Советы женщинам!
ЛедиВека.ру » Без рубрики »

Ученые: детская агрессия имеет генетических характер

Ученые: детская агрессия имеет генетических характер
logo

Мало кто из взрослых понимает, как и когда начинается детская депрессия. И мало кто понимает, что с ней делать

Ребенок всегда был белый и пушистый, а тут вдруг испортился. Был милый и дружелюбный, а стал злой и истеричный. Был почти отличник, а скатился на двойки и тройки. Был такой позитивный, а стал нытик. Кажется, пришли гномы, унесли хорошего ребенка, принесли какого-то гадкого подменыша.

Долгое время считалось, что никакой депрессии у детей вообще не бывает – что депрессией на сложные обстоятельства жизни может реагировать только сформированная личность. Потом врачи выяснили, что депрессия бывает и у детей, но отличается от депрессии у взрослых.

Детскую депрессию нелегко распознать и диагностировать, потому что она прячется за другие, более выраженные проблемы – в зависимости от возраста ребенка. Чем младше ребенок, тем труднее распознать депрессию за нытьем, жалобами «живот болит» и «ножки болят».

Ребенок плохо ест, плохо спит, плачет. У старших дошкольников на первый план выходят страхи, неусидчивость, тревожность, иногда агрессия. У школьников заметнее всего оказывается неуспеваемость, нежелание учиться, вспыльчивость и вздорность.

Взрослые чаще всего не в состоянии понять, что происходит с ребенком. Он кажется им то больным, то капризным. Они объясняют его состояние ленью, грубостью, распущенностью. Родители считают, что ребенок обнаглел, и хватаются за ремень, а надо бы за голову. До специалистов некоторые семьи добираются только тогда, когда ребенок начинает заговаривать о суициде.

Откуда это?

Детство принято считать счастливой и беззаботной порой, а детские проблемы кажутся взрослым пустяковыми, легко преодолимыми. Но дети, так же, как и взрослые, переживают стрессы и горе, – но, в отличие от взрослых, у них еще нет ни жизненного опыта, ни умения с ними справляться.

Детская депрессия, так же, как и взрослая, не имеет единой причины. Ученые выделяют несколько разных предпосылок.

Во-первых, это биологически факторы (в том числе врожденные нарушения нейробиохимического баланса в синапсах мозга, изменения в некоторых структурах мозга, нарушения биологических ритмов и т.д.)

Во-вторых, это генетические факторы (наследственная предрасположенность – у родственников детей с диагностированной депрессией часто есть депрессия, биполярное расстройство или другие психические заболевания).

В-третьих, психосоциальные предпосылки: в первую очередь – психические травмы. У младенцев – отделение от матери (больница, санаторий, приют, детский дом); у детей старше 4 лет – скандалы в семье, развод родителей, смерть близких и рождение братьев или сестер; у школьников – школа; у всех – катастрофы, войны, тяжелые социально-экономические перемены. Причиной депрессии может стать тяжелая болезнь или возрастной кризис.

Некоторые ученые указывают, что одна из предпосылок к появлению депрессии – это личностные особенности и способы реагирования на стресс: одни дети легко адаптируются к трудной ситуации, другим она кажется невыносимой.

Как это выглядит

Клинические критерии большой депрессии (или монополярной, в отличие от биполярного расстройства с чередующимися маниакальной и депрессивной стадиями), согласно диагностико-статистическому руководству включают в себя подавленное настроение (чувство пустоты, слезливость, у детей и подростков – повышенную эмоциональную возбудимость); уменьшение интереса и удовольствия во всех сферах жизни; изменения веса и аппетита; бессонницу, сонливость; возбуждение или заторможенность; слабость и утрату энергии; чувство несостоятельности и необоснованной вины; неспособность мыслить и сосредоточиться; мысли о смерти, суицидальные мысли.

Американские психиатры предупреждают: дети в депрессии, особенно если они старше 12 лет, могут начать употреблять алкоголь и наркотики.

Дети в депрессии часто жалуются на то, что у них все болит – голова, живот, сердце, руки, ноги. У кого-то все сразу, у кого-то что-то одно, но зато всегда. Некоторые говорят, что трудно дышать, невозможно вздохнуть. Начинают много болеть, и очень часто до обращения к психологу или психиатру по несколько месяцев обследуются у разных врачей.

Многие «впадают в детство» – фактически возвращаются на предыдущие стадии развития: теряют освоенные навыки, начинают играть в давно брошенные игрушки, возвращаются к когда-то любимым книжкам для маленьких. Может появиться энурез и энкопрез. Некоторые начинают прикидываться малышами: сюсюкать, проситься на ручки, предлагать сыграть в детские игры.

Слезливость, страхи, нытье, липучесть и назойливость – с одной стороны, дети раздражаются и грубят взрослым, с другой – хотят от них подтверждений любви, – тоже приметы депрессии. «У детей, как и у взрослых, может быть выражен суточный ритм эндогенной депрессии: утром они вялые, скучные, а вечером повышается уровень тревоги, раздражительности, нарастает моторное наблюдение», – говорит клинический психолог Наталья Науменко.

Дети часто размышляют о бессмысленности жизни, о смерти. Кто-то боится за себя и ищет у себя все возможные болячки, кто-то за маму: не попадет ли она под машину, не умрет ли? Кто-то террористов, воров, грабителей. Кто-то тревожится о судьбах мира: не будет ли войны, не станут ли нас бомбить, не умрет ли человечество от перенаселения или космической катастрофы.

Самый ничтожный повод может стать причиной дикой истерики. Отечественный психиатры Н.Иовчук и А.Северный описывают приступы возбуждения с плачем, безудержным движением, криком, слезами: «При этом жалобы детей ограничиваются лаконичным: «не могу так больше», «в груди вода и пожар», сопровождающимися однотипными причитаниями или криком», – пишут эти авторы.

