Советы женщинам!
ЛедиВека.ру » Без рубрики »

Основные ошибки, допускаемые при воспитании мальчика

Основные ошибки, допускаемые при воспитании мальчика
logo

Ребенок — это счастье для родителей, независимо от его пола. Но к воспитанию мальчиков и девочек все же подходят по-разному. Мальчишек принято воспитывать строже, чтобы они выросли мужественными, смелыми и сильными. Девочкам, как правило, достается больше ласки и нежности, их реже наказывают. Обоснованно ли такое разделение?

Чтобы Ваш сын вырос настоящим мужчиной, не нужно его постоянно ругать и уж тем более применять физическое наказание. Для воспитания полноценной личности нужно чаще хвалить ребенка, подбадривать и поощрять его в делах, искренне и нежно любить. Ведь мальчику так же требуется внимание и ласка, несмотря на все придуманные стереотипы. Конечно, не нужно буквально «душить» малыша своей любовью, не давая ему и шага сделать самостоятельно. Любой ребенок должен пройти через шишки, синяки и прочие мелкие неприятности, ведь метод проб и ошибок развивает, учит, ведет к познанию.

Помните, что в раннем возрасте закладываются основные понятия. Ребенок, как зеркало, отражает все, что видит в семье. Если между родителями хорошие взаимоотношения, отец нежно относится к своей жене, помогает ей, малыш это непременно видит и запоминает. Если в семье постоянные ссоры и скандалы, а то и драки ребенок будут считать именно такое поведение нормой. Кроме того, тот, кто получает ласку, быстрее учится отдавать ее другим. Именно поэтому во многих семьях заводят домашнее животное, чтобы малыш учился о ком-то заботиться.

Физических наказаний лучше вообще избегать. Они не сделают сына мужественней и сильней. Настоящая сила мужчины заключается в способности заботиться о ближних людях, а не в проявлении своих физических возможностей.Еще один распространенный стереотип: мужчины не плачут! Большинство мальчиков считают слезы проявлением слабости и потому бояться плакать, стесняются своих слез, опасаются насмешек сверстников. А вот девочкам никогда не скажут, что плакать стыдно… Разве это справедливо?Ученые-психологи доказали, что постоянно держа под контролем свои эмоции, мужчины подвергают опасности свое здоровье. Тревоги, стрессы, переживания, которые постепенно накапливаются, в результате могут привести к инсульту или инфаркту. Поэтому на слезы имеют право все: и мальчики, и девочки, и дети, и взрослые.

Итак, психологическая опека мальчику нужна для полноценного развития, но не «перегибайте палку». Часто можно видеть картину, как мама несет сумку или рюкзак своего ребенка, а сын в это время спокойно идет рядом с ней. Вот этого делать не нужно. Иначе потом не удивляйтесь, почему Ваше чадо выросло таким несамостоятельным, да еще и ленивым.

Девчонок и мальчишек отличают еще и игры. Девочки любят нянчить кукол, кормить их, одевать и т. п. Оказывается, этот процесс имеет большое значение для психического развития ребенка. У мальчиков игры совсем другие: стрелялки, войнушки, машины…Психологи говорят о том, что, играя куклами, дети проходят этапы полового воспитания. Были проведены исследования, в результате которых было выявлено, что мужчины, неиграющие в куклы в детстве, как правило, имеют проблемы в отношениях с противоположным полом. Таким образом, не стоит переживать, что Ваш сын захотел поиграть с куклами. Наоборот, поощряйте такие игры, в которых малыш проявляет свою нежность и заботу, в будущем это пойдет ему на пользу.

Вы можете посмотреть комментарии или написать свой.

Психологи об ошибках родителей

Семья – это отдельный мир, существующий по своим правилам и имеющий определенные традиции. Любые нормы, установленные внутри семьи, сказываются на его членах, а в особенности на детях. Так, существует ряд сложностей, которые мешают осуществить семье её воспитательные функции. Если женщина не только заботится о домашнем уюте, но и работает, на неё ложится двойная нагрузка, и это сказывается на членах этого маленького мира. Материальные трудности, жилищные проблемы, разрыв родственных связей и нехватка времени для воспитания детей и общения с самыми близкими людьми — всё это мешает семье нормально развиваться.

Но как бы ни были значимы перечисленные выше обстоятельства, особую роль играют всё же ошибки, допускаемые родителями при воспитании ребенка. Взаимоотношения между взрослыми и детьми должны носить воспитательный характер, а мы об этом, к сожалению, часто забываем. Проанализировав внутрисемейные отношения, психологи выделили способы эмоционального подхода к детям и контроля за их поведением. Если нарушается взаимодействие двух сторон в одном из измерений или в обоих, это ведет к неправильному развитию личности. Так, если ребенка сильно опекают и мало контролируют, в нём развиваются истерические черты характера. Это же самое происходит и при отвержении подрастающего поколения.

В то же время слишком настойчивый контроль, строгие требования и подавление инициативности ребенка ведут к формированию жестокого характера. В крайнем случае это может привести к самоубийству. Очень часто дети сбегают из дома и совершают антисоциальные поступки, когда в семье отсутствует всякий контроль и теплые отношения с родителями.

