Советы женщинам!
ЛедиВека.ру » Без рубрики »

Скончалась французская актриса Мари Дюбуа

logo

В городе По во Франции, в своём доме на 78-ом году жизни умерла актриса Мари Дюбуа, которую знают по многим фильмам любители кино. Особую популярность Дюбуа получила в 60 – 70 годы прошлого столетия , когда фильмами с её участием засматривались миллионы зрителей. Такими, например, были фильмы «Большая прогулка», «Вор», «Стреляйте в пианиста» и другие.

За свою карьеру актриса дважды была удостоена премии «Сезар» и успешно сотрудничала с такими известными кинорежиссерами, как Жан-Люк Годар и Франсуа Трюффо.

Причина смерти знаменитости не уточняется, однако, есть информация, что она много лет страдала рассеянным склерозом.

Теги: Мари Дюбуа,Смерть,Французская актриса

Расказать друзьям

Похожие новости:

Скончалась американская актриса и певица Полли Берген

Скончалась американская актриса и певица Полли Берген

В штате Коннектикут, в своем доме в Саутбери, умерла известная американская певица и актриса Поли Берген. Её было 84 года. До последнего часа ушедшую из жизни знаменитость окружали родные и близкие. Известно, что на протяжении 50 лет певица злоупотребляла …

В США скончалась актриса и телеведущая Джоан Риверз

В США скончалась актриса и телеведущая Джоан Риверз

Известная американская комедийная актриса и телеведущая Джоан Риверз скончалась в возрасте 81 года, о чем сообщила её дочь Мелисса Риверз. Она умерла после неудачной операции на голосовых связках, проведенной 28 августа в нью-йоркской клинике.Джоан Риверз была постоянной участницей ряда реалити-шоу, …

Вдова режиссера Агамирзяна скончалась на 91-ом году жизни

Вдова режиссера Агамирзяна скончалась на 91-ом году жизни

Сегодня на официальном сайте театра имени В.Ф.Комиссаржевской появилось сообщение о том, что на 91-ом году жизни умерла известный театральный деятель , кандидат искусствоведения, вдова знаменитого театрального режиссера Галина Иосифовна Агамирзян.Коллектив театра выразил искреннее соболезнование родным и близким покойной, отметив, …

“Золотой Глобус”, “Грэмми” и “Эмми”

Актриса Барбара Стрейзанд неоднократно становилась обладательницей и других престижных премий. Ее артистизм был отмечен вручением “Эмми”, которая является телевизионным эквивалентом “Оскара”. Благодаря своим великолепным вокальным данным Барбара получила премию “Грэмми” Американской Академии Звукозаписи. Ассоциативная премия “Золотой Глобус” за лучшие музыкальные роли в кино также досталась актрисе. Кроме перечисленных наград, Барбара Стрейзанд отмечена еженедельником Billboard как певица, возглавлявшая рейтинги в 1960, 1970, 1980, 1990 и 2000 годы. Это своеобразный рекорд, который до сих пор никому не удавалось перекрыть. Цифра продаж пластинок певицы во всем мире превышает 145 млн экземпляров.

Начало карьеры

Карьера Барбары Стрейзанд началась, когда девушке едва исполнилось 17 лет. Она старалась участвовать во всех музыкальных конкурсах, и в одном из них ей удалось победить. Эта победа открыла молодой певице дорогу в один из ночных клубов Нью-Йорка, где уже можно было заработать на жизнь. Но будущей голливудской звезде хотелось играть на сцене и сниматься в кино. Барбара стала участвовать в театральных постановках, где старалась проявить свои музыкальные способности. В одной из постановок она познакомилась с уже известной актрисой Джоан Риверз, девушки сдружились и вместе стали завоевывать театральный Олимп. Однако вскоре Стрейзанд получила приглашение петь в одном из популярных баров на Манхэттене, где через некоторое время стала участницей ночного шоу, а затем и ведущей певицей в музыкальных постановках.

Первые успехи

В 1962 году Барбара Стрейзанд, фильмография которой ждала пополнения, была приглашена на небольшую роль в бродвейском фильме-мюзикле “Я достану тебе это оптом”, который сделал певицу знаменитой. Отныне двадцатилетняя актриса могла выбирать из многочисленных предложений, поступающих от постановщиков музыкальных спектаклей на Бродвее. Вскоре Барбара получила письмо из офиса Columbia Records, известной звукозаписывающей студии, в котором ей предлагалось заключить контракт на выпуск пластинок. Контракт был подписан, и началась работа по записи песен в сольном исполнении певицы Барбары Стрейзанд. Затем последовало приглашение от дирекции “Шоу Эда Салливана”, успешно выступающего на Бродвее. Так певица познакомилась с пианистом Владзи Валентино Либераче. Вскоре он предложил Барбаре сотрудничество, и они стали выступать дуэтом в Лас-Вегасе. А через год вышел первый альбом певицы под неброским названием The Barbra Streisand Album, который, тем не менее, удостоился двух премий “Грэмми”. Барбара быстро становилась популярной, и три последующих альбома уже попали в список Billboard.

Сольные альбомы

Свыше 60 альбомов было записано за период музыкальной карьеры Барбары Стрейзанд. Почти все из них выпущены под маркой Columbia Records. Ранние работы певицы включены в The Second Barbra Streisand Album, The Third Album и My Name Is Barbra. Да, именно так, Барбра, а не Барбара. В начале своей творческой деятельности певица слегка изменила свое имя. Таким образом, на всех публичных страницах, пластинках, дисках и в рекламных роликах Барбара Стрейзанд представлена под именем Барбра Стрейзанд. Наиболее известной ее песней считается Happy Days Are Here Again, впервые прозвучавшая в “Шоу Джуди Гарланд”. Успешность сингла позволила Стрейзанд открыть свой собственный проект My Name Is Barbra на CBS, американской радиосети Columdia Broadcasting System.

Стрейзанд и Синатра

С 1969 года в репертуаре певицы стали появляться композиции в стиле “рор”, хотя полного перехода на новый формат не случилось. Барбара Стрейзанд, фото которой уже начали было появляться в журналах, проповедующих поп-музыку, оставалась верна себе, и ее песни только слегка касались современных течений, которые не требовали глубоких вокальных способностей. Альбом Stoney End, выпущенный в 1971 году, сразу занял одну из верхних строчек хит-парадов, а одноименный трек стал супер-хитом. В семидесятые годы песни Барбары Стрейзанд неизменно становились хитами, такими как Woman In Love, Evergreen, No More Tears, The Way We Were, а также они включались в фильмы с ее участием. Много лет спустя, в 1982 году, музыкальный критик Стивен Холден написал, что Барбара Стрейзанд – непревзойденная исполнительница, опередившая Фрэнка Синатру. Учитывая популярность и высочайший рейтинг американского певца Синатры, можно предположить, каких высот достигла Стрейзанд.

