Советы женщинам!
ЛедиВека.ру » Без рубрики »

Ребенок и компьютер: польза или вред? Советы для родителей

Ребенок и компьютер: польза или вред? Советы для родителей
logo

Люди и компьютер все чаще встречаются друг с другом по мере проникновения информационных технологий в нашу повседневную жизнь. В чем заключается влияние компьютера на детей? Внедрение компьютеров и интернета имеет огромное значение для жизни наших детей.

В современном мире компьютеры стали обыденностью, практически каждый ребенок имеет доступ к ним. По причине повсеместного использования дети все активнее контактируют с компьютерами, используют их дома, в школе и во множестве других ситуаций.

Компьютерные игры для детей — опасны ли они?

Подходы к образованию во многом изменились, и компьютеры играют существенную роль в развитии детей. Многие задаются вопросом хорошо ли это или плохо. По мере того как компьютеры начинают играть все большую роль в жизни наших детей, важно спросить себя, какое же воздействие они оказывают в конечном итоге.

Исследования показывают, что компьютеры имеют существенное воздействие на несколько критических областей в жизни детей: образование, развлечения, ранние социальные взаимоотношения и здоровье. Компьютеры могут нести как пользу, так и вред для всех этих сфер жизни ребенка. Без надлежащего руководства и присмотра продолжительное и неконтролируемое использования компьютера может нанести детям физический, социальный и психологический вред.

Однако при надлежащих усилиях родители могут контролировать взаимодействие ребенка с компьютером и минимизировать его вредное влияние. Поэтому для родителей, учителей и других взрослых, работающих с детьми, важно знать, как правильно организовать взаимодействие детей с компьютером и интернетом.

Компьютерные игры для детей давно обвиняют в том, что они вызывают агрессивное поведение. Однако важно понимать, что не все компьютерные игры производят такой эффект, есть множество полезных и спокойных компьютерных игр.

Родителям, прежде чем дозволять своим детям играть в какую-либо компьютерную игру, следует самим ознакомиться с ее описанием или протестировать немного о себе. Обычно в описании самой игры разработчики предоставляют ее детальные характеристики, включая возрастные ограничения.

В какие компьютерные игры детям играть можно?

Многие игры вполне безопасны, в них ребенок путешествует в каком-то сказочном мире, знакомится с вполне безобидными персонажами и совершает достаточно гуманные и осмысленные действия. К сожалению, по сложившейся практике зачастую дети играют в игры, предназначенные для взрослых, содержащие элементы насилия и жестокости. Многие отцы семейства подают своим детям дурной пример, играя в их присутствии в такие игры на общем компьютере.

Особенно вредны игры с элементами жестокости, в которых детально воссоздается обстановка реального мира. В результате в психике ребенка может формироваться иллюзорное восприятие вседозволенности действий и в реальном мире.

Помимо того, что ребенок может становиться более агрессивным и недисциплинированным под воздействием таких игр, у него могут вырабатываться страхи и фобии, так как в его сознании стирается грань между агрессивной компьютерной игрой и окружающим миром.

Организация контроля

Конечно, невозможно контролировать действия своего ребенка каждую секунду, особенно, если речь идет о подросших детях. Зачастую потеря контроля происходит, когда ребенок играет на компьютерах или планшетах своих друзей.

К счастью, постепенно отходит в прошлое пагубная деятельность так называемых «компьютерных клубов», долгое время игравших в России роль неких притонов для юных игроманов. Дети, вышедшие погулять на улицу, часто оказывались в таких «заведениях» и проводили в них очень много времени без малейшего контроля со стороны родителей. При этом при попустительстве администраций этих «компьютерных клубов» дети играли во взрослые игры, совершенно не подходящие для их возраста, что негативно сказывалось на их здоровье и психике.

В целом психологи отмечают, что компьютерные игры для детей становятся все более агрессивными с течением времени. Неудивительно, что дети предпочитают те варианты игр, которые развивают так далеко не лучшие социальные качества в них. Ведь редкий ребенок выберет игру, в которой нужно будет демонстрировать навыки покладистости, терпения, прилежания, покорности.

Причины компьютерной игромании?

Многие компьютерные игры обладают интенсивным стимулирующим воздействием на неокрепшую психику ребенка, что в ряде случаев может приводить к игровой зависимости. У ребенка формируется подсознательная психологическая зависимость от таких стимуляторов.

Чем сильнее стимулятор, тем сильнее будет психологическая зависимость от него. Как распознать компьютерную зависимость и как избавиться от игровой зависимости — важный вопрос для многих родителей, дети которых увлекаются компьютерными играми.

Следует ограничивать время, которое дети проводят за компьютерной игрой, а также не позволять, чтобы это увлечение негативно сказывалось на других видах деятельности ребенка, включая школьные упражнения, физическую активность и общение с родителями и сверстниками. Важно уметь развить в ребенке чувство самодисциплины, помочь ему в этом. В некоторых сложных случаях может потребоваться помощь детского психолога для преодоления компьютерной зависимости.

Видео о том, как отвлечь ребенка от компьютера

Негативное воздействие на детей

Основные риски

  • избыточным использованием компьютера;
  • неподобающей деятельностью на компьютере.

Некоторые виды риска попросту неизбежны, особенно если компьютер имеет свободный выход в интернет. Порнографические сайты, киберпедофилы и вредоносный для ребенка контент — таковы печальные реалии современного Рунета. Также весьма негативно сказываются на развитии ребенка такие ситуации, когда он проводит избыточное время за компьютером в ущерб другим видам деятельности (подготовка домашних заданий, физические упражнения, общение со сверстниками и родителями).

Компьютер и здоровье

Интенсивное использование компьютера лишает детей достаточной физической активности, увеличивает риск ожирения. Дети, ведущие малоподвижный образ жизни, более склонны к ряду заболеваний, связанных с гиподинамией. У детей, аналогично взрослым, при проведении избыточного времени за компьютером развивается комплекс проблем: синдром запястного канала, проблемы с позвоночником и перенапряжение глаз.