Взрослые могут влиять на своих детей при помощи подкрепления. Этот механизм основан на поощрении тех поступков, которые родители считают правильными, и наказании за невыполнение установленных правил. Такое поведение формирует у ребенка привычку действовать так, как диктует ему система правил, внедренная взрослыми в его сознание. Вторым механизмом воздействия на личность ребенка является идентификация, когда он следует примеру своих родителей. И, наконец, понимание. Ребенок будет более осознанно совершать те или иные действия, если родители будут знакомы с его внутренним миром. Подробнее о методах воспитания →

Девочка: ошибки родителей в воспитании ребенка

Ошибки родителей в воспитании детей только доказывают, насколько сложный это процесс. Ему нужно не только уделять немалое количество времени, но и осознавать те трудности, с которыми можно столкнуться. Это поможет не допустить ошибок в воспитании или сделать их минимальными.

У ребенка должны быть карманные деньги

Хотя родители и обеспечивают свое чадо всем необходимым, в его распоряжении должна иметься небольшая сумма, чтобы он мог купить что-то из еды, позволить себе безобидное развлечение или недорогую игрушку. Если у ребенка не будет своих денег, ему придется просить каждые 50-100 рублей у родителей, что не сделает его экономнее: скорее наоборот, он начнет хитрить, обращаясь то к одному родителю, то к другому, и в результате потратит больше. Чтобы ребенок понял, как обращаться с деньгами, узнайте у него, сколько он обычно тратит на проезд и обеды, и сколько ему нужно на личные нужды. Эту сумму он должен получать ежедневно или еженедельно. Так у него сложится правильное представление о планировании, и, возможно, он не спустит все деньги в первые два часа. Этот навык очень пригодится в будущем, когда он будет получать зарплату.

Не злоупотребляйте авансами

Иногда дети, желая получить дорогую игрушку или другую желанную вещь, обещают отработать покупку в будущем: получить хорошую отметку по математике, две недели мыть полы и т.д. Это не всегда работает. Подтянуть математику, конечно, не помешает, но отношения к финансовому воспитанию это не имеет. Таким путем не удастся приучить ребенка к мысли, что за исполнение своих желаний нужно платить. Уборка по дому тоже не лучший вариант: радость от купленной игрушки быстро омрачится скучной отработкой аванса.

Расскажите ребенку о пользе накоплений

Желание получить красивую дорогую вещь вполне нормально. Проблема в том, что реализовать все желания сразу невозможно. Но с их помощью можно научить ребенка копить. Наличие цели и стремления достичь ее самостоятельно способствует формированию сильной личности. Важно, чтобы дети видели результаты приложенных усилий. Поэтому традиционная копилка не подойдет. Чтобы узнать накопленную сумму, копилку придется разбить или просто открыть. Тут же может появиться соблазн взять пару сотен на какое-нибудь баловство. Поэтому лучше обратиться к таким современным методам хранения средств, как электронный кошелек. Узнать его баланс довольно легко – нужно только зайти в мобильное приложение. А еще при использовании виртуального кошелька не возникнет желания потратить деньги на мороженое, а потерять его и вовсе невозможно.

Приучайте детей к мысли, что деньги нужно зарабатывать

Детям не обязательно сидеть сложа руки, ожидая пополнения своей копилки. Предложите ребенку вариант заработка, который позволит ему внести свой вклад в накопления. Ведь взрослые часто оплачивают услуги посторонних людей: домашнюю уборку, мойку машины, курьерскую работу или выгул домашних животных. Что-то из этого списка сможет выполнить и ваше чадо.

Но привычные домашние обязанности, которые вы обычно выполняете сами, ребенок не должен делать за деньги. Дети должны безвозмездно помогать взрослым по дому, проявляя заботу о членах своей семьи.

Не ставьте слишком сложных задач

У ребенка может быть мечта, которая стоит довольно дорого, например, современный спортивный велосипед. Можно, конечно, попытаться на него заработать, но доходы у ребенка не так велики. Если долго откладывать желанную покупку, то с течением времени возникнет разочарование. Ребенок может засомневаться, что его усилия когда-нибудь принесут результат. Поэтому еще на этапе постановки цели нужно обсудить цену покупки мечты, срок, за который реально на нее накопить и готовность ребенка твердо идти к своей цели. Если выяснится, что перспектива копить на покупку в течение года его не устраивает, уточните, какой срок ему по силам. Допустим, он назовет 6 месяцев. Тогда предложите ему усердно копить полгода, а затем пообещайте добавить оставшуюся сумму. Если вы оговорите это заранее, у ребенка появится стимул работать, а вы не совершите ошибки в воспитании, допускаемой многими родителями: сжалившись над ребенком, они часто дают недостающие для покупки деньги неожиданно. У детей создается впечатление, что, если захотеть, деньги могут упасть с неба и привыкают во всем надеяться на родителей, не пытаясь достичь чего-то самостоятельно.

