Советы женщинам!
ЛедиВека.ру » Без рубрики »

Кроха растет: когда новорожденный начинает держать голову. Волноваться ли, если новорожденный не держит голову

Кроха растет: когда новорожденный начинает держать голову. Волноваться ли, если новорожденный не держит голову
logo

Дети быстро растут. Ещё год назад малыша привезли из роддома, а он уже бегает по дому, проявляет любопытство, говорит некоторые слова и начинает показывать характер. Весь этот год мамочку беспокоили вопросы, а правильно ли моя малютка всё это время развивалась? Развитие детей не обязано проходить по шаблону — каждый человек индивидуален. Не нужно пугаться незначительных отклонений в развитии, малютка обязательно наверстает упущенные навыки, просто нужно немного подождать. В статье раскрываются особенности правильного развития ребёнка по месяцам до года, которые помогут молодым родителям разобраться в таком волнительном вопросе.

Новорождённый

У здорового младенца развиты слух, зрение, ярко выражены врождённые рефлексы. Он по запаху может отыскать грудь, а также глотает, моргает и даже хватает, что выражается с первых секунд его жизни. Новорождённые не могут переворачиваться, не держат головку, но при положении на животике у них прекрасно срабатывает инстинкт самосохранения – они поворачивают головку на щёчку, что видно на многочисленных фотографиях родителей.

1 месяц: знакомство с родителями, адаптация

Первый месяц – период адаптации грудничка к новой окружающей среде. Если новорождённый родился здоровым, отсутствуют причины беспокойства, то большую часть дня будет спать. Режим простой: покушал и поспал. В короткое время бодрствования новорождённый водит глазками, хаотично двигает ручками, поджимает ножки в коленях. Дети в этом возрасте сильно реагируют на резкие звуки, из-за которых могут заплакать.

Физическое развитие:

  • набирает в весе около 600-700 гр.;
  • 70 %времени спит;
  • вздрагивает во сне;
  • хорошо развит хватательный рефлекс, если мама вложит свой палец в ладонь крохи, то почувствует, как младенец крепко его сжимает;
  • наблюдается рефлекторное сосание;
  • даже закрытыми глазами может найти грудной сосок.

Психомоторное развитие:

  • спустя 10 дней после рождения, новорождённый удерживает в поле зрения движущийся предмет, резкие звуки заставляют кроху вздрагивать, наблюдается непроизвольная улыбка;
  • через 18-30 дней грудничок успокаивается при появлении голоса или громкого звука;
  • происходят значительные изменения в развитии: сосредоточив своё внимание на движущемся предмете, грудничок провожает его глазками, поворачивая головку;
  • улыбка становится явной;
  • пытается поднять головку, лёжа на животе;
  • слушая разговор мамы или папы, грудничок отвечает кряхтением;
  • подносить свои кулачки к лицу.

Во время кормления грудью не нужно торопить кроху: он должен не только полноценно покушать, но и насладиться теплом матери.

2 месяц: маму ни с кем не спутаю

Двухмесячного грудничка можно назвать Мастером Перевоплощения. Взглянув на фото первых дней жизни младенца, можно увидеть, как поразительно изменился его облик — малыша словно подменили! Он проявляет себя как социальная личность, радуется присутствию близких ему с рождения людей, изучает окружающее пространство, широко раскрыв глазки, а маленькие губки складываются в улыбку.

Если в первые дни жизни грудничка было совсем не слышно, то сейчас он становится шумным, любит слушать речь взрослых, отвечая уже не кряхтением, а отдельными звуками.

Двухмесячный кроха становится великим имитатором – сменяющееся выражение лица взрослых, нравится грудничку и у него возникает желание подражать.

Движения крошечного создания становятся менее резкими, поскольку малыш начинает постепенно обретать контроль над своим крошечным телом. Плотно сжатые кулачки обретают свободу – пальчики разжимаются, открывается ладошка.

Физическое развитие:

  • прибавка в весе на 800 гр, рост увеличивается на 3 см;
  • после кормления не засыпает, а бодрствует на протяжении 2-х часов;
  • спит 4 раза в день;
  • держит головку несколько секунд;
  • его интересует обстановка;
  • плавно двигает ножками, ручками;
  • может сознательно дотрагиваться до игрушки.

Психомоторное развитие:

  • поворачивает голову в сторону появившегося звука;
  • успокаивается на руках у родителей;
  • может произнести «а-га», «у-гу»»
  • рассматривает собственные руки.

С этого месяца нужно больше общаться с малюткой. «Гулюканье» грудничка – первые уроки речи, которые нужно развивать. Необходимо часто менять положение крохи, чтобы тело не подвергалось деформации.

3 месяц: давай, «поговорим»!

Трёхмесячный грудничок меняется каждый день. Он заметно подрос, окреп, с удовольствием общается со знакомыми ему людьми. Чужие голоса вызывают у крохи любопытство или страх. Проснувшись, малютка может подолгу лежать в своей кроватке, рассматривать окружающие её игрушки, яркие пелёнки, люстру на потолке. У трёхмесячного ребёнка много достижений: он сам с собою воркует, агукает.

Обоняние крохи обострилось, чувства стали ярко выражаться. Плач малютки означает не только голод, дискомфорт, но и боль в животике, усталость.

Физическое состояние:

  • вес прибавляется минимум на 850 гр, рост увеличивается на 2 см;
  • приподымает голову, лёжа на животе и опирает её на предплечья;
  • в вертикальном положении удерживает головку, но не уверенно;
  • 3 месяца – возраст, когда беспокоят колики;
  • лёжа на спине, поворачивается на бочок.

Психомоторное развитие:

  • осознанно тянется ручками к понравившейся игрушке;
  • активно изучает своё тело: сосёт пальчики и не только на руках, трогает лицо;
  • в речи появляются гласные звуки;
  • «самостоятельный» человечек может вытаскивать из рта соску, а потом пытается запихать её обратно в рот;
  • может отталкиваться от твёрдой поверхности и сучить ножками.

В период бодрствования нужно брать младенца на руки, целовать, обнимать, разговаривать и гулять. Правильное развитие грудничка в этом периоде благополучно повлияет на дальнейшее состояние.

4 месяц: головку держим прямо!

