Советы женщинам!
ЛедиВека.ру » Без рубрики »

Учим ребенка читать: интересные советы для родителей

Учим ребенка читать: интересные советы для родителей
logo

Приветствую! У одной из моих хороших подруг Валерии есть мальчик Костя. Как и родители, он очень смышленный и любознательный.

Сейчас Косте пять лет. В школу ему только через два года, но родители уже сейчас активно готовятся к образованию мальчика.

На практике часто оказывается, что многие дети готовы и хотят учиться задолго до школы. Ваня с Верой (так зовут родителей Кости) купили ему на будущее красивый алфавит и повесили в его комнате.

Мальчику стало интересно, и он довольно легко выучил буквы. Тогда Вера подумала о том, а почему бы не научить его читать, и обратилась ко мне за советом.

Конечно же, я ей помогла. Действительно, не стоит ставить рамок в обучении. Если малыш проявляет любознательность и тягу к обучению до школы, как Костя, помогите ему в этом!

А если нет, то можно дождаться и школьных лет.

Мы с Верой решили обучить мальчика правильно читать, поэтому пересмотрели и обсудили много разного и сделали совместный сборник идей и советов для обучения чтению, с которыми вы можете ознакомиться ниже. Обратная связь приветствуется!

Содержание

  • Вступление
    • Подходящий возраст для чтения
    • Какую методику обучения чтению выбрать?
    • Учиться читать, играя
  • 7 правил эффективного обучения
  • Основы быстрого чтения
    • Различия детей
    • На что обратить внимание
  • «Как помочь ребенку научиться читать?» (рекомендации для родителей)
    • Как можно помочь ребёнку научиться читать?
    • Когда нужно начинать учить читать?
    • Обучение чтению
    • Отработка техники чтения
    • Как привить ребёнку любовь к чтению?
    • Роль домашней библиотеки и семейных чтений
  • Логопед и учитель младших классов Анастасия Сперанская — о том, как научить ребёнка читать быстро и правильно
    • Выучите гласные буквы
    • Выучите несколько согласных букв
    • Начинайте с простых слогов
    • Играйте в буквы
    • Не игнорируйте буквари
  • Что еще стоит знать?

Логопед и учитель младших классов Анастасия Сперанская — о том, как научить ребёнка читать быстро и правильно

Как научить ребёнка читать по слогам — один из главных вопросов, который волнует родителей дошкольников. «Летидор» попросил логопеда написать о наиболее эффективном и быстром способе, который подойдёт каждому.

В системе дошкольного образования есть две основные системы, которые педагоги используют для обучения грамоте. Первая методика принадлежит Николаю Зайцеву, вторая — Гленну Доману. В этой статье я хочу поделиться удачными решениями из обеих методик и наработками из собственной практики, которые родители смогут использовать в домашних условиях.

Отмечу, что возраст, в котором ребёнок должен проявлять интерес к чтению, родитель не найдёт ни в одном справочнике. Всё индивидуально: кто-то уже на третий год бегло читает предложения, а кто-то и в 5 лет не может связать двух букв. Если малыш регулярно видит родителей с книгой, интерес к чтению у него рано или поздно появится. И тогда вы будете готовы!

Выучите гласные буквы

Начинать надо с самого простого — обучения гласным буквам. Учите их постепенно, по одной букве в неделю.

Показывайте ребёнку карточку с буквой и говорите: «Это буква «а»». Подключайте ассоциации, играйте с интонациями. «А-а-а», — так мама укачивает малыша, «А-ааа!» — так кричит младенец. «Это буква «у»». «У-у-у», — так взлетает самолёт.

Когда ребёнок запомнит гласные буквы, он будет чувствовать себя более уверенно и без труда перейдёт к следующему этапу.

Выучите несколько согласных букв

Как только ребёнок выучит первые гласные, покажите ему самые простые согласные (вроде «м», «б», «п»). Вводите их так же, как гласные: постепенно.

Важное замечание: не надо рассказывать ребёнку, как буквы звучат в алфавите. Заучивайте не буквы, а звуки, которые эти буквы обозначают. Например, показываете букву «б» и говорите: «б» (не «бэ»!). Если вы научите называть буквы так, как они звучат в алфавите, то читать ребёнок начнёт на пенсии. Когда он увидит слово «баба», он прочитает его как «бэ-а-бэ-а».

Начинайте с простых слогов

Дождитесь, когда малыш запомнит одну-две согласные буквы, и можно приступать к чтению первых слогов.

Показывайте вашему крохе «ма» и озвучиваете «ма». Не надо произносить лишних слов «это» или «вот», чтобы не запутать его. Разучивайте сочетания «м» со всеми гласными («ма», «мя», «му», «ми» и так далее). Как только освоили всё варианты с буквой «м», двигайтесь дальше.

Ещё одна распространённая ошибка, которую допускают родители на первых этапах — разбивают слог на отдельные буквы. Например, видят слог «па» и озвучивают: «Это буквы «п» и «а», вместе они читаются «п-а»». Это грубая ошибка, которая приводит к тому, что ребёнок начинает читать побуквенно.

Ваша задача — сделать так, чтобы малыш видел в одном слоге единое целое. Так что слог «па» мы читаем как «па», «та» — как «та».

Играйте в буквы

Чтобы запоминать буквы было проще, включайте элементы обучения в игры и повседневные дела. Лепите буквы из пластилина (глины), выкладывайте спичками, стройте из кубиков или конструктора, рисуйте палочкой на песке и снегу, делайте аппликации из бумаги, показывайте с помощью пальцев.

При желании можно выложить буквы даже столовыми приборами. Здесь всё зависит от фантазии родителей.

Не игнорируйте буквари

Букварь — это книга, которая методически выверена и составлена опытными педагогами и логопедами. Не игнорируйте буквари! Информация в них подаётся согласно принципу «от простого к сложному». Именно из букваря следует брать первые тексты для чтения.

