Советы женщинам!
ЛедиВека.ру » Без рубрики »

Ученые предложили родителям лишать своих детей дневного сна

logo

Оглавление:

  • Ребенок не слушается. Как быть родителям?
  • Детская истерика: что хочет сказать ребенок?
  • Истерики, кризис 3 лет, ребенок меня не слышит
  • Женский форум Матриарх
  • Решила отлучить от груди — у ребенка истер.
  • Aurora_ua 30 июл 2014
  • Что делать , если 9-летний ребенок хамит, врет и постоянно вступает в противоборство со словами «не хочу», «не буду»?
  • Режим (сон, прогулка, туалет, гигиена)
  • Ребенок 2-3 лет постоянно психует и капризничает: советы психологов и Комаровского, как реагировать и бороться с капризами
  • Почему появляется «не хочу»?
  • Как справляться с капризами?
  • Как перехитрить капризулю?

Приемных родителей отбирают по… документам

– Каковы у нас формальные критерии отбора потенциальных приемных родителей?

– Есть список документов, которые нужно предоставить в опеку. Медицинское заключение (на основе справок от фтизиатра, нарколога, психиатра и других специалистов, исследований крови на ВИЧ, гепатит B и C, реакции Вассермана и так далее), справка о несудимости, справка о доходах и другие бумаги. Там достаточно обширный набор документов, этот список есть на разных сайтах.

Когда в первый раз приходишь в опеку, специалисты, естественно, знакомятся, беседуют, пытаются понять твою мотивацию. Это все делается, но мне кажется, что строгого формата этих бесед нет. Все зависит от компетенции и личных качеств сотрудника опеки. Конечно, они ориентируются на регламенты, но с документами для опеки я не знакома.

Еще в опеку нужно предоставить свидетельство об окончании школы приемных родителей. Сама школа не может отсеять никого, но при этом, естественно, понимает, какую ответственность она несет. Если в процессе работы с человеком выявляются психологические трудности или какая-то странная мотивация, единственное, что может сделать школа, написать подробное заключение и тем самым предупредить опеку.

Список требований к опекунам (попечителям) можно посмотреть здесь. В основном, это – объективные качества, проверяемые документами: человек должен быть не болен, не судим, не состоять в однополом браке и т.д. Там же есть формулировки о «моральных качествах» потенциального опекуна и его «способности исполнять свои обязанности», но как их проверять – в законе не сказано.Еще один любопытный документ – регламент оказания услуги «Предоставление информации, прием документов, отделом опеки и попечительства» от желающих стать опекунами (попечителями).«Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги» выглядит так:1.9.1. Заявителю, либо лицу, действующему от его имени, может быть отказано в выдаче, заключения о возможности быть кандидатом в опекуны (попечители), основанием для отказа являются:Представление заявителем не полного перечня документов, определенных п.1.8.3 настоящего административного регламента;заявление не содержит подписи и указания фамилии, имени, отчества заявителя и его почтового адреса для ответа;недостоверность сведений, содержащихся в документах;несоответствие заявителя требованиям, предусмотренным в административном регламенте;представленные в соответствии с законом документы не соответствуют требованиям, предъявляемым к ним законом и иными нормативными правовыми актами;не поддается прочтению, содержит нецензурные или оскорбительные выражения;содержание в документе неоговоренных приписок и исправлений.С образцом регламента можно ознакомиться здесь.

За что платят приемным родителям

Чаще всего, если человек пришел не туда и не затем, он просто отсеивается в процессе обучения. Например, если человек решил на приемном родительстве заработать, то быстро понимает: гораздо выгоднее заняться другими вещами.

Дело в том, что приемное родительство – это полное погружение в ребенка, 24 часа в сутки. Если на это нет внутреннего душевного настроя, ничего не получится. Если б это было просто и легко – давно бы всех разобрали. Например, в той же Москве выплаты на содержание детей вполне достойные, но при этом несколько тысяч человек в детдомах остаются. Потому что с каждым ребенком семью ждет гигантская работа по реабилитации, работа с психологами. Ты заранее не знаешь, с какими трудностями столкнешься, и нет гарантий, что сможешь заниматься чем-то еще, помимо ребенка.

– То есть, семье, которая взяла ребенка в приемную семью, выплачиваются деньги за работу и на содержание ребенка…

– Выплачиваются деньги на содержание ребенка и, если это возмездная опека по форме «приемная семья», выплачивается зарплата приемному родителю.

– Но при этом деньги на содержание ребенка действительно идут на содержание ребенка, а деньги за опеку – это своеобразная компенсация маме, потому что ничем другим, помимо ребенка, она заниматься не может?

– В общем, да. Иногда в семью приходит ребенок пятнадцати лет и выясняется: у него жуткое отставание по развитию, он едва разбирает буквы. И, как следствие, мама работать не может – она сидит и все время занимается с ребенком – по школьной программе или какими-то его особенностями, которые не позволяют оставить его одного ни на минуту.

Я не говорю, что такая ситуация повсеместна, но она случается достаточно часто. Например, человек может рассчитывать, что он сейчас возьмет шестилетнего, немного подготовит и спокойно отправит в школу. А на практике выясняется, что ребенок к школе не готов психологически, у него отставание, и физиологически он также не развит, и родители «зависают» с его подготовкой на лишний год, а то и больше.

То есть, принимая ребенка, надо быть готовым к тому, что вся остальная жизнь на какое-то время прекратится. Не важно, какого возраста этот ребенок. К сожалению, у нас в законе нет понятия «профессиональная семья» (хотя Ольга Юрьевна Баталина не первый год пытается утвердить этот закон в Госдуме), но те семьи, которые занимаются непосредственно и только воспитанием детей, по сути должны ими стать. Тогда это предусматривает отбор семей, высокий уровень сопровождения, вдумчивый контроль, но при этом еще и социальный пакет работающего человека – полноценную зарплату, пенсионные отчисления и прочее.

Приемное родительство это пока недооцененный труд. Общество ничего не знает о реальных трудностях, не понимает особенностей детей-сирот. По мне – так одного ребенка с аутизмом достаточно, чтобы мама сидела дома, а бывает, что в семьях оказываются несколько детей-инвалидов с разными диагнозами.

Откуда в семьях проблемные дети

– Вам известны случаи, когда по документам брали нормотипичного ребенка, а потом выяснялось: у него все так плохо, что мама вынуждена сидеть дома и заниматься только им?

