Советы женщинам!
ЛедиВека.ру » Без рубрики »

Нельзя заставлять детей доедать всё с тарелки

Нельзя заставлять детей доедать всё с тарелки
logo

Нельзя заставлять детей доедать всё с тарелки

Американские специалисты предупреждают, что родителям не стоит заставлять маленьких детей съедать абсолютно всю еду с тарелок. Заставляя детей съедать определенную порцию можно спровоцировать у них ожирение в более взрослом возрасте.

Специалисты Университета Миннесоты пришла к такому выводу на основе наблюдений за 2 200 подростков и 3 500 родителей. Ученые выяснили, что наиболее высокому риску появления лишнего веса подвержены те дети, которых родители в раннем детстве заставляли съедать все, что дадут

Причем именно в то время, которое сами же родители и выбрали. Дело в том, что в результате такой практики ребенок теряет способность воспринимать сигналы организма о насыщении. Вследствие чего дети чаще переедают и потому набирают избыточный вес. В ходе исследования выяснилось еще несколько любопытных фактов. Например, что за последние 10 лет объемы порций для детей стали больше, а есть через силу детей все чаще заставляют не матери, а отцы.

Подписывайтесь на наш Telegram

, чтобы быть в курсе важных новостей медицины

Ошибка 1. Накормлю любой ценой

Примерно с 1 года, когда ребенок начинает ходить, у него появляется множество новых более интересных занятий, поэтому часто прием пищи отодвигается на второй план. Усадить за стол и накормить такого непоседу становится крайне сложной задачей. Кроме того, после года многие дети становятся более разборчивыми в еде и не всегда хотят есть то, что им предлагают.

Обычно именно в этот период родители начинают жаловаться на плохой аппетит своего чада. Нередко мамы и бабушки малышей с «плохим аппетитом», преследуя цель — во что бы то ни стало накормить ребенка, готовы бегать по комнате с ложкой, уговаривая кроху съесть хоть чуть-чуть.

Чтобы заставить поесть своего привереду родители идут на различные уловки, – пытаются накормить во время игры, включают крохе мультфильмы, читают книжки, сами выступают в роли клоуна с ложкой. В некоторых случаях это помогает отвлечь малыша, а родителям достичь желаемой цели.

Но в действительности, руководствуясь лучшими побуждениями, родители не только разрушают культуру приема пищи, но и наносят вред здоровью ребенка. Любые развлечения во время еды, так же как и  кормление в неподходящей для принятия пищи обстановке не дают ребенку возможности настроится на прием пищи, сосредоточиться на процессе, полноценно ощутить вкус и аромат еды.

В результате, пищеварительная система крохи оказывается не готовой к поступлению пищи, не выделяется достаточное количество пищеварительных соков и ферментов, нарушаются нормальные физиологические процессы пищеварения. К тому же, отвлекаясь на посторонние занятия, ребенок плохо пережевывает пищу, что в итоге затрудняет ее переваривание и усвоение.

Сидя перед телевизором и завороженно глядя на экран малыш послушно открывает рот, не обращая внимания на количество съеденного и не контролируя процесс насыщения, в итоге легко может возникнуть переедание, которое еще больше перегружает неподготовленную пищеварительную систему крохи.

Если приемы пищи в такой обстановке становятся системой, постоянные нарушения пищеварения в дальнейшем могут привести к развитию различных заболеваний желудочно-кишечного тракта и к ожирению. Именно по этим причинам необходимо воспитывать у ребенка привычку принимать пищу только за обеденным столом, не отвлекаясь на посторонние дела.

Кроме того, родителям важно понимать, что необходимым условием нормального пищеварения является наличие у ребенка аппетита.

Аппетит – это не только желание есть, но и отражение готовности детского организма к перевариванию пищи. В здоровом организме аппетит возникает на основе состояния голода, это происходит только когда желудок и верхние отделы тонкого кишечника освободились от ранее съеденной пищи, справилась с работой печень и поджелудочная железа, всосалась и усвоилась организмом большая часть питательных веществ.

Аппетит способст­вует эффективному пищеварению, помогает организму настроиться на прием пищи, способствует выделению слюны и желудочного сока, стимулирует перистальтику желудка и кишечника, и соответственно пища, съеденная без аппетита — труднее переваривается и плохо усваивается.

Если ребенок в промежутках между кормлениями весел, жизнерадостен и активно осуществляет познавательную деятельность, но когда подходит время обеда отказывается от еды, значит в данным момент он просто не голоден. В таком случае родителям следует проявить терпение и перенести кормление на более позднее время, даже если для этого придется отклониться от режима и пропустить один прием пищи, зато в следующий раз ребенок охотно усядется за стол и поест с аппетитом.