Позвольте совершить ошибку

Дети часто обращаются к родителям с просьбами купить им что-нибудь, но не всегда получают желаемое. Причем иногда взрослые даже не аргументируют свой отказ. Если же ребенку объяснят, почему выбранную вещь покупать не нужно, он, скорее всего, подумает, что это всего лишь отговорки, придуманные взрослыми. Чтобы научить ребенка делать правильный выбор, нужно дать ему возможность ошибиться и проанализировать свою ошибку. Для этого у детей должна быть относительная свобода в действиях, связанных с покупками. Если он купит что-то ненужное, не упрекайте его в этом и не ворчите. Поговорите с ним на равных, выразите сожаление о том, что выбор оказался неудачным. Обязательно добавьте, что тоже иногда совершаете импульсивные и ненужные покупки. Ошибки случаются с каждым, но они несут в себе ценный опыт, и этим опытом вы можете поделиться с вашими детьми, что избавит их от повторения ваших промахов.

Намекайте друзьям, что дарить

Часто друзья семьи и родственники приносят детям множество ненужных вещей: дарят им игрушки или одежду, которые оставляют детей равнодушными. Они, конечно, хотят, как лучше, но мало знают об увлечениях и вкусах ребенка, поэтому промахиваются с выбором. А ведь за все эти подаренные вещи люди отдают большие деньги, на которые можно было бы купить по-настоящему полезный подарок.

Согласно статистике, каждый ребенок в России за год расходует около трех тысяч рублей. Эта сумма настолько мала, что не идет ни в какое сравнение с суммарной стоимостью всех подаренных ему за тот же год вещей, так и не нашедших применения. Намекните родным, что лучшим подарком станет небольшая денежная сумма. Можно приобрести подарочную карту хорошего детского магазина. Пусть дитя само решит, что купить на эти деньги. Напомните ему про электронный кошелек, где деньги будут в целости и сохранности.

Заведите отдельный счет для компьютерных игр

Можно бесконечно жаловаться, что ребенок сидит дома за компьютером вместо того, чтобы играть с друзьями на улице, а можно просто принять это как неизбежность. Ведь компьютерные игры могут быть очень увлекательными и познавательными.

Во время игры часто возникает потребность в деньгах или дополнительном времени: чтобы получить доспехи или построить виртуальный город, нужно долго сидеть за компьютером или потратить небольшую сумму. И лучше в этом случае заплатить, чтобы чадо не засиживалось в виртуальном мире часами с целью сэкономить несколько десятков рублей. Ошибкой будет дать ребенку возможность заплатить один раз с помощью вашей карты: есть риск получить потом множество sms, сообщающих о списании средств. Лучше привязать к используемым ребенком аккаунтам отдельную карту с выделенной для игр суммой. Это могут быть деньги, накопленные ребенком или выданные родителями.

Не берите ребенка с собой в утомительные рейды по магазинам

Долгие походы по магазинам утомительны даже для взрослых, что уж говорить о бедных детях. Если вы будете таскать с собой ребенка по супермаркетам, он вряд ли научится бережливости и правильному выбору покупок. Эффект будет обратный – когда ребенок устанет, он начнет выпрашивать у вас все подряд, включая безделушки из прикассовой зоны. Хуже всего дети переносят поиски вещей для школы, которые традиционно проходят в августе. Иногда родители, с целью успокоить ребенка и заставить его примерять рубашки или платья, покупают ему всякую ерунду. Шоппинг оказывается не только крайне утомительным, но и накладным.

В качестве альтернативы можно обратиться к интернет-магазинам. Посмотрев вместе с ребенком представленные в них модели, вы можете сделать совместный выбор, поискать товар на других сайтах и найти самую выгодную цену. Таким образом вы не только сэкономите время и нервы, но и сможете выбрать самое выгодное предложение.

Соблюдайте золотую середину между бережливостью и щедростью

Наглядно объяснять ребенку, как зарабатывать и копить деньги, конечно, нужно. Но в семьях с излишне рациональным подходом к жизни часто вырастают дети, грешащие скупостью. Это происходит оттого, что их всю жизнь учат тратить деньги с пользой. Таким людям даже в голову не приходит, что можно потратиться просто на то, чтобы порадовать своего близкого человека. Нужно воспитывать у детей здоровое отношение к деньгам как к средству достижения цели. Для этого нужно самим, хотя бы изредка, демонстрировать щедрость — совершать не только рациональные, но и эмоциональные покупки: билеты в театр для бабушки, новый Lego племянникам, курс массажа для лучшей подруги. Так вы воспитаете своего ребенка практичным, но не жадным.

    Похожие записи

Мир познается в сравнении.

Все родители без исключения тщательно стараются оградить своих детей от любого рода опасностей, такая забота объяснима. Но важно понять, что если ваше чадо всегда будет под вашей опекой, то ребенок никогда не узнает о тех опасностях, которые могут подстерегать его на той же детской площадке. А во взрослой жизни такого ребенка ожидают разного рода фобии и комплексы.

