Советы женщинам!
ЛедиВека.ру » Без рубрики »

Мадонну обвинили в самопиаре на чужом горе

logo

Октябрьская революция глазами очевидца и современника

Источник

Работа и карьера

Из наследия Оптинских старцев

Ольга Рожнёва

Преподобные старцы Оптинские, пребывая в миру до поступления в монастырь, имели разнообразный опыт работы: кто-то управлял имением, кто-то был купцом, портным, военным, преподавателем. Опыт работы старцев в миру поучителен и в наше время.

Группа участников ж.д. постройки. Фото С. М. Прокудина-Горского. 1915 г.
Группа участников ж.д. постройки. Фото С. М. Прокудина-Горского. 1915 г.

Так, Оптинские преподобные напоминали о необходимости соблюдать праздничные дни и проводить их в храме, в молитве. Старец Исаакий I

, например, пережил смертельную опасность, которая грозила ему, когда в праздничный день он работал. Однажды, когда в праздник пришлось ему по необходимости перевесить товар, внезапно обрушилась перекладина, на которой были утверждены весы, и Ивану Ивановичу грозила смерть; но тяжелое железное коромысло весом в пятнадцать пудов, не задев его, упало к его ногам. С тех пор он дал обет не работать более по праздникам.

Лев Данилович Наголкин, будущий старец Лев, более десяти лет успешно занимался торговлей, вращался во всех слоях общества, хорошо изучил их манеры и быт. Господь в начале пути дал ему обогатиться жизненным опытом, который потом пригодился ему в годы старчествования. Что заставило успешного купца отказаться от карьеры, богатства, радостей возможной семейной жизни и обречь себя на жизнь полную лишений и труда?

«Подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин. Который, нашед одну драгоценную жемчужину, пошёл и продал всё, что имел, и купил её». Так и отец Лев нашёл свою драгоценную жемчужину. Он пошёл к Богу и стал тем, кем мы его знаем — первым Оптинским старцем.

Будущий старец Макарий, тогда ещё юноша Михаил, управлял своим имением и, с точки зрения коммерческой, управлял им не очень хорошо: за прибылью не гнался. Позднее он напишет о своём понимании счастья:

«Жизнь, проходимая с чистой совестью и со смирением, доставляет мир, спокойствие и истинное счастье. А богатство, честь, слава и высокое достоинство нередко бывают причиною многих грехов и не доставляют счастья».

Поэтому юноша не искал богатства, не гнался за миражами светского успеха. Читал духовные книги, играл на скрипке, любил поработать в столярной мастерской. К крестьянам относился с любовью, никогда не наказывал. Когда они как-то украли у него гречиху, вместо наказания он вразумлял их примерами из Священного Писания. Родные смеялись над Мишей, но были поражены, когда мужики вдруг искренне покаялись и пали на колени перед юношей.

Крестьянка мнет лен. Пермской губ. Фото С. М. Прокудина-Горского. 1910 г.
Крестьянка мнет лен. Пермской губ. Фото С. М. Прокудина-Горского. 1910 г.

Преподобный Иларион в юности обучался портновскому ремеслу. Рассудительный юноша, помышлявший о монашестве, решил, что в монастыре как раз и пригодится ему эта профессия. Для совершенствования в ремесле он отправился в Москву. Именно тогда утвердилось в нём убеждение, что ко всякому делу следует относиться добросовестно: то, что делаешь, надо стараться делать хорошо. А это как раз и есть то самое правило, на которое как новоначальным, так и возросшим в духовной жизни инокам, святые отцы указывают как на необходимое условие для спасения, и которое они в своих писаниях называют «хранением совести»…

Будучи двадцати четырех лет от роду, будущий старец переехал вместе с родителями на жительство в Саратов. Он не только сам старался вести строго благочестивую жизнь, но и ввёл в обычай, чтобы в воскресные и праздничные дни вся артель его работников (человек тридцать) непременно бывала на службе в храме.

Кроме того, он обучал своих рабочих церковному пению и завёл, чтобы они за работою вместо светских песен пели песни духовные. Празднословие же и всякие непристойные шутки во время работы он своим мастеровым всячески воспрещал.