Если же помимо отказа от еды родители находят в поведении малыша настораживающие признаки, следует обратиться к врачу за исключением более серьезных причин, вызывающих снижение аппетита у малыша. В любом случае, кормление ребенка «любой ценой» не принесет желаемой пользы для его здоровья.

Ошибка 2. Не одно – так другое

По мере взросления вкусы малыша и отношение к тем или иным блюдам могут меняться. Бывает, что ребенок отказывается от ранее любимых блюд, или каждый день требует одно и то же блюдо. Часто в такой ситуации мамы и бабушки, желая накормить малыша, начинают предлагать ему несколько вариантов блюд на выбор. В результате, малыш становится все более привередливым, требуя постоянной возможности выбора,  а маме приходится все больше времени проводить на кухне.

Безусловно, меню ребенка должно быть разнообразным, но не стоит потакать капризам маленького гурмана и каждый раз выставлять на стол многочисленные яства. Если ребенок в очередной раз отказывается есть предложенное блюдо, требуя взамен что-то другое, значит скорее всего он не голоден, в таком случае следует спокойно убрать тарелку и предложить крохе покушать попозже, когда он проголодается.

Ошибка 3. Общество чистых тарелок

Многие родители воспитанные на правиле всегда оставлять после еды пустую тарелку, часто требуют того же от своих детей. Нередко мамы, обеспокоены тем, что малыш не съедает свою «возрастную норму» и недополучает питательных веществ, поэтому заставляют его доедать всю порцию. Между тем, такая настойчивость совсем не полезна для ребенка и может привести к различным нарушениям аппетита и, как следствие, проблемам со здоровьем в будущем.

С одной стороны, заставляя насильно есть уже насытившегося ребенка, можно спровоцировать у него неприятие к данной пище и вызвать негативное отношение к приему пищи в целом. С другой стороны, каждый раз требуя от малыша доесть до конца, родители нарушают естественную способность ребенка прислушиваться и понимать потребности своего организма.

В результате, в дальнейшем у ребенка может сформироваться привычка переедать, т.е. есть, несмотря на отсутствие чувства голода, просто для получения удовольствия от вкусной пищи, Как известно, именно переедание является основной причиной появления лишнего веса и развития ожирения.

Не стоит расстраиваться и тем более ругать малыша, если он не хочет съедать столько, сколько вы считаете нужным. Питание ребенка не должно быть связано со стрессом. Если малыш постоянно оставляет еду на тарелке, возможно, маме просто следует уменьшить ему размер порции, и если он не наелся, пусть лучше попросит добавки.

Ошибка 4. В гостях – не дома

Часто родители не уделяют должного внимания поведению ребенка за столом дома, но приходя в гости, начинают одергивать и ругать ребенка за те поступки, которые дома не считаются «преступлением». Такое поведение родителей, безусловно, не вносит ясность в представление ребенка о принятых правилах поведения.

Если родители хотят привить малышу хорошие манеры, не стоит делить застольное поведение на «домашнее» и «для гостей», необходимо чтобы требования к поведению ребенка за столом везде были одинаковы. Кроме того, в правилах этикета нужно упражняться постоянно, поэтому учить малыша правилам поведения за столом следует в домашней обстановке, и не стоит одергивать и критиковать ребенка в присутствии посторонних.

Полезные советы

1. Поведение за столом.

Как известно, ребенок в первую очередь учится на примере своих родителей, во всем копируя их манеру поведения, в том числе и поведение за столом. Если родители сами не соблюдают правил гигиены, едят на бегу, перехватывая что придется, не придерживаются здорового питания и не задумываются об эстетической стороне вопроса, глупо требовать от ребенка культурного поведения за столом. Родители должны в первую очередь сами являться положительным примером для своего чада, ведь личный пример гораздо эффективнее любых наставлений и замечаний.

2. Режим питания.

Большую роль в формировании здорового пищевого поведения ребенка играет соблюдение режима питания. Прием пищи через определенные интервалы времени обеспечивает ритмичную работу желудочно-кишечного тракта, у малыша к определенному времени начинают вырабатываться пищеварительные соки, появляется аппетит и ребенок более охотно усаживается за обеденный стол. Кроме того, при соблюдении режима питания улучшается переваривание и усвоение пищи.

Для малышей старше года, как правило, устанавливается режим питания с 4 — 5 разовым приемом пищи с интервалами между кормлениями в 3,5 — 4 часа, при этом желательно не отклонятся «от расписания» больше чем на полчаса, в противном случае не будет вырабатываться пищевой рефлекс. Не следует надолго растягивать прием пищи, продолжительность кормления не должна превышать 20-30 минут.

Чтобы не перебивать аппетит и не приучать ребенка перехватывать пищу на бегу не рекомендуется давать ему перекусы между основными приемами пищи. А чтобы ручки маленького лакомки не тянулись к вазочке с печеньями и конфетками лучше держать запретные лакомства вне зоны видимости крохи. Привыкая питаться в соответствии с режимом с раннего детства, более вероятно, что ребенок сохранит эту полезную привычку во взрослой жизни.

