Советы женщинам!
ЛедиВека.ру » Без рубрики »

Врачи предостерегают от использования мобильного телефона в темноте

logo

Недавно участились случаи временной слепоты среди молодых людей, особенно женщин в возрасте 22-44 лет. Потеря зрения, как правило, длится около двух минут. Эти проблемы начинают вызывать обеспокоенность у медиков.

Фактически, эта проблема стала настолько распространенной, что большинство людей даже не осознают, насколько она серьезна, пока не начнут страдать от временной слепоты. Если не принять меры, то наступит точка невозврата, когда зрения можно лишиться окончательно.

Первоначально проблема была обнаружена у молодой женщины, обратившейся к медикам за помощью, жалуясь на слепоту. Она думала, что перенесла инсульт. Женщина прошла обследование, по его результатам она была здорова, инсульта у нее не было. Медики были озадачены причиной временной слепоты. Только после того, как женщина рассказала о своем образе жизни, распорядке дня, врачи предположили, что слепота вызвана тем, что она пользовалась сотовым телефоном, лежа в кровати в комнате с выключенным светом. Ее глаза поглощали свет от экрана телефона, вызывая симптомы, схожие с инсультом. Пользуясь смартфоном в темноте вы даете нагрузку на глаза, обычно это не приводит к полной потере зрения. Однако, в случае с этой женщиной, она пользовалась телефоном, лежа на боку. Один ее глаз был сфокусирован непосредственно на экране, в то время как другой глаз был частично закрыт подушкой. Это заставило один глаз сосредоточиться на свете, в то время как другой глаз приспособился к темноте. Когда экран был выключен, мозг запутался от непоследовательных сообщений, передаваемых ее глазами, тем самым вызывая временную слепоту.

Журнал  «New England Journal of Medicine» называет это состояние «кратковременной слепотой, вызванной смартфоном». Врачи, опубликовавшие результаты исследования, надеются изменить привычки людей в отношении использования современных технологий в спальне.

Кроме того, пользование мобильным телефоном в темноте также может стать причиной еще одной серьезной проблемы: отслоение сетчатки. Такой случай произошел с одним молодым человеком в Китае, который пользовался телефоном в темноте, когда писал смс сообщения своей подруге. Спустя нескольких ночей после такой переписки он начал видеть вспышки в глазах — признак того, что сетчатка отслоилась. К счастью, его зрение было спасено, потому что он получил своевременную медицинскую помощь.

Офтальмологи советуют, чтобы свет в помещении был включен во время пользования мобильным телефоном, планшетом или компьютером. Если это невозможно, тогда не забудьте сосредоточить оба глаза на экране. Следование этому совету может предотвратить временную слепоту, вызванную смартфоном, отслоение сетчатки и другие проблемы со зрением.

Исследователи предостерегают, что теория временной слепоты, вызванная смартфоном по-прежнему остается лишь теорией и требует дополнительных исследований. Но ранние изучения в этой области убедительны в отношении проблем, возникающих при использовании телефона в темноте. Чтобы быть в безопасности, включайте в комнате свет, когда пользуетесь телефоном, планшетом, компьютером.

ИсточникПеревод Натальи Починовской, специально для ТБН

Похожие материалы:

Найден древний город, связанный с Авраамом…

Молитва матери спасла сына от дикого зверя…

Половина молодых людей не вступят в брак…

Церковь выступает в защиту климата…

comments powered by HyperComments

Старинные правила сна

Но вот что интересно: оказывается, так было не всегда! Американский историк Роджер Экирх в течение 16 лет изучал исторические документы и памятники культуры на предмет описываемых в них моделей сна и нашел более 500 упоминаний двухфазового сна, очень похожего на тот, который продемонстрировал эксперимент Вера.