Главное условие в обучении грамоте — терпение родителя. Не волнуйтесь. Даже если школа не за горами, время ещё есть. Занимайтесь с малышом регулярно по 10-15 минут каждый день, и результат не заставит себя ждать.

[Источник: https://letidor.ru/]

Что еще стоит знать?

Быстрое и правильное чтение – залог успешного обучения в школе. Ребенок, который читает медленно, не сможет хорошо подготовиться к уроку, а значит, рано или поздно начнет отставать в усвоении школьной программы по всем предметам.

Родители детей, которые уже освоили элементарную технику чтения, часто интересуются, как научить ребенка читать быстро и хорошо. Между тем, научиться быстрому считыванию информации с листа бумаги намного сложнее, чем просто складывать буквы в слова и предложения. Во время чтения задействуются и слуховые и зрительные анализаторы, и память, и воображение, и мышление, и многое другое. Кроме того, скорость чтения должна быть сравнима со скоростью речи.

В данной статье мы расскажем вам, почему некоторые дети читают в замедленном темпе, а также как можно научить ребенка читать быстро и правильно.

Причины замедленного чтения у детей

Основные причины, которые влекут за собой замедленное чтение у ребенка, могут быть следующими:

  • скудный словарный запас;
  • банальная невнимательность;
  • плохая память;
  • слабый артикуляционный аппарат;
  • недостаточный объем оперативного поля зрения. В этом случае ребенок охватывает взглядом не целое слово, а лишь первые 2-3 буквы;
  • привычка перечитывать каждое слово по несколько раз;
  • слишком сложная литература, не подходящая по возрасту.

Упражнения для развития быстрого чтения

Чтобы научить ребенка читать красиво, легко и быстро, необходимо делать такие упражнения, как:

  • «Засекаем время». Для этого выбираем небольшой текст, подходящий малышу по возрасту. Засекаем на секундомере 1 минуту и считаем, сколько слов ребенок прочитал за это время. После того, как кроха отдохнет, предложите ему прочитать тот же самый текст еще раз. С каждым разом количество прочитанных слов за определенное время будет увеличиваться.
  • «Выделяем главное». Некоторые дети, наоборот, читают так быстро, что не могут уловить смысл прочитанной информации. После того, как ваш малыш прочитал отрывок текста, попросите его рассказать, какая главная мысль в нем заключалась. Если ребенок не справится с заданием, чтение необходимо повторить.
  • «Ролевое чтение». Для того, чтобы привлечь внимание ребенка к художественной литературе, предложите ему читать по ролям. Сначала одну из ролей будете исполнять вы, а затем пусть малыш сам попробует читать разными голосами.
  • «Наращиваем слова». Возьмите за основу короткое слово, например, «кот». Далее вместе с малышом попробуйте присоединить к нему одну или несколько новых букв так, чтобы получилось новое слово. Продолжайте до тех пор, пока ребенку будет интересно.
  • «Ударения». В шутливой игровой форме объясните сыну или дочери, что такое ударение. Произносите разные слова, неправильно выделяя ударный слог, и предложите малышу исправить вас. Так ребенок учится понимать текст намного быстрее.
  • «Ищем слово». Для развития словесной памяти отлично подойдет следующее упражнение: на небольшой карточке напечатайте текст из нескольких слов. После этого громко назовите одно из них и попросите ребенка как можно быстрее отыскать его в тексте. В такую игру можно играть с компанией друзей, устроив, таким образом, небольшое соревнование.
  • «Согласные буквы». Нередко скорость чтения ребенка замедляется, если в тексте встречается несколько согласных букв подряд. как научить быстро читатьМалыш «застревает» на одном месте, подолгу пытаясь прочитать одно предложение. Ежедневно предлагайте ребенку сложные слова и предложения, медленно и тщательно проговаривая каждое из них.
  • «Поле зрения». Если причина медленного чтения кроется в недостаточном поле зрения, помочь может следующее упражнение. На листке бумаги начертите таблицу, в каждую клеточку которой поместите одну букву. Указывайте ручкой на каждую клеточку, пусть ребенок говорит, что он видит в таблице. Далее переходите к чтению цепочек букв слева направо и сверху вниз.

[Источник: http://womanadvice.ru/]

  • Как учить алфавит, если ребенку от 3 до 4 лет? 20 лучших советов!

    Как учить алфавит, если ребенку от 3 до 4 лет? 20…

  • 38 советов родителям 6-летнего ребенка о том, как научить его дома читать по слогам

    38 советов родителям 6-летнего ребенка о том, как…

  • 28 лучших советов по изучению алфавита с детками 5 лет!

    28 лучших советов по изучению алфавита с детками 5 лет!

  • 12 лучших советов для желающих начать читать на английском

    12 лучших советов для желающих начать читать на английском

  • 18 советов родителям, желающим научить читать ребенка на английском

    18 советов родителям, желающим научить читать…

  • ТОП-40 лучших обучающих игр для деток от 6 до 7 лет!

    ТОП-40 лучших обучающих игр для деток от 6 до 7 лет!

Поделиться статьей с друзьями!

Когда можно начинать?

Детские психологи выделяют несколько стадий в психологическом развитии детей:

  1. Моторно-сенсорная (до двух лет): у ребенка формируется тактильная чувствительность и физическое восприятие.
  2. Образная (до семи лет): на первый план на этой стадии выходят осваивание языка, символические игры, у ребенка постепенно формируется самооценка.
  3. Логическая (до тринадцати лет): дети учатся сопоставлять факты, строить логические умозаключения.

Согласно рекомендациям медиков и психологов, обучать ребенка чтению лучше всего на третьей стадии.

Как определить, что ребенок готов к обучению?