Будучи хотя и живого темперамента, преподобный Иларион, в миру Родион Никитич, во всех своих действиях отличался чрезвычайною мягкостью, кротостью и миролюбием. Когда он заставал кого-либо, даже и семейных своих ссорящимися, то своим миролюбивым вмешательством и внушениями всегда умел умиротворять враждебное настроение и переменять его в мирное. На рабочих он действовал не страхом, угрозами или наказаниями, а разнообразными мягкими способами, влиявшими на нравственное расположение виновных.

(Подробнее см. в источнике)

Источник

Прот. Димитрий Смирнов: 10 средств спасения российской семьи29 октября, 2012

Почему в России затянулся демографический кризис? Кто виноват в том, что молодежь не хочет обзаводиться семьями, а супружеские пары не хотят иметь детей? Какие меры необходимы для возрождения в России семьи и семейных ценностей? Своими соображениями делится настоятель храма Благовещения Пресятой Богородицы в Петровском парке протоиерей Димитрий Смирнов.

Хорошая земля и борьба с вредителями

— Отец Димитрий, вы считаете, что возрождение семьи в современной России возможно?

Фото Юлии Маковейчук

Фото Юлии Маковейчук

— Вполне возможно, если государство этим озаботится. Люди ведь способны воспринимать не только деструктивные, но и созидательные идеи. Страна развивается по тем же законам, по которым возделывается огород — масштабы только разные. Какие условия необходимы для хорошего урожая? Хорошая земля и добрые семена, влага и удобрение, ну и конечно, борьба с вредителями.

Почва у нашего общества есть — это наша вера и выросшая на ней культура. Поэтому русские стали великим народом и превзошли по численности все народы Европы. Семена, конечно, в результате советского ига, алкоголизации, наркоманизации, отсутствия рабочих мест ухудшились, но если всерьез заняться проблемой, это можно исправить.

Наверняка будут те, кто против, и такие люди обычно громко кричат, выдавая свое мнение, по сути антинародное, чуть ли не за глас народа, но крикунов можно не замечать, ведь слон не замечает крика обезьян.

Есть определенная категория людей, которая противостоит всему положительному, утверждая часто такие нелепые вещи, что даже глупо вступать с ними в дискуссию. Например, когда ввели жесткие санкции за продажу алкоголя подросткам, раздавались голоса, что бороться с их спаиванием бессмысленно, все равно ничего не выйдет. Во всех странах вышло, а у нас не выйдет!

Или слышал я однажды по радио обсуждение только что закончившегося футбольного матча. Не помню, с кем играла наша сборная, но выиграли мы 3:2. Что только ни говорили «эксперты»: и матч плохой, и играли наши еле-еле, и выиграли случайно. Такое чувство было, что некоторые участники расстроены самим фактом победы российской сборной. Любой, самый незначительный успех России в чем-либо таким людям как кость в горле.

Но их мнение должно меньше всего волновать тех, кому будущее России небезразлично. Очевидно, что без возрождения семьи ни о каком будущем речи не может быть. Значит, нужна продуманная всесторонняя государственная программа поддержки.

(Подробнее см. в источнике)

Источник

Протоиерей Кирилл Копейкин: «Какую боль не объясняет физика».

Протоиерей Кирилл Копейкин о связи физики и богословия, взаимоотношениях науки и религии, движущих силах околорелигиозной полемики и собственном пути к вере.

Физика как естественное богословие

Многие священники пришли в Церковь из физики. Я считаю, что это не случайность, а закономерность. Дело в том, что изначально физика возникла как естественное богословие, как способ познать Бога через учение о творении.

Средневековый аналог современной физики — это естественная этология, то есть узрение следов Творца в твари. Мне кажется, что в скрытом виде это и сегодня существует в физике. И я знаю, что действительно для многих изучение физики становится началом пути к Богу.

Протоиерей Кирилл Копейкин

Лично для меня сама по себе физика не стала тем, что заставило поверить в Бога. Хотя, надо сказать, что открытия физики в XX столетии опровергли наивные материалистические представления об устроении мироздания.