Первые гастроли

Год 1985 ознаменовался возвращением Барбары к театрально-музыкальному репертуару с альбомом The Broadway Album, ставшим первой платиновой пластинкой в коллекции певицы. Альбом при этом занимал лидирующую позицию в чарте Billboard в течение трех недель, был признан “Альбомом года”, и за него Барбара получила свою восьмую статуэтку “Грэмми” как лучшая исполнительница. Спустя шесть лет вышел сборник певицы Just The Record, состоящий из четырех компакт-дисков, собравший все главные хиты творческого пути великой певицы. Их насчитывалось свыше семидесяти. В этот же период Стрейзанд обдумывала намечающийся новый вид творчества – гастроли. Несмотря на публичность, певица боялась зрительской аудитории в зале. Тем не менее в сентябре 1993 года было объявлено о проведении первого концерта Барбары Стрейзанд.

Прощальный концерт

В 1999 году Стрейзанд опубликовала решение завершить свою творческую карьеру. Прощальный концерт состоялся в Лас-Вегасе. Больше выступлений Барбары не было. В памяти широкой публики остались фильмы с Барбарой Стрейзанд. Она продолжала выпускать свои сольные альбомы, один из них, Christmas Memories, стал посвящением жертвам трагедии 2001 года, произошедшей в Нью-Йорке, когда террористами были уничтожены два небоскреба вместе с людьми. Через два года вышел альбом The Movie Album с песнями из фильмов, аранжированных под симфонический оркестр.

Роли в кино

С музыкальной карьерой певицы тесно переплеталась ее деятельность на поприще кино. Это происходило на протяжении почти тридцати лет. Барбара Стрейзанд, фильмография которой не отличалась большим количеством ролей, стала сниматься чаще. Наиболее активный период ее участия в киносъемках пришелся на семидесятые годы, когда актриса исполнила главные роли в фильмах “В чем дело, док?”, “Все ради Пита” и “Встреча двух сердец” (совместная работа с Робертом Рэдфордом). Однако в 1981 году на экраны вышел фильм “Всю ночь напролет”, который с треском провалился. После такого фиаско Барбара Стрейзанд, фильмы с участием которой обычно хорошо принимались публикой, несколько отстранилась от участия в кинопроектах. И все же время шло, призвание актрисы, статус кинозвезды, любовь к киноискусству взяли свое, и Барбара постепенно справилась с разочарованием, постигшим ее после провала фильма “Всю ночь напролет”. К тому же будучи творческим человеком, она решила для себя испробовать другие ипостаси существующие в кино, – продюсирование кинопроектов и режиссуру.

Барбара Стрейзанд, режиссер и продюсер

И спустя два года Барбара вернулась в кино, но уже в качестве продюсера фильмов, снятых по сюжетам бродвейских мюзиклов с ее участием. Фильмы с участием Барбары Стрейзанд, снятые в прошлом, уступили место новым картинам, в которых актриса уже выступала не только в роли исполнительницы главных ролей. При создании фильма “Йентл” актриса написала сценарий, сыграла главную роль, справилась с непростой работой режиссера и взяла на себя обязанности продюсера. Фактически фильм стал ее авторской работой. В таком же формате был снят фильм “Повелитель приливов”. Оба фильма удостоились высокой оценки критиков, а известный режиссер Стивен Спилберг назвал картину “Йентл” шедевром. Фильмы с Барбарой Стрейзанд по-прежнему смотрят миллионы зрителей по всему миру.

«На последнем дыхании», 1959

«На последнем дыхании» (À bout de souffle)Режиссер: Жан-Люк ГодарВ ролях: Джин Сиберг, Жан-Поль Бельмондо, Даниэль Буланже, Анри-Жак Юэ, Роже Анен, Ван Доуде, Клод Мансар, Лилиан Давид, Мишель Фабр и др.

Полнометражный дебют Жана-Люка Годара вошел в историю, став классикой французской «Новой волны». История циничного, беспечного и очаровательного угонщика роскошных автомобилей не только открыла миру молодого режиссера, получившего Серебряного Медведя в Берлине. Фильм укрепил зрительскую любовь к Бельмондо, окончательно завоевавшего статус народного секс-символа.

«Картуш», 1961

«Картуш» (Cartouche)Режиссер: Филипп де БрокаВ ролях: Жан-Поль Бельмондо, Клаудия Кардинале, Джесс Хан, Марсель Далио, Жан Рошфор, Филипп Лемэр, Ноэль Роквер, Одиль Версуа и др.

Пятидесятые и шестидесятые годы в европейском кино ознаменованы съемками приключенческих исторических картин, героями которых были бравые рыцари плаща и шпаги. Превосходно вписался в эту тенденцию и Бельмондо, снявшись в суперпопулярном «Картуше» французского комедиографа Филиппа де Брока вместе со звездой итальянского кино Клаудией Кардинале.

«Человек из Рио», 1963

«Человек из Рио» (L’homme de Rio)Режиссер: Филипп де БрокаЖан-Поль Бельмондо, Франсуаза Дорлеак, Жан Сервэ, Роже Дюма, Даниэль Секкальди, Милтон Рибейро, Убираси Де Оливейра, Сабу ду Бразил и др.

Следующая приключенческая картина Филиппа де Брока объединила на съемочной площадке Бельмондо и Франсуазу Дорлеак. Этот фильм стал знаковым для обоих актеров и даже претендовал на «Оскар» в номинации «Лучший оригинальный сценарий» в 1965 году.

«Сто тысяч долларов на солнце», 1964

«Сто тысяч долларов на солнце» (Cent mille dollars au soleil)Режиссер: Анри ВернейВ ролях: Жан-Поль Бельмондо, Лино Вентура, Реджинальд Кернан, Бернар Блие, Андреа Паризи, Герт Фрёбе, Анн-Мари Коффине, Дуду Бабет и др.

Погони, преследования, иссушающее солнце Северной Африки, Жан-Поль Бельмондо, Лино Вентура и черно-белый видеоряд принесли фильму номинацию на «Золотую пальмовую ветвь», но широкой международной популярности фильм так и не получил. Бельмондо предстал перед зрителями в привычном для себя образе, в ковбойской шляпе и с оружием.

«Охота на мужчину», 1964

«Охота на мужчину» (La chasse à l’homme)Режиссер: Эдуар МолинароВ ролях: Жан-Поль Бельмондо, Жан-Клод Бриали, Франсуаза Дорлеак, Мари Лафоре, Клод Риш, Катрин Денёв, Мари Дюбуа, Элен Дюк, Бернадетт Лафон и др.

Этот франко-итальянский проект собрал на съемочной площадке молодых звезд французского кино. Герой Бельмондо – бывший сутенер, после того как оставил свой неспокойный бизнес, женился на дочери хозяина местного кафе и превратился в настоящего подкаблучника. Он делится печальным опытом семейной жизни с товарищем, который вот-вот пойдет к алтарю…

«Безумный Пьеро», 1965

«Безумный Пьеро» (Pierrot le fou)Режиссер: Жан-Люк ГодарВ ролях: Жан-Поль Бельмондо, Анна Карина, Грациэлла Гальвани, Айша Абадир, Анри Атталь, Паскаль Обье, Раймон Девос и др.