Люди засыпали часа через два после наступления сумерек, через несколько часов просыпались на час или два, а затем следовал «второй сон». «Убеждает даже не количество ссылок на первый и второй сон, а то, что об этом говорится как о само собой разумеющемся факте», — пишет Экирх. Две фазы сна упоминаются в «Одиссее» Гомера, «Дон Кихоте» Сервантеса, в романах Чарльза Диккенса, в старинных английских балладах, многочисленных дневниковых записях, судебных протоколах и записках врачей.

Что же делали люди в промежутке между первым и вторым сном? Оставаясь в постели, читали, писали, молились. Интересно, что бесчисленное множество молитвословов конца XV века содержали специальные тексты, предназначенные для молитвы в часы ночного бодрствования между двумя периодами сна. Некоторые проводили этот краткий промежуток активно: общались с членами и семьи и даже с соседями.

Роджер Экирх проследил, что в конце XVII века количество ссылок на первый и второй сон начинает идти на убыль в описаниях городской жизни, а в последующие 200 лет упоминания двухфазового сна практически прекращаются в документальных и культурных памятниках западной цивилизации.

В начале XX века понятие о прерванном ночном сне как норме полностью изгладилось из сознания населения Европы и Северной Америки. Объяснение простое: появление уличного и домашнего освещения, интерес к ночной жизни, сдвиг во времени отхода ко сну. Свою роль сыграл и вошедший в моду напиток кофе, бодрящий тех, у кого большие виды на часы после захода солнца. Так обстоит нынче дело в западном мире, но есть свидетельства антропологов о том, что, например, у нигерийских племен Тив двухфазовый сон до сих пор остается нормой.

Если вы заметили за собой тенденцию к двухфазовому сну, не стоит расстраиваться. Ложитесь спать чуть раньше и постарайтесь часы ночного бодрствования посвятить приятным мыслям или воспоминаниям, этим вы избавите себя от стресса, связанного со страхом не выспаться и прийти на работу в плохой форме. Кстати, врачи утверждают, что само сознание того, что перерыв в ночном сне — дело естественное, помогает многим пациентам, страдающим бессонницей, легче и быстрее погружаться во второй сон.

Не всегда, однако, проблема решается так легко. Для того чтобы понять, почему мы не можем уснуть, либо засыпаем, но через несколько часов просыпаемся и не спим до самого утра, нужно оценить взаимоотношение двух ключевых факторов: степени сонливости и шума.

В норме сонливость постепенно повышается в течение дня и достигает пика непосредственно перед отходом ко сну. Что же касается шума, это понятие включает в себя помехи для сна в трех зонах: в сознании (ментальный шум), в теле (физический шум) и во внешней среде.

Доктор Рубин Найман, клинический психолог и ведущий ученый в области сна и сновидений, считает, что один из наиболее частых симптомов бессонницы — это состояние, которое можно метафорически охарактеризовать как «когнитивный попкорн». Большинство взрослых людей пережило подобный опыт: вы лежите в постели, ворочаясь с боку на бок, а ваше сознание бесконтрольно продуцирует все новые и новые мысли, которые не дают вам успокоиться и уснуть. Это одна из наиболее распространенных форм ментального шума.

Физический шум — это боль, дискомфорт, возбуждающее действие остаточного кофеина. Внешние шумы могут быть самыми разнообразными: храп супруга(и), музыка или свет за дверью, слишком теплая спальня. Необходимое условие сна заключается в значительном превышении уровня шума уровнем сонливости, поэтому первый шаг в борьбе с бессонницей — ликвидировать или минимизировать шумы.

Что делать, чтобы заснуть?

Вот несколько правил, которые на первый взгляд кажутся простыми и очевидными, однако соблюдаются далеко не всегда.

Старайтесь обеспечить полную темноту в спальне. Ваши внутренние часы — механизм настолько чувствительный, что даже совсем маленький и слабенький огонек способен сбить их нормальный ход, влияя на снижение продукции гормонов сна, мелатонина и серотонина. Избегайте включать свет, даже если вам нужно встать и пойти в туалет, а если вам необходим ночник, используйте красный свет, так как световые волны такой длины не мешают синтезу мелатонина.

