13 июня 2015
Воспитание детей
Каждый ребенок рождается со своим темпераментом, который становится основой его характера. И то, как малыш научится справляться с недостатками данного ему темперамента и приумножать его достоинства, зависит прежде всего от его родителей. Любая любящая мама в состоянии определить, какой тип темперамента у ее ребенка.
Рассмотрим особенности воспитания ребенка меланхолика. Какие черты свойственны такому ребенку? Какие методы применять в его воспитании? Как помочь крохе стать уверенным, самостоятельным человеком, избежать появления всевозможных комплексов?
Содержание
- Особенности ребёнка меланхолика
- Советы в воспитании ребёнка меланхолика
- Как должны себя вести родители
- Ребёнок-холерик: какой он?
- Характеристика ребёнка-сангвиника
- Особенности детей-флегматиков
- Ребёнок-меланхолик: особенности темперамента
- Дети флегматического темперамента
- Темперамент ребенка: общаемся правильно
- Особенности обучения в школе ребят с разными типами темперамента
- Типы темперамента ребенка
- Индивидуальные особенности поведения детей
- Конфликтный ребенок
- Дети флегматики
- Замкнутый ребенок
- Несамостоятельный и зависимый
- Виды темперамента человека
- Особенности поведения ребенка-холерика
- Особенности поведения ребенка-флегматика
- Особенности поведения ребенка-сангвиника
- Особенности поведения ребенка-меланхолика
- Общее понятие о темпераменте
- Как распознать?
- Как сотрудничать?
Особенности ребёнка меланхолика
• впечатлительность
• чуткость и отзывчивость
• сентиментальность и чувствительность
• послушность
• мнительность и подозрительность
• тревожность
• обидчивость
• скрытность
• неуверенность в себе, застенчивость
• слабая активность, быстрая утомляемость
Меланхолики как никто умеют слушать и сопереживать, это прекрасные друзья. Они имеют богатый внутренний мир и довольно часто находят себя в творческих профессиях.
Советы в воспитании ребёнка меланхолика
Можно сформулировать два принципа, которые должны стать основой воспитания ребенка-меланхолика:
• любовь и ласка помогут малышу вырасти добрым, уверенным в себе
• вседозволенность и потакание любым капризам сделают из ребенка неуверенного в себе человека, неспособного добиваться поставленных целей
Как должны себя вести родители
К ребенку-меланхолику родители должны относиться особенно внимательно. Трудно себе представить, как та или иная случайная фраза, услышанная малышом, может быть им воспринята. И далеко не всегда он захочет сам рассказать папе или маме о своих страхах и переживаниях.
Ребенка-меланхолика нельзя ругать, особенно при посторонних. Как правило, такие дети гораздо лучше воспринимают спокойные просьбы родителей.
Малыш с меланхолическим типом темперамента чересчур восприимчив к критике. Услышав от мамы, что другие мальчики или девочки что-то делают лучше, он может замкнуться и потерять интерес к любым достижениям. Поддержка и одобрение родителей, напротив, позволяют малышу добиться очень многого, поверить в свои силы.
Очень важно с раннего возраста приобщать ребенка к домашним делам. Пусть уборка или приготовление ужина от этого продлятся на час или два дольше. Зато малыш научится чему-то и, получив благодарность за помощь, захочет помочь и в следующий раз.
Ребенку-меланхолику, как правило, очень трудно начать общение. Поэтому здесь важна помощь матери. Наблюдая, как мама весело разговаривает с другими малышами, предлагая им присоединиться к игре, кроха постепенно включится в этот процесс и сам. Со временем он постарается окружить себя небольшим числом самых близких друзей. Шумные компании его не привлекают.
Занимаясь с ребенком, нужно учитывать, что он быстро утомляется и не может на одном и том же деле долго концентрировать внимание. Развивающие игры должны приносить ему удовольствие, а не усталость, поэтому не заставляйте, а заинтересовывайте его.
Ребенок-меланхолик нуждается в особой любви и заботе со стороны родителей. Похвалить его или лишний раз приласкать — это не значит избаловать. Если папа и мама верят в своего малыша и говорят ему о том, что он сможет справиться с теми или иными трудностями, то так и происходит.
Ребёнок-холерик: какой он?
Холерики очень активны, общительны, неугомонны. Им сложно усидеть долго на одном месте, необходима смена деятельности. Такие дети любят шумные, подвижные игры. Настроение их часто неустойчиво: они могут резко заплакать, а уже через минуту-две – неожиданно засмеяться. Холерики склонны к обидчивости и вспыльчивости, могут проявлять агрессию. И вместе с тем большинству из них присущи лидерские качества, решительность и способность быстро адаптироваться в новой обстановке. Одна из самых слабых сторон холериков – неумение доводить начатое до конца.
Воспитание холерика
Рассмотрим, как правильно воспитывать ребёнка-холерика.
- Важно стать для холерика настоящим авторитетом, иначе крайне сложно будет заставлять его вас слушаться. Родителям следует проявлять умеренную требовательность и твёрдость в общении с ребёнком. Но завоёвывать авторитет нужно не наказаниями и жёсткими командами, а умением заинтересовать «бунтаря», демонстрацией своей силы воли и деловых качеств, чутким пониманием его потребностей и настроения.
- Не пытайтесь подавить бьющую ключом энергию холерика, направляйте её в нужное русло. Всегда занимайте его подвижными играми (особенно на свежем воздухе), ставьте перед ним разноплановые задачи. Лучше всего будет отдать такого ребёнка в спортивную школу, чтобы его энергия выплёскивалась мирным путём.
- С раннего возраста важно формировать у холерика усидчивость и развивать желание доводить начатые дела до конца. Проводите сами занятия по подготовке к школе, читайте ребёнку книги (длинные книги растягивайте на 2-3 дня, чтобы у малыша сохранялся интерес и ожидание продолжения). Давайте ему задания, в которых важен результат. Контролируйте не процесс их выполнения ребёнком, а именно доведение дела до конца. Стимулируйте также к тому, чтобы дети сами ставили цели и достигали их.