Фердинанд и няня его ребенка сбегают из дома к морю на краденом автомобиле, под завязку набитом крадеными деньгами. Преодолев полицейскую погоню, избавившись от денег и машины, они оказываются на острове, где понимают, что их чувства остыли.«Безумный Пьеро» претендовал на венецианского «Золотого льва», а Бельмондо был номинирован на премию Британской Киноакадемии как лучший иностранный актер. Еще один знаковый фильм «Новой волны», в котором Годар снял Бельмондо вместе со своей музой Анной Кариной.

«Сирена «Миссисипи»», 1969

«Сирена «Миссисипи»» (La sirène du Mississipi)Режиссер: Франсуа ТрюффоВ ролях: Жан-Поль Бельмондо, Катрин Денёв, Нелли БоржоМартина Феррьер, Марсель Бербер, Ив Друэ, Мишель Буке, Ролан Тено и др.

Обеспеченный плантатор Луи Макс, проживающий в Центральной Америке, приглашает Марион, девушку, с которой он переписывался, создать с ним семью. Но спустя некоторое время после свадьбы прекрасная незнакомка исчезает, прихватив с собой внушительную долю его состояния. Обманутый муж разыскивает свою жену, но прощает ее, потому что продолжает страстно любить…Роман Корнелла Вулрича «Соблазн» сначала был экранизирован Франсуа Трюффо в 1969 году, и только потом поклонники американского кино увидели его героев в исполнении Антонио Бандераса и Анджелины Джоли.

«Человек, который мне нравится», 1969

«Человек, который мне нравится» (Un homme qui me plaît)Режиссер: Клод ЛелушВ ролях: Жан-Поль Бельмондо, Анни Жирардо, Мария Пиа Конте, Марсель Боззюффи, Фара Фосетт, Питер Бергман, Каз Гарас, Билл Куинн, Артуро Доминичи и др.

Франсуаза – известная актриса, Анри – композитор. Они знакомятся на съемках и влюбляются друг в друга, несмотря на то, что у обоих есть семьи. Франсуаза бросается в эту любовь как в омут с головой, а Анри… он всего лишь ловелас, которого сложно приручить даже той, в которую он кажется влюбленным по-настоящему.

«Высокие каблучки», 1972

«Высокие каблучки» (Docteur Popaul)Режиссер: Клод ШаброльВ ролях: Жан-Поль Бельмондо, Миа Фэрроу, Лаура Антонелли, Даниэль Лекуртуа, Марлен Аппель, Карло Бартолотта, Мишель Пейрелон, Патрик Прежан и др.

В комедии Клода Шаброля Жан-Поль Бельмондо снова играет роль неотразимого и легкомысленного повесы. Его доктор Поль Симэ решает жениться на некрасивой, но богатой девушке, чтобы обеспечить себе безбедную жизнь. Но вскоре обнаруживается, что его жена умна и расчетлива, как и его лучший друг, который оказывается ее любовником.

«Великолепный», 1973

«Великолепный» (Le magnifique)Режиссер: Филипп де БрокаВ ролях: Жан-Поль Бельмондо, Жаклин Биссет, Витторио Каприоли, Ганс Мейер, Моник Тарбес, Марио Давид, Бруно Гарсен, Раймон Жером, Жан Лефевр и др.

Франсуа Мерлен – писатель криминальных романов, большой фантазер и покоритель дамских сердец. Главный герой его романов – отважный секретный агент Боб Сен-Клер, для которого нет ничего невозможного ни в работе, ни в любви. Жизнь самого Мерлена не блещет событиями, лишь красивая соседка радует его глаз. И тогда он решает сделать свое неспешное существование более ярким, перенеся его на страницы своего нового романа и включив на полную мощность фантазию.

«Труп моего врага», 1976

«Труп моего врага» (Le corps de mon ennemi)Режиссер: Анри ВернейВ ролях: Жан-Поль Бельмондо, Бернар Блие, Мари-Франс Пизье, Шарль Жерар, Даниэль Ивернель, Клод Броссе, Мишель Бон, Франсуа Перро, Рене Лефевр и др.

Франсуа Леклер возвращается в родной город после семилетнего отбывания наказания по ложному обвинению. Он полон решимости воздать по заслугам всем тем, кто причастен к его заключению. В его списке – бывшая любимая женщина и ее отец.

«Чудовище», 1977

«Чудовище» (L’animal)Режиссер: Клод ЗидиВ ролях: Жан-Поль Бельмондо, Рэкел Уэлч, Дани Саваль, Раймон Жером, Джейн БиркинДжонни Халлидей, Ив Муруси, Шарль Жерар, Клод Шаброль и др.

Чудовище — это каскадер Мишель Гоше, чей скверный характер не в силах выносить ни парижские киностудии, ни даже его возлюбленная. На съемки в Париж приезжает известный актер Бруно Феррари, а новый фильм, как назло, насыщен опасными трюками, который может выполнить только суперпрофессионал Гоше, с которым они похожи как две капли воды.

«Кто есть кто?», 1979

«Кто есть кто?» (Flic ou voyou)Режиссер: Жорж ЛотнерВ ролях: Жан-Поль Бельмондо, Жорж Жере, Жан-Франсуа Балмер, Клод Броссе, Жюли Жезекель, Мишель Бон, Тони Кендалл, Катрин Лашанс и др.

Парижский полицейский Станислас Боровиц направлен столицы в Ниццу, где царит беспредел и коррупция в органах правопорядка. Расследуя загадочную смерть комиссара местной жандармерии, Боровиц заставляет многих задуматься о том, что же он на самом деле.

«Профессионал», 1981

«Профессионал» (Le professionnel)Режиссер: Жорж ЛотнерВ ролях: Жан-Поль Бельмондо, Жан Десайи, Сирил Клер, Мари-Кристин Декуар, Элизабет Маргони, Жан-Луи Ришар, Мишель Бон, Бернар-Пьер Доннадье, Пьер Сентон и др.

Французский секретный агент Жослен Бомон получает новое задание – убить президента одной из африканских республик. Но внезапно французское правительство решает сдать его, и Бомон попадает на каторгу. По счастью, привыкший выпутываться из самых немыслимых ситуаций, он сбегает и пытается вернуться во Францию, куда в то же самое время едет и президент.«Профессионал» хорошо известен во всем мире благодаря главной музыкальной теме Эннио Морриконе.

«Ас из асов», 1982

«Ас из асов» (L’as des as)Режиссер: Жерар УриВ ролях: Жан-Поль Бельмондо, Мари-Франс Пизье, Рашид Ферраш, Франк Хоффманн, Гюнтер Майснер, Бенно Штерценбах, Ив Пиньо, Морис Озель и др.

