Советы женщинам!
ЛедиВека.ру » Без рубрики »

Развитие ребенка — второй год жизни

logo

Речевое развитие детей второго года жизниВторой год жизни — период интенсивного формирования речи. Его можно назвать периодом самостоятельной речи.

Дети, растущие в семьях, начинают активно применять первые слова вскоре после того, как у них отмечается понимание речи взрослого. Активная речь у них возникает при понимании сравнительно невысокого уровня сложности обращений взрослого. Далее происходят стремительное, на коротком временном отрезке, усложнение и обогащение активной речи ребенка, а также быстрое повышение уровня понимания речи взрослого. И в понимании, и в активном использовании речи эти дети достигали высших для их возраста ступеней.

Воспитанники дома ребенка на начальных этапах овладения речью характеризуются тем, что на длительное время задерживаются на стадии только понимания речи взрослого, не переходя к ее активному использованию. Первые слова у них появляются при сравнительно высоком уровне ее понимания.

То есть, у большинства детей воспитывающихся в условиях дома ребенка наблюдается дизонтогенез нервно-психического развития по типу задержки, причем наибольшее отставание определяется у них в развитии тех функций, которые наиболее интенсивно развиваются в этом возрасте у их сверстников из семьи (активная и понимаемая речь).

Таким образом, это обусловлено постоянным действием неблагоприятных для детей раннего возраста условий дома ребенка, где одним из основных факторов, формирующих здоровье, является эмоциональная и сенсорная депривация, в основе которой лежит дефицит индивидуального общения со взрослыми, недостаток впечатлений, внешних сенсорных раздражителей и эмоциональных контактов. Это способствует нарушению формирования навыков общения, приводит к задержке развития речи, которая в раннем возрасте является основным способом взаимоотношения с окружающим миром.

Итак, нашей целью является реализация комплекса задач, направленных на благоприятное развитие речи ребенка. При этом нам необходимо знать этапы развития речи детей второго года жизни в норме, которые помогут нам правильно организовать коррекционно-педагогическую работу в соответствии с уровнем развития ребенка данного возрастного периода.

Анализ динамики развития речи детей второго года жизни показывает, что развитие речи можно разделить на 2 периода, каждый из которых состоит из 2 этапов с наиболее интенсивным развитием отдельных речевых реакций в каждом из них.

1 период речевого развития

Первый этап — от 1 года 1 месяца до 1 года 3 месяцев.

  • на основе повышенной ориентировочной реакции на все окружающее происходит быстрое формирование понимания названий предметов, действий;
  • дети начинают узнавать на картинке изображения знакомых предметов;
  • пользуются много лепетом (в момент двигательной активности, удивления, радости), который становится более разнообразным, эмоционально выразительным;
  • многие дети уже в этом периоде учатся подражать облегченным словам, произносимым взрослыми.

Второй этап — от 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев.

  • объем словаря 30-40 слов; в этом возрасте дети пользуются облегченными словами и произносимыми правильно (машина);
  • называют предметы и действия в момент сильной заинтересованности.
  • дети начинают обобщать предметы по существенным признакам, в понимаемой речи (в «конфликтной» ситуации).
  • понимают практическое значение предлогов «в», «на» (выполняют поручения взрослого).
  • дети начинают хорошо узнавать изображения знакомых действий: девочка спит, кошка ест.

2 период речевого развития

Первый этап — от 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев.

  • во время игры и в другой ситуации дети сопровождают свои действия словами и двухсловными предложениями;
  • понимают несложный рассказ и отвечают на вопросы взрослого: « Где …? Покажи».
  • понимание предложно- падежных конструкций с предлогом «под» (выполняют поручения взрослого).
  • понимание единственного и множественного числа существительного: стол-столы, машина – машины, ложка – ложки (1год 9м.)
  • понимание суффиксальных отношений: понимание слов с суффиксом уменьшительности: машина большая и машина маленькая, мишка большой и мишка маленький (1 год 9 м.)

Второй этап — от 1года 9 месяцев до 2 лет.

  • при общении со взрослым, во время игры, режимных процессов пользуются трехсловными предложениями;
  • понимание короткого рассказа взрослого без показа, имеющихся в опыте ребенка;
  • понимание предложно- падежных конструкций с предлогом «у», «с» (выполняют поручения взрослого).
  • понимание единственного и множественного числа глагола (2 года): девочка ест дети едят; мальчик строит, дети строят.

Кто будет учить?

