Советы женщинам!
ЛедиВека.ру » Без рубрики »

Михаил Терехин признался, что нуждается в психологической помощи

logo

Марина Писклакова, директор Национального центра по предотвращению насилия «Анна», уже 20 лет работающая в этой сфере, убеждена, что молчать об этом опасно.

Зачем нужен флешмоб

– Марина, вы работаете в сфере профилактики насилия уже много лет. Недавно в соцсетях запустился флешмоб #янебоюсьсказать с рассказами пострадавших от насилия женщин. Кто-то полагает, что нельзя так обнажаться перед неизвестными тебе людьми, кто-то поддерживает женщин в их смелости вскрыть проблему. Что вы думаете по этому поводу?

– Я считаю, что опасно молчать об этом, а не говорить. Я читала на «Фейсбуке» несколько постов, в которых на флешмоб реагировали мужчины. Кто-то бросился говорить, что это женщины, которые не получают внимания мужчин. Это просто оскорбительно.

Ведь в первую очередь такое «внимание», о котором пишут женщины, никому не нужно. И во-вторых, с таким неуважением относиться к пережитому тяжелому опыту других людей нельзя. Это эмоциональная жестокость. Но были и правильные реакции, поддерживающие женщин.

Напомним, что официальная статистика отражает только верхушку айсберга. Тысячи жертв насилия не решаются сообщать о случившемся.По данным Генеральной прокуратуры за 2015 год:В 2015 году было зарегистрировано 3936 изнасилований и покушений на изнасилование (ст. 131 УК РФ), из них расследовано – 3 817, нераскрыто – 174.По данным Следственного комитета РФ за 2015 год:В 2015 году расследовалось 10 744 факта изнасилований и насильственных действий сексуального характера (ст.131, 132 УК РФ) с учетом преступлений прошлых лет, иных преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности (ст.133-135 УК РФ) – 4 900.

Я понимаю стыд мужчин за свои бывшие поступки или поступки своих друзей. Это хорошее начало. Иначе мы бы продолжали делать вид, что это не происходит, и это бы продолжалось во всех уродливых формах, о которых говорят женщины. Этот флешмоб проявил смелость и силу женщин, готовых рассказать, и честность и силу мужчин, способных раскаяться и, значит, измениться.

– Я помню, как раньше жертвы насилия, рассказывающие о случившемся, снимались со спины…

– Раньше женщинам было стыдно рассказывать о том, что с ними случилось. Теперь произошло верное смещение акцента на то, чтобы стыдился агрессор.

Насилие в отношении женщин происходит по всему миру, это и насилие в семье, и изнасилования, насилие на свиданиях, изнасилования в студенческих общежитиях и так далее, но во всем мире об этом мало говорят. А без нашего осознания масштабов насилия в отношении женщин это будет продолжаться.

Надо говорить об этом. Например, с точки зрения профилактики сексуального насилия в западных обществах много уже сделано при помощи образовательных и просветительских программ. «Нет» означает твердое «нет» – мужчины чаще всего там это понимают.

Существует ли «природная агрессия» мужчины

– А как вы относитесь к идее о том, что агрессивное поведение естественно для мужчины?

– Как мать 32-летнего сына я с этим глубоко не согласна. Мужчина как человек создан с чувством сострадания, добра, как и женщина. В нас изначально заложено не приносить друг другу боль. А говорить о «природной агрессии» мужчины – это потакать собственному эго и стремлению к власти и доминированию. Это не имеет отношения к нашей человеческой природе.

– Получается, все идет из семьи – или общество тоже влияет на наши принципы?

– Общество тоже оказывает влияние. В общественном сознании идет путаница терминов. Когда идет воспитание мужественности, к биологическому понятию примешиваются социальные понятия. И появляется та же агрессия. В среднем под мужественностью понимается способность защитить, и только при необходимости напасть.

Начинается игра понятий: до какой же степени приемлема агрессия, если есть необходимость защитить. Сложный вопрос. Но в то же время в данный момент мы говорим не об агрессии на войне. А об агрессии мужчины по отношению к женщине. И вот тут должна быть четкая граница, понимание, что применение силы и доминирования в личных отношениях недопустимо.

– Что такое вообще насилие? Ведь это и психологическое воздействие тоже, хотя многие этого не признают.

– Да, конечно, и более того – физическое насилие без психологического подавления не возникнет. Власть проявляется сначала в подавлении. Эмоциональное унижение, психологическое давление – это проявляется вначале. И уже потом наступает фаза физического насилия. Этот флешмоб и правда прорвал гнойник, высыпалось столько случаев физического насилия.

А в реакции многих мужчин на флешмоб, кстати, заметьте, было много эмоционального насилия – оскорблений. Это ярко проявило отношение этих мужчин к женщинам. Уверена, что такие мужчины так же ведут себя и со своими близкими женщинами. Не может быть, чтобы мужчина с кем-то был теплым, заботливым – и мог выливать такую грязь на других. Поэтому мы увидели этот пласт эмоционального насилия, которое мужчины продолжают позволять себе.

Но много, к счастью, и честных, глубоких отзывов. Только честный взгляд мужчин на самих себя поможет остановить насилие.

– Может ли как-то сдвинуться решение проблемы благодаря флешмобу? Или это все же некая массовая исповедь, явление, скорее, психологического порядка?

