Советы женщинам!
ЛедиВека.ру » Без рубрики »

Ребенку 1 месяц

logo

Первые недели жизни – самые запоминающиеся для родителей, ведь в этот период все происходит впервые. Самый тревожный и интересный, полный забот и хлопот, первый месяц  жизни младенца характеризуется началом интенсивного физического и психического развития.

Многие молодые родители считают, что месячный ребенок еще слишком мал, и все, что ему нужно – это здоровый сон и мамино молоко. Но это не так: младенцы очень стремительно развиваются, особенно когда им уделяют много времени и занимаются. Чтобы оценить, как развивается малыш, родителям следует знать, что должен уметь ребенок в 1 месяц.

Особенности физического развития месячного ребенка

Надо отметить, что первый месяц жизни малыша в большей степени проходит во сне: новорожденные могут бодрствовать только по 4-6 часов в сутки. Это – нормальное явление, когда ребенка ничего не беспокоит и он здоров.

Когда малыш не спит, он по-своему активно «двигается» — много сучит ножками и ручками, иногда совершает непроизвольные движения. Это явление называется гипертонусом новорожденныхи относится к характерным особенностям развития ребенка в 1 месяц.

Как можно чаще выкладывая младенца на живот, родители, сами того не зная, стимулируют его приподнимать голову, очень скоро он научится держать ее.  Сначала несколько секунд, потом время увеличится. Быстрее будет получаться удерживать голову, находясь в вертикальном положении («столбиком»). Читайте подробнее о том, как держать ребенка столбиком>>>

Физическое развитие ребенка в 1 месяц тем и отличается, что младенец уже не спит в позе эмбриона, его движения становятся более координированными.

К концу первого месяца жизни он будет стараться поднимать вместе и голову, и попу. Если пятки малыша смогут опереться на мамину ладошку, то он сможет самостоятельно оттолкнуться – это будет его первое серьезное перемещение.

Таблица роста и веса*

Рост, см Вес, кг Окружность головы, см
Мальчик при рождении 50 3,3 34,5
Мальчик, 1 мес 55 4,5 37
Девочка при рождениии 49 3,2 34
Девочка, 1 мес 54 4,2 36,5

* — Данные приведены согласно графикам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ):

  • Рост девочек с рождения до 2-х лет.
  • Рост мальчиков с рождения до 2-х лет.
  • Вес девочек с рождения до 2-х лет.
  • Вес мальчиков с рождения до 2-х лет.
  • Окружность головы, девочки 0-2 года.
  • Окружность головы, мальчики 0-2 года

Как ребенок познает окружающий мир

Список того, что умеет ребенок в 1 месяц, не ограничивается строго физическими навыками. Слух, зрение, мимика и даже речь – все это не стоит на месте.

В первый месяц кроха еще не может толком двигаться, зато слышит новорожденный замечательно. Когда он бодрствует, постоянно вертит головой – так пытается определить, откуда раздаются услышанные им звуки.

Невероятно, но голоса родителей, особенно мамин, малыш различает из множества других уже к концу первого месяца.  Только мамины песни и нашептывания смогут успокоить его, когда он плачет.

От того, как развивается слух у малыша, напрямую зависит речь. Конечно, маленький ребенок еще не сможет воспроизводить сложные звуки, но первые «агу» и «гули» у него уже появляются, читайте, когда ребенок начинает агукать. Чем больше родители разговаривают с ним, тем быстрее закладывается речь у крохи.

Зрение в 1 месяц у новорожденных слабое, но с течением времени оно улучшается. В первые недели ребенок видит мир в размытых тонах, у него не получается сконцентрировать свое зрение, однако яркая игрушка, расположенная близко, привлечет внимание маленького человека. Узнайте, когда новорожденный начинает видеть?

Развитие ребенка предполагает, что в 1 месяц жизни он любит следить за движением предметов и лицами людей. Последний факт — научно доказанный.

Развивается и мимика крохи: он начинает улыбаться маме, показывать язык, пытаясь скопировать ее движения.

Эмоциональное и психическое развитие месячного ребенка

Нормальное психическое развитие ребенка в 1 месяц напрямую зависит от эмоционального фона, в котором растет маленький человек. Надо сказать, что младенцы очень хорошо чувствуют настроение мамы, любые эмоции моментально отражаются на его психологическом самочувствии.

Раздражение, усталость, расстройство самого важного человека приносит ребенку дискомфорт, и единственный способ «выплеснуть» его – это разразиться плачем.

Плач – это единственный сигнал, который в состоянии подать кроха, если его что-то беспокоит. Когда в семье спокойно и тихо, малыш чувствует себя в безопасности, а значит, нормально развивается.

Особенности эмоционального развития ребенка в 1 месяц заключаются в том, что малыш начинает подавать знаки – когда он чем-то недоволен и радоваться, когда ему все нравится.

К концу первого месяца появляется много новых звуков, кроха начинает по-особенному реагировать на появление близких людей: улыбаться и даже смеяться.

Важные детские рефлексы

Психомоторное развитие ребенка в 1 месяц характеризуется наличием безусловных рефлексов, по которым можно определить насколько хорошо малыш адаптируется к новым условиям, — это залог дальнейшего становления. Обязательно у малыша  первого месяца жизни, при условии здоровой нервной системы, должны проявляться такие рефлексы, как:

  • Ритмичные движения, необходимые для высасывания грудного молока. Иными словами, сосательный рефлекс. Он присутствует в течение первого года жизни малыша.

Развитие недоношенного ребенка в 1 месяц характеризуется слабым проявлением этого рефлекса. Дело в том, что детки, родившиеся раньше срока, еще не подготовлены природой к высасыванию молока и часто сосательный рефлекс у них практически не сформирован. По этой причине недоношенные дети, которых кормили с бутылочки первые недели жизни, и вовсе отказываются признавать материнское молоко;

  • Поисковый рефлекс заключается в том, что, едва коснувшись уголка рта малыша, можно вызывать с его стороны активные поиски материнской груди;
  • Способность крохи крепко хвататься за мамины пальцы своими ладошками, называется хватательным рефлексом;
  • Если грудничка положить на живот, он незамедлительно повернет голову в сторону. Это – проявление защитного рефлекса, который оберегает малыша от возможности задохнуться. Именно поэтому здоровым детям даже грудного возраста можно спать на животике без боязни. Подробнее об этом читайте в статье Можно ли новорожденному спать на животе?>>>;
  • Рефлекс ползания проявляется так: ребенок упирается стопами, например, в ладони взрослого и отталкивается от них, тем самым, продвигаясь вперед;
  • Чтобы увидеть, как месячный малыш «ходит», достаточно взять его вертикально, чтобы стопы лежали на твердой поверхности. Немного наклонив кроху, можно наблюдать непроизвольные шаги;
  • Интересный рефлекс – ладонно-ротовой. Оказывается, если прикоснуться к ладони грудничка и слегка на нее нажать, он будет открывать рот и при этом слегка наклонять вперед голову.

