Советы женщинам!
ЛедиВека.ру » Без рубрики »

«Рудименты» современных женщин

«Рудименты» современных женщин
logo

Главная / Млекопитающие

 / Что нам досталось от предков?

Атавизмы и рудементыПриверженцы радикальных религиозных взглядов на мир утверждают, что любой из видов живых организмов был задуман Всевышним, и во всех случаях «проект» начинался с чистого листа и совершенно не был связан с остальными «проектами».

Простыми словами, эта позиция противоречит эволюции как таковой.

В свою очередь наука утверждает, что все виды происходили друг от друга, а не возникали как нечто абсолютно новое, т.е. последующий вид являлся лишь модифицированным предыдущим видом.

Что это значит? В процессе эволюции новый вид вместе с приобретением новых качество унаследовал от предыдущего большую часть его свойств, включая и те, что ему совершенно не нужны.

Сегодня в природе мы можем наблюдать результаты этого явления — яркими доказательствами произошедшего являются рудименты и атавизмы человека и других живых существ нашей планеты.

Содержание

Атавизмы и рудименты человека: в чем отличие?

Дабы нам не путаться в этих понятиях, необходимо сразу их развести:

  • Рудиментами принято называть органы или их части, что не функционируют в организме человека и, в принципе, являются лишними, иногда они могут выполнять какие-то второстепенные функции, но в любом случае, их первоначальное значение было утрачено в ходе эволюционного развития;
  • Атавизмы – это возникающие у человека признаки, которые были свойственны его дальним предкам, появление оных в наше время объясняется тем, что в любом человеческом ДНК заложены гены, отвечающие за этот признак, однако они подавляются другими и не функционируют. Генетический сбой на каком-то из уровней развития способствует проявлению этих генов, что и выливается в какое-то непривычное для современного человека свойство.

Примеры рудиментов человека:

Классическим примером человеческого рудимента можно назвать ушные мышцы.

Это передняя, верхняя, височно-теменная и задняя ушная мышцы, которые обеспечивает движение ушной раковины в разные стороны.

Как известно, в современном мире человеку нет надобности в шевелящихся ушах, и, тем не менее, эта возможность есть, причём у отдельных людей она выражена особенно ярко.

Примеры рудиментов: зуб мудростиРудиментами человека являются также зубы мудрости.

Форма коронки такого зуба говорит о том, что в далёком прошлом люди употребляли в пищу большое количество твёрдой и жёсткой еды, для чего и нужны были эти зубы.

На сегодня у нас совершенно другой рацион питания, а посему нужда в таких зубах отпала.

К слову, у людей из последних поколений, достигших тридцатилетнего возраста, зубы мудрости стали прорезаться всё реже и реже, что и подтверждает эту гипотезу.

К рудиментам человек можно отнести и червеобразный отросток, также именуемый аппендиксом.

Однако, утратив свою первоначальную функцию (пищеварительную), он продолжает выполнять второстепенные, а именно: защитную, секреторную и гормональную.

Но, несмотря на немаловажную роль в организме, многие считают его абсолютно бесполезным органом, что в корне неверно.

Ещё одним примером рудиментарного органа, который продолжает использовать наше тело — копчик (сросшиеся позвонки нижнего отдела позвоночника представляет собой рудиментарный хвост).

В наше время он служит для прикрепления мышц и связок, которые задействованы в функционировании органов половой системы.

Как видите, примеров рудиментов в нашем теле огромное количество.

Примеры атавизмов человека:

Примеры атавизмов и рудиментов Проявлением атавизма считается повышенный волосяной покров на человеческом теле.

Редко, но встречались такие случаи, что тело человека было более чем на 95 процентов покрыто густой шерстью, как у примата, незатронутыми остались лишь ступни ног и ладони.

Это отсылает нас назад, к общему предку человека и обезьяны.

Также нередко встречались случаи образования лишней пары молочных желез или сосков (как у мужчин, так и у женщин), развитие у человека хвостовидного придатка.

Причём последний случай отчётливо виден уже на первых снимках УЗИ.

Микроцефалия фотоНекоторые учёные относят к атавизму и микроцефалию – это уменьшение размеров черепа и головного мозга при нормальных пропорциях тела.

Как правило, у таких людей выражается умственная недостаточность. И всё же, стоит ли относить эту патологию к атавизмам – вопрос спорный и однозначного ответа не имеет.

Некоторые рефлексы принято считать атавизмами:

К примеру, такое явление как икота, человек унаследовал от амфибий.

Она была необходима для того, чтобы пропустить воду через жаберные щели.

А вот хватательный рефлекс, присутствующий у новорожденных, заимствован от обезьян – детёныши так ухватываются за шерсть матери.

Таким образом мы видим, что любые человеческие гены, существовавшие на каком-либо временном отрезке существования человека как вида, не исчезают.

Они лишь «дремлют», находясь в постоянном виде на протяжении миллионов лет.

Под гнётом мутаций, признаки могут приобретать новые черты, которые накапливаются в течение долгого времени.

И даже если атавизмы и рудименты не имеют внешнего проявления, то это ещё не значит, что таких генов в человеке нет.

Они заложены и в современных людях, просто были подавлены более сильными генами.

Понравилась статья? Жми Лайк:

  • Что из себя представляют кафе с кошками?
  • Чёрный белый медведь: интересные факты
  • Одомашнивание Кошек как результат прогресса
  • Музыка Средневековья: кошачий клавесин
  • Необычный африканский карликовый Ёж

Тайна, скрытая в яйце

Ни у одной из современных птиц нет зубов. Точнее, так: есть птицы, например некоторые виды гусей, которые имеют в клюве ряд мелких острых выростов. Но, как говорят биологи, эти «зубы» не гомологичны настоящим зубам, а являются именно выростами, которые помогают удерживать в клюве, например, скользкую рыбину. При этом у предков птиц зубы обязательно должны были быть, ведь они потомки теропод, хищных динозавров. Известны и останки ископаемых птиц, у которых зубы наличествовали. Точно не понятно, по каким причинам (возможно, из-за изменения типа питания или в целях облегчения тела для полета) естественный отбор лишил птиц зубов, и можно было бы предположить, что в геноме современных пернатых генов, отвечающих за формирование зубов, уже не осталось. Но это оказалось неправдой. Причем задолго до того, как человечество что-то узнало о генах, в начале XIX века догадку о том, что и современные птицы могут отращивать подобие зубов, высказал французский зоолог Этьен Жоффруа Сент-Илер. Он наблюдал некие выросты на клюве эмбрионов попугаев. Это открытие вызвало сомнения и толки и было в конце концов забыто.

