Советы женщинам!
ЛедиВека.ру » Без рубрики »

Ученые: занятия музыкой способствует сохранению интеллекта

logo

Наоборот, если включить быструю, ритмичную музыку, покупатель будет стараться быстрее завершить все свои дела. Эту теорию успешно применяют на практике в некоторых магазинах – в зависимости от потока клиентов в зале звучит то медленная, то быстрая мелодия. Но музыка влияет не только на психику человека, но и на его здоровье.

Как музыка влияет на здоровье?

Одним из первых, кто начал использовать музыку для лечения своих пациентов, был Пифагор. В зависимости от заболевания он составлял особые композиции и давал их прослушивать своим подопечным.

Он первым дал научное доказательство тому, что музыка влияет на психику и здоровье человека. По словам Пифагора, органы человека излучают электромагнитные волны, и при вхождении в резонанс или диссонанс с музыкальными волнами настройки этих органов меняются, приводя их к излечению или разрушению.

Современные ученые подтверждают выводы Пифагора, недаром существует такое направление нетрадиционной медицины как музыкотерапия. Какие же открытия сделали исследователи за годы изучения влияния музыки на организм человека?

Музыка способна снизить болевые ощущения. Это подтвердили в университете штата Юта, когда провели эксперимент над 143 испытуемыми, склонными к тревоге из-за ожидания боли.

Занятия музыкой развивают память и интеллект детей. Это выяснили ученые из Гонконга, которые наблюдали за детьми, регулярно посещающих музыкальные занятия.

Прослушивание музыки рекомендуют при наличии сердечно-сосудистых заболеваний. Веселая ритмичная мелодия снижает давление за счет расширения кровеносных сосудов и восстанавливает спокойное сердцебиение. При реабилитации после операций на сердце пациентам дают прослушивать различные музыкальные произведения, что способствует скорейшему выздоровлению.

Музыка способна избавить организм от болезнетворных микроорганизмов. Прослушивание церковных произведений и колокольного звона продолжительное время уменьшает количество микробов в организме человека на 40%. Еще в средние века во время эпидемий чумы служители церкви, не переставая, звонили в колокола и тем самым спасали от смерти множество людей.

Музыка способствует сохранению слуха на протяжении всей жизни. Это было подтверждено по время эксперимента над 163 добровольцами, 74 из которых были профессиональными музыкантами. Оказалось, что 70-летние музыканты слышат и воспринимают негромкие звуки в шумной обстановке лучше, чем 50-летние работники иных профессий.

Как музыка влияет на работоспособность и настроение?

Результаты опроса среди офисных сотрудников удивили даже исследователей. Оказалось, что 71% опрошенных признают, что музыка повышает их работоспособность и, главное, эффективность их работы. При этом лишь 13% респондентов имеют возможность слушать музыку в отделе, а 49% слушают ее в наушниках. Любимым направлением офисных работников стал рок.

Ученые также провели эксперимент над британскими спортсменами, и оказалось, что после прослушивания быстрых ритмичных композиций их результат повышается в среднем на 20%, то есть музыка действует как допинг.

При работе, связанной с физическими нагрузками, музыка не имеет какого-либо влияния на результативность человека, она просто повышает ему настроение.

Вообще, настроение, пожалуй, наиболее подвержено влиянию музыки. В психотерапии музыка применяется для лечения тяжелых душевных расстройств, а также для реабилитации после сильных нервных потрясений. Наверняка, каждый замечал, что при возникновении сложной жизненной ситуации, руки так и тянутся к плейеру, чтобы включить любимую композицию.

Музыка способна также просто улучшить настроение человека, если тот, например, вынужден вставать рано утром, не выспавшись, или если пришел с работы совершенно измученным. Перед сном сомнологи рекомендуют прослушивать спокойные мелодии, способствующие расслаблению, чтобы было проще заснуть.

Какого бы эффекта вы не ожидали от прослушивания музыкальных произведений, помните, что помочь способна только та музыка, которая нравится вам самому, а не та, которую порекомендовали друзья или родственники.

Более того, ваш выбор должен зависеть еще и от вашего психоэмоционального состояния в данный момент, так как все мелодии подходят под разные настроения. Вы можете стать абсолютно счастливым человеком, если составите индивидуальный плей-лист, подходящий только для вас.

© Василина

More from my site

  • Свекольный сок. Польза, лечение, противопоказанияСвекольный сок. Польза, лечение, противопоказания
  • Первая помощь при отравлении грибами.Первая помощь при отравлении грибами.
  • Правила жизни 100-летнего человека разных стран.Правила жизни 100-летнего человека разных стран.
  • Самомассаж: как быстро избавиться от боли.Самомассаж: как быстро избавиться от боли.
  • Скраб для кишечника.Скраб для кишечника.
  • ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ЛОШАДЯХИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ЛОШАДЯХ

Развитие умственных способностей у детей

Развитие интеллекта у детей крайне важно. Однозначного понимания того, что такое интеллект, нет. В науке существует три подхода, каждый из которых предлагает свое определение этого понятия.

  • Интеллект предоставляет способность личности адаптироваться к окружающей среде.
  • Интеллект определяет индивидуальные показатели усвоения человеком знаний, умений и навыков.
  • Интеллект является показателем возможности использовать абстракции.

Развитие интеллекта и мышления ребенка необходимо. Интеллектуальные способности представляют собой совокупность различных умений. Существует ошибочное мнение, что сформировавшийся интеллект не нуждается в развитии. Однако научно доказано, что человек даже в зрелом возрасте может добиться значительных успехов в развитии интеллекта. Часто дети и подростки не уделяют достаточного внимания совершенствованию умственных способностей. Взрослый человек способен наверстать упущенные возможности, но для этого придется приложить много усилий.