Мы увидели, что человек оказался включенным в картину мира, и мир в значительной степени зависим от человека. То есть, в мире нет такой, условно говоря, тяжелой материальности, представление о которой возникает из школьного курса физики. А моя вера в первую очередь связана с личностным экзистенциальным опытом.

«Отче наш…»

Почему отношение к родителям так важно для Господа?

Вот человек стоит перед Богом. Кто-то отрицает, что Бог — это Личность, большинство же людей за историю человечества это знало и в это верило. И человек спрашивает: Господи, Кто Ты мне? и кто я Тебе? как Ты ко мне относишься? кто я для Тебя?

Разные религиозные системы совершенно по-разному отвечали на этот вопрос. Одни рассматривают человека только как материал и подопытного кролика, другие видят в Боге только Создателя и Судию… Ответов масса. Но Христос в рамках Библейского понимания, когда к Нему подходят апостолы с просьбой научить их молиться, дает такой ответ: Молитесь так — Отче наш…

Он говорит не Судия наш, не Создатель, не Воздаятель, не Награждающий, Наказующий или Милующий. Он говорит: «Отче наш, Который на небесах…»

Господь берет понятный для каждого человека образ. К сожалению, сейчас это уже для многих плохо понятный образ, потому что сейчас отцы есть в меньшем количестве семей, а там, где есть, это зачастую «пассажиры диванные». Но тогда это было понятно, и этот ответ Христа все сразу ставил на свои места. Отец — это тот, кто судит, кто может наказать, но это тот, кто прежде всего любит.

В развитие этой темы Господь предлагает притчу о блудном сыне. Бог по отношению к человеку — Отец, Который несмотря на все грехи сына, готов его простить, принять, восстановить в сыновстве, а не в наемничестве, как тот думал, дать ему перстень как символ наследничества, и даже не обсуждать с ним произошедшее. Ведь когда сын приходит и говорит: «я согрешил», — отец его перебивает, для него важно только, что сын пришел.

Вот это то, что Бог нам о Себе открыл. Понятное дело, что если мы пытаемся строить с Богом правильные отношения, но при этом не умеем строить отношения с нашими земными родителями, у нас ничего не получится. Именно поэтому нарушение или соблюдение Пятой заповеди есть показатель готовности и желания идти к Богу.

В некотором смысле земные родители есть икона Бога для детей. Если же человек хамит земному отцу или земной матери, а потом идет в храм и говорит «Отче наш», Господь его слушать не будет, как не будет слушать того, кто плюет на Его икону.

Sic transit gloria mundi

«Так проходит мирская слава«. Автор этого крылатого высказывания — немецкий философ-мистик Фома Кемпийский (оригинальная версия, представленная в его книге «О подражании Христу» (I, 3, 6), выглядит несколько иначе: «О, как скоро проходит мирская слава!» (O, quam cito transit gloria mundi). Эти же слова звучат в виде возгласа во время церемонии вступ-ления в сан нового римского Папы. Перед понтификом на посохе трижды сжигают клочок пакли в знак того, что все земное, в том числе получаемые им власть и слава, призрачно, изменчиво и тленно.

Поразительно, насколько актуальными для Евангелия и для всей христианской литературы являются совершенно земные вопросы. Деньги, власть, общественное признание и слава упоминаются немногим реже, чем Царствие Небесное, благодать Божия и Воскресение Христа. Мирская слава в Писании — одно из преходящих земных благ, отягощающих сердце человека: «Всякая плоть — как трава, и всякая слава человеческая — как цвет на траве: засохла трава, и цвет ее опал» (1 Пет. 1, 24). Лишь одному Господу принадлежат «величие и слава во веки веков».

Слава же человеческая — словно пародия на славу Господа, словно отражение божественной красоты в кривом зеркале. Преподобный Исаак Сирин сравнивает человека, стремящегося к мирской славе, с глупым псом, который «лижет ноздри свои, пьет собственную свою кровь и, по причине сладости крови своей, не чувствует вреда своего» (Слова подвижнические, 61).

