Советы женщинам!
ЛедиВека.ру » Без рубрики »

Речевое развитие ребенка — что и в каком возрасте ребенок должен уметь говорить. Если ребенок говорит плохо — как преодолеть задержку речевого развития.

Речевое развитие ребенка — что и в каком возрасте ребенок должен уметь говорить. Если ребенок говорит плохо — как преодолеть задержку речевого развития.
logo

Задержка речевого развития (ЗРР) — это не способность ребенка к формированию слов и предложений, и его отставание от календарных сроков развития. К основным причинам отставания в речевом развитии относится осложненный акушерский анамнез. Диагноз задержки речевого развития ставится детям после 3 лет.

Задержка речи у детей

С каждым годом проблема задержки речевого развития у детей становится все более актуальной. Современных родителей условно можно разделить на 2 группы. Для первых задержка речевого развития сравнима со стихийным бедствием, они впадают в отчаяние, если их ребенок не может запомнить детский стишок или не произносит некоторые звуки. Вторые, напротив, обращаются за помощью к специалистам, когда реабилитировать ребенка полностью бывает уже поздно.

Врачи, как правило, успокаивают излишне обеспокоенных родителей. Дело в том, что задержка речевого развития у детей не имеет четкого определения, поэтому, даже если малыш произносит меньше слов, чем положено для определенного возраста, не стоит излишне переживать.

Отсутствие речи, или даже «детского языка», лепетания может быть индивидуальной особенностью ребенка, и он быстро нагонит своих сверстников в будущем. К тому же, некоторые мальчики начинают произносить слова гораздо позже, чем девочки.

Однако в случае появления тревожной симптоматики истинной задержки речевого развития у ребенка в возрасте от полутора лет, необходимо обратиться к специалисту.

Стоит доверять врачам?

Нужно учитывать, что при некоторых факторах риск серьезного нарушения развития у детей заметно повышается.

Причины задержки речевого развития у детей

Задержка речевого развития у детей может быть вызвана различными инфекционными заболеваниями, вирусами или наследственностью. Вот некоторые вирусы, которые могут усугубить задержку речи у детей:

вирус простого герпеса (herpesvirus 1, 2),

Эпштейн-Барра (herpesvirus 4),

Такие безобидные на первый взгляд штампы вирусов в латентной форме могут негативно отразиться на развитии ребенка и послужить толчком к отставанию в речевом и психическом развитии. Носителями этих вирусов является подавляющее большинство люде на планете. Они могут передаваться от матери к плоду внутриутробно, во время грудного вскармливания, при поцелуе, и другими бытовыми способами.

Задержка речевого развития возникает при совокупности ряда факторов:

  • пренатальные нарушения — внутриутробные инфекции, контакт с вредными веществами, прием антибиотиков и запрещенных лекарственных средств, хронические болезни матери
  • родовая травма
  • осложненный акушерский анамнез — недоношенность, гипоксия, асфиксия плода
  • осложнения после прививки
  • инфекционное заболевание, перенесенное в раннем детском возрасте
  • вирус-носительство
  • тугоухость

Эти факторы дают сбой в центральной нервной система. Могут нарушиться высшие мозговые функции, что увеличивает риск возникновения речевых дисфункций и других психоневрологических расстройств. Стоит отметить, что в «группе риска» задержки речевого развития находятся почти все дети.

Задержка речевого развития или другое расстройство?

При задержке речевого развития у детей страдает только разговор малыша. В тоже время, ребенок адекватно реагирует на обращения в свой адрес и способен выполнять различные просьбы, он откликается на взрослых, узнает родных, активно идет на контакт с внешним миром, но практически не разговаривает.

У детей с истинной задержкой речевого развития не диагностируется двигательных и поведенческих дисфункции. ЗРР в подавляющем большинстве случаев не сопровождается умственной отсталостью. Однако, проблемы с речью могут стать помехой для дальнейшего развития малыша и его социализации.

Речевого развитие может откатиться из-за нарушений в центральной нервной системе после травмы или инфекционного заболевания. Большое значение имеет и наследственная предрасположенность малыша к речевой деятельности.

Многие уверены, что задержка речи у ребенка — вина родителей, так как они с ним не разговаривают, это неверное представление. ЗРР у детей чаще всего возникает из-за органического поражения мозга и вирусов. Ребенок, с которым не занимаются, все равно будет гулить и пытаться лепетать.

Ребенок с настоящей задержкой речевого развития — нет. Довольно редко речевое развитие замедляется из-за недостаточного внимания взрослых или невостребованности речи. Одинаково плохо, когда ребенок предоставлен сам себе или родители проявляют гиперопеку.

Что такое детская речь? Этапы речевого развития

Давайте попробуем разобраться, что является детской речью? До двух лет ребенок разговаривает на «детском» языке, что является вариантом нормы, не а речевой задержкой. К словам детского лексикона относят, например, словосочетании «би-би» (машина) или «гаф-гаф» (собака), «куп-куп» вместо «купаться», «му-му» вместо «корова». Обращаться за помощью к специалистам нужно только в том случае, если у ребенка в 2 года не получается строить новые фразы или предложения из этих звуков.

Признаки задержки речевого развития

При внимательном наблюдении за ребенком, можно заметить симптомы речевых нарушений в очень раннем возрасте. Так, малыш с патологиями речевого аппарата уже в первый месяц будет сосать слабее, чем другие груднички. Позже у него могут быть проблемы с пережевыванием пищи. Очень важно как можно раньше диагностировать задержку речевого развития, тогда при эффективном лечении ребенок быстро нагонит сверстников.

Ниже приведены некоторые ранние признаки отставания в речевом развитии у детей до двух лет.

1. В три месяца ребенок не аугкает, не реагирует на присутствие взрослых. С определенного времени, примерно с 4-6 месяцев гуление пропадает, это норма, его заменяет детский лепет;

2. Малыш до 5 месяцев не гулит, не произносит согласных г, х, к, и гласные у, ы;

2. С 6 месяцев ребенок практически не издает лепета (ма-ма, ба-ба);

3. В 8-9 месяцев у ребенка отсутствует лепет

4. К 1 году словарный запас ребенка насчитывает менее 5 слов по типу «ма-ма», «ба-ба» «ня-ня» «дай» и пр. Речавая активность минимальна, мало разговаривает на «своем языке»

5. Ближе к полутора годам малыш не произносит обращенные к родителям слова «папа», «мама». Не понимает своего имени, названий окружающих предметов

6. В полутора годам ребенок не понимает обращенную к нему речь и не реагирует на просьбы родителей;

7. В 2 года ребенок не может построить простые предложения.

