Здравствуйте дорогие друзья! Сегодня хотелось бы поговорить на тему, которая возможно волнует многих родителей, как правильно отвечать на вопросы ребёнка «Откуда я появился?» и «Откуда берутся дети?»
Некоторых родителей такие детские вопросы ставят в тупик. Конечно каждая мама или папа по-своему преподносит эту информацию, всё зависит от возраста и характера ребёнка.
Как рассказать ребёнку 3-4 лет, откуда берутся дети
Обычно такие вопросы возникают впервые у деток 3-4 лет, они познают мир, им всё интересно и начинаются постоянные вопросы «почемучек».
Практически все родители сталкивались с такими вопросами, но не все знали, как на них правильно ответить.
Ответы, типа «Тебя нашли в капусте», «Детей приносит аист»или «Купили в магазине», мне кажется давать не стоит, потому что правду рано или поздно детки всё равно узнают, а вот доверие их вы можете потерять.
Поэтому лучше сказать правду, но не вдаваясь в анатомические подробности.
Не надо сразу давать много информации, а лучше постепенно по мере взросления вашего ребёнка.
Например, когда маленький сынуля у меня спросил: «А откуда я появился?», я честно ответила, что «ты совсем малюсенький жил у меня в животике, там было тепло и уютно, а когда ты перестал помещаться в нём, ты родился.»
Кого-то сразу удовлетворяет такой ответ, но самые любопытные на этом не останавливаются, и спрашивают «А как я туда попал?»
В этом возрасте деткам можно рассказать, что малыши вырастают в животике из маленького зёрнышка (или семечка), которое папа дарит маме, потому что очень любит её.
А вот у моего сына возник совсем другой вопрос, который поставил меня в тупик: «А где я жил раньше, когда меня ещё не было у тебя в животике?»
Пока я раздумывала, что бы ответить, он опередил: «А я знаю, я жил высоко на небушке, на большом облачке.»
Я естественно удивилась, и спросила, а кто это тебе сказал? А он спокойненько ответил: «Никто, я же помню.»
До сих пор не знаю, откуда он почерпнул такую информацию.
Как рассказать ребёнку 5-7 лет, откуда берутся дети
По мере взросления у детишек появляются новые вопросы на эту тему.
Примерно после 5 лет дети снова задают родителям тот же вопрос, но им уже хочется знать, как происходит рождение, как достают малыша из маминого живота.
Если вы не знаете как корректнее и правильнее ответить ребёнку на его вопросы, можно использовать специальную детскую литературу, где всё показано на картинках и описано.
Но будьте внимательны, чтобы подобная информация подходила по возрасту вашим деткам, в дошкольном возрасте ещё не обязательно знать все подробности.
Мне очень помогла в этом вопросе «Большая детская энциклопедия», в которой был раздел «Откуда я взялся».
В нём очень корректно описано, что «крошечная яйцеклетка в организме мамы соединилась с клеткой папы. Она начала делиться и видоизменяться, и получился зародыш — это уже был ты. Ты рос и развивался у мамы в животике, а потом появился на свет.»
Также на картинках показано и рассказано, как малыш располагается у мамы в животе, как он появляется на свет, всё очень правдиво, с правильными терминами, но без лишних подробностей для этого возраста.
Мой сынуля в 6 лет совершенно спокойно воспринял эту информацию, и был полностью удовлетворён ответом.
А далее по мере взросления ребёнка, если он задаёт вам вопросы, касающиеся взаимоотношений полов, рождения детей, отвечайте правдиво и естественно, потому что он всё-равно найдёт интересующую его информацию, но возможно в более грубой и извращённой форме.
Если ребёнок или подросток подходит к вам с такими вопросами, значит он вам доверяет, радуйтесь этому и старайтесь сохранить надолго тёплые и доверительные отношения.
Вовремя и правильно сказанная информация на вопрос «Откуда берутся дети?» существенно облегчит дальнейшую жизнь вам и вашему малышу.