- Учите своё чадо правилам вежливости и этикета, с ранних лет обращайте его внимание на то, как нужно вести себя в общественных местах.
- Говорите с ребёнком негромким, спокойным голосом, но уверенно и решительно, не позволяя ему чувствовать себя хозяином положения.
- Больше общайтесь с маленьким холериком, позволяйте выражать ему свои чувства, помогайте переживать трудности, чтобы избегать вспышек гнева.
- Чётко соблюдайте режим дня. Пусть ребёнок просыпается, кушает и ложится спать в одно и то же время. Призывайте его к порядку и аккуратности: всегда собирать игрушки, беречь свои вещи и т. д.
Таковы особенности воспитания ребёнка с холерическим темпераментом.
Характеристика ребёнка-сангвиника
Сангвиника по праву можно назвать душой компании и «энерджайзером». С раннего возраста дети, принадлежащие к этому типу темперамента, жизнерадостны, очень подвижны, эмоциональны, общительны. У них много друзей, окружающие к ним тянутся. И сангвиники охотно знакомятся с новыми людьми. Они уверены в себе, легко справляются со стрессом и привыкают к новым условиям. Слабые стороны: могут быстро охладевать к выполняемой деятельности (если теряют к ней интерес), чувства их часто поверхностны.
Рекомендации для родителей по воспитанию детей-сангвиников
- Общайтесь с ребёнком эмоционально, чтобы быть с ним на одной волне, суметь заинтересовать и привлечь его внимание.
- Постоянно занимайте свою кроху разными видами деятельности. Пусть это будут развивающие и творческие занятия, подвижные игры и задания, требующие усидчивости. Главное – обеспечить регулярную смену одного дела другим.
- Улыбайтесь, смейтесь вместе с ним, способствуйте тому, чтобы дома сангвиник чувствовал себя комфортно.
- Поручайте ребёнку задания, которые ему нужно сделать, акцентируйте внимание на ценности результата. Важно привить ему способность доделывать начатое. Хвалите его за качественно выполненные задачи. Сангвиника важно приучить делать всё не «абы как», а основательно и аккуратно, чтобы ему самому это нравилось.
- Ещё раз о похвале. Она не должна быть излишней, чтобы не вызвать «звёздную болезнь» у сангвиника, к которой они вполне склонны.
- Разговаривайте с ребёнком о чувствах, поощряйте его к выражению своих переживаний. Читая книги, просматривая мультфильмы, телепередачи, обращайте его внимание на то, какие эмоции испытывают люди. То есть важно научить сангвиника осознавать глубину своих переживаний и чувств окружающих.
- Стимулируйте малыша к отзывчивости, внимательному отношению к близким и друзьям. Будьте для него в этом примером, вместе помогайте окружающим. Способствуйте тому, чтобы у него складывались устойчивые отношения с товарищами.
- Поскольку маленький сангвиник легко устанавливает контакты с окружающими и нередко подвергается чужому влиянию, настоятельно объясняйте ему, что нельзя вступать в разговор с незнакомцами и куда-либо с ними идти.
- Следите за тем, чтобы у ребёнка были устойчивые интересы. С их помощью можно развить у него настоящий талант.
Особенности детей-флегматиков
Флегматики спокойны, уравновешены, усидчивы и зачастую медлительны. Они стремятся доводить начатые дела до конца, последовательны и рассудительны. Чаще всего дети с таким типом темперамента послушны, соблюдают порядок и дисциплину. Обычно они малообщительны и неэмоциональны, могут играть в одиночестве. Интересы флегматиков устойчивы. Они с трудом переключаются с одного дела на другое, им нелегко привыкнуть к новым людям и новой обстановке. Обычно дети-флегматики хорошо спят и практически не доставляют проблем своим родителям.
Как воспитывать флегматиков?Особенности развития и воспитания детей-флегматиков в том, чтобы последовательно и терпеливо учить их необходимым жизненным навыкам и слегка стимулировать к проявлению активности и инициативы.
- Разбавляйте спокойные занятия и игры подвижными упражнениями, «паузами активности», песнями, танцами. Занимайтесь гимнастикой.
- Хвалите ребёнка, если у него получается быстро выполнить какое-либо дело.
- Способствуйте тому, чтобы маленький флегматик больше взаимодействовал с другими детьми, особенно подвижными и весёлыми. Бывайте чаще на детских площадках, в парках, в людных местах. Запишите малыша в кружок с учётом его интересов и его согласия. Там необходимо будет общаться с ребятами и выполнять задания разной сложности.
- При чтении сказок, просмотре мультфильмов, фильмов, спрашивайте ребёнка о том, что он чувствует и думает: «Интересно ли тебе?», «Нравится ли этот герой? Почему?», «Как ты думаешь, почему он так поступил?» и т. д. Стимулируйте флегматика к высказыванию своего мнения, учите излагать свои мысли.
- Тренируйте разные варианты поведения в играх. Например, у дочери или сына не получается начать с кем-то общение, выйти на уроке к доске или ответить достойно обидчику. Создайте игровую ситуацию и помогите ребёнку выбрать успешный способ действия, чтобы он перестал бояться в реальной ситуации.
- Общайтесь с ребёнком эмоционально, старайтесь заразить его своим позитивом, рассказывайте интересные и смешные истории, чтобы расшевелить малыша.
- Делитесь примерами из собственного детства о том, как вам удавалось справляться с трудностями, как приходилось проявлять активность, браться за новые незнакомые дела. Ставьте акцент на том, что в итоге вам это понравилось и вы много чему научились.
Ребёнок-меланхолик: особенности темперамента
Меланхолики очень ранимы, тревожны и эмоционально чувствительны. Внешне они обычно выглядят спокойными, но в душе могут о чём-то сильно переживать, бояться, обижаться. С детства меланхолики вежливы и тактичны, но тяжело сходятся с новыми людьми. Друзей у них немного, но среди них обычно есть один-два близких. Сильные стороны этого типа темперамента – это развитая интуиция, эстетический вкус и творческие способности. Меланхолики могут продуктивно работать, но быстро утомляются. К себе и окружающим они предъявляют высокие требования.
