Советы женщинам!
ЛедиВека.ру » Без рубрики »

Роль игры в воспитании и развитии ребенка

Роль игры в воспитании и развитии ребенка
logo

[ads-for-wp ads-id=»9157″][ads-for-wp ads-id=»9158″]

Никто не станет спорить, что если нам интересен какой-то вид деятельности, мы сделаем работу гораздо быстрее и с лучшим результатом, чем выполняя скучное задание. Это правило работает и для взрослых, и для детей. Причём для детей даже в большей степени. Малыш не может, как взрослый, мобилизовать себя к труду силой воли или дополнительной мотивацией (премией, например). Если мы хотим вовлечь в какую-то деятельность дитя, лучше предложить ему…поиграть. И тогда помочь маме, научиться чему-то новому, ребёнку будет значительно интереснее.

Тематический материал:

  • Онлайн игры как способ развития ребёнка
  • Развивающие игры для первоклассников
  • Домашние настольные игры для всей семьи

Что даёт игра?

Для мам и пап окружающий мир кажется понятным, а малышу только предстоит разобраться во всех его коллизиях. Играя в профессии, он может прикоснуться к взрослой жизни, попробовать стать смелым, сильным, ответственным. Общаясь в игре, учится уступать и контактировать с другими ребятами.

 Взрослый человек может использовать такую игру для развития важных для ребёнка качеств.

Например, ответственности. Если ваш малыш играет в больницу, вы можете сказать ему, что больным пора отдыхать, набираться сил, что это важно для них. Если он лётчик, напомнить, что ему нужно хорошо выспаться, ведь он отвечает за жизнь многих людей. А потом и в реальной жизни вы заметите, что вам стало проще уложить малыша спать. Он станет лучше понимать ваши требования.

Если вы играли в детский сад, стоит поговорить с дочкой или сыном на тему каким должен быть хороший воспитатель. Если тушили пожар, обсудить профессиональные качества пожарного или спасателя. Расскажите малышу, чему учится артист цирка, например, или астролог, чтобы освоить свои профессии.

За игрой в дочки-матери стоит обсудить, какой характер присущ его кукольной маме или  кукольному папе. Какие качества можно назвать хорошими, а какие — плохими. В будущем это поможет девочкам стать женственными и хозяйственными, а мальчикам – смелыми, сильными и ответственными.

Если дети что-то строят в игре, это можно считать первой ступенькой их подготовки к труду. Музыкальные игрушки развивают дыхание, слух и помогают в становлении речи.

Подвижные упражнения полезны для здоровья. Развивают ловкость. Особенно хорошо организовывать их на свежем воздухе. Если кто-то из ребят слишком застенчив, постарайтесь вовлечь его в общую игру, перебороть стеснение.

Иногда нам только кажется, что развлечение – это бессмысленно потраченное время. Роль игры в развитии ребёнка дошкольного возраста переоценить трудно, дети не просто играют, они учатся жить, понемножку становятся взрослыми.

Учим алфавит, развиваем внимание

Развлекаясь, малыш думает только об игре. Он не ставит перед собой задачу что-нибудь изучить, освоить новое. Но запомнить какую-то букву, например Е, ему будет гораздо интереснее, если вы предложите сделать это в игре. Попросить малыша хлопать в ладоши, когда он её услышит. А далее произносите любые слова. Например:

  • сосна
  • рябина
  • ль

Сначала выделяйте искомый звук голосом, произносите слово нараспев. Ребенок, должен услышать его и отреагировать хлопком. А мама или учитель, похвалить малыша. Также и с другими буквами, например, И:

  • ромашка
  • роза
  • рис

Когда малыш научится легко определять букву в начале слова, можно усложнить задачу и запрятать её в серединку.  Ищем букву А:

  • свитер
  • брюки
  • плтье

Изучая буквы, можно заодно запоминать и названия групп предметов: это деревья, а это цветы, а вот одежда. Задействовав в игру картинки, разнообразить её и закрепить уже усвоенное. Попросите ребёнка из всех карточек выбрать посуду или изображения домашних птиц. Можно попробовать развивать внимание. Например, из пяти-шести картинок одежды незаметно убрать одну  и спросить у малыша, какой карточки не хватает?