«В момент безудержного движения дети бьют посуду, ломают игрушки, рвут одежду, выскакивали на балкон, во двор и там демонстративно пронзительно кричат, валяются по полу, даже грызут ножки стула. При этом выкрикивают, что больше не могут, не будут жить, что лучше умереть, а нередко и предпринимают попытки покончить с собой. Такие состояния продолжаются от 10-15 минут до 2 часов и сменяются двигательной заторможенностью с молчаливостью и малой доступностью.

Столь же непродолжительны и состояния с мучительными телесными ощущениями и страхом смерти, протекающие с двигательным беспокойством, реже – с обездвиженностью».

К любым обещаниям покончить с собой специалисты всегда призывают относиться с максимальной серьезностью.

Почему-то существует миф, что человек, который говорит, что покончит с собой, только пугает и никогда этого не сделает. С детьми беда еще в том, что у них часто нет ощущения грани между реальной попыткой суицида и попыткой понарошку, нет четкого понимания непоправимости своих поступков – оно появляется только к подростковому возрасту.

Ребенку кажется, что он сможет откуда-то со стороны пронаблюдать, как его оплакивают, как все раскаиваются, что были с ним несправедливы… Это как раз тот случай, когда лучше перестраховаться.

Признаки суицидального поведения у детей:

(Из статьи Depression in Children)

  • Многочисленные симптомы депрессии (изменения аппетита, сна, активности).
  • Социальная изоляция, включая изоляцию в семье.
  • Разговоры о самоубийстве, безнадежности и беспомощности.
  • Агрессивность или нежелательное поведение (в том числе сексуальное).
  • Повышенная склонность к риску.
  • Частые несчастные случаи.
  • Употребление алкоголя и наркотиков.
  • Фиксация на смерти и негативных темах.
  • Разговоры о смерти и умирании.
  • Неспособность плакать или сниженная эмоциональность.
  • Раздача своих вещей.

Что потом?

Депрессивный эпизод у ребенка без лечения в среднем длится 9 месяцев. Это продолжительность целого учебного года. Дети обычно резко отстают от сверстников в учебе и выпадают из социальной жизни. Фактически – они теряют целый год жизни.

Депрессия часто возвращается. Исследование, опубликованное в The Journal of the American Medical Association, показывает, что взрослые, пережившие депрессию в подростковом возрасте, меньше зарабатывают по сравнению со здоровыми сверстниками, реже получают высшее образование, чаще оказываются безработными, испытывают больше проблем на работе, в социальной и семейной жизни. Депрессией они страдают вдвое чаще, чем взрослые, у которых раньше не было таких проблем. 7% из них совершают самоубийство, 34% пытаются это сделать (0% – среди тех, кто в юности не страдал депрессией).

Рассказывают мамы

Вот несколько историй из жизни (имена мам и детей изменены). Во всех случаях диагноз «депрессия» был поставлен врачом.

Елизавета, мама Егора: «Все началось в пятом классе. Похоже, ему было трудно справляться с новыми требованиями в школе. Он говорил, что не хочет в школу, не пойдет, что у него болит живот. Несколько раз его рвало перед школой. Потом он стал говорить, что у него не ходят ноги. Мне вообще стало казаться, что это чужой, незнакомый ребенок: мой никогда не хлопал дверями, не орал истерично. Разговоры с ним превратились в хождение по минному полю: никогда не знаешь, на что среагирует и где взорвется. Он стал плохо засыпать по ночам, плакал, кричал, что не выспится, что утром не сможет пойти в школу, от этого совсем перестал спать. У него все время болела голова, начались тяжелые мигрени.

Учиться почти перестал – посыпались двойки и тройки по всем предметам, одна тетрадь для всех уроков, домашнюю работу не делал, после школы болтался с друзьями по чужим дворам. Подруги говорили – может, у него подростковый возраст начался? Но какой подростковый возраст у маленького десятилетки?

Потом стало совсем страшно: он начал говорить про бессмысленность жизни, про то, что не хочет жить, что все кругом – только сон…

Ничего не делал, сидел дома и катал свои машинки, в которые любил играть, когда ему было года два. Отказывался мыться, стричься, чистить зубы, причесываться, менять одежду. Жаловался, что не может читать – буквы не складываются в слова, не понимает смысла прочитанного, не может решить задачу, потому что не понимает, о чем она. Вот только тут я поняла, что с ним – и побежала с ним к врачу».

Татьяна, мама Антона: «Двое одноклассников Антона издевались над ним прямо на переменах в коридоре, под носом у учительницы, унижали его. А у него в это время было еще обострение бронхиальной астмы. В результате – полная потеря работоспособности, утрата всех школьных навыков, сильная утомляемость, сонливость и вместе с тем, очень плохой сон; заметное снижение самооценки, страхи, несколько раз писался ночью.

Обострение астмы долго не могла купировать, присоединилась инфекция, в результате пневмония. Я предположила депрессию, пошла с ним к клиническому психологу и неврологу. Первая взяла его на занятия, вторая назначила лечение. Оно помогло, его отпустило, но восстанавливался потом еще два года с лишним, да и до сих пор аукается это все неуверенностью в себе».

Галина, мама Сережи: «Все началось в четвертом классе, осенью. Дети со сложностями в общении к этому, наверное, в принципе склонны.

В разговорах перед сном он стал высказывать страхи за свою жизнь и особенно за мою. Был глобальный страх смерти. Он плакал. Учительница в школе обратила внимание на резкий спад успеваемости и ухудшение поведения.

Нужно было что-то делать, чтобы помочь ребенку. У врача все и выяснилось. Лечение помогло быстро, и на этом все кончилось. Возможно, потому, как сказала врач, что мы поймали депрессию на самой начальной стадии».

Марина, мама Германа: «Сыну исполнилось 13, он пошел в седьмой класс. Почти одновременно из семьи ушел отец и умерла бабушка, которую сын очень любил. Сын лежал на диване в обнимку с кошкой и ничего не делал. Строил домики из подушек и одеял. Пропал аппетит. Появились головокружения, предобморочные состояния.