Детская педиатрия допускает отставание в речевом развитии на 4-5 месяцев длямальчиков, и на 2-3 месяца для девочек. То есть, если мальчик не лепечетв год — это также является вариантом нормы речевого развития.

Лечение задержки речи (ЗРР, ЗПРР) в центре Др. Левит

В клинике доктора Льва Левита для лечения задержки речевого развития применяется безопасная авторская методика кранио-церебральной стимуляции (от лат. cranium – череп, cerebrum – мозг). Данный метод направлен на улучшение биохимических процессов в мозговых долях, ответственных за речевую деятельность и коммуникацию.

Традиционный подход к лечению задержки речевого и психоречевого развития включает:

  • логопедические занятия
  • массаж на развитие моторики, логопедический массаж
  • электрорефлексотерапия
  • медакаментозное лечение (ноотропы, стимуляторы, нейромедиаторы и проч.)

Медикаментозное лечение в центре не применяется. Коррекция, речевое обучение и логопедические занятия с ребенком во время курса не проводятся. Однако, дети после курса лечения САМИ начинают продвигаться в речи, потому что процедуры воздеюствуют на первопричину задержки речевого развития.

При последующей логопедической коррекции и занятиях с ребенком, такие дети довольно быстро преодолевают задержку речевого развития и ничем не отличаются от сверстников.

Методика кранио-церебральной стимуляции направлена на улучшение работы тех частей мозга, которые не функционируют достаточно хорошо. В случае с ЗРР улучшается речевая активность ребенка.

Метод циркуляцию спинномозговой жидкости и, как следствие, у детей с речевыми проблемами и общим отставанием также улучшается обмен веществ.

Результаты терапии задержки речи у детей

В ходе проведения курса кранио-церебральной терапии у большинства детей с задержкой речевого развития наблюдаются улучшения по многим параметрам, в том числе и лингво-речевым:

— Улучшается восприятие окружающего мира,

— Увеличивается словарный запас,

— Увеличивается интерес к окружающему миру, к социуму,

— В лексиконе детей с задержкой речевого развития появляются целые предложения,

— В организме запускаются очистительные процессы, и физиологические параметры детей меняются. Дети с дефицитом массы тела постепенно добирают необходимые килограммы, и наоборот. Изменяется состояние волос — волосы становится мягкими и блестящими, исчезает ороговелость ладоней и стоп, и пр.),

— У части детей снижается чувствительность к резким звукам,

— Улучшается мышечный тонус.

Задержка речевого развития у детей — это повод для беспокойства. Не стоит слушать советов от соседей, или людей на форуме, как : «Мой племянник заговорил в 4 года сразу целыми предложениями, стал наизусть читать «Бородино» и его теперь не остановить». Такие случаи — большая редкость, гораздо чаще проблемы с речевым развитием остаются у детей и в школе, а у некоторых и на всю жизнь.

Необходимо пойти на консультацию к специалисту для выявления проблемы с речевым развитием. Он также поможет отличить ЗРР от схожих по признакам, более серьезных нарушений, таких как аутизм, ЗПР, и другие. В случае, если у ребенка была диагностирована задержка речевого и психического развития или другая дисфункция, необходимо начать терапию как можно скорее.

Больше видео-отзывов родителей смотрите здесь.

В современном мире стремительно увеличивается количество малышей, у которых наблюдаются определенные отклонения от нормы в развитии речи. По статистическим данным, после проведения осмотров дошкольников и детей младших классов с целью профилактики было обнаружено, что каждый второй ребенок имеет те или иные нарушения, связанные с разговорными навыками. С такой патологией, как задержка речевого развития, сталкивается почти каждый пятый ребенок.

Условия нормального развития речевой деятельности у ребенка

Для того чтобы становление разговорных навыков у малыша происходило естественно, без возможных нарушений, в первую очередь нужно:

  • достижение различными структурами головного мозга необходимой степени зрелости;
  • правильное и координированное функционирование голосовых и дыхательных систем;
  • достаточный уровень формирования слуха, зрения, двигательных навыков и эмоций;
  • рост потребности в общении с окружающими.

В каком случае можно считать, что кроха освоил речь? Об этом свидетельствуют понимание того, что было сказано и умение говорить и формировать все свои мысли в словесной форме.

Этапы развития речевых навыков

На протяжении первого года жизни речь ребенка стремительно прогрессирует. Новорожденные дети еще не способны произнести какие-либо звуки, но зато прекрасно умеют сообщать окружающим о своих потребностях с помощью плача. Плач – самый первый и естественный способ общения крохи с родителями и другими людьми.

Возраст появления первых слов колеблется с 9 месяцев и до года и 3 месяцев. У мальчиков это происходит обычно позже, чем у девочек.

Этиология и патогенез

Эта проблема на сегодняшний день до конца не изучена. Про ззр можно сказать, что проблему условно можно разделить на две категории:

  • Первая причина заключается в нарушенном внутриутробном развитии. На этом фоне у малыша развивается отставание речи. Но также может наблюдаться психологическое отставание. За первый год жизни малыша его нервная система очень неустойчива. Именно это считается косвенной причиной дисфункции психических и двигательных функций. На ранней стадии развития у крохи наблюдаются следующие проблемы: малыш начинает поздно садиться, поздно ползать, не может издавать звуки, не реагирует на слова мамы и не откликается на свое имя.
  • Вторая причина, которая связана с развитием речи, считается провокатором психической задержки в развитии речи малыша. К предпосылкам относятся неблагоприятные ситуации в семье, испуг и многие другие факторы. А также ко второй причине можно отнести прерывание лепета у малыша.

Чем старше кроха, тем более у него заметны психологические нарушения. Малыш боится людей, не общается со сверстниками, не может сказать о своих желаниях, не хочет отвечать на вопросы и многие другие проблемы.