Карапуз становится всё забавнее. У него достаточно окрепли мышцы шеи, и теперь он уверенно держит голову в вертикальном положении. Без посторонней помощи дотягивается до игрушки, перекладывает её. Ему нравится изучать предметы вблизи и хочется попробовать их на вкус. Поле зрения расширяется, а маму он ни с кем не спутает.

Физическое состояние:

  • вес увеличивается на 700 гр, к росту прибавляется 2,5 см;
  • положив карапузика на бок, он быстро переворачивается на спинку, без помощи взрослых;
  • высоко поднимает голову, приподымается на ручках, когда лежит на животе;
  • дотягивается до подвешенных над ним игрушек;
  • делает первые попытки, чтобы присесть или ползать;
  • успешно приподымает верхнюю часть тела.

Психомоторное состояние:

  • моментально узнаёт маму, радуется её появлению;
  • громко хохочет во время общения;
  • подолгу гулит;
  • во время кормления трогает, придерживает грудь;
  • ему интересно своё отражение в зеркале;
  • фиксирует взгляд, отслеживает движущийся субъект;
  • затихает или засыпает, когда слышит музыку;
  • начинает капризничать, когда не видит родителей;
  • реагирует на своё имя;
  • настораживается на посторонние звуки, лица;
  • проявляет свою активность, не стоит пугаться, если кроха просыпается ночью. Тихая колыбельная песенка, нежные поглаживания способствуют засыпанию;
  • в течение дня малыш предпочитает спать около 5 часов.

Крох на искусственном вскармливании нужно постепенно приучать к прикорму. Детям, питающимся материнским молоком, рано вводить прикорм.

5 месяц: пора учиться ползать

Пятимесячный карапуз становится всё любопытнее. Он обращает внимание на все предметы, окружающие его, кроме этого, он пытается попробовать их на вкус. Грудничок прекрасно держит головку, но полноценно сидеть ещё не может, спинка к этому не готова. У карапуза появляются интересные упражнения: лёжа на животе, он высоко поднимает голову и вытягивает в стороны ручки, поднимает ножки. Ещё одно упражнение под названием «мостик» позволяет крохе разглядеть, что происходит на заднем плане: лёжа на спине, грудничок упирается головой и ногами в поверхность, приподымая туловище.

В это время у деток перестают косить глазки, но если они всё ещё «бегают», то нужно сообщить об этом детскому окулисту. С помощью специальной гимнастики, проблему можно устранить.

В этом возрасте дети прекрасно различают близких им людей и чужих – это важная стадия в развитии. Зрительная память пятимесячного чада хорошо развита, но после долгого отсутствия члена семьи, дитё на время забывает его.

Некоторые дети учатся ползать, лёжа в кроватке или сидя на попе.

Дитё постоянно требует общения и внимания, сообщая об этом громкими звуками, активными движениями. Грудничок подолгу изучает игрушки, может осознанно трясти погремушкой, перекладывать её из рук в руки, выбрасывать на пол, привлекая внимание мамы. В это время у детей начинают прорезываться первые зубки. На фоне этого они часто капризничают.

Пора учить ребёнка говорить слова мама, папа, деда, баба.

Физические достижения:

  • к весу прибавилось 700 гр, рост на 2 см больше;
  • некоторые детки могут сидеть в специальном детском кресле;
  • легко переворачивается со спины на животик;
  • упирается на ладони и приподымается всем телом;
  • с помощью взрослых устойчиво стоит на ножках.

Психомоторное развитие:

  • понимает интонацию мамы;
  • протягивает ручки, просясь к родителям;
  • кушает с маленькой ложечки, пьёт с кружечки;
  • время кормления превращается в забавную игру;
  • дневной сон становится всё реже. Малыш долго гулит, любит общаться со взрослыми, но если беседа прерывается, то проявляет своё недовольство громким плачем;
  • с интересом рассматривает красочные иллюстрации;
  • засматривается на экран телевизора.

Ребёнок учится ползать, поэтому нужно подумать о его безопасности. Не нужно его оставлять одного на кровати, а если это необходимо, то можно делать барьеры из подушек или одеяла. Главная развивающая игра – различные коробочки с крышками, в которых будет что-нибудь находиться. Ребёнку нравится открывать крышки, доставать и складывать предметы в ёмкость.

6 месяцев: самостоятельно сидим

Первый маленький юбилей грудничка. Из спокойного комочка он превращается в непоседливое создание, которому некогда лежать, а нужно добиваться новых достижений, радовать всех вокруг. Малыш прекрасно ворочается с боку на бок, приподымается в кроватке на колени, подползает к игрушке на животе. Дети хорошо сидят, но педиатры не рекомендуют оставлять кроху в таком положении надолго, чтобы не спровоцировать искривление позвоночника.

Достижения в физическом плане:

  • вес прибавляется на 650 гр, а рост на 2 см;
  • ухватив кого-нибудь за руки, малыш может присесть и даже встать на ноги;
  • стоя на ногах, делает шаги;
  • стоя на четвереньках, раскачивается вперёд-назад;
  • ребёнок хорошо владеет своим телом.

Психомоторное состояние:

  • гуление превращается в слоги: «ба», «ма», «па», «да»;
  • поднимает выпавшую из рук игрушку;
  • если спросить у крохи, где мама, папа, кроватка, то ребёнок может отыскать объект глазками;
  • любит играть с музыкальными игрушками.

Детям, находящимся на грудном вскармливании, вводят прикорм.

7 месяцев: учимся ползать

Семь месяцев – серьёзный скачок в развитии. У маленького человечка развивается характер, темперамент. Он воспринимает информацию, исходящую от родителей и пытается применять её в повседневной жизни. Кроха исследует окружающий мир, ползая на четвереньках. Может недолго стоять на ножках, держась за перила кроватки.

Появляются нижние резцы, но бывает и так, что зубки не прорезаются до года. По такому поводу не нужно волноваться, каждая личность индивидуальна.

Достижения крохи проявляются и в речи, которая становится громкой, продолжительной, чёткой. Нужно помнить, что семимесячный карапуз во всём подражает взрослым, копирует мимику, настроение.

Крохе всё интересно, поэтому он выгребает содержимое из шкафов и начинает их исследовать. Пора водить систему запретов, но их не должно быть много, в противном случае ребёнок запутается, что ему можно, а что нельзя.

