Советы женщинам!
ЛедиВека.ру » Без рубрики »

Ребенок идет в детский сад. О чем нужно знать?

Ребенок идет в детский сад. О чем нужно знать?
logo

А ваш малыш идет этой осенью в детский сад? Если так, вам наверняка хочется, чтобы ребенок как можно спокойнее принял перемены в своей жизни, ладил с воспитателями и другими детьми и каждое утро шел в садик с радостью и без капризов. Но нередко родители ведут себя не совсем правильно и невольно мешают малышу адаптироваться к детскому саду. Как это происходит и как избежать самых распространенных ошибок, рассказывает детский и семейный психолог Екатерина Кес. На протяжении многих лет моей психологической практики каждую осень ко мне обращаются родители, детям которых тяжело дается адаптация к детскому саду. В этой статье я хочу рассказать вам о наиболее распространенных ошибках, которые допускают родители, отдавая ребенка в детский садик. Из-за этих ошибок у малыша, как правило, формируется негативное отношение к садику, страхи и тревоги, и адаптация затягивается на долгие месяцы. Об этих ошибках важно знать, чтобы их не совершать и не навредить своему малышу. 

Ошибка № 1 — «Исчезновение мамы».

Когда мама приходит с ребенком в детский сад впервые, малыш зачастую расслаблен и заинтересован тем, что видит. Дело в том, что у него еще не было опыта пребывания в саду без мамы. Именно поэтому дети часто первый день остаются в садике довольно бодро, а на второй и третий день уже идут с сопротивлением. Как мы знаем, внимание маленького ребенка легко привлечь чем-то новым и интересным. Поэтому малыш смело отходит от мамы и увлекается в группе новыми игрушками и детьми. Скорее всего, он уже слышал от мамы не раз, что мама его оставит в группе, но в его представлении, пока мама ждет его в коридоре. А может быть, он забыл, что мама собирается уходить.

И вот здесь происходит следующее. Мама очень рада, что ребенок увлекся игрой, и тихонечко, чтобы его «не вспугнуть», сбегает, не попрощавшись с ребенком и не сообщив ему, что уходит. Теперь представьте себе, что чувствует маленький ребенок, мама которого вдруг исчезла непонятно куда, не попрощавшись, и неизвестно, когда она придет и придет ли вообще. Это для ребенка все равно, что потеряться в огромном супермаркете. И даже если 10 самых добрых человек будут успокаивать малыша и предлагать ему сладости и игрушки, он будет ужасно напуган, охвачен страхом и тревогой. Даже если вы много раз рассказывали ребенку, что в садике он станется один, без мамы, никогда не уходите незаметно.

У ребенка возникает ощущение, что теперь мама может внезапно исчезнуть в любой момент его жизни, не предупредив и не попрощавшись с ним, то есть он может маму попросту потерять. И он буквально «прилепляется» к ней и психологически и физически на долгие месяцы, боясь упустить ее из виду. Во многих случаях садик просто приходится отложить как минимум на полгода, потому что ребенок впадает в истерику при малейшем упоминании о садике, не говоря уже о том, чтобы туда идти.

Ошибка № 2 — «Долгое пребывание»

Некоторые родители считают, что ребенка лучше сразу же оставить на полдня или целый день, чтобы он быстрее привыкал к детям и воспитателю. Это является ошибкой. Посещение садика нужно начинать постепенно. Есть разные схемы посещения, которых рекомендуют придерживаться психологи. Общая идея такая: сначала приходить и гулять на той же детской площадке, на которой гуляет группа, затем приводить ребенка в группу на 30 минут — 1 час во время свободной игровой деятельности и ждать ребенка в коридоре и затем забирать. Постепенно ребенок привыкает и к детям, и к воспитателю, и к окружающей обстановке. Затем его можно оставить одного на 1-2 часа, затем с утра и до обеда, затем с обедом, затем забрать уже после прогулки. Через некоторое время оставить на обед и забрать, затем – оставить на дневной сон и забрать. Затем уже оставлять на целый день. Нет четких рекомендаций, сколько времени должна длится каждая стадия. Нужно смотреть по самочувствию ребенка и на свою материнскую интуицию.

Ошибка № 3 — «Неправильный режим дня»

Многие родители не задумываются о том, насколько режим дня ребенка сегодня соответствует тому режиму дня, которого нужно будет придерживаться, когда начнется детский сад. Ребенку, который привык ложиться спать после 22.00, крайне сложно будет просыпаться в 7 утра. А в садик, как правило, нужно вставать очень рано. Вспомните, как чувствует себя ваш малыш, когда он не выспался? Он трет глазки, капризничает, сам не понимает, чего хочет, становится плаксивым. Деток, которых родители заранее не перевели на детсадовский режим дня, сразу видно в группе по утрам в первые дни. Они трут сонные глазки, они плаксивы и раздражительны, болезненно воспринимают все, что происходит вокруг.

То, как ребенок чувствует себя в первые дни в детском саду, накладывает отпечаток на все его последующее отношение к этому месту. Вспомните высказывание: У вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление». Это в полной мере относится и к детскому саду. Чтобы первый опыт ребенка в детском саду был окрашен позитивными красками, не поленитесь заранее перевести вашего малыша на правильный режим. Тогда он сможет просыпаться легко и идти в группу в хорошем настроении!

Ошибка № 4 — «Быстрые сборы»

Эта ошибка отчасти перекликается с предыдущей. Так как родителям жалко будить малыша и хочется, чтобы он поспал как можно дольше, его будят практически «впритык» ко времени, когда уже нужно выходить в садик. В итоге, сборы получаются нервные, поспешные, у мамы нет времени дать малышу внимание и нежность, которые ему необходимы, особенно когда он еще нежится в постельке. Ребенок только и слышит: «Давай скорее», «Давай быстрее», «Опаздываем в садик», «Потом поговорим» и т.д. Часто малыш с утра еще не может хорошо соображать и мама раздражается, повышает голос и все утро получается сумбурным и конфликтным. Настроение испорчено у всех, и ребенок отправляется в садик в расстроенных чувствах, как и мама, у которой уже нет моральных сил говорить какие-то добрые напутственные слова.

