Многие начинающие хоумскулеры опасаются, что, обучаясь дома, ребёнок не получит навыков общения, не найдёт друзей и станет изгоем в социуме. Мы расскажем, почему это не так.
Содержание
- Другие статьи автора:
- Миф 1. Социализация — это общение со сверстниками
- Миф 2. Дети на семейном обучении заперты в четырёх стенах
- Миф 3. «Домашние» дети вырастают замкнутыми и стеснительными
- Миф 4. Хоумскулеры находятся в «тепличных условиях» и совершенно не подготовлены к жизни
- Миф 5. Без школы ребёнок никогда не научится быть частью коллектива
- Проблематика дискуссии
- Цель
- Вопросы для обсуждения
- Предложения для итогового Проекта резолюции
Другие статьи автора:
Миф 1. Социализация — это общение со сверстниками
Некоторые родители и даже педагоги приравнивают социализацию к общению детей между собой. Но это более глубокое и многогранное понятие.
Термин «социализация» ввёл в XIX веке американский социолог Гиддингс и французский психолог Тард. Они понимали под ним формирование человека как личности под влиянием социального окружения.
Согласно Большому энциклопедическому словарю, «социализация — это процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества».
В Оксфордском толковом словаре по психологии подчёркивается, что понятие социализации в равной степени применимо к людям всех возрастов и по сути является жизненным опытом человека. Ошибочно воспринимать её как погружение в среду ровесников. В социализации нуждается и дошкольник, впервые очутившийся на детской площадке, и взрослой, переехавший из деревни в мегаполис, и пожилой при выходе на пенсию.
Социализация подразумевает общение с людьми разных возрастов, рас, профессий и социального статуса.
Важным условием здесь является передача опыта. Ребёнок развивается, только если перенимает что-то от более зрелой личности. В классе, состоящем из 20–30 примерно одинаковых ребят, социализация в подлинном её смысле, увы, невозможна.
Миф 2. Дети на семейном обучении заперты в четырёх стенах
В массовом сознании если ребёнок не ходит в школу, то он сидит взаперти дома, несчастный, отрезанный от мира.
На практике, хоумскулеры занимаются одновременно в нескольких кружках, и это не единственный их способ взаимодействия с обществом. В то время как мир среднестатистического школьника порой напоминает замкнутый круг: дом — школа — дом.
Жизнь сама по себе — бесконечный источник социализации.
Вот лишь некоторые возможности для социальной адаптации ребёнка на семейном обучении.
- Родственники и друзья семьи. У кого, как не у близких, перенимать ценности?
- Детские площадки во дворах и торговых центрах.
- Роллердромы, катки, парки отдыха.
- Встречи хоумскулеров. Родителей семейников часто объединяются и организуют досуг для своих детей.
- Детские лагеря: спортивные, оздоровительные или образовательные.
В Домашней школе Фоксфордатакже немало внимания уделяют социализации учеников. Проводятся очные встречи, экскурсии, тренинги и мастер-классы, ребята участвуют в волонтёрских проектах.
Миф 3. «Домашние» дети вырастают замкнутыми и стеснительными
Люди делятся на экстравертов, интровертов и амбивертов. Первые — открытые и общительные, вторые — скромные и немногословные, третьи — «золотая середина». Это природа, и изменить темперамент человека с помощью социализации практически невозможно. По наблюдениям педагогов, стеснительный ребёнок не перестаёт быть им ни в первом ни в десятом классе.
Семейное обучение ориентировано на личность. Можно не только подобрать программу под психологические особенности ребёнка, но и сформировать для него комфортный круг общения.
Миф 4. Хоумскулеры находятся в «тепличных условиях» и совершенно не подготовлены к жизни
Некоторые взрослые убеждены в необходимости школьных ссор. Мол, так дети ребёнок поймёт, что люди бывают злыми и подлыми, и сможет в будущем постоять за себя.
Тёмной стороной школьной социализации является буллинг.
По словам психолога Елены Трушиной, если в коллективе началась травля, бесполезно занимать отстранённую позицию: «даже если нападкам подвергается только один одноклассник и вашего ребёнка “это не касается”, наблюдатели получают не меньшую, а порой и большую травматизацию».
Драться с одноклассниками — не единственный способ научиться разрешать конфликты. Родители «семейников» стремятся преподносить детям достойные образцы поведения, учат взаимодействовать с разными, даже с неприятными, людьми и извлекать пользу из спорных ситуаций.