А почти десять лет назад, в 2006 году, американский биолог Мэтью Харрис из Университета штата Висконсин заметил на конце клюва эмбриона курицы выросты, напоминающие зубы. Эмбрион был подвержен смертельной генетической мутации talpid 2 и не имел шансов дожить до вылупления из яйца. Однако за время этой короткой жизни в клюве несостоявшегося цыпленка выработались два типа тканей, из которых формируются зубы. Строительный материал для подобных тканей гены современных птиц не кодируют — эта способность была утрачена предками пернатых десятки миллионов лет назад. Зародыши зубов у эмбриона курицы не были похожи на тупоконечные моляры млекопитающих — они имели заостренную коническую форму, совсем как у крокодилов, которые, как динозавры и птицы, включаются в группу архозавров. Кстати, выращивать моляры у куриц пробовали и успешно, когда методом генной инженерии внедряли в куриный геном гены, отвечающие за развитие зубов у мышей. Но зубы эмбриона, которого исследовал Харрис, появились без всякого постороннего вмешательства. «Зубные» ткани возникали благодаря чисто куриным генам. Значит, эти гены, не проявлявшиеся в фенотипе, дремали где-то в глубине генома, и лишь фатальная мутация их пробудила. Для подтверждения своего предположения Харрис провел эксперимент с уже вылупившимися цыплятами. Он заразил их вирусом, искусственно созданным методом генной инженерии, — вирус имитировал молекулярные сигналы, возникающие при мутации talpid 2. Эксперимент принес результат: на клюве цыплят на короткое время появлялись зубы, которые затем бесследно растворялись в ткани клюва. Работу Харриса можно считать доказательством того факта, что атавистические признаки есть следствие нарушений в развитии зародыша, которые пробуждают давно замолкшие гены, и главное — гены давно утраченных признаков могут продолжать находиться в геноме почти 100 млн лет спустя после того, как эволюция эти признаки уничтожила. Почему такое происходит, точно неизвестно. Согласно одной из гипотез, «молчащие» гены могут оказаться не совсем молчащими. У генов есть свойство плейотропичности — это возможность одновременного влияния не на одну, а на несколько фенотипических черт. В этом случае одна из функций может быть блокирована другим геном, при том что другие остаются вполне «рабочими».

  • В двухтысячелетней могиле найден эликсир бессмертия
  • Что мы хотели бы получить от расследования гибели группы Дятлова

Удавы и питоны имеют так называемые анальные шпоры — одиночные когти, являющиеся рудиментом задних ног. Известны случаи появления у змей атавистических конечностей.

Странная живучесть

Узнать о зубастых цыплятах и совершить открытие удалось почти случайно — все из-за того, что, как уже говорилось, мутация убивала эмбрион еще до появления на свет. Но очевидно, что мутации или другие изменения, вызывающие к жизни древние гены, могут оказаться и не столь фатальными. Иначе как объяснить гораздо более известные случаи атавизмов, обнаруженных у вполне жизнеспособных существ? Вполне совместимы с жизнью такие наблюдаемые у человека атавизмы, как многопальцевость (полидактилия) на руках и ногах, многососковость, случающаяся и у высших приматов. Полидактилия свойственна лошадям, которые при нормальном развитии ходят на одном пальце, ноготь которого превратился в копыто. Но для древних предков лошади многопальцевость была нормой.

Существуют отдельные случаи, когда атавизм привел к серьезному эволюционному повороту в жизни организмов. Клещи семейства Crotonidae атавистическим путем вернулись к половому размножению, в то время как их предки размножались партеногенезом. Нечто сходное произошло у ястребинки волосистой (Hieracium pilosella) — травянистого растения семейства астровых. Далеко не все, кого в зоологии называют четвероногими (tetrapoda), четвероноги на самом деле. Например, змеи и китообразные происходят от сухопутных предков и также включаются в надкласс tetrapoda. Змеи утратили конечности вчистую, у китообразных передние конечности стали плавниками, а задние практически исчезли. Но появление атавистических конечностей отмечено как у змей, так и у китообразных. Известны случаи, когда у дельфинов обнаруживалась пара задних плавников, и четвероногость как бы восстанавливалась.

Рудиментарные кости таза некоторых китообразных давно утратили свою первоначальную функцию, однако их бесполезность поставлена под сомнение. Этот рудимент не только напоминает о том, что киты произошли от четвероногих, но и играет актуальную роль в процессе размножения.

Больше кость — больше потомства

Впрочем, о четвероногости у китов напоминает кое-что еще, и здесь мы переходим к области рудиментов. Дело в том, что у некоторых видов китообразных сохранились рудименты тазовых костей. Эти кости уже давно не связаны с позвоночником, а значит, и со скелетом в целом. Но что же заставило природу сохранить информацию о них в генном коде и передавать ее по наследству? В этом главная загадка всего явления под названием рудиментация. Согласно современным научным представлениям, о рудиментах не всегда можно говорить как о лишних или бесполезных органах и структурах. Вероятнее всего, одна из причин их сохранения именно в том, что эволюция нашла рудиментам новое, не свойственное ранее применение. В 2014 году американские исследователи из Университета Южной Каролины опубликовали в журнале Evolution интересную работу. Ученые исследовали размеры тазовых костей китов и пришли к выводу, что эти размеры коррелируются с размером пенисов, а мышцы пениса крепятся как раз к рудиментарным тазовым костям. Таким образом, от величины кости зависела величина китового полового органа, а большой пенис предопределял успех в размножении.

