Советы женщинам!
ЛедиВека.ру » Без рубрики »

Самые необычные церкви мира – не просто места паломничества, а настоящие шедевры. Благословен будет тот, кто увидит всё это своими глазами!

logo
ГлавнаяДостопримечательности

Италия достопримечательности главные

Италия: знаменитые достопримечательности с фото. Италия достопримечательности главные

Достопримечательности Италии: основные сведения

Италия… Незабываемая, прекрасная, великая и разная. Образованные люди всех эпох и государств всегда стремились посетить эту чудесную страну – полученные знания и впечатления о государстве можно пронести через всю свою жизнь. Концентрация достопримечательностей Италии – одна из самых высоких во всем мире. Даже в любом небольшом городе можно найти целое множество старинных храмов и других культурных и архитектурных памятников, что сделает Ваш отдых в Италии полным впечатлений.

В общей сложности Италии обладает 45 достопримечательностями, которые входят в перечень объектов ЮНЕСКО. Сайт «Все о туризме» расскажет Вам о каждой из них и даже больше!

Италия является страной античности Цезаря и классической Калигулы, Боттичелли и Микеланджело, тонкой, могущественной и обладающей притягивающей силой. Только здесь Вы сможете ощутить аромат истинной старины истинной, получить настоящее наслаждение от всевозможных шедевров эпохи Возрождения и пронаблюдать за миром при помощи музыки и любви.

Страна дружелюбных и интересных людей, страна великих художников и архитекторов, ученых и поэтов, всемирно знаменитых достопримечательностей. Не важна цель посещения Италии – поплавать в море или покататься на лыжах по Альпийским склонам, полежать на пляже или пройтись по музеям и храмам – эта страна навсегда останется в Вашем сердце.

Что посмотреть в Италии? Среди популярнейших достопримечательностей Италии, которые непременно следует посетить хотя бы раз в жизни можно, прежде всего, отметить такие, как Кафедральный собор во Флоренции, музей Уффици, «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, Дуомо Милана, Дворец дожей и площадь Сан-Марко в Венеции, падающая Пизанская башня, собор святого Петра и Колизей в Риме.

Кроме того, существует множество менее знаменитых для широкой публики, но также весьма интересных достопримечательностей Италии: 448 древних церквей Неаполя, долина храмов в Агридженто, пещерный город Матера, катакомбы капуцинов в Палермо и много-много других.

В Италии есть несколько национальных заповедников-парков, организованных для сохранения редких видов животных. Древнейшим из них является национальный парк Гран Парадиз (72 тысячи гектар) – девственное место, в котором обитают лисы, горностаи, орлы, горные козлы, сурки. Самый большой заповедник в Италии – Национальный парк в Стельвио (135 тысяч гектар) – распложен в самой глубине гор и лесов, где можно встретить фазанов, сусликов, косулей, оленей.

Национальный Заповедник в Абруцци (30 тысяч гектар) расположен в высочайшем районе Апеннин, где можно встретить последних в Италии абруцких бурых медведей. За счет всех достопримечательностей Италии, Вы сможете в полной мере насладиться ее природой и историей, а также сделать для себя отдых в Италии незабываемым.

Как бы то ни было, но это та страна, в которой необходимо побывать. И даже если Вас не интересуют достопримечательности Италии, то все же рекомендуем проверить это – вдруг Италия станет именно той страной, куда Вы будете хотеть приезжать еще и еще?

Забронировать отель в Риме

Для ознакомления с достопримечательностями Италии, в частности с интересными местами Рима, вам понадобится где-то поселиться. Специально для вас ниже представлены отели Рима, разделенные на три категории: популярные отели, роскошные отели и дешевые отели. Здесь вы сможете забронировать номер в отеле Рима заблаговременно в соответствии с вашими пожеланиями и финансовыми возможностями. Для вашего удобства здесь приведена информация о расположении отелей относительно центра города, а также количество звезд.