Ребенку нужно обязательно понять «что такое хорошо и что такое плохо»!Что бы подросток вырос эмоционально зрелым ему обязательно нужно пройти через переживания, и на собственном опыте испытать ту самую неразделенную любовь, что бы понять смысл длительных отношений.

Запомните, если вы стараетесь максимально исключить риски из жизни своего ребенка, то в таком случае есть вероятность, что в будущем ваше чадо вырастит крайне высокомерным, резким человеком с очень низкой самооценкой.

Заблаговременная помощь.

Современное поколение за 30 лет утратило ряд навыков, которыми обладали дети «советского» периода». И все это потому, что родители стремимся во всем помогать ребенку, и наша забота не знает границ. И что ждет такого человека, который всегда будет ждать кого-нибудь на помощь, его жизнь будет одним большим разочарованием.

Восторг на пустом месте.

Еще в 80-е годы психологи задались таким вопросом как повышенная самооценка. Например, при проведении соревнований часто использовали такое правило «побеждает каждый» или «награду получат все участники», при таком подходе ребенок зачастую начинает считать себя уникальным и у такого метода воспитания практически всегда будут непредвиденные последствия.

В течении времени ребенок будет замечать, что кроме родителей больше никто не замечает его уникальности, от сюда вырабатывается детское сомнение в компетентности своих родителей и в результате дети начинают обманывать и преувеличивать, а все это для того что бы избежать трудных ситуаций. Ну а во взрослой жизни таких детей ждет неспособность противостоять проблемам, а так же с ними справляться.

Чувство вины на пути успеха.

Чрезмерная любовь – враг для вашего ребенка. Избалованность никогда не была положительным элементом в воспитании детей. Не бойтесь отказывать своему чаду и за каждое «хочу» ребенок должен бороться и доказывать.

Достаточно часто родители поощряют ребенка за что либо. Ну а если в семье несколько детей, то заслуга одного зачастую становиться общей, что не есть правильно. Ведь так дети попросту привыкают к незаслуженному вознаграждению, чего во взрослой жизни не бывает.

Собственные ошибки впрок.

В один прекрасный день подросток захочет свободы, захочет жить самостоятельно и самостоятельно принимать свои собственные решения. И здесь важно не только не мешать его стремлению, стать взрослым и самостоятельным, но и содействовать ему в этом, стать в этот момент ему другом, без родительских нравоучений и упреков.

Расскажите своему ребенку как вы сами, будучи молодыми, попадали в типичные ситуации свойственные молодому поколению и поделитесь с ними опытом как вы из этих ситуаций выходили, взамен таких отношений вы получите самое дорогое – доверие!

Мы ошибочно полагаем что интеллект и одаренность – это и есть зрелость.

Принято считать, что момент зрелости наступает прямо пропорционально интеллекту и если ваш ребенок умный, то это значит что его можно с легкостью выпускать в реальный мир.

Не стоит полагать что, если ребенок одарен в одной сфере, то он с легкостью справиться и в других. Помните, нет никого справочника, где можно точно узнать, когда вашему ребенку можно приоткрыть рамки свободы.

Насколько ребенок повзрослел, определяете вы сами через наблюдение за ним. Но если вы вдруг заметите, что другие дети той же возрастной категории более самостоятельны и более уверенные в выборе то, скорее всего причина этому ваше сдерживание уровня независимости ребенка.

Мамы и Папы,

Надеемся, эта статья поможет Вам разобраться в некоторых проблемах, которые могут возникать в процессе воспитания детей,

Позволяйте своим детям немного больше, изучайте их,Станьте для своего ребенка в первую очередь лучшим другом, ведь зачастую именно друзьям дети рассказывают больше, чем своим родителям.

Главные принципы в воспитании

Главный принцип системы Януша Корчака – это самовоспитывающая активность детей. Ведущими чертами его воспитания были такие качества, как самопознание, саморазвитие, самоконтроль, самооценка и еще много различных вещей, которые делает ребенок САМ.

KOR3Корчак выделял любовь к ребенку как главную вещь, которую может дать взрослый, чтобы ребенок мог правильно развиваться. Общение без интереса к ребенку и без любви к нему он называл пагубным.

Януш Корчак призывал воспитывать ребенка самим собой, а не тем, кем не стали родители. Его учения были нацелены на то, что родители не должны требовать благодарности за все, что делают родители. Если ее не требовать, то благодарность будет гораздо честнее. Он учил, что нельзя вымещать на ребенке свои обиды, и призывал ценить его проблемы. Все, чем обеспокоен ребенок – это серьезные проблемы для него, несмотря на то, что для родителя они могут казаться смешными.

В его детском доме было главное правило – не унижать ребенка, и этому правилу все следовали. Даже дети, которые часто между собой конфликтуют, в его детском доме любили друг друга, и старались проявлять уважение как к младшим, так и к старшим.

Януш призывал уделять больше внимания своим детям, делать все возможное для них и любить его вопреки всему. Не важно, талантливый ли он, удачливый – все равно нужно любить. И даже когда он будет взрослым, он будет также нуждаться в любви, как когда он был маленьким. Именно такие правила устанавливал Корчак в своей воспитательной системе.