То же самое с человеческим копчиком, который упоминался в начале статьи. Несмотря на рудиментарное происхождение, этот участок позвоночника имеет немало функций. В частности, к нему крепятся мышцы, задействованные в управлении мочеполовой системой, а также часть пучков большой ягодичной мышцы.

Аппендикс — червеобразный отросток слепой кишки — порой доставляет человеку немало неприятностей, воспаляясь и вызывая необходимость хирургического вмешательства. У травоядных животных он имеет значительный размер и был «сконструирован» для того, чтобы служить своего рода биореактором для ферментации целлюлозы, которая является конструктивным материалом растительных клеток, но плохо переваривается. В человеческом организме такой функции у аппендикса нет, но есть другая. Кишечный отросток — это своего рода питомник для кишечной палочки, где оригинальная флора слепой кишки сохраняется в неприкосновенности и размножается. Удаление аппендикса влечет за собой ухудшение состояния микрофлоры, для восстановления которой приходится применять лекарственные препараты. Также этот орган играет определенную роль в иммунной системе организма.

Гораздо труднее увидеть пользу от таких рудиментов, как, например, ушные мышцы или зубы мудрости. Или глаза у кротов — эти органы зрения рудиментарны и ничего не видят, но могут стать «воротами» инфекции. Тем не менее спешить объявлять что-то в природе лишним явно не стоит.

Статья «Помни предков!» опубликована в журнале «Популярная механика» (№10, Октябрь 2015

1. Ежедневное очищение

Кожа рук нуждается в ежедневном очищении, но в зависимости от времени года, это очищение должно быть грубым или щадящим. В зимний период времени коже необходимы витамины, а также бережный уход, который предотвратит сухость, чрезмерную жирность и шершавость. Очень важно использовать скраб. Самый нежный вариант для кожи рук — это скраб на основе меда и сахара. Сахар — отличный эксфолиант, так как он не слишком мелкий, чтобы вы вообще не ощутили изменений, но и не слишком грубый, как, например, абрикосовая косточка. К тому же в горячей воде сахар быстро растворяется, а в сочетании с медом вы получите отличное очищение и дозу витаминов. Если же ваша кожа находится в экстренном состоянии, скраб может повредить ее и вызвать раздражения. В таком случае лучше использовать овсяную кашу. Не обязательно соблюдать все необходимые ритуалы для ее приготовления, достаточно просто размочить ее в кипятке, чтобы образовалась вязкая масса. После того, как вода немного остынет, нанесите кашу на руки и массируйте их как можно дольше. После того, как вы смоете такую маску, вы увидите, насколько нежной стала кожа, так как овсянка — это лучшее увлажнение, которое не требует серьезных трат.

2. Удаление кутикулы

Кутикула — это не просто раздражающий участок кожи, который выглядит как рудимент, но и важный элемент, который защищает ногти. Но тем не менее, именно кутикула может сделать ваши ногти неопрятными и нездоровыми, так как кожа кутикулы быстро высыхает и начинает превращаться в заусенцы.

Чтобы ваши руки всегда выглядели аккуратно, даже если у вас нет времени на стильный маникюр, не забывайте ухаживать за кутикулой.

Некоторые женщины удаляют кутикулу щипчиками, и в таком случае, главное — держать кожу распаренной, а после покрывать ее увлажняющим кремом. Или же вы можете оставить кутикулу, но использовать для ее облагораживания специальную деревянную палочку или же гель для растворения кутикулы. Большинство из них можно приобрести в аптеке по низкой цене и носить с собой.

3. Увлажнение после мытья

Далеко не всё мыло заботится о здоровье кожи, а в зимнее время сочетание горячей воды и самого обыкновенного мыла может сыграть злую шутку над вами и вашими руками. Самое лучшее, что вы можете сделать в такой ситуации, — это следить за температурой воды, в которой вы моете руки. Очень горячая вода может привести к сухости, поэтому после согревающего душа ополосните руки в прохладной воде. Но помимо воды, рукам требуется дополнительное увлажнение в виде лосьона для рук или крема. Также для кожи рук очень полезны натуральные масла вроде кокосового или миндалевого масла. Несколько капель, и ваша кожа не только будет увлажненной, но и приобретет бархатный эффект, не говоря уже о приятном запахе и гиппоалергентности.

4. Длина ногтей

Если у вас нет времени на качественный и стильный маникюр, лучше всего помнить правило «чем проще, тем лучше», особенно если то, чем вы занимаетесь в течение дня, требует практичности. Чем короче ваши ногти, тем опрятнее они выглядят, ведь под ними ничего не остается, нет риска сломать или повредить ноготь. Но не стоит, конечно же, срезать из под них корень. Помните, что один из элементов красивых рук и маникюра — это форма ногтевой пластины. Поэтому выберите форму, которая вам нравится больше всего, а главное, подходит именно вам, и подравнивайте ногти периодически.

5. Облупившийся лак

Если у вас нет времени переделывать маникюр, а края ваших ногтей показывают первые признаки того, что вам стоило бы, есть небольшая хитрость, которая поможет исправить ситуацию в считанные секунды. Намочите ватный диск в жидкости для снятия лака, но только совсем немного, а затем слегка проведите им от основания ногтя до кончиков. Так вы позволите лаку немного раствориться, что распределит его по ногтевой пластине и позволит продержаться еще какое-то время. После, когда появится возможность сделать качественный маникюр, сотрите остатки лака.

6. Бесцветный лак

Бесцветный лак — это не то чтобы оригинальный цвет или дизайн, а скорее средство, которое поддерживает ваши ногти в здоровом состоянии и позволяет цвету сохраняться дольше. Но если вы хотите, чтобы ваши ногти выглядели опрятно, а времени подбирать стильные оттенки нет, воспользуйтесь бесцветным лаком или основой в качестве единственного покрытия.

Секс – это не оружие

Не стоит манипулировать сексом, это на подсознательном уровне записывается вам в огромный минус. Секс, как ни крутите, показатель отношений. Нет секса – нет любви, как бы неприятно для вас это ни звучало. И не надо переоценивать значимость своей персоны в этом вопросе, незаменимых нет!