Просто выберите понравившийся вам отель, нажав на кнопку «Посмотреть отель». Далее вы окажитесь на странице, где можно забронировать отель. Там же находится более подробная информация о нем, отзывы, оценки, фотографии, расположение на карте, особенности и, конечно же, цены.

Если вы пожелаете посмотреть другие отели, можно просто выбрать сверху город «Рим», и перед вами откроется список всех отелей Рима, доступных для бронирования.

Выпуск «Орел и Решка» в Риме

«Орел и Решка» — программа про путешествия, показывающая один город с точки зрения экономного туриста и туриста, не ограничивающего себя в средствах. В данном выпуске участники программы отправились в Рим – столицу Италии. О том, как можно провести время в этом великолепном городе экономному путешественнику и путешественнику, не ограниченного в средствах, смотрите на видео ниже.

Италия на карте

Возможно, вам также будет интересно:

helpintourism.com

  • Озеро телецкое достопримечательности
  • Достопримечательности тверской улицы
  • Страна франция достопримечательности
  • Окрестности минска достопримечательности
  • Фото америка достопримечательности
  • Достопримечательности в муйне
  • Достопримечательности волгодонска фото
  • Гоа достопримечательности южное
  • Неаполь карта достопримечательностей
  • Фото достопримечательности казахстана
  • Карта достопримечательностей берлина

* * *

Когда-то благочестивые паломники из России приходили сюда пешком с одной нехитрой котомкой. Вера давала им силы преодолеть огромное расстояние, чтобы в конце пути они могли припасть ко Гробу Господню, Голгофе и Вифлеемской Пещере, заливая Святыни мира потоком горячих слез.

Находясь в Святой Земле, мы часто вспоминали православных паломников прошлого. Нам не пришлось долго ходить пешком, испытывать особую жажду и ночевать под открытым небом: в нашем распоряжении был авиалайнер, комфортабельный туристический автобус, обустроенный быт и целый штат людей, помогавших выполнению паломнической программы.

И казалось, что прежние дореволюционные паломники имели больше духовных переживаний и молитвенной напряженности по сравнению с нами, ибо они готовились к встрече с величайшими Святынями в течение всего пути, долгие месяцы, неспешной молитвой. Они не знали, что можно будет прилететь в Святую Землю за считанные часы. Конечно, скорость в наше время — не роскошь, а необходимость во многих и многих случаях, но подчас она неотделима от спешки и суеты, которые суть первые враги внутренней сосредоточенности.

Всюду была зелень, цвел миндаль. В движении теплого воздуха дрожала листва.

По дороге из аэропорта в Иерусалим водитель показал рукой куда-то влево: «А вот селение Эммаус». Действительно, на холме замелькали уже зажженные огоньки села — белые домики, коттеджи и католическая церковь, построенная на месте ночлега апостолов и Воскресшего Христа (Лк. 24). От слов водителя ожила вдруг география Священного Писания представленная раньше такими красивыми, но далекими названиями. А навстречу мчался поток машин, и в свете их ярких фар погасли мерцавшие огоньки Эммауса.

«Справа — храм с мощами св. великомученика Георгия Победоносца».

Опять какое-то смятение от этих слов. Как странно! То, что знал по иконам, на глазах приобретает иную вещественность.

Уже темно, деревья прячутся в густых сумерках, а впереди раскинулся на пяти холмах светящийся Иерусалим — наше третье потрясение за первые часы пребывания на Святой Земле.

* * *

По приезде часть нашей группы разместилась в гостинице Русской Православной Миссии, а остальные уехали в местный арабский отель «Аль-Казар», где их любезно встретил и обеспечил покой хозяин-христианин.

До революции Миссия владела многими земельными участками в Святой Земле. Там располагались монастыри и храмы, гостиницы, где находили себе приют с дороги уставшие путники.

В советское время большая часть земли была продана, но кое-что осталось и по сей день. Мы побывали на трех участках Миссии. Один из них находится на горе Кармил, другой — недалеко от деревни Магдала, где родилась св. Мария Магдалина. На территории участка — церковь, носящая ее имя. Одна из местных достопримечательностей — радоновые ванны, весьма целебные, в которых можно купаться в любое время года. Они образуются от горячих ключей, бьющих со дна моря вблизи от берега. Галилейское море — совсем рядом.