Действие разворачивается в тридцатые годы. Летчик Джо Кавалье, в прошлом боксер и тренер французской сборной, едет в Берлин на Олимпийские Игры. По воле случая он вынужден заботиться о еврейском мальчике и его родне, а тут нечаянно нагрянули чувства к хорошенькой журналистке… Справиться со всем этим может только ас!Фильм Жерара Ури стал классикой французской комедии восьмидесятых годов.

«Веселая Пасха», 1984

«Веселая Пасха» (Joyeuses Pâques)Режиссер: Жорж ЛотнерВ ролях: Жан-Поль Бельмондо, Софи Марсо, Мари Лафоре, Рози Варт, Мишель БонМари-Кристин Декуар, Жерар Эрнандес, Элизабет Кольаммар и др.

Успешный бизнесмен и дамский угодник Стефан Маржель провожает в аэропорт жену, а на пути обратно встречает прелестную юную девушку, которую незамедлительно приводит домой. Внезапно возвращается жена, и застигнутый врасплох Маржель не придумывает ничего лучшего, кроме как выдать девушку за свою дочь.

«Баловень судьбы», 1988

«Баловень судьбы» (Itinéraire d’un enfant gâté)

Режиссер: Клод ЛелушВ ролях: Жан-Поль Бельмондо, Ришар Анконина, Лио, Беатрис Аженен, Мари-Софи Л., Жан-Филипп Шатрье, Гила фон Вайтерсхаузен, Мишель Бон и др.

Сэм Лион к своему зрелому возврату достиг немалого, но от всего, что у него есть, он решил отказаться, разыграв собственную смерть. Он хотел только одного – свободы, которую он хочет найти в лесу, где поселяется. Странная встреча кардинально меняет планы Сэма, который решает вернуться домой довольно необычным способом.За роль в «Баловне судьбы» Жану-Полю Бельмондо был присужден «Сезар», от которого актер отказался, сославшись на то, что все эти премии не стоят ничего по сравнению со зрительской любовью.

«Отверженные», 1995

«Отверженные» (Les misérables)Режиссер: Клод ЛелушВ ролях: Жан-Поль Бельмондо, Мишель Бужена, Алессандра Мартинес, Саломе Лелуш, Анни Жирардо, Филипп Леотар, Клементин Селарье, Филипп Хорсан и др.

Очередная экранизация романа Виктора Гюго позволила зрителям увидеть любимого Бебеля в роли Жана Вальжана. Картина Клода Лелуша получила «Золотой глобус» в номинации «Лучший иностранный фильм», а Анни Жирардо завоевала «Сезар» как лучшая актриса второго плана.

«Один шанс на двоих», 1998

«Один шанс на двоих» (Une chance sur deux)Режиссер: Патрис ЛеконтВ ролях: Жан-Поль Бельмондо, Ален Делон, Ванесса Паради, Эрик Дефосс, Александр Яковлев, Валерий Гатаев, Мишель Омон и др.

У Алис умирает мать, которая оставляет предсмертную записку. В ней сказано, что в молодости у женщины было два страстных увлечения, в результате одного из которых и родилась Алис. Кто является ее отцом – неизвестно даже самой матери. Непутевая и взбалмошная девушка, которая только что вышла из тюрьмы, должна непременно выяснить это.Спустя 30 лет на экране вновь встретились Жан-Поль Бельмондо и Ален Делон – два символа французского кинематографа, которые сыграли потенциальных отцов героини Ванессы Паради.

«Человек и его собака», 2008

«Человек и его собака» (Un homme et son chien)Режиссер: Франсис ЮстерВ ролях: Жан-Поль Бельмондо, Хафсия Херци, Мишель Бернье, Николь Кальфан, Валерия Кавалли, Сара Бьязини, Софи Буилью, Рашида Бракни и др.

Оказавшись на улице, без семьи, родных и друзей, пожилой Шарль не видит смысла жить дальше. Верной ему остается только его собака, которая удерживает своего хозяина от непоправимого.Грустная и трогательная история «Человек и его собака» стала первым полноценным фильмом для Бельмондо, который до этого не появлялся на большом экране 8 лет.

Загрузка…

Похожие записи

Актёры сериала «Элен и ребята» тогда и сейчас…

Молодые актёры нового французского кино…

Молодой Ален Делон: портреты ушедшего времени…

Омар Си стал самым популярным человеком во Франции…

Современные французские актеры: культовые имена и …

Лучшие фильмы с Аленом Делоном…

Анна Ярославна/Анна Киевская

Младшая из трёх дочерей киевского князя Ярослава Мудрого от брака с Ингегердой Шведской, ставшая королевой Франции, родилась, по разным источникам, около 1024, 1032 или 1036 г. Светловолосая красавица Анна выросла при княжеском дворе в Киеве и получила хорошее образование: уже в юности знала греческий язык и латынь.

Овдовевшему и бездетному французскому королю Генриху I нужен был наследник. С трудом, но королю удалось добиться согласия родителей Анны и самой Анны.14 мая 1049 г. Анна прибыла во Францию в Реймс, где проводились коронации. Как утверждают хроники, король очень понравился Анне. Будущая королева привезла из Киева собственное Евангелие и проявила настойчивость: она отказалась присягать при возложении на её голову золотой французской короны на латинской Библии и принесла клятву на славянской церковной рукописи. Париж Анна не сочла красивым городом. «В какую варварскую страну ты меня послал, – писала она отцу в родной Киев. – Здесь жилища мрачны, церкви безобразны, а нравы ужасны».

В 1053 г. Анна родила долгожданного наследника, Филиппа . Следом ею были рождены Роберт и Гуго . Дети получили под надзором матери хорошее домашнее воспитание, и Филипп стал впоследствии одним из образованнейших правителей своего времени.

Молодая королева сразу показала себя дальновидным и энергичным государственным деятелем. На французских документах той поры, наряду с подписями её мужа, встречаются и славянские буквы: «Анна Ръина» . Она была по сути соправительницей Генриха I. Об этом говорят документы, скреплённые двумя подписями – короля и королевы. На государственных актах, на грамотах, можно прочитать: «С согласия супруги моей Анны», «В присутствии королевы Анны». «Слух о ваших добродетелях, восхитительная дева, дошел до наших ушей. И с великою радостию слышим мы, что вы выполняете свои обязанности в этом очень христианском государстве с похвальным рвением и замечательным умом», – писал ей римский папа Николай II.

Когда в 1060 г. Генрих I умер, по его завещанию Анна стала регентшей при восьмилетнем короле Филиппе I. Она переселилась в замок Санлис, в 40 км от Парижа, где ещё при жизни мужа она основала аббатство св. Винцента с женским монастырём. Позже, при реконструкции собора, на нём было воздвигнуто лепное изображение Анны Ярославны в полный рост с моделью здания в руке: «Анна Русская, королева Франции, воздвигла этот собор в 1060».

В 1065 г. Анна вступила в тайный брак с графом Раулем III де Крепи ан Валуа, а в 1074 г. овдовела вновь. Незадолго до этого их брак был признан законным папой Григорием VII.