3. Полезные ритуалы.

Чтобы ребенок лучше усвоил правила поведения за столом важно создать систему ритуалов — определенную последовательность действий, которая изо дня в день сопровождает кормление малыша: помыть руки душистым детским мылом, усадить в детский стульчик, повязать нагрудник, поставить на стол посуду и приборы, положить салфетку, после еды вытереть рот салфеткой, поцеловать в ответ на «спасибо».

Все действия желательно сопровождать пояснениями, разговаривать с малышом во время приема пищи следует спокойным ласковым тоном. Ритуалы умиротворяюще действуют на психику ребенка и помогают сформировать позитивное отношение к приему пищи, а постоянное выполнение одних и тех же действий воспитывает в ребенке привычку, и, немного повзрослев, он будет проделывать все то же самое самостоятельно.

4. Украшение блюд и сервировка стола.

Диетологам давно известно о влиянии сервировки и убранства стола на аппетит и пищеварение. Красиво поданные блюда и сервированный стол привлекают внимание, повышают настроение и вызывают аппетит. Хорошо известно, что маленьких гурманов гораздо больше привлекает вид приготовленного блюда, чем его запах и вкус, если поданное кушанье интересно оформлено, его охотнее попробует даже ребенок с плохим аппетитом.

Еда на тарелке ребенка любого возраста всегда должна выглядеть эстетично. Для украшения готовых блюд можно использовать овощи и зелень, из нарезанных овощей можно сделать цветочек или веселую мордочку, можно красиво полить блюдо соусом и т. д. Чтобы развивать ребенку вкус, для сервировки желательно использовать одинаково оформленную посуду и столовые приборы. Для первых, вторых блюд и десерта желательно использовать отдельные тарелки соответствующего назначения.

Хлеб следует также подавать на отдельной тарелочке. На столе у малыша обязательно должны быть салфетки. Очень важно постепенно приобщать ребенка к сервировке стола, чтобы малыш учился правильно накрывать стол.

Дети очень любят подражать взрослым, участие в подготовке к трапезе развивает у ребенка чувство причастности к «взрослому» делу, настраивает на желание проявлять за столом аккуратность, на стремление культурно себя вести, при этом, как правило, за самостоятельно накрытым столом малыш с гораздо большим удовольствием кушает предложенные блюда.

5. Атмосфера за столом.

Немаловажной является спокойная доброжелательная позитивная атмосфера за семейным столом, взрослые и дети должны садиться за стол в хорошем настроении. Находясь в комфортной обстановке у ребенка будут формироваться положительные ассоциации с приемом пищи. Кроме того, хорошее настроение способствует повышению аппетита и лучшему усвоению пищи.

Очень важно поддерживать традиции семейных обедов и ужинов. Трапезы в семейном кругу не только прививают необходимые навыки поведения за столом, но и помогают найти взаимопонимание с взрослыми членами семьи. Семейные обеды, которые стали традицией, очень благотворно влияют на здоровье, как детей, так и взрослых. По данным исследований, дети регулярно участвовавшие в семейных обедах гораздо чаще придерживаются здорового питания в старшем возрасте.

Почему это вредно и какими могут быть последствия

Мне всегда интересно, а мама представляет себе, на что она обрекает этого мальчика? Какого ему приходится, что он чувствует?

Что ему не просто тяжело двигаться, и штаны на него можно надеть только на подтяжках. Это среди взрослых лишний вес встречается частенько, а ребенок с лишним весом –  белая ворона. Это взрослые могут промолчать, потому что некоторых воспитали, а дети не молчат, дети дразнят и обзываются. Это унижение невыносимо.

Это невозможность побегать и поиграть вместе со всеми, одиночество и изоляция.Это злость и обида, потому что ты не такой как все, изгой.

Конечно, для меня это важно и больно не просто так. У большинства моих клиентов, которые приходят с запросом похудеть, за спиной эти воспоминания.

А еще я очень хорошо помню себя на месте этого мальчика. Ощущение ужаса, бессилия, бессмысленности, бесправия, но я обязана доесть все, что есть на тарелке. Вопрос “Зачем?” хорошие девочки не задают, да и вряд ли мои родители и бабушка знают на него ответ. “Пока не доешь, из-за стола не выйдешь”.

Когда я стала подростком, требования изменились. Теперь я обязана была быть худой. Хотя годы пищевого насилия не прошли даром – я могла съесть большую порцию и даже не заметить. Чувство насыщения и умение вовремя остановиться просто отмерли за ненадобностью.

Пищевое насилие. Как оно выглядит и что это такое

Что это такое – заставлять силой есть? Забота о нем? Вряд ли, если у ребенка запас лишнего веса и нет медицинских проблем. Попытка заглушить свою тревогу?

