Советы женщинам!
ЛедиВека.ру » Без рубрики »

Нерешительные дети чаще рискуют

Нерешительные дети чаще рискуют
logo

Астрологический прогноз на 28 ноября.

 Овен будет испытывать трудности с самоорганизацией и дисциплиной. Удержаться в этот день в привычных рамках будет, на удивление, трудно, хотя именно к этому Овен и будет стремиться. Отсюда и внутренний конфликт, когда одна половинка души стремится к порядку, а другая – к хаосу. Вопрос лишь в том, что сегодня в его душе перевесит.

 Интересы и планы Тельца в течение дня не раз будут решительным образом меняться! Весь день его будет тянуть то в одну, то в другую сторону, и противиться этим порывам будет затруднительно. По-хорошему, чтобы добиться в этот день хоть чего-то, Тельцу не мешало бы сосредоточиться на чем-нибудь одном. Вот только едва ли это получится – слишком уж переменчивы сегодня ветры в его голове.

Близнецы рискуют в полной мере прочувствовать, что такое воинственность. Нет, никакой войны они объявлять не собираются. Да и зачем объявлять? Куда удобнее начать войну без объявления, застав противника врасплох! Такие порывы будут возникать в душе Близнецов неоднократно. Стоит ли удивляться, если день при таком настроении пройдет в конфликтах и ссорах?

  Рак способен легко увлечься самыми разнообразными вещами. Эти увлечения будут накатывать неожиданно, захватывая Рака с головой. Однако в течение дня этих увлечений может быть столько, что Рак и сам перестанет понимать, что больше его привлекает и куда его тянет. Так что рассчитывать в этот день на его постоянство чувств не стоит. Ну вот такой сегодня Рак – немного ветреный и непостоянный!

  Лев рискует неожиданно для себя увлечься какой-нибудь малозначимой ерундой. Впрочем, самому Льву предмет его увлечения ерундой казаться как раз таки и не будет! Больше того, эта вещь способна захватить внимание настолько, что из-за этого Лев упустит что-то действительно важное. Поэтому строить на сегодняшний день серьезные планы не стоит. Лучше посвятить день творчеству или любви.

 Деве может показаться, что центр вращения вселенной непременно должен находиться где-то рядом с ней. Ну а поскольку у вселенной на этот счет может быть иное мнение, Деву такая ситуация будет немало удивлять. Раз за разом она будет делать все, чтобы исправить эту ситуацию, активно привлекая к себе внимание и стараясь попасть в самый эпицентр событий. Здесь главное – не переусердствовать, так как не всегда быть в центре – хорошо.

 Весы рискуют с головой войти в роль домашнего тирана и диктатора! При этом самим Весам вполне может казаться, что они просто проявляют полезную инициативу на благо всей семье. Вот только со стороны домашних это будет изрядно походить на самодурство. Если Весы не хотят излишне накалять обстановку, им не мешает уменьшить количество командирских ноток в своем голосе. 

 Если уж Скорпиону придет какая-то мысль в голову, то она легко может приобрести характер навязчивой идеи. Больше того, мысли сегодня в голову Скорпиона будут приходить чаще обычного, а значит, и навязчивых идей может оказаться куда больше одной. В таком состоянии Скорпиону лучше свести общение к минимуму, иначе разговоры то и дело будут перерастать в бессмысленный спор. Лучше уж творчеством каким-нибудь заняться. Там от навязчивых идей, по крайней мере, не будет вреда.

 Стрельцу будет трудно понять, почему самые приятные удовольствия по совместительству являются еще и грехами. Ну что плохого в лишнем пирожном или поцелуе? Одним словом, Стрельцу сегодня логичным покажется правило: «Если нельзя, но очень хочется, то можно». В принципе ничего плохого в этом нет, если только дополнить эту формулу маленьким пунктом: «Все хорошо в меру».

  У Козерога может проснуться неодолимое желание покомандовать окружающими. Что ж, если вы ощущаете в себе реальные качества лидера, то дерзайте! А вот если этих качеств в характере Козерога недостает, то не стоит и пытаться. Лучше в стрелялку какую-то поиграть – там хотя бы отмену можно сделать. А еще лучше сегодня для Козерога переключить свою бурную энергию на романтическое свидание – он об этом не пожалеет.

  Жизнь заставит Водолея побороться с обстоятельствами! Несмотря на то что сам Водолей не будет настроен на повышенную активность, какие-то события то и дело будут требовать его энергичного участия. Кто-то из его окружения может незаметно втянуть Водолея в затяжной спор или (еще хуже) запрячь его в решение какой-то ненужной Водолею задачи. Естественно, Водолей будет сопротивляться этому всеми силами – однако не факт, что его сопротивление окажется успешным. 

 У Рыб есть возможность узнать что-то необычное и интересное! В этот день их жизнь будет полна ярких, феерических эмоций и впечатлений. Единственное условие – не придавать большого значения досадным пустякам. Если не обращать внимания на мелочи, день будет ярким, словно брызги шампанского. Ну а зациклившись на мелочах, Рыбы рискуют всерьез испортить настроение и себе, и окружающим.

По материалам 1001goroskop.ru

Детская клептомания: признаки

Даже если ребенок всеми силами старается замаскировать свою страсть к воровству, наличие клептомании не остается незаметным для окружающих. Родителям следует внимательно относиться к любым изменениям в поведении отпрыска и при первых признаках пагубной зависимости обратиться к детскому психологу. О развитии клептомании могут свидетельствовать:

  • появление в доме чужих вещей;
  • возникновение наличных денег;
  • пропадание из жилища ценных предметов;
  • уменьшение денег в кошельке родителей;
  • замкнутость, угнетенное состояние ребенка;
  • отказ от общения со сверстниками;
  • чрезмерная агрессивность, раздражительность, конфликтность;
  • регулярные перепады настроения;
  • проблемы со сном, бессонницы;
  • ухудшение аппетита, отказ от пищи или, наоборот, чрезмерное обжорство.

Детская клептомания: лечение

Лечение детской клептомании в первую очередь ориентировано на полное устранение факторов, давших старт зависимости, создание благоприятного климата в семье, обеспечение комфортных условий ребенку в детском коллективе. Для этого крайне важно своевременно обратиться к семейному психологу: специалист поможет установить истинные мотивы детского воровства, проконсультирует родителей об азах гармоничного воспитания детей, подскажет взрослым, какие конкретно шаги они должны предпринять для полного избавления отпрыска от патологического пристрастия. В тяжелых ситуациях детской клептомании рекомендовано провести курс психотерапевтического лечения в сочетании с сеансами гипноза.

Как правило, лечение клептомании для детей не проводится с применением фармакологических средств, однако в случае выявления органического заболевания или серьезного психического расстройства целесообразно проведение медикаментозной терапии.