Особенности воспитания меланхолика
Воспитывать ребёнка-меланхолика следует с помощью чуткого отношения к его внутреннему миру, поддержки и признания достоинств.
- Старайтесь лишний раз не критиковать маленького меланхолика, не сравнивать с другими детьми, не оскорблять его. Это очень ранит его сердце.
- Поддерживайте старания ребёнка с помощью похвалы, подчёркивайте его сильные стороны, почаще напоминайте ему о них.
- Разговаривайте с малышом тепло и эмоционально. Способствуйте тому, чтобы он делился с вами внутренними переживаниями, помогайте выражать свои мысли. Внимательно его слушайте и поддерживайте зрительный контакт. Учите малыша не прятать взгляд, чтобы он чувствовал себя увереннее.
- С пониманием относитесь к страхам ребёнка меланхолического темперамента. Не заставляйте насильно их преодолевать, не высмеивайте его и не называйте «трусом». Вместо этого, помогайте своему чаду словами выражать отношение к страху, изображайте его рисунками, придумывайте сказки о том, как какой-то герой тоже боялся, но ему удалось справиться с этим. Делитесь примерами из собственного опыта о том, как вам успешно удалось преодолеть определённые трудности и страхи. Всегда показывайте малышу, что вы на его стороне и понимаете его переживания.
- Развивайте навыки общения меланхолика, знакомьте с детьми, почаще бывайте в гостях, в людных местах.
- Следите за его творческим потенциалом, присмотритесь к тому, что у него хорошо получается и к чему лежит душа. Вероятно, эти навыки нужно развивать дальше, записавшись в кружок или студию. Возможно, это окажется делом жизни меланхолика и будет заряжать его положительной энергией.
- В семье дети с таким типом темперамента должны чувствовать себя комфортно. Создайте для них такие условия, чтобы они вам доверяли и не замыкались в себе. Проявляйте к ним интерес, поддерживайте и подбадривайте в трудных ситуациях.
- Поддерживайте любые проявления меланхоликом инициативы, хвалите за самостоятельно выполненные дела.
- Помогайте ребёнку с помощью смоделированных дома ситуаций тренировать уверенность в себе, настойчивость, смелость и умение высказывать своё мнение. Будьте наставником и другом для него.
Индивидуальные особенности вашего крохи должны стоять на первом месте при построении системы воспитания. Если вы будете замечать и учитывать их, то сможете направить его развитие в нужное русло.
Дети флегматического темперамента
Б. Действует быстро и энергично. В. Ведет себя спокойно и сосредоточенно. Г. Действует нерешительно, робко.
3. Какой поведенческой линии ребенок придерживается в споре со сверстниками?
Активно отстаивает свою позицию, но при этом пытается учитывать и чужие мнения. Б. Горячится, раздражается, никого не хочет слушать. В. Говорит уверенно, без лишних эмоций, последователен в изложении своих мыслей. Г. Ведет себя нерешительно.
4. Как ваш ребенок ведет себя, оказавшись в незнакомой обстановке, новом месте (например, в гостях, в кабинете у врача)?
Быстро приспосабливается к новым обстоятельствам, ведет себя оживленно, проявляет интерес к окружающему. Б. Быстро возбуждается, иногда (часто) нервничает. В. Спокойно присматривается к непривычной обстановке. Г. Робеет, стесняется, нерешителен, скован.
Результаты теста
Внимательно посмотрите на буквы, которые оказались отмеченными. Преобладание вариантов А указывает на то, что темперамент вашего ребенка близок к сангвиническому типу. Если среди ответов больше вариантов Б, вероятнее всего, ваш малыш – холерик. Если вы выбрали вариант В, то ваш ребенок флегматик, а если Г, томеланхолик.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК…
…очень медлительный?
Все дети в детском саду уже оделись и пошли на улицу, а он только завязывает шнурок. Все уже пообедали, а он только приступил к еде. Все в классе уже пишут диктант, а он только ищет ручку.
Он повсюду опаздывает и задерживает окружающих, которые порой просто теряют терпение.
Причины детской медлительности
-
Особый тип нервной системы (флегматик или меланхолик).
-
Медлительность – форма протеста ребенка против чрезмерного контроля взрослых.
Девочка-копуша Час жевала грушу, Два – умывалась, Три – вытиралась, Утром завтракать пошла, Только к вечеру пришла.
Как общаться с медлительным ребенком
-
Оставляйте ребенку достаточно времени для выполнения необходимых дел; не выполняйте за него то, что он по возрасту должен делать сам.
-
Научите ребенка планировать время и следить за часами. Составляйте список дел на день с указанием времени.
-
Поощряйте детские увлечения.
-
Заранее предупреждайте о смене деятельности.
-
Хвалите ребенка за быстроту и эффективность.
-
В любом случае выражайте положительные эмоции: ребенок нуждается в вашем внимании.
…гиперактивный?
Такой ребенок напоминает стихийное бедствие: он не может усидеть на месте, постоянно двигается, роняя и задевая предметы; он пере
бивает взрослых, шумит, громко смеется, при выполнении заданий отвлекается и не может ни на чем сосредоточиться.
Что является причиной гиперактивности?
-
Наследственность;
-
особенности строения и функционирования головного мозга;
-
последствия родовых травм и ранних инфекционных заболеваний;
-
неполноценное питание.
Гипер (hyper)
– превышение нормы; activus – активный, деятельный.
Первые проявления гиперактивности наблюдаются обычно в возрасте до 7 лет; чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек. С возрастом проявления гиперактивности сглаживаются.
Помните:
настоящий диагноз ставит только врач.
Признаки гиперактивности
Нарушения внимания:
ребенку трудно удерживать внимание на одном предмете; он не слышит, когда к нему обращаются; не заканчивает начатое дело; неорганизован; часто теряет вещи.
