Советы женщинам!
ЛедиВека.ру » Без рубрики »

Холод может быть другом в битве за красоту

Холод может быть другом в битве за красоту
logo

Целебные свойства холода известны с глубокой древности. Сегодня, когда набирает обороты криобиология, перед нами открываются поистине неограниченные возможности – от заморозки отдельных органов до… переноса личности человека на информационный носитель.

У истоков криобиологии стоял русский физик и биолог-экспериментатор Порфирий Бахметьев, в конце XIX века исследовавший явление анабиоза (состояния, при котором все процессы в организме столь замедлены, что видимые проявления жизни отсутствуют) при переохлаждении животных. Но еще раньше, в 1845 году, английский хирург Джеймс Арнотт использовал смесь люда и соли с температурой –24 °C для лечения пациентки с опухолью матки – оказалось, что столь значительное понижение температуры позволяет разрушить опухоль, одновременно давая анестетический эффект. Далее Арнотт не раз обращался к этому методу в лечении больных раком матки и молочной железы.

Лечение холодом

Первые кардинальные продвижения в криомедицине произошли в середине XX века, когда ученые открыли ряд криопротекторов – веществ, защищающих живые клетки от разрушающего воздействия замораживания. Вначале были обнаружены криопротекторные свойства глицерина, позже – диметилсульфоксида  (ДМСО) и других химических соединений, позволившие замораживать, например, человеческую кровь.

Однако на повестке дня оставалась острая проблема – при всех методах заморозки межклеточная и внутриклеточная кристаллизация вызывала физические и химические повреждения тканей. С этим можно было бы бороться, повышая концентрацию криопротекторов, но тогда возрастала бы их токсичность. В конце 1980-х годов был сделан следующий шаг вперед: появилась прогрессивная методика сверхбыстрого замораживания – витрификация (от лат. vitrum – стекло: замороженные ткани становятся очень хрупкими), которая дала возможность сохранять эмбрионы человека, стволовые клетки, кровь, сперму, яйцеклетки и образцы тканей в течение десятилетий.

Современные специалисты научились осуществлять, например, обратную пересадку замороженных сегментов яичников при терапии онкозаболеваний, приводящей к разрушению яичника у женщины и, соответственно, к эндокринным проблемам. Их можно решить гормонотерапией, а можно – обратной пересадкой заранее сохранённых сегментов яичника. После лечения у женщины остается шанс забеременеть: в мировой практике зафиксированы случаи рождения здоровых детей.

Лечение холодомКриомедицина

В области криохирургии и криодеструкции опухолей врачам удалось получить очень интересные результаты. Практически бескровная криохирургия становится обнадеживающей альтернативой традиционным  методам лечения. Весь вопрос – в разработке технических средств (криоинструментов), которые позволяют точечно, быстро и эффективно охлаждать опухоли, в том числе труднодоступные. Некротизация опухоли после её неоднократного замораживания и оттаивания приводит к активизации против неё иммунной системы организма, что может снизить опасность метастазов.

Исследования криобиологов находят применение не только в медицине – они уже внесли важный вклад и в освоение космоса, а в перспективе сделают длительные межпланетные путешествия легкими и необременительными для человеческой психики. Чтобы долететь до потенциальной «второй Земли», потребуются десятки и даже сотни лет, и вряд ли кто-то захочет провести годы в полете, так и не увидев цели своего странствия. А вот если космонавтов отправить в специальном криостате, то по прибытии на место они проснутся такими же молодыми и сильными.

В поиске ключей

Важнейшие задачи, к решению которых движутся криобиологи, – это криоконсервация органов для трансплантации и создание банков донорских органов. Сейчас пересадку органов можно производить в течение не более чем 24 часов после смерти донора.

Некоторое время назад важную роль в решении проблемы сохранения донорских органов пророчили методу, основанному на принципе кислородного голодания, с помощью которого удалось обратимо заморозить эмбрионы дождевого червя. Однако, по мнению биофизика, директора по науке компании «КриоРус» Игоря Артюхова, подобные методы хотя и открывают новые возможности для продления сохранности человеческих органов, но только на относительно короткое время. О месяцах и годах, необходимых для создания банков органов, в этом случае речи идти не может.

«Неглубокое охлаждение эмбриона дождевого червя – дело нехитрое, – говорит Игорь Артюхов. –  Вполне возможно, он и в природе так зиму переносит. Есть организмы куда более крупные, например, некоторые лягушки в Африке и Австралии, которые способны вообще без охлаждения впадать в анабиоз и так пережидать сухие периоды, – именно здесь можно было бы поискать какие-то ключи. Но – увы! – этим практически не занимаются».