Что делать родителям, если их ребенок – клептоман? Помимо обращения к психологу взрослым необходимо:

  • устранить причину возникновения зависимости;
  • не вступать в конфликт с наследником и не вешать на него клеймо «вор»;
  • постараться вызвать чувство стыда, подарив малышу предмет, о котором он давно мечтал;
  • регулярно хвалить и поощрять подростка за малейшие успехи и достижения;
  • хранить денежные средства и банковские карточки в недоступном для ребенка месте, таким образом, избавив чадо от соблазна украсть;
  • совершать совместные походы в магазин;
  • приобщать подростка к планированию семейного бюджета;
  • выделять определенную сумму на ежедневные расходы;
  • строго контролировать импульсивных детей, направив их психическую энергию в мирное русло, например: отдав потомка в спортивную секцию;
  • приучать ребенка к ответственности за свои действия;
  • проводить выходные дни всей семьей, составляя программу отдыха увлекательным образом.

Родителям нельзя закрывать глаза на детскую клептоманию и рассчитывать, что патологическое пристрастие исчезнет само по себе. Раннее обращение к психологам гарантирует полное освобождение ребенка от губительной тяги к воровству и обеспечит развитие маленькой личности в позитивном гармоничном русле.

Читайте общую обзорную статью на тему клептомания.

ПОДПИШИСЬ НА ГРУППУ ВКонтакте посвященную тревожным расстройствам: фобии, страхи, навязчивые мысли, ВСД, невроз.

Знак Зодиака 15 Июня — Близнецы

Стихия Знака: Воздух. Ваш знак Зодиака принадлежит к знакам Воздушной стихии, которые сильны быстротой, хорошей обучаемостью, логическим мышлением, остроумием.

Планета Управитель: Меркурий. Дарит Близнецам чувство красоты, а также умение обращаться с деньгами. Эта планета — главный покровитель для журналистов, коммивояжеров, бегунов и даже мошенников. Планета в изгнании – Юпитер. Отвечает за неспособность отделять главное от второстепенного и отсутствие собственных взглядов.

В этот день рождаются обманчиво мягкие Близнецы с твердым и даже жестким стержнем внутри. Их жесткость и иногда даже жестокость не всегда вовремя могут заметить окружающие, что делает родившихся 15 июня очень опасными соперниками, которых недооценивают. Они обаятельны и обычно не любят спорить, достигая своих целей мягким и незаметным убеждением и влиянием. Прямая агрессия – это не их стиль. Как и положено Близнецам, эти люди очень гибки и отлично приспосабливаются к разным обстоятельствам и коллективам. Они иногда бывают несколько нерешительны, выбор иной раз вызывает у них трудности, но к совершенству они стремятся всей душой, любознательны, внимательны и вдумчивы, хотя не всегда решительны. По этой причине могут упустить удачу, вовремя не решившись действовать.

Рожденные 15 июня обычно стремятся не только добиться признания со стороны противоположного пола, но и обеспечить полную зависимость своего партнера от себя. В общем, возможны любые манипуляции, но опасной игрой, как правило, наслаждаются не только те, кто расставляет сети, но и те, кто попадается в них. Рожденные 15 июня — настоящие знатоки человеческих душ, они принимают мечты и фантазии других, их желания и потребности. Что особенно важно — так это то, что они могут употребить эти знания на благо дела. Так, скажем, будучи работниками коммерческой компании, они способны привлечь публику к продукции или услуге; а в рекламе и сфере общественных связей они чувствуют себя как рыбы в воде. В самом деле, любая профессия, подразумевающая цель «закинуть крючок и выловить рыбку», вполне совместима с талантами природных соблазнителей.

Рожденные 15 июня прекрасно справляются с ролью наставников молодежи, поскольку мотивация подрастающего поколения им хорошо понятна. Из них получаются неплохие родители, однако они имеют скверную привычку чрезмерно баловать своих детей или же манипулировать ими, будучи в равной степени безжалостными и всепрощающими. Если клуб или организация ищут человека, способного привлечь внимание и капиталы к этой структуре, если бизнес зависит от количества покупателей в магазине, рожденные 15 июня окажутся именно такими незаменимыми сотрудниками, которые смогут заинтересовать и клиентов, и спонсоров.

Они обладают врожденным инстинктивным пониманием того, насколько далеко можно зайти, преследуя ту или иную цель, и в какой момент желательно отступить. С годами это понимание лишь усиливается. Очень редко рожденных 15 июня можно обвинить в том, что они преследуют аморальные цели, поскольку для них в конечном счете важна не сама цель, а путь к ней. Чаще всего их обаяние приводит в восторг окружающих. Однако их истинная сущность может навсегда остаться тайной и не только для других, но и для них самих. Наиболее просвещенные личности из тех, кто родился 15 июня, впрочем, не замыкаются в роли обольстителей, но остаются открытыми для высших форм сознания и мысли.

Мужчина Близнецы — родившийся 15 Июня

Мужчины, отмечающие день рождения 15 июня — отличаются следующими свойствами: такой кавалер — веселый, любопытный, проворный, твердостью. Чтобы покорить такого мужчину, нужно отказаться от избитых фраз, показать свой интеллект и нестандартное мышление. Мужчины-Близнецы ценят в женщинах прежде всего мозги и чувство юмора.

Женщина Близнецы — родившаяся 15 Июня

Женщины, отмечающие день рождения 15 июня, обладают следующими чертами: такая дама — искренняя, полная молодости, разносторонняя. Игры – любимое занятие Близнецов. Они обожают эксперименты и рискуют без ума влюбиться в того, кто сможет всерьез удивить и завоевать – но не нахрапом и примитивными ухаживаниями, а изящными и нестандартными ходами.

Советы Близнецам, Рожденным 15 Июня

У рожденных 15 июня наблюдаются некоторые сложности во взаимоотношениях с собственными детьми. С одной стороны, из них часто получаются неплохие воспитатели и педагоги, но с другой – они могут удариться в крайность: либо слишком разбаловать ребенка, либо проявлять слишком много жесткости и требовательности.

Несмотря на популярность и харизму, часто свое настоящее «я» рожденные 15 июня не знают даже сами. Им нужно обратить внимание не только на внешнее, не только на привлечение клиентов, спонсоров, поклонников, друзей, но и на тайные стороны своей души, которым стоит уделять не меньше времени. Иными словами, рожденным 15 июня нужно помнить о пользе и значении самопознания.