– Да, я уверена, что это движение сможет менять ситуацию. Что это кого-то остановит. И даже те мужчины, которые эмоционально унижали участниц флешмоба, в следующий раз подумают, прежде чем совершить какие-то агрессивные действия.

Мы больше не можем притворяться, что мы об этом не знаем. Теперь уже знают все. Это как если бы в темной комнате включили свет, и мы увидели все, что в ней есть. Мы можем снова выключить свет, но мы уже знаем, что там есть.

Выдержки из обсуждений флешмоба в «Фейсбуке»:«Делай то, что зависит от тебя. Научись защищаться сама и научи защищаться своих детей. Иди за помощью к психотерапевту, если с тобой это все-таки случилось. Не надо тащить этот груз, лишая себя нормальной жизни, не надо обсасывать в подробностях, как это было, не надо думать, что жалость к тебе или страх наказания окажутся сильнее инстинкта. Будь взрослым. отвечай за себя, и не давай себя обидеть. кроме тебя, у тебя больше никого нет».«Я думаю, что для тех, кто набрался смелости, кто нашел слова, кто собрал волю в кулак и обнажился перед миром – это очень значимый шаг, это поступок. Он реально глубоко изменил внутренний мир говорящего. Последствия могут быть очень разные. Очень. Может быть рост. Может быть травма. Может быть падение. Все ли знают, как совладать с ядерной энергией? Но ответ на вопрос «что дальше» – тут это личный ответ…»«Чувак, я не тело. И. поверь, во мне есть что-то кроме моего зада».«Страшно бездействие окружающих и власти, никто тебя не защищает».«Истории об изнасилованиях в таком количестве создают у женщин ощущение, что контакт с мужчиной в принципе чреват проблемами и насилием. Во всем дискурсе очень не хватает оглядки и заветного «но» в качество некоего положительно-созидательного вектора. Сам по себе флешмоб мог бы стать трамплином к тому, чтобы заняться ситуаций предметно: законодательно или на уровне психологической работы. Но было сказано А, но не сказано Б. В итоге, окончившись на подобной ноте, флешмоб будто бы закрепил виктимность участниц».

Очень многое может делать Церковь

– Как вы считаете, реально ли изменить агрессора?

– Я считаю, что измениться может каждый человек. Если агрессор хочет сохранить свою семью и измениться, и прийти в свою семью другим, это точно возможно. Но это не усилия других людей – это усилие этого конкретного мужчины. Движение изнутри самого человека.

Во многих странах это принудительные психологические группы по решению суда. У нас пока этого нет, но это необходимо. Сначала принудительно, а потом человек сам понимает пользу такого перерождения.

Это может быть индивидуальная, но чаще групповая работа. Я присутствовала как-то за рубежом на работе такой группы. Это внутренне сложная работа, она требует внутренней честности от мужчины. Признать, что ты жесток по отношению к своим близким, – непростая задача. В группе были и новички, и уже те, кто ходит в группу давно.

У одного мужчины было решение суда о годовом посещении такой группы, и этот год прошел, но он сам остался заниматься дальше. И он спросил меня, есть ли в России такие принудительные психологические группы. Я сказала, что нет, а он ответил: «А мы начали работу по борьбе с насилием в семье с 1970-х годов». И я вдруг поняла, что он причисляет себя к тем, кто борется с насилием. Он сказал «мы».

У нас такие мужчины, которые хотят работать со своей агрессией и избавляться от нее, – это пока единицы. О массовости говорить нельзя. Поэтому нужны законодательные изменения. Работа с обидчиками – это ведь профилактика насилия. Тем самым мы боремся и с рецедивом насилия в семье, и с продолжением насилия в обществе. Это нужно законодательно закреплять в комплексе других мер.

Но опять повторюсь – пока у нас в обществе считается, что бить жену -это подтверждение мужественности, это некая бравада, такие меры будут слабо работать. Вот когда это будет по-настоящему неприлично, когда все общество будет осуждать этих мужчин, тогда дело сдвинется с места.

– Возможно, такой взгляд на вещи проще привить людям, живущим в центрах цивилизации, в крупных городах, но в глубинке гораздо больше, видимо, распространены стереотипы.

– Мы сотрудничаем с православной Церковью, с той ее частью, которая не считает насилие в семье нормальным. И я считаю, что в сельской местности именно Церковь может играть большую роль в профилактике насилия. Особенно если там нет общественных организаций, очень многое может делать Церковь.

Например, прекрасную программу убежища я впервые увидела в румынской православной церкви. Я спросила у батюшки: «Что вас сподвигло создать убежище для этих женщин?» Он сказал: «Достаточно услышать истории этих женщин». Когда ты слышишь истории от пострадавших, от первого лица, а не то, как общество это воспринимает, ты понимаешь, с чем ты имеешь дело.

У нас сейчас есть такое же замечательное православное убежище «Китеж». Я считаю, что такая работа Церкви очень важна. И нужны разъяснения верующим, что не на насилии строятся отношения в семье, а на любви и уважении.

Говоря о российских традициях, я бы напомнила, что у нас есть хорошая традиция: с бедой справляться всем миром. Мы должны вместе, всем миром делать наше общество более здоровым.

«Не боюсь сказать» в XIX веке: о домашнем насилии в крестьянской России

Запись Я – не тело! впервые появилась Милосердие.ru.

Вверх