Половое воспитание детей и подростков
Как должно происходить половое воспитание детей и подростков? Когда лучше начинать разговор с ребенком? К восьми-девяти годам он или она уже могут знать о том, как появились на свет. Постарайтесь не смущаться, но в то же время избегайте использования анатомических терминов в своей речи. Главное – сделать так, чтобы сын или дочь поняли картину в целом. Частности следует оставить «на потом». Конечно, скорее всего, чадо, узнав что-то из совершенно новой для него области, может засыпать вас вопросами. Вам следует быть готовыми ответить на них. Лучше, если в разговоре будут принимать участие оба родителя.
Половое созревание детей, начинается в разном возрасте и зависит от пола ребёнка. |
Половое созревание у мальчиков начинается приблизительно в возрасте 13-15 лет и заканчивается к 18-20 годам. |
Половое созревание у девочек начинается приблизительно в возрасте 11-14 лет и заканчивается к 16-18 годам. |
Половое созревание детей отмечается активной фазой, у девочек появляются регулы, мальчики сталкиваются с эрекцией и ночными поллюциями. Многие дети, стесняясь изменений, которые происходят с их организмом, не решаются спросить совета у родителей, обращаясь к своим сверстникам и сверстницам. Ребёнок должен понимать, что у старшего поколения, намного больше опыта в таких вопросах и они, в отличие от юных барышень и юношей, способны дать на много более дельные советы, поэтому важно с ранних лет установить доверительные отношения с ребенком. Если он привыкнет делиться с вами и доверять, тогда вы обязательно узнаете о том, что тревожит его.
Соответственно, родителям нужно понимать, что когда-то нужно будет заговорить с ребёнком о сексе и к этому разговору нужно быть готовым. Вы не должны быть шокированы, узнав, что старшеклассники давно ведут половую жизнь. Современное общество не порицает это. Если ваш ребенок, доверившись вам, рассказал о своем опыте, не ругайте и не стыдите его. Но ваши советы относительно предохранения и безопасного секса не должны быть восприняты как нравоучение. Постарайтесь подвести подростка к мысли о том, что решение начинать половую жизнь должно принадлежать только ему одному. Ни родители, ни сверстники, ни даже вторая половина не могут принуждать его к этому. Независимо от того, какой возраст начала половой жизни вы считаете нормальным, не пытайтесь ставить условия ребёнку. Главное – донести но него мысль о том, что секс должен быть осознанным действием, что это не только удовольствие, но и ответственность, что секс должен быть защищённым.
Ответы на детские вопросы о сексе
Виктория, сын 9-ти лет уже лежа в постели спросил прямо в лоб «мам, что такое секс», я сказала, что сегодня уже слишком позднее время для бесед, поэтому обязательно завтра расскажу, когда вернусь с работы и вот полдня пребываю в легкой панике, не то чтобы не знаю что ответить, просто очень хочется сделать это максимально правильно..
Для девятилетнего сына достаточно, сказать, что сексом называется физическая близость между мужчиной и женщиной. Когда мужчина и женщина любят друг друга им хорошо вместе, и им нравиться быть вместе. Однако они могут быть ещё более близки друг с другом (обнимать, целовать и не только). Эта близость и называется сексом. Это способ получить друг от друга ещё больше удовольствия.
Эта тема очень большая, тонкая и деликатная. Достаточно тяжело говорить обобщенно. Каждый случай индивидуальный не смотря на возраст, так, как важно, что уже знает ваш ребенок, ваше отношения, правила и устои вашей семьи и т.д. У меня есть специальный семинар для родителей на эту тему, что бы они чувствовали себя в этой теме комфортно, так вот он длятся шесть-семь часов. Можете представить, как трудно всю информацию вместить в одну статью. Важно понимать, что когда мы говорим на эту тему с детьми если у ребенка не началось половое созревание, то его интересуют, просто факты. Название вещей своими именами и более понятными словами. А после созревания у них появляется смущение говорить на эту тему с родителем и тогда на прямую многих вопросов уже ребенок не задаст. И у детей есть логика, они уже способны сами до многого додуматься. Как узнать, что началось половое созревание (пубертатный период). Очень просто в комнате ребенка начинает пахнуть его потом.