На развитие интеллекта у детей школьного возраста также стоит обратить внимание. Одаренные личности, достигшие успеха в развитии специальных способностей, нередко считают, что развивать остальные индивидуально-психологические особенности необязательно. Это мнение также ошибочно. Развитие способностей лишь в одной сфере жизнедеятельности может привести к затруднениям при решении не связанных с ней задач. Например, людям с математическим складом ума тяжело справляться с заданиями гуманитарной направленности. Гармоничное развитие интеллекта позволяет легче приспосабливаться к изменениям окружающего мира, добиваться успехов в разных областях.

Виды интеллекта и их особенностей у детей

Развитие умственных способностей детей — это важная часть жизни любых родителей. Решение разноплановых задач и выполнение комплексных упражнений помогает всесторонне развивать умственные способности. Важную роль в этом играет дисциплина и методичность. Занятия должны проводиться систематически. Они формируют усидчивость и развивают память.

Развитие социального интеллекта у ребенка

Интеллект характеризуется следующими качествами:

  • Широтой и глубиной мышления. Широта определяет способность личности понимать поставленную задачу, принимать во внимание все факторы и формировать различные варианты ее решения. От глубины мышления зависит возможность расставлять приоритеты, выделять более и менее важные обстоятельства.
  • Любознательность. В основе исследовательской и познавательной деятельности лежит желание изучить предмет со всех сторон.
  • Гибкость и подвижность интеллекта. Представляет собой умение индивида использовать приобретенные навыки и опыт в нестандартных ситуациях.
  • Логика. Определяет способность устанавливать последовательность действий и умозаключений, принимать во внимание все свойства изучаемого объекта, его характеристики.
  • Скорость мышления. Обеспечивает возможность решения задач и принятия решений за минимальное время.
  • Доказательность. Представляет собой способность использовать правильный набор фактов для того, чтоб убедить оппонента в правильности своих умозаключений.
  • Автономность. Способность принимать взвешенные правильные решения в любой ситуации.
  • Критичность. Выражается в навыках трезво оценивать результат размышлений и отказываться от ошибочных решений и выводов.

Развитие интеллекта у ребенка дошкольного возраста

Развитие интеллекта у детей дошкольного возраста также требует времени и сил. Ученые не согласны с мнением о том, что возможности интеллекта – природное качество. Врожденной может быть особенность строения головного мозга, которая позволяет эффективно выполнять определенные задачи. Ее называют задатком. Выделяют способности репродуктивного и творческого уровня. Первые позволяют максимально усвоить знания, а вторые – способствуют созданию чего-то инновационного. Два уровня деятельности тесно переплетаются в жизни и всегда дополняют друг друга.

Развитие эмоционального интеллекта у ребенка

Выделяют следующие способности интеллекта:

  • концентрация — выражается в возможности сосредоточиться на определенном действии;
  • аналитические – умения, позволяющие сопоставлять факты и делать выводы;
  • абстрактные – способствуют пониманию обобщенных понятий, сохранению в памяти информации, основанной на сложных концепциях;
  • логические – позволяют думать, проводить анализ по определенной схеме и делать правильные выводы;
  • образного мышления – обеспечивают создание образов на основе полученных разрозненных данных и сведений;
  • дедуктивные – способствуют формированию общей картины на основании разноплановой информации;
  • прогностические – позволяют составлять прогноз событий и варианты развития ситуаций;
  • критические – обеспечивают трезвое оценивание правильности решений и выводов.

Развитие эмоционального интеллекта для детей также соотносится с интеллектом умственным. Оперативная память позволяет сохранять промежуточные результаты действий для поиска конечного решения задачи. Общие сведения об интеллекте и его качествах помогают понять, какая методика развития интеллектуальных способностей подойдет для тренировки конкретных функций.

Развитие интеллекта у ребенка школьного возраста

Еще несколько десятков лет назад оценка развития интеллекта проводилась при помощи коэффициента интеллектуальности. Впервые методику его расчета разработал В. Штерн. Коэффициент показывает уровень развития мышления лица, относительно среднестатистических показателей людей того же возраста, занятых подобной деятельностью.

Методика развития интеллекта у детей — отдельная область науки. В современной практике существует множество вариантов диагностики. Они все влияют на развитие социального интеллекта для детей. Самыми популярными считаются:

  1. тест Д. Векслера, который подходит для оценки способностей детей, дошкольников и взрослого населения;
  2. программа проверки для школьников К. Ревича;
  3. тестовые задания АСТУР для учеников старших классов и поступающих в вузы.

После тестирования становится понятно, какие методики развития интеллекта дадут лучший результат в конкретном случае.

Современные родители часто задаются вопросом о необходимости развития детского интеллекта и спешат подобрать для этого лучшие способы. Важно правильно определить способности и склонности малыша.

Ученые выяснили, что интеллектуальные способности наследуются по материнской линии. Однако решающим фактором выступает окружающая среда и психологическая обстановка в семье. Желание исследовать мир приходит к детям после формирования характера. В это время очень важно стимулировать интерес ребенка к познанию, предоставив малышу выбор методов изучения мира.

На развитие умственных способностей у детей влияют следующие факторы:

  • сбалансированное питание;
  • условия проживания;
  • взаимоотношения с родителями.

Только обеспечив малышу комфортные условия для развития, можно ожидать хороших результатов от использования различных методик.

Повышение умственных способностей детей достигается следующими методами:

  1. Постановкой четких, простых и посильных для малыша задач.
  2. Проявлением уважения к личности ребенка, похвалой и отсутствием жесткой критики.
  3. Совершением прогулок с ребенком на свежем воздухе.
  4. Введением традиции совместного чтения.