Температура в спальне не должна превышать 21 градус С. Оптимальной же для сна считается прохладная спальня с температурой воздуха от 16 до 20 градусов. Внутренняя температура тела достигает своего нижнего предела примерно через 4 часа после засыпания, поэтому спящий человек более комфортно чувствует себя в прохладе.

За полтора-два часа до сна полезно принять горячую ванну. В ванне внутренняя температура тела повышается, а когда вы вылезаете из ванны, она резко падает, подавая организму сигнал готовности ко сну.

Подальше от кровати уберите будильники и всякие электронные приборы, в частности, мобильные телефоны. Электромагнитные излучения также могут влиять отрицательно на синтез мелатонина и серотонина эпифизом.

Есть еще один совет специалистов, не станем его пропускать, хотя очень сомнительно то, чтобы многие им воспользовались. Возможно, вы уже догадались, что речь идет о том, чтобы по вечерам не сидеть перед экранами телевизора и компьютера. Помните старое выражение «голубые экраны»? Да, именно так: экраны телевизоров и компьютеров излучают именно голубой свет, по длине волны очень близкий к обычному дневному свету, и это дезориентирует наш мозг. Как и в ситуациях описанных выше, эпифиз останавливает секрецию гормона мелатонина, и нашему организму трудно погрузиться в сон. Поэтому очень желательно выключить все экраны хотя бы за час до отхода ко сну и, наконец, почитать книжку! А потом принять ванну.

Кстати, о мелатонине. Если вы несмотря на соблюдение всех правил все-таки не можете обойтись без снотворного, используйте то, действующим веществом которого является мелатонин (например, Мелаксен). Все остальные препараты, к сожалению, далеко не безопасны для здоровья.

Снотворные неэффективны

В британском Медицинском журнале было опубликовано исследование, демонстрирующее, что прием снотворных препаратов практически всех групп (бензодиазепины, барбитураты, седативные антигистаминные препараты) в 3,6 раз повышают риск ранней смертности. Среди заболеваний, от которых умирали пациенты, одним из самых распространенных был рак (легких, кишечника, мозга, пищевода, простаты). Доктор Даниэль Крипке, один из соавторов работы, подчеркивает, что их исследование далеко не первое в этом ряду: 18 научных работ, охватывающих данные о 2 миллионах пациентов, продемонстрировали сходные результаты.

Доктор Брайн Бруно, заведующий отделением психиатрии больницы Ленокс Хилл (Нью-Йорк) предостерегает от постоянного использования снотворных: «Они могут быть опасны и в идеале должны использоваться только в течение очень короткого периода», — говорит он, «Постоянного использования нужно избегать, в частности из-за того, что возникает риск привыкания к этим далеко не безопасным препаратам».

Горькая ирония ситуации состоит в том, что анализ действия снотворных препаратов демонстрирует их низкую эффективность. Вот, например, исследование эффективности золпидема(торговое название — Амбиен), демонстрирующее, что его эффект очень слабо выражен в сравнении с плацебо.

Мелатонин же, как говорилось выше, является естественным агентом, синтезируемым эпифизом в головном мозге, а затем секретируемым в кровь и спинномозговой ликвор, и играющим важную роль в регуляции наших биологических часов. Помимо этой функции, мелатонин также обладает способностью подавлять рост злокачественных опухолей и образование свободных радикалов. Он участвует в регуляции кровяного давления, функций пищеварительного тракта, клеток головного мозга. 70% мелатонина синтезируется и высвобождается во время сна.

Таким образом, сон зависит от продукции мелатонина, а продукция мелатонина зависит от сна, поэтому исключительно важно для исправной работы всех органов и систем наладить здоровый сон и продукцию мелатонина. Если не получается достичь этого естественным образом, посоветуйтесь со своим врачом по поводу приема мелатонина в лекарственной форме.