Рассказывая ребенку можно и нужно использовать литературу. Достаточно обычной любой энциклопедии, там всегда есть раздел о рождении или половой системе. И там без слов все понятно и даже нарисовано, как сперматозоиды попадают к яйцеклетке. Еще для детей постарше когда уже начинается половое созревание есть книги «помощники для родителей разговор о сексе». Они есть для мальчиков и для девочек. Ее можно самому почитать, вместе с ребенком или дать ребенку почитать самому. Что касательно маминых и папиных клеток, для детей постарше мы называем их сперматозоидами и яйцеклеткой. Как то так. Надеюсь Вам стало попонятней, дорогие мамы и папы.
Иногда дети в лоб спрашивают родителей, откуда они взялись, как получаются дети и т.д. Как отвечать на этот вопрос в зависимости от возраста ребенка?
Здравствуйте, Екатерина. Попытаюсь ответить на Ваш вопрос. Начинаем с того, что мама и папа встретились, познакомились, можно даже рассказать, как случилось знакомство. Потом про большую любовь и желание иметь ребеночка. Дальше касательно самой физиологии. У женщин есть клеточка (мамина клетка) яйцеклетка, у мужчин мужская клетка (папина клетка) сперматозоид. Эти клетки встречаются (соединяются) и получается одна клеточка. Вот с этого места и начинается чудо. Эта клеточка делится, делится, делится и вырастает новый человек. С ручками, ножками, сердечком, пальчиками и все это с одной маленькой клеточки. Здесь, что важно рассказать ребенку, что клеточка эта крепиться (живет), делиться в матке. Матка это такой орган, в котором растет ребеночек. Матка есть только у женщин. Она по размеру, как куриное яйцо и может увеличиваться до очень больших размеров, а потом опять уменьшаться до куриного яйца. И женщине при этом не больно. Мы так устроены.
Когда ребенок знает про матку, он не будет думать, что его съели. А дальше вы рассказываете, что он живет 9 месяцев у мамы в животе, как мама чувствует когда он толкается. Как все ждут его появления. Готовятся к этому моменту. Папы, бабушки, дедушки, братики и сестрички. А дальше если у ребенка еще останется интерес. Мы говорим, что происходят роды и он рождается на свет. Поэтому и отмечаем «день рождения».
Когда и как начинать говорить с ребенком о сексе?
Обычно ребенок интересуется, откуда берутся дети, в три-четыре года. Тогда и следует начинать. При этом нужно помнить, что сексуальное просвещение не должно быть оторвано от воспитания в целом. С чего начинать? С четкого пояснения различий между мужчиной и женщиной. В этом возрасте ребенок должен твердо знать, к какому полу он принадлежит. Будущая сексуальная жизнь будет гармоничной, если у ребенка сформированы правильные психосексуальные установки.
Известные специалисты по вопросам сексуального воспитания обращают внимание родителей на следующие моменты.
Не тешьте себя надеждой, что за полчаса разговора с ребенком можно разом решить все проблемы. Сексуальное просвещение — это постепенный процесс открывания. Начинается он с трепетного удивления перед тайнами жизни, перед процессами, происходящими в природе. |
Не должно быть больших сложностей в сексуальном воспитании, если в семье четко очерчены образы матери и отца, если семья благополучна. |
Сексуальное воспитание в семье невозможно без доверия между ребенком и родителем. Если доверие утрачено, надо его вернуть, тогда ребенок пойдет с вопросами к вам, а не на улицу. |
Разговаривая о сокровенном, старайтесь не напускать тумана, но и не застревайте в деталях. Одно из заблуждений: если мы посвятим ребенка во все детали, он будет уверенным и свободным в сексуальной сфере. |
На самом деле очень многие люди, получающие удовольствие и радость от секса, ничего не знают о физиологической стороне этого процесса. |
Делитесь с ребенком своими знаниями и своим опытом, а не теорией, почерпнутой из «умных книг». |
Не запугивайте ребенка или подростка. Например, страшными последствиями мастурбации или риском венерических заболеваний. Страх действует разрушающе. |
Вопросы типа «Откуда берутся дети?» ребенок задает среди прочих вопросов об устройстве окружающего мира. И продиктовано это естественным познавательным интересом. Родители уклоняются от ответа или реагируют слишком эмоционально? Тогда этот интерес и может стать нездоровым.