– Это происходит регулярно. С последней ситуацией я столкнулась буквально в канун Нового года. Эта семья не была в нашем клубе и вышла на нас через знакомых знакомых. Они приняли мальчика, и за две недели в семье у него обнаружились и органика, и психиатрия, которые не были отражены в медицинской карте. То есть люди рассчитывали на то, что принимают относительно здорового ребенка, а получили очень сложный случай. И пока ситуация там такова, что в отпуск за свой счет вышли и мама, и папа, и вместо работы они ходят по психологам и психиатрам.

То есть нельзя гарантировать, что записи в карте ребенка отражают его реальное состояние. Бывает гипердиагностика, но бывает и как в этом случае. Причем если накопленные проблемы возможно со временем преодолеть, то с органическими поражениями мозга, которые выявились при подробном обследовании, все гораздо серьезнее.

И это – один ребенок, взятый в полную семью, не младенец. Родители ожидали, что он в соответствии с возрастом спокойно пойдет во второй класс, а в итоге речь о школе вообще не идет. Максимум – домашнее обучение.

– Чем отличаются приемные дети в плане учебы? В чем суть жалобы «он не умеет учиться»?

– Депривация страшна тем, что ребенок не обретает собственной воли. И получается, что знать себя ему и не надо – за него все знают окружающие: завтрак, обед, ужин, в школу, из школы, приезд волонтеров. Как итог – у 90% детдомовцев картины будущего нет вообще, она не формируется.

Спрашиваешь такого человека: «Как ты представляешь свою жизнь через десять лет», – а он и не задумывался, что там жить надо. Он живет сегодняшним днем.

А учеба… В младших классах ребенок учится, чтобы порадовать маму. В подростковом возрасте эта мотивация исчезает, но ребенок уже приобретает собственные взгляды, он чем-то увлечен. И тогда: «Бог с ней, с физикой, буду учить хотя бы то, что мне нравится».

Но когда ребенок не прошел период «ради мамы», с «нравится» у него уже проблемы, потому что по всем предметам он отстал так, что не понимает вообще ничего. Плюс учитываем уровень стресса в детских домах, который почти, как на войне. И как в таком состоянии учиться?

В детдоме другие задачи: чтобы старшие по башке не дали, чтобы избежать наказания, чтобы что-то себе урвать. Когда я спросила своего приемного сына: «Что ж ты столько лет делал в детдоме? Просидел же в школе десять лет и девять классов совершенно зря». А он говорит: «Я выживал». И это так. У него на учебу сил уже не оставалось.

А когда дети-сироты логично приходят к ситуации «кругом трудно и непонятно», лучшим способом действовать им кажется избегание. И такое избегание начинается во всем, то есть сесть и открыть учебник можно только с мамой или с папой. А я с нынешним школьным курсом физики не справлюсь. Сама я могу, например, литературу. Поэтому, чтобы сдать ОГЭ, у сына по всем сдаваемым предметам были репетиторы несколько раз в неделю. В Москве одно занятие стоит от 1000-3000 рублей. Посчитать затраты легко.

Это к вопросу, на что тратят время и деньги приемные родители, даже если ребенок, к примеру, относительно здоров. То, что делали в первом-втором классе, пытаются наверстать в восьмом-девятом.

Можно ли заработать «родительством»

Конечно, если б у нас поддерживали кровные семьи детей с серьезными диагнозами, мы бы не получали такое количество сирот при живых родителях в детских домах. Потому что у нас как: рождается ребенок с синдромом Дауна, или спустя какое-то время ребенку ставят диагноз «аутизм», и кровная мама, особенно, если она одна и молодая, понимает: а ресурса-то у нее нет. Так множатся отказники.

Если у ребенка тяжелый диагноз, его кровная мама также не может работать, а значит, надо ей помогать. Насколько я знаю, сейчас такое движение постепенно начинается и в Москве, и в Санкт-Петербурге. Возникают центры поддержки семей, где есть дети с инвалидностью, центры дневного пребывания, куда таких детей можно привести. Но это – единичные учреждения, просто капля в море. В целом, по стране, эта тема абсолютно провисает.

– Были ли у вас в Школе приемных родителей люди, которые приходили с откровенной мотивацией набрать детей и на этом заработать?

– У нас это бывает одной из мотиваций. Далеко не единственной. Иногда, например, мы видим, что семья успешно вырастила своих кровных детей, опыт хороший, сил еще много и при этом они – люди невысокого достатка, но собираются взять троих-четверых-пятерых. То есть, совершенно очевидно: на свою зарплату столько они поднять не смогут, но при этом решили посвятить себя воспитанию детей.

Такое встречается, но здесь надо смотреть: чаще всего, это мотивация не «сейчас я обогащусь», а «с помощью пособий я смогу взять столько детей, сколько без доплат от государства не смог бы».

В документах, подаваемых в опеку, соискатель указывает, скольких детей он хотел бы принять, но это не значит, что ему столько и «выдадут». Эта цифра – ориентир для инспектора, в том числе в оформлении дальнейших документов. Принятие каждого нового ребенка сопровождается повторным оформлением документов и отдельно согласовывается с опекой.По закону, количество детей в приемной семье, включая родных и усыновленных детей, не превышает, как правило, восьми человек.Однако на практике, если опека считает, что семья в состоянии принять еще детей, их бывает больше.

Наверное, все дело в том, что мы в Москве. Здесь, имея голову на плечах, заработать несложно. Про регионы, к сожалению, истории в стиле «взяли, чтобы заработать», я слышу регулярно. Но, по-моему, именно эти случаи – крупнейшая недоработка органов опеки.

Ведь таких людей сразу видно: дети не развиваются, толком не учатся, ничем не занимаются дополнительно, у них скудное питание. Скрыть ситуацию, когда деньги тратят не на детей, как правило, сложно.

И потом, выплаты на детей в регионах это – совершенно другие деньги: где-то четыре тысячи, где-то – шесть. Да, еда может быть своя с огорода. Но одежда-то там не намного дешевле.

Да, в Москве выплаты неплохие. Но, например, в моей семье одной такой выплаты на одного ребенка не хватает. Хватает, наверное, на одежду и питание. Но надо оплачивать еще колледж, репетиторов.

Может быть, мы, конечно, неправильно все это организуем. Но у нас на всех детей есть отдельная медицинская страховка, все дети вместе с нами ездят на отдых – уложиться в пособия тут никак не получается.

Зачем берут детей

– Что движет людьми, которые приходят в «Школу приемных родителей»? Вы упомянули, что мотивация бывает «странной».