Достижения в физическом плане:

  • наблюдается прибавка в весе на 600-700 гр, к росту прибавляется 2 см;
  • активно и уверенно переступает ножками;
  • ползает быстро и уверенно сидит, и иногда опирается на руку.

Психомоторное развитие:

  • любит играть с игрушками, а также ломать, бросать, трясёт, складывать в коробку, пытается присоединить две части от игрушки, и т.д.;
  • хорошо знаком с предметами и правильно их показывает;
  • знаком со своими частями тела;
  • развивается мелкая моторика рук, играет в «Ладушки», «Сорока-белобока»;
  • в речи появляются новые слоги;
  • самостоятельно листает книжки;
  • понимает слово «нет» и «да»;
  • наблюдается избыточное слюноотделение из-за зубов, которые должны вот-вот появиться.

У родителей появилась новая обязанность – каждый день следить за чистотой пола и игрушек. Ведь малыш пробует всё на вкус, а вокруг много микробов. Нужно помнить, что чистота – залог здоровья для малыша.

8 месяц: уверены в движениях

Этот период, когда родителям нужно особенно внимательно следить за своим чадом, теперь его не оставишь в манеже, в кроватке или на кровати. Многие мамы рассказывают, что активные ребята умудряются выпадывать из своей кроватки. Это неудивительно! Кроха самостоятельно сидит, ползает, встаёт и делает шаги, держась за опору, а если мама долго отсутствует, то малютка начинает беспокоиться и проявляет так называемые чудеса.

Малютка встречает широкой улыбкой с четырьмя зубками знакомых ему людей. Проявляет восторг, хлопая в ладоши. У некоторых детей наблюдается успех в произношении коротких слов. В этот период взросления нужно читать малютке сказки, петь песенки, рассказывать стихи и потешки.

Физическое развитие:

  • масса достигает 9 кг, а рост увеличивается на 3 см;
  • ползает, хорошо ориентируется в пространстве;
  • прекрасно встаёт, садится, ложится.

Достижения в психомоторике:

  • выполняет лёгкие поручения, может принести игрушку;
  • правильно играет с пирамидкой, кубиками;
  • диапазон эмоций расширяется: ребёнок не только радуется или плачет, но и удивляется, проявляет недовольства, настойчивость;
  • растёт словарный запас;
  • танцует под музыку, хлопает в ладоши, топает ножками;
  • может брать двумя пальчиками мелкие предметы.

9 месяцев: долгожданные шаги

После двух удачных шагов малютка проявляет свою настойчивость и с большими трудностями, плачем, небольшими синяками учится ходить. Кроха падает и снова встаёт. Так проходят дни. К концу месяца он научится удерживать баланс и равновесие. Прекрасно пьёт из поильника и взрослой кружки. А ещё, это время, когда малютка произносит первые слова мама, папа, баба.

Физические особенности:

  • масса тела прибавляется на 600 гр, рост на 2 см;
  • встаёт из положения сидя, ходит в ходунках или с помощью родителей;
  • может разворачиваться во время ползания;
  • пытается залезть на стул, диван, открывает ящики.

Психомоторные особенности:

  • активно проявляет эмоции, манипулирует родителями с помощью плача, крика;
  • пытается самостоятельно надеть штанишки, шапку;
  • сам кушает ложкой;
  • умеет рвать бумагу, мять в руках пластилин;
  • любимое занятие – засовывать пальчики в дырочки;
  • запоминает названия предметов;
  • радуется, когда его хвалят;
  • понимает значение простых слов: дай, иди, кушай, пей;
  • у крохи формируется индивидуальный «язык «речи, который понятен только родителям.
  • неподдельный интерес вызывают домашние животные, телефон, пульт;
  • в общении появляется жестикуляция.

Малютка умеет прощаться, махая рукой. Начинает понимать, как катать машинку, ставить кубики друг на друга. С удовольствием ищет потерявшиеся игрушки, сортирует их по форме, цвету.

10 месяцев: всё больше удивляем взрослых

Родители не успевают радоваться достижениям крохи. С каждым днём проявляются новые способности. Он стал активным, общительным, самостоятельным! Малыш не требует много внимания, как в 5,6 или 7 месяцев – он самостоятельно играет в различные игрушки, у него появились любимые мультфильмы. Это время, когда мама может заняться своими делами.

Дневной сон стал значительно короче – 2 часа. Частые капризы ребёнка обозначают его усталость, и мамочка должна скорректировать режим дня.

Физические особенности:

  • к массе прибавляется 350 гр, к росту 1 см;
  • учится ходить;
  • повторяет движения взрослых.

Психомоторные особенности:

  • удерживает в одной руке несколько предметов;
  • выполняет сложные действия: отбирает игрушку, прячет её или ищет;
  • строит башенки, катает машинку, собирает пирамидку;
  • показывает где у мамы глазки, ротик, носик;
  • умеет произносить названия животных и имитирует их голос;
  • спокойно относится к горшку.

Многие детишки проявляют интерес к рисованию, чиркая карандашами в альбоме или пачкая пальчики красочками. Чем больше родители будут заниматься с крохой, тем лучше будет происходить детское развитие.

11 месяцев: подражаем взрослым

Развитие малютки продолжается. Ребёнок всё больше набирается сил, чтобы самостоятельно шагать. Явные достижения проявляются в речи. Родителям нужно следить за своими словами, чтобы потом не удивляться: «Где же он это услышал!?»

Малыш делает всё то же самое, что и раньше, но теперь уже с уверенностью, пониманием. Укладывает кукол спать, вытирает им губки, составляет игрушки на свои места. Активно участвует в процессе купания, одевания, питания. Пища малютки становится разнообразной, и пора учиться чистить зубки.

1 год: приглашайте гостей и принимайте поздравления!

Вот и наступил первый День рождения малыша! Некоторые детишки встречают юбилейную дату стоя на ножках. Их глазки отражают счастье и любовь. Годовалый карапузик любит помогать маме, ведь он уже большой! Масса тела увеличивается втрое.