Гороскоп по Дате Рождения на Июнь

1 Июня День Рождения2 Июня День Рождения3 Июня День Рождения4 Июня День Рождения5 Июня День Рождения6 Июня День Рождения7 Июня День Рождения8 Июня День Рождения9 Июня День Рождения10 Июня День Рождения11 Июня День Рождения12 Июня День Рождения13 Июня День Рождения14 Июня День Рождения

15 Июня День Рождения

16 Июня День Рождения17 Июня День Рождения18 Июня День Рождения19 Июня День Рождения20 Июня День Рождения21 Июня День Рождения22 Июня День Рождения23 Июня День Рождения24 Июня День Рождения25 Июня День Рождения26 Июня День Рождения27 Июня День Рождения28 Июня День Рождения29 Июня День Рождения30 Июня День Рождения

А был ли выбор?

Начать размышления о выборе, наверное, следует с того, что не каждая альтернатива предполагает выбор как таковой. Если бы пресловутый осёл шёл по пустынной дороге, на которой стоял бы один-единственный стог сена — он выбрал бы его съесть. Точнее, не выбрал, а просто утолил бы свой голод. Действие его было бы предсказуемо и обусловлено исключительно двумя факторами: голодом и наличием еды. Здесь нет места смятению и мучительным раздумьям. Поедая обед, ослик ни от чего не отказывается, ничем не рискует и не жертвует. Тревожной ситуация становится именно тогда, когда рука хозяина кладёт перед ослом две равно привлекательных охапки сена.

«Который же из двух?»

Девушка Маша, выбирающая из многих парней своего единственного, — совершает непосредственный выбор. Драматизма ситуации придаёт тот факт, что один из парней безответно любит Машу — он трепетно предлагает ей руку, сердце, квартиру и свекровь в качестве няни для будущих детей, — а тот, кого любит Маша, остаётся к ней равнодушным. Бессонные ночи бедняжке обеспечены: идти замуж или нет? Стерпится ли, слюбится? Вдруг тот, милый сердцу, всё же полюбит? А если нет? Да и что важнее — любить или быть любимой? А годы идут, и уже не двадцать лет… И терзается дева в своих печалях дни и ночи напролёт.

Настоящий выбор всегда сложен. Он предполагает, что оба варианта не уступают один другому по количеству как достоинств, так и недостатков. Молодой человек по имени Пётр, меняющий работу рядового менеджера на более высокую должность в престижной фирме, тоже, по сути, не выбирает: он идёт туда, где лучше платят и больше обещают. Петру станет не до сна, если окажется, что новая должность сулит материальные блага, но не оставит ни сил, ни времени на друзей, на создание семьи, на какие-либо увлечения… В то время как прежняя работа, малооплачиваемая и малоперспективная, позволяла заниматься социальной деятельностью, иметь насыщенную интересную жизнь, да и коллектив на той работе был дружный и проверенный временем. И вот уже Пётр, как буриданов осёл, стоит между двумя одинаково лакомыми кормушками. С одной стороны, думает он, сложно создать семью, не имея средств и возможности карьерного роста. А с другой — какая семья, если работа будет съедать даже выходные? Вот если бы сразу — и коллектив, и зарплата, и выходные, и карьерный рост…

Но так не бывает в жизни, чтобы всё и сразу. То на одну, то на другую чашу невидимых весов то и дело опускается такой же невидимый грамм аргументов. То «с одной стороны», то «с другой»…

Выбор — не выбирать

В ситуации, когда необходимость выбора терзает нас, мы часто выбираем не выбирать или перекладываем ответственность за свой выбор на других. При этом всегда с нами самооправдание: мама (папа, друг, муж, жена) говорит делать так. В другом варианте — будь что будет: неделю подожду, а там всё решится само собой.

К несчастью (нам в этот момент кажется, наоборот, к счастью), за неделю действительно всё само собой решается. Жизнь всё расставила на свои места, — думаем мы. Только вот когда приходит пора отвечать за последствия того выбора, который мы не осмелились сделать, пустив всё на самотёк, — душу начинает разъедать ропот и жалость к себе.

Жан Поль Сартр развеивает миф о возможности не выбирать: «Человек неизбежно выбирает, даже тогда, когда не хочет выбирать». Мы выбираем не выбирать, оставляя место случаю, забывая, что призваны творить свою жизнь, уподобляясь Творцу.

На волю Божию?

Для православного человека существует заманчивая и опасная уловка — не выбирать, «оставляя всё Богу». К сожалению, следует признать: на волю Бога мы оставляем свой выбор не из-за глубокой веры в Промысл, а чаще от малодушия и нежелания нести ответственность за собственные решения.

Так, уже знакомый нам Пётр, побоявшись самостоятельно принять решение, говорит себе: «Господь управит». Проходит неделя, Петя в бездействии ждёт воли Божией… Тут на новую перспективную работу берут парня из соседнего отдела, а к концу месяца прежний коллектив уведомляют о грядущем сокращении. И Петя начинает роптать и жаловаться: «Что за мрак, отчего всё так несправедливо? Вечно мне не везёт!» Он словно уже забыл, что свой выбор переложил на Господа, и ропот его сейчас — против Божией воли. Думая, что предоставил действовать Богу, он просто струсил, прикрывшись духовным предлогом.

Даже если мы оставляем всё на волю Божию, ответственность, тем не менее, остаётся на нас. И в таком случае мы не должны предъявлять Богу претензий за результат, который не входил в наши планы. Важно уметь различать, когда мы искренне уповаем на волю Всевышнего, — а когда просто оправдываем своё малодушие и лень внешним благочестием.

«Или… или…»

Господь — лучший педагог. Его уроки продуманы со знанием наших возможностей, этапов нашего развития и «вместительности» наших душ.

В школе жизни нам придётся учиться выбирать. Вначале между двумя одинаково красивыми пирожными, затем между двумя равно заманчивыми предложениями, позже — между желанием и долгом, «раем земным» и совестью…

«Или… или…» — всегда взаимоисключаемо, и никак иначе. И в каждом случае — от прилавка кондитерской до стояния у самой решающей черты — это будет самоопределение, путь к познанию себя. Не научившись самоопределяться в простом, нелепо полагать, что Господь пошлёт нам настоящие испытания и такие же настоящие подвиги и награды.

Датский философ Сёрен Кьеркегор самому значительному своему труду дал простое и в то же время такое сложное название — «Или… или…». Думается, это лучшее из всего, что написано о выборе человека со всеми его скрытыми опасностями и сложностями. В своей книге Кьеркегор пишет о том, что если мы не делаем выбор сознательно, то за нас его делает тёмная (греховная) часть нашей природы.