В психологии разработан ряд физиологических признаков, сигнализирующих о готовности ребенка к обучению чтению:

  • Ребенок произносит предложения и свободного говорит. У детей, которых обучали чтению по кубикам до того, как они начали говорить, наблюдались задержки в речевом развитии.
  • У ребенка развит слух фонематического типа: малыш слышит отдельные звуки в словах и умеет отделить их от соседних, знает, какие звуки входят в слово, может легко подобрать ряд слов, начинающихся, например, на букву Н и оканчивающихся на букву А или выделить общий звук в словах «мошка, шина, кошка».
  • У ребенка отсутствуют серьезные проблемы логопедического характера, например, малыш не в состоянии нормально выговорить половину алфавита, что значительно нарушает фонематический слух и мешает ему правильно читать.
  • Ребенок хорошо ориентируется в пространстве, например, знает, где левая сторона и где правая. Уметь правильно ориентироваться очень важно, так как ребенку придется читать слова слева направо. Если ориентация нарушена, дети могут, например, начинать читать слово с любой буквы, путать низ и верх (например, Ь и Р).

Обычно все вышеуказанные признаки проявляются у детей к пяти годам.

Общие принципы обучения

Если вы не знаете, как правильно научить ребенка читать, руководствуйтесь в процессе обучения следующими основными принципами, разработанными детскими психологами:

  • Сначала нужно научить ребенка твердым открытым гласным, таким как А, О, Ы, Э, У, а затем звонким твердым согласным: Л, М. При этом согласные можно произносить только звуками (не ЭМ, а просто «М»). После чего можно переходить к изучению шипящих и глухих звуков: Ш, Ж, Д, Т, К и других.
  • На каждом занятии необходимо в обязательном порядке повторять материал, пройденный на предыдущем уроке, то есть те звуки, которые были изучены ранее. Подобная техника закрепления материала называется «повторение – мать учения» и поможет ребенку гораздо быстрее сформировать правильную технику чтения.
  • К чтению по слогам можно переходить только после досконального изучения части звуков. При чем начинать нужно с несложных слогов, таких как ЛА, МА, ПА.
  • После изучения слогов можно переходить к первым простым словам: МА-МА, МО-ЛО-КО.
  • Чтобы научить ребенка читать правильно, необходимо обязательно следить за произношением слогов: между словами, а тем более, между различными предложениями и фразами, обязательно должны быть паузы.

Какие методики существуют?

Существуют следующие основные педагогические методики обучения чтению:

  1. Фонетическая: считается одной из наиболее эффективных, так как базируется на алфавитном принципе — точное и четкое произношение звуков, букв, постепенный переход ребенка от изучения слогов к чтению слов.
  2. Лингвистическая: основана на особенностях живой разговорной речи —учеба начинается с популярных слов, которые наиболее часто применяются в современном русском языке.
  3. Метод Домана: ребенок полностью изучает все слова, запоминает их правописание и произношение, без изучения звуков и букв. Через время ребенка учат читать небольшие тексты с ранее изученными словами.
  4. Кубики Зайцева: методика базируется на игре ребенка с кубиками, на грани которых нанесены отдельные склады. Кубики отличаются по звуку, цвету и размеру.

Как научиться читать по слогам?

На этой стадии обучения необходимо, чтобы ребенок понял, как нужно соединять отдельные буквы в слоги. В процессе обучения можно нарисовать буквы на листах А4 или распечатать на принтере, выводить буквы палочкой на песке. Во время прогулки на свежем воздухе ребенку также можно показывать буквы, отыскивая ассоциации с окружающими вещами и предметами. Например, крыши соседних домов — буква «М», спутниковая антенна круглой формы — «О».

Как научить ребенка читать по слогам? Соединяем две буквы (согласную и гласную) и получаем отдельный слог. Чтение необходимо начинать с легких четырехбуквенных слов с парными слогами: дя-дя, па-па, ма-ма. Занимаясь с ребенком домашней работой по дому или гуляя на природе, берем наиболее распространенные слова и разделяем их на слоги.

С ребенком можно сыграть в различные игры со словами и буквами. Например, написать одно или несколько легких слов на бумаге, чтобы ребенок выложил их из кубиков с буквами. Можно написать разные слова на листках, разложить их на письменном столе и размешать, чтобы ребенок нашел среди всех листков заданное мамой слово.

Советы

Совет 1. До тех пор, пока ребенок не научится читать, не стоит начинать учить отдельные буквы, необходимо учить только звуки.

Совет 2. Если ребенок все-таки интересуется буквами, то знакомьте его с ними в контексте отдельного слова. Учите малыша тому, что буква обычно встречается в словах с другими буквами и редко идет отдельно.

Совет 3. Если малыш четырехлетнего возраста не проявляет желания к учебе, то не заставляйте его подолгу сидеть на занятиях и не требуйте чрезмерной усидчивости. Длительность одного урока должна быть не более пяти минут.

Совет 4. В пять лет поздно учить малыша целым словам, необходимо использовать послоговую методику, используя, например, кубики Зайцева.

Совет 5. Когда малыш понял метод послогового чтения и самостоятельно озвучивает слоги, контролируйте осмысленность прочитанного (ребенок должен понимать, что означает прочитанное им по слогам слово). Главной ошибкой родителей на стадии, когда ребенок полностью проговаривает прочитанное слово, является требование прочесть все предложение. Не стоит забывать о том, что на этой стадии ребенок механически озвучивает написанное. Для осознания целого текста или предложения, ребенку необходим опыт.

Совет 6. Не пропускайте уроки с ребенком, вырабатывайте у малыша усидчивость, что поможет ему лучше подготовиться к школьным занятиям. Читать необходимо каждый день, максимум по десять-пятнадцать минут.