Ещё при жизни графа Валуа король Филипп I помирился со своей матерью, доверив ей управление дворцовым хозяйством. После смерти Рауля Анна вернулась ко двору и была принята как королева-мать.

Симон – сын Анны от Рауля – пошёл в монахи, совершил паломничество в Палестину, умер в Риме в 1080 г. и был причислен к лику святых.

Последнее упоминание об Анне встречается в 1075 г. . По одной из версий Анна была похоронена в аббатстве Вилье в местечке Серни недалеко от Ла Ферте Алле . Однако оно было разрушено во время Великой Французской Революции.

Все последующие короли Франции были потомками Анны.

Были возможны, но не состоялись браки Людовика XV и цесаревны Елизаветы, Наполеона и одной из сестёр Александра I .

Мария Башкирцева

Французская художница украинского происхождения и автор знаменитого дневника родилась в селе Черняковка Полтавской губернии. В 1870 г. с матерью, другими родственниками и домашним врачом она уезжает в Ниццу. В 1877 г. вся семья по настоянию Марии переселилась в Париж, и она поступила в известную художественную студию Жюлиана. Через 11 месяцев работы в мастерской жюри академии присуждает ей золотую медаль.

Мария много помогала беднякам. Сочувствие бедным находило своё выражение не только в материальной помощи, но и в выборе главных героев картин. Это дети окраин Парижа, школьники, бедняки с улиц. Мария стала первым русским художником, чьи работы приобрёл Лувр.

В 1881 г. Мария обращается к политике и размышляет о правах женщины. Она приходит к первым феминисткам Франции и пишет под псевдонимом в их журнал: в то время идеи феминизма вызывали смех даже среди художниц.

С 12 лет Мария вела на французском языке дневник, который стал впоследствии знаменитым и неоднократно переводился на многие языки, в том числе и на русский. В начале XX в. эта книга была очень популярна в России, а самой известной поклонницей творчества и личности Башкирцевой была Марина Цветаева, посвятившая памяти Башкирцевой свой первый сборник стихов.

Талантливая девушка с сильным характером с детства мечтала о славе. В откровенных записях – страсти, рассуждения о женской судьбе, разочарованья, трагическое чувство обречённости. Незадолго до смерти Мария Башкирцева сделала следующую запись: «Словом, во всём, во всех направлениях, во всех чувствах и человеческих удовлетворениях я искала чего-то непременно великого….»

К 1884 г. относится её известная переписка с писателем Ги де Мопассаном и близкое знакомство со знаменитым французским художником Бастьен-Лепажем.

Мария Башкирцева умерла в возрасте 25 лет от туберкулёза. Мопассан, посетив её могилу, сказал: «Это была единственная Роза в моей жизни, чей путь я усыпал бы розами, зная, что он будет так ярок и так короток!» Мария похоронена на кладбище Пасси в Париже. Мавзолей Марии Башкирцевой построен Эмилем Бастьен-Лепажем, братом художника и знаменитым французским скульптором. Там же хранятся некоторые картины Башкирцевой, в том числе одна из последних работ «Святые жёны».

В 1908 г. мать передала в музей Александра III 141 работу Марии: рисунки, эскизы, полотна, пастели, скульптурные этюды. В 30-х годах ХХ века многие работы передали на Украину. Во время войны большая часть работ погибла. В Русском музее осталось 8 живописных полотен и 13 рисунков.

В 1980-х годах в Национальной библиотеке был обнаружен оригинальный текст дневника, ранее считавшийся утраченным. При его изучении обнаружилось, что большая часть дневника Башкирцевой неизвестна публике, а уже опубликованная содержит ряд лакун и явных искажений , внесённых семьёй, не желавшей оглашения своих семейных тайн. Полное издание по-новому раскрывает личность Башкирцевой, а также освещает жизнь эпохи.

«Имя Марии Башкирцевой более знаменито во Франции, чем в России» . Поклонниками Марии были писатель Анатоль Франс и президент Франсуа Миттеран, есть «кружок друзей Марии Башкирцевой», её именем названа одна из улиц Ниццы.

Мария Васильева

Мария Ивановна Васильева – французская художница русской эмиграции родом из Смоленска, училась в частной художественной школе в Петербурге, благодаря стипендии уехала в 1907 г. в Париж, где посещала студию Анри Матисса и академию «La Palette». В 1912 г. в своей мастерской на Монпарнасе она организовала «Свободную русскую академию», потом «Académie Vassilieff».

До 1914 г. Мария Васильева много путешествовала, возвращалась в Россию. В начале первой мировой войны она была медсестрой во французском Красном Кресте, открыла в своей мастерской дешёвую столовую , чтобы поддержать оставшихся без денег художников, которые потеряли связь с домом. В Париже по ночам был установлен комендантский час, кафе рано закрывались, но поскольку столовая считалась «частным клубом», у Васильевой танцевали всю ночь. Чтобы достать деньги на столовую, она устраивала благотворительные вечера, где плясала «казачок».

С 1916 г. Мария Васильева начала создавать гротескные куклы для театра Гезы Блаттнера. Она создала фрески в «Café de la Coupole», выставлялась на Парижских осенних салонах и в салоне Независимых.

В 1930 г. Мария Васильева переехала на юг Франции. С 1938 г. она жила в Кань-сюр-Мер, а в 1946 г. вернулась в Париж. Последние годы жизни она провела в доме для престарелых художников в Ножан-сюр-Марн.

После её смерти в помещении бывшей мастерской Марии Васильевой был создан Музей Монпарнаса.

Катя Гранофф

Katia Granoff – основательница и директор художественных галерей, поэтесса – родилась в еврейском семье в г. Николаеве на Украине. Когда её родители умерли, 16-летнюю Катю отправили с сестрой в Швейцарию для продолжения учебы. Там Екатерина стала бакалавром искусств, вышла замуж за врача, но вскоре они развелись.

В 1924 г. Катя Гранофф приезжает в Париж и работает секретарём в салоне Тюильри. В 1926 г. она открыла свою первую художественную галерею на бульваре Осман и открывает таланты, в частности, Марка Шагала. Галерея стала известной, а её владелица в 1937 г. получила французское гражданство.

Во время оккупации Парижа немцами Екатерина нашла убежище со своей сестрой, племянником и художником Жоржем Бушем в средневековом замке вдали от столицы. После окончания войны она открыла две галереи в провинции – в Онфлёре и Каннах, и новую галерею в Париже на площади Бово. Она часто выставляет женщин , молодых художников. В 1987 г. она оставила галерею племяннику Петру Лароку и его детям.

Катя Гранофф – автор «Антологии русской поэзии», вышедшей в 1961 г. Этот сборник стихотворных переводов произведений русских поэтов получил во Франции высокую оценку писателей и прессы и был удостоен приза Жоржа Дюпо от Французской академии в 1964 г.