В первые годы жизни не стоит навязывать малышу свое мнение по поводу подходящих игрушек и способов игры. Лучше предоставить на выбор несколько вариантов и дать возможность определить понравившиеся самостоятельно. Прислушиваясь к мнению ребенка, родители стимулируют его желание познавать мир. Чтобы выявить таланты, нужно понять, что интересно малышу, к чему он стремится. Для этого не следует перегружать ребенка занятиями, лучше дать ему возможность развиваться постепенно. Программы совершенствования умственных способностей рекомендованы для дошкольников, но не для детей 2-3 лет. Но развитие интеллекта ребенка в раннем возрасте также очень важно.

Для комплексного развития интеллекта ребенка нужно уделять достаточно внимания творческим занятиям. Это позволит малышу проявить фантазию и показать склонность к какой-либо деятельности. Доверительные беседы и поддержка со стороны родителей станут дополнительным стимулом для развития способностей.

Методики развития интеллекта для взрослых

Люди старшего поколения также могут развивать интеллектуальные способности. Интересные упражнения позволят увлекательно провести свободное время.

Улучшить умственные способности взрослым людям помогут:

  • решение логических задач;
  • интеллектуальные игры;
  • занятия физикой, химией, математикой;
  • чтение;
  • изучение иностранных языков;
  • игра на музыкальных инструментах, живопись.

Нужно обращать внимание на особенности развития интеллекта детей. На развитии интеллектуальных способностей благоприятно отразится изучение научной литературы и исследований, просмотр научно-популярных каналов. Это поможет человеку стать эрудированным и всесторонне развитым. Узнавая больше, люди расширяют возможности общения, карьерного роста и увеличения доходов.

Виды интеллекта

Человеческий интеллект является самой гибкой частью всего человеческого естества, которую каждый индивид делает в соответствии с собственными предпочтениями. Интеллект имеет определенную структуру и виды. Любой из его видов рекомендуется развивать и тренировать для того, чтобы стать гармоничной личностью.

Виды интеллекта: вербальный, логический, пространственный, физический, музыкальный, социальный, эмоциональный, духовный, творческий.

Вербальный интеллект отвечает за важнейшие процессы, такие как письмо и чтение, межличностное общение и речь. Для развития вербального интеллекта достаточно всего лишь изучить иностранный язык, уделять время чтению книг, которые являют собой литературную ценность, общаться на важные темы и т.д.

Логический интеллект содержит в себе навыки вычисления, рассуждения, логическое мышление и прочее. Развивать его следует при помощи решения всевозможных задач, ребусов и головоломок.

Пространственный интеллект содержит в себе визуальное восприятие, способность к созданию и манипулированию зрительными образами. Развивается посредством творческого самовыражения, при помощи живописи, лепки, решения задач по типу «лабиринта» и развитие навыков слежения.

Физический интеллект заключается в ловкости, координации движений, моторики рук и т.д. Развивается при помощи занятий спортом, танцами, йоги и любых физических нагрузок.

Музыкальный интеллект является пониманием музыки, ощущением ритма и т.д.. Включает в себя сочинительство, танец и др. Развивается при помощи прослушивания различных музыкальных композиций, занятий танцами и пением, игры на различных музыкальных инструментах.

Социальный интеллект – это способность правильно воспринимать поступки других людей, приспосабливаться в социуме и строить взаимоотношения. Развивается при помощи групповых игр, бесед, ролевых игр и др.

Эмоциональный интеллект содержит в себе осмысление и способность к проявлению эмоций и мыслей. Развитие эмоционального интеллекта происходит путем анализа своих чувств, потребностей, определения сильных и слабых сторон, научения понимать и охарактеризовать себя.

Духовный интеллект содержит в себе способность к самосовершенствованию, умение мотивации самого себя. Развивается с помощью размышлений и медитаций. Верующим можно использовать молитву.

Творческий интеллект отвечает за умение творить, создавать что-то новое, продуцировать идеи. Развивается при помощи танца, актерской игры, пения, написания стихов и т.д.

Виды интеллекта, которые перечислены выше, можно развивать и тренировать на протяжении всей жизни, в любой ее период. Высокий интеллект способствует сохранению работоспособности и жизнелюбия на более продолжительный срок.

Уровень интеллекта

В соответствии с теориями многих психологов, решение одних задач требует конкретного, а других – абстрактного интеллекта.

Конкретный интеллект способствует принятию решений повседневных проблем и ориентированию во взаимодействиях с различными вещами, предметами. Поэтому Йенсен относит к конкретному или практичному уровню интеллекта ассоциативные способности, которые позволяют применить определенные знания, навыки или информацию, сохраняющуюся в памяти.

Абстрактный интеллект позволяет оперировать словами и понятиями. Йенсен относит абстрактный интеллект ко второму уровню – уровню познавательных способностей. Он считает, что отношение одного уровня к другому у каждого индивида обусловлено наследственными факторами.

Одним из методов измерения уровня интеллекта считается оценивание развития умственных способностей при помощи IQ теста. Основателем системы проверки умственных способностей при помощи IQ теста был Г. Айзенк, который ввёл специальную шкалу. Данная шкала представлена делениями от 0 до 160 баллов, т.е. представляет диапазон определения  уровня от самого умного до дебильности.