Поэтому, просыпайтесь сами и будите малыша заранее, чтобы у вас было достаточно времени на неспешные сборы, чтобы вы могли уделить внимание малышу, пока он в постели – сделать массаж, погладить ножки и головку, спеть песенку, пощекотать, поцеловать и другие нежные слова и действия. Все это так важно для хорошего настроение у вас обоих! Выходите в садик тоже заблаговременно, с большим запасом времени, чтобы вы не нервничали по дороге сами и могли настроить вашего ребенка на позитивный лад. 

Что такое «Ритуал прощания»?

Ну что ж, мы разобрали с вами 4 распространенных ошибки, которые вы теперь точно не совершите! Уверена, вы сможете постепенно перевести вашего малыша на новый режим дня, в садик будете просыпаться и выходить заблаговременно, в группе будете оставлять ребенка постепенно и всегда будете сообщать ему о том, что уходите и прощаться правильно.

О других распространенных ошибках родителей и о том, как их избежать, вы узнаете из моих бесплатных обучающих видеоуроков «Как быстро и легко подготовить ребенка к детскому саду»

Чтобы получить эти уроки >> перейдите по этой ссылке.

P.S. Если вам понравилась эта статья, пожалуйста, поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей слева.

И, как всегда, буду рада вашим комментариям и вопросам.

Другие интересные статьи:

  • Во сколько лет отдавать ребёнка в детский сад? »
  • Скоро первый раз в садик? Это статья для Вас! »
  • Лёгкая адаптация к детскому саду »
  • Знакомим ребенка с миром чувств »
  • [Книга] Замечательные сказки писателя Дональда Биссета »
  • 8 важных подсказок, как ребенку стать более организованным »
  • К полному списку статей »

Когда идти в сад?

sadУ каждого малыша — индивидуальные сроки готовности к посещению сада. Но есть нижняя граница — три года. В сад должен идти говорящий ребенок, который не только говорит внятно и может объяснить самые простые свои нужды: попить, пописать, — но и сказать что-то более сложное: «Он меня обидел», «Мне скучно», «Я испугался». Отдавать в сад не говорящего ребенка – проблематичная стратегия.

Есть еще некоторые моменты, с которыми не стоит совмещать это событие:

— с переездом

— с выходом мамы на работу

— с изменением состава семьи.

Привыкание к саду само по себе – большой стресс, и в психологии есть такой закон: стресс не надо накладывать на стресс.

Сколько времени обычно длится адаптация?

Длительность периода адаптации почти к любому большому событию – от четырех до восьми недель.

Это самый острый период. Привыкание к саду – это тоже не момент, это процесс. Нужно время, чтобы все системы ребенка перестроились, перешли на другие рельсы.

Привыкание к детскому саду идет на всех уровнях. Ребенку приходится привыкать к новому режиму, новой микробной среде, к новому питанию, к новой температуре, к новым запахам, — все уровни физических ощущений.

Но главное, к чему придется привыкнуть ребенку, — это к новому статусу, что он теперь один, без «прикрывающего» взрослого. И много-много других подслоев делают привыкание не моментом, а процессом.

И даже если ребенок говорит: «Я хочу в детский сад», это совсем не значит, что адаптации у него не будет, или она будет мягкой.

Сложность №1: сопротивление ребенка

Нужно настраиваться на то, что оно будет, и придумывать разные способы реагирования. Если ребенок плачет, собираясь в сад, у мамы и папы должен быть так называемый «карман фокусника» — какие-то штучки, которые способны утешить ребенка и когда он встал, и по дороге к саду.

Лучше всего в сложные периоды работают не наказания и не родительское раздражение, а поощрения. Можно пытаться встраивать какие-то небольшие бонусы: например, короткий мультик, если быстро оделись или право поиграть в машине в телефон. А еще у ребенка может быть какая-то почетная обязанность в машине — как поощрение.

Вторая важная точка — расставание с родителями в детском саду. Тут часто тоже бывает много слез. Что делать?

Иногда помогает план «быстрого бегства». Я знаю многих мам, которые выскакивали из группы пулей под пронзительные крики, понимая, что эти крики прекратятся, как только за ними закроется дверь, что это были адресные крики — рассчитанные на родителей.

У Чуковского в книге «От 2 до 5» есть великолепное высказывание ребенка: «Я не для тебя плачу, а для тети Зины». Когда мамы нет, нет адресата плача – нет и плача.

По-моему опыту, в 70% случаев истории с плачем удается «перехитрить». Главное, надо понимать, что дети остро реагируют на эмоциональное состояние собственных родителей.

Сложность №2: смена ролей

Гораздо сложнее ситуация, когда ребенок пошел в сад фактически идеально, а дальше началось сопротивление.

Надо знать, что это один из вариантов привыкания к саду. Не надо думать, что причиной стала какая-то травма. В большинстве случаев это совсем не так.

Это, скорее, про то, что ребенок пошел в сад и увидел, что ничего особо интересного там нет. Эффект новизны прошел – началась рутина, а тут еще ребенок понял, что он не будет в саду таким царем и императором, как дома, и начал сопротивляться.

В таком случае иногда помогает пауза — недельная или двухнедельная — для того чтобы снять эту «аллергическую» реакцию.

Сложность №3: отношения в саду

Детям непросто выстраивать горизонтальные отношения. Дети привыкли, что подстраиваются не они, а к ним, а их желание – это почти закон.

