Советы женщинам!
ЛедиВека.ру » Без рубрики »

Леворукость зависит от времени рождения ребенка

Леворукость зависит от времени рождения ребенка
logo

Когда родители обнаруживают, что их ребёнок предпочитает действовать левой рукой, одни пугаются и пытаются переучить, а другие радуются и принимают ребёнка таким, каков он есть. И тем, и другим полезно знать некоторые особенности левшей и то, чем леворукие люди отличаются от праворуких.

Экскурс в историю

Науке не так много известно о левшах. Для изучения этого «феномена» привлекаются самые разные направления. К примеру, благодаря археологическим находкам удалось выяснить, что первобытные люди изначально пользовались обеими руками и только через некоторое время стали предпочитать правую руку. Однако левши, судя по всему, были всегда. Древние орудия труда позволили узнать, что примерно 1,5 миллиона лет назад некоторые люди были леворукими.

Но человеческое желание всё подстроить под один стандарт привело к нетерпимости к левшам. В Древнем Риме их называли «sinister», что означало «зло» (близкое значение у этого слова и в современном английском языке). Некоторые другие народы считали левшей неуклюжими и непригодными к работе, что тоже отразилось в языке. Средневековые служители церкви считали левшей приспешниками дьявола (который, как полагали, предпочитал левую руку) и могли только лишь на этом основании сжечь их на костре. У мусульман до сих пор левая рука считается «нечистой».

Можно понять об отношении славян к левшам и по русскому языку. Словосочетания «левый товар», «пойти налево», «левая сторона» и другие имеют явно отрицательное значение. И в Советском Союзе, как и во всём мире, долгое время считалось, что левшей нужно как можно раньше переучивать, иначе им будет очень трудно в жизни.

Статистика 

Чем восточнее живёт народ, тем больше в нём левшей. А также доминантность правого полушария чаще встречается в Южной Азии и Австралии.

Сейчас отношение к леворуким людям более спокойное, хотя нам ещё далеко до западных стран, где для них существуют разнообразные товары, начиная с канцелярских и кухонных принадлежностей и заканчивая бытовой техникой.

Немного о работе мозга

Предпочтение правой или левой руки зависит от организации деятельности мозга, от того, каким образом он наладил свою работу с организмом.

Каждое из полушарий управляет своей стороной тела: правое полушарие – левой стороной, а левое – правой. У одних людей более развито левое полушарие, и они становятся правшами, а у других доминирует правое – это левши.

В то же время, полушария выполняют свои функции. Левое ответственно за логическое мышление и анализ, благодаря нему мы умеем читать, считать и писать. Правое помогает нам запоминать образы, отвечает за чувственное восприятие. Таким образом, левши, у которых более развито правое полушарие мозга, лучше понимают образы и чувства, чем слова и логику.

Теории появления леворукости

Леворукость изучена недостаточно, и нет единого мнения о том, почему люди предпочитают действовать разными руками. Пока есть только теории, отношение к правдоподобности которых разное.

Наследственный фактор. Большинство учёных склоняются к тому, что истинная леворукость передаётся генетически. По их мнению, доминирование одного полушария мозга над другим закладывается в утробе матери.

В 2008 году учёным Оксфордского университета удалось обнаружить гены, ответственные за праворукость и леворукость – так называемые гены правого и левого сдвига. Они выяснили, что ген левшей передаётся от родителей случайным образом, то есть может «выпасть», а может и нет.

Эта теория легко подтверждается статистикой, согласно которой, в семьях, где оба родителя левши, вероятность рождения леворукого ребёнка составляет 50%. Когда левша лишь один родитель, то 16,7% детей рождаются такими же. Из 100 детей праворуких родителей лишь 6 предпочтут левую руку. Известно также, что леворукость может передаться через несколько поколений.

Считается, что наследственных левшей 9–11% от населения всего Земного шара.

Среди животных тоже бывают левши, чаще они встречаются у обезьян, кошек и собак.

Беременность и роды. Есть данные, позволяющие сделать вывод, что особенности беременности и родов могут стать причиной развития у ребёнка леворукости.