Половина населения земного шара имеет коэффициент интеллекта в интервале между 90 и 110 (средний интеллект). Для того чтобы данной категории населения перейти на следующий уровень, ей необходимо постоянное развитие интеллекта и мышления специальными упражнениями, т.е. регулярно следует направлять усилия на повышение интеллекта. Регулярная тренировка его повысит, как минимум на 10 баллов. С уровнем IQ, превышающим 110 баллов, насчитывается 25% населения (высокий интеллект). Оставшиеся 25% – люди, имеющие низкий интеллект (менее 90 баллов). Среди этих 25 процентов 14,5% субъектов обладают уровнем интеллекта в интервале от 110 до 120, 10% – от 120 до 140 и всего 0,5% населения обладает уровнем интеллекта более 140 баллов.

Большинство психологов пришли к единому выводу, который говорит о том, что уровень общей интеллектуальной активности является величиной постоянной для индивидов. Спирмен полагал, что ум сохраняет свою силу неизменной на протяжении жизни. Фрейд ввел в психологическую науку понятие «психическая энергия», а в дальнейшем появился термин G-фактор в качестве общего фонда активности психической. А. Лазурский выделил три основных уровня активности: низший, средний и высший. Низший уровень характеризуется  неприспособленностью индивида, окружающая среда тяготит слабую психику слабо одаренного человека. Средний – характеризуется хорошим приспособлением личности к окружающей среде и выискиванием места, соответствующего внутреннему психологическому складу. Высший характеризуется устремленностью к модифицированию окружающей среды.

Коэффициент интеллекта

Коэффициент интеллекта – это количественный показатель уровня интеллекта индивида. Так, например, низкий интеллект присущ олигофренам, средний интеллект основной массе населения Земли.  Т.е. он означает уровень интеллекта в соотношении с уровнем интеллекта обычной среднестатистической личности одного возраста.

Коэффициент интеллекта определяется при помощи специального тестирования. Определение коэффициента является одной из попыток оценить уровень общего интеллекта.

Термин коэффициент интеллекта ввёл в 1912 году учёный из Германии Вильгельм Штерн. Он акцентировал внимание на довольно серьёзных пробелах умственного возраста в показателях шкал Бине. В. Штерн предложил применить в качестве показателя уровня интеллекта число, которое получается путем деления умственного возраста индивида на хронологический. В 1916 году IQ был впервые использован в шкале Стенфорда-Бине.

Сегодня интерес к IQ тестам довольно сильно вырос, вследствие чего возникло множество различных необоснованных шкал. Именно поэтому сравнивать показатели различных тестов довольно затруднительно. В связи с этим число IQ в нынешнее время утратило свою изначальную информативную ценность.

Каждый тест на определение коэффициента интеллекта включает в себя множество разнообразных задач с нарастающим уровнем сложности. Например, среди таких задач есть задания на пространственное, логическое мышление и др. По результатам тестирования подсчитывается результат IQ. Отмечено, что чем больше вариаций тестирования проходит индивид, тем лучшие результаты, в конечном итоге, он показывает. Наиболее востребованным и известным тестом считается тест Айзенка. Однако более истинными являются тесты Дж. Равена,  Д. Векслера, Р. Кеттелла. Как это ни странно, но сегодня не существует единого стандарта определения IQ.

Все тесты делятся по возрастным группам. Они демонстрируют развитие человека, которое соответствует каждому  возрасту. Это означает, что ребёнок в 12 лет и юноша, закончивший ВУЗ, могут обладать одинаковым IQ, так как развитие каждого из них отвечает своей возрастной группе. Так, например, тест Айзенка специально разработан для индивидов от 18 лет и старше. Данный тест предусматривает максимально возможный  уровень IQ в 180 баллов.

Коэффициент интеллекта зависит от следующих факторов: наследственность, окружающая среда, половая и расовая принадлежность, страна проживания, здоровье, социальные факторы и др.

Окружающая среда и семья, обнаруживает огромное влияние на формирование интеллекта ребенка. Так, в ходе проведения многочисленных исследований была выявлена зависимость от множества факторов, которые характеризуют достаток, уровень жизни семьи, взаимоотношения между родственниками, методы воспитательного процесса и пр. Влияние окружающей среды, в общем, и семьи в частности составляет долю коэффициента интеллекта от 0.25 до 0.35. Чем взрослее становится индивид, тем слабее будет эта зависимость проявляться, почти полностью исчезая к моменту его совершеннолетия. Данные  исследования проводились среди обыкновенных семей, которые имеют полный состав, т.е. и папу, и маму.

Из-за генетических особенностей каждого индивида, дети, рожденные в одной и той же семье, могут совершенно по-разному реагировать на одинаковые окружающие факторы. Питание также влияет на уровень интеллекта. Так проведенные исследования показали, что употребление беременной женщиной периоде беременности рыбы и в дальнейшем кормление малыша грудью, повышают уровень интеллекта ребенка. Некоторые исследования показывают увеличение уровня IQ на 7 баллов.

Особенности интеллекта женщин и мужчин всегда интересовали известных деятелей психологической науки. Множество психологов считает, что развитие интеллекта одинаково, как у мужчин, так и у женщин. Однако среди мужского пола более проявляется разброс – среди них огромное количество глупых наряду с таким же количеством умных. Т.е. это означает, что среди мужчин много, как людей с высоким интеллектом, так и субъектов с низким. Также между женщинами и мужчинами отмечается разница в проявлениях различных сторон интеллектуальной сферы.

До 5 лет развитие интеллекта происходит одинаково. После 5 лет мальчики начинают лидировать в формировании пространственного интеллекта, манипулирования, а вот девочки начинают главенствовать в развитии вербальных способностей. Также среди мужчин гораздо чаще можно встретить одаренных математиков, чем среди женщин. На каждых 13 известных математиков приходится лишь одна женщина.

