамы на работу, вследствие этого не с кем оставить ребёнка дома;
  • желанием как можно раньше приучить малыша к самостоятельности и приобщить к жизни в социуме.

Почему не стоит стремиться водить малыша в сад до 3-х лет?

  1. Нужно укрепить иммунитет, чтобы организм малыша легче противостоял различным вирусам (многие из мам, принимающие участие в моих обучающих курсах, еще кормят грудью.  Но даже, если вы уже завершили кормить, то будет полезно посмотреть интернет-семинар «Здоровый ребенок-практикум для мамы», чтобы до садика начать укреплять здоровье ребенка. Смотрите описание курса здесь >>> );
  2. Ребёнку сначала нужно освоить все необходимые навыки (ходить на горшок, кушать и одеваться самостоятельно, мыть руки);
  3. Чем крепче будет нервная система, тем легче малыш сможет адаптироваться к садику.

Существуют и другие (более банальные) причины того, что ребенка не отдают в детский сад, например, отсутствие в нём мест, вследствие чего приоритет за более старшими детьми, или некоторые родители просто тянут время, боятся и не отпускают ребенка от себя.

Если рано пойти в садик…

На что необходимо обратить внимание и к чему важно подготовиться, если ребёнок в 2 года (и ранее) идёт в садик?

  • Все изменения в режиме, привычках и деятельности малыша нужно проводить очень плавно. Например, если до настоящего момента мама давала ему грудь, то отучать от неё следует не позднее чем за 2 месяца до начала посещения детского сада;
  • Обязательно узнайте распорядок дня в детском саду, график приёма пищи, сна и прогулок. Заранее следует приучать малыша к этому графику, иначе ему будет крайне сложно резко перестроиться на новый режим. И, вследствие этого, у вашего крохи могут возникнуть проблемы со сном и питанием;
  • Ребёнок также должен уметь самостоятельно засыпать. Сложности обычно возникают в том случае, если маме до настоящего времени получалось укладывать его спать только с грудью или длительным укачиванием. Об этом тоже следует заранее подумать;
  • Важно, чтобы ребёнок уже овладел основными навыками: его нужно приучить к горшку, держать ложку, самостоятельно кушать и пить, надевать хотя бы основные вещи. В идеале нужно также научить самому мыть руки;

Подготовка  ребенка к садику должна занять определенное место в вашей жизни.

Сколько детей ведут в детский сад, даже не  уделив 1-2 недель на подготовку. А затем мамы страдают, что ребенок постоянно болеет, плачет в саду и не хочет в него ходить.

Чтобы таких ситуаций не происходило, смотрите подробнейший интернет-семинар «Я иду в детский сад: легкая адаптация к садику»>>>

Вы  разберетесь в таких важных вопросах, как:

  • подготовка ребенка к садику. Физическая и моральная,
  • когда начинать водить в садик: в числе первых детей или дождаться, когда все уже привыкну и зайти в группу последними?
  • превратить воспитательницу в лучшего друга для вашего ребенка. Вы не будете переживать, что о малыше в ваше отсутствие никто не позаботиться;
  • реагировать на детские слезы при прощании с ребенком в саду, как объяснить ему, что вы обязательно его заберете и не оставите в садике навсегда,
  • помочь ребенку подружиться с другими детьми, атак-же уметь постоять за себя и не давать в обиду;

и это лишь часть важнейших вопросов.

мои три дочери отходили в садику и с каждой мы начинали подготовку по методике, предложенной в данном курсе. Она работает!

Жмите на ссылку и проходите этот полезный курс!  >>> 

Возрастные особенности детей

Размышляя о том, во сколько лет отдавать ребёнка в садик, помните о возрастных особенностях ребенка и вам будет проще принять решение.