Компьютер и зрение ребенка

Предмет многих научных исследований, убедительно говорящих о необходимости жесткого ограничения времени, проводимого за компьютером — зрение ребенка. Множество информационных материалов создано специально для того, чтобы объяснить, как правильно сидеть за компьютером взрослому и ребенку.

Также следует понимать, что большинство компьютеров разработано с учетом особенностей взрослых потребителей, а не малолетних. Поэтому дети более уязвимы в отношении вредного воздействия компьютера на человеческий организм.

Социальное развитие ребенка

Дополнительной проблемой являются сложности с социальным развитием детей при злоупотреблении компьютером. Ряд психологов предостерегает, что избыточное использование компьютера может привести к ухудшению социальных навыков и навыков межличностного взаимодействия у детей. Многое в этом вопросе зависит от того, каким образом именно дети используют компьютер, для каких целей.

Психологическое состояние ребенка

Компьютер открывает двери в мир интернета, а в этом мире далеко не все виды информации полезны для детей и взрослых. Интернет дает множество возможностей, но и опасен избытком искушений.

Социальные сети, групповые чаты, видеоконференции, мессенджеры, сетевые игры и прочие новшества цивилизации порой очень агрессивно воздействуют на неокрепшую психику ребенка. В конечном итоге это может вызывать у детей чувство депрессии и одиночества, размывание границы между реальностью и виртуальностью в психике.

Печальная практика показывает, что некоторые дети даже становятся объектом внимания педофилов, орудующих в интернете. Интернет переполнен порнографией, это вызывает риски попадания детей на такие сайты в случае неконтролируемого доступа в интернет с компьютера. Психологический вред от такого «опыта» очевиден и очень серьезен. Даже если родители устанавливают специальное программное обеспечение для блокирования таких сайтов, остаются планшеты, смартфоны и аналогичные устройства у сверстников.

Позитивное воздействие на детей

Образование

В настоящий момент разработано огромное количество качественных и эффективных компьютерных программ, помогающих детям в получении новых знаний. Это могут быть и образовательные игры, и обучающие программы, нацеленные на усвоение достаточно сложной информации.

Они могут способствовать улучшению навыков ребенка в ряде областей, включая словарный запас, математические способности, логическое мышление, навыки набора текста на клавиатуре и многие другие. Эти компьютерные программы существенно облегчают и ускоряют процесс образования.

Навыки поиска необходимой информации в интернете становится важной частью образовательного процесса у детей старших возрастных групп. Наше общество становится все более компьютеризированным, и необходимость в использовании компьютера в качестве инструмента более чем очевидна.

Использование компьютеров в процессе обучения хорошо тем, что образовательный процесс легче сделать захватывающим и интересным для ребенка, а это сказывается на успеваемости и эффективности занятий. В таком случае мы имеем хорошее сочетание приятного с полезным.

Конечно, это не означает, что такого рода нагрузки можно не ограничивать по времени. Следует понимать, что время за компьютером должно быть четко регламентировано независимо от вида деятельности.

Социальное взаимодействие

Для детей старших возрастов в некоторых случаях использование социальных сетей улучшает навыки коммуникативного взаимодействия со сверстниками. Замкнутые дети могут легче идти на контакт в социальных сетях и постепенно улучшать свои навыки контактов с окружающими.

К сожалению, у этой медали есть обратная сторона. Социальные сети и групповые чаты могут становиться платформой для конфликта.

Психологи советуют не обнадеживаться касаемо пользы от социальных сетей. Виртуальное общение никогда не должно быть альтернативой или конкурентом живому общению со сверстниками и родителями. Важно помнить, что интернет представляет собой мало контролируемую среду, поэтому, чем младше ребенок, тем выше риски, связанные с его присутствием в виртуальном пространстве.

Полезное видео для родителей от доктора Комаровского

Заключение

Стоит ли вообще подпускать ребенка к компьютеру? Реальность такова, что этот вопрос уже стал риторическим. Даже проживая в сельской местности, люди очень сильно зависят от компьютерных и информационных технологий. Компьютер становится важной частью обучения, развития и быта ребенка. Отрицать это попросту нелогично.

Однако перед родителями стоит задача дозирования нагрузок на организм и психику ребенка, а также предохранения его от вредных видов компьютерного воздействия. Для правильного осуществления этого процесса родителям нужно обладать хотя бы минимальным уровнем компьютерной грамотности. Ведь невозможно контролировать взаимодействие ребенка с компьютером, если сам контролирующий не обладает минимальной компьютерной грамотностью и не может проанализировать действия своего подопечного.

Автор статьи: Владимир Свиридов, кандидат биологических наук, специалист по информационным технологиям.

Дорогие читатели, если статья была вам полезна, пожалуйста нажмите кнопочки социальных сетей, поделитесь с друзьями.

Причины и виды зависимости

Компьютерная зависимость у детей – это, прежде всего, уход от реальности, поэтому главной причиной желания с головой уйти в виртуальный мир – недостаток чего-то в реальности. Детям может не хватать внимания и участия со стороны родителей, уверенности в себе, признания в компании сверстников. В итоге ребёнок пытается удовлетворить свои реальные потребности не в реальном, а в виртуальном мире.

Зависимость может быть двух видов:

  1. Игровая зависимость (кибераддикция)

    – зависимость от компьютерных игр. Некоторые игры персонализированы, то есть человек играет от лица конкретного героя, наращивая могущество, завоёвывая города, приобретая сверхспособности. В этом случае можно говорить о ролевой зависимости. В других играх как такового персонажа нет, но суть игры – в наборе очков, получении выигрыша. В этом случае зависимость неролевая.