Приятных вам сновидений!

Источники статьи:

Why do we sleep?

The myth of the eight-hour sleep

What’s the Worst Thing You Can Do if You Can’t Fall Asleep?

Зачем верующему человеку психолог?

77-800x530

Протоиерей Константин Пархоменко:

— Первая и основная задача Церкви – приобщить человека к Богу. Для этого — богослужение, Таинства. Затем — духовническая практика, то есть помощь человеку в его возрастании в меру Божьего замысла о нем. В первые века Церкви, когда люди могли в любой момент мученически закончить свою жизнь, о такой методике речи не шло. Но позже появились святые отцы, которые писали целые трактаты о христианской нравственности, о борьбе со страстями. И мы задаемся вопросом: может быть только это и нужно? Может быть, нам нужно углубиться в изучение святоотеческого наследия и этим ограничиться?

Я думаю так: опыт святых отцов, безусловно, важен, но целый ряд вопросов оказался в их наследии не затронутым или затронутым мало. А некоторые вопросы обсуждались в соответствии с представлениями тех эпох.

Например, психология христианской семьи – взаимоотношения супругов. Тогда были четкие представления о том, что жена должна сидеть дома, заниматься хозяйством и во всем слушаться мужа. Но ведь времена меняются – меняются люди, меняются их представления о ролях мужчины и женщины в браке. И перемены эти не в худшую сторону.

Я считаю, что мы стали глубже понимать тайну взаимоотношений полов по сравнению, например, со временем Иоанна Златоуста.

Думаю, что в этом аспекте современная психология может нам помочь.

Второй пример: мир детства.

Ведь ребенок как уникальный маленький космос, у которого есть свои проблемы и чье мышление развивается по своим особым законам, тоже мало интересовал святых отцов и их современников. А в последние столетия мы открыли ребенка заново.

Исходя из того, что сегодня мы знаем о человеке, о его психофизической организации, о работе его мозга, мы должны по-новому осмыслять и самих себя, и святоотеческое наследие.

Когда меня спрашивают, зачем верующему человеку психолог, я говорю: «Представьте себе, что ребенок получил психологическую травму, например, стал жертвой или свидетелем чьей-то агрессии. У него начинаются в психике страшные процессы. Чем ему может помочь Церковь? Причащать, исповедовать, а если ему нет 7 лет, то и без исповеди причащать. А дальше? Что может еще сделать обычный священник для избавления этого ребенка от этих страшных переживаний? Как он поможет ребенку вынести на поверхность и изжить то, что произошло?»

Психология – это наука о душе. И у психолога по определению есть время для работы с клиентом, это его работа, за которую он получает деньги. Психолога не отвлекают другие вопросы – он не рассматривает мистические темы или организационные: как наладить жизнь прихода или соцпомощь, которые обычно рассматривает священник. Совмещать священническое служение и работу психолога одному человеку очень сложно. Точно также редко удается совмещать пастырство и медицину.

«Важно разграничить духовные и душевные вопросы»

8w0Ns5Ia3bY

Елизавета Пархоменко: Я могу привести более обыденные примеры: у взрослого человека неспособность выстроить отношения с близкими, у ребенка энурез, у подростка суицидальные наклонности. Или немотивированная агрессия, навязчивые мысли и другие невротические проявления. Может ли такой человек прийти в Церковь и получить помощь? Думаю, что да. Если человек встретит внимательного священника – уравновешенного, мудрого, спокойного – и будет готов его слушать и сам будет искренне выполнять рекомендации, ему станет легче.

И возможно, человек не просто отвлечется от своих проблем, а найдет их решение. Если вместе со священником он выработает правильную жизненную позицию и начнет действовать так, как думает и чувствует, у него, безусловно, начнет меняться жизнь. Ведь православный взгляд на мир дает человеку очень цельную жизненную позицию.