  1. У детей до 2,5 лет преобладает сильная привязанность к маме, она для них продолжает оставаться главной фигурой (для многих – и папа тоже). Поэтому длительное отлучение от  вас (даже на несколько часов) является сильным стрессом и адаптация к детскому саду проходит тяжелее и дольше;
  • Малыши в этом возрасте ещё нуждаются в повышенной заботе и внимании, а в садике воспитатели просто не в состоянии обеспечить их каждому из 25-30 детей в группе;
  • В 1-2 года ребёнок ещё не стремится к общению со сверстниками. Он воспринимает их не как детей, а как какие-то живые предметы, которые больше хочется изучать, трогать, но не играть с ними;
  • В этом возрасте малышу вполне достаточно общения с близкими родственниками, являющимися для него источником заботы, эмоционального контакта, теми, кому он доверяет и с кем готов играть и смеяться.
  1. В возрасте 3 лет ребёнок начинает испытывать потребность в общении с другими детьми. Для развития ему уже недостаточно окружения родителей. Он становится более самостоятельным и всё меньше привязан к маме (узнайте из статьи, что делать, если ребенок боится других детей?>>>);
  • Малыши в этом возрасте обычно стремятся играть со сверстниками и через игру усваивают различные правила и нормы поведения. У них хорошо развита речь и довольно большой словарный запас, что облегчает взаимодействие и со взрослыми, и с другими детьми.
  1. К 3-4 годам ребёнок овладевает необходимыми навыками самообслуживания и даже во сне может контролировать свои физиологические потребности. Адаптация к садику в этот период проходит гораздо быстрее, чем у детей в 1-2 года.

Поэтому исходя из психологических и физиологических особенностей каждого возраста, специалисты считают оптимальным отдавать ребёнка в садик в 3-4 года.

Какой садик выбрать: частный или государственный?

И в том и в другом случае есть свои «плюсы» и «минусы». При принятии решения важно учитывать то, во сколько лет отдаёте ребёнка в детский сад, и особенности его развития.

Государственный садик

  • Чёткое соблюдение санитарных правил и других норм, напрямую связанных с обеспечением безопасности ребёнка;
  • Невысокая стоимость;
  • Разработанные стандарты программ, способствующие подготовке к школе;
  • Сбалансированное питание, строгий контроль за ним;
  • Возможность посещать дополнительные развивающие занятия;
  • Расположение детского сада вблизи от места проживания.
  1. Многочисленные группы (по 25-30 человек и более);
  2. Невозможность уделить индивидуальное внимание каждому ребёнку;
  3. Отсутствие современного оборудования, мебели, развивающих игр;
  4. Можно столкнуться с некачественным уходом за детьми и грубым обращением со стороны сотрудников детского сада.

Частный садик

  • Небольшие группы (от 8 до 15 человек) и возможность уделить внимание каждому малышу. Дети подвергаются меньшему риску заболеть;
  • Качественные занятия с детьми, современные программы развития;
  • В большинстве таких садиков есть группы раннего развития. Детские сады для детей от 1 года обычно способствуют мягкой адаптации ребёнка к условиям садика;
  • Гибкий график посещения садика: можно выбрать наиболее подходящий для малыша и родителей;
  • Новое оборудование, игрушки, комфортные условия в помещении;
  • Возможность выбирать развивающие занятия;
  • Наличие свободных мест;
  • Зачастую более «интересное» для детей питание.
  1. Высокая стоимость;
  2. Не у всех есть лицензия;
  3. Отсутствие контроля вышестоящих организаций.

В каком возрасте и в какой садик отдать ребёнка – решать вам. Только  торопиться точно не стоит. Планомерное развитие и психологический комфорт вашего малыша – самые важные задачи на данный момент.

И помните, что занимаясь подготовкой к садику заранее, вы застрахуете себя от массы проблем.  До встречи на интернет-курсе по легкой адаптации к детскому саду.

Читайте также:

  • Адаптация к детскому саду
  • Боюсь отдавать ребенка в детский сад
  • Почему ребенок не слушается?

Связь между матерью и ребенком — это плохо?