Меньше болтайте

Мужчины порой не замечают, насколько они болтливы сами, и им очень нравится, когда они находят свободные уши в нашем лице. Но сами много слушать они не желают. Вывод – меньше болтаем и учимся получать удовольствие от тишины.

Не суйте нос туда, куда вас не просят

Наша забота и ласка нужна всем, но у нее должны быть пределы. Вторжение в личное пространство, неуважение чужих привычек и гиперопека у любого вызовут мысли о том, что его поработили и пора сматывать удочки.

Будьте умнее

Если вы хотите серьезных отношений, глупость не ваш союзник. Девушки, выкладывающие в соцсетях статусы вроде «Я не конфетка, чтобы быть всем по вкусу», «Я орешек, который не всем по зубам!», вызывают у мужчин смех и жалость.

Не играйте в молчанку

Намеки типа «догадайся сам» или обиды без объяснения причин выведут из равновесия любого. Просчитать ход ваших мыслей, когда вы обижены, мужчине очень сложно – просто скажите, в чем дело или чего вы хотите.

Умейте слушать комплименты

Мужчин бесит девичья ложная скромность. Привычный монолог: «Ты у меня такая красивая сегодня» – «Ой нет, я даже не красилась, и вообще, не такая уж и красивая, ты мне льстишь», – приведет к тому, что в следующий раз он просто промолчит.

Будьте собой

Искусственный загар, губы-вареники, ресницы «лапки паука» и наряды в стиле «покажу все, что можно» вызовут реакцию: «Давай ты будешь ходить так без меня». Мужчины любят естественную красоту (ну или а-ля натюрель) и не хотят испытывать постоянный стресс, связанный с вашим видом.

Не будьте помешаны на чистоте

Начинать воскресное утро с вытирания пыли или вручать мужчине мусорное ведро, как только он вернулся с работы, не стоит. От таких жизненных реалий сбежит любой. Конечно, носки под подушкой – это плохо, но лучше начать утро с завтрака в постель или поцеловать любимого после работы, а потом он горы свернет для вас и даже соберет носки с пола.

Не стройте из себя царевну-несмеяну

Никто не любит депрессивных, постоянно грустных и меланхоличных. Хотя совсем без этого нельзя – капризничать можно и нужно, но дозированно, не вызывая у мужчины постоянный напряг.

Не будьте пассивны

Не нужно во всем покорно соглашаться, это отталкивает. Часто девушки в надежде понравиться стараются не перечить, не подозревая, что такое поведение имеет противоположный эффект и отталкивает. Мужчина хочет иметь рядом равноправного партнера со своими взглядами и умениями, а не безропотную козочку, которую придется тащить на себе.

Источник гибели и скверны

– Отец Андрей, почему Церковь так неспра­ведлива к женщине? Ведь сколько в церков­ной литературе, особенно древней, особенно монашеской, весьма негативных высказы­ваний о женщине как о «вместилище греха и скверны»!

– <…> Если студенту дать задание сделать под­борку высказываний святых отцов о женщине, то с помощью интернет-библиотек он быст­ренько наберёт десятка два нужных цитат. И большинство из них будут весьма нелестны­ми для женщин. Но такой исследователь ошиб­ся бы, если бы предположил, что именно тако­во и есть учение Церкви.

Чтобы понять Церковь, надо в ней жить <…>. Итак, представьте средневековый город. В нём есть два монастыря: мужской и женский. И вот в обе­их обителях разыгрывается одна и та же сценка. В мужском монастыре юный послушник подходит к игумену и говорит: «Отче, тут такое искуше­ние у меня было… Я вчера работал на монастырском поле. А мимо такая девушка с коро­мыслом прошла. Я, грешным делом, заглядел­ся на неё. А потом всю ночь уснуть не мог: по­мыслы блудные и мечтания одолевали…» Старец же говорит ему в ответ: «Да, от женщин нам, монахам, одни искушения. Ты бегай их, не засматривайся на них, не разговаривай с ними, не держи их образ в памяти. Помни: не может долго лежать сухая солома рядом с тле­ющим углем! Женщины для нас – источник гибели и скверны!»

В женском монастыре в тот же вечер такая же бе­седа. Юная послушница подходит к старице и говорит: «Матушка, тут такое искушение у меня было… Я вчера пела в хоре. А в храм та­кой солдатик молодой зашёл. Я, грешным де­лом, загляделась на него. А потом всю ночь ус­нуть не могла: помыслы блудные и мечтания одолевали…» Игуменья же молвит ей в ответ: «Да, от мужиков нам, монахиням, одни иску­шения. Ты бегай их, не засматривайся на них, не разговаривай с ними, не держи их образ в памяти. Помни: не может долго лежать сухая солома рядом с тлеющим углем! Мужчины для нас – источник гибели и скверны!»

Вполне понятная педагогика в обоих случаях. В аскетических наставлениях речь идёт не о том, что женщина хуже мужчины (или наоборот), а о том, что у нормального человека всегда есть эротический интерес к противоположному по­лу. <…> И если одна из первых, начальных задач монашества состоит в том, чтобы взять под контроль «основной инстинкт», то, соответственно, в женских монастырях го­ворят: «Будьте осторожны при общении с юно­шами»; а в мужских – «будьте осторожны при общении с девушками».

Этот аскетический принцип присутствует во всех религиях, где есть практика инициации или подвижничества. Буддистские тексты тут го­раздо радикальнее христианских: «То же самое тело красавицы для трёх существ разное: для собаки – это пища, для любовника – сущест­во, для монаха – падаль».

А теперь вспомним, что общая особенность всей традиционной литературы во всех культурах, во всех странах, во всех веках состояла в том, что литература (как и политика, как и культу­ра) была мужской. До нас почти не дошло сви­детельств о духовной жизни и богословской мысли женщин-христианок. Нам известны лишь отдельные изречения так называемых амм (вот у нас мама, а в Египте амма: авва – это отец, а амма – мать). <…>

И поэтому советы мужчины-игумена тиражирова­лись, а аналогичные советы игуменьи («аммы») оставались лишь в устном предании, не выходя за стены женской обители. Оттого у не­церковных книжников и создалось впечатление, будто Церковь что-то имеет против жен­щин как таковых. <…>

– А почему вы думаете, что у христиан такая педагогика не переходит в догматику?