Тяжёлая беременность, нездоровый образ жизни будущей матери, стресс и осложнённые роды могут повредить головному мозгу ребёнка. Если страдает левое полушарие, организм перестраивается и передаёт правому полушарию функции левого. Когда ведущим становится правое полушарие, ребёнок отдаст предпочтение левой руке.

Этим можно объяснить замеченное некоторыми учёными увеличение количества левшей в особо тяжёлые исторические периоды. Значит и большая вероятность рождения левшой одного из близнецов происходит из-за особенностей их внутриутробного развития, когда одному ребёнку может достаться меньше «строительного материала».

Исследования показали, что компенсаторных левшей 12-13%, то есть больше, чем генетических.

Неблагоприятное воздействие УЗИ. Некоторые исследователи заметили увеличение случаев рождения левшей у женщин, которые в период беременности делали УЗИ чаще трёх раз.

Но эта теория не выдерживает критики, потому что леворукие люди существовали задолго до появления любой электронной техники. К тому же тут следует уточнить, по какой причине ультразвуковое исследование проводилось чаще, чем это необходимо. Как правило, дополнительное УЗИ назначается при осложнениях, которые, как мы уже знаем, могут способствовать рождению левши.

Экологическая обстановка. Плохую экологию склонны винить во всех заболеваниях. Но леворукость – это не болезнь, а особенность, ставшая вариантом нормы.

Лишь опосредованно загрязнение воздуха и пищевых продуктов может стать причиной развития у ребёнка леворукости – если на этом фоне у беременной женщины разовьётся осложнение или заболевание, что с большой вероятностью навредит развивающемуся мозгу плода. Однако доказать эту точку зрения пока не удалось.

Есть среди теорий о причине разделения людей на левшей и правшей и другие. Некоторые учёные считают, что из-за расположения внутренних органов центр тяжести перемещается вправо, освобождая правую сторону, что позволяет лучше развиваться правой руке. По другому мнению, древние люди стали правшами во время сражений, левой рукой закрывая сердце, а в правой держа меч. А возможно, левое полушарие мозга стало доминирующим благодаря появлению речи, за которую оно и ответственно.

Однако эти теории не могут объяснить, почему же некоторые всё же рождаются левшами.

Некоторые люди (2-3% населения) становятся вынужденными левшами из-за повреждения правой руки, а другие (0,5%) используют левую руку, подражая родственникам.

Современная наука склоняется к тому, что ответственность за появление леворуких людей лежит на совокупности факторов – генетическом, патологическом и социальном.

Леворукость и левшество

Стоит заметить, что левшой принято называть человека, у которого ведущей является не только левая рука, но и левые нога, глаз и ухо. Человек же, предпочитающий отталкиваться правой ногой, заглядывающий в замочную щель правым глазом, прикладывающий к стене правое ухо, но пишущий левой рукой – просто леворукий.

Скорее всего, у такого человека ведущее полушарие всё же левое. И вполне вероятно, что в какой-то момент он захочет развить свою правую руку, в чём, безусловно, не нужно мешать ему.

Статистика 

Правшей в мире насчитывается всего 30%, а левшей – 10-12%. Остальные 58-60% населения являются леворукими с признаками правшества и праворукими с признаками левшества.

Особенности левшей

Дети, к которым левшество перешло от родителей, могут ничем не отличаться от правшей.

У ставших же леворукими из-за сложностей беременности, родов или из-за серьёзной болезни в раннем детстве, часто обнаруживаются разного рода нарушения. Родителям этих детей следует понимать, что леворукость — не причина этих проблем, а особенность, которая, как и те нарушения, стала следствием неблагоприятных факторов развития.

Не все особенности, которые будут перечислены ниже, можно найти у любого левши. Одни будут ярко проявляться, другие – лишь слегка, а третьи – будут совсем отсутствовать.