Также Януш завещал не делить детей на своих и чужих. Он призывал помогать всем детям, и тогда кто-то поможет и вашему ребенку.

Вся его педагогическая методика основана на любви и самореализации ребенка. И надо сказать, что откликов и последователей этой методики очень много.

Педагогические идеи Корчака в цитатах

Источник — Википедия

  • Принцип любви к ребёнку

Идея Януша Корчака была, по сути, одна, и такого она свойства, что, например, в последовательном курсе истории педагогики точное место Янушу Корчаку найдешь не сразу: о нем можно с одинаковым правом рассказывать до Руссо и после Песталоцци, между Ушинским и Макаренко, сразу после Марии Монтессори и вместе с Сухомлинским. С него можно начинать курс, а можно и заканчивать им, ибо идея Януша Корчака известна человечеству с тех пор, как оно стало человечеством: воспитатель должен любить детей…

  • Принцип реальной выполнимости требований, предъявляемых ребёнку

«Ты вспыльчив,— говорю я мальчику,— ну и ладно, дерись, только не очень сильно, злись, только раз в день. Если угодно, в одной этой фразе помещается весь воспитательный метод, которым я пользуюсь». (Корчак. Как любить ребёнка: Ребёнок в семье.)

  • Своеобразное представление о правах ребёнка

«Я взываю о Magna Charta Libertatis, о правах ребёнка. Может, их больше, но я нашёл три основных. 1. Право ребёнка на смерть.2. Право ребёнка на сегодняшний день. 3. Право ребёнка быть тем, что он есть.» (Корчак, Ребёнок в семье, гл. 37). «Горячая, умная, владеющая собой любовь матери к ребёнку должна дать ему право на раннюю смерть, на окончание жизненного цикла не за шестьдесят оборотов солнца вокруг земли, а всего за одну или три весны… „Бог дал, Бог и взял“,— говорят в народе, где знают живую природу, знают, что не всякое зерно даст колос, не всякая птаха родится способной к жизни, не всякий корешок вырастет в дерево.» (Там же, гл. 38.) «В страхе, как бы смерть не отобрала у нас ребёнка, мы отбираем ребёнка у жизни…» (там же, гл. 40.) «Желая уберечь ребёнка от бактерий дифтерита, не переносите его в атмосферу, насыщенную затхлостью скуки и безволия…» (Там же, гл. 38.)

  • Учёт прав и возможностей родителя и воспитателя.

«Деспотичный крик ребёнка, который чего-то требует, на что-то жалуется, домогается помощи… Этот первый крик при свете ночника— объявление борьбы двух жизней: одна— зрелая, уставшая от уступок, поражений, жертв, защищается; другая— новая, молодая, завоевывает свои права. Сегодня ты ещё не винишь его: он не понимает, он страдает. Но знай, на циферблате времени есть час, когда ты скажешь: и мне больно, и я страдаю.» (Там же).

  • Признание того, что дети— разные.

«Вместо того чтобы наблюдать, чтобы видеть и понимать, берется первый пришедший в голову пример „удачного ребёнка“ и перед собственным ребёнком ставится требование: вот образец, на который ты должен равняться…» (Там же).

  • Общаться с ребёнком имеет смысл на уровне возможностей его понимания (в соответствии с возрастом) :

«Ох уж эти наши ответы… Так случилось, что дважды я был свидетелем, как ребёнку перед книжной витриной объясняли, что такое глобус.— Что это, мячик?— спрашивает ребёнок. —Мячик, да, мячик,— отвечает няня. В другой раз:— Мама, что это за мячик?— Это не мячик, а земной шар. На нём дома, лошадки, мамочка. „Мамочка?“— Ребёнок поглядел на мать с состраданием и ужасом и вопроса не повторил.» (Там же). Впрочем, ошибки, допускаемые родителями в подобных случаях, Корчак не считает очень страшными: «Если мы дали ему неудобоваримую информацию— он не поймет её, глупый совет— он не примет его, не послушается…» (там же).

  • Нужно готовить ребёнка к реальной жизни (а не идеальной, воображаемой).

«…В теории воспитания мы часто забываем о том, что должны учить ребёнка не только ценить правду, но и распознавать ложь, не только любить, но и ненавидеть, не только уважать, но и презирать, не только соглашаться, но и возражать, не только слушаться, но и бунтовать…»(Там же.)

  • Право ребёнка на уважение.

«Во мне ещё не сформировалось и не утвердилось понимание того, что первое бесспорное право ребёнка есть право высказывать свои мысли, активно участвовать в наших рассуждениях и выводах о нём. Когда мы дорастем до его уважения и доверия, когда он поверит нам и скажет, в каких правах он нуждается, — меньше станет и загадок, и ошибок.» (Там же. Добавление к изданию 1929г.)

  • Важность размышлений матери, черпающей

«не из книг, а из самой себя. Ничего не может быть ценнее. И если моя книга убедила тебя в этом, значит, она выполнила свою задачу. Будь же готова к долгим часам вдумчивого одинокого созерцания…» (Там же.)