Действительно, природа демонстрирует поистине удивительные случаи выживания организмов в экстремально холодных условиях. Некоторые насекомые, круглые черви, лягушки и мелкие землеройные млекопитающие долгое время пережидают холода в анабиозе.  Один из самых показательных примеров – сибирский углозуб, тритон, способный оживать после 90 лет анабиоза. Переносить низкие температуры ему удается благодаря тому, что его организм вырабатывает глицерин. Исследование живучести углозуба способно открыть перед нами новые неожиданные перспективы – не исключено, что это поможет найти какие-то дополнительные защитные механизмы и возможности, которые позволят длительно сохранять и человеческие органы. Например, какие-то вещества, блокирующие работу тех ферментов, что вызывают саморазрушение клеток.

Многие специалисты-трансплантологи следили за недавними биологическими опытами ученых, в ходе которых удалось заморозить и разморозить органы животных с сохранением их жизнеспособности. Доктор Амир Арав из Израиля осуществил замораживание с последующим восстановлением печени свиньи, успешно трансплантировав ее другому животному. А американский криобиолог Грегори Фэй, который в 1998 году определил комбинацию веществ, переводящих воду в безопасное для клеток стеклообразное состояние, в свою очередь, произвел обратимую витрификацию почек кролика. Изъятые у кроликов органы он заморозил до -130 °C, а после разморозки пересадил обратно — почки работали. Быть может, действительно не за горами время, когда появятся специальные банки замороженных органов, что позволит смягчить проблему с донорами?

Впрочем, как считают специалисты, говорить об однозначном успехе еще рано. В эксперименте Арава температуру печени не понижали до необходимой для длительного хранения органа. В печени удалось восстановить лишь 80-85% клеток, что не может гарантировать ее нормальную работу. То же самое и с пересаженной почкой кролика: ее жизненные функции после разморозки были далеки от идеальных.

По прогнозам экспертов, обратимая криоконсервация отдельных органов станет возможна при правильном подборе веществ-криопротекторов, режимов охлаждения и согревания. В этих направлениях работают и Фэй, и Арав, и многие другие специалисты. Разнообразие вариантов очень велико, и пока нет ясности, сколько времени потребуется, чтобы найти пути увеличения срока хранения органов.

Когда это произойдет, следующей задачей станет сохранение уже не отдельных органов, а целых организмов. Новое развитие получит крионика – практика глубокой заморозки тела (или мозга) человека после смерти с целью его последующего оживления.

КрионикаКриомедицина

Машина времени

Если раньше говорить о «жизни после смерти» было уделом писателей-фантастов, то сегодня реальность подобных перспектив допускают передовые ученые. И ищут способы «выхода из анабиоза» нашедших покой в криостатах пациентов. Чтобы было почти как у Владимира Маяковского в пьесе «Клоп», главного героя которой случайно заморозили, а через 50 лет нашли, разморозили и оживили.

Полвека прошло с того момента, когда человечество впервые узнало о «крионике» из книги «Перспективы бессмертия» (1964) профессора физики Роберта Эттинджера. В своем труде он подробно описал, как можно продлить жизнь человеку, заморозив его после смерти, и вдохновил на крионирование профессора психологии из Лос-Анджелеса Джеймса Бедфорда. В 1967 году после смерти тот стал первым в мире криопациентом, погрузившимся в «холодный сон».

На сегодняшний день в специальных криохранилищах при температуре  -196 °C ждут воскрешения около 250 землян, в том числе более 30 россиян, и еще свыше 10 тысяч человек подписали контракты на крионирование. Люди верят в то, что наука будущего сможет возвратить их к жизни, и выкладывают за свою веру немалые суммы: стоимость в зависимости от типа услуги (например, желает клиент сохранить все тело или только мозг, надеясь обрести новое искусственное тело в будущем), варьируется от 12 тысяч до 200 тысяч долларов.

Как происходит крионирование? Тело насыщают криопротектором через кровеносные сосуды, кладут в капсулу криостата, наполняя ее жидким азотом. Процесс замораживания продолжается много дней, затем пациента располагают в специальной морозильной камере головой вниз, дабы в случае непредвиденного испарения азота мозг максимально долго оставался в холоде.

Уровень современной науки пока не дает возможности оживить обитателей криостатов. Однако есть надежда, что в будущем разработают совершенно новые методики размораживания, которые пока даже трудно вообразить – как ещё 30 лет назад никто не ждал появления смартфонов и социальных сетей.