Когда начинаются проблемы в задержке речевого развития

Чтобы осознать, когда начались проблемы, необходимо изучить нормы, как правильно должен разговаривать кроха. Существует специальность «неонатолог», который способен по крику новорожденного определить, есть у него задержка в развитии речи или нет. Плач у малыша может быть разный по громкости звучания и тембру.

Задержка речевого развития у ребенка до 1 года

Правильное развитие малыша охарактеризовывается следующими этапами:

  • Гуление. Оно наблюдается у малыша с 1.5 до 2 месяцев.
  • Лепет. Наблюдается у ребенка от 4 до 5 месяцев. Слова, похожие на лепет, произносятся крохой от 7 до 8.5 месяцев.
  • Первые слова. У девочек они произносятся в 9–10 месяцев, мальчики начинают позже говорить. Их первые слова можно услышать в 11–12 месяцев.

О задержке речевого развития у детей говорят следующие признаки:

  1. У малыша замечена маленькая активность гуления.
  2. Недостаточно лепета.
  3. Кроха не может понять простые слова.
  4. Плач однотипный.
  5. К 4 месяцам малыш эмоционально не реагирует на слова взрослых.
  6. Кроха молчит.
  7. В 8 или 9 месяцев малыш не может произнести простые слова «мама», «папа».

Развитие малыша от 1 до 1.5 года

Этой возрастной группе присущи слова в количестве 10 штук, сюда включены: папа, мама, баба и так далее. В пассивном словаре насчитывается около 200 слов. Сюда включены название действий и обыкновенных предметов.

В этом возрасте о патологии сигнализируют следующие признаки:

  1. Малыш не может повторить слова.
  2. У крохи полностью отсутствует реакция на речь и звук маминого голоса.
  3. Кроха не может выполнить простые просьбы. Например, «иди сюда» или «садись».
  4. Малыш плохо пережевывает пищу.

Развитие речи у детей до 2 лет

Возрастные категории детей от 1.6 до 1.8 лет характеризуются лексическим взрывом. Те слова, которые находились в пассивном словаре ребенка, очень резко становятся активными. У некоторых детей этот период замечен в 2 года. Если ребенок развивается нормально, то у него замечается неожиданный переход к активной речи. К двум годам ребенок должен составлять простые предложения из двух слов.

Патология задержки речевого развития ребенка в 2 года:

  1. Малыш отказывается выполнять простейшую просьбу.
  2. Не может повторить простые слова.
  3. Ребёнком произносится только некоторое количество слов. Но их недостаточно, если идет речь о полноценном развитии малыша.

Задержка речевого развития у детей в 3 года

К 3 годам ребенок должен произносить предложения, которые состоят из 4 или 5 слов. Зрр у малышей 3 лет характеризуется:

  1. Ребёнок не может назвать части тела и окружающие его предметы.
  2. Малыш не может указать на предмет.
  3. Не может составлять элементарные фразы, которые включают в себя 2 слова.

Зрр у крохи в 4 года

В это время ребенок начинает осваивать грамматические формы. В этом возрасте малыш должен уметь сформировать предложение в зависимости от числа и падежа. Ребёнок должен уметь произносить целое предложение. В его речи используются наречия, местоимения и прилагательные. Зрр у крохи в 4 года характеризуется следующими признаками:

  1. Малыш очень много говорит.
  2. У него быстрая речь, но в то же время она непонятная и слова сильно растягиваются.
  3. Ребёнок не может построить простые предложения, состоящие из дополнения, сказуемого и подлежащего.
  4. Малыш не может сформировать свои желания. Им не воспринимается объяснение взрослого человека.
  5. Окончания слов проглатываются.
  6. У ребенка постоянно приоткрыт рот и у него повышенное слюноотделение.
  7. Он не может построить самостоятельное предложение, а повторяет слова за взрослыми.
  8. Ребёнок может произнести только фразы из мультфильма или книжки.

Зрр у малыша в 5 лет

Если у ребёнка замечены симптомы задержки речи в 5 лет, то тут следует говорить о патологии. До достижения 4 лет малыш осваивает мир. В коммуникативные связи он не вступает. Начиная с 5 лет, ребенком усваивается информация от общения с другими детьми и взрослыми. Если ребенок мало общается, то происходит торможение психического развития. Очень часто у крохи в 5 лет подтверждаются отклонения в психологическом развитии.

Как заверяют специалисты, симптомы речевого и психического развития находятся рядом и они взаимосвязаны. Дети, у которых обнаружена патология, начинают поздно держать голову, поздно садиться и поздно ходить. При движении такие дети проявляют неловкость, часто травмируются, падают или налетают на предметы.

Какие последствия у патологии

Ребёнок с патологией, не получающий нужного лечения, отстаёт в развитии от своих сверстников. Для таких детей существуют специальные коррекционные школы. Там дети занимаются по специальной программе. Если у ребенка с патологией произошла умственная перегрузка или ему была сделана прививка, то у него обостряется состояние. У ребенка наблюдается много симптомов:

  1. Истерика.
  2. Понижение памяти.
  3. Нарушение сна.
  4. Головная боль.
  5. Кровотечение из носа.
  6. Агрессия.
  7. Отвлекаемость.

Диагностирование патологии

Многие родители думают, что если у малыша замечено отставание в развитии речи, то им следует обратиться к логопеду. Это наиболее распространённое заблуждение. Логопед всего лишь помогает малышу правильно произносить слова. Такое лечение помогает только в сознательном возрасте начиная от 5 лет. Коррекционная работа с малышом начинается в возрасте 5 лет. Если у крохи замечена патология речи, его осматривает группа следующих специалистов:

  1. Логопед.
  2. Психиатр.
  3. Психолог.
  4. Отоларинголог.
  5. Детский невролог и педиатр.

Неврологический осмотр направлен на выяснение причины поражения головного мозга. Сюда включаются следующие обследования:

После консультирования с отоларингологом могут быть выявлены болезни аденоидов, тугоухости или хронического отита.

Как лечить ребёнка с задержкой развития речи

Когда следует начинать коррекционную работу? По словам специалистов, лечение должно начинаться как можно раньше. Лечение малыша невропатологом начинается от 1 года. Дефектолог начинает работу с детьми, которые старше 2 лет. Работа дефектолога направлена на развитие у малыша внимания, памяти, моторики и мышления. Специалисты по речевому развитию и корректировке начинают свою работу с крохой с 2 лет.