Это один из вариантов развития событий. Но есть и другой вариант: человек может и не получить помощи от священника. Почему? Потому, что у священника может банально не оказаться времени – ведь для такого подробного общения с человеком требуются немалый временной ресурс, а прихожан много.

Или у священника может не быть необходимых для такой помощи знаний. Конечно, человек может изменить свою жизнь к лучшему, даже если он просто будет читать святых отцов. Но тут шансов еще меньше, если у него не будет какого-то пастырского, духовнического руководства.

Нередкая ситуация, к сожалению: человек неверно воспринял что-то в учении Церкви и не получил мудрого наставления по этому поводу, в результате его невротические склонности только развились и усилились.

Есть еще вариант: человек приходит к священнику со своими психологическими проблемами – неврозами, страхами, неумением строить отношения с людьми и тому подобным, а священник советует ему это принять, как данность. Человек принимает и живет с этим. Да, не все можно вылечить, да у человека могут быть какие-то ограничения, а в другой области какие-то радости. Да, люди тысячелетиями так жили – значит, можно и так жить. Другое дело, что

христианский подход предполагает использование всех возможностей для того, чтобы получить более полную радость от жизни.

У психолога в некоторых аспектах больше возможностей, чем у священника, ему легче сфокусироваться не только на конкретном человеке, но и на конкретном вопросе. Вероятно, священник тоже мог бы делать это, но тогда ему нужно было бы пренебречь множеством других обязанностей. И потому для людей важно разграничить духовные вопросы, которыми занимается священник, и душевные вопросы, которыми занимается психолог.

Один за всех? Можно и споткнуться

hersonskij120_3

о. Константин: В древней Церкви были разные служения: кроме священников были дидаскалы (учителя), катехизаторы, миссионеры, пророки (характер их служения напоминал духовническую деятельность наших старцев), диаконы (занимавшиеся, в первую очередь, административными и социальными вопросами), врачи.

Сегодня же священник должен подчас один заниматься целым комплексом таких проблем. А тогда священник, пресвитер возглавлял евхаристическую общину и следил за нравственностью своей паствы, но не углублялся, как правило, в распутывание сложнейших клубков жизни прихожан.

В воскресный день ко мне на исповедь приходит сотня человек, а то и две сотни и больше. Говоря с каждым, у меня хватает времени только узнать, насколько жизнь этого человека хотя бы формально соответствует критериям христианской жизни: не блудит ли он, не ворует ли, не убивает, не задумал ли что-то плохое. Максимум, на что у меня есть время — дать какой-то краткий совет. А выяснить, почему человек поступает так или иначе, можно только в длительной индивидуальной беседе.

Вот я однажды задумался, сколько при моей разнообразной деятельности (проповедь, преподавание, требы, миссионерские проекты и прочее) могу позволить себе иметь духовных чад, с которыми я могу подробно беседовать хотя бы раз в неделю-две. Получилось, что не более двух десятков, более просто физически невозможно. А ведь прихожан значительно больше… Церковь не может рукополагать священника только для нескольких десятков человек, которым он будет оказывать внимательное, вдумчивое, неспешное духовное окормление.

Так что я глубоко убежден, что это нормально, когда человеку помогают и священник, и грамотный психолог. И думаю, что психолог должен быть на каждом приходе. Или, как минимум, священник должен знать координаты психолога, к которому он может направить кого-то в случае надобности.

В чем отличие христианского психолога от светского

bfa8b-tiempo2bde2bestudio

о. Константин: Светский психолог исходит из мировоззрения, в центре которого стоит падший, искаженный грехом человек с его сиюминутными желаниями, со всеми его заблуждениями. Но именно он принимается за некую «норму».

Христианский взгляд предполагает, что «норма» – не человек падший с его «желаниями», а потенциал этого человека в христианской системе координат.

Нельзя потакать человеку в его грехах, важно помочь ему выйти на правильный путь. Когда женатый мужчина, который имеет любовницу, приходит к светскому психологу и говорит, что испытывает чувство вины, то неверующий психолог может стараться ему помочь от этого чувства избавиться.