Всего за 365 дней крошечное, ничего не умеющее и не знающее создание, превращается в полноценного человека. На протяжении всего года он проходит множество препятствий, чтобы научиться сидеть, вставать, кушать, пить, говорить, понимать и ходить! Для него главное, чтобы мама каждый день, каждую минуту, каждую секунду одаривала его любовью и заботой. Дальнейшее развитие малютки полностью зависит от благосостояния семьи. Не нужно ругаться в присутствии малыша – это может негативно сказаться на его психике, а значит и развитии. Пусть кроха растёт здоровым, смышлёным и на радость всем!

В каком возрасте дети учатся сидеть

Прежде чем выяснить, во сколько дети садятся, нужно понимать процесс наращивания силы и мышечной массы новорожденного. Укрепление детского организма проходит через несколько последовательных этапов:

  • в возрасте 3-4 недель кроха начинает держать головку;
  • между 1 и 2 месяцем малыш учится держать голову, лежа на животе, и опираясь на свои ручки;
  • ближе к 3 месяцу он научится переворачиваться со спины на живот и обратно;
  • в возрасте 5-6 месяцев малыш начнет предпринимать попытки, чтобы сесть самостоятельно;
  • в 6-7 месяцев большинство детей умеют сидеть сами без поддержки, уверенно поворачиваясь телом в разные стороны.

Такое последовательное укрепление мышц спины и грудной клетки готовит новорожденного к дальнейшему ползанию и первым самостоятельным шагам. Многие мамы замечают, что ребенок пытается сесть в 4 месяца, напрягает мышцы живота, тянется ручками. Но это еще не значит, что он готов, поэтому в этом возрасте помогать ему, присаживать, поддерживать, обкладывать подушками – рано. В среднем возраст освоения этого навыка детского организма – 6 месяцев. Девочки, как правило, садятся чуть раньше, мальчики могут научиться этому позже. Хотя именно девочек торопить нельзя, чтобы не возникли проблемы с органами мочеполовой системы.

Самое важное для родителей – дать своему чаду развиваться индивидуальными темпами, контролируя этот процесс и помогая ему. Но не торопить события и не воспитывать с пеленок чемпиона. Тем более, не стоит сравнивать успехи крохи с другими детьми. Лучше дождаться возраста, когда ребенок начинает садиться, и только потом помогать ему и поддерживать в освоении этого навыка.

Как понять, что ребенок готов садиться

Гармоничное и правильное развитие грудничка возможно только тогда, когда все происходит постепенно и по мере его возможностей. Наращивание сил и мышечной массы поможет крохе осваивать новые навыки, а умелая и своевременная помощь родителей – расти сильным и здоровым. Пока ребенок не готов сидеть, поддерживать его, присаживать или способствовать нахождению в вертикальном положении не стоит.

  Насколько реальна возможность родить в Америке — подготовка к поездке

Убедиться в том, что мышечный корсет готов к нагрузкам, можно по нескольким признакам:

  • ребенок уверенно держит голову – это свидетельствует о крепких мышцах шеи;
  • лежа на животе, грудничок приподнимает голову и удерживает верхнюю часть туловища на руках – это говорит о том, что крепнут мышца грудного отдела;
  • лежа на спине, пытается приподниматься, а если взрослый держит его за руки, малыш подтягивается – что свидетельствует об укреплении мышц пресса.

Еще одним фактором, который может подсказать родителям, что кроха готов учиться сидеть, является его нежелание находиться в лежачем положении. Обычно на руках в положении сидя или полусидя он затихает и с удовольствием рассматривает окружающий мир, а если попытаться его уложить в кроватку или в коляску, начинает капризничать и громко протестовать. Этот новый сигнал станет полезным для всех мам, которые интересуются, как понять, что ребенок хочет сесть. Несколько таких случаев помогут родителям убедиться в том, что малышу пора переступать на следующую ступень развития.

Как научить ребенка садиться и не навредить ему при этом

Существует немаловажный перечень действий, которые нельзя делать родителям до определенного возраста малыша. Даже если хочется понять, как помочь ребенку сесть самостоятельно, и сделать для этого все возможное. Если организм малыша не готов к такой нагрузке, любая помощь и усилия могут только навредить. Поэтому стоит помнить о том, чего нельзя делать:

  • не сажать грудничка, если он еще не готов к этому, до 6 месяцев, особенно девочек ввиду анатомических особенностей строения органов малого таза;
  • не подкладывать опоры и подушки, чтобы заставить малыша удерживать сидячее положение;
  • прекратить попытки усадить кроху, если он постоянно заваливается на бок или сидит с круглой спинкой – это признаки неготовности мышечного корсета;
  • не переживать и не волноваться, если в возрасте 6-7 месяцев он не сидит самостоятельно, некоторым деткам нужно больше времени для освоения этого.

  Как отучить ребенка сосать палец

Как правило, к 7 месяцу жизни все малыши начинают сидеть уверенно и самостоятельно. Беспокойство может вызывать тот факт, что ребенок в 9 месяцев не садится сам. Тогда лучше проконсультироваться с педиатром или невропатологом. Причинами такого отставания в развитии может быть множество предпосылок, например, осложненные роды или такие проблемы со здоровьем, как рахит, слабая мышечная деятельность, генетические нарушения. Врач осмотрит малыша и порекомендует, как ему помочь в дальнейшем гармоничном развитии.

Как помочь ребенку сесть самостоятельно – упражнения и рекомендации

Если детский организм физически готов, можно делать специальные упражнения, чтобы ребенок сел самостоятельно и чувствовал себя уверенно. Небольшая зарядка поможет укрепить мышцы и ускорить процесс усвоения нового положения малыша. Перед тем, как начинать упражнения, нужно хорошо разогреть мышцы при помощи массажа. Поглаживания, пощипывания, сгибание и разгибание конечностей подготовят тело к дальнейшей работе. Кроме того, нужно выбрать такое время суток, когда кроха будет в хорошем настроении и самочувствии.