Работа логопеда заключается в постановке речи крохи, чтобы он правильно произносил звуки. Логопед учит малыша уметь строить предложения и пересказывать текст. Работа логопеда начинается с детьми от 4 лет.

Медикаментозная терапия

Лечение назначается детским неврологом после обследования малыша. Если обнаружена патология развития речи, то могут быть назначены следующие медикаменты:

  1. Ноотропные продукты. Эти медикаменты используются в качестве строительного материала для питания головного мозга. К этой группе можно отнести следующие медикаменты: Лецитин, Нейромультивит, Кортексин, Актовегин.
  2. Ко второй группе относятся медикаменты, которые стимулируют функционирование зон речи. К этой группе можно отнести лечение медикаментом Когитум.

Работа дефектолога с ребенком

Терапия лекарствами оказывается неэффективной, если ее не сочетать с работой дефектолога. В медицинских центрах, которые работают с детьми, отстающими в речевом развитии, имеется ряд программ, направленных на корректировку речи. Занимаясь по этой программе, малыш сможет:

  1. Преодолеть трудности в общении с другими детьми.
  2. Устранить проблемы речевого торможения.
  3. Устранить отрицательные факторы развития.

При работе с детьми применяются реабилитационные, технические и наглядные материалы. Для каждого крохи разрабатывается специальный план, который реализуется в процессе игры.

Чем могут помочь родители

Не стоит надеяться только на работу специалистов. Родители со своим крохой должны проводить активные занятия. Необходимо проводить развитие ручной моторики. Центры, которые отвечают за формирование артикуляционной и ручной моторики, располагаются рядом. Когда развивается моторика рук, то происходит формирование речи.

Для игр с малышом нужно использовать конструктор, пазлы, игры-вкладыши, мозаику и кубики. Ребенку необходимо давать играть с пирамидками, мячиками и игрушками-шнуровками. Кроху нужно обучать завязывать шнурки и застегивать пуговицы. Очень полезно дать порисовать пальчиковыми красками, полезны занятия с пластилином.

Для развития речи необходимо делать малышу массаж. Если замечено психофизическое отклонение, то такая процедура для него принесет много пользы. Массаж необходимо проводить до младшего школьного возраста.

С малышом нужно почаще играть в подвижные игры. Специалисты советуют в игре применять метод логоритмики. Играя с родителями, малыш учится лучше ориентироваться в пространстве. Нужно подбирать такие игры, которые научат ребенка ритмично двигаться. Темп игры должен периодически изменяться. Особенную пользу принесут игры, которые направлены на развитие речи.

Лечение музыкой — это увлекательная игра, которая происходит по принципу:

  • Угадай, что прозвучало?
  • Узнай голос?
  • Назови инструмент?

Игры с музыкой направлены на развитие внимания, на усвоение ритма, на сосредоточивание. Как только родители у своего малыша заметили отставание в речевом развитии, необходимо обратиться к специалистам за помощью. По статистике, если с малышом начать заниматься в раннем возрасте, то только к 6 годам кроха не будет отличаться от сверстников.

Лечение задержки речевого развития – это проведение комплексной коррекционно-развивающей работы, направленной на нормализацию речевой функции у ребенка. При таком диагнозе важно начать лечение как можно раньше, это повышает шансы на полное устранение проблемы. ЗРР – это сложная патология, при которой процесс формирования речи сильно отстает от возрастных норм. Лучше всего заболевание поддается коррекции с помощью артикуляционной разминки в 7-летнем возрасте.

Задержка речевого развития

Преимущественно такой диагноз «задержка речевого развития» ставится малышам в 3-4 года. При такой патологии наблюдается медленное освоение ребенком норм родного языка по сравнению со своими сверстниками.

При задержке речи страдают все ее компоненты, начиная от звуков и словаря, заканчивая фразами. Чаще такое заболевание выявляется у мальчиков, чем у девочек. Подобное речевое нарушение имеет последствие и накладывает определенный отпечаток на психических процессах у детей.

С учетом данной особенности патологии чаще всего такие нарушения, как ЗРР и ЗПР, протекают одновременно, и ставится диагноз «задержка психо-речевого развития». Речевые нарушения в детском возрасте – это медико-педагогическая проблема, решение которой проводится при участии различных специалистов.

Виды лечения и особенности

При диагностировании такого нарушения, как задержка речевого развития, чем лечить патологию определяет специалист.

Важно: родителям следует помнить о том, что чем раньше выявлено нарушение, тем выше шансы на полное выздоровление. Специалисты утверждают, что начинать работать следует сразу же, как возникли подозрения на болезнь.

В 3-4 года с детьми уже работают специалисты, которые занимаются коррекцией речевых нарушений. Борьба с ЗРР у детей обычно проводится с применением следующих методов:

  1. Медикаментозная терапия. После тщательного обследования малыша невролог назначает ему прием определенных лекарственных препаратов, действие которых направленно на активизацию деятельности речевых центров и подпитку нейронов головного мозга. Родителям категорически запрещено самостоятельно давать такие препараты ребенку, поскольку назначать их должен только специалист, с учетом запущенности заболевания и индивидуальных особенностей организма.
  2. Физиотерапевтическое лечение. Физиотерапия при задержке речевого развития у детей включает проведение магнитотерапии и электрорефлексотерапии. Благодаря им удается нормализовать работу отдельных участков мозга, отвечающих за речь. Проводить такие процедуры разрешается с 2 лет, но противопоказаниями служат расстройства психики, судороги и эпилепсия.
  3. Занятия с педагогом-дефектологом. Прием лекарственных препаратов и физиотерапевтическое лечение должны сопровождаться работой со специалистами по коррекции речи. Благодаря ежедневным занятиям удается устранить дефекты развития и не допустить возможного возникновения речевого торможения. Кроме этого, специалисты учат ребенка преодолевать трудности в процессе лечения, а вся работа проводится по индивидуальному плану, в форме игры.

По назначению невролога может проводиться ЭЭГ при задержке речевого развития, благодаря которому удается оценить биопотенциалы мозга и выявить очаги функциональной и патологической активности.