Ребенку нужен режим. Где-то я это слово уже слышала… Точно! — «колония строгого режима». Преступников  наказывают режимом и верят, что он способствует их исправлению. Как правило, не способствует, но наш вопрос не в этом. Дети-то в чем провинились? И от чего их нужно исправлять? Похоже, я догадываюсь, от чего…

Когда мы устраивались в садик, то и врачи, и воспитатели мне говорили: «У вас с ребенком слишком сильная связь. Вы вредите этим ребенку. Пока вы это не переборете, ничего не получится». Видите, какая аномалия — связь ребенка с матерью, от этого непременно нужно исправляться! Да, трудно и больно — но что поделаешь…

Вот интересно, с каких это пор связь между матерью и ребенком стала вредной и ненормальной?! Что может быть естественней родительской и детской привязанности? Что может быть прекрасней любви матери и ребенка? И как же это раньше-то люди жили, выросшие в семьях без садиков?! Все были инафантилами? — Сдается мне, что как раз наоборот — это сейчас количество отклонений на душу населения зашкаливает.

Да, я знаю, что бывает такое отклонение у мамочек, как «гиперопека». Детки у них растут несамостоятельными и с проблемами. Но, во-первых, это точно не мой случай — я не имею привычки детей контролировать, и по самостоятельности они у меня вообще впереди планеты всей. :) А во-вторых, если отношения матери с ребенком и нуждаются в коррекции, то из этого не следует, что их нужно разрывать.

Да, ребенок растет и постепенно отдаляется от матери, — но всему свое время. Каждый этап взросления происходит естественно — и этот процесс не остановишь. Но зачем его форсировать? Давно ведь известно в педагогике, что развивать что-то не по возрасту возможно только за счет того, что по возрасту должно развиваться, и эти потери потом невосполнимы.

Начиталась я страшных историй и полезных советов про «адаптацию ребенка к садику». Резюмирую: «Поплачет, поистерит — и привыкнет». Представляете, что происходит в его маленькой душе, пока он вот так плачет?! Как ему приходится смиряться с тем, что мама его бросила и привыкать к месту лишения свободы, которое ему совсем не нравится? И не просто не нравится, а до слез, до истерики!

Привыкнет и понравится? Да, человек ко всему привыкает — он скотина живучая и адаптивная… Но какой ценой?! И в тюрьме люди смеются и находят что-то интересное. Но, все-таки, я не думаю, что кто-то считает, что тюрьма человеку непременно нужна, полезна и способствует развитию, как это считают о садике.

Ведь все эти мучения ребенка устраиваются это ради его же блага! В чем благо-то, может кто-нибудь объяснить? Ради чего лишать ребенка мамы и детства, и что он такого приобретает, что было бы важнее того, что по его личному мнению важнее всего? Посмотрим.

Для чего ребенку нужен садик, как считается

Садик нужен ребенку для социализации

Сдается мне, что социализация тут от слова социализм, а не социум. Научиться общаться с другими людьми и усвоить правила поведения в обществе (что и есть социализация) ребенок отлично может и дома. Он ведь там общается, причем с первого дня. Дружить со сверстниками — на площадке. С теми, кто ему нравится, и никак не 10 часов в день.

В советском государстве отнятие ребенка от матери как можно раньше  было оправдано. Системе нужны были послушные винтики. Если ребенок будет расти в семье, где его любят и помогают развиваться так, как ему лучше, то он вырастет другим человеком. Человеком, способным на творчество и личностные отношения, самостоятельно мыслящим и имеющим достоинство — а такой человек никудышный объект идеологической обработки и плохой строитель коммунизма.

Ценности же коллективизма эффективнее впитывать в младенчестве и с одновременной травмой. Привыкнуть, что ты — «ноль без палочки», никому твои желания и мысли не интересны. Коллектив выше и важнее личности. Заменить воспитание дрессировкой. Будь добр слушаться, ходить строем и делать только то, что скажут, так, как скажут и тогда, когда скажут. Шаг вправо или влево считается побегом и карается расстрелом наказанием… Как там в садике наказывают?

Садик нужен ребенку для подготовки к школьной дисциплине

Так ведь в 7 лет, когда пора в школу, ребенок будет уже совсем другой! Он будет уже способен к самоконтролю и к выходу в мир — эта самая связь с семьей у него уже естественным образом ослабляется. Мой старший сын, не имевший понятия ни о какой дисциплине, в первом классе сам вставал по будильнику, собирался и шел в школу. В то время, как садиковских детей собирали родители — и не только в первом классе.