Известный американский ученый, популяризатор нанотехнологий Эрик Дрекслер предположил, что оживлять людей, замороженных методами крионики, станут при помощи медицинских нанороботов – машин для ремонта клеток. Возможно, это будет «рой» микророботов, способных во взаимодействии друг с другом «ремонтировать» повреждённые ткани и клетки, например, восстанавливать травмированные ледяными кристаллами участки клеточных оболочек-мембран. Или же это будет единая система с миллионами щупалец-манипуляторов. Специалист в области наномедицины Роберт Фрейтас прогнозирует вероятную дату первого оживления криопациента – между 2040 и 2050 годами. «Отец» крионики Роберт Эттинджер, скончавшийся в 2011 году, был куда сдержаннее в прогнозах: по его мнению, более реальный срок возвращения к жизни клиента криофирмы – не раньше 2150 года.

В России идея крионирования нашла живой отклик около десятилетия назад. С 2005 года в Подмосковье функционирует компания «КриоРус», одна из трех крупнейших в мире компаний, занимающихся крионированием и сохранением клиентов (две другие Cryonics Institute и Alcor Life Extension Foundation – расположены в США).

Крионика

До появления «КриоРус» возможность хранить в криостатах людей в России отсутствовала. И поэтому тела безвременно почивших охлаждали до допустимых температур и перевозили в США в Cryonics Institute, где уже проводили полноценную процедуру погружения в жидкий азот и оставляли в морозильных камерах до лучших времен. Сегодня в депозитариях российской компании находятся 34 человека, и более сотни подписали контракт на криосохранение в будущем.

В России, как и в подавляющем большинстве стран, юридические причины не дают возможность замораживать людей раньше остановки сердца, пока врач не констатирует смерть. А нужно ли человеку вообще давать право выбора времени крионирования, допустим, в тех случаях, когда официальная медицина признала его неизлечимо больным? «С моей точки зрения – да, – отвечает Игорь Артюхов. – Человек должен иметь право распоряжаться и своей жизнью, и своим телом, – иначе, что же ему вообще принадлежит?»

Битва за мозг

Если по каким-то причинам крионирование не состоялось вовремя, то специалисты предлагают сохранить ДНК человека, его генокод. Это можно сделать как при жизни, так и после смерти. ДНК содержит данные не только о врождённых особенностях конкретной личности, но и о предках этого человека. Однако, вся информация о его жизненном опыте, воспоминания содержатся только в клетках головного мозга – вот почему сторонники крионики именно мозг пытаются сохранить неповрежденным.

Задача эта не из легких, и над ее решением ученые бьются не одно десятилетие. Интересно, что эксперименты по замораживанию мозга, правда, не человека, а кошки, проводил еще в середине XX века японский ученый Исаму Суда. После оттаивания мозг хотя и был сильно поврежден, но ученые зафиксировали в нем наличие электрических импульсов. Это стало настоящей сенсацией.

С тех пор наука продвинулась не очень далеко. Энтузиасты «вечной жизни» предлагают и другой вектор развития: а почему бы не скопировать информацию с человеческого мозга на искусственный носитель? Если рассматривать личность человека как некий объем информации, материальным носителем которой является головной мозг, то, научившись сохранять конфигурацию нейронных сетей, мы сможем в дальнейшем восстанавливать личность по этой конфигурации.

Возможно, прямо сейчас в мире закладывается фундамент для научного прорыва в направлении копирования мозга, прежде всего благодаря двум крупнейшим суперпроектам: американскому BRAIN Initiative и европейскому Human Brain Project. 11-го октября в швейцарской Лозанне состоялось «пусковое» собрание организаторов европейского проекта, в котором участвует более 100 научных организаций из разных стран. А чуть ранее, в апреле, президент США Барак Обама заявил о выделении средств на американский проект, реализация которого начнется с 2014 года. В него также вложатся частные инвесторы; фактически исследования уже ведутся на их средства. Кроме этого, активно работает проект Blue Brain компании IBM и ряд других проектов меньшего масштаба.

Human Brain Project

В общем, можно сказать, что «битва за мозг» началась. Если упомянутые проекты будут продвигаться ожидаемыми темпами, то уже довольно скоро – в ближайшие десятилетия – появится возможность не только успешно восстанавливать поврежденный при криосохранении мозг, но и создавать на компьютерном носителе его цифровую копию. Дело техники потом разместить «мыслящий орган» в размороженном теле человека или же в новом искусственном. И только время расставит все точки над «i».