С точки зрения психологии такое поведение называется пищевое насилие.

В нашей стране насилие всех видов очень распространено. Очень трудно доказать и наказать того, кто применил к тебе физическое насилие. А эмоциональное насилие считается нормой отношений. Что же говорить тогда о пищевом насилии, которое применяется к тем, кто всегда слабее – детям?

Каждое насилие начинается с проламывания границ собеседника. Ребенок не хочет есть, но его заставляют. Его любят только когда он делает то, что нужно значимым взрослым. Многократное повторение приводит к тому, что собственные чувства и ощущения уже не нужны, они заглушаются и со временем их не слышно вообще. Зато появляются внешние чувства: одобрение и похвала, хорошие отношения. Установка: если не съел, значит было не вкусно.

У пищевого насилия много видов. Один отличительный признак – чтобы выполнить требование взрослого, ребенок должен заставить себя. Тогда в ход идут шантаж и манипуляции в множестве вариантов.

Помимо вышеупомянутого “Пока не доешь, из-за стола не выйдешь”, множество вариантов можно встретить в детских садах. Несмотря на то, что политика сменилась, и официально никого есть не заставляют, я встречала такое. “Если не доешь – пойдешь в чужую группу”. Или “если доешь – получишь сладкое.”

Какие последствия получают дети, которых заставляли доедать?

  1. Существенный лишний вес, сопровождающий всю жизнь. Лишний вес, который остается навсегда, потому что он получает прописку и право на жизнь на психическом уровне. Даже став стройными, люди продолжают себя чувствовать толстыми. И постоянно доказывают себе или окружающим, что они не такие. Но чаще, лишний вес остается постоянным спутником на всю жизнь.
  2. Расстройства пищевого поведения, в самых трудных случая – булимия или анорексия. Закрепляется связь между количеством еды и отношениями с другими людьми. Если я съем это – меня будут любить. Не съем – значит, я плохой.
  3. Ощущения голода и насыщенности сильно притупляются и больше не становятся сигналами для начала еды и ее окончания. Следовательно, нарушается природный механизм по регулированию съеденного и потребностей организма. Что снова ведет к появлению и сохранению лишнего веса.

Что делать, если вы узнали себя в этом описании и тоже заставляете ребенка есть?

Первое. Оцените ситуацию объективно. Есть ли у вашего ребенка дефицит веса? Здоров ли он по мнению врачей и результатам анализов ? Если ребенок здоров и дефицита веса нет, то, пожалуйста, разрешите ему есть столько, сколько он хочет.

Если ребенок нездоров и нужны определенные вещества, то подумайте как вы можете привлечь его внимание к еде иным способом, кроме пищевого насилия. Может быть регулярные прогулки, новые виды продуктов, убрать перекусы, украшение еды и так далее.

Второе. Подумайте, что движет вами в данный момент? Собственный опыт пищевого насилия, повышенная тревожность или что-то другое? Скорее всего, это именно ваша трудность, и можно обратиться к специалистам, в том числе психологам , чтобы решить ее.

Третье. Вы действительно хотите чтобы ваш ребенок испытывал все чувства и последствия, о которых упомянуто выше? Последствия могут быть очень тяжелыми, анорексия это смертельное заболевание. Любое насилие, в том числе, пищевое, никого не делает счастливым, кроме самого насильника.

Что делать, если в вашем детстве тоже было пищевое насилие?

Сначала признать сам факт пищевого насилия и чувства, которые оно вызывает.

И затем работать над выражением этих чувств и возвращением себе права есть столько, сколько хочется, разграничением отношений с людьми и отношений с едой, возвращением чувствительности к голоду и насыщению. Лучше всего это делать вместе с психологом, потому что поддержка и обратная связь необходимы в этой работе.

Для меня эта статья была очень трудной. Она писалась несколько месяцев, а ее содержание менялось несколько раз. Для меня очень важно поднять эту проблему и назвать своими словами очень распространенную ситуацию. Но, по сути, всю статью можно свести к одной фразе: “Пожалуйста, не заставляйте, ваших детей есть!”

Автор: Оксана Губина

(Просмотров: 368 , 1 просмотров сегодня)

Почему нельзя заставлять ребёнка есть?

Опыт диетологов показывает, что иногда переедание наносит человеческому организму больший вред, чем недостаток пищи. Кроме того, у детей, которые прислушиваются не к своему организму, а к маминым ощущениям («Мама, я замерз? Нет, ты хочешь кушать!»):

  • вырабатывается негативное отношение к приёму пищи, что приводит к серьёзнейшим психологическим неурядицам и проблемам в подростковом возрасте – к примеру, анорексии (навязчивому стремлению похудеть);
  • нарушается естественное управление состоянием сытости и голода, ведь сигнал о том, что ребёнок наелся, идёт не от центра насыщения в детской голове, а от родителей. Отсюда рост числа детей-толстяков по всему миру;
  • возникает желание протестовать и бунтовать, поскольку пристальное внимание за наполненностью тарелок ребёнок расценивает не как заботливое отношение, а как излишний контроль. Начинаются конфликты, где еда превращается в средство для достижения целей.