– Потому что помню о том, что именно Деву Цер­ковь превознесла выше «херувим и серафим».

– Но всё же сам мужской характер церковной средневековой литературы, о котором вы сказали, разве не свидетельствует о дискри­минации и отлучении женщин от культуры и образования?

– Видите ли, этот факт не был никак юридически оформлен. Речь идёт о вкусах, а не о репресси­ях. Если сегодня есть спрос на книги Акунина, и нет массового запроса на Тредиаковского – это ещё не означает дискриминации или гоне­ния на допушкинскую русскую литературу. О том, что запрета на женское литературное творчество не было, свидетельствует хотя бы то, что Церковь приняла в своё богослужение Рождества и Страстной Седмицы песнопения, написанные в девятом веке монахиней Кас­сией. <…>

Женское священство возможно,.. но не у нас

– Почему женщине нельзя быть священни­ком?

– Давайте сразу уясним: я ведь тоже не священ­ник. Так что мои ответы не стоит восприни­мать как попытку человека, дорвавшегося до кусочка власти, не допустить кого-то другого до этого же кусочка. Я говорю о том, чего нет и у меня. <…>

А лозунги о несправедливости рождаются как: сна­чала человеку внушают, что у него есть права, о существовании которых он и не подозревал, а потом заявляют, что этих прав ты лишён. <…>

Жила себе девушка и никогда и не помышляла о том, чтобы стать священницей. По правде говоря, она и в храм-то не заходи­ла… Но тут ей говорят: «Да ты знаешь, как тебя православные унизили! Они не разреша­ют тебе стать священником!», – и всё, одним озлобленным нервным клубком, борющимся за свои «права», в мире стало больше…

А ведь сущность человека совсем не сводится к борьбе за свои права. Человек вообще осущест­вляет себя не тогда, когда реализует свои права, а когда он исполняет свой долг. Помимо того, что у человека есть права, в его жизни имеет место ещё и служение.

Так вот, священник – это священнослужитель. Это не человек, который обладает правами священника; напротив, он несёт послушание свя­щенника, служит.

Так что Церковь просто не возлагает крест священнослужения на плечи женщины. По-мое­му, тут не столько ущемление прав, сколько за­бота о женщинах.

– Но почему же у протестантов есть женское священство, а у православных его нет?

– Человек живёт в мире символов. И в этом его отличие от животных, для которых каждый предмет просто равен самому себе (точнее – сиюминутной реакции животного на этот пред­мет). <…>

А те символы, в окружении которых (и чрез по­средство которых) живёт человек, бывают раз­ные. Это могут быть образы (иконы) литера­турные и живописные, музыкальные и сцени­ческие. Так вот, священник – это литургическая икона Христа. Алтарь – это комната Тайной вечери. Литургия есть сама Тайная вечеря. На этой Вечере Христос Сам раздавал Свои Кровь и Плоть. Он взял чашу и сказал: пейте, это кровь Моя. А не Дева Мария взяла чашу и ска­зала: пейте, это кровь Моего Сына.

Мы причащаемся крови Христа, которую дал Он Сам, именно поэтому священник, причащаю­щий Крови Христа, должен быть литургичес­кой иконой именно Христа, а не Марии.

Кроме того, на литургии священник именно раздаёт Дары. Давать, дарить – служение мужское. Принимать – это служение женское. Так что священство есть выражение именно мужского архетипа.

А мышление протестантов неиконично, не симво­лично. И поэтому в их системе женское свя­щенство вполне логично. И я против женского священства протестантов ничего не возражаю. Более того, все те служения, которые несёт пастор протестантов, может нести и право­славная женщина. <…>

Протестантский пастор прежде всего проповед­ник. Но и у нас женщина может быть пропо­ведником и учителем (в воскресной школе или в богословском институте, например).

Ещё протестантский пастор может быть духовным советчиком, принимающим исповеди людей. Он не даёт им «отпущения грехов» (такой практики протестантизм не допускает), а про­сто является свидетелем человеческого покая­ния и советчиком. Что ж, и наши «старицы», духовно опытные монахини, несут такое же служение в нашей церковной жизни. <…>

Протестантский пастор организует общинную жизнь своего прихода – но и у нас такой рабо­той вполне могут заниматься женщины. Немалым числом приходов реально управляют «ма­тушки»…

А вот чего не бывает у протестантов – ни у жен­щин, ни у мужчин – никто из них не служит литургии. Ибо, по их учению, литургии как та­инства просто не существует, а есть лишь при­ходской театр, в котором люди разыгрывают евангельские сценки и делятся «воспоминаниями». <…>

В общем, как ещё тридцать лет назад сказал наш Синод о женском священстве протестантов: «Мы не видим оснований для возражений про­тив любого решения этого вопроса в конфесси­ях, где священство не признается таинством и где, следовательно, с точки зрения правосла­вия сакраментального священства, как таково­го, вообще нет».

Особенности психологии

– Выходит, православное неприятие женско­го священства мотивируется только на уров­не «символов»?

– Нет, не только. Тут есть и «онтология», по­скольку речь идёт о таинстве, которое совершает Бог, а не только о нашем осмыслении того, что делаем в храме мы. <…>

Но, кроме этого, есть ещё и несколько психологи­ческих мотивов. <…>

Вроде бы с именем женщины связаны тепло и лас­ка, мягкость и заботливость. Но слишком часто приходится замечать, что женская религиоз­ность бывает гораздо более ригористической, жёсткой и даже жестокой, чем религиозность мужская. У многих женщин России есть опыт изгнания из храма. Как точно написала об этом опыте публицистка рериховского лагеря Т. Книж­ник, – нередко наши прихожане «реагируют на длину юбки, рукава рубашки и отсутствие платка на голове с чуткостью и непреклонностью, достойной самого исправного турникета в метро». Но – кто же именно работает «турни­кетом» в наших храмах? Священники ли, боро­датые прихожане или, напротив, «босолицые» благочестивые юноши контролируют «форму одежды» заходящих женщин? Да нет – свои же товарищи по полу. Знаменитые наши «бабуш­ки»… И даже проповеди священников, призы­вающие их воздержаться от такого самочиния, зачастую не помогают.