Специалисты-медики утверждают: у нормально развивающегося ребенка (без гормональных нарушений) нет настоящей сексуальности и сексуальных интересов до подросткового возраста. Но по мере полового созревания такие интересы пробуждаются.
Современные родители нередко знакомы и со взглядами психоаналитиков на сексуальное воспитание. Согласно традиционному психоанализу, сексуальные потребности свойственны ребенку с младенчества. А подавление их ведет к психическим травмам и отзывается неврозами и проблемами в сексуальной жизни у взрослого человека. Психоаналитическая педагогика выступает против сексуальных запретов.
И все же очевидно, что слишком свободное или, скажем, поощрительное отношение к исследовательской тяге детей и чувственному удовлетворению от своих половых органов может угрожать ранним и чрезмерным возбуждением сексуальности. Современные педагоги-психоаналитики предлагают выбирать между двумя крайностями.
Следует ли говорить ребенку правду?
Да, конечно. Но в зависимости от возраста нужно давать ему ту часть информации, которую он в состоянии адекватно воспринять. Нельзя обрушивать на него всю информацию целиком. И выражения должны быть доступными детям.
Родители могут спокойно брать в помощники современную литературу по сексуальным вопросам, изданную специально для детей. Те, кто давали своим детям читать французскую «Энциклопедию сексуальной жизни», потом встречали абсолютно спокойное отношение сына или дочери к этой теме. Если известен ответ на вопрос, интерес к нему угасает.
«Задача взрослых — помочь ребенку открыто задавать любые вопросы… слышать их в момент, когда они задаются — в игре, в словах, в поведении ребенка, и отвечать на них по старому хорошему правилу: «Всегда правда, только правда», но не вся правда, сообразуясь с возможностями ребенка понимать ответ» (В. Каган).
Ребенок может не только задавать вопросы. Всем известны детские игры в больницу или в маму и папу, в которых мальчики и девочки делают уколы, исследуют интимные части тела, имитируют постельные сцены. В этих исследованиях тела или подражании нет эротического интереса. Желая познать окружающий мир, дети хотят выяснить и строение тела представителей противоположного пола. Это не более ужасно, чем желание узнать устройство новой машинки или часового механизма в будильнике.
Информируя детей, важно не перебарщивать, не внушать им значимость этой стороны жизни для взрослого человека. Если ребенок не в состоянии осмыслить полученные сведения, он начинает фантазировать, а искаженные таким образом представления могут травмировать его психику.
Недопустимо, чтобы малыш становился свидетелем интимных сцен на экране и тем более — интимной близости родителей.
В подростковом возрасте возникновение сексуальных интересов и потребностей закономерно. Контролировать эту озабоченность в период полового созревания родители не смогут при всем желании. Опасаться нужно лишь чрезмерности в проявлении этих интересов.
Кто должен объяснять детям все, что относится к сексу?
Вот здесь мнения многих специалистов расходятся. Одни настаивают, что основная информация должна исходить от родителей. Например, американский врач и психолог доктор Добсон считает: если родители в состоянии правильно и тактично объяснить все, что касается сексуальной жизни, то эти обязанности лучше всего выполнять им. Начинать это делать следует к трем-четырем годам и затем поддерживать отношения с ребенком на том же доверительном уровне. Тогда можно ожидать, что вы встретите намного меньше проблем в подростковом возрасте.