Приветливые матушки приготовили нам обед из «петровской рыбки» — считается, что именно этот сорт местной рыбы ловил в свои сети апостол Петр. Ни в каких других местах эта вкусная рыба больше не водится.

Третий участок расположен в Яффе, с монастырем и храмом во имя апостола Петра. Его площадь огромна, но хозяйство запущено: не хватает рабочих рук. Проблема возникает даже с водой — ее нужно где-то набирать. Здесь необходим труд паломников, материальная помощь со стороны заинтересованных соотечественников — и тогда высокая трава, покрывающая значительную часть территории, уступит место возделанному саду, новым постройкам и келиям будущих молитвенников за Россию.

* * *

Цивилизация конца XX века и культурные пласты времен библейских гробниц и евангельского благовестия уживаются совсем рядом. Компьютерная техника и факсы Миссии, удобные автотрассы, автозаправочные станции с обслуживанием на разных языках, космические телеантенны тут и там, солнечные аккумуляторы тепла почти на каждой крыше — а рядом на зеленых и синих щитах названия древних мест: Назарет, Вифлеем, Фавор, Кфир-Нахум (Капернаум); Иерусалим, обнесенный стеной и полностью сохранивший облик средневековых восточных городов; Иосафатова долина с белыми обелисками и склепами древнего еврейского кладбища чуть ли не до самого горизонта; гробница Давида и Сионская горница, где произошла Тайная Вечеря — всё это как-то сосуществует бок о бок.

* * *

Ранним утром на праздник Богоявления наша группа сподобилась великого счастья — сослужить Литургию на Гробе Господнем — той самой пещере в скале Гефсиманского сада, где Божественный Учитель восстал из мертвых. Сейчас она находится в храме Воскресения Христова, внутри специальной часовни, которая называется по-гречески Кувуклией.

К площади Храма Воскресения от здания Иерусалимской Патриархии мы дошли в сопровождении кавасов — охраны, одетой по-турецки, в красных фесках и с саблями наголо. Посохами кавасы изо всех сил били о мостовую, по традиции расчищая место для духовенства и Патриарха, шествовавших сзади. Правда, улицы были полупустыми и на нас смотрели в основном привыкшие ко всему владельцы частных лавок, но все же процессия выглядела весьма величественно.

Вот и храм. В глубине полутемного притвора — Камень Помазания под продолговатыми большими лампадами; он покрыт красным мрамором. Сюда было положено Пречистое Тело Господа и умащено ароматами для приготовления Его к погребению. Слева долгожданная Кувуклия из розового мрамора с пилястрами и множеством мерцающих на разных уровнях лампад. Внутри Кувуклии находится низкий вход к Величайшей Святыне мира, откуда воссияло Воскресение Христово Гробу Господню. Он занимает небольшое пространство, основная часть которого представляет собой каменное возвышение. Оно покрыто белым мрамором. Здесь Спаситель мира пребывал три дня после распятия.

С южной стороны алтаря Храма Воскресения высится Голгофа. Туда, вверх, ведут крутые каменные ступени. Под стеклом, рядом с отверстием, где находился Крест, видна часть скалы с трещиной, которая появилась, пронизав Голгофу до основания в момент смерти Спасителя.

Первое посещение Гроба Господня и Лобного Места — Голгофы, — равно как и сама Божественная Литургия, прошли как во сне: слишком много было сильных впечатлений, и сердце не могло вместить в себя и осознать то, что именно находилось перед нами и где проходила служба — не в окружении дорогих всем нам храмовых архитектурных символов, оптимально соединяющих далекую Россию с Палестиной, а рядом с Его подлинным Смертным Ложем и настоящей Голгофой, где в серебряном обрамлении темнеет отверстие под Престолом — Место, в котором закрепили Крест. И, хотя Бог дал слезы, но все же пока ум лишь фиксировал происходящее. Позже нам сказали, что это обычное состояние сегодняшних паломников. Более полное осознание того, что видели глаза твои, и где ты, грешный человек, всё же сумел побывать, приходит уже по возвращении из Святой Земли. Сердечное глубокое переживание у немощного человека последних времен — требует все большей и большей подготовки.