Посмотрите, как разнится поведение мужчины и женщины в храме (при условии, что у обоих ещё нет опыта церковной жизни).

Мужчина, впервые зашедший в храм, ведёт себя, как охотник в лесной чаще. Он опасливо и вни­мательно озирается по сторонам. Но он опы­тен, он ещё и не в таких переделках бывал. Поэтому он во всём разберется сам, он сам ре­шит, куда какие свечки втыкать, и не стоит лезть ему под руку с советами…

Женщина же, впервые заходящая в храм, напро­тив, открыта к советам. Она только обрадует­ся, если кто-то подойдёт к ней и объяснит. И вот она получает первые наставления: у этой иконы свечку за пять рублей, у этой – за де­сять, здесь поцелуй, здесь один поклон, а вот тут – три…

Но человек склонен ситуации своего первого вхождения в новый для него опыт воспроизво­дить вновь и вновь. И если женщина на заре своего воцерковления получила инструкцию, то и потом в течение десятилетий эти обретён­ные ею «тайные знания» она будет транслиро­вать всё новым и новым захожанкам. Может быть, поэтому женская религиозность бывает более «инструктивной» и жёсткой. <…>

Порой приходится слышать, что недавно обратив­шаяся женщина готова до истощения «запостить» всю свою ещё неверующую семью.

Через женские предания транслируются такие «нормы» благочестия, как запрет передавать свечку через левое плечо. Женщины создают культ «батюшки» на приходе (возводя его в ранг «старца»).

А уж женская готовность верить самым нелепым домыслам давно уже сделала устойчивым в церковной лексике словосочетание – «бабьи басни».

И это не просто частность. На первых же страни­цах Библии мы встречаемся с предупреждением о том, что женская религиозность склонна к крайностям. Ева беседует со змием в Эдемском саду, и змий спрашивает, что же Бог запретил людям. Ева отвечает: нам к древу познания добра и зла нельзя прикасаться. Но заповедь-то была другая: не вкушай плода древа познания добра и зла. Ева же вместо «не вкушай» говорит даже «не прикасайся», вместо плода теперь уже запретно всё древо. Ева ужесточает заповедь. <…>

Женская религиозность ищет за­преты, с радостью их принимает и транслирует. Боюсь, что женское священство стало бы не более добрым, а более жёстким. <…>

Кроме того, не стоит забывать и об особой впечат­лительности женщин. Их отзывчивость могла бы сослужить дурную службу, если бы появи­лось женское священство. Вспомните, как про­ходит исповедь в приходском храме. Кающий­ся стоит рядом со священником – и оба они от­крыты взорам остальных людей. А на исповеди люди, понятно, рассказывают о разном. И грехи бывают действительно грязные и под­лые. Нетрудно догадаться, как всё это будет от­ражаться на милом лице отзывчивой и сердечной священницы. Да по её лицу весь храм будет читать, про что идёт речь…

Это не означает, что женское духовничество невоз­можно. Даже священники и епископы, быва­ет, ездят за духовным советом и на исповеди к старицам в женские монастыри. Но это именно старицы – люди, в которых всё чисто «жен­ское» уже выгорело. А долгий опыт жизни в Церкви и духовной брани остался. Этим опы­том они и делятся (понятно, что, не будучи свя­щенниками, они не читают молитв на разреше­ние исповеданных грехов). <…>

Можно ли считать женщину человеком?

– Говорят, был церковный собор, который на полном серьёзе обсуждал, можно ли считать женщину человеком, есть ли у женщины душа или нет, и большинством только в один голос святые отцы всё же приняли решение, что женщина тоже человек.

– Это миф, причём поразительной живучести, не восприимчивый ни к какой научной критике. Он был уже у Блаватской (то есть в XIX веке). Его повторяла атеистическая литература в со­ветские времена. Современным оккультистам эта погремушка также дорога.

Но ни один из антицерковных критиков, упоминавших об этом соборе, никогда не указывал каких бы то ни было конкретных сведений о нём: когда он состоялся, где, кто был его участ­ником… <…> Ни век, ни страна никогда не называ­ются. «В некотором царстве, в тридесятом го­сударстве, при царе Горохе…»

Я не верю этой сказке не только потому, что в на­учной и церковной литературе не встречал ни­чего, её подтверждающего. <…> Когда я слышу этот миф, я отвечаю словами Честертона: «Я могу поверить в невозможное, но не в неве­роятное».

<…> Такой собор, обсуждающий вопрос о на­личии души у женщины, просто невероятен: в Церкви, ежедневно воспевающей Марию, та­кой вопрос попросту не мог возникнуть. В древности соборы были только у православ­ных и католиков. Но и те и другие слишком по­читают Божью Матерь, Деву Марию, и поэто­му сама постановка вопроса о том, женщина – человек или нет, оборачивалась мгновенной хулой на Ту, кого сама Церковь возвеличивает как «честнейшую херувим». <…>

– И всё же слишком часто сегодня говорят, что христианство унизило женщину, а язы­чество её превозносит. Может, всё же нет дыма без огня? Не унижает ли женщину библейская версия о создании женщины из ребра? Как любят шутить мужчины, – из единственной кости, не содержащей мозга?

– Шутка эта, может, и остроумная, только вот к библейским смыслам прямого отношения не имеет. Если внимательно читать первые главы книги Бытия, то нельзя не обратить внимание на то, что мужчина создан из внешнего – из праха земного. Женщина же создана из внут­реннего, из сокровенного, она взята от сердца (от ребра). Жена дана только в саду, и не раньше. Женщина – дитя Эдемского сада. Мужчина создан вне сада, но женщина – имен­но райское создание.

То, что женщина создаётся из ребра мужчины, – это заслон на пути спекуляций на тему о «недочеловечности» женщины <…>.