Досье Discovery

Криобиология (от греч. kryos – холод, мороз) – раздел биологии, изучающий воздействие низких (ниже 0 °C) и сверхнизких температур на живые организмы. Достижения криобиологии применяются на практике в криомедицине, основанной на лечении холодом. Наряду с криотерапией, подразумевающей охлаждение тех или иных органов, существует криохирургия, использующая низкие температуры для практически бескровной деструкции тканей и органов, особенно при операциях на головном мозге. Если цель криомедицины – укрепить человеческое здоровье, то сверхзадача крионики (практики замораживания только что умерших людей или животных до ультранизких температур и их дальнейшего сохранения в жидком азоте) – оживить «пациентов», как только технологии, которые позволят восстанавливать все функции организма после заморозки.

Анна АкуличОпубликовано в журнале Discovery

О фантастических мирах предшественников

Фантастика как жанр всегда была плодородной почвой для кинематографа. Но сегодня, помимо постоянного развития идей, появляются и новые компьютерные технологии, позволяющие создавать на экране более сложные миры. А, как известно, цель любого фантаста — показать максимально реалистичную картину.

В античности Аристотель сформулировал мысль об искусстве как о постоянном подражании природе. А в эпоху Возрождения Леонардо да Винчи, говоря о композиции, заметил: «Нельзя сделать никакого животного, у которого каждый из его членов тела не был бы сам по себе похож на какой-нибудь член тела другого животного».

Иными словами, задача каждого современного фантаста — устроить читателю полноценное путешествие в другой мир. Чем тщательнее организована семиотическая модель выдуманной вселенной, тем больше каналов восприятия задействуется, и человеку легче поверить в вымысел.

Наиболее очаровывающими фантастическими вселенными можно назвать бессмертные миры «Властелина Колец» Джона Роланда Руэла Толкина и классической космической саги «Хроники Дюны» Фрэнка Герберта.

Серия книг «Властелина Колец» родилась из разработок профессором Толкиным эльфийского наречия квенья, которое базировалось на грамматике финского языка, а фонетика и орфография были взяты из латыни и греческого. Позже он создал цикл книг «Властелина Колец», где были описаны носители квенья и их мир. Сама же история Средиземья превосходит временные рамки «Властелина Колец», и поэтому рассказ о ней вынесен в отдельную книгу — «Сильмариллион».

Действие «Дюны» разворачивается в далеком мире будущего — после восстания машин, человечество отказалось от технологий. Центральный образ — это дикая, даже в чем-то примитивная культура жителей планеты пустынь Арракис, именуемая иногда Дюной, на фоне футурологического пейзажа и межзвездных полетов. Автор знакомит читателя с традициями, религиозными верованиями и пророчествами выдуманной им страны. Здесь царит дефицит воды, и плевок считается проявлением наивысшего уважения, ведь так человек делится собственной влагой. Герберт описывает и устройство ордена селекционеров Бене Гессерит, задача женщин, входящих в него, максимально развить способности своего ума. Ставки в условиях этой вселенной сделаны на интеллект.

Интрига этих великих произведений таится в разгадывании ребуса отношений героев и окружающего их мира.

А если верить нашему известному семиотику Ю. М. Лотману, то: «Художественный текст в принципе исходит из возможности усложнения отношений между первым и третьим лицом» .

Примечательно еще и то, что, например, при экранизации «Властелина Колец» основное внимание было уделено созданию сказочной вселенной во всех деталях. Несмотря на уже развитую индустрию цифровых спецэффектов многие элементы конструировались вручную. Так, деревушка Хоббитон после завершения строительства еще какое-то время обрастала травой для максимально натурального вида. Для большей аутентичности ландшафт ровнялся выпасом коз вместо газонокосилок. Много хитростей применили для уменьшения роста актеров, играющих хоббитов. В ход шли дублеры, искривления перспективы в статичных кадрах и специальные движущиеся платформы для синхронизации с ходом камеры. Богатая и глубокая фактура книги задала высокую планку и кинотрилогии.

У экранизации «Дюны» другая судьба. Масштабная версия Алехандро Ходоровски с Сальвадором Дали в роли императора и музыкой Pink Flyod так и не сложилась. А фильм, снятый Девидом Линчем провалился в прокате, хотя и получил премию «Сатурн» за лучшие костюмы. Телевизионная же версия «Дюны» режиссера Джона Харрисона получила две награды «Эмми» за спецэффекты и операторскую работу.