Когда ребенок оказывается в саду, он обнаруживает, что здесь он уже не главный, и это сильно затрудняют адаптацию. Появляется сложность построить отношения со сверстниками.

Следствием этой сложности может быть нежелание идти в сад. Стоит ли при возникновении сложности в общении с другими детьми давать обратный ход и в сад не ходить?

Для меня ответ однозначный – не стоит, потому что такой опыт ребенку понадобится в любом случае, и если он не возникнет в саду, он возникнет в школе.

Как облегчить ребенку адаптацию

Секрет 1. Это простые методы популяризации. Ребенок должен быть одет в красивую одежду, лучше с какой-нибудь популярной для этой возрастной группы символикой.

Можно разрешить ребенку принести из дома какие-то свои игрушки для группы. Эти нехитрые методы позволят ребенку почувствовать большую уверенность в себе.

Секрет 2. Ребенок реагирует не на слова взрослого, а на его состояние. Если мама и папа испытывают тревогу, неуверенность, чувство вины перед ребенком, когда отводят в сад, — адаптация может быть сильно затруднена. Когда мама думает, отводя ребенка в сад, что она плохая мать, долгосрочная проблема ей гарантирована.

Секрет 3. Оптимальный режим посещения сада на период привыкания – это «хорошенького понемножку». «Тише едешь – дальше будешь» — лучшая стратегия.

Некоторые думают, что на период привыкания хорошо ходить в сад только до сна. Первые недели – да. Дальше лучше использовать другие паузы — иногда брать выходной среди недели, раньше забирать. Это поможет ребенку сформировать отношения в саду.

Ведь это глобальная задача – уметь выстраивать отношения. Для этого нужно уметь разные вещи: договариваться, не соглашаться, вести диалог. Это те социальные навыки, которые потом всю жизнь будут ребенку нужны. И они, мне кажется, самые важные. Адаптация завершена, когда ребенок научился взаимодействовать с другими детьми без прикрытия взрослых.

Что такое адаптация

Уважаемые родители, вспомните себя в молодости, когда вы в первый раз пришли на работу.

Какие у вас были чувства? Наверное, чувство смятения, неуверенности, даже тревоги.

А теперь, представьте своего ребенка, который в первый раз приходит в детский сад. Он испытывает те же самые чувства, но в тысячу раз сильнее!

Потому что, в отличие от вас, у него нет никакого жизненного опыта. Поэтому поражают родители, которые говорят своим детям, что ты ревешь, какая ты — плакса, там же так весело и хорошо!

Детский сад для малютки – это новое помещение, новая атмосфера, чужие люди. Всё новое, даже ребята и игрушки. Конечно, это большой стресс для ребенка, поэтому адаптация нужна ему как воздух.

Так что же такое — психологическая адаптация?

Это привыкание, прилаживание ребенка к новой среде и её условиям. Новая микросреда, которая создана в детском саду, оказывает влияние на психологическое состояние любого малыша. Она требует от маленького человечка больших усилий воли, терпения.

Адаптация к саду — это первая ступень на долгом жизненном пути ребенка, которую надо помочь преодолеть. Без взрослых ему не удастся это сделать. Только вместе с ними он достигнет хороших результатов.

Успешная адаптация приводит к внутреннему состоянию покоя и активизации своих побуждений, которые нацелены на выполнение запросов среды.

Проблема адаптации

Попав в новую среду, малышам приходиться находить взаимодействие с педагогами и сверстниками. Поведение, общение кардинально отличается от поведения и общения в своей семье. Там всё привычно, тут всё ново.

Он получает важный опыт общения с другими людьми, детьми. Нигде он не получит такой бесценный опыт, который поможет ему в дальнейшем адаптироваться в жизни. Вы скажете, а как же школа?

Там тоже всё это можно получить. Только процесс привыкания идет намного длительнее и сложнее, так как ребенок никогда не посещал детский сад.

Конечно, когда мы впервые собираемся вести малыша в группу, то представляем себе, что он прощается с мамой, целует её в щечку и бежит в группу, чтобы поиграть в игрушки со своими друзьями.

Но не тут-то было! Наше послушное и милое дитё вдруг начинает кричать, умолять мамочку не уходить, цепляется за неё, никого не слышит, не идёт ни на какие уговоры. Что это?

Психологи считают такую реакцию совершенно нормальной, потому что ребенок впервые остался без мамы с чужими тётями. И тут, самое главное, надо правильно реагировать родителям и воспитателям.

Необходимо понимать, что эта реакция детского организма на стресс. Чем младше ребенок, тем тяжелее ему «отрываться» от мамы. Психологическая адаптация лучше дается детям постарше, потому что им уже интереснее играть с другими ребятами, у них выше познавательный интерес, они быстрее переключаются с одной деятельности на другую.

Стресс становится причиной детских истерик.

Причин много:

  1. Во-первых, страх, который связан с новыми условиями обитания. Привычная обстановка дома с мамой вдруг сменилась чужой атмосферой, с новым режимом дня, новыми правилами поведения.
  2. Во-вторых, эмоциональное перенасыщение, которое получает малыш в группе детского сада, переходящее в перевозбуждение. Следствие этого — переутомление нервной системы.
  3. В-третьих, у вновь принятого ребенка ещё не сформированы навыки самообслуживания. Его родители не научили самому одевать вещи, снимать их, соблюдать правила гигиены. Он не успевает за другими детьми, нервничает, начинает плакать.
  4. В-четвертых, у ребенка страдает психологическая подготовка к посещению детского сада. Родные и близкие не настроили его на положительный лад, не постарались подвести к тому, что он вырос, ему необходимо идти в детский сад.
  5. В-пятых, иногда отрицательное воздействие оказывает неприятная первая встреча. Бывает, что он в первый же день нахождения в группе встретился с агрессивным ребенком, который отнял игрушку или толкнул малыша. Конечно, может это будет единственный случай, но свою лепту он внес в неприятие детского сада.
  6. Ну и, наконец, отвержение вашего малютки работниками детского сада. Такие случаи тоже бывают. Обязательно надо выяснить причину отрицательного эмоционального состояния ребенка. Это необходимо делать по «горячим следам» не откладывая, потому что может привести к психологической травме.