– Иногда люди просто не до конца понимают, что это такое – взять ребенка.

Наиболее частый мотив – «хочу ребенка!» Двадцать лет назад он был чуть ли не единственным. То есть, это люди, у которых своих детей не случилось, или свои дети выросли. При этом люди – «детоориентированные»; для них дети – важная составляющая часть жизни, но в данный момент у них в семье детей нет.

– То есть, могут прийти люди вообще без опыта родительства, и получить ребенка из детдома с кучей проблем?

– Конечно, у нас же нет задачи отсеять людей только потому, что у них никогда не было детей. Здесь задача преподавателей ШПР – донести, что для семьи очень важно оценить свои ресурсы. Сначала понять, какой ребенок им по силам. А потом – «к кому я обращусь, если что-то пошло не так». И нужно заранее «обрастать» такими возможностями.

– Случаи отказа от детей именно родителями, у которых до этого своих детей не было, знаете?

– За два года работы клуба у нас таких ситуаций было две. В одном случае в семье не прижился ребенок и активно просился обратно в детдом. В другом случае ребенка активно не приняла мама. Но оба случая – сложные, речь идет о подростках пятнадцати-шестнадцати лет. Мы их устроили в другие семьи.

Самая большая иллюзия: «Вы же знали, на что шли»

– Но ребенка старше десяти лет должны были спросить, хочет ли он в семью. Выходит, он согласился, а потом запросился назад?

– Это – самая большая иллюзия: «Вы же знали, на что вы шли!» На самом деле как семья никогда не знает, на что она идет, так не знает и ребенок.

Да, мы приняли принципиальное решение: мы готовы принять ребенка. А потом начинаешь жить с ребенком, вылезают конкретные трудности и проблемы, о которых раньше семья даже не подозревала. И надо срочно это изучать, к этому адаптироваться.

Чаще всего это – поведенческие реакции, которых часть людей вообще не приемлет. Например, у ребенка в анамнезе может быть опыт сексуального насилия, о котором никто не знал. И тогда, например, приходят гости, и приемная девочка может подойти к мужчине, расстегнуть ширинку и предложить ему совершить некоторые действия. Просто потому, что раньше, если ей давали конфету, их надо было сделать. И эти поведенческие вещи не отражены ни в ее карте, нигде.

Или бывает: подростки имели опыт употребления алкоголя, и у них сложная манера общения с людьми. Какая именно – покажет только практика. Это как в браке: иногда люди разводятся, потому что, начиная жить вместе, обнаруживают друг в друге какие-то вещи, о которых раньше не знали.

У приемных родителей вариантов нет – нам надо с этим справляться, а для этого нужна поддержка грамотных специалистов. Конечно, первая мысль, особенно у плохо подготовленных родителей может быть: «Ой, конец света!» Но если рядом есть психолог или хотя бы опытный приемный родитель, ситуация управляема.

Для опытного родителя поведенческие расстройства – это просто сигнал, что у ребенка был определенный негативный опыт. Была травма, с которой необходимо работать. Сам ребенок в этой ситуации только жертва, он не виноват. И вопрос в том, как мы на это реагируем, куда пойдем за помощью и на что сможем в этой работе опереться.

Семья по сериалам

– А почему ребенок, который хотел в семью, может запроситься обратно в детдом?

– Очень просто. В детском доме ребенок приучен к тому, что он ни за что не отвечает. У ребенка в принципе нет возможности планировать личное время и пространство. Он привык плыть по течению, многие функции – забота о себе и близких, простые бытовые навыки, навыки учебные – у него просто отсутствуют или со временем атрофируются.

Основная задача родителя, принимая ребенка постарше, настроить его хотя бы на основы целеполагания. Потому что в детдоме он рассуждает так: «Будущего все равно не будет, зачем я буду напрягаться, отстаньте от меня».

Детдомовские дети семью знают по сериалам. Как ее там показывают? «Тут посидели за столом, поговорили, там поговорили». Складывается ложный образ. Потом он приходит в семью – и там начинается: «А давай, дорогой, уроки. Нужно съездить в магазин за продуктами. А давай приготовим. А помой за собой посуду». И ребенок понимает: «Оп-па! Я-то думал, что попал на свободу, а оказывается – наоборот».

Если у семьи достаточно опыта, она сможет пройти этот период, не передавливая. Если опыта нет, родители могут захотеть всего и сразу: чтобы порядок в комнате, чтобы мог что-то приготовить в шестнадцать лет, больше не курил и учил уроки. А ребенок в ужасе, ему проще вернуться в привычную среду, чем себя ломать. А что все это – для его будущего, он не понимает.

Система сопровождения

– На что сейчас может опереться родитель, помимо опытных приемных родителей и психологов из ШПР?

– В Москве и Санкт-Петербурге с этим сейчас неплохо – есть огромное количество НКО и фондов, которые оказывают услуги родителям бесплатно. У нас, например, есть тренинговые формы занятий, есть индивидуальные консультации с психологом, с детским психологом, с педагогами, другими специалистами.

Обращаться можно, мы рады и кандидатам в усыновители, и состоявшимся приемным родителям. И те люди, которые уже стали членами клуба, знают, куда идти за помощью.

Но мы же – не органы опеки. Мы не видим приемную семью на этапе ее формирования, она обращается к нам, когда считает нужным. Контролировать семью мы не можем – это функция только опеки.

– То есть вы работаете по обращениям, а побежит ли родитель к вам или сдавать ребенка – это вопрос?

– Если он уже состоит в клубе, то в первую очередь придет за помощью к нам. Но если мы не знаем о его существовании, а он о нашем? Чтобы обратиться к нам, он должен, как минимум, знать, что мы есть, что мы открыты для обращений, пожалуйста. На любом уровне, когда только вы собрались брать детей, когда уже приняли, когда «нашли особенности, не знаем, что с этим делать».

Не знаю, насколько у нас доступен реестр благотворительных организаций; может быть, в опеках стоит подсказывать, куда обратиться. Ведь у всех фондов есть своя специализация.

Например, мы делаем акцент на решении психологических проблем и их предотвращении в приемных семьях. Есть фонды, которые работают с детьми ВИЧ, есть «Даунсайд-ап», который работает с синдромом Дауна. Конечно, человеку без специального образования сложно разобраться, куда ему бежать. Нужен какой-то путеводитель, и, наверное, составить его – функция государства.