Сын стал уходить из школы после двух-трех уроков. Уроки не учил вовсе, причем объяснял это ленью, отсутствием силы воли: «Хочу, буду, собираюсь – но завтра, сегодня не могу». Потом тяжело заболела я. Пока я лежала в больнице, сын жил у родственников, отказывался мыться, чистить зубы, прогуливал школу, лежал в постели, оборвал все социальные контакты. Лечение назначили, но оно не очень помогло, хотя восстановили сон и аппетит. Целый учебный год пропал. Сейчас он учится на дому, приходят учителя, но больше 40 минут нелюбимыми предметами заниматься не может, сразу головные боли и дурнота».

Школа как причина

После семи лет главной причиной детских депрессий становится школа. Самые типичные проблемы – это тяжелое привыкание к первому и пятому классу, проблемы в отношениях с одноклассниками, школьная травля и непрофессиональное поведение учителя.

Иовчук и Северный в статье «К проблеме дидактогенных расстройств у школьников», вышедшей в 2007 году, пишут: «В последние 10 лет среди наблюдаемых нами детей отмечается неуклонный рост тяжелых и затяжных депрессивных состояний, определенно связанных со школьным обучением, а именно с неадекватностью воспитательных мер, несправедливым отношением учителя, в том числе занижением оценок, применением «невротизирующих» тестов (прежде всего теста на скорость чтения), психологическим и физическим насилием».

Учитель может и не унижать ученика лично: ребенок наблюдает за тем, как учитель общается с классом и боится публичного унижения. Ребенок начинает болеть, жаловаться на живот, на тошноту, его рвет перед школой, он отказывается туда идти под всеми возможными предлогами… Обостряются страхи, появляются когнитивные нарушения (дети с трудом концентрируются, им тяжело думать, они жалуются на собственную тупость), учеба становится невозможной…

Тяжелее всего – реакция родителей на детские проблемы. Родители требуют от ребенка хорошей учебы. Родители занимаются с ним дополнительно, усиливают контроль, лишают ребенка удовольствий – и все это усиливает депрессию.

На одном родительском интернет-ресурсе одна мама жаловалась: «Я уже лишила его компьютера, телевизора и прогулок, Новый год отменили, подарка на день рожденья тоже не заслужил. Стал сидеть “ВКонтакте” с телефона, телефон тоже забрала. Теперь целыми днями лежит на диване и все равно ничего не делает. Как мне еще его наказать?»

Иногда родители прибегают к физическим наказаниям; последствия для депрессивного ребенка могут быть самыми отчаянными.

Иовчук и Северный пишут: «В коррекционной работе чрезвычайно важно участие родителей, которые, как правило, не понимают характера и глубины психических нарушений ребенка, поначалу отказываются принять психиатрическую, особенно психофармакологическую терапию, склонны обвинять ребенка в “симуляции”, лени, хулиганстве и т.п.

При неправильном поведении родителей депрессия принимает еще более затяжной характер и приводит к глубокой школьной дизадаптации (незаконченная школа, необходимость перевода в экстернат, школу индивидуального обучения для детей с ослабленным здоровьем и детей-инвалидов). Тем не менее, при настойчивой психотерапевтической работе с родителями чаще всего удается вовлечь их в психокоррекционный процесс в интересах больного ребенка. Чего, к сожалению, почти никогда нельзя сказать о педагогах».

Лучше взрослых лечите!

Когда я поделилась цитированной выше статьей в соцсетях, она вызвала бурю возмущения у читателей: это не ребенка, это взрослых надо лечить!

В самом деле, учительская жесткость, часто переходящая в жестокость, и родительский перфекционизм в сочетании с тревожностью, высокие требования, предъявляемые к ребенку, напряженная обстановка дома – те самые факторы, которые вызывают депрессию. Кажется, действительно: нормализуйте обстановку в школе и семье – и не надо никаких таблеток.

Почти у всех детей и подростков наблюдаются те или иные симптомы депрессии, а до 5% детей и 10-20% подростков могут испытывать серьезные депрессивные состояния», – пишут американские психиатры Мэш и Вольф. Это что же – всех лечить?

Нет: в части случаев действительно достаточно нормализации обстановки. Но некоторым детям может потребоваться и работа с психотерапевтом, и лечение. Как же понять, когда нужен врач, а когда можно обойтись помощью психолога?

«Обращаться к врачу обязательно надо в тех случаях, когда у ребенка наблюдаются не только изменения в настроении, переживания, случайные жалобы на самочувствие, но и реальные соматические проблемы: нарушения сна, аппетита, колебания веса, когда он жалуется на боли в руках, ногах, животе, – говорит клинический психолог Наталья Науменко. – Энурез и энкопрез тоже свидетельствуют о невротизации на органическом фоне, и с этим тоже надо идти к врачу.

Должны настораживать внезапные изменения в поведении: когда ребенок становится раздражительным, агрессивным, когда у него появляются страхи.

К сожалению, детские депрессии диагностируются плохо, и даже если родители заподозрили проблему, врач может не подтвердить их подозрения. Иногда достаточно только нормализации обстановки.

Вот случай из моей практики: привели чудесного, одаренного мальчика четырех с половиной лет с жалобами на истерики и раздражительность. Пока тестировала ребенка, в его ответах все время присутствовал мотив “мама будет ругать”, “мальчик боится, что мама будет его ругать”… Оказалось, что у мальчика недавно родилась сестренка, а отец бросил маму с новорожденной на руках. Все мамино раздражение досталось мальчику – мама читала ему морали, как взрослому. Кроме того, за последний год у него умерла любимая и любящая бабушка, а в детском саду появилась воспитательница, которая его била, о чем он маме не говорил.

Когда мама поняла, что происходит, она очень испугалась. У нее очень тяжелый период в жизни, но она любит ребенка – и я уверена, что в этом случае нормализации обстановки вполне достаточно, и через два-три месяца ребенок войдет в норму. А вот если этого не происходит – это повод для обращения к врачу».

«Мне все говорили – с ума сошла, ребенку таблетки! Таблетки – вредно! – рассказывает Елизавета, мама Егора. –Но я обращалась к психологу, который сказал: с отношениями у вас все в порядке, вам к неврологу и психиатру. Я полгода пыталась решить проблему любовью и заботой, но сыну становилось все хуже. Ребенок разучился читать, перестал спать, начал рассуждать о том, что не жить – лучше, чем жить…

Таблетки вредно, да. Но не жить – вреднее.