Мужество выбирать

Иногда Господь ждёт от нас смирения и терпения, иногда — решимости и мужества. Наиболее ярким примером мужества, связанного с выбором, для меня является история канонизации новомучеников минувшего века. Отчего одних людей, пострадавших за веру, Церковь признала святыми, а другие, которых постигла та же участь, — святыми не стали? Оказывается, критерием было поведение во время следствия и допросов. Если человек начинал колебаться, путаться и менять показания (о чём свидетельствуют данные архивов), вопрос канонизации снимался. Ведь в таком деле важно было твёрдо и однозначно произнести имя Христа, предварительно «потеряв свою душу» для этой жизни. Если же не был сделан мужественный и однозначный выбор, греховность могла изъесть душу сомнениями и страхом перед будущим.

Вспоминается также фильм «Восхождение» режиссёра Ларисы Шепитько, фильм о белорусских партизанах Великой отечественной войны. Два солдата попадают в немецкий плен; обоим предлагают стать полицаями и служить, таким образом, против своих. Один твёрдо и решительно делает выбор в пользу Родины: «Лучше умереть, смерть — не самое страшное». Сомнения второго мучительны и страшны. В конце концов, он решает: «Пойду в полицаи, буду их там убивать изнутри».

На самом деле сделка с совестью не может принести успокоения и тем более доброго плода. Чем окончилась эта история, думаю, будет полезно узнать каждому, чтобы в решающий момент главного выбора твёрдо знать, на чём нужно стоять и на что опираться, выбирая. О таком выборе писал Кьеркегор — решиться нужно однажды и уже не смотреть вспять, иначе в этих сомнениях можно и себя забыть, и Бога предать.

Посредством выбора постигая истинное своё «я», можно прийти к раскаянию. Именно поэтому философия считает, что выбор не бывает плохим или хорошим, — поскольку это всегда шаг на пути самопознания. И даже совершая неверный, по нашим меркам, выбор, мы всё равно выигрываем в том, что узнаём лучше свою суть, видим участки, на которых не хватает духовной борьбы.

Выбирая, важно думать о том, чего ждёт от нас Бог. Его голос можно услышать только в тишине — в тишине сложнее совершаются сделки с совестью и не мешают чужие мнения и советы. Дай Бог каждому из нас различать, когда Господь ждёт от нас терпения и смирения, а когда — твёрдости и мужества выбирать. Выбирать, а не только «всё понимать», оставаясь при этом в губительном бездействии. В любом случае, как строить свою жизнь — решать исключительно нам!

Завышенная самооценка

Самооценка — это совокупность представлений человека о различных свойствах собственной личности, как то наличие личных достижений, достоинств, недостатков и их значение и др. Как правило, эти качества воспринимаются в соотношении или сравнении с аналогичными качествами других людей. Завышенная самооценка личности — это состояние психики, характеризующееся неадекватно положительным представлением человека о себе.

Что такое самооценка?

Одно из главных свойств личности — формирование системы представлений индивида о самом себе, что может включать в себя оценку собственных поступков, внешности, восприятие определенных недостатков и достоинств и пр. Такие установки в своей совокупности выполняют 3 функции:

  • личностного развития. Конкретный вид самооценки побуждает индивида к совершенствованию тех или иных навыков. Если определенные качества воспринимаются как высокоразвитые, усилия по их развитию не предпринимаются. Как вариант, человек считает себя идеальным, поэтому полностью отрицает потребность в самосовершенствовании;
  • защитная. Оценка соответствующих личных качеств в определенной мере предостерегает человека от опрометчивых поступков. К примеру, если он понимает, что не сможет справиться с определенным объемом работы, то не будет брать на себя такие обязательства. Также совокупность устойчивых представлений о собственных качествах, предотвращает деформацию личности под влиянием внешней среды и поведения других людей;
  • регуляторная. Человек значительную часть решений принимает в зависимости от представлений о самом себе. Так, на основе условного списка наиболее развитых качеств выбирается будущая профессия.
  • Люди с завышенной самооценкой испытывают затруднения при коммуникации, а разрешение повседневных задач подчас отнимает у них больше сил, что в конечном итоге может привести к психоэмоциональному истощению, невротическому или психическому расстройству.

    Чем опасна завышенная самооценка?

    Ряд проведенных исследований показывает, что многие успешные бизнесмены, политики, общественные деятели необоснованно положительно оценивают свои личные качества. В определенной степени типичная модель поведения в подобных жизненных ситуациях понятна — пока окружающие дотошно исследуют все аспекты проблемы, человек с завышенной самооценкой мгновенно приступает к ее решению. Тем не менее гораздо чаще переоценка собственного потенциала приводит к негативным последствиям:

  • для индивида существует единственно верная точка зрения — его собственная. Однако даже высокообразованный человек с отменной деловой хваткой нередко ошибается. Свести риск неудачи к минимуму можно лишь при рациональном исследовании вопроса;
  • человек с завышенной самооценкой может брать на себя задачи, которые никогда не сможет решить, поскольку не обладает соответствующей квалификацией, личными качествами или другими необходимыми для этого ресурсами. Неоднократный срыв рабочих проектов постепенно приводит к профессиональной деградации и разрушению карьеры;
  • человек перестает принимать во внимание значимость других людей. Он демонстрирует пренебрежение к окружающим, в различной форме оскорбляет их. Такое поведение неизбежно разрушает социальные связи и регулярно провоцирует конфликты;
  • индивид отрицает необходимость самосовершенствования (полностью или в отношении определенных качеств). В дальнейшем это приводит к личной и профессиональной деградации;
  • любая критика воспринимается крайне болезненно и провоцирует ответную агрессию.
  • Поскольку большинство актов коммуникации человека с завышенной самооценкой сопровождается острыми конфликтами, постепенно наступает психоэмоциональное истощение. Это может привести к развитию опасных болезней, психических и невротических расстройств. Параллельно разрушаются социальные связи (человек теряет друзей, партнера, не может начать новые отношения), деградируют профессиональные качества индивида.

    Человек с завышенной самооценкой всегда уверен в своих действиях, что может быть подспорьем в профессиональном развитии. С другой стороны, нередко самоуверенность не имеет под собой реальной почвы, поэтому индивид переоценивает свои возможности, берясь за какое-либо дело. В любом случае, проблема завышенной самооценки заключается в тяжелом разочаровании и даже депрессивных состояниях, которые развиваются, когда ожидаемого результата не происходит.