Комплекс упражнений состоит из простых и безопасных действий:

  1. Подтягивания. Ребенка нужно положить на спинку, на ровную твердую поверхность. В его ручки вложить большие пальцы взрослого человека, а остальной частью кисти обхватить его кулачки. В таком положении нужно слегка подтягивать к себе грудничка, давая ему возможность работать мышцами рук и живота. После нескольких попыток малышу нужно дать время отдохнуть.
  2. Отжимания. Выполняется в положении лежа на животе. Если малыш хорошо держит голову, он будет стараться приподнять верхнюю часть своего туловища, чтобы рассмотреть все, что находится вокруг него. Таким образом, будут укрепляться мышцы рук и спины.
  3. Если малыш уже пытается сам сидеть, но часто падает или чувствует себя неуверенно, можно помочь ему еще таким упражнением. Посадить на твердую поверхность, взять его руки в свои и немного раскачивать в разные стороны, но не давать упасть. Ребенок будет напрягать мышцы живота и спины, чтобы удерживаться в вертикальном положении.
  4. Выкладывать ребенка на спину и помогать переворачиваться на живот, а затем обратно. Это упражнение хорошо развивает боковые мышцы торса, а также спину. В дальнейшем он будет сидеть увереннее.
  5. Купание в большой ванной с использованием детского круга также должно помочь укрепить мышечный корсет. Плавая свободно в воде, ребенок будет активно работать ножками и ручками, а его спинка и животик будут крепнуть, чтобы в дальнейшем удерживать его в положении сидя.

  Как приучить ребенка убирать игрушки

Еще одним советом для родителей может быть помещение малыша в манеж с крупноячеистой сеткой. Он будет хвататься за сетку и стремиться принять вертикальное положение, чтобы лучше видеть все, что происходит вокруг. А в положении сидя, сможет держаться за стенки манежа.

Еще одним моментом, который должен помочь в усвоении и укреплении навыка является прогулка на коляске в период бодрствования крохи. Для начала спинку коляски можно закрепить так, чтобы малыш находился в положении полулежа. Ему будет интересно наблюдать окружающий мир, и он обязательно начнет стремиться сесть ровнее, чтобы видеть еще больше. Если спинка имеет несколько положений, постепенно ее можно приподнимать. Но посадить кроху полноценно можно будет только тогда, когда он физически будет готов к этому, когда ребенок сам садится из положения лежа и уверенно удерживает себя. Иначе возможна травма.

Таким образом, обучение сидению возможно только тогда, когда тело и мышцы ребенка будут к этому готовы. У здорового малыша с этим не будет проблем, в 5, 6 или 7 месяцев он обязательно сядет самостоятельно и будет получать удовольствие от своих возможностей.

Не стоит сравнить свое чадо с другими детьми или переживать о том, что он в чем-то отстает. У каждого маленького человечка свой тем роста и развития. Но если родители видят, что кроха готов сесть, можно ему помочь, укрепить мышцы и оказать поддержку. Тогда его познание окружающего мира будет проходить легко и радостно.

Физиология малыша

К этому возрасту ребенок становится настоящим милашкой. Ушла желтуха новорожденных, кожа приобрела естественный розоватый оттенок. Активировалась подкожно-жировая ткань, благодаря чему карапуз заметно округлился: появились «щечки-мешочки», умиляющие складочки на ручках, ножках, шейке. Сейчас рост малыша может колебаться от 56 до 62 см, вес – от 4,8 до 7 кг. При этом у девочек эти показатели немного ниже, чем у мальчиков. Однако если ребенок немного недотягивает до них или превышает, определить точно, норма это именно для него или нет, может педиатр на ежемесячном осмотре. Ведь все детки разные, и факторов, влияющих на антропометрические данные, немало.

Многие родители начинают переживать, что у 3- месячного грудничка рекой текут слюнки. Это совершенно нормально, поскольку слюнные железы сейчас тоже стали работать активнее. Это и защитная реакция на стремление крохи все тянуть в ротик, и подготовка к скорому прорезыванию зубов.

К 3 месяцам постепенно вырисовывается определенный биологический ритм ребенка: время сна и кормлений можно довольно легко вычислить, проследив за ними несколько дней. Так что теперь пора приучать малыша к режиму дня. В дальнейшем это значительно облегчит жизнь и ему, и родителям.

Спит грудничок в среднем уже около 18 часов в сутки, при этом на дневное время приходится 4 сна продолжительностью 1,5–2 часа. Кушает кроха 6–8 раз в сутки с промежутками около 3 часов. Это говорит о том, что нервная система малыша значительно окрепла по сравнению с первым месяцем, когда ребенок не выносил практически никаких психоэмоциональных перегрузок, поэтому спал большую часть суток.

3- месячный грудничок, благодаря развитию памяти, начинает вырабатывать первые привычки. Поэтому если до этого возраста вы практиковали укладывание со всевозможными хиростями (укачивание, колыбельная, фитбол), сейчас нужно постепенно уходить от этих «подпорок». Ваш малыш в состоянии научиться засыпать самостоятельно, он уже пережил кризис адаптации к новому миру, когда мамы часто нет рядом. В противном случае проблем с засыпанием не избежать.

Что уже умеем?

Что он может уметь, кроме как плакать, махать ручками и лежать на животике? На самом деле в развитии ребенка в 3 месяца можно увидеть значительный прогресс по сравнению с предыдущими месяцами, ведь он уже не новорожденный кроха. Это касается как физического, так и эмоционального, и речевого развития.

Малыш проделал большую работу и многого достиг.

  • Почти уверенно держит голову, когда его удерживают вертикально или вкладывают на животик (некоторые малыши держат голову так, что их уже не нужно страховать маминой рукой под затылком).
  • Может фиксировать взгляд на предмете или глазах человека, находясь в вертикальном положении, и это большой прогресс: раньше он мог делать это только в положении лежа.
  • В положении лежа на животе может опираться на предплечья, поднимая голову и грудь – так намного интереснее наблюдать за миром.
  • Если ребенка поддерживать за подмышки, он встанет на опору ножками, не поджимая пальчиков, как было раньше (но сильно опирать его на ножки в этом возрасте пока рано – кости еще достаточно хрупкие).
  • К 3 месяцам постепенно угасают некоторые рефлексы ребенка: сейчас он научился самостоятельно отталкиваться от бортиков кроватки или спинки дивана (раньше это происходило рефлекторно). Теперь этого «лягушонка», способного таким образом «прыгать» вперед, оставлять одного в комнате небезопасно.
  • Может (или активно пытается) поворачиваться на бок (у особенно активных детей получается поворачиваться даже на живот – ведь они уже поняли, что так обзор намного лучше). Некоторые детки, лежа в кроватке, способны разворачиваться на матрасе на 90 градусов.
  • Во время сосания поддерживает грудь или бутылочку ручками.
  • Может схватить заинтересовавший его предмет обеими руками, чтобы пощупать или сунуть в рот.
  • Любит все ощупывать, особенно части своего тела: ручки, ножки, носик.
  • Старается дотянуться до яркого предмета, находящегося перед глазами. Если это подвешенная игрушка, которая может от прикосновения издать звук или подпрыгнуть, то он будет пытаться по ней бить.