Также многие психологи, философы с большим интересом изучали особенности интеллекта представителей разных рас. Многочисленные исследования доказывают наличие разрыва между средним уровнем IQ различных расовых групп. Например, средний уровень IQ афроамериканцев — 85, белых европейского происхождения — 103, а евреев — 113. Однако последние исследования показывают, что постепенно эта разница сокращается.

Структура интеллекта

Основоположником факторной концепции интеллекта считается Чарльз Спирмен. Он сформулировал постулаты, заключающиеся в том, что интеллект не имеет зависимости от других  личностных характеристик человека, также он не содержит в своей структуре неинтеллектуальные качества, такие как тревожность, интересы и др.

Спирмен занимался вопросами профессиональных способностей. При обработке данных исследования он обнаружил следующую закономерность. Результаты многих тестов, которые имеют направленность на диагностику особенностей памяти, внимания, мышления, восприятия между собой тесно взаимосвязаны. Результаты свидетельствовали о том, что лица, которые успешно выполняют тестирование на мышление, так же отлично справляются и с заданиями, направленными на исследование прочих познавательных способностей, и наоборот, индивиды, плохо справляющиеся с тестами на мышление, также плохо выполняют и другие тестовые задания. Именно поэтому развитие памяти и интеллекта, развитие интеллекта и мышления должно быть неразрывно связано между собой. Только в таком случае возможно повышение интеллекта. Без комплексного развития познавательной сферы личности совместно с интеллектом, успешных результатов не будет.

Спирмен выдвинул предположение, что успешность любого интеллектуального труда определяют несколько факторов: специфический («S») и общий («G»).

Наряду с этим он полагал, что фактор общей умственной энергии действительно существует и обладает целым комплексом гипотетических свойств: количественной характеристикой, интенсивности перехода от одного вида активности к другому, степень колебания энергии, т.е. способность ее возобновления после деятельности. Затем он выделил четыре типа интеллектуальности. Первый тип интеллектуальности определяется быстротой осмысления нового, второй – полнотой постижения, третий – это здравый смысл, четвертый – это оригинальность решений. Сегодня большинство психологов соотносит общую интеллектуальность с интенсивностью выполнения умственных операций.

Структура интеллекта по Спирмену представляет собой модель, на вершине которой располагается генеральный фактор (G), общая способность. Затем следуют групповые качества интеллекта, которые представляют собой механические, вычислительные и вербальные способности. А в основании структуры находятся специальные способности (S-факторы), которые являются специфическими для определенного вида деятельности.

Кеттелл предлагает другую структуру интеллекта, которая состоит из свободного (текучего), связанного (кристаллизованного) интеллекта и отдельных факторов. Свободный интеллект определяется общей степенью развития коры полушарий, т.е. он отвечает за успешность решения задач направленных на нахождение отношений деталей и восприятие. Данный фактор совершенно не зависит от приобщения к культуре, однако имеет значительную зависимость от наследственности. Он  важен в задачах, для решения которых требуется адаптация к новым условиям. Считается, что данный фактор является идентичным общему интеллекту. Связанный интеллект приобретается в процессах овладения культурой. Отдельные факторы обусловлены работой некоторых анализаторов (отвечают специальным факторам Спирмена).

Айзенк включает в структуру следующие элементы: интенсивность интеллектуальных операций, стремление к проверке ошибок и напористость. На основе выраженности данных элементов разработан тест на определение коэффициента интеллектуальности IQ.

Айзенк выделяет в структуре интеллектуальности несколько уровней: биологический, социальный и психометрический. Суть интеллекта лежит в скоростных характеристиках процессов переработки сведений, обусловленных нейрофизиологическими факторами. К основной характеристике, которая отражает уровень интеллектуального развития, Айзенк относит индивидуальную скорость обработки информации. От факторов окружающей среды и от генотипа зависит психометрический интеллект, измеряющийся уровнем IQ. Его влияние является доминирующим. Социальный интеллект выражается в способности индивида применять психометрический интеллект для приспособления к требованиям общества.

Х. Гарднер является основоположником концепции множественного интеллекта. Она заключается в том, что вместо общей основной интеллектуальной способности, имеется множество других интеллектуальных способностей, которые могут встречаться в разных сочетаниях. Гарднер полагает, что интеллект – это не некоторое устройство, которое находится в голове, а возможность, позволяющая индивиду применять мышление, адекватное определенным типам. В связи с этим, он выделил семь видов интеллекта, которые не зависят друг от друга и функционируют в мозге в качестве самостоятельных систем в соответствии со своим правилами. Имеется ввиду вербальный, логико-математический, пространственный, музыкальный, телесно-кинестетический интеллект, внутриличностный, межличностный интеллект.

Диагностика интеллекта

Тестирование общих способностей предназначено для измерения степени интеллектуального развития личности. Понятие интеллекта, начиная со времен первых попыток интеллектуальных измерений претерпело различные трансформации со стороны теорий тестирования интеллектуальности в качестве психической реальности. В начале 20 века возник кризис в психологии интеллекта. Поэтому возник вопрос о существовании понятия «интеллекта» в качестве психологической категории.

Интеллектуальность обычно исследовалась в границах двух важнейших направленностей: тестологической и экспериментально-логической.

Сущность тестологической направленности лежит в измерениях интеллекта, а именно совокупности когнитивных способностей. А кризис заключается в том, что термин «интеллект» был подменен понятием «способность к научению». Неотестологические концепции интеллектуальности признают IQ-теорию, где за коэффициентом интеллекта стоят внутренние познавательные процессы, такие как память, восприятие, мышление и т.д.