Через четыре месяца лечения прежний веселый мальчик вернулся. Но помогать ему с учебой пришлось еще два года – до такой степени все было запущено».

«Я дома создала Антону лечебно-охранительный режим, – рассказывает Татьяна. – Спокойная обстановка, совсем убрала телевизор и компьютер, ванны, прогулки (когда стало легче с астмой и пневмонией). Учебу не запускала, чтобы не выбиться из ритма жизни, но учились на коленях, писали рука в руке, читала ему сама, много разговаривали вообще на разные темы.

Самое трудное для него было выйти в школу после больничного, он отчаянно боялся. А для меня самое трудное было не выходить из себя, общаясь со школой, и не придушить учительницу: ярость меня просто выжигала. Вот эта ярость помогла добиться от администрации, чтобы учительница помогала ребенку, а не топила его.

Очень сильно помогли родители в классе, настраивали детей на помощь сыну. Так же очень сильно помогла психолог школы, она занималась с классом, отдельно с зачинщиками травли. Виновники принесли ему прилюдные извинения в итоге. Учительница по окончании года уволилась. Но отголоски проблем есть и сейчас, хотя прошло уже три года – в основном снижение самооценки».

Жизнь важнее школы. Наверное, это главное, что стоит помнить замученным ответственностью, виной и школой родителям.

Чем могут помочь родители

Американская академия педиатрии советует:

Что делать, если у ребенка депрессия

  • Разговаривайте с ребенком о его чувствах, о происходящем в доме и школе, о том, что его волнует.
  • Обратитесь к врачу. Депрессия может быть вызвана медицинскими проблемами. Врач может посоветовать психотерапию или назначить лечение.
  • Любые мысли о суициде расценивайте как экстренный случай, требующий немедленной помощи.

Налаживайте здоровый образ жизни

  • Обеспечьте ребенку здоровое питание, достаточное количество сна, физических упражнений, положительных контактов с людьми в школе и дома.
  • Ограничьте время за компьютером и поощряйте физическую активность, особенно вместе с другими.
  • Проводите время наедине с ребенком, хвалите, показывайте ребенку, в чем его сильные места, – все это укрепляет связь с ребенком.

Обеспечьте ребенку физическую и психическую безопасность

  • Разговаривайте с ребенком о травле в школе. Травля – одна из главных причин психических проблем у детей.
  • Не забывайте о том, что ребенок может переживать горе или утрату. Искать помощи, если горе не проходит. Если вы сами переживаете горе, ищите помощь для себя и дополнительную поддержку для ребенка.
  • Уменьшите стресс. Внесите краткосрочные изменения в количество домашней работы, помощи по дому, дополнительных занятий.
  • Все оружие, лекарства (в том числе безрецептурные) и алкоголь должны быть надежно заперты.

Просвещайте других

  • Ваш ребенок не выдумывает симптомы.
  • То, что выглядит ленью и наглостью, может быть симптомами депрессии.
  • Обсудите семейные случаи депрессии: это помогает лучше понять, что происходит.
  • Учите ребенка размышлять и справляться с задачами.
  • Помогите ребенку расслабляться при помощи физических упражнений и творчества. Опирайтесь на его сильные стороны.
  • Говорите с ребенком и слушайте его с любовью и поддержкой. Учите ребенка описывать свои чувства.
  • Учите ребенка смотреть на проблемы более позитивно.
  • Делите проблемы и задачи на более мелкие части, чтобы ребенок успешно с ними справлялся.

Создайте план безопасности

  • Следуйте плану лечения. Следите за тем, чтобы ребенок посещал терапию и принимал назначенные лекарства.
  • Лечение помогает, но не сразу – иногда через несколько недель. Депрессивный ребенок может не увидеть изменений в настроении сразу.
  • Продумайте, кому вы можете позвонить, когда вам плохо.
  • Не упускайте из вида факторов риска суицида (разговоры о суициде по телефону или интернету, раздача своих вещей, мысли о смерти, употребление наркотиков и алкоголя).
  • Держите под рукой телефоны врача ребенка, его психотерапевта, местного центра неотложной психологической помощи, скорой психиатрической.

Недостаток или переизбыток?

– Каковы причины детской жестокости?

– Причин много. И, едва ли, не основная – отношения в семье. Постоянные крики родителей, хамство в отношении друг друга формируют у ребёнка представление о том, что такое поведение приемлемо. Помимо этого агрессивность могут спровоцировать и некоторые «тактики» взрослых в отношении сына или дочери. Допустим, мама настаивает, чтобы ребёнок надел шапку, а папа не проявляет настойчивости в данном вопросе. Спор происходит на глазах у детей. Противоположность требований родителей способна вызвать агрессию сына или дочери.

Непоследовательность в формировании нравственных ценностей также нередко озлобляет ребёнка. Часто взрослые учат детей быть честными, справедливыми, а после, на виду у него, обманывают, проходят мимо несправедливости. В таких ситуациях рождается злоба и агрессия по отношению к обманувшим его маме и папе.

Безразличие или враждебность родителей, чрезмерный контроль или полная бесконтрольность, недостаток или переизбыток внимания, а, в конце – концов, неуважение к личности ребёнка, как правило, чреваты повышенной его агрессивностью, которая обязательно проявится в различных формах жестокости.

В школьном возрасте, лет в 9-10, у детей возникает чувство взрослости. Общение со сверстниками становится для них приоритетнее контакта с родителями. Стремление самоутвердиться в коллективе иногда принимает жестокие формы. А порой школьники неверно понимают поведение окружающих: дружеское подтрунивание воспринимают как насмешку или оскорбление. Это вызывает желание дать отпор «обидчику».

Крайний случай

– В каких формах проявляется жестокость детей?

– Основных форм две: словесная и физическая. Причина агрессивных высказываний ребёнка, опять же, кроется в поведении взрослых. Вероятно, кто-то из членов семьи регулярно «снимает напряжение» таким способом. У сына или дочери закрепляется представление: если взрослый, бесстрашный человек решает проблемы таким способом – это хорошо и правильно. И действует аналогично. Иногда дети ругаются, чтобы позлить взрослых.