Для нормального привыкания к детскому саду, надо знать особенности адаптации.

Степени адаптации

Различают три степени тяжести адаптационного периода к детскому саду

Легкая адаптация

Легкая адаптация — привыкание к новой среде обитания проходит в течение двух недель. При легкой адаптации к детскому саду малыш остается в том весе, ладит с детскими объединениями, иногда болеет.

Привыкание средней тяжести

Привыкание средней тяжести — прилаживание к новой атмосфере идёт примерно месяц, за это время малыш теряет в весе, болеет неделю-другую, появляются легкие признаки стрессового состояния.

Поведение отличается эмоциональной нестабильностью. Состояние нормализуется через 10-15 дней.

Тяжелая адаптация

Тяжелая адаптация — длиться от двух до шести месяцев, малыш постоянно болеет, наблюдается ухудшение физического и психологического состояния, нарушается сон, аппетит, выработанные привычки не закрепляются.

Он подвержен смене настроения, которое постоянно меняется, у него нет желания играть с ребятами, заниматься.

Длительное пребывание в таком угнетенном состоянии может плохо отразиться на его психологическом развитии, формировании у него умений, развитии положительных черт личности, социальных навыков.

Что влияет на адаптацию ребенка

Знание факторов, влияющих на процесс адаптации малыша, помогут определить его психическое и физическое состояние. Рассмотрим их:

Возраст ребенка

Сложнее всего испытывают расставание с родными людьми и более чувствительны к переменам малыши до полутора лет.

У детей постарше эта привязанность ослабевает, потому что у них формируются практические умения и навыки. Они становятся любознательными. Это связано с подвижностью психических процессов.

Но есть такой важный момент, как кризис 3 лет, когда у детей развивается самостоятельность.

Это возрастной этап развития личности, который часто происходит в период адаптации ребенка к детскому саду. Тогда ему вдвойне сложнее. Поэтому, психологическая адаптация проходит успешнее с 2 лет до 2 лет 8 месяцев.

Состояние здоровья

Состояние здоровья – один из важных факторов, влияющих на адаптацию. Понятно, что ребенок, который отличается хорошим здоровьем, умственным и физическим развитием, лучше приспосабливается к меняющимся условиям.

Постоянные болезненные состояния ослабевают иммунитет, тормозят психические процессы, такие дети быстро устают. Чтобы малыш не болел, его надо беречь от психического напряжения, повышать сопротивляемость организма различными способами: проводить закаливание, витаминизацию, профилактику заболеваний.

Дети, у которых серьёзные хронические заболевания имеют проблемы адаптации из-за повышенной тревожности по поводу расставания с родными. Поэтому малыши требуют повышенного внимания медиков, их отдавать в детское учреждение рано не рекомендуется.

Степень психологического развития

Препятствием для нормальной адаптации могут стать отклонения в познавательном развитии детей. Дезаптация может быть следствием как задержки психического развития малыша, так и его одаренности.

В первом случае, необходимо вовремя увидеть проблемы и начать заниматься по развивающей коррекционной программе.

Это поднимет уровень развития психических процессов, успешно подготовит к школе.

Во втором случае, основной целью работы с одаренными должно быть развитие социальных и коммуникативных навыков.

Уровень социализации

Во время адаптации ребёнок вынужден общаться со сверстниками и педагогическими работниками. Если он был ограничен в контактах дома, то этих детей затруднено привыкание к детскому саду.

Причина в том, что они не умеют договариваться, часто конфликтуют, негативно реагируют на замечания воспитателей. Несомненно, это фактор является индикатором отношений ребенка и педагога в группе.

Позитивный настрой воспитателя, доброжелательное отношение к нему может ускорить привыкание ребенка.

Таким образом, надо учитывать все факторы адаптации. Родители и педагоги, в свою очередь, должны позаботиться о психологической поддержке дома и в детском учреждении.

Они должны поддерживать ребенка в развитии самостоятельности, общительности, замечать любые достижения.

Надо самим быть спокойными и уравновешенными. А родителям надо вселить уверенность своим детям в том, что они проводят время врозь не потому, что не любят их.

Этапы адаптации маленького ребенка к детскому саду

Психологи в адаптационном периоде отмечают 3 этапа:

  1. Острый этап. В этот период происходит мобилизация всего организма малыша. Наблюдается повышенная возбужденность и напряженность. Он плаксив и капризен, устраивает истерики. Вместе с психологическими проблемами обнаруживаются физиологические изменения – увеличивается сердечный ритм, кровяное давление. Ребенок чаще обычного болеет.
  2. Умеренно острый этап. Отмечается снижение негативных проявлений, улучшается аппетит, сон. Ребенок начинает привыкать к новым условиям, новому режиму. Однако периодически ребенок устраивает истерики, показывает свое нежелание идти в детский сад. Это означает, что психологическая адаптация ещё не наступила.
  3. Компенсированный этап. Происходит стабилизация психоэмоциональных процессов, ребенок вовлекается в игру со сверстниками, появляются успехи на занятиях, развиваются навыки поддержания личной гигиены и самообслуживания.