Поскольку ваш кроха сейчас все тянет в ротик, следите, чтобы в зоне его досягаемости не было слишком мелких предметов, которые можно проглотить, а также ничего опасного (лекарств, колющих предметов). Все, что ребенок трогает, должно быть чистым, иначе он может «заработать» кишечную инфекцию или молочницу, ведь его иммунитет еще недостаточно крепок, чтобы бороться со всем вредными микробами.

Конечно, это не обязательный список того, что ребенок должен уметь в 3 месяца. Некоторые детки менее активны или слишком упитанны, им трудно перевернуться, кто-то не может схватить игрушку. Это не повод для серьезного беспокойства. Тревожиться нужно, например, если кроха к этому возрасту не делает попыток держать голову, смотреть на предмет перед глазами, поднимать голову в положении на животе, не реагирует на звуки. Более конкретно о тревожных сигналах может рассказать педиатр.

Память, мышление, эмоции, речь

Психоэмоциональное развитие ребенка на 3-м месяце жизни тоже шагнуло вперед. Он теперь не просто рассматривает и слушает все, что его окружает: он активно познает этот новый мир (начиная с собственного тела), ищет общения, новых эмоций и впечатлений. Развивается так называемый комплекс оживления – кроха проявляет бурную эмоциональную реакцию на ласковое обращение к нему взрослых.

Трехмесячный карапуз кажется уже таким смышленым. Его навыки в психоэмоциональной сфере впечатляют. Он уже умеет:

  • поворачивать голову в сторону громкого звука;
  • отделять просто звуки от голосов людей, в последнем случае активно призывая взрослых к «общению» улыбками, жестикуляцией, громким гулением;
  • не просто улыбаться, а вполне осознанно смеяться;
  • узнавать в лицо членов семьи (первая в этом списке, конечно, мама);
  • осознавать степень насыщения – во время кормления малыш теперь сам выпускает сосок, когда наелся;
  • понимать, что игрушка, за которой он следил, исчезла (когда ее прячут); при этом малыш будет смотреть туда, где видел ее до исчезновения, ожидая, что именно там она появится снова;
  • слушать приятные мелодии (особый интерес вызывает звук колокольчика, на него кроха реагирует с неподдельной радостью).

Трехмесячный кроха громко и выразительно гулит, при этом издавая не только гласные звуки, но и некоторые согласные, выдавая первые невнятные слоги (агу, абу, ага). Особенно радостно он делает это в ответ на обращение к нему родных, желая пообщаться, либо первый затрагивает взрослых, «приглашает к беседе». При этом малыш по-разному реагирует на тон голоса и выражение лица взрослых, понимая оттенки их настроения. Если к нему обращаются ласково, радостно, он реагирует веселым гулением, улыбками. Если строго или хмуро – может нахмуриться и даже заплакать в ответ.

Удивительно, но уже сейчас кроха начинает радоваться, если его действие вызывает радость и одобрение родителей (особенно если он что-то сделал в первый раз). Их оценка теперь будет для него все более важной.

Малыш уже начинает понимать, что такое скучно. В такие моменты он перестает гулить и начинает хныкать, капризничать. Плач в этом возрасте приобретает разные оттенки (скучно, устал, голодно, некомфортно, не нравится). Родители уже в состоянии их различить по различным интонациям, силе, длительности.

Развитие мышления на этом этапе связано с достижением какой-то практической цели (дотянуться, получить, попробовать). Более сложные процессы начнут происходить примерно после 6 месяцев.

Не отказывайте малышу в общении, всегда отвечайте на его «агушки». Можете повторять его звуки и интонации, ему это особенно понравится. Вскоре он научится отвечать тем же и вам. А это – первые шаги на пути к освоению такого важного умения, как говорение. Общаясь с крохой, делайте паузы – давайте ему «выговориться».

Снова отметим, что это не обязательный список того, что точно должен уметь ребенок в этом возрасте. Кто-то гулит менее активно, кто-то пока не научился смеяться, а только улыбается. Волноваться нужно, если малыш не демонстрирует никакого прогресса в развитии: не реагирует на обращения, не пытается произносить звуки, не улыбается.

Как вести себя родителям?

Итак, ребенку исполнилось 3 месяца. На что важно обратить внимание родителям?

  • В уходе за малышом нет ничего нового. По-прежнему для него важны водные процедуры (в том числе утреннее умывание).
  • Не менее важно продолжать закаливание крохи: обливать по завершении купания водой на 1-2 градуса прохладнее той, в которой он купался, устраивать воздушные ванны, обтирать влажным полотенцем (обычно обо всем этом родителям рассказывают еще в роддоме).
  • Если позволяет погода (нет сильного ветра, дождя или мороза ниже 10 градусов), прогулки должны длиться до 5–6 часов в день. Ведь сейчас маленькому организму необходимо вырабатывать витамин D – для профилактики анемии и рахита. При этом у коляски можно поднимать верх, чтобы кроха мог видеть летающих птиц, движение облаков, качание веток – это развивает внимание, мышление, память.
  • В этом возрасте еще весьма актуально предохранять ребенка от сквозняков, ведь его иммунитет пока что недостаточно окреп.
  • Если малыш еще не умеет переворачиваться на бочок, родители должны помочь ему научиться.
  • Ребенку в три месяца нужны физические упражнения, укрепляющие мышцы рук, ног, шеи, спины. Например, упражнение «велосипед» лежа на спине, частое выкладывание на животик. Или приподнимание ребенка в сидячее положение, притягивая за ручки.
  • Для нормализации тонуса мышц можно проводить массаж – поглаживающие движения по спинке, животику, попке малыша (не более 10 минут) стимулируют гармоничное развитие. А разминание ладошек, пальчиков рук, пальчиковые игры способствуют развитию речи.
  • Также развитию речи помогает активное общение с ребенком. Во время любого занятия важно поддерживать постоянный речевой контакт: рассказывать обо всем, что вас окружает, как это называется, для чего нужно.
  • Для развития вестибулярного аппарата, отвечающего за координацию и равновесие, нужно не просто носить кроху по комнате, а раскачивать, переворачивать вверх ногами, кружиться, подпрыгивать.