Сейчас у нас есть единый центр, МФЦ, где мы можем получить любую справку. Это очень удобно. Нужен такой же единый центр и для приемных семей: с этим заболеванием – идите в такой-то медицинский центр, с этой проблемой – в такой-то фонд.

А сейчас, чтобы найти специалиста, например, по работе с сексуализированным поведением, человек должен прошерстить интернет, найти людей с похожими проблемами, тематические сообщества, – это огромная работа.

– И в это время его ведет только опека, которая контролирует только какие-то внешние проявления?

– Да, но это – не вина опеки, а особенность ее организации. Психологов там нет, и там работают люди, которые занимаются всем сразу – и передачей детей в семью, и изъятиями, и разрешениями на продажу недвижимости, и чем угодно еще. Такие «мастера на все руки». А нам нужны специалисты узкой направленности, которые могли бы родителей в панике направить, успокоить и помочь.

Образец методики сопровождения приемных семей можно посмотреть здесь. Важно: составлял его «Центр психолого-медико-социального сопровождения», в структуру органов опеки эта организация не входит.Любопытно: в методике констатируется необходимость личного общения с семьями и проведение индивидуальных бесед и даже коррекционно-развивающих занятий и игр с детьми, находящимися в замещающих семьях, согласно индивидуальным планам сопровождения, по запросам и в зависимости от ситуации. Кто именно и в каких условиях выполняет эту работу, из документа ясно не вполне. Присутствие родителей на таких беседах с детьми в документе так же не оговорено.

Нужно ли любить профессиональную маму?

– Что нам даст институт профессиональных приемных семей?

– Исчезновение детских домов, которые сейчас называются «центрами содействия семейному воспитанию». Содержание детей в таких коллективных учреждениях порождает кучу проблем – психологического и эмоционального характера.

Находясь в таких условиях, не имея хотя бы одного приоритетного собственного взрослого, дети отстают в развитии.

Развитие ребенка происходит только рядом со значимым взрослым – к нему дети подключаются, копируют действия – убираться, читать, мыть посуду, лишь бы вместе. У ребенка в детском доме нет взрослого, вместе с которым он находился бы большую часть жизни. И дальше все отставания у него накапливаются.

Понятно, что после утраты кровной семьи, по какой бы причине это ни случилось, ребенку важно провести разностороннее медицинское обследование. Но он не должен застревать в приютах и больницах на годы. А дальше должна быть альтернатива детскому дому – семья, которая по первому звонку была бы готова принять ребенка.

Возможно, у семей должна быть специализация: кто-то умеет обращаться с детьми с ограниченными возможностями здоровья, с ДЦП, с синдромом Дауна. И опять же, надо смотреть, чтобы сложных детей в семье не было слишком много.

– Каковы должны быть отношения с приоритетным взрослым? Если подумать, самый страшный опыт, который приобретает ребенок, которого сдают в детдом, потом передают в семью, потом сдают обратно, – «личный взрослый может меняться». У ребенка семейного такой опыт появляется только со смертью близких, и это – крушение его мира.

– Начнем с того, что в кровной семье тоже не всегда бывает любовь-любовь. Важно, чтобы мама хотя бы принимала ребенка и о нем заботилась, чтобы не было моментов пренебрежения. Принятие и забота – этих условий достаточно для того, чтобы ребенок рос и развивался так, как ему назначено природой.

Любовь – это конфета для самой мамы, это крылья за спиной, когда ты можешь сутками не спать и носиться, лишь бы другим было хорошо. Но любовь не всегда возникает в один момент, сию секунду.

У нас, кстати, ни с одним ребенком не было такого, чтобы «увидели и влюбились». Даже с самой маленькой, удочеренной, которую брали в два месяца, не было: «О! Это наш ребенок!» Это был просто ребенок, который нуждался в помощи. А мы были семья, которая подготовлена и хочет принять ребенка.

А потом за полгода мы стали такие родные, что «вот только момент рождения не помню, а в остальном – абсолютно мой». И есть огромная наша любовь, и ее – к маме и папе.

Со старшими этот процесс, наверное, происходит дольше, не за полгода, но куда от него денешься? Чем чаще и качественнее мы общаемся с детьми, тем он неизбежнее. Потом понимаешь, что отдельно от каждого из них уже не мыслишь себя, не можешь жить. Вот как понять: это уже любовь, или еще нет?

И с ребенком происходит то же самое. Изначально ребенку и взрослому должно быть хотя бы не противно находиться в обществе друг друга. Это – уже почва, для того, чтобы развивать взаимное приятие. Потом ребенок начинает нуждаться в поддержке взрослого, воспринимает ее как потребность…

Конечно, швырять ребенка из семьи в семью нельзя. Но ведь ребенок может быть в семье довольно длительное время. И даже если оно краткое, на мой взгляд, семья – лучше, чем приют с решетками на окнах и камерами везде, в том числе, в душе. Семья – это естественная форма, придуманная природой.

И вот, допустим, опеке нужно устроить ребенка, и у нее на очереди стоит тридцать подготовленных семей-кандидатов. И опека знает, что ребенка с ДЦП лучше отправить туда, а девочку четырнадцати лет могут взять там, а в этой семье как раз есть свободная комната или кровать в комнате мальчиков, а также необходимые компетенции для приятия сына.

Система должна выглядеть, как картотека семей, а не детей.

– Но это будут уже профессиональные семьи, занимающиеся только воспитанием детей?

– Конечно. Если ты уже воспитываешь нескольких детей, а еще тебе в любой момент могут передать ребенка, и это может произойти сегодня или через полгода, ты находишься в режиме ожидания и ничем другим уже не занимаешься.

Запись Можно ли заработать родительством? впервые появилась Милосердие.ru.

Ребенок не слушается. Как быть родителям?

Ребенок не слушается, и зачастую родители не знают, что делать в такой ситуации, кричать, наказывать или уговаривать. Как быть родителям, если ребенок не слушается и откуда берется непослушание? Ребенок имеет свое мнение, свои желания и цели, он стремится удовлетворить свои потребности и получить желаемое, многое ему просто любопытно, и если на пути ребенка «становятся» родители, т.е. требования родителей не совпадают с представлениями и желаниями ребенка, то заканчивается все это непослушанием, ребенок не желает делать то, что ему не интересно, не нужно или просто не хочется и вот результат: ребенок не слушается.