Одной из частых проблем левшей является позднее развитие речи, в особенности связной. Они могут долго говорить односложными словами и к трём годам неожиданно начать объясняться сложными фразами. Такой внезапный переход объясняется тем, что левшам тяжело понять сочетаемость слов, грамматические правила, им проще оказывается запоминать словосочетания и целые предложения. И когда таких блоков в словарном запасе левши наберётся достаточно, он начнёт говорить.

Многие особенности левшей становятся причинами их плохой успеваемости в школе.

Детям до определённого возраста свойственно зеркальное письмо – когда буквы и цифры пишутся в другую «сторону». Это может проявляться и в рисовании. Но после 7 лет, когда правши уже не испытывают трудностей с запоминанием и воспроизведением знаков, у многих левшей зеркальность письма остаётся и исправляется у лишь к 9 годам. В большей степени эта особенность характерна для переученных левшей. Неправильное написание ребёнком букв связано с тем, что пространство для него не имеет чётких границ. По той же причине они путают правую и левую стороны и даже верх и низ.

Из-за сложностей запоминания алгоритмов и последовательностей у левшей возникают проблемы и с устным счётом. Им оказывается неудобно пользоваться привычными большинству, простыми правилами сложения, вычитания, умножения и деления. И они выдумывают свои подходы, непонятные и сложные для других людей. Такой нестандартный подход к решению задач очень высоко ценится в некоторых профессиях и может сослужить добрую службу в будущем, но часто становится препятствием к хорошим оценкам.

Ребёнок-левша может прослыть медлительным и тугодумом, потому что не может быстро переключиться с одного действия на другое. Ему требуется больше времени на то, чтобы ответить на вопрос, ведь для этого нужно последовательно выполнить несколько задач: выслушать, понять, найти ответ, выстроить его в уме и, наконец, произнести. На переход от одного процесса к другому требуется время, а стремление к основательному подходу во всём не даёт возможности говорить необдуманно. Лишь со временем, когда у левши сформируется автоматическое выполнение определенного действия (на что уйдёт больше времени, чем у правши), он будет выполнять его быстро и без запинки.

Этот минус компенсируется способностью выполнять несколько задач одновременно, даже обдумывать сразу несколько мыслей. Попав в ситуацию, где нужно выполнять мультизадачу, левша легко и непринуждённо перегонит правшу.

При обучении леворукого ребёнка нужно учитывать особенность его зрения, которое устроено таким образом, что он хуже воспринимает расположенные слева объекты. Поэтому левша часто пытается читать справа налево. Чтобы избежать проблем, старайтесь класть книги и тетради немного правее и сажайте его слева от классной доски.

Для родителей левши есть и хорошие новости.

У такого ребёнка, который вынужден с раннего детства приспосабливаться к достаточно агрессивному правостороннему миру и изобретать способы решения разных задач, колоссальные компенсаторные возможности: у него обострена интуиция, он может предвидеть будущее (проанализировав свой прошлый опыт), часто таких детей посещает ощущение дежавю, они видят вещие сны.

Статистика 

С возрастом левши всё сильнее поддаются влиянию «праворукого» мира. И если среди 20-летних левшей 12%, то среди 50-летних – уже 5%, а среди 80-летних остаётся даже меньше 1%.

Ребёнок-левша, как правило, обладает хорошим слухом, у него отличная память и богатое воображение. Наверно, поэтому люди с доминирующим правым полушарием чаще выбирают творческие профессии.

И, как большинству творческих людей, им присущи чувствительность, впечатлительность, эмоциональность, вспыльчивость, открытость, непосредственность, доверчивость, внушаемость. По наблюдению исследователей, левшам больше свойственны отрицательные эмоции, в особенности гнев и страх. В детстве они капризны и плаксивы. Характерно для них плохое владение собой в стрессовой ситуации: когда нужно быстро принять решение и в соответствии с ним действовать, они сначала действуют, а потом уже обдумывают.

Принимая во внимание эти особенности левши, родители будет проще помочь своему леворукому ребёнку адаптироваться к неудобствам «праворукого» мира.