  2. Сетевая зависимость (сетеголизм)

    . Это зависимость ребенка от Интернета, которая может проявляться в разных формах, но в глобальном смысле суть одна – человек не мыслит своей жизни без выхода в Сеть. Просиживание времени в соцсетях, чатах, за прослушиванием музыки – это варианты сетевой зависимости. Даже безобидный интернет-сёрфинг – это вид сетевой зависимости, ведь человек тратит уйму времени на просмотр и чтение совершенно не нужной информации, переходя со ссылки на ссылку.

Когда нужно бить тревогу: 10 признаков компьютерной зависимости

Компьютерной зависимости подвержены и дети, и взрослые, однако у детей зависимость формируется значительно быстрее. Чем раньше ребёнок познакомился с компьютером, тем более вероятно, что компьютер будет вытеснять реальную жизнь. Распознать зависимость у ребёнка можно по следующим признакам.

  1. Ребёнок не может использовать компьютер в рамках установленных границ.

    Даже если есть предварительная договорённость, он не может вовремя оторваться от компьютера, а попытки навести порядок и отстранить его от компьютера заканчиваются истерикой.

  2. Ребёнок не выполняет порученные ему домашние дела.

    Обычно у детей всегда есть обязанности по дому: помыть посуду, прибрать свои вещи, погулять с собакой. Зависимый ребёнок не может планировать своё время и пропускает домашнюю работу, засиживаясь за компьютером.

  3. Побыть за компьютером становится более предпочтительным занятием, нежели пообщаться с близкими или друзьями.

    Даже семейные праздники и походы в гости не становятся исключением.

  4. Даже естественные нужды не могут заставить ребёнка отвлечься от сети

    , поэтому он не расстаётся с телефоном/планшетом ни за едой, ни в ванне.

  5. Ребёнок постоянно находится в поиске устройств, с которых можно выйти в сеть или поиграть.

    Если забрать у него планшет или компьютер – он тут же возьмёт в руки телефон. ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: Влияние планшета на ребенка: 10 причин сказать «НЕТ»! — http://razvitie-krohi.ru/eto-polezno-znat/vliyanie-plansheta-na-rebenka-10-prichin-skazat-planshetu-net.html

  6. Ребёнок общается преимущественно в сети, постоянно заводит там новые знакомства, которые так и остаются в виртуальном мире.

    Даже с реальными знакомыми (одноклассниками, друзьями) ребёнок предпочитает общаться в интернете.

  7. Ребёнок пренебрегает учёбой:

    не выполняет домашние задания, становится рассеянным, неряшливым, снижается успеваемость.

  8. Лишение компьютера вызывает «ломку»:

    ребёнок становится агрессивным, раздражительным.

  9. В отсутствие компьютера ребёнок не знает, чем себя занять

    , его ничем невозможно заинтересовать.

  10. Ребёнок не посвящает вас в то, чем он занимается в сети.

    Любые расспросы вызывают негативную реакцию.

Читаем также: Влияние современных гаджетов на детей (плюсы и минусы).

Рекомендуем к просмотру видео: компьютерная зависимость — как мы убиваем детей:

Мамам на заметку!

Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет…

Видео 2 — Интернет зависимость у подростков:

Вред от компьютера

Презентация: «Компьютер: польза или вред». Выполнила: ученица 6 «Б» класса, Мулашева Элина (кликабельно):

Постоянное нахождение и взрослых, и детей за компьютером стало уже привычной картиной, именно поэтому родители рискуют недооценить опасность зависимости от игр или интернета. В действительности же зависимость от компьютера несёт негативные последствия и для организма, и для психики. Причём когда речь идёт о детях, эти последствия более глубокие и трудноустранимые, ведь организм и психика подрастающего человечка ещё формируются.

  • Электромагнитное излучение.

    Как любой электроприбор, компьютер, планшет или ноутбук излучает электромагнитные волны. Постоянно воздействуя на детский организм, это излучение запускает в нём патологические процессы, которые могут привести к гормональным сбоям, аутоиммунным заболеваниям, нарушениям в работе нервной системы и даже к онкологическим заболеваниям;

  • Психическое перенапряжение.

    При постоянном нахождении за компьютером на ребёнка обрушивается такой поток самой разной информации, что его мозг не способен всё это воспринять и переработать. Это создаёт чрезмерную нагрузку на нервную систему и приводит к психическому перенапряжению, дети становятся импульсивными, раздражительными, проявляют агрессию;

  • Гиподинамия и её последствия.

    Малоподвижный образ жизни, который ведут все зависимые от компьютера дети, отражается на всём организме. У ребёнка снижается иммунитет, повышается утомляемость, нарушается сон. Очень часто возникают головные боли, головокружение. Появляются проблемы с позвоночником – сутулость, остеохондроз. От постоянного нахождения кисти руки на мышке развивается туннельный синдром, проявляющийся в болях при движении пальцами и запястьем;

  • Ухудшение зрения. Даже современный и хорошо настроенный монитор негативно влияет на зрение. Зрение начинает снижаться уже через полгода постоянного сидения за компьютером. Кроме снижения остроты зрения, возникает синдром «сухого глаза», проявляющийся болью в глазах, ощущением попавшего в глаза песка, постоянным зудом в глазах;

  • Перенапряжение шейного отдела позвоночника и его последствия.

    От долгого нахождения в сидячем положении, особенно если высота стола и стула отрегулированы не правильно, страдают сосуды головного мозга. Они пережимаются, и это ведёт к плохому кровоснабжению, а оно в свою очередь – к мигреням, кислородному голоданию, рассеянности. Иногда возникает церебральная форма вегето-сосудистой дистонии, проявляющаяся в постоянных головных болях, полуобморочных состояниях;

  • Polza-i-vred-interneta-dlya-detejj

    Моральный вред.