Существует множество различных методик для диагностики интеллекта. Методика диагностирования интеллекта на основе прогрессивных матриц Равена предназначена для исследования логичности мышления. Тестируемому предъявляются картинки с фигурами, которые взаимосвязаны между собой определенной зависимостью. Среди них не хватает одной фигуры, она дается внизу среди 6–8 других картинок. Задачей испытуемого является установление закономерности, которая связывает друг с другом фигуры на изображении, и указание на опросном листе номера искомой фигуры согласно предлагаемым вариантам.

Существует 3 вариации матриц, каждая из которых предназначена для проведения диагностики с конкретной репрезентативной группой испытуемых. Цветные матрицы предназначены для проведения исследования детей с аномальным развитием в возрасте от 4,5 и до 9 лет, взрослых старше 65 лет. Стандартные матрицы – для диагностики детей от 8 и до 14 лет, лиц старшего возраста от 20 и до 65 лет. Продвинутые матрицы применяют для исследования испытуемых с интеллектом выше среднего. Стандартные матрицы включают в себя 60 таблиц и 5 серий. Каждая серия, в свою очередь содержит задания по нарастающей трудности. Также присуще и усложнение типа задач от одной серии к другой. Цветные матрицы состоят из трех серий, которые также различаются по сложности. Каждая такая серия содержит в себе 12 матриц, характеризующихся  пропущенными элементами.

Тест исследования интеллекта по Амтхауэру является также и профессионально ориентационным тестом. Он применяется для подростков от 12 лет и лиц старшего возраста до 30 — 40 лет. Каждое задание характеризуется ограниченным количеством времени на его выполнение.

Диагностика интеллекта при помощи теста Гудинаф – Харриса проводится следующим образом. Ребенку дается листок белой бумаги и простой карандаш. Его просят постараться нарисовать как можно лучше человека. В процессе рисования комментирование не допускается. Если малыш рисует человека до пояса (не в полный рост), тогда ему предлагают нарисовать нового человека.

По окончанию рисования обязательно проводится беседа с испытуемым ребенком. При помощи беседы уточняются малопонятные элементы и особенности рисунка. Такое тестирование лучше проводить индивидуально. Шкала оценки рисунка содержит в себе 73 пункта, за выполнение которых начисляется по 1 баллу за каждый. Если не соответствует критерию, то начисляется 0 баллов. По окончанию исследования подсчитывается общий балл.

Свободный тест на интеллект предназначен для оценки уровня интеллектуального развития в независимости от воздействия условий окружающей среды. Данная методика предложена Кеттелом. Она может использоваться как для проведения индивидуальной диагностики, так и для проведения группового исследования.

Мышление и интеллект

Мышление является познавательным процессом психики. Оно предназначено для отражения в сознании индивидуума сложнейших взаимосвязей и отношений между явлениями окружающего мира. Основной его задачей является выявление отношений между объектами, обнаружение взаимосвязей и их отграничение от случайных совпадений. Мышление заключает в себе оперирование понятиями, функции обобщения и планировки. Оно является высшим когнитивным процессом психики, что значительно отличает его от иных процессов, которые помогают субъекту ориентироваться в окружающем пространстве.

Мышление – это довольно сложный процесс, протекающий в сознании личности. Остальные психические процессы познания отличаются от мышления тем, что оно всегда тесно взаимосвязано с активной трансформацией обстоятельств, в которых находится личность. Мыслительная деятельность всегда целенаправленна на решение какого-либо задания. Процесс мышления заключается в целенаправленном и целесообразном преобразовании действительности. Данный процесс характеризуется непрерывностью и протеканием в течение всей жизни при этом, трансформируясь под воздействием возрастных факторов, социального положения, стабильности его среды обитания.

Особенностью мышления является его опосредованный характер. Это означает, что индивидуум не может познавать вещи прямо, непосредственно, он все познаёт косвенно и опосредованно. Т.е. одни качества посредством других, неизвестное – посредством известного. Мышление различаются по видам, операциям и проходящим процессам. С ним неразрывно связано такое понятие, как интеллект.

Что значит интеллект? Под этим термином понимается общая способность к постижению и решению задач «в уме». Он обычно рассматривается в качестве достигнутого к некоторому возрасту уровня развития психики, который обнаруживает себя в устойчивости познавательных процессов, а так же в количестве усвоения умений и знаний.

Интеллект – это неотделимая часть мышления. Психология мышления стала основательно разрабатываться лишь в 20 веке. Доминирующая до 20 столетия ассоциативная психология выходила из предположения того, что все процессы, происходящие в психике, протекают в соответствии с законами ассоциации и все формирования сознания состоят из простых чувственных представлений, которые объединены при помощи ассоциаций в сложные комплексы. Поэтому представители течения ассоциативной психологии не видели необходимости в специальном более глубоком исследовании мышления. Оно отождествлялось с представлением и интерпретировалось как ассоциативно связанный набор следующих признаков. Суждение рассматривалось как ассоциация представлений. Умозаключение – как ассоциация нескольких суждений, которые служат его посылками, к третьему, выводящемуся из него. Основоположником данной концепции считается Д. Юма. В конце 19 столетия эта теория была господствующей.

Мышление и интеллект являются довольно близкими по содержанию терминами. Если перейти на термины более привычные простому обывателю, то интеллект будет соответствовать слову «ум». Называя человека умным, люди подразумевают под этим его индивидуальные особенности интеллекта. Понятию мышление соответствует слово «обдумывание». Отсюда, слово «ум» обозначает свойство или способность индивида, а «обдумывание» является процессом. Следовательно, оба понятия выражают разные стороны одного явления. Субъект, имеющий интеллект, способен к мышлению. Таким образом, интеллект является способностью к мышлению, а мышление – процессом реализации интеллекта.