Первая улыбка, первый шаг, первое слово, дети развиваются последовательно и для каждого возрастного периода характерны свои достижения. Как угадать развития было не слишком рано, но и не слишком поздно? Пока ученые проводят исследования, а система образования, безнадежно отстает во внедрении научных открытий, единственным верным наставником подрастающих вундеркиндов остаются родители. Ответственность за то, какими станут дети, как и прежде на мамах и папах, дедушка и бабушках. Может это и к лучшему? Есть шанс успеть научить думать, любить, сострадать, видеть прекрасное, ощущать радость познания, и созидания. Есть шанс…

Статьи и видео близкие данной теме:

Если ребенок плохо учится в школе – не отчаивайтесь, возможно, он гений…Главный секрет как правильно воспитать ребенкаКак рожденный летать – учится ползатьЗнайте! Бедность разрушает детский мозг и программирует его на жизнь в бедностиКак вырастить гения (мозг развивается в действии)Осторожно! Телевидение замедляет развитие мозга у детейДоказано, видеоигры делают человека более агрессивнымКак учиться меньше, а знать больше (7 секретов мозга)Занятия музыкой оказывают мощный положительный эффект

Понравилось

? Отправьте ссылку друзьям

(смело жмите на кнопку откроется новое окно)

Почему цифры так важны

Размеры ребёнка, которые определяются его ростом, весом, окружностью головы и обхватом груди свидетельствуют о том, насколько физиологически правильно происходит его взросление.

Если замедляется процесс роста, могут начаться отклонения в развитии мышечной ткани, миокарда и даже головного мозга.

Отставание от сверстников иногда говорит о серьёзных нарушениях в организме малыша и является веской причиной для консультации у специалистов. Они помогут определить, какие процессы протекают неправильно, или порекомендуют корректировку питания крохи.

На первом году жизни размеры детей контролируются каждый месяц, с года до двух лет – раз в 2-3 месяца.

Полезный материал:

  • Развитие ребенка в 1 год
  • Сколько ребенок должен спать в 1 год

Средние показатели роста

Рост здорового годовалого малыша должен быть в пределах 74-80 см. Если размеры карапуза ниже 71 см, он считается низкорослым, либо имеются проблемы. Верхняя граница роста находится на 90 см.

Ежемесячный прирост до двух лет будет составлять в среднем по 1 см. Обычно девочки несколько отстают по цифрам от мальчиков.

Развитие считается нормальным, если отклонения от значений в таблице находятся в пределах 3%, при разнице более 10% необходимо обратиться за помощью к педиатру.

В то же время не торопитесь бить тревогу, если дитя генетически предрасположено к другим значениям роста и веса. Например, когда родители малыша и сами не очень высокие или в его возрасте тоже отставали от сверстников, небольшие размеры крохи вполне приемлемы. Главное, чтобы сантиметры, «заработанные» карапузом, соответствовали его массе тела. Это легко проверить по таблице.

Существует специальная формула расчета роста детей: сложите значения роста папы и мамы и поделите сумму на 2. Если вы растите девочку, отнимите от полученного числа 2 см. Родителям сына нужно наоборот прибавить 5 см.

От чего зависит рост малыша

Рост детей осуществляется за счет выработки особого гормона – соматотропина. В основном это происходит, когда они спят, а именно, между 22 и 24 часами. Еще один факт в пользу соблюдения режима!

Тематический материал:

  • Какие игрушки нужны ребенку в 1 год
  • Что подарить мальчику на 1 годик в день рождения

Кроме вышеупомянутых наследственных предпосылок, на физиологическое развитие крохи может повлиять следующее:

  1. Беременность мамы

    . Быстрее всего плод растёт с 3 по 6 месяцы. В это время особенно важен рацион матери и отсутствие у неё вредных привычек.Будущая мама пьёт молоко

  2. . Грудное вскармливание – лучшая профилактика против рахита. А ещё длительные прогулки и солнечные ванны!
  3. Место проживания

    . Национальная принадлежность, природные условия и экология также влияют на рост ребёнка. Например, довольно высокими считаются голландцы – 170-185 см (женщины и мужчины), китайцы, напротив, растут до 155-165 см.

Со времен советского прошлого россияне немного «подросли», женская половина населения в среднем до 165 см, мужская – до 175.

Если малыш болен, его рост может немного замедлиться, но он обязательно придёт в норму после выздоровления.

В некоторых случаях наблюдается канализирование роста. Это случается, когда устраняется причина, которая сдерживала рост младенца. Например, недоношенные и или маловесные крошки к 12 месяцам  догоняют и даже опережают своих сверстников.

Тематический материал:

  • Что должен уметь ребенок в 1 год
  • Сколько должен весить ребенок в 1 год

Обхват головы

Какие еще цифры характеризуют развитие детей 1-2 лет? Кроме веса и роста также производятся регулярные замеры окружности головы.

Как и в остальных параметрах, этот показатель немного разнится у мальчиков и у девочек (см. таблицы). Особенно быстро окружность головы увеличивается в первые месяцы жизни младенца, за второй год прирост составляет около 2,5 см.