Почему ребёнок не ест?

Еда является первейшей потребностью живого организма, наравне с воздухом и водой. Для новорождённого голод – это своеобразный инстинкт самосохранения. Только попробуйте не покормить грудничка! Он напомнит о себе громкими криками. Таким образом, здоровый ребёнок сам знает, когда он проголодался.

Помимо этого, в человеческом организме функционируют биологические ритмы, которые реагируют на каждое изменение особым образом: если ещё вчера малыш с аппетитом уминал супы и каши, что завтра он может отказаться даже от любимого блюда.

Так, мудрая природа сама управляет потребностями, позволяя получать нужное количество питательных веществ. Яркий тому пример – заболевший малыш. Он плохо себя чувствует, лежит в кроватке, и в этот момент ему совершенно не нужен большой объём еды. Хотя мамина тревога по поводу отсутствия аппетита в этом случае вполне оправданна.

Часто бывает и так, что ребёнок «кусочничает», многократно перекусывая между основными приёмами пищи. Отсюда и пониженный аппетит во время обеда и ужина. В этом случае нужно не впихивать в малыша побольше еды за столом, а ограничить эти самые перекусы, убрав подальше печеньки и конфеты.

То есть, если маленький человечек плохо (по мнению взрослых) ест, но привычно активен и весел, лучше просто оставить его в покое. Проголодавшись, он обязательно попросит его покормить: если не за обедом, то за ужином.

Однако не всегда нужно отмахиваться от отсутствия аппетита, если родители, глядя на ребёнка, обнаружили, что он:

  • неожиданно (без веских на то причин) стал мало кушать, быстро теряя в весе;
  • начал выглядеть очень бледным, стал малоподвижным и вялым;
  • вообще наотрез отказывается от любых лакомств (это длится более суток).

В таких случаях опять же не следует насильно кормить детей, лучше всего – обратиться к педиатру за консультацией. Возможно, причиной нарушенного пищевого поведения является какая-либо серьёзная болезнь или стресс (адаптация в садике или школе).

Что делать, если ребёнок не хочет есть?

Несмотря на вышесказанное, мы абсолютно не призываем не кормить ребятишек, не обращать внимание на плохой аппетит, позволяя ребёнку делать всё, что ему заблагорассудится. Предлагаем несколько простых правил.

  1. Установите чёткий график питания, который нужно соблюдать: малышу нужно завтракать, обедать, полдничать и ужинать.
  2. Откажитесь от перекусов, сладких «перехватов».
  3. Не волнуйтесь, если летом ребёнок меньше кушает. В жару аппетит снижается, поэтому дети больше пьют, чем едят.
  4. Попробуйте разнообразить оформление блюд – украсьте их, расскажите любопытные факты о продуктах и их пользе.
  5. Привлекайте ребёнка к приготовлению блюд (если позволяет возраст), совсем маленький карапуз может разложить хлеб, ложки, салфетки.
  6. Выключите телевизор с мультиками, уберите подальше другие отвлекающие факторы.

Итак, мы ответили на вопрос, почему нельзя заставлять ребёнка есть. И напоследок: не нужно упрашивать детей доедать и оставлять тарелку чистой. Пусть малыш с детства решает, сколько ему нужно пищи для полноценной активности. Поверьте, его организм разбирается в этом лучше вас.

Похожие статьи:

  1. Истерический невроз у ребенка
  2. Как приучить ребенка есть полезное?
  3. Плохой аппетит у ребенка
  4. У ребенка плохой аппетит

    Метки: аппетит

, взрослый

, заставлять

, здоровье детей

, кушать

, организм

, отсутствие

, пищать

, пищевой

, плохой

, поведение

, позволять

, Почему нельзя заставлять ребёнка есть

, ребенок

, родитель

, случай

Кризис 3 лет

Самый внезапный. Еще вчера ваше солнышко было послушным, а через пару дней бегает по дому с паром из ушей и истериками. Всё и правда настолько серьезно. К данному кризисному возрасту заранее подготовиться нельзя. Этот период наступает не ровно в 3 года, у кого-то немного раньше – 2 года 8 месяцев – у кого-то позже 3 года 4 месяца, например. Но вы его узнаете. Так же возникает много вопросов по длительности кризисного периода. Она связана с другими факторами развития ребёнка.