Подробнее о рефлексах новорожденного>>>

Сон ребенка

Бодрствует малыш в этом возрасте 45 минут — 1 час. Чем старше ребенок, тем больше время бодрствования. Например, в 7-10 дней от рождения время бодрствования новорожденного составляет 20 минут максимум.

  • Максимальное время бодрствования в 1 месяц — не больше 1 часа.
  • Продолжительность дневных снов различная: от 15 минут и до 2-3 часов. Количество снов — от 4 до 8 раз.
  • Общая продолжительность ночного сна — 8-10 часов.

Подробная статья о сне ребенка в 1 мес>>>

Особенные умения месячного ребенка

Развитие детей не может и не должно быть идентичным: они учатся новому и приобретают навыки с разной скоростью. Но, рассмотрев особенности развития ребенка в 1 месяц, можно выделить моменты, которые должны проявляться в развитии каждого малыша:

  1. удерживание головы, приподнимание ее из положения лежа на животе;
  2. поиск источника звуков, прислушивание к ним и умение различать мамин голос среди прочих;
  3. вздрагивание от резкого или слишком громкого звука;
  4. наблюдение за яркими предметами, а позже – за лицами людей;
  5. схватывание и удержание маминого пальца или игрушки;
  6. «гуление», способность к эмоциональному отклику на ласковый голос мамы.

О других особенностях развития ребенка в 1 мес. смотрите в моем видеоуроке:

Полезные советы

Развитие ребенка первого месяца жизни в большей степени зависит от теплой семейной обстановки, чтобы кроха чувствовал себя в безопасности. Общаясь с ним, оставьте проблемы и плохое настроение в стороне, улыбайтесь и ласково разговаривайте.

Надо часто брать малыша на руки, потому что сердцебиение родного человека и мамин запах действуют на его нервную систему исключительно с хорошей стороны. А ритмичные покачивания помогут уложить его спать.

Что необходимо ребенку в первые месяцы жизни, чтобы он гармонично развивался? Для развития слуха и заложения речи – песни, потешки, прибаутки. Если отзываться на его «агу», он скорее научится другим звукам.

Не менее важны прикосновения, поглаживания по спинке и животу. Это успокаивает ребенка, а массаж способствует физическому развитию всех групп мышц. Яркие игрушки и инструментальные мелодии помогут развить зрение и слух грудничка.

Чтобы проверить свои знания о том, как меняется и развивается ребенок в 1-ый месяц пройдите тест>>>

Читайте также:

  • Когда ребенок начинает переворачиваться?
  • Как научить ребенка переворачиваться?
  • Сколько раз какает месячный ребенок?

Недавно стали мамой малыша?

Получите удобную шпаргалку об играх с ребенком до года по месяцам!

Предыдущая запись

Следующая запись

Категории: Развитие ребенка до года

Марина Суздалева

Все статьи автора

Увлеченная мама сына Егорки (25.01.2011 г.р.) и малютки Василисы (24.07.2015 г.р.), психолог, автор и руководитель проекта «Клуб Увлеченных Мам» (http://razvivash-ka.ru), автор системы гармоничного развития ребенка дома, ведущая курсов и семинаров для родителей и воспитателей, эксперт по развитию ребенка в игре, автор книг и пособий для проведения развивающих занятий с детьми.

Предыдущие записи рубрики

  • О трудностях первого года материнства
  • Лепка с малышами + рецепт пластичного соленого теста
  • Развитие ребенка до года по месяцам: общепринятые нормы
  • 3 самых простых игрушки для самых маленьких
  • Игрушка-перетягивалка своими руками

Вам будет интересно:

Развивающие игры со шнурками, лентами и верёвочкамиПодвижные игры для малышей до годаБраслет-погремушка на ручку или ножку своими рукамиМобиль своими руками

Физическое развитие

В течение месяца новорожденный набирает в массе около 600 г. Рост его увеличивается в среднем на 3 см, окружность головы и груди на 1,3–1,5 см. Но помните, каждый ребенок индивидуален и имеет свои особенности развития. Поэтому, если ваш малыш немножко не добирает в массе или наоборот, набирает больше нормы, но при этом он прекрасно себя чувствует, имеет хороший аппетит, и отсутствуют признаки заболеваний, то оснований для волнения нет.

Движения

У новорожденного движения некоординированные. Его ручки согнуты в локтевых суставах, ножки в коленках, кулачки сжаты. Это проявления повышенного тонуса мышц-сгибателей, который полностью исчезает только к 3–4 месяцу жизни.

Внимательно следите за движениями ребенка, потому что сейчас он фактически ими общается. О дискомфорте ваш малыш может сообщить только плачем и усиленной двигательной активностью. Доказано, что, чувствуя боль, новорожденный разгибает большой палец кисти и, напротив, сгибает пальцы ног. При вздутии животика он активно двигает ножками. О появлении неприятных ощущений в ухе свидетельствует то, что ребенок активно вертит головкой. Научитесь «читать» язык движений своего малыша — и вы ему очень поможете!

Органы чувств

Глаза уже полностью сформированы, но зрение еще неполноценно. Новорожденный видит нечетко, он не способен сконцентрировать свой взгляд. Обратите внимание, что малыш плачет без слез, они появятся только к 3–4 неделе его жизни. У многих деток наблюдается косоглазие, подергивание глазных яблок из стороны в сторону (нистагм). Это нормальные явления для этого возраста и объясняются незрелостью зрительной системы.