Водоосвящение перед Литургией возглавил Святейший Патриарх Иерусалимский Диодор. Запомнился аромат душистых трав из лаванды и василиска при кроплении верующих.

Греческая Литургия более продолжительна, чем наша; мелодика хора явно восточная, близкая к арабскому пению. Постепенно хор Академии стал присоединяться к службе, и греческие иерархи в алтаре закивали головами, одобряя стройные голоса освоившихся на новом месте семинаристов. В конце службы пели уже только они одни, а греки-певчие благожелательно, но чуть-чуть ревниво вслушивались в каждый полутон.

Две следующих Литургии с нашим участием проходили уже в ночное время. Народу в храме бывает много лишь по праздникам, преимущественно же — на Пасху, когда места внутри люди занимают за несколько дней и даже ночуют там. В обычные дни присутствует от двадцати до тридцати человек. Ночные службы благолепны, неспешны — и те миряне, которые пришли помолиться, ведут себя тихо и чинно.

У стен Кувуклии можно иногда увидеть и православных евреев, которые часто именно в это время приходят в Храм Воскресения. Поскольку официальная религия Израиля — иудаизм и люди приезжают сюда именно по религиозным соображениям, жизнь немногочисленных христиан-евреев в самом Иерусалиме достаточно сложна. И тем не менее некоторые из них, даже после приезда на историческую родину, имеют мужество не порывать с верой Христовой, хотя и отдают себе отчет, что отношение к ним со стороны окружения будет холодным. Этот пример побуждает быть к себе более строгим и избегать состояния праздной расслабленности, которой подчас грешишь в условиях, когда Церковь в твоей стране получила послабление и нет привычных преследований за веру.

По Старому Городу в сумерках мы прошли Крестный Путь Спасителя — путь, которым Он шел на казнь. Всюду уже закрывались лавки, торговцы, как и прежде, реагировали на нас буднично — к паломникам в Городе привыкли. Арабская молодежь пытается заговорить с нами по-русски, смеется, приглашает заглянуть в магазины, не обращая внимания на то, куда и зачем мы идем.

А мы идем по Крестному Пути, и так не хочется отвлекаться! Но приходится смиряться перед издержками уличного быта, стараясь не обращать внимания на его шум: на нашей духовной родине мы — гости.

* * *

Здесь Господь первый раз упал под ношей Креста. А там, за углом, по преданию, женщина по имени Вероника отерла платом Его Божественный Лик. Следующий поворот — то самое место, где некий Симон Киринеянин понес Древо (Лк. 23, 26). Везде пункты остановок на пути помечены надписями и рельефными изображениями.

На Елеонской горе за железной оградой до сих пор жив старый Гефсиманский сад — огромные оливковые деревья со стволами в три обхвата по-прежнему дают побеги. Кора их, однако, омертвела и стала как камень. Возраст деревьев превышает 2000 лет. По соседству находится храм католиков, построенный в модернистском стиле. Внутри — темно, и в полумраке видны лишь очертания камня, у которого происходило моление о Чаше и совершилось лобзание Иуды (Лк. 22, 39-48).

Здесь же, на Елеоне — женская обитель св. равноапостольной Марии Магдалины, которая принадлежит Русской Зарубежной Церкви. Там мы отслужили молебен в самом храме — перед гробницами святой мученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны и ее келейницы мученицы инокини Варвары. Пророчески сбылись слова св. княгини, сказанные ею однажды при посещении Иерусалима: «Лежать бы мне на этих холмах». Памятуя наше недавнее прошлое, многие плакали, прославляя Бога за то, что в час горьких испытаний Он дал России истинно православную святую, которая прошла весь крестный путь с русским народом до самого конца — до темной бездны алапаевской шахты, куда она была сброшена большевиками, — и плача, молили ее о предстательстве за всех нас. Святая княгиня была одною из тех жен, молитвою и делами которых стоит вся земля Русская.