Для успешного привыкания ребенка к детскому саду очень важно применять различные формы адаптации:

  1. Телесный контакт – это поглаживания, обнимания, которые заканчиваются упражнениями на расслабление. Такой комплекс благоприятно действует на нервную систему, что в период адаптации очень важно.
  2. Пение колыбельных перед сном. Особый ритмический рисунок колыбельных песенок, мамин голос успокаивает малыша, снимает страхи, тревогу.
  3. Игры с водой и песком также способствуют снятию эмоционального напряжения, расслаблению.
  4. Сказкотерапия повышает уровень развития осознания ребенком законов жизни, проявляет в нем понимание своего эмоционального состояния.
  5. Занятия на развитие чувств и эмоций. На занятиях развивается восприятие своих и чужих эмоциональных состояний, что улучшает взаимодействие с другими людьми.
  6. Занятия по развитию музыкально-ритмических движений пробуждают у детей различные чувства и состояния, развивают музыкальный слух и ритмичность.
  7. Игровые формы взаимодействия с ребенком. В игре закрепляются благоприятные эмоционально окрашенные состояния, повышается интерес к сверстникам, к взрослым и к общению с ними.

Рекомендации родителям по подготовке ребенка к детскому саду

На успешное привыкания малыша влияет ряд вопросов, на которые следует обратить внимание.

Со скольки лет лучше отдавать в садик

Говоря по поводу возрастных рамок, детские психологи и педагоги сходятся в едином мнении – отдавать ребенка в детский сад нужно в 3 или 4 года. С чем это связано? Именно этот возраст является сенситивным для развития речи.

Поэтому 3-летний ребенок начинает активно общаться с ровесниками, у него развивается разговорная речь и другие психические процессы.

Ближе к четырём годам у детей появляется большое стремление к взаимодействию со сверстниками.

У трёхлеток развивается активная речь, они стремятся к общению и взаимодействию. Они с удовольствием рассказывают, как прошел день, что понравилось или не понравилось.

Что должен уметь ребенок при поступлении в детский сад

Чтобы психологическая адаптация прошла успешно, надо привить ему необходимые практические умения и навыки. Что необходимо в первую очередь?

  1. Уделить внимание навыкам самообслуживания: он должен уметь одеваться, раздеваться, застегивать пуговицы, держать ложку и кушать самостоятельно, правильно пользоваться горшком. Это всё он должен делать сам. Важно — не торопить малыша, а спокойно ждать и мотивировать его на самостоятельность.
  2. Развивать культуру личной гигиены: тщательно умывать лицо и мыть руки, использовать полотенце по назначению, держать ложку и кушать самому, вытирать рот салфеткой.
  3. Развивать самостоятельность и активность.
  4. Учить культуре общения с другими людьми.

А что можно посоветовать родителям, которые ведут свои чад в садик?

Стараться выбрать момент выхода малыша в детский сад, минуя кризис 3-ёх лет.

  1. Настраивать его на позитивный лад, говоря о детском садике.
  2. Заранее познакомиться с воспитателем и детьми и группы детского сада, куда вы собираетесь отдать своего ребенка.
  3. Ни в коем случае не припугивать малыша садиком.
  4. Рассказать ребенку для чего надо ходить в детское учреждение, убедить, что это необходимо, потому что он немного повзрослел.
  5. Никогда не показывать свое эмоциональное состояние перед тем, как отдаете его в группу.
  6. Не выходить на работу, а подождать, пока не пройдет адаптационный период.
  7. Проявлять свою любовь к ребёнку, быть терпимее к его негативным проявлениям.

Несомненно, не всё получается, как задумано. Помните, родители, самое главное – запастись терпением. И ваш малыш, немного погодя, вас порадует своими успехами и достижениями.

Право первой очереди в доу

В первую очередь берут в доу детей:

  • Работников прокуратуры, судов, следственных органов;
  • Работников МЧС, ФСИН, военнослужащих, организаций по борьбе с наркотиками, терроризмом, детей погибших либо нетрудоспособных при несении службы людей;
  • Детей лиц ликвидировавших катастрофу на Чернобыльской АС, после чего родитель стал инвалидом;
  • Детей неблагополучных родителей;

Затем зачисляют:

  • Деток — инвалидов;
  • Если родители инвалиды;
  • Из многодетной семьи (3 и более детей);
  • Из семей военных, служащих полиции.

Затем берут детей педагогов, матерей – одиночек. Лишь потов всех остальных малышей, не входящих в вышеперечисленный список.

Права родителей в детском саду

Малыш пошел в сад, с этого момента появились права и обязанности родителей в детском саду, которые необходимо соблюдать:

  • участвовать в процессе управления детским учреждением на основании Устава;
  • следить за работой родительского комитета (собрания) сада. Права родителей в детском саду решать многие вопросы, их голос весьма важен для принятия решения. Совет воспитателей имеет право лишь совещательного голоса;
  • Мамы, папы избираются в родительский совет дошкольного заведения;
  • имеют право и обязаны, быть осведомлены об образовательной программе, режиме, распорядке ДОУ;
  • существуют дополнительные услуги, которые родитель выбирает сам, для более полноценного развития малыша. Может выдвигать предложения, по организации дополнительных занятий, для благоприятного, результативного процесса воспитания, обучения воспитанника;
  • возможно (заранее договорившись с педагогами) присутствовать на всевозможных занятиях детей, как общих, так и индивидуальных. Необходимо предварительно уведомить заведующего учреждением;
  • возможно присутствие на медицинском осмотре врачами, психологом (специалистами узкой специализацией, а так же на более тщательном осмотре);
  • следует время от времени знакомиться с отчетами педагогов ДОУ о процессе работы с детьми;
  • приветствуется оказание помощи, которая способствует развитию, созданию благоприятных условий;
  • принимать участие в ремонтных работах по отделке помещения группы, помогать благоустраивать территорию сада, приветствуется благотворительная помощь, способствующая всевозможному оснащению группы;
  • при необходимости отстаивать права своего ребенка, других воспитанников. Следить, чтобы их права не были нарушены;
  • ознакомление с образовательным процессом с его направлением и реализацией это — право и обязанность родителей. Необходимо информирование о состоянии развития ребенка, о его здоровье, поведении, об отношениях с детьми группы;
  • возможно получение методической помощи от педагогического коллектива ДОУ, связанной с проблемами воспитательного процесса, а так же по вопросам развития, обучения воспитанника;
  • принятие активного участия в жизни, мероприятиях ДОУ.