Тогда как задача христианского психолога – не задавить человека этой виной, а помочь ему разобраться в том, что стоит за его изменами, почему он не может хранить верность и оставить свою страсть. Христианский психолог в своей работе исходит из того, каким этого человека хочет видеть Бог.

И ориентиры здесь – заповеди и та индивидуальная мера, в которую конкретный человек может их исполнить.

Границы компетенции

Елизавета Пархоменко: При этом у психолога есть границы компетенции.

Помочь человеку разобраться в ситуации, показать ему выбор – это то, что психолог может. А сказать человеку, чтоб он делал только так, а не иначе, психолог не вправе.

И в этом сходство подходов верующего и неверующего психолога. Я бы даже сказала так: дело психолога – помочь понять человеку из примера, что стоит за его изменами, — что с ним происходит на самом деле, о чем эта ситуация «измен» сигналит, лучше понять себя, свои чувства, мысли. Тогда у человека появляется свобода выбора в подлинном смысле. И тут уже решение за самим человеком. Психолог тут свое мнение транслировать не будет.

о. Константин: Верующий человек может общаться и со светским психологом, брать от него то, что кажется ему важным, а в храме со священником уже корректировать свою нравственную позицию. Я легко могу это представить потому, что у меня есть такие прихожане.

Нужно ли священнику психологическое образование?

43fe9992466ab2129aba66b407f075fc

о. Константин: Азы — нужны. В том числе и для оказания кризисной психологической помощи, а это то, что священник делает часто. Но азы психологии теперь преподаются в духовной семинарии.

Священник должен понимать, как себя вести с психически неуравновешенными людьми, которые приходят в храмы, понимать, что и в каком случае говорить человеку можно, а что нельзя.

Без такого понимания священник может повести себя слишком провокационно и навредить прихожанину. Не повредит священнику и дополнительное психологическое образование.

Вот я недавно получил образование семейного психолога. И это облегчает мою пастырскую деятельность.

Малоизвестный вариант молитвы Оптинских старцев

18605

— Современная православная психология — это адаптация традиции к современности или что-то еще?

о. Константин: Я думаю, это адаптация достижений современной психологии к христианству. И в церковной среде отношение к психологии меняется в лучшую сторону, общество в целом становится более грамотным в разных вопросах, например, в вопросах воспитания детей.

— Психология предлагает человеку разбираться с собой, в том числе со своим чувством вины. А христианские подвижники говорят о постоянном самоукорении. Нет ли здесь противоречия?

Елизавета Пархоменко: Противоречия нет. Святоотеческая литература  все-таки в большей степени ориентирована на монахов. А монашеский путь — особый: под руководством опытного духовника человек отсекает свою волю и спасается. Путь к такому послушанию духовнику — через абсолютное смирение. Но это и в монашестве сегодня — редкость. А у нас эту максиму часто переносят на жизнь мирян, что не уместно и не полезно. Потому что не возможно.

Для мирянина важны многие качества, которые для монаха не актуальны или вообще вредны. К примеру, если я не умею отстаивать свои интересы, то я не смогу отстаивать и интересы близких.

А настоящие отношения супругов — когда оба человека могут сказать о своих потребностях и договориться. Если в такие отношения пытаются привнести монашеские практики, ничего хорошего не получается, у людей появляются неврозы. Мне очень нравится молитва Оптинских старцев, в ней есть такие слова: «Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом моей семьи, никого не смущая и не огорчая». Чаще мы встречаем вариант, в котором на этом месте стоит точка. Но есть более полный вариант, там есть продолжение: «…не теряя праведной твердости в защите добра и порядка».

Может ли психолог быть миссионером?

00. Храм Христа Спасителя. 17.09.16.08.

— У каждого человека, верующего или неверующего, есть свои этические принципы. Может ли психолог вообще не транслировать свое мировоззрение?