Совет 7. Контролируйте количество информации, получаемой ребенком во время чтения, не перегружайте его. Если ребенок сопротивляется во время урока, не ставьте перед ним цель дочитать до конца.

Совет 8. Обязательно хвалите малыша после занятий. Он должен почувствовать, что делает все правильно и что мама довольна и гордится им. В таком случае на следующем занятии ребенок будет стараться еще больше и результативность уроков повысится.

Совет 9. Обращайте внимание на размер букв и их цвет, так как детям свойственно привыкать к одному шрифту. Ребенок может перестать читать, увидев слова, которые написаны другим шрифтом, отличным от того, что он привык ежедневно видеть.

Совет 10. Не проявляйте агрессии и не кричите на ребенка. Если малыш не понимает ваши объяснения, значит информация еще не осознана им. Дайте ребенку время и сделайте перерыв, не давите на него.

Примеры уроков

Пример 1. Изучаем слоги из двух гласных: УА, АУ, ИА. Далее читаем открытые слоги (гласная и согласная буквы), а после — закрытые. Для занятия необходимо подготовить таблички-карточки, например, в виде домика с несколькими этажами, где в левом окне будет согласная, а в правое окно необходимо подставлять гласные:

М + А = МА

М + У = МУ

Обратное упражнение — в левом окне необходимо написать гласную букву, к которой подставляются согласные для образования слогов.

На занятии ребенку необходимо стараться давать осмысленные слова, состоящие из двух букв, например, он, ах.

Пример 2. В начало, в середину или в конец слова следует подставить пропущенную букву: _ыба, _од.

Пример 3. В слове необходимо найти лишнюю букву и вычеркнуть: мРама, тРетя.

Пример 4. Ребенок должен заменить одну букву, чтобы образовать новое слово: лак – рак.

Пример 5. Ребенку необходимо в подписи к картинке добавить недостающий слог. Например, на картинке изображена птица и написано «пти».

Пример 6. Ребенок должен в правильном порядке поставить «перепутанные» слоги: КА — ЛЕЙ.

Пример 7. Из набора слогов необходимо составить отдельные слова.

Пример 8. Изучаем предложения. Когда ребенок научился читать короткие слова, попробуйте составить с ним предложения из двух, а после из трех слов, постепенно усложняя задачу. Например:

Там ель.

Где кит?

Вот рак.

Предложения ребенка должны быть составлены из легких и знакомых для него слов: основные глаголы и существительные, имена друзей и членов семьи. Предложения не должны быть сложными, чтобы малыш, прочитав последнее слово, не забыл первое. На этой стадии обучения не стоит заставлять ребенка читать стихи, так как ему будет сложно соблюдать необходимый темп и ритм.

Особенности обучения по возрастам

Как научить ребенка читать в 5 лет? В пять лет у малыша развивается потребность в самостоятельном чтении, что является важным этапом в интеллектуальном и личностном развитии. Однако, чтобы воплотить желание ребенка читать в реальность, родителям с малышом потребуется проделать большую работу и многому научиться, начиная с чтения по слогам и постепенно переходя к цельным словам и предложениям.

Если в четырехлетнем возрасте ребенку достаточно было просто водить пальцем по страницам и механически повторять заученные слоги, тексты и слова, то в пять лет ребенок уже пытается вникнуть в сам процесс самостоятельного чтения, начинает воображать прочитанные фразы и предложения, получает яркие впечатления от интересных книг. Чтение формирует у пятилеток насыщенную внутренне-эмоциональную картину мира, подготавливает детей к понимаю сложных логических цепочек и развивает абстрактное мышление.

Поэтому в пятилетнем возрасте для детей необходимо подбирать простые по восприятию книги, которые развивают их любознательность, а также имеют много интересных иллюстраций для лучшего понимая прочитанного.

Как научить читать ребенка в 6 лет? По мнению современных психологов, медиков, логопедов, физиологов и педагогов шестилетний возраст считается наиболее благоприятным для чтения, так как в шесть лет у ребенка активно развивается внимание, восприятие, мышление и память. В шестилетнем возрасте у ребенка появляется желание обучаться, малыш больше не пропускает регулярные занятия и не капризничает, заинтересованно читает книги и охотно повторяет прочитанный материал.

Многие педагоги считают именно шестилетний возраст наиболее удачным для начала обучения чтению, рекомендуют родителям использовать на занятиях буквари или книги для детей с крупным шрифтом. Во время уроков родителям необходимо читать и водить пальцем по страницам, как указкой, чтобы ребенок видел, как читают взрослые и повторял. Затем необходимо читать вслух, двигая по тексту уже пальчиком ребенка.

Как научить читать ребенка в 7 лет? В семилетнем возрасте ребенка необходимо заинтересовать самим процессом чтения, выбирая книги с хорошим картинками, крупным шрифтом и интересным содержимым (приключенческие, детективные, сказки, книги про растения и животных). Также можно придумать историю про ребенка и распечатать на листах А4, дополнив рассказ собственными фотографиями малыша.

Как научиться читать быстро?

Чтобы малыш научился быстро и сознательно читать, стал предметом для подражания в детском садике и школе, необходимо использовать следующие методики, разработанные специально для ускорения чтения:

  1. Чтение на время: нужно выбрать небольшой интересный текст, подходящий для ребенка по возрасту. Дать его ребенку почитать вслух и засечь время, чтобы потом подсчитать общее количество прочитанных за установленный промежуток времени слов. Начинать рекомендовано с одной минуты. После подсчета слов ребенку необходимо дать прочесть текст по второму кругу и снова подсчитать слова. С каждым разом скорость чтения будет увеличиваться и ребенок увидит свои результаты.
  2. Основные моменты: чтение должно быть не только быстрым, но и осознанным, а также плодотворным. Как научить ребенка быстро читать? Попросите малыша максимально быстро прочесть текст, а затем задайте ему ряд вопросов. Ребенок должен уверенно на них отвечать, если вы не достигли желаемого результата, предложите ребенку прочитать текст еще раз.
  3. Части слов: подберите пятнадцать длинных слов и разбейте их на несколько частей (для начала – на две). Одну половину слов необходимо написать на одних карточках, а другую – на других. Задача ребенка заключается в том, чтобы сложить самостоятельно половинки карточек и составить цельные слова.