А ещё вам может быть интересно:

Как помочь ребенку научиться писать красиво и быстро

Психологические особенности ребёнка-левши

Левши и правши: как мы ими становимся

Долгое время ученые пытались понять, почему некоторые из нас хорошо владеют левой рукой, а кто-то правой (если и те, кто с детства одинаково владеют обеими руками). Только в конце 20 века удалось установить связь между работой мозга и телом: полушария головного мозга управляют противоположными частями тела. У леворуких людей доминирует правое полушарие мозга, которое отвечает за творчество, креативность и интуицию. У правшей, наоборот, доминирует левое полушарие мозга, отвечающее за логику.

Примерно 10% всех людей на планете составляют левши. Уже в детстве они практически все делают левой рукой: берут ложку, пишут, держат игрушки, вырезают и т.д.

У переученных людей леворукость может проявиться в стрессовой ситуации, где необходимо быстрое вмешательство. Например, если такой человек увидит, что падает ваза, скорее всего, он рефлекторно попытается поймать ее именно левой рукой.

В каком возрасте начинает проявляться леворукость?

В раннем возрасте у детей обычно одинаково активны обе руки. Также нередки случаи, когда в возрасте 2-4 лет малыш сначала некоторый период времени больше использует правую руку, а потом какое-то время – левую. Такая смена связана с развитием ребенка и формированием его мозга. Исследования показали, что леворукость или праворукость формируется у ребенка к 4-5 годам. Именно в этом возрасте целесообразно обращать особое внимание на то, как кроха орудует своими руками, чтобы правильно подойти к подготовке ребенка к школе.

Тесты на определение ведущей руки ребенка

Обычно, чтобы понять, левша или правша ребенок, достаточно понаблюдать за ним во время игры, рисования и письма, а также приема пищи. Кроме этого существует ряд тестов на определение ведущей руки малыша.

Задания на определения ведущей руки должны быть преподнесены исключительно в игровой форме. Создайте благоприятную для малыша атмосферу и следите, чтобы ребенок не переутомлялся, иначе результаты тестирования могут быть неверными.

Вот какие задания можно дать малышу, чтобы определить правша он или левша:

  1. Мелкая моторика:

  • Открутить крышки у бутылок;
  • Распутать узелки на веревке;
  • Порезать бумагу ножницами;
  • Намотать нитку на катушку;
  • Нанизать бусинки на шнурок.
  1. Крупная моторика:

  • Поймать мяч одной рукой;
  • Скрестить руки на груди (кисть ведущий руки обычно находится сверху).
  1. Повседневная жизнь:

  • Почистить зубы;
  • Полить цветы;
  • Застегнуть молнию;
  • Помыть посуду.

Результаты тестирования будут гораздо точнее, если ориентироваться на те действия, которые ребенок ранее никогда не выполнял.

В чем особенность левшей?

Многие левши гордятся своей уникальностью – и не зря. Так как у левшей лучше развито правое полушарие мозга, отвечающее за творчество, из них получаются замечательные художники, музыканты, писатели. Эти люди отличаются развитой фантазией и креативностью, которая помогает им находить нестандартные решения в трудных ситуациях. Кроме того у леворуких людей хорошо развито пространственное мышление и память. Многие левши становятся отличными спортсменами, ведь соперникам бывает непросто предугадать их действия (особенно в боксе, фехтовании, теннисе). В характере левшей часто присутствуют такие черты, как эмоциональность, импульсивность и ранимость, они любят находиться в центре внимания.

Рекомендации родителям левши

В детском саду и школе у леворуких детей бывают проблемы. Но зная, как найти подход к ребенку и помочь ему, можно легко преодолеть все трудности. Вот некоторые советы для родителей левшей.

  • Не переучивайте малыша, так как это может отбить у ребенка всякое желание учиться.
  • Воспринимайте левшество как особенность и уникальность, а не как что-то неправильное. Донесите это и до ребенка.
  • Обсудите Ваше отношение к ситуации с педагогом, очень важно, чтобы в школе или саду ребенка не заставляли писать правой рукой.
  • Если учитель снижает оценку из-за плохого почерка или наклона букв, обязательно побеседуйте с ним или директором.
  • Приобретите для ребенка канцелярские принадлежности для левшей (ножницы, ручки, линейки и т.д.). Чтобы малыш при письме не размазывал чернила рукой, можно купить специальную ручку со стойкими чернилами.
  • При нападках на ребенка со стороны сверстников, объясните ему, как он может постоять за себя. Установите с ним доверительные отношения, больше общайтесь.