Двигательная расторможенность:
ребенок постоянно ерзает, проявляет признаки беспокойства – барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-то. Такие дети мало спят, много говорят, очень подвижны.
Импульсивность:
начинает отвечать, не дослушав вопроса; вмешивается в разговор, не дожидаясь своей очереди; ему трудно регулировать и контролировать свои действия.
Советы родителям гиперактивных детей
-
Основную нагрузку планируйте на первую половину дня.
-
Не давайте ребенку слишком большую нагрузку.
-
Используйте физкультминутки, делайте частые перерывы в работе.
-
Давайте ребенку четкие, короткие инструкции.
-
Договаривайтесь с ребенком заранее о тех или иных делах, избегайте неожиданностей.
-
Используйте тактильный контакт, играйте в игры с правилами.
-
Оставайтесь терпеливыми и спокойными.
-
Обратитесь за помощью к невропатологу или к психологу.
Темперамент – врожденные особенности человека, такие, как степень уравновешенности и эмоциональности. Его нельзя изменить, но можно научиться контролировать.
Темперамент ребенка: общаемся правильно
Холерик и школа
Холерик — очень подвижный ребенок, он легко отвлекается, неусидчив, беспокоен. Довольно часто хватается за несколько дел сразу и ни одно не доводит до конца. В тетрадях у него может быть не дописан текст, а рисунки не закончены. Но холерики — задорные, боевые, активные дети. Благодаря своей эмоциональности, силе побуждения, быстрой «зажигаемости», смелости и открытости они часто становятся лидерами среди ребят и способны целый класс подбить на какое-нибудь авантюрное мероприятие.
Особенности обучения в школе ребят с разными типами темперамента
✏ Родителям надо очень грамотно общаться с такими детьми и ни в коем случае не стараться их «переломить». Лучше всего их энергию использовать в «мирных» целях.
Холерик остро реагирует на запреты, связанные с ограничением двигательной свободы. Довольно часто особенности и потребности малыша вступают в конфликт с представлением родителей о том, как ведет себя хороший ребенок. И вот тогда эти неправильные ограничения приводят к срыву и превращают холерика в чересчур подвижного неуспевающего ученика.
Как помочь холерику?
Подвижные игры, занятия спортом для холерика чрезвычайно важны, так как помогают ему направить свою неуемную энергию в нужное русло. Правильное воспитание может помочь холерику стать менее возбудимым, сдержанным.
Меланхолик и школа
Меланхолик нуждается в еще более тактичном отношении. Ему очень трудно в коллективе, он не может постоять за себя, часто попадает под чужое влияние, часто его дразнят и обижают даже сверстники. Отвечая у доски, дети-меланхолики легко теряются, поэтому их устные ответы значительно слабее письменных, домашних работ.
Меланхолик инертен, робок, стеснителен, плаксив, ему труднее, чем другим детям, выдерживать длительное нервное напряжение. Но это вовсе не значит, что такие дети плохо учатся. Самое главное — не подстегивать их слишком резко ни в школе, ни дома и заботиться о том, чтобы в семье была спокойная обстановка.
Рекомендации для родителей меланхолика
У меланхолика надо развивать в первую очередь самостоятельность, решительность, упорство. В этом плане для него важны подвижные игры и занятия спортом. Причем привлекать его к таким занятиям нужно постепенно и осторожно, «незаметно» для ребенка. Возможно, это удастся вам сделать с большим трудом, но оно того стоит: ваш ребенок ощутит радость победы, и прежде всего — над своей робостью и нерешительностью.
Флегматик и школа
Флегматик отличается организованным поведением, выдержкой и самообладанием. Он аккуратен, исполнителен, его речь спокойная, чуть замедленная, без резких эмоций, жестикуляции и мимики. В шумных, подвижных играх такие дети не участвуют. Им трудно быстро переключаться с одного вида Деятельности на другой. Лидером флегматик вряд ли станет, а вот человеком, к которому можно обратиться за советом, — наверняка.
Рекомендации для родителей флегматика
Есть одна особенность в воспитании флегматиков, о которой предупреждают психологи: привычки, которые у них вырабатываются, приобретают исключительную прочность и сохраняются на долгие годы. Поэтому родители ребенка — флегматика должны тщательно продумывать его режим, привычки и т. п. Перевоспитывать флегматика — трудное занятие и для ребенка, и для его родителей.
Неуспевающими или нервными такие дети становятся лишь в том случае, когда родители, а иногда и учителя неправильно воспринимают свойственную этим детям медлительность и даже попрекают или смеются над «тугодумием».
Для флегматика, так же как и для меланхолика, очень важны занятия спортом.
Сангвиник и школа
Сангвиник легко приспосабливается к окружающей обстановке, легко переключается с одного вида деятельности на другой, быстро «схватывает» материал. При правильном воспитании такие дети обычно выдержанны, трудолюбивы, общительны, у них много друзей, чаще всего сангвиники лидируют в коллективе сверстников.
Сам по себе темперамент не определяет ни социальной ценности, ни умственного развития человека. Например, сангвиник при неправильном воспитании может стать лицемерным приспособленцем, а робкий меланхолик — при правильном воспитании — вырастет деятельным, принципиальным человеком; холерик при коррекции отрицательных черт темперамента может стать талантливым руководителем. Люди (а дети особенно) с классически выраженным темпераментом встречаются нечасто. Скорее всего, можно говорить о доминировании какой-либо одной черты — сангвинической, флегматической, холерической или меланхолической. Но и этого достаточно, чтобы выбрать правильную стратегию воспитания.
Если же врожденные свойства темперамента игнорировать, это тяжело отразится на здоровье ребенка.
✏ Наиболее распространенный темперамент среди девочек — сангвинический. Это очень хорошо, ибо на долю любой женщины выпадает хотя бы одно испытание, требующее максимальной концентрации душевных сил.
Но есть среди девочек и меланхолики, и холерики, и они обычно более трудны при воспитании и обучении, чем мальчики соответствующих типов темперамента.
Как справиться с излишней жестикуляцией ребенка?