Обучение ребенка чтению – это длительный и сложный процесс, который пройдет успешно при наличии поддержки, терпения и внимания родителей ребенка.

1. Внесите элемент игры

Превратите чтение в игру и вам не придется ни секунды тратить на то, чтобы уговорить ребенка взяться за книгу. Сделайте постановку — домашний театр, — и пусть бабушки и дедушки станут благодарными зрителями, позовите в гости друзей вашего ребенка и устройте соревнование, обязательно с призами, — кто больше прочитает или найдет предметов на картинке (для этого хороши виммельбухи), покажите ребенку книги-лабиринты, сочиняйте истории, делайте поделки, рисуйте персонажей, вырезайте, раскрашивайте, проводите эксперименты, показывайте театр теней и делайте объемные фигуры из бумаги. Идей море. Только успевай воплощать.

image07Автор фото: Кристина Ковтун, — источник

2. Пусть ребенок читает то, что нравится

Если ребенок отказывается читать книги из школьного списка литературы, не «наседайте». Показывайте другие книги, чтобы он понял: есть не только скучные рассказы про осенний лес или былины о русских богатырях (тут уж кому что не нравится), а еще и фантастика, пьесы и, допустим, сатира. Да хоть мифы Южной Африки и предания Вьетнама — лишь бы чтение увлекало. Не надо в ребенка «запихивать» знания и уж тем более навязывать свои предпочтения.

image06Автор фото: Алия Гимранова, — источник

Попробуйте отыскать жанр, который придется ребенку по душе. А если уж дело совсем не идет, попробуйте «подсунуть» комиксы, пусть это и для многих как ножом по сердцу. Когда ребенок найдет что-то свое, он войдет во вкус и, вполне вероятно, со временем начнет читать все, что под руку попадется: будет глотать книги, а не булочки 🙂

3. Заведите дома большую библиотеку

Невозможно приучить ребенка к чтению, если дома элементарно нет книг или их очень мало. Всегда должна быть возможность подойти к книжному шкафу и взять что-нибудь.

image05Автор фото: Полина Мяличкина,— источник.

Помню, как сама в детстве выбирала книги по принципу «потому что гладиолус» — читала все, что попадалось на глаза: большая советская энциклопедия, Булгаков, По, сказки народов мира, Горький, Беляев, энциклопедии «Я познаю мир» — история, физика, космос, растения, искусство, медицина и еще штук двадцать на разные темы, — Хмелевская, Даррелл, Стругацкие, книги про динозавров, взросление детей, психологию и даже крылатые выражения на латыни (их я заучивала — даже не могу сказать, для какой цели). В ход шло все. И я искренне уверена, что это серьезно повлияло на мою любовь к чтению.

4. Не заставляйте дочитывать до конца

Если вы видите, что книга «не идет», ребенок то и дело вздыхает, отвлекается, вертится, как уж на сковородке, да и вообще делает все что угодно, лишь бы не переворачивать следующую страницу — пусть закрывает эту книгу. Чтение из-под палки к хорошему не приведет. Никогда не принуждайте ребенка сидеть за неинтересной ему книгой, иначе вы добьетесь ровно противоположного эффекта. Даже взрослым советуют это делать: Игорь Манн использует «тест 50 страниц» — если за 50 прочитанных страниц книга «не цепляет», ее просто надо отложить в сторону. Не говоря уже о детях.

image09От интересной книги не оторваться! Автор фото: Мария Еремина, — источник.

5. Покажите, что удивительного в книгах

Еще в школе нас учили разбирать произведения, видеть глубинный смысл, догадываться, о чем думал автор и что хотел сказать. Попробуйте провернуть этот трюк с ребенком, только не ударяясь в пространные размышления, а показывая прочитанное с неожиданной стороны. Найдите в книге необычное и покажите ребенку. Когда объясняете ему что-то, проводите неочевидные параллели — так, чтобы юный нехочуха действительно заинтересовался.

image03Автор фото: Ирина @kmigirazuma, — источник

6. Ориентируйтесь на ведущую деятельность

Отечественный психолог Леонтьев, а затем Эльконин и Давыдов развивали идею ведущей деятельности — это «основное занятие» ребенка, внутри которого развивается личность. В каждом возрасте ведущая деятельность своя: с 3 до 7 лет — сюжетно-ролевая игра, до 11 лет — учеба, позже — интимно-личностное общение (вот почему для подростков сверстники становятся значимее, чем семья). Любовь к чтению можно прививать через ведущую деятельность: для малышей придумывайте игры с книгами, детям постарше давайте энциклопедии по интересующим их темам, подростку можно «подсунуть» книгу об отношениях.

image04источник

7. Не ставьте условий

Частенько от родителей можно услышать: «Пока не прочитаешь десять страниц, на улицу не пойдешь». Наверное, это самое худшее, что можно придумать. Никогда не ставьте условия и не лишайте ребенка удовольствий, будь то сладкое, прогулка с друзьями или поездка с классом на экскурсию. Иначе книга для него станет врагом. Но никак не другом.

image00А лучше давайте книжки с самого нежного возраста. Ребенок их полюбит. Автор фото: Irin Knuremko, — источник.