Учимся считать

Если в игре одновременно участвует несколько детей, можно использовать мяч для закрепления навыков счёта. Взрослому человеку стоит встать в кружок вместе с ребятами и договориться о правилах. Поймавший  мяч, должен продолжать считать не прерываясь. Нужно постараться, чтобы мяч оказался у каждого из ребят и всем пришлось считать вслух. Когда дети с легкостью будут выполнять это упражнение, можно усложнить условия. Например, мальчики ловят мяч и ведут обратный счёт, а девочки – обычный. Подобных игр довольно много и они, определённо, дают положительный результат в освоение знаний.

Роль взрослого

Если взрослый человек правильно оценивает роль игры в развитии дошкольника, он может и должен оказывать содействие на начальном этапе игры. Помогать организовать её. Если эмоциональный фон кажется вам агрессивным или каким-то однобоким, вы можете добавить в игру новых впечатлений, перевести её в другое русло. Играя с детьми, вы и сами получите положительные эмоции. Детство проходит быстро, не упустите возможность ненадолго вернуться в эту прекрасную пору  и подарите малышам радость общения и познания через игру.

Игра и игрушка в дошкольном возрасте

Игра – подлинная социальная практика общения ребёнка в обществе сверстников.

Особенности детской игры — интересная игра повышает умственную активность ребёнка, учит применять полученные знания на практике. В ней воспитывается интерес и уважение к труду взрослых, развивается творческое воображение, способность к замыслу, ритм и красота движений, формируется художественный вкус и многое-многое другое.

Говоря об игре нельзя не сказать несколько слов об игрушке, которая помогает воспитанию интереса и к самой игре, и различным видам детской деятельности.

Роль игрушки в детской игре

Детская игрушка помогает детям осуществить свой замысел в игре, способствует их активности, разнообразию движений. Кроме того она способствует воспитанию интереса детей к окружающему миру, труду, любознательности. Более подробную информацию о детских играх и игрушках вы найдёте в статье «Игрушка – спутник детских игр»

Хотелось бы подробнее остановиться на игрушках для игр с водой и ветром, которых мы почему-то вспоминаем очень редко.  Для игр с водой – надувные бассейны, водоплавающие птицы, животные, кораблики и другой водный транспорт. Для игр с ветром – вертушки, стрелы, летающие пропеллеры, воздушный  змей, «Парашютист»

Игрушки для игр с песком, снегом – наборы разных формочек для изготовления цветного льда. Совки, лопатки металлические и пластмассовые. Механическое сито. Штампы-силуэты птиц и животных для печатания на песке и снегу. Фигурки, наборы животных и птиц, домики, палатки, силуэты деревьев. Деревянные лопатки, скребки, метёлки, тележки, тачки, носилки и т.п.

Игрушки-забавы – различные механические игрушки из разных материалов (волчки, неваляшки, матрешки) народные игрушки (фигурки животных, сказочных персонажей  с забавными движениями), игрушки-марионетки и прочее.

Театральные игрушки – Куклы би-ба-бо, петрушка, клоун, наборы фигур персонажей знакомых сказок, ширма кукольного театра, элементы костюмов для игр-драматизаций.

К строительным играм необходимы мелкие игрушки, изображающие силуэты животных, рыб, птиц, транспорт, людей и т.п.

Размещение игрового материал должно соответствовать домашним условиям.

More from my site

  • Воспитание и развитие детей в трудеВоспитание и развитие детей в труде
  • Народное творчество для детей дошкольного возрастаНародное творчество для детей дошкольного возраста
  • Летний отдых для детейЛетний отдых для детей
  • Воспитание любви к родному краю через народное творчествоВоспитание любви к родному краю через народное творчество
  • Подготовка  дошкольников к самостоятельной деятельностиПодготовка дошкольников к самостоятельной деятельности
  • Нормы поведения детейНормы поведения детей

Особенности игровой формы обучения

Специфической особенностью организации игр для детей дошкольного и младшего школьного возраста является непосредственное участие в этом процессе взрослого, который не только помогает его разнообразить, но и наполняет игру новым содержанием и смыслом. Доказано, что ученики более эффективно усваивают нормы и правила поведения в обществе, глядя на положительный пример со стороны старшего поколения, в данном случае – педагога, главной задачей которого становится «внедрение» в детский коллектив изнутри.