В подобных ситуациях бранные слова становятся орудием мести. Ни в коем случае не стоит наказывать, запрещать произносить ругательства. Такие «меры» вызовут обратный эффект. Лучшее, что можно сделать, – объяснить, что для всякого слова есть своё место и время. Ругательство допустимо лишь в крайнем случае, когда от отчаяния не хватает слов. Следите за собственной речью! Если всё-таки случилось, что ребёнок «поймал» вас на «нехорошем» слове, не постесняйтесь извиниться перед ним. Это поможет ему поверить вам, сблизит вас.

Физическая агрессия в отношении окружающих имеет несколько причин: а) желание самоутвердиться; б) стремление защититься; в) от безысходности; г) от несдержанности. Если в первых трёх случаях проявление жестокости происходит от неуверенности в себе ребёнка, возможно, его повышенной тревожности и предполагает помощь специалиста, то в последнем – всё от скверного воспитания. Важно воспитывать детей с мыслью: чтобы быть успешным в жизни, нужно учиться договариваться, уступать, контролировать эмоции.

Не стать животным

– То и дело сталкиваешься с шокирующими фактами истязания животных детьми. Откуда это?

– Когда дети совсем маленькие, природа «садизма» над животными – любопытство и элементарное непонимание. В таких случаях можно серьёзно поговорить с малышом, растолковать ему, что чувствует животное, как ему больно. Жестокость школьников уже не списать на любопытство и непонимание. Это свидетельство агрессивности.

Причиной жестокости, скорее всего, являются домашние конфликты, личная неудовлетворённость. К примеру, если ребёнка наказывают физически, он, не имея возможности ответить, вымещает злобу на животных. В подростковом возрасте под оглупляющим влиянием компании школьники часто участвуют в издевательствах над животными. Им кажется, что это «круто», что такие действия поднимают их авторитет в глазах сверстников. Взрослые должны вовремя заметить это, ведь такая бравада может позже развиться в преступную деятельность.

Личный пример – главное

– Какова роль наследственности в формировании у ребёнка агрессивности как черты характера?

– Генетическую предрасположенность к жестокости скорее всего исключать нельзя. Известны факты, когда усыновлённые дети, выросшие в обстановке любви, становятся безжалостными агрессорами. Но величайшую роль воспитания, пожалуй, главенствующую его роль, никто не отменял.

– В связи с этим, какие рекомендации вы можете дать родителям?

– Наблюдайте за тем, во что играют ваши дети. Если заметите, что ребёнок проявляет агрессию по отношению к игрушкам, а тем более животным, насторожитесь. Не секрет, что в играх дети во- площают мечты и фантазии. Ни в коем случае не обзывайте и не бейте ребёнка! Учитесь разговаривать с ним. Иначе, не сомневайтесь: очень скоро он начнёт копировать ваше поведение. Приучите ребёнка откровенно рассказывать о том, что его волнует. В разговоре с ним и сами будьте максимально искренни. Не стесняйтесь говорить ему: «Я расстроился», «Я обиделся», «Я рассердился». Но, конечно, самое главное, будьте положительным примером: не проявляйте грубости и жестокости ни в отношении своих детей, ни в отношении окружающих. Учитесь слышать ребёнка, видеть в нём полноценную личность.

Смотрите также:

  • Почему родители не «френды»?Подружиться можно только со свободным ребенком →
  • Дефицит сострадания. В проявлении эмоций дети подражают взрослым →
  • Полезный страх: Как преодолевать детские боязни →

Континент Зеландия

В феврале группа учёных обнаружила под толщей воды в юго-западной части Тихого океана затонувший континент площадью около 5 млн км², который назвали Зеландией. По мнению исследователей, Новая Зеландия и Новая Каледония — это не просто острова рядом с Австралией, а верхушка большого континента, поверхность которого на 94% скрыта под водой.

Зеландия, по оценкам учёных, начала откалываться от древнего суперконтинента Гондвана около 100 млн лет назад. Это деформировало земную кору, в результате чего большая часть материка оказалась под водой. Свои выводы геологи подтвердили спутниковыми наблюдениями, согласно которым на месте Зеландии находится материковая, а не океаническая кора или вулканические породы.

По словам учёных, тот факт, что континент может быть погружён под воду, оставаясь при этом единым целым, поможет в исследовании сдвигов и разломов континентальных плит. Авторы открытия предложили дополнить Зеландией список существующих континентов.

Игры с ДНК

В ноябре учёные калифорнийской детской больницы впервые отредактировали геном в теле человека — 44-летнего Брайана Мэддокса. Чтобы излечить пациента от синдрома Хантера — расстройства обмена веществ, исследователи с помощью специальных вирусов доставили в его организм миллиарды «правильных» копий гена, который у Брайана содержит мутацию.

«Мы разрезали его ДНК, вставили туда ген и сшили обратно. Теперь этот ген стал частью ДНК на всю оставшуюся жизнь», — в двух словах пояснил суть операции доктор Сэнди Макрай.

О результатах эксперимента говорить пока рано. Достоверные данные об эффективности терапии можно будет получить только в 2018 году. Генная терапия вряд ли избавит пациента от всех симптомов заболевания, но по крайней мере оно больше не будет прогрессировать.

В случае успеха операции учёные планируют испытать метод ещё на 30 взрослых пациентах и перейти к редактированию геномов детей, чтобы успеть помочь им до того, как болезнь навредит организму.

Без ретровирусов

В этом году американские и китайские генетики вывели свиней, у которых ДНК была полностью очищена от ретровирусов — главного препятствия для пересадки органов этих животных человеку.

В ходе эксперимента учёные использовали линию клеток, выделенных из ткани зародышей свиней. С помощью технологии редактирования генома CRISPR/Cas9 в клетках свиней были «выключены» все копии опасного вируса. Ядра очищенных клеток ввели в яйцеклетки, затем развившиеся эмбрионы поместили в матку свиньи. В результате на свет появились 37 поросят без ретровирусов.