Далее. Когда Адам видит женщину впервые, он произносит очень странные слова: «Оставит че­ловек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть».

Эти слова сегодня привычны для нас, поэтому мы не замечаем их странности. А ведь перед нами формула классического матриархата! Мужчи­на оставляет своих отца и мать и приходит к жене в дом. В последующих культурах ведь было совсем иначе: невеста оставляла дом ро­дителей и приходила под крышу к мужу. Отго­лоски этого сохраняются до сих пор: если муж переселяется на квартиру к жене, это воспри­нимается как нечто ненормальное. Библия же изначально предполагает нечто совершенно не­привычное для нас: муж прилепляется к же­не… Но затем всё это изменилось.

Лекарство от жажды господства

– Каким образом? В результате так называе­мого «грехопадения»?

– Грехопадение не связано со сферой пола в вуль­гарном понимании: оно не состояло в сексуаль­ном общении между Адамом и Евой, как это часто почему-то предполагается. <…> Не в этом было их грехопадение, а в том, что люди не поверили Творцу…

Вместе с тем грехопадение имело прямое влияние на отношения между полами. Мы видим, как последствия грехопадения изменяют изначаль­ный замысел Бога о человеке. «К мужу твоему влечение твоё, и он будет господствовать над тобой», – говорит Бог жене уже после греха. Итак, вначале говорится, что муж будет ухо­дить к жене, а кончается рассказ об Эдемском саде тем, что теперь жена будет уходить к мужу. Значит, что-то произошло в промежутке.

А в промежутке было то, что жена была одна перед «древом познания». Что там произошло – это долгий разговор и прямо к нашей теме не отно­сящийся, но когда она всё-таки вкусила плод с «древа познания», то вернулась к мужу и пред­ложила ему соучаствовать в этой трапезе. Так почему жена захотела, чтобы муж стал со­участником её проступка? <…>

Православное толкование этого места даёт Ефрем Сирин (святой, живший в IV веке). Он обращает внимание на то, что, когда человек совершает очень серьёзный грех, он ощущает приступ радости: «Надо же: я смог! я пересту­пил! я не такой, как прочие». Приходит леде­нящая эйфория: когда человек падает, первые секунды своего падения он воспринимает с восторгом… Ужас приходит потом. Когда Ева пре­ступила заповедь, она как раз почувствовала эту эйфорию, она почувствовала себя богиней. И вот тогда она идёт к Адаму, чтобы показать ему своё новое качество: «Вот, видишь, я начи­нала свой славный жизненный путь всего лишь в качестве твоего рёбрышка, а сейчас я – бо­гиня. Я возвращаюсь к тебе, чтобы научить тебя жить». <…> Жена идёт к мужу, «надеясь, что уже божеством вернётся к тому, от кого произошла человеком». В женщине пробуждается жажда власти и господства.

Именно этот грех, грех переломанных межчелове­ческих отношений, и врачует Бог… Бог не на­казывает за преступление, а врачует, исцеляет появившуюся болезнь. <…> Вспомним, что слово «наказа­ние» несёт двоякий смысл: наказание как некая дисциплинарная акция и наказание как наказ, вразумление. Наказуя, Господь вразум­ляет. <…> Не мстит, но лечит.

Если мы стоим в аптеке, где люди берут различные лекарства, то по тому, что они покупают, мы можем понять, что у них болит. <…> Раз жажда господ­ства впервые появилась именно в женщине, то теперь жена ставится в отношение послушания к мужчине. В глазах Бога вообще нередко те, кто ставят себя первыми, становятся последни­ми, а последние могут стать первыми.

– А где мы видим, что мужу даётся господство над женой?

– Прежде всего, это строчки о влечении жены к мужу и о том, что муж будет господствовать над женой. О том же говорит и другой библейский эпизод: это на­речение Адамом имени своей жене. Отныне, то есть с конца третьей гла­вы книги Бытия, она – Ева. В Эдеме была «жена»; Ева появляется уже после изгнания. Но почему Адам раньше не даёт имя жене? Ведь ещё раньше он нарекал имена животным. <…> Именно потому, что дать имя – значит проявить верховенство. Но верховенство мужа над женой появляется только после греха. После того как Бог определяет их новые взаи­моотношения. <…>

Созданы друг для друга

– Но почему были созданы двое и разные? Как Церковь трактует «разность» мужчины и женщины? И почему не сразу двое?

– Конечно, это можно по-разному толковать. Мне, например, довелось слышать толкование западноберлинских богословок-феминисток, по мнению которых тот факт, что сначала со­здан Адам, а потом женщина, означает, что целью творения Божия была женщина; мужчи­на же не более чем полуфабрикат, использо­ванный Богом для создания венца творения…

Но всё же если читать библейский текст посерьёз­нее, то мы увидим, что перед нами рассказ не только о первой семье, но и о чём-то большем. Вообще, Библия <…> это не протокольная запись очевидца и современника, это рассказ о том, что должен знать о себе самом каждый человек. Это сбор­ник архетипов. <…>

В той главе Библии, которая описывает грехопадение, нет имен «Адам» или «Ева», там стоит «га-адам» – это имя существительное с артиклем. Это не имя, а понятие: «человек как таковой» (артикль от этого понятия отпадёт позже – в Быт., 4, 25, – и тогда понятие ста­нет личным именем; вместо «га-адам» появится просто Адам). И есть жена, у которой тоже ещё нет имени. Здесь едины мужское и женское на­чало, возможно, даже в одном и том же сущест­ве (не путать с гермафродитами языческих ми­фов): «Когда Бог сотворил человека, мужчину и женщину сотворил их, и нарек им имя: чело­век» (Быт. 5, 1 – 2). Как видим, «га-адам» («человек») – это одно имя на двоих…

Действительно, в каждом человеке есть то, что традиционно считается мужским началом, и то, что считается женским. Разум и чувства. Воля и чувствительность… Муж в повествова­нии об Эдеме – это разумно-рассудочная часть человеческой души, а с женственностью соот­ветственно связываются чувства. Почему же человечество двусоставно? Просто биб­лейское повествование с самого начала ут­верждает, что мир имеет право быть разнооб­разным. Христианство – это религия плюра­лизма, а не монизма. <…> Бог Сам любуется разнооб­разием мира («И увидел Бог, что это хорошо»). <…>

Мужчина и женщина – разные, но это не значит, что кто-то из них «хуже» другого.