С давних пор важнейшими отличительными чертами личности считаются мышление и интеллект. Именно поэтому для определения вида человека применяется термин «Homo sapiens», который в переводе означает – человек разумный. Субъект, лишенный зрения или слуха, несет огромную утрату, однако он не перестает быть личностью. А если теряет разум, то происходит потеря человеческой сути.

Мышление, преимущественно, рассматривается в качестве части познания. С точки зрения психологии познание проявляется в создании представлений о внешнем мире, о его моделях и образах. Например, чтобы доехать в определенную часть города, необходим некоторый пространственный образ дороги между пунктом, в котором субъект находится в данное время, и местом, куда ему нужно добраться. Но мышление нельзя считать любым познавательным процессом. Ведь к познавательным процессам относят и восприятие. Отсюда выходит, что мышление является опосредованным и обобщенным познавательным процессом объективной реальности. Так, например, то, что видит субъект – это восприятие, а если на основании того, что он увидел, субъект делает логическое заключение, то это будет являться мышлением. Человек видит мокрый асфальт – восприятие. Тот же человек делает вывод, что на улице прошел дождь – это мышление.

Мышление как познавательный процесс, выходящее за границы непосредственно данного – это могучее средство биологической адаптации.

Развитие интеллекта

Развитие интеллекта имеет зависимость от таких же факторов, что и формирование других функций человеческого организма: генетических или иных врожденных причин и окружающей среды.

Врожденные и генетические причины – это так называемый потенциал, получаемый ребенком от своих родителей. О таких факторах практически ничего неизвестно. Можно утверждать с уверенностью только одно – от них в определенной мере зависит направленность интеллектуального развития личности.

Некоторые хромосомные мутации передаются по наследству, но также верно то, что многие из них связаны с какими-либо нарушениями в процессе беременности или оплодотворения. Например, болезнь Дауна проявляется легкой степенью дебильности, однако компенсируется повышенной общительностью больных. Главной причиной появления данного заболевания считается возраст родителей – чем старше родители, тем большая вероятность рождения ребенка с болезнью Дауна. Имеется ввиду возраст родителей от 40 лет и выше.

Заболевания перенесенные в время беременности, такие как краснуха, сифилис, диабет, также могут губительно отразиться на формировании плода и дальнейшем развитии ребенка. Доказано, что перенесенная краснуха, даже в легкой степени, в первые месяцы беременности ведет к необратимым дефектам слуха, зрения и интеллектуальных способностей ребенка. Употребление спиртных напитков во время беременности, табакокурение, прием некоторых лекарственных средств также ведет к задержке умственного развития ребенка.

Давно доказано, что человек – это социальное существо и вне социума развиваться он не сможет. Поэтому, каким бы хорошим потенциалом не был награжден малыш при рождении, совершенно очевиден тот факт, что нужное ему для выживания интеллектуальное поведение сможет формироваться и совершенствоваться только при контактах с социальной средой.

В самом начале жизни интеллектуальность ребенка обуславливается, практически, только наследственными факторами. В возрасте после 12 месяцев ребенок начинает приобретать способности более или менее результативно взаимодействовать с социальным окружением и различными предметами. Считается, что ситуации, в которые может попасть ребенок в этом возрасте, могут иметь решающее значение для формирования его интеллекта.

Приспособительная обусловленность интеллекта выражается в воздействии на развитие некоторых факторов. Социальный статус семьи, который связан с культурным и экономическим неравенством в социуме, этнические и поведенческие характерные черты различных социальных групп, влияют на формирование интеллекта. Режим питания, его достаточность или недостаточность для полноценного развития малыша воздействует на всестороннее развитие.

Интеллект и личность тесно взаимосвязаны, без одного не может быть и другого. Установлено, что малыши в детских домах отстают в развитии от своих сверстниках, растущих в семье. Это связано с тем, что они не получают со стороны взрослых психической стимуляции интеллектуальной активности ребенка. Также на формирование интеллекта влияет число детей в семье. Установлена следующая закономерность – чем больше детей в семье, тем будет ниже их средний IQ.

Как развить интеллект?

Издавна существовало множество упражнений для активизации интеллекта, игры для развития интеллекта, такие как шахматы, разгадка ребусов, головоломок с логическим уклоном, нарды, даже карточные игры покер и преферанс. Сегодня появились и компьютерные игры для развития интеллекта.

Такие игры очень хорошо тренируют ум, концентрацию внимания и память. Также они несут в себе радость соперничества, если в игре предусмотрено наличие двух и больше игроков, удовольствие от роста мастерства. Настольные игры являются древнейшим видом умственных состязаний. Занятия математикой и точными науками развивают целый комплекс умственных качеств психики. К таким качествам относят: логическое и абстрактное мышление, прогностические, дедуктивные, критические, аналитические способности, память и быстроту мышления.

Точные науки и математика не только способствует росту интеллекта, но структурируют мышление, наводят, если можно так выразиться, порядок в голове и собственных  мыслях. Математика и точные науки очень важны в контексте интеллектуального становления индивида, как личности.

Познание нового способствует эрудиции и обогащает ум. Познание нового может происходить посредством чтения научной литературы, энциклопедий, просмотра познавательных фильмов или телепередач, через полезные и познавательные интернет ресурсы.

Главная задача взрослого человека – это сохранение любознательности как у ребенка! Нужно всегда помнить, что знание – это сила!

За все время изучения интеллекта ученые разработали немало систем развития интеллекта.

Система развития интеллекта заключается в развитии всех его разновидностей, таких как творческий, духовный, интимный, социальный, сенсорный, физический, вербальный и др. При этом, не следует забывать, что каждый вид интеллекта тесно взаимосвязан со всеми его разновидностями.