    Даже несмотря на существование программ для родительского контроля над поведением ребёнка за компьютером, полностью отфильтровать информацию невозможно. С экрана компьютера на детей обрушиваются сцены жестокости, насилия, агрессивного поведения, нецензурные выражения, порнография. Этот поток нежелательной информации подрывает нормальные моральные устои и ценности, дети просто перестают различать, что хорошо, а что плохо в этом мире;

  • Сужение кругозора и низкая эрудированность.

    Дети, зависимые от компьютера, имеют очень узкий круг интересов: игры, чаты, соцсети, форумы. Чтение книг и хобби выпадают из жизни ребёнка, что очень сказывается на его развитии. Кроме того, снижается грамотность и ухудшается умение формулировать и выражать свои мысли, ведь общение в сети происходит в виде коротких сообщений, зачастую на сленге и без соблюдения норм орфографии и пунктуации;

  • Снижение потребности в общении и коммуникативных способностей.

    Виртуальный мир вытесняет естественную потребность в общении с людьми, ребёнок становится более замкнутым, он не находит тем для разговоров в реальной жизни, не может поддержать диалог, не умеет договариваться и с помощью слов решать самые рядовые вопросы повседневной жизни.

Читаем также:

  • Как интернет влияет на ребенка
  • Как мы «теряем» своих детей

О вреде компьютера:

Избавиться от компьютерной зависимости очень не просто, и, скорее всего, понадобится помощь психолога. Эта «болезнь» настолько меняет образ жизни ребёнка, что привычные варианты времяпрепровождения в реальности для него просто перестают существовать, и чем-то увлечь его очень трудно. Однако не стоит воспринимать компьютер как абсолютное зло. Если его использование ребёнком будет происходить под контролем взрослых, компьютер станет помощников в обучении и развитии.

Мамам на заметку!

Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Так ли вреден компьютер для ребенка?

Сегодня современные игры, способствующие развитию малыша, представлены в огромном разнообразии. Сначала малыш познает их с помощью родителей, потом ловко сам справляется с трудностями грамматики, иностранных языков и т. д. Для любителей рисования существуют определенные программы, развивающие творческие способности и моторику рук. Для развития логического мышления ребенка предусмотрены пазлы, при сложении которых придется немного подумать. Существуют и игры, развивающие фантазию – в них требуется завершить картинку, дорисовав недостающие предметы.

На просторах интернета уйма «раскрасок», способствующих развитию цветового восприятия у малыша и помогающих правильно сочетать цвета. А для школьника компьютер – верный помощник в написании рефератов и прочтении книг.

Однако, не так все гладко, как кажется. Многие медики считают, что подпускать ребенка к компьютеру можно с трехлетнего возраста, но при одном условии — он за ним будет проводить не более 30 минут в день. Стоит понимать, что это не забавная игрушка, предлагаемая малышу для успокоения, а развивающий компьютер для детей. Поэтому использовать его нужно исключительно для развития.

С возрастом ребенку разрешается проводить за монитором больше времени. К примеру, с 6 до 12 лет около часа, а с 12 лет он может «бороздить просторы интернета» 2 часа в день. При этом следует четко регламентировать время просиживания за компьютером – это позволит избежать зависимости и других проблем психологического характера.

Советы для родителей

Для компьютера актуален принцип: чем позже ребенок будет приобщен к компьютеру и чем меньше он проводит за ним времени, тем лучше. Сидя за монитором, ребенок в любом случае нагружает глаза, поэтому рекомендуется через каждые 20 минут делать небольшие перерывы и давать отдых глазам. Лучше, если ребенок будет выполнять незамысловатые гимнастические упражнения для глаз, снимающие напряжение – частое моргание, движения глазами в стороны, вверх и вниз. Следите за тем, чтобы цвета на мониторе не были яркими, следует уменьшить их яркость и сделать их менее контрастными.

Родители и сам ребенок должен следить за осанкой — спина должна быть прямой. Для оптимального комфорта малыша стул и стол обязательно подбираются в соответствии с ростом ребенка. При необходимости устанавливается подставка для ног.

Возраст 6-9 лет — самый подходящий для познания азов работы с информацией. Пусть ребенок сам «запускает» компьютер и завершает на нем работу, использует мышку и клавиатуру, открывает файлы и т. д. Важно объяснить малышу, что компьютер – это не только игры, но и масса других интересных вещей.

Постепенное изучение компьютера в игровой форме обязательно будет увлекательным для детей. А научившись самостоятельно пользоваться «поисковиками», малыш откроет для себя много интересного, ведь сможет сам найти нужную информацию.

Если ребенок сидит у монитора очень много, то это может стать причиной психологических проблем. Реальность для него перестает существовать, и он полностью погружается в виртуальный мир, заменяющий ему друзей и родителей. Все происходящее он воспринимает в искаженном виде и плохо ориентируется в реальной жизни, поскольку совершенно к ней не приспособлен.

Дети, прикованные к экранам, теряют чувство времени – они могут просиживать за компьютером часами и им кажется, что прошло всего пару минут. А ведь умение контролировать себя – это важная составляющая каждого человека, в противном случае школьник становится неорганизованным и с возрастом исправить это невозможно. Что рождает массу неприятностей: ребенок несобранный, у него постоянно не хватает времени для выполнения своих обязанностей, он ничего не успевает. Единственное, что его интересует – это компьютер. Родителям стоит серьезно задуматься над этим, поскольку такая зависимость обязательно проявит себя в виде проблем во взрослой жизни — на работе, в семье.

Но не все так мрачно и печально – ребенок и компьютер могут быть друзьями. Необходимо разъяснить ребенку, что компьютер не заменит реального общения со сверстниками, и в мире есть множество более интересного, нежели просиживание за монитором. Следует преподнести эту информацию ребенку доступным языком с учетом его возраста.

Хотелось бы заметить, что привлекать малыша к чтению книг нужно еще до того, как он познает компьютер. Его нужно заинтересовать красивыми картинками и интересным сюжетом, иначе после знакомства с компьютером он и слышать не захочет о чтении.