8. Выбирайте красивые книги

Психологи отмечают, что примерно до 12 лет у ребенка превалирует наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Вот почему важно обращать внимание на визуальную составляющую детских книг: яркую обложку, красивые иллюстрации, качественную бумагу. Книга должна притягивать, словно магнит. Восхищать. Вызывать восторг. Тогда ребенку не придется напоминать о чтении.

image08Добрая жизнеутверждающая книга с волшебными иллюстрациями. От нее в восторге даже взрослые. Мы в МИФе обожаем Мамазавра! — Источник.

9. Оставляйте книги на видном месте

Это уже трюк восьмидесятого уровня, но почему бы не попробовать. Пусть книги в доме лежат везде: прибейте полочку на кухне, оставляйте книги на обеденном столе, если у вас есть гостиная или большой коридор — «поселите» их и там, положите на тумбочку возле кровати ребенка. И не забудьте про ванную комнату и уборную 😉 Серьезно! Там как в самолете: внимание не распыляется, отвлекающих факторов минимум, так что рука сама потянется к книге.

image01источник

10. Читайте вместе с ребенком

Этот способ сработает на маленьких детях: они нежно привязаны к родителям и хотят проводить вместе все время, поэтому стоит подумать о том, чтобы разнообразить свой досуг чтением. Читайте по ролям, просто по очереди — по страничке, предложите ребенку озвучивать героев разными голосами: лисичка говорит высоким тоненьким голоском, волк басит, а колобок смешно поет.

image10И обязательно читайте деткам перед сном, — источник

И, наконец, последнее. Будьте для своего ребенка самым лучшим примером. Героем. Вдохновляйте. Показывайте, что сами неравнодушны к книгам. Увлекайте в волшебный мир книг. Если вы всем сердцем любите читать, если в семье предпочитают телевизору книги, а «залипанию» в гаджетах — совместный досуг, слова «Мой ребенок не читает», скорее всего, никогда и не прозвучат. А если проблема все же есть, то в ваших силах ее решить.

Обложка поста: pexels.

P.S.  Хотите узнавать о самых интересных детских книгах и получать скидки на лучшие новинки? Подписывайтесь на нашу рассылку.  В первом письме — подарок.

Комментарии родителей

Руслан Брель:

— Я учился читать, на самом деле, со скрипом. Я себя оправдываю, что это неправильно меня приучали к чтению, типа: «Читай! читай! читай!». Я с 6 лет говорю всем, что «не люблю, когда меня заставляют что-то делать!». Но самое сильное воспоминание о детской книге — это «Мальчиш-кибальчиш». Причем сейчас я оцениваю это как травму для психики ребенка. Я так сильно переживал, что главного героя убили, и до дрожи в руках ненавидел всех буржуев! Я брал ножницы и разрезал те страницы, где были рисунки с плохими буржуями в высоких цилиндрах и с большими животами.

Павел Семенов:

— Старший младшим читает на ночь разные книжки, любовь к чтению поддерживать не требуется, сами настаивают. Библиотека бумажных книг обильная, как и у любого петербуржца, так что недостатка в «почитать на ночь» нет. Средний сейчас готовится к школе, уже бегло читает сказки из учебников старшего. Младший пока что только изучает буквы, но успел придумать собственный алфавит, создать самостоятельный шрифт и начал именовать разные предметы своим языком.

Больше всего веселит семью просмотр фильмов с субтитрами, когда герои уже всё на экране сказали, но дети требуют остановить кадр, так как они ещё не успели дочитать.

Михаил Ященко:

— Моя любимая книжка в детстве — сборник рассказов Носова «Фантазеры». Такая толстая книга с отличными цветными картинками. Мне ее все время читали в детстве, поэтому я знал ее почти наизусть. Я любил проговаривать диалоги за какого-нибудь персонажа во время чтения книги мамой. Часами разглядывал картинки. Я знал, что написано в каждом абзаце, но читать тогда еще не умел. Потом какие-то слова начали сами находиться в тексте — Миша, мама, каша… Так я находил все больше и больше слов и вдруг понял, что уже потихоньку читаю. Помню, как было трудно со сложными словами типа эскалатор, экскаватор. Читаешь «экс»… а затем начинаешь думать, какой дальше слог, и вдруг забываешь то, что уже прочитал, «экс-ка-ва»… и снова забыл, приходится читать его снова и снова сначала.

Галина Константинова:

— Для сына главный авторитет – папа. Сказал как-то, что в детстве любил Даниэля Дэфо, и тогда ребенок, которого сесть за книгу не заставишь, сразу стал читать роман про полковника Джека – написанный сложным языком, предложения на полстраницы, да и вообще тема взрослая. Нет, он упорно читал каждый вечер, спрашивая всякие сложные слова, типа «блудница», «преосвященство» и прочие. Одолел! Теперь надо папе шепнуть про Пушкина.

Мнение эксперта

Людмила Шапошникова, психолог:

— Еще Марк Твен говорил: «Классика – это то, что каждый хочет иметь в багаже прочитанного, но никто не хочет читать». Как видите, проблема родилась не сегодня, но в наше время на нежелание детей читать отрицательно влияет обилие детских передач, фильмов, компьютерных игр. Чтение – работа ума, а кому захочется напрягаться и пережевывать гранит науки, когда на мониторах и телеэкранах он уже предлагается разжеванный, а иногда и переработанный.

Когда в доме отключен Интернет, не работает компьютер и нет телевизора, ребенок без всякого принуждения садится за книгу. Обратите внимание: на даче, на море, на природе дети с удовольствием читают.

Очень важен пример взрослых: если вы книге предпочитаете ток-шоу, то никогда не убедите ребенка, что чтение действительно интересно.

Очень важен пример взрослых: если вы книге предпочитаете ток-шоу, то никогда не убедите ребенка, что чтение действительно интересно. Важно правильно выбрать книгу. Ну, тут родителям все карты в руки: кто же еще знает свое чадо лучше? Не зацикливайтесь на книгах своего детства, с тех пор выходила масса интересной детской литературы, которая ближе для понимания современного ребенка.