Обязанности родителей в детском саду

Помимо прав родители наделяются внушительным списком обязанностей в отношении детей, посещающих дошкольные заведения образования. Мы рассмотрим некоторые из низ.

  • уважительное отношение к персоналу дошкольного учреждения. Недопустимо хамское поведение, общение на повышенных тонах, рукоприкладство. Всевозможные конфликтные ситуации решаются путем цивилизованного решения проблемы;
  • нужно вовремя вносить деньги за садик (она направляется на выплату персоналу ,за уход, присмотр за ребенком);
  • обязанности родителей в детском саду — соблюдать этику, вовремя вместе с воспитателями решать вопросы которые возникают, нельзя вмешивать детей , допускать их наблюдения конфликтной ситуации;
  • занятия, как правило, начинаются с 9 часов, необходимо, чтобы к этому времени воспитанник был на месте. Не следует отвлекать педагогический коллектив от проведения занятий, нельзя мешать распорядку дня;
  • приводить, забирать малыша нужно лично, в присутствии воспитателя. Не следует возлагать данную обязанность на соседей, родственников, несовершеннолетних детей. Иногда, при особых случаях, возможно, заблаговременно уведомить заведующего о том, что забирать ребенка будет другое (совершеннолетнее) лицо. Заявление родителей заверяется нотариусом;
  • обязательно своевременно (день отсутствия до 9 часов) предупреждать работников ДОУ о причине непосещения ребенком заведения;
  • информировать воспитателя о выходе воспитанника после болезни, отпуска, для обеспечения его завтраком, обедом, полдником. Следует вовремя отдавать медицинские справки, оповещения;
  • если пользуетесь льготами по оплате, то нужно раз в три месяца обновлять справки подтверждающие наличие льготы;
  • нельзя нарушать режим, находясь дома, необходимо соблюдение своевременного сна, питания, прогулок;
  • приводить в сад нужно к 8 часам, забирать не позже 19 часов;
  • ребенок должен быть чисто, опрятно одет, причесан;
  • необходимо иметь запасную обувь и одежду;
  • для занятий танцами следует приобрести — чешки;
  • для занятия физкультурой в зале , нужна — спортивная форма. Для улицы необходима — обувь, облегченная одежда;
  • необходимо обеспечить своего малыша нужными канцелярскими принадлежностями для выполнения обучающей и воспитательной программы;
  • воспитанник должен иметь сменную одежду по сезону (погоде). Для отдыха нужно иметь одежду для сна. Также нужны — расческа, носовой платок;
  • если малыш болен (присутствуют симптомы простуды либо иных заболеваний) нельзя приводить его, во избежание заражения остальных воспитанников ДОУ;
  • мама, папа малыша имеют право и обязаны не допускать насилия (физического, психологического), также оскорбляющего поведения относительно своего и других детей;
  • родители несут ответственность за воспитание малыша.

Правила, соблюдать которые необходимо:

  • не давать медикаментов с собой;
  • не давать — жвачку, опасные для детей предметы, которые могут нанести вред здоровью и жизни;
  • работники детского сада не несут ответственности за ювелирные украшения воспитанника, а так же игрушки, принесенные в ДОУ по инициативе родителей – санки, самокаты и т.д.;
  • не приводить, не забирать воспитанника ДОУ в нетрезвом виде;
  • если существует задолженность по оплате, администрация может не принять воспитанника;
  • знакомьтесь с информацией, вывешенной на стендах ДОУ – вы будите, осведомлены о занятиях малыша в саду.

Права родителей и детей в детском саду

Придерживаться правил, выполнять обязанности и знать свои права должен каждый родитель, если его дети, посещают ДОУ. Перечень прав формируется на основе Конвенции. В России существуют нормативно правовые акты, например, «Семейный кодекс», Закон «об образовании», «Основные гарантии права ребенка».

  • дети имеют право на развитие, образование;
  • право на игры в детском дошкольном учреждении;
  • право на медицинское обслуживание, на охрану жизни и здоровья;
  • имею право на государственную защиту от жестокого отношения;
  • государство обязано защищать, отстаивать интересы и потребности ребенка;
  • он имеет право полноценно питаться для нормального роста и развития;
  • родители должны следить, чтобы права воспитанников ДОУ соблюдались.

Некоторые права, обязанности регулируются правилами, распорядком дня принятыми в конкретном ДОУ. Для ознакомления с ними необходимо изучить Устав детского учреждения.

Важные аспекты

Набор в дошкольные учреждения чаще всего производится до начала учебного года в школе. То есть до 1 сентября. Это не значит, что во время учебного года зачисление не происходит.

Если появляются места, распределение детей происходит по тому же принципу, что и всегда.

Общие моменты

В случае, когда родителям не нравится детский сад, который им предложили, необходимо заранее уведомить об этом местное управление образования и указать предпочтительное учреждение.

Если после завершения комплектования там останутся места – перевод может быть осуществлен.

В соответствии с законодательством РФ, ребенку должны предоставить место в ДОУ спустя 30 дней после обращения родителей, если иного не было указано в заявлении самими родителями. Но реалии таковы, что в стране просто не хватает мест для всех. 

Конституция РФ гарантирует гражданам равные возможности развития личности и такие же равные возможности получения образования.

Это значит, что Вы обладаете правом подать апелляцию на отказ в предоставлении места.