Как развить интеллект? Сегодня разработано множества различных методик развития интеллекта, таких как система развития интеллекта с пеленок, японская система развития интеллекта и др.

Японская система развития интеллекта основывается на том, что если решать простые математические задачи на скорость и читать вслух, можно развить интеллект. Японцы полагают, что мозг становится наиболее активным при выполнении этих действий.

Существует множество методик, направленных на развитие, тренировку, а также разработаны упражнения для интеллекта. К методам, которые влияют на развитие интеллекта, относят групповые и индивидуальные тренинги, обучение, игры и др.

Сегодня в психологии существует две, отличные друг от друга, точки зрения на возможность развития эмоционального интеллекта.

Приверженцы первой точки зрения, например Дж. Мейер, придерживаются мнения, что повысить уровень невозможно. Это связано с тем, что эмоциональный интеллект считается относительно устойчивой способностью. Однако наряду с этим они считают, что увеличить эмоциональную компетентность посредством обучения вполне возможно. Приверженцы другой концепции, например, Д. Гоулман, полагают что эмоциональный интеллект можно и нужно развивать. Главным аргументом в пользу этой точки зрения является тот факт, что до середины человеческой жизни нервные пути мозга развиваются.

Социальный интеллект

Социальный интеллект является способностью понимать намерения, эмоциональные состояния индивида, его чувства по словесным и невербальным проявлениям. Проявление дальновидности в межличностных взаимоотношениях считается также социальным интеллектом. Его связывают со способностью выражать мгновенные, практически автоматические соображения о индивидах, предсказывать наиболее вероятные поведенческие реакции человека. Он считается особым «социальным даром», который обеспечивает гармоничность протекания отношений с людьми. Продуктом социального интеллекта является социальная адаптация.

В 1920 году было введено в психологию само понятие «социальный интеллект» Э. Торндайком с целью обозначения предусмотрительности (дальновидности) в межличностных отношениях. Множество известных психологов внесли свой вклад в толкование этого термина. Способности к социальному интеллекту многие известные психологи раскрыли в структуре общего интеллекта. Среди таких теорий наиболее ярко представлены концепции, предложенные Г. Айзенком и Д. Гилфордом.

До последнего времени среди психологов ведутся диспуты вокруг понятия, введенного Э. Борингом. Он полагал, что интеллект — это есть то, что можно измерить определенными тестами.

Дж. Гилфорд считал социальный интеллект системой интеллектуальных способностей личности, которые не зависят от факторов общего интеллекта и связаны, главным образом, с постижением поведенческой информации.

Согласно теории Гилфорда, он содержит в себе 6 факторов, тесно взаимосвязанных с познанием поведенческих реакций.

Первый фактор – это познание конструктивных элементов поведения, которое заключается в способности выделять из полученной информации словесную и невербальную экспрессию поведенческих реакций.

Второй фактор – познание классов поведения, заключающийся в способности распознания общих свойств среди потока ситуативной или экспрессивной информации о поведенческих реакциях.

Третий – познание отношений поведения, заключающийся в способности к пониманию отношения.

Четвертый – познание систем поведения, заключающийся в способности к пониманию логики формирования целостных ситуаций взаимодействия субъектов, смысл их поступков в таких ситуациях.

Пятый – познание преобразования поведения, заключающийся в способности к пониманию изменений значения подобного поведения (словесного и невербального) в различных ситуационных аспектах.

Шестой – познание результатов поведения, заключающийся в способности к предвосхищению последствий поступков, исходя из имеющейся в наличии информации.

Отечественный исследователь Ю. Емельянов, изучал социальный интеллект и личность в границах практической психологической деятельности. Емельянов считал, что рост коммуникативной компетентности индивидуума возможен при помощи активного социально-психологического научения. Он определял социальный интеллект, как сферу потенций субъект-субъектного постижения индивида. Под этим Емельянов понимал устойчивую способность, которая основана на специфике мыслительной деятельности, аффективных реакций и социального опыта, понимания самого себя и других людей, их взаимодействия и взаимоотношения, предсказания межличностных событий. Он ввел термин «коммуникативная компетенция», который имеет схожее понятие с социальным интеллектом. Коммуникативная компетенция развивается только благодаря интериоризации социальной информации. Такой процесс характеризуется бесконечностью и постоянством, наличием вектора от внутреннего к внешнему, от актуальных межличностных ситуаций к итогам осознания таких ситуаций, которые закрепляются в познавательных структурах психических качеств в виде навыков и умений.

Емельянов выделил следующие источники формирования социального интеллекта.

Первый источник – это жизненный опыт. Именно жизненному опыту  принадлежит ведущая роль в формировании коммуникативной компетенции. Он придавал большое значение опыту межличностного общения. Жизненный опыт характеризуется: социальностью, включением в себя интериоризированных норм и ценности определенной общественной среды, индивидуальностью, так как базируется на индивидуальных чертах и психологических обстоятельствах личной жизни.

Второй – искусство, которое заключается эстетической деятельности и двустороннем обогащении индивида в качестве творца и в качестве лица, воспринимающего произведения искусства. Искусство способствует формированию коммуникативных умений.

Третий – общая эрудиция, которая выражается в запасе достоверных и систематизированных знаний гуманитарных наук, относящихся к области истории, культуры человеческих коммуникаций, которыми располагает данный субъект.

Коммуникативная компетенция по своему содержанию и форме непосредственно сопоставляется с характерными особенностями играемых социальных ролей субъекта. Также выделяют общую коммуникативную компетенцию и коммуникативную компетенцию профессиональной направленности.

Вверх