Дисциплина  нужна самому ребенку

Зачем? Родителям она, да, удобна — но не ребенку. Вот возможность мир познавать так, как ему хочется, ему нужна. Еще семья нужна, любовь и ласка, мама нужна, которая ушибленную коленку поцелует… Кушать нужно, когда проголодался и спать, когда устал. А дрессировка дисциплина не нужна!

Потом, когда подрастет, будет нужна самодисциплина. Но человек, привыкший с детства, что его все время контролируют, что его жизнь уже расписана, и это расписание выполняется за него другими, не имеет никакой базы для формирования самодисциплины. Он таким образом учится не самоконтролю, а тому как выжить в условиях стороннего контроля, то есть как его обходить.

А когда он остается один на один с необходимости самодисциплины, он теряется и не знает что делать. Есть большая вероятность, что он так и будет оглядываться в поисках «прапорщика», даже взрослый. Встречали мужчин, которые (в поисках спутницы жизни) признавались, что им нужно, чтобы их «кто-то держал в руках»? Я встречала много…

Наша педиатрия уже дожила до того, что кормить грудью нужно ребенка по требованию. Раньше это делалось по часам. Во имя «блага ребенка» которому «нужен режим», орущего от голода малыша не кормили — пока время не подойдет. И на ручки не брали — «чтобы не привыкал».

Кормить по требованию — уже дожили. Кормить грудью не один год, а два и больше — дожили. Говорить о важности связи между матерью и новорожденным ребенком — тоже. А до того, чтобы признать естественной и полезной связь между матерью и ребенком после 3-х лет — почему-то, еще нет.

Пережитки советской системы так просто не проходят. Система умерла, но дело ее живет. И садики, которые дедушка Ленин называл «ростками коммунизма», продолжают растить винтики системы.

Мне кажется, что оторванный от семьи ребенок теряет что-то очень важное. Теряет теплые отношение и доверие, теряет заботу лично о нем. И эту потерю в таком возрасте уже ничем потом не компенсируешь. Он входит в мир не через ту дверь и жизнь его в этом мире получается не та, какой могла бы быть…

А потом мы удивляемся, почему же столько проблем у людей в отношениях? Откуда столько разводов и абортов, почему столько невротиков, алкоголиков и прочих? Почему даже «порядочные» люди не могут счастье свое построить и вынуждены обращаться в психологам?

В садике ребенок развивается

Почему-то считается, что групповые занятия в садике ребенка развивают. Мне кажется, что скорее наоборот. Развивает самостоятельное исследование мира и размышление над результатами этого исследования. Обучающий процесс в садике поставлен так же, как в школе — думать там не учат и не дают. И результаты должны быть соответствующие.

Я всегда считала, что ребенок, познающий мир естественным путем и сам размышляющий — и способности свои выявляет, и интеллект развивает достаточно, чтобы потом легко усваивать и обрабатывать любую информацию.

Это уже не говоря о том, что дети очень разные. Каждому на данный момент интересно и  нужно для развития свое и в своем темпе. А это предполагает строго индивидуальный подход, который возможен только дома.

Выводы: вреда от садика много, а пользы нет

Если обобщить вышеприведенные современные научные данные, то получается, что и социализированы домашние дети оказываются лучше, и развиты больше и проблем в отношениях у них меньше. При этом они еще и менее, чем детсадовские, подвержены влиянию дурной компании коллектива, а так же у них легче проходит подростковый возраст — без конфликтности и тяги к чему не стоит, типа алкоголя, сигарет, наркотиков…

На вопросы читателей о подростках я обычно отвечаю, что главное для успешного прохождения этого периода — заранее построить и сохранить отношения доверия с ребенком. Вот что, оказывается, нарушается в садике —  эти самые отношения доверия! И потом, когда под влияние гормонов подавленные эмоции обостряются, подросток «мстит» родителям за то, что они предали его в раннем детстве…

Получается, что те, кто говорит о пользе садика для ребенка, просто неосознанно транслируют старую советскую мифологию?! Ну, или они «враги», засланные для уничтожения нации :)

А еще я поняла, почему некоторые люди не могут принять мои речи о личностном подходе в воспитании, отстаивают авторитаритаризм, не видят отношений без иерархии. Откуда у нас столько домашних тиранов и жертв, столько стереотипов и проблем с нравственными ценностями… Ростки коммунизма дают плоды!