Окружность головы ребенкаОбхват головы девочек

В данных таблицах значения окружности головы поделены на группы. В «голубом» столбце представлены средние показатели. «Зеленые» также соответствуют нормам, но являются допустимым отклонением. Остальные значения окружности головы («желтый» и «розовый»  столбец) могут свидетельствовать о наличии патологии и требуют консультации невропатолога.

Увеличенная окружность головы встречается чаще, чем уменьшенная. Обычно она связана с дефицитом витамина Д. Но бывают и более серьезные причины.

В любом случае не стоит паниковать раньше времени и ждать страшных диагнозов. Возможно, такой размер головы перешел крохе «по наследству» от родственников.

Как измерить голову карапуза

Окружность головы, как и другие биометрические данные, измеряется ежемесячно до года, с 1 до 2 лет – каждые 2-3 месяца. Эти данные должны быть зафиксированы в медицинской карте малютки.

Чтобы измерить окружность головы дома, возьмите сантиметровую ленту и обхватите ею голову крохи на уровне бровей.

Иногда головные уборы приходится покупать детям заранее. Их размеры обычно соответствуют возрастам: 12 месяцев – 46/48 р., 18 месяцев – 48/50 р., 2 года – 50/52 р. Но точнее будет, если вы заранее будете знать окружность головы.

Размер стопы

Размер ноги — не совсем показатель развития. Он скорее нужен, чтобы правильно подобрать карапузу обувь. Особенно это важно для детей от 1-2 лет, когда навык ходьбы только формируется.

Размер ноги очень индивидуален, ведь на него сильно влияют генетические факторы. Однако дети до 2 лет чаще всего имеют одинаковые стопы:

  • с 1 до 1,5 лет – длина ноги 12,5 см, что равняется 20 р.;
  • с 1,5 до 2 лет – 13,4 см или 21-22 р.;
  • 2 года – стелька 14,3 см, что соответствует 23 р.

Чтобы подобрать обувку, многие мамы проверяют положение ноги своим пальцем. Если он проходит – обувь подошла. На самом деле, этот метод не совсем точный, т.к. дитя может попросту загнуть пальчики.

Лучше всего обведите ножку на картоне и проверяйте размер с помощью этого макета.

Что делать, чтобы карапуз хорошо рос?

Вышеупомянутые цифры нужно использовать как справочный материал. Каждый маленький человечек имеет право на свои нормы. Родителям же нужно обратить внимание на другие показатели здоровья: количество, частоту стула и мочи, чистоту кожных покровов (они должны быть без сухости, высыпаний и пр.), двигательную активность и любознательность, психоэмоциональное состояние крохи.

Старайтесь с раннего детства прививать карапузу здоровые привычки: правильные вкусовые пристрастия, соблюдение правил гигиены и режима дня, закаливание.

Занимайтесь физическим развитием. Каждый день должны быть насыщен длительными прогулками, динамическими играми и упражнениями.

Главными критериями оценки развития должны быть не многочисленные замеры его биометрических данных, а то, какие навыки он приобрел, и чему научился на данном возрастном этапе.

Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

Узнайте как — из аудиокурса «5 врагов регулярных занятий с ребенком: найти и обезвредить!»

Догонялки. Эта игра нравится всем детям без исключения, а если добавить еще какой-то сюжет – вы устанете играть раньше малыша. Сюжетов может быть великое множество: лиса и курочка, кошка и мышка, волк и заяц и т.д. Например, кошка и мышка. Мама притворяется спящей кошкой, а ребенок – мышонок выходит гулять из своей норки. Когда кошка просыпается, она бежит за мышонком, стараясь его догнать. Мышонок может спрятаться от кошки в своей норке. Если малышу уже нравятся ролевые игры, можно поменяться ролями.

Можно играть в догонялки с домиками. На улице мелками на асфальте нарисовать круги – это будут домики. Дома домиками могут служить круги, выложенные из веревки, листы бумаги, разложенные на полу, части детского коврика. Мама догоняет малыша, но если малыш заскочил в домик, мама уже не может его осалить.

Мой четвероногий друг. Предложите малышу стать котом, который гуляет, где хочет:

  • по дорожкам – предложите малышу проползти по дорожке между двумя лентами или по доске;
  • по крышам – по доске, положенной на две устойчивые невысокие табуретки;
  • под воротами – под доской, положенной на два стула;
  • в подвале – под столом, накрытом тканью таким образом, чтобы получился туннель,
  • в лесу – деревья можно «изобразить» из деталей крупного конструктора.