Почитайте специализированные форумы, посоветуйтесь с продавцами в книжных магазинах, загляните в библиотеку, расскажите об увлечениях ребенка, и вам подберут книги, от которых сын или дочь будут в восторге.

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter

Читайте также
Тамбовская область готовится к празднованию Масленицы
Пять важных нюансов при планировании сайта и выборе хостинга для него
Механизированная штукатурка: новый формат отделки стен
Большинство вакансий в Тамбове предполагают оплату труда менее 30 тыс. рублей

Как понять, что пора: признаки психологической готовности

  1. Ребёнок свободно говорит предложениями и понимает значение сказанного.
  2. Ребёнок различает звуки (то, что логопеды называют развитым фонематическим слухом). Проще говоря, малыш легко на слух поймёт, где дом и лук, а где — том и люк.
  3. Ваш ребёнок произносит все звуки, и у него нет логопедических проблем.
  4. Ребёнок понимает направления: лево-право, верх-низ. Опустим момент, что взрослые зачастую путают право и лево. Для обучения чтению важно, чтобы малыш мог следовать по тексту слева направо и сверху вниз.

8 правил, которые помогут научить ребёнка читать

Подайте пример

В семье, где есть культура и традиция чтения, дети сами потянутся к книгам. Читайте не потому, что это надо и полезно, а потому, что это в удовольствие именно вам.

Читайте вместе и обсуждайте

Вы читаете вслух, а затем вместе разглядываете картинку, поощряя ребёнка к взаимодействию с книгой: «А кто это нарисован? А покажи у кошки ушки? А кто это рядом с ней такой стоит?». Детям постарше можно задавать более сложные вопросы: «Почему он так поступил? Как ты думаешь, что будет дальше?».

Идите от простого к сложному

Начните со звуков, затем перейдите к слогам. Пусть первыми станут слова, состоящие из повторяющихся слогов: ма-ма, па-па, дя-дя, ня-ня. После них переходите к более сложным сочетаниям: ко-т, жу-к, до-м.

Покажите, что буквы есть везде

Сыграйте в игру. Пусть ребёнок найдёт буквы, которые окружают его на улице и дома. Это и названия магазинов, и памятки на инфостендах, и даже сообщения светофора: бывает, на зелёный загорается надпись «Идите», а на красный — «Ждите столько-то секунд».

Играйте

И снова играйте. Складывайте кубики с буквами и слогами, составляйте слова, просите ребёнка прочитать вам какую-то вывеску или надпись на упаковке в магазине.

Используйте любую возможность для тренировки

Сидите ли в поликлинике в очереди или едете куда-нибудь, доставайте книжку с картинками и коротенькими историями к ним и предлагайте ребёнку почитать вместе.

Закрепляйте успех

Повторяйте знакомые тексты, ищите в новых историях уже известных героев. Зайчик-побегайчик встречается и в «Теремке», и в «Колобке».

Не заставляйте

Это, пожалуй, самое важное. Не отнимайте у ребёнка его детство. Обучение не должно идти через насилие и слёзы.

Выводы

В интернете и на плакатах, рекламирующих «развивашки», вам будут предлагать суперсовременные методики обучения ребёнка чтению в три, два года или даже с рождения. Но будем реалистами: в год нужна счастливая мама, а не развивающие занятия.

Миф о том, что после трёх уже поздно, прочно закладывается в умы и сердца уставших родителей и активно подпитывается маркетологами.

Авторы методик все как один настаивают на том, что самый естественный процесс познания для ребёнка — через игру, а не с помощью занятий, на которых родитель выполняет роль строгого контролёра. Главный ваш помощник в обучении — любознательность самого ребёнка.

Одни дети будут заниматься полгода и начнут читать в три, другим надо подождать пару лет, чтобы научиться всего за месяц. Отталкивайтесь от интересов ребёнка. Если ему нравятся книжки и картинки, то придут на помощь буквари и «Складушки». Если он непоседа, то в помощь кубики и система Монтессори.

В обучении чтению всё просто и сложно одновременно. Если ребёнок часто видит вас с книгой, у вас сложилась традиция читать перед сном, ваши шансы заинтересовать малыша чтением существенно возрастут.

Расскажите в комментариях, как учите читать вы и какие любимые книги у ваших детей.

Нужно ли учить грамоте маленького ребенка?

На этот вопрос прямого и точного ответа пока нет. С одной стороны, современные технологии и большие потоки информации требуют овладения грамотой уже в раннем детстве. Умение быстро и четко читать служит залогом для дальнейших успехов в школе. С другой стороны, неправильное обучение в раннем возрасте может служить причиной нервных срывов ребенка, заикания. Это часто приводит к замкнутости в общении и, как следствие, полному нежеланию идти в школу.

Научить в раннем возрасте ребенка читать нужно и можно. Только делать это следует умело, с большой внимательностью и осторожностью. Безусловно, каждый ребенок талантлив, но еще лучше, если он здоров. Нельзя забывать и про индивидуальные способности каждого малыша. Один схватывает все налету и впитывает как губка очень быстро. Другой малыш это же делает несколько медленнее.

Не стоит отчаиваться, вспомните себя в детстве, может это ваш характер и ваши способности. Здесь главное знать, с какого возраста можно учить ребенка без отрицательных последствий для его психики и здоровья в целом.

Когда следует приступить к занятиям с малышом?

Медики, педагоги и детские психологи не рекомендуют учить читать детей раньше 5 лет. Основой такого мнения выступает утверждение о невозможности мозга ребенка осознанно принимать информацию в раннем возрасте. Мозг ребенка заканчивает формироваться к 5 годам. Следует отметить, что на практике часто встречаются упражнения о том, как научить читать ребенка 3 или 4 лет.