Тест на определение темперамента ребенка
Ваша дочь – школьника. Адаптация к школе
Как определить темперамент ребёнка
Сансевиерия поможет вашим детям хорошо учиться и очистит дом от злых мыслей
Теги: школа, холерик, флегматик, темперамент, сангвиник, меланхолик
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Типы темперамента ребенка
Похвалы, искренняя заинтересованность, поддержка, какая-то совместная деятельность придаст крошке уверенности в себе и еще сильнее подтолкнет его к начатому делу. Правильно сформированная в детстве самооценка позволяет в будущем добиться неплохих высот и даже хорошо взлететь по карьерной лестнице. Важно привить в раннем детстве понимание того, что ошибается в жизни каждый человек, в этом нет ничего страшно и предосудительного, ведь любую ошибку при желании можно исправить.
Очень тяжело проходит период привыкания и адаптации ко всему новому. Например, первое знакомство с детским садом необходимо начинать задолго до того момента, как планируете начинать посещать дошкольное заведение. Ребенка можно приводить туда на площадку, гулять на территории, рассказывать о том, как там хорошо и интересно. Можно несколько раз прийти в то время, как дети играют на улице, чтобы малыш увидел, что там весело. Первые дни посещения не должны быть больше 1-2 часов, в противном случае, вы рискуете, наоборот, развить у малыша заведомо негативное отношение к детскому саду.
Индивидуальные особенности поведения детей
Родители воспитывают своего ребенка как умеют и почти не задумываются почему в различных ситуация они действуют именно так, а иначе. Но даже у любой мамы бывает такая ситуация, когда она поведение своего ребенка не может объяснить. Здесь нужно понимать, что каждый ребенок индивидуален и еще от рождения уже имеет свои достоинства и недостатки. Нет идеально хороших детей, точно также и нет совсем плохих и испорченных детей. В разных ситуациях одно и то же свойство характера воспринимается или как достоинство, или как недостаток.
К примеру, такое качество как застенчивость можно расценить как проявление скромности и вежливости. Черты характера, как нерешительность, стеснительность, тревожность можно охарактеризовать одним общим качеством – сдержанность, что свойственно для низкой самооценки. Дети такого склада характера могут отступить или расстроиться, когда встретят незнакомые для них ситуации, могут быть напуганы незнакомыми людьми и искать укрытия у мамы. Родители должны очень осторожно и деликатно отнестись к воспитанию стеснительного ребенка и дать ему возможность почувствовать себя более уверенно.
Дети, которые стесняются, на самом деле обладают большим потенциалом: у них могут наблюдаться творческие наклонности, они могут быть более наблюдательны, исполнительны и более ответственны. Задача родителей застенчивого ребенка – помочь раскрыть его способности. И не надо ставить в пример более активного ребенка – у его родителей тоже есть свои проблемы с воспитанием. Родители очень активных детей, в свою очередь, частенько обращаются за врачебной помощью когда ребенок чересчур деятелен и подвижен. Обычно такое состояние в медицинской терминологии называют гиперактивностью. Состояние гиперактивности может возникнуть как и из-за разных заболеваний нервной системы, так и вследствие недостаточного воспитания со стороны родителей.
Здесь можно типы воспитания поделить на три условные группы: чересчур строгое воспитание, чрезмерное опекание и забота, бесконтрольность и отсутствие общих требований, которые должны выполнять все члены семьи. Ребенок с гиперактивностью не может и минуты спокойно посидеть – гоняет как ураган по всей квартире, оставляя после себя полный хаос, вечно что-то ломает и крушит. Как правило, он первым затевает драки и ссоры. Одежда на нем в неопрятном виде – что-то постоянно разорвано или испачкано. Игрушки разбросаны по всей квартире или свалены в беспорядочную кучу. Такого ребенка очень сложно успокоить.
Гиперактивный ребенок невнимателен, неусидчив, сильно отвлекается на различные внешние факторы. Упреки и замечания, которые взрослые постоянно ему высказывают, только формируют у него комплекс неполноценности. И его поведение является своеобразным щитом от нападок взрослых. Отсюда и порча игрушек и некоторая агрессивность и непослушание. У родителей медлительных детей совсем иного плана проблемы. Такой ребенок по утрам очень медленно одевается и к завтраку его нужно звать несколько раз, вечером время за ужином затягивает, его трудно уложить спать. Медлительность – это качество, присущее особенности их психического развития. Их никак нельзя ускорить, как бы этого не хотели взрослые. Родители должны понять это и проявлять терпение, чтобы помочь ребенку справиться с его комплексами.
Такие дети имеют некоторые особенности и в нервной системе. Они более медленно говорят и пишут. В работу они включаются не сразу, а спустя некоторое время и им дается сложнее переход от одного занятия к другому. В некоторых случаях медлительность не связана с психическим особенностями ребенка. Это можно наблюдать в ситуации, когда ребенок быстро и легко занимался уроками без напоминаний, вдруг начинает любыми способами избегать и уходить от выполнения домашнего задания. Внимательные родители не должны игнорировать этот тревожный сигнал и выяснить причины, почему ребенок так делает. Часто дети могут сознательно затягивать время, например, если предстоит поход к стоматологу. Но если есть билеты в цирк или на премьеру нового мультфильма, то здесь они собираются очень быстро и еще успевают поторапливать остальных. И как же бороться с такой избирательной медлительностью? Обычно все воспитательные меры по этому поводу должного эффекта не достигают – ребенок обижается, а родители раздражаются.
А что делать с капризами ребенка? Здесь необходимо придерживаться правильной тактики поведения при проявлении первых признаков капризного поведения ребенка. Как только малыш почувствует свою победу над взрослыми при помощи капризов, то к такому способу он будет прибегать постоянно, чтобы добиться своего. Родители неправильно реагируют на капризы своего чада и сами дают повод для их частого повторения. Бывает малыш начинает капризничать потому, что он получает мало внимания со стороны взрослых. И даже если родители не отходят от ребенка и уделяют ему много времени, ребенок может почувствовать, что родителям это в тягость или они устали, и стает раздражительным и капризным.