Елизавета Пархоменко: Инструмент, которым «работает» психолог — его личность, поэтому личное отношение психолога к ситуации не может не влиять на работу. Важно найти «своего» психолога, с близким тебе мировоззрением.

Я не называю себя «православным психологом». Я стараюсь быть профессионалом. Но я верующий человек, у меня есть свое мировоззрение. А поскольку психолог выстраивает с клиентом личные отношения, то меня с моим мировоззрением исключить из процесса терапии невозможно.

В мою задачу и компетенцию не входит обращение клиента в веру. Но увидев, что я верующая, клиент может захотеть узнать о моей вере больше.

Клиент всегда ищет своего психотерапевта, то есть, как правило, у меня на терапии остаются люди, которым нужна именно я. Как и любой психолог, я подхожу не всем. Так что, чаще, в моем случае имеет место не миссионерство, а катехизация.

Другое дело, что как раз потому, что ко мне чаще приходят люди церковные, на терапии всплывают вопросы их восприятия Бога, Церкви, темы смирения, послушания и так далее. То же смирение нередко оказывается «защитной реакцией», когда человек говорит: «Я всех люблю» и так защищается от окружающего мира, от своих подлинных чувств. И тогда моя работа может носить своеобразный просветительский характер — мы с клиентом проясняем, что его восприятие Бога и Церкви, скорее, продиктовано его внутренними запретами, в том числе детскими, и имеет малое отношение к тому, что на самом деле Церковь говорит. Человек приучается мыслить критически и воспринимать Бога и Церковь более свободно и живо.

— Есть мнение, что религия — это переключение внимания, уход от проблем, а не их решение.

о. Константин: Так бывает. Здесь можно вспомнить слова Энгельса: «Религия — опиум для народа». Религия во все века помогала людям справляться со стрессами, объяснять непонятное. А теперь у нас есть несколько лучшее объяснение грома и молнии, нежели громыхание по небу колесницы Ильи Пророка.

Но помочь справиться, успокоиться, пережить – на значит увести.

Не «увести», а перевести проблему в иной уровень, духовный, увидеть «проблему» перед Богом, в ее корне, понять Его волю о себе и принять ее, – вот смысл «религии» как связи с Богом.

Бог помогает решать нашу главную «проблему» — понять самих себя и прожить жизнь не в суете, а по-настоящему, открыв и реализовав то, что Он о нас задумал.

И если человек так понимает «религию», он начинает молиться, и его жизнь начинает меняться к лучшему и на мистическом, и на психологическом уровне. 

Религиозный клиент – самый замороченный?

002559759

— Порой считают, что религиозный человек более склонен к мышлению штампами, к самообману, к искаженному чувству вины.

Елизавета Пархоменко: Это тоже правда. В Церкви, как и в жизни, из всего, что есть, человек видит и слышит то, что хочет и может воспринять. Как в евангельском отрывке: если око твое будет чисто, все в тебе будет светло.

Например, приходит робкая девушка, которая боится отстаивать свою позицию или считает, что близкие отношения с мужчиной —всегда плохо. Ей тяжело с этим жить. Но тут в Церкви она слышит монашеские наставления на этот счет – как раз про смирение. А еще о грехе удовольствий.  В силу своего настроя все другое  она пропускает мимо. И вздыхает с облегчением – теперь ее внутренние запреты стали внешними законами. Она живет так, как и до того, только теперь с ощущением, что «все правильно».

Поначалу это сильно облегчает жизнь. Но проходит время, девушка в возрасте, а семью не создала… И начинаются сомнения: как же так? Вроде все делает «правильно», а вот нет радости!

Мы с клиентами нередко разбираем такие ситуации: что они видят в учении Церкви, а что упускают и почему. И так приближаемся к тому, что и правда говорит Церковь, а где самообман как защита из страха жить. С моей точки зрения такая работа приближает к подлинному христианству.

