Советы женщинам!
ЛедиВека.ру » Без рубрики »

Почему родители не находят подхода к ребёнку, откуда берутся проблемы? Классификация родителей и стилей общения с детьми

logo

Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня пост для родителей — и речь пойдет о нравственном воспитании детей. Мы все хотим, чтобы наши дети выросли неиспорченными, цельными людьми со своим убеждениями и идеалами. И что мы для этого делаем? Достигаем ли мы цели или только все портим, как это часто бывает в воспитательном процессе?Замечаю, что в целях нравственного воспитания детей родители часто принимают позицию ограждения ребенка от «соблазнов» мира, причем некоторые делают это «с фанатизмом», достойным лучшего применения. Эта традиция очень распространена — даже не знаю, когда и где она родилась. Намерения у родителей при этом самые благие, но результаты, к сожалению, весьма сомнительны — и чем ревностнее родители оберегают свое чадо, тем печальнее последствия…

Помните историю принца Гаутамы, впоследствии Будды? Его родители постарались, чтобы принц никогда не видел страданий, болезней, старости, смерти — его окружали только молодые, здоровые и счастливые люди. Когда в возрасте 29 лет он случайно встретил старика, больного и похороны, это настолько его поразило и напугало, что он создал целое учение о том, как избежать страданий. Он оказался настолько не готов принять жизнь как она есть, и предпочел отказаться от всех ее радостей — лишь бы избежать страдания…

У всех дети испорченные, а у нас — ангелы! Как мы их воспитываем?

Когда дети маленькие, мы ревностно следим, чтобы они не смотрели мультики, которые на наш взгляд «вредны», стараемся при детях «не выражаться», не ругаться, и вообще не показываем им «оборотную сторону» жизни. И это правильно, в некоторых отношениях. Например, сцены насилия или сексуальные сцены могут действительно испугать ребенка. И, как правило, ребенок очень бурно реагирует на то, что ему не нравится или пугает — он заплачет и не будет на это смотреть.

Но мы идем дальше — мы ограждаем ребенка по своему усмотрению, запрещаем ему то, что ему интересно,  не разрешаем ему общаться со сверстниками, которые, как нам кажется, могут на него «дурно повлиять». Мы создаем вокруг него искусственную жизнь и сами притворяемся с ребенком — что стоит одно наше «сюсюканье» с малышами! Мы замалчиваем некоторые темы и лжем ему об «аистах», а сами упорно верим, что наш ребенок — ангелочек, а если случайно проглядывают «рожки» — то это его научили чужие, «испорченные» дети…

Откуда, интересно, эти «испорченные» дети берутся, если практически все родители стремятся своего ребенка растить «в раю»? На самом деле, «испорченные» дети от наших «ангелов» ничем не отличаются — они притворяются ангелочками со своими родителями так же, как и наши — с нами. А без родителей ведут себя естественно — как и наши, не поверите. Ничего удивительного. Мы лицемерим с детьми с колыбели, они выучивают правила нашей игры и послушно в нее играют — так же лицемерят с нами.

Чего же мы достигаем такими методами воспитания? — Уж никак не нравственных высот наших чад, как бы нам этого ни хотелось!

Последствия ограждения ребенка от нравственно «вредного»

1. Дети учатся притворятся — как мы притворяемся с ними.

Наивно полагать, что нашего притворства они не чувствуют. Если мы кипим внутренне от гнева или обиды и никак не проявляем это снаружи, ребенок все равно поймает наш настрой — такая уж у нас с ним связь. То есть, он чувствует наше настроение с одной стороны, а с другой — видит, что мы его скрываем. Каков воспитательный урок?  — «Раздражаться нормально, но надо это скрывать». Хотите, чтобы ребенок он рос добрым и великодушным? Есть только один способ — стать такими самим, на самом деле стать,  до глубины души.

2. Реальное детское развитие и понимание проходит вне нашего поля зрения

По причине того, что мы запрещаем ему проявлять интерес к чему-то. А что там ребенок поймет сам — с помощью сверстников или обдумывая что-то случайно подсмотренное и услышанное? «Испортиться» таким образом у него гораздо больше шансов, чем если бы он мог обсудить все вопросы с родителями, и они адекватно все  бы ему объяснили. Мы говорим: «Тебе еще рано» — а вопросы-то у ребенка есть, и он решает их сам…

3. Ребенок оказывается не готов к реальной жизни

Однажды он все-таки сталкивается в жизни с оборотной ее стороной и ситуация требует немедленной реакции —  а он не знает как реагировать. Нужно бы ответить злым обидчикам, не поддаться на уловки мошенника — а он не может ответить и не видит уловок… Нужно бы иметь твердую позицию в отношении соблазнов, а они для него в новинку — какая уж тут позиция?