Как видно, компьютер несет в себе одновременно пользу и опасность, поэтому ребенок должен использовать его как помощника, дающего ответы на интересующие вопросы. Но родители обязательно должны контролировать пребывание ребенка за компьютером. В качестве любого другого инструмента компьютер станет доступен ребенку лишь тогда, когда тот вырастет.

Ребенок и компьютер: «за» и «против»

Споры по поводу вреда компьютера для детей ведутся давно. С одной стороны, развитие, современные технологии, умение ориентироваться в потоке информации и множество развивающих игр для малышей, а с другой – посаженное зрение, испорченная осанка, нервозность и замкнутость. Разобраться и сделать выводы помогут наши «за» и «против».

Так чем же полезны, удобны или выгодны цифровые устройства для детей? Наши «за»:

  • Развитие ребенка. Целые корпорации работают над созданием развивающих компьютерных игр для детей. Они удобны, не занимают места, находятся в свободном бесплатном доступе и очень нравятся малышам. Яркие красочные персонажи в виде мультфильма или интерактивной игры развивают память, логическое мышление, внимание, фантазию и способствуют формированию творческих навыков.
  • Учеба в школе. Доступ в Интернет позволит ребенку научиться ориентироваться в большом объеме информации, перерабатывать ее, получать новые знания, развивать любознательность и основательно подготовиться к урокам. В свободном доступе можно найти много видеоуроков, которые помогут лучше освоить материал и быстро выполнить домашнее задание.
  • Мобильная библиотека. Электронные версии учебников облегчат детский рюкзак, а возможность скачать и прочитать практически любую книгу позволит ребенку не тратить время на поиски произведений любимых авторов и жанров.

Важно объяснить ребенку, что компьютер или планшет предназначен не только для игр, но и для поиска информации.

  • Полезный досуг. Всем родителям известно, как малыши переносят долгую дорогу или длинные очереди в поликлинике. Компьютер или планшет дадут возможность включить ребенку любимый мультфильм и отвлечь от длительных ожиданий. Это практически безупречный способ в нужный момент занять детей всех возрастов.

Однако средства массовой информации, вооружившись предупреждениями медиков, твердят о страшном вреде компьютеров для детского организма и психики. В чем же он состоит? Наши «против»:

  • Глаза. Если малыш проводит у экрана более получаса в день, есть риск снижения остроты зрения – глазные мышцы ребенка еще не до конца сформированы, быстрее устают, соответственно, больше перенапрягаются. Такое напряжение также негативно сказывается на сетчатке и сосудах глазного дна.
  • Позвоночник. Вред планшета для детей проявляется в том, что держа его в руках, ребенок все время наклоняет голову, находясь в одном положении длительное время, что может привести к сутулости, искривлению позвоночника, зажатию мышц. А длительное напряжение мышц шеи вызывает нарушение кровообращения, что чревато головными болями.
  • Мышцы рук. Если ребенок полчаса поиграл в любимую компьютерную игру и побежал гонять в футбол, конечно, ничего плохого не случится. Но если игра требует длительной концентрации и напряжения рук в течение нескольких часов, помимо болей в суставах это может вызывать судороги кистей и предплечья.
  • Центральная нервная система. Вред гаджетов для здоровья детей становится ощутим, когда любимая игрушка начинает занимать большую часть свободного времени ребенка, а то и весь день. Жалобы детей среднего школьного возраста на повышенную утомляемость, нарушения сна, слабость, головные боли медики связывают именно с длительным времяпровождением за компьютером или планшетом. Часто такие дети становятся излишне раздражительны или апатичны, рассеянны, не способны к длительной концентрации внимания, пугливы.
  • Проблемы с весом. Когда дети и гаджеты становятся лучшими или, что еще хуже, единственно возможными друзьями, ребенок готов жертвовать прогулками на улице и общением с друзьями под любым предлогом. Снижение двигательной активности приводит к набору лишнего веса и отсутствию физического здоровья. Кроме того, сидя за компьютером продолжительное время, ребенок либо забывает поесть, что приводит к похудению, либо не замечает, сколько съел, переедает и, соответственно, поправляется.
  • Социализация и общение со сверстниками. В настоящее время социальные сети – это то, без чего ни один школьник себя не представляет. Информация текстовая и визуальная, общение с друзьями, знакомства – все это так привлекает молодых людей, что без так называемой «связи с миром» они просто не могут существовать.

Зачастую, активно общаясь в мире виртуальном, в реальном мире подростки испытывают трудности коммуникации и адаптации коллективе.

Мы попробовали взвесить плюсы и минусы использования цифровых устройств детьми. Но, даже учитывая минусы, вряд ли стоит категорически запрещать общение ребенка с планшетом или компьютером.

В современном мире стоит ориентироваться в потоке информации и новинках технологий, главное, знать, что во всем нужна мера. Попробуем разобраться, как уменьшить времяпровождение ребенка у монитора.

Как отвлечь ребенка от компьютера

Если у родителей возникла потребность от чего-то отвлекать ребенка, значит, привыкание уже сформировалось. Влияние компьютера на психику детей настолько велико, что вызывает зависимость не меньшую, чем наркотическая.

Если ребенок находится перед монитором или планшетом несколько часов, он постоянно сконцентрирован. Такая сосредоточенность не свойственна организму, она возможна только на протяжении 15 – 20 минут. Поэтому возникает нервное и эмоциональное перенапряжение, вызывающее рассеянность, беспокойство и подавленность нервной системы.

Дети разного возраста реагируют на запреты по-разному. Малыши-дошкольники устраивают истерику: любимую игрушку отбирают, время ограничивают, соответственно обижают, а от бессилия и обиды он плачет. Это сигнал для родителей о том, что пора принимать меры.