Собственные поэтические произведения Кати Гранофф опубликованы во многих сборниках. Одни из её стихов были спеты Моникой Морелли в 1967 г., другие были опубликованы в 1984 г. В том же году были выставлены и гуаши-иллюстрации к ним, выполненные Эдит Дестерн.

В конце жизни Катя Гранофф уделяет больше внимания автобиографическим произведениям. Свою последнюю книгу в 1986 г. она посвящает отношениям между евреями и христианами.

Катя Гранофф умерла в возрасте 93 лет. Её заслуги признаны во Франции: она является кавалером ордена Почетного легиона, награждена Орденом за заслуги и Медалью за заслуги в области искусства, науки и литературы.

Соня Делоне

Соня Делоне Терк) – французская художница-абстракционистка еврейского происхождения – родилась в Полтавской губернии , с 1890 г. жила в Санкт-Петербурге, в 1905 г. переехала в Париж как центр искусств.

В 1910 г. Соня вышла замуж за известного и талантливого французского художника Робера Делоне, который, по словам Сони, дал ей форму, а она ему цвет. Её абстрактное искусство складывалось под влиянием кубизма и фовизма.

В 1911 г. Соня начала свои первые опыты с текстилем. Это было связано с рождением сына, для которого Соня сшила одеяло с аппликацией из цветных кусочков ткани. Эти абстрактные аппликации она назвала «симультанными контрастами».

В 1913 г. поэт Гийом Аполлинер познакомил супругов Делоне с писателем Блезом Сандраром. В 1913 г. Соня создала иллюстрации к поэме Сандрара «Проза о транссибирском экспрессе и маленькой Жанне Французской».

1914-1920 годы супруги провели в Испании и Португалии. В Испании Соня Делоне познакомилась с Дягилевым и оформила декорации для поставленного им в 1918 г. балета «Клеопатра». Позже Леонид Мясин заказал супругам декорации и костюмы к балету «Перпетуум-мобиле» на музыку Шуберта.

Вернувшись в Париж, Соня открыла модное ателье. Она создала вязанные крючком цветные жилеты, и платья, шарфы; купальные костюмы, пальто и сумки. Текстильные фабрики производили ткани по её рисункам. Ткани подчинялись принципу равновесия объёма и цвета. С 1922 по 1925 год Соня сделала множество моделей пальто, шалей и образцов тканей в технике аппликации, оформила несколько показов мод и светских балов, посвящённых новому искусству. В 1925 г. она с успехом участвовала в Международной выставке современного декоративного и промышленного искусства. Её пригласили читать лекции в Сорбонне о своём творческом методе.

Работы Сони стали эталоном нового искусства. Модели легко узнавались на улицах и стали в 1925-1929 гг. одним из символов авангардной моды. В 1932 г. в «Журнале Хейма» в статье «Художники и будущее моды» Соня предсказывает победу prêt-à-porter.

Соня стала крупнейшим мастером ар-деко, её находки широко использовались в дизайне, керамике, сценографии, рекламе. Она известна как иллюстратор книг, разработчица узоров для тканей «haute couture» и театральных костюмов; она работала также над скульптурой и акварелями. Вместе с мужем Соня участвовала в оформлении магазинов и апартаментов и даже Парижской Всемирной выставки 1937 г., для которой она создала панно величиной в 235 м². Также с Робером Делоне был организован парижский салон искусств «Реалите Нувель».

Соня Делоне – первая художница, имевшая персональную выставку в Лувре в 1964 г. В 1975 г. она стала офицером Ордена Почётного легиона.

Софья Ростопчина / графиня де Сегюр

Французская писательница, графиня де Сегюр родилась в Санкт-Петербурге в семье графа Ростопчина, министра иностранных дел и генерального директора почтового департамента при дворе Павла I. Софья получила прекрасное образование: она свободно говорила на английском, французском, немецком и итальянском языках, виртуозно играла на фортепиано, перечитала всю отцовскую библиотеку.

На своём первом балу 18-летняя богатая невеста Софья Ростопчина очаровала графа Эжена Сегюра, потомка знатного, но разорившегося французского рода. После свадьбы граф Ростопчин купил молодожёнам имение Нуэт в Нормандии . К 36 годам Софья родила восьмерых детей. Сам Эжен жил в Париже, изредка наезжая в имение Нуэт, а Софья занималась воспитанием детей: обучала языкам, устраивала литературные и музыкальные вечера, рассказывала детям и друзьям детей истории из далёкого детства, прошедшего в усадьбе отца под Москвой. Эти истории и послужили основой творчества графини де Сегюр.

Известный французский писатель Эжен Сю, автор «Парижских тайн» и друг одного из сыновей Софьи, предложил издать эти рассказы, от которых, по его признанию, невозможно оторваться. 56-летняя графиня заключила свой первый контракт с издательством «Ашет». Затем, в течение 18 лет, из-под пера Софьи вышло более двадцати романов и сотни сказок, которые стали гордостью французской литературы.

Ида Рубинштейн

Ида Львовна Рубинштейн – российская танцовщица и актриса из богатой еврейской семьи, известная по портрету В. А. Серова. Родители рано умерли, и тётя забрала девочку из Харькова в Петербург. Ида была хорошо образована, владела французским, английским, немецким и итальянским. Она интересовалась историей и культурой Греции, историей искусств, с детских лет мечтала о сцене и брала уроки декламации, пластики, мимики и танца. После окончания гимназии в Петербурге она окончила театральное училище при Малом театре в Москве.

В 1909-1910 гг. Ида Рубинштейн участвовала в первых «Русских сезонах» Сергея Дягилева в Париже. Архиепископ Парижа приказал католикам не посещать «Мученичество Святого Себастьяна», поскольку роль святого, написанную специально для Рубинштейн, играла женщина, к тому же еврейка.

С 1910 г. Ида Рубинштейн жила в Париже, где её салон посещали видные деятели западной и русской культуры. Она была одной из первых женщин ХХ века, формировавших моду.

Из французских драматических актеров Ида создала труппу, которой руководила, и одновременно выступала в постановках. В спектаклях, на постановку которых она тратила баснословные суммы, были задействованы лучшие мастера того времени: режиссер Всеволод Мейерхольд, композиторы Александр Глазунов и Игорь Стравинский, художник Леон Бакст, хореограф Михаил Фокин. В 1928 г. Морис Равель написал для неё дивертисменты «Болеро» и «Вальс». Сама Ида играла в спектаклях исключительно главные роли.

В 1928 г. Ида Рубинштейн организовала труппу «Балет Иды Рубинштейн», которая просуществовала с перерывами до 1935 г. В состав труппы входили молодые артисты разных стран, в том числе работавшие ранее у Дягилева. Ида, как всегда, во всех спектаклях выступала в главных танцевальных партиях.

В 1935 г. Ида покинула сцену. Её последнее выступление состоялось в 1939 г. Во время второй мировой войны, когда фашисты пришли в Париж, Ида перебралась в Лондон и, не жалея сил и денег, работала в госпитале для французских и английских солдат, выхаживая раненых.