С площадки перед храмом открывался вид на Иерусалим — белый город, который до сих пор строят только из светлого камня, сияет при солнечном свете.

У Стефановых ворот стоит арабский мальчик. Рядом по шоссе едет нескончаемый поток машин. Группа американских туристов привычно щелкает затворами фотоаппаратов. Солнце почти зашло. Мальчик стоит почти на том самом месте, где когда-то побили камнями первомученика архидиакона Стефана. «Господи, не вмени им греха сего», — эти слова были сказаны именно здесь, у Дамасских ворот (Деян. 8, 58-60).

На ближайшей улице мы зашли в красивый каменный дом на первый этаж. С лестничного пролета на нас смотрела маленькая девочка, не то арабка, не то еврейка. На звонок в боковую дверь никто не открыл. «Никого нет, — с сожалением сказала нам гид, православная полячка из Русской Миссии, — но запомните: это дом родителей Девы Марии праведных Иоакима и Анны». Вот так все просто. Такие имена, такие места. И — несколько шагов до невысокого порога, за которым, по преданию, произошел великий праздник Рождества Богородицы…

Все дни стояла хорошая погода. В Иерихон мы выехали ранним утром, миновав по пути гостиницу Доброго Самарянина (Лк. 10, 33-36), где и сейчас можно хорошо отдохнуть за чашкой чая. И вскоре, за очередным поворотом, показалась крутая Сорокадневная гора.

Извиваясь, уходила вверх к прилепившемуся на высоте монастырю узкая дорога. Весь путь нужно было преодолеть в молчании, памятуя о том, что именно здесь после крещения на Иордане Господь был искушаем сатаною в течение сорока дней.

Монастырь появился в IV веке. Служит в нем лишь один священник-грек. Ему помогает монахиня, эмигрантка из России. Все слова она выговаривает ясно и чисто: «Не знаем, что произойдет в будущем году. Мусульмане хотят получить наш район на правах автономии, и тогда появятся разные торговые и увеселительные заведения для туристов — и жизнь в монастыре станет невыносимой… Пока что нам лучше, чтобы монастырь остался под юрисдикцией израильских властей: отношения с ними налажены и на обитель они не претендуют». Говорит и плачет.

На самой вершине горы — место, где сатана показал Господу все царства мира во мгновение времени. Сейчас там — руины древней церкви.

В Иерихоне расположен и монастырь преподобного Георгия Хозевита — одного из великих подвижников древности — рядом с глубоким ущельем, проделанным потоком Хорафом, куда Бог повелел библейскому пророку Илии удалиться по наступлении голода в стране и где его питал ворон. В этих местах оплакивал поначалу свое бесчадие праведный Иоаким. Здесь же он получил от Ангела известие о рождении от него Дочери-Богородицы.

Хозевитский монастырь основан в V веке. Гробница преподобного Георгия расположена в самом храме; а еще выше, в часовне св. пророка Илии, находится пещера самого пророка. Хоронят монахов там по местному обычаю, отделяя в свое время черепа от останков и аккуратно складывая их друг на друга с соответствующими надписями по-гречески: «инок Пахомий», «игумен Елевферий», «архимандрит Исайя» и т.д.

Часть 2

* * *

В Кане Галилейской, где Господь совершил первое чудо и превратил воду в вино, находится православный храм, построенный Россией на средства Императорского Палестинского Общества в конце прошлого века. Все иконы в иконостасе — русские: на северных дверях — образ преподобного Сергия Радонежского, а на южных — святой праведной Елисаветы — в честь святых покровителей почетных председателей Общества, Великого князя Сергия Александровича и святой мученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны.

В храме — два водоноса. Те ли они? Да, мы верим, что это водоносы с того самого брачного пира, который Господь почтил Своим присутствием, — говорит греческий священник.

Сюда приезжают венчаться пары со всей Галилеи.