Каждый малыш в своем развитии строго индивидуален, поэтому он может научиться читать и в раннем возрасте (например, с 3 лет). При этом следует помнить, что психика малыша не должна подвергаться эмоциональным перегрузкам. Ребенка можно научить читать с 3 лет, используя только кратковременные игровые формы. Сначала в виде очень простых детских игр, например, с использованием кубиков с буквами. По мере его взросления игровые формы обучения могут усложняться.

Многие задают вопрос, как научить ребенка 4 лет читать? Обучение ребенка с 4 лет позволит использовать не только кубики, но и совместное рисование алфавита на доске или бумаге. Главное не давить на психику ребенка. Для этого следует заранее оценить готов ли ваш малыш учиться читать.

Основные критерии готовности малыша учиться читать

Можно приступать к учебе ребенку при формировании у него минимальных навыков. К ним относятся:

Читайте также:  Как приучить ребенка к горшку — методики и полезные советы родителям

  • хорошая и четкая координация в пространстве;
  • умение четко выражать свои желания;
  • сознательное и успешное повторение услышанных им звуков и слов;
  • достаточно ясное описание действий окружающего его мира;
  • отсутствие каких-либо проблем с произношением звуков и слогов;
  • наличие желания познавать новое.

Вышеперечисленные навыки свидетельствуют о готовности детского мозга познавать окружающий его мир. Можно самостоятельно проверить готовность ребенка учиться читать. Для этого достаточно рассматривать с ним картинки с рисунками, произнося названия каждого изображения.

Например, созерцание картинки с яблоком должно сопровождаться произнесением слова «яблоко». Ребенку следует объяснить, что это слово начинается с буквы «Я». В последующем, произношение ребенком этой буквы при рассмотрении картинки с яблоком будет свидетельствовать о его готовности учиться читать. Теперь следует знать, с чего начинать учить читать малыша и как правильно это делать в домашних условиях.

Как правильно научить читать ребенка дома

Выбор правильного способа обучения зависит от индивидуальных способностей вашего чада. Мальчик любит играть с машинками, значит, их следует использовать при обучении буквам. Девочка тяготеет к куклам, надо их применять для изучения алфавита. Возможно, ваш ребенок музыкален и тогда обучение следует производить в музыкальной форме или с использованием музыкальных игрушек.

Обучение следует производить с любовью и лаской, без малейшего напряжения. Иначе можно отбить желание у ребенка 5 лет учиться читать.

Педагоги рекомендуют начинать учить малыша с букв алфавита. Вот рекомендуемая последовательность как правильно научить ребенка читать;

  1. Буквы следует учить по звукам. Сначала учим гласные звуки, их мало.
  2. Учимся произносить согласные звуки. При изучении звуков показываем ребенку слова целиков, из которого выделяем звуки.
  3. Произносим слоги, включающие не более двух букв.
  4. Изучаем произношение слогов из трех букв.
  5. Пытаемся соединять слоги в простые слова.
  6. Соединяем слоги в сложные слова и делаем попытку первого чтения самых простых слов, типа «мама» и «папа».

Участие ребенка 6 лет в обучении должно ему нравиться и не вызывать напряжения или волнения. С этой целью родителям следует воспользоваться правилами и рекомендациями, выработанными опытными педагогами и психологами в сфере обучения детей раннего возраста.

Рекомендации и правила как правильно обучать детишек чтению

Многих интересует вопрос, как научить читать ребенка 6 лет? Эффективность любого обучения напрямую зависит от обеих участвующих сторон. Ведущий обучение должен уметь интересно и доходчиво преподносить материал. Обучаемые должны иметь желание учиться.

В случае с детишками, взрослым, прежде всего, нужно постараться найти общий язык с ребенком и заинтересовать его предстоящим процессом обучения чтению. Для достижения успеха необходимо учитывать особенности ребенка 6 лет. Как быстро научить малыша читать:

  1. Внимание ребёнка нельзя напрягать более 20 минут непрерывного обучения. Детский мозг быстро устает с непривычки, и желаемый результат не будет достигнут. Заинтересуйте его, читая регулярно ему вслух различные детские книжки.
  2. Начинать обучение всегда следует с разминки. Она может состоять в сообщении ребенку уже известной ему информации, например, по картинкам или кубикам с буквами. Реализация принципа «повторение — мать учения» выступает основой предварительной разминки мозга.
  3. Избегайте однообразия и монотонности в обучении. Разнообразие способов донесения материала позволяет более быстро и качественно усваивать новую информацию.
  4. Занимайтесь с детишками ежедневно независимо от степени вашей занятости и самочувствия. Ребенок может не только быстро схватывать новые данные, но также быстро их забывать. Это своеобразная природная защита растущего человеческого организма от отрицательных факторов различных перегрузок.
  5. Не ругайте ребенка за отсутствие значимых для вас результатов. Его достижения не всегда могут быть заметны взрослым папам и мамам. Лучше похвалите его даже за то, что он мужественно выдержал 20 минут вашего непрерывного обучения без волнения и истерики.
  6. Следите внимательно, в какие игры любит играть ваше дитя. Его любимые игры необходимо положить в основу обучения умению читать в раннем возрасте.
  7. Старайтесь обучение сделать по возможности непрерывным процессом. Так, совершая прогулки с ребенком, можно показывать изучаемые буквы на примере окружающей среды, например, бабочка похожа на букву «Ж». Такие приемы способствуют более глубокому усвоению малышом изучаемого материала.

Читайте также:  Что должен уметь делать ребенок в 4 месяца: движение, речь, мышление (общее развитие)

Вышеизложенные советы не раскрывают методических приемов учению письма. Часто мамы и папы пытаются научить дошкольника азам грамоты так, как они учились сами. В современных условиях наработано большое количество методик и методичек, позволяющих быстро научить ребенка читать. Вот некоторые из них.

Вверх