Действительно, трудно говорить о уважении к личности с человеком, впитавшим с детства, что личность — ничто перед коллективом… О свободе — с тем, кто «отбывал» почти с пеленок. Не хочу никого обидеть. Мне грустно это. Я и не подозревала, что все так запущено, что корни того, с чем я спорю, берут начало не столько в семье, сколько в садике…

Таким образом, я для себя вопрос нужен ли ребенку садик? решила. Я предпочту сохранить «вредную» связь со своим ребенком и вырастить его в доверии. И ради его будущего блага, и ради себя — зачем мне подростковые проблемы? А вы как думаете? Может, вы покажете мне незамеченную пользу от садика? До встречи в комментариях и в следующих статьях!

© Надежда Дьяченко

Кристина, которую отдали в садик в 1,5 года

Но как-то раз ко мне пришла на прием мама с дочкой, Кристиной (3 года). Девочка смышленая, любопытная. Но шагу шагнуть от мамы не может. А мама пришла с тревогой по поводу развития речи. Малышка умная, но практически ничего не говорит.

Играла Кристина со мной, не отходя от мамы, хотя при этом в садик ходила. Наблюдаются у врача, который и рекомендовал посещение нейропсиолога. Девочку мама была вынуждена отдать в садик в 1,5 года, поскольку на тот момент маме нужно было работать. Кристина ходила туда с трудом, все время плакала, не отпускала маму. А потом просто смирилась, но речь развиваться словно перестала.

Приучите ребенка обращать внимание на процесс. Важно знать, как процесс рисования приводит к красивому рисунку, а процесс решения задачи по математике к знаниям и пятеркам по этому предмету. Пусть он отмечает, что ему приятно делать, а что не нравится, тогда он будет чувствовать связь между процессом и результатом.

После той консультации я стала больше замечать, что таких деток, как Кристина, очень много. Я не веду статистику, конечно, но наблюдаю такую взаимосвязь: чем раньше малыша отдают в детский садик, тем сложнее у него развиваются определенные высшие психические функции (внимание, мышление, речь и т.д). Многие родители и специалисты со мной не согласятся. Я и не претендую на правоту, я только лишь делюсь своими наблюдениями.

В чем конкретно я как нейропсихолог вижу эту взаимосвязь?

Со скольки лет отдашь ребенка в садик – на столько и будет развит его мозг?

В 1-1,5 года для ребенка символом безопасности является мама и папа. Малыш интуитивно чувствует, что он не сможет о себе позаботиться, поэтому ему важно видеть и чувствовать рядом именно «своих» взрослых. Когда мама приводит ребенка в таком малом возрасте в садик, малыш испытывает сильнейший стресс. Ему страшно, поскольку его маленький, но очень важный безопасный мир в лице мамы внезапно исчезает.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Именно по этим причинам Ваш ребенок категорически не хочет есть в детском садике

Это мы, будучи родителями и взрослыми рациональными людьми, прекрасно знаем, что вечером встретимся со своим ребенком, а вот малыш этого не понимает. Ребенок в этом возрасте живет в режиме «здесь и сейчас». И если мамы сейчас нет, значит и не будет. Иногда дети выражают этот страх криками и протестами, а иногда просто «уходят в себя».

Многие родители с гордостью говорят мне о том, что их малыш почти не плакал и вел себя спокойно. Это наша родительская иллюзия, это нам взрослым так хочется успокоить свою тревогу. На самом деле ребенок плакал, только внутри себя. Переживание страха у ребенка в этом случае усиливается еще и тем, что внимание взрослого в лице воспитательницы рассредоточено на всех детей группы. Малыш видит, что на его потребности взрослый откликается далеко не сразу. В моменты сильной тревоги многим детям помогают объятия, но и здесь воспитатель не может «разорваться» и дать этого рода поддержку по первому требованию.