Миф 5. Без школы ребёнок никогда не научится быть частью коллектива
Некоторым родителям кажется, что в классе дети автоматически осознают, что такое взаимовыручка, поддержка и дружба. Правда заключается в том, что всему этому ребёнка нужно обучать. К чему школьный коллектив может приучить легко, так это «не выделяться» и дружит с теми, кто рядом, а не с теми, кто по-настоящему интересен.
Социализироваться — не значит быть, как все.
Хоумскулеры понимают, что в XXI веке человек вправе сам формировать своё окружение. Развитый эмоциональный интеллект позволяет жить в гармонии с окружающими, а навыки нетворкинга превращают ребёнка в лидера.
Проблематика дискуссии
Подготовка воспитанников к успешной самостоятельной жизни — основная задача учреждений социальной поддержки детства и образовательных учреждений. Однако, как мы видим, к этому процессу необходимо подключать бизнес-сообщество и НКО. По данным статистики только 10 % выпускников находят свое место в жизни, остальные 90% воспитанников после выпуска попадают в сложные жизненные ситуации, оказываясь не готовыми к самостоятельной и взрослой жизни и становятся алкоголиками, наркоманами, преступниками, бомжами.
Процесс социализации «выходцев» из детских домов и интернатов сильно отличается от социализации ребенка из полноценной семьи.
К участию в круглом столе приглашаются органы государственной власти, институт Уполномоченного по защите прав ребенка, фонды, благотворительные организации, волонтерские центры, социальные предприниматели, лидеры социальных и гражданских проектов, образовательные центры и программы.
Цель
Выявление, освещение и продвижение существующих программ и региональных практик организаций, фондов и СО НКО направленных на социализацию в обществе воспитанников и выпускников детских домов.
Вопросы для обсуждения
- Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года;
- Проблемы детей-сирот в сфере образования (качество образования в вечерних школах,) ;
- Потребности воспитанников, проблемы социализации и пути их решения (профориентация, обучение, трудоустройство, вовлеченность);
- Использование возможностей информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения детей-сирот;
- Лучшие образовательные практики обучения воспитанников детских домов профессиональными навыкам и компетенциям;
- Практики трудоустройства воспитанников и выпускников в Москве и Московской области.
В рамках круглого стола пройдет презентация образовательной платформы проекта «Карта социальных возможностей» и образовательного курса «Права и обязанности выпускников и воспитанников детских домов».
По итогам мероприятия будут подготовлены рекомендации палатам Федерального Собрания РФ, Правительству России, министерствам и ведомствам, исполнительным и законодательным органам государственной власти субъектов Федерации, а так же будет сформирован каталог лучших практик и программ социализации выпускников детских домов.
Информация для участников: +7 905 577 74 44, info@socialstairs.ruРегистрация: https://socialstairs.ru/v-moskve-projdet-prezentacija-proekta-karta-socialnyh-vozmozhnostej
Предложения для итогового Проекта резолюции
- Проведение образовательных игр и обучающих семинаров по основам финансовой грамотности, нетворкинга, профориентации;
- Провести Общественному совету Департамента образования г. Москвы мониторинг вечерних школ на уровень качества предоставляемого обучения;
- Возможности дополнительного обучения, репетиторства, с использованием волонтеров, интернет технологий для детей-сирот;
- Провести разъяснения для директоров школ по механизму приему детей, живущих в приемных семьях в общеобразовательные школы;
- Ввести обязательное повышение квалификации педагогическому составу интернатных-учреждений;
- Разработать сертифицированный образовательный курс для приемных родителей и членов семей, внести на законодательном уровне при усыновлении, при опекунстве прохождение данного обучения;
- Внести предложение создания рейтинга интернатных учреждений и общественного контроля со стороны бизнеса и НКО;
- Разработать проект «Рабочая станция молодежи» для комплексной поддержки и сопровождению воспитанников и выпускников интернатных учреждений при трудоустройстве и выборе профессии;
- Рост участия бизнеса и НКО при реализации проектов направленных на патриотическое воспитание, вовлечение в культуру и спорт, профориентацию и трудоустройство воспитанников и выпускников детских домов».
Ведущие
Сиротинина Мария
Гуц Диана
Спикеры
Сарбалаев Альберт