    Проявления завышенной самооценки

    В зависимости от степени проявления и сопутствующих признаков завышенная самооценка может указывать на:

  • индивидуальные особенности характера. В этом случае завышенная самооценка не искажает восприятие реальности так, чтобы повлечь за собой слишком деструктивные последствия;
  • нарциссическую акцентуацию характера. Завышенная самооценка значительно затрудняет повседневную жизнь;
  • нарциссическое расстройство личности. Человек убежден в собственной уникальности, избранности, наличии выдающихся достижений и талантов. При этом он полностью отрицает существующие правила, вся его деятельность направлена на поиск восхищения окружающих. Также в психиатрии выделяется нарциссическая травма, которая возникает вследствие продолжительного общения с человеком, страдающим нарциссическим расстройством. Для нее характерно стремление к поддержанию ощущения собственной сверхзначимости, но при этом сохраняется способность к эмпатии;
  • маниакальный синдром, биполярное аффективное расстройство. Помимо завышенной самооценки у пациента наблюдаются ускорение мышления (вплоть до скачки идей), повышение настроения, двигательной и побудительной активности.
  • Для людей с завышенной самооценкой характерные следующие черты поведения:

    • надменное, высокомерное поведение, граничащее с агрессией;
    • отношения с другими людьми носят поверхностный характер, эмпатия почти никогда не возникает;
    • в целом вся деятельность направлена на поддержание собственной сверхзначимости — получение одобрения со стороны окружающих;
    • единственная цель близких отношений с другими людьми — самоактуализация. Это справедливо даже для собственных детей и партнера;
    • сравнение вслух себя с другими людьми не в пользу последних, подчеркивание своих достоинств на фоне собеседников;
    • самоутверждение за счет окружающих;
    • болезненная реакция на критику — плач, крик, злость.

    Выделяют 2 вида явления:

  • адекватно завышенная самооценка чаще встречается у взрослых людей. Как правило, она обусловлена реальными достижениями на профессиональном, социальном, семейном поприще. В этом случае она становится своеобразной формой признания индивидом собственных заслуг. Поскольку завышенная самооценка искажает восприятие объективной реальности, в этом случае корректировка личностных установок и поведения может быть необходима;
  • неадекватно завышенная самооценка наблюдается преимущественно у детей, подростков и людей с отсутствием достижений. Источник завышенной самооценки этого типа — неудовлетворение собой, собственными достижениями, стремление приписать себе хоть какие-то успехи. Завышенная самооценка у ребенка ко всему прочему нередко подпитывается родителями, бабушками и дедушками.
  • Причины завышенной самооценки

    В исключительном большинстве случаев самооценка формируется на этапе первичной социализации — в процессе воспитания родителями, обучении в дошкольных образовательных учреждениях, школе, в результате общения ребенка с близкими родственниками, сверстниками. Слом закрепленных установок в более зрелом возрасте обычно возможен лишь после психического насилия и пережитой психотравмирующей ситуации или в результате развития болезни, психического или невротического расстройства.

    Выделяют ряд факторов, способствующих формированию завышенной самооценки:

  • нарциссизм родителей. В процессе первичной социализации родители в должной мере не удовлетворяют эмоциональные потребности ребенка, поскольку он сам является всего-навсего средством самоактуализации взрослых (или одного из родителей). В дальнейшем завышенная самооценка становится способом компенсации недополученных положительных переживаний;
  • человек — первый или чаще единственный ребенок в семье;
  • избалованность в детстве, неправильно выстроенные отношения «ребенок — взрослый», когда внимание взрослых в семье приковано к ребенку, его интересы находятся на первом месте, а желания удовлетворяются по первому требованию, вне зависимости от возможных препятствий (болезнь родителей, отсутствие денег);
  • внешние данные — нередко люди обоего пола считают себя лучше окружающих из-за собственной привлекательной внешности;
  • необоснованно положительное отношение преподавателей и учителей. Достаточно часто возникают ситуации, когда педагоги выделяют некоторых своих учеников из-за личной симпатии, высокого материального или социального положения их родителей;
  • отсутствие адекватных испытаний собственных способностей. Так, при наличии личных способностей и хорошей дошкольной подготовки ребенок может блестяще справляться с программой обычной школы, тогда как обучение в более престижном учебном заведении потребовало бы от него дополнительных усилий. При продолжительном отсутствии серьезных испытаний, человек может начать приписывать себе выдающиеся способности.
  • Причины завышенной самооценки в каждом конкретном случае можно попытаться выявить при помощи методов психодиагностики. Результаты такого обследования играют ключевую роль в дальнейшей коррекции установок, поведения или лечении расстройства.

    Завышенная самооценка: признаки

    Завышенная самооценка человека зачастую очевидна для окружающих, но им самим редко воспринимается как проблема. Индивид с подобными установками в качестве причины собственных неудач видит негативное стечение обстоятельств, зависть и происки недоброжелателей, отсутствие должных профессиональных качеств у деловых партнеров или коллег по работе и пр. Психолог или психиатр могут достоверно установить уровень самооценки и при необходимости назначить процедуры, корректирующие поведение и установки.

    Для определения самооценки проводятся:

  • исследование образа жизни индивида. При подозрении на психическое или невротическое расстройство большое значение получают сведения, полученные от близких пациента;
  • исследования на основе опросников самоотношения;
  • беседа специалиста с пациентом. Она проводится в свободной форме, но по ее завершению должны быть получены четкие ответы на вопросы, характеризующие отношение индивида к различным аспектам собственного Я.
  • В целом завышенный уровень самооценки характеризуется:

  • непоколебимой уверенностью в собственной правоте, даже при наличии доказательств обратного;
  • стремлением навязать всем собеседникам свое мнение, агрессией в случае неудачи;
  • признанием в качестве авторитета лишь самого себя;
  • отрицанием любых правил, кроме тех, которые устанавливаются им самим;
  • отрицанием чужого авторитета и власти;
  • поиском «внешнего врага», виновного в неудачах. Наиболее часто таковыми выступают родители, государство (не только родное, но и иностранное), коллеги;
  • желанием во что бы то ни стало быть на ведущих ролях, нередко не прилагая к этому усилий;
  • «яканием» в разговорах, попытками перетянуть тему на обсуждение собственных проблем;
  • отсутствием самокритики, агрессивным восприятием критики со стороны;
  • восприятием помощи как жалости и, следовательно, отказом от нее;
  • болезненным переживанием неудач вплоть до депрессии, страхом ошибки.
  • Как скорректировать завышенный уровень самооценки?