  • © FRED TANNEAU / AFP

Теперь, чтобы использовать свиней в качестве доноров, необходимо устранить иммунную несовместимость человека и свиньи. Дело в том, что клетки животных, в отличие от человеческих, содержат на поверхности другой набор белков и полисахаридов, поэтому вызовут иммунный ответ. Исследователи уже работают над этой проблемой.

Фараон Хеопс и тайная комната

Внутри знаменитой пирамиды Хеопса было обнаружено ранее неизвестное помещение. Его длина около 30 м, высота — около 2 м. Найти тайную комнату удалось благодаря технологии мюонной радиографии, которая позволяет сканировать породу и находить в ней полости с помощью высокочувствительного радара.

С начала XIX века это первая находка подобного масштаба. Раньше было известно, что внутри пирамиды Хеопса находятся три больших помещения и множество проходов, шахт и туннелей. Крупнейшее из помещений — Большая галерея — располагается по центру пирамиды. Она представляет собой почти вертикальную шахту высотой около 8 м и длиной 47 м. Обнаруженная комната находится прямо над этой галереей.

«Нам неизвестно, состоит эта комната из одного помещения или из нескольких, но мы точно уверены, что она там есть. Это впечатляет, ведь считалось, что все скрытые помещения внутри пирамиды давно обнаружены», — заявил в одном из интервью президент французского Института по сохранению исторического наследия Мехди Тайоби.

  • Пирамида Хеопса
  • © F. Schneider/Arco Images

По словам учёных, тайная комната имеет функциональное значение и была сделана для повышения прочности конструкции, чтобы защитить очень узкую крышу Большой галереи от веса пирамиды. Однако доступа к находке нет, поэтому окончательное предназначение помещения остаётся неясным.

Специалисты из Французского национального института информатики и прикладной математики предложили просверлить в стене пирамиды трёхсантиметровое отверстие и запустить в него крошечный дрон, который позволил бы исследовать тайную комнату. Для проведения этого эксперимента исследователям предстоит получить одобрение египетских властей.

Инопланетный гость

В октябре астрономам впервые удалось обнаружить межзвёздный объект, посетивший пределы Солнечной системы, — астероид Оумуамуа.

В ходе исследований учёные выяснили, что инопланетный гость имеет вытянутую форму, напоминающую сигару, достигает 200 м в длину, разгоняется до скорости около 26 км/с относительно Солнца, движется по незамкнутой гиперболической траектории и вскоре покинет Солнечную систему.

Необычная форма объекта натолкнула некоторых учёных на мысль, что астероид может являться межзвёздным космическим кораблём. Но зарегистрировать какие-либо инопланетные сигналы, которые исходили бы от Оумуамуа, специалистам не удалось.

Однако исследователи не исключают наличие жизни на Оумуамуа. Специалисты установили, что богатые льдом недра астероида покрыты полутораметровой углеродной коркой, под которой, возможно, сохранились микробы. Конечно, наличие на Оумуамуа органических веществ ещё не доказывает существования на нём внеземной жизни. Астрономы намерены продолжить исследование, чтобы окончательно разобраться в природе астероида, пока он не покинул пределы Солнечной системы.

Условия для жизни

Американские учёные разработали устройство, которое воспроизводит внутриутробные условия и позволяет поддерживать жизнь недоношенных новорождённых, появившихся на свет после 15-й недели беременности.

Устройство представляет собой пластиковый мешок, в котором находится электролитный раствор, по составу схожий с амниотической жидкостью (околоплодные воды). Снаружи расположен аппарат, к которому подсоединяется пуповина плода. Этот аппарат обогащает кровь плода кислородом и насыщает его питательными веществами. 

Медики испытали устройство на восьми ягнятах, рождённых на 105–120 дне внутриутробного развития (что равносильно 23—24 неделям для людей). Все животные выжили.

В течение следующих трёх-пяти лет планируется протестировать изобретение на недоношенных младенцах.

Слушая космос

В октябре учёные впервые поймали гравитационный всплеск от слияния нейтронных звёзд. Гравитационные волны — возмущения пространства-времени, излучаемые движущимися массивными объектами — например, нейтронными звёздами — и распространяющиеся со скоростью света.

Впервые об обнаружении гравитационных волн было объявлено 11 февраля 2016 года, а в октябре 2017-го американским физикам во главе с Кипом Торном присудили Нобелевскую премию за изучение гравитационных волн и создание гравитационно-волновой обсерватории LIGO, на которой был получен сигнал. Он исходил от слияния двух чёрных дыр в 36 и 29 солнечных масс на расстоянии около 1,3 млрд световых лет от Земли.

В отличие от слияния чёрных дыр, столкновение нейтронных звёзд напоминало красочный салют и породило гамма-всплеск — один из наиболее мощных выбросов энергии взрывного характера во Вселенной. В процессе изучения этого гамма-всплеска учёные могут расширить свои знания о нейтронных звёздах и образующихся от их столкновения гравитационных волнах.

Это открытие знаменует начало новой эпохи в астрономии. Учёные смогут исследовать Вселенную и её небесные тела не только с помощью света и радиации, которые они излучают, но и сочетать эти наблюдения с информацией, полученной в ходе анализа гравитационных волн.

«Представьте, что вы живёте в комнате без окон, и всё, что вы можете — слышать гром. Но теперь вас переселили в комнату с окном, и вы не только слышите гром, но и видите молнию. Молния даёт совершенно новую возможность для изучения грозы и понимания того, что происходит в действительности», — пояснила на этом примере значимость открытия астрофизик из Северо-западного университета и член сообщества LIGO Вики Калогера.

Искусственный интеллект против человека

За последний год программисты и математики совершили прорыв в области создания систем искусственного разума, которые превосходят человека в умении играть в стратегические и азартные игры.

В мае разработанный специалистами Google нейросетевой алгоритм AlphaGo разгромил сильнейшего в мире игрока в го — китайца Кэ Цзе. Раньше считалось, что компьютеры не могут победить человека в играх, требующих стратегического мышления и интуитивного подхода.