Эрготерапия для детей с задержкой речевого развития предполагает проведение коррекционной работы в комфортных условиях. Это обозначает, что для достижения положительных результатов необходимо хорошее настроение ребенка и заинтересованность в сочетании с другими лечебно-восстановительными мерами.

Еще одним методом лечения является транскраниальная микрополяризация головного мозга при задержке речевого развития, эффективность которой подтверждена множественными исследованиями. В основе методики лежит воздействие электрического тока на мозг, причем сила его намного меньше той, которая применяется при электрофорезе.

Важно: после проведения курса лечения при ЗРР наблюдается уменьшение импульсивности, восстановление внимания, усидчивости и памяти. Кроме этого, появляются новые слова, фразы и активно развиваются двигательные функции.

Несмотря на множество положительных отзывов специалистов о такой процедуре, как транскраниальная микрополяризация при задержке речевого развития, добиться эффекта не получится в том случае, если нарушение обусловлено психиатрическим заболеванием в тяжелой форме.

Врачи утверждают, что именно комплексное лечение задержки речевого развития у детей считается самым эффективным. Кроме этого, важное место в борьбе с недугом отводится родителям ребенка.

Применение массажа для лечения

Важной частью занятий считается логомассаж, который используется для постановки звуков речи и формирования артикуляционного аппарата. Чаще всего такую процедуру делают детям старшего дошкольного возраста, у которых при поступлении в школу уровень речи отстает от нормы.

Обычно массаж при задержке речевого развития делают специалисты, и важно, чтобы он был выполнен аккуратно, профессионально и безболезненно. После курса лечения у ребенка нормализуется тонус мышечной и мимической мускулатуры, а также восстанавливается функционирование артикуляционного аппарата.

Логомассаж рта проводится с применением специальных приспособлений либо зубных щеток. В домашних условиях логомассаж при задержке речевого развития можно заменить поеданием твердой пищи, что также помогает разрабатывать артикуляционный аппарат.

Дополнительные рекомендации и полезные советы

Для того чтобы лечение речевой патологии было эффективным, родителям необходимо принимать активное участие в этом процессе. В домашних условиях можно выполнять с ребенком некоторые упражнения и задания:

  • Музыкальные игры. Они помогают концентрировать внимание ребенка, учат его быть сосредоточенным и замечать изменения ритма. Следует предложить малышу поиграть на различных музыкальных инструментах либо угадать голоса домашних животных.
  • Пальчиковые игры. Доказано, что развитие моторики рук отражается на работе артикуляционного аппарата. Малышу можно предложить поиграть с конструктором, фасолинами, пуговицами, шнуровкой либо сложить паззлы.
  • Подвижные игры. Словарь стимулируют игры, которые требуют навыка ориентировки в окружающем пространстве и умения изменять скорость движений.
  • Совершенствование зрительного внимания. Особенно эффективны при формировании речи у ребенка игры с различными фигурами, специальными карточками и цветными предметами.

В домашних условиях родителям необходимо как можно чаще общаться со своим ребенком и стимулировать у него желание подражать им. В речи лучше всего использовать простые предложения и обязательно озвучивать все свои действия.

Рекомендуется ограничить просмотр телепередач либо вовсе от него отказаться, а читать доступные возрасту ребенка сказки и рассказы. Для развития дыхательной системы можно учить кроху играть на дудочке, губной гармошке либо надувать мыльные пузыри. Кроме этого, можно массировать руки ребенка и пальчики специальными приспособлениями либо использовать обычные шишки. Ни в коем случае не стоит заострять внимание на дефекте речи и стесняться ее, а обязательно поощрять любые его достижения и успехи.

В заключение

Даже самые правильные методики борьбы с задержкой речевого развития могут оказаться неэффективными, если малыш растет в неблагоприятной обстановке. Родителям следует запомнить, что чем раньше начата коррекционная работа, тем выше шансы на положительный результат.

Особой эффективностью отличается лечение задержки речевого развития в Израиле, которое осуществляется в нескольких клиниках и практикует комплексный подход.

Легкие способы устранения барьеров у малыша

Кроме милых потешек, легких песенок, которые часто встречаются на уроках у логопеда, можно дома самостоятельно заниматься с вашим подрастающим болтуном. Для этого есть несколько простейших хитростей.

  • Хитрость №1: «Ничего не понимаю» поможет ребенку преодолеть барьер, а дальше научить его будет уже просто;
  • Поиграйте с ребенком в игру, будто вы совершенно не понимаете, что он хочет. Показывает пальцем на конфету, дайте ему в руку игрушку. Но не ругайте его, не смейтесь, а комично разыгрывайте ситуацию: «ах, какая я непонятливая».

    Также можно играть и с игрушками, которые предварительно необходимо расположить высоко, чтобы ребенок не достал. Когда он жестами объясняет, какую игрушку ему подать, давайте ему совершенно другую.

    Важно! Каждой игрушке дайте имя или обозначьте ее словом, которым ребенок должен ее называть. «Киса», «Собачка», «Кукла Катя» и т. д.

    Когда будете протягивать ему игрушку, повторите несколько раз: «Дать тебе собачку? Держи собачку».

    Ребенок начнет повторять за вами все слова, а возможно, если будете играть часто, он поймет, что незачем терять время в объяснении непонятливому взрослому, проще сказать и сразу получить нужную вещь.

    Совет! Проявите терпимость к начинающему болтуну. Заинтересуйте его яркой игрушкой, но сразу не отдавайте. Постарайтесь достичь момента, когда ребенок повторит за вами имя игрушки.

    Неадекватная реакция ребенка: крики, топанье ногами и т. д. – означают «стоп игре». Игрушку в таком случае давать нельзя.

  • Хитрость №2: «Самое важное поручение» легкий способ научить малыша болтать с удовольствием.
  • Дети с самых ранних лет любят, когда на них возлагают ответственность. Поэтому старайтесь чаще просить ребенка принести что-то или узнать у папы, бабушки, дедушки какую-то важную информацию.

    Обязательно объясните малышу, как вы возлагаете на него надежды и что он незаменим. Только он может справиться с такой непосильной задачей. Это станет стимулом для ребенка, ведь чтобы выполнить задание, нужно заговорить.