Прыгаем

Болото. Разложите на полу листы бумаги, куски ткани или части детского коврика – это кочки в болоте. Предложите малышу перебраться через болото с кочки на кочку. Малыш может перешагивать с кочки на кочку или перепрыгивать, сначала держась за вашу руку, потом сам.

Игры с мячом

В играх с мячом используйте мячи разного размера — от фитбола до мяча для настольного тенниса. Играйте с мячами разной фактуры: резиновыми, пластмассовыми, тряпичными, массажными. Это будет способствовать развитию тактильной чувствительности ручек вашего малыша. Тряпичный мяч – наиболее подходящий вариант для игр дома: он способен нанести ему наименьший ущерб.

Бросаем, катим, ловим. Учите малыша бросать мяч от груди, из-за головы, снизу, одной и двумя руками. Можно играть при этом в «съедобное – несъедобное» или другие аналогичные игры.

Покажите, как катить мяч. Попробуйте, удерживая мяч рукой, прокатить его змейкой – между деталями конструктора или мягкими зверюшками.

Снайпер. На ватмане или куске бумаги нарисуйте большую мишень. Прикрепите ее к стене на уровне глаз ребенка. Научите ребенка бросать в мишень небольшой мяч. Удачные броски малыша можно отмечать на мишени фломастерами.

Теннис. В сетку от игрушек положите мяч, завяжите сетку узлом и подвесьте. Предложите малышу бить по мячу ракеткой от настольного тенниса. Ракетку прекрасно может заменить пустая пластиковая бутылка.

Боулинг. Расставьте на полу кегли или пустые пластиковые бутылки. Пусть малыш бросает или толкает мяч, пытаясь сбить кегли. По мере того, как ручки малыша будут крепнуть, и он будет толкать мяч сильнее, вы можете понемногу наливать в бутылки воду – так их будет труднее сбить.

Футбол. Покажите малышу, как пинать мяч. Попробуйте забить мяч в ворота. Дома воротами могут быть табуретка, перевернутая на бок, или стол, закрытый с трех сторон тканью. На улице, если поблизости нет ворот, можно забивать голы под скамейку или под горку, можно обозначить ворота камушками.

Аналогичным образом можно организовать и дома, и на улице игру в хоккей. Пластмассовые клюшку и шайбу можно купить в магазине игрушек.

Гольф. На площадке можно поиграть с ребенком в мини-гольф. Выкопайте небольшую ямку на поляне. Возьмите теннисный мяч или шишку и палку вместо клюшки. Попросите ребенка закатить теннисный мяч в ямку.

Выше, сильнее, быстрее

Играя с ребенком подвижные игры, старайтесь не только научить его каким-то движениям, но и показать, что движение доставляет радость.

Физические занятия и подвижные игры для детей 2-3 лет помогут вам развить их волю, ведь они могут требовать от малыша значительных усилий. Заставляя малыша доехать на самокате до конца дома, если ему это трудно и неинтересно, мы ничего не добьемся. Но в наших силах, в игре, увлекая, переключая малыша с одного вида деятельности на другой, мы можем научить малыша не бояться этих усилий, не отступать при трудностях.

Показывайте малышу, что каждый шаг вперед, будь то прыжки на одной ножке без маминой руки или первые два метра, которые он сам проехал на самокате, – это его успех, его победа. А с маленьких побед начинаются большие успехи в жизни.

Веселых вам игр!

И напоследок. Прямо сейчас поиграйте с ребенком в подвижную игру «Если весело живется»:

Понравилась публикация — поделитесь ей со знакомыми мамами, нажав на кнопочки социальных сетей!

Вы много играете в подвижные игры с ребенком? Какие подвижные игры у вашего малыша самые любимые? Вы начали осваивать ролики или беговел? Поделитесь своим опытом в комментариях!

Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

Узнайте как — из аудиокурса «5 врагов регулярных занятий с ребенком: найти и обезвредить!»

Предыдущая запись

Следующая запись

Категории: Развитие детей 1-3 года

, Физическое развитие

Юлия Мазнина

Все статьи автора

Увлеченная мама двух сыновей: Андрея 9 лет и Максима 2 года. Стараюсь сделать так, чтобы не только наши занятия, но и вся жизнь были развивающими. При общении с детьми, и не только с ними, стараюсь придерживаться правила: «Не можешь рассказать — покажи».

Предыдущие записи рубрики

  • Сценарий детского праздника «Новый год у ворот»
  • Осенние игры для изучения признаков осени
  • 50 игр по сказке В.Г. Сутеева «Дядя Миша»
  • Игры на прогулке. Часть 2
  • Игры на прогулке. Часть 1

Вам будет интересно:

Игры с мячом на улицеЗимняя физкультминутка «Снежинка»Почитали-поиграли. Тематическое занятие по сказке «Палочка-выручалочка»Встречаем Олимпийские игры

Вверх