Дети школьного возраста, особенно подростки, замыкаются, перестают разговаривать, таят обиду и видят в запретах вселенское непонимание. Как же избежать конфликтов и попытаться отвлечь ребенка другими занятиями?

Любящие родители должны понимать, что для этого нужно приложить усилия и старания. В помощь им мы собрали несколько идей о том, как провести время без гаджетов.

Отвлечь от планшета: 15 интересных идей для семейных развлечений

Попробуйте найти сферы творчества или развлечений, которые действительно заинтересуют малыша или подростка, а заодно помогут вам найти общий язык с ребенком.

  1. Вспомните о существовании пазлов. Для малыша будут интересны небольшие картинки из мультфильмов с крупными деталями. А ребенку постарше подойдет изображение с красивым пейзажем, машиной или натюрмортом из большого количества деталей, которую после сборки можно поместить в рамку и повесить на стену.
  2. Найдите в Интернете рецепт соленого теста для лепки. Дети очень любят с ним возиться. Можно сделать картину или просто фигурку, запечь ее, а потом разрисовать, и украсить стены кухни, прихожей или подарить бабушке.
  3. Сделайте с ребенком папье-маше. Найдите тарелочку или фигурку, которую можно оклеить кусочками бумаги, дайте высохнуть и разукрасьте вместе. Пусть вокруг будут остатки клея, но удовольствие от процесса вы получите точно.
  4. Попробуйте ребенка в сфере науки. И малышам, и подросткам нравится что-нибудь смешивать. Выберите в магазине детский набор для опытов или найдите пару несложных экспериментов в сети. Главное, соблюдать правила безопасности и обязательно рассказать об этом ребенку.
  5. Расскажите о коллекционировании. Вспомните, как сами собирали в детстве фантики, календарики и открытки. Предложите придумать, что можно собирать: монеты разных стран, наклейки или этикетки. Придумайте для коллекции место и систематизацию, а в красивом блокноте можно вести учет.
  6. Достаньте с антресолей давно купленную систему караоке. Поставьте диск с любыми песнями, возьмите микрофон и пойте. Не бойтесь быть смешным, шутите, балуйтесь, главное – будьте вместе!
  7. Устройте семейный день приключений. Подготовьтесь, как следует, и организуйте квест. Можно спрятать сладость в шкафу или зарыть клад во дворе, снабдив ребенка несколькими записками и указателями. Вовлеките в игру всех членов семьи. Чем интереснее задания вы придумаете, тем меньше вероятности, что ребенок вспомнит о любимом планшете.
  8. Попытайтесь заинтересовать ребенка астрономией. Понаблюдайте за звездным небом, покажите знакомые вам созвездия, научите их определять, предложите нарисовать карту звездного неба, поговорите о жизни на других планетах.
  9. Отыщите на дальних полках настольные игры. Дети с удовольствием поиграют с родителями в Монополию или Лото. Играйте, шутите, но не поддавайтесь! Дети этого не любят.
  10. Поговорите с ребенком о родственниках. Детям интересно, как звали прабабушек и прадедушек, как они выглядели. Предложите ребенку составить генеалогическое дерево – распечатайте фотографии, рисуйте, клейте, постарайтесь сделать его большим и ветвистым.
  11. Попробуйте писать смешные истории. Вспомните игру из своего детства, когда участники по очереди пишут фразы, отвечая на ряд вопросов. Прочитайте то, что получилось, вам точно будет, над чем посмеяться!
  12. Посадите вместе с ребенком растение, а лучше, чтобы он посадил его сам под вашим присмотром. Пусть это будет яблоня возле дома или лимон на окне. Главное, ухаживать за ним и наблюдать, как оно растет. Можно предложить вести дневник, и записывать туда, когда появились первые листочки, плоды или какие сезонные изменения с ним происходят.
  13. Научитесь делать события из мелочей. Разбудите ребенка рано утром, возьмите термос с горячим чаем и пару бутербродов и отправьтесь встречать рассвет в ближайший парк или даже на балкон. Посмотрите, как встает солнце, поговорите и научите ребенка улыбаться новому дню.
  14. Заведите семейную традицию, к примеру, субботнее вечернее чаепитие. Найдите новый рецепт и испеките вместе с детьми печенье. Пусть они сами вырезают и лепят, тем интереснее и вкуснее будет его пробовать.  
  15. Запланируйте путешествие всей семьей. Неважно, в другую страну или соседний город. Составьте маршрут вместе с ребенком, отметьте на карте места, которые собираетесь посетить и отправляйтесь в дорогу. Распечатайте фотографии из путешествия, разместите их в небольшой альбом, сделав смешные подписи, чтобы воспоминания остались с вами надолго.

Конечно, все эти идеи требуют от родителей определенных усилий, фантазии и времени. Но это самое малое, чем можно пожертвовать ради детей. Зачастую и взрослым было бы не лишним забыть о планшете или телефоне, а увлечься лепкой, рисованием, пением или просто пообщаться с ребенком и вспомнить, что в жизни есть и другие интересы и ценности.

  • Читайте также: В какой кружок отдать ребенка?

Как избавить ребенка от компьютерной зависимости: советы для родителей

Чтобы ограничить время, которое ребенок проводит с гаджетами, и не допустить возникновения зависимости, стоит соблюдать некоторые правила.

Не забывайте, что планшет или телефон не является предметом первой необходимости для малышей. Поэтому совсем не обязательно устраивать ранее знакомство ребенка с ними. Если вы все же хотите, чтобы ваш ребенок рос продвинутым с раннего возраста, покупайте планшет, предназначенный специально для малышей. Но все-таки раньше трех лет этого делать не стоит.

Не заменяйте себя играми на планшете или просмотром мультфильма. Пускай лучше ваша уборка или приготовление еды затянется, но лучше вовлечь и ребенка в этот процесс. Нельзя допускать, чтобы ребенок находился за компьютером или планшетом больше установленных возрастных норм.