У новорожденных всегда голубой цвет глаз, потому что в радужке отсутствует меланин — естественный пигмент организма. Если цвет глаз должен будет поменяться, меланин будет вырабатываться по мере роста ребенка. А постоянный цвет сформируется примерно к шестимесячному возрасту. Хотя у некоторых деток, особенно с темной кожей, уже с рождения глаза имеют светло-коричневый цвет.

На первом месяце жизни на большинство звуков ребенок реагирует замиранием. Он еще не умеет определять их источник и поэтому не поворачивает головы на шум. Зато услышав человеческий голос, особенно мамин, малыш прислушивается и даже успокаивается, если перед этим плакал.

Уже с рождения ребенок в состоянии узнать свою маму по запаху. Старайтесь не пользоваться парфюмерией, потому что малыш может воспринять вас как чужого человека и даже отказаться от кормления грудью.

Срыгивания

У новорожденного слабо развиты мышцы входящего отдела желудка и хорошо развит исходящий отдел. Поэтому желудок напоминает открытый сосуд, из которого жидкость довольно легко может вытекать наружу. А при неправильной технике кормления ребенок еще и заглатывает воздух. Поэтому и возникают срыгивания, то есть отхождение небольшого количества молока и воздуха сразу после кормления. У мальчиков, например, они наблюдаются чаще, чем у девочек. Общее состояние ребенка не страдает, если срыгивания случаются не часто, следовательно, оснований для излишних волнений нет.

Чтобы попытаться избавиться от срыгиваний нужно:

  1. Перед каждым кормлением укладывать малыша на животик. Это способствует освобождению желудка от воздуха и тренирует брюшные мышцы.
  2. Правильно прикладывать ребенка к груди.
  3. После кормления носить малыша в вертикальном положении, поглаживая его по спинке, пока не отойдет воздух.

Физиологические отправления

Стул у новорожденного бывает 3–6 раз в сутки, но не больше 7 (сколько кормлений, столько раз и стул). Его характер будет зависеть от типа вскармливания. При грудном вскармливании стул мягкий, кашицеобразный, с кисловатым запахом, желто-золотистого цвета. При искусственном: густой, вязкий, светло-желтого или коричневого цвета, с неприятным острым запахом, бывает 1–3 раза в сутки.

В первые два дня жизни ребенок мочится всего 2–4 раза в сутки. Это физиологическая норма, в этот период идет адаптация выделительной системы. На 5–6 день количество мочеиспусканий увеличивается до 20–25 раз в сутки. Если ваш малыш мочится значительно реже, задумайтесь, получает ли он достаточно молока?

Сон

Сразу после рождения большинство детей спят хорошо. Но с 7–10 дня сон начинает чередоваться с активными периодами. Вам необходимо сориентироваться в биоритмах ребенка, чтобы своевременно планировать его кормление, пеленание, купание.

Новорожденный нуждается в покое, удобстве и чистом воздухе. Комната, где стоит кроватка, должна быть уютной, без сквозняков, источников шума. Следите, чтобы малыш не был чрезмерно укутан. Теплорегуляция его организма еще не совершенна, он может очень легко перегреться.

В кроватке ребенок должен лежать на боку. Чтобы не возникли деформации головки необходимо периодически менять его положение, чередуя правую и левую стороны. Никакой подушки не нужно. Во-первых, это опасность для малыша — перегрева, возможности удушения, аллергизации организма. Во-вторых, положение ребенка без подушки способствует формированию нормальных физиологических изгибов позвоночника.

Чихание, вздрагивание, зевание ребенка во время сна — абсолютно нормальные явления для новорожденного. Конечно, если они не слишком выражены и не сопровождаются симптомами заболевания.

Почему дети плачут

  • Чувство голода. Убедитесь, что ребенок получает достаточно молока. Для этого можно провести контроль частоты мочеиспусканий на протяжении суток.
  • Погрешности в уходе. Иногда это: тугое пеленание, неумело одетая одежка с рубцами, мокрая пеленка или неудобное положение в кроватке.
  • Неприятные ощущения (боль в животике, опрелости, насморк).
  • Проявления темперамента. Здоровый новорожденный в течение суток может плакать до 1,5–2 часов, и это абсолютно нормально.

Первый месяц жизни ребенка называют периодом новорожденности. Для малыша это важный этап адаптации к новым условиям существования, от которого зависит его будущее здоровье. Будьте всегда рядом со своим ребенком, старайтесь своим вниманием и своевременной помощью максимально облегчить ему этот нелегкий период жизни.

Упражнения для новорожденных: как и когда проводить, пошаговое описание упражнений.

В предыдущей статье «Первый месяц жизни новорожденного» мы говорили об основных задачах развития ребенка и его достижениях за первый месяц жизни. Но эти задачи успешно решаются только в том случае, если мама проводит с малышом специальные  «мини-занятия», включающие развивающие игры и упражнения.

Упражнения для новорожденных детей, о которых я расскажу сейчас, помогут решить перечисленные задачи, достичь нужных показателей, будут способствовать полноценному своевременному развитию младенца.

Упражнения для новорожденных с первых дней жизни ребенка

Когда можно проводить упражнения с ребенком?

Упражнения для новорожденных длятся не  более 1-2 минут и проводятся 1-2 раза в день в то время, когда ребенок сыт, спокоен и его ничего не тревожит. Постепенно длительность таких занятий с новорожденным может быть увеличена до 2-4 минут.

Описание развивающих упражнений для новорожденных детей

Упражнение 1. Погремушка

Задача: 1) научить малыша следить глазами за движущейся погремушкой, фиксировать взгляд на неподвижной погремушке, 2) научить удерживать взгляд на неподвижной игрушке.