Конфликтный ребенок
Наиболее вероятно, что конфликтность встречается у эгоистичного ребенка. Если он в семье в центре внимания, все стремятся ему угодить, то ребенок ожидает что также и другие дети должны к нему относится.
Дети флегматики
А когда не получает желаемого, то любыми путями хочет добиться своего и затевает конфликты.
В другом случае, ребенок наоборот обделен вниманием и заботой со стороны родителей, он обижается и таит обиду в себе, а потом в ссорах и конфликтах дает выход накопившимся негативным эмоциям. Когда ребенок видит часто ссорящихся родителей, то начинает перенимать их поведение.
Если ребенок конфликтный – это признак того, что в семье не все ладится. Родители должны в таком случае трезво оценить свое поведение и отношения в семье, чтобы исключить такое влияние на ребенка.
Замкнутый ребенок
Замкнутый ребенок совершенно не тяготеет к общению в отличие от застенчивых детей, которые были бы и не прочь пообщаться с другими детьми, но стесняются. Такие детки, еще будучи младенцами, были беспокойны и плаксивы, имели плохой аппетит и плохо спали как только чувствовали малейшие перемены в привычном укладе. Позднее они начинают бояться незнакомцев, у них долго не проходит чувство беспокойства и скованности, если они попадают в непривычную для них ситуацию. Такие дети испытывают глубокую привязанность к маме и очень болезненно реагируют на ее даже очень короткое отсутствие. Даже если родители и проявляют все усилия, чтобы «расшевелить» ребенка, а результата нет и ребенок по прежнему находится в состояния замкнутости и отстраненности, то следует обратиться к детскому психологу, который профессионально подойдет к решению проблемы.
Несамостоятельный и зависимый
Бывает так, что родители жалуются что ребенок несамостоятельный и не может ничего сам сделать, постоянно держится около мамы. Они ошибаются в том, что думают, что их ребенок до определенного возраста будет послушным и исполнительным, а потом, становясь старше, станет самостоятельно и правильно принимать решения. Если родители хотят видеть ребенка самостоятельным, то его нужно не только учить каким-то бытовым вещам, но ставить перед собой цели и задачи и самостоятельно находить пути их решения, нести полную ответственность за их принятие. Нельзя все решения принимать за ребенка, тем самым лишая его права на опыт ошибок. Так он никогда не станет самостоятельным и будет ждать, пока кто-то за него примет решение.
Видео: как родителям влиять на характер ребенка.
Автор: IvanKostin
Дата публикации: 22.11.2015
Виды темперамента человека
Термин «темперамент» берет свое начало еще из средиземноморской цивилизации. Уже тогда такие знаменитые лекари и философы античности, как Гиппократ и Гален заметили некую закономерность в поведении людей и начали это изучать. Чуть позже они пришли к выводу, что на тип характера влияет преобладающий «жизненный сок», который находится внутри организма. Философы выделили четыре основных жидкости и назвали эти типы характера темпераментом.
Темперамент | Жизненный сок | Черты характера |
Флегматик | мокрота (флегма др.-греч.) | спокойный и медлительный |
Холерик | Желчь, яд (холе др.-греч.) | истеричный и хамовитый |
Сангвиник | кровь (сангуа др.-греч.) | подвижный и веселый |
Меланхолик | черная желчь (мелэна холе др.-греч.) | грустный и боязливый |
Гипотеза о «жизненных соках» и их влиянии на характер остались просто предположением, т.к. никто, к счастью, не проверял человека на наличие той или иной жидкости. По крайней мере, можно на это надеяться, т.к. история об этом умалчивает. Но, тем не менее, их открытие настолько потрясло мир тогдашней философии, что психология до сих пор находит этот метод актуальным и активно применяет в практике. Правда объясняет его по-своему, с научной точки зрения.
Как психологи определяют вид темперамента?
Дело в том, что 4 вида темперамента имеют место быть. С этим до сих пор соглашаются ведущие психологи, но объясняют это не преобладающим «жизненным соком», а динамикой нервной системы. Например, сангвиник и холерик — обладатели молниеносной реакции, они общительны, способны быстро решать проблемы, а не накапливать их. В то время как флегматик и меланхолик скорее будут ждать, что все решится само собой, чем возьмут ситуацию в свои руки, они менее общительны и комфортно чувствуют себя наедине. Второй тип уступает первому в динамике нервной системы, то есть она немного «заторможена». Это творческие люди, которые погружены во внутренний мир.
Херлуф Бидструп – известный датский карикатурист. Его забавные картинки видов темперамента до сих пор служат наглядным примером во многих учебниках и методичках в разных странах мира. Первый сверху изображен холерик, затем флегматик, меланхолик и сангвиник. Очень забавно наблюдать, как ведут себя разные типы темперамента в одной и той же ситуации.
Интересно знать, что не бывает чистого вида темперамента. Каждый из четырех видов присутствует в любом человеке, но у каждого есть доминантные черты характера, по которым можно сделать вывод, какой вид темперамента преобладает больше всего.
Психические расстройства личности с чистым видом темперамента
Как уже говорилось выше, всем людям свойственны сразу несколько видов темперамента и, как правило, один из них является доминантным. Чистый вид темперамента в психологии может свидетельствовать о том, что человек страдает психиатрическим расстройством, т.к. это считается патологией.
- Холерик – импульсивное расстройство личности
- Флегматик – шизофреническое расстройство личности
- Меланхолик – тревожное расстройство личности
- Сангвиник – гипомания
Эрик Берн написал отличную книгу, которая называется «Игры, в которые играют люди». Она объясняет разницу нашего поведения в той или иной ситуации. Рассказывает насколько свойственно людям применять маски от «прилежной школьницы» до «тирана». Попробуйте самостоятельно проанализировать свое поведение в разных жизненных ситуациях, и вы поймете, что вид темперамента – это условный показатель преобладающих черт характера.