В 1945 г. она вернулась во Францию, где приняла католичество и последние десять лет в полном уединении жила в Вансе, на юге Франции.

Ида Рубинштейн запретила извещать о её смерти в газетах, просила сохранить в тайне время кремации и место захоронения. И никаких дат и надписей – на надгробии высечь только две буквы: I.R.

Ольга Хохлова

Ольга Фёдоровна Хохлова – балетная танцовщица русско-украинского происхождения, более известная как первая жена Пабло Пикассо и мать его сына Пауло. Дочь полковника русской армии, она пошла в балет вопреки запретам родителей.

Пабло Пикассо познакомился с Ольгой Хохловой в Риме весной 1917 г. К этому времени он был знаменитым на всю Европу художником, а Ольга уже пять лет находилась в знаменитой труппе «Русского балета» Сергея Дягилева. Ольга была старательной и дисциплинированной танцовщицей, имела хорошую технику, неплохо «смотрелась» на сцене, но никогда не была примой и, не считая нескольких сольных партий, выступала обычно в кордебалете. 36-летнего Пикассо тогда очень интересовало всё русское. Он дружил с Дягилевым и Стравинским, ему нравились русские балеты, для которых он делал костюмы и декорации. Он даже собирался учить язык этой загадочной для него страны.

Когда «Русский балет» отправился в Латинскую Америку, Ольга решила остаться, выбрав между трудной жизнью рядовой балерины и браком со знаменитым и преуспевающим живописцем. Ольга поехала с Пикассо в Барселону, где художник представил её своей семье. Для своей матери, которую беспокоила женитьба сына на иностранке, он нарисовал портрет Ольги в испанском наряде.

Вернувшись во Францию, они поселились в парижском пригороде Монруж со служанкой, собаками, птицами и еще тысячью разных предметов, которые повсюду сопровождали художника. Именно в Монруже он написал знаменитый «Портрет Ольги в кресле». Позже он нарисует Ольгу для своей первой литографии, которая была использована для пригласительного билета на его выставку.

Ольга неплохо говорила по-французски, хотя и с сильным русским акцентом, и любила слушать длинные фантастические истории, которые ей рассказывал Пабло. Друзья отговаривали его от брака с Ольгой, считая, что он будет неудачным. Но Пикассо был убеждён, что женится на всю жизнь, и поэтому в его брачный контракт вошла статья о том, что их имущество – общее. В случае развода это подразумевало его раздел поровну, включая все картины.

Ольга и Пикассо поженились в июне 1918 г. в православном соборе Александра Невского. После свадьбы Ольга, прирождённая хозяйка, принялась обставлять квартиру, руководствуясь своим вкусом. Пикассо не вмешивался.

В 40 лет Пикассо впервые стал отцом. Это событие его взволновало и наполнило гордостью. Он делал бесконечные рисунки своего сына и жены, помечая на них не только день, но и час. Все они выполнены в неоклассическом стиле, а женщины в его изображении напоминают олимпийские божества.

Однако отношения супругов ухудшались. В 1935 г. Ольга, узнав о романе мужа, немедленно уехала с сыном на юг Франции и подала на развод. Пикассо отказался делить имущество поровну, и Ольга оставалась его законной женой до самой смерти в Каннах.

Леди Абди

Леди Абди родилась в Славянске в семье известного актера Императорского Александрийского театра Григория Ге и драматической актрисы Новиковой. В Петербурге она воспитывалась в Павловском институте. Первая мировая война застала Ию с матерью в Германии, откуда им удалось переехать в Швейцарию, где она училась в школе для девочек, а в 1921 г. Ия переехала в Париж. По семейным обстоятельствам она пыталась вернуться в Россию через Финляндию, вышла там замуж за голландского бизнесмена, от которого родила сына и дочь, но в связи с финансовыми проблемами переехала в Париж.

Один русский знакомый сказал Ие, что с такой хорошей фигурой можно найти работу в салоне моды. Ия пошла к Жаку Дусе, а затем на Елисейские поля к сёстрам Калло, где ей предложили работу манекенщицы и хорошее жалованье с завтраком. В «Калло» её увидел сэр Роберт Абди и влюбился. В 1923 г. они поженились, и началась бурная светская жизнь.

Сразу после свадьбы леди Абди познакомилась с известным модельером Полем Пуаре, который сшил ей платье. Элегантность и яркая индивидуальность леди Абди делали её желанной гостьей на великосветских балах и вечерах. Она могла носить особенные платья и даже не следовать моде. Журнал «Вог» регулярно публиковал её портреты в самых невероятных туалетах, её снимали лучшие фотографы. В одном из номеров можно было прочитать: «Леди Абди, одна из красавиц иностранного общества в Париже, одевается всегда по сугубо личному фасону. Её вкус неоспорим и не подвержен влиянию. Она может пробудить вдохновение у создателей женских туалетов».

В Париже было много русских красавиц, но избранными становились немногие. Пользуясь известностью, леди Абди приняла деятельное участие в проведении благотворительных вечеров в помощь русским беженцам.

По просьбе мужа Ия оставила дом «Сестры Калло». Но семейная жизнь не сложилась, и в 1928 г. они разошлись. Леди Абди вновь начала работать в сфере моды, теперь у Шанель.

Познакомившись с леди Абди, Шанель отправилась в небольшой дом белья и моды «Анек», принадлежавший матери Ии, для которого леди Абди делала эскизы сумок-мешков. Посмотрев вещи, созданные по замыслу леди Абди, Шанель предложила ей работать в своём магазине и в ателье – вместе создавать новые модели, за большие деньги. У Шанель она проработала только год, но стала одной из самых знаменитых светских красавиц Парижа 30-х годов. Все довоенные годы её портреты часто печатали в «Воге» и других модных изданиях, чаще всего в платьях от больших парижских домов; её рисовали многие художники.

В 1936 г. леди Абди, одарённая и артистичная от природы, дебютировала на сцене. Она участвовала в спектакле «Царь Эдип», где была одета в необыкновенный костюм от «Шанель».

В самый разгар сталинского террора, в 1937 г., она впервые в жизни отправляется в Москву. Неизвестно, почему ей разрешили приехать и почему выпустили во Францию.

Во время войны леди Абди перебирается в Англию. Здесь она была мобилизована, так как по паспорту считалась англичанкой, и служила переводчицей в английской армии, так как свободно говорила по-французски, по-русски и по-немецки. В конце войны леди Абди тесно сотрудничала с советской миссией по репатриации русских пленных. Вернувшись в Париж после демобилизации, леди Абди занималась переводами в Институте Пастера. Потом она жила в Нью-Йорке, в Мексике и вернулась во Францию в 70-е годы.