    Взвешенный анализ может показать, что главная виновница жизненных неудач человека — его завышенная самооценка. Что делать в такой ситуации, подскажет психолог или психотерапевт. Самостоятельно справиться с неадекватной оценкой себя и своих действий бывает довольно сложно. Это требует большой самодисциплины и самоконтроля, которые зачастую отсутствуют у людей с завышенной самооценкой. Наилучшие результаты в коррекции установок и поведения показывают различные методы когнитивной психотерапии, которые в данном случае направлены на:

  • анализ собственного поведения и поступков. Индивид должен перестать искать виновного в неудачах, научиться рассматривать каждый отдельный случай и оценивать свой вклад в случившееся;
  • формирование способности прислушиваться к мнению окружающих, не оппонировать в разговоре, принимать чужие суждения;
  • спокойное восприятие критики и развитие самокритичности;
  • формирование способности принимать помощь, например, от более успешных специалистов в профессии;
  • оценку своих возможностей до начала новых проектов, проведение расчетов, составление пошаговых планов;
  • анализ собственного поведения в части того, как оно влияет на окружающих, не обижает ли близких людей, не создает ли препятствий к дружбе и романтической привязанности;
  • формирование уважения чувств и желаний окружающих.
  • В общении с нарциссом некоторые специалисты рекомендуют не стесняться откровенности: говорить о том, что он ставит себя выше других, напрямую спрашивать, на чем основаны его заявления. С другой стороны, этот подход является довольно грубым, и неспециалист может спровоцировать острый конфликт, который исключит возможность дальнейшей терапии.

    Коррекция завышенной самооценки детей имеет ряд специфических особенностей. Главным образом они касаются изменения модели поведения родителей и близких родственников (бабушек и дедушек):

  • похвала должна следовать за каким-либо достижением, но не сама по себе и не за то, к чему ребенок не прикладывал усилий (например, внешность);
  • интересы ребенка не должны стоять на первом месте, если это не касается его здоровья, развития, питания;
  • не стоит смягчать последствия поступков ребенка. Он должен знать объективный результат своих действий. Если ребенок намеренно сломал игрушку, нельзя срочно покупать ему новую. В противном случае малыш не учится оценивать собственные поступки и у него не формируется способность восприятия связей между действиями и их результатами.
  • nevroz-psixoz.com

    Адекватная самооценка у ребенка: какую роль играют родители?

    Так ли важна самооценка для ребенка? И как родители, сами того не желая, могут поднять ее «до небес» или опустить «ниже плинтуса»?

    Так в шутку представляется пятилетний Ваня, наш маленький гость. У окружающих самовлюбленность малыша вызывает улыбку, но сам-то мальчик нисколько не шутит. Он требует от родителей самого лучшего, самого дорогого, стремится всегда быть первым.

    Таким он стал после рождения младшего брата и теперь вынужден ежедневно доказывать родителям, что он ЛУЧШИЙ! Лучше ест, уже ходит в садик, лучше одевается, чем младший братишка. Нормальным такое соперничество не назовешь, ведь родители только поддерживают Ванину «веру в себя». Так они стараются компенсировать ему недостаток внимания.

    И зря, наверное. Самовлюбленный парнишка то и дело «получает» в садике от ребят, у него нет друзей. Чем еще грозит малышу завышенная самооценка? И как понять, как относится к себе самому ваш ребенок?

    Адекватная – высокая самооценка: Я такой как все!

    Ее не стоит путать с завышенной, это именно высокая, оптимальная самооценка. Такой малыш любознателен в меру, жизнерадостный и общительный, открытый, ведет себя в обществе непринуждённо. Он прислушивается к взрослым, не конфликтует со сверстниками.

    Если вы никогда не задавались вопросом – какая самооценка у вашего малыша, то она именно такая, нормальная. Она позволяет ребенку гармонично развиваться, и в эмоциональном, и в интеллектуальном плане.

    Завышенная самооценка: Я Лучше всех!

    Таких детей сложно не заметить на детской площадке или в классе, они более развиты физически, стремятся к максимальному познанию, всегда пытаются «быть хорошими», угождают взрослым. Такие малыши часто берутся за новые дела, но их импульсивность мешает им их закончить.

    Если у ребенка завышена самооценка, то он очень капризный, требовательный, обидчивый и конфликтный. Он пытается обратить на себя внимание любыми способами. Не приемлет критики, среди детей сразу занимает позицию лидера.

    Заниженная самооценка: Я хуже всех!

    Такая самооценка даже опаснее, чем завышенная, она мешает развитию ребенка. Малыш неактивен и очень скромный, ранимый, нерешительный. И если в детстве он рискует в одиночку рисовать мелом или строить домики, то во взрослой жизни такая самооценка не даст ему реализоваться ни в карьере, ни в семье.

    Он будет тревожным подростком, который не верит в себя и боится всего нового. И если вы не хотите, чтобы в коллективе его считали неудачником, изгоем и плаксой, то пора принимать меры!

    «Слепите» малышу здоровую самооценку!

    Самооценка зарождается чуть ли не с первых месяцев жизни, ведь даже среди годовалых детей легко выделить лидера или неуверенного скромного малыша. «Слепить» адекватную самооценку ребенок сам не сможет, потребуется ваша помощь. Не надо принимать никаких специальных мер, нужно просто доверять малышу, верить в него, но не захваливать.

    Большая часть детей младшего возраста имеют немного завышенную самооценку. «Вася самый умный»!, «Танечка самая красивая!» — твердят каждый день родители. И малыш верит, и это неплохо, только до определенного времени. Пока карапуз маленький, все крутится вокруг него, так и должно быть, это чувство защищенности и поддержки ребенок усвоит на всю жизнь.

    Но чем старше кроха, тем реальнее он должен оценивать свою личность. Вы же не хотите вырастить эгоиста, который занимается исключительно самолюбованием? Тогда относитесь к сыну или дочке так, как они этого заслуживают, реально оценивайте их заслуги, не преувеличивайте вину за проступки.

    «Маша лучше учится, еще и по дому помогает»!

    Признайтесь, вы невольно сравниваете своего ребенка с братьями-сёстрами или с одноклассниками. И победа не всегда на стороне вашего чада, вот только ребенок об этом ничего знать не должен! Поставьте его на свое место: сегодня муж укажет вам на девушку с более тонкой талией, а завтра будет расхваливать чужой борщ. Но вы же не можете быть лучше во всем, правильно? А почему требуете этого от ребенка?