4. Самое страшное следствие — сладость «запретного плода»

То, что запрещено или замалчивается вызывает нездоровый интерес, притягивает. С одной стороны, оно приобретает налет «грязи» — поскольку скрывается, а с другой — вожделенно. Это и есть настоящая порочность — тяга к грязи. Сколько есть историй, когда ребенок, вырвавшись наконец из-под родительского надзора, «пускается во все тяжкие», переехав учиться в другой город, например! Или просто ведет двойную жизнь, многое скрывая от родителей…

Однажды я общалась с современным 16-тилетним юношей и была шокирована уровнем его развращенности — взрослым дяденькам, ведущим не самый похвальный образ жизни, было далеко до этого подростка, даже не имевшего еще опыта близости с девушкой… Он ловко изображал пай-мальчика перед «предками», но внутри у него не было вообще никаких нравственных ориентиров — только чудовищная грязь буйного воображения, цинизм и потребительское презрение к людям.

Мы не обладаем возможностями родителей Будды, чтобы совсем изолировать своего ребенка от оборотной стороны жизни. Разве в раннем детстве это еще в нашей власти, но начиная с детского сада — уже нет. Еще хуже для ребенка, если нам удастся его дорастить в искусственном мире до школы. Потому, что всему свое время. В детстве человек учится не только говорить и обращаться с предметами, но и взаимодействовать с другими, с миром, у него формируется система ценностей и способы реагирования. И  чем позже, тем учиться всему этому труднее.

Когда ребенок маленький, он может проиграть неприятную ситуацию — и таким образом ее усвоить, может 100 раз просмотреть мультик или прослушать сказку на тему — и усвоить решение оттуда. Но что будет, если он столкнется с чем-то впервые в 7 лет или в 10, в 16 — когда уже не будет времени подумать и проиграть, а нужно будет реагировать, включаться?

Когда мой сын учился во втором классе, учительница на родительском собрании поднимала вопрос о том, что некоторые дети на переменах смотрят порнографию на сотовых телефонах. Представляете — второй класс!? Для их родителей, естественно, это было неожиданностью. А еще дети дерутся, травят и обманывают друг друга… И те дети, которые сталкиваются со всем этим впервые, проигрывают, получают серьезные психические травмы — о чем  родители часто даже не догадываются.

Перед современным школьником информационное общество открывает огромное количество инструментов, способов и методов получения знаний. Но не смотря на это, родители всё чаще сталкиваются с низкой успеваемостью у своих детей, и эта проблема на сегодняшний день является особенно актуальной. 

А на фоне того, что запросы общества к образованию растут: нужно обладать не только определенными знаниями, но и умениями, навыками, — современным детям просто не позавидуешь. Выход из ситуации невозможен без выявления причин того, почему ребенок плохо учится в школе. Среди этих причин выделяют две группы: психологические и физиологические. В этой статье мы попробуем найти решение проблемы. Итак о причинах низкой успеваемости…

Психологические причины

К первой группе относится, прежде всего, неспособность справиться с большим объёмом учебного материала. На сегодняшний день данная проблема затрагивает все возрастные категории школьников: наличие информационных источников разных по содержанию, объему, типу приводит к тому, что учащийся не может определить, что является главным, а что второстепенным, и перестает вообще пытаться систематизировать и анализировать получаемые знания. Для решения проблемы родителям необходимо разработать чёткий алгоритм занятий, придерживаясь которого ребенок в дальнейшем самостоятельно успешно продолжит учебную деятельность.

Иногда не сразу удается выявить причину низкой успеваемости, если она скрывается в том, что учащийся обладает лидерскими качествами, стремится занять высокий социальный статус в школьном коллективе. Отсутствие увлечений, достижений в спорте, интеллектуальных конкурсах приводит к тому, что ребенок ищет путь самовыражения через проявление отрицательных сторон своего характера: грубость, лень, неусидчивость и, как результат, низкая успеваемость. Выходом является направление его активности на занятия тем видом деятельности, в котором он может достичь определенных результатов.

Высокий ритм современной жизни оказывает значительное влияние и на семейное времяпрепровождение – изменяется его качество и сокращается его количество до такого уровня, что ребенок получает полноценное родительское общение только тогда, когда занимается выполнением домашнего задания. Следовательно, родители, увидев проблему дефицита внимания, смогут разрешить ее, увеличив время общения со своим ребенком.

Физиологические причины

Ко второй группе причин того, почему ребенок плохо учится, относят физиологические, в частности, хроническая усталость и хронические недосыпания, избежать которых можно с помощью правильного режима дня.

Высокая загруженность внеурочной деятельностью, которая на данный момент, согласно новой концепции современного образования, становится обязательной для младших школьников, занятия в музыкальной школе, в дополнительных кружках и секциях, в которых зачастую к ребенку также предъявляют определенные требования, приводит к рассеянности внимания, снижении умения его концентрации. Следовательно, нужно проанализировать степень загруженности ребенка и определить только то дополнительное образование, которое не оказывает на основное отрицательного влияния.

Необходимо обратить внимание и на рацион школьника. Несбалансированная еда, перекусы сладостями способны приводить к сонливости, что, в свою очередь, снижает умственную деятельность.

Тяга к познанию окружающей действительности присуща всем детям с рождения, и если помочь ребенку выработать и поддерживать устойчивый интерес к школьным знаниям, впоследствии он сможет воспользоваться возможностями современного мира.

Статьи по теме:Нужны ли нам школьные знанияКак снять стресс самостоятельно

Вверх