Некоторые способы взаимодействия с ребенком или шаблоны поведения родителей, могут определенным образом провоцировать ситуации непослушания. Разберем несколько причин того, почему ребенок Вас не слушается:

  • Если родители обращаются к ребенку в приказном тоне. Задумайтесь, если Вам говорят «быстро сложил все и вышел из комнаты», какая первая реакция у Вас проявляется? Первая реакция на приказ — непослушание, такого рода власть родителей воспринимается как унижение и даже на подсознательном уровне ребенку не приятна.
  • Если родители игнорируют потребности ребенка и его чувства. Общение с ребенком на уровне «мне плевать чего ты хочешь, я сказала тебе сделать…» или «пить он хочет, пока не уберешь игрушки — никаких пить» формирует у ребенка ощущение ненужности и нелюбви к нему.
  • Если для ребенка не существует запретов, а именно, в воспитании не были выделены правила, нормы и запреты, без которых поведение ребенка формируется хаотично. Если ребенок растет в ситуации «вседозволенности», а родители, бабушки/дедушки и прочие родственники делают все «лишь бы ребеночек был доволен», то в один прекрасный момент случается то, что случается: ребенок никого не слушается, устраивает истерики и требует своего.
  • Если ребенок использует непослушание, как манипуляцию, т.е. не слушается до того момента, пока Вы не соглашаетесь на его условия, после чего становится «шелковым» милым ребенком, который все понимает и выполняет… До нового такого момента.
  • Как же быть родителям в ситуации, когда ребенок не слушается?

    В первую очередь, стоит помнить, что дети берут пример со взрослых, поэтому если родители «позволяют» себе не выполнять обещания или игнорировать просьбы ребенка, то он будет вести себя точно также, обещать и не выполнять, не внимать просьбам родителей. Таким образом, если ребенок не слушается, возможно причина кроется в поведении взрослых.

    • Обращайтесь к ребенку уважительно, тоном, который скорее разъясняет, чем указывает. Повелительные нотки вызывают внутренний протест и побуждают ребенка не слушать Вас. Желательно, чтобы Ваши слова содержали объяснение, например «собери свои игрушки, чтобы в комнате было больше места» или «убери с пола мячики, чтобы никто не упал». Так Вы снижаете вероятность ситуаций, когда ребенок Вас не слушается.
    • Слушайте своего ребенка, для него важно быть услышанным, важно, что Вы его понимаете. Если Вы не будете слушать ребенка, он не будет слушать Вас, поскольку, ущемляя его права и потребности, выдвигая на первый план только свои требования к ребенку, Вы провоцируете формирование отрицательного отношения ребенка к Вам.
    • Запреты и правила необходимы при воспитании ребенка, они не только формируют его поведение, помогают развить дисциплинированность, ответственность и учтивость, но и структурируют время ребенка. Верное распределение времени, определенные умения и навыки позволят Вам и Вашему ребенку избегать конфликтов, в том числе, связанных с тем, что он Вас не слушается.
    • Манипуляции в нашей жизни встречаются довольно часто и «самые лучшие» манипуляторы — дети, они очень быстро понимают что и как получить от родителей. А такая тактика, как «вести себя хорошо, чтобы получить желаемое» очень распространенная в семьях. Если родители понимают, что ребенок их слушается только для того, чтобы они выполнили его желание, то подкреплять такое поведение не стоит.
    • Таким образом, если ребенок Вас не слушается, обратите внимание на свое поведение и проанализируйте взаимоотношения с ребенком в семье. Сколько бы лет не было ребенку, два, десять или четырнадцать, данные рекомендации будут весьма актуальны.

      www.psytalk.spb.ru

    Истерики, кризис 3 лет, ребенок меня не слышит

    Не могу, он не готов. Да, если не уложу, то вечером в 9 уже будет спать, нотс обеда начнется — нытье , непослушание, все как всегда, но острее

    А что тогда делать когда его «накрывает «на улице

    Даже не представляю как это, это надо гулять где то, где он не сбежит и чтобы было безопасно. Мы не можем ходить на площадки, он сильно перевозбуждается и потом оттуда уходит с ором, весь красный ребенок орет

    Психолог, Когнитивно-поведенческая терапия

    за который меня наеврно побьют. Не кладите спать ребенка, в смысле спать это нормальный физиологчиеский процесс нужный ребенку, вам сейчас нужно просто синхронизировать время. Соотвественно сейчас нужно например не класть ребенка спать днем,

    можно было с ним договориться.

    Бегает за детками, бегает от горки к горке и т д, мокрый весь и этот момент уже нечего не слышит и если пора идти, то он не пойдет спокойно, опять не хочу, не буду и истерика

    А вы его на гимперактивность тестировали?

    А могли бы объяснить мне , как договариваться как с маленьким? Как отстаивать наши границы и его как маленького? Постоянно говорить что он маленький, что он ребенок и ему надо , например, спать?

    Мне кажется, что это не пройдет с вашим сыном. Лучше не «спать», а «книжку почитать «. Кстати у вас есть аудио книги ? Включать ему и пусть лежит ,слушает и попутно засыпает.

    Вот ходят иногда мамы с детьми, ребенок посидел поиграл в песочнице, поиграл на площадке, спокойно уходит, ходит за ручку, если мама что то не делает не орет, м возраст примерно наш . Я виновата что у меня сын так себя ведёт или это просто у него такой сильный кризис?

    Читаю вас и плачу, вроде разное пробовала, а есть какие то элементарные вещи, что я не пробовала даже, кроме как от безысходности наорать и все

    Я не знаю, мама говорила постоянно что все мне не нравилось, что я вредная была и т.д меня много били ремнем за любую провинность

    Похоже, что это родителям «все не нравилось», раз они били(

    Вот стоит ребенок орет и не хочет идти спать, «не хочу спать, не будууу» и все. Аргументы что поспит и завтра пойдем гулять, то что завтра в игрушки будем играть, что надо спать потому что он маленький — никак не влияют. Вот что делать в такой момент, сидеть смотреть как орет и молчать? Или успокаивать?

    Пробовала, не слушает, не нравится, ему не нравится когда я под и когда рассказываю истории сама,. Вот последние недели царевна лягушка на аудио в прелпочтении , либо я ее рассказываю и тоже нравится

    Психолог, Очно и скайп

    я их безумно люблю, не разделяя, не выделяя кого то, и пусть тяжело и меня срывает, но я детей очень люблю , очень

    А срывает время от времени всех мамочек( Даже тех у кого дети спокойные и есть постоянная помощь бабушек и нянь.

    И ваш сынок станет взрослее, ведь именно за «взрослость» он сейчас борется с вами и с самим собой).

    И вы приобретете опыт, и с дочкой будет уже легче.