В лавке при храме можно приобрести виноградное вино «Кана Галилейская». Дореволюционное священство из России любило использовать это вино на Таинстве Венчания.

Назарет. Большинство населения здесь — православные арабы. В городе тихо и спокойно. Жители настроены дружелюбно.

В центре Назарета — православный храм, где находится самый древний во всем Назарете колодец. Когда-то Божия Матерь вместе с другими назаретскими женщинами приходила сюда набирать воду. По преданию, Дева Мария слышала слова Архангела Гавриила о рождении от Нее Сына — Благовещение дважды: самое начало — у колодца (там, где сейчас православный храм) и окончание — в доме (над домом плотника Иосифа — католический храм, где место Благовещения отмечено латинской надписью: «Здесь Слово стало Плотию»).

В храме много русских икон в серебряных окладах, хорошего письма.

Назарет — сплошной лабиринт улиц и улочек. В библейские времена это был совершенно неприметный город ничего не значивший для евреев. Но именно незначащее и уничиженное мира выбрал Господь на Своем земном пути.

В этом городе Господь Иисус Христос жил около тридцати лет. Первое, что поражает при въезде в Назарет — ни с чем не сравнимое ощущение мира и покоя, которое остается с тобой там до конца пребывания.

* * *

Храм Рождества Христова в Вифлееме освещало полуденное солнце. На площади — оживленная торговля открытками с видами города. В самом храме суета и великое множество туристов. Однако при всем при этом греческие клирики, увидев во главе нашей паломнической группы епископа, тотчас открыли, по обычаю. Царские Врата алтаря, и хор нашей Академии наполнил своды базилики дивными песнопениями, которые привлекли внимание всех без исключения туристов. Они с неподдельным интересом слушали хор из далекой России, и видно было, что пение им нравилось — так оживились их лица.

А пение, действительно, чудно гармонировало с духом этого святого места, покрывающего пещеру, где родился Спаситель мира.

Сама пещера находится под алтарной частью храма, и туда надо спускаться по крутой лестнице. Интересно, что чем древнее здание, чем ближе к первым векам — тем круче ступени. В пещере, прямо на полу под православным престолом — лучистая звезда в серебре на мраморе теплого, бело-розового цвета. Она знаменует точное место рождения Богомладенца Христа. Сюда приходили волхвы, здесь стояли ясли. Сколько православных побывало здесь, сколько горячих слез пролили над этой звездой наши предшественники…

На память о Вифлееме мы опалили свечи от лампады, горевшей рядом со звездой в нише. Дома эти свечи станут редчайшими святынями, равно как и иорданская вода, и камешки с горы Искушений…

Возвращаясь из Вифлеема, мы проехали мимо поля пастухов — тех самых пастырей овец, которые при Рождестве Христовом видели небо отверстым и ангелов, поющих: «Слава в вышних Богу…»

В новом районе Иерусалима недалеко от здания правительства Израиля (Кнессет) расположен древний монастырь св. Креста Господня, построенный на месте дерева, из которого был сделан Крест Христов.

А вот и предание: после бегства из Содома праведный Лот получил от Авраама три отростка: кедра, певга (сосны) и кипариса. Он посадил их вместе и поливал. Три отростка со временем срослись в одно большое дерево. При строительстве храма Соломона оно было срублено в качестве рабочего материала, но почему-то сохранилось. Впоследствии из него и было сделано орудие казни Спасителя.

Храм, построенный на месте произрастания дерева, был подарен императором Константином грузинскому царю Мириану после того, как святая равноапостольная Нина обратила его в Православие. В XVII веке храм был продан греческому патриарху.

На одном из столпов храма можно видеть изображение грузинского поэта Шота Руставели, который несколько лет жил в монастыре как простой паломник.

* * *

Арабские такси «Мерседес» вместительностью в семь человек на большой скорости везут нас по узкой дороге мусульманского района, минуя Вифлеем, в монастырь преподобного Саввы Освященного — выдающегося аскета раннего христианства.

Водитель такси — мусульманин в палестинском цветном платке. Он охотно отвечает на вопросы: «Что? Это палестинские кварталы. Христиане, мусульмане — все здесь живут в мире. Какие проблемы? Нет проблем!»..