Возможные способы распределения

Чаще, распределение происходит на основании электронной очереди.

При этом их существует сразу 2:

  • льготники;
  • дети без льгот.

К первой категории относятся:

  • дети без бабушек и дедушек;
  • дети, живущие в опекунской семье;
  • дети, родители которых работают в прокуратуре, следственном комитете или полиции;
  • дети, пострадавшие от аварии на Чернобыльской атомной электростанции;
  • дети военнослужащих;
  • дети инвалидов;
  • дети из семьи с тремя и более несовершеннолетними;
  • дети из неполной семьи;
  • дети, родители которых работают в дошкольных образовательных учреждениях;
  • дети, чьи брат или сестра уже ходят в садик.

Получение/неполучение материнского капитала не влияет на льготы при зачислении ДОУ.Перечисленные категории имеют первоочередное право на зачисление в детсад. Все остальные распределяются живой очередью, согласно времени подачи заявления.

При комплектации групп учитывают:

  • наличие права зачисление вне очереди;
  • наличие первоочередного права зачисления;
  • время подачи заявления;
  • возраст ребенка;
  • категория группы детсада, которая была указана родителями.

Для этого необходимо собрать следующий пакет документов:

  • ксерокопия гражданских паспортов одного или обоих родителей;
  • ксерокопия свидетельства о рождении;
  • справка о составе семьи;
  • ксерокопия медицинского полиса ребенка;
  • медицинская справка о состоянии здоровья, где указано, что ребенок допущен к
  • контакту с другими людьми;
  • медкарта ребенка;
  • паспорт прививок;
  • документы, подтверждающие льготы на зачисление в ДОУ, если таковые имеются.

После этого необходимо составить жалобу по приведенной форме можно скачать здесь.

Законные основания

В Российской Федерации зачисление и распределение детей в дошкольных учреждениях регламентируются следующими законопроектами:

  • конституция;
  • закон «Образование в Российской Федерации»;
  • закон «Об организации предоставления государственных муниципальных услуг»;
  • порядком, который устанавливает местная администрация на основе вышеприведенных НПА.

В 2019 году был издан новый законопроект, внесший несколько поправок в процесс зачисления и распределения. Вот самые важные из них:

  • группы постоянного содержания будут сокращаться в 1.5 раза;
  • специалисты ДОУ имеют возможность оказывать платные услуги, связанные с
  • присмотром и воспитанием детей до 7 лет на дому;
  • ясельные группы будут переводиться на платную основу, при этом декретное пособие сохраняется в независимости от того ходит ли он в садик, или нет;
  • в случае отсутствия мест в детсаде родителям будут отказывать в постановке на очередь в независимости от возраста ребенка;
  • при получении такого отказа родители имеют право поставить ребенка на очередь в любой другой детсад.

Данную жалобу можно подать в:

  • городское или районное управление образования;
  • министерство образования.

Также, можно обратиться с исковым заявлением в суд.

Следует знать, что решение в Вашу пользу будет вынесено только в том случае, если будет выявлен факт неправомерного отказа в предоставлении места. Если свободных мест просто нет, то никакая инстанция не сможет Вам помочь.

Распределение детей в детский сад в 2019 году

В соответствии с возрастом в ДОУ существует деление на 5 групп 

Группы в соответствии с возрастом:

Ясельная группа Дети до 2 лет
Первая младшая группа С 2 до 3 лет
Вторая младшая группа Дети с 3 до 4 лет
Средняя группа Дети с 4 до 5 лет
Старшая группа С 5 до 7 лет

Кратковременное пребывание

Группы кратковременного пребывания находятся при яслях и детсадах. Их основное назначение – подготовить ребенка к резкой смене обстановки, когда он пойдет в ДОУ. Работают такие группы по несколько часов в день.

Иногда вместе с ребенком группу могут посещать родители, чтобы ребенок смог спокойно привыкнуть к воспитателям и новой для себя обстановке.

Принимают в группу кратковременного пребывания согласно решению комиссии по комплектованию. Большой очереди там, как правило, нет, потому шанс попасть достаточно высокий. Если комиссия приняла решение не в Вашу пользу – не отчаивайтесь.

Обратитесь напрямую к заведующей детсадом, при котором создана группа. Самовольно она принять Вашего ребенка не сможет, но в случае отказа одного из родителей вести своего ребенка в ГКП заведующая имеет право произвести замену.

Пребывание ребенка в группе кратковременного пребывания не является гарантией того, что он пойдет в этот же детский сад.

Принципы образования групп в детском саду

Есть всего 2 принципа образования групп в детском саду:

  • возрастной;
  • в порядке живой очереди.

Дошкольные программы воспитания и образования разрабатываются с учетом возрастных особенностей детей.

Потому было создано 5 приведенных выше групп — ясельная, первая младшая, вторая младшая, средняя, старшая. В остальном же группы формируются согласно очереди.

Региональные особенности:

Приведем особенности распределения детей в некоторых регионах Российской Федерации.

Москва и Московская область:

  • во время подачи заявления семья может выбрать до 3-х детсадов;
  • распределение на новый учебный год осуществляется с 1 марта по 1 июня;
  • через 5 дней после освобождения места в детсад оформляется новый ребенок.

Самара и область:

  • комплектация групп начинается 1 апреля и продолжается до 1 сентября;
  • после принятия решения о зачислении администрация отправляет письменное;
  • уведомление родителям не позднее 10 рабочих дней.

Смоленск и смоленская область:

  • формирование групп начинается 1 апреля и продолжается до 1 сентября;
  • после формирования не позднее 10 рабочих дней направления в садик выдаются на руки родителям.