    Будете знать что делать, и сами будете на форумах советы раздавать и поддерживать испуганных и задерганных мамочек)

    Как вам такая перспектива?

    а у меня же в песок, минута и он на горке, пару раз прокатится и он уже под горкой нашел палку и ковыряет грязь и т.д

    Прекрасный активный любопытный ребенок у вас! Самый правильный! А у вашей подруги какой-то зомби )))

    Чтобы стать мокрым ему много не надо, он горячий мальчик, но он очень быстро заводится, а с другой стороны как же тогда ему адаптироваться в социуме, если я буду с ним гулять отдельно от людей? Или как мера для сейчас это возможно? В сад не ходим и не пойдем, планируем отдавать в спорт , чтобы его энергию в мирное русло, но сейчас ещё рано, как же сейчас эту энергию тратить

    Не жарко его одеваете?

    В остальном — пусть бегает сколько хочет!

    А на тему обратного пути еще одна идея — придумать историю «плыли однажды пираты на корабле, вот смотри, мы с тобой пираты, я пиратиха Рыжая Марта, ты пират Смелый Джим , а это в коляске наш бортовой юнга по имени. и нужно было им преодолеть океан вон до того острова (какое-то видное место приметить впереди ), там были зарыты сокровища строгого пирата Кука! Приплыли они и стали их откапывать (палкой землю копаем ), но оказалось, что до нас тут уже побывал злой пират Стальной Крюк и перепрятал сокровища! Хорошо, что это видел старый попугай Кико, вот он сидит (ворону на дереве найти ), оно рассказал нам о том, куда перепрятаны сокровища — у большого холма что у высокой скалы (подъезд у какого-то дома, который видно ), и поплыли пираты к большому холму и стали там рыть яму. Но оказалось, что снова их обманул Стальной Крюк! Хорошо , что это видела сова Бумба (голубь рядом ), она рассказала, куда перепрятали сокровища! Надо идти вон туда. . ..»

    и в конце можно «откопать » конфету (из кармана ) и торжественно ее вручить юному пирату )))

    Это я по мотивом учебы моего сына стоять на коньках, когда ему было 3 года и он не хотел ))

    Можно вариировать на тему «а теперь мы ковбои «, «а теперь мы летим на комическиом корабле в космосе», «а теперь. Мы динозавры /первобытные люди/обезьянки «.

    www.b17.ru

      Aurora_ua 30 июл 2014

    Как я вас понимаю, моей доце 1,9 года почти, а с сисей мы не расстаемся, да и спит доця со мной вместе. Так что решили пока оставить грудное вскармливание, хоть мне оно и поднадоело уже. Но если ребенок хочет молока — пусть пьёт! Тем более грудь выручает при болезнях/простудах, когда ребенок ничего не хочет есть.

    krok_g 27 авг 2014

    Я бросала кормить весной. Сыну было 1 год и 7 месяцев. Чтобы избежать истерик и стресса для себя и ребёнка, постепенно исключала по одному кормлению и смотрела на реакцию ребёнка. Если всё проходило нормально, то на следующий день исключала ещё одно кормление. Раз кормила потом пропускала, снова кормила, и снова пропускала. Чтобы сын не вспоминал о том, что пора кушать мы много гуляли, делали перекусы печеньками. И таким образом за пару недель мы совсем отказались от ГВ. Трудности были только в конце, когда пришлось отказаться от кормления перед сном. Но я старалась хорошенько выгулять ребёнка перед сном, чтобы он устал и покормить кашей или супом, одним словом, тем, что ему больше по душе. А чтобы молоко не так прибывало, пила чай из хвоща и шалфея.

    matriarch.ru

    Что делать , если 9-летний ребенок хамит, врет и постоянно вступает в противоборство со словами «не хочу», «не буду»?

    В последние 2 года девочка стала очень упрямой, жестокой к людям, вечно спорящей, практически на любую просьбу отвечающей » не хочу», » не буду», в школе невнимательна, не слушает учителя, а в последнее время и огрызается, учится не очень хорошо ( хотя все учителя говорят, что девочка способная, но очень невнимательная и конфликтная), на уроках может заниматься своими делами, не обращая внимания на то что объясняет учитель. Склонна ко вранью- особенно, когда получает плохую оценку ( вину сваливает на учителей , на других детей).

    Дома не помогает, зубы чистить не заставишь ( только со скандалом). Ничем не увлекается. Занималась танцами (причем вполне успешно), но перестала ходить. Не хочу говорит. Сейчас занимается спортом — отзанималась 2 месяца- опять не хочу. Книги читать — не заставишь. Уроки кое как. На письменном столе постоянно бардак, Где бы она не побывала в доме- везде все разбросано, везде после нее мусор.

    Играть ни в коллективе ни с нами не может- не умеет проигрывать ( сразу устраивает истерику). В коллективе стремится стать лидером всяческими способами, но это ей не удается. В итоге она как говорится «на подпевках», зачастую делая то что укажут делать другие дети ( причем как правило вещи не хорошие). Единственное что ей нравится- смотреть телевизор, но много смотреть мы не разрешаем.

    Сказать, что мы ее третируем — не могу. Просто стараемся приучить к порядку во всем, но пока безуспешно. Пробовали и наказывать — ей все равно, и лишать маленьких удовольствий- эффект тот же. Пробовали вообще не разговаривать- эффект был, но весьма непродолжительное время. Пробовали чем то заинтерессовывать- но в ответ все то же «не хочу». Она даже гулять то и то не всегда хочет. Когда делаем уроки- думать сама не хочет, постоянно ждет что мы ей подскажем как правильно написать (решить), если не подсказываем — сразу в слезы, что задача трудная. Короче она привыкла, что мы ей все время все «разжевываем».

    С детства наблюдаемся у невропатолога, пьем курсами лекарства. Особых патологий и отклонений никогда не было. Но как сказала врач- не в таблетках дело. Тут нужен психолог и нормализация отношенияй в семье ( исключение эффекта «ножниц») и нужно поставить девочку в жесткие рамки ( что мы и попытались сделать, но не получилось).

    От во всем потакающей бабушки, которая кормила девочку из ложечки почти до 8 лет, мы в этом году уехали. В семье сейчас все тихо и спокойно, но наша дочь постоянно «выносит нам мозги» своими криками и поведением ( что собственно она и делала когда мы жили и с бабушкой). И к сожалению мы «покупаемся» на эту провокацию и порой в ответ повышаем на нее голос, наказываем и прочее. Понимаю, что это не правильно, но порой сдержаться просто невозможно.