  • Второй матч китайского игрока в го Кэ Цзе и программы искусственного интеллекта Google AlphaGo, Китай, 25 мая 2017 года.

Осенью специалисты Google разработали новый алгоритм — AlphaZero с возможностью самостоятельного обучения, без помощи человека. Кроме того, AlphaZero мог осваивать сразу несколько игр. Алгоритм получил только базовые знания о правилах игры. Затем AlphaZero играл сам с собой и самостоятельно вырабатывал лучшую стратегию.

За четыре часа самообразования алгоритм AlphaZero овладел игрой в шахматы настолько хорошо, что победил действующего чемпиона среди компьютерных программ. А за восемь часов обучился игре в го и смог одолеть своего коллегу — AlphaGo. Впервые в истории нейросетей менее чем за 24 часа один и тот же алгоритм смог обучиться разным играм до сверхчеловеческого уровня.

В декабре американские учёные создали новую систему искусственного интеллекта Libratus, которая победила четырёх сильнейших игроков в покер. Компьютер выиграл фишек на сумму более $1,7 млн. Примечательно, что искусственный интеллект впервые учитывал, что противник намеренно хочет ввести его в заблуждение.

Причины агрессии

Агрессивное поведение у человека способно вызываться разнообразными причинами.

Основные причины агрессии у человека:

— злоупотребление алкоголем, а также наркотическими средствами, которые расшатывают нервную систему, что провоцирует развитие агрессивной неадекватной реакции на незначительные ситуации;

— проблемы личного характера, неустроенность личной жизни (отсутствие спутника жизни, чувство одиночества, интимные проблемы, вызывающие депрессию, а в дальнейшем переходящие в агрессивное состояние и проявляющееся при каждом упоминании о проблеме);

— психические травмы, полученные в детстве (невроз, полученный в детстве из-за плохих отношений родителей);

— строгое воспитание провоцирует в будущем проявление агрессивности по отношению к детям;

— увлечение просмотром квест-играми и триллеров;

— переутомление, отказ от отдыха.

Агрессивное поведение наблюдается при целом ряде психических и нервных расстройствах. Данное состояние отмечается у больных эпилепсией, шизофренией, вследствие травм и при органических поражениях головного мозга, менингита, энцефалита, психосоматических расстройствах, неврастении, эпилептоидной психопатии.

Причины агрессии – это субъективные факторы (обычаи, месть, историческая память, экстремизм, фанатизм некоторых религиозных течений, образ сильного человека, внедряемый через СМИ, и даже психологические индивидуальные черты политиков).

Существует ошибочное мнение относительно того, что агрессивное поведение больше свойственно людям с душевными болезнями. Имеются данные, что только у 12% людей, которые совершили агрессивные поступки и были направлены на судебно-психиатрическую экспертизу, выявили психические заболевания. В половине случаев агрессивное поведение было проявлением психоза, а у остальных отмечались неадекватные агрессивные реакции. Фактически во всех случаях наблюдается гипертрофированная реакция на обстоятельства.

Наблюдение за подростками показало, что телевидение закрепляет агрессивное состояние посредством криминальных передач, что в дальнейшем усиливает эффект. Социологи, в частности Кэролин Вуд Шериф, опровергают распространенное мнение о том, что спортивные состязания выступают в качестве эрзац-войны без кровопролития. Длительные наблюдения за подростками в летнем лагере показали, что спортивные соревнования не только не снижают взаимную агрессивность, а только усиливают ее. Был обнаружен интересный факт по снятию агрессивности у подростков. Совместный труд в лагере не только объединил подростков, а и помог снять взаимное агрессивное напряжение.

Виды агрессии

А. Басс, а также А. Дарки выделили такие виды агрессии у человека:

— физическая, когда применяется прямая сила для нанесения физического и морального ущерба противнику;

— раздражение проявляется в готовности к негативным чувствам; косвенная агрессия характеризуется окольным путем и направляется на другое лицо;

— негативизм является оппозиционной манерой в поведении, отмечающейся пассивным сопротивлением до активной борьбы, направленным против установленных законов и обычаев;

— вербальная агрессия выражается в негативных чувствах через такую форму как визг, крик, через словесные ответы (угрозы, проклятия);

— обида, ненависть, зависть к окружающим за выдуманное и действительное действие;

— подозрительность является отношением к индивидам в диапазоне от осторожности до недоверия, сводящееся к убеждению, что другие личности планируют, а потом приносят вред;

— чувство вины относится к убеждению субъекта, что он плохой человек, поступающий зло, зачастую такие люди испытывают угрызения совести.

Э. Басс предложил классификацию, выстроенную на основе многоосевого принципа. Эта концептуальная рамка состоит из трех осей: вербальная — физическая, пассивная — активная; непрямая – прямая.

Г. Э. Бреслав дополнил эту классификацию, считая, что индивид проявляет одновременно несколько видов агрессивности, которые постоянно меняются и переходят друг в друга.

По направленности выделяют следующие виды агрессии:

— гетероагрессия, которая направлена на окружающих; это убийства, нанесение побоев, изнасилования, ненормативная лексика, угрозы, оскорбления;

— аутоагрессия, которая направлена на себя, это самоуничтожение (суицид), психосоматические заболевания, саморазрушающее поведение;

По причине проявления выделяют такие виды:

— реактивная, которая представляет ответную реакцию на внешний раздражитель (конфликт, ссора);

— спонтанная, которая проявляется без явных причин, зачастую под влиянием внутренних импульсов (неспровоцированное агрессивное поведение, вызванное психическими заболеваниями и накоплением отрицательных эмоций).

По целенаправленности выделяют такие виды:

— инструментальная агрессия, которая совершается для достижения результата (спортсмен, стремящийся к победе; стоматолог, лечащий больной зуб; малыш, требующий покупки игрушки);

— целевая или мотивационная агрессия у человека, которая выступает в качестве спланированного действия, целью которого выступает нанесение ущерба или вреда объекту (подросток после нанесенной обиды избил одноклассника).