Безусловно, Джордж Мартин знаком с обоими классиками. Да и параллели между «Песнью Льда и Пламени» и вышеупомянутыми произведениями напрашиваются. Первое, что бросается в глаза — это, конечно, выдуманные Мартином дотракийский и валирийский языки. Которые, впрочем, в книгах (серия «Песнь Льда и Пламени», 1996) были обозначены условно, а для съемок разработаны лингвистами (в отличие от сложной интеллектуальной работы профессора Толкина).

Еще в романах Джорджа Мартина упоминается легенда об обещанном принце Азоре Ахае, который разгонит тьму. Эта интрига фактически центральная, так как, предположительно, этим мессией и окажется истинный наследник Железного Трона. В «Дюне» Фрэнка Герберта есть нечто подобное. Тут тоже существует мессия, которого одновременно, но под разными именами ждут и коренные племена планеты Арракис, и сестры ордена Бене Гессерит. Фримены Дюны верят в лидера, который принесет с собой священный огонь — джихад и освободит их планету от оккупации императора. Бене Гессерит в свою очередь проводят тайный генетический эксперимент с целью рождения всесильного существа Квизаца Хадерака, который, как и Азор Ахай, мыслится представителем мужского пола, но может оказаться и женщиной.

«Песнь Льда и Пламени» на экране

Что же предлагает сериал?

Фактура «Игры Престолов» очень яркая. Эпоха Средневековья, драконы, войны кланов, мифология, многообразие народностей, интрига борьбы за престол, запоминающиеся персонажи, куча сюжетных перипетий.

Что касается фабулы, то она классическая для сериала. Шоу называется «Первенство за корону или Кто тут самый лучший?». И поскольку повествование «Песни Льда и Пламени» строится по принципу полифонического романа , на экране подобное многоголосие превращается в очень удачный формат.

«Игра престолов» показывает зрителю именно то, что анонсирует. Скандалы, интриги, расследования, но только среди царственных особ. Разница же политических и кухонных интриг (их масштаб) не особо учитывается. История становится легендой, когда рассказывает не только о событиях, но и о последствиях. Тогда она по-настоящему приобретает объем.

Фактура

В сериале же персонажи напрямую связаны друг с другом, а характер событий часто однотонен, что не позволяет ставить необходимые акценты. Геолокации и вовсе оставляют желать лучшего. Получается, что зритель знает каждый миллиметр Вестероса, но едва ли сунул нос в Дорн.

Военные конфликты изображены фактурно, однако это не имеет никакого отношения к стратегии боя и еще больше размывает киноповествование. Только зрелищные взрывы, дикий огонь в битве при Черноводной и нападения драконов. Хоть авторы сериала и гордятся масштабными сценами и спецэффектами, но ощущение недосказанности не покидает. Возможно, потому, что фактура представлена стереотипами. Например, в знаменитом эпизоде «Битвы бастрадов» главные противники Джон Сноу и Рамси Болтон встречаются перед боем, видимо, строго по договоренности и обмениваются угрозами, очевидно, для устрашения. На следующий день обе армии являются на поле брани также, будто по расписанию, и стенка на стенку кидаются в бой. Затем следует глянцевая картинка романтизированного сражения.

Дейнерис Таргариен регулярно напоминает зрителю о своих притязаниях на Железный Трон, будто это единственная ее характеристика как персонажа. А, назначая Тириона Ланнистера своим десницей, она ведет себя точно подросток на первом свидании. Хотя в сложных отношениях политических союзников сентиментальность вряд ли может быть самым интересным элементом.

Сюжет

Конечно, при экранизации оригинальный текст был переработан. И хотя, в адаптации сценария принимал участие Джордж Мартин, сериал превратился в самостоятельную историю. Да и, по словам Мартина, продюсеры Девид Бениофф и Дениэл Бретт Уайсс вольны делать все, что угодно.

Поэтому создатели сериала отказались от развития ряда сюжетных линий, сократили сцены с некоторыми персонажами (Мирцелла Баратеон и Рикон Старк убиты в сериале, но живы в книге), а других и вовсе исключили (Арианна Мартелл — сестра дорнийского принца Тристана, Виктарион Грейджой — еще один брат Бейлона и Эурона Грейджоев).

Разумеется, по сравнению с кино возможности литературы значительно шире, даже если речь идет о перенесении на экран такого масштабного жанра, как пеплум. Да и писатель не ограничен хронометражем или бюджетом.