А теперь представьте, какие знания может усвоить и какие умения развить ребенок, когда он находится в таком стрессе?! У деток, в отличие от взрослых, когда идет переживание сильных эмоции, части головного мозга, которые отвечают за развитие познавательных процессов, напрочь отключаются. Конечно, это происходит именно тогда, когда ребенка отдают в садик слишком рано.

Тоже важно – ругаем не ребенка, а его поступки!

Вам знакома такая картина, когда ребенок сильно плачет из-за упавшей на дорогу печеньки, а Вы пытаетесь донести логические доводы, что «я куплю тебе новую», «не стоит из-за этого расстраиваться» и «сам ты виноват»? Но малыш вас не слышит. Он словно поглощен своим горем по поводу печеньки. Так же и в садике, когда Ваш ребенок находится в постоянной тревоге, его мозг перестает развиваться так, как если бы он развивался дома с мамой .

Поэтому, когда я вижу очередную рекламу новомодного детского садика, где деток приглашают аж с 1 года, меня просто распирает от возмущения. Такая реклама словно подначивает мам отдать им на воспитание свое чадо. А еще мне забавно видеть, что прилагается к этому садику обучение иностранным языкам, занятия с логопедом, всякого рода умные «развивалки».

О каком обучении может идти речь, если ребенку страшно?

Так когда же стоит отдавать ребёнка в садик?

На мой взгляд, самый минимальный возраст, когда стоит вести ребенка в садик на весь день — это 3 года . В этом возрасте уже сформирован ряд важных функций головного мозга, ребенок уже может примерно ориентироваться во времени (утро, день, вечер), он также уже уверен в том, что родители обязательно за ним придут. Переживания и страх, конечно же, тоже будут, но не в таких масштабах и не с такими последствиями для здоровья и психического развития ребенка.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Как часто можно услышать: «не целуйте ребенка в губы — заразите!» или «да вы что, он же мальчик!»

Как часто можно услышать: «не целуйте ребенка в губы — заразите!» или «да вы что, он же мальчик!» И никто кроме Вас не знает, что в данный момент лучше для ребенка: поцеловать или поругать. И целуйте Вашего ребенка как можно чаще, и не только в губы.

Как я уже говорила, многие родители приведут мне обратные примеры о том, как их ребенок стал лучше говорить, запоминать и соображать, ходя в садик. Да, и такое бывает, но в разы реже. Чаще всего, это связано с тем, что ребенок оказался очень стрессоустойчивым. Его страхи компенсировались чувством интереса ко всему новому, что есть в садике. А еще дети развиваются в садике лучше, чем дома , когда либо в семье царила неблагоприятная атмосфера (конфликты между родственниками, например), а в садике жизнь ребенка стала спокойней, либо когда личность воспитателя оказалась более открытой, внимательной и чуткой, чем личность мамы (и такое тоже бывает).

Поэтому, уважаемые родители, если у Вас есть возможность растить малыша дома до 3 лет, — так будет для него лучше . На модные «развивалки» можно водить отдельно. Если важно и нужно работать маме, и я тут мам прекрасно понимаю, то бабушки и няни в помощь. Ну, а если совсем некуда деваться, то садик, но с обязательным посещением детского психолога.

Совет детского психолога: Поддерживайте ребенка, когда в его жизни происходят неприятности. Жизнь несправедлива, и рано или поздно, но каждый ребенок узнает об этом и почувствует на собственном опыте. Поэтому когда дети сталкиваются с неприятностями, родители должны поддерживать и напоминать, что на пути к успеху могут быть и неудачи.

На занятия с психологом Вы сможете узнать, как можно подготовить морально малыша к садику, получите подсказки, как справляться с детскими предсадичными истериками, а также Ваш малыш в кабинете психолога сможет снять то эмоциональное напряжение, которое накопилось после посещения садика.

И помните, что главное – не раннее развитие, а своевременное!