Гипертонус мышц может возникнуть у малыша этого возраста от нервного перенапряжения. Поэтому постарайтесь не просто оградить его от бесконечных «шумных обществ» у вас дома – обратите особое внимание на психологический микроклимат в семье. Постоянные скандалы, крики, озлобленность окружающих людей сыграют в этом вопросе не самую полезную роль.

Уделяйте внимание своему психическому состоянию: нервозность, недосып, истощение, состояние апатии или депрессии мамы непременно передаются крохе. Помимо тонуса, мешающего ребенку нормально развиваться в физическом плане, вы наверняка получите и проблемы со сном малыша.

Дальнейшее гармоничное развитие ребенка возможно только при самом активном участии родителей. Их любовь, забота, внимание, доброе отношение и участие в жизни маленького человечка помогут ему расти и гармонично развиваться.

Как помочь ребенку и как научить переворачиваться с живота на спину: эффективные упражнения для укрепления мышц

Растущий ребёнок проявляет всё большую физическую активность. В 3 месяца кроха не хочет лежать в одном положении, малышу интересно, что происходит вокруг.

Первые попытки перевернуться на бочок заметны к 4 месяцам, спустя 3–4 недели грудничок пробует лечь на животик без посторонней помощи. Родители интересуются, как помочь ребёнку переворачиваться с живота на спину, какие упражнения укрепят мышцы ручек, ножек, груди и шеи.

Оптимальный возраст для начала занятий

Некоторые родители допускают серьёзную ошибку: подталкивают малыша к действиям, которые недоступны ребёнку в силу возраста. Неокрепшие мышцы верхней и нижней части туловища не в состоянии справиться с непосильной нагрузкой.

Формирование «мышечного корсета», крепкого скелета активно происходит в первые полгода жизни. Подходящий момент для начала занятий – 3 месяца. Мышцы и скелет достаточно укрепились, ребёнок живо реагирует на новые игрушки, голос, озирается вокруг в поисках интересного занятия. Несложные упражнения помогут крохе быстрее научиться переворачиваться в разных направлениях.

Во сколько малыш должен переворачиваться с живота на спину

Ориентируйтесь на возраст 5 месяцев. К этому времени кроха настолько активен, что свободно переворачивается на бочок, потом на спинку. К концу пятого – началу шестого месяца «мышечный корсет» настолько окрепнет, что ребёнок медленно, а затем всё увереннее будет переворачиваться с животика на спинку.

Этап «переворотов» начинается при соблюдении двух условий:

  • грудничок любит лежать на животике, уверенно держит голову, приподнимается и держится на предплечьях на протяжении пяти – десяти минут;
  • в вертикальном положении ребёнок хорошо фиксирует голову, может самостоятельно поднять её из положения «лёжа на спине».
  • Нельзя проходить следующий этап, не освоив предыдущий. Некоторые родители учат сидеть малыша с неокрепшей костно-мышечной системой. Если маленький человечек плохо держит головку, не прошёл этап «переворачивания», попытки удерживать ребёнка в положении «сидя» могут нанести вред слабым костям и мышцам.

    Узнайте подробности о симптомах и лечении обструктивного бронхита у детей.

    О том, как сделать развивающий коврик для детей своими руками прочтите в этой статье.

    Нормы и упражнения для укрепления мышц, позволяющие ускорить процесс переворачивания ребенка. 5 причин, по которым малыш не хочет этого делать

    Нормы и первые попытки переворотов

    Физическая активность, в первую очередь, характеризуется умением поддерживать головку, потом – переворотами. Навыки совершать движения – это основной показатель, по которому оценивается уровень физического развития до 12 месяцев.

    Единого мнения относительно того, во сколько месяцев ребенок начинает переворачиваться, нет. Процесс индивидуален, и все будет зависеть от:

  • массы тела грудничка;
  • наследственной предрасположенности;
  • темперамента;
  • отсутствия мышечного гипертонуса или тяжелой беременности.
  • Однако существуют некоторые рамки, определяющие период, когда перевороты более оптимальны.

    2 месяца: изучение возможностей

    Грудничок, отличающийся повышенной активностью и любопытством, может начать пытаться перекатываться на бок уже спустя 2 месяца с рождения.

    Спокойные, упитанные карапузы и до полугодовалого возраста могут отличаться безактивностью.

    Не стоит волноваться – это не показатель отставания в развитии.

    По мнению педиатров, нормой, когда ребенок начинает переворачиваться, считается возраст 2-6 месяцев.

    Первые месяцы жизни – это период, когда карапуз старается изучать возможности своего тела, совершает попытки управлять им, начинает видеть, слышать. В короткие периоды бодрствования, малыш каждый день открывает для себя что-то новое. Сколько должен спать 2-месячный ребенок, вы можете узнать тут.

    3 месяца: первые попытки

    К 3-м месяцам у новорожденного отмечаются уже такие достижения, как:

  • удерживание головы и плеч с упором на животик и руки;
  • усиление двигательной активности – он дотрагивается до лица, носика, рассматривание своих ручек;
  • из положения на животе повороты головы в сторону, откуда доносится заинтересовавший его звук.
  • Начиная с 3-х месяцев, нельзя допускать, чтобы малыш оставался без присмотра даже на несколько минут, особенно, если он лежит на пеленальном столе или на кровати, не имеющей бортиков. Поддержка рукой необходима даже во время смены подгузника.

    В этот возрасте могут быть предприняты попытки переворота со спины на живот. Это, конечно, трудно назвать настоящим переворотом. Однако, начало активным движениям есть, и малютка вряд ли уже будет спокойно просто лежать на спине.

    4 месяца: со спины на бочок

    Период, во сколько дети начинают переворачиваться уверенно, приходится на 4-5 месяцев, когда уже мышцы рук, шеи и спины достаточно крепкие.

    4 месяца – возраст, когда ребенок начинает переворачиваться на бок. В это время он уже хорошо может приподнимать головку, с интересом рассматривает ноги, сгибает их и подтягивает к груди.