Как заниматься с малышом:

  1. Возраст – 10 дней. Возьмите яркую погремушку размером 10см. Лучше чтобы она была однотонная, т.е. одного цвета. Хорошо, если Вы сможете прикрепить ее на палочке для демонстрации ребенку. Покажите малышу игрушку в то время, когда он лежит на спинке в кроватке. Показывать игрушку надо на расстоянии 50см от глаз ребенка. Перемещайте погремушку вправо на 20-30см, затем влево на 20-30см. Повторите 3-4 раза. После чего погремите погремушкой и покажите малышу, как перемещается вправо и влево гремящая погремушка.
  2. Возраст – 20-30 дней. Добавляем новый элемент – остановку в движении игрушки. Покажите игрушку на расстоянии 50 см от глаз ребенка. Переместите ее влево на 30 см и  остановитесь на 5-10 секунд, чтобы малыш смог остановиться и сосредоточить свой взгляд на игрушке. Затем перемещайте погремушку вправо и снова остановитесь на 5-10 секунд. Повторите 3-4 раза. В дальнейшем используйте для упражнения другие игрушки. Можно использовать и яркие контрастные рисунки  человеческого лица, и геометрические формы – оранжевый круг, красный квадрат и т.д.
  • Если не получается привлечь внимание крохи к игрушке, покачайте ее. Если и это не помогло, то просто подставьте игрушку под взгляд малыша.
  • Сначала учите ребенка отслеживать движение игрушки в горизонтальном  направлении. Когда он это освоит, можно начать перемещать игрушку и в вертикальном направлении. Следующий этап усложнения – сложная траектория перемещения игрушки. Такое поэтапное усвоение упражнения очень важно, ведь малыш просто не сможет с первого раза успевать следить за предметом, движущимся в разных направлениях.

Упражнение 2. Колокольчик

Можно вместо колокольчика использовать шаркунок, бубен, маракас или любой другой звучащий предмет.

Задача: вызвать двигательную реакциюна звук.

Как заниматься с малышом:

  1. Возраст – 10-20  дней. Сбоку от лежащего в кроватке малыша на расстоянии 25-30 см позвените колокольчиком. Дождитесь, пока звук колокольчика затихнет, и снова позвоните, снова дождитесь затихания звука и позвените. Звук не должен быть очень громкий и  резкий! После этого покажите малышу колокольчик и позвените им. Пусть малыш попробует зафиксировать свой взгляд на звенящем колокольчике. Затем перемещайте звенящий колокольчик, чтобы малыш стал следить глазами за ним.
  2. Возраст – 20-30 дней. При выполнении этого упражнения меняйте темп движения колокольчика – то убыстряя, то замедляя его. При этом мы учим ребенка убыстрять и замедлять слежение глазами за игрушкой. Меняйте траекторию движения колокольчика. Когда колокольчик надоест малышу, и он перестанет на него реагировать, замените игрушку на шаркунок, бубен, барабан или любую другую игрушку, издающую звук.

Упражнение 3. Разговоры: подготовительный этап речевого развития

Задача:побуждать к эмоциональным проявлениям, учить удерживать взгляд на лице говорящей мамы.

Как заниматься с малышом:

Во время ухода за ребенком (пробуждение, переодевание, купание, укладывание спать и т.д.) в замедленном темпе, напевно разговаривайте с ним.

  1. Задавайте вопросы и за него отвечайте. Например: «Проснулась наша Катенька! Как тебе спалось? Хорошо спалось. Давай я тебя поглажу и т.д.» Речь должна быть интонационно выразительная, а не однообразная, т.к. малыш прежде всего различает интонации речи. Фразы должны быть короткие.
  2. Пойте малышу песенки, читайте стишки, нараспев произносите потешки, пестушки (см. соответствующие статьи рубрики)

Упражнение 4. Выкладывание на животик

Задача: формировать умение удерживать головку.

Как заниматься с ребенком:

Почему ребенок кусается?

Если вы обнаружили, что младенцу нравится кусаться, не стоит сразу же бить тревогу, как не стоит и игнорировать такое поведение. Внимание к потребностям поможет быстро выявить причину плохой привычки и устранить ее в самом начале. Чтобы понять, как реагировать на укусы любимого чада, прежде всего, необходимо обратить внимание на возраст:

От 8 месяцев до года

Чаще всего в этот период годовалый ребенок кусается из-за дискомфорта, который связан с ростом зубов. Ситуация сопровождается повышенной нервозностью, плаксивостью и капризами. Желая избавиться от боли и зуда, чадо грызет и кусает все, до чего может дотянуться. В этом случае предотвратить плохую привычку родители могут, проследив, чтобы малышу всегда были доступны «грызунчики», или игрушки, изготовленные из безопасного силикона, резины.

Также рекомендуется использовать специальные гели с анестезирующим эффектом, которые втираются непосредственно в воспаленные десна. Если вас заботит, почему ребенок в год кусается, ответ прост. В этом возрасте проблема укусов может сохраняться в течение нескольких месяцев и не требовать особых мер.

От года до 2 лет

Наиболее распространенным ответом на вопрос, почему ребенок кусается, является фактор переутомления. Большое количество новых эмоций, с которыми не может справиться психика младенца, приводит к раздражительности и проявлениям гнева. В случае, если привычка приобретает постоянный характер, и малыш кусает только людей (родителей, других детей в семье и пр.), игнорировать это нельзя.

В этом возрасте отучить младенца можно, прервав игру или общение, показав, что вам больно, и сказав твердо «нельзя». Такой подход довольно быстро приносит свои плоды, и малыш, отвлекаясь, забывает о вредной привычке.

Помимо этого, также помогают успокаивающие развлечения, способные надолго привлечь внимание. Наиболее подходящими для этих целей являются: конструктор, лепка, рисование мелками и яркими фломастерами и прочие пассивные игры.

От двух лет

В этот период малыш способен хорошо понимать окружающих и координировать собственные действия. Также в это время многие детки начинают ходить в детский сад, где знакомятся и взаимодействуют с другими детьми. Наиболее частой причиной проявления вредной привычки становится желание малыша показать свое лидерство.

Ситуации, когда малыш кусается без видимых причин или от переизбытка эмоций, свидетельствуют о сознательном решении привлечь и удержать внимание окружающих. От такого проявления желаний следует избавиться как можно скорее, поскольку это приведет лишь к тому, что в детском коллективе с ребенком не захотят дружить.

Если в вашем присутствии ребенок кусается в саду, следует заставить его извиниться и объяснить, что так делать нельзя.

От трех лет

Укусы малыша в этом возрасте свидетельствуют о проблемах в общении с окружающими, чаще сверстниками. Здесь необходимо обратить внимание на то, с какой целью ребенок выбирает такую линию поведения. Если малыш стремится защитить себя, то проблема в недостатке внимания со стороны взрослых.

Если ребенок в 3 года кусается, атакуя, то причина может крыться в недостаточном самоконтроле. Выяснить, что именно вызывает такое поведение, поможет консультация невролога либо детского психолога. Также квалифицированный специалист даст необходимые рекомендации и предложит способы решения проблемы.