  • Педагогика — наука о человеке

«Одна из грубейших ошибок считать, что педагогика является наукой о ребёнке, а не о человеке. Вспыльчивый ребёнок, не помня себя, ударил; взрослый, не помня себя, убил. У простодушного ребёнка выманили игрушку; у взрослого — подпись на векселе. Легкомысленный ребёнок за десятку, данную ему на тетрадь, купил конфет; взрослый проиграл в карты все своё состояние. Детей нет — есть люди, но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств…» (Корчак, Как любить ребёнка: Интернат.)

Высказывания Януша Корчака о воспитании, о детях

  • Всё, что достигнуто дрессировкой, нажимом, насилием, — непрочно, неверно и ненадежно.
  • Вы говорите: дети меня утомляют. Вы правы. Вы поясняете: надо опускаться до их понятий. Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься. Ошибаетесь. Ни от того мы устаем, а от того, что надо подниматься до их чувств. Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться. Чтобы не обидеть.
  • Душа ребенка равно сложна, как и наша, полна подобных противоречий, в тех же трагичных вечных борениях: стремлюсь и не могу, знаю, что надо, и не умею себя заставить.
  • Меня не касается, маленький кто-либо или большой и что говорят про него другие: красив, некрасив, умён, глуп; меня не касается даже, хорошо ли учится, хуже меня или лучше; девочка это или мальчик. Для меня человек хорош, если хорошо относится к людям, если не желает и не делает зла, если он добрый.
  • Многие детские игры — подражание серьезной деятельности взрослых.
  • Одна из грубейших ошибок — считать, что педагогика является наукой о ребёнке, а не о человеке.
  • Ребёнок — существо разумное, он хорошо знает потребности, трудности и помехи своей жизни.
  • Детей нет, есть люди.
  • Уважайте чистое, ясное, непорочное святое детство!
  • Упрямый ребенок — результат неразумного поведения матери».
  • …Взрослые не должны сердиться на детей, потому что это не исправляет, а портит.
  • Всё, что достигнуто дрессировкой, нажимом, насилием, — непрочно, неверно и ненадежно.
  • Вы говорите: дети меня утомляют. Вы правы. Вы поясняете: надо опускаться до их понятий. Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься. Ошибаетесь. Ни от того мы устаем, а от того, что надо подниматься до их чувств. Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться. Чтобы не обидеть.
  • Душа ребенка равно сложна, как и наша, полна подобных противоречий, в тех же трагичных вечных борениях: стремлюсь и не могу, знаю, что надо, и не умею себя заставить.
  • Многие детские игры — подражание серьезной деятельности взрослых.
  • Одна из грубейших ошибок — считать, что педагогика является наукой о ребёнке, а не о человеке.
  • Ребёнок — существо разумное, он хорошо знает потребности, трудности и помехи своей жизни.
  • Уважайте чистое, ясное, непорочное святое детство!
  • Упрямый ребенок — результат неразумного поведения матери.
  • …Взрослые не должны сердиться на детей, потому что это не исправляет, а портит.
  • Воспитатель, который не хочет неприятных сюрпризов и не желает нести ответственность за то, что может случиться, — тиран.
  • Выбивая из головы преждевременную любовь, не вбиваем ли мы преждевременную развращенность?
  • Современное воспитание требует, чтобы ребенок был удобен. Шаг за шагом оно ведет к тому, чтобы его нейтрализовать, задавить, уничтожить все, что есть воля и свобода ребенка, закалка его духа, сила его требований и стремлений.
  • Мой ребенок — это моя вещь, мой раб, моя комнатная собачка. Я чешу его за ушами, глажу по челке, украсив ленточками, вывожу на прогулку, дрессирую его, чтобы он был послушен и покладист, а когда надоест: — Иди поиграй. Иди позанимайся. Пора спать.
  • Ребенок — это не почва, возделываемая наследственностью для посева жизни, мы можем лишь способствовать росту того, что яростно и настойчиво начинает рваться к жизни в нем еще до его первого вздоха.
  • Ребенок словно весна. То солнце выглянет ‑ и тогда ясно и очень весело и красиво. То вдруг гроза ‑ блеснет молния и ударит гром. А взрослые словно всегда в тумане. Тоскливый туман их окружает. Ни больших радостей, ни больших печалей. Все как‑то серо и серьезно. Ведь я помню. Наша радость и тоска налетают как ураган, а их ‑ еле плетутся.
  • Ребенок не лотерейный билет, на который должен пасть выигрыш в виде портрета в зале заседаний магистрата или бюста в фойе театра. В каждом есть своя искра, которую может высечь кремень счастья и правды, и, может, в десятом поколении, она вспыхнет пожаром гениальности и, прославив собственный род, осветит человечество светом нового солнца.
  • Детство — это не рай, это драма.
  • Надо поостеречься, чтобы не путать «хороший» с «удобным». Плачет мало, не будит ночью, доверчивый, послушный — хороший. Капризный, кричит без видимого повода, мать света из-за него не видит — плохой.
  • Заставлять детей спать, когда им не хочется,-преступление. Таблица, гласящая, сколько часов сна нужно ребенку, абсурдна.