    Всеми любимый и известный способ, помогающий детям говорить без страха ошибиться. Вы произносите начальный слог и побуждаете своего малыша договорить за вас следующий. Благодаря коллективному творчеству, ребенок сможет «разговориться». Но таким способом не стоит злоупотреблять, чтобы не было как в анекдоте про месяца;

    Одна мамочка решила научить говорить свою маленькую дочку. И начали они с месяцев.

    — Давай с тобой расскажем месяца. Ян…

    — А дальше сама, сможешь?

    — рель, нь, ль, густ…

    Собирая воедино мои советы, я могу точно сказать одно: если ребенок не говорит в 2 года, хотя вы стараетесь его научить – это еще не повод для паники. Разговаривайте, пойте, болтайте и главное – веселитесь, и все будет хорошо!

    uroki4mam.ru

    Ребенок не говорит в 2-3 года — обращаться ли к логопеду-дефектологу?

    Бытующее в народе мнение, что до 5 лет к логопеду-дефектологу обращаться рано и вовсе не имеет смысла, может сыграть очень злую шутку. Многие родители, дети которых плохо говорят или вообще не говорят даже к 2-3 годам, часто отмахиваются, вспоминая семейные истории про родственников, которые заговорили поздно или старый английский анекдот о мальчике, который молчал, потому что «все и так было хорошо».Стоит ли ждать, пока ребенок заговорит сам или необходимо хватать его в охапку и бежать к специалистам? Давайте разберёмся.

    Почему ребенок в 2-3 года не говорит?

    Причины, по которым формирование речи у ребенка задерживается, могут быть очень разными.

    Физиологические или внутренние факторы:

  • Сниженный слух. Нередко родители детей до 2 лет даже не догадываются о том, что у малыша имеются проблемы со слухом. Если он не отсутствует полностью, то ребенок реагирует на громкие звуки, на присутствие близких. А что не говорит, так, может быть, ему еще рано. После обследования специалистами оказывается, что речь не формируется именно потому, что малыш ее попросту не слышит.
  • Патологии ротовой полости. К ним относят короткую уздечку языка, расщепление неба и даже аденоиды. Такие нарушения могут быть явными и диагностируются сразу, а могут быть выражены несильно. В таком случае никто и не знает, по какой причине ребенок все еще не говорит. А ему трудно произносить звуки.
  • Наследственная задержка речевого развития. «Твой муж заговорил в 4 года и ничего страшного с ним не случилось. Вон какой умный вырос!» — говорит свекровь. Такие слова должны не успокаивать, а наоборот — вызывать беспокойство. Нет, ничего ужасного с мужем нет. Но задержка речевого развития, передаваясь по наследству, к сожалению, усугубляется в каждом последующем поколении. Ваш ребенок требует более пристального внимания.
  • Патологии мозга и нервной системы. Все возможные нарушения с этой стороны тормозят развитие речи. Даже мигрень может провоцировать задержку, что уж говорить о более серьезных нарушениях.
  • Психотип ребенка и его отношение к окружающему миру. Такие особенности тоже имеют свое влияние. К примеру, малыш-созерцатель может мало говорить, заставляя тревожиться своих родителей. А при этом он просто погружен в свои мысли и осознание мира. Если нет других тревожащих факторов, он, скорее всего, просто немного позже расскажет вам о своих наблюдениях.
  • Наличие близнеца. Замечено, что у близнецов речь начинает формироваться с задержкой. Все дело в том, что у них всегда рядом человек, которых понимает с полуслова.
  • Рождение младшего брата или сестры. Ребенка, не спросив, сделали старшим. Иногда он может говорить «как маленький» именно по этому причине.
  • Как видите, факторов, влияющих на развитие речи, очень много. Именно поэтому крайне важно вовремя найти причину и справиться с проблемой.

    Почему «раньше» — это значит «лучше»?

    Детский организм уникален по своей способности к компенсации. Абсолютно все врачи говорят о том, что чем раньше выявлено заболевание или патология в развитии, тем проще ее устранить.

    В частности, научить говорить значительно проще маленького ребенка. В этом возрасте идут самые активные процессы формирования речи. Именно сейчас он намного легче догонит своих активно болтающих сверстников. 13 способов научить ребенка говорить в 2-3 года.

    Кроме того, длительная речевая задержка приводит к другим неприятностям — отставании психического развития. Правильная речь, умение общаться дают ребенку возможность развиваться. Отсутствие общения тормозит формирование познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы. В конечном итоге ребенок сильно отстанет от ровесников.

    Дошкольный период характеризуется активнейшим развитием всех сфер. А значит, уже к школе отставание будет очень серьезным.

    Родители должны внимательно следить за развитием своего ребенка. Несомненно, существуют так называемые варианты нормы и некоторые отклонения от классических таблиц вполне возможны. Однако существует ряд признаков, которые должны заставить забеспокоиться:

  • Четырехмесячный младенец не реагирует на появление взрослых. Не улыбается при виде близких. Нет гуления.
  • К 6-7 месяцам не появилось лепетания, повторяющихся слогов, означающих конкретное слово — «та-та-та», «на-на-на» и других.
  • В полтора года малыш еще не говорит даже простых слов типа «мама», «папа», «дай». Не понимает простых просьб вроде «подойди ко мне», «принеси мишку».
  • В 2 года его лексикон состоит всего их нескольких самых простых слов.
  • К 2, 5 годам словарный запас не более 20 слов и ребенок не составляет из них предложения.
  • К 3 годам ребенок не понимает простых объяснений и не знает названия частей тела.
  • В 3 года логопед-дефектолог ожидает услышать не менее 1000-1500 различных слов и речь, состоящую из сложных предложений. Если малыш этого не демонстрирует, то имеет смысл обратиться к специалисту.
  • Бывает так, что ребенок говорит, но на своем языке. Несомненно, в этом возрасте он имеет право и на «бо-бо», и на «гав-гав» вместо собачки и даже на какое-то непонятное слово, означающее нечто совсем непохожее по звучанию. Однако такие слова не должны составлять весь его словарный запас. Если малыша в 3 года понимает исключительно мама, это тоже повод для обращения к специалистам.