Слава в смысле народного признания дает человеку лишь призрачную власть, а фактически порабощает его душу. «Я знаю, что такое слава — она ошейник из цветов!»,- восклицал Евгений Евтушенко. Обладатель всесоюзной славы великого поэта, вероятно, знал, о чем говорил.

Труд или раскрутка?

Впрочем, есть мнение, что мирской славы в традиционном смысле слова — как стремления к общественному признанию, к авторитету — в современном обществе, искалеченном культурой масс-медиа, уже не существует. Раньше человек, стремящийся к славе, мечтал о том, чтобы его любили и ценили соотечественники, чтобы его имя навеки было запечатлено в памяти народа, чтобы его труд оценили по достоинству ученые и специалисты. «Хочу жить, чтобы в истории всеобщей литературы обо мне было две строчки«,- говорил «звезда» поэзии Серебряного века Валерий Брюсов (см.В.Ходасевич, «Некрополь»).

Характерно, что и само слово «слава» в литературном языке все реже встречается, его вытесняют другие выражения: «популярность», «медийность»… Носители этих качеств уже не именуются великими деятелями в той или иной сфере. Они просто «звезды», «селебрити», и статус их жестко не привязан к какому-либо виду деятельности.

Современной знаменитости зачастую словно бы все равно, чем заниматься, хоть в балете танцевать, хоть «Сникерс» рекламировать, хоть песни петь на корпоративах, хоть фотографироваться в голом виде… Главное, чтобы популярность конвертировалась в денежные знаки. А если удастся еще поссориться в эфире с какой-нибудь другой знаменитостью и публично же с ней помириться, то сумма очков возрастет у обеих. Ведь цель «звезды» все чаще заключается не в том, чтобы прослыть самой талантливой, самой сильной или самой смелой, а в том, чтобы просто быть известной, просто появляться на экранах ТВ и первых полосах таблоидов. Не нужно быть светилом чего бы то ни было, совершать подвиги и открытия, побивать спортивные рекорды, достаточно просто время от времени «светиться» (характерная игра слов) в публичных местах, причем неважно по какому поводу (а подчас чем повод экстравагантней, тем больше вероятность «засветиться»).

Отношение знаменитостей к публике, зрителю, читателю тоже радикальным образом изменилось. Западный мир и СССР победили фашистскую Германию, но методы манипуляции общественным сознанием, к которым прибегало геббельсовское министерство, с успехом применяются в обществах стран-победительниц. Выяснилось, что посредством медиа-машины можно не просто влиять на любую аудиторию, но и конструировать, формировать эту аудиторию в соответствии с собственными целями.

Зрителя не обязательно убеждать, «завоевывать», достаточно обратиться не к самым светлым сторонам его души, и усилий потребуется гораздо меньше. Отсюда и разговоры о том, что «звездой» сегодня становится тот, кого «назначили звездой». Тот, с кем поработал профессиональный продюсер.

Показательно, что в России жаргонный термин «раскрутка», прижившийся изначально в среде поп-музыкантов, теперь распространился по всем сферам жизнедеятельности человека. Раскручивают не только бездарных певцов, но и ученых-шарлатанов, и сомнительной репутации врачей. Даже выступление политика только тогда считается успешным, когда оно напоминает выступление поп-звезды или телевизионного юмориста. Конечно, «раскрутить» можно и талантливого человека. В конце концов, не все в нашем шоу-бизнесе — бездари. Например, покойная Людмила Гурченко называла «раскрученную» певицу Земфиру «гениальной», да и сама Людмила Марковна, признанная народная любимица еще с юности, в последние годы своей жизни не гнушалась самопиаром… И все же механизмы «продвижения продукта» — безличны. Им по большей части все равно, кого продвигать. И в такой ситуации реальная значимость, «содержательность» человека нивелируется, становится необязательной, а порой и лишней.

Кому и зачем нужно, чтобы место великих полководцев, ученых, врачей, поэтов, музыкантов в сознании человечества заняли поп-звезды? И кто же, в конце концов, современная «звезда» — воплощение нашего общего бескультурья, продукт индустрии масс-медиа, орудие дьявола или инструмент пропаганды мирового капитала? Есть факты, заставляющие всерьез задуматься над этим вопросом.