Татьяна Бакунина

Татьяна Бакунина – исследовательница российского масонства XVIII и XIX веков, преподаватель русского языка во Франции. Внучатая племянница знаменитого анархиста М. А. Бакунина родилась в Тверской области, изучала историю в Московском университете, эмигрировала в марте 1926 г. Осенью того же года вышла замуж за писателя М. А. Осоргина.

В Париже Татьяна Бакунина защитила диссертацию по русской истории XVIII века и в 1929 г. добилась степени доктора Парижского университета. Её интересует русское масонство, поскольку «масонство было в ту эпоху школой морального воспитания, едва ли не единственной в России, если не считать религии» . В 1934-1935 гг. Татьяна Бакунина написала и выпустила в Париже две популярных книжки о российских масонах . К 1940 г. она завершила работу над биографическим словарём русских масонов . Почти весь тираж этого издания случайно был уничтожен в конце Второй мировой войны, и книгу удалось издать только через 27 лет.

Несколько десятилетий Татьяна Бакунина проработала в Тургеневской библиотеке.

Она похоронена на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа, рядом с которым жила последние десятилетия.

Тея Бобрикова

Тея Бобрикова родилась в семье, близкой к придворным кругам, и была крестницей Николая II. С детских лет Тея рисовала платья и мечтала, что будет носить их, когда вырастет. Приехав в Париж, семья нуждалась в заработке. 17-летняя Тея решила найти работу. Она обратилась к дяде, и он отправил Тею к своему бывшему гувернёру-французу, который стал в Париже директором магазина. Тот посоветовал ей пойти в дом моды. В то время самыми лучшими домами моды считались «Ланвен» и «Вионне». Тея пошла в «Ланвен», где ей предложили работу «манекена». Но так как Тея не знала, что это за профессия, она представила себя на месте деревянного манекена в витрине.

Родителей такая работа не обрадовала, но так как семья голодала, Тее разрешили работать. Её первый контракт с «Ланвен» подписывал отец. Когда Тея Бобрикова вышла замуж, её контракты с домом «Ланвен» одно время подписывал супруг. Платья, представленные Теей, покупали звёздные клиентки «Ланвен». Дом Жанны Ланвен настолько ценил её, что постоянно прибавлял жалованье. Тея Бобрикова проработала в доме «Ланвен» с 1927 по 1934 год.

По окончании работы в доме «Ланвен» Екатерина Бобрикова создала собственное модное предприятие «Катрин Парель», которым руководила вместе с мужем. Название образовалось из имени владелицы и фамилии «Парель», составленной из французских слов «par elle», что означает «сделанное ею самой».

Официально «Катрин Парель» открылся 6 января 1936 г. и был закрыт в 1948 г. в результате конфликта с профсоюзами. Подобно большим домам моды, он выпускал по две маленькие коллекции в год. Некоторые модели продавали в Италию. Клиентками дома «Катрин Парель» были известные парижские актрисы Мишель Морган и Лиз Готи. Несколько русских манекенщиц работали в этом доме в 30-40-е годы.

«Катрин Парель» работал и во время немецкой оккупации, поставляя товары на чёрный рынок. В те годы жены немецких офицеров не имели права приезжать в Париж за платьями, и им делались модели по меркам.

О доме Бобриковой писал в 1945 г. журнал «Л’Офисьель», модели дома нередко публиковались в модных журналах. В 1946 г. дом «Катрин Парель» работал для кино. Несколько моделей было создано для фильма «Пасторальная симфония», отмеченного на Каннском фестивале. В одном интервью хозяйка дома говорила: «Я всячески поддерживаю тесное содружество между кино и модой. Париж всегда будет арбитром элегантности, а кино для нас является единственной возможностью показать всему миру французскую моду, которой мы вправе гордиться».

Дина Верни

Дина Верни – французская натурщица и галеристка, искусствовед, муза и модель целого поколения художников и скульпторов – родилась в музыкальной еврейской семье в Кишинёве.

В 1925 г. семья поселилась в Париже, где отец устроился аккомпаниатором сеансов немого кино. Когда Дине было 15 лет, её познакомили со знаменитым скульптором Аристидом Майолем, и Дина стала его излюбленной моделью. Он изображал её обнажённой в бронзе, мраморе и других материалах, и благодаря этому творческому содружеству вновь начал рисовать. Дина училась в Сорбонне и позировала, главным образом во время каникул.

В годы Второй мировой войны Дина Верни принимала участие в движении Сопротивления – сначала в Париже, затем, с конца 1939 г., в Провансе, где Майоль укрывал её в своём имении. Дина сотрудничала с марсельской подпольной группой американского журналиста, помогая переправлять беженцев через Пиренеи в Испанию. Она была арестована французской полицией и освобождена при вмешательстве Майоля, который направил её в Ниццу к Анри Матиссу. Однако вскоре она нелегально отправилась в Париж, где в 1943 г. была арестована гестапо и провела 6 месяцев в тюрьме. От расстрела спасло вмешательство Майоля и его влиятельных друзей.

27 сентября 1944 г. Майоль погиб в автокатастрофе. Всё своё состояние и все свои коллекции он завещал Дине, и она становится одной из самых успешной галеристок в Париже. С 1947 г. ей принадлежит галерея на улице Жакоб в VI округе Парижа.

Всю жизнь Дина Верни занималась пропагандой творчества Майоля. В 1995 г благодаря Фонду Дины Верни был открыт музей Майоля, который, кроме работ Майоля в постоянной экспозиции, отличается исключительно высоким уровнем выставок. 18 скульптур Майоля Дина Верни передала в дар французскому правительству с условием их размещения в садах Тюильри. Позже она передала ещё две скульптуры.

Дина Верни известна также как коллекционер антикварных кукол. У неё была обширная коллекция кукольной миниатюры, аксессуаров, кукольных домов, комнат, карет и повозок, а также редких кукол производства Франции и Германии конца XIX – начала XX века. Её коллекция признана одной из лучших в мире, прежде всего по своему художественному уровню. Дина Верни во многом способствовала тому, что кукольная миниатюра стала рассматриваться в качестве настоящего произведения искусства и экспонироваться в серьёзных музеях.

После посещения Советского Союза в 1959 г. Дина Верни начала коллекционировать работы неофициальных советских художников. Она часто ездила в СССР, ходила по мастерским, закупала работы. В своей парижской галерее она выставляла Михаила Шемякина, Илью Кабакова, Эрика Булатова и других мастеров. Незадолго до кончины Дина Верни успела открыть свою последнюю выставку в Музее Майоля – «К новым берегам. Русский авангард из собрания Георгия Костаки и Государственной Третьяковской галереи».

Дина Верни – соавтор многочисленных альбомов и каталогов современных художников, в том числе Франсуазы Жило, Сержа Полякова, Эрика Булатова и Аристида Майоля.

Дина Верни снималась в кино, она также известна как исполнительница блатных и лагерных песен на русском языке. Альбом «Блатные песни» впервые вышел в 1975 г., и после этого галерейщица стала в СССР персоной нон грата.

В 1991 г. она стала кавалером ордена Почётного легиона.

Вверх