  • Темперамент ребёнка – например, у холериков обычно проходит очень бурно, с агрессией, истериками, все негативные проявления можно умножать на 2.
  • Стиль воспитания – самый неверный стиль воспитания для кризиса – диктаторский (авторитарный). При таком стиле интенсивность агрессивного поведения и истерик тоже умножается, т.к. подавляя истерики ребенка психологически и физически родители закладывают фундамент для более серьёзных психологических проблем у ребенка в будущем.

Длительность кризиса 3-х лет может варьироваться от нескольких месяцев до нескольких лет, у некоторых детей этот возрастной кризис заканчивается только в 4-4,5 года. Но чем более гибки родители в данной ситуации, тем быстрее и безболезненно пройдет этот жизненный этап как для ребенка, так и для всей семьи.

В 3 года ребёнок уже осознаёт себя как личность, считает себя взрослым. Вся опека и забота родителей кажутся ребёнку недоверием с их стороны, что его считают беспомощным. Поэтому, самое главное проявление кризиса 3-х лет – это желание делать все самостоятельно, даже вопреки своим желаниям!

Внешним проявлением можно считать фразы: «Я сам!», «Не хочу», «Не буду».

Кстати, интересный факт:

«Мальчики намного более упрямые, чем девочки. Зато девочки чаще капризничают. В активный период кризиса приступы упрямства, капризности происходят от 5 до 19 раз в день»

Проявления кризиса 3 лет

У данного кризиса есть свои проявления, которые были названы «семизвездие кризиса трёх лет» — потому что у ребенка наблюдается 7 «симптомов».

  • Своеволие. Ребёнок стремится всё делать сам. При этом проявлении можно наблюдать капризы в выборе одежды, одевании, делает попытки убежать от родителей на прогулке.
  • Упрямство. Ребёнок настаивает на том или ином действии не потому, что этого хочет, а потому, что он потребовал. Например, сказал, что не хочет есть – значит, он не пойдет есть, а все попытки уговорить его съесть суп могут закончиться истерикой.
  • Деспотизм. Ребёнок заставляет родителей делать то, что он хочет (манипулирует ими) с помощью криков, плача, ударов, топанья ногами. Например, мама не хочет покупать своему сыну 15 машинку, она предлагает взять солдатика, но мальчик хочет машинку и начинает плачем и ударами по маминым ногам просить эту машинку. Если есть младшие брат/сестра – то это проявляется как ревность.
  • Негативизм. Стремление сделать всё наоборот, даже если ребенок сам хочет этого. Игнорируются все предложения, которые исходят от взрослых. Мама или папа предлагают ребёнку пойти погулять – но ребёнок тут же отказывается, хотя сам очень хочет выйти на прогулку – цепочка продолжается ситуацией с деспотизмом – ребёнок начинает манипулировать родителями, чтобы его как-то развлекли дома, раз на улицу не получилось выйти.
  • Протест-бунт. Ребёнок уже находится в состоянии «войны» с родителями, ему кажется, что своей заботой родители ограничивают его свободу, ведь он уже взрослый, отсюда родители все чаще слышат «не хочу, не буду, отстаньте». Здесь всё чаще начинает проявляться агрессия.
  • Строптивость. Направлена против норм воспитания, которые сложились до трёх лет, на предметы, образ жизни, который был у ребёнка раньше.
  • Обесценивание. Ребёнок доказывает свою взрослость и значимость через обесценивание всего, что когда-то любил. Например, начинает употреблять грубые слова, специально сломать любимую игрушку, топтать свою одежду.

Советы для родителей

Кризис 3 лет очень серьёзный и нервный этап – заранее – не подготовишься, но можно попытаться прожить это время более спокойно.

Психологи дают некоторые советы для родителей:

  • Не выяснять в присутствии ребенка – «что это за поведение?».
  • Соблюдайте золотую середину – не ограничивайте совсем активность ребенка, но и не позволяйте делать все, что душа захочет.
  • Позвольте ребенку быть самостоятельным. Говорите с ним серьёзно, просите его помощь (чтобы для него это звучало серьёзно, но вы-то знаете, что в 3 года ребёнок не помоет посуду, дайте ему просто попробовать что-то сделать самому). Составьте вместе список его обязанностей, повесьте на видное место, чтобы он видел его. Всегда принимайте помощь, если ребёнок проявил инициативу, хвалите за хорошие и полезные поступки.
  • Уважайте мнение ребёнка. Дайте ему шанс самому выбрать себе костюмчик на прогулку, помочь вам выбрать фрукты в магазине.
  • Не устраивать трагедий из-за мелочей. Ничего страшного, если ребёнок сначала съест десерт, а потом основное блюдо. Делайте порции меньше, чтобы не заставлять доедать все с тарелки.
  • Нет приказам. Не приказывайте ребенку, а договаривайтесь «на берегу» обо всём. Всегда держите своё слово, т.к. дети всё очень хорошо запоминают.
  • Если у ребенка началась истерика не стоит распыляться и кричать на него, особенно в присутствии посторонних людей. Будьте спокойны. Обнимите кроху.