    Реальная, адекватная самооценка у малыша должна сформироваться не позднее семи лет. Вашему крохе меньше? Тогда эти советы именно для вас:

    • Принимайте ребенка таким, какой он есть, корректируйте, но не старайтесь полностью поменять его характер.
    • Сравнивать малыша надо! Но только с самим собой! Вчера он вернулся домой позднее, а сегодня успел вовремя, молодец.
    • Ругайте не за то, что он «бездарный, глупый, ничего не понимает». «Опять получил двойку по истории, разве так трудно выучить всего один параграф, у тебя же хорошая память» — звучит совсем по-другому.
    • Всего один раз намекните ему, что его коллаж склеен криво, а его «абстракционизм» — цветная мазня, и он больше никогда не возьмет в руки клей и краски.
    • Отправили первоклассника в магазин, но вместо болгарского перца он купил приправу горошком? Неудивительно! «Не по Сеньке шапка», ваши поручения должны быть посильными. Повышайте сложность задания только тогда, когда ребенок «прошел» предыдущий уровень.
    • Сын предложил выбить ковер вместо вас? Инициатива должна поощряться! Если помощник не может даже поднять ковер, отправляйтесь на улицу вместе. Не спугните его самостоятельность, и он поверит в себя.
    • Не твердите ему, что он самый-самый, уверенность в себе можно развить не такими радикальными мерами. «У тебя все получится!», «Ты долго готовился к олимпиаде, а потому имеешь все шансы на победу» — пусть ребенок знает, что за «приз» надо бороться.
    • Не суетитесь вокруг ребенка, контролируя каждый его шаг. Не надо поправлять шапку десятилетнему подростку. Как же он поверит в себя, если к такому возрасту даже одеться нормально не может? Помогайте ребенку тогда, когда это необходимо.
    • Научите ребенка уважать себя. Как? Откровенно говорите с ним о его достоинствах и недостатках. Спросите, что сам он хотел бы в себе изменить.
    • Не так сложно сформировать у ребенка здоровую самооценку, но это в теории. На самом деле, это кропотливый, ежедневный и ежеминутный труд, плоды которого видны не сразу. Но если пропустить эту веху в развитии, то вам придётся всю жизнь утешать «неудачника» или бороться с «зазнайкой».

      А как вы влияете на самооценку вашего ребенка? Какая она – скорее завышенная или пониженная?

      Скачайте чек-лист «Детские комплексы: причины и способы борьбы»

      ?»Вот Ванечка – отличник, а ты никогда так не сможешь…»?, «Отойди и не пытайся даже, я сама все сделаю как надо. » «Как ты себя ведешь? Придем домой – выпорю…» Главная причина комплексов у детей — это их родители. Скачайте чек-лист и узнайте как избавить малыша от навязанных комплексов.

      viline.tv

    Как формируется самооценка дошкольников

    Самооценка дошкольников — один из важнейших элементов их личности. Способность оценить себя дана каждому человеку. Это помогает увидеть свое место в этом мире и правильно построить отношения с другими людьми. Однако умение оценивать себя правильно дается не всем. На создание того или иного образа своей личности влияет мнение окружающих.

    Компоненты самооценки

    Рефлексия и самосознание ребенка возникают достаточно рано. Взрослые ошибочно полагают, что дети в возрасте 2-3 лет не способны на глубокие размышления. Однако именно в этом возрасте формируется самооценка дошкольника, состоящая из двух основных компонентов:

    1. Эмоциональный. Он основан на отношении взрослых к ребенку. Компонент преобладает у дошкольников до 4-5 лет. В этом возрасте авторитет родителей особенно высок. Дети испытывают внутреннюю потребность в том, чтобы мама и папа постоянно хвалили и поощряли их действия.
    2. Интеллектуальный. Компонент основан на рефлексии и сравнении себя с другими. Постепенно ребенок перестает обращать внимание только на самого себя. Он изучает других людей: сверстников, с которыми играет, малознакомых взрослых и т. д. В 4-5 лет дети способны выявлять различия, которые существуют между ними и окружающими. Эти различия вызывают у ребенка беспокойства. Рефлексия в этом возрасте направлена на выявление стандарта, идеала. Создать стандарт в создании детей помогают окружающие люди и СМИ. Очень часто маленькие девочки хотят быть похожими на любимую куклу Барби или на актрису из рекламного ролика. Невозможность быть похожей на идеал вызывает недовольство собой, которое может сопровождать ребенка в старшем возрасте. Многие комплексы, от которых страдает уже взрослый человек, формируются еще в дошкольные годы.

    Первые признаки самооценки

    Исследователи установили, что самооценка ребенка начинает формироваться в первые 2-3 года жизни. Она связана с так называемым кризисом трех лет (кризис самости). Самосознание дошкольника начинает свое формирование. Малыш уже понимает, что он независимая от матери личность, и постепенно от нее отделяется. При этом детям крайне необходимо получать одобрение родителей, особенно мамы. Критика поступка воспринимается так же, как и критика личности. Если дошкольника ругают за то, что он что-то сделал неправильно, он начинает сомневаться в любви родителей к нему.

    Критика деятельности ребенка трехлетнего возраста приводит к тому, что у дошкольника появляется заниженная самооценка. Если мама ругает его за то, что он плохо вымыл свою тарелку или недостаточно хорошо заправил постель, интерес к деятельности пропадает. Дети становятся замкнутыми, необщительными. Они уверены в том, что если им не удалось справиться с одной задачей, они не способны справиться и с любой другой. Появление заниженной самооценки особенно опасно, когда наступает период подготовки к школе. Успеваемость школьников, которые не уверены в себе и считают себя «плохими», будет значительно ниже, чем у их ровесников, уверенных в своих силах.

    Иногда взрослые не учитывают особенностей формирования самооценки дошкольников и начинают относиться к ним как к трудным детям из-за незначительной шалости («Ты дернул девочку за косичку, ты хулиган!»). Таким образом взрослые надеются на то, что ребенок устыдится своего поступка и больше никогда не будет шалить. Вместо этого родителям следует ожидать новых шалостей. Вести себя хорошо просто нет смысла. Ярлык хулигана заставляет детей подтверждать свою репутацию.

    Завышенная самооценка

    Это другая крайность, которой подвержены люди. Самосознание и самооценка в дошкольном возрасте формируются под влиянием ближайшего окружения, состоящего в большинстве случаев из родителей и других близких родственников. Взрослые нередко склонны баловать ребенка. Мама часто называет свою маленькую дочь принцессой. Отец внушает сыну, что он «мужик». Дети начинают чувствовать свою уникальность. Принцесса имеет полное право руководить окружающими. «Мужику» можно обращаться со сверстниками «по-мужски», то есть оскорблять или избивать их.

    Безусловно, такие методы родителей изначально направлены не во вред сыну или дочери. Мамы и папы хотят, чтобы их дети росли уверенными в себе людьми, а развитие самооценки в дошкольном возрасте шло более быстрыми темпами. Однако желание сформировать самостоятельную и успешную личность заканчивается тем, что ребенок начинает считать себя лучше своих ровесников. Во время игры с другими детьми он стремится доминировать, подчинять себе окружающих. У детей с завышенной самооценкой развивается представление о самих себе, как о самых лучших, а лучшему дозволено все.

    Лидер вызывает раздражение у тех, кто вынужден с ним общаться. Сверстники предпочитают играть с теми, кто не считает себя идеалом. Завышенная самооценка детей старшего дошкольного возраста приводит к тому, что они остаются в одиночестве и не способны строить полноценные отношения ни со своими товарищами, ни со взрослыми.