Особенности поведения ребенка-холерика
Данный вид темперамента у ребенка вызывает наибольшие проблемы в воспитании. Это очень энергичные дети, которым все интересно. Они пытаются охватить буквально все. Ребенок-холерик с радостью будет одновременно ходить на секции по бальным танцам и карате, рисованию и футболу.
- У детей-холериков присутствуют серьезные проблемы с организацией, чего категорически не стоит допускать.
- Скорее всего, он покинет все секции уже через пару занятий. Их чрезмерная энергия не дает им возможности долго засиживаться за одним занятием.
- Это очень плохо, потому что у ребенка-холерика прирожденный потенциал. Это успешные и решительные люди в будущем.
- Если родители направят их энергию в правильное русло, то наверняка получат очень умного и целеустремленного ребенка.
- Еще один огромный минус детей-холериков в том, что они очень эмоциональны. Если их неправильно воспитывать, то совсем скоро они начнут выливать свой избыток энергии на окружающих детях, что не может быть приятно. Практически все хулиганы имеют данный тип темперамента.
- Если ваш ребенок проявляет агрессию к др. детям, не спешите шлепать его по попе, они требуют особый подход в воспитании.
Как воспитывать ребенка-холерика?
Понятие данного вида темперамента уже подразумевает его вспыльчивость и неуравновешенность. Даже не пытайтесь на него кричать или, не доведи Бог, ударить. Не ждите, что он будет молчать в ответ, вполне возможно он ответит тем же. Таким примером вы только показываете, что такое поведение является нормальным.
Они, как губки, впитывают все от вас в пример. Все попытки подавить ребенка-холерика будут вызывать нешуточное сопротивление с его стороны. Такие дети очень мстительны и, если наткнутся на стену непонимания и агрессии со стороны родителей, то отплатят той же монетой.
- С ребенком нужно научиться договариваться. Быть требовательным к нему, но не настолько, чтобы ограничивать его в проявлении энергии.
- Установите четкие правила поведения в доме и на улице.
- За любое непослушание должно следовать наказание. Если вы пригрозили ребенку, что заберете у него дивайс, то не разбрасывайте слова попусту.
- Дети-холерики очень хитры и будут пользоваться вашим милосердием.
- Это ребенок, которому больше всех нужна дисциплина.
Особенности поведения ребенка-флегматика
Это очень старательные и доброжелательные дети. Они — прирожденные перфекционисты. Флегматики очень усердно трудятся, а когда найдут себе занятие по душе, то, скорее всего, сделают его делом всей жизни. Это самые послушные и «удобные» дети, которые практически никогда не создают трудностей для родителей.
- У них есть не очень практичная черта, они очень замкнутые в себе дети.
- Флегматики выше всего ценят одиночество и комфорт. Их никак нельзя назвать социальными.
- Родители должны помочь ребенку адаптироваться в социуме. Иначе они рискуют остаться отшельниками, ни с кем не контактируя без особой надобности.
- Еще одна неприятная черта флегматиков — это их медлительность. Они неспешны и всегда все отлаживают на потом, это может создать множество проблем в будущем.
- С самого детства их нужно приучать к организованности и пунктуальности.
Как воспитывать ребенка-флегматика?
Дети флегматики, как уже говорилось выше, самые «удобные» в воспитании дети. Они очень послушны и никогда не перечат своим родителям.
Но к ним тоже нужен особый подход:
- Ребенок флегматик тяжело воспринимает сказанное. Есть большая вероятность того, что он не запоминает ваши слова или просто не сочтет их важными.
- Они часто погружены в свой внутренний мир, что мешает им быть внимательными.
- Они часто ведут себя отстраненно в момент воспитания. Поэтому лучше всего их воспитывать наглядным примером.
- Не требуйте от ребенка больше, чем вы можете сделать сами.
- Первое время учите с ним уроки вместе, сидя рядом.
- Проблему ребенка флегматика с адаптацией в социуме тоже очень легко решить. Для этого главное — устраивать семейные «вылазки» в парк развлечений или, кушая в ресторане, сдавать его в игровую комнату.
- Они медленно приучаются к новому образу жизни. Практически все перемены принимают близко к сердцу. Не стоит это делать слишком резко, чтобы ребенок не испытал стресс.
Особенности поведения ребенка-сангвиника
Таких детей часто называют гиперактивными. Но, правду говоря, многие из детей-сангвиников страдают таким расстройством поведения. Это физиологическая особенность данного типа темперамента.
- У ребенка-сангвиника молниеносная реакция на все происходящее
- Такие дети ни минуты не могут усидеть на месте
- Ребенок-ангвиник очень доброжелателен и никогда никого не обидит. Но его энергия иногда имеет разрушительную силу
- Родителям стоит приложить массу усилий, чтобы договориться с ребенком или занять его чем-то полезным
Как воспитывать ребенка-сангвиника?
Ребенок-сангвиник не виноват в своей чрезмерной активности и родители должны это понимать и уважать. Лучшим решением будет сдать ребенка сразу на несколько секций. Они обязательно должны иметь активный характер. Вы не представляете, что может случиться с учителем фортепиано, если ваш ребенок решит посетить его занятие. Отдайте предпочтение в пользу борьбы, современных танцев или детского туризма.
- Часто сангвиники связывают себя с активной деятельностью, поэтому ваш выбор может сыграть решающую роль в судьбе вашего ребенка.
- Их активность часто не дает им сосредоточиться.
- Ваша задача — донести ребенку, что у него есть определенные обязательства (например: выгулять собаку, сделать уроки) и пока он не сделает это, он не сможет делать то, что ему хотелось бы.
- Введите четкие грани дисциплины, но не ограничивайте ребенка полностью. Если ему нельзя кричать в доме, то разрешите делать это на улице.
Особенности поведения ребенка-меланхолика
Меланхолики — очень рассудительные и правильные дети. Но, к сожалению, их чрезмерная чувствительность часто портит им настроение. Ребенок-меланхолик часто плачет, но не только из-за того, что вы на него накричали или чем-то обидели. Слезы – это настоящий инструмент в его руках. Он прирожденный манипулятор и часто прибегает к запрещенному приему.