Ребенку 5 – 6 лет не стоит находиться за компьютером более получаса в день, в возрасте 9 – 10 лет – не более полутора часов. Также следует приучать ребенка к перерывам каждые 15 минут.

Не следует также давать детям гаджеты перед сном: яркая картинка и мелькание экрана перевозбуждают нервную систему малышей, следствием чего становятся плохой сон и засыпание.

Учитывая все сказанное, родителям остается только сделать выводы и обратить внимание на ребенка. Не стоит запрещать детям пользоваться новинками современных технологий, все-таки это удобно и подчас необходимо. Но также не стоит заменять простое общение электронными друзьями.

Спортивные игры, свежий воздух и совместные семейные развлечения не дадут вашему ребенку стать зависимым от цифровых устройств, а наша статья о том, какие идеи отдыха выбрать для выходногого дня с ребенком, разнообразит ваш досуг.

В условиях современных реалий гаджеты для некоторых родителей – спасательный круг, который оттягивает внимание ребенка на себя и дает возможность продолжать заниматься своими делами.

Правда, далеко не все при этом задумываются о влиянии гаджетов на детей. А оно, конечно же, может быть как положительным, так и крайне отрицательным.

За последние 10 лет мобильные телефоны эволюционировали в смартфоны, также появились планшеты. Эти два вида умных гаджетов для ребенка являются магнитом. Ведь в них – и мультики и игры. То есть почти все, что нужно для счастья.

Дети сейчас знакомятся с гаджетами с пеленок и, как правило, уже к 4–5 годам разбираются в них лучше родителей. И это вовсе не так плохо, как выглядит.

Счастье детей зависит от счастья их родителей.

Оставьте позади все ссоры и конфликты с мужем, регистрируйтесь на бесплатный онлайн-курс «Мужчина: честная инструкция».

Разве это не банальное баловство?

Вовсе нет. Польза гаджетов может значительно превысить вред, если родители контролируют доступ детей к ним, не забывая фильтровать контент и игры по тематике и качеству содержимого.

В глазах ребенка планшет может быть лишь развлечением. Но родители могут превратить его в инструмент, помогающий детям всесторонне развиваться. Благо, средств для этого имеется немало. Среди общей массы игр и мультфильмов можно выделить:

– обучающие (от помогающих малышам знакомиться с окружающим миром и его правилами до преподающих уроки по математике и другим предметам);

– расширяющие словарный запас;

– помогающие в изучении языков;

– развивающие мелкую  моторику (игры на сенсорном экране в отличие от пластилина и бусинок заставляют концентрироваться, иначе проиграешь);

– стимулирующие желание учиться читать и считать (играть в игры будет намного интереснее, если будешь полностью понимать, что отображается на экране), а затем и совершенствовать эти умения;

– вырабатывающие понимание причинно-следственных связей (нажимаешь на экране что-то – получаешь результат).

Источник: Istock

А если взять и запретить?

Если запрещать детям контакт с гаджетами, аргументируя это тем, что так они будут менее распущены и послушнее, в будущем это однозначно выйдет боком. Это практически то же самое, что не разрешать смотреть телевизор.

Чем же это плохо?

Когда ребенок попадает в социум, хлынувший водопадом поток неведомой ему доселе информации и технологий делает его неуправляемым. В таком случае влияние гаджетов на детей, конечно же, будет сплошь отрицательным.

Чтобы этого не случилось, знакомьте ребенка со всеми распространенными каналами информации и технологиями своевременно.

О пользе умных гаджетов для ребенка во время учебы в школе

Во всем цивилизованном мире уже давно ученик является центровым элементом в системе образования. Не учебная программа, не показатели успеваемости, не учителя, а именно ученик.

Вернее постановка на первый план удовлетворения потребностей его личности в ключе, который позволяет обучаться намного быстрее и результативнее, чем это происходит при использовании совдеповских методик.

Причем тут гаджеты?

Использование умных гаджетов для ребенка является именно тем, что может его заинтересовать. Так, планшеты уже активно используются для обучения в некоторых школах нашей страны.

Как и стоило ожидать, если учебный процесс пробуждает в ребенке интерес, а не является отягощающей его психику обязательством, знания усваиваются легко и успеваемость растет сама по себе.

Большинство учителей, отслеживающих влияние гаджетов на детей, подтверждают, что вопреки их опасениям, на учебном процессе их использование сказывается лишь положительно.

Дети, обучающиеся по этим инновационным программам, мыслят совсем по-другому (не так, как те, которые учатся по старинке) и легко находят способы решения даже самых сложных задач.

Кроме того, есть еще одна явная польза от гаджетов – ребенку больше не приходится носить на плечах тяжеленный рюкзак, полный учебников. Теперь их оцифрованные версии легко умещаются в миниатюрных планшетах.

Источник: Istock

Гаджеты – наше все

Как видите, влияние гаджетов на детей в большинстве своем положительное. При правильном подходе они становятся верными помощниками в воспитании и обучении детей.

А что насчет недостатков?

Конечно же, как и любое другое технологическое новшество в нашей жизни, гаджеты могут вызывать негатив, особенно у старшего поколения. Да, от них бывают проблемы в виде отрицательного влияния на зрение ребенка и его нервную систему, малоподвижности, развития зависимости и т. д.

Но все это легко обойдет вашего ребенка стороной, если вы все же возьмете на себя ответственность за его воспитание, а не переложите ее на гаджеты.

Вашему ребенку нужен достойный пример для подражания.

Регистрируйтесь на бесплатный онлайн-курс «Мужчина: честная инструкция» и узнайте, как превратить вашего партнера в идеального отца и примерного мужа.

Поиграешь на планшете, когда сделаешь уроки!

Еще один важный момент – плохо, когда планшет, телефон и компьютер ассоциируются у детей с поощрением и наказанием (что часто практикуется).  