Невозможность выразить свои эмоции словами приводят младенцев к поиску иного способа общения с окружающими людьми, и укусы становятся одним из вариантов. Это может войти в привычку, когда малыш обижен, злится или чего-то хочет. Однако желание кусаться также может появиться и по другой причине.

Иногда ребенок кусается и дерется вследствие слабо развитой тактильной чувствительности. На это могут указывать такие факторы, как небольшое отставание в речи и боле длительная привязанность к соске.

Избавить ребенка от вредной привычки можно, давая больше продуктов, которые можно грызть. Это могут быть яблоки, морковь и пр.

Что делать, если ребенок кусается?

От появившейся привычки не всегда бывает легко избавиться, даже если ребенок в год кусается.

Никогда не отвечайте на укусы ребенка шлепками, криком или укусами в ответ!

Как и концепция воспитания в целом, агрессия не является способом решения проблемы, а служит лишь причиной развития испуга и комплексов.

По возможности любимому чаду следует объяснить спокойным тоном, что укусы вызывают боль. Уверенность и демонстрация следов зубиков малыша на коже другого человека смогут помочь понять ощущения от укусов.

Как было сказано ранее, причиной того, что ребенок кусается в садике, может быть попытка замены речи. Здесь важно объяснить, что слова «нет», «не хочу», «обиделся», «не нравится» и другие, окружающие понимают лучше. При общении с ребенком на эту тему рекомендуется использовать игрушки, участвующие в сценах различных вариантов событий.

В некоторых случаях ребенок кусается, не зная, что делать, и желая проверить родных и других малышей. Таким образом, глядя на реакцию окружающих, они стремятся определить пределы дозволенного поведения. Избавиться от неприятных укусов вам поможет твердость в поведении и запретах. Объясняя, что так поступать нельзя, говорите уверенным голосом, а все капризы пресекайте.

Лучшим способом неконфликтно разрешить ситуацию здесь становится игрушка, событие или действие, отвлекающее внимание, которое способно пресечь возможную истерику и рев. Также вы можете продемонстрировать малышу, как неприятны вам укусы, и, наоборот, насколько нравятся проявления нежности (когда вас гладят по голове, целуют и обнимают). Независимо от выбранного способа, запомнить, о чем шла речь, ребенку поможет поощрение.

Ваш ребенок кусается в саду: что делать?

Как ни странно, причиной того, что ребенок кусается в детском саду, чаще всего становится поведение родителей. Даже нежные укусы в шутливой форме во время игры дают малышу понять, что таким образом можно проявлять свою любовь. Результатом таких действий становится проекция поведения в семье на окружающих и, как следствие, неприятные замечания воспитателей о том, что ваше любимое чадо кусается. Избавить ребенка от привычки кусаться и щипаться можно спокойными объяснениями и примерами других способов проявления симпатии.

Существуют и более сложные моменты, когда ребенок кусается вследствие недостатка внимания воспитателей. Усугубляет проблему при этом применяемые наказания. Здесь необходимо не только выяснить причины появления вредной привычки, но и обратить внимание на взаимоотношения педагогического состава яслей в саду и детей.

Постоянный стресс и давление на малыша во время пребывания в детском саду может даже стать причиной перевода в другую группу. Если же изменить текущее состояние нет возможности, улучшить ситуацию можно, раньше забирая малыша (к примеру, во время полуденного сна) хотя бы в течение нескольких дней. Так вы получите возможность сократить период контакта ребенка с раздражающими факторами. Избавить его от стресса поможет спокойное времяпрепровождение в кругу семьи.

Взрослый ребенок кусается: советы психолога

Чаще всего избавить родное чадо от привычки кусаться можно самостоятельно.

Однако при длительных попытках и отсутствии положительного результата лучшим помощником становится детский психолог. Независимо от возраста малыша, совместное наблюдение специалиста и родителей дает хорошие и быстрые результаты без возникновения стрессовых ситуаций. Если же посещение психолога невозможно по каким-либо причинам, во многих случаях более пристальное наблюдение за поведением также может помочь выявить причину и решить существующую проблему.

Не стоит пугаться и паниковать, ведь желание укусить не является у детей показателем психических отклонений. Это просто плохая привычка, появившаяся вследствие дискомфорта. Обратив внимание на то, какие именно ситуации вызывают у малыша желание кусаться, вы можете оградить его от участия в них и тем самым позволить проблеме сойти на нет. Такой источник неприятностей чаще находится либо в семье, либо в детском саду.

Прививки

Национальный календарь профилактических прививок действует на всей территории России. Его положения носят рекомендательный характер, поскольку, по законам Российской Федерации, пациент (или его опекун) имеет право отказаться от любого медицинского вмешательства, в том числе и прививки.

В некоторых случаях для формирования хорошего иммунитета нужна не одна, а несколько вакцинаций, поэтому они носят порядковый номер: первая, вторая, третья.

В отличие от иммунитета, образующегося после перенесенной болезни, поствакцинальный иммунитет более слабый и через некоторое время может угаснуть. Для этого нужна ревакцинация – возобновление иммунитета.

Необходимо помнить, что вакцинация должна проводиться только здоровым детям. Кроме того, для каждой вакцины есть свои противопоказания. Фраза «вакцина вводится всем детям» подразумевает под собой тех детей, у которых нет противопоказаний. О них Вы можете прочитать в инструкции к вакцине. Для этого в третьей колонке таблицы есть конкретные названия используемых вакцин. Определять наличие или отсутствие противопоказаний должен врач непосредственно перед вакцинацией.

Российский национальный календарь профилактических прививок

(Минздравсоцразвития, 2012 год. Примечания взяты из официального текста и упрощены для понимания неспециалистами. Названия вакцин приводятся по данным портала http://www.rlsnet.ru/).

Данный календарь был утвержден Минздравсоцразвития в 2011 году и каждый год дополняется и пересматривается. В планы входит включение в него вакцины от пневмококковой инфекции, а также внесение вакцинации против ВПЧ (Гардасил), которая проводится сейчас только в некоторых регионах.

Группы риска

Группой риска называется контингент людей, у которых вероятность заболевания повышена по сравнению с остальными. Для каждой инфекции группы риска свои.