    Родителям следует помнить о том, что на развитие самосознания и самооценки в дошкольном возрасте влияют не только близкие родственники. Делать это могут и посторонние люди:

  • Взрослые. Это могут быть соседи, знакомые семьи и т. д. Если ребенок ходит в детский сад, большую часть дня он проводит с воспитателем. Методики некоторых педагогов далеки от педагогической науки. Не учитывая особенностей детской психики, воспитатель время от времени унижает детей. Каждый ребенок реагирует на унижение по-своему. Для кого-то слова педагога ничего не значат. Другие дети протестуют, пытаются доказать, что они не такие, какими их считает воспитатель. Третья категория мысленно соглашается со взрослым человеком, считая его авторитет абсолютным. Родителям необходимо отслеживать, какие приемы применяет педагог для воспитательных целей. Если тот или иной прием оказывает негативное воздействие, нужно постараться перевести сына или дочь в другую группу.
  • Дети. Ребенок еще не научился лгать. Он говорит то, что думает. К общению детей необходимо применять диагностический подход. Когда дошкольники играют, взрослым следует находиться поблизости и наблюдать за ними. Такая скрытая диагностика поможет определить, на каком уровне находится развитие самосознания в дошкольном возрасте, какие отношения установились между товарищами. Не следует грубо вмешиваться в игру, навязывать свои правила и пытаться повлиять на повышение самооценки одного из игроков. Для большинства детей такое вмешательство неприемлемо. Отношения должны строиться на основе доверия, а не авторитарности. Необходимо попросить разрешения присоединиться к игре. Взрослый может влиять на отношения детей только после того, как вошел в роль.
  • Как повысить самооценку?

    Самосознанию детей старшего дошкольного возраста доступны анализ и размышление. Тем не менее ребенок еще не способен целенаправленно повышать свою самооценку. Делать это должны родители следующими методами:

  • Создать положительный образ папы и мамы. Дети — это отражение своих родителей, являющихся до определенного возраста непререкаемым авторитетом. Если папа и мама чувствуют неуверенность в себе, это ощущение передается сыну или дочери. Когда авторитет не уверен, дети начинают сомневаться в существовании идеала. Отрицательный образ кого-то из родителей тоже вреден для ребенка. Дети часто хвалят маму или папу в присутствии ровесников («Папа самый сильный», «Мама самая красивая»). Нередко именно таким способом удается добиться уважения среди сверстников. Если родители не вписываются в представления об идеале, ребенок их стесняется, а товарищи над ним смеются. Работу над неуверенностью ребенка следует начать с обследования собственной личности.
  • Отмечать уникальность. Если указать дошкольнику на те его особенности, которых нет у его товарищей (красивые волосы, умение читать), он почувствует себя уникальным и необычным.
  • Отмечать успехи. Неудачи нужно игнорировать, а успехи отмечать — это тактика, положительно влияет на повышение самооценки. Ребенок должен обращать свое внимание на достижения. В таком случае получаться будет и то, с чем он раньше не мог справиться.
  • Создать ситуацию успеха. Создать ситуацию, в которой ребенок почувствует себя успешным, можно искусственно. Занятия по подготовке к школе — это один из способов совместить приятное с полезным. Детям необходимо давать материал в таких количествах, чтобы они смогли хорошо его усваивать. Нужно хвалить их за то, что они хорошо справляются со своими заданиями и быстро готовятся к первому школьному году.
  • Поощрять самостоятельность. Для самосознания ребенка дошкольного возраста необходимо ощущение возможности делать что-то самому. Если родители все время пытаются выполнить за детей вполне посильные для них задания (завязать шнурки, расставить по полкам книжки и т. д.). Подобное поведение папы и мамы заставляет детей осознавать свою неполноценность.
  • Как понизить самооценку?

    Выявление завышенной самооценки и своевременное ее снижение поможет уберечь дошкольника и самих родителей от проблем в будущем. Однако не следует добиваться своей цели с помощью унижения личности. Необходимо сохранение положительного образа. Ребенок всегда должен знать о том, что он «хороший», но в данном случае поступил плохо, и это нужно исправить. Методы могут быть такими:

  • Указывать на ошибки. Для развития самосознания слишком уверенного в себе дошкольника необходимо указание на недочеты. При этом ошибки должны быть настоящими, а не мнимыми. Если ребенок нарисовал некрасивый цветок, указывать ему на это не стоит. Однако если он не поздоровался с соседкой или незаслуженно обидел товарища, это несомненная ошибка.
  • Отмечать не уникальность. Для самосознания дошкольников, считающих себя особенными, нужно ощущение того, что они такие же, как все. Необходимо как можно чаще отмечать их сходство с другими людьми («У твоего друга такой же велосипед, как у тебя»).
  • Давать более трудные задания. Существуют задания, не имеющие возрастного ограничения. Самоуверенные дети охотно их выполняют, чтобы продемонстрировать свою силу, ловкость и сообразительность. Нужно давать им такую работу, с которой они не справятся или справятся очень плохо (досчитать до тысячи, рассказать алфавит в обратном порядке).
  • Хвалить других детей. Родители должны чаще отмечать достоинства товарищей сына или дочери. Ребенок должен знать, что его друзья ничем не хуже его самого.
  • Соблюдать равенство. В некоторых семьях ребенка превращают в кумира, которому все поклоняются. Его интересы и права ставятся превыше интересов и прав взрослых членов семьи. Ребенок растет эгоистом, которому все дозволено.
  • Считая своих детей недостаточно взрослыми, родители не работают над их самооценкой. А между тем о самоценности дошкольного детства говорил А. В. Запорожец. В период становления личности, начинающийся в 2-3 года, ребенок нуждается в том, чтобы получить информацию о себе самом. Часто информация, полученная в первые несколько лет жизни, настолько оседает в сознании и подсознании, что не покидает человека всю жизнь.

    Родители могут возразить: проходящий самоценный период ребенок еще слишком мал для того, чтобы ему можно было дать объективную оценку. С возрастом люди меняются до неузнаваемости. Но задача мамы и папы состоит не в том, чтобы провести анализ личности и вынести суровый справедливый вердикт. Помня о самоценности дошкольного детства в период подготовки к школе, они должны создать в глазах ребенка положительный образ его самого. Детям еще не известны критерии добра и зла. Они усвоят их в процессе социализации. Несмотря на врожденные наклонности, ребенок до определенного возраста остается в неведении относительно того, что такое добро, зло, справедливость, несправедливость. Основным представлением о самом себе остается образ, созданный родителями.

    Объективное отношение к своей личности — редкое явление. Большинство людей или превозносят себя над другими, или занижают свои достоинства. Своевременная корректировка самооценки поможет относиться с уважением к себе и окружающим.

    doshkolnik.net

    Вверх