Профессиональная компетенция педагога во многом определяет конкретное воспитательное значение используемой игры. Педагог должен не только учитывать индивидуальные и возрастные особенности участников, уметь организовать процесс и управлять им, но и обладать необходимым объемом знаний из области психологии, дидактики, социологии и методики, чтобы четко руководить взаимоотношениями детей во время проведения различных игр.

При этом родителям не стоит беспокоиться о том, что в ходе игрового обучения будет стерта граница соблюдения субординации, и отношения учитель-ученик уйдут в небытие, уступив место дружеским отношениям. Как показывает практика, ролевые игры с участием взрослых не только не подрывают их авторитета в глазах учеников, но и способствуют росту уважения и доверия к ним. Главное, чтобы педагог руководствовался индивидуальными особенностями каждого ребенка и учитывал психологию младших школьников, и тогда дети с помощью игры будут развивать внимательность, учиться быть самостоятельными, стремиться к самосовершенствованию.

Для детей – увлекательная игра, для педагогов – сложная работа

Необходимо отметить, что если для детей игра – это веселое развлечение, то для педагогов данная форма обучения – сложная работа, которая требует порой немалой предварительной подготовки, выполнения ряда упражнений и огромного стремления сделать процесс обучения веселым, увлекательным и эффективным.

А чтобы добиться этого учителям младших классов приходится учитывать не только личностные и психологические, но и физиологические особенности детей, проявляющиеся во время игры и непосредственно влияющие на ее ход и результаты. Это делается для того, чтобы ученики могли с максимальной пользой использовать в реальной жизни полученный в процессе игры опыт. Ведь физическое и умственное развитие ребенка тесно взаимосвязаны, и учитывая этот факт, педагог-профессионал может при помощи активных занятий одновременно воздействовать как на внешне проявляющиеся качества ребенка (сила, ловкость, подтянутость), так и на внутренние его особенности (ум, воспитание).

Наиболее распространенные игровые формы обучения

Существует три группы игр, на которые сегодня опираются педагоги в воспитании детей младшего школьного возраста:

  • игры, связанные с функционированием абстрактного мышления,
  • игры, направленные на формирование, закрепление и развитие «образа я»,
  • игры, рассчитанные на управление собственной памятью.

Итак, первая и наибольшая группа детских игр связана с развитием у школьников абстрактного мышления, которое можно наблюдать даже у младенцев на первом году жизни (отметим, что абстрактное мышление развивается задолго до появления речи как способа выражения своих мыслей). Такие игры основаны на предоставлении ученикам определенных наглядных пособий для их дальнейшего логического анализа, определения их основных свойств и качеств, изучения форм и последующего представления этих предметов в пространстве.

Вторая группа игр, направленная на формирование у детей «образа я», служит для укрепления чувства собственной идентичности и самосознания. Известно, что дети раннего возраста не проводят границ между собой и окружающим миром. Они ощущают себя единой его составляющей, зависят от него, а потому абсолютно не боятся потерять самого себя и свою индивидуальность. На этом факте и основаны игры, формирующие индивидуальные качества личности, развивающие присущие конкретному ученику способности до тех пор, пока маленький человек не осознает свое отличие и идентичность.

Третья группа воспитательных игр служит для развития памяти ребенка. А если быть точнее, то такие игры прививают навыки воспроизведения впечатлений и способствуют их репродукции. Данные игры считаются особенно необходимыми именно для дошкольников и детей младшего школьного возраста, так как эта категория ребят еще не научилась контролировать свою память и постоянно освежать в ней те или иные впечатления. Память, как известно, необходимо тренировать. Ролевые игры, постановочные игры, соревнования, конкурсы, игры на внимание и память помогают педагогам сформировать у учеников важный навык репродукции моментов и впечатлений, который пригодится им в будущем.

Еще один значимый момент в игре – ее коллективный характер. Пожалуй, нет ни одной по-настоящему интересной и полезной игры, рассчитанной на одного человека. А это значит, что в игре дети учатся общаться, уступать, отстаивать свое мнение, проявлять заботу о других, демонстрировать свои знания и умения, позиционировать себя в обществе и многому другому.

Таким образом, можно сделать вывод, что игра, как один из излюбленных видов деятельности детей, помогает педагогу-профессионалу не только наладить контакт с учениками, но и эффективно организовать воспитательный процесс. Своевременное внедрение той или иной игры значительно облегчает обучение, развитие и воспитание детей младшего школьного возраста.

Подписывайтесь на наш Telegram

, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.

Вверх