Ворота монастыря долго не открывали. Нам объяснили, что правила в этой обители очень суровые — еретиков сюда, к примеру, вообще не пускают. К приходящим извне относятся также очень настороженно. Это и понятно. Напряженное положение в стране, местные конфликты в арабском районе — все создает тот тревожный фон, который так противоречит самому виду монастыря, такому величественному и спокойному, и воплощенной во взлете этих каменных строений на кручах скал высоте и надмирности монашеского подвига, не прерывавшегося здесь столетия.

В монастырь преподобного Саввы не ступала нога женщины. Конечно же, такие обычаи встречают яростное сопротивление поборников феминизма и в лучшем случае холодную усмешку секулярного мира. Но монастырь живет своей жизнью, ворота его прочны, и он по-прежнему намерен держаться самых строгих правил. Наконец нас пропустили. В храме — полумрак и золото икон. Особенно глубоко чувствуется здесь величие и простота ранней Церкви. Гробницы святых Православия, известных всему христианскому миру — преподобного Иоанна Дамаскина (VIII век), преподобного Иоанна Мосха, автора замечательной и широко известной верующим книги «Луг Духовный»; черепа почивших монахов, белеющие в полумраке низкие своды иноческих пещер в скалах — как все это волновало сердце, будило в нем неизъяснимую тягу к монашеству, и не хотелось покидать огромный монастырь с уютной и такой скромной трапезной, с его лабиринтом дорог и низких дверных проемов, сквозь которые надо было проходить, смиряя себя в поклоне.

* * *

В аэропорте Бен-Гуриона мы стоим в нейтральной зоне. Окончена сложная процедура прохождения таможенного контроля; каждый прошел допрос офицера службы госбезопасности на предмет выявления возможных террористических актов.

Вокруг нас — блеск дорогих витрин, немыслимые цены, надменные продавцы в униформе, отборные фрукты и прочие товары в сияющих упаковках… Пассажиры не обращают друг на друга ровным счетом никакого внимания… Всеобщее отчуждение, нарочитая отрешенность.

Нейтральная зона, как и весь нецерковный мир, отражает в психологии своих транзитных обитателей трагедию уходящего века — бегство человека в себя, в темные глубины «эго».

Из мира стекла и пластмассы виден лишь синий небосвод темнеющего неба — он покрывает палестинские святыни, объемлет Гроб Господень, напоминает монаху монастыря преподобного Саввы о смертном часе и зовет на ночную молитву. Только это небо и наше сердце таят в себе связь с тем бесценным и великим, что до сих пор еще поддерживает ветшающий и гибнущий в обольщениях мир, всей громадой своей уходящий от Христа и Его Церкви в грядущий Апокалипсис.

И заходя в «Боинг-737», в сверкающую казенную белизну авиасалона, молишься за Россию, веря в ее возрождение — там, при всей неустроенности и хаосе, нищете и боли, есть еще жизнь, питаемая Святой Церковью, есть надежда вздохнуть полной грудью.

Не для того ли Господь оказал нам великую милость и принял в Святую Землю, чтобы мы воспряли духом?

Священник Михаил Алексеевич Ходанов

Родился в 1958 году в Москве. Окончил международное отделение факультета журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова. В течение года учился в Институте арабского языка при филологическом факультете Мустансарийского Университета Багдада. С 1882 по 1988 гг. работал в Институте общественных наук при ЦК КПСС в качестве референта-переводчика арабского языка. В следствие состоявшегося духовного выбора перешел на работу в храм Знамения Божией Матери в Крестовоздвиженском переулке и стал сторожем, прислуживая одновременно в алтаре. В 1989 г. поступил в Московские духовные школы. Окончил Московскую Духовную Академию в 1995 году. Рукоположение в священный сан было совершено в 1993 году на Духов день. В настоящее время несет послушание Референта Московской патриархии и является клириком старинного московского храма Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе.

протоиерей Михаил Ходанов

Вверх