о. Константин: Человек пребывает в некой иллюзии. Значит ли это, что надо его в этой иллюзии и оставлять? К сожалению, часто так и оставляют и считают, что это нормально.

Я уверен, что человека из этих иллюзий нужно выводить. Наше христианство должно быть трезвым. И замечательно, когда есть пастыри, которые понимают, что к нашим мирским реалиям не всегда применима монашеская логика. Но их мало. Чаще человек попадает в обстановку, которая становится питательной средой для его комплексов. Но Церковь не должна потакать человеческим неврозам, наоборот, она должна бороться с ними. Помогать освободиться от ненужных страхов, страстей, невежества. 

Болезнь или беснование?

iscel101

— Как отличить человека с психологическими или психическими нарушениями от бесноватого?

о. Константин: В древности никакой психиатрии не было. Люди с психическими проблемами ходили по улицам и пугали своим поведением окружающих. Это воспринималось как беснование. Сегодня мы понимаем, что часто это не беснование, а психическая болезнь, например истерический невроз.

Но есть реальное беснование. Оно может проявляться от соприкосновения со святыней. Хотя и здесь бывают моменты психической болезни, которая проявляется в излишней впечатлительности: человеку сказали, что он бесноватый, и он начинает соответствовать этой модели.

Мне кажется, что признаки беснования проявляются при конфликте с правдой, добром.

Например, если человека раздражает все, что связано с добром, с любовью, а ненависть, злоба его привлекает, тогда можно подозревать беснование. Тот же террорист может быть не просто зомбированным, но и бесноватым. Любой человек, который активно грешит и находит в этом удовольствие, может быть бесноватым, даже если выглядит благополучным. И ведь огромное количество людей не подозревает о себе, что они бесноватые. Но в ситуациях, когда надо сделать выбор, это беснование проявляется.

Вот как 20-е и 30-е годы прошлого века люди разрушали храмы, требовали расправ над священниками и жестоко расправлялись — радуясь тому, что людей мучают. Что это? Мне кажется, это не просто психологическая запущенность.

— А что вы можете сказать про отчитки?

о. Константин: Отчитка — это абсолютно не соответствующее православному преданию явление. Вот если вы скажете про отчитку афонскому монаху, ему это покажется странным. Хотя теперь они привыкли, что приезжающие из России про это говорят. Отчитка отсутствует в святоотеческой традиции, экзорцизм, как практика, появился сначала у римо-католиков. У нас же — исповедь, Причастие, добрая христианская жизнь изгоняют бесов из человека.

— Но ведь во время отчиток люди кричат не своими голосами и так далее…

о. Константин: А не факт, что это беснование. Возможно, это какие-то психические явления, объяснимые с медицинской точки зрения. Знаю случаи, когда священники говорили некоторым психически неуравновешенным прихожанам, что они бесноватые, и те этому верили и, действительно, начинали при виде храма рычать и лаять, то есть следовали той модели, на которую их сориентировали.

Еще до 1917 года российский психотерапевт Краинский написал книгу «Кликушество и беснование», где описывает такие механизмы.

Поэтому я не уверен, что лай и ор обязательно означает беснование.

Вообще отчитки часто превращаются в шоу: люди приезжают один раз, а им говорят, что надо ездить регулярно. И они начинают ездить и участвовать в спектаклях, которые там разыгрываются, некоторые даже поселяются поблизости — и сами верят, что они бесноватые. Но мне кажется, что беснование проявляется более тонко и страшно — скорее, в том, что кто-то учиняет над людьми расправы или подписывает документы, из-за которых гибнут люди, чем в том, что кто-то кричит на Литургии.

Да в каком-то смысле все мы бесноватые, ведь мы грешим и потакаем каким-то грехам. И чем больше человек потакает какой-то страсти, тем больше он чувствует, что им руководит какая-то сила.

Сайт о. Константина

Сайт матушки Елизаветы

Запись Священник психологу — друг или враг? впервые появилась Милосердие.ru.

Вверх