Повышенный риск туберкулеза имеют:

  • дети, проживающие в регионах с повышенной заболеваемостью;
  • дети из семей, где есть больной туберкулезом человек.

Повышенный риск гепатита В имеют:

  • дети, которые родились от матерей, больных гепатитом В, или его носительниц;
  • дети, которые родились от матерей, не имеющих результатов или не проходивших обследование на гепатит В;
  • дети наркозависимых матерей, в семьях которых есть больной гепатитом человек.

Повышенный риск гемофильной инфекции:

  • дети с иммунодефицитными состояниями (ослабленный иммунитет) или анатомическими дефектами, приводящими к резко повышенной опасности заболевания Hib-инфекцией (неправильное развитие легких, бронхов, дефекты лица и носовой полости и т.д.);
  • дети с онкогематологическими заболеваниями (рак крови) и/или длительно получающие иммуносупрессивную терапию;
  • ВИЧ-инфицированные дети или рожденные от ВИЧ-инфицированных матерей;
  • дети, находящиеся в закрытых детских дошкольных учреждениях:домах ребенка, детских домах, специализированных интернатах (для детей с психоневрологическими заболеваниями и др.), противотуберкулезных санитарно-оздоровительные учреждениях.

Массаж

Прикосновение для новорожденного очень важно: ребенок способен ощущать поглаживания и реагировать на них буквально с самого рождения, ведь зрительные и слуховые раздражители он начинает воспринимать чуть позднее. Ласковые прикосновения вызывают у младенца эмоциональные и двигательные реакции, он чувствует себя комфортно и безопасно.

Несложный массаж доставляет новорожденному огромное удовольствие и приносит большую пользу. Он стимулирует выработку гормонов роста, увеличивает количество энзимов, делающих клетки более чувствительными к гормонам. По результатам исследований, развитие новорожденных, к которым часто прикасались, опережали своих сверстников с неврологической точки зрения, кроме того, у них повышалась секреция пищеварительных гормонов.

Для проведения массажа нужно выбрать спокойное место, где нет сквозняков. Можно начинать день с утреннего массажа, однако для детей, которые страдают кишечными коликами, массаж полезнее во второй половине дня или вечером, но лучше его проводить до того времени, когда обычно начинаются боли.

К концу первого месяца ребёнок узнает маму по звуку голоса или по запаху, разглядывает ее лицо, уже может фиксировать свой взгляд на каком-то ярком предмете. Чтобы проверить этот навык, нужно взять яркую погремушку, поместить её перед малышом на расстоянии 30 – 40 см и передвигать вправо и влево. Вы заметите, как он следит за игрушкой в течение нескольких секунд, но пока не тянется к ней.

Услышав звук погремушки, малыш прислушивается, то есть отмечается слуховое сосредоточение. При громком звуке ребёнок вздрагивает или моргает, например, если на расстоянии 30 – 40 см от него хлопнуть в ладоши. Лежа на животе, он удерживает головку в течение 5 – 20 секунд. Ребенок плачет, если ему что-то нужно в данный момент или он испытывает дискомфорт. Это может быть чувство голода, мокрый подгузник, неприятные ощущения в животе при повышенном газообразовании. Ребенок может неосознанно улыбаться в этот период. Хотя это происходит без каких-либо видимых причин, но очень радует его родителей.

Чтобы и мама, и ребенок пребывали в хорошем расположении духа, все члены семьи должна заботиться об их состоянии, быть спокойными и не проявлять нервозности. Малыша лучше носить на руках: так он будет чувствовать биение сердца мамы или папы, чувствовать запах – это его успокаивает. Очень важно создавать тактильный контакт, делать массаж и выкладывать ребенка на животик. 

Напевайте ему песенки, рассказывайте поговорки и потешки – ребенок  будет реагировать на звуки и скоро попытается вступить в диалог. Он быстрее начнет «гулить» и осмысленно «агукать». Яркие и контрастные игрушки развивают зрение и восприятие. Как только малыш начнет фокусировать взгляд, двигайте игрушки, чтобы он следил за ними в движении. Как можно чаще разговаривайте с ребенком, поддерживайте визуальный контакт, и вскоре Вы получите ответную реакцию: Ваш малыш Вам улыбнется.

Прогулки с новорожденным

Прогулки очень важны для закаливания младенца, а также для его развития, потому что во время прогулок он начинает познавать мир.

Гулять с малышом уже можно с 5-7-го дня после рождения. Вначале прогулки носят кратковременный характер (менее 30 минут), постепенно они становятся более продолжительными – до 4 часов в день. Избегайте мест скопления людей, не гуляйте у магазинов, не контактируйте с простуженными людьми.

Если на улице лето, гулять с новорожденным можно сразу после выписки из родильного дома. Начинать можно с 15 минут на свежем воздухе, добавляя по 5-10 минут ежедневно. Продолжительность прогулки постепенно можно увеличить до 2-3 часов, при этом нужно ориентироваться на состояние погоды и желание мамы.

Поскольку способность к терморегуляции формируется у ребенка постепенно, необходимо правильно одевать ребенка, чтобы не допустить как переохлаждения, так и перегрева.

Продолжительность прогулок в холодное время года, конечно же, должна быть меньше, чем в теплое. Очень важно правильно одевать ребенка на прогулку, чтобы он не переохладился, и не перегрелся. Помните о том, что способность к терморегуляции у ребенка не врожденная, а приобретается постепенно.

Если малыш родился зимой, педиатры рекомендуют подождать несколько дней, прежде чем выходить на прогулку. При морозе ниже 10-12 градусов первые прогулки с новорожденным лучше заменить непродолжительным сном на застекленном балконе.

Свежий воздух жизненно необходим ребенку и маме: после прогулки улучшается кровообращение, повышается аппетит, нормализуется сон. Разница в температурах дома и на улице очень важна для закаливания. Без солнечного света у ребенка не вырабатывается витамин D и может развиться рахит.

Многие мамы задаются вопросом: как часто нужно гулять с малышом?

Это зависит от погоды: летом можно находиться на улице практически целый день. Зимой прогулки с месячным ребенком должны составлять не менее 1,5 часов. Лучше всего разбить то время на 2-3 прогулки.

Как быть, если Вы дома одна и Вам нужно подготовиться к прогулке?

Сначала нужно одеться самой и только потом одеть ребенка, чтобы он не вспотел и не простудился.