Есть и другая точка зрения. Профессор И. С. Кон, признанный специалист в области сексуального воспитания, считает: родители в роли сексуальных просветителей не особенно эффективны. Единственный, по его мнению, «работающий канал сексуального просвещения» — когда мать сообщает дочери сведения о менструациях, половой гигиене и т. п. Информация интимного свойства воспринимается менее болезненно, когда ребенок получает ее не от родителей. Этому есть психологически достоверное объяснение. Если такая информация исходит от близкого человека, между ним и ребенком возникает «напряженное эмоционально-эротическое поле» (И. С. Кон). Обе стороны в этом случае испытывают значительный дискомфорт. Не секрет, что многие подростки предпочитают получать такую информацию не от отцов и матерей. И вовсе не потому, что не доверяют им. Многие родители также испытывают неловкость при мысли о необходимости обсуждения этих вопросов со своими детьми. Примерно десять лет назад на вопрос: «Говорили ли родители с вами на темы полового воспитания?» — утвердительно ответили только 13 процентов подростков; 87 процентов ответили: «Нет, не говорили».
Кто, кроме родителей, может взять на себя просветительские функции?
Сейчас не только в семье понимают важность удовлетворения этого интереса. Можно ли надеяться, что хорошо поставленное сексуальное воспитание в школе заменит родителей и избавит их от чувства неловкости?
Большинство современных родителей не возражает против введения сексуального образования в государственной школе. Но при этом вы вправе знать, кто будет вести этот курс и по какой программе. Выясните, какое место в этой программе отводится вопросам безопасности секса, способам предохранения, какое — технике секса, а какое — моральной стороне сексуальных отношений. Взвесив все за и против, вы можете либо дать согласие на ведение такого курса в классе, где учится ваш ребенок, либо отказаться от этого нововведения.
Немаловажный канал получения сексуальной информации для подростков — их сверстники. Но в этом случае информация может быть и односторонней, и недостоверной. Нередко ложные мифы о женской и мужской сексуальности исходят именно из этого источника. И все же иногда подростку важно проконсультироваться именно у сверстника.
При желании можно организовать разговор со специалистом (сексологом, психологом, психотерапевтом) при личной встрече. Есть еще один источник знаний — молодежные журналы и специальная литература. Не поленитесь познакомиться с этими источниками: убедитесь, можно ли им доверять.
Какие вопросы часто задают дети
Уже в трехлетнем возрасте дети начинают с удивлением понимать, что мальчики и девочки отличаются своими половыми органами. Мальчики задают вопросы о том, почему у них «краник», а у девочки просто щелочка. Девочки с ужасом шепчут маме, что у мальчика «что-то выросло между ножек». Мамы отвечают, что здоровье ребенка абсолютно нормальное, что есть мальчишки и девчонки, женщины и мужчины.
Есть наиболее частые вопросы, которые задают своим родителям развивающиеся детишки. Отвечать на них нужно серьезно, но очень просто. 1. Вопрос: зачем маме такие большие сиси? Ответ: в них было молочко, которым тебя кормили в детстве. 2. Вопрос: почему такой большой животик у тети? Ответ: у нее там растет ребеночек. 3. Вопрос: а почему нельзя покупаться с братиком или сестричкой? Ответ: мальчики и девочки не должны ходить голенькими при всех, у всех есть такие части тела, которые нужно прятать. 4. Вопрос: а зачем тети и дяди обнимаются? Ответ: потому что они любят друг друга и так это показывают, я ведь тебя тоже часто обнимаю, потому что люблю. 5. Вопрос: а почему нельзя рукой играться со своей «штучкой»? Ответ: эта часть тела очень важная, нужно ее прикрывать, нельзя, чтобы туда попали разные микробы. Если играться с этими частями тела, они могут начать болеть, и их нужно будет лечить.