Челябинск и Челябинская область:

  • период комплектования перед новым учебным годом – с 15 по 30 мая;
  • в случае появления свободных мест во время учебного года – период рассмотрения заявки в течение 1 месяца;
  • комплектование осуществляет специалист на основе электронной базы заявителей.

Красноярск:

  • период формирования групп на новый учебный год – с 1 июня по 1 сентября;в дополнение к перечисленным выше льготам добавляются дети, чьи семьи приехали в
  • Красноярск на постоянное место жительства по программе переселения соотечественников.

Петрозаводск:

  • как и в столице, формирование групп производится при помощи автоматизированной системы;
  • распределение на новый учебный год начинается 1 февраля и продолжается до 1 апреля.
  • массовое комплектование начинается 1 марта и продолжается до 1 июня;
  • выдача направления на руки производится в течение 10 рабочих дней со времени принятия решения о распределении;
  • возрастная категория детей, попадающих под распределение в садик, от 1.5 до 8 лет.
  • распределение мест перед новым учебным годом начинается 1 апреля и продолжается до 1 сентября;
  • в пятидневный срок родители получают уведомление о зачислении их ребенка в детсад.

Чебоксары:

  • формирование групп перед новым учебным годом начинается 1 июня и продолжается до 1 сентября;
  • комплектованием занимается специалист, используя в качестве основы электронную базу.

Зачисление ребенка в детское дошкольное учреждение – процедура, которая строго регламентирована законом. Администрация каждого из регионов вправе устанавливать собственные рамки распределения детей.

Видео: что нужно знать для распределения ребёнка в детский сад 

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат

  2. Позвоните на горячую линию:

    • Москва и Область — +7 (499) 703-16-92

    • Санкт-Петербург и область — +7 (812) 309-85-28

    • Регионы — 8 (800) 333-88-93

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Положительные стороны посещения

Многие родители сомневаются, можно ли отдать свою кроху в детский сад, ведь там не будет маминой заботы и пристального взгляда. Их сомнения могут развеяться за счёт ряда преимуществ посещения дошкольного заведения:

  1. Распорядок. Именно в детском саду малыш начинает жить строго по часам, что является очень полезным. Весь день у карапуза распланирован, кушает он по часам, что благоприятно влияет на процесс пищеварения. Конечно, рекомендуется приучать ребёнка к режиму задолго до попадания в дошкольное учреждение, ведь так малышу будет привычнее адаптироваться к новой обстановке, хоть далеко не всегда суточный распорядок, придуманный мамой, совпадает с тем, что в садике. Однако таким деткам всё равно легче адаптироваться, чем тем, кто привык всё получать по первому требованию.
  2. Правила и дисциплина. Малыш привыкает, что нужно всё делать правильно, вместе с остальными карапузами, слушаться старших. Происходит воспитание ребёнка.
  3. Малыш учится быть самостоятельным. Теперь он не один карапуз у мамы, вокруг много сверстников, и каждый учится совершать элементарные действия без чьей либо помощи, например, убирать за собой игрушки, самостоятельно кушать с ложечки.
  4. Расширение круга общения. Вокруг малыша теперь не только родственники. Каждый день он находится в коллективе, в котором присутствуют, как его сверстники, так и взрослые люди (воспитатели, нянечка). Ребёнок осознаёт, что существуют и другие взрослые, которых нужно слушаться.
  5. Повышение иммунитета. Это достигается путём частых вирусов и инфекций, возможных в детском коллективе. Малыш переболел – организм выработал антитела. К тому же именно благодаря садику у ребёнка появляется возможность переболеть инфекциями типа краснухи, ветрянки или паротита в столь юном возрасте. Дети до семи лет значительно легче и без осложнений переносят эти болезни, чем в старшем или взрослом возрасте.
  6. В дошкольном заведении с ребёнком ежедневно занимаются творчеством, ближе к школе начинается подготовка интеллектуального уровня, приучают делать по утрам зарядку. Таким образом, при посещении детского сада ребёнок развивается физически и умственно.

Что плохого в детском саду

Из-за достаточно серьёзных минусов многие родители не решаются отдать своего малыша в дошкольное учреждение. Давайте их рассмотрим:

  1. Малыш переживает сильнейший стресс. Всю свою сознательную жизнь он был рядом с мамой, а теперь её нет рядом. К тому же он привык, что находится под постоянной опекой, о нём заботятся, любят, а тут чужие тёти, у которых таких, как он, ещё полно.
  2. Ребёнку хочется побыть одному, как раньше. А тут постоянно вокруг полно детей, они шумят, верещат. Это может серьёзно переутомлять малыша.
  3. В группе может найтись ребёнок, который будет себя неправильно вести, не слушаться, обижать других малышей. Он может навредить вашему карапузу или показать плохой пример своими действиями.
  4. Многие дети, попадая в сад, начинают часто болеть. У некоторых всё нормализуется за пару недель, а другие – не вылезают с больничного, и вынуждены переставать посещать детский сад.
  5. В садике нет возможности уделять внимание каждому малышу индивидуально. За счёт этого ребёнок не может правильно развиваться с учётом всех индивидуальных особенностей.
  6. В группе много детей, воспитатель не способен, даже на пару с нянечкой, на все 100% следить за малышами. Из-за этого возникает риск, что ваш карапуз упадёт или травмируется другим способом.

Однажды, когда я забрала с садика сына (ему было 4 года), увидела, что на спине у него счёсанный след. Оказалось, это он так неудачно съехал с горки.

  1. Многим карапузам бывает скучно в дошкольном учреждении. Хорошо, если вам достался толковый воспитатель, и он действительно занимается с детьми. А бывают случаи, когда детей выводят во двор и предоставляют самим себе. Кто-то обязательно найдёт себе занятие, а кто-то будет просто сидеть на скамейке.
  2. Малышу может не подойти тип питания и пища, которой его будут пичкать в саду.
Вверх