Не нужно думать, что чем теплее Вы оденете ребенка, тем лучше. Перегревание для младенца не менее опасно, чем переохлаждение, поэтому на улице нужно периодически проверять, не вспотел ли ребенок, не мокрый ли он под одеждой.

Правило «+1» означает: Вы одеваете новорожденного на прогулку так же, как одеваетесь сами, но добавляете к этому еще один слой. Внимательно следите во время прогулки за температурой ручек, ножек и головы: они не должны мерзнуть.

Не нужно туго пеленать новорожденного на прогулку, так как в этом случае он не сможет двигаться и быстрее замерзнет. Оставьте лицо младенца открытым и внимательно следите за цветом его лица: если он раскраснелся, то ему, вероятнее всего, жарко, а если побледнел, то холодно.

Иногда прогулку можно заменить сном на балконе. Это позволит маме отдохнуть или, наоборот,  сделать срочные  домашние дела. Если мама неважно себя чувствует, то сон на балконе – прекрасная альтернатива прогулке. Главное, чтобы балкон выходил не на проезжую часть и ребенок во время сна не дышал выхлопными газами. Важно позаботиться о безопасности: в коляску, стоящую на балконе, не должны попасть посторонние предметы с крыши, верхних этажей или с улицы. Если Вы волнуетесь, что можете не услышать, как ребенок проснулся, то воспользуйтесь «радионяней». Так называют передающее устройство, оснащённое микрофоном, которое помещается рядом с младенцем. Оно передаёт звуки по радиоволнам  на приёмное устройство с громкоговорителем, которое носит с собой мама или другой член семьи.

До тех пор пока ребенок не научится самостоятельно садиться или вставать на четвереньки, Вы можете спокойно оставлять его спать в коляске на балконе.

Правда ли, что чем дольше прогулка, тем лучше?

Такой вопрос часто возникает у мам. Дело в том, слишком долго гулять с новорожденным сложно по нескольким причинам.

Во-первых, малыша нужно прикладывать к груди «по требованию», а сделать это на улице очень проблематично. Летом это можно сделать, если у мамы есть слинг. Его называют по-разному : лоскутный держатель, перевязь, sling, и вот уже более 30 лет используют во всем мире. Но в холодное время года, даже при наличии слинга, покормить ребенка на улице крайне затруднительно.

Во-вторых, при долгих прогулках новорожденный будет вынужден несколько часов подряд находиться в испачканном подгузнике, и это вызовет у него дискомфорт.  Главное – помнить о том, что во всем нужна мера и постепенность: ребенок очень медленно приспосабливается ко всему новому. Сначала он адаптируется к своей кроватке, затем — к слингу и коляске. 

Пеленание

Одежда новорожденных детей должна быть достаточно свободной. Лучше всего использовать хлопчатобумажную одежду, хорошо впитывающую испарения и пропускающую воздух. Общее правило — одевайте и укрывайте ребенка так, как бы Вы оделись, но добавьте еще один слой.

Пеленание ограничивает движения ребенка, тугое пеленание затрудняет дыхание, тактильные ощущения. Считается, что ребенок, которого не пеленают, быстрее научится переворачиваться, садиться и ползать. Однако все дети разные и, если  Вы замечаете, что запеленутый малыш быстрее успокаивается и реже плачет, попробуйте запеленать его, но не туго, а просто завернув ручки и ножки. Современные пеленки сшиты так, что ножки малыша вольготно размещаются в конверте, а ручки легко фиксируются пеленкой. Когда малыш не спит, лучше убрать пеленки и дать ему полную свободу: солнечные и воздушные ванны очень полезны, гимнастика тоже. 

Питание кормящей мамы

Доказано, что вес матери не влияет на успешную лактацию. Не жестких требований к рациону кормящей матери. Потребность женщины в белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных веществах в этот период повышается, однако если эти потребности в дополнительной энергии и питательных веществах не удовлетворяются, то синтез грудного молока будет происходить за счет тканей матери. Нормально питающаяся женщина накапливает во время беременности необходимые запасы питательных веществ, которые затем используются в первые месяцы лактации.

Распространенное мнение о том, что для нормальной лактации необходимо значительное увеличение потребления жидкости, не подтверждено научными исследованиями. Когда матери не хватает жидкости, моча становится концентрированной, женщина испытывает жажду. Поэтому обычно женщина сама регулирует количество потребляемой жидкости, таким образом, чтобы не испытывать жажду. 

Форма и размер груди не определяет количество молока и возможность грудного вскармливания. Часто причину неудачного прикладывания ребенка к груди объясняют формой сосков. Маленькие, плоские или вдавленные соски нередко являются причиной беспокойства матери: сможет ли ребенок правильно взять грудь, не тяжело ли будет ему сосать. В большинстве случаев плоские соски не являются препятствием для грудного вскармливания, чаще всего причину неудачного кормления грудью следует искать в нарушении техники прикладывания ребенка к груди. Медицинский персонал должен помочь Вам правильно приложить ребенка к груди как можно раньше, лучше всего в первый день после родов, до того как «прибудет молоко» и грудь станет полной. Если по каким-то причинам ребенок не может сосать грудь, то следует сцеживать молоко и кормить из чашки. Не нужно кормить ребенка из бутылочки, так как это затруднит в дальнейшем прикладывание ребенка к груди.

  • Противопоказания к грудному вскармливанию со стороны ребенка –тяжелое состояние, низкий вес при рождении.
  • Противопоказания к грудному вскармливанию со стороны матери – тяжелое состояние, прием некоторых медикаментов, ВИЧ-инфекция.

Как оценить, достаточно ли ребенок получает молока

Любой ребенок — индивидуальность, в природе нет второго, похожего на него. Потребности детей в пище также индивидуальны. Подобно тому, как меняется состав молока в течение дня и месяцев, меняются и потребности ребенка. К счастью, большинство детей способно регулировать количество потребляемого грудного молока в соответствии с их потребностями.

Рекомендуется прикладывать ребенка к груди, как только он проявляет  признаки голода или беспокойства, днем и ночью, начиная с первого дня, необходимо придерживаться такого распорядка до конца периода кормления. Иногда придется кормить 10-12 раз в день, иногда 6-8 раз. Не стоит ждать, пока ребенок плачем будет требовать кормления.