Выводы

Для того чтобы правильно подойти к процессу подготовки ребенка к школе, необходимо знать, какая рука у него ведущая. Существует множество способов определить, левша или правша Ваш ребенок. Если вы заметили, что малыш чаще пользует левой рукой, чем правой, не стоит воспринимать это как его недостаток. Только от Вас зависит, будет ли Ваш ребенок активно развиваться в соответствии со своими особенностями или же превратиться в правшу с множеством комплексов и неврозов. Помогите малышу принять свою уникальность и любите его таким, какой он есть.

Заключение

В детском Монтессори-центре «Созвездие» бережно относятся к личности ребенка и его индивидуальным особенностям. Профессиональные педагоги помогут Вашему малышу гармонично и активно развиваться и раскрыть свой творческий потенциал. Мы открыты для Вас!

Прописи для левшей

Моя старшая дочка — левша. До школы нам 1,5 года, с осени идем на подготовку.

Наткнулась случайно на такие прописи и решила выяснить у знакомого преподавателя начальных классов, что она думает по этому поводу. Она мне ответила, что о существовании таких тетрадочек не знала.

У неё в классе (выпускает в этом году 4ый класс) есть мальчик левша. Почерк у него ужасный, и всё из-за того, что на начальном этапе в классических прописях он только мучился.

Если бы она знала о том, что есть специальные прописи для левшей, то настоятельно бы рекомендовала родителям левшей приобретать.

Я понимаю, что всё зависит от учителя, от его желания или нежелания уделять дополнительное время левше, отвлекаться на его задания. Я решила, что куплю, пока они вообще есть в наличии.

В двойном экземпляре (второй — для учителя, чтобы ей было легче). Покажу на подготовке, послушаю, что она скажет. Если одобрит, я буду только рада. Может, хотя бы домашнее задание можно будет выполнять в них. Если нет…

будем тренироваться дома.

В общем, что я взяла:

1. Тетрадь в косую линейку для левшей. С дополнительной линией

2. Прописи для левшей. Учимся писать красиво и грамотно. Учебное пособие для детей 6-7 лет (цветные)

И те, и другие под редакцией Шкляровой Татьяны Васильевны. За что ей отдельное спасибо, потому что аналогов нет, к сожалению.

1. Просто тетрадь в косую линейку с наклоном влево. Страничек не много, они тонкие. Но за неимением лучшего, и то хорошо. В конце дан справочный материал по фонетике, показано написание прописных букв. Алфавит.

2. А вот прописи, на мой взгляд, очень стоящие!

На каждом развороте методические рекомендации.

В конце много страниц отведено приложению (для родителей левшей), в котором рассказывается об особенностях леворуких детей, в том числе и схема мест в классе, наиболее удобных для левшей.

Один разворот отводится пояснениям к заданиям. Ещё один разворот «Как правильно писать буквы», «Как соединить буквы в слова».

Сами прописи построены так:

Помимо наклона влево, образец написания крючкасимволабуквы расположен справа. Это очень удобно для леворукого ребенка, потому что, когда он пишет, левой рукой закрывает всю левую сторону. Ему приходится постоянно убирать свою пишущую руку, чтобы посмотреть на образец.

Сама по себе тетрадь большая (сантиметров на 5 больше «Петерсоновского» формата), достаточно объемная — 56страниц. Страницы не тонкие, как в вышепоказанной тетрадочке.

Я бы поставила этим прописям 100 баллов.

Вот только бы побольше преподавателей-энтузиастов, которые готовы уделять минутку времени левше.

«Тетрадь в косую линейку для левшей». В Лабиринте.

«Прописи для левшей». В Лабиринте.

Источник:

Вверх