И ещё: давайте уже признаем, что садик нужен в первую очередь нам, родителям. Потому что нам так по многим причинам удобнее устраивать свою жизнь. И это ни плохо, ни хорошо.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Дети: первый год – первый кризис

Часто мамы жалуются, что пришел кризис – и малыш, который до этого спокойно мог играть некоторое время сам, не отпускает маму от себя ни на шаг, заставляя каждую секунду быть рядом.

Маленькому ребёнку нужно в первую очередь ощущение безопасности, опоры, защиты и любви. Да, собственно, и нам, взрослым, тоже…

Екатерина Леонова

Нужно ли отдавать ребенка в детский сад?

В последние годы этот вопрос вызывает жаркие споры. Некоторые родители, основываясь на собственном негативном опыте, высказываются категорически против детских садов, выдвигая такие аргументы, как повышенный риск заболеваемости у детей и возможный стресс от смены обстановки и армейских порядков в детских учреждения. А вот с точки зрения специалистов детский сад является очень важным этапом полноценного развития ребенка, в процессе которого малыш учится самому главному — общению с окружающими.

Необходимо отметить, что и противники и защитники детских садов по-своему правы. Действительно, заболеваемость среди детсадовцев намного выше, чем среди «домашних» детей. Однако настолько ли это страшно, как кажется? Многие медики уверены, что некоторыми болезнями (например, краснухой или ветрянкой) лучше всего переболеть именно в дошкольном возрасте, поскольку в более старшем возрасте эти заболевания могут вызвать осложнения. А где еще, как не детском саду, можно «подхватить» эти болезни? Что же касается простудных заболеваний, то их количество и интенсивность ни в коей мере не зависит от посещения дошкольного учреждения.

Если говорить о стрессе от смены обстановки, то его вполне можно избежать или свести к минимуму. Для этого нужно всего лишь подготовить ребенка к посещению детского садика и помочь ему безболезненно адаптироваться в новой обстановке.

В идеале детский сад должен стать дополнением к домашнему воспитанию и выполнять не столько воспитательные функции, сколько функции детского центра, в котором ребенок будет привыкать к общению с детьми и взрослыми.

Когда лучше отдать ребенка в детский сад?

Специалисты (и психологи, и медики) считают, что отдавать ребенка в детский сад лучше всего в возрасте трех-четырех лет. Связано это, прежде всего, с тем, что именно в этом возрасте происходит основное психологическое формирование детей, а период адаптации происходит быстро и безболезненно. Кроме того, если до трех лет самым важным для ребенка было общение с мамой, то, начиная с трехлетнего возраста, малыши начинают проявлять большой интерес к своим сверстникам и общению с ними.

Раньше трех лет отдавать ребенка в детский сад неправильно, если, конечно же, это не вынужденная мера. На протяжении первых трех лет жизни у ребенка формируется чувство базового доверия к окружающему миру, поэтому он еще не готов к тому, что его на продолжительное время «оторвут» от самого родного человека — мамы.

Конечно же, мнения специалистов не являются руководством к действию и не означают, что, как только Вашему ребенку исполнилось три года, это автоматически свидетельствует о его готовности к посещению дошкольного учреждения. Очень многое зависит от индивидуального развития ребенка. Некоторые дети и в 1,5 года уже полностью готовы к детскому садику, а некоторые и в 5 лет могут испытать колоссальный стресс.

Как узнать о готовности ребенка к посещению детского сада?

Определить, насколько готов Ваш ребенок к посещению детского сада, можно только в процессе внимательного наблюдения за ним. Основными признаками такой готовности могут стать:

  • умение ребенка общаться со взрослыми и своими сверстниками во время прогулки на детской площадке;
  • способность ребенка продолжительное время заниматься самостоятельными занятиями: лепкой, рисованием и т.д.;
  • отсутствие боязни длительного расставания с матерью;
  • наличие элементарных навыков самообслуживания: ребенок самостоятельно ходит в туалет (или на горшок), умеет сам раздеваться и одеваться, кушать и т.д.
  • отсутствие боязни новых впечатлений и незнакомых мест;
  • желание ребенка пойти в детский сад.

Подписывайтесь на наш Telegram

, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.