    Именно в эти моменты и происходят перекатывания туловища со спины на бочок.

    5 месяцев: со спины на живот и назад

    Также полезно знать, во сколько дети начинают переворачиваться на живот. В возрасте 5 месяцев малыш способен подниматься на руках, совершать покачивания, отталкиваться ножками.

    Все эти движения способствуют активному развитию групп мышц, помогающих переворачиваться. Именно в это время проявляются способности к переворотам со спины на живот и назад.

    5 проблем, которые могут возникнуть

    Нередко бывают случаи, когда ребенок в 5 месяцев не переворачивается. Не нужно сразу начинать паниковать. Важно не забывать, что детки все разные. У него может отсутствовать желание, или же движения просто не получаются.

    Шелехова Анна Евгеньевна, невролог, клиника «Семейная», г. Москва

    В настоящее время очень много детишек рождаются с неврологическим отклонениями. Сама имела такой печальный опыт.

    В 6 месяцев мы еще не умели переворачиваться, был повышенный мышечный тонус (гипертонус). Но с помощью курса лечебного массажа удалось избавиться от этой проблемы.

    Такому явлению могут способствовать несколько причин:

    1 Характер. У многих детей спокойный темперамент и они не проявляют чрезмерной активности.

    2 Нет стимула. Может быть, кроха просто не считает нужным для себя совершать перевороты на животик или на бок. Не рекомендуется по первому требованию выполнять все капризы своего чада. Это приводит к снижению двигательной активности. Можно пробовать завлекать малыша красивой и яркой игрушкой, тем самым стимулируя его.

    3 Физиологические особенности. В период вынашивания или в процессе родовой деятельности могли быть травмы.

    4 Патологии неврологического характера. Такого типа заболевания могут отрицательно сказываться на активности. Среди подобных отклонений выделяют неравномерность мышечного тонуса. Проявление болезни происходит еще на ранних этапах развития, благодаря чему ее удается вовремя диагностировать. Для решения проблемы помогают массаж и специальные упражнения.

    5 Асфиксия или гипоксия. В этом случае лечение проводит только высококвалифицированный педиатр. Проблема не поддается самостоятельному решению.

    Не нужно заставлять малыша насильно переворачиваться, если ему это не нравится, ребенок научится делать это сам, когда потянется за игрушкой, например.

    В случае, если ребенок в 4 месяца не переворачивается на бок, можно делать с ним стимулирующие упражнения и показать кроху детскому врачу.

    Если ребенок в 6 месяцев не переворачивается и при этом у него отсутствуют какие-либо другие отклонения в развитии, также волноваться не стоит.

    Нужно просто продолжать ждать и заниматься с крохой гимнастикой, и результат вскоре обрадует вас.

    Но консультация со специалистом не помешает, особенно, если ребенок в 7 месяцев не переворачивается на живот, а попытки совершать активные движения отсутствуют. Педиатр в этом случае даст направление к неврологу, который осмотрит малютку, и, при необходимости, подберет эффективный курс терапии и массажа.

    Как помочь крохе научиться переворачиваться

    Ответ на вопрос, как научить ребенка переворачиваться, у Комаровского заключается в том, что нужно просто ждать, пока он не станет это делать самостоятельно.

    Можно ждать, пока малыш сам не начнет совершать попытки к переворотам, а можно для укрепления навыка заниматься с ним. Это поможет несколько ускорить процесс, ведь занятия будут поспособствовать постепенному укреплению мышечной системы.

    Плавание не только помогает физическому развитию грудничка, но и повышает иммунную систему ребенка и является профилактикой многих заболеваний

    В 3 месяца педиатры рекомендуют выкладывать малютку на животик. В таком положении он будет стараться приподнимать и держать головку.

    Через месяц малыш уже сможет в положении лежа на животе подниматься, опираясь на ручки.

    Чем чаще будут проводиться такие выкладывания, тем крепче станут мышцы.

    Во сколько месяцев ребенок начинает сидеть, можно узнать здесь, а во сколько можно сажать мальчиков – тут.

    Для укрепления мышц на ножках хорошо проводить регулярные водные процедуры. Можно купить плавательный круг и перед сном давать крохе вволю поплескаться.

    Если ежедневно заниматься с ребенком, он быстрее овладеет необходимыми двигательными навыками. Согласно медицинской практике, регулярные занятия помогают достаточно быстро научить ребенка переворачиваться с живота на спину уже спустя 14 дней.

    Брыжик Михаил Алексаандрович, массажист, Клиника «Семейная», г. Москва

    Перед проведением оздоровительных упражнений мамы обязательно должны выполнять элементы массажа своему малютке. Это позволит без травматизации провести гимнастику.

    Таким образом ребеночка подготавливают к дальнейшим процедурам. Можно делать поглаживания от стоп до тазобедренного сустава и растирания.

    Движения должны быть плавными и легкими.

    Для достижения положительного результата, важно также соблюдать некоторые правила:

    Первые попытки

    Итак, когда ребенок начинает переворачиваться со спины на живот и обратно?

    К 3 месяцам кроха должен уметь:

    1. Совершать повороты головой, лежа на животе. Реагирует малыш на интересующий его звук: на мелодию игрушки или телефона, на мамин голос и так далее.
    2. Поднимать, а также фиксировать в одном положении плечи и голову. Делает это малыш, обычно лежа на животе и опираясь на согнутые в локтях ручки.
    3. Ощупывать свое тело. В этот период движения младенца становятся более скоординированными.
    4. Совершать перевороты на живот и на бок. Конечно, это со стороны больше похоже на попытки скатиться.

    После освоения переворотов, младенец редко будет лежать на спине. Молодой маме придется следить за тем, как спит ее чадо и в каком положении играет.

    По-настоящему делать переворот кроха научится после того, как мышцы шеи и спины достаточно окрепнут. Этот момент наступает в 4- 5 месяцев.

    Внимание! После трех месяцев не рекомендуется оставлять малыша без присмотра.

    Если ребенок сделал не один самостоятельный переворот, то в процессе переодевания, необходимо придерживать его тело одной рукой. Если кровать без бортов, то кроха может упасть. А это чревато для неокрепшего организма травмами и неприятными последствиями.

    Вверх