    Что делать посоветуйте? Боюсь, что психолог ограничится лишь общими фразами, которые и так всем известны. Тем более при таком кол- ве врачей -шарлотанов, которых интерессуют только деньги за визит.

    otvet.mail.ru

    Режим (сон, прогулка, туалет, гигиена)

    Хочу заметить, что возраст ребенка 1 год и 4 месяца

    Вот уже две ночи как мое чудо в буквальном смысле орет по ночам! не могу понять почему?

    Раньше я спала с ней в одной комнате! Она засыпала в основном у себя в кроватке, а под утро я брала ее к себе!

    Потом недели две-три назад я кроватку поставила к ней в комнату, и она засыпала в кроватке. Иногда, если утром в часов 6-7, если просыпалась, то я ложилась с ней спать в ее комнате. А иногда вообще всю ночь спала не просыпаясь, но с позавчерашнего вечера все изменилась, она уже не хочет спать в кроватке! а если я все таки настаиваю на своем, то через час она просыпается! орет! я ложу ее с собой, а она постоянно просыпается , брыкается и плачет, нервничает и кричит! когда я пытаюсь ее успокоит еще хуже выходит, она больше нервничает!

    и так раза 3-4 за ночь!

    Что с моим ангелом?

    Пусть твои друзья из других сетей тоже примут участие в этом обсуждении

    Минибанда рекомендует

    Комментарии к обсуждению «Ребенок кричит и плачет по ночам. Почему?» (27):

    [LILIA]>Хочу заметить, что возраст ребенка 1 год и 4 месяца

    [LILIA]>Вот уже две ночи как мое чудо в буквальном смысле орет по ночам! не могу понять почему?

    [LILIA]>Раньше я спала с ней в одной комнате! Она засыпала в основном у себя в кроватке, а под утро я брала ее к себе!

    [LILIA]>Потом недели две-три назад я кроватку поставила к ней в комнату, и она засыпала в кроватке. Иногда, если утром в часов 6-7, если просыпалась, то я ложилась с ней спать в ее комнате. А иногда вообще всю ночь спала не просыпаясь, но с позавчерашнего вечера все изменилась, она уже не хочет спать в кроватке! а если я все таки настаиваю на своем, то через час она просыпается! орет! я ложу ее с собой, а она постоянно просыпается , брыкается и плачет, нервничает и кричит! когда я пытаюсь ее успокоит еще хуже выходит, она больше нервничает!

    Я не буду спорить — сглаз это или погода, или ещ что то. Да, мы любим говорить на тему «ребенка сглазили». Никого не осуждаю, сама точно такая же. ))

    Но, сдается мне, что вы нарушили привычный порядок для ребенка, переставив кроватку. А почему ребенок сразу не отреагировал — не знаю, детская психика вещь вообще неизученная )). Во всяком случае, когда мы отучали дочку от соски, орать она начала на второй неделе, а первая более-менее тихо прошла.

    Попробуйте вернуть все на свои места! Сделайте, как было три недели назад, тот порядок приготовления ко сну.

    И еще — нехватка кальция, безусловно, сказывается на детях, но (!) не так резко. Можете попробовать Баю-бай, успокоительное на травках, хотя моментального действия тоже не получите.

    Вобщем, выход один: верните ребенку то, что у него забрали! А дальше ваша дочка сама подскажет вам, что надо сделать, а что нет )))). Удачи!

    www.minibanda.ru

    Ребенок 2-3 лет постоянно психует и капризничает: советы психологов и Комаровского, как реагировать и бороться с капризами

    В 2,5 года у малышей начинается «переходный возраст». Дети отрицают очевидные вещи, стараются спорить со взрослыми. Любимые фразы детей в это время: «нет», «не хочу», «не буду». «Как разглядеть за частыми слезами малыша более серьезные проблемы, как отучить ребенка капризничать, почему малыш ноет, психует и истерит по мелочам?» – эти вопросы занимают молодых мам все чаще и чаще.

    В возрасте 2-3 года у малыша начинается так называемый «кризис непослушания»

    Первые протесты капризный ребенок проявляет в 2-3 года, это важный эмоционального развития. Психологи называют это время «кризисом трех лет». Дети 3-4 лет стараются отделить собственное «я» от мамы. Речь трехлетки еще не развита, поэтому малыши используют иные способы проявления эмоций и упрямства: крик, слезы, падение на пол и порча имущества. Истерики становятся более частыми. Это самое лучшее время, чтобы перестроить систему взаимоотношений в семье и скорректировать методы воспитания.

    Только к 4 годам дети осознают свою самостоятельность, имеют любимые занятия и предпочтения в еде. Малыши — уже довольно самостоятельные личности. Большинство из них посещают детский сад и с помощью речи формулируют свои желания. Дети этого возраста капризничают гораздо реже. Вспышки упрямства – это скорее копирование модели поведения в семье. Именно поэтому не стоит ругаться при малышах и уж тем более включать детей во взрослые конфликты. Капризный четырехлетний ребенок уже должен насторожить родителей, частые истерики – повод для посещения невропатолога и детского психолога.

    Почему появляется «не хочу»?

    Лучше всего объясняют истерики маленького ребенка бабушки: «Почему ваш ваш ребенок опять капризничает? Избаловали, вот он и вертит вами теперь как хочет!». Некоторые родители и впрямь идут на поводу у чада, чтобы успеть за современным ритмом жизни: «Пойдем уже скорее, а потом купим тебе то, что скажешь» или «Одевай все что хочешь, только не плачь!». В таких ситуациях малыш довольно быстро понимает, что истерикой и упрямством можно добиться от родителей исполнения своих желаний. Для решения проблемы капризов важно понять их истинную причину. Иногда родители принимают за капризы реакцию ребенка на завышенные родительские требования. Часто малыш действительно не знает, как можно выполнить то или иное требование родителя.