Доказательства эволюции

Эволюцией называют необратимый процесс развития всего живого от простого к сложному. Это значит, что с течением времени организмы сменяли друг друга. Каждое последующее поколение обладало более прогрессивными особенностями строения, что обусловило их приспособление к новым условиям жизни. А это значит, что организмы, относящиеся к разным систематическим единицам, должны обладать сходными чертами.

К примеру, передние конечности птиц и ластоногих млекопитающих состоят из одинаковых отделов. Это плечо, предплечье и кисть. Но поскольку птицы приспособлены к полету эта конечность у них превращается в крылья, а у водных обитателей видоизменяется в ласты.Такие органы называются гомологичными.

Еще одним доказательством теории эволюции являются аналогии. Так, и у насекомых, и у летучих мышей есть крылья. Но у первых они являются производными эпителиальной ткани, а у вторых представляют собой кожную складку между передней и задней конечностями. Эти органы имеют разное происхождение, но обладают общими чертами строения и функционирования. Это явление возникло вследствие расхождения признаков, или дивергенции.

Атавизмы и рудименты, примеры которых изучает сравнительная анатомия, также являются прямыми доказательствами взаимосвязи всего живого между собой.

примеры рудиментов

Что такое рудимент?

О некоторых органах говорят «развиты рудиментарно». Это значит — недостаточно для полноценного осуществления предназначенных функций. И действительно, рудиментами называют органы, которые в процессе эволюции утратили свое первоначальное значение. С одной стороны, они в определенной степени развиты, а с другой — находятся на стадии исчезновения. Типичные примеры рудиментов — это изменение формы ушной раковины и степени развития мышц, которые ее окружают. Нашим предкам каждую минуту было необходимо прислушиваться к приближению опасности или долгожданной добычи. Поэтому форма раковины была более острая, а мышцы обеспечивали ее движение. Современному человеку способность шевелить ушами вряд ли пригодится в повседневной жизнедеятельности. Поэтому особей с такими навыками можно встретить очень редко.

атавизмы и рудименты примеры

Примеры рудиментов у человека и животных

Недостаточно развитые органы, присущие предкам, встречаются у животных достаточно часто. Примеры рудиментов — это наличие у человека копчика, который является остатком хвостового отдела позвоночника, а также зубов мудрости, необходимых для пережевывания грубой и необработанной пищи. На данном этапе мы практически не используем эти части организма. Аппендикс — рудимент, который человек предположительно унаследовал от травоядных животных. Эта часть пищеварительной системы выделяет ферменты и участвует в процессах расщепления, но по сравнению с предками значительно укорочена. Для сравнения: у человека его средняя длина составляет около 10 см, а у овцы или верблюда — несколько метров.

Список рудиментов человека продолжает третье веко. У пресмыкающихся животных эта структура увлажняет и очищает наружную оболочку глаза. У человека оно неподвижно, имеет маленький размер, а вышеперечисленные функции выполняет верхнее веко. Рудиментом является и рубец на верхнем небе человека — это зачатки следующего ряда зубов, в которых у человека нет необходимости.

список рудиментов

Рудиментами животных являются скрытые внутри тела задние конечности китов, и жужжальца двукрылых насекомых, которыея являются видоизмененной парой крыльев. А вот у змей конечности совсем не развиты, поскольку благодаря особенностям их опороно-двигательной системы, необходимость в них полностью отсутствует.

Рудименты: фото растений

Рудиментарные органы есть и у растений. К примеру, сорняк пырей имеет хорошо развитое корневище, которое представляет собой подземный побег с удлиненными междоузлиями. На нем хорошо заметны небольшие чешуйки, которые являются рудиментарными листьями. Поскольку под землей она не смогут выполнять свою основную функцию — осуществление фотосинтеза, то и в их развитии нет необходимости. Рудиментом является и зачаточный пестик в виде бугорка в тычиночном цветке огурцов.

рудименты фото

Что такое атавизмы?

Еще одним доказательством эволюции являются атавизмы. Можно сказать, что это понятие противоположно рудиментам. Атавизмами называют проявление у отдельных особей признаков, свойственных им далеким предкам. Их наличие также свидетельствует об определенной степени родства в ряду поколений. На ранних стадиях развития зародыша есть и хвост, и жаберные мешки. Если эмбриогенез происходит правильно, эти структуры прекращают свое развитие. При нарушении процесса развития на свет могут появиться особи с несвойственными им чертами строения. Поэтому, хвостатый мальчик и человек-амфибия — не просто фантазия.

рудиментом является

Атавизмы человека

Кроме появления хвоста типичными атавизмами у человека являются чрезмерный волосяной покров тела. Иногда он значительно превышает норму. Известны случаи, когда волосы покрывали все тело человека, кроме ладоней и ступней ног. Атавизмом считается и появление дополнительных молочных желез на теле, причем возникать подобное может как у женщин, так и у мужчин. Этот признак унаследован от млекопитающих, у которых рождалось много детей. При этом возникала потребность выкармливать всех их одновременно. У человека такой потребности нет.

Второй ряд зубов — также черта, присущая нашим далеким предкам. К примеру, у акулы их несколько рядов. Это необходимо хищникам для эффективного захвата и удержания добычи. Существует мнение, что атавизмом можно считать и микроцефалию. Это генетическое заболевание, которое проявляется в уменьшении размеров головного мозга и черепа. При этом все остальные пропорции тела остаются в норме. Это влечет за собой умственную отсталость.

Человек прявляет некоторые признаки животных и в виде рефлексов. К примеру, икота является типичной чертой древних амфибий. Эта реакция была необходима им для пропускания воды сквозь органы дыхания. А хватательный рефлекс, который особенно сильно развит у детей, является проявлением такового у млекопитающих. Они хватались за шерсть родителей, чтобы не потеряться.

Вверх