 Философские мысли, рассуждения

  • Уважайте текущий час и сегодняшний день! Уважайте каждую отдельную минуту, ибо умрёт она и никогда не повторится.
  • Я заметил, что только глупые люди хотят, чтобы все были одинаковые. Кто умён, тот рад, что на свете есть день и ночь, лето и зима, молодые и старые, что есть и бабочки и птицы, и разного цвета цветы и глаза и что есть и девочки, и мальчики. А кто не любит думать, того разнообразие, которое заставляет работать мысль, раздражает».
  • Здоровье — это главное жизненное благо.
  • Меня не касается, маленький кто-либо или большой и что говорят про него другие: красив, некрасив, умён, глуп; меня не касается даже, хорошо ли учится, хуже меня или лучше; девочка это или мальчик. Для меня человек хорош, если хорошо относится к людям, если не желает и не делает зла, если он добрый.
  • Всякий раз, когда, отложив книгу, ты начнешь плести нить собственных размышлений, — книга достигла цели.
  • Существует категория мыслей, которые надо рождать самому, в муках, и они-то и есть самые ценные.
  • Эта боязнь стать посмешищем так стесняет и сковывает, что совершенно теряешь уверенность в себе, а потому то и дело попадаешь впросак. Как на льду: кто больше боится, тот чаще падает.
  • Признание нужно новым сортам табака и новым маркам вина, но не людям.
  • Быть храбрым на словах ничего не стоит, а вот расхлёбывать кашу, которую заварил, не так-то просто
  • От слова бывает так же больно, как от удара.

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Роль семьи в формировании личности ребенка 

Взаимоотношения внутри семьи часто воспринимаются ребенком как образец для подражания. Большинство психологов уверены, что именно огрехи воспитания в детстве становятся причиной трудностей в общении во взрослой жизни. Формирование личности малыша напрямую зависит от того, какая модель воспитания характерна для его семьи.

Родители имеют огромное влияние на своего кроху, так как именно они, а не воспитатели, тренеры или учителя, проводят с ребенком большую часть времени, а их модель общения становится примером для подражания.

Существует множество классификаций стилей семейного воспитания, за основу которых взяты различные критерии взаимоотношений внутри семьи. В этой статье мы познакомим Вас классификациями, предложенными следующими авторами:

  1. Дж. Болнуин;
  2. Г. Крайг;
  3. Д. Элдер;
  4. Л.Г. Саготовская;
  5. Э.Г. Эйдемиллер.

Стили семейного воспитания по Дж. Болдуину

В классификации Дж. Болдуина выделено два стиля воспитания. За основу разделения демократического и контролирующего стиля легли такие критерии, как характер требований к ребенку, степень контроля, эмоциональной поддержки и оценки.

Демократический стиль воспитания

Контролирующий стиль воспитания

В семье присутствует высокий уровень доверия, каждый готов оказать друг другу помощь. Мнение всех членов семьи учитывается при решении важных вопросов. Ребенок воспринимается как самостоятельная личность.

Большое количество запретов и правил.

Ребенок воспринимается как член семьи, который не имеет своего мнения и во всем должен слушать родителей. Уровень доверия в семье низкий.

Исследования психологов показало, что дети, которые воспитывались в семьях с демократическим стилем воспитания, чаще всего обладают следующими характеристиками:

  • Склонность к лидерству;
  • Всесторонняя развитость;
  • Социальная активность;
  • Общительность;
  • Недостаток эмпатии, отсутствие альтруизма.

В семьях с контролирующим стилем воспитания дети вырастают:

  • Внушаемыми;
  • Послушными;
  • Безынициативными;
  • Тревожными.

Такие «чистые» варианты семейного воспитания встречаются нечасто, большинство семей придерживаются смешанного стиля.

Классификация стилей воспитания Г. Крайга

Стили семейного воспитания по Г. Крайгу можно разделить на основании двух критериев: степень родительского контроля и доверительность отношений в семье. Исследователь выделяет четыре основных стиля воспитания:

  • Авторитетный стиль семейного воспитания является одним из самых гармоничных. Эта родительская позиция основана на доверии к своему ребенку, но при этом уровень контроля остается на высоком уровне. В результате в семье устанавливаются дружественные отношения, а малыш получает достаточно свободы для самореализации. Дети в таких семьях обычно вырастают целеустремленными и уверенными в себе, а также способными к самоконтролю.
  • Авторитарный стиль воспитания чаще всего приводит к напряженным внутрисемейным отношениям. Он основан на тотальном контроле. Ребенок в семье, где придерживаются данного стиля воспитания, становится боязливым, раздражительным, агрессивным, зависимым.
  • Либеральный стиль семейного воспитания характеризуется низким уровнем контроля детей и доверительными отношениями внутри семьи. Поведение ребенка практически не регулируется, но при этом дети учатся самостоятельно себя контролировать. Вырастая, дети чаще всего становятся активными и творческими личностями.
  • При индифферентном стиле воспитания ребенку предоставляется максимальный уровень свободы. Взрослые мало времени уделяют детям, поэтому взаимоотношения внутри таких семей не отличаются теплотой. Использование этого стиля семейного воспитания чревато тем, что ребенок может вырасти враждебно и антисоциально настроенным.