- Не стоит забывать, что это творческие дети.
- Они вполне нормально уживаются в социуме, но часто требуют одиночества. Такое решение родителям нужно уважать и предоставлять ребенку возможность побыть одному.
- Вряд ли он будет сидеть в интернете или смотреть мультики, это время будет посвящено глобальным размышлениям и планам.
Как воспитывать ребенка-меланхолика?
Ни в коем случае на ребенка нельзя кричать. Он очень чувствительный и восприимчив. Ваши слова могут его ранить настолько, что это может перерасти в душевную травму. С таким ребенком нужно договариваться, это очень смышленые дети, которые прекрасно понимают слова.
- Если ребенок заплакал, обязательно пожалейте его, но стойте на своем, объясняя свою категоричность. Таким образом, вы избежите манипуляций со стороны вашего чада.
- Обязательно сдайте ребенка на творческие секции, чтобы он мог раскрыть свой прирожденный потенциал.
- Поощряйте все его достижения и неудачные попытки. Ребенка-меланхолика очень важно подбадривать.
- Избегайте метод кнута и пряника. У вас достаточно умный ребенок, чтобы договариваться с ним по-взрослому.
Пусть эта статья послужит для вас полезной методичкой по видам темперамента и их свойствам. Ведь очень важно найти подход к человеку, чтобы сделать ваши отношения крепкими и комфортными для обоих. Воспитывайте ребенка, исходя из его типа темперамента, он станет послушным и собранным. Ваше терпение и последовательность приведут его к успеху.
>Типы темперамента человека
Общее понятие о темпераменте
Проблема, о которой пойдет речь в данной лекции, занимает человечество уже более 25 столетий. Интерес к ней связан с очевидностью индивидуальных различий между людьми. Психика каждого человека уникальна. Ее неповторимость связана как с особенностями биологического и физиологического строения и развития организма, так и с единственной в своем роде композицией социальных связей и контактов. К биологическим обусловленным подструктурам личности относится, прежде всего, темперамент. Когда говорят о темпераменте, то имеют в виду многие психические различия между людьми — различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий и другие динамические, индивидуально-устойчивые особенности психической жизни, поведения и деятельности. Тем не менее, темперамент и сегодня остается во многом спорной и нерешенной проблемой. Однако при всем разнообразии подходов к проблеме ученые и практики признают, что темперамент — биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо. Темперамент отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Наиболее специфическая особенность темперамента заключается в том, что различные свойства темперамента данного человека не случайно сочетается друг с другом, а закономерно связаны между собой, образуя определенную организацию, характеризующую 3 темперамента.
Итак, под темпераментом следует понимать индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые, одинаково проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и во взаимосвязи характеризуют тип темперамента.
Прежде чем перейти к рассмотрению различных видов и особенностей темперамента, следует сразу оговориться, что нет лучших и худших темпераментов — каждый из них имеет свои положительные стороны, и поэтому главные усилия должны быть направлены не на его исправление, а на разумное использование в конкретной деятельности его достоинств. Человек издавна делал попытки выделить и осознать типичные особенности психического склада различных людей, пытаясь свести все их многообразие к малому числу обобщенных портретов. Такие обобщенные портреты с глубокой древности называли типами темпераментов. Такого рода типологии были практически полезными, так как с их помощью можно было предсказывать поведение людей с определенным темпераментом в конкретных жизненных ситуациях.
Как распознать?
Характер — это особенности личности, которые проявляются в поступках человека и определяют его увлечения, принципы и мировоззрение. С ним вполне можно ужиться — закрыть глаза на некоторые недостатки или же приобщиться к чужим убеждениям, взглядам, интересам. А темперамент — это врожденные черты личности, которые составляют основу развития характера. Темперамент не переделаешь, не изменишь.
Термин «темперамент» был введен античным медиком Клавдием Галеном во II веке н.э. Однако еще раньше, в V-IV веках до н.э., о том же говорил Гиппократ. Он считал, что анатомо-физиологические и психологические черты человека зависят от того, какой из четырех элементов в нем преобладает: желтая желчь — холерик, кровь — сангвиник, лимфа — флегматик, черная желчь — меланхолик. Современная же наука связывает типы темперамента с понятиями «торможение» и «возбуждение» нервной системы, то есть оценивает нервную деятельность человека.
У человека присутствуют черты каждого из темпераментов, но один из них всегда доминирует. Люди с разными темпераментами или полностью противоположны, как стихии, или отлично дополняют друг друга. В любом коллективе можно создать такую атмосферу, в которой каждый сотрудник будет чувствовать себя на своем месте и в своей тарелке. Главное — чтобы темпераменты сотрудников были совместимы. Если же кадровый вопрос давно решен за вас, то следование нашим советам поможет вам избежать конфликтов.
Как сотрудничать?
Коллега-сангвиник
С первого взгляда сангвиника легко узнать в коллективе — он душа компании. Сотрудники с таким темпераментом приятны в общении и неконфликтны. Сангвиник — это эмоциональный человек, сильный и энергичный оптимист, который любит общаться с интересными и, главное, нужными людьми. Он часто предлагает новые проекты и делает доклады. Он дисциплинирован, приходит на работу вовремя, а уходит с нее не очень поздно. Работает с самоотдачей, но без лишней нервозности и суетливости.
Сангвиника привлекает возможность карьерного роста. И этому не нужно препятствовать — из него получится хороший руководитель любого уровня. Именно на этой почве может возникнуть недовольство коллег, ведь сангвиник со всеми и во всем конкурирует. Также от него не стоит ждать особой поддержки, поскольку сам он в ней не нуждается.
Совет коллегам: Наладить отношения с сангвиником несложно: демонстрируйте свой нескрываемый интерес к нему, смейтесь над его шутками и говорите о его положительных качествах. Поступайте подобным образом, и вы обретете друга до конца своих дней. Хорошо относитесь к сангвиникам, и они будут вдохновлять, мотивировать и развлекать окружающих — просто не заставляйте их четко следовать указаниям и быть щепетильными в деталях.