Поневоле соглашаешься с популярным выражением: «Настоящая слава — это когда ваше имя ценится дороже, чем ваша работа» (автор — американский историк Дэниэл Бурстин, ему же принадлежит афоризм: «Бестселлер — это книга, которую покупают, потому что она хорошо продавалась»). В самом деле, залог существования современных «звезд» — это готовность людей платить за их «творчество». Отсюда и подставные лица в ток-шоу, и записанные аплодисменты на концертах: интерес публики лучше всего подогревает апелляция к стадному чувству (эффект так называемого «социального ожидания»). Мол, все хлопают, и ты похлопай, и вообще, «несите ваши денежки, иначе быть беде».И все же катализаторы современного процесса звездообразования — все те же, что и в древности. Это призрачное счастье, торговля пустотой, наркотический эффект известности.

Говоря современным языком, у славы изменился лишь формат, сущность осталась та же. Лучше других это понимают сами «звезды». Как призналась певица Мадонна, «слава — она, как наркотик. Она заполняет пустоту внутри тебя. Я не буду счастлива, пока не сравняюсь по известности с Богом».

К вопросу о подсвечнике

Однако все сказанное нуждается в дополнении. Христианство — это не значит отрицать известность как таковую. Помните: «Быть знаменитым — некрасиво»… Эту максиму Пастернака, взятую в отрыве от контекста, порой пытаются представить «православной» точкой зрения на известность. То есть, если ты православный — непременно беги всякой славы, а лучше всего сокройся в лесах, как святой Серафим Саровский… Отсюда и распространенное недоверие многих православных (не только мирян, но и священнослужителей) к прессе, интернету и внебогослужебным формам общения. Резкой критике (пожалуй, в православной среде даже чаще, чем в светском обществе) подвергаются священники, выступающие на телевидении, так называемые «медийные батюшки». По мнению некоторых, они занимаются исключительно самопиаром.

А уж актрисы, собирающие пожертвования для больных детей, рок-музыканты, перечисляющие средства на новый храм,- идеальная мишень для критики как верующих, так и неверующих. Чулпан Хаматовой с Диной Корзун, Константину Кинчеву с Юрием Шевчуком, Никите Михалкову с Владимиром Хотиненко и многим другим знаменитостям, делающим добро или пропагандирующим свою точку зрения, хвалы и клеветы досталось поровну. Может ли быть искренне верующим представитель шоу-бизнеса? Или он просто «разводит» всех нас, имитируя религиозность? Этот вопрос почему-то волнует всех, даже тех, кто сам не верит в Бога.

Библейский взгляд на знаменитость гораздо тоньше. Господь отнюдь не призывает нас считать всех известных людей безбожниками, богохульниками и скрытыми наркоманами. Он вообще не осуждает публичность как таковую. Если бы «прославленным» людям не было места в Царствии Небесном, Церковь не прославляла бы своих святых, не провозглашала бы их имена и не пела бы им «Вечную память»!

«Зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике«,- сказано в Евангелии (Мф. 5, 15). Это касается не только свидетельства о вере, но и любого проявления образа Божия в человеке. И тем артистам, писателям, государственным деятелям, чье дарование немыслимо реализовать вне публичного пространства, можно вспомнить слова апостола Павла: «В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся пред Богом» (1 Кор. 7, 24).Впрочем, даже священнику трудно определить подлинную грань между честным профессионалом, известным благодаря своему труду, и дутой знаменитостью, подсевшей на собственную известность, как на наркотик, и использующей православную атрибутику в целях самопиара. Грань эта невидима человеческому глазу.

Старец Паисий Святогорец говорил: «У человека есть здоровое честолюбие — любочестие, но если он не будет внимателен к себе, то заразится человекоугодием, и потом, что бы ни делал такой человек, это не будет приносить плода. Это все равно, что черпать воду дырявым ведром» («Страсти и добродетели», т. 5).

Действительно, чужая душа — потемки

Вверх