Стили воспитания детей по Д. Элдеру

Д. Элдер выделяет семь типов семейного воспитания. Критериями классификации являются степень контроля и давления на ребенка.

Стиль семейного воспитания

Уровень контроля

Автократический стиль воспитания

Максимальный (тотальный контроль и подавление воли ребенка)

Авторитарный стиль воспитания

Высокий уровень контроля (родители принимают решения, но ребенок может высказать свое мнение)

Демократический стиль воспитания

Умеренный (каждый член семьи имеет право голоса)

Эгалитарный стиль воспитания

Самоконтроль (права и обязанности взрослых и детей полностью равны)

Разрешающий стиль воспитания

Низкий уровень контроля

Попустительский стиль воспитания

Отсутствие контроля (полная свобода действий ребенка)

Игнорирующий стиль воспитания

Полное отсутствие контроля и интереса к жизни ребенка

Степень контроля над действиями ребенка – очень важный показатель стиля семейного воспитания. От того, сколько свободы предоставляется ребенку в детстве, зависит, вырастет ли он уверенным в себе, активным и предприимчивым или же, наоборот, станет тревожным и безынициативным человеком.

Классификация стилей семейного воспитания Л.Г. Саготовской

Данная классификация описывает шесть возможных вариантов стилей воспитания, различающихся по степени эмоциональности отношений между взрослыми и ребенком, а также роли детей в жизни семьи.

  1. Ребенок – главная забота и цель жизни взрослых;
  2. Ребенок – объект педагогических усилий;
  3. Ребенок – помощник, маленький взрослый;
  4. Ребенок – друг, самостоятельная личность;
  5. Ребенок – «пустое место»;
  6. Ребенок – помеха.

Варианты патологических стилей семейного воспитания (Э.Г. Эйдемиллер)

Автор этой классификации выделяет стили семейного воспитания, которые являются аномальными и негативно сказываются на развитии личности ребенка. Стили воспитания различаются по уровню участия взрослых в жизни детей, степени контроля и внимания родителей к индивидуальным особенностям ребенка.

  • Гипоопека – это недостаточная забота о ребенке. Дети в такой ситуации предоставлены сами себе, контакты внутри семьи минимальны и поверхностны. Крайняя степень гипопротекции – безнадзорность и педагогическая запущенность.
  • Доминирующая гиперопека – чрезмерная забота о ребенке в совокупности с полным контролем поведения. В таких семьях присутствует огромное количество запретов. В результате этого дети могут вырасти несамостоятельными и безынициативными.
  • Потворствующая гиперопека – это стиль семейного воспитания, при котором желания и успехи ребенка ставятся во главу угла. Родители исполняют все прихоти своего малыша. Часто детям, выросшим в таких «тепличных» условиях, во взрослой жизни приходится нелегко.
  • Эмоциональное отвержение. При данном стиле воспитания взрослые не хотят участвовать в жизни детей, часто прибегают к наказаниям. Такие «холодные» родители могут считать своим долгом лишь материальное обеспечение ребенка и не заботятся об эмоциональном благополучии малыша.
  • Завышенные требования. Иногда родители возлагают на ребенка слишком много обязанностей и требуют от него того, что ему еще не под силу. Такое отношение к крохе как к маленькому взрослому часто приводит к повышенной тревожности и подавленности.
  • Непоследовательность. Хаотический стиль семейного воспитания, который может возникать из-за отсутствия у родителей единой позиции или их боязни показаться малышу нелюбящими. Плавающие границы дозволенного и непоследовательность развивают в ребенке импульсивность, неуверенность, нестабильность самооценки. Малыш, не имеющий четкой картиной мира, не получает нужного ему ощущения безопасности и предсказуемости.

Выводы

Влияние стиля семейного воспитания на формирование личности ребенка – это чрезвычайно важная и актуальная проблема. То, какого стиля Вы придерживаетесь, воспитывая своего малыша, напрямую влияет на его самооценку, коммуникабельность, активность, самостоятельность и, в целом, на отношение к миру. Наиболее гармоничным и эффективным является демократический стиль воспитания, в основе которого лежит равноправие, взаимоуважение, забота и любовь.

Заключение

Мы уверены, что каждый родитель желает для своего ребенка только лучшего и осознает свою ответственность за его развитие. Благоприятный климат в семье, любовь и уважение – это то, что нужно малышу, чтобы быть уверенным в себе и с радостью познавать мир. Приводя своего ребенка на занятия в детский Монтессори-центр «Созвездие», Вы можете быть уверены, что здесь к нему будут относиться как к уникальной личности, уважать его чувства и ценить его свободу выбора.

Вверх