Чтобы создавать эпохи и цивилизации, автору достаточно фантазии. А любая экранизация моментально столкнется с трудностями реконструкции. В один фильм, будь то отдельная картина или часовая серия, всех деталей не уместить и неизбежно придется чем-то жертвовать. К тому же задачи литературы и кино изначально различны. Так, роман Толкина впечатляет подробностями. Но для того чтобы читатель проник в мир книги, автору бывает достаточно лирических отступлений и справок, которые органично вплетены в ткань повествования.

Развлекательная индустрия кино и телевидения работает иначе. Внимание зрителя обычно сосредоточено на кинематографичном действии. И поэтому экшну отводится больше места, чем изначально подразумевала любая авторская идея. В худшем случае, происходящее на экране сводится к банальной бытовухе и подается через призму сентиментальности.

Какое-то не то Средневековье

Авторы сериала, конечно же, должны были адаптировать богатую фактуру книги при переносе на экран, но сделали это не везде аккуратно, и, возможно, даже не там, где стоило. Поэтому сериальное воплощение «Песни Льда и Пламени» лишено объема. Особенно пострадало условное изображение эпохи Средневековья.

Визуально историческое время на экране можно показать через ментальность социума, быт и характерную моду. Но если из сериала убрать костюмы и декорации, то путешествия во времени и пространстве не случится.

Без мишуры останется обычный человек, немного приправленный глянцевыми тенденциями в мире кино. Тогда как реальное Средневековье можно узнать по ключевым элементам, в формировании которых большое место занимала религия. Искусство, наука, политика развивались в контексте Церкви. Именно поэтому начало периода называют Темные века.

Люди жили словно в дурмане. Когда в Европе стали известны греческие мыслители с их концепциями мира, многие поначалу были восприняты враждебно, их взгляды объявлены ересью, так как противоречили библии.

Относительно вероисповедания героев сериала в лучшем случае известна только принадлежность к конфессии. Существуют Семеро Богов, культ Владыки Света и Утонувший Бог. Однако деталей, касающихся морали этих направлений, нет. Нравственная мотивация большинства героев сериала не ясна. Поверхностно упоминается лишь легенда об обещанном принце, который может оказаться принцессой.

Религия Средневековья определяла и статус королевской власти, ее отношения с поданными, так как общество имело строгую иерархию. Выражался этот порядок в этикете, который со временем только усложнялся. В эпоху Возрождения при дворе появились специальные люди, знающие все тонкости придворного этикета и следящие за его исполнением — церемониймейстеры. Суть этикета сводилась к возвеличиванию царственной особы, что позволяло утвердить и придворную иерархию.

Появление в ХI веке сословия рыцарей наложило отпечаток и на принципы поведения при дворе.

Конечно, романтизация рыцарского кодекса лишь малая часть общей картины. Честный поединок и уважение к противнику распространялись только на собственный круг. В реальности рыцарь должен был постоянно заботиться о своей репутации и все время быть на виду. Хорошим тоном считалось — должным образом отвечать на оскорбления, даже самые незначительные, быть щедрым человеком, скупость могла привести к исключению из общества. Репутация же дамы была тем выше, чем больше поклонников из-за нее пострадало.

Главным средневековым развлечениями были пиры, турниры и охота. Поэтому каждый новый придворный оценивался по тому, что он вносил в придворную культуру. Рыцарю было прилично слагать стихи, а придворной даме петь или владеть музыкальным инструментом.

Сериал же не демонстрирует подобного интеллектуального пейзажа. Придворный быт едва ли затронут. А отсутствие внушительного культурного пласта не позволяет классифицировать изображенную эпоху как историческую, пусть эпоха и выдумана. Да и на экране показана, скорее, ментальность современного, очень близкого к зрителю, человека. И лучше всего это иллюстрирует классический образ усмехающейся Серсеи Ланнистер с бокалом вина в руке.

Немного о драконах

Отдельно о драконах. Конечно, эти существа выдуманные, но и выдумка может быть правдоподобной. О чем размышлял Питер Дикинсон, в 1979 году читавший цикл лекций о том, как летали драконы (впоследствии он написал книгу «Полет Драконов», которая и легла в основу одноименного мультфильма). Дикинсон описывает полет дракона как устройство дирижабля. Высоту существо сохраняло благодаря водороду, появление которого объяснялось химической реакцией кальция и соляной кислотой, вырабатываемых в костной ткани и желудке дракона. Чтобы подняться в воздух дракон выпускал излишек водорода, который сгорал в его пасти. То есть огненное дыхание не было актом агрессии, а всего лишь являлось частью алгоритма полета. Химическая реакция, согласно теории Дикинсона, происходила постоянно, отчего после смерти дракона его тело сгорало. Драконы из «Игры престолов» другие — их черепа украшают тронный зал, а огнем они дышат по команде Дейнерис.