Если ребенку дают соску или туго пеленают его, очень трудно распознать признаки, которые обычно проявляют дети, когда они голодны. Голодные дети двигают головку, ручки, подносят их ко рту, у них появляется слюна, они причмокивают языком, делая сосательные движения ртом и языком. У них есть множество способов показать свой голод — крик и плач — это последний, самый отчаянный метод.

Грудное молоко легко и быстро переваривается, по сравнению с искусственным детским питанием, поэтому и кормить ребенка следует чаще, чем при искусственном вскармливании.

Большинство детей нуждаются в кормлении по ночам. Ради удобства поставьте кроватку ребенка рядом с Вашей или устройте его неподалеку от себя так, чтобы легко было кормить ночью. Это не представляет опасности, материнский инстинкт поможет Вам кормить ребенка в дремотном состоянии, только не пеленайте ребенка туго, от этого он не будет спокойнее. Кормление расслабляет, таким образом, Вы и сами отдыхаете, даже если не удается заснуть.

Позвольте ребенку наесться досыта. Не обращайте внимания на часы во время кормления. Иногда дети наедаются быстро, иногда медленно. Ребенок может требовать кормления урывками, отдыхая в промежутках между кормлениями, иногда он требует более постоянного кормления. Вы научитесь понимать по звукам, продолжает ли ребенок сосать или он просто дремлет у груди. Если ребенку комфортно, кормление не повредит вашим соскам даже при частом и длительном кормлении.

Если ребенок самопроизвольно бросает грудь, сделайте перерыв (паузу). Затем попробуйте предложить ему ту же самую грудь, чтобы убедиться, что ребенок получил «заднее» молоко, богатое жиром. Если он отказывается, предложите вторую грудь, если откажется и от второй груди, значит, ребенок сыт. При каждом кормлении предлагайте ту грудь, которая «отдыхала» при предыдущем кормлении. Если у ребенка заметна склонность к «любимой» груди, это не проблема. Практически молока водной груди достаточно, чтобы насытить ребенка. Не забывайте, что есть женщины, которые с успехом кормили только грудью и близнецов, и даже тройняшек.

Молоко полностью удовлетворяет потребности ребенка в пище и воде в первые шесть месяцев жизни. Даже при жаркой погоде или повышенной температуре ребенка нет необходимости давать ему воду или чай, просто надо кормить ребенка часто и по его желанию.

В первые месяцы развития нормальное прибавление в весе варьирует в промежутке 500 — 800 гр. ежемесячно. Если прибавка в весе меньше указанного, не следует сразу же прибегать к искусственному детскому питанию. Постарайтесь кормить ребенка чаще. Обратитесь за советом к педиатру, детской медицинской сестре, которые проверят, правильно ли Вы прикладываете ребенка при кормлении, эффективно ли грудное кормление. Дети растут неравномерно, ребенок может неожиданно требовать более частого кормления в течение нескольких дней, что соответственно вызовет увеличение количества молока. Дети прекрасно регулируют свои потребности, тем самым регулируя количество молока, вырабатываемого материнской грудью.

Перед кормлением нет необходимости мыть грудь и соски, так как грудное молоко обладает дезинфицирующими свойствами. Мыло, дезинфицирующие средства или спирт удаляют естественную жировую смазку кожи и повышают риск появления трещин.

Подготовка к кормлению грудью и его основные правила

Удобно расположитесь, расслабьтесь. Примите удобное положение лежа или сидя, чтобы удерживать ребенка близко к груди в течение сравнительно долгого времени. Существует множество способов кормления: сидя, лежа, на корточках. Самое главное, чтобы в процессе кормления мать была расслаблена и ребенок удобно расположен.

  • Держите ребенка в таком положении, чтобы ему не приходилось вытягивать головку. Это значит, что ребенка следует повернуть к своей груди, т. е. поверните его животиком к вашему животу. Проверьте, удобно ли Вашему ребенку.

  • Приложите ребенка близко к груди, чтобы ему не приходилось прилагать усилия и тянуться к груди во время кормления. Ваш сосок может быть поврежден, если ребенок приложит максимум своих усилий для удержания соска во рту.

  • Придерживайте спинку ребенка, не держите его головку. Если головка ребенка крепко зажата, он может инстинктивно стараться вывернуться, «бороться»  у груди.

  • Носик ребенка во время кормления должен быть на одном уровне с соском. Это значит, что ребенку придется повернуть немного головку, чтобы достать сосок, помогите ему, поддерживая нижнюю часть спинки.

  •  Не следует пальцами Вашей руки регулировать расстояние между носиком ребенка и грудью. Зажимая пальцами грудь, вы нарушаете форму груди, тем самым, затрудняя ребенку захват соска. При правильном расположении ребенок дышит через края носовых ходов.

  • Не держите и не двигайте грудь по подобию бутылки. Ваши движения помешают ребенку ухватиться за грудь. Ребенок должен полностью захватить грудь, чтобы достать место скопления молока. Если есть необходимость в поддержке груди, поддерживайте снизу, желательно всей ладонью руки, ребром прижатой к грудной стенке. Пальцы держите на расстоянии (приблизительно 10 см.) от соска.

  • Если ребенок сонный или неспокойный, привлеките его внимание к кормлению нежными прикосновениями к щечке или ко рту или прикасайтесь к ним соском. Выдавите капельку молока на поверхность соска, это будет стимулировать аппетит ребенка. Дети обычно открывают в таком положении ротик и делают языком “доящие” движения.

  • Когда Вы увидите, что рот ребенка широко открыт, язычок находится глубоко внизу рта, необходимо приблизить ребенка к себе и дать ему шанс «ухватиться».  Потребуется опыт нескольких кормлений, чтобы научиться, не все дается сразу, с первой же попытки.

  • В том случае, когда ребенок чем-то недоволен, сильно голоден или плачет в момент прикладывания к груди, он поднимает язык, делая кормление невозможным. Постарайтесь успокоить ребенка до кормления. У некоторых детей наблюдаются периоды протеста перед каждым кормлением. В таких случаях  используйте любую возможность кормить ребенка. Вы можете помочь ему взять грудь, и он даже не заметит этого. Если ребенок предпочитает одну грудь, давайте ему ее.

  • Помните, что ребенка нужно притягивать к груди, а не Вам тянуться к нему грудью.

Вверх