    Чаще всего избалованность ребенка — вина самих родителей, которые идут у него на поводу

    Почему же мы так часто сталкиваемся с капризами? Есть несколько видимых причин возникновения истерик у детей:

  • Проверка родителей на прочность. Первые истерики малыша пугают маму и папу. Повторяя их снова и снова, малыш по всем законам психологии проверяет реакцию родителей и определяет границы дозволенного: как отреагирует мама, если перевернуть тарелку с супом, что будет, если укусить папу в гневе? Истерики – это способ проверить авторитет старших и то, насколько серьезны запреты родителей.
  • Боязнь нововведений. К чувствительным и эмоциональным детям необходим особый подход. Такие дети опасаются всего нового. Новое блюдо, или «переезд» в свою кроватку могут сопровождаться слезами и категоричным отрицанием. Капризный двухлетний ребенок не соглашается идти на новую площадку – пообещайте, что будете рядом с ним и вместе поиграете в песочнице. Почувствовав себя в безопасности, малыш обязательно пойдет на компромисс.
  • Обычный отказ. Имеет место в старшем возрасте. За первые несколько лет жизни родители привыкли решать за малыша абсолютно все: что надеть, что поесть, когда нужно пойти ко сну. В четырехлетнем возрасте ребенок уже может определить, нравится ли ему тот или иной наряд или блюдо, а что не нравится совсем. Если мнение малыша и мамы не совпадают, может возникнуть протест. Возможно, пришло время прислушаться к ребенку в некоторых вопросах?
  • Последствия воспитания

  • Результат гиперопеки. Некоторые родители стремятся оградить свое чадо от разных жизненных проблем: мамы и бабушки долго кормят ребенка с ложечки, а для прогулки используют исключительно коляску. Попытки призвать такого малыша к самостоятельности бывают встречены протестом. В этом случае капризы маленького ребенка связаны с тем, что он не понимает, почему мама не выполняет свои «прямые обязанности» — перестала кормить маленького и одевать его.
  • Попытка привлечь внимание. К двум годам дети уже прекрасно понимают, что нужно сделать, чтобы привлечь родительское внимание. Если взрослые каждый раз жалеют малыша после истерик, то в скором времени топанье ногами и крики станут частыми гостями в этом доме. Капризный двухлетний ребенок прекрасно понимает, что своим поведением он моментально привлекает внимание взрослых.
  • Для некоторых деток истерика — лучшая возможность привлечения внимания к себе

    Как справляться с капризами?

    Победить капризы маленького ребенка бывает непросто. Особенно явно это проявляется, когда мама торопится, а малыш еще чем-то занят и идти никуда не собирается. Ребенок, видя раздражение, будет упрямиться еще сильнее. В большинстве случаев конфликт заканчивается в пользу взрослых, а чадо через слезы и нервы все-таки собирается и идет вслед за мамой. Если такие ситуации повторяются — настало время изменить правила общения в семье и научить малыша выражать свои эмоции более эффективным и взрослым способом – словами. Самое главное в преодолении капризов — родительский самоконтроль. Не стоит повышать голос, это только усилит бунт. Постарайтесь не нервничать, чтобы не демонстрировать сыну или дочери свою беспомощность. Если вы хотите быстрее успокоиться, подумайте, насколько мужественным и решительным стал ваш малыш. Он отстаивает свое мнение и уже ведет спор со взрослым человеком.

    Существует несколько правил, которые помогут справиться с таким сложным переходным возрастом. Советы помогут мамам «нехочух» бороться со вспышками упрямства:

  • Проверьте свои требования к малышу, возможно, некоторые запросы действительно завышены. Может быть, малыш уже способен решить, какую кофту надеть на улицу, или ему действительно не нравится томатный сок.
  • Необходимо разработать четкую систему запретов. На первое время достаточно 4-5 строгих «нельзя». Например, нельзя подходить к уличным собакам или к зажженной плите, а также другие запреты в соответствии с возрастом. Правила не нарушаются ни под каким предлогом. Эти «нельзя» должны подтверждать все члены семьи, в том числе и бабушка с дедушкой.
  • Малышу сложно каждый день выполнять родительские наставления: чтобы ребенок не взбунтовался, предлагайте ему варианты: «Какую игрушку возьмем на прогулку, слона или машинку?» Попросите у малыша совета и он с удовольствием пойдет на компромисс.
  • Развивайте в детях самостоятельность. Не стоит делать за малыша то, что он сам в состоянии сделать. Вместо того чтобы одевать чадо, поручите ему самостоятельно надеть брюки. Лучше выйти на прогулку на 15 минут позже, но пусть малыш оденется сам.
  • Не реагируйте на капризы ребенка. Лучший способ преодолеть истерику – не обращать на нее внимания. Дома можно оставить чадо в комнате, а самой заняться другими делами. Без повышенного внимания малыш успокоится гораздо быстрее. Если истерика застала вас среди людей, нужно постараться как можно быстрее найти уединенное место подальше от раздражающей обстановки, затем переключить внимание малыша на что-нибудь более интересное.
  • Проводите анализ ситуации. Каждая вспышка упрямства — это нереализованная потребность малыша. В столь юном возрасте дети не могут хотеть чего-то плохого. Может быть, капризному малышу просто не хватает внимания или общения — взрослым стоит об этом задуматься.
  • Хвалите малыша за поведение, которое вам нравится. Хвалите искренне, описывая все хорошее, что сделал малыш.
  • Если ребенок капризничает и плачет в вечернее время, либо истерики начинаются перед отходом ко сну — это свидетельствует об эмоциональном перевозбуждении малыша. Эмоции, накопленные за день, не позволяют быстро расслабиться и уснуть. Особенно это относится к гиперактивным и легковозбудимым деткам. Часто вечерние слезы возникают у детей, отказывающихся от дневного сна. Для исключения вечерних капризов можно придерживаться следующих рекомендаций:

    • Обязательно гуляйте вместе в течение дня. Благотворно на сон влияют вечерние прогулки (за 1-1,5 часа до сна).
    • Проветривайте детскую комнату перед сном. Оптимальная температура воздуха в детской комнате по мнению доктора Комаровского составляет 18-22 градуса.
    • За три часа до сна не разрешайте ребенку играть в активные игры: прятки, догонялки. Не стоит смотреть на ночь мультфильмы.
    • Время перед сном лучше посвятить спокойным занятиям — собрать паззл, почитать книгу

      • Для вечернего времяпровождения хорошо использовать настольные игры или совместное чтение книг. Спокойные игры помогут предотвратить капризы маленького ребенка вечером.
      • Если у малыша нет аллергии, то перед сном можно принимать ванны с добавлением отваров из трав. Хорошо для вечерних ванн применять отвары мяты, череды или ромашки.
      • С разрешения педиатра вместо обычных напитков можно давать травяные чаи. В вечерний чай заваривают фенхель, лимонник или мяту. Готовые сборы можно приобрести в аптеке. Успокоительный чай можно пить не ранее, чем за 2-3 часа до сна.
    Вверх