Также размер детенышей по сравнению со взрослыми особями кажется неправдоподобным. Только что вылупившиеся малыши габаритами не превосходят и глаза взрослого дракона, согласно сериалу. Возникает вопрос, каким образом при такой разнице в размерах самка должна заботиться о своем потомстве? Она не только может задавить, но и не способна, например, измельчить еду в достаточной степени для таких крошечных, по сравнению с ней, ртов.

Все остальное — драма

Вообще суть происходящего в «Игре престолов» сводится к типичной мыльной опере, завернутой в нарядную упаковку. Герои в основном инфантильны и эмоции их предсказуемы. Больший процент экранного времени занимают диалоги-клише. Персонажи много болтают, перебарщивая с эмоциями. А мизансцена довольно часто ограничена комнатой или даже парой метров пространства. Это создает ощущение замкнутости.

Так, обострение конфликта между Сансой и Арьей в седьмом сезоне сериала происходит в высшей степени пафосно и драматично. Старшая сестра находит лица, с помощью которых Арья перевоплощается. Последняя же берет в руки нож и, поигрывая им, заглядывает сестре в глаза с вопросом: «Каково это быть леди Винтерфел?». В итоге то, что должно выглядеть угрожающим намеком, смотрится как подростковый флирт и показуха.

Любовная линия переводчика и близкой подруги королевы Дейнерис — Миссандеи и главнокомандующего армии Матери Драконов — Серого Червя сведена к сопливой сентиментальности, вместо рассказа о том, как безупречный воин внезапно для себя погрузился в чувства.

Каждая вторая реплика своей пафосностью претендует на афористичность. «Единственный, кому нужна защита, — это тот, кто встанет на пути у нее (Арьи Старк)», — сообщает Бриенна Тарт Псу в их встречу в Королевской Гавани в седьмом сезоне. «Ты не можешь убить ворона, потому что это ты сам», — говорит Жойен Рид во сне Брандону Старку. В их личную встречу Жойен приветствует Брана словами: «Мы долго шли за тобой, а впереди у нас путь еще больше».

Слишком поверхностный подход к психологической составляющей сериала лишает картину тех нюансов, которые позволят зрителю по-настоящему сопереживать. В то время как постановочный конфликт интересен именно возможностью понять изнутри обстоятельства, которые зритель не пережил лично.

И, наконец, то, что не может не броситься в глаза — обилие инцеста на квадратный метр — Серсеи и Джейми, Крастера и гарема его дочерей и внучек. Все это можно, конечно, рассмотреть как средневековую дикость. Тем более что эти персонажи отрицательные. Валирийская традиция кровосмесительных браков Таргариенов упоминается как атрибут прошлого, то есть не имеет точной моральной оценки. Такая же традиция была и у фараонов древних египтян. Но инцест, хоть и по неведению, между главными положительными героями, например, Фрейд не оставил бы без внимания. Но, с другой стороны, секс — самый продаваемый товар.

Мехди: «У меня в Монголии есть проект, который будет народным. Моя цель — объединить народ и силу Земли.»

В Монголии нет роскоши, люди живут так, как жили давным-давно на этой земле. Основная деятельность — это пастухи, очень простые люди, которые любят свою землю, уважают каждый камушек. А я лечу туда, потому что помимо всего прочего, у меня там есть один проект, который будет народным проектом. Каждый монгол сможет посадить своё дерево. У меня есть там Цель — объединить народ и силу земли. Там степь, многие деревья не растут из-за холода и ветра. Но я создам парк на том месте, где априори его не может быть. Я уверен в том, что если человек создал что-то своими руками, это останется навечно. Поэтому я так часто бываю там. На этом видео люди с настоящей улыбкой и уважением ко мне. Для меня это дорого.Спасибо моим друзьям из Монголии за очередную встречу, поддержку и уважение. До новых встреч.

май, 2016 г.рan>

Экстрасенс Мехди шокировал всех в прямом эфире

Мехди честно отвечал на все вопросы, рассказал о причинах своего визита в Монголию и поделился планами и проектами. Многие знают суровую природу этих мест, а проект Мехди — это вызов самой природе. Он хочет создать парк там, где не растут даже цветы. Давайте пожелаем ему удачи.