Помните, что вашему ребенку тяжело и он не справится без вашей поддержки. Чаще говорите ему о том, как любите его, говорите о поступках, хвалите за «хорошее», не акцентируйте внимание на плохое и «страшный кризис 3 лет» будет не таким страшным.

Читайте также: Возрастные кризисы ребенка. Часть 1.

Разборчивый Рон, который не хотел есть

Вот вам ситуация, с которой рано или поздно сталкиваются все родители. Время ужина. Однако Рональд — отнюдь не приятный и веселый сотрапезник. Он без энтузиазма ковыряется в своей тарелке, в то время как его сестра Алисия радостно уминает вторую порцию.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Стадии родов, которые должна знать каждая беременная женщина!

Ваша шейка матки расширяется со скоростью около 1 см в час, что означает, что это обычно самый длинный период родов, но женщины, безусловно, могут выдержать эту начальную боль!

Мама: Ну, давай, Рональд. Ешь.

Рональд: Я не голоден.

Папа: Тебе же нужно поесть после школы.

Рональд: Не так много.

Папа: Ты не вырастешь, если не будешь есть.

Рональд: Я ем!

Мама: Нет, не ешь!

Рональд: У нас никогда нет ничего, что я люблю.

(Молчание. Расстроенные родители смотрят друг на друга и продолжают есть.)

Рональд: Почему я должен все это есть?

Мама: Потому что тебе нужна энергия, чтобы вырасти большим и сильным.

Рональд: Но мне тут ничего не нравится.

Мама: Ладно, если не доешь, не получишь десерта и вообще никакой еды перед сном. Ты меня понял?

Алисия: А мне нравится все, что на столе.

Рональд: О, заткнись!

Папа: Рональд, у тебя пять минут, чтобы все доесть.

Рональд: Лучше собачий корм, чем эта гадость!

Папа: Ну-ка, молодой человек, вставай и иди к себе в комнату, быстро! Никому не позволяется разговаривать в таком тоне!

(Рональд топает к себе в комнату. Алисия кладет еще один огромный кусок себе на тарелку.)

Не сравнивайте своих детей. Пусть они будут разными. Если им не придется вас делить между собой, они всегда будут любить и поддерживать друг друга.

Здесь присутствуют все признаки опасности: разборчивый едок, соперничающие брат с сестрой, двое утомленных родителей, которые слишком много разговаривают и задают глупые вопросы. А теперь — несколько приемов, которые помогут избежать подобных проблем.

Маленькие порции и кухонный таймер

У вас дома тоже есть привереды вроде Разборчивого Рона? Садясь за стол, возьмите кухонный таймер и установите его на двадцать минут. Скажите детям, что они должны закончить свой ужин в этот срок. Если они все съедят за двадцать минут, получат десерт. Вам запрещено ворчать или напоминать — таймер сделает это за вас.

Когда вы используете метод кухонного таймера, сначала положите на тарелку привередливого едока маленькие порции той еды, которая ему не нравится. Если хотите, до смешного маленькие: три горошины, чайную ложку картофельной запеканки, два кусочка котлеты. Исследования показали, что дети, которым предлагают новую пищу, но не заставляют ее есть, часто проявляют больше интереса и начинают получать удовольствие от экзотических вариантов. В результате они выбирают более здоровое питание в долгосрочной перспективе.

Если ребенок дурачится и дерется за столом, ему нужно считать. Как только он получает «3», он немедленно отправляется на тайм-аут на пять минут, а двадцатиминутный кухонный таймер продолжает тикать. Вам не нужно выдавать комментарии вроде: «Ну же, давай, не забывай про таймер» или: «Прекрати баловаться и быстро все доедай!».

Конечно, нельзя считать ребенку за то, что он не ест. Еда — это старт-, а не стоп-поведение. Но что же побудит ребенка с аппетитом наброситься на ужин? Таймер! Вы можете похвалить ребенка, когда он все-таки начнет есть.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Ребенок перестал слушаться взрослых. Что делать?

А что, если таймер зазвонит, а тарелка ребенка не опустеет? Никакого десерта — по крайней мере, пока. Тарелка отправляется на кухню. Закройте ее пленкой или крышкой. Через полчаса ребенок получит право доесть все, если захочет. Еду можно быстро разогреть в микроволновке. Если же ребенок наотрез отказывается доедать свой ужин — отлично, никакого десерта. Иногда родители просто выбрасывают остаток еды после того, как сработал таймер, но это кажется немного экстремальным решением. Держите ухо востро: позже голодный малыш, который не доел свой ужин, будет одолевать вас просьбами о сладостях.

Обратите внимание на интересы ребенка.

Просьба о сладостях: первый раунд

— Я уже готова съесть мороженое.