По открытости проявлений выделяют такие виды:

— прямая агрессия, которая имеет своей направленностью непосредственно объект, вызывающий тревогу, раздражение, возбуждение (применение физической силы, использование открытого хамства, угроз расправы);

— косвенная агрессия, которая обращена на объекты, непосредственно не вызывающие возбуждения и раздражения, однако эти объекты более удобные для выхода агрессивного состояния, поскольку доступны, а проявление агрессивного поведения в адрес этих объектов безопасно (отец не в духе, придя с работы, срывается на всей семье).

По форме проявления отмечают следующие виды:

— вербальная агрессия у человека выражается в словесной форме;

— экспрессивная агрессия у человека выражается невербальными средствами: мимикой, жестами, интонацией голоса (в эти моменты человек машет кулаком, делает угрожающую гримасу, грозит пальцем);

— физическая, к которой относят прямое применение силы.

Подходы к агрессии

Психологи, социологи, философы выделяют различные подходы к агрессии.

Нормативный подход это дефиниция агрессии, делающая акцент на её противоречивости, противоправности общественным нормам.

О. Мартынова дает определение агрессии как деструктивному целенаправленному поведению, противоречащему правилам и нормам сосуществования людей в социуме.

Криминальная агрессия определяется также в рамках нормативного подхода, что означает поведение, нацеленное на причинение умышленного морального и физического вреда живому существу. В результате, действия агрессора рассматриваются как противоречие с нормами уголовного права.

Глубинно-психологический подход отмечает инстинктивную природу данного состояния. В этом случае агрессивное состояние предстает неотъемлемым и врожденным свойством любого человека. Яркими представителями глубинно-психологического подхода являются этологическая (З. Фрейд, К. Юнг, К. Лоренц, Моррис и др.) и психоаналитическая школа.

Целевой подход заключается в проявление агрессивного состояния с точки зрения её функциональности и само поведение рассматривается как инструмент для успешной эволюции, доминирования, самоутверждения, присвоения жизненно важных ресурсов, адаптации.

Коэроглоу, Шваб видят в агрессивном поведении специфически ориентированное поведение, которое направленно на устранение всего и преодоление того, что угрожает психической и физической целостности организма.

Х. Кауфма относит агрессию к средству, которое позволяет индивидуумам получать долю ресурсов, что обеспечивает успех в условиях естественного отбора.

Э.Фромм считает злокачественную агрессию инструментом доминирования, выражающую стремление индивида к господству над живыми существами.

Агрессия у человека зачастую представляет инструмент психической саморегуляции. Подходы, которые акцентируют внимание на последствиях агрессии, дают описание её результатов.

Уилсон относит агрессию к физическому действию, а также угрозе со стороны одного индивида, уменьшающие свободу и генетическую приспособленность другого индивида.

Мацумото отмечает, что агрессия — это поступок или поведение, причиняющее боль другому индивиду психически или физически.

А. Басс дает такое определение агрессии — реакция, при которой другой индивид получает болевые стимулы. Агрессия — это явление, проявляющееся в специфическом поведении, а также в конкретном действии — угрозе, нанесении ущерба другим.

Зильман дает похожее определение и считает, что агрессия — попытка или нанесение физических или телесных повреждений.

Трифонов Е. В. понимает под агрессией проявление в действиях и чувствах индивида враждебность — антагонизм, ненависть, недружелюбие, неприязненное отношение.

Ю. Щербина относит речевую агрессию к обидному общению, а также словесным выражениям негативных эмоций, намерений, чувств.

Многоаспектные подходы состоят из перечисленных выше подходов, а также их комбинаций.

Например, агрессия, по мнению, Семенюк и Ениколопова — это разрушительное, целенаправленное наступательное поведение, которое нарушает правила и нормы сосуществования людей в социуме, а также наносит вред объектам нападения (неодушевленным и одушевленным), причиняя физический ущерб людям и вызывая у них переживание состояния страха, психического дискомфорта, напряженности, подавленности.

Недифференцированные подходы отражают частные психологические теории и не объясняют самой сути данного состояния, определяя его в узко-теоретические рамки.

Бихевиоризм (Д. Доллард, Л. Берковиц, С. Фишбах) дает такое определение агрессии – драйв, проявляющийся в естественном рефлексе человека или следствие фрустрации, или форме реагирования на психический и физический дискомфорт.

Представители когнитивных теорий относят агрессивное состояние к результату научения (А. Бандура). Другие исследователи (Л. Бендер) отмечают, что агрессия — это приближение к объекту или удаление от него, или внутренняя сила, которая дает индивиду возможность выстоять против внешних сил (Ф. Аллан).

Интеракционизм рассматривает данное состояние как следствие несовместимости целей, объективного конфликта интересов отдельных личностей, а также социальных групп (М. Шериф, Д. Кэмпбелл).

Подобные определения дают общие формулировки и зачастую непонятно объясняют само понятие этого состояния. Несмотря на огромное число подходов, ни один не представил полного, а также исчерпывающего определения.

Формы агрессии

Эрих Фромм выделил такие формы агрессии: игровая, реактивная, архаическая жажда крови, злокачественная (компенсаторная).

Под игровой агрессией он понимал демонстрацию умений, своей ловкости, но не в целях разрушения, которое не мотивировано деструктивностью и ненавистью.

Реактивная агрессия — это защита свободы, жизни, достоинства, чужого или собственного имущества (ревность, зависть, фрустрация желаний и потребностей, месть, потрясение веры, разочарование в жизни, любовь).

Злокачественная (компенсаторная) агрессия проявляется в деструктивности и жестокости, насилии, которая служит импотентному человеку заменой продуктивной жизни: некрофилия, садизм, скука, хроническая депрессия.

Личностные особенности и качества, которые способствуют развитию агрессивности: склонность к импульсивности; эмоциональная восприимчивость, проявляющаяся в склонности испытывать чувство неудовлетворенности, дискомфорта и ранимости; рассеянность (эмоциональная агрессивность) и вдумчивость (инструментальная агрессивность); враждебная атрибуция, под которой понимается интерпретация такого стимула, как враждебность.

Вверх