«Многие знают, что недавно я был в Монголии. Там я узнал, что до меня тоже приезжали некоторые экстрасенсы, имена которых я не буду называть. Но скажу одно, эти люди смогли испортить имидж экстрасенса, и не просто экстрасенса, а экстрасенса из России. Мне очень жаль. Я был первым экстрасенсом, кто посетил Монголию из России, я многое сделал там хорошего, завоевал уважение, а когда снова приехал туда недавно, то почувствовал недоверие и даже агрессию.Как же так! Кто-то строит, а кто-то разрушает, используют доверие людей, чтобы заработать, тем самым уничтожая всякое уважение. Чтобы еще раз доказать людям этой страны, что я не собираюсь никого обманывать, мне пришлось согласиться на испытание и проверку в прямом эфире. То, что я уже показал в своих социальных сетях — это только одно испытание. Мне предложили 2 конверта и попросили сказать внутри, но я сам усложнил испытание и, назвав что в конверте лежат удостоверения, я предложил найти их хозяев и вручить лично эти документы владельцам. А во время второго испытания, которое не было показано, я помог женщине с больным ребенком. В свое время, один из экстрасенсов из России, который посещал Монголию, обещал помочь, но не помог. Я установил диагноз, помог материально и морально, а также сказал, что необходимо сделать для успешного выздоровления.Дорогие экстрасенсы, хотя бы имейте совесть и, если не можете помочь ничем, не вводите в заблуждение людей, которые вам платят, а перед этим годами пасут скот. Берите деньги у тех, у кого они есть, хотя это также отвратительно, но что же поделать, если вы не можете помочь ни богатым, ни бедным.Чтобы сохранить лицо и авторитет экстрасенсов из России, я начал в Монголии проект, который в будущем поможет народу этой замечательной страны.Спасибо Монголии и спасибо вам, дорогие читатели!»

2015 г.рan>

Экстрасенс Мехди: «Рад знакомству, Монголия»

Впервые я полетел так далеко! Нет, не во сне, наяву! Я шагал по земле, по которой однажды ходил Чингисхан. Для кого-то он был героем, а для кого-то разрушителем. Но! До тех пор, пока в не побываете в Монголии не узнаете и не поймете — почему его считают великим!Бескрайняя степь… маленькая численность населения…Как можно даже себе представить, что человек – сын этих земель завоевал половину мира! Причем, в честном бою, в отличии от современных аналогичных историй, где все решает нажатие кнопки!Я поставил в Блог фотографию, где я стою рядом с памятником Чингисхану. Реакция некоторых людей была негативной, были даже очень резкие высказывания.История помнит многих завоевателей: Александр Македонский, Наполеон, Гитлер…Но в случае с Чингисханом есть существенное отличие! Его до сих пор любит его народ! Его уважают! И больше того, даже в странах, когда-то завоеванных им, люди не одарили его дурной славой! Я родом из Ирана. В свое время и Иран был подчинен власти Чингисхана. Но я и многие мои соотечественники не испытываем к нему ненависти, и многие считают его великим воином! Он это заслужил!Прошу вас, не пишите плохих слов об этом историческом персонаже, я что-то знаю и чувствую, именно поэтому говорю так!Народ Монголии очень близок с Землей! Они очень добрые и гостеприимные! Я не думаю, что существует еще такой народ. Цивилизация, деньги, власть – меняют отношение людей к Земле, но это не про монголов! Они сохранили эти теплые отношения!И это ключевой момент – когда человек и окружающее – единое целое!И это значит, что у этой страны есть будущее. Вы не представляете себе, как некоторые из шаманов там молятся за Землю, совершают различные обряды, просят прощения у Земли за грехи человечества. А их ламы… Насколько достойно они проживают свою жизнь!А почему я поехал в Монголию?Это было мечтой детства — вдыхать запах природы, ходить по пескам и почувствовать силу Чингисхана!Кстати, в Монголии многое названо в его честь. И я знаю почему! Во-первых — это знак уважения, а во-вторых, монголы уверены, что имя Чингисхан принесет удачу и прибыль! Даже его имя – этим людям дает надежду.Чингисхан – неотъемлемое украшение безумно красивой монгольской земли.У меня прекрасное впечатление от людей Монголии и от увиденного!Привет всем моим друзьям из Монголии. Спасибо за теплый прием.Отдельное спасибо Унурбаяру (ведущему «Битвы экстрасенсов» в Монголии, телеканалу «НТВ Монголия», переводчице Надежде и Дельгирсайхану.

Вверх