Ваша задача сделать так, чтобы умные гаджеты для ребенка были на одном уровне с фломастерами, красками и книгами.

Более того, лучше, если они воспринимаются в виде предметов обихода вроде микроволновки, холодильника или стиральной машины. То есть вспомогательных инструментов, облегчающих жизнь, а не какого-то приза.

В этом случае польза гаджетов будет максимальной.

Ну и конечно же стоит позаботиться, чтобы никакие умные гаджеты для ребенка не были важнее любви и заботы родителей.

Автор, Фаза Роста

Добро или зло?

Что получается? Во-первых, детские приложения обладают большим притяжением для детей. Во-вторых, они обладают огромным потенциалом для обучения чему хочешь – чтению, математике, рисованию, музыке и даже танцам.

Ну, например. Я вспомнила, как в июне выступала на форуме Kids Startups, посвящённом детскому бизнесу. Перед частью о детском образовании была часть о детских приложениях. И один разработчик (к сожалению, не помню ни его имени, ни названия игры) – представлял своё приложение: в ней ребёнок делает мороженое из цветных шариков, а каждый шарик соответствует определённому сочетанию нот. Так что, собирая мороженое, ребёнок еще и сочиняет мелодию.

Ну вот, этот разработчик, как и другие выступающие, очень хвалил серию игр от компании Toca Boca. Я зашла на их сайт, заинтересовалась и скачала себе на телефон с iTunes одно приложение для примерно трёхлетних детей. Называется Toca Birthday Party. Теперь играю в неё, когда надо переключиться.

Вот как это выглядит. Ребёнок на экране телефона или планшета накрывает стол для чаепития. Сначала ему надо выбрать один из трёх вариантов тортика. В зависимости от того, какой тортик выбран, предлагается на выбор три вида тарелочек, подходящих по расцветке к угощению. Если выбран другой торт, тарелки тоже будут предлагаться совсем другие.

Тарелочки надо разложить по обозначенным места (провести пальчиком до нужного места). Не донёс тарелку – она разбивается. Потом на тортике появляются свечки, их надо задуть, прикоснувшись к ним. А затем разложить угощение по тарелкам.

Потом можно позвать за стол друзей. Например, своих игрушек или маму с папой. Ребёнок может подливать в чашку чай и подкладывать торт. Нажимаешь на него – оно откусывается с аппетитным хрустом. Ткнёшь на чашку – отпивается часть напитка. На столе лежат хлопушки с конфетти – дотронься и вылетит праздничный фейерверк.

Когда всё съедено и выпито, пора мыть посуду. Можно пальчиком передвинуть грязные тарелки и чашки в мыльную воду. Или сделать еще проще — приподнять телефон или планшет с одной стороны, чтобы посуда скатилась в мойку,

Ну не прелесть ли? Думаю, в описание надо добавить, что приложение походит не только для трёхлетних, но и тридцатитрёхлетних девочек.

Или другая серия – Доктор Панда. Вы любите романы Артура Хейли – «Аэропорт», «Отель»? Помимо детективной интриги, там очень интересно описание того, как работает машина больших заведений. По сути, это производственные романы. А серия Доктора Панды – это производственные сказки для маленьких о том, как работает тот же аэропорт, ресторан, автомастерская, супермаркет и т.д. Кстати, надо подать Доктору Панде идею, чтобы сделали приложение про детский клуб: провёл пальчиком по экрану направо и выбрал нужного педагога из кандидатов, провёл налево – уволил, прикоснулся к стенам – сделал ремонт, потыкал на столбы – наклеил листовки, пальчиком развёл всех детей по комнатам, постучал – заключил договора и принял оплату :)

Поизучав вопрос, я составила себе список игр для смартфонов и планшетов, которые мне понравились больше всего, и отправила этот список по базе клиентов нашего клуба.

И что вы думаете? Такого отклика и такой благодарности я не получала, когда отправляла список книг, я уже не говорю про игры с игрушками и мультфильмами.

Всё-таки компьютерные игры – это очень горячая тема!

Можно ли это использовать в детском центре?

Возвращаясь к этому форуму, посвящённому детскому бизнесу вообще и приложениям в частности. Помню, как к одному из выступающих в перерыве подошла девушка. Она сказала, что они с подругой открыли детский клуб, сделали для детей в комнате ожидания что-то вроде большого планшета, и всё… Дети не хотят идти на занятия, не хотят есть и пить, не хотят идти домой. Они только хотят играть в электронные игры в игровой. Девушка сказала, что они собираются это устройство убрать… Что ей ответили – не помню, подслушивать дальше было неудобно, и я пошла есть.

Итак, мы имеем: огромный интерес детей к электронным играм и огромный спектр возможностей обучения, которые эти игры предоставляют.

Вот неужели это никак нельзя использовать в мирных целях и для работы детского клуба?

Как считаете Вы? Могут ли электронные игры приносить пользу Вашим детям? Какие детские приложения Вы используете? И можно ли, на Ваш взгляд, использовать всё это в работе детского клуба? Поделитесь своим мнением в комментариях – очень интересно.

Вот некоторые советы для безопасности, если всё-таки Ваше чадо выпросило покупку ему телефона. Для взрослых людей это тоже актуально:

1. постарайтесь приобрести телефон с низким уровнем SAR (Specific Absorption Rate). Эта величина равна поглощённому человеческим организмом излучению на 1 килограмм его веса. В современных устройствах производитель обязан указывать это значение;

2. когда сигнал слабый, телефон увеличивает излучение, — в данном случае лучше будет сократить время разговора;

3. если есть возможность звонить лучше стоя у окна;

4. используйте проводную гарнитуру, с которой не придётся прикладывать телефон плотно к голове;

5. иногда общение можно заменить отправкой SMS

6. при использовании мобильного интернета излучение усиливается, поэтому телефон нужно положить на стол;

Использование телефона детям и подросткам до 16 лет не рекомендуется.

Вверх