Каждый ребенок обязательно спросит, откуда он взялся
Родителям нужно быть заранее готовыми к вопросам своих любимых детей, даже если они иногда ставят в тупик. Самый обычный вопрос о том, как рождаются дети, и откуда вообще они берутся, вызывает у многих мам и пап самые различные эмоции. А некоторым ответам могут позавидовать известные юмористы.
Детские психологи дают много различных советов о том, как лучше отвечать. Рекомендуют разговаривать с детьми о том, что вызывает их интерес в сексе, родителям того же пола. С мальчиком лучше поговорить папе, а девочка хорошо воспримет маму.
Если малышу 3–4 годика, лучше не давать сильно много информации. Ответ должен быть лаконичным и понятным для ребенка этого возраста. «Мама и папа встретили друг друга и полюбили. Мы захотели, чтобы у нас был ребеночек. У папы в организме есть клеточки, которые соединились с мамиными. Так появилась новая клеточка и начала расти у мамы в животике. Когда животик вырос большой, маму повезли в больницу и достали из животика маленького ребеночка — тебя». Этого малышу будет достаточно, чтобы он года два такого вопроса не задавал.
Если ребенку 5–6 лет, нужно рассказать, что у него есть половые органы. Они нужны не только для того, чтобы ходить в туалет. С их помощью появляются на свет малыши. Если мальчик или девочка задали вопрос о своем появлении в этом возрасте, родителям можно к своему рассказу подключить картинки из детской энциклопедии.
«Когда папа и мама живут вместе, они любят друг друга и решают, что хотят иметь ребенка. Потом в мамином животике появляется крошечный ребенок, который там растет. В животике у мамы малышу уютно.
Мама следит, чтобы не заболеть, кушает только полезные продукты, много дышит свежим воздухом. Если здоровая мама, и ребенок родится красивым и здоровым. Потом маму везут в больницу, и там врачи достают у нее ребенка из животика».
Несмотря на «продвинутость» современных ребятишек, бывает, что приходится рассказывать своему ребенку о появлении детей и в 7–8 лет. В этот период не нужно уже сюсюкаться, стоит называть все своими именами. «Когда мужчина и женщина хотят, чтобы у них родился малыш, они ложатся в постель, обнимаются и целуются. Затем из мужского члена выделяется семенная жидкость и попадает в женское влагалище. Маленькие клеточки из семенной жидкости попадают на матку, и там рождается эмбрион. Этот эмбрион целых 9 месяцев растет в животе у женщины, пока сформируется человечек. Рожает женщина в роддоме. Врачи достают ребенка через влагалище или из живота».
Чего не нужно делать родителям
Мамы и папы иногда допускают ошибки, которые могут сказаться на дальнейшей сексуальной жизни их ребенка:
- не проявляют ласки, нежности, редко обнимают, не берут на руки, считая, что ни к чему эти «телячьи нежности»; особенно сурово относятся к мальчишкам, думая, что именно таким образом можно воспитать настоящего мужчину;
- постоянно уходят от ответов на вопросы о сексе, о разности полов, считая, что об этих глупостях говорить с детьми не обязательно; а ведь тогда ребенку на его вопрос ответит кто-то другой, и не известно, как воспримет малыш информацию;
- вместо того чтобы поговорить, дают детскую энциклопедию с картинками и предлагают ознакомиться со всем самостоятельно; ребенок рассмотрит картинки, но получить ответы на вопросы вряд ли сможет;
- насильно навязывают тему, которой ребенок не интересуется; дети развиваются по-разному: если старшая девочка уже в 3 годика спрашивала, в каком магазине ее купили, то младшему сыну это может быть и в 6 лет не интересно.
От того, насколько серьезно оба родителя отнесутся к проблеме полового воспитания ребенка, зависит вся его дальнейшая семейная жизнь. Станет ли мальчик заботливым мужем, а девочка хорошей мамой — это зависит от вас, взрослые тети и дяди.