Значение социальной адаптации

Стоит ли отдавать ребёнка в детский сад – вопрос, над которым думают многие родители. Дома, за редким исключением, дети видят только членов семьи. Они привыкают общаться с близкими людьми и не знают, как вести себя с незнакомыми. Детям, остающимся на попечении бабушек, часто позволено больше, чем нужно: длительный просмотр мультфильмов, еда в любое время, прогулка вместо развивающих занятий. Такая система воспитания приводит к неорганизованности.

Обязательно ли отдавать ребёнка в детский сад? Посещение детского сада или развивающего центра даёт абсолютно необходимую детям социальную адаптацию и ряд полезных навыков и привычек:

  • организованность;
  • умение вести себя в обществе, усвоение норм поведения;
  • понимание указаний взрослых;

Наконец, детям необходимо закалить иммунитет, иначе все болезни детского сада перейдут на школьный период, что отразится на успеваемости.

Привыкание к коллективу полезно для ребёнка, если садик выбран грамотно. В противном случае адаптация может иметь другие проявления:

  • из-за большой наполняемости групп у воспитателя нет времени уделить внимание каждому малышу, поэтому ребёнок может принести из сада не только полезные навыки, но и пополнить лексикон нежелательными выражениями, перенять дурные привычки и жесты;
  • если малыш станет объектом постоянных нападок со стороны сверстников, и ситуация не будет исправлена, садик не сыграет нужной роли в развитии личностных качеств, а напротив, поспособствует возникновению комплексов;
  • опасность травматизма, причина которого – большое количество детей в группе.

Плюсы посещения детского сада

  • Ребёнок может общаться со сверстниками. В любом коллективе малышу понадобятся навыки коммуникации, и он сможет осваивать их в дошкольном учреждении. Когда ребёнку исполняется два года, он начинает интересоваться общением не только с мамой и папой. Ему становится интересно поиграть и с другими людьми. Благодаря детскому саду малыш научится спорить, идти на компромисс, признавать свою вину.
  • Укрепляется иммунитет. Дело в том, что во время пребывания в садике, дети заражают друг друга. А все врачи говорят, что лучше в детстве переболеть инфекциями, чтобы во взрослой жизни был иммунитет. Ветрянкой или краснухой лучше заболеть в дошкольном возрасте, чтобы в будущем не было осложнений.
  • В любом дошкольном учреждении есть место для игр, зона для сна, дополнительные занятия по творчеству, психолог для сложных случаев, логопед для развития речи. Дети не сидят без дела, они постоянно играют, поют, лепят фигурки, делают аппликации. То есть происходит формирование творческого и интеллектуального начала.
  • Детский сад воспитывает в крошке автономность. Ведь воспитателей два-три человека, а детей в группе гораздо больше. Поэтому ребёнку самому приходится завязывать шнурки, брать ложку к обеду, искать игрушки. Дома все это может сделать мама, а в садике приходится действовать самому.
  • Малыш привыкает к режиму. Если каждый день в одно и то же время повторяется одно и то же действие, то у ребёнка формируется привычка. А это поможет ему в будущем соблюдать распорядок дня.

Минусы детского сада

  • В любом коллективе есть лидер, к которому все прислушиваются, и «серые мышки», которые стремятся, чтобы их никто не видел, но все равно их периодически подвергают травле. И не всегда воспитатели обращают внимание на такие вещи. Если ваш ребёнок не найдет общий язык с товарищами по группе, ему может быть сложно ориентироваться в обществе.
  • Каким бы хорошим ни было дошкольное учреждение, оно все равно забирает ребёнка от родителей. Проводя все время на работе, многие мамы и папы так и не обучаются обращаться со своим малышом. И в итоге отношения у них становятся натянутыми, ведь крошка больше доверяет воспитательнице, чем маме.
  • Детский сад ограничивает ребёнка в самостоятельности. Там все подвержено правилам – прописано, во сколько приходить, во сколько обедать, во сколько гулять и ложиться спать. Воспитателям главное подчинить себе детей, чтобы они их слушались, а не раскрыть их индивидуальность.
Вверх