Советы женщинам!
ЛедиВека.ру » Без рубрики »

Социализация детей от года: советы родителям

Социализация детей от года: советы родителям
logo

Многие начинающие хоумскулеры опасаются, что, обучаясь дома, ребёнок не получит навыков общения, не найдёт друзей и станет изгоем в социуме. Мы расскажем, почему это не так.

Другие статьи автора:

  • Когда рождается третий ребенок
  • Монолог многодетной мамы
  • Родитель-насильник против ребенка-тирана
  • Миф 1. Социализация — это общение со сверстниками

    Некоторые родители и даже педагоги приравнивают социализацию к общению детей между собой. Но это более глубокое и многогранное понятие.

    Термин «социализация» ввёл в XIX веке американский социолог Гиддингс и французский психолог Тард. Они понимали под ним формирование человека как личности под влиянием социального окружения.

    Согласно Большому энциклопедическому словарю, «социализация — это процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества».

    В Оксфордском толковом словаре по психологии подчёркивается, что понятие социализации в равной степени применимо к людям всех возрастов и по сути является жизненным опытом человека. Ошибочно воспринимать её как погружение в среду ровесников. В социализации нуждается и дошкольник, впервые очутившийся на детской площадке, и взрослой, переехавший из деревни в мегаполис, и пожилой при выходе на пенсию.

    Социализация подразумевает общение с людьми разных возрастов, рас, профессий и социального статуса.

    Важным условием здесь является передача опыта. Ребёнок развивается, только если перенимает что-то от более зрелой личности. В классе, состоящем из 20–30 примерно одинаковых ребят, социализация в подлинном её смысле, увы, невозможна.

    Миф 2. Дети на семейном обучении заперты в четырёх стенах

    В массовом сознании если ребёнок не ходит в школу, то он сидит взаперти дома, несчастный, отрезанный от мира.

    На практике, хоумскулеры занимаются одновременно в нескольких кружках, и это не единственный их способ взаимодействия с обществом. В то время как мир среднестатистического школьника порой напоминает замкнутый круг: дом — школа — дом.

    Жизнь сама по себе — бесконечный источник социализации.

    Вот лишь некоторые возможности для социальной адаптации ребёнка на семейном обучении.

    • Родственники и друзья семьи. У кого, как не у близких, перенимать ценности?
    • Детские площадки во дворах и торговых центрах.
    • Роллердромы, катки, парки отдыха.
    • Встречи хоумскулеров. Родителей семейников часто объединяются и организуют досуг для своих детей.    
    • Детские лагеря: спортивные, оздоровительные или образовательные.        

    В Домашней школе Фоксфордатакже немало внимания уделяют социализации учеников. Проводятся очные встречи, экскурсии, тренинги и мастер-классы, ребята участвуют в волонтёрских проектах.

    Миф 3. «Домашние» дети вырастают замкнутыми и стеснительными

    Люди делятся на экстравертов, интровертов и амбивертов. Первые — открытые и общительные, вторые — скромные и немногословные, третьи — «золотая середина». Это природа, и изменить темперамент человека с помощью социализации практически невозможно. По наблюдениям педагогов, стеснительный ребёнок не перестаёт быть им ни в первом ни в десятом классе.  

    Семейное обучение ориентировано на личность. Можно не только подобрать программу под психологические особенности ребёнка, но и сформировать для него комфортный круг общения.

    Миф 4. Хоумскулеры находятся в «тепличных условиях» и совершенно не подготовлены к жизни

    Некоторые взрослые убеждены в необходимости школьных ссор. Мол, так дети ребёнок поймёт, что люди бывают злыми и подлыми, и сможет в будущем постоять за себя.

    Тёмной стороной школьной социализации является буллинг.

    По словам психолога Елены Трушиной, если в коллективе началась травля, бесполезно занимать отстранённую позицию: «даже если нападкам подвергается только один одноклассник и вашего ребёнка “это не касается”, наблюдатели получают не меньшую, а порой и большую травматизацию».  

    Драться с одноклассниками — не единственный способ научиться разрешать конфликты. Родители «семейников» стремятся преподносить детям достойные образцы поведения, учат взаимодействовать с разными, даже с неприятными, людьми и извлекать пользу из спорных ситуаций.