— Ты сначала должна доесть ужин, милая.

— Все остыло.

— Мы подогреем все в микроволновке за несколько секунд, и еда будет как новенькая.

— Мне все равно все это не нравится. Я хочу мороженое.

— Теперь ты знаешь наши правила, дорогая. Сначала нужно съесть то, что у тебя на тарелке. Помнишь, мы сразу положили тебе немного еды.

— Мне никогда ничего не дают!

— Что ты такое говоришь — ничего не дают? Вообще, хватит болтать! Доедай свою еду и не зли меня!

— Я тебя ненавижу!

Такого рода общение представляет собой бесполезную трату времени и не способствует хорошим отношениям.

Просьба о сладостях: второй раунд

Разговор следовало бы вести примерно так.

— Я уже готова съесть мороженое.

— Ты сначала должна доесть ужин, милая.

— Все остыло.

— Мы подогреем все в микроволновке за несколько секунд, и еда будет как новенькая.

— Мне все равно все это не нравится. Я хочу мороженое.

— Это 1.

— Тогда я пойду спать голодная! (Уходит прочь.)

Мама справилась намного лучше.

Правило «Три из четырех»

Давайте вернемся к Разборчивому Рону. Представьте, что родители Рона сели и пересмотрели ситуацию во время ужина и потом придумали новый план. Мама и папа объясняют новые правила своему сыну. Если Рональд съест три из четырех кусочков, которые ему положили на тарелку, он получит десерт. Размеры кусочков будут меньше, чем раньше, и Рональд должен хотя бы попробовать тот кусочек, который он решил не есть.

Первый прием пищи по новым правилам прошел отлично. Хотя родители немного нервничали, они удержались от встревоженных подсказок. Рональд доел свои маленькие порции мяса, картофельного пюре и горошка. Попробовав, он отодвинул в сторону салат. Рональд получил мороженое на десерт.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Научное объяснение аппетита беременной женщины!

После капитальной реорганизации трапез первая неделя прошла без каких-либо неприятных инцидентов. Рональд и его родители действительно радовались обществу друг друга. Разговор за столом был оживленным и дружеским.

— Рон, как тебе тот фильм, который ты смотрел с другом?

— О, круто! Вам бы тоже надо посмотреть его!

— Ты действительно думаешь, что нам понравится, в нашем-то преклонном возрасте?

— О да! Пошли — я хочу посмотреть еще раз!

— Что ж, если мама готова, пойдем.

— Мама, ты должна посмотреть. Фильм прикольный! Там есть один момент…

Как не потерять доверие ребенка: Вникайте в дела и интересы ребенка, но не не навязывайте своих предпочтений.

Вот какой должна быть вечерняя трапеза. А вдруг Рональд и Алисия начнут драться? Им обоим следует считать за это. В нашем примере диалог мог бы развиваться примерно так:

Рональд: Но мне тут ничего не нравится.

Мама: Ладно, если ты не доешь, не получишь десерта и вообще никакой еды перед сном. Ты меня понял?

Алисия: А мне нравится все, что на столе.

Рональд: О, заткнись!

Мама: Это 1 для вас обоих.

Вы можете поинтересоваться, зачем считать Алисии. Она всего лишь сказала: «А мне нравится все, что на столе». Догадываетесь, каким будет ответ? Эти ее слова — не что иное, как перекрашенное в розовый цвет соперничество.

Принцип «Разделяй и властвуй»

Многим родителям кажется, что существует закон, обязывающий все семьи каждый вечер собираться вместе за ужином. Но иногда накрытый стол становится полем боя. Что могут сделать родители для улучшения этой ситуации? Одно решение очевидно: не собираться за ужином каждый вечер. Хотя кто-то может счесть это святотатством, такое решение гарантированно прекратит постоянные драки. Теперь вы будете наблюдать препирательства только через день!

Если говорить серьезно, иногда можно попробовать сначала накормить детей. Периодически можно позволять им ужинать вообще где угодно, лишь бы они приносили обратно тарелки. Тогда мама и папа могут сесть позже на кухне и спокойно поужинать вместе. Или если вы одинокий родитель, можете использовать это время для себя.

Другая идея: пусть каждый из родителей иногда берет одного из детей на ужин в кафе. Так можно делать, например, раз в неделю. Дети очень любят бывать наедине с одним из родителей. И в этой ситуации невозможно проявление соперничества между братьями и сестрами, поэтому мама или папа будут чувствовать себя спокойнее и тоже получат удовольствие.

На самом деле для большинства детей еда — естественное и приятное занятие, которое не требует родительского вмешательства. Если вы уделите немного времени планированию, то сможете больше радоваться семейным вечерам.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

«Он у тебя лежит на газоне, это неприлично» – почему от маминых слов нас бомбит три дня

Вверх