    Почему не следует ждать, заговорит ребенок или нет

    Мы уже упоминали, что в раннем возрасте многие нарушения развития речи корректируются значительно проще. К сожалению, нередки случаи, когда родителям, обеспокоенным тем, что ребенок не говорит в 2-3 года, советовали подождать лет до 5 и уже тогда приходить заниматься. А в 5 лет врачи разводят руками и говорят, что уже поздно.

    Отсутствие прогресса приводит к сильному отставанию ребенка от сверстников. Без речи он не может общаться, а значит и воспринимать и усваивать информацию. Не развиваются должным образом мышление, внимание и память, не налаживается контакт с окружающими, а, значит, страдает и эмоциональная сфера.

    Диагноз ЗРР — задержка речевого развития — означает только отсутствие связной речи, в то время как психическое развитие ребенка в полном соответствии с возрастными нормами. В 2-3 года иногда соседствует с другим — ЗПР — задержкой психического развития. А вот уже 5 годам дети, не получавшие соответствующего лечения и коррекции, получают именно ЗПРР. К сожалению, исключительно речевое отставание в этом возрасте встречается нечасто. Лишь 20% ребятишек не начинают отставать в психоэмоциональной сфере от своих товарищей по песочнице.

    Объем работ, которые необходимо провести, чтобы скорректировать отставание, громаден. И не всегда возможно полностью устранить проблему.

    Чтобы ваш ребенок хорошо учился, посещал обычную, а не коррекционную школу, имел друзей и построил успешную жизнь, не упустите проблему!

    Может ли отсутствие речи у ребенка привести к задержке психического развития? Сегодня были на приеме у логопеда в поликлинике и она нам посоветовала как можно быстрее заняться речью, чтобы избежать других «психических» проблем. Это правда?

    Да, это правда. Часто в практике наблюдаем, когда задержка речи приводит к ЗПР

    Здравствуйте моему сыну 2.6,он не говорит,пытается повторять за мультиками,но за мной категорически отказывается,как будто ему не интересно и он меня не слышит,не усидчивый и читать ему просто не возможно,можете ли вы помочь нам заговорить и позаниматься с ним?ребенока сложно заставить слушать и сидеть на месте

    Здравствуйте! Да, конечно, мы занимаемся с такими детьми. Ориентировочное количество занятий будет известно после первичной консультации. А пока постарайтесь ограничить просмотры мультиков до 15 минут в день.

    Да, конечно, приходите, у нас много таких деток занимается

    karkusha.su

    Когда начинать беспокоиться

    Начинать тревожиться родителям следует, если ребенок 3 лет не говорит и не может изъясняться простыми предложениями. В принципе, общение происходит: малютка что-то лепечет, откликается на просьбы, пытается рассказать о событиях. Но невнятные выражения никто не может понять кроме самых близких.

    logoden.ru

    Нормы речевого развития

    Нормы – это лишь статистические показатели и сухие данные. Только вы, зная своего малыша, сможете понять его «норму». На развитие речи, как и на многое другое, влияют индивидуальные возможности ребенка, а также ряд психологических и физиологических особенностей, которые не учитываются при составлении примерных сроков появления речевых форм.

    • 1-2 месяца – общение происходит интонационно. Вы можете понять, доволен ваш ребенок или нет;
    • 2-5 месяцев – период гуления. Кроха произносит что-то похожее на привычные слова;
    • 8 месяцев – 1 год 2 месяца – лепет. В этом возрасте малыш уже может подражать животным, говорить короткие слова из одного слога. Например «мяу-мяу» или «дай»; Читайте важную информацию о том, что должен уметь ребенок в 1 год>>>
    • 1 год 5 месяцев – 2 года 6 месяцев – рост словаря и первые предложения. Ребенок активно «цепляет» новые слова, складывает их в предложения. Поначалу это короткие фразы из 2 слов, а чем старше становится «болтун», тем больше у него словарный запас;
    • 2 года 7 месяцев – 3 года 6 месяцев – грамматический строй, закрепление предложений. В этом возрасте дети формулируют предложения уже более четко. Также на этот период приходятся словесные игры, проговаривание и сочинение историй вслух.

    Обратите внимание:

    1. Девочки начинают общаться немного раньше, чем мальчики. Они не всегда быстро осваивают фразы, но стараются подражать взрослым, повторяя их слова и манеру выражения;
    2. Мальчики же первое, что начинают говорить, – это «действия» и им легче составлять грамматически верные предложения. Поэтому, если вы пытаетесь научить говорить, учитывайте и эту особенность.

    Стоит ли паниковать?

    Вы – заботливая мама, любящая свою кроху сильнее, чем кто-либо другой и конечно вас интересует, почему ребенок не говорит в 2 года, как его научить и главное, есть ли повод для паники или это просто индивидуальный процесс развития. Читайте также: Когда ребенок начинает говорить?>>>

    В первую очередь советую понаблюдать за поведением малыша. Нет ли чего-то такого, что вас смущает.

    • Обычно «молчуны», которые пока еще не хотят говорить, ничем не отличаются от болтливых друзей;
    • Если ваше сокровище самостоятельно раздевается, выполняет просьбы, понимает, что от него хотят – повода для беспокойства быть не должно.

    Постарайтесь принять, что нет единого возраста, когда дети по команде начинают говорить, ходить, самостоятельно есть и многое другое. И невозможно научить их делать все по команде. Некоторые детишки молчат до 3 лет, а потом в садике начинают говорить больше всех.

    Как понять, что обстановка благотворно влияет на развитие речи?

    Когда  ребенок не говорит в 2 года, есть смысл посмотреть не только на его поведение, но и на окружающую среду. Обратите внимание на такие факторы:

    1. Активное общение в семье;
    2. Отсутствие постоянного шума в квартире (радио, телевизор, компьютер);
    3. Общение со сверстниками;

    Кроме этого, ваш ребенок нуждается, чтобы каждый его день был как праздник. Интересные увлекательные события нередко помогают разговориться детям. Особенно, когда бабушка или дедушка спрашивают, как прошел день, чем он запомнился, и при этом не звучит громко-работающий телевизор.

    Как побудить к разговору?

    Возможно, что ваш ребенок очень хочет говорить, но не знает, с чего начать. Многие дети формулируют предложения, стараются их произнести, но в какой-то момент закрываются в себе.

    Если ребенок не говорит в 2 года, что делать? Повторюсь, не волноваться! Научить малыша говорить не так-то сложно, как многие пугают.

    Чтобы научить говорить вашу кроху попробуйте советы описанные ниже:

    • Не ругайте ребенка, потому что он молчит. Негативное отношение к речи складывается как раз из-за того, что взрослые могут неправильно себя повести.

    Попросите близких людей отнестись к этому вопросу максимально серьезно. Также проясните эту тему и с воспитателем в яслях. Ваш малыш заслуживает уважения, несмотря на то, что он пока общается жестами;

    • Радуйтесь, когда ваша кроха произносит слова. Поощряйте и одобряйте новые выражения и звуки. Можете научить его отмечать каждое «покоренное» слово;
    • Повторяйте названия предметов вместе с малышом. Это можно делать на прогулке, по дороге на занятия или даже сидя дома;
    • Задавайте больше вопросов. Постарайтесь не лишать ребенка возможности отвечать на вопросы. Не перебивайте его и дожидайтесь ответа;
    • Не предугадывайте желания малыша. Показывает пальчиком на стакан – сделайте вид, что не понимаете, что же он хочет;
    • Больше читайте рассказы, сказки, истории. Пойте песенки, проговаривайте стишки. Ребенок должен слышать речь;
    • Не просто говорите с ребенком, а делайте это правильно. Не коверкайте слова, не сюсюкайте;
    • Покривляйтесь вместе с малышом. Ребенка надо научить цокать, высовывать язык, надувать мыльные пузыри.

    Важно! Заведите себе тетрадь, куда будете фиксировать новые звуки и слова. Это даст вам полную картину роста словарного запаса.

    Почему ребенок может не говорить?

    Причин, по которым  ребенок не хочет говорить в 2 года, две. Они обе не связаны с болезнями, пережитыми травмами и задержками в развитии. Именно поэтому вы без проблем сможете решить их.

    1. «Тишина» в общении с ребенком. Логопеды, психологи и опытные педагоги рекомендуют говорить с новорожденным с первых его дней.

    Для кого-то это может показаться странным, ведь грудничок и мама общаются с помощью объятий, прикосновений, и это само собой разумеющееся. Но ребенок должен слышать речь с самого начала, чтобы иметь интерес к ней. И чтобы впоследствии его было легче научить говорить. Если вокруг всегда тихо, и вы мало разговариваете – исправляйте это и сможете сразу же убедиться в правильности этого метода.

    От себя хочу добавить, что самое лучшее общение – это совместная игра. Вы играете с игрушками, говорите с ними и за них, а ребенок постепенно втягивается и начинает лепетать вместе с вами.

    1. Вторая причина – это то, как говорят родители и другое окружение. Если речь взрослых вокруг ребенка беглая, быстрая, нечеткая, то дети не в состоянии все это повторить. Отсюда и возникает проблема, которую вы можете решить, просто замедлив темп речи. Причем не только в общении с крохой, но и всегда, когда он находится в непосредственной близости.

     Легкие способы устранения барьеров у малыша

    Кроме милых потешек, легких песенок, которые часто встречаются на уроках у логопеда, можно дома самостоятельно заниматься с вашим подрастающим болтуном. Для этого есть несколько простейших хитростей.

    • Хитрость №1: «Ничего не понимаю» поможет ребенку преодолеть барьер, а дальше научить его будет уже просто;

    Поиграйте с ребенком в игру, будто вы совершенно не понимаете, что он хочет. Показывает пальцем на конфету, дайте ему в руку игрушку. Но не ругайте его, не смейтесь, а комично разыгрывайте ситуацию: «ах, какая я непонятливая».

    Также можно играть и с игрушками, которые предварительно необходимо расположить высоко, чтобы ребенок не достал. Когда он жестами объясняет, какую игрушку ему подать, давайте ему совершенно другую.

    Важно! Каждой игрушке дайте имя или обозначьте ее словом, которым ребенок должен ее называть. «Киса», «Собачка», «Кукла Катя» и т. д.

    Когда будете протягивать ему игрушку, повторите несколько раз: «Дать тебе собачку? Держи собачку».

    Ребенок начнет повторять за вами все слова, а возможно, если будете играть часто, он поймет, что незачем терять время в объяснении непонятливому взрослому, проще сказать и сразу получить нужную вещь.

    Совет! Проявите терпимость к начинающему болтуну. Заинтересуйте его яркой игрушкой, но сразу не отдавайте. Постарайтесь достичь момента, когда ребенок повторит за вами имя игрушки.

    Неадекватная реакция ребенка: крики, топанье ногами и т. д. – означают «стоп игре». Игрушку в таком случае давать нельзя.

    • Хитрость №2: «Самое важное поручение» легкий способ научить малыша болтать с удовольствием.

    Дети с самых ранних лет любят, когда на них возлагают ответственность. Поэтому старайтесь чаще просить ребенка принести что-то или узнать у папы, бабушки, дедушки какую-то важную информацию.

    Обязательно объясните малышу, как вы возлагаете на него надежды и что он незаменим. Только он может справиться с такой непосильной задачей. Это станет стимулом для ребенка, ведь чтобы выполнить задание, нужно заговорить.

    • Хитрость №3: «Договори за меня».

    Всеми любимый и известный способ, помогающий детям говорить без страха ошибиться. Вы произносите начальный слог и побуждаете своего малыша договорить за вас следующий. Благодаря коллективному творчеству, ребенок сможет «разговориться». Но таким способом не стоит злоупотреблять, чтобы не было как в анекдоте про месяца;

    Одна мамочка решила научить говорить свою маленькую дочку. И начали они с месяцев.— Давай с тобой расскажем месяца. Ян…— Варь!— Фев…— Раль!— Ма…— Рт!— А дальше сама, сможешь?— рель, нь, ль, густ…

    Собирая воедино мои советы, я могу точно сказать одно: если ребенок не говорит в 2 года, хотя вы стараетесь его научить – это еще не повод для паники. Разговаривайте, пойте, болтайте и главное – веселитесь, и все будет хорошо!

    Читайте также:

    • Почему ребенок не слушается?
    • Как развить самостоятельность у ребенка?
    • Почему дети плохо спят?
    Вверх