    Миф 5. Без школы ребёнок никогда не научится быть частью коллектива  

    Некоторым родителям кажется, что в классе дети автоматически осознают, что такое взаимовыручка, поддержка и дружба. Правда заключается в том, что всему этому ребёнка нужно обучать. К чему школьный коллектив может приучить легко, так это «не выделяться» и дружит с теми, кто рядом, а не с теми, кто по-настоящему интересен.   

    Социализироваться — не значит быть, как все.

    Хоумскулеры понимают, что в XXI веке человек вправе сам формировать своё окружение. Развитый эмоциональный интеллект позволяет жить в гармонии с окружающими, а навыки нетворкинга превращают ребёнка в лидера.

    Проблематика дискуссии

    Подготовка воспитанников к успешной самостоятельной жизни — основная задача учреждений социальной поддержки детства и образовательных учреждений.  Однако, как мы видим, к этому процессу необходимо подключать бизнес-сообщество и НКО. По данным статистики только 10 % выпускников находят свое место в жизни, остальные  90% воспитанников после выпуска попадают в сложные жизненные ситуации, оказываясь не готовыми к самостоятельной и взрослой жизни и становятся алкоголиками, наркоманами, преступниками, бомжами.

    Процесс социализации «выходцев» из детских домов и интернатов сильно отличается от социализации ребенка из полноценной семьи.

    К участию в круглом столе приглашаются органы государственной власти, институт Уполномоченного по защите прав ребенка, фонды, благотворительные организации, волонтерские центры, социальные предприниматели, лидеры социальных и гражданских проектов, образовательные центры и программы.

    Цель

    Выявление, освещение и продвижение существующих программ и региональных практик организаций, фондов и СО НКО  направленных на социализацию в обществе воспитанников и выпускников детских домов.

    Вопросы для обсуждения

    • Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года;
    • Проблемы детей-сирот в сфере образования (качество образования в вечерних школах,) ;
    • Потребности воспитанников, проблемы социализации и пути их решения (профориентация, обучение, трудоустройство, вовлеченность);
    • Использование возможностей информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения детей-сирот;
    • Лучшие образовательные практики обучения воспитанников детских домов профессиональными  навыкам и компетенциям;
    • Практики трудоустройства воспитанников и выпускников в Москве и Московской области.

    В рамках круглого стола пройдет презентация образовательной платформы  проекта «Карта социальных возможностей»  и образовательного курса «Права и обязанности выпускников и воспитанников детских домов».

    По итогам мероприятия будут подготовлены рекомендации палатам Федерального Собрания РФ, Правительству России, министерствам и ведомствам, исполнительным и законодательным органам государственной власти субъектов Федерации, а так же будет сформирован каталог лучших практик и программ социализации выпускников детских домов.

    Информация для участников: +7  905 577 74 44, info@socialstairs.ruРегистрация: https://socialstairs.ru/v-moskve-projdet-prezentacija-proekta-karta-socialnyh-vozmozhnostej

    Предложения для итогового Проекта резолюции

    1. Проведение образовательных игр и обучающих семинаров по основам финансовой грамотности, нетворкинга, профориентации;
    2. Провести Общественному совету Департамента образования г. Москвы мониторинг вечерних школ на уровень качества предоставляемого обучения;
    3. Возможности дополнительного обучения, репетиторства, с  использованием волонтеров, интернет технологий для детей-сирот;
    4. Провести разъяснения для директоров школ по механизму приему детей, живущих в приемных семьях в общеобразовательные школы;
    5. Ввести обязательное повышение квалификации педагогическому составу интернатных-учреждений;
    6. Разработать сертифицированный образовательный курс для приемных родителей и членов семей, внести на законодательном уровне при усыновлении, при опекунстве прохождение данного обучения;
    7. Внести предложение создания рейтинга интернатных учреждений и общественного контроля со стороны бизнеса и НКО;
    8. Разработать проект «Рабочая станция молодежи» для комплексной поддержки и сопровождению воспитанников и выпускников интернатных учреждений при трудоустройстве и выборе профессии;
    9. Рост участия  бизнеса и НКО при реализации проектов направленных на патриотическое воспитание, вовлечение в культуру и спорт, профориентацию и трудоустройство воспитанников и выпускников детских домов».

    Ведущие

    Сиротинина Мария

    Гуц Диана